Как исправить лонжерон

Что такое лонжерон

Лонжерон — это силовой элемент конструкции автомобиля, который расположен по всей его длине: спереди и сзади кузова. Фактически он представляет собой трубу или продольный профиль. Само слово лонжерон (longeron) образовано от французского longer — «идти вдоль».

В свою очередь раму формируют два лонжерона, между которыми расположены поперечные элементы. Именно она нужна в качестве опоры для крепления кузова, элементов подвески и других важных деталей машин. Для их фиксации на лонжероны приваривают специальные кронштейны. Причем лонжероны применяют не только в автомобильном производстве, но и в авиастроении, кораблях и даже железнодорожном транспорте.

Сейчас лонжерон — это одна из самых прочных деталей в машине, которая рассчитана на очень большие нагрузки. Впрочем, на заре автомобилестроения этот силовой элемент делали из дерева, позже на смену пришли металлические конструкции. В 1920-х инженерами фирмы Auburn была разработана лонжеронная рама, оснащенная поперечиной в виде буквы Х. В те времена такая конструкция напоминала лестницу и несколько отличалась от современных аналогов. Со временем инженеры стали внедрять лонжеронную раму в пол кузова автомобиля. С тех времен эта деталь является неотъемлемой частью конструкции любого автомобиля, которая дает возможность перевозить тяжелые грузы и уменьшает вероятность травмирования пассажиров во время аварии.

Где находятся лонжероны в автомобиле

Лонжероны представляют собой силовые элементы, которые находятся по бокам днища автомобиля. Однако увидеть лонжероны просто так не получится — их не будет видно за колесами машины. Для этого понадобится поднять автомобиль на подъемнике. Следует помнить, что лонжероны устанавливают в разном положении, которое напрямую зависит от вида автомобиля.

  • Параллельно и горизонтально;
  • Горизонтально и под углом;
  • Изогнутые элементы, расположенные вертикально;
  • Изогнутые силовые балки, размещенные горизонтально.


Фото: Daimler AG

Все эти варианты можно встретить на абсолютно разных современных автомобилях — от легковушек до внедорожников и грузовиков. Поперечины между лонжеронами делают из стального профиля и могут их размещать в форме букв «Х», «К» или перпендикулярно деталям. В легковых автомобилях поперечины крепят сваркой, а в грузовых фиксируют на заклепках.

Для чего нужен лонжерон

Главная функция лонжерона — повышение прочности днища машины для того, чтобы выдержать нагрузку, которую оказывают двигателя, кузов, багаж и пассажиры. Однако это не единственное предназначение. Среди других важных функций:

  • Амортизация. Беря на себя колебания, деталь распределяет нагрузку по всем частям машины;
  • При ДТП лонжероны принимаю на себя удар, что приводит к уменьшению силы удара и повышает безопасность водителя и пассажиров;
  • Снижают общую массу кузова;
  • Улучшают управляемость автомобиля.

Неисправности лонжерона

Как и любая автомобильная деталь, со времен лонжероны также мог прийти в негодность. Это может произойти из-за банальной усталости металла, которая связана со значительными нагрузками на конструкцию. Сначала на детали появятся трещины, которые со временем вполне могут привести к полному разрушению лонжеронов. Нарушить их геометрию может и ДТП. Очень важно своевременно выявить неисправность лонжеронов. Поэтому даже после мелкой аварии следует показать машину на СТО.


Фото: steptwo.ru

Если этого не сделать, неисправность лонжерона может привезти к очень серьезным последствиям. Так, у машины значительно ухудшится рулевое управление и ее будет постоянно «вести». Одновременно в разы возрастет износ шин. Деформация лонжеронов в результате аварии приведет к нарушению геометрии кузова и, как следствие, изменит положение узлов в машине. Все это закончится повышенным износом агрегатов и их поломкой. Кроме этого, снаружи машины появляются щели и зазоры, отрегулировать которые невозможно. При этом у автомобиля будут плохо открываться двери и багажник. Еще один из признаков деформации лонжеронов — неправильный развал-схождение колес.

Ремонт лонжерона

Ремонт и замена лонжеронов тяжелый, а также дорогостоящий и долгий процесс. Все работы необходимо проводить в надежном сервисном центре с высококвалицированными мастерами. Для устранения деформации они используют специальные стенды (стапели) для вытягивания. Перед этим с автомобиля снимаются все основные детали. Особенно этот способ эффективен при небольших повреждениях лонжеронов.

Если от удара детали разрушилась, ремонтировать ее уже нет никакого смысла. В таком случае машине поможет лишь полная ли частичная замена лонжеронов с помощью газосварочных работ. Этот очень тяжелый и трудоемкий процесс, за который возьмутся не в каждом СТО.

В случае образования трещин на лонжероне их можно попробовать заварить при помощи специального аппарата. Впрочем, этот способ не будет работать, если деталь сделана из алюминия или титана.

Усиление лонжерона

Многие водители усиливают лонжероны, добавляя дополнительные ребра жесткости. По мнению экспертов, такие работы актуальны только в случае, если машина задействована в автоспорте или предназначается для езды в особо тяжелых условиях. При этом среди негативных последствий таких работ — потеря деталями амортизирующих свойств. Также к усилению лонжеронов некоторых водители прибегают после ДТП или образовании небольших трещин на детали.


Фото: lexaivanov35rus / drive2.ru

Привет друзья. Краткое описание процесса восстановления геометрии передней части кузова для начинающих жестянщиков.

Полный размер

Первоначально устанавливаем на стапель и оттягиваем морду в сторону удара, чтобы добраться до болтов крепления телевизора

Полный размер

Левый лонжерон поломан посередине

Полный размер

Правый сломан у основания.

Полный размер

Чтобы добраться до складок на левом лонжероне, делаем

Полный размер

Привариваем изнутри какую-нибудь пластину, в качестве усилителя…

Полный размер

и зашиваем на место люк.

Полный размер

Правый тупо оттягиваем на место, до правильного размера между лонжеронами и устанавливаем ПРАВИЛЬНО капот. По нему меряем диагонали и корректируем уже окончательно положение лонжеронов.

Полный размер

Остается набрать морду и звонить клиенту. Спасибо за просмотр.

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье рас­смот­рим как вытя­нуть лон­же­рон. Раз­бе­рём пра­ви­ла вытя­ги­ва­ния и каким инстру­мен­том про­из­во­дит­ся устра­не­ние дефор­ма­ции лонжерона.

Лон­же­ро­ны явля­ют­ся сило­вы­ми струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми кузо­ва авто­мо­би­ля (см. ста­тью “Кон­струк­ция несу­ще­го кузо­ва авто­мо­би­ля”). Они рас­по­ло­же­ны в перед­ней и зад­ней частях кузо­ва. Струк­тур­ные сило­вые кон­струк­ции долж­ны выправ­лять­ся в первую оче­редь при устра­не­нии дефор­ма­ции кузова.

Пер­во­на­чаль­ный осмотр повре­жде­ния про­из­во­дит­ся по внеш­ним пане­лям кузо­ва. По нерав­но­мер­но­сти зазо­ров и изме­нён­но­му поло­же­нию пане­лей кузо­ва мож­но опре­де­лить сме­ще­ние струк­тур­ных элементов.

Более подроб­ный осмотр может потре­бо­вать раз­бор повре­ждён­ной части автомобиля.

Содер­жа­ние статьи:

  • Менять или вытя­ги­вать повре­ждён­ный лонжерон?
  • Закреп­ле­ние кузо­ва авто­мо­би­ля перед вытя­ги­ва­ни­ем лонжерона
  • Изме­ре­ние рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми кузова
  • Вытя­ги­ва­ние лонжерона
  • Пере­тяж­ка лонжерона
  • Инстру­мент для ремон­та лон­же­ро­нов (Rail saver)

Менять или вытягивать повреждённый лонжерон?

Преж­де все­го, нуж­но при­нять реше­ние о ремон­те или замене лонжерона.

Реше­ние по замене лон­же­ро­на долж­но при­ни­мать­ся исхо­дя из сте­пе­ни его повре­жде­ния. При плав­ном, не рез­ком изги­бе лон­же­рон мож­но отре­мон­ти­ро­вать до состо­я­ния срав­ни­мо­го с целым.

3

На дан­ном авто­мо­би­ле пра­вый лон­же­рон (на левой фото­гра­фии) был вос­ста­нов­лен, а левый (на пра­вой фото­гра­фии) был заменён.

Ино­гда оба перед­них лон­же­ро­на, при боко­вом уда­ре, одно­вре­мен­но (так как соеди­не­ны меж­ду собой уси­ли­те­лем бам­пе­ра и ниж­ней бал­кой) сме­ща­ют­ся на при­лич­ное рас­сто­я­ние, но даже не име­ют повре­жде­ний. В этом слу­чае быва­ет доста­точ­но закре­пить авто­мо­биль и вытя­нуть оба лон­же­ро­на боко­вым воз­дей­стви­ем (гид­рав­ли­че­ской рас­тяж­кой или лебёдкой).

17

Левый лон­же­рон, не под­ле­жа­щий вос­ста­нов­ле­нию был заме­нён. Пра­вый лон­же­рон был выправлен.

При рез­ком изги­бе (с ост­рым углом), либо поте­ре основ­ной фор­мы, лон­же­рон слож­но будет отре­мон­ти­ро­вать до состо­я­ния, кото­рое было до аварии.

Заме­на может быть как пол­ной, так и частич­ной. При частич­ной замене меня­ет­ся толь­ко часть, не при­год­ная для вос­ста­нов­ле­ния. Более подроб­но о замене лон­же­ро­на може­те про­чи­тать в ста­тье “Заме­на перед­не­го лон­же­ро­на”. Лон­же­рон после ремон­та дол­жен иметь такую же жёст­кость, как и до ава­рии. Если проч­ность лон­же­ро­на будет сла­бее или лон­же­рон полу­чит­ся более жёст­ким, то это может отра­зить­ся на ава­рий­ной без­опас­но­сти авто­мо­би­ля. Подуш­ки без­опас­но­сти будут сра­ба­ты­вать чуть рань­ше или чуть поз­же, что недопустимо.

Закрепление кузова автомобиля перед вытягиванием лонжерона

Авто­мо­биль дол­жен быть непо­движ­ным при вытя­ги­ва­нии лон­же­ро­на. Кузов дол­жен быть закреп­лён и точ­ки креп­ле­ний долж­ны быть спо­соб­ны выдер­жать нагруз­ку при вытягивании.

Если в мастер­ской есть ста­пель (см. ста­тью “виды ста­пе­лей”), то кузов закреп­ля­ет­ся за отбор­тов­ку вни­зу поро­гов по обе сто­ро­ны. В неко­то­рых слу­ча­ях, что­бы выдер­жать нагруз­ку при вытя­ги­ва­нии, авто­мо­биль может допол­ни­тель­но закреп­лять­ся в местах креп­ле­ния эле­мен­тов под­вес­ки к кузо­ву, спо­соб­ных выдер­жать нагрузку.

2

Креп­ле­ние кузо­ва авто­мо­би­ля на ста­пе­ле за отбор­тов­ку поро­га перед вытягиванием.

Обыч­но маши­на закреп­ля­ет­ся в 4‑х точ­ках, бли­же к кра­ям поро­гов. Это уси­лен­ные места, спо­соб­ные выдер­жать нагруз­ку. Для это­го авто­мо­биль под­ни­ма­ет­ся и уста­нав­ли­ва­ет­ся на спе­ци­аль­ные зажи­мы, кото­рые потом затя­ги­ва­ют­ся. Таким обра­зом, спе­ци­аль­ные зажи­мы ста­пе­ля удер­жи­ва­ют авто­мо­биль на месте во вре­мя вытягивания.

1

При отсут­ствии ста­пе­ля нуж­но рас­счи­тать, куда может сме­щать­ся авто­мо­биль во вре­мя вытя­ги­ва­ю­ще­го уси­лия и сде­лать упо­ры с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны (в слу­чае боко­во­го вытя­ги­ва­ю­ще­го воз­дей­ствия). Упо­ры нуж­но делать в местах, кото­рые не будут дефор­ми­ро­вать­ся при вытя­ги­ва­нии. Обыч­но дела­ет­ся упор до места, где повре­ждён лон­же­рон (у его осно­ва­ния или бли­же), так­же нуж­но зафик­си­ро­вать зад­нюю часть авто­мо­би­ля, что­бы она не сме­ща­лась. Мож­но при­вя­зать одну из частей авто­мо­би­ля цепя­ми к непо­движ­ным креп­ле­ни­ям в мастер­ской. В слу­чае незна­чи­тель­но­го вытя­ги­ва­ю­ще­го уси­лия, направ­лен­но­го на устра­не­ние дефор­ма­ции дли­ны лон­же­ро­на, маши­ну мож­но при­вя­зать цепя­ми к пет­лям кузо­ва, пред­на­зна­чен­ным для транспортировки.

Измерение расстояний между контрольными точками кузова

Изме­ре­ние рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми необ­хо­ди­мо делать до, во вре­мя и после вытя­ги­ва­ния. Изме­ре­ния гео­мет­ри­че­ских пара­мет­ров кузо­ва помо­га­ет опре­де­лить направ­ле­ние вытя­ги­ва­ния. Изме­ре­ния во вре­мя вытя­ги­ва­ния помо­га­ет про­ве­рить пра­виль­ность вытя­ги­ва­ния. Изме­ре­ния после вытя­ги­ва­ния пока­зы­ва­ют пра­виль­ность конеч­но­го резуль­та­та. Изме­ре­ния могут быть сде­ла­ны рулет­кой или спе­ци­аль­ной линей­кой для про­вер­ки гео­мет­рии кузо­ва. Нуж­но сде­лать диа­го­наль­ные изме­ре­ния и изме­ре­ния дли­ны меж­ду точ­ка­ми. Более подроб­но об изме­ре­ни­ях може­те про­чи­тать в ста­тье “Про­вер­ка гео­мет­рии кузо­ва”. Жела­тель­но иметь дан­ные о рас­сто­я­ни­ях меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми, кото­рые мож­но най­ти в руко­вод­ствах по ремонту.

imension

При­мер схе­мы с рас­по­ло­же­ни­ем кон­троль­ных точек и рас­сто­я­ний меж­ду ними.

Кон­троль­ные точ­ки долж­ны быть воз­вра­ще­ны в пер­во­на­чаль­ное завод­ское поло­же­ние. Допус­ка­ет­ся погреш­ность несколь­ко миллиметров.

Вытягивание лонжерона

  • Вытя­ги­ва­ние лон­же­ро­на пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние гид­рав­ли­ки (см. ста­тью “гид­рав­ли­че­ская рас­тяж­ка в кузов­ном ремон­те”) или лебёд­ки, меха­ни­че­ских зажи­мов и цепей. Нуж­но иметь ста­пель, либо забе­то­ни­ро­ван­ные пет­ли в мастер­ской или дру­гие креп­ле­ния, спо­соб­ные выдер­жать нагруз­ку при вытягивании.
  • Нуж­но изу­чить повре­жде­ние и понять, в каком направ­ле­ние нуж­но вытя­ги­вать. Далее нуж­но закре­пить кузов, как было опи­са­но выше. Потом уста­но­вить вытя­ги­ва­ю­щие зажи­мы и цепи.
  • Для креп­ле­ния цепи к лон­же­ро­ну исполь­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные зажимы/захваты (подроб­нее см. в ста­тье “вытя­ги­ва­ние кузо­ва авто­мо­би­ля”). Место креп­ле­ния захва­та долж­но быть пред­ва­ри­тель­но очи­ще­но. При­ме­ня­ют­ся раз­лич­ные зажимы/захваты, кото­рые при­креп­ля­ют­ся к повре­ждён­но­му лон­же­ро­ну, к зажи­му при­со­еди­ня­ет­ся цепь, через кото­рую про­из­во­дит­ся вытя­ги­ва­ние. Раз­мер и фор­ма захва­та выби­ра­ет­ся в зави­си­мо­сти от места креп­ле­ния и уси­лия, кото­рое будет к нему прилагаться.
  • Необ­хо­ди­мо уста­но­вить вытяж­ной зажим пра­виль­но, по ходу век­то­ра вытяж­но­го уси­лия, что­бы он не сме­щал­ся при нагруз­ке и не повре­ждал лонжерон.

5

  • Для удоб­ства досту­па к повре­ждён­но­му месту может пона­до­бить­ся снять неко­то­рые эле­мен­ты кузова.
  • Не уда­ляй­те повре­ждён­ные эле­мен­ты до вытя­ги­ва­ния. Когда кон­троль­ные точ­ки вста­нут на место, то тогда уже мож­но менять при­ле­га­ю­щие повре­ждён­ные элементы.
  • Даже если лон­же­рон под­ле­жит замене, его луч­ше сна­ча­ла мак­си­маль­но вытянуть.
  • Повре­жде­ние выправ­ля­ет­ся в после­до­ва­тель­но­сти и направ­ле­нии, про­ти­во­по­лож­ным его воз­ник­но­ве­нию при уда­ре. Поэто­му нуж­но опре­де­лить направ­ле­ние уда­ра и в какой после­до­ва­тель­но­сти про­изо­шла деформация.
  • Под­хо­ди­те к про­цес­су вытя­ги­ва­ния как буд­то бы вы дела­ли это «голы­ми» рука­ми. Это помо­жет понять, сколь­ко после­до­ва­тель­ных дей­ствий и в каком направ­ле­нии нуж­но сде­лать для выправ­ле­ния лон­же­ро­на в пер­во­на­чаль­ное положение.
  • Еди­нич­ное вытя­ги­ва­ние про­из­во­дит­ся при незна­чи­тель­ном повре­жде­нии. При более серьёз­ном повре­жде­нии может пона­до­бить­ся несколь­ко поэтап­ных вытя­ги­ва­ний. Мно­же­ствен­ные вытя­ги­ва­ния необ­хо­ди­мы, когда повре­жде­ние про­изо­шло в несколь­ких направ­ле­ни­ях (дли­на, шири­на и высота).
  • Сна­ча­ла устра­ня­ет­ся повре­жде­ние дли­ны лон­же­ро­на, потом лон­же­рон сдви­га­ет­ся в нуж­ное гори­зон­таль­ное поло­же­ние, потом кор­рек­ти­ру­ет­ся его рас­по­ло­же­ние по высоте.
  • При вытя­ги­ва­нии лон­же­ро­на лебёд­кой и отсут­ствии спе­ци­аль­ных креп­ле­ний на раз­ной высо­те, высо­ту вытя­ги­ва­ю­ще­го воз­дей­ствия мож­но регу­ли­ро­вать, под­кла­ды­ва­ни­ем под цепь брус­ков или досок нуж­ной длины.
  • При под­ня­тии вверх или опус­ка­нии вниз части лон­же­ро­на, его часть до места сги­ба может пона­до­бить­ся зафиксировать.
  • У совре­мен­ных авто­мо­би­лей струк­тур­ные эле­мен­ты кузо­ва изго­тов­ле­ны из высо­ко­проч­ной ста­ли (high-strength steel), из-за это­го не сле­ду­ет ста­рать­ся вытя­ги­вать повре­жде­ние за один этап. Вме­сто это­го нуж­но делать вырав­ни­ва­ние лон­же­ро­на после­до­ва­тель­но в несколь­ко эта­пов. После­до­ва­тель­ность долж­на состо­ять из вытя­ги­ва­ния, потом удер­жи­ва­ние лон­же­ро­на под вытя­ги­ва­ю­щей нагруз­кой, потом при­бав­ле­ние уси­лия, опять удер­жи­ва­ние и так далее.
  • Гид­рав­ли­кой нуж­но воз­дей­ство­вать мед­лен­но и посте­пен­но. Смот­ри­те на резуль­тат. Если вырав­ни­ва­ние идёт непра­виль­но, то сме­ни­те угол или направ­ле­ние воз­дей­ствия и попро­буй­те снова.
  • При боко­вом воз­дей­ствии на сме­щён­ный лон­же­рон при помо­щи гид­рав­ли­че­ской рас­тяж­ки, под­кла­ды­вай­те меж­ду лон­же­ро­ном и рас­тяж­кой дере­вян­ный бру­сок или часть дос­ки из твёр­до­го дере­ва, что­бы точеч­ная нагруз­ка рас­се­и­ва­лась на боль­шую пло­щадь и лон­же­рон не дефор­ми­ро­вал­ся в месте при­ло­же­ния усилия.
  • Вытя­ги­вай­те посте­пен­но и пери­о­ди­че­ски изме­ряй­те поло­же­ние лон­же­ро­на отно­си­тель­но кон­троль­ных точек.
  • Изо­гну­тый перед­ний лон­же­рон часто тре­бу­ет одно­вре­мен­но­го вытя­ги­ва­ния впе­рёд и вбок. То есть, при вытя­ги­ва­нии впе­рёд, нуж­но помо­гать лон­же­ро­ну, надав­ли­вая на него сбо­ку, в месте изгиба.

8

Изо­гну­тый перед­ний лон­же­рон часто тре­бу­ет одно­вре­мен­но­го вытя­ги­ва­ния в дли­ну и боко­во­го воз­дей­ствия в месте изгиба.
  • При вытя­ги­ва­нии нуж­но про­сту­ки­вать выпук­ло­сти вокруг зоны изги­ба, что­бы убрать напря­же­ние в этих местах. Про­сту­ки­ва­ние нуж­но про­из­во­дить лёг­ким рих­то­воч­ным молот­ком, мно­же­ством лёг­ких уда­ров. Не про­сту­ки­вай­те склад­ку напря­мую, что толь­ко уси­лит дефор­ма­цию. Ино­гда мож­но про­сту­ки­вать через дере­вян­ный блок в труд­но­до­ступ­ных местах, а так­же, что­бы рас­пре­де­лить удар на боль­шую площадь.
  • Мож­но нагре­вать непо­дат­ли­вые зоны горел­кой. При исполь­зо­ва­нии нагре­ва, металл дол­жен осты­вать само­сто­я­тель­но, без при­ну­ди­тель­но­го охла­жде­ния. Лон­же­ро­ны на совре­мен­ных авто­мо­би­лях изго­тав­ли­ва­ют­ся из высо­ко­проч­ной ста­ли (HSS), кото­рая теря­ет­ся свою проч­ность после нагре­ва, поэто­му про­из­во­ди­те­ли не реко­мен­ду­ют исполь­зо­вать нагрев.
  • В неко­то­рых слу­ча­ях, что­бы убрать склад­ки на лон­же­роне, необ­хо­ди­мо выре­зать “окно” досту­па к его обрат­ной сто­роне, кото­рое потом нуж­но при­ва­рить обрат­но. Суще­ству­ет совре­мен­ный инстру­мент, кото­рый спо­со­бен выправ­лять неров­но­сти и склад­ки лон­же­ро­на изнут­ри, кото­рый поз­во­ля­ет избе­жать выре­за “окна” досту­па для про­сту­ки­ва­ния скла­док и нагре­ва лон­же­ро­на для более лёг­кой прав­ки. Этот инстру­мент мы рас­смот­рим в этой ста­тье ниже.

Перетяжка лонжерона

Так как струк­тур­ные эле­мен­ты име­ют опре­де­лён­ную эла­стич­ность, то после вытя­ги­ва­ния их до нуж­ных пара­мет­ров они име­ют свой­ство немно­го воз­вра­щать­ся, когда вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие ослабляется.

Пере­тяж­ка озна­ча­ет вытя­ги­ва­ние повре­жде­ния немно­го даль­ше ори­ги­наль­но­го рас­по­ло­же­ния кон­троль­ных точек. Таким обра­зом, пере­тяж­ка помо­га­ет ском­пен­си­ро­вать этот воз­врат. При ослаб­ле­нии вытя­ги­ва­ю­ще­го уси­лия, лон­же­рон воз­вра­ща­ет­ся в нуж­ное положение.

Пере­тяж­ка долж­на осу­ществ­лять­ся осто­рож­но, с посто­ян­ным кон­тро­лем раз­ме­ров. Луч­ше попро­бо­вать пере­тя­нуть на несколь­ко мил­ли­мет­ров, потом осла­бить уси­лие, изме­рить рас­сто­я­ния и, при необ­хо­ди­мо­сти, уве­ли­чить раз­мер перетяжки.

Инструмент для ремонта лонжеронов (Rail saver)

Тим Гер­хардс (Tim Gerhards), аме­ри­кан­ский спе­ци­а­лист по ремон­ту кузо­ва, рабо­та­ю­щий в этой обла­сти с 1986 года, при­ду­мал инстру­мент, помо­га­ю­щий устра­нять вмя­ти­ны и изги­бы на лон­же­ро­нах, воз­дей­ствуя на неров­но­сти изнут­ри. Это доста­точ­но новое изоб­ре­те­ние. Инстру­мент назы­ва­ет­ся Rail saver (бук­валь­но пере­во­дит­ся как спа­са­тель лон­же­ро­на). Он пред­став­ля­ет собой метал­ли­че­ский кор­пус, к одно­му кон­цу кото­ро­го при­кру­чи­ва­ет­ся гид­рав­ли­че­ский цилиндр, под­клю­чён­ный к насо­су. Внут­ри кор­пу­са нахо­дит­ся метал­ли­че­ская труба.

124

На один конец этой тру­бы воз­дей­ству­ет гид­рав­ли­че­ский цилиндр, а на дру­гом кон­це рас­по­ло­жен клин, кото­рый посте­пен­но под­ни­ма­ет часть кор­пу­са, где тоже рас­по­ло­жен клин. Полу­ча­ет­ся что-то вро­де длин­но­го дом­кра­та, кото­рый встав­ля­ет­ся внутрь лон­же­ро­на до того места, где нахо­дит­ся изгиб и про­из­во­дит­ся воз­дей­ствие на изгиб или вмя­ти­ну изнут­ри лон­же­ро­на. К месту в инстру­мен­те, кото­рое под­ни­ма­ет­ся, могут при­кру­чи­вать­ся нако­валь­ни раз­ных форм, кото­рые идут в ком­плек­те. Таким обра­зом, этот инстру­мент может воз­дей­ство­вать на вмя­ти­ны и склад­ки, обра­зо­вав­ши­е­ся при сме­ще­нии лон­же­ро­на, изнутри.

FB-1

Инстру­мент для выправ­ле­ния лон­же­ро­нов изнут­ри Rail saver поме­щён внутрь лон­же­ро­на. Стрел­кой пока­за­но место, где нахо­дит­ся склад­ка, кото­рую выпра­вит инструмент.

При необ­хо­ди­мо­сти, с внеш­ней сто­ро­ны неров­ность про­сту­ки­ва­ет­ся молот­ком, а инстру­мент для выправ­ле­ния лон­же­ро­нов дей­ству­ет как под­держ­ка. Так как для дей­ствия инстру­мен­та при­ме­ня­ет­ся гид­рав­ли­че­ский цилиндр с насо­сом, то реаль­но убрать дефор­ма­цию на метал­ле лон­же­ро­на любой тол­щи­ны без осо­бых уси­лий. Самое глав­ное пра­виль­но рас­по­ло­жить инстру­мент в нуж­ном месте. Для это­го нуж­но изме­рить место рас­по­ло­же­ния дефор­ма­ции и рас­по­ло­жить инстру­мент внут­ри лон­же­ро­на на нуж­ную дли­ну. На кор­пу­се инстру­мен­та име­ет­ся изме­ри­тель­ная шкала.

В зави­си­мо­сти от раз­ме­ров лон­же­ро­на, мож­но под­кла­ды­вать дере­вян­ные бло­ки в его полость, что­бы как мож­но луч­ше рас­по­ло­жить инструмент.

Инстру­мент Rail saver был про­те­сти­ро­ван и одоб­рен ком­па­ни­ей General Motors для ремон­та ава­рий­ных авто­мо­би­лей в офи­ци­аль­ных сер­вис­ных цен­трах. Пре­иму­ще­ство это­го инстру­мен­та в том, что при его исполь­зо­ва­нии отпа­да­ет необ­хо­ди­мость выре­зать сег­мен­ты в лон­же­роне для досту­па к обрат­ной сто­роне повре­жде­ния. Отпа­да­ет необ­хо­ди­мость нагре­ва метал­ла, тем более, что совре­мен­ная высо­ко­проч­ная сталь чув­стви­тель­на к нагре­ву и зна­чи­тель­но ослаб­ля­ет­ся и теря­ет свойства.

Кон­струк­ция инстру­мен­та Rail saver доста­точ­но про­стая и если её дос­ко­наль­но понять, то мож­но изго­то­вить такой инстру­мент самостоятельно.

Railsaver

Сле­ва в верх­ней части кор­пу­са инстру­мен­та виден клин, на кото­рый воз­дей­ству­ет дру­гой клин, под­ни­мая его. Тру­бу с кли­ном внут­ри кор­пу­са тол­ка­ет гид­рав­ли­че­ская рас­тяж­ка. Место с кли­ном, кото­рое под­ни­ма­ет­ся при воз­дей­ствии гид­рав­ли­ки, нуж­но уста­но­вить напро­тив склад­ки, внут­ри лон­же­ро­на. К этой части инстру­мен­та могут при­кру­чи­вать­ся спе­ци­аль­ные наковальни/поддержки.

Печа­тать статью

Как самостоятельно восстановить лонжероны

Комментарии: 028.08.2022

Лонжероны являются важными элементами шасси автомобиля, их восстановление продлит срок службы машины. Для проведения необходимых комплексных работ потребуются навыки слесарной работы и сварка.

машина, автосервис, СТО, подъемник, днище

Фото: «CAR.RU»

Перед началом работы следует снять плюсовую клемму с аккумулятора и изолировать её. Далее надо демонтировать колёса. Вслед за этим необходимо провести осмотр лонжерона и оценить его состояние. В ряде случаев наблюдается значительная изношенность названого элемента, особенно если автомобилю много лет. Иногда имеются сквозные дыры, выходящие в салон.

0cdf989e7271f234ceefce20ae3f6dc4_w650.jpg

Вначале следует вырезать износившиеся части, далее накладываются металлические латки и проводятся сварочные работы. Благодаря латкам лонжероны будут служить ещё несколько лет. В труднодоступных местах порой приходится оставлять старые части, не вырезая и не меняя их. Иногда, в зависимости от ситуации, делают закладную шайбу и сваркой присоединяют её к металлической площадке.

19832c91fc27f4254e987113184f507f_w650.jpg

Бывает необходимо подкладывать планку на сложном участке и обваривать её. То же относится к металлической вставке, которая относится к передней части лонжерона.

После проведения сварочных работ лонжерон практически готов, далее необходимо восстановить трубу.

При ремонте лонжерона в одном случае полосу металла прихватили сваркой и молотком вбили внутрь. Иногда делаются надпилы, а затем привариваются полоски внахлёст, причём они располагаются сверху.

c81ad1e48f04b9f424670a576ce06182_w650.jpg

После завершения сварочных и слесарных работ необходимо обработать всю восстанавливаемую площадку эпоксидным грунтом, а затем наложить слой шовного герметика.

Составы наносятся кистью. Части, выходящие в салон, зачищаются болгаркой, далее они покрываются герметиком во избежание появления щелей.

d8709294fb1521809cc2538fa0a5d898_w650.jpg

После подсыхания нанесенного состава на него наносят шумку для придания узлу заводского вида. Завершающим шагом является покрытие днища кузова автомобиля резино-битумной мастикой.

Работа по восстановлению лонжерона трудоёмкая, но результаты оправдывают себя. Каждый автолюбитель сможет справиться с подобной задачей, обеспечив долгий срок службы своей машины.

оцените материал

  • 👍

    0

  • 😄

    0

  • 😲

    0

  • 😡

    0

  • 😥

    0

как найти car.ru

Лонжерон

Построить автомобиль – это целая наука. И все всегда начинается с основы – кузова. Сегодня мы поговорим о такой его части, как лонжерон, для чего он нужен, как его ремонтируют и где он находится.

Что такое лонжерон

лонжерон

Лонжероном называют металлическую трубу прямоугольного сечения. Форма лонжеронов может быть различной, но независимо от исполнения они всегда играют одну и ту же руль – составляют основу кузову и придают ему определенную жесткость. 

По конструктивным особенностям лонжероны делятся на два вида:

  1. Монолитные – созданы из одного металлического листа путем штамповки.
  2. Составные – изготовлены из нескольких металлических листов, соединенных между собой при помощи сварки.

В одном автомобиле используется оба вида лонжеронов там, где это уместно. 

Где находятся лонжероны

лонжероны

Их можно найти в любой части автомобиля, начиная от подкапотного пространства, заканчивая стойками крыши. Как правило, снизу используются монолитные конструкции, а вот в верхней части все больше составных элементов. 

Чаще всего лонжероны являются парной конструкцией, расположенной по правой и левой стороне кузова. Они могут быть:

  • параллельные вдоль всего кузова;
  • S-образные;
  • вильчато-хребтовые;

Первый вид лонжеронов знаком практически всем – это рама. Используется, преимущественно, в грузовых автомобилях и внедорожниках. Рама позволяет выдерживать огромные нагрузки при перевозке грузов, а также при преодолении сложных рельефов местности. Отличительная особенность – рама всегда ниже кузова и является самой простейшей разновидностью лонжерона.

S-образные – самый массовый тип лонжеронов, который используется во всех легковых автомобилях с несущим кузовом. Представляет собой три составные части – передний, средний и задний лонжерон. Передний и задний расположены выше среднего, именно это и задает им S-образную форму.

Вильчато-хребтовые остались в прошлом и являются дальним предком рамной конструкции. Главная особенность вильчато-хребтовых в том, что их форма могла быть самой разной и даже не параллельной. За что они и получили такое название. Применялись, как в легковых, так и грузовых автомобиля. 

Для чего нужен лонжерон

Integrirovannaya rama3

Данная конструкция является основной частью кузова и несет на себе все основные нагрузки. В рамных автомобилях лонжерон – это рама – то, к чему крепится ходовая часть, двигатель, трансмиссия и кузов. В машинах с несущим кузовом лонжерон усиливает конструкцию и используется для крепления брызговиков, двигателя, коробки передач и т.п. 

Лонжерон является самой прочной частью кузова и способен выдержать колоссальные нагрузки, однако слишком высокая прочность может стать опасной для водителя и пассажиров. Дело в том, что при ДТП металл передаст всю кинетическую энергию находящимся в авто людям, а это высокие перегрузки, которые вызывают серьезные травмы основных органов человека. При этом вероятность летального исхода будет гораздо выше, если водитель будет пристегнут. 

К лонжерону, в целях улучшения пассивной безопасности автомобиля, предъявляются соответствующие требования: он должен иметь зоны деформации, которые будут амортизировать удар и смягчать передаваемую нагрузку на людей. 

Неисправности лонжерона

Lonzheron1

Несмотря на всю прочность, лонжероны тоже склоны к проблемам. Их можно поделить на три основных вида:

  • коррозия;
  • естественная усталость металла;
  • искусственная усталость металла;

Коррозия – процесс для металла неизбежный. Пока не один автомобильный производитель не смог решить ее полностью даже оцинкованием кузовов. Коррозию можно замедлить, но предотвратить нельзя. Рано или поздно она поражает металлическую конструкцию, образуя дыры и снижая прочность лонжеронов. Эксплуатировать такой автомобиль будет с каждым годом все опаснее.

Металл, как и человек, может «устать». Чтобы понять, как это происходит, достаточно взять медную проволоку и многократно сгибать ее в разные стороны. Рано или поздно она сломается. Также происходит и с лонжеронами. Огромные нагрузки в виде большого веса авто, ударов на ямах и просто возраст машины делают свое дело – лонжерон лопается. Но на деле, автомобили «умирают» технически, а кузов гниет быстрее, чем металл успевает устать.

deformaciya lonzherona

Искусственная усталость заключается в деформации лонжерона вследствие ДТП. Дело в том, что металл, согнутый в результате удара, получил колоссальную нагрузку, которая снизила его срок службы в разы. Силами кузовного ремонта его вытянули, выпрямили, но былую жесткость у металла уже отняли. Следующий удар в эту часть кузова будет фатальным, лонжерон порвется, и зона смятия распространится уже на пассажиров и водителя. 

Ремонт лонжерона

1456739361 16

Ремонт состоит из нескольких этапов и самый основной из них – это оценка урона, нанесенного в результате ДТП. Если большая часть лонжерона пострадала, ремонту он не подлежит. В данном случае выполняется его замена. Ошибки в оценка урона могут привести к следующим проблемам:

  • полной потери жесткости кузова;
  • нарушении геометрии кузова;

Если с первым пунктов все понятно, то со вторым следует немного разобраться. Геометрия подразумевает собой симметричность кузовных элементов. Сюда входят зазоры между панелями, пропорции и положение элементов подвески. Если вытянуть серьезно деформированный лонжерон, то настроить правильно развал-схождение на этой машине уже не получится. Управлять таким автомобилем будет некомфортно, так как его будет постоянно тянуть на какую-либо сторону, а износ резины окажется неравномерным.

Если мастер выбрал путь вытягивания лонжерона, то выполняется эта процедура на специальном стенде – каролинере. Он позволяет не только вытянуть лонжерон, но точно измерить его параметры. Ведь самое главное в таком процессе – сохранить симметрию парных частей. Если один лонжерон будет вытянут неправильно, он будет стоять криво, относительного своего парного товарища – а это явное нарушение геометрии. 

1456739346 15 1

Еще один способ ремонта лонжерона – это вырезание его сгнившей части, если она пострадала от коррозии и приварка нового листа металла. Процесс этот очень ответственный и ремонтировать такой лонжерон можно, только если поражена небольшая его часть. 

Если около 60-90% лонжерона было повреждено в результате ДТП, то он подлежит замене. Тут все просто – поврежденная часть вырезается, а на ее место наваривается недостающий элемент. Его заимствуют, как правило, у аналогичного автомобиля-донора. 

1456739407 17 1

Процесс наваривания нового элемента или вытягивания старого сопровождается обязательной примеркой панелей и проверкой зазоров. Почти каждый этап сопровождается сборкой на скорую руку капота, крыла или дверей и проверкой того, как они будут стоять на приваренной детали. Мастер, как правило, делает временное крепление детали и лишь после примерки начинает создание сварных швов. 

Естественно, затем деталь:

  1. Покрывается сварочным грунтом.
  2. Швы обрабатываются шовным герметиком, желательно кистевым.
  3. Окрашивается. 

Ремонтированный или замененный силовой элемент кузова должен быть обязательно усилен, чтобы сохранить его прочность и подготовить машину к следующей возможной аварии.

Усиление лонжеронов

Снимок экрана 2022 02 21 в 17.28.29

Данный процесс очень важен, особенно для ремонта старых автомобилей, пострадавших от коррозии, внедорожников и грузовиков. Усиление выполняется после грунтования и герметизации сварных швов при помощи толстолистового металла не менее 4 мм, который повторяет форму лонжерона по периметру ремонтируемого участка. В нем находятся специальные отверстия, которые позволяют приварить его по всей поверхности.

Итак, деталь накладывается на ремонтируемый участок, приваривается по всем необходимым точкам, швы зачищаются, а затем выполняются все антикорозионные меры – грунтовка и обработка герметиком. По периметру данной детали необходимо все замазать герметиком, чтобы влага не проникала под стыки и не образовывала очаг ржавчины. 

У усиления есть один серьезный недостаток – страдает пассивная безопасность кузова. Автомобиль становится, несомненно, прочнее, но теперь это действует во вред водителю и пассажирам. Поэтому не рекомендуется усиливать кузов на машинах, эксплуатируемых на трассе и в городе. Лучше всего это подходит внедорожникам и грузовикам.

Может быть интересно: Как устранить хруст ШРУСа без замены: простой способ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти общие решения однородной системы
  • Как найти осевое сечение через стороны треугольника
  • Как найти произведение трех чисел в питоне
  • Как составить акт раскроя ткани
  • Как найти уже полученный электронный пропуск