Как исправить кривого вокала

Редактирование вокала — одна из самых важных частей производственного процесса. Вокальное исполнение служит прочным фундаментом для песни, поэтому, редактируя вокал, вы создаете платформу для всего остального производства.

К счастью, сведение вокала намного проще, чем вы думаете. Ниже мы поделимся нашим полным руководством по редактированию вокала, чтобы вы могли превратить сырое исполнение в качественную запись с любым вокалистом. Давайте приступим!

Редактирование вокала от начала до конца

Без лишних слов, вот основные шаги по редактированию вокала. Обратите внимание, что для каждого вокального микса потребуется свой подход, но эти стратегии — отличное начало.

1. Убедитесь, что у вас достаточно исходного материала

Одна из распространенных ошибок начинающих инженеров — отсутствие достаточного количества материала для записи. Если возможно, убедитесь, что у вас есть как минимум 3 дубля ведущего вокала, прежде чем переходить к процессу редактирования вокала. У вас также должно быть много записей бэк-вокала, адлибов и гармоний.

Этот шаг важен для того, чтобы вы смогли правильно скомпоновать или сочинить сильный вокальный трек. Если у вас нет достаточного количества материала, то вам будет сложнее создать сильное вокальное исполнение.

Обратите внимание, что количество дублей, необходимых для качественной вокальной сессии, будет сильно зависеть от вашего вокалиста. Некоторые вокалисты способны каждый раз выдавать качественное исполнение, в то время как другим может потребоваться больше уверенности и терпения.

Отличный микс начинается со звездной вокальной записи

редактирование вокала

Не забывайте, что правильный выбор оборудования может сделать или сломать ваш звук. Например, если вы записываете эстрадный вокал, который должен возвышаться над плотным миксом, вам лучше использовать конденсаторный микрофон, который поможет захватить высокие частоты.

2. Компилируйте вокальные партии

Когда у вас есть несколько вокальных дублей на выбор, вы можете создать композицию. Комповая дорожка — это еще одна звуковая дорожка, на которой вы можете соединить различные вокальные дубли. Вы захотите сохранить вокальное исполнение как можно более последовательным или взять за основу лучший дубль, который выделяется среди остальных.

Это поможет сохранить последовательность и целостность вокального исполнения для слушателя. Это можно сделать во время пост-продакшна, или вы можете работать непосредственно с вашим вокалистом, чтобы выбрать и скомпоновать различные части вокала.

Старайтесь компилировать только пару секунд за раз, чтобы ваши уши имели возможность правильно оценить каждый вокальный дубль. Вы также можете использовать музыкальные фразы для обеспечения последовательности.

Не забывайте о своей выгоде

При редактировании вокала, да и вообще любых частей микса, необходимо помнить о таких вещах, как усиление клипа. Это очень важный шаг, поскольку если обработанный звук будет слишком громким, у вас не будет достаточного запаса для создания слоев в миксе или перехода к мастерингу. Вообще говоря, в процессе редактирования вокала следует оставлять примерно от 3 до 6 дБ запас по громкости.

3. Исправьте все проблемы с синхронизацией вокала

Большинство вокалистов должны уметь петь точно в такт, но иногда в процессе микширования синхронизация может быть изменена в лучшую сторону. Если вы заметили какие-либо очевидные проблемы с синхронизацией, не стесняйтесь выделить соответствующую секцию и при необходимости скорректировать сетку в DAW. Не каждый такт должен быть невероятно чистым, но любые временные несоответствия не должны быть очевидными при прослушивании.

Для более радикальных изменений можно использовать переключатели искривления или функцию эластичного аудио, если вы работаете в Pro Tools.

4. Устранение лишних вдохов и создание затуханий

редактировать вокал

При
сведении вокала
в поп-музыке и других жанрах принято удалять звуки, когда певец делает слышимые вдохи воздуха. Это можно сделать, отредактировав вокал вручную, а затем создав затухания между отредактированными частями для более цельного звучания.

В некоторых случаях может помочь плагин усиления. Эти плагины можно использовать для блокировки шума ниже установленного порога. Вы можете поиграть, чтобы найти оптимальные настройки для устранения шума дыхания в миксе.

Вы также захотите добавить короткие затухания между короткими фразами, которые могут создать очевидный контраст в миксе для слушателя. В некоторых случаях можно оставить пару передышек, чтобы сохранить характер оригинального исполнения.

5. Осторожно, сибилянты

Сибилянс — это любые резкие звуки «S», «P» или «T», которые пробиваются в миксе. Эти звуки можно уменьшить в процессе записи с помощью таких инструментов, как
поп-фильтр
, но сибилянты все равно могут появляться в некоторых фразах в зависимости от исполнителей.

Эти звуковые всплески можно устранить с
помощью де-эссера
. Де-эссеры — это компрессоры, которые направлены на высокочастотный диапазон, где обычно находятся шумы сибилянтов. Вы также можете попробовать уменьшить эти проблемные частоты с помощью эквалайзера.

6. Удалите лишние шумы

Прежде чем приступить к аддитивной обработке (например,
добавлению эффектов
, усилению определенных частот и т.д.), необходимо максимально очистить вокал. Причина, по которой вы сначала сосредоточитесь на субтрактивной обработке (де-эссинг, эквалайзер и т.д.), заключается в том, что аддитивная обработка будет опираться на то, что вы уже создали, к лучшему или худшему.

Прежде чем перейти к следующему шагу, убедитесь, что ваш вокал максимально чист и что вы устранили все лишние шумы. Обратите внимание, что лучший способ очистить
грязную запись
— это для начала сделать чистую запись. Если ваш звук звучит слишком шумно, возможно, стоит вернуться в студию и провести еще одну сессию.

Вообще говоря, чем меньше обработки приходится использовать на записанных треках, тем лучше. Вы также можете использовать такой инструмент, как динамический эквалайзер, чтобы вырезать определенные частоты в ответ на другие.

7. Использование коррекции высоты тона

Использование программного обеспечения для коррекции высоты тона — это не «жульничество», это промышленный стандарт. На самом деле, в большинстве профессиональных песен используется та или иная коррекция высоты тона. Большинство слушателей просто не знают, как ее обнаружить. Есть даже исключения из этого правила, например, развивающиеся жанры гиперпоп и эмо-рэп используют заметный автотюн в качестве фирменного компонента своего звучания.

В любом случае, не чувствуйте себя виноватым, если используете коррекцию высоты тона. Легкая коррекция высоты тона может помочь превратить сильный вокал в почти идеальный и сделать музыку более приятной для слушателя.

8. Форма для тона

Вы также можете значительно изменить тон с помощью эквалайзера или фильтра. Например, некоторые инженеры-микшеры могут
использовать фильтр высоких частот
, чтобы отсечь ненужные низкие частоты вокала. Полочный фильтр также может быть использован для выделения наиболее приятных в звуковом отношении фрагментов вокального исполнения.

9. Сжать вокал

как редактировать вокал

Компрессия — один из важных эффектов для вокала, настолько, что нередко на одном вокале используется несколько компрессоров. По сути, компрессор уменьшает самые громкие пики и усиливает самые низкие звуки музыкального произведения.

Это поможет создать у слушателя ощущение последовательности. Некоторые компрессоры используются исключительно для сглаживания воспринимаемой амплитуды трека, в то время как другие помогают формировать звук.

Вы можете использовать первый компрессор для усмирения пиков, а последующие — для окрашивания звука или дальнейшего формирования переходных процессов. Некоторые жанры могут использовать более сжатый звук. В этом случае вы можете настроить время атаки так, чтобы она была быстрой, чтобы компрессор включился, как только звук достигнет установленного порога.

10. Рассмотрите возможность добавления эффектов

Последним этапом процесса редактирования является добавление эффектов к уже готовому вокальному дублю. Ваш обработанный вокал уже должен стоять сам по себе, но эффекты могут быть использованы для улучшения качества звучания или для того, чтобы исполнение лучше вписалось в микс. После того как вы добавили базовую обработку вокала, подумайте о добавлении следующих эффектов:

Реверберация

Реверберация — это стандартный вокальный эффект, основанный на времени, который создает искусственные отражения, используя необработанный звук. Чем больше реверберации вы добавляете в вокальные дорожки, тем более размытым/мечтательным получается звук.

Задержка

Задержка — это еще один эффект, часто используемый для вокала, который может помочь создать плавные переходы между частями песни или придать вокалу больше выразительности.

Искажение

Тяжелые искажения могут использоваться в роке или смежных с роком жанрах, но многие инженеры микширования используют искажения для создания более теплого присутствия в миксе.

11. Убедитесь, что ваш вокальный трек сочетается с инструментальным

Когда вы будете прослушивать свой вокал, вы захотите убедиться, что он цельный и сочетается с остальной музыкой. Чистая вокальная запись — это прекрасно, но если она не работает в контексте остальной части вашей песни, у вас есть проблема.

Ваш вокал должен жить в стиле остальной части песни. Возможно, вам придется поиграть с различными эффектами и режимами обработки, чтобы добиться нужного звучания вокала. Если вы сомневаетесь, послушайте референсный микс похожей песни, чтобы услышать, как инженер подошел к вокалу.

Немного терпения и практики — и редактирование вокала станет легким делом. Надеюсь, эти стратегии облегчат вам создание целостного вокального микса, подчеркивающего природные таланты вашего певца. Счастливого микширования!

Сведение вокала — кропотливый процесс для самых терпеливых. Повернули ручку эквалайзера слишком сильно — голос потерял характер, недокрутили — стал мешать другим инструментам, навалили компрессии — вокал выбился из микса и стал звучать как-то чужеродно. Специально для тех, кто взялся за обработку вокала, компания iZotope опубликовала в своём блоге заметку о сведении голоса с помощью плагина Neutron 2. Из этого материала вы узнаете, в каких частотах живёт вокал, как подчеркнуть сильные стороны любого голоса, избавиться от сибилянтов и устранить частые проблемы дорожек вокала.

Иногда непонятно, что нужно сделать с вокалом, чтобы он звучал отлично. Сведение превращается в утомительное тасование эквалайзеров, лимитеров, компрессоров и ещё десятка процессоров. Мы не знаем, какие проблемы с голосом в ваших миксах, но предлагаем девять советов по сведению вокала.

Частотные диапазоны вокала

советы по сведению вокала

Вокал — штука индивидуальная, каждый голос звучит по-своему. Многое здесь зависит от тембра голоса и доступного вокалисту диапазона. Несмотря на это, существуют несколько диапазонов, по которым нужно пройтись, взявшись за сведение вокала.

Низ

В районе низких частот голос зачастую фильтруется выборочно и аккуратно, а большинство проблем с низом и гулом можно решить самим микрофоном. Во время записи активируйте переключатель низкочастотного обрезного фильтра — это устранить неприятный них ещё на этапе записи. Обычно системы фильтрации, установленные в микрофонах, обрезают сигнал в районе 75 Гц, устраняя только основные проблемы.

Дальнейшие проблемы с низом можно устранить уже в DAW — в зависимости от голоса можно фильтровать вокал до ±100 Гц. Полагайтесь на слух: если голос сам по себе ярко выражен в нижнем диапазоне частот и после обрезки потерял характер — ослабляйте фильтр. Женский вокал можно отфильтровать ещё сильнее.

Если голос вокалиста по характеру напоминает томный вокал а-ля Леонард Коэн или Барри Уайт, не увлекайтесь с фильтрацией. Такому типу голоса нужно больше низких частот.

Полнота и объем в районе 150 Гц

Если голосу не хватает полноты, ищите её в районе 150 Гц. Некоторые певцы сами по себе звучат тонко и «в нос», их голосу не хватает мяса. Усиление этого диапазона добавит больше сочности звучанию.

Пластиковость и пустота в районе до 500 Гц

Если вокальный трек страдает от нехватки объёма и пластиковости (коробковитости) звучания, исследуйте зону до 500 Гц. Если в этом пределе проблема не обнаружится, поднимайтесь выше до 800 Гц.

При обрезке всегда используйте очень узкую Q (форму кривой эквализации). Причина такого проста: точечное устранение проблем. Слишком широкая кривая может случайно отрезать лишнее в соседних диапазонах, что лишит голос естественности.

Нозальность в районе 1 кГц

Если голос звучит так, будто вокалист поёт «в нос», ослабьте зону в пределах 1 кГц. Главное здесь не перестараться: слишком сильная обрезка этого диапазона сделает звучание намного хуже — лучше пусть поёт в нос, чем звучит вообще не пойми как.

Присутствие в районе 5 кГц

Если вокал не может пробиться через микс, добавьте присутствия в районе 5 кГц. Усиление этой зоны немного выдвинет вокал на передний план и поможет голосу найти свое место на фоне других инструментов.

Резкость, шипение и сибилянты в районе 7 кГц

Пение некоторых вокалистов отличается большим количеством сибилянтов — шипящих и свистящих призвуков на буквах С, Ш, Ж, З, Щ. Из-за того, что в этих звуках слишком много динамики и атаки, они режут слух. Когда певец подходит слишком близко к микрофону, это естественным образом усиливает низкие частоты и сибилянты. По той причине, что вокалисты никогда не стоят на месте при записи и постоянно двигаются, даже самые крутые дубли местами заплывают низом и резкими звуками.

Про низ мы уже говорили, а что касается сибилянтов, то в мужском голосе они живут в диапазоне от 3 до 7 кГц, в женском — от 5 до 9 кГц. Найти точные места можно только опытным путем, но искать нужно именно в этих пределах. Для начала ослабьте зону в районе 7 кГц — так подобные звуки станут менее чёткими и перестанут бесконтрольно вырываться вперёд. Устранить такие звуки можно также с помощью де-эссера или компрессора, настроенных на зону сибилянтов.

Использование Track Assistant в продуктах iZotope

izotope track assistant

Обычно на дорожке вокала висит эквалайзер, пару компрессоров, гейт, де-эссер и что-нибудь ещё. Если вы новичок и не большой мастер обработки сигнала, попробуйте плагины от iZotope, например, iZotope Neutron 2. Такой ход удобен по двум причинам.

Во-первых, в его составе присутствуют модули эквалайзера, компрессора и других эффектов — можно заменить пачку плагинов одним. Во-вторых, в Neutron добавлена отличная штука — Track Assistant. Умный помощник автоматически анализирует поступающий с дорожки сигнал и подбирает модули и настройки так, чтобы улучшить аудио.

Что хорошо: Track Assistant не тиран и довольно сговорчивый парень. Не понравилось то, что выбрал искусственный интеллект — уберите модули или измените их настройки. При этом по Track Assistant можно увидеть существующие проблемы записанного вокала — удобно для начинающих, которые только разбираются в сведении.

Добавление лампового налёта, чтобы помочь вокалу пробиться через микс

сведение вокала, советы по сведению вокала

Ламповые микрофоны, усилители и компрессоры популярны по той причине, что добавляют любому сигналу приятные гармонические искажения. В составе все того же iZotope Neutron 2 присутствует модуль Exciter с X-Y-регулятором. Перемещая указатель по панели, можно получить лампоподобные искажения или небольшой налёт винтажной сатурации (или и то, и другое сразу).

Управление модулем эксайтера довольно простое: регулятор Drive отвечает за количество обработки, Blend за соотношение исходного и обработанного сигнала, X-Y за соотношение типов искажения. В дополнение к ним предусмотрены три режима пре: Full, Defined, Clear. В зависимости от выбора, эксайтер изменит частоты в районе нижней середины (полнота и мясо вокала, о которых мы говорили) или верхней середины (присутствие).

Устранение предыханий и фонового шума

сведение вокала, советы по сведению вокала

Когда певец стоит в вокальной комнате, микс в наушниках может просачиваться сквозь амбюшуры и чашки, и захватываться микрофоном. Иногда вы ничего не можете с этим сделать: все зависит от того, как громко играет микс, как близко стоит вокалист к микрофону, какие наушники используются. Всё, что вам остаётся в такой ситуации — вырезать все регионы, где вместо тишины слышны отголоски микса.

Если убрать такие моменты не получается, нужно понизить их уровень так, чтобы они не были заметны. С этим справится гейт. В том же iZotope Neutron 2 модуль гейта можно гибко настроить, указав ему разный порог срабатывания для тех мест, где вокалист молчит и где поёт.

В отличие от большинства гейтов, модуль гейта в Neutron 2 очень наглядный: в интерфейсе отражается вся дорожка в мельчайших подробностях и специальная линия порога срабатывания. Линия работает аналогично кривым автоматизации — можно настроить работу гейта хоть посекундно.

АЧХ микрофона как подсказка при сведении

Когда музыканты берутся за сведение вокала, то не всегда знают с чего начать и что именно нужно сделать с голосовой дорожкой. На самом деле все несколько проще: если не брать в расчёт особенности голоса, то многое о дальнейших действиях подскажет сам микрофон и его АЧХ.

Возьмём для примера популярный Shure SM57. Этот микрофон отличает немного шипящее звучание из-за мощного подъёма в верхней середине, в пределах 3-7 кГц. Буст в верхней середине пригодится на концертах, когда вокалу важно пробиться через плотный живой микс. Усиление в районе 5 кГц — настоящий подарок для вокалиста и звукорежиссера, так как голос отчётливо будет слышен в мониторах.

АЧХ Shure SM57

Тем не менее в условиях студии такое усиление станет проблемой, особенно если голос вокалиста сам по себе достаточно резкий и звонкий. Накладываясь на особенности звучания SM57, верхняя середина станет просто убийственной из-за «двойного» буста.

Посмотрев на АЧХ микрофона и зная вокал певца, можно уверенно ослаблять диапазон 3-7 кГц, чтобы обуздать верхнюю середину. Несмотря на то, что частоты в этих пределах обычно принято усиливать, чтобы голос пробился сквозь микс, в случае с резким вокалом и SM57 такое решение только навредит проекту.

Вывод простой: прежде чем делать сведение вокала, изучите АЧХ микрофона, которым записывали голос. Это даст множество полезных подсказок, с чего начать работу.

Раскрытие бэк-вокала

сведение вокала, советы по сведению вокала

Если вокал и бэк-вокал записывал один человек, то выстраивание сбалансированной вокальной картины зачастую превращается в испытание. Из-за идентичного тембра одни слои вокальных гармоний скрывают другие слои, а отличия между вокалом и бэк-вокалом исчезают. Исправить ситуацию можно с помощью функции Masking в эквалайзере iZotope Neutron 2.

сведение вокала, советы по сведению вокала

Суть функции похожа на сайдчейн. Звукорежиссер указывает эквалайзеру на вторую дорожку бэк-вокала, плагин балансирует настройки так, чтобы оба сигнала было отчётливо слышно. Если на дорожках основного и бэк-вокала висит по копии Neutron, то эквалайзер может даже показать проблемные места, в которых происходит маскировка и нежелательное слияние сигналов.

Эквализация перед компрессией

эквализация вокала

Когда нежелательные частоты в сигнале попадают в компрессор, они нарушают его работу: процессор может слишком активно подавлять гейн. Именно поэтому компрессор лучше ставить за эквалайзером — так вы отрежете все лишнее до того, как оно отправиться на дальнейшую обработку.

компрессия вокала

Разработчики мультиэффектов и комплексных инструментов обработки знают об этом — в большинстве пресетов эквалайзер всегда будет стоять перед компрессором. Помните, что задача эквалайзера — скорректировать сигнал, а компрессора — украсить его.

Расширение звучания вокала и искусственный бэк-вокал

Чтобы добиться очень объёмного и широкого звучания вокала, можно воспользоваться приёмом Бьёргвина Бенедиктссона. Работая с голосом, Бенедиктссон создаёт три шины для вокала, каждая из которых по-своему обрабатывает голос.

Обработка вокала

Шина 1

Шина для дабл-трека (дублирующая шина). На эту шину помещаются дилэй, а также плагины Waves Doubler и/или Waves ADT Reel To Reel. Задача этой шины — создать ощущение дабл-трека. Пригодится, если у вас нет возможности записать бэки или продублировать основную линию голоса. Очень короткий дилэй здесь служит лайфхаком, расширяющим звучание.

Внутри стереодилэя выставите соотношение каналов так, чтобы слева задержка составляла 21 мс, а справа — 29 мс. С помощью питчшифтера повысьте или понизьте вокал примерно на 10 центов. Звучание должно быть естественным и похожим на обыкновенный бэк-вокал.

Шина 2

Шина для дополнительной реверберации. Работает, которая работает параллельно основной шине реверберации для инструментов. Разница в том, что реверберация для инструментов склеивает элементы микса между собой, а реверберация для вокала помогает найти идеальное звучание голосу.

Конкретные настройки шины зависят от того, какое звучание вы ищете. Вокалу с множеством длинных и тянучих нот (например, как у Селин Дион в «My Heart Will Go On») подойдет большая и долгая реверберация. Если вокальная дорожка быстрая, с большим количеством слов, то нужна небольшая и короткая реверберация — длина и объем быстро смешают все в кашу.

На самой шине Бенедиктссон помещает компрессор, стереодилэй и ревербератор. Компрессия дополнительно сжимает сигнал и придаёт звуку мощи, дилэй настраивается на долгую задержку и служит в качестве дополнения к реверберации, расширяя стереокартину. В роли ревербератора Бьёргвин использует плагин Valhalla Room или эмуляцию EMT 140 Plate. Работая вместе, эффекты создают ощущение глубины и пространства у вокала.

Шина 3

Третья шина — источник объёмного звука. На эту дорожку Бьёргвин добавляет компрессию и плагин стереорасширителя (например, Waves S1 Stereo Imager). Сигнал дорожки вокала направляется на эту шину в максимально возможном количестве (голос должен оставаться читаемым). В итоге три шины вместе дают очень богатое и широкое звучание, которое сложно получить при обработке только дорожки вокала.

Смесь разных видов компрессии

компрессия вокала

Зачастую звукорежиссеры совмещают несколько компрессоров, используя их параллельно. Решение правильное: зачем ограничивать себя одним компрессором, когда можно использовать всё и сразу? В том же Neutron 2 присутствуют два модуля компрессора — пользователь может использовать их раздельно или вместе, друг за другом или по отдельности, настраивать соотношение исходного и обработанного сигнала для обоих компрессоров. Точно такого же эффекта можно добиться с любыми двумя, тремя компрессорами.

компрессия вокала

Допустим, вы используете оба компрессора Neutron 2. Активируйте первый модуль в качестве многополосного компрессора в цифровом режиме, а второй — однополосного винтажного компрессора. Настройте первый процессор так, чтобы он выдавал полностью обработанный сигнал и работал с вокальной динамикой. Второй компрессор можно расположить за первым в качестве украшающего инструмента для скомпрессированного сигнала — соотношение Wet/Dry в таком варианте можно выставить на 60/40.

Многие даже и не подозревают, какой объем работы скрывается под банальной фразой «запись и обработка вокала», а для большинства обывателей подобная обработка представляет из себя процесс под названием «Сделать вокал поярче и накинуть ревера». Помимо применения эквализации, компрессии и пространственной обработки есть еще один немаловажный этап, важность которого многие недооценивают и пропускают – это «чистка» вокала. А этот этап, помимо наличия хороших исходников (т.е. качественно записанного исполнения), напрямую влияет на конечный результат.

К сожалению, человек — не машина, и идеально точно не может совершать определенные действия, а в нашем случае – совершенно идеально петь. Даже если этот человек – профессионал высочайшего класса, всегда можно найти определенные недочеты в исполнении. Но в этой статье мы будем говорить не о певцах-профессионалах, а о среднестатистических исполнителях, обращающихся в студию звукозаписи для того чтобы записать песню «в подарок» или просто для себя (например, песню собственного сочинения).

Наверное, многие уже догадались, о чем будет идти речь? Совершенно верно – одним из пунктов будет исправление фальшивых нот, но перед этим хотелось бы осветить другой, так же немаловажный пункт в процессе «чистки» вокала.

Многие не раз слышали эти слова: «грув» и «кач» и скорее всего, имеют представление об их значении. Так вот, именно из-за них мы в такт двигаем головой, отстукиваем ногой ритм, двигаемся в танце, т.е. испытываем определенный эмоциональный подъем. А вот представим на секунду, что в песне, что заставляла нас сорваться с места и затанцевать, вокал вдруг перестанет совпадать с ритмикой музыки, т.е. как многие говорят «зазвучит мимо кассы»… Под такую песню уже вряд ли захочется танцевать (а может даже и слушать её), т.к. наступит чувство определенного дискомфорта, которое сможет уловить даже музыкально «неодаренный» человек.

Держа в памяти все вышеизложенное, мы подошли к первому пункту этапа «чистки» вокала: редактирование ритмических неточностей. Конечно, с подобными «косяками» надо бороться еще на этапе записи, но за всем не уследишь в процессе, и какие-то моменты можно запросто упустить из виду. Да и если у нас на руках уже записанный материал (т.е. заказчик принес его с собой, записав в другой студии) и перезаписать уже невозможно? Несомненно, при критическом расхождении в ритмике (а такое редко, но все же бывает) нужно обязательно указать на это исполнителю и попросить по возможности перезаписать материал. Но даже если в целом все в порядке мы можем сделать запись еще лучше!

Итак, приступаем! Все что нам нужно в самом начале – это внимательно прослушать записанный материал, обращая внимание на ритмические неточности исполнения (где-то запаздывает, где-то раньше звучит слово или фраза и т.д.) Даже, казалось бы, небольшие ритмические сдвиги могут в корне изменить тот самый общий «грув» песни и либо испортить её, либо заставить звучать именно так как надо! Особенно это касается проектов, в которых есть более одного исполнителя (одновременно) или есть бэк-вокал. Такие оплошности как неодновременное начало фраз, «снятие» вразнобой, ритмические расхождения в одном и том же слове или фразе – все это смазывает общую картину, делая звучание вокала нечетким и «замыленным», смазывая общую ритмику. Все это нужно исправлять, разделяя, двигая, удлиняя или укорачивая определенные части вокальных дорожек относительно друг друга. Так же можно использовать куски для замены из других похожих частей (например, если есть два одинаковых припева) – просто подставить вместо неудачного варианта (или части) другой. Для достижения цели хороши все средства, да и производители ПО не дремлют. Для помощи в этом кропотливом деле существует специализированная программа синхронизации вокальных дорожек – SynchroArts VocAlign, которая в автоматическом режиме «подгонит» ритмику вокальных дорожек между собой. VocAlign прекрасно справляется с выравниванием голосов партий бэк-вокала или «даблов» в речитативе. Но каким бы ни был технологический прогресс, всегда доверяйте своему слуху! Если после редактирования стало звучать хуже (или неестественно), значит, либо нужно искать компромисс, либо вы слишком сильно где-то переусердствовали или что-то сделали не так.

С ритмическими недочетами разобрались. Что же дальше? А дальше как раз один из самых сложных пунктов процесса «чистки» — исправление фальшивых нот. И даже не думайте, что загрузив на дорожку плагин Antares Autotune (или ему подобный, работающий в автоматическом режиме, например T.C. Electronic Intonator) работа над исправлением закончена. Бесспорно, если исполнитель отработал на 5+ при записи и особо критичной «лажи» в исполнении нет, то можно воспользоваться и «автоматом», но мы речь ведем далеко не о профессионалах…

Возникает резонный вопрос: а всегда ли нужно прибегать к исправлению фальшивых нот, даже если еле-еле слышно эту «лажу»? По-хорошему — практически всегда. Ибо даже малейшие неточности в интонировании могут вызывать диссонансы, которые будут очень сильно влиять на звучание вокала в песне. Самое главное не перегнуть палку и не выправить вокал так, чтобы исполнитель стал похож на робота (конечно же, если не преследуется такая художественная цель). Иногда, для сохранения естественности звучания, достаточно исправить только самые неточные ноты, не прибегая к общему редактированию (или авто выравниванию). Но зачастую править приходится чуть ли не каждое слово.

На сегодняшний день существует немало программ, позволяющих редактировать и исправлять фальшивые ноты: Antares AutoTune, Celemony Melodyne, Waves Tune, специальные встроенные в DAW редакторы и т.д. Какой именно инструмент использовать – дело лично каждого. Самое главное в этом деле – иметь достаточно хороший слух и разбираться хотя бы в элементарной теории музыки. Без этого браться за исправление фальшивых нот нет никакого смысла!

Тем не менее, вот несколько советов, которые пригодятся при редактировании и исправлении фальши:

  • опасайтесь изменения высоты тона свистящих и шипящих звуков – они при этом очень сильно искажаются, становятся неестественными – самый лучший вариант не трогать их вообще или изолировать, оставив такими, какие есть изначально;
  • обращайте внимание на интонирование длинных нот – зачастую вокалисты либо занижают, либо завышают окончания;
  • если не получается исправить ноту целиком – поделите на несколько частей и редактируйте отдельно;
  • если в вокальной фразе присутствует часть, где исполнитель проговаривает пару-тройку слов (по задумке песни) – не нужно пытаться делать из этого вокальную партию, просто оставьте речитатив как есть;
  • зачастую не стоит «исправлять» вокальные форшлаги, объединяя две ноты в одну. Лучше подобрать разделенные ноты на слух – так будет звучать естественнее;
  • слишком радикальное повышение или понижение ноты может привести к драматическому изменению тембра, т.е. при подобном повышении из мужского голоса может получиться женский или детский, а зачастую «инопланетный» голос;
  • в любом случае, при редактировании пытайтесь сохранить естественность звучания голоса, не привнося излишнего механического и искусственного оттенка. 

Подытоживая часть об исправлении фальшивых нот, стоит отметить следующий факт: так уж сложилось в наши дни (да и отдельное спасибо СМИ, маркетологам и рекламе), что большинство считают, что можно не обладая какими-либо вокальными навыками прийти в студию, кое-как что-то напеть и после магических действий звукорежиссера из «абы какого исполнения» вдруг получится шикарный вокальный трек.… Но, к сожалению, все далеко не так. Не каждое исполнение можно привести в порядок, не потеряв при этом естественности звучания, поэтому прогресс прогрессом, а вокальные навыки исполнителя превыше всего! Кроме того, ни одна программа не научилась за исполнителя передавать эмоции и характер – если певец спел вяло и нудно, то, как не редактируй, так оно и останется звучать – вяло и нудно.

Наконец, остался у нас последний пункт в «чистке» на пути к «идеальному» исполнению – это автоматизация. И этот пункт очень часто вместе с первым (исправление ритмических неточностей) остается без внимания, хотя достаточно сильно облегчает жизнь при последующей обработке вокала.

Итак, начнем с того, что среднестатистический непрофессиональный исполнитель не владеет в совершенстве своим голосом, поэтому может отдельные фразы (и даже слоги) пропевать либо тише, либо громче, или выделять (или наоборот делать тише) определенные звуки, т.е. петь с разной динамикой. «Так можно же компрессор использовать!»– скажут многие и отчасти будут правы, НО! Задача автоматизации состоит не столько в том, чтобы сделать всю работу за приборы динамической обработки, сколько помочь им в дальнейшей работе и не дать вылезти лишним звуковым артефактам. Наша задача будет состоять в том, чтобы «усреднить» уровни громкости в различных участках вокальной дорожки (причем используя свой слух, а не индикаторы или графическое отображение трека, хотя последнее часто помогает). Т.е. сделать так, чтобы одна фраза (или слог) не звучала намного громче (или тише) другой. Для этого мы можем разрезать проблемные участки и изменять громкость каждого, или же воспользоваться огибающей громкости вокального трека, «нарисовав» ею изменения уровня громкости. По сути, мы будем выполнять работу компрессора вручную, но поверьте – оно того стоит! В дальнейшем работа компрессора станет не такой явной (что, конечно же, отразится на звучании, т.к. понадобится по сути т.н. «сглаживающая» компрессия), и его настройки можно будет подобрать намного быстрее и легче. Более того, если у нас имеются явные и громкие свистящие и шипящие звуки, после обработки компрессором и эквалайзером они могут стать еще громче и еще резче! Поэтому стоит до обработки вырезать и понизить уровень этих звуков вручную (или же «нарисовать» огибающую громкости в этих местах) – практически всегда такая ручная редакция приносит намного больше пользы, чем обработка «дэессером».

Также мы можем почистить вокальную дорожку от ненужных звуков и шумов в паузах (просто вырезав пустые куски и «сгладив» начало и конец обрезанных кусков, используя плавный fade in/out), сделать более плавное затухание длинных нот (тем же самым fade out или огибающей громкости), смягчить атаку на некоторых согласных (автоматизация огибающей громкости), избавиться от излишне громкого дыхания. Зачастую не нужно вырезать все вздохи – достаточно лишь сделать их короче и тише – в противном случае может потеряться естественность исполнения.

В итоге, если усердно поработать над этими тремя пунктами в процессе «чистки» вокала, можно считать, что сделан огромный шаг навстречу «идеальному» вокалу! Результат не заставит себя долго ждать, и последующая обработка станет намного проще, приятнее и принесет желаемые плоды без каких-либо лишних сложностей. Конечно же, каждый вправе отказаться от этой кропотливой ручной работы и доверить всю обработку «автомату», но поверьте – «профессиональное звучание» это не только запись, сделанная на профессиональном оборудовании, но и титаническая работа профессионалов, которые не боятся и не пренебрегают долгой работы над мелочами.

Борисов Александр (Alex B@ss)

www.bassrecords.ru

Правило девяти: как сделать обработку вокала?

Несколько простых советов помогут придать записи вашего голоса профессиональное звучание. Мы расскажем, как правильно обработать вокал в редакторе АудиоМАСТЕР, и покажем эффекты, которыми пользуются музыканты.

Что такое обработка вокала?

Обработка (она же мастеринг вокальной партии) нужна для подготовки к сведению трека, то есть к соединению голоса с другими дорожками, например с гитарной партией или битом. В процессе корректируют ошибки исполнения и посторонние звуки. При необходимости вырезают лишние фрагменты и накладывают эффекты.

Отличное исполнение и хорошие условия записи упрощают задачу, но не отменяют мастеринга. Правильная обработка подчеркивает тембр голоса, задает подходящее настроение и выделяет нужные моменты песни. Кроме того, некоторые эффекты можно создать только искусственно — с помощью софта. Так, например, без редактора не добиться «роботизированного» пения, а без плагина лампового усилителя не создать звук виниловой пластинки.

Базовая цепочка обработки вокала

Автор может менять последовательность сведения вокала, меняя этапы местами. Набор действий зависит от задачи: некоторые шаги могут вообще не пригодиться, а некоторые — нужно будет повторить.

Обязательно сохраняйте исходники и работайте только с копиями аудиофайлов. Не все ошибки мастеринга можно отменить или исправить. Если у вас не будет резервных материалов, голос придется записывать заново.

Проверка всего материала

Прослушайте все записи. Обратите внимание, насколько они соответствуют основной идее. Запомните ошибки и недочеты (случайный звук на фоне, перегруз и прочее), чтобы в дальнейшем их исправить. Если дефектов слишком много, подготовьте еще несколько дублей.

В дальнейшем можно комбинировать разные части, например взять припев из одного файла, а куплет — из другого. Поэтому не обязательно перезаписывать партию целиком.

Исправление проблем с синхронизацией вокала

Вокальная дорожка должна соответствовать темпу и тональности инструментальных партий. Если вокалист сфальшивил, проблему решит автотюн (без характерных искажений). Исправить темп сложнее. Повышение или понижение скорости воспроизведения голоса (питч) заметно меняет его звучание — это можно услышать в примере ниже. Попытайтесь разрезать партию на отдельные аудиоклипы и вручную сдвигайте их по таймлайну, чтобы «подогнать» к темпу. Если это не поможет, придется перезаписать неудачные фрагменты.

Cведение голоса


Работа с питчем в АудиоМАСТЕРе

Чистка от вздохов, шумов и щелчков

На восприятие композиции влияет каждый звук, поэтому все лишнее может испортить трек. Слишком громкие вздохи, щелчки и прочее удалить легко. Достаточно выделить соответствующие фрагменты осциллограммы и нажать Delete на клавиатуре. Если звук накладывается на голос, например, во время исполнения под окнами сработала автосигнализация, полностью устранить такой дефект не получится. Лучше сделать новый дубль.

Отдельную проблему представляют фоновый шум и электрические наводки — характерное шипение и гул. Они возникают из-за проблем с оборудованием: дешевых компонентов, плохого контакта в разъемах, кабелей с недостаточным экранированием. Незначительный уровень шума есть всегда и это почти незаметно при прослушивании. Более высокие помехи можно убрать при мастеринге. Однако сильное шумоподавление делает звучание плоским, «съедает» объем, поэтому придется смириться с артефактами или модернизировать студию.

Нормализация громкости вокала

Под этим понимается выравнивание уровня громкости (динамики) до определенного значения (обычно — до 0 дБ). Действие упрощает дальнейшее сведение: вокалист не будет слишком тихим на фоне инструментов и в то же время не уйдет в перегрузку (не будет клиппинга — когда динамика превышает максимально допустимое значение, появляются искажения). Нормализация нужна не только при обработке вокала, но и при записи подкастов.

В АудиоМАСТЕРе за нормализацию отвечает функция «Выровнять громкость». Результат можно оценить по осциллограмме. В нормальной ситуации рисунок будет равномерным и идти близко к верхней границе.

Нормализация громкости вокала


Звуковая дорожка с вокалом до нормализации

Звуковая дорожка музыкальной композиции


Звуковая дорожка после нормализации

Возможны кратковременные (на доли секунды) всплески. В этом случае нормализация не поможет — алгоритм будет ориентироваться на пиковые значения, а аудиозапись останется тихой. Такая проблема легко решается компрессией, о которой мы расскажем ниже.

Учитывайте особенности трека. Иногда какие-то фрагменты намеренно исполняются тише других, например сначала полушепотом, а затем — криком. Это также сказывается на результате нормализации. В некоторых случаях лучше разрезать «тихие» и «громкие» фрагменты, а затем нормализовать их по отдельности.

Компрессия

Устраняет кратковременные всплески, благодаря чему громкость меняется более равномерно. После компрессии звук становится тише, поэтому нужна повторная нормализация. Учитывайте, что слишком сильная компрессия (проведенная несколько раз или с завышенными параметрами) портит звучание — оно становится «пережатым». Поскольку на динамике могут сказываться другие эффекты, стоит продумывать последовательность действий, например делать компрессию в последнюю очередь.

Реверберация и дилей

Реверберация в музыке — это эффект, похожий на эхо, но без явных повторов звука. Такие повторы создаются дилеем (Delay — задержка). Оба эффекта с небольшой интенсивностью добавляются почти всегда, благодаря чему звучание становится более естественным. Избыточная задержка и реверберация создаются намеренно, например если нужен эффект звучания в пещере или пустом зале.

Реверберация и дилей


Работа с реверберацией и дилеем в АудиоМАСТЕРе

Когда проводится сведение голоса, избавиться от эха сложно. Специальные функции не убирают его полностью или создают нежелательные искажения. Поэтому запись делается в небольшом помещении со звукопоглощающим покрытием. Как более доступный вариант, можно использовать кардиоидный (однонаправленный) микрофон.

Эквализация или частотная обработка вокала

Эквалайзер усиливает или, наоборот, подавляет выбранные частоты. Таким образом можно подправить тембр и убрать нежелательные тональности.

Существуют параметрические и графические эквалайзеры. Параметрические воздействуют только на выбранный диапазон. Обычно используются для индивидуальной обработки дорожек. Графические — меняют в том числе близкие частоты (выше и ниже по диапазону). Подходит для финального тюнинга всей композиции.

Эквализация или частотная обработка вокала


Настройка эквалайзера в АудиоМАСТЕРе

Сатурация (гармонизация)

Гармонизация добавляет незначительные искажения при пиковых уровнях громкости, смягчает их. В результате звучание становится «бархатнее», атмосфернее, приятнее на слух. Такой эффект ранее возникал из-за особенностей лампового оборудования. Сейчас же «теплый ламповый звук» имитируют плагинами, фильтрами и устройствами.

Добавление атмосферы

Дополнительные звуки (шаги, шум ветра или дождя и прочее) могут дополнить композицию. Также они расставляют акценты — играют роль своеобразной перебивки. Например если песня посвящена поездам, можно наложить стук колес, а перед припевом — паровозный гудок.

Добавление атмосферы


Добавление атмосферных звуков в АудиоМАСТЕРе

Послушайте, что получилось после редактирования трека:


Включите звук, чтобы прослушать аудиозапись

Как придать вокалу стиль?

Стилизовать звучание музыкальной композиции можно при помощи специальных эффектов. Покажем на примерах, как обрабатывают вокал для популярных исполнителей.

Автотюн

Изначально создавался, чтобы исправлять фальшивости в мелодии и голосе. При умеренной интенсивности подгоняет тональность акапеллы (вокала) к тональности минуса (инструментальной партии без голоса). Более высокие значения создают своеобразное искажение голоса.

Пример автотюна

Пример автотюна в песне NILETTO «Карамель» (23-я секунда)

Задержка (дилей)

Создает повторение звука. В сочетании с реверберацией имитирует эхо. Если поэкспериментировать с параметрами, можно создавать эффект колодца, пещеры, пустых помещений и прочего.

Пример дилея

Высокий дилей в песне Shakira «Waka Waka» на 2:26 мин.

Искажение

Дисторшн (Distortion) добавляет эффект перегруза с дополнительными искажениями по разным частотам мелодии. Звучание становится более резким и грубым.

Пример искажения

Дисторшн вокала у Depeche Mode «My Cosmos Is Mine» (35-я секунда)

Выборка

Плагины с этим эффектом создают несколько виртуальных дорожек. На каждой из них выбирают определенный диапазон частот и добавляют различные искажения. Затем виртуальные дорожки автоматически соединяются с оригиналом, что создает интересное полифоническое звучание.

Пример выборки

Выборка вокала в припеве Zedd и Alessia Cara «Stay» (48-я секунда)

Расширение и панорамирование

При сведении голос и инструменты всегда «расставляются» в пространстве — по отдельности смещаются (с определенным значением) к левому или правому каналу либо оставляются в центре. Иначе трудно расслышать каждую партию. Некоторые плагины модифицируют эту технику. Например, обрабатывают дорожку так, чтобы она звучала одновременно справа и слева (расширение). Положение в пространстве может меняться— источник будет «вращаться» вокруг слушателя или «перемещаться» по другой траектории (панорамирование).

Пример панорамирования

Панорамирование вокала на 2:35 мин Skrillex «Bangarang»

Пример расширения

Расширение вокала + дисторшн у Solitary Experiments «No Salvation» (29-я секунда)

Обратный вокал

В этом случае аудиозапись воспроизводится в обратном порядке (на реверсе). Плагины могут усложнять эффект: добавлять реверс через некоторые промежутки времени, сдвигать определенные частоты, добавлять искажения и совмещать все перечисленное с необработанным оригиналом.

Пример обратного вокала

Обратный вокал как вступление к песне Iron Maiden «Still Life»

Сдвиг по частоте

Звук в заданном частотном диапазоне смещается и к нему добавляются искажения. Иногда напоминает автотюн.

Пример сдвига

Сдвиг голоса по частоте есть в треке GTA «Red Lips»

Телефонный эффект

Совмещает в себе эквалайзер и дисторшен. Все частоты, вне достаточно узкого диапазона, обрезаются, а затем накладываются незначительные искажения. Звучание имитирует старые проводные телефоны.

Пример телефонного эффекта

Эффект использовался в песне Зверей «Дожди-пистолеты» (1:50 мин)

Робот

Вокодер (отдельное устройство, плагин или функция синтезаторов) изменяет человеческую речь так, что она становится похожей на голос робота. Манера исполнения оригинала сохраняется. При некоторых настройках различим тембр вокалиста. Эффект достигается за счет сложной комбинации фильтров и генераторов сигнала.

Пример вокодера

Вокодером обработан припев у Beastie Boys «Intergalactic» (39-я секунда)

Итоги

Теперь вы знаете, как правильно обрабатывать голос. При помощи программы АудиоМАСТЕР вы можете подготовить материал к дальнейшему сведению. В вашем распоряжении будут эквалайзер, а также функции реверберации, нормализации, атмосферы и питча.

Приемы музыки, которые вы услышали в примерах известных треков, создаются отдельными плагинами. Обычно в них есть предустановленные варианты, что упрощает и ускоряет мастеринг.

Часто задаваемые вопросы

Какие частоты вокала нужно проверить при сведении?

Обычно первыми обрабатывают частоты в двух диапазонах: 300 и 3000-4000 Гц. Также учитывают конкретную манеру исполнения и тембр голоса.

Что такое сибилянты?

Свистящие согласные звуки. Из-за особенностей дикции исполнителя, плохих условий записи и некачественного микрофона могут выделяться из вокальной партии. В некоторых случаях проблему удается исправить при мастеринге.

Что такое нью-йоркская компрессия?

Прием, при котором сводятся обработанная и необработанная партия. Они дублируются на разные дорожки. Метод также называется параллельной компрессией.

Вас также может заинтересовать

Skip to content

Коррекция вокала по нотам

Коррекция вокала по нотам

Коррекция вокала по нотам необходима в случаях, когда артист не совсем попадает в ноты. В этом нет ничего страшного – даже известных артистов тюнят. Инструменты, которые позволяют затюнить вокал общедоступны и просты в понимании, однако потребуется некоторая сноровка и желательно понимание музыкальной грамотности. Существует два основных метода “тюна вокала по нотам”:

1. Автотюн – программа автоматической коррекции вокала. Подключается как плагин к основной звукозаписывающей программе. Принцип работы следующий:

Коррекция вокала по нотам АвтотюнК дорожке, которую нужно “затюнить”, подключается плагин. Определяем тональность песни, выставляем ее в качестве референсного значения. Далее “Автотюн” предлагает выбрать, насколько сильно будет исправлен вокал. Чем сильнее будем “тюнить”, тем менее натуральным будет казаться голос. При очень сильной коррекции вокала вместо привычного исполнения вы получите эффект, будто песню спел робот.

Зачастую, данный эффект добавляют специально, для придания голосу электронного оттенка. Если цель – выровнять высоту тона голоса без побочных эффектов, мы должны учесть, что автотюн может сделать это, но в небольших пределах (в пределах тона).

Задачи коррекции вокала при больших отклонениях, решаются программой Melodyne, Logic Pro или плагином Waves Tune

2. Melodyne – программа для ручной корректировки вокала по нотам. Предел возможностей этой программы гораздо шире, чем у AutoTune, но за это преимущество приходится платить  временем, ведь каждую ноту надо править вручную!

В программе можно поменять высоту звука, вибрацию голоса, переходы между нотами, форманту и другие параметры. Программа отлично тюнит в пределах от полутона до терции. Если вокалист ошибается на большие значения, сделать его голос ровным без специфического компьютерного эффекта не получится. Было замечено, что самые большие погрешности исполнения достаточно хорошо исправляются в Logic Pro X.

Посмотрите видео, на котором происходит процесс коррекции вокала (программа Melodyne):

Как работает ручной тюн (коррекция) вокала по нотам

Почти в любом редакторе ручной коррекции вокала (Melodyne, Waves Tune, стандартный тюн в Logic Pro) есть несколько основных функций. Итак, чем можно управлять:

  1. Высота ноты. Оно и понятно, тянем ноту вверх или вниз, перемещаемся между нотами – сразу на полтона. Для более точной настройки зажать ctrl или alt
    Тюн нот коррекция вокала

    Инструменты для тюна нот и коррекция вокала в программе Melodyne. Тяну ноту вниз

  2. Выравнивание Vibrato и изменение наклона оси. Когда голос дрожит, можно сделать его ровнее, уменьшить амплитуду дрожания. Также средняя высота ноты может «расти» или «падать» вниз. Когда необходимо все же задержаться на ноте, исправляем этот наклон.
    pitch tool для выравнивая "дрожания"

    Pitch tool для выравнивая “дрожания” и наклона оси ноты

  3. Изменение форманты. Форма́нта — термин фонетики, он обозначает уникальность тембра. У мужчины форманта ниже, у женщины выше. Изменяя форманту, можно изменить тембр голоса.
  4. Громкость ноты. Позволяет сделать потише некачественные переходы и резкие выкрики. С этой проблемой может справиться и компрессор во время сведения.
  5. Местоположение ноты – двигаем позицию ноты влево и вправо по времени. Иногда мы торопимся или запаздываем. Здесь это можно исправить, подвинуть сразу несколько нот. В melodyne это функция time tool
  6. Растянуть ноту. Иногда недостаточно переместить ноту влево или вправо – спели слишком быстро или слишком медленно. На помощь придет эта функция (в melodyne это функция time tool)
  7. Высота тона в начале и конце ноты – позволяет более естественно соединять соседние ноты между собой.
    Соединение нот при тюне вокала

    Соединение нот при тюне вокала

  8. Выровнять все ноты автоматом – позволяет автоматически подравнять все выделенные ноты. В начале так и делают, а потом дотюнивают то, что плохо получилось, на слух

Стратегии тюна вокала по нотам

а) Выровнять только грубые ошибки. Такая стратегия позволяет сохранить естественность исполнения. У профессиональных вокалистов всегда есть 2-3 ноты, которые сразу не получились. 

б) Тюним естественно. Выравниваем все ноты автоматом, а затем прослушиваем и поправляем все, что можно сделать лучше. Такая стратегия позволяет улучшить любое исполнение и является самой распространенной

в) Исправляем очень плохое пение. Есть люди, которые категорически не попадают ни в какие ноты и не могут адекватно спеть мелодию. Для таких людей есть неплохая стратегия тюнить не в оригинальную мелодию, а ту, которая наилучшим образом получается именно у них. Благодаря этой стратегии у нас получается услуга «запись песни в подарок».

г) Сделать сильно заметный тюн. Сильно тюненый голос намеренно делают в репе, поп-музыке. Для это стратегии включаем автотюн, не пользуясь ручным тюном типа melodyne и др.

Как тюнят профессиональных артистов на концерте и после концертов

На живых концертах тюн не используется. Дело в том, что залы довольно гулкие, много низких частот, которые забирают внимание на себя, и технически использовать тюн вживую очень сложно, да и не нужно – на громком концерте публика врядли все поймет. Приборы для “онлайн-тюна” на концертах есть, но они оптимизируют вокал только в очень узких пределах. Легко перескочить на “плохую” ноту, тогда тюн еще и усилит ошибку. Зато если концерт будет показан в записи, совсем другое дело. В таком случае концерт нужно правильно записать.

Концерты записываются в большое количество микрофонов. Только на барабанах их около 12. Всего, обычно, около 25. Есть также те, которые записывают звуки из зала. Голос вокалиста невольно попадает и в другие, невокальные микрофоны. Чтобы произвести тюн концерта, необходимо на записях использовать узконаправленные динамические микрофоны, а после затюнить только сигнал из микрофона вокалиста. В общем миксе получается нормально, если ошибки не супер критические.

С другой стороны, микрофон вокалиста также ловит гитару, барабаны и другие инструменты. Когда melodyne пытается распознать вокал на фоне других инструментов, он иногда сходит сума. Придется применить некоторые хитрости сведения, например хорошо поможет плагин gate, которые отрежет лишние шумы, а также помогут шумодавилки типа izotope rx 8. Вычистив вокал, можно вполне хорошо делать тюн.

Как артисты исполняют треки под фонограмму

Из за сложностей и расходов, которые сопровождают лайв-выступления, на концертах, которые идут на федеральные каналы, мы очень часто слышим исполнение под полную фонограмму. Когда я ходил на передачу “привет Андрей”, там о подключении микрофона даже и речи не шло. Потому что программа выпускается быстро, нужна только картинка, звуком никто заниматься не будет. Песни, которые мы играли, не записывались. Мы просто записали в студии “почти живую” версию и отдали ее редактору.

По такой схеме работают почти все федеральные каналы, живых выступлений там мало, за исключением передач типа “голос”. Но, кстати, там и не нужно тюнить – нет такой задачи.

Еще одна популярная схема – это пение в дабл. Дабл – это когда идет фонограмма с голосом, в которой голос смикширован всего на 50% от обычной громкости. Вокалист поет поверх этой записи, и получается и вживую как бы, но и с записью. Отличить от оригинала такое исполнение очень сложно, ведь микрофон вокалиста тоже включен. Просто на 50%. Во многих случаях, когда у вокалиста с пением вообще все плохо, вокалиста делают процентов на 20, а громкость фонограммы почти на полную. И тоже, отличить сложно.

Поделиться ссылкой, выберите способ!

Похожие записи

Заголовок

Page load link

Go to Top

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти высоту проведенную ко второй стороне
  • Как найти подход к девочке 10 лет
  • Как составить инструкцию по технике безопасности при работе с оборудованием
  • Как найти видео рилс в инстаграм
  • Как найти админов в паблик