Как исправить фонограмму

Онлайн-сервисы и программы для Windows, macOS и Linux, которые помогут записать и обработать звук.

Онлайн-сервисы

1. Sodaphonic

  • Цена: бесплатно.
  • Кому подойдёт: тому, кому нужно быстро записать и почистить голосовую дорожку.

Симпатичный веб-аудиоредактор с тёмным интерфейсом и минимумом функций. Поддерживается запись с микрофона и комбинации горячих клавиш. В Sodaphonic легко выделять кусочки аудио для удаления: это может помочь при чистке пауз и вдохов.

Эффектов почти нет: к определённому участку аудио можно применить плавное нарастание и затухание, развернуть его задом наперёд или заменить тишиной.

Перейти к Sodaphonic →

2. Hya-Wave

  • Цена: бесплатно.
  • Кому подойдёт: тому, кому нужно быстро вырезать ненужные кусочки аудио и обработать результат эффектами.

Простой и шустрый аудиоредактор, в котором нет ничего лишнего. Для обработки доступна только одна дорожка. Это значит, что смиксовать подкаст тут не получится, но обработать дубль, вырезать тишину и наложить эффекты — запросто.

Интерфейс не требует тщательного изучения, а всё, что нужно запомнить, — комбинации клавиш. Так обрабатывать дорожку получится быстрее. Для редактирования нужно просто перетащить аудио из папки компьютера в рабочую область Hya-Wave. Также вы можете записать звук с микрофона и обработать.

От предыдущего аудиоредактора Hya-Wave отличает набор эффектов — их тут 18. Среди них фильтры частот, компрессор, усилитель сигнала, дилей, перегруз и другие.

Перейти к Hya-Wave →

3. Bear Audio Tool

  • Цена: бесплатно.
  • Кому подойдёт: тому, кому нужна минимальная обработка аудио и тяжело работать с интерфейсом на английском.

Более продвинутый аудиоредактор, который поддерживает импорт сразу нескольких треков. Правда, в однодорожечном режиме — это значит, что вы можете склеить несколько фрагментов разных аудиофайлов, но не смикшировать их так, чтобы они звучали одновременно. Также доступна запись звука с микрофона.

Bear Audio Tool не может похвастаться приятным и логичным интерфейсом, но у сервиса есть несколько функций, недоступных в Hya-Wave и Sodaphonic. Среди них поддержка русского языка, встроенная база звуков для оформления и аудиоконвертер на базе сервиса.

Перейти к Bear Audio Tool →

4. TwistedWave Online

  • Цена: бесплатно — при обработке аудио в моно и длительностью до 5 минут. Если нужно редактировать файл в стерео и от 5 минут, придётся купить подписку. Самая бюджетная — 5 долларов в месяц.
  • Кому подойдёт: тому, кто нуждается в серьёзном аудиоредакторе, но по каким-то причинам не может установить ПО на компьютер.

Веб-версии TwistedWave подвластно то, что не умеют простенькие онлайн-аудиоредакторы. Здесь доступен импорт и экспорт файлов из Google Drive и SoundCloud, выбор источника звука и аудиоинтерфейса, добавление маркеров на дорожку, изменение тона и скорости трека. Также в эффектах есть вкладка VST, правда импортировать свои плагины редактор не даст и предложит свой список возможных надстроек для обработки.

Минус у TwistedWave Online один — условная бесплатность. Чтобы по-настоящему развернуться и обрабатывать длинные стереодорожки, придётся приобрести подписку. Без неё можно склеить рингтон для смартфона или обработать недолгий голосовой дубль. Если привыкнете к интерфейсу и захотите чего-то посерьёзнее, подойдёт полноформатная программа для macOS или мобильное приложение для iOS.

Перейти к TwistedWave Online →

Офлайн-программы

1. ocenaudio

  • Платформа: macOS, Windows, Linux.
  • Цена: бесплатно.
  • Кому подойдёт: тому, кто ищет простую и лёгкую программу для продвинутой обработки аудио в однодорожечном режиме.

Для полноценного цикла обработки подкаста или аудиокниги под ключ здесь не хватает режима мультитрекинга, но в рамках одной дорожки легко делать всё, что предлагают платные программы.

В ocenaudio можно ставить маркеры, проводить FFT-анализ, включать вид спектрограммы для обнаружения амплитудно-частотных проблем на дорожке и накручивать внешние VST-плагины для обработки. Есть солидный набор встроенных эффектов, включая шумоподавление и 31-полосный эквалайзер. Программа полностью русифицирована.

Перейти на сайт ocenaudio →

2. Audacity

  • Платформа: macOS, Windows, Linux.
  • Цена: бесплатно.
  • Кому подойдёт: тому, кто ищет простую программу для многодорожечной записи и не нуждается в сложной постобработке аудио.

Эта программа популярна у подкастеров из-за своей простоты и возможности записывать до 16 дорожек одновременно. Это удобно, если спикеров несколько и каждый говорит в свой микрофон. Также доступен вывод звука в наушники при записи.

Здесь есть все функции, которые могут понадобиться для постобработки: варпинг (изменение длительности отрезка без изменения тона), спектральный анализ для выявления проблемных мест, штатные эффекты и поддержка внешних VST. Правда, Audacity не так удобен, как более продвинутые аудиоредакторы, — у него не очень логичный и симпатичный интерфейс.

Перейти на сайт Audacity →

3. Adobe Audition

  • Платформа: macOS, Windows.
  • Цена: 1 352 рубля в месяц за одну программу и 3 414 рублей за все приложения Adobe Creative Cloud.
  • Кому подойдёт: подписчикам Adobe Creative Cloud, которые ищут самую удобную и многофункциональную программу для обработки аудио.

Adobe называет Audition лучшей программой для профессиональной коррекции, восстановления и точного монтажа звука. Спорить с этим трудно: на рынке аудиоредакторов (если не учитывать полномасштабные программы для создания музыки) Audition предлагает один из самых полных наборов функций. Многодорожечная запись, микширование, установка внешних VST, встроенные эффекты, удобная автоматизация треков — всё это доступно.

Омрачается всё ценой. Необходимость отдавать солидную сумму ежемесячно автоматически делает Adobe Audition программой для профессионалов, готовых платить за рабочий инструмент, и для тех, кто уже подписан на пакет Creative Cloud.

Перейти на сайт Adobe Audition →

4. WaveLab Elements

soundbytestmag.net
  • Платформа: macOS, Windows.
  • Цена: 99,99 евро или около 7 тысяч рублей. При покупке в коробке на русскоязычных ресурсах может выйти чуть дороже.
  • Кому подойдёт: тому, кто ищет программу не хуже Adobe Audition, но не готов оплачивать её ежемесячно.

Многофункциональная программа, имеющая всё, что нужно для сведения подкастов, аудиокниг и рекламных роликов. Для обработки открыты три стереодорожки, на которых можно разместить голос, подклад и звуковые эффекты. Главные плюсы: интуитивно понятный интерфейс и мощный набор штатных плагинов, ставших отдельным достоянием WaveLab. Например, Master Rig для мастеринга с пятью эффектами, позволяющий получить цельный и проработанный микс из нескольких дорожек.

Программа дорогая, но требует покупки единожды и может заменить все остальные аудиоредакторы на долгие годы.

Перейти на сайт WaveLab Elements →

Читайте также 🎙🎧🎵

  • 15 бесплатных видеоредакторов для компьютера и смартфона
  • Как отключить звук на сайтах и отдельных вкладках Chrome
  • Как слушать подкасты где угодно
  • Что делать, если у компьютера, смартфона или планшета слишком тихий звук
  • Как записать видео с экрана: 5 лучших бесплатных программ

Убрать голос из песни

Мы поможем вам сделать минусовку бесплатно!

Выберите / перетащите файл

Обработка…
Скачивание видео…

Это займёт 0около минутынесколько секунд

Отмена

Дорожки

‹ минус ›

‹ минус, вокал ›

‹ вокал ›

Бэк-вокал

‹ удалить ›

‹ оставить ›

Ваш трек готов!

00:00 / 00:00

Loading

00:00 / 00:00

Loading

  • Информация
  • Лимиты
  • Авторы

Сервис поможет качественно убрать вокал из песни при помощи искусственной нейронной сети.
Это может быть полезно, если минусовка новой песни пока отсутствует, а спеть
хочется прямо сейчас.

Вы также можете извлечь вокал (акапеллу) для создания собственных ремиксов.

Для незарегистрированных пользователей действуют следующие ограничения:

  • Максимальная длина песни: 7 мин.
  • Максимальный размер файла: 60 Мбайт, поддерживаются все популярные форматы.
  • Скачивание только в MP3
  • Вы можете обрабатывать до 18 минут аудио в сутки.

За последние 24 часа вы обработали: 0 мин.

Чтобы увеличить лимиты зарегистрируйтесь.

Любой меломан, даже если он не профессиональный музыкант, хотя бы раз обрабатывал аудиотрек. Обрезать дорожку, убрать шумы, переконвертировать в другой формат бывает необходимо каждому. Для этого существует много программ, и все они отличаются по сложности и функциональности. В этом топе мы собрали лучшие аудиоредакторы, которые подойдут для профессиональных звукорежиссеров и новичков аудиомонтажа.

Топ бесплатных редакторов аудио

Бесплатные аудиоредакторы часто не уступают по функциональности премиум-софту, но при этом подойдут для начинающих пользователей. Ниже – список вариантов, оцененных в зависимости от функциональности и удобства.

АудиоМАСТЕР

Мы поставили этот русскоязычный софт на первую строчку, потому что это универсальное решение для каждого пользователя. Он практически не имеет аналогов на российском рынке и при этом значительно проще в освоении, чем зарубежные альтернативы. Функции, которые предлагает программа, нельзя найти также ни в одном онлайн редакторе, при этом АудиоМАСТЕР удобен и не ставит ограничений на размер и длительность.

АудиоМАСТЕР

Интерфейс редактора АудиоМАСТЕР

С помощью АудиоМАСТЕРА можно редактировать локальные аудиофайлы, вытягивать звуковую дорожку из видео или копировать с CD-диска. Есть базовая обработка, как обрезка и регулировка громкости, а также продвинутые функции: настройка через эквалайзер, изменение тональности, частотного фильтра и спектра, шумоподавление, эхо и реверберация, аудиоэффекты и многое другое. Также есть большой выбор конвертирования с уменьшением размера без потери качества.

Плюсы:

  • Понятный интерфейс на русском языке;
  • Простое управление, которое подходит даже для новичков;
  • Поддержка импорта практически всех аудиоформатов и экспорт в MP3, WAV, MP2, WMA, AC3, OGG, FLAC;
  • Ручная настройка параметров сохранения или выбор пресета;
  • Создание стерео из моно и наоборот;
  • Большая коллекция эффектов и фильтров;
  • Продвинутый эквалайзер с коллекцией готовых пресетов;
  • Частотный анализ и общая характеристиака аудиофайла;
  • Объединение и смешивание нескольких файлов;
  • Можно уменьшить размер файла без потери качества.

Минусы:

  • Небольшой срок пробной версии.

Avid Pro Tools

Avid Pro Tools – программное обеспечение для создания, редактирования и стриминга музыки. Он существует в трех вариантах: First, Standard и Ultimate. Первый вариант полностью бесплатен и нацелен на новичков. Несмотря на то, что это слегка урезанный вариант, каждый пользователь найдет полезные базовые и продвинутые функции: 23 плагина, автоматическая компенсация задержки, работу с MIDI, микшеры, конвертер. Программа отличается минималистичным интуитивным интерфейсом.

Avid Pro Tools

Avid Pro Tools

Преимущества:

  • Продвинутые функции совмещаются с простым управлением;
  • Мультитрековая обработка и запись;
  • Можно настраивать свои шаблоны процесса обработки для быстрой работы.

Недостатки:

  • Частые сбои на компьютерах с Windows;
  • В бесплатной версии ограничение на количество дорожек.

Audacity

Audacity – известный бесплатный редактор музыки, популярный среди пользователей среднего уровня. Функционала программы вполне хватит как для меломанов, так и для начинающих звукорежиссёров. Есть такие продвинутые функции, как настраиваемый режим спектрограммы, частотный анализ, редактор огибающей амплитуды, усиление низких частот, плагины VST, подавление шумов. ПО обладает открытым исходным кодом.

Audacity

Audacity

Преимущества:

  • Большой выбор продвинутых функций;
  • Можно вручную устанавливать настройки сжатия;
  • Поддерживается подключение сторонних расширений.

Недостатки:

  • Распознает не все аудиокодеки;
  • Нельзя экспортировать аудиодорожку из видеофайла и дисков.

Ocenaudio

Ocenaudio прост, обладает удобным и стильным интерфейсом и не нагружает систему, в отличие от предыдущего варианта. В него входит множество эффектов (включая сжатие и реверберацию), которые вы можете применять и настраивать в режиме реального времени.

Ocenaudio

Ocenaudio

Есть много полезных инструментов (например, спектрограмма и эквалайзер) для более продвинутого пользователя. Редактор поддерживает VST, поэтому вы можете использовать свои собственные плагины. В целом это практически полный аналог Audacity, но менее ресурсозатратный и более интуитивный. Ниже он поставлен из-за отсутствия адекватной русскоязычной локализации.

Преимущества:

  • Можно обрабатывать сразу несколько файлов одновременно;
  • Интуитивно-понятное управление;
  • Мульти-селекция позволяет обрабатывать несколько отдельных сегментов в одной песне;
  • Спектрограмма для анализа аудиосигнала с максимальной четкостью.

Недостатки:

  • Поддерживает только 64-битный системы;
  • Нет грамотного русского перевода.

WavePad

WavePad – это программа для редактирования аудио файлов от фирмы NCH Software, которая известна своим софтом для работы с медиафайлами. Здесь есть различные звуковые эффекты, усиление звука, подавление шумов. Можно настроить трек в эквалайзере и добавить эффект реверберации. В целом это отличное решение для пользователей среднего уровня, но работу с ним портит отсутствие русскоязычной локализации и сложный, перегруженный интерфейс.

WavePad

WavePad

Преимущества:

  • Основные возможности можно расширять при помощи плагинов;
  • Поддерживается пакетная обработка;
  • Большое количество форматов для экспорта;
  • Создание файла в формате Loseless MP3.

Недостатки:

  • В навигации сложно разобраться;
  • Нет ручной настройки параметров экспорта;
  • Не переведен на русский язык.

Wave Editor

Wave Editor станет хорошим выбором, если вам нужен простой и удобный бесплатный аудиоредактор на русском языке. Чтобы освоить его, вам потребуется буквально пара минут. Однако это сказалось на функциональности – в программе есть только самые базовые команды: обрезать песню, скорректировать громкость, сделать реверс, вставить тишину и настроить плавное затухание.

Wave Editor

Wave Editor

Среди продвинутых функций – только MIDI конвертер и редактирование тегов. Как и во многих подобных приложениях, есть опция записи, но захват доступен только с нуля, встроить аудио в локальный файл не получится.

Преимущества:

  • Простейший в освоении, подходит для начинающих пользователей;
  • Устанавливается на любую версию Windows;
  • Есть опции редактирования тегов.

Недостатки:

  • Очень ограниченный функционал;
  • Экспортировать можно только в MP3 и WAV;
  • Нельзя установить параметры сжатия.

Power Sound Editor Free

Быстро создавайте, редактируйте и делитесь музыкой. Power Sound Editor Free позволит создать композицию с нуля или обработать готовый аудиотрек, добавить бэк-вокал из коллекции звуков, копировать и прожигать аудио-диски. В ПО включено более 25 предустановленных эффектов, а запись можно вести с любых источников: микрофона, системной карты, аудиоплеера.

Power Sound Editor Free

Power Sound Editor Free

Преимущества:

  • Можно обрабатывать файлы с компьютера, вытягивать с дисков, видео и YouTube;
  • Настройка горячих клавиш;
  • Захват звука в высоком качестве.

Недостатки:

  • Некоторые антивирусы распознают официальный сайт как вредоносный;
  • Нет русского языка.

Hya-Wave

Онлайн-сервис для базовой работы с аудиодорожками. Hya-Wave не поддерживает мульти-трекинг, но вы можете применять эффекты, копировать, вставлять, вырезать, очищать и обрезать звук, повысить или понизить тон песни. Результат можно сохранить на жесткий диск или в облаке, делиться им в социальных сетях или по URL-адресу.

Hya-Wave

Hya-Wave

Преимущества:

  • Не требует установки;
  • Пакетная обработка треков;
  • Можно подключать микрофон и сводить вокал с звуковым каналом.

Недостатки:

  • Не очень понятное управление;
  • Не поддерживается русский язык.

Лучшие платные редакторы аудио

В большинстве случаев премиум-программы рассчитаны на профессионалов и поэтому сложны для начинающих. Мы составили список коммерческих продуктов, основываясь на их простоте, удобстве и функциональности.

Adobe Audition

Мощнейшая программа для редактирования музыки на ПК для профессиональной работы. Adobe Audition следует выбирать, если вы уже натренировались на более простых и удобных вариантах, потому что из-за перегруженного интерфейса освоить приложение будет трудно.

Adobe Audition

Adobe Audition

Можно провести весь спектр работы с аудиофайлом – от базовой обработки и звукозаписи до профессиональной озвучки и пост-продакшна. А если встроенных возможностей вам не хватит, можно дополнить функционал плагинами VST и AU. В целом он больше подойдет для профессиональных задач, таких, как сведение и мастеринг музыки, создание подкастов, озвучка фильмов и клипов.

Плюсы:

  • Создание сложнейших проектов на высочайшем уровне;
  • Поддерживает мультитрековый режим;
  • Можно обрабатывать стереозвук 5.1;
  • Интеграция с другими продуктами Adobe.

Минусы

  • Очень сложный в освоении;
  • Большая нагрузка на систему;
  • Предъявляет высокие требования для установки;
  • Высокая цена: каждый месяц нужно платить 1662 руб.

Sound Forge

Sound Forge Pro позволяет создавать звукозаписи и восстанавливать поврежденные треки, вручную устанавливать байты и предлагает большой выбор инструментов постобработки. Вы можете записывать аудио по 32 каналам с разрешением до 64 бит / 768 кГц. 64-битный звуковой движок обеспечивает максимальную стабильность и минимальную задержку, создавая кристально чистый звук.

Sound Forge Pro

Sound Forge Pro

Редактор включает в себя инструменты обработки, основанные на искусственном интеллекте, и широкий набор эффектов на базе алгоритмов DSP. Это отличный выбор, если вы ищете профессиональные программы для работы со звуком, но совсем не подойдёт для новичков.

Плюсы:

  • Высокое качество звукозаписи;
  • Профессиональное восстановление поврежденных треков;
  • Пользовательский интерфейс можно подстраивать под свои требования;
  • Быстрый рендеринг в фоновом режиме.

Минусы

  • Высокое потребление системных ресурсов;
  • Цена начинается от 250 долларов, все обновления также платные.

Cubase

Программа для редактирования звуковой дорожки Cubase используется в озвучке голливудских фильмов, так что качество обработки здесь на должном уровне. Одним из отличий этого софта является функция выравнивания звука, которая позволяет сопоставить несколько каналов с эталонной дорожкой. Например, если вы записали бэк-вокал, Cubase анализирует и выравнивает звуковую волну с ведущим вокалом.

Cubase

Cubase

Cubase исправляет искажение звука, включает в себя пады для аккордов, различные виды консолей для микширования, сэмплирования и композитинга треков и всех типов музыкальных инструментов. Более того, здесь также можно параллельно обрабатывать видео.

Плюсы:

  • Библиотека звуков Vast;
  • Огромное количество консолей для разных целей;
  • Можно использовать как менеджер и сортировщик файлов;
  • Множество звуковых эффектов.

Минусы

  • Управление не очень удобное;
  • Для стабильной работы требуется мощный компьютер и последние обновления Windows 10.

Ashampoo Music Studio

Ashampoo Music Studio – универсальный аудиоредактор для Windows, предлагающий комплекс из 8 модулей для обработки музыкальных файлов. Рабочая среда программы понятна, русская локализация делает взаимодействие с инструментами еще более доступным. В состав ПО входят самые базовые функции: микшер, живая запись, нарезка, разбивка крупного файла, нормализация громкости. Также софт можно использовать в качестве менеджера файлов и собирать с его помощью плейлисты. Это не самый продвинутый вариант из представленных профи-редакторов, но для продвинутых аудиолюбителей хорошо подойдет.

Ashampoo Music Studio

Ashampoo Music Studio

Плюсы:

  • Есть риппинг дисков;
  • Конвертация в множество форматов;
  • Включает в себя сортировщик медиафайлов.

Минусы

  • Только одна дорожка для обработки;
  • В целом соотношение цена/функционал не оправдывается.

FL Studio

FL Studio – это профессиональное DAW (звукозаписывающее) ПО для компьютера с виндовс. В программу встроено более 80 плагинов, которые можно пополнять со сторонних ресурсов, и впечатляющая коллекция эффектов.

FL Studio

FL Studio

Стоит учесть, что FL Studio используется для создания музыки, а не для обработки. Готовый аудиофайл в нем обработать можно, но с большими трудностями. Да и в целом программа весьма сложна для освоения.

Плюсы:

  • Большой набор опций позволяет создавать сложные проекты полностью с нуля;
  • Поддерживает широкий спектр форматов, включая VST/VSTi, WAV, AIFF, REX, ACID, OGG, MP3;
  • Все обновления бесплатны;
  • Есть версия для мобильных телефонов.

Минусы

  • Не подходит для редактирования готовых файлов;
  • Недружелюбный интерфейс.

MAGIX Music Maker

MAGIX Music Maker – софт для создания битов начального уровня, предназначенный для начинающих музыкантов. Это цифровая звуковая рабочая станция (DAW), которая позволяет пользователям сочинять музыку с использованием различных инструментов, плагинов и эффектов. Пользователи могут подключать микрофон и без труда добавлять вокальные партии в свои композиции.

MAGIX Music Maker

MAGIX Music Maker

Создавая музыку с помощью этого ПО, вы получаете доступ к 3 виртуальным музыкальным инструментам, 8 эффектам, 425 бесплатным звукам и многому другому.

Плюсы:

  • Удобное управление по принципу перетаскивания файлов;
  • Имеется большая коллекция звуков;
  • Поставляется с профессиональным аудио движком и MIDI редактором;

Минусы

  • Маленький выбор музыкальных инструментов и эффектов;
  • Нельзя обрабатывать локальные музыкальные треки.

Acoustica

Acoustica 7 – идеальное решение для редактирования, мастеринга и восстановления аудио на Mac и Windows. Приложение включает в себя большое количество автоматизированных функций, основанных на искусственном интеллекте. Опция Extract Dialogue может автоматически очистить аудио от шумов. Remix может разбивать полный микс на пять частей и ремикшировать их в режиме реального времени. Есть модули для анализа, спектральное редактирование с помощью алгоритмов ретуши и многоканальная поддержка объемного звука до 7.1.

Acoustica

Acoustica

Плюсы:

  • Много автоматических функций;
  • Неограниченное количество откатов изменений;
  • Режим мультитрекинга.

Минусы

  • Только 64-битные системы;
  • Высокие системные требования и нагрузка на ЦПУ;
  • Только англоязычная локализация.

Заключение

Итак, мы рассмотрели популярные варианты аудиоредакторов для всех задач и уровня навыков, осталось решить, какой программой редактировать музыку. Ответ зависит от того, что именно вы ожидаете от подобного софта, ваших уровней навыков и мощности компьютера.

Для простой обрезки и регулировки громкости вполне сгодятся бесплатный простенький софт, профессиональные подкастерам понадобится продвинутое ПО вроде Audition. Если же вам не хватает простого функционала бесплатных приложений, но пока что нет навыков для сложного софта, АудиоМАСТЕР станет лучшим решением.

Звукочистка, или Цифровой ремастеринг и реставрация фонограмм

Архив

За время существования аналоговой технологии записи и воспроизведения звука накоплены огромные архивы с поистине бесценными фономатериалами. Однако теперь уже мало кто предпочтет старые виниловые грампластинки и компакт-кассеты новым цифровым носителям звукозаписи. Новые требования к качеству звука, которые ныне предъявляются слушателями, не позволяют просто взять и перенести старые фонограммы на новый цифровой носитель. Кроме того, современная технология позволяет существенно улучшить исходный материал современных записей, исправить многие ошибки звукорежиссера и недостатки акустики самих студий. В этой статье мы рассмотрим арсенал средств современной студии звукозаписи, постараемся выявить плюсы и минусы, которые привнесла в работу со звуком современная цифровая технология, и немного поговорим о проблемах восприятия звука, записанного на цифровом носителе.

Что у вас в руках?

Многие читатели, наверное, уже подумали о тех средствах работы со звуком, которые имеются у них в распоряжении. Давайте сразу внесем ясность.

Большинство современных компьютеров располагают мультимедийными средствами, позволяя работать со звуком. Но я, увы, должен многих из вас огорчить. Как правило, звуковые адаптеры для компьютеров не удовлетворяют профессиональным стандартам студийного оборудования. Например, нельзя считать пригодными для профессионального ремастеринга и реставрации аудиоплаты, не оснащенные цифровыми интерфейсами ввода/вывода звука типа AES/EBU или, в крайнем случае, S/PDIF. А возможность работы через аналоговые входы/выходы отвергнем сразу — из-за неудовлетворительного качества ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) и АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), встроенных в аудиоадаптеры. Таким образом, системы, рассчитанные на работу в составе обычных мультимедийных компьютеров, не подходят для профессионального ремастеринга и реставрации фонограмм, однако позволяют музыканту или звукорежиссеру поэкспериментировать со звуком в домашних условиях. Я имею в виду такие программы, как Sound Forge, Samplitude Studio, DART, и некоторые другие. Те, кто уже знаком с этими системами, наверняка согласятся, что в производственных условиях они вряд ли пригодны по причине весьма медленной работы. Кроме того, оставляет желать лучшего и качество обработки звука этими системами. То же относится и к цифровым фильтрам, и к более сложным алгоритмам — интерполяции, шумопонижения и подавления импульсных помех. Возникают трудности и при обычном монтаже. Подчас в трудной ситуации почти невозможно добиться незаметного на слух монтажа.

Еще одна важная отличительная особенность профессиональных систем обработки звука — использование дополнительных плат ускорителей цифровой обработки сигналов (ЦОС) на специальных процессорах. Как правило, это процессоры фирм Texas Instruments, Motorola и Analog Devices. Причем наиболее качественными системами являются те, которые используют процессоры с плавающей точкой, позволяющие существенно расширить функциональные возможности систем, улучшить качество их работы и производительность.

Не навреди!

Для того чтобы правильно использовать ремастеринговые системы, звукорежиссер должен обладать безупречным вкусом и богатым опытом. Эта банальная истина приведена здесь лишь потому, что большинство возможностей, которые рассматриваются в этой статье, могут быть использованы не только на благо, но и во вред. Так, погнавшись за максимальным подавлением шума или просто не вполне верно воспользовавшись цифровой фильтрацией, которая дает поистине неограниченные возможности коррекции амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) сигнала, можно серьезно испортить исходный сигнал и ухудшить его восприятие слушателем. Тем не менее авторы ремастеринговых программ стараются дать звукорежиссеру максимум возможностей, что позволяет ему находить в сложных ситуациях самые неожиданные решения и добиваться максимально благоприятного результата.

Поклонники аналоговой звукозаписи убеждены в том, что цифровой способ воспроизведения вносит специфические искажения в звук. Однако трудно предположить, что «невооруженным» ухом можно отличить оцифрованный звук от аналогового. Но не будем иронизировать по сему поводу, а попробуем разобраться, так ли уж не правы приверженцы винила.

Качество конечной фонограммы сильно зависит от выбора АЦП на этапе записи исходного материала. Как вы знаете, стандартной частотой дискретизации для компакт-дисков была выбрана частота 44,1 кГц. Хотя, исходя из известной теоремы Котельникова, эту величина можно признать вполне достаточной, на практике этого явно мало. Представьте, например, что в таком цифровом тракте нужно воспроизвести синусоидальный звук с частотой 20 кГц. Получится, что каждая выборка значения напряжения будет происходить всякий раз в разной («плывущей») фазе периода сигнала, и в результате мы получим низкую огибающую, которой в исходном сигнале не было. Чтобы избежать этого эффекта, в хороших ЦАП и АЦП применяются схемы оверсэмплинга, а в новый стандарт DVD для звука заложена другая частота дискретизации — 96 кГц. В качестве философского замечания можно добавить, что сам звук (как и восприятие звука) по природе своей носит непрерывный характер, а цифровая технология вносит в него дискретность. Поэтому и прослеживается тенденция увеличения разрядности оцифровки звука и увеличения частоты дискретизации.

До сих пор идет негласное соревнование между старыми добрыми аналоговыми приборами обработки звука и современной цифровой техникой. Так, многие профессионалы по-прежнему предпочитают пользоваться современными аналоговыми фильтрами, избегая применять цифровые фильтры. Это напоминает о еще не утихших спорах по поводу преимуществ ламповой техники перед транзисторной. До сих пор некоторые звукорежиссеры на этапе мастеринга готового диска пропускают звук через ламповые приборы.

По моему мнению, цифровая техника действительно позволяет творить со звуком чудеса, которые не были доступны аналоговой техники. Дело лишь в качестве применяемых алгоритмов и мастерстве звукорежиссеров. Преимущества цифровой технологии обработки сигнала распространяются далеко за рамки представления о том, что это лишь замечательный способ избавиться от шумов, присущих всем видам аналоговых носителей звука.

В настоящее время существует несколько систем цифрового ремастеринга и реставрации фонограмм, отвечающих самым высоким профессиональным требованиям. К ним можно отнести систему Sonic Solutions с пакетом программ No Noise, модули цифровой обработки звука CEDAR, а так же более доступные по цене системы SADIE на платформе IBM PC и некоторые другие. Постепенно завоевывают рынок и отечественные разработки. Это цифровые станции фирм Digiton и «Тракт» из Санкт-Петербурга, а так же новая система цифрового ремастеринга фонограмм «Канонъ», созданная творческим коллективом программистов и звукорежиссеров при участии автора этой статьи, — под руководством видного петербургского математика Александра Маримонта. На примере последней мы и рассмотрим основные алгоритмы.

Аппаратные средства системы цифрового ремастеринга «Канонъ»

Система «Канонъ» реализована на IBM PC с применением ускорителя ЦОС фирмы MicroLAB Systems, основанного на 60-мегагерцовом процессоре TMS320C3x компании Texas Instruments. Для связи с цифровым оборудованием применяются интерфейсы AES/EBU И S/PDIF. Программное обеспечение, с целью достижения высокой надежности и производительности, функционирует под управлением операционной системы OS/2. Все основные функции выполняет плата ускорителя, которая работает почти как отдельный независимый компьютер со своей собственной памятью и периферией. IBM используется лишь для отображения графической информации, а так же для организации и хранения звуковых данных в файлах. Кроме того, возможен экспорт файлов в других форматах для использования в программах, функционирующих под управлением операционных систем Windows 95/NT, которые при желании могут быть установлены на том же компьютере. Организация файлов позволяет осуществлять монтажные операции мгновенно, не тратя время на перезапись фонограммы на диск после каждого действия.

Как поймать черную кошку в темной комнате?

Сложность этой задачи вполне сравнима с проблемой избавления фонограммы от широкополосного шума аналогового тракта. Любой человек, обладающий музыкальным слухом, способен мысленно отделить шум от музыки. Но как этому научить компьютер? Как выбрать критерии, позволяющие безошибочно отличать шум от полезного сигнала, не искажая последнего? Стоит подчеркнуть, что задача эта не только технологическая, но и психологическая. Именно поэтому есть немало людей, которые критически относятся к цифровому шумоподавлению, считая, что шумоподавители «срезают» высокие частоты, искажают тембр звука и тем самым губят оригинал фонограммы. В действительности же восприятие звука, лишенного равномерного широкополосного шума, приводит к ложному ощущению обеднения тембра в области высоких частот, так как именно в этой зоне спектра ухо особенно чувствительно к шуму по причине плохой его маскировки полезным сигналом. В результате существенное снижение уровня шума в верхнем диапазоне частот воспринимается как общее обеднение спектра. Однако искажения тембра, возможные после применения шумоподавления, свидетельствуют, скорее, о неправильном подборе параметров процесса, которых в системе «Канонъ» используется по пять на каждую спектральную составляющую (плюс три параметра, воздействующих на весь диапазон частот).

Как и в большинстве подобных систем, работа начинается с поиска шумовой паузы, в которой заведомо не содержится полезного сигнала. Этот образец анализируется шумоподавителем с помощью статистического анализа поведения каждой составляющей спектра шума, а результаты анализа используются затем в процессе отделения полезного сигнал от шума. Здесь нас подстерегают некоторые трудности. Все хорошо, если шум одинаков на всем протяжении фонограммы, но так бывает относительно редко. Чаще всего статистика, собранная на шумовом отрезке, не вполне отражает поведение шума на фонограмме в целом, и там, где проявляется несоответствие, возможна деградация тембра или неполное подавление шума. На слух это воспринимается как синтетические призвуки, изменение динамических свойств сигнала или другие побочные эффекты. Уйти от этих неприятностей помогают параметры, корректирующие статистические данные и влияющие на передаточную функцию шумоподавителя на каждой спектральной составляющей, а так же задающие длину фрейма и размерность быстрого преобразования Фурье (БПФ), которое применяется для разложения сигнала на спектральные составляющие.

Качество подавления шума в огромной степени зависит от двух вещей. Первая — это форма функции зависимости выходного уровня сигнала по каждой спектральной составляющей от входного, которая строится с учетом статистических данных и может иметь гистерезис даже на нескольких участках. Вторая — это качество ресинтеза сигнала. Дело в том, что при обработке весь сигнал разбивается на фреймы («окна»). Это небольшие по протяженности перекрывающиеся фрагменты сигнала, каждый из которых обрабатывается отдельно. Длительность их составляет обычно от 1024 до 16384 отсчетов. Трудности могут возникнуть, если соседние фреймы были обработаны слишком по-разному и плохо стыкуются. Высокое качество «склеивания» обработанных фреймов определяет расширенные возможности применения этого алгоритма, позволяя вести достаточно глубокую обработку, необходимую для наиболее шумных фонограмм.

Другим недостатком, хотя и менее заметным на слух, но все же серьезным может стать значительное подавление слабого полезного сигнала, который почти «тонет» в шуме. При этом может ухудшиться восприятие акустических свойств (реверберации) помещения, в котором была записана музыка, и потеряться слабые высокие обертоны музыкальных инструментов и голоса. Для их восстановления служит процесс, который сводится к отслеживанию огибающей уровня каждой составляющей спектра, и если происходит резкое угасание уровня, то включается алгоритм регенерации сигнала, при котором форма огибающей в фазе спада приводится к максимально естественной.

Замечательным критерием качества обработки может служить прослушивание сигнала, который был удален из фонограммы. Если в шуме не прослушивается никакого намека на музыкальный сигнал, вы можете быть уверены, что «с водой не выплеснули и ребенка», то есть оригинальный тембр искажен не был.

Помимо описанного выше процесса, для подавления шума можно воспользоваться многополосным цифровым экспандером/компрессором, которым многие из вас имели возможность пользоваться в аналоговом виде для решения аналогичных задач.

Большое значение имеет еще и последовательность обработки сигнала. Из тех сложностей, которые возникают перед нами в процессе шумопонижения, можно сделать вывод о том, что, если исходный сигнал содержит импульсные помехи (щелчки), от них необходимо избавиться прежде, чем начинать процесс подавления шума.

Раны на живом звуке

Любой носитель подвержен вредным влияниям внешней среды. Если это грампластинка, то все царапины и деформации действительно «режут по живому», существенно затрудняя восприятие. Кроме того, мы слышим и шум пластмассы, и шум магнитной ленты, на которой был записан оригинал. Изменение структуры пластмассы ведет к появлению эффекта, называемого по-простому «песком». Аналоговая лента — тоже не лучший носитель звука. Со временем магнитный слой разрушается. Явление саморазмагничивания ведет к появлению новых искажений. К сожалению, и цифровой способ хранения звука тоже не избавляет нас от тревог по поводу сохранности часто бесценного материала. Некоторые участки цифровых лент могут перестать читаться, от чего возникают «выпадения» в звуке. Если таких участков слишком много — лента вообще может оказаться непригодной к восстановлению, и можно лишь пожалеть о том, что звук не был записан аналоговым способом. Пусть с некоторыми шумами, но оригинал был бы сохранен!.. Таким образом, большинство импульсных помех, таких как щелчки, царапины, трески и выпадения, вызваны несовершенным хранением звукового материала.

Конечно, импульсные помехи могут возникнуть и на этапе записи, и часто из-за невозможности повторного проведения записи приходится исправлять эти недостатки. Помимо электрических тресков, возникших по вине плохой фильтрации питающего напряжения, возможны и акустические «тики», «слюни», скрип паркета и другие неприятности, избежать которых звукорежиссер пытается словами: «тишина в студии!»

Прибор, устраняющий щелчки и другие импульсные помехи, называется декликером (declicker). Процесс обычно делится на две фазы. На первой происходит обнаружение помех (детектирование), на второй — восстановление поврежденных участков сигнала (интерполяция). Понятно, что, поскольку вторая часть процесса непосредственно воздействует на звук, от качества ее работы результат зависит в большей степени. Интерполяция — это восстановление утерянных (поврежденных) участков сигнала путем анализа окрестностей вокруг помехи и ресинтеза сигнала, который будет помещен на поврежденное место. Влияние надежности детектора на конечный результат очевидно. В системе «Канонъ» сознательно установлено большое количество параметров, влияющих на работу детектора, что выводит функциональные возможности декликера за рамки простого подавителя щелчков. С его помощью можно обнаруживать и исправлять не только импульсные помехи, но и некоторые виды нелинейных искажений. К тому же имеется огромное количество разнообразных по природе импульсных помех, на которые невозможно настроить параметры универсально. Поэтому приходится к одной и той же фонограмме применять этот прибор несколько раз, настраивая его на различные типы помех.

Важно, чтобы детектор не фиксировал ложные повреждения, что случается, когда форма полезного сигнала имеет большое число острых пиков. Волна такой формы, с острыми пиками в каждом полупериоде, характерна для ударных или даже некоторых медных духовых инструментов, а также для многих синтезированных звуков. Поэтому в схему детектора включены алгоритмы, имеющие регулируемые параметры и препятствующие ложным обнаружениям.

Если импульсных помех немного, лучше производить обнаружение вручную, чтобы избежать ложных срабатываний детектора и бесполезного применения интерполятора.

Интерполяторы существуют и в виде отдельных приборов, позволяя найти оптимальный вариант исправления каждой конкретной помехи. Чаще всего от этих приборов нельзя отказаться в пользу простой операции «вырезания» щелчка, так как это может повлечь сбои в ритме, темпе. Конечно, если вы имеете дело с простым речевым сигналом, это может быть несущественным.

Экология тембра

Почему мы говорим об экологии тембра? Посмотрите на регуляторы тембра вашего усилителя. Они находятся в нейтральном положении? Тогда — хорошо. Но чаще каждый подстраивает тембр под свои вкусы. Одни — просто компенсируют нелинейность АЧХ собственного слуха или акустических систем, другие — идут на поводу у дурного вкуса, задирая до предела высокие и нижние частоты, напрочь перечеркивая труд звукорежиссера. Для такого слушателя звук естественного тембра, который он услышал бы в зале, намного «хуже» того, который раздается из динамиков в его квартире. Отсюда мы можем сделать вывод, что объективных критериев оценки тембра звука практически нет. Есть только субъективное восприятие слушателя. Однако способность объективно оценивать тембр звука может быть выработана звукорежиссером в концертных залах и в конечном итоге — в студии звукозаписи. Опытный профессионал способен уловить и скорректировать малейшие искажения тембра, даже если они находятся в пределах 1,5-2 дБ.

Сохранение естественности звучания, тембра в его первозданном виде — важная задача звукорежиссера. Тембр звука теряет свою естественность под влиянием многих причин. Главная из них — нелинейность АЧХ аналогового тракта передачи звука. Наиболее ярко проявление этого фактора мы чувствуем, если имеем дело с далеко не первой аналоговой копией оригинала. Есть и другие причины, ухудшающие тембр звука. Это неправильная расстановка микрофонов, недостатки студийного помещения (наличие резонанса), искажения контрольных акустических систем, заставляющие звукорежиссера выбирать неправильную частотную коррекцию при записи, и многое другое. Когда звукорежиссер оказывается в спокойной обстановке и прослушивает фонограмму через хорошие акустические системы, могут выявиться недостатки, требующие применения цифровых (или аналоговых) фильтров.

Цифровые фильтры, без сомнения, позволяют корректировать АЧХ более точно и глубоко. Кроме того, цифровые графические эквалайзеры, использующие метод БПФ, не дают искажения фазы сигнала, что присуще практически всем аналоговым корректорам АЧХ. Перепад уровня коррекции между соседними частотными полосами (которых может быть по 512 на канал) в графическом эквалайзере может достигать 90 дБ без внесения в звук дополнительных искажений.

О качестве работы этих приборов можно судить по двум экспериментам. Первый заключается в том, чтобы попробовать максимально подавить одну из частот и оценить, насколько заметна разница между исходным и обработанным сигналом. Хороший цифровой графический эквалайзер должен работать так, чтобы вы практически не могли уловить никаких изменений в звуке. В реальной ситуации, когда нужно будет подавить узкую помеху на сигнале, такой фильтр должен сработать наилучшим образом, позволяя действительно убирать из фонограммы только то, что мешает ее восприятию, не затронув ничего лишнего.

Другой эксперимент можно провести, подав на вход эквалайзера белый шум и подавив уровень на всех частотах, кроме одной. Если сигнал на выходе близок к синусоидальному и не содержит шумов на границе фреймов и других искажений — можете быть уверены, что вы имеете дело с отличным прибором.

Еще один тип цифровых фильтров — это параметрический эквалайзер. По управлению он похож на своего аналогового собрата, однако имеет более широкие границы задания параметров добротности и амплитуды. К примеру, вполне возможно вырезать полосу частот шириной 2,5 Гц, не внося изменений в соседние участки спектра. От цифрового графического эквалайзера он отличается тем, что в алгоритме не применяется БПФ. А это значит, что центральную частоту каждого фильтра можно настроить произвольно (она не обязательно должна совпадать с частотами из ряда Фурье) и что отсутствует обработка фреймами. Поэтому в ряде случаев оказывается предпочтительнее обрабатывать сигнал цифровыми корректорами АЧХ именно этого типа.

Как заточены ножницы?

Как страшный сон, вспоминаем мы теперь старую «технологию» аналогового монтажа с помощью ножниц и специального пластыря. На какие ухищрения приходилось идти, делая склейки: обычные, вертикальные, «косые», в виде хвоста ласточки… При этом нужно было следить, чтобы ножницы не намагнитились, не потерялись вырезанные кусочки ленты. Ведь, «не видя» звука, можно и промахнуться!

Теперь все по-другому. Фонограммы монтируются легко и быстро. Без затрат времени на перемотку, без разрушения исходного материала и, главное, без побочных эффектов. Благодаря тончайшей подстройке параметров каждой склейки, получаются удивительные монтажные трюки, ранее казавшиеся невозможными. Старый анекдот про звукорежиссера и скрипача-неудачника, суть которого заключена в одной фразе: «сыграйте мне гамму, остальное я сделаю сам!», теперь вполне может оказаться былью.

Применение монтажа не ограничено только составлением целой фонограммы из многих дублей. С помощью компьютерных «ножниц» можно вручную исправлять изъяны фонограммы, вырезая щелчки; делать своеобразные «пластические операции», вклеивая звук из одних мест фонограммы в другие — вместо поврежденных участков.

У каждой склейки имеется несколько атрибутов. Это форма фейдеров, длительность склейки, длина перекрытия фрагментов и расположение точки пересечения фейдеров. Обычно используется косинусоидальная форма фейдеров, позволяющая делать монтаж практически в любом месте фонограммы незаметным на слух. Существуют еще линейная, экспоненциальная и вертикальная (нулевой длины) формы фейдеров. Кроме того, если вы не совсем точно указали место склейки, можно без труда двигать эту точку влево и вправо, добиваясь наилучшего результата. Обычно сделав несколько вариантов склейки и сравнив их между собой, мы можем выбрать наилучший вариант и сохранить его в нашей фонограмме.

Заключение

Мы ограничились рассмотрением только самых необходимых средств, без которых работа с архивными фонограммами практически невозможна. Другие приборы, разнообразные «улучшайзеры», позволяющие привносить в звук новые качества, — тема для отдельной статьи.

Может показаться спорным сам вопрос: а надо ли вообще очищать фонограммы от шума, щелчков и помех? Мне кажется, что если обработка позволила сделать фонограмму более приятной для слушателя, то основная цель достигнута. И не имеет смысла спорить, насколько мы отошли от оригинала. Ведь понять, как должен был бы звучать оригинал, если бы во время записи применялась совершенная техника, неимоверно сложно. Для этого надо проводить целые исследования. Главным образом, исследовать шум. Он, как губка, впитывает в себя все изменения, которые происходили с фонограммой в результате ее переноса на различные носители. По «горбам» и «провалам» на шумовом спектре всегда можно судить, через какие фильтры был пропущен звук, увидеть погрешности АЧХ-тракта, через который проходила фонограмма.

Если вы собираетесь заняться реставрацией звука — приготовьтесь отражать многочисленные нападки и серьезные обвинения в ваш адрес, вызванные тем, что далеко не все услышат в вашей фонограмме то, к чему привыкли за много лет или что хотят услышать. Уже, наверное, не осталось людей, которые слышали Федора Шаляпина живьем, но есть много людей, которые заявляют, что знают, как должен звучать его голос. Хотя никто не думает о том, что привык слышать искаженный голос со старых пластинок. Позиция «не трогайте оригинал руками», мне кажется, не совсем верна. Напротив, нужно не стремиться к полному соответствию оригиналу, а выявлять его недостатки и искажения, исправляя их. Конечно, при таком подходе вы можете получить отреставрированный вариант, сильно отличающийся от оригинала. И «знатоки» замашут на вас руками, обругают. А слушатели — поблагодарят и с удовольствием послушают любимых музыкантов и актеров, не заставляя себя абстрагироваться от шумов и помех. И если их число возрастет благодаря вашей работе — это и будет означать, что потрудились вы не зря.

Вам нравится караоке? Возьмите музыкальный файл и перетащите его сюда. Если вам повезет, вы будете слушать песню без вокала.

Поместите свой MP3-файл здесь (также .ogg или .wav)

Или выберите файл:

Идет обработка файла …

Options:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить проблему на компьютере недостаточно памяти
  • Как найти потерянную вещь с помощью таро
  • Как исправить гиперпронацию стопы
  • Как найти игру в исключения
  • Как найти лучшую подругу девочке