Как исправить логопедические ошибки при письме

О логопедических проблемах в начальной школе.

На базе нашего лицея проходил районный семинар,  на котором обсуждались проблемы логопедических ошибок у детей начальных классов.

Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе.

Письмо является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последнее время неуклонно растет (к нашему сожалению), которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеяны, нестарательны, но это вторично, а первично то, что основная причина множества логопедических проблем  в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Иными словами медицинская.

Очень важно, чтобы родители еще до школы обратили внимание на тех детей, у которых есть задержка речевого развития, если они занимались с логопедом или посещали логопедический сад. Акцентировать внимание на эти проблемы надо ещё на родительских собраниях для будущих первоклассников.  Конечно, есть школы, на базе которых есть детский сад, если вы работаете совместно со специалистами, то вам решать эти проблемы проще.

          Характер нарушений письма, отмечающихся у детей имеет свои особенности.

Одной из проблем является дисграфия, она может возникнуть если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях.


Предлагаю рассмотреть классификацию дисграфических ошибок.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.

  1. Пропуски гласных букв: всят- висят; комнта- комната.
  2. Пропуски согласных букв: комата — комната; вей- всей;
  3. Пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки;
  4. Замена гласных: пище- пищу, сесен — сосен;
  5. Замена согласных: тва -два, роча-роща.
  6. Перестановка букв и слогов: онко — окно;
  7. Недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка- на ветках;
  8. Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сснег — снег;
  9. Искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
  10. Слитное написание слов и их произвольное деление: д ва- два, в ся – вся;
  11. Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл землю. Белым ковром.- Снег покрыл землю белым ковром.
  12. Нарушение смягчения согласных: болшой- большой, толко- только.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи.

  1. Нарушения согласования слов: с еловый ветки- с еловой ветки, появилось трава — появилась трава.
  2. Нарушения управления: с ветка — с ветки. Умчались к чащу — умчались в чащу.
  3. Замена слов по звуковому сходству.
  4. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, на бухли — набухли.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия.

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, Ю;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

  1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет, как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма.

Заключение.

Значительная часть трудностей письма связана с недостатками фонематического восприятия, которое очень осложняет и замедляет процесс звукобуквенного анализа, а значит, осложняет и замедляет процесс формирования письма.

Выделить причину трудностей может специалист — логопед, занятия по специфической коррекции этих трудностей — необходимое условие успешного формирования навыка письма. Однако не всегда родители  могут получить квалифицированную помощь специалиста по этим вопросам. В соответствии с профессиональным стандартом педагог обязан  сам вводить задания или их элементы на уроке.

Способы диагностики дисграфии Ключевым шагом в коррекции проблем с правописанием ребенка является выявление причины. Так как большая часть видов дисграфии связана с нарушением восприятия и/или воспроизведения устной речи, то первым шагом диагностики является ее проверка. Используется метод определения навыков фонематического анализа речи. Проводятся тесты, в ходе которых ребенок проявляет свои способности:

придумывать слова; подбирать картинки, чьи названия начинаются с определенного звука; делить предложения на словосочетания; сравнивать слова по звуковому составу; повторять за взрослым некоторые слова или слоги; различать и выделять определенные звуки в словах.

Для детей дошкольного возраста есть специальные тесты с рисованием, в ходе которых логопед делает выводы о его склонности к дисграфии. Когда устная речь исследована, переходят к тестам непосредственно письменной речи. Ребенок выполняет разные задания: письмо под диктовку, переписывание текста, описание по картинке и чтение написанного текста вслух. Кроме этого, проводят проверку слуха, зрения, нервной системы, речевой и ручной моторики.

Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи проходит в два этапа – исправление ошибок в устной речи и закрепительные упражнения.

Есть несколько разных способов развить у ребенка правильный фонематический синтез и анализ: Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже определенные слова, но в них пропущены некоторые буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать слово целиком.

Схема слова. Ребенок получает картинку предмета, называет его, называет все звуки слова и затем по буквам записывает. Узнавание звуко-буквы. Хорошая методика для тех, у кого проблемы с одним-двумя звуками. Заключается в поиске слов или названий картинок, в которых есть определенный звук. После этого идет многократное написание буквы, которая отображает проблематичный звук, поиск и выделение буквы в слове, предложении, тексте.

Структурный метод. Ребенку предлагают разобрать слово на гласные и согласные буквы. Исправление ошибок. Метод основывается на выявлении и исправлении ошибок в заведомо неправильно написанных словах.

Особого внимания заслуживают зеркальные ошибки письма и методика логопедической работы по их устранению. Зеркальные ошибки – написание букв ребенком в зеркальном отображении (пример – «N» вместо «И»). Причина этой проблемы – несформированность пространственной ориентации и анализа у ребенка. Поэтому главная задача – научить ребенка четко различать правую и левую стороны и дифференцировать предметы по размеру. Различие сторон начинается с собственных частей тела (какая рука у тебя левая? В какой руке ты держишь карандаш?). Затем переходят к другим предметам, с целью улучшения навыков пространственного ориентирования (шкаф слева от тебя? Какой предмет лежит справа от твоей руки?). После этого переходят к развитию определения местонахождения предметов по отношению друг к другу (положи книгу слева от тетради). Далее переходят к усвоению правильного написания букв, с объяснением их структуры (пример: буква «И» – косая палочка рисуется сверху вниз и справа налево). После этого ребенок несколько раз повторяет правильную последовательность ее написания.

Нарушения письменной речи – патология, которая в основном развивается у детей. При своевременном и правильном подходе к развитию ребенка она полностью корректируется и не вызывает особых затруднений. Главное – вовремя обратиться к специалисту, ответственно выполнять все упражнения и помогать ребенку понимать связь звуков и букв. Тогда ошибок не будет ни в речи, ни на письме.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Дисграфия у ребенка

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Диагностика дисграфии

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

ребенок пишет с ошибками

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Не могу сказать что «разделалась» с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, «подтягивать», тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик… На основе своего опыта( я- просто мама, не специалист, опыт — только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

2012-10-09, Лариса111

Веду ДНЕВНИК, записываю свои умные мысли, из интернета «вылавливаю» умные мысли и идеи на тему «КАК бороться с дисграфией и дислексией у ребенка», обдумываю наши успехи и поражения в этой борьбе. Если интересно, почитайте. [ссылка-1]

2013-03-11, Лариса111

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД «Литера», «ГНОМ И Д» и др.
«Юным умникам и умницам» О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) — тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

2012-10-09, Лариса111

Лариса, добрый вечер! Меня, как маму мальчика 10 лет тоже очень интересует эта тема! Много сложностей в учебе, бежит, спешит, забывает.
Не могу пройти по Вашим ссылкам!
Поделитесь пожалуйста информацией по почте kochnova@mail.ru
Заранее благодарна и признательна!

2022-10-12, Татьяна Кор

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

2013-08-31, nina777

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать — это развивает зрительную память.

2012-10-08, EsmeraldaL

Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.

Повышение  эффективности  и  качества  обучения  учащихся  общеобразовательных  школ  предполагает  своевременное  выявление,  предупреждение  и  устранение  имеющихся  у  некоторых  из  них  недостатков  устной  и  письменной  речи.

Письмо  представляет  собой  сложную  форму  речевой  деятельности,  многоуровневый  процесс.  В  нём  принимают  участие  различные  анализаторы:  речеслуховой,  речедвигательный,  зрительный,  общедвигательный.  Между  ними  в  процессе  письма  устанавливается  тесная  связь  и  взаимообусловленность.  Структура  этого  процесса  зависит  от  этапа  овладения  навыком,  задачами  и  характером  письма.  Письмо  тесно  связано  с  процессом  устной   речи  и  осуществляется  только  на  основе  достаточно  высокого  уровня  её  развития.[7]1

Несформированность  какой-ибо  из  рассмотренных  выше  функций  может  вызвать  нарушение  процесса  овладения  письмом,  дисграфию.

Дисграфия – это  частичное  нарушение  процесса  письма,  проявляющееся  в  стойких,  повторяющихся  ошибках,  обусловленных  несформированностью  высших  психических  функций,  участвующих  в  процессе  письма.

По  мнению  А.Н.Корнева,  синдром,  именуемый  дисграфией,  следует  определять  как  состояние,  при  котором  у  детей,  несмотря  на  достаточный  уровень  интеллектуального  и  речевого  развития,  нарушается  формирование  навыков  графической  символизации  речи  в  соответствии  с  фонетическим  принципом  написания  слов  и  предложений.

Причины  нарушений  письма  многообразны. В  анамнезе  детей  с  дисграфией  отмечается  наличие  ряда

— патологических  факторов,  воздействующих  в  пренатальный,  натальный  и  постнатальный  период.  Определённое  место  в  этиологии  дисграфии  отводится

— наследственным  факторам,  которые  создают  неблагоприятный  фон,  предрасполагающий  к  возникновению  нарушений  письма.

Причины  дисграфии  могут  быть  органические  и  функциональные,  биологические  и  социальные.

— Органические причины: повреждения корковых зон головного мозга, учавствующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мохга, нарушения их функционирования. (С.С.Ляпидевский,  М.Е.Хватцев[11]2).  

— Функциональные повреждения: внутренние (например, длительные соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье ).  

Основываясь  на  современных  представлениях  о  сущности  дисграфии,  наиболее  существенным  критерием  классификации  дисграфии  является  несформированность  той  или  иной  психической  функции,  несформированность  определённых  операций  процесса  письма.  С  учётом  этого  критерия выделяются  следующие  виды  дисграфии  (данная  классификация  разработана  сотрудниками  кафедры  логопедии  ЛГПИ  им.  И.И.Герцена).

  1. Артикуляторно-акустическая  дисграфия.  Эта  форма  дисграфии  была  выделена  М.Е.Хватцевым.   Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Этот вид дисграфии преимущественно отмечается у детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, особенно при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как замены звуков в устной речи устранены.

Коррекционная работа при артикуляционно-акустической дисграфии: коррекция звукопроизношения, развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

  1.  Дисграфия  на  основе  нарушений  фонемного  распознавания  (дифференциация  фонем).  По  традиционной  терминологии – это  акустическая  дисграфия.  Этот  вид  дисграфии  проявляется  в  заменах  букв,  обозначающих  фонетически  близкие  звуки,  в  нарушении  обозначения  мягкости  согласных  на  письме.   Чаще  на  письме  смешиваются  буквы,  обозначающие  свистящие  и  шипящие,  звонкие  и  глухие,  аффрикаты  и  компоненты,  входящие  в  их  состав  (ч – ть,  ч – щ,  ц – т,  ц – т’,  ц – с,  с – ш,  з – ж,  б – п,  д – т,  г – к  и  др.),  а  также  гласные  о – у,  е – и. Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи). В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой. 

Коррекционная работа: развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом  этого  вида  дисграфии  является  нарушение  следующих  форм  языкового  анализа  и  синтеза:  анализа  предложений  на  слова,  слогового  и  фонематического  анализа  и  синтеза

Для нее наиболее характерны следующие ошибки:  

— пропуски букв и слогов;

— перестановка букв и (или) слогов;

— недописывание слов;

— написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;

— повторение букв и (или) слогов;

— в одном слове слоги разных слов;

— слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

Наиболее  распространёнными  ошибками  при  этом  виде  дисграфии  являются  искажения  звукобуквенной  структуры  слова,  обусловленные  недоразвитием  фонематического  анализа,  который  является  наиболее  сложной  формой  языкового  анализа.  Наиболее  распространены  следующие  ошибки:  1) пропуски  согласных  при  их  стечении;  2)  пропуски  гласных;  3)  перестановки  букв;  4) добавление  букв;  5)  пропуски,  добавления,  перестановки  слогов.

Коррекционная работа:  

– развитие языкового анализа и синтеза, 
– развитие слогового анализа и синтеза, 
– развитие фонематического анализа и синтеза.

 4.Аграмматическая дисграфия.  Этот  вид  дисграфии  проявляется в аграмматизмах  на  письме  и  обусловлен  несформированностью  лексико-грамматического  строя  речи  (Р.И.Лалаева,[15]1 Г.Сятка-Высоцка,  С.Б.Яковлев  и  др.). Ребенок пишет, как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.  Так,  на  уровне  предложения  аграмматизмы  на  письме  проявляются  в  искажении  морфологической  структуры  слова,  замене  префиксов,  суффиксов,  изменении  падежных  окончаний;  нарушении  предложных  конструкций;  изменении  падежа  местоимений;  числа  существительных.

Коррекционная работа: развитие лексико-грамматического строя речи

  1. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.  При  оптической  дисграфии  наблюдаются  следующие  виды  нарушений  письма:

 — искажённое  воспроизведение  букв  на  письме  (неправильное  воспроизведение  пространственного  соотношения  буквенных  элементов,  зеркальное  написание  букв,  недописывание  элементов,  лишние  элементы);

 — замены  и  смешения  графически  сходных  букв.  Чаще  всего  смешиваются  либо  буквы,  отличающиеся  одним  элементом,  либо  буквы,  состоящие  из  одинаковых  или  сходных  элементов,  но   различно  расположенных  в  пространстве.

У детей с подобным видом дисграфии крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит неавтоматизированно, требует отдельного сознательного контроля. Графомоторные движения при письме совершаются с большим напряжением. В результате рука у ребенка быстро устаёт, письмо становится медленным по темпу.

Оптическая дисграфия делится на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы. 

Коррекционная работа: развитие зрительно-пространственных функций:

  • зрительного гнозиса,

  • зрительного мнезиса,

  • зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. 

  1. Дизорфографии  в настоящее время наименее изученная категория нарушений письма. Установлено, что имеется особая категория стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. Основными трудностями таких детей является обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи.

Содержание программы. Система коррекционного обручения по профилактике нарушении письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности); недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; трудности динамической и кинетической организации движений руки; несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.

Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач:

• развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);

• развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Дифференциация букв, смешиваемых по звонкости-глухости и акустико-артикуляционному типу, предлагается как самостоятельная работа дома по индивидуальным карточкам с предварительной работой на одном из занятий курса коррекции под руководством логопеда.

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

• количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);

• качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

• формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов);

• развитие слогового анализа и синтеза;

• наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:

• усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;

• обогащение фразовой речи учеников.

На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана применительно к условиям работы на базе ППМС центров.

Для этой цели мы использовали ряд упражнений: 

  1. Выделение парных звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам)

  2. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие).

  3. Cоотнесение звуков с буквами.

  4. Чтение слоговых таблиц, запись под диктовку.

  5. Устный диктант слов (поднять букву по наличию звука, например «к» или «г»): согнул, крепость, около, кирпич, приказ, бумага, главный 

  6. Словарный диктант. Например, звуки «в» или «ф»: ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, клюква, финики, весна, веет, фея, фабрика.

  7. Определение места звуков в слове (с опорой на цифровой ряд): Г—Гриша, Григорий, загадка, прыгалки, круглый, гигант, гогочет.

  8. Запись слов в две колонки по наличию смешиваемых звуков (например «с-з»): Зонт, свекла, глаза, закат, восемь, август, узнал, уснул, успел, змейка. 

  9. Сопоставление смешиваемых фонем по смыслу изучаемого слова. Например, звуки «п» или «б»: почка — бочка, пал — бал, точка — дочка, дом – том. 

  10. Закончить предложение, выбрав подходящее слово: В синем небе звезды …(плещут, блещут)

  11. Вставить пропущенные буквы в текст: После до..дя боль..ие лу..и. 

  12. Вписать пропущенный слог «па» или «ба»:Лю -, ры -, тро -, ли -, — ран, — латка, сдо -, — лец, — зар, — бушка, тру-, — рус, ло – та, при – вил, за – вы.

Для развития зрительного гнозиса мы строили работу в следующих направлениях:

— Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины.
— Расширение объема и уточнение зрительной памяти
— Формирование пространственных представлении.
— Развитие зрительного анализа и синтеза.

С целью развития предметного зрительного гнозиса были рекомендованы такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. Давали задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

Для развития ориентировки в окружающем пространстве:

  1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.

  2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи какой предмет находиться справа от тебя, слева» и т.д.

  3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. 

Главной целью являлось закрепление связи между фонемой -артикулемой –графемой – кинемой. Для контроля правильности включались все четыре анализатора.

В связи с этим коррекционная работа должна строиться на учете всех этих нарушений и вестись постепенно, по–принципу от простого к сложному.

Этим детям необходима специальная логопедическая помощь. Поэтому, при общеобразовательных школах должны создаваться логопедические пункты и классы коррекции.

  • СЕКРЕТЫ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА (Списывание, дтктант, как проверять написанное)

Знаменитые дисграфики

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем».

Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.
Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг.
Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969).
Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся — «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» — осталась и звучит как первый признак американизма.

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок.

Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же — он из рук вон плохо читал и писал…

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Дисграфия у младших школьников встречается довольно часто. Дети с таким диагнозом совершают много ошибок при письме. К тому же они пишут довольно медленно и неаккуратно. Однако нарушений в интеллектуальном развитии у таких пациентов обычно не наблюдается. Чтобы справиться с этим расстройством, необходимо вовремя его диагностировать. Лечить дисграфию нужно комплексно.

Что такое дисграфия в логопедии — определение болезни

Дисграфия — это в логопедии довольно распространенное нарушение. Обычно его удается выявить только в начальной школе.

Итак, что такое дисграфия у детей? Под этим термином понимают специфическое нарушение письма, когда ребенок допускает фонетические ошибки или неправильно записывает консонантные звуки. Вместо «п» он может писать «б», а «т» — заменять буквой «д».

Важно! Дети с таким диагнозом неправильно формируют слоги, добавляют лишние буквы, но при этом пропускают нужные. Они могут писать слитно несколько слов.

2 Суть заболевания кроется в появлении проблем при письме.Зачастую люди не понимают, что это такое — дисграфия у детей школьного возраста. Потому ее ошибочно принимают за незнание грамматических правил. Но проблема кроется более глубоко.

Такие дети часто имеют неровный и неразборчивый почерк. Ребенок для письма прилагает много усилий, но это получается медленно.

При обучении в классе с обычными детьми такой ребенок может волноваться из-за своих ошибок и медлительности. В речи тоже могут присутствовать проблемы. Ребенку бывает сложно формулировать длинные предложения. Он старается молчать или говорить краткими фразами. Это влечет различные проблемы в общении со сверстниками.

Общие сведения, причины возникновения

Возникновение дисграфии может быть связано с различными факторами. Все причины условно делятся на 2 большие категории, каждая из которых имеет свои характеристики:

  • Органические — это может быть поражение мозга, сложное протекание беременности, травмы во время родов. Также в эту группу входят различные патологии — соматические, инфекционные, воспалительные.
  • Социально-психологические — в качестве примера стоит привести билингвизм в семье, нехватку речевых контактов, невнимание взрослых к речи ребенка, слишком раннее обучение иностранным языкам или грамоте. Дисграфия часто наблюдается у детей, которых учат писать на неродном языке. Иногда отклонения появляются у тех, кто пишет левой рукой или переучивается с левой руки на правую.

Внимание! Если ваш ребенок плохо усваивает уроки письменности, вероятно, стоит проконсультироваться у опытных логопедов в речевом центре ЗЕЛЕНОВОЙ.

Основные виды дисграфии, особенности проявления

В логопедии выделяют несколько видов дисграфии:

  • 3 Причиной дисграфии может быть сложное течение беременности.Артикуляторно-акустическая. Это нарушение связано с тем, что ребенок неправильно произносит звуки. В результате еще в начальной школе возникают логопедические ошибки на письме. Для устранения этого вида заболевания требуется работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В таком случае ребенок правильно произносит звуки. Однако он путает их с похожими по звучанию. Также присутствуют сложности с различением мягкости некоторых звуков.
  • Оптическая. При таком диагнозе есть трудности с написанием и различием букв. Ребенок может добавлять к ним лишние детали, пропускать нужные или писать в зеркальную сторону.
  • Связанная с проблемами языкового анализа и синтеза. В этом случае пациент пропускает или повторяет слова, меняет местами слоги и буквы, пишет слова слитно.
  • Аграмматическая. Эту форму обычно выявляют после 1-2 класса. В этом случае у ребенка не получается правильно склонять слова по родам и падежам. У него возникают сложности с согласованием прилагательных и существительных. Эта форма заболевания часто появляется в билингвальных семьях.

Как понять, что у ребенка дисграфия, методы диагностики

Самостоятельное определение дисграфии может быть затруднительным. Это нарушение часто путают с незнанием грамматики. При развитии патологии появление ошибок на письме не связано с неумением использовать правила орфографии. К тому же они являются однотипными и повторяющимися.

Заподозрить дисграфию можно по таким признакам:

  • замена букв похожими;
  • слитное или раздельное написание слов, которые не требуют этого;
  • пропуск или перестановка букв в словах;
  • неправильное изменение слова или неспособность сформировать новое;
  • написание букв в зеркальном отражении;
  • неразборчивый почерк.

Довольно часто родители сталкиваются с упреками учителей или логопедов, что поздно заметили проблему.

Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ проконсультируют вас по любым вопросам.

4 Диагностикой заболевания занимается логопедОднако заметить симптомы заболевания в дошкольном возрасте весьма проблематично. Это удается сделать лишь после того, как ребенок начинает писать. Это обычно происходит в 1-2 классе.

В любом случае вначале нужно пройти обследование у узких специалистов — отоларинголога и невролога. Также требуется обратиться к офтальмологу, чтобы проверить зрение.

Выявить заболевание поможет только опытный логопед. Для этого он делает следующее:

  • предлагает ребенку переписать текст;
  • оценивает способность воспринимать устную речь при помощи диктанта;
  • определяет словарный запас;
  • анализирует внимательность.

Как исправить дисграфию у детей младшего школьного возраста

Лечение дисграфии у школьников нужно начинать как можно раньше. После выявления проблемы необходимо сразу приступать к занятиям. При наличии дисграфии нужна помощь логопеда и психолога.

Для коррекции дисграфии у младших школьников можно применять такие методы:

  • проводить занятия, направленные на улучшение памяти;
  • увеличить словарный запас;
  • запоминать нормы правописания;
  • выполнять различные письменные задания.

Важно! Бороться с детской дисграфией помогает массаж. Также при необходимости назначают успокоительные препараты.

Способы лечения, что можно сделать в домашних условиях

Для исправления дисграфии и устранения проблем в общении с ровесниками, стоит выполнять коррекционные упражнения, каждое из которых имеет свои особенности. Также можно использовать специальные логопедические игротеки и пособия. В домашних условиях для преодоления проблем используют следующее:

  • Магнитная азбука. Ребенку требуется складывать из нее слова и слоги. Он должен их произносить и запоминать графические образы.
  • Диктанты. Это помогает отработать речевое восприятие.
  • Разделение текстов на фрагменты по смыслу. Этим нужно заниматься в том случае, если требуется много писать.
  • Улучшение почерка. Для этого желательно использовать тетрадь в клетку.
  • Игра в писателя. Для этого следует использовать перо и чернила. Это поможет сформировать правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  • Корректурная правка. Для этого нужно взять толстую книгу с крупным шрифтом и попросить ребенка одни буквы подчеркнуть, другие — обвести в кружок, третьи — зачеркнуть. Начинать требуется с одной, наиболее проблемной, буквы.
  • Комментированное письмо. В этом случае нужно проговаривать звуки написанных букв. Причем ребенку требуется произносить именно фонемы.
  • Пропущенные буквы. В этом случае нужно дать ребенку текст с пропущенными буквами. Одновременно необходимо предложить тот же фрагмент со вставленными буквами. Задача заключается в переписывании букв в пропуски. Это поможет развить внимательность.

Важно! При работе с дисграфиком нужно не исправлять его ошибки, а предотвращать их появление. Поэтому проверять упражнения всегда следует самостоятельно.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

5 Коррекция нарушения осуществляется при помощи специальных упражненийЧтобы помочь малышу справиться с проблемой, нужно обратиться к логопеду. Опытный специалист знает, как исправить дисграфию у ребенка. Для этого используются разные методы и системы, которые подбирают с учетом разновидности расстройства.

Рабочий процесс может включать следующее:

  • Модель слова. Для применения этого метода ученику дается изображение предмета со схемой слова. Его задача заключается в том, чтобы произнести его название по буквам и написать.
  • Метод Эббигауза. Ребенку требуется вставить в слова пропущенные буквы и переписать правильно.
  • Звукобуквенный анализ. Школьнику нужно назвать объект на картинке, записать его название и сделать анализ. Для этого слово необходимо разделить на слоги, посчитать количество букв, отметить гласные и согласные, поставить ударение.

Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии

Профилактика дисграфии начинается еще в период беременности. Будущей матери нужно правильно питаться, исключить вредные привычки, травмы и стрессы.

Рекомендации по профилактике дисграфии у дошкольников включают развитие речи, памяти, мелкой моторики и мышления. При наличии нарушений дикции или проблем со словарным запасом стоит обратиться к логопеду.

Дисграфия представляет собой довольно сложное нарушение, которое приводит к проблемам во время обучения и создает сложности при общении со сверстниками. Поэтому так важно выполнять советы специалистов по профилактике этого заболевания. Чтобы своевременно выявить патологию, нужно изучить описание ее признаков. При появлении симптомов необходимо начинать лечение как можно раньше.

Рекомендации для педагогов

«Логопедические
ошибки на письме
».

Логопед, работая
на своих занятиях с учащимися, очень специфично подходит к оценке их
деятельности. Оценка на таком занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим
параметрам работы ребенка, т.е. за внимательность, активность, желание работать
и за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им
ошибок. Учитель начальных классов при проверке работы такого ученика должен с
другой позиции рассматривать знания и умения ученика. Во-первых, ошибки
логопедического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося,
во- вторых
, педагог должен уметь отличать логопатическую ошибку
от ошибки, обусловленной тем, что ребенок не усвоил то или иное правило грамматики.

Задача логопеда,
убедить учителя очень внимательно и осторожно оценивать работ
у
ученика, выработать совместно с педагогом единство требований к ребенку.
Здесь
уместно рассказать педагогам о частичном расстройстве процессов чтения и
письма, т.е. о дислексии и дисграфии. Применительно к
младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения
письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических
ошибок
, возникновение которых у
учеников
общеобразовательной школы не связано ни с выраженными
нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Дислексия и
дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Некоторые
учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными
качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью
при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе этих ошибок
лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и
лексико-грамматической стороны речи. Пропуски гласных и согласных букв или
слогов, появление лишних букв или слогов, перестановки букв или слогов
обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного
с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность
фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного
языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда, звонкие и
глухие согласные, свистящие и шипящие, аффрикаты.

Нередко учащиеся
не различают твердое и мягкое звучание согласных, поэтому на письме появляются
ошибки типа «патка» вместо «пятка».

Из практики,
можно сказать, что у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на
грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные,
на разделительный мягкий знак. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому
затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно и в правильном
подборе проверочного слова. Ученики не улавливают разницы в звучании согласных
н и нн
, с и сс. На письме учащиеся нередко делают ошибки на
смешение элементов букв б-д. Это можно объяснить тем
, что в
строчных буквах алфавита (б
, д,
з, ц, щ),
элемент, опускающийся ниже строчки (б, д)
, встречается чаще, чем
верхний элемент буквы Б, а изначально написание букв Б и Д одинаково, поэтому рука
автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы Д.

Отставание в
развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном
построении фразы (предложения). Ученики недописывают, переставляют, пропускают
слова в предложении. Неумение правильно пользоваться грамматическими связями
слов в предложении: управлением и согласованием — приводит к аграмматизму. На
письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных
частей речи. Ученики не умеют правильно согласовывать прилагательные с
существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными в
числе, например: «у меня нет красный платье» и т. д . Много ошибок встречается
в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи.

Ученики не чувствуют
интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно
обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила
постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в нач
але.

Бедность словарного
запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения,
непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать
содержание услышанного, увиденного или пережитого, приводит к тому, что ученики
на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и
сочинения.

Так же
симптомами дисграфии являются специфические ошибки,
которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с
нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или
нерегулярностью его школьного обучения. Можно выделить три группы специфических
ошибок:

·       
ошибки на уровне буквы и
слога;

·       
ошибки на уровне слова;

·       
ошибки на уровне
предложения (словосочетания).

Исходя из этого,
предлага
ю памятку для учителя с перечнем ошибок
и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.

Памятка для учителя.

1. Ошибки, обусловленные несформированностью
фонематических процессов
и слухового восприятия:

пропуски букв и слогов — «трва», «кродил»,
«пинес» (принес);

перестановки букв и слогов — «онко» (окно),
«звял» (взял)
, «пеперисал»

(переписал);

недописывание букв и слогов — «красны»
(красный)
, «лопат»
(лопата);

наращивание слов лишними буквами и слогами —
«тарава» (трава),
«катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка),
«клюкиква» (клюква);

искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб»
(храбрый), «чуки» (щеки)
;

слитное написание слов и их произвольное
деление — «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене). « у стала»
(устала);

неумение определить границы предложения в
тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная
шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;


замена одной буквы на другую —
«зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан);


нарушение смягчения согласных —
«васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь)
;

2. Ошибки, обусловленные несформированностью
лексико — грамматической стороны речи:

     
аграмматизм — «Саша и Лена
собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спиленачки.»
(пять желтеньких цыплят);

     
слитное написание
предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела»
(взяла), «подороге».

Рекомендации для учителей начальных классов по работе с ребенком с нарушением чтения и
письма.

Уважаемые
коллеги, рядом с Вами находится ребенок, который читает и пишет с ошибками, не
усваивает программу начальной школы. Не отворачивайтесь от него и не сажайте на
последнюю парту. Внимательнее отнеситесь к ученику и возможно из непослушного
двоечника, получится прилежный отличник.

1.  Принимайте ребенка таким, какой он
есть, со всеми достоинствами и недостатками.

2.  Будьте доброжелательны и
внимательны к ребенку. Не отделяйте его от детского коллектива, посадив на
заднюю парту.

3.  Правильно оценивайте деятельность
ученика и предъявляйте адекватные требования к нему. Это повышает у ребенка
уверенность в себе.

4.  В начале урока и на
физкультминутках давайте упражнения на развитие фонематического слуха и
воспитание правильных фонематических представлений.

5.  С помощью игровых и дидактических
упражнений подводите ученика к самостоятельному осознанию того, что речь можно
делить на отдельные шуковые компоненты: слова, слоги и звуки.

6.  Работая с первоклассником, откажитесь от слитного написания
образцов заглавной и прописной букв, иначе это может привести к воспроизведению
дваж
ды первой буквы в слове,
пример: Аавгуст, Рручей.

7.  С первых недель обучения детей в первом классе откажитесь от
«безотрывного» письма написания первых слов, это приводит к неумению ученика дифференцировать тонкие движения руки, в результате на
письме имеет место неправильная передача количества однородных элементов (у-и,
п-г, и-ш). Исправить это можно, не сокращая, или не убирая стадию поэлементного
написания букв.

8.  На хорошее развитие чтения вслух
влияет правильное дыхание. Для этого на физкультминутках, во время урока,
проводите дыхательную гимнастику, которая поможет ребенку правильно дышать во
время чтения.

9.  В структуру урока включайте
упражнения на внимание, память, а главное мышление, это
необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста и его
смысла.

10.                
На
уроках и в группе продленного дня больше упражнений давайте на развитие
лексико-грамматических представлений. Это развивает способность самостоятельно
усваивать детьми правила правописания.

11.                
На
уроках по русскому языку развивайте у детей слуховое восприятие, это поможет
ребенку избежать ошибок на грамматические правила, такие как безударные ш-с, в
звучании согласных н и нн, с и сс.

12.                
Для предупреждения
ошибок в структурном построении фразы или предложения, рекомендуется больше внимания
уделять развитию лексико-грамматической стороны речи, т.е. умению правильно
пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и
согласованием.

13.                
Уделяя
внимание на занятиях интонационной и смысловой стороне речи, учитель помогает
ребенку научиться правильно, обозначать на письме границу предложения, что
позволяет ученику правильно ставить точки в конце предложения и в написании
заглавной буквы в начале.

14.                
Во
избежание трудностей в пересказе, написании изложения, сочинении, учителю
необходимо работать на уроке над расширением словарного запаса, построением
распространенных предложений, пониманием связей в тексте.

15.                
При
чтении и письме обращайте внимание на полное понимание смысла предложения, это
оградит ученика о
т навыка отрывистого чтения
с паузами между словами.

16.                
Для
усвоения детьми навыка правильного чтения и письма, опирайтесь в своей работе
на помощь родителей и воспитателей групп продленного дня, закрепляя через них
навыки, усвоенные на уроке.

17.                
Очень
важно отмечать каждый, даже незначительный успех ребенка, это стимулирует е
го активность.

18.                
Мы
должны помнить, что формирование аппарата письменной речи происходит на
начальной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя 1 — 2 года от начала
обучения, письмо и чтение могу т рассматриваться как умственное действие, т.к.
их техническая сторона автоматизируется и на первый план выступает смысловая
сторона этих процессов.

19.                
Помните,
неуспевающие ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить
задания, особенно письменные в соответствии с нормами, принятыми в школе
.

Знайте, что ребенок это личность со своими проблемами,
возможностями и недостатками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить тип фигуры перевернутый треугольник
  • Как найти общий признак предметов
  • Как найти массу раствора зная массу растворителя
  • Как найти смещение луча в плоскопараллельной пластинке
  • Тутанхамон как его нашли