Дискалькулия у детей – это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом
Общие сведения
Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия. В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ, бессонницей. Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%. Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению. Симптомы наиболее развернуто проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, на эти периоды приходится пик диагностики.
Дискалькулия у детей
Причины
По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:
- Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
- Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
- Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм, курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.
Патогенез
Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.
На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач. Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.
Классификация
Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:
- Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
- Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
- Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
- Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
- Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
- Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.
Симптомы дискалькулии
Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.
Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.
У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и «+», «<» и «>». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения. Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций. Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь. Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».
В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.
Осложнения
Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность. Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам. Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.
Диагностика
Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам. Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы. Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:
- Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
- Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
- Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.
С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.
Лечение дискалькулии
Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:
- Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
- Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
- Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.
Прогноз и профилактика
При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек. Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.
Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека. Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.
Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.
Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.
Причины появления нарушения
К развитию патологии приводят:
- Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
- Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
- Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.
У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.
Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:
- нарушение в обработке зрительной информации;
- пониженная концентрация внимания;
- нарушение логического мышления;
- проблемы с усвоением и запоминанием информации.
Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Симптомы проблемы
Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».
Симптомы дискалькулии:
- сложности с различением и написанием цифр;
- неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
- нарушения координации тонких движений;
- неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
- сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
- невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
- сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
- неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.
Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.
Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.
Формы дискалькулии
Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:
- Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
- Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
- Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
- Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
- Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
- Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
- Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.
В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.
Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.
Тестовые задания для диагностики
Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.
Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:
- посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
- расположить числа в порядке возрастания и убывания;
- сравнить два числа;
- определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
- выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
- проанализировать схему тела человека;
- определить направление вправо-влево.
После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.
Как проводится коррекция дискалькулии
Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.
В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.
Методы и упражнения для коррекции:
- решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
- имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
- создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
- переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
- измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
- обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
- сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.
Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.
Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.
Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.
Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время.
Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).
Способы профилактики
Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.
Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.
Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.
Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.
Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дискалькулия
Ваш ребенок никак не может «подружиться» с цифрами, учителя считают его ленивым, а одноклассники дразнят? Не спешите делать поспешных выводов об умственных способностях малыша, опускать руки и тем более наказывать. Возможно, так проявляется дискалькулия – расстройство, связанное с неумением оперировать арифметическими функциями. Специалисты клиники неврозов доктора Исаева успешно борются с проблемой, применяя современные методы комплексной коррекции.
Не все родители знают о том, что уже на этапе подготовки к школе «боязнь арифметики» можно диагностировать, эффективно лечить и тем самым облегчить ребенку процесс освоения учебной программы.
Дискалькулия
Врожденная
Генетическая особенность или дефект
Органическое поражение
Навязчивые попытки трогать людей или предметы
Дискалькулия развития
Социально-педагогическая запущенность
Общие сведения
Так называемая математическая дислексия – это стойкое, специфическое нарушение счета в детском возрасте. Дискалькулия проявляется как частичное или полное отсутствие способности понимать цифры и прочие математические символы, делать сравнительный анализ величин и выполнять арифметические операции. Распространенность дискалькулии в разных формах достигает 10%. Оба пола подвержены нарушению в равной степени. Частыми спутниками дискалькулии являются расстройство навыка чтения, СДВГ и бессонница. Хроническая неуспеваемость по арифметике приводит к неприятию точных наук, отражается и на гуманитарных дисциплинах, а также формирует низкий уровень социальной адаптации ребенка в школьной среде.
В «чистом» виде нарушение проявляется редко. В большинстве случаев дискалькулии сопутствуют такие расстройства, как дисграфия и дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Причины
Расстройство навыка счета может быть обусловлено наследственными, социально-педагогическими или психогенными причинами. При диагностике важно установить, что стало условием для формирования нарушения, поскольку от этого зависит успех предпринятого лечения и прогноз. В клинике Исаева вам помогут опытные неврологи и психологи-дефектологи, специализирующиеся на детских расстройствах. Запишитесь на консультацию, которая вас ни к чему не обяжет, зато снимет массу вопросов по поводу школьных проблем у ребенка.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию.
Дискалькулия развивается под влиянием следующих факторов:
Генетический фактор
статистика позволяет предположить наличие связи между ребенком с дискалькулией и его родителем, имевшим подобное расстройство, но исследования по поводу измененного гена пока на стадии поиска.
Педагогический фактор
в основе лежит негативный опыт обучения счету, связанный с принуждением, наказаниями за плохие оценки дома, конфликтами с учителем в школе, или социальная запущенность.
Органическое поражение центральной нервной системы
причиной может быть дисфункция головного мозга, вызывающая сбой в работе системе обработки информации. Триггерами могут быть осложнения беременности (интоксикации в утробе матери, алкоголизм, наркомания), ЧМТ новорожденных, а также инфекции, поражающие ЦНС.
Внезапно проявившаяся дискалькулия у взрослого человека – сигнал для немедленного визита к специалистам. Это может быть симптомом критического состояния, связанного с поражением мозга, например, инсульта или развивающегося новообразования.
Патогенез
В основе дискалькулии лежит недоразвитие внутритеменной борозды, которая отвечает за обработку оптической информации на данном участке теменной доли. Дисфункция также влияет на качество работы нейронов в прилегающих зонах (височной доле, префронтальной коре, субкортикальной зоне, поясной коре). Чтобы обучаться математике, необходима способность визуально представлять числа и задания, а возникающий при дискалькулии когнитивный дефицит затрудняет расшифровку и смысловую обработку задач. Сопутствующие механизмы, включенные в патологический процесс – это низкие концентрация и скорость обработки входящих данных, проблемы с распределением внимания, недоразвитие первичной (кратковременной) памяти и планирования.
Наши преимущества
Высокая квалификация специалистов
Более 200 сертифицированных профессионалов со стажем от 10 лет
Круглосуточный выезд на дом
Звоните в любое время и наши специалисты помогут вам
Полная анонимность
Гарантируем полную конфиденциальность, пациентов не ставят на диспансерный учет
Программа «Двойной диагноз»
Комплексное лечение зависимости и психического расстройства
VIP отделение
Повышенный уровень комфорта и полное уединение
Классификация
Дискалькулия может затрагивать один или сразу несколько компонентов, обеспечивающих нормальный процесс счета. Выделяют следующие формы нарушения счетного навыка:
Вербальная
ученик испытывает сложности с восприятием на слух и называнием чисел, с которыми совершает действия, при этом письменно выполняет аналогичные задания успешно.
Практогностическая
пациент не может вести абстрактный счет, он умеет оперировать категориями (складывать, умножать), но неспособен классифицировать предметы по количеству, величине, форме.
Графическая
сложности возникают с переводом чисел в цифры, ребенок может хорошо справляться с устными действиями, но письменные работы даются с трудом.
Лексическая
пациент затрудняется прочитать цифры, знаки, математические выражения, при этом аудиальное восприятие дается легко.
Операциональная
ученику сложно совершать простые арифметические действия и решать элементарные задания.
Идеогностическая
ребенок не может выполнять расчеты в уме, ему необходима опора (палочки для счета, графическое изображение данных, запись примера).
С учетом того, какой конкретно компонент страдает, симптоматика проявляется по-разному. Соответственно, требуются разные техники, чтобы скорректировать нарушение.
Симптомы дискалькулии
Дискалькулия может быть распознана еще до школы, – при условии достаточного внимания со стороны родителей и педагогов и понимания ими данной проблемы. На практике пик диагностики приходится на 1-2 класс. Во взрослом возрасте расстройство обычно компенсируется выбором профессии.
Симптомы дискалькулии – это сложности или неспособность у пациента:
- распознавания и написания цифр;
- понимания понятий «больше», «меньше»;
- ориентироваться во времени (который час показывают часы);
- решать логические задачки с абстрактными категориями;
- определять пройденное расстояние.
Поверьте — мы действительно можем вам помочь! Наш опыт позволяет это утверждать!
Получить помощь
Ученик допускает ошибки:
- при решении задач без иллюстрации данных;
- в идентификации чисел, озвученных голосом (пишет «десять», услышав «девять»);
- при визуальным определении количества предметов (неспособность сгруппировать их без пересчета по одному).
Без коррекции дискалькулия плохо влияет на успехи в освоении других дисциплин в средней школе. Ребенку сложно воспринимать формулировку задачи, удерживать в уме числовые вводные, анализировать их, применяя различные математические подходы. Подросток может плохо ориентироваться на местности, составлять бюджет, понимать графики и табличные данные.
Заметив у первоклассника характерные симптомы, обратитесь в клинику. Чем раньше будет поставлен диагноз и начнется коррекция, тем выше и очевиднее будут результаты.
Осложнения
При дискалькулии осложнен процесс освоения стандартной школьной программы, что приводит к плохим оценкам по многим предметам и развитию психологических проблем. Как следствие, неумение оперировать цифрами снижает здоровый познавательный интерес, приводит к пропускам занятий, а в долгосрочной перспективе – к отказу от приобретения полноценного образования и снижению качества жизни.
Диагностика
За консультацией можно обратиться к специалистам нашего центра. В клинике Исаева проводится диагностика расстройства детским психиатром. Врач уделяет внимание вопросам воспитания в семье, выясняет наличие неврологических диагнозов, уточняет данные по наследственному фактору (наличие дислексии/дискалькулии у родителей).
Дискалькулия диагностируется с помощью специфических тестов:
- На способность разделять на классы, систематизировать, сравнивать, вести счет.
- На совершение арифметических операций.
- На способность перекодировать данные (решать задания, требующие переведения слов в математический формат, например, «убавить на» или «увеличить, а потом сократить»).
Цель диагностики – комплексно исследовать уровень общего интеллекта, оценить память и развитие речи. Это необходимо, чтобы дифференцировать расстройство от ЗПР, отставания речевого развития, других диагнозов, и выбрать грамотную тактику лечения.
Специалисты международного уровня
Психиатры, психотерапевты, наркологи, неврологи, клинические психологи
Точная диагностика и современные методы лечения
Современные препараты, новейшие технологии и методики
Выезд в любой
район Москвы
и Подмосковья
Врачи окажут экстренную помощь на дому или госпитализируют в клинику
Комфортный стационар и внимательный персонал
Постоянный мониторинг психоэмоционального и физического состояния
Лечение дискалькулии
Коррекция расстройства предполагает комплексный профессиональный подход с участием детского клинического психолога, нейропсихолога, невропатолога. В клинике доктора Исаева ребенку с расстройством счета помогут с помощью психокоррекции, практических занятий по развитию речи и пространственных функций. Для устранения проблемы разрабатывается индивидуальная программа, а условием успешного лечения являются регулярные занятия. Для лечения данного нарушения могут быть назначены определенные медикаментозные препараты, но только лечащим врачом-неврологом (не логопедом и не социальным педагогом) и после детального обследования. Чтобы получить профессиональную помощь, основанную на современных методах и подходах, позвоните по номеру: +7 (495) 463-09-45.
Варианты лечения
- Консультация специалиста
от 4000 ₽ за прием - Стационарное лечение
от 6000 ₽ за сутки - Реабилитация
от 2900 ₽ за сутки
- у нас организована круглосуточная «горячая линия», обратившись на которую, вам ответят на вопросы, связанные с лечением ваших заболеваний, организуют прием у доктора;
- у нас организован круглосуточный прием доктора психиатра, что позволяет оказать неотложную помощь в любое время;
- консультация доктора психиатра – это комплексная первичная помощь пациенту, она длится до 2-х часов и призвана не только ответить на ваши вопросы, но и поставить или уточнить диагноз, назначить лечение и указать вектор ваших дальнейших действий;
- на данном этапе вы получаете достаточно четкий план и прогноз по вашему заболеванию.
Вам необходимо сделать этот первый шаг, если вы начали чувствовать дискомфорт или наблюдаете изменения у ваших близких людей!
от 4000 ₽
- это самая эффективная помощь при любых видах психиатрических проблем;
- для некоторых диагнозов данный вид лечения безальтернативен ввиду тяжести ситуации и серьезности оказываемой терапии;
- мы организовали стационарное лечение в клинике исходя из принципов «фокусировки на интересах пациента»;
- мы предоставляем круглосуточный мониторинг основных показателей, надзор за состоянием пациента;
- мы предоставляем комфортные палаты с четырехразовым питанием;
- мы предоставляем нашу клиническую базу высококвалифицированных докторов-практиков, методик и лучших препаратов;
- мы сделали стоимость приемлемой, удобной и демократичной.
Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!
от 6000 ₽
- в реабилитации мы применяем индивидуальный подход к каждому пациенту и составляем персонализированный план реабилитации;
- реабилитация в наших центрах базируется на концепции терапевтического сообщества;
- с реабилитантами работают квалифицированные специалисты в области наркологии и психиатрии, которые ежедневно проводят лекции и занимаются их психообразованием;
- мы помогаем сформировать устойчивые здоровые привычки и наработать навыки для успешной адаптации в обществе;
- в стоимость включено трехразовое питание и все для комфортной жизни. Есть возможность одноместного размещения;
- мы предоставляем дополнительные услуги, которые могут помочь в реабилитации: йога, спортивный зал, бассейн, массаж и т.д.;
- мы создаем благоприятную и дружественную реабилитационную атмосферу, где вы получите поддержку и понимание.
Чем раньше вы обратитесь к специалистам и начнете реабилитацию, тем быстрее и качественнее вы придете к видимым положительным результатам и начнёте жить здоровую счастливую жизнь!
от 2900 ₽
Часто задаваемые вопросы
Можно ли профилактировать дискалькулию?
Если родители учитывают генетический фактор и хотят предупредить трудности с освоением счета у ребенка, профилактические меры следует предпринимать в раннем возрасте. И первое, что необходимо сделать, – это получить максимально полную диагностику и коррекцию неврологических патологий.
Дискалькулия – это обязательно следствие расстройства психики?
Расстройство не является самостоятельным заболеванием, это следствие нейрологических или психологических нарушений. При своевременно проведенной коррекции дискалькулия успешно преодолевается. Запишитесь на прием к нашему специалисту.
Если расстройство навыка счета произошло во взрослом возрасте, это можно вылечить?
Если дискалькулия впервые проявилась у взрослого человека, который до этого не сталкивался с проблемами в совершении арифметических действий, – это повод не откладывая обратиться в клинику для обследования. Симптомы могут сигнализировать о серьезных нарушениях в головном мозге, требующих срочного лечения.
Нужна ли реабилитация после стационарного лечения психического расстройства?
Реабилитация является неотъемлемым этапом лечения психических, неврологических заболеваний, а также зависимостей. В центре доктора Исаева действуют современные программы реабилитации, с помощью которых закрепляется результат лечения и достигается стойкая ремиссия. Реабилитация обязательна, так как лечение без этого этапа является неполным.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию.
Статьи по теме
Дислексия
Вы в курсе, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Значит, вам знаком диагноз дислексия – частичное специфическое расстройство навыков чтения…
Подробнее
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Подробнее
Лечение бессонницы
Инсомния, или бессонница, — это заболевание, при котором происходит нарушение процесса засыпания и самого сна. Недостаток сна негативно влияет на здоровье человека и заметно ухудшает качество жизни. В частности…
Подробнее
Лечение психических расстройств в Москве
Подробнее
04.05.2023
Дискалькулия проявляется в виде трудностей или даже полной неспособности понимать цифровые символы, выполнять (даже элементарные) операции сложения, вычитания, умножения и деления.
В статье рассказываем о причинах дискалькулии, её проявлении в школьных тетрадях и опыте работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе по её коррекции.
Причины дискалькулии
Как показывает и доказывает практика Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, дискалькулия не существует сама по себе. Её первопричиной является дислексия, дисграфия, а если быть точнее, то нерешённые проблемы с моторикой, чтением и письмом.
Именно поэтому дискалькулия у школьников обычно проявляется гораздо позже, чем дислексические трудности, – ближе ко второму или даже третьему классу. Дело в том, что накопленные и нерешённые проблемы с моторикой и чтением к 3-4 четвёртому классу формируют у ребёнка устойчивые трудности с математикой. И эти трудности часто определяют ошибочным диагнозом «дискалькулия».
Симптомы дискалькулии
«Классическими» симптомами называют следующие:
- трудности с пониманием чисел. Например, ребёнку сложно соотнести между собой конкретное число и количество предметов;
- проблемы со счётом, как прямым, так и обратным;
- сложности с запоминанием основных математических фактов. К таким, например, относится таблица умножения;
- проблемы со сравнением цифр между собой.
Но мы не будем подробно останавливаться на видах дискалькулии, так как их первопричиной всё равно являются дислексические трудности или функциональная рассогласованность в работе полушарий мозга.
Поэтому для выявления дискалькулии необязательно ждать, когда в школе по математике начнутся задания на сложение, умножение, сравнение. Достаточно посмотреть на тетради ребёнка, потому что если знать, как проявляется дислексия, то не составит труда и выявить дискалькулию.
А проявляется она следующим образом:
- наличие выраженных устойчивых трудностей понимания прочитанного текста задачи или задания;
- ошибки в написании математических цифр и символов, которые ребёнок может даже неправильно списывать из учебника. Типичные примеры: ребёнок путает между собой цифры 6 и 9, знаки «больше» и «меньше», сложения и умножения;
- неправильное написание цифр: линия идёт снизу вверх и справа налево. А с точки зрения правильной нейродинамики строчка должна «бежать» строго слева направо и сверху вниз, потому что так работает наш мозг;
- сложности с вписыванием цифр в клеточку;
- полное непонимание инструкции, когда нужно «отступить клетку сверху и две слева»;
- постоянная грязь, ошибки и исправления в тетради.
Практика работы эксперта-аналитика, коуча Татьяны Гогуадзе с детьми доказывает, что дискалькулия в первую очередь спровоцирована проблемами понимания прочитанного текста и моторными трудностями на письме!
Коррекция дискалькулии
Лечить дискалькулию бесполезно, так как это не болезнь. Как правило, дискалькулия проявляется в результате рассогласованности в работе полушарий мозга, а точнее, в слабой активности левого полушария мозга.
Более того, у детей с дискалькулией часто наблюдается снижение функций левого полушария из-за высокой доминации правого полушария. А так как левое полушарие отвечает за логику, анализ, обучение и, в частности, математику, то для решения проблем с дискалькулией в первую очередь требуется активизировать и закрепить доминацию левого полушария мозга.
Лучшим средством коррекции дискалькулии, как показывает практика Татьяны Валерьевны Гогуадзе, являются специальные психофизические упражнения, которые одновременно направлены на преодоление моторных трудностей, улучшение навыков чтения и письма, активизацию функций левого полушария мозга. То есть одновременно решаются трудности с чтением, письмом и математикой!
Такой подход Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе к коррекции дискалькулии позволяет детям не только в короткие сроки решать свои проблемы с математикой, но и получить комплексное улучшение в освоении учебных навыков.
Дети на программах Татьяны Гогуадзе меняются быстро – 14 дней достаточно, чтобы вывести ребёнка из кризиса обучения и сделать так, чтобы он начал нормально читать, писать, да и выполнять арифметические действия.
Записывайтесь на курс коррекции «Успешный Старт» – и помогите своему ребёнку справиться с дислексией и дискалькулией в короткие сроки!
Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма».
Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.
Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития. При своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.
Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно сильное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.
Причины возникновения дискалькулии
Причины дискалькулии:
- Боязнь арифметики. В основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
- Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
- Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.
- Расстройства мыслительной деятельности. Это нарушение в обработке зрительной информации, пониженная концентрация внимания, нарушение логического мышления, проблемы с усвоением и запоминанием информации.
Спровоцировать возникновение дискалькулии могут различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.
Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Симптомы дискалькулии
Дети, страдающие дискалькулией, неспособны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.
Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».
Симптомы дискалькулии:
- Сложности с различением и написанием цифр;
- Неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
- Нарушения координации тонких движений;
- Неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
- Сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
- Невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
- Сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
- Неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.
Как только близкие обнаружили у ребёнка часть этих симптомов, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.
Вследствие нарушения обработкb зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.
Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.
Формы дискалькулии
Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:
- Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
- Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
- Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
- Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
- Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
- Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
- Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.
В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.
Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.
Тестовые задания для диагностики
Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.
Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:
- Посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
- Расположить числа в порядке возрастания и убывания;
- Сравнить два числа;
- Определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
- Выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
- Проанализировать схему тела человека;
- Определить направление вправо-влево.
После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.
Как проводится коррекция дискалькулии
Коррекцией дискалькулии занимаются психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.
Как логопед, приведу несколько упражнений, используемых для коррекции дискалькулии:
- Решение задач, приближённых к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
- Имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
- Создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
- Переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
- Измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
- Обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
- Сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.
Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.
После этого ребёнок осваивать простые математические задачи и действия. В ходе занятий необходимо добиться того, чтобы ребёнок понял последовательность совершаемых им действий. Далее ребёнку объясняется, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.
Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.
Совместно с коррекцией дискалькулии проводится развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время.
Способы профилактики
Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.
Родители должны наглядно демонстрировать малышу, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счёту, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.
Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.
С ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно учить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.
Чтобы предотвратить возникновение графической формы нарушения, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Эффективна продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.
Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка. Так возникновения дискалькулии можно избежать.