Как исправить грех воровства

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва» Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»     

Апостол Павел говорит, какие грехи являются непроходимым препятствием на пути в Царство Божие. Среди людей, которые Его не наследуют, названы воры (1 Кор. 6:9–10). Однако чуть ли не каждый день мы слышим истории о крупных и мелких хищениях у частных лиц, пенсионеров, организаций, государства. Более того, способность украсть, придумать еще одну схему «развода на деньги» с помощью новых технологий в современном мире странным образом воспринимается как достоинство.

У одних все начинается с зависти. Человек смотрит, как живут богатые люди, и думает: «Я работаю не покладая рук, а эти наворовали и пользуются чужим!» В нынешних условиях многие люди действительно оказались в тяжелом положении. Им, живущим предельно скромно, невыносимо смотреть на вызывающую роскошь, которую транслируют по телевидению. Но ведь чувства осуждения и злобы лишь усугубляют проблему. Они отравляют мысли, взвинчивают нервы, и сама жизнь начинает казаться беспросветной. Более того, человек, который не противоборствует зависти, в итоге оказывается и сам готов переступить черту — присвоить себе чужое. «Ведь так все делают!» — убеждает он себя.

У других грех может проявляться по причине сребролюбия. Воровство — конкретный поступок. Сребролюбие — понятие более широкое. Тот, кто одержим этой страстью, может не залезать в карман или в сумочку другого человека. Он просто использует схемы, с виду законные, но которые лишают людей положенных выплат, надбавок к пенсии, сбережений на счетах. Он как бы ни при чем, но свое темное дело сделал.

А есть такие люди, которые находятся во власти жадности и корысти. Такой человек копит, но никому не помогает, сам ходит в обносках и при этом собирает по копеечке. Страсть к накопительству настолько сильна, что он даже не задумывается, зачем, в сущности, ему нужны деньги и успеет ли он ими воспользоваться. В евангельской притче Господь говорит богачу: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20) Суть греха сребролюбия и корысти заключается в том, что человек надеется не на Бога, а на деньги (Лк. 12:21). Такой человек уверен, что золото, акции или наследство избавят его от трудностей.

Никто не говорит, что вообще не нужно откладывать часть честно заработанных средств, но во всем должна быть разумная мера. Если человек сэкономил деньги, чтобы помочь кому-то, или он собирает их на большую покупку — это понятно и разумно. Нет греха в том, чтобы откладывать средства с зарплаты на необходимую цель: квартиру для семьи, машину, на лечение ребенка, поездку в святые места или на отдых, но копить их, как пушкинский скупой рыцарь, без особой нужды — греховно.

Воровство — более тяжелое прегрешение. Мотивируется оно сребролюбием, но это уже следующий шаг на пути греха. Человек не просто бережет свое, а похищает то, что ему не принадлежит, или лишает человека тех средств, которые ему положены.

Еще в земной жизни за этот грех бывает расплата: описано немало случаев, когда люди, совершавшие кражу, становились слепыми. Например, в житии преподобного Кирилла Новоезерского рассказывается, как разбойники прибыли к Красному острову, чтобы обокрасть монаха. Преподобный напомнил им, что «есть грозный суд правды Божией», но злодеи не вняли его словам и большинство из них ослепли. Когда разбойники раскаялись, святой отпустил их, но сказал: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду».

Был и другой случай, когда воры сняли с монастырского храма колокола. Они так и не сумели переправиться на другой берег, а по попущению Божию вернулись в обитель. Преподобный Кирилл сказал им такие слова: «Еще не бывало того, чтобы кто-то был счастлив чужим добром. Алчешь чужого — потеряешь свое». Святой поручил накормить разбойников и с миром отпустил их.

Но наказание за воровство на Земле — даже благо, оно дает возможность при жизни покаяться и искупить свой грех, а на мытарствах — загробных испытаниях души этот грех становится препятствием по пути на Небо. Тогда человек уже не может что-либо исправить и, если в земной жизни брал чужое, подвергается вечному наказанию.

Человек видит несправедливость в том, что кто-то имеет больше финансов и возможностей. Но нам никто и не гарантировал царство справедливости на земле. Христианин призван во всем следовать за Господом (см. Лк. 9:23). Но что Спасителя ожидало в этой жизни? Клевета и страдания. Если хотим быть Его последователями, то и нам следует идти спасительным путем, который дан Иисусом Христом. Только безропотно претерпевая скорби на земле, можно надеяться на блага в жизни будущего века (ср. Лк. 21:19).

Социальная несправедливость существовала во все времена. Сейчас у нас есть достаточное количество людей, которых, хотя и с натяжкой, можно отнести к среднему классу. Им хватает денег на необходимые продукты, есть жилье и возможность оплатить коммунальные услуги. Да, возможно, они не могут позволить себе дорогую одежду, новую машину, квартиру, но, по крайней мере, холодильник у них не пустой. Таких — большинство, а сколько было исторических периодов, когда люди не просто бедствовали, а кое-как выживали. Внешние факторы жизни, климатические катаклизмы бывали не в пользу человека. Но если в душе его жили надежда на Бога и вера, что Господь допускает определенные жизненные обстоятельства только для пользы, то находились силы перенести все испытания.

Господь призывает нас иметь к Нему доверие. Сребролюбие и воровство показывают, что человек не уповает на Бога, а надеется исключительно на собственные силы и возможности денег. Ради достижения целей люди, зараженные такими грехами, используют все подворачивающиеся под руку средства, и это состояние делает невозможным их единение с Богом. Словно к этим людям обращены слова вразумления: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:19). Именно поэтому апостол и говорит, что люди, одержимые грехами сребролюбия и воровства, рая не наследуют. Ведь счастье, собственные надежды они заключают в материальных вещах, а не в Боге.

Как искупить грех воровства?

48 ответов

Последний —

08 мая, 01:08
Перейти

Гость

Придите с угощением к ним, попросите прощения. Нет лучшей награды для дедушки с бабушкой, чем знать, что Вы выросли хорошим человеком, и сожалеете о детской глупости.

31 января 2013, 14:43

#10

Гость

Прежде всего признаться и попросить прощения. А почему вы воровали, думаете, если бы так попросили, они бы отказали?

31 января 2013, 14:52

#11

Гость

Только кровью искупается этот грех.

31 января 2013, 14:52

#12

31 января 2013, 14:53

#13

31 января 2013, 14:54

#14

Автор

да, я думаю, мне просто совесть бы не позволила попросить.. да и не обязаны они были..((( сейчас я в городе живу, они в деревне, как приеду схожу к ним обязательно… спасибо Вам за понимание и поддержку…

31 января 2013, 14:55

#15

Гость

Воровство у своих карается смертью. Это всегда так было.

31 января 2013, 15:10

#16

31 января 2013, 15:19

#17

31 января 2013, 15:44

#18

31 января 2013, 16:36

#19

31 января 2013, 17:41

#20

Гость

исповедь, добрые дела, милостыня

31 января 2013, 18:17

#21

31 января 2013, 18:20

#22

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Садовников Эрнест

    Психолог….

    190 ответов

  • Эксперт

    Оксана Александровна

    Практический психолог

    28 ответов

  • Эксперт

    Носаченко Оксана

    Психолог

    24 ответа

  • Эксперт

    Юлия Лекомцева

    Врач косметолог

    264 ответа

  • Эксперт

    Мария Бурлакова

    Психолог

    383 ответа

  • Эксперт

    Иванова Светлана

    Коуч

    95 ответов

  • Эксперт

    Юлия Каратеева

    Эксперт по развитию…

    3 ответа

  • Эксперт

    Владимир Вайс

    Неопсихолог

    173 ответа

  • Эксперт

    Владимир Титаренко

    Фитнес-нутрициолог

    261 ответ

  • Эксперт

    Ниделько Любовь Петровна

    Практикующий психолог

    248 ответов

31 января 2013, 18:55

#23

31 января 2013, 20:49

#24

31 января 2013, 21:43

#25

01 февраля 2013, 13:11

#26

Гость

Вор должен сидеть в тюрьме.

01 февраля 2013, 13:11

#27

хость

Отдавай им деньги свои(хотя бы половину от зп)

01 февраля 2013, 13:12

#28

любовница счастья

автор, займитесь благотворительностью! С каждой зарплаты переводите на счет 10-20 долларов. Это незначительная сумма, но для кого-то окажется очень нужной. Храни вас Бог))

01 февраля 2013, 13:54

#29

01 февраля 2013, 14:29

#30

01 февраля 2013, 14:30

#31

02 февраля 2013, 02:04

#32

02 февраля 2013, 23:51

#33

03 февраля 2013, 02:34

#34

28 сентября 2013, 13:46

#36

28 сентября 2013, 13:50

#37

09 января 2015, 02:38

#38

16 февраля 2015, 10:14

#39

27 августа 2016, 12:06

#41

19 ноября 2016, 01:51

#42

Катя

Как искупить грех воровства?
Я два месяца воровала в магазинах еду, канцелярию…. Теперь очень стыдно. И страшно что меня засекут и т. Д. Сейчас не ворую. Хоть я знаю что в тех магазин нет камер либо они выключены.но всеравно стыдно.помогите что мне делать?

10 сентября 2017, 23:05

#43

04 апреля 2022, 01:33

#45

Лена

Просто нужно вернуть всю сумму, которую украли.

20 апреля 2022, 03:30

#46

Люш

Автор, это грех очень распространенный, многие дети по мелочи таскают деньги у родителей, у психологов это даже как-то объясняется, не помню… Главное — Вы осознали и раскаиваетесь. Если родные кого-то другого винят из-за Вас, признаться и покаяться стОит, если нет — не обязатеьно, тут важно внутреннее раскаяние. ИМХО

20 апреля 2022, 03:35

#47

Гость

Ребята я воровал в магазине и меня поймали мне 16 лет учусь в техникуме и боюсь что про это узнают и меня выгонят но больше боюсь что, знают об этом родители ка к я могу искупить этот грех что бы мои страхи не сбылись

20 апреля 2022, 03:43

#48

Андрей

Ребята, сам стою перед такой проблемой. Украл в детстве деньги, потом чтобы вернуть продал кольцо отца за копейки цыганам. Он обвинил других людей- родственников. Прошло 20 лет. Как камень на шее этот случай, что вообще с головой было. Сейчас живу в другом городе. Нужно конечно всё рассказать.

Гость

Был молодой украл золотое кольцо обручальное и постепенно меня ЭТО меня стало убивать и мучать Прошло 40 лет и я не знаю что делать , если перед сном вспоминаю то всю ночь брожу по комнатам и дальше день как полоумный хожу и из головы не выходит Я не знаю где этот человек наверное в другом государстве и у меня одно желание найти и упасть на колени и просить прощения Иначе просто могу с ума сойти

Воровство: как не стать соучастником?

О чем мы думаем, когда говорим или слышим о воровстве? Скорее всего, о том, что это ужасное деяние, наверняка совершенное «по-крупному» и уж точно к нам, «господам хорошим», не имеющее никакого отношения. А так ли это? Ищем ответы вместе с благочинным Краснокутского округа протоиереем Александром Писларем.

— Одна из десяти заповедей гласит: «Не укради». Отец Александр, что понимается под этими словами?

— Восьмая заповедь Десятисловия «Не укради» запрещает незаконно присваивать то, что нам не принадлежит. Грех, совершаемый против этой заповеди, имеет различные формы. Например, работники согрешают невыполнением своих обязанностей, работодатели — удержанием зарплаты, продавцы — рекламой некачественного товара и завышением цен, судьи — оправданием виновных и наказанием непричастных к преступлению, мошенники — симуляцией болезни или нищеты, чиновники — превышением полномочий, обогащением за счет государственной казны и т. д. Многообразие форм настолько велико, что продолжать этот список можно бесконечно.

— Пожалуй, Вы привели самые яркие примеры, которые в большей степени связаны с определенными профессиями. А согрешает ли человек воровством в быту?

— Действительно, проявления этого греха могут быть едва заметны. Допустим, нам предлагают приобрести какую-то вещь по цене, которая существенно ниже себестоимости. В данном случае стоит задуматься, почему товар стоит так дешево, обратить внимание на внешний вид торговца. Порой благодаря наблюдательности выясняется, что предлагаемый товар попросту украден. Приобретая такую вещь, мы становимся соучастниками кражи и к тому же поощряем человека, ведущего греховный образ жизни. Еще как пример можно привести ситуацию, в которой человек не хочет возвращать вещи, утерянные кем-то, хотя и может это сделать.

— А как быть с такими случаями, когда человек, например, взял чью-то ручку или еще какую-то вещь, по какой-то причине вернуть забыл или не смог?

— Думаю, что при первой же возможности вещь обязательно нужно вернуть владельцу. И, конечно же, покаяться в своем поступке как в грехе невольном. А так, стоит отметить, что восьмую заповедь чаще всего нарушают осознанно, при этом ищут якобы уважительные причины, которые, кстати, только подтверждают греховность деяния.

— Можем ли мы обкрадывать себя?

— Это философский вопрос, толковать его можно отвлеченно. Вообще, всякий раз, когда мы совершаем грех, мы обкрадываем себя, лишаем себя высшего блага — спасения. Это подтверждают и слова Священного Писания: Не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 8).

— Как Вы думаете, что толкает человека на преступление, которое карается как законом государства, так и законом Божиим?

— На мой взгляд, причин несколько. Первая связана с воспитанием, которое человек получает в семье. Если родители не объяснили, что есть добро и зло, заповеди Божии, правила поведения в обществе, если по какой-то причине не дали образования, позволяющего потом зарабатывать себе на жизнь, то велика опасность, что ребенок, став взрослым, пойдет по преступному пути. У него просто не будет иного выбора. Но это касается неблагополучных, асоциальных семей. Вторая причина — личные качества человека. Ничто так не подталкивает к преступлению, как леность и праздность. Согласитесь, очень уж соблазнительно получить богатства быстро и легко, не прилагая никаких усилий. Наконец, третья причина — страсть сребролюбия, порабощающая человека стремлением обогатиться любыми способами, несмотря на то, что его материальное положение и так является достаточно прочным.

— Скажите, как христианин должен относиться к греху воровства и тому, кто его совершает?

— Ответ есть в Писании. Христиане должны прерывать всякое общение с теми, кто сознательно и явно ведет греховную жизнь (см.: 1 Кор. 5, 11). Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1 Кор. 5, 6) — говорит апостол Павел. Но помимо того, что таким образом мы ограждаем себя от влияния греха, мы воздействуем и на грешащего. Лишаясь простого человеческого общения, он получает возможность задуматься над своим поведением и вступить на путь покаяния.

— Какова позиция Церкви по отношению к шоплифтерам и клептоманам? Первые прикрываются социальным протестом и аргументом: «магазин богатый, а я бедный, с него не убудет», а вторые — болезнью. Оправдывает ли это таких людей?

— Не только сейчас, но и раньше люди, грешащие воровством, пытались найти оправдание своей греховной зависимости. Нам известно, что становление на путь спасения происходит постепенно. И первый шаг на этом пути — признание греха. Если человек отказывается называть грех грехом, то это значит, что он не готов сделать даже первый шаг. Что говорить о воровстве, когда некоторые готовы оправдывать самые страшные грехи, в том числе и убийство. Вспомните Раскольникова и его теорию.

Можно, конечно, внушить себе, что блага распределены несправедливо между людьми, что мы имеем право безнаказанно брать то, что нам не принадлежит, но суть от этого не изменится. Грех по-прежнему будет грехом, а поиск причин — его доказательством. Нарушая законы Божии, оправдывая преступление несовершенством мира, мы не делаем мир совершенным, мы еще больше разрушаем его и обвиняем себя своими поступками.

— Батюшка, почему подобные, явно греховные явления в обществе люди не считают таковыми, придумывая им нейтральные названия (шоплифтинг, клептомания)?

— Потому что люди не хотят через покаяние обратиться к Богу. Синайское Десятисловие, данное Господом через пророка Моисея, адресовано ветхозаветному человеку, и его цель — подготовить к высшей, Евангельской истине. Не приняв этих заповедей, человек не сможет принять и высшие. Об этом говорится в Евангелии. Пророк Иоанн Креститель желающих принять Крещение обличал в неисполнении десяти заповедей. Особенно интересно, что его слова во многом касаются седьмой заповеди. Народу пророк говорил: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, мытарям: ничего не требуйте более определенного вам, воинам: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (см.: Лк. 3, 10–14). Мы видим, что Иоанн Креститель не просто призывает не грешить, но творить дела, прямо противоположные, которые помогут людям принять Христа и Его учение.

— Бывают ли случаи, когда присвоение чужого не является грехом?

— Подобные случаи крайне редки. К ним можно отнести ситуации, в которых человек берет чужую вещь, будучи абсолютно уверенным, что владелец отдал бы ему эту вещь при личной встрече. Вообще, к этому вопросу нужно подходить с осторожностью, так как вольно или невольно можно подтолкнуть человека к оправданию подобных не всегда безобидных шагов.

— Что нужно делать, чтобы побороть грех воровства?

— Апостол Павел говорит: Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4, 28). Примечательно, что в этой фразе указывается одна из главных причин греха — нежелание трудиться, а также добродетель, практикуясь в которой человек может победить грех, — подаяние милостыни.

— Можно ли искупить грех воровства и как? Достаточно покаяния?

— Конечно, можно. Пока человек жив, он может покаяться в любом грехе, даже самом тяжком. Главное — не откладывать покаяние на неопределенное время, тем самым задерживаясь в греховном состоянии. Также человек должен постараться возвратить украденное или другим способом возместить нанесенный ущерб, ну и навсегда оставить этот грех, решительно изменив свою жизнь.

— Широко известны случаи, когда неправедно нажитые средства жертвуют на благие дела: строительство храма, больницы и т. д. Некоторые старцы, священники говорят, что таких пожертвований нужно остерегаться. Так ли это и почему?

— Все зависит от духовного настроя человека, совершающего подобные пожертвования. Определенно не нужно принимать помощь от человека, который живет неправедно, занимается воровством и при этом считает, что сможет откупиться от суда Божия такой вот «милостыней». В противном случае мы просто поддержим заблуждение человека и так погубим его. Но если нам предлагает помощь человек, раскаявшийся в своих неправедных деяниях, благодаря которым и приобрел богатство, и теперь желающий таким образом искупить свой грех, то, разумеется, мы должны принять его жертву и сделать все возможное для его исправления. Тем более, что так поступил и Сам Господь по отношению к мытарю Закхею.

— Можно ли отследить чистоту наших поступков: не крадем ли мы что-либо у кого-либо? Ведь, как видим, этот грех настолько распространен в малом, что мы не можем его даже заметить.

— На самом деле, проявление греха воровства, впрочем, как и любого другого греха, в повседневности увидеть легко. Нужно только опираться на заповеди. При вдумчивом прочтении несложно понять, что все они призывают нас любить Бога и ближних. А когда человек понимает, что есть любовь к Богу и ближнему, он получает возможность адекватно оценивать свои поступки, чувства, движения души. Он получает от Бога ориентир, позволяющий ему определить, греховно или праведно он поступает. Таким образом, если мы не имеем любви, то согрешаем против Господа и против людей, нарушая заповеди, одна из которых звучит как «Не укради».

— Всем хорошо знакома фраза: «Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит». Как Вы думаете, доступно ли покаяние закоренелым преступникам?

— Христианская вера учит, что, безусловно, доступно. Вспомним разбойника, который покаялся на кресте в свой последний час, преподобную Марию Египетскую, которая оставила прежнюю жизнь, полную грехов. А сколько примеров из современности! И это говорит лишь о том, что Бог призывает каждого человека в течение всей его жизни. Если же он откликается, не отвергает милости Господа, то может выбраться из любого состояния и заслужить спасение.

Оставить комментарий

№48 (1041) / 16 декабря ‘19

Беседы с батюшкой

С бедностью в человеческие сердца приходят многие страсти, одна из них – страсть воровства. Что такое грех вообще?

– Грех – нарушение Божественной воли, нарушение заповеди, беззаконие. В широком смысле грех – любой поступок, который не угоден Господу, способен причинить вред или ущерб ближнему. Соответственно, он противоречит внутреннему голосу совести самого человека. Поэтому в любом грехе мы можем заметить две стороны – объективную и субъективную.

Несомненно, существуют церковное право, государственные законы, осуждающие те или иные преступления, и нормы человеческой морали, подвергающие те или иные проступки общественному осуждению. Но есть еще и голос совести внутри человека, обличающий его, если тот творит зло, даже если никто этого не видит и не знает.

Почему воровство грех? Вы сказали, что грех – преступление закона, заповедей и внутренней совести; в воровстве есть все эти составляющие?

– Конечно, есть. Воровство – один из наиболее тяжелых грехов, который человек вообще может совершить против своего ближнего.

Мы можем рассудить следующим образом. Когда человек трудится в поте лица своего (по заповеди Божией), он зарабатывает средства, приобретает на них себе необходимое, полезное для жизни – то, что ему требуется. И вдруг кто-то у него это тайным образом похищает – совершает кражу, грех воровства. Несомненно, у человека крадут не только предмет, имеющий материальную ценность: в широком смысле слова ущерб наносится всей жизни этого человека, ведь чтобы приобрести эту вещь честным трудом, ему пришлось потратить время, силы – часть своей жизни отдать, чтобы эта вещь у него была. И эту часть жизни у него похищают.

Мы здесь можем судить по аналогии. Почему Господь принимал ветхозаветные жертвы? Ясно, что они не могли спасти человека от вечной смерти, но тем не менее они Господу были угодны: часть жизни человек тратил на то, чтобы вырастить ягненка, козленка или теленка – силы, средства, время человек жертвовал Богу, отдавал Ему даром и за это получал Божие благословение.

Здесь мы можем судить от противного: человек потратил силы и время, чтобы приобрести какую-то часть имущества – если у него это крадут, то абсолютно незаконно присваивают себе часть его жизни. Соответственно, становятся уже не только его обидчиками, но и врагами Божиими.

Потому, видимо, этот грех и входит под номером 8 в список 10-ти заповедей, данных Господом. Чем он так страшен, что он входит именно в 10 заповедей Божиих?

– В Библии, в Книге Второзаконие мы находим 10 заповедей Моисея, где под номером 8 имеется заповедь «не укради», прямо запрещающая любые формы воровства (следует заметить, что такая норма существует не только в христианстве: любая мировая религия запрещает воровство).

Причем с этим запретом в разных религиозных традициях соединяются различные формы возмездия. Например, в исламе все очень строго – по закону шариата, который основывается на Коране, если человек украл и его вина доказана, ему положено отрубить руку за то, что он совершил грех воровства и этой рукой взял чужое. Причем эта заповедь распространяется Кораном на человека любого сословия – как бедного, так и богатого. И в христианстве отношение к воровству, краже очень строгое – в средневековой Европе действовали практически те же самые нормы.

Сейчас у нас законодательство гуманнее, но грех от этого меньше не стал. Если человек крадет чужую вещь, он становится преступником, прежде всего – Закона Божия, ибо в Библии прямо написано: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем – если, например, он не убивает, но крадет, он тоже преступник Закона Божия и, кроме того, он еще и преступник гражданского закона.

Почему для Бога так важно, чтобы чужая собственность была защищена?

– Господь тайным образом благоволил облечься в нашего ближнего, как говорят святые отцы. Поэтому любое добро, которое мы делаем ближнему, мы делаем как бы Самому Господу Иисусу Христу, и любое зло, которое мы делаем ближнему, мы косвенно причиняем Богу.

Господь дал благосостояние, имущество Своему рабу, который, пользуясь Его благословением, все это себе приобрел. Поэтому Господь стоит на страже интересов каждого человека.

То, что добывается честным трудом, Господу угодно: Он видит потраченные усилия, что это было сделано честно, что никакие моральные нормы или заповеди Божии не были нарушены. А если человек пытается тайным образом присвоить себе нечто чужое, то разрушается весь установленный Богом порядок честного, законного труда, на котором строится все человеческое общество. Представим себе, что мы жили бы в обществе, где все были бы только ворами, никто не зарабатывал бы честным образом, а все пытались бы что-то украсть друг у друга; жить в таком обществе было бы невозможно.

Сложился стереотип, что у человека красть нельзя, а у государства – можно: «это же ничейное».

– Государственное – не означает «ничейное». Государство – общее дело всех людей, которые являются его гражданами. То, что принадлежит государству, есть наше общее достояние. Поэтому тот, кто посягает на общее достояние, тоже пытается незаконно урвать часть, ему не принадлежащую.

Например, возле дома растет елочка, радующая глаз каждого, кто мимо нее проходит. Но если в одно утро перед Новым годом мы выходим во двор и видим, что елочку кто-то спилил (скажем, сантиметров на 15 от корня) и остались только самые нижние ветки, а остальное он унес себе – украсить свою квартиру на праздник, то этот человек совершил грех: это злодеяние, преступление. Вроде бы елочка никому конкретно не принадлежала, она была общей, тем не менее он пытался сделать общее своим собственным, убил растение и причинил моральную травму всем жителям двора.

Какие грехи может повлечь за собой воровство? Что еще оно может вызвать из адской бездны?

– Очень много грехов связано с воровством (как правило, грехи друг с другом связаны). Если человек крадет у другого, то в душе того, у кого он украл, возбуждает различные отрицательные эмоции: человек ощущает досаду, обиду, горечь от того, что у него украли, ощущает осуждение – это может вылиться и в гнев, и в раздражение, и в сквернословие. Проявления могут быть самыми различными, но их не было бы, если бы у человека не украли эту вещь.

Получается, ты заставил согрешить человека?

– Да, ты его побуждаешь к какому-то греху, и он чувствует оправданность своих действий: против него была нарушена заповедь, нарушен закон, поэтому он так реагирует.

Кроме того, нужно сказать: когда человек крадет чужое, это никогда не принесет ему добра, он не разбогатеет себе во благо. Так или иначе это будет иметь какой-то греховный шлейф: бесовское влияние обязательно будет сохраняться над вором, пока у него будут награбленные или украденные вещи – это будет побуждать его к совершению других грехов, он может промотать эти деньги в пьянстве, разврате, приобрести на них что-то недолжное, ненужное…

Зачастую мы видим, что у представителей криминального мира свой греховный образ жизни: у них сложилась собственная субкультура, в которой они вращаются, – воровское сообщество, где все пропитано грехом: буквально атмосфера зла, греха, в которой они постоянно живут. Она для них становится естественной средой обитания. Но конец такого пути только один – на дно адово.

Есть конкретные причины, которые могут вызывать грех воровства?

– Безусловно. У любого греха есть свои конкретные причины. Относительно воровства в первую очередь нужно назвать грех (и страсть) сребролюбия: человек хочет обогатиться за счет другого – своего ближнего. Сребролюбие может найти себе разный выход. Человек, имеющий страсть сребролюбия, может и честным путем заработать себе блага, к которым он стремится, к которым направлен интерес его души.

И есть люди, желающие не работать, но добыть все более легким путем – лень здесь тоже имеет место: если сребролюбие сопряжено с трудолюбием, точеловек, может, и вредит себе, работая только ради того, чтобы быть еще богаче, иметь больше благ, но другим он этим никакого зла не приносит, – а если он крадет чужое, то принося себе временное благо причиняет вред еще и окружающим.

Кроме того, я думаю, с воровством тесно связан грех зависти: если человек видит, что у другого что-то есть, а у него нет, то пытается каким-то образом это присвоить – это абсолютно недолжная реакция на чужое богатство. Если ты видишь, что у другого есть, а у тебя нет, – работай честно, больше трудись, и у тебя тоже это будет. В конце концов, примени свои способности в честном направлении.

Мне кажется, что воровство никогда не происходит по воле только одного вора – всегда, при любом преступлении (в том числе при любой краже), имеет место бесовское присутствие, влияние и внушение. Человек, ворующий постоянно, находится буквально в бесовской одержимости (может быть, даже под влиянием какого-то конкретного беса воровства, который постоянно побуждает его творить новые преступления иногда даже не ради денег, а просто ради самого преступления) – он уже не может жить иначе.

Но ведь борьба с этим грехом все-таки возможна – какие средства можно применить в борьбе с ним? Можно ли его вылечить?

– Любой грех можно преодолеть, любую страсть искоренить из души, если у человека есть чистосердечное раскаяние: если он осознает свой грех, покается перед Богом в том, что делал раньше, прекратит грех совершать – и вместо него будет творить добрые дела (в том числе дела христианского милосердия). Тогда этот грех может быть и прощен, и уврачеван.

Чтобы грех воровства был прощен, человек должен его прекратить: должен перестать его совершать, покаяться на Исповеди перед священником и в дальнейшем этого греха больше не делать.

Некоторые думают, что если они будут продолжать совершать этот грех, но какую-то часть жертвовать, например, нищему, больному, или знакомому священнику, или на храм, Бог будет прощать ему грехи… Этого не произойдет – например, преподобный Серафим Саровский запрещал брать пожертвования от людей, зарабатывавших деньги нечестным путем: он говорил, что такое пожертвование Богу неугодно, от него не будет пользы ни Церкви, ни людям.

Мы сказали о грехе, о его развитии, о том, как с ним бороться. А есть превентивные меры? Как нужно воспитывать детей, чтобы они правильно относились к чужой собственности?

‒ Очень важный момент. Психологи давно заметили, что большинство воров начинали подворовывать уже с детства – если в детстве их вовремя не остановили, не наказали, не объяснили, то этот грех дальше развивается как снежный ком, становится все крупнее, а случаи воровства все чаще.

Ясно, что родители должны внимательно следить за развитием своих детей и, если вдруг они замечают, что у ребенка появилась новая вещь, которую они ему не покупали, они должны у него спросить: «Откуда ты это взял?». Если он скажет, что нашел (или что-то подобное), надо докопаться до истины: как правило, хорошие, ценные вещи на дороге не валяются. Бывают, конечно, редкие исключения из правил, но обычно бывает по-другому. Поэтому, если удается выяснить, что ребенок это у кого-то украл, надо потребовать, чтобы обязательно он каким-то образом это вернул (пусть явным, пусть тайным – как удобнее сделать) и ни в коем случае этой вещью не пользовался.

Надо ему объяснить, насколько противное Богу и людям преступление он совершил, и если он будет так дальше поступать, то это может привести его в конце концов в тюрьму, что зачастую и происходит с ворами – рано или поздно они все равно попадаются, у большинства из них есть и рецидивы: они не раз посещают места не столь отдаленные, где их пытается исправить государство.

Но все-таки исправление должно происходить изнутри – именно через покаяние, прежде всего перед Богом, через осознание того, что это не просто нарушение закона, это именно грех – то, что повредит тебе самому в вечности, то, что лишит тебя перспективы богообщения, пребывания с хорошими людьми: фактически воры, которые продолжают воровать и поддерживают общение с такими же, мы прекрасно понимаем, Царства Божия не наследуют.

Какое наказание от Бога может быть здесь, в этой жизни, людям, так промышляющим?

‒ Как показывает жизненный опыт, Господь наказывает так, как не накажет никакое самое справедливое государственное законодательство. Есть такая народная пословица: «Бог долго ждет, да больно бьет» – Он до поры ожидает покаяния грешника, Он ожидает, что человек одумается, исправится, перестанет грешить, а если этого не происходит, то человека постигает то или иное наказание: либо со стороны таких же, как он, терпит возмездие, либо Господь его посещает очень тяжелыми скорбями – это могут быть неизлечимые онкологические заболевания, которые тоже оставляют ему время для покаяния (ведь рак не убивает человека сразу), или другие тяжелые заболевания, или несчастья, связанные со здоровьем, благополучием родственников, детей – Господь выбирает уязвимую, болезненную для человека сферу жизни, чтобы его вразумить, ибо конечная цель Промысла Божия – спасение души, и Господь имеет план спасения для каждого из нас. Если мы следуем этому плану по мере сил, то не нужны жесткие действия Промысла Божия, чтобы нас вразумлять.

Господь мягкими способами нас вразумляет. Но если человек явно уклоняется от этого пути (а грех воровства ‒ именно резкое уклонение от плана, прямое противоречие замыслу Божию о человеке, преступление заповеди), Господу приходится употреблять все более и более жесткие методы. Вплоть до того, что действительно случаются трагедии в жизни тех, кто посягает на чужую собственность.

10-я заповедь говорит: не пожелай. Как она связана с 8-й – не укради?

‒ Связь тесная. Мы можем тут даже увидеть явные параллели. Говорится: не пожелай жены ближнего своего, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего. Если человек этого желает, то он уже буквально стоит в одном шаге от воровства. Он, конечно, может это пожелание по-разному проявить, оно может так и остаться у него нереализованным, но даже если оно осталось нераскаянным в душе, уже получается грех зависти. А если оно реализуется в мошеннических схемах по присвоению чужого имущества, это тоже разновидность греха воровства: обманным путем человек пытается присвоить себе то, что ему явно не принадлежит, употребляя для этого средства связи, хитроумные схемы, чтобы оказать давление на человека. Ясно, что это тоже грех, это Богом запрещено.

Так что связь видна. И как мы уже говорили, человек, который впадает в один грех (скажем, в грех воровства), не может остановиться – он обязательно будет что-то еще к этому добавлять, другие более тяжкие грехи.

Как защититься от воров? Ведь на самом деле Господь призывает нас к рассуждению и трезвению. Играют эти добродетели какую-то роль в превентивных методах?

‒ Да, вы назвали очень правильные слова: рассуждение, трезвение. Я бы к этому добавил еще бдительность, внимание – во многом жертвы воровства смогли бы заранее (если бы подумали, что у них могут украсть) этот грех предотвратить, если бы были внимательнее, осмотрительнее, осторожнее. Но, с другой стороны, от всего предостеречься невозможно. Воры на то и воры, что знают, когда у человека что-то легче украсть: когда он менее к этому готов, расслаблен, менее внимателен – они ловят момент, чтобы совершить свое злодеяние.

Безусловно, нужно хранить трезвение, бдительность, молиться Богу, чтобы Он Сам Своим благодатным Промыслом вразумлял нас, ограждал. У нас даже есть такая молитва в вечернем правиле: «Господи, избави нас от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи» – одна из молитв святого Иоанна Златоуста именно так сформулирована.

Вот об этих «некоторых», могущих причинить нам целенаправленное зло, я бы тоже хотел сказать. Есть такое украинское слово «злóдий» ‒ злодей, означает буквально: «преступник» – тот, кто совершает преступление и направленно, продуманно хочет причинить вам зло. Это именно злые люди, которые по отношению к ближнему прежде всего испытывают зло: они не испытывают любви к ближнему (вот, наверное, самый главный корень греха, и воровства, и других грехов, но сейчас мы говорим об этом – ясно, что человек, который любит своего ближнего, не будет у него ничего воровать, понимая: если он у него что-то украдет, причинит ему страдания. Если он любит этого человека, он никогда ему страдания не причинит).

Грех воровства – это прежде всего грех нелюбви, презрения, ненависти, пренебрежения ближним. Мне кажется, главное, за что Господь наказывает воров – даже не присвоение материальных ценностей, не отъятие их нечестным путем, но за проявление греха нелюбви, пренебрежения, ненависти к своему ближнему.

Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную и важную беседу. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Божией вам помощи, ангела-хранителя!

Записала:
Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

В других номерах:

Все о религии и вере — «молитва за грехи воровство» с подробным описанием и фотографиями.

Содержание

  • 1 Очень сильная молитва о прощении грехов
  • 2 Как отмолить грех воровства
  • 3 Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи

Очень сильная молитва о прощении грехов

Благодарю! Очень вовремя, пусть Бог хранит Вас!

У всех народов, которые живут на Земле, есть тайные слова, которые в обязательном порядке передаются из старшего поколения к младшему, и благодаря которым, человек обращается к высшим силам, к Господу Богу. Такие слова называют молитвой. Основное обращение – молитва Господу о прощении – искупление греха перед другим человеком, воспитание силы прощения.

Чтобы отмолить свои грехи важно посещать храм Господний. Присутствовать на Богослужениях. Но, самое главное, на самом деле хотеть получить от Всевышнего снисхождение благодати в виде прощения грехов. Господь Бог прощает всех и отпускает им грехи, но только тем, кто показывает ему свое незыблемое желание получить прощение, всепоглощающую веру и отсутствие лихих помыслов.

За время своего пребывания на планете Земля человек изо дня в день совершает большое количество грехов исходя из разных обстоятельств и причин, главные из которых – слабость, неумение подчинить свою силу воли, что бы противостоять множеству соблазнов, которые нас окружают.

Всем известно придание Иисуса Христа: «Из сeрдцa исхoдят промышления злaя, и сквeрнят чeлoвeкa». Именно таким образом в подсознании человека рождаются греховные мысли, которые перетекают в греховные действия. Не стоит забывать о том, что каждый грех берет свое начало лишь со «злых помыслов».

Молитва о прощении грехов — очень сильная молитва

Одним из распространенных способов искупить грехи является подаяние милостыни и пожертвований тем, кто в этом нуждается больше, чем ты. Именно через данное деяние человек может выразить свое сострадание к обнищавшим и милосердие к ближнему.

Другой способ, который поможет освободить душу от греха – молитва об отпущении грехов, которая идет от самого сердца, про искреннее покаяние, о прощении совершенных грехов: «И мoлитвa вeры иcцeлит хворающего, и вoccтавит его Господь; и если он сотворил грeхи, oни прocтятcя и искупятся eму» (Иак.5:15).

В православном мире существует чудотворная икона Богородицы “Умягчении злых сердец” (иначе — “Семистрельная”). Издавна перед этой иконой верующие христиане просят о прощении греховных деяний и примирении враждующих.

Среди православных верующих распространены 3 молитвы о прощении грехов:

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, Незлобиве Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое Человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желании моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего славлю во веки. Аминь».

«Господи, Ты видишь мою слабость, даждь ми исправление и сподоби мя любити тя от всея души моея и помышления, и подаждь мне благодать Свою, подаждь мне усердие совершать службы, приносить мою недостойную молитву и за все благодарить Тебя».

«Господи Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне; и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешен и немощен; не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое и Тебе слава и благодарение во веки. Аминь».

Умение человека прощать и просить о прощении – это способности сильного и милосердного человека, ведь Господь Бог совершил величественный акт прощения, Он не только простил все грешивших людей, но и был распят за грехи человеческие на кресте.

Молитва о прощении грехов Господу может помочь человеку осуществить долгожданное освобождение от греха. Её сила заключается в том, что просящий у Всевышнего, уже искренне раскаивается и хочет искупить свою вину. Обращаясь молитвой о прощении совершенных грехов, он осознал то:

  • что совершил грех,
  • смог признать свою вину,
  • понял, что поступил неправильно,
  • и принял решение больше не повторять его.
  • Вера просящего человека в Его милосердность может повлечь за собой прощение.Исходя их этого, душевная молитва о греховном прощении, является раскаянием грешника в содеянном, так как тот, кто не может осознать тяжести содеянного, не будет обращаться с молитвой к Всевышнему.

Обратив внимание на свои погрешности и обратившись после этого к Сыну Божиему, грешник обязан показать свое искреннее раскаяние через совершение хороших поступков. В этом случае «служащий Бoгу будет непременно принят, и мoльба егo придет дo самих oблaкoв» (Сир.35:16).

Молитва — голос человеческой души, который идет к Господу в уши. Общаясь с Всевышним, человек освящается: становится великодушнее, чище, добреет душой.

  • Прощение у Бога за грехи

За время человеческого существования, молитва стала нужна для получения божественной благодати, впоследствии которой характер человека полностью меняется: он становится богатым душой, душевно сильным, стойким, мужественным, а греховные помыслы навсегда покидают его голову.

Когда происходят изменения во внутреннем мире человека, то он может: стать лучше для тех, кто находится рядом,

  • может сделать добрее людей, которые окружают его,
  • показать, что значит делать разумные вещи,
  • поведать о скрытой природе происхождения зла и добра,
  • не дать другому совершить греховный поступок.

Матерь Божья, Богородица, так же помогает в искуплении грехов – он слышит все молитвы в ее адрес и доносит их Господу, тем самым вымаливая прощение вместе с просящим.

Обращаться с мольбой о прощении можно и к угодникам Божьим, и великомученикам. О прощении грехов нужно не просто просить, такое нужно отмаливать длительное время: чем более тяжкий грех – тем больше времени потребуется. Но будьте уверены, время не будет потрачено зря. Ведь схождение Божией благодати на человека – величайший подарок от Бога.

  • Как получить прощение:
    1. Регулярно посещать православный храм;
    2. Принимать участие в Богослужениях;
    3. Обращаться с молитвой к Господу дома;
    4. Жить с праведными взглядами и чистыми помыслами;
    5. Не совершать в последующем грешных деяний.

    Молитва о прощении грехов, своего рода помощник, незаменимый соратник каждого человека. Умеющий прощать, великодушный человек – по-настоящему счастливый. Ведь когда мир в душе, тогда и окружающая нас действительность преображается в лучшую сторону.

    Пусть хранит Вас Господь!

    Слушайте каждодневную молитву о прощении греха на ютубе, подписывайтесь на канал:

Вам также может понравиться

Лучше удалить эти 10 ненужных вещей, чтобы почувствовать прилив счастья и удовольствия!

«Радуга исполнения желаний»! Необычайно точный тест!

Выберите одну из древних мозаик и получите свое предсказание от мудреца!

Популярное

Выберите губную помаду и узнайте что-то НЕОБЫЧНОЕ о своем характере

Ангел моего рожденья….(Очень мощный оберег)

А вы пройдете волшебное гадание снежной королевы? Результат поражает!

ВОТ С ЧЕМ НУЖНО ПОПРОЩАТЬСЯ В 2017 ГОДУ: СОВЕТЫ АСТРОЛОГОВ ДЛЯ ЗНАКОВ ЗОДИАКА

Полное или частичное копирование материалов возможно только при наличии активной гиперссылки на сайт ЖИТЬ ЛЕГКО

Как отмолить грех воровства

Воровство — тяжкий грех, проклятый Аллахом

В наше время кража и обман становятся настолько распространёнными и обыденными явлениями, что тех, кто не ворует и не обманывает, считают людьми, не умеющими жить. Присваивание чужого имущества, воровство, разбой, грабёж, обман и другие преступления рассматриваются как «умение зарабатывать», забывая при этом, что подобные поступки — тяжкий грех, проклинаемый Аллахом. Некоторые берут в использование чужое имущество — и не возвращают, имея для этого соответствующую возможность — не отдают долги.

Замолить мой грех

Доброго времени суток! Хочу рассказать вам историю из моей жизни пятнадцатилетней давности! Дело было так, мне тогда было семнадцать лет и как мне тогда казалось, я влюбилась в своего соседа, мы встречались много разговаривали и уж конечно у нас с ним был динь-динь….

Но моя мама была против наших отношений, я пыталась с ней разговаривать, мы много спорили на эту тему, и в конце концов я здалась и объявила соседу о разрыве, он долго не мог с этим смириться, и в один из вечеров он изрядно выпил и пришел ко мне выяснять отношения.

Как замолить грех аборта

В древности говорили; «Тысячу звездных ударов получит тот, кто решится на аборт, тот, по чьей вине он делается, и тот, кто проводит данную операцию» Поэтому обычно страдают эти люди до тех пор, пока безвинно загубленные души не будут отмолены и не смогут за счет молитв снова подняться в бесконечное пространство Вселенной.

Замолить грех аборта может только мать ребенка. Желательно это сделать сразу после операции.

Как замолить грехи?

Современное общество зачастую относится к религии как к некоему абстрактному элементу культуры. Некоторые даже ходят в церковь, чтобы отдать дань моды. При этом, не соблюдая постов и заповедей, и не зная молитв. Такой подход приводит к тому, что люди грешат, не задумываясь ни о своих действиях, ни об их последствиях. Осознание того, что что-то было сделано не так приходит только после того как в их жизни происходят несчастья.

Как искупить грех воровства?

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.

Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия редакции сайта.

Как отмаливать свои прошлые грехи?

— Месяца полтора назад на приеме мне одна женщина сказала: «Я все поняла, сейчас пойду, отмолю все свои грехи, а потом начну молиться за потомков». И я вывел ее в комнату, где сидела вся группа, пришедшая на прием, и сказал:

Приведу Вам пример: любимый парень бросает девушку, и она обращается к Богу и молится, чтобы тот вернулся. Унижены ее желания, ее судьба, ее жизнь. Но она для того, чтобы вернуть парня, концентрируется не на любви к Богу, а на своем желании с этим парнем соединиться.

Как отмаливать свой род?

Парастас. Так наши предки-славяне называли технику молитвенных вычиток родовых проклятий. Люди всегда молились о себе и предках, соединяясь с высшими энергиями, стараясь улучшить свою судьбу.

Надо составить список родственников, членов своего прямого рода, учитывая всех от 1-го до 7-го колена. Вы – это 1-е колено, ваши отец и мать – 2-е колено, бабушки и дедушки – 3-е колено, ваши прадедушки и прабабушки – 4-е и так далее.

Записывайте тех, чьи имена вам известны.

Как отмолить грех воровства

. Он во всем, кроме греха, стал таким, как мы – люди, чтобы усыновить нас, как братьев, Своему Родителю. Так было нужно, потому что душа, не кающаяся, замершая в грехах, не способна к вере. Грешники тянулись к Нему, потому что Он не только не унижал и не насмехался над падшими, но прощал им грехи и приносил ту радость и легкость, которую никто кроме Бога дать не может.

Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи

Цикл «Путь всей земли». Беседа 8-я

Почему в Библии предписывается по-разному воздавать за кражу «ночью» и «при солнце»? О каком «разбое» писали святые отцы? Что считается «кражей» с точки зрения Христовых заповедей? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

«Следующее мытарство – кражи. В нем мы ненадолго были задержаны, и немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов, потому что я не совершала кражи, кроме одной, весьма малой, в детстве по неразумению», – читаем в свидетельстве блаженной Феодоры

Нас могут смутить слова: «немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов». Грехи не покрываются добрыми делами, но исправляются ими, называясь «плодами покаяния».

Хотя блаженная Феодора «ненадолго» была задержана на этом мытарстве, мы остановим свое внимание на нем, ибо одна из заповедей Декалога (Десятисловия) касается этой проблемы. Сказано: «Не кради» (Исх. 20: 15). Важность каждой из десяти заповедей Пятикнижия заключатся в том, что есть только десять грехов, все остальное – их разновидности. Поэтому мы, встречая на мытарствах эти заповеди, будем относиться к ним с повышенным вниманием.

Господь Иисус Христос тоже выделял десять заповедей. Сказано: И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему… Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради… (Мф. 19: 16–19). Другой раз подошел к Нему законник и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? (Лк. 10: 25–26). Тогда главным чтением было именно Пятикнижие (Тора), где и содержатся десять заповедей и раскрытие их в разных уставах и постановлениях. Сказано: Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу (Деян. 15: 21).

Закон о ворах и воровстве всегда учитывал обстоятельство совершенного преступления. Сказано: Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им (Исх. 22: 2–3). То есть, если преступление совершается в период социальной «ночи», когда инфляция и дефолт – реальность жизни, то не может быть никаких послаблений тем, кто обворовывает бедных людей, кто совершает социально значимые преступления.

Но если подобное преступление совершается при общем благоденствии, когда царит социальное «утро», «если взошло над ним солнце, то вменится ему (то есть вынесшему смертный приговор. – прот. О.С.) кровь». Это связано с тем, что общество богатое и обеспеченное, не заботясь о малоимущих, становится как бы соучастником их преступлений и совершает «социальный грех», доводя отдельно взятых членов общества до необходимости воровать, например для того, чтобы сохранить собственную семью, спасти ее от голодной смерти. В Библии грех отдельного человека имеет духовные и социальные последствия для всей общины (см.: Ос. 6: 10; 1 Кор. 5: 1–2). Проклятие и наказание за преступление одного может обрушиться на всех членов общины.

С другой стороны, преступление, совершаемое ночью, подразумевает разбой, ведь делающий подкоп ночью предполагает, что семья дома, и готов на всё.

Святитель Иоанн Златоуст, почитавший разбой хуже воровства, учил: «Пойманный вор возвращает вчетверо больше похищенного им, но разбойник хуже вора. Если вор должен возвращать вчетверо больше украденного им, то разбойник – вдесятеро или еще больше. Хорошо, если таким образом он сможет получить прощение своего греха, плода же милостыни он и тогда не получит. Потому-то Закхей и сказал: “если кого чем обидел, воздам вчетверо и половину имения моего я отдам нищим” (Лк. 19: 8). Если же во время Закона следовало возвращать вчетверо, то тем более в Царстве Благодати. Если вор обязан это сделать, то тем более разбойник, ведь, кроме убытка, здесь еще и большая дерзость» 1 .

Обратим внимание на эти слова Златоуста: «Если же во время Закона следовало возвращать вчетверо, то тем более в Царстве Благодати». Благодать не прекращает активных действий против беззаконных, но, напротив, усиливает их. Сказано: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5: 21–22; 27–28). Закон усиливается за счет того, что Христос вскрывает духовный, не лежащий на поверхности смысл исполнения любой заповеди. Например, человек внешне мог выглядеть вполне пристойным и благочестивым, но внутренне являлся разложившимся грешником.

Так, апостол Павел, бывший иудей Савл, свидетельствует: однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками (Гал. 2: 16–17). Как Павел, по правде законной – непорочный (Флп. 3: 6), говорит: ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками! Он (Павел) исполнял внешнюю сторону Закона, не обращая внимания на внутреннюю сторону, открытую для него только во Христе. Ведь в христианстве даже бездействие в добре – грех. Сказано: Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4: 17).

«[В Новом Завете] богач порицается не за то, что украл чужое, но за то, что не отдал своего»

Святитель Григорий Великий писал: «Некоторые думают, что заповеди Ветхого Завета суровее, чем заповеди Нового, но на самом деле они заблуждаются в таком недальновидном суждении. Ибо в том карается не скупость, но хищение. Там (то есть в ветхозаветные времена. – прот. О.С.) вещь, неправедно изъятая, возмещается вчетверо. А здесь (то есть в новозаветные времена. – прот. О.С.) богач порицается не за то, что украл чужое, но за то, что не отдал своего. И не говорится, что он кого-то притеснял силой, но что превозносился из-за вещей приобретенных» 2 .

Святитель Василий Великий писал: «Всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, не убивай, не прелюбодействуй, не кради (Исх. 20: 13–15): каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности. Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19: 19); продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19: 21); кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5: 41), – вот уже действия, приличные подвижникам, и для совершения их нужна уже душа мужественная. Посему подивись мудрости Того, Кто через более легкое и удобоприступное ведет нас к совершенству» 3 .

Слова «каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности» могут быть отнесены только к талмудическому восприятию Закона Божия, сам Ветхий Завет все же не знает такой нравственно-этической заторможенности. Святитель Василий Великий в данной цитате выступает именно против постветхозаветного иудаизма, когда действительно бездействие было возведено в ранг добродетели. Классическим примером может быть интерпретация Христом известного высказывания Гиллеля – великого законоучителя эпохи царя Ирода, основателя фарисейской школы, называвшейся по его имени «Бейт Гиллель». Однажды к раву Гиллелю пришел язычник и задал вопрос:

– Можете ли вы сформулировать смысл всей Торы, пока я буду стоять на одной ноге?

– Не делай другим того, чего себе не желаешь.

Сын Божий в беседе с фарисеями дает следующую интерпретацию данных слов: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7: 12). Он указывает на деятельную сторону Ветхого Завета словами: ибо в этом закон и пророки.

Фарисейскому «Не делай!» противостоит евангельское «Поступайте!»

И фарисейскому «НЕ ДЕЛАЙ» противостоит евангельское «ПОСТУПАЙТЕ», то есть «ДЕЛАЙ».

Святитель Василий Великий восклицает: «Вот уже действия, приличные подвижникам, и для совершения их нужна уже душа мужественная». То есть наша борьба с грехом должна идти не от пассивной, но от деятельной и активной нравственно-религиозной позиции и не превращаться в некое частное дело.

Если в мире физических тел действие порождает противодействие, точно так же и в мире духовном необходимо противодействие бесовскому действию. Боязливых же… участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21: 8).

10 октября 2016 г.

1 Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Евангелие от Матфея. 52.

3 См.: Василий Кесарийский, святитель. Гомилии на Псалмы.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Прот. Олег Стеняев

Воздушные мытарства. Мытарство пятое – лености

Цикл «Путь всей земли». Беседа 7-я

Протоиерей Олег Стеняев

Что такое леность? Почему важно «знать время» и помнить о «сейчас» и «теперь»? Какие грехи вопиют к Богу? И как связана леность с гордостью и иными грехами?

4-е воздушное мытарство – чревоугодия

Прот. Олег Стеняев

Воздушные мытарства. Мытарство четвертое – чревоугодия

Цикл «Путь всей земли». Беседа 6-я

Протоиерей Олег Стеняев

О том, чем опасно чревоугодие с духовной точки зрения, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», и чей пример поможет укрепиться в воздержании.

3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы

Прот. Олег Стеняев

Воздушные мытарства. Мытарство третье – осуждения и клеветы

Цикл «Путь всей земли». Беседа 5-я

Протоиерей Олег Стеняев

Кто имеет право на суд? Каков апостольский взгляд на светский суд? Когда человек уподобляется бесам? Как относиться к чужим грехам?

2-е воздушное мытарство – лжи

Прот. Олег Стеняев

Воздушные мытарства. Мытарство второе – лжи

Цикл «Путь всей земли». Беседа 4-я

Когда недружелюбие – в похвалу? Зачем Всезнающий Господь идет смотреть на Вавилонскую башню? Стыдно ли открывать священнику свои грехи? Что недопустимо на исповеди? И легко ли жить, говоря всегда только правду?

1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО)

Прот. Олег Стеняев

Воздушные мытарства. Мытарство первое – празднословия (+ВИДЕО)

Цикл «Путь всей земли». Беседа 3-я

Протоиерей Олег Стеняев

Какими должны быть слова и речи православного христианина? Каких грехов, связанных со словом, он должен избегать? И почему так важно внимательно относиться к слову?

«Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО)

Прот. Олег Стеняев

«Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО)

Цикл «Путь всей земли». Беседа 1-я

Протоиерей Олег Стеняев

О том, почему так ценно для нас время земной жизни, что испытывает душа, расставаясь с телом, о мытарствах и о том, что собственно такое жизнь и что такое смерть в православном понимании.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Оценка 4.2 проголосовавших: 62

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить расписание тренировок дома
  • Как найти синус по косинусу в алгебре
  • Как найти напряжение для параллельного соединения
  • Как найти координаты точки принадлежащей плоскости
  • Как нашли мальчика в екатеринбурге