Как исправить картавость логопед

Дислалия или картавость – это неправильное произношение звуков, замещение их на другие или проглатывание звуков.

Общие сведения о полиморфной дислалии (картавости)

Полиморфная дислалия – это сложная форма речевого дефекта, при котором дети неправильно произносят звуки из разных групп. При этом их интеллектуальное развитие соответствует возрасту, и ребенок хорошо слышит.

Причины картавости

Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.

Причины:

  1. Неправильное строение языка.
  2. Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
  3. Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
  4. Узкое и высокое небо.
  5. Недоразвитие костей лица.
  6. Короткая уздечка.

Причины функциональных изменений:

  1. Задержка развития речи.
  2. Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
  3. Ребенок подражает речи других людей или детей.
  4. ЗПР – задержка психического развития.
  5. В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
  6. «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
  7. Слабое развитие фонематического слуха.
  8. Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
  9. Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.

Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.

Такой вид — распространенное явление у детей дошкольного возраста. Оно связано с незрелостью артикуляционного аппарата.

В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.

Симптомы картавости

Родители должны обращать внимание на речь детей:

  • на произношение слов в целом;
  • на произношение отдельных звуков.

К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:

  1. Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м — [м], б — [б], п — [п], ф — [ф], в -[в], х -[х], к -[к], г -[г], д -[д], т -[т], н -[н].
  2. К 4-м годам — свистящие звуки и буквы: с — [с], з -[з], ц -[ц].
  3. В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
  4. К 6-ти годам – сонорные звуки: р — [р], л -[л], й.

Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.

Диагностика картавости

Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.

Но причины могут быть различными.

За дислалией могут скрываться другие речевые проблемы: дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и т.д.

Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.

Логопед проводит следующие этапы диагностики:

  1. Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
  2. Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
  3. При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
  4. Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.

После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.

Коррекция картавости

После подготовительных работ, логопед проводит занятия с ребенком. Они должны быть не реже 2-х раз в неделю, иначе не будет результата. При этом родители должны дома повторять упражнения, которые покажет врач.

Корректировка речи при полиморфной дислалии проводится в 4 этапа:

  1. На подготовительном этапе проводятся занятия для развития памяти, мыслительных процессов, внимания. Ребенок учится анализировать и сравнивать. Логопед помогает ему развивать фонематическое восприятие, учит звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе выполняются упражнения, которые помогают органам артикуляции правильно произносить звуки: для губ, щек, языка, нижней челюсти и неба.
  2. После всех проведенных упражнений, логопед учит ребенка правильно ставить звуки. Постановка происходит в игровой форме, при необходимости используются логопедические зонды. Одновременно ставится только 2 звука.
  3. На следующем этапе ребенок учится автоматизации звуков: в словах, в слогах, во фразах и текстах, а потом и в живой речи. Для закрепления результата упражнения повторяются дома – ежедневно, по несколько раз.
  4. На заключительном этапе ребенок учится разграничивать новый звук с тем, на который он его заменял. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок снова не картавил.

Для достижения результата, занятия при полиморфной дислалии должны длиться 5-6 месяцев. В большинстве случаев, логопед помогает справиться с проблемой, и ребенок начинает говорить правильно.

Этому способствует положительная атмосфера, хорошие взаимоотношения со специалистом, доверие к нему и интересные занятия.

Профилактика картавости

Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:

  • развивать речь детей с малого возраста;
  • правильно произносить слова в разговоре с маленькими детьми;
  • читать книги детям;
  • развивать мелкую моторику;
  • заниматься интеллектуальным развитием ребенка;
  • проводить игры для развития фонематического слуха;
  • мотивировать ребенка правильно произносить звуки;
  • при анатомических изменениях – своевременно их вылечить.

Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук [р]. В результате ребенок старается и у него получается горловой [р], который исправить сможет только специалист.

Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Ротацизм

Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.

К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.

Причины ротацизма

Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:

  1. Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяет ему занять правильное положение за верхними зубами. Проблему для нормативного произношения также могут представлять микроглоссия, макроглоссия, раздвоенный кончик языка.
  2. Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. При открытом боковом прикусе утечка воздуха сквозь щель между коренными зубами способствует боковому произношению. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
  3. Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого при фонации воздуха.
  4. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
  5. Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм. Паретичность мышц языка, щек чаще вызывает боковое искажение.
  6. Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью. При билингвизме происходит усвоение фонетических особенностей вариантов звука, заимствованных из других языков (увулярный [Р] – из французского, гортанный – из немецкого).

Фонетическая характеристика звука [Р]

Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:

  • раскрыть губы;
  • разомкнуть зубы;
  • поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
  • с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.

Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.

Ротацизм

Ротацизм

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

  • Увулярный. При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грасси­рующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
  • Велярный. Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
  • Боковой. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
  • Щечный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
  • Одноударный (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
  • Двугубный (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
  • Носовой. Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
  • Гортанный. Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:

  1. Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
  3. Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
  4. Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.

В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).

Логопедический массаж

Логопедический массаж

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:

  • выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
  • активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
  • вызов вибрации языка («Комарик»);
  • растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.

Постановка звука

При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

  • по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
  • от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
  • от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
  • от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
  • с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.

Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Картавость – что это и как исправить?

В этой статье мы поговорим о самом распространенном нарушении звукопроизношения – картавости. Разберемся, что же это такое — «картавость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием «картавость» подразумевается неправильное произношение звуков «Р, Рь». Научное название этого нарушения звукопроизношения – ротацизм.

Прежде чем говорить о видах картавости, необходимо остановиться на том, как же произносится звук «р» в норме. Звук «р» один из самых сложных, поэтому в речи он появляется к 5-6 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно.

При произнесении звука «р» рот раскрыт, зубы разомкнуты, язык широкий в форме «ложечки» поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Т.е. необходимо не только четко и высоко поднять язык, сделать его широким, но и очень сильно выдохнуть, чтобы кончик языка задрожал и получилось заветное «р-р-р». Если же у человека мышцы языка развиты не очень хорошо, либо он не может достаточно сильно выдохнуть, а чаще всего эти две трудности объединены, то получаются самые разнообразные искажения звучания – картавость.

Выделяют 3 основных группы картавости:

1 – звуки «р,рь» отсутствуют.

Пример: рак – ак; рыба – ыба, корова – коова.

2 – звуки «р, рь» заменяются другими звуками (чаще всего – л, ль, д, г, в).

Пример: рак – лак, дорога – довога, ромашка — гомашка и т.д.

3 – звуки «р, рь» произносятся искаженно.

Наиболее распространенный вид нарушения звуков «р, рь» – горловой, когда вибрирует не язык, а мягкое небо (велярный ротацизм) или маленький язычок – увула (увулярный ротацизм).

Существуют еще: боковой ротацизм – дрожит боковой край или края языка, а не кончик; носовой ротацизм – он редко встречается, звук произносится с носовым оттенком; кучерской или губно-губной – произносится как «тпру», дрожат губы; и одноударный ротацизм – при нем язык стоит правильно, но вибрирует очень слабо.

Пока ребенок маленький и осваивает произношение звуков, родителям необходимо следить за тем как говорит их малыш. Очень важно вовремя заметить «картавость» и постараться ее исправить, пока психика ребенка пластична. Если малыш правильно произносит все звуки речи и только «р» не получается (пропускает или заменяет на «л», «в»), то можно подождать до 5-6 лет, звук может появиться самостоятельно. Но! Если у ребенка есть другие нарушения звукопроизношения или звук «р» начал произноситься картаво, вероятность того, что малыш вырастет и научится правильно говорить, очень мала. Если у кого-то из родителей есть картавость, то не исключено, что ребенок будет подражать маме или папе и тоже будет картавить. Оптимальное время начала занятий по исправлению картавости у детей, если она есть, 5-5.5 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заниматься и к школе успеет исправить все свои трудности.

Я бы рекомендовала каждому родителю перед тем, как отправлять ребенка в школу, отвести его на консультацию к логопеду, потому что не во всех садах есть специалисты, которые могут вовремя заметить и исправить картавость. И если вдруг эта проблема обнаружится, то за время летних каникул ее можно успешно решить и сформировать правильное звукопроизношение.

Довольно часто говорят, что если в детстве не получилось избавиться от картавости, то в подростковом и взрослом возрасте уже поздно что-то делать. Верно ли это?

Практика логопедии показывает, что картавость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид картавости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки «р,рь». Как правило, если у человека нет нарушения тонуса мышц, то исправление картавости занимает в среднем 10-30 занятий.

Если картавость мешает вам достигать поставленных целей, вызывает стеснение при общении с окружающими, то начинайте работать над своей речью, а опытные логопедынашего центра помогут решить эту проблему.

Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.

Обязательно используются скороговорки от картавости со звуком Р:

«Рос в реке ершонок,

Рос, рос, стал ершом,

А не вырос»

«Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

«Жили-были раки, раки-забияки.

Жили раки шумно, затевали драки»

Заключение

Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.

Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.

Центр Fidem > Статьи > Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?

Одной из наиболее частых причин обращения к логопеду является просьба исправить «картавость». В этой статье мы поговорим о том, что же такое «картавость» и можно ли ее исправить во взрослом возрасте.

Под «картавостью» понимаются любые нарушения произношения звуков Р и Рь. Исходя из названия «картавость» — звук при этом напоминает голос вороны, т.е. он не звонкий, неприятный на слух.

В логопедии это нарушение звукопроизношения называется «ротацизм» и может проявляться в самых разных вариантах.

Обычно звук «Р» появляется к 5-6 годам, т.к. он довольно сложный для произнесения и речевые мышцы ребенка должны быть крепкими и хорошо координированными. Для правильного произнесения этого звука необходимо поднять широкий язык к верхним зубам и сильно подуть на кончик языка, тогда получится то самое желаемое дрожание (вибрация)кончика языка и человек «зарычит».

Однако в силу разных причин (слабые мышцы языка, короткая подъязычная связка, пример неправильного произношения звука в окружении и др.) самостоятельно овладеть этим сложным умением ребенок оказывается не в состоянии. Тогда в качестве замены человек ищет звук, похожий на рычание, горловой, который образуется довольно просто и даже трехлетний ребенок может его воспроизвести.

В том случае, если родители заметили эту проблему и отвели ребенка на занятия к логопеду, «картавость» уберут, т.е. научат произносить звук правильно и закрепят в речи нормативное звучание.

Однако не всегда все складывается так удачно. Очень часто в детском возрасте (до школы) картавость не удалось исправить (не было времени, возможности, желания и т.д), и взрослым людям кажется, что время уже упущено, поздно что-то менять.

Однако опыт показывает, что это совсем не так, и в 15, 20 ,30, 40 лет — все поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от «картавости».

Конкретные жизненные истории показывают, что картавость устранима, однако в силу индивидуальных особенностей, время и усилия по преодолению этой проблемы будут отличаться. Каждый человек уникален, неповторима и его «картавость».

Ниже мы приведем несколько реальных истории из логопедической практики по исправлению картавости во взрослом возрасте.

16 лет: на прием пришла девушка Юлия, она в детстве ходила к логопеду, но ленилась заниматься и исправить звук «р» не удалось. В старших классах школы она начала вести свой блог в интернете и поняла, что картавость ей мешает. После обследования стало понятно, что никаких физиологических препятствий для того, чтобы поставить звук, нет, но мышцы языка очень слабые. В течении 3-х недель шел этап постановки звука (артикуляторная гимнастика, дыхательная гимнастика), занятия проходили 2 раза в неделю с логопедом + дома Юля делала упражнения сама. После того, как звук «Р» был сформирован, началась его автоматизация. Было непросто, в основном из-за того, что девушка часто пропускала домашние речевые тренировки. Но через 5 месяцев после первого занятия проблема была решена. Юля научилась правильно и бегло использовать новый звук. Важно отметить, что в непростой работе над закреплением нового звука ей помогали мама и подруга. Помощь близких людей в работе над звуками, как и вообще в любых начинаниях, очень важна.

19 лет: студентка второго курса Евгения обратилась с просьбой помочь ей избавиться от картавости. Она активно участвовала в студенческих конференциях и очень стеснялась своей речи. В ходе осмотра оказалось, что Евгения может правильно произнести звук «Р», т.к. в детстве немного занималась с логопедом, но потом семья переехала в другой город и там не получилось продолжить занятия. За 6 занятий, которые растянулись на 2 месяца, т.к. у девушки была сессия, а потом каникулы, звук «Р» был полностью автоматизирован и введен в речь. Такие быстрые результаты объясняются тем, что звук Р уже был сформирован, поэтому не пришлось его ставить, и огромной работоспособностью Евгении. Каждый день по 1.5 часа она занималась дома, «рычала» по дороге в институт, т.е. использовала все возможности, чтобы потренировать новое звучание. Через 1 месяц на контрольном занятии она рассказала, что теперь не стесняется выступать и знакомиться с новыми людьми.

20 лет: студентка второго курса Александра. Была направлена на консультацию после прохождения мед. комиссии в Академии, где учится на диспетчера полетов. Девушке поставили условие – либо избавляется от картавости, либо отчисляется. Изначально была настроена очень негативно, т.к. картавость ей никогда не мешала в общении. После беседы с логопедом решила попробовать …и смогла «зарычать» на первом занятии, без спец. приспособлений, после речевой гимнастики и показа правильной артикуляции. Такой быстрый результат воодушевил девушку, она пришла на повторное занятие, а потом пропала на 1.5 месяца. После этого в течении месяца занималась очень нерегулярно, то отменяла занятия, то переносила их. После очередной беседы с логопедом выяснилось, что девушка уже психологически готова к занятиям, но при этом параллельно принимает участие в конкурсе игровых костюмов (она талантливо шьет) и сейчас у нее мало свободного времени. После завершения конкурса Александра стала регулярно заниматься и через 3 месяца звук полностью автоматизировался в речи, вопрос об отчислении из института больше не вставал.

29 лет: Алексей, программист, был недоволен своей картавостью, т.к. она мешала работе. После осмотра выяснилось, что он неправильно произносит еще и свистящие звуки, из-за чего речь приобретает нечеткий характер. Алексей решил, что уж если исправлять речь, то всю сразу, но захотел начать именно с «картавости». Звук «Р» был сформирован быстро, за 2 занятия, а через 26 занятий полностью введен в речь. Через 1 месяц после завершения интенсивных занятий молодой человек пришел на контрольный осмотр, рассказал о своих ощущениях от нового звука. После этого мы приступили к исправлению свистящих звуков. Работа над ними прошла также легко, т.к. Алексей регулярно занимался 2 раза в неделю в центре и ежедневно тренировался дома самостоятельно.

29 лет: Артем, химик. Был недоволен своей дикцией и картавостью. Несколько уроков по дикции получил у педагога по технике речи, а за исправлением картавости обратился к логопеду. Смог зарычать на первом же занятии, после гимнастики и по подражанию правильной артикуляции. Через 2 занятий, когда звук Р был легким, началась его автоматизация, т.е. закрепление в слогах, словах, фразах. Регулярно занимался 2 раза в неделю и записывал своих тренировки на диктофон или компьютер (совет от логопеда, чтобы лучше контролировать процесс). Через 2 месяца новый звук был введен в речь и полностью автоматизирован.

35 лет: Виктор, специалист в области масс-медиа. Всю свою жизнь переживал из-за того, что не может правильно произносить звуки Р, Рь. Наконец решился и пришел на занятие. Первые 2 занятия был очень напряжен, стеснялся, что надо сидеть перед зеркалом и «кривляться» (гимнастика для мышц языка является необходимым этапом постановки правильного произношения). После того, как звук был поставлен и началась его автоматизация, расслабился и стал получать удовольствие от процесса. Занимался в течении 5 месяцев, 2 раза в неделю с логопедом и каждый день дома.

Эти истории показывают, что если у человека есть желание преодолеть свои речевые трудности и избавиться от картавости, то взрослый возраст не помеха, а плюс.

О занятиях с логопедом для взрослого

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Услуги Центра

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых

Сотрудничество

Контакты

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2023, Санкт-Петербург / СПб

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу которую совершило тело
  • Как найти черногорскую пику
  • Как составить программу саморазвития личности
  • Как нашли друг друга во вселенной мы
  • Как найти среднюю квадратичную скорость через температуру