Как исправить характер ребенка спортом

Изучением процесса формирования характера у детей занимались самые известные психологи, физиологи и педагоги. 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, А. Бек, Н. Лосский, П. Лесгафт, А. Нечаев и др. описывали различные факторы, которые оказывали влияние на этот процесс. Однако все теоретические построения сводятся к тому, что характер ребенка определяют три основных компонента — наследственность, темперамент и среда, в которой он растет. 

Можно ли унаследовать характер

Современные исследования в области генетики неоднократно опровергали миф о том, что характер можно унаследовать от родителей. Однако все же некоторые черты личности человека ассоциированы с его геномом. К примеру, дети могут наследовать родительскую общительность, любовь к определенным видам деятельности (например, путешествовать или рыбачить), раздражительность и даже политические предпочтения. 

Но тут уже возникает вопрос: что в большей мере влияет на формирование характера у ребенка — генетика или воспитание? Примечательно, что практически в каждом аспекте личности есть и то и другое. Однако если воспитание способно обособленно сформировать какую-то черту характера, то генетика «работает» лишь в связке с воспитанием. 

В 2010 году ученые исследовали «ген альтруизма» OXTR, а точнее — совокупность его вариантов. У людей, которые являются носителями двух вариантов, отмечалась черта жаловаться окружающим на свои проблемы. Носители третьего варианта больше держали свои проблемы в себе, но при этом могли и посетовать на жизнь, если обстановка способствовала откровениям. Грубо говоря, ген OXTR определяет склонность человека к нытью. А уж проявит ли он эту склонность — зависит от социальной среды.

Кстати, воспитание может полностью «выключать» генетику в части формирования черт личности. Может и усиливать их, и видоизменять. Поэтому грешить на плохую наследственность не стоит. Даже если она есть — коррекция воспитанием принесет свои плоды. 

Игры, в которые мы играем

Дети воспринимают жизнь, как некую игру, и все познавательные процессы у них неразрывно связаны с игровой деятельностью. Именно поэтому передовые педагогические методики включают игровые элементы в любой вид занятий — обучение, творчество, развитие. 

Игры, в которые мы играем, во многом определяют то, какими людьми мы становимся. Игра не просто развивает отдельные навыки, но и закладывает основы мироощущения. 

Понаблюдайте за ребенком: 

  • Как он ведет себя в игре? 
  • Он организатор (лидер) или рядовой участник (исполнитель)? 
  • Как хорошо он справляется с игрой? 
  • Как быстро вникает в правила?
  • Насколько долго игра удерживает его внимание?
  • Как ребенок относится к своим неудачам в ходе игры?
  • Как относится к чужим неудачам? 

Выбор игр и поведение в них дадут ориентиры, в каком русле формируется характер вашего ребенка. 

Можно ли изменить характер ребенка воспитанием

Ключевые элементы воспитания — это развитие личности, создание оптимальных условий для самоопределения ребенка, социализация и прививание морально-нравственных установок. При этом среди целей воспитания нет изменения характера ребенка. Наоборот — нужно крайне бережно относиться к особенностям личности, ведь если идти вопреки ее интересам, то можно значительно затормозить развитие, навязать комплексы. 

В процессе воспитания родители могут заметить формирование новых черт характера ребенка — как позитивных, так и негативных. Первые открывают для него новые горизонты возможностей, вторые же ставят перед родителями дополнительные задачи. Что можно сделать с нежелательными чертами характера у ребенка:

  • корректировать;
  • смягчать;
  • компенсировать;
  • переводить в нужное русло и т. д.

Например, обидчивость нужно не подавлять, а компенсировать развитием дружелюбия. Необязательность можно смягчить щедростью. А вспыльчивость скорректировать техниками расслабления и переключения внимания.

Морально-этические нормы 

Ребенок перенимает от взрослых не только привычки и модели поведения, но и базовые ценности. Причем процесс этот происходит в любом случае — независимо от того, будут ли акцентировать родители внимание на культурно-духовных и нравственных вопросах. 

Нормы морали и этики дети впитывают в себя в фоновом режиме.

Вы можете 100 раз повторить ребенку, что нужно быть справедливым, но достаточно нескольких раз именно вам поступить несправедливо, как все слова, сказанные ранее, перестанут иметь вес. 

Если вы позволяете себе повысить голос на своих родителей, а потом учите ребенка уважать старших — результата не будет. Если равнодушно проходите мимо голодного котенка, а потом воодушевленно рассуждаете о необходимости помогать братьям нашим меньшим — ребенок вам не поверит. Если обманываете сами, а потом требуете честности — вы ее не получите.

Духовно-нравственный аспект воспитания влияет на становление характера ребенка прямым образом, поскольку является основой для формирования важнейших качеств личности. 

Связь характера и темперамента

Многие люди сравнивают, а чаще путают понятия «характер» и «темперамент». Согласно общепринятому определению, темперамент — это одна из составляющих характера. Это индивидуальный комплекс психодинамических особенностей, которые определяют поведение человека.

Оба эти понятия напрямую связаны с физиологическими особенностями и эмоциональной сферой ребенка. Но если визуализировать их взаимодействие, то это будет выглядеть так:

Особенности нервной системы → Темперамент → Характер

То есть первичное влияние на характер имеет именно физиология, но она действует не непосредственно, а через некий комплекс психических свойств. 

Если задаться вопросом, до скольки лет формируется характер конкретного ребенка, то сначала нужно понять, окончательно ли сформировался у него темперамент. 

Особенность взаимодействия характера и темперамента

Такие черты характера, как уравновешенность, инертность, подвижность и любопытство обусловлены именно темпераментом. Но тут важно понимать логику взаимодействия — если некоторые особенности темперамента определяют развитие определенных черт характера, то это не значит, что дети с одинаковым темпераментом будут иметь схожие характеры.

 Ребенок-холерик может быть как энергичным созидателем, так и неврастеничным крушителем.

 Ребенок-сангвиник может быть как любознательным оптимистом, так и ленивым «нехочухой».

 Ребенок-флегматик может быть как увлеченным исследователем, так и медлительным молчуном.

✓ Ребенок-меланхолик может быть как тонким романтиком, так и упрямым пессимистом. 

После завершения процесса формирования характера темперамент постепенно перестает быть формой проявления личности. Он становится, скорее, мерилом скорости течения психических процессов. Поэтому взрослого человека трудно оценивать лишь с позиции особенностей темперамента. В его характере уже присутствует множество других надстроек, которые могут как спорить с темпераментом, так и полностью подавлять его. 

Спорт и характер

Спорт положительно влияет на формирование характера ребенка. Он помогает выработать такие черты, как выносливость, старательность, умение добиваться результатов и не отчаиваться в случае поражений. 

Очень важно правильно выбрать вид спорта. Ориентируйтесь как на особенности характера ребенка, так и на цель, которую вы поставили. К примеру, забияку-индивидуалиста лучше не отдавать на единоборства, а приобщить к групповым занятиям (футбол, баскетбол и пр.). Эти виды спорта помогут ему осознать ценность командной игры и важность управления эмоциями. 

Несколько советов по выбору вида спорта в зависимости от характера ребенка:

 Экстраверту подойдут скоростно-силовые виды спорта, плавание и бег на короткие дистанции, лыжи, теннис, гимнастика, сноубординг.

 Интроверту будут ближе цикличные виды спорта (легкая атлетика, плавание, велосипед, бег).

 Детям с лабильной психикой показаны оздоровительные занятия без соревновательного компонента: йога, фитнес, плавание. 

✓ Астеники найдут себя в видах спорта, которые связаны с движением: футбол, лыжи, бег, спортивная ходьба, легкая атлетика.

 Гипертимные дети (сверхактивные) проявят себя в единоборствах (айкидо, карате, тхэквондо).

 Для детей с конформным характером, когда мнение и настрой большинства имеют определяющее значение, подойдут любые командные соревновательные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, хоккей.

Режим и характер

Распорядок дня имеет огромное значение для гармоничного развития ребенка. Он помогает упорядочить ритм жизни, выполнять все запланированные дела без лишней суеты. 

Не стоит забывать, что характер ребенка начинает формироваться с рождения, поэтому приучать к режиму нужно как можно раньше, и уже к 3-летнему возрасту жизнь по расписанию станет хорошей привычкой. 

Еда, сон, развивающие занятия, игры, прогулки, гигиенические процедуры — все это должно происходить с определенной регулярностью. Если не отходить от режима, то через некоторое время вы заметите приятные перемены в характере ребенка. Он станет более:

  • уравновешенным;
  • жизнерадостным;
  • собранным;
  • бодрым;
  • сосредоточенным.

Постепенно биоритмы ребенка подстроятся под режим, поэтому вы забудете об утренних истериках и раздраженном плаче после обеденного сна. Также исчезнет проблема отсутствия аппетита. 

При изменении привычного режима в связи с посещением детского сада или школы отводите несколько недель на адаптацию. 

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.

Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.

В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).

2. Ребенок очень устает от рутины, ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.

В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.

Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.

3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы, он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.

Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.

4. Дети с СДВГ боятся больших объемов.

Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану, они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).

Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.

Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.

6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается.

Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.

7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени.

Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона, поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.

9. Дети с СДВГ импульсивны.

Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.

На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.

10. Дети с СДВГ эмоциональны.

В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.

11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию.

Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».

Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.

Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.

12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.

Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит, поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.

Некоторые родители, отдавая ребенка в профессиональный спорт, полагают, что из их чада вырастет звезда. Еще они думают, что спорт помогает развитию хорошего здоровья. Мало кто из родителей задумывается над более глобальными вещами, как формирование характера у ребенка. Между тем, даже статистика свидетельствует о том, что в среде бизнеса чаще всего побеждают бывшие спортсмены. Годы упорных тренировок, навыки преодоления трудностей, быстрой реакции на обстоятельства, настрой на успех – это те основные навыки, которые обязательно пригодятся в жизни, даже если ребенок решит однажды в будущем оставить спорт. Характер в спорте – не данность. Это качество, которое можно развить.

Характер в спорте и в жизни

Профессиональную клюшку смотрите в нашем специальном разделе. 

Характер в спорте

Настойчивость – одно из самых важных волевых качеств. Оно подразумевает умение организовывать свои поступки в зависимости от поставленной цели, и, преодолевая преграды, доводить дело до конца, добиваясь желаемого.

Известно, что побеждают в гонке за первые места в спорте не самые талантливые из юниоров, а самые настойчивые и трудолюбивые. Российская звезда хоккея Овечкин представляет из себя великолепный пример трудолюбия, настойчивости, умения анализировать и обращать ситуацию в свою пользу.

Все эти качества о последовательно развивал с детства. Естественно, что при поддержке своих не менее звездных родителей.

Итак, характер в спорте – это ключ к успеху. А успех может быть в итоге достигнут на любом поприще – в науке, бизнесе, общественной жизни.

Какой характер должен быть у чемпиона?

Спорт и характер человека

Формирование этих качеств у детей начинается очень рано. С самого рождения малыш не все умеет, не все ему по плечу и очень часто, столкнувшись с первыми препятствиями, он теряет интерес к делу. Мудрые родители, наблюдающие за процессом воспитания своего ребенка, стараются исправить эту ситуацию. Ведь они понимают, что в будущем нежелание трудиться для решения конкретных задач может привести к формированию черт характера, которые помешают успеху. Спорт и характер человека тесно взаимосвязаны. 

Вовремя скорректировать неправильные установки в виде неспособности доводить начатое дело до конца, поможет тренер профессиональной секции. Ведь он приучит ребенка жить в ритме коллектива и конкуренции, а поэтому поможет развить:

  • Ответственность за свои поступки.
  • Причастность к результатам своей команды.
  • Упорство в освоении необходимых навыков.
  • Терпение в процессе многочасовых тренировок.
  • Стремление к победе.

Уже с возраста 4-5 лет многие спортивные секции принимают к себе малышей. Если ребенок отличается безответственностью, неспособностью справляться с трудностями и ленью, то необходимо с положительным настроем, но неукоснительно требовать от него выполнения намеченного действия. И абсолютно не важно, какой это процесс – игра, работа по дому, лепка, вышивка и т.п. Но лучшим воспитателем для ребенка станет спортивный тренер. Он поможет малышу войти в коллектив и стать частью команды. А в команде, как известно, каждый человек несет свою долю ответственности за результаты ежедневной работы. Плюс придется отвечать и за свои собственные недочеты. Никому не хочется быть аутсайдером. Поэтому приходится день за днем работать над собой. 

спорт и характер человека

Первая хоккейная экипировка. Купить такую можно в разделе «Детский хоккей»

Методики спортивного тренера

Крики, наказания, приказы – плохие спутники в воспитании настойчивости. В противовес этим методам спорт может оказаться лучшим воспитателем, который научит преодолевать препятствия и гордиться собой за это.

Основные приемы, используемые тренерами для воспитания настойчивости в характере ребенка:

  1. Личный пример и поощрение за хорошие результаты.
  2. Труд. В процессе труда вырабатывается терпение и целеустремленность. Постепенное повышение уровня сложности задач формирует правильную самооценку и уровень притязаний.
  3. Коллектив. На определенном этапе жизни мнение родителей для ребенка постепенно смещается, оно уже не является единственно важным и определяющим. В этот момент важно, чтобы у ребенка появился учитель, к чьему мнению он будет прислушиваться.

Спорт и характер человека почти всегда идут нога-в-ногу — победы не бывают случайными. Своими фаворитами они выбирают настойчивых и целеустремленных. 

как спорт влияет на характер

Спорт и характер человека

К сожалению, в практике семейного воспитания в России не существует традиционных канонов, выработанных обществом. Связано это, прежде всего, с тем, что в течение последних 100 лет менялся общественный строй государства на занимаемой сегодня РФ территории. Подобные политические изменения всегда серьезно затрагивают и систему внутренних ценностей граждан. Немногие родители понимают важность собственного участия в формировании судьбы ребенка. Как результат, дети занимаются поиском себя долгие годы, даже уже являясь абсолютно взрослыми людьми.

спорт и характер человека

В противовес этому, в Англии существует целая система воспитания, которая возведена в ранг традиций. Спорт является одной из важных частей воспитательного процесса в аристократических семьях. Большинство английских политиков, бизнесменов и лидеров мнений в прошлом состояли в спортивных клубах или играли за университетские команды. Спорт и характер человека связаны очень крепко. Старому англискому обществу это известно с незапамятных времен. 

Сформировать традиции воспитания в обществе непросто. Но это сделать необходимо. Хорошо, если при переформатировании школьных программ под изменяющиеся потребности общества, деятели народного образования будут уделять больше внимания развитию детского спорта. Ведь характер в спорте – это условие успешности личности в жизни.

13.10.16

Рекомендации поведенческого аналитика, эксперта Фонда «Выход», доктора Стефани Петерсон

stephanie

Доктор Стефани Петерсон — поведенческий аналитик (BCBA-D), профессор факультета психологии Университета Западного Мичигана (США), член кафедры прикладного анализа поведения. Специализируется на различных аспектах процесса усиления, роли коммуникации при проблемном поведении, поведенческих технологиях в коррекционном образовании, дистанционном обучении специалистов в области аутизма, практиках инклюзивного школьного образования.

В первую очередь, я хочу подчеркнуть, что я собираюсь говорить про «обычные» поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются родители. Эти советы полезны и детям с тяжелыми поведенческими нарушениями, но, если у ребенка серьезное проблемное поведение, например, самоагрессия, ему, скорее всего, понадобятся и другие методы коррекции, а не только те простые правила, о которых мы будем сейчас говорить.

Эти рекомендации скорее можно назвать «профилактикой» поведенческих проблем. Следуя этим советам, родители могут изначально предотвратить развитие проблемного поведения.

Первое, что должны понять родители, это то, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем. И это отличные новости для родителей!

Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него синдром Дауна» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие виды человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит. Поэтому эти новости отличные!

Итак, есть несколько стратегий, с помощью которых родители могут изменить контекст поведения, и могут создать «условия успеха» для ребенка.

1. Отслеживайте хорошее поведение

Родителям нужно внимательно следить за ребенком и стараться «поймать» его за тем, что он сделал хорошо. Слишком уж просто родителям, когда ребенок хорошо себя ведет, просто сказать себе: «Отлично, ребенок хорошо играет, я могу переключиться на свои дела». Например, мама идет в другую комнату разбираться со стиркой или готовить обед, потому что все тихо и спокойно. Поэтому получается, что когда происходит желательное поведение, на него никто не обращает внимания.

Так что первое, что я рекомендую родителям — это специально выискивать хорошие виды поведения у ребенка, и убедиться, что когда ребенок ведет себя хорошо, вы как-то это отмечаете, хотя бы просто говорите: «Какой ты молодец!» Хвалите ребенка за хорошее поведение, обращайте на него внимание. Убедитесь, что когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.

В противном случае, очень часто получается, что когда ребенок ведет себя хорошо, его все игнорируют, но когда он начинает баловаться и делать что-то неправильное, родители тут же подбегают к нему: «Что ты делаешь? Просила же не баловаться! Мне ужин надо готовить! Почему ты не можешь просто поиграть с братиком?» И получается, что для того, чтобы получить родительское внимание, заставить маму вернуться в комнату, ребенку нужно опять вести себя плохо. И это ловушка, угодить в которую проще простого.

Поэтому важно развивать у себя такую привычку — осознавать, как сейчас ведет себя ребенок, «отлавливать» его хорошее поведение, обращать на него внимание и как можно чаще хвалить или иначе его поощрять.

2. В случае проблемного поведения подумайте о его причинах

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, как в ранее приведенном примере. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.

Я понимаю, что это не всегда возможно, но все же постарайтесь. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.

3. Специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении

Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.

Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.

4. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными

Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Есть пара ошибок, которые я очень часто наблюдаю у родителей, и одна из таких ошибок — неясные и абстрактные требования.

Например, если я говорю своей дочери: «Уберись в своей комнате», для меня эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Мои критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Иногда для нее это значит: «Собрать все вещи, которые валяются в комнате, запихнуть их в шкаф и закрыть дверь». И мне может показаться, что комната выглядит неплохо, но только до того момента, когда я открою шкаф, и на меня вывалится куча вещей.

Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, мои ожидания становятся гораздо более понятными.

Другой момент, на который важно обратить внимание — задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Так что я могу сказать: «Подними вот эту одежду и повесь ее в шкаф». После того, как это будет сделано, я, в первую очередь, должна буду похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом я могу сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик» или «Давай сложим вот эти игрушки в контейнер».

Если я буду говорить конкретно, буду делить задачу на небольшие части, то вероятность того, что мои требования будут выполнены, значительно повысится. И я могу хвалить ее после каждого шага, «ловить» ее за хорошим поведением.

Есть очень много научных исследований, которые показывают, что формулировка ваших требований имеет огромное значение. Так что если я скажу: «Прекрати бегать!», я вряд ли добьюсь желаемого. Но если я скажу: «Иди рядом со мной», то вероятность, что меня послушают, будет гораздо выше. Мы называем такие просьбы «что делать», в отличие от просьб «чего не делать».

Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.

5. Создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться

Если у вас будет распорядок дня, когда желательные для ребенка занятия будут естественным образом следовать за не очень желательными, это может значительно улучшить его поведение. Например, моя дочь убирается в комнате, и она знает, что после этого мы пойдем в продуктовый магазин, что ей очень нравится, потому что там я разрешаю ей выбрать что-нибудь вкусное. В этом случае я с легкостью могу использовать магазин в качестве награды за уборку комнаты.

Я могу сказать: «Пора убираться в комнате, собери вещи и повесь их в шкаф». После того, как она это сделает, я могу сказать: «Прекрасно! Отличная работа! Теперь сложи эти вещи в ящик, а когда закончишь, мы пойдем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое». Теперь я увеличила ее мотивацию довести до конца трудную задачу, которую я перед ней поставила.

Так что если я внимательно проанализирую распорядок дня, то я смогу изменить его так, чтобы предпочитаемые ребенком события шли после каких-то сложных задач. Таким образом, ее мотивация выполнить поставленные задачи станет выше, и вероятность успеха тоже повысится.

Такая стратегия называется принцип Премака, но очень часто мы называем ее «бабушкино правило», потому что бабушка может сказать: «Сначала съешь овощи, потом будет десерт». То же самое и здесь.
И после магазина я могу сказать: «Нам пора домой, надо еще сделать то-то и то-то». И это тоже может быть задача, которая ей не нравится. Поэтому я добавлю: «А когда ты закончишь с этим, мы поиграем». Так что я могу анализировать, что я хочу поручить дочери, и не заставлять ее делать все это с утра, лучше растянуть дела во времени, включая что-то приятное между ними.

6. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый

Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.

Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».

Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему. Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми.

И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить».

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.

Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.

И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер. Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Черты характера ребенка зависят от воспитания. Задача родителей – вырастить личность, которая сможет нормально взаимодействовать с обществом.

Характеристики личности: понятие характера и темперамента

Родителям нужно приложить усилия, чтобы скорректировать поведение малыша. Необходимо развивать положительные качества ребенка – эмпатию, целеустремленность, доброту, ответственность. При этом нужно мягко, но настойчиво искоренять недостатки характера – привычку обманывать, леность, жадность, агрессию.

Основные характеристики личности – темперамент и характер

Темперамент – это врожденные особенности нервной системы человека, которые проявляются в поступках, эмоциональном поведении. В совокупности с приобретенным жизненным опытом темперамент служит фундаментом для формирования характера.

Виды темперамента:

Темперамент

Особенности характера

Сангвиник

  • доброта;

  • активность;

  • жизнерадостность;

  • лидерские качества.

Флегматик

  • спокойствие, некая отрешенность;

  • медлительность;

  • плохая адаптация к новым людям и обстоятельствам;

  • усидчивость, редко бросает дело на полпути;

  • скупость на выражение эмоций.

Холерик

  • вспыльчивость, повышенная эмоциональность и возбудимость;

  • импульсивность;

  • неусидчивость;

  • конфликтность;

  • неумение идти на компромиссы;

  • склонность к авантюрам, опасным поступкам.

Меланхолик

  • застенчивость, молчаливость;

  • обидчивость, ранимость;

  • развитая фантазия, творческий потенциал;

  • неконфликтность.

У каждого темперамента есть положительные и отрицательные черты. Зная о них, родители смогут вовремя исправить недостатки, окружив ребенка заботой и любовью.

Темперамент, в отличие от характера, изменить нельзя.

Дети на занятии.jpg

Характером в психологии называют совокупность всех личностных особенностей психики, которые влияют на поведение и поступки ребенка.

На формирование характера детей влияют следующие факторы:

  • наследственность;
  • личный пример родителей и влияние значимых для ребенка взрослых;
  • общение со сверстниками.

Черты характера ребенка и личность начинают формироваться с самого рождения, поэтому заниматься воспитанием нужно с первых дней жизни малыша, окружать правильными людьми, следить за своим поведением. Все в человеке берет начало в детстве и зависит от отношений в семье.

Основная ошибка взрослых – игнорирование недостатков характера. Часто мамы и папы думают, что все пройдет и изменится с возрастом, что еще рано исправлять ошибки в поведении. Если упустить момент, все негативные черты укоренятся в ребенке, избавиться от них будет сложно.

 Как понять характер ребенка: виды и типы характера

Отрицательные и положительные качества ребенка зависят от многих факторов – темперамента, окружения, моделей поведения в семье. Психологи выделяют 8 основных типов характера, но в чистом виде они практически не встречаются.

Чтобы лучше понять и определить тип характера, нужно понаблюдать за ребенком в привычной и стрессовой обстановке, чтобы зафиксировать все особенности поведения.

Гипертимный тип

Такие малыши с ранних лет очень общительные, быстро находят общий язык с окружающими.

Черты:

  • энергичные, активные;
  • оптимисты;
  • не любят, когда ограничивают их свободу и самостоятельность;
  • часто затевают шалости, авантюры;
  • находятся в постоянном движении;
  • быстро переключаются с одного действия на другое;
  • вспыльчивые, но отходчивые.

Гиперитимам не подходят кропотливые занятия: они очень нетерпеливы. Могут быть бестактными, не следят за временем, дисциплина – не их сильная сторона.

Задача родителей – научить организованности, пунктуальности, дисциплине. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не вызывать бурю негативных эмоций. Лучше всего ребенку подойдут активные виды спорта.

Замкнутый

Эти малыши – перфекционисты от рождения: во всем и везде им нужен порядок. Не любят шум, большое скопление людей, очень молчаливые. Активным играм со сверстниками предпочитают чтение или рукоделие.

Черты:

  • замкнутость, мечтательность;
  • сложности в проявлении эмоций, сочувствия;
  • не любят знакомиться с новыми людьми;
  • принципиальность, бескомпромиссность;
  • развит интеллект, незаурядные творческие способности;
  • часто возникают проблемы в общении, очень мало друзей.

Задача родителей – научить ребенка быть коммуникативным, налаживать социальные контакты. Иногда лучшим решением могут стать занятия в театральном кружке.

Напряженный

Самостоятельность – это самая главная черта таких детей. Стремление быть всегда первым, неуемная энергия, лидерские качества. Но часто такой ребенок эгоистичен, во взрослой жизни становится беспринципным карьеристом.

Основные характеристики:

  • трудолюбие;
  • серьезный подход ко всему;
  • требовательность к себе и к окружающим;
  • воспринимает себя как исключительную личность;
  • обидчивость, злопамятность;
  • упрямство, игнорирование чужих прав и чувств;
  • в подростковом возрасте могут быть зачинщиками буллинга.

Психические процессы замедлены, поэтому люди с тревожным типом характера нередко застревают в негативных мыслях и эмоциях. Нужно найти занятие, в котором ребенок сможет выделиться и избавиться от накопленного негатива.

Напряженные дети способны прислушиваться к советам родителей. Такому ребенку важно осознать, что решение он принял сам.

Тревожные астеники

Это дети, которые из всего могут сделать трагедию. Они неловкие, нескладные, плачут по поводу и без него, у них много страхов, они не переносят трудности и испытания.

Основные характеристики:

  • не приспособлены к окружающему миру;
  • беззащитные;
  • необщительные, стеснительные;
  • добрые, верные, отзывчивые друзья;
  • не склонны к риску, но всегда готовы прийти на помощь.

Задача родителей – уделять больше внимания и делать что-то вместе с детьми, спокойно относиться к слезам, успокаивать, поддерживать, хвалить.

Демонстративный

Это актеры с малых лет. Такие дети очень живые, общительные, остроумные, творческие, всегда в центре внимания. Они эгоистичны, непостоянны в привязанностях, любят врать и хвастаться, быстро учатся манипулировать окружающими.

Лагерь.jpg

Задача родителей – не перехвалить, чтобы ребенок не утвердился в мысли, что весь мир вращается только вокруг него. 

Родителям нельзя поддаваться на провокации, уступать всегда и во всем. Стоит научиться придерживаться своей линии поведения, но при этом считаться с интересами ребенка. Естественно, лучшее занятие для таких детей – театральная школа.

Эмоционально подвижный

У таких детей настроение меняется несколько раз в день, а вместе с ним и уровень работоспособности, увлеченности, аппетита. Такому ребенку не свойственно доводить начатое до конца.

Черты:

  • повышенная эмоциональность, чувствительность к критике;
  • тонкая душевная организация;
  • ранимость, обидчивость;
  • жертвенность по отношению к объектам привязанности;
  • преданность, верность, отзывчивость;
  • неуверенность в себе, склонность к самоедству, заниженная самооценка.

Задача родителей – замечать душевные страдания и успокаивать. Не стоит ругаться при ребенке, иначе он может начать винить себя. Стоит научить его любить себя, повышать самооценку.

Эмоционально подвижным детям полезно завести домашнего питомца. Так появится друг, который не предаст, подарит чувство эмоциональной безопасности.

Неустойчивый

Это дети, которые растут сами по себе или живут в «золотой клетке». Их смысл жизни – получать удовольствие.

Типичные черты:

  • мало жизненной энергии;
  • необщительны;
  • не признают правила и моральные устои;
  • узкий круг интересов.

Если не воспитывать ребенка правильно, он рано начинает курить, употреблять алкоголь и наркотики, совершать противоправные действия. Задача родителей – найти адекватный стиль воспитания, баланс между попустительством и гиперопекой.

Конформный

Это те, кого в школе часто называют «середничками». Ничем не выделяются в коллективе, средне учатся, имеют незапоминающуюся внешность, не высказывают собственного мнения, стараются избегать конфликтов.

Отличительные черты:

  • спокойные;
  • уравновешенные;
  • благовоспитанные;
  • всегда всем довольны;
  • трепетно относятся к семейным традициям.

Конформные дети не любят перемен и сюрпризов, никогда не принимают спонтанные решения. Им важно, чтобы все было привычно, стандартно, по шаблону. Они легко подстраиваются под новых людей и обстоятельства, но во взрослой жизни часто попадают в созависимые отношения.

Задача родителей – чаще выводить ребенка из зоны комфорта, развивать, вместе посещать выставки и театральные постановки, больше путешествовать.

Формирование характера

Черты характера ребенка меняются по мере взросления. Дети проходят через различные кризисы, что существенно отражается на их поведении и психоэмоциональном состоянии. Формирование основы характера происходит в дошкольном возрасте. Нравственные качества передаются от родителей, многие черты приобретаются при общении со сверстниками.

Как формируются черты характера ребенка:

  1. В первый годы жизни для формирования характера стоит использовать игры. Так можно привить ребенку трудолюбие, основные моральные и нравственные принципы.
  2. Отстаивание личных границ. В этом возрасте важно сформировать понятие «можно-нельзя», но делать это необходимо спокойно и аргументировано. Ребенок должен понимать, почему установленные взрослыми правила нельзя нарушать.
  3. Кружки и секции. Многие проблемы у дошкольников и школьников возникают из-за большого количества свободного времени. Если нет интересного занятия, ребенок начинает искать приключения. Посещение любых кружков и секций помогает развить целеустремленность, ответственность, таланты, самостоятельность, сформировать понятие дисциплины.
  4. Общение со сверстниками. Это неотъемлемая часть формирования характера. Хорошие коммуникативные навыки, решительность, умение дружить и приходить на помощь – все эти навыки пригодятся во взрослой жизни.
  5. Повторение и последовательность. В воспитании сына или дочки очень важно быть последовательным: оба родителя должны придерживаться одинаковой позиции. Нельзя делать так, что папа запрещает, а мама разрешает. 

Список положительных и отрицательных черт характера человека

Характер – это отношение к себе и к окружающему миру. Это то, что влияет на все сферы жизнедеятельности личности.

Положительные черты характера – это те качества, которые помогают человеку развиваться. Это терпеливость и толерантное отношение к окружающим, воспитание, умение корректно взаимодействовать с другими людьми, способность к сопереживанию.

Отрицательные черты препятствуют успешному выполнению различных видов деятельности, развитию, негативно влияют на межличностные отношения.

В характере человека всегда будут присутствовать отрицательные черты. Но только на основании этого нельзя судить о личности в целом.

Но градация личностных качеств условна. Одна и та же черта характера иногда бывает положительной или отрицательной. Щедрость – положительное качество, но при чрезмерной степени проявления становится расточительством.

Футбол.jpg

Какие положительные качества необходимо развивать:

  1. Аккуратность. Неряшливость – показатель того, что и к своими обязанностям человек будет относиться несерьезно.
  2. Активность. Это качество помогает рационально использовать силы и время, быть легким на подъем, действовать самостоятельно, а не идти на поводу у обстоятельств.
  3. Альтруизм и бескорыстие. Это способность делать добрые дела и не ждать чего-то в ответ. В детстве это умение делиться игрушками и сладостями с друзьями, во взрослой жизни – помогать и не считать свои действия бесполезной тратой времени.
  4. Артистичность. Помогает легче адаптироваться к новым обстоятельствам, легче переносить стресс, контролировать эмоции.
  5. Бесстрашие. Смелость необходима, чтобы уметь постоять за себя и близких. Главное, чтобы это качество не переросло в безрассудство.
  6. Благородство. Это умение всегда вести себя достойно; сочетание честности, самоотверженности и высокой нравственности.
  7. Вежливость. Необходимое качество для общения с людьми разного возраста.
  8. Великодушие. Это умение не быть злопамятным, проявлять снисходительность к человеческим слабостям; помогает бороться с завистью и скупостью.
  9. Доброжелательность, благодарность. Этими качествами необходимо обладать, чтобы выстраивать отношения с людьми.
  10. Честность. Ребенок должен понимать, что обманывать нельзя. Ложь приводит к различным неприятным последствиям.
  11. Трудолюбие. 
  12. Ответственность. Очень важная черта, т.к. человек должен уметь отвечать за свои слова и поступки, не перекладывая свои проблемы на других.
  13. Решительность и целеустремленность. Эти качества позволяют добиваться успеха.
  14. Эмпатия. Умение проявлять чувство сострадания, сопереживать другим людям. 

Из негативных черт в детском поведении чаще всего встречаются:

  • агрессивность;
  • лень и апатия;
  • хвастовство;
  • зависть и ревность;
  • неуверенность в себе, безынициативность, нерешительность, безволие;
  • отсутствие целеустремленности, безалаберность, безответственность;
  • привычка обманывать, хулиганить;
  • чрезмерная болтливость.

С этими качествами необходимо бороться, но мягко, без морального давления и физических наказаний. Не все и не всегда будет получаться с первого раза, но нужно набраться терпения или обратиться к специалисту. 

Чтобы правильно воспитать ребенка, родителям нужно не только любить собственное дитя, но и уметь быть требовательным, подавать им пример. Черты характера ребенка – это во многом отражение его окружения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти архив сообщений в майл ру
  • Почему при засолке капусты она становится сопливой как исправить
  • Как найти периметр пятиугольника с разными сторонами
  • Как найти квитанцию на налог машины
  • Как найти издержки в балансе