Как исправить нарушение мышления

Расстройства мышления

Расстройства мышления – это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.

Общие сведения

Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.

Расстройства мышления

Расстройства мышления

Причины

В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Биохимические изменения в мозге. Патологии кровообращения, интоксикации, дисметаболические болезни влияют на функционирование нервной системы. Нарушается поступление кислорода, гормонов и медиаторов, скорость и направленность нейропередачи.
  • Черепно-мозговые травмы. Мышление изменяется из-за структурных повреждений и функциональных сдвигов в головном мозге. Расстройства формируются в остром и отдаленном периоде ЧМТ.
  • Психозы. Психотические состояния органического, инфекционного и интоксикационного происхождения нередко сопровождаются бредом, бессвязностью мыслительных функций. Для шизофрении характерно резонерство, разноплановость.
  • Дегенеративные болезни ЦНС. Мышление нарушается при деменции, атрофии, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика. Часто определяется снижение уровня обобщения, сложности абстрагирования.
  • Эпилепсия. Выраженность и характер расстройства зависят от тяжести заболевания. У большинства больных эпилепсией мышление становится инертным, обстоятельным.
  • Воспаление ЦНС. Чаще всего местом локализации воспалительного процесса являются мозговые оболочки. Нарушается продукция и отток спинномозговой жидкости, повышается внутричерепное давление. При энцефалитах поражается непосредственно мозговое вещество.
  • Опухоли мозга. Новообразование увеличивается в размерах, раздражающе воздействует на нервные центры, провоцирует атрофию клеток и волокон, ишемию. Выраженность патологии мышления определяется локализацией опухоли головного мозга и стадией болезни.
  • Стрессы, неврозы. Сильное перенапряжение, эмоциональное потрясение, депрессия, тревога изменяют направленность и скорость мышления. Оно становится замедленным, сфокусированным на внутренних переживаниях.

Патогенез

Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.

Классификация

Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:

  • Нарушения динамического компонента. В норме образование ассоциаций происходит в равномерном и умеренном темпе. При патологиях динамика этого процесса изменяется. Различают ускорение и замедление мышления, ментизм – ускорение образования ассоциаций, происходящее приступообразно, шперрунг – внезапную полную остановку ассоциативного процесса.
  • Нарушения операционального компонента. Основными мыслительными операциями являются обобщение, абстрагирование, синтез и анализ. При мыслительных расстройствах выявляется снижение (невозможность использовать категории) и искажение уровней обобщения (выделение латентных, второстепенных связей, а не существенных).
  • Нарушения мотивационно-личностного компонента. К данной группе относятся расстройства, основанные на снижении саморегуляции, целеполагания, направленности, способности адекватно оценивать ситуацию, вести диалог. Включены нарушения критичности мышления, связанные с невозможностью правильного осмысления ситуации, разноплановость, резонерство, расстройства саморегуляции – расплывчатость и разорванность суждений, обстоятельность, бессвязность, паралогичность.

Симптомы расстройств мышления

Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении, уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.

Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».

При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.

Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.

По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.

Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред. У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.

Осложнения

При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.

Диагностика

При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром, психологическое тестирование, осмотр невролога. Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ, МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головного мозга. Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:

  • Классификация. Тест направлен на определение способности мыслить категориями, выявляет недостаточность обобщения. В зависимости от того, какие группы предметов образует пациент, определяется нулевой, конкретный, функциональный или категориальный уровень, наличие искажений.
  • Исключение. Используется словесный и предметный вариант методики. Результат позволяет обнаружить способность к обобщению, склонность к актуализации латентных и второстепенных признаков (искажение).
  • Создание аналогий. Применяется тест «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Оценивается способность выстраивать последовательность суждений, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Результаты могут указывать на тенденцию к резонерству, инертности.
  • Сравнение и исключение понятий. Для выполнения задания пациенту необходимо проанализировать признаки предметов и явлений, дифференцировать основные признаки от второстепенных, выделить категории. По результатам определяется сложность обобщения, обстоятельность, резонерство.
  • Интерпретация метафор и пословиц. Испытуемому предлагается пояснить переносный смысл фраз. Методика нацелена на диагностику способности к абстрагированию, склонности к паралогии, резонерским высказываниям.
  • Пиктограммы. Исследуются образы, нарисованные пациентом для запоминания слов. Отмечается их эмоциональная окрашенность, абстрактность и конкретность, детализация, схематичность, логичность и адекватность связи со стимулом.
  • Ассоциации. Используется проба на называние 50 слов, парные ассоциации. Результат указывает на темп мыслительной деятельности, обстоятельность, инертность, персеверации.

Лечение расстройств мышления

Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:

  • Фармакотерапия. Схема лечения составляется индивидуально, выбор препаратов определяется ведущим заболеванием. При психотической симптоматике, в том числе при бреде, психомоторном возбуждении назначаются нейролептики. При нарушениях мозгового кровообращения, последствиях травм и интоксикаций используются ноотропы, сосудистые препараты. Людям с эпилепсией показаны противосудорожные средства.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом ориентированы на восстановление утраченных функций мышления. Применяются когнитивные тренинги, упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей. Коррекционная работа осуществляется курсами, индивидуально или в группе.
  • Семейное консультирование. Проводится несколько бесед с близкими родственниками пациента. Психолог или врач рассказывает о механизмах происхождения заболевания, особенностях течения. Дает рекомендации по организации отдыха и труда больного, включению его в домашнюю работу, возвращению к профессиональной деятельности.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах, стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.

Дата публикации 22 июня 2022Обновлено 27 июня 2022

Определение болезни. Причины заболевания

Лёгкое когнитивное расстройство (Mild cognitive impairment) — это расстройство, при котором незначительно снижаются познавательные функции: память, внимание, концентрация, восприятие информации и логическое мышление.

Постепенное ухудшение мозговой деятельности

 

Лёгкое когнитивное расстройство (ЛКР) может быть самостоятельной патологией, а может стать началом деменции, в том числе болезни Альцгеймера (в 10–15 % случаев). Лёгкое когнитивное расстройство развивается у пациентов старше 65 лет, поэтому его также не стоит путать с умственной отсталостью, которую диагностируют ещё в раннем возрасте [8].

Нарушения умственных способностей в российской психиатрии традиционно рассматривались в рамках психоорганического синдрома. К его клиническим проявлениям относится широкий спектр психопатологических признаков, однако основными проявлениями являются интеллектуально-мнестические нарушения, в результате которых пациенту тяжело осознавать связь между окружающими явлениями, отделять главное от второстепенного и критично относиться к своему поведению. Первоначальное описание психоорганического синдрома, берёт своё начало в работах шведского психиатра Э. Блейлера. Выделяя в качестве ведущего нарушения интеллектуально-мнестическое снижение, он отмечал эмоциональную неустойчивость, неспособность абстрактно мыслить и адаптироваться к новым условиям.

Симптомы ЛКР трудно отследить, так как они укладываются в рамки закономерного возрастного снижения умственных способностей. Их выявляют только при тщательном нейропсихологическом обследовании, но сами пациенты жалуются на забывчивость, быструю утомляемость при умственной работе, трудности с речью и концентрацией внимания [2][5].

Несмотря на лёгкую симптоматику, ЛКР может предшествовать, сопровождать или возникать после инфекции либо органического заболевания, например диабетического поражения сосудов.

Степень распространения ЛКР среди пожилых людей составляет 1015 % [12]. Через год после появления первых симптомов этого расстройства у части людей диагностируют болезнь Альцгеймера. Наиболее часто ЛКР обнаруживают у людей с низким уровнем образования [8].

Изменения мозга при болезни Альцгеймера

 

Причины развития лёгкого когнитивного расстройства

Точные причины ЛКР неизвестны, но предположительно основное влияние оказывают дистрофические изменения в клетках головного мозга. Их могут вызвать разные болезни:

  • Нейродегенеративные болезни — снижение памяти и мыслительной деятельности находят ещё до проявления основных симптомов болезни. Расстройство возникает при старческой деменции типа Альцгеймера и с тельцами Леви, болезни Паркинсона, хорее Гентингтона и прогрессирующем супрануклеарном параличе (ПСП) в начальной стадии.
  • Сосудистые патологии головного мозга — ЛКР возникает как следствие недостаточного кровообращения в отделах головного мозга. Развивается у пациентов, которые перенесли инфаркт головного мозга, множественные инфарктные состояния, геморрагическую и комбинированную сосудистую черепно-мозговую травму или болеют хронической церебральной ишемией. В отличие от нейродегенеративных болезней, в этом случае признаки лёгких когнитивных нарушений появляются в течение заболевания или в период восстановления.
  • Дисметаболические энцефалопатии — метаболическая энцефалопатия возникает вследствие расстройства центральной нервной системы, нарушения обмена веществ и работы внутренних органов. ЛКР сопровождает гипоксию, болезни печени и почек, гипогликемию, гипотиреоз, интоксикацию, энцефалопатию, дефицит витаминов группы В и белков.
  • Демиелинизирующие болезни — ЛКР обнаруживают на ранних стадиях психоорганических заболеваний и прогрессирующего паралича. Её проявления характерны для рассеянного склероза и прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии. Нарастание симптомов и их интенсивность зависит от прогресса основной болезни, вызвавшей эти проявления.
  • Нейроинфекции — недостаточность когнитивной сферы определяют на начальных этапах прогрессирующих дистрофических болезней коры большого мозга, базальных ганглиев и спинного мозга, например трансмиссивной спонгиоформной энцефалопатии. ЛКР также развивается как последствие инфекции при острых и подострых менингоэнцефалитах.
  • Черепно-мозговые травмы — глубина, обширность и местонахождение повреждений влияет на проявление симптомов. В отличие от симптомов ЛКР, последствия постконтузионного синдрома менее выражены и быстрее проходят.
  • Опухоли мозга — симптоматика зависит от того, где находится новообразование. Как правило, ЛКР проявляется уже на начальной стадии развития опухоли головного мозга [8][10].

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы лёгкого когнитивного расстройства

Клинические проявления ЛКР похожи на общие симптомы церебрастении: пациенты с ЛКР жалуются на забывчивость, рассеянность, быструю утомляемость при выполнении привычных дел, истощение, ухудшение реакции, трудности с запоминанием нового материала и с поддержанием внимания. Однако при ЛКР всегда сохраняется критическое мышление: человек с ЛКР может правильно оценивать ситуацию, сопоставлять объективную реальность и субъективные представления о ней, у него также нет серьёзных проблем в общении с другими людьми [4].

При сосудистом лёгком когнитивном расстройстве пациенты становятся тревожными и раздражительными, у них случаются перепады настроения и они часто отвлекаются. Нарушения памяти появляются позже.

У пациентов с дегенеративными нарушениями центральной нервной системы, напротив, сначала возникают проблемы с памятью [5][6].

Больных с лёгким когнитивным расстройством могут беспокоить следующие симптомы:

  • головные боли;
  • ощущение тяжести в голове;
  • апатия, чувство усталости;
  • трудности с засыпанием;
  • прерывистый сон;
  • тошнота;
  • снижение аппетита;
  • головокружение;
  • неустойчивый шаг.

Интенсивность симптомов меняется в течение суток в зависимости от умственных, физических или эмоциональных нагрузок [2][5].

Патогенез лёгкого когнитивного расстройства

Механизмы развития и течения ЛКР крайне разнообразны. В 68 % случаев к ЛКР приводят цереброваскулярные нарушения, когда патологически изменённые сосуды не могут нормально кровоснабжать мозг [17].

Второе место по распространённости занимает ЛКР на фоне естественного старения, в ходе которого уменьшается объём мозга или развивается дегенеративное поражение мозговых тканей. По статистике ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), ослабление внимания, памяти и возрастные нарушения исполнительных функций, которые контролируют принятие решений и другие когнитивные процессы, выявляют у 15–25 % пожилых людей [15].

Возрастные изменения

При дизрегуляторных нарушениях человеку трудно:

  • планировать, проявлять инициативу, реализовывать и контролировать свои действия;
  • правильно и вовремя реагировать на изменения в окружающей обстановке (в том числе на изменения состояния своего здоровья).

Согласно результатам экспериментально-психологических и клинических исследований, возрастное снижение умственных способностей не всегда связано с психоневрологическими болезнями или патологиями головного мозга.

Естественные изменения происходят из-за снижения общего числа нейронов, синапсов, дендритов, рецепторов и потери клеток нейроглии (вспомогательной нервной ткани). После 50 лет их количество уменьшается на 0,1–0,2 % ежегодно. Данные, полученные методом функциональной нейровизуализации, показывают, что снижается объём мозга и его отделов, а также уровень кровоснабжения и обменных процессов.

В первую очередь снижается объём лобных и височных долей (на 0,5 % и 0,3 % в год). Старение организма также сопровождается уменьшением в мозге основных нейромедиаторов: дофамина, норадреналина и ацетилхолина [11].

Уменьшение объёма мозга с возрастом [18]

 

Перечисленные изменения больше всего влияют на психические реакции, скорость принятия решений и активность в целом, особенно страдает внимание. При этом кратковременная память на новую информацию, а также управляющие и исполнительные функции мозга относительно сохраняются.

Понятие старости обычно связывают с физической и умственной немощью, так называемым синдромом старческой или когнитивной астении. Считается, что это состояние наступает примерно после 65 лет и влечёт за собой изменения в костно-мышечной, иммунной, нервной и эндокринной системах. Основными проявлениями старческой астении являются:

  • медлительность;
  • общая слабость;
  • потеря мышечной массы;
  • ухудшение умственных способностей;
  • снижение зрения и слуха.

Однако эти проявления нарастают с разной скоростью.

Классификация и стадии развития лёгкого когнитивного расстройства

Категория «Лёгкое когнитивное расстройство (Mild cognitive impairment, MCI)» в рамках Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) представлена как самостоятельная клиническая форма.

По степени выраженности когнитивные нарушения бывают:

  • Лёгкими — практически не заметны при психометрическом тестировании, часто параметры не выходят за пределы среднестатистической возрастной нормы. Пациент не испытывает проблем при общении с людьми или выполнении повседневных действий. Однако он может заметить некоторые изменения, например его начинает беспокоить снижение памяти и интеллектуальных способностей.
  • Умеренными — не вызывают серьёзных проблем в повседневной жизни, но выходят за рамки возрастной нормы. Пациенты жалуются на снижение памяти, концентрации и способности к обучению, а также на быструю утомляемость при выполнении интеллектуальных задач. Эти отклонения являются следствием конкретной болезни, а не психического расстройства. Представляют собой моно- или полифункциональные когнитивные расстройства, которые выражаются в забывчивости, снижении привычных интеллектуальных способностей и концентрации внимания. Их замечают не только окружающие, но и сам пациент. По данным исследований, у 12–17 % пожилых есть признаки умеренных когнитивных нарушений. У пациентов с неврологическими болезнями такой синдром встречается чаще, до 44 % всех случаев [3].
  • Тяжёлыми — страдают память, речь и интеллект. Пациенту тяжело общаться с окружающими. В этом случае человек не может продолжать обычную повседневную жизнь без посторонней помощи. Изучением тяжёлых нарушений познавательных способностей учёные занимаются давно, они известны под терминами «слабоумие» и «деменция» [7].

Американский невролог Р. Петерсен предложил следующие клинические формы ЛКР:

  • амнестическую монофункциональную — преимущественное поражение памяти «гиппокампального типа»: возникают проблемы с узнаванием, становится трудно запомнить информацию при помощи дополнительных приёмов (например, записал что-то, но всё равно забыл);
  • амнестическую мультифункциональную — одновременное нарушение памяти и других когнитивных функций, с помощью которых человек познаёт мир;
  • неамнестическую монофункциональную — поражение одной когнитивной функции, например зрительно-пространственной или речевой;
  • неамнестическую мультифункциональную — множественное поражение когнитивных функций при относительно сохранной памяти.

Осложнения лёгкого когнитивного расстройства

Если не лечить прогрессирующее лёгкое когнитивное расстройство, начинает развиваться деменция. Пациенты не справляются с бытовыми проблемами и нуждаются в помощи. При этом им становится труднее взаимодействовать с людьми: круг общения сужается, больные не могут выполнять профессиональные обязанности и посещать общественные мероприятия.

Однако не все виды лёгкого когнитивного расстройства трансформируются в деменцию. По результатам обширного шестилетнего рандомизированного исследования, в котором участвовали 1 045 человек старше 75 лет с лёгким когнитивным расстройством, деменцию выявили только у 60–65 % пациентов [13][14].

Деменция не является осложнением ЛКР, так как это две разные болезни, но ЛКР может предшествовать развитию деменции. Своевременное лечение ЛКР также является методом профилактики деменции. Даже если лечение не избавит от проблемы полностью, оно поможет замедлить развитие болезни. Лечение ЛКР также улучшает общее состояние здоровья.

Диагностика лёгкого когнитивного расстройства

Несмотря на то, что когнитивные нарушения являются только частью комплекса, который приводит к проблемам с общением и личностным изменениям, врач обычно без труда диагностирует их с помощью психометрических измерений.

Ранняя диагностика — это один из важных критериев успешного лечения и предупреждения развития тяжёлых форм болезни.

Установить диагноз могут только специалисты с профильным медицинским образованием — психиатр и невролог. Клинический психолог не устанавливает диагноз, но может дать заключение по проведённому психологическому исследованию.

Чтобы поставить диагноз, врач проверяет, насколько эффективно пациент может запоминать, усваивать и давать оценку новой информации, а также воспроизводить её.

Для установления диагноза ЛКР применяют следующие методы:

  • Беседу — первый этап диагностики, на котором невролог и психиатр определяют характерную симптоматику и уточняют историю болезни. Как правило, снижение умственных способностей отмечают у себя люди, которые в силу своей работы должны делать логические выводы, мыслить абстрактно и запоминать большие объёмы информации. Пациенты жалуются на трудности с запоминанием, концентрацией над определённой задачей, рассеянность и быструю утомляемость [6]. Однако некоторые пожилые пациенты из-за тревожности преувеличивают выраженность своих нарушений. По статистике, доля таких пациентов составляет от 13 до 15 % от числа всех, кому был выставлен диагноз ЛКР [19].
  • Психологическое тестирование — проводит психолог, например просит продолжить последовательность геометрических фигур или символов. Подобные тесты позволяют выявить незначительные колебания в психической деятельности, снижение устойчивости внимания и памяти. При ЛКР не всегда находят проблемы с абстрактно-логическим мышлением, но если они есть, тестирование позволяет его выявить. Толкование результатов проводят с учётом профессии, уровня образования и возраста пациента [7].

Снимки МРТ: активность мозга в течение жизни [16]

 

Дифференциальная диагностика

При подозрении на ЛКР важно исключить другие болезни:

  • психоорганический синдром — возникает вследствие поражения ткани мозга, сопровождается триадой Вольтера — Бюэля: ухудшением памяти, снижением интеллекта и контроля над эмоциями;
  • деменцию;
  • умственную отсталость.

Неврологический осмотр — проводит невролог. Даже если у пациента нет чётких симптомов расстройства, врач часто обнаруживает проблемы с координацией, неодинаковые сухожильные или кожные рефлексы в левой и правой части тела, нарушение работы мышц, отвечающих за движение глазных яблок, проблемы с артикуляцией, извлечением звука и глотанием [3][5].

Лечение лёгкого когнитивного расстройства

Основные цели лечения — устранить или замедлить темп снижения памяти, сохранить умственную работоспособность и другие важные когнитивные функции. Главная задача — предотвратить развитие деменции.

Терапия направлена на устранение причин и симптомов болезни с помощью антиоксидантов, антидепрессантов, противовирусных препаратов, вазоактивных средств, которые улучшают кровоснабжение нервных тканей, и лекарств, которые воздействуют на нейротрансмиттеры, передающие нервные импульсы. Также может потребоваться химиотерапия, операция по удалению опухоли и лечение расстройств, связанных с неправильным обменом веществ [4][10].

Современный подход к лечению включает следующие методы:

  • Психокоррекцию — специальную систему упражнений, направленную на освоение новых способов запоминания, улучшения аналитического, логического и конструктивного мышления. Пациент может заниматься как самостоятельно, так и совместно с психологом, но врач контролирует результаты. Чтобы достичь положительного эффекта, нужно заниматься регулярно. Врач корректирует и подбирает индивидуальные упражнения, например предлагает заучивать стихи и новые слова, запоминать рисунки, читать и пересказывать тексты [4].
  • Медикаментозное лечение — наиболее эффективными в лечении когнитивных нарушений признаны ноотропы и метаболические средства. Врач подбирает схему лечения в соответствии с сопутствующими патологиями и особенностями течения болезни [9][10]. Однако у медикаментозной терапии ЛКР, особенно связанным с развитием деменции, нет чёткой доказательной базы. Обычно эффект приносит лечение, которое направлено на соматическую (телесную) болезнь, спровоцировавшую ЛКР.
  • Коррекцию питания и режима дня — имеет большое значение при лечении, особенно у пожилых пациентов. Важно не просто снизить потребление солёной и жирной пищи, но и добавить в рацион источники антиоксидантов, например овощи, фрукты, лесные и садовые ягоды.
  • Лечебную физкультуру — необходимая составляющая современной практической медицины. Упражнения ЛФК влияют на центральную нервную систему, меняя подвижность нервных процессов в коре головного мозга, корректируют функции основных систем организма (дыхание и кровообращение), улучшают обмен веществ, влияют на эмоциональное состояние человека, отвлекая от мысли о болезни и придавая чувство бодрости. Лечебный эффект движения отметил ещё в X веке персидский учёный Авиценна: «Движение может заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не заменит движения».

Пациентам также рекомендуют чаще общаться с людьми, встречаться с друзьями, посещать мероприятия для развития кругозора и новых навыков [3][9].

Прогноз. Профилактика

Комплексное лечение, направленное на причину ЛКР, обычно даёт благоприятный прогноз. Когда удаётся добиться регрессии основной болезни, проявления ЛКР также становятся менее выраженными, динамика развития и прогрессирование расстройства приостанавливается.

Если вовремя обратиться за медицинской помощью, можно свести к минимуму риск осложнений. Грамотная коррекция с помощью снижения психологических нагрузок, правильного режима дня и диеты на начальных этапах болезни сохранит привычный уклад жизни [1][4].

Профилактика лёгкого когнитивного расстройства

Так как частой причиной развития ЛКР являются сосудистые и атрофические болезни головного мозга, важно заниматься их грамотной профилактикой:

  • выполнять физические упражнения;
  • заниматься неспешным делом (хобби), например вязать или читать;
  • обучаться чему-то новому;
  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • активно общаться с другими людьми, чтобы проявлять себя в разных сферах жизни;
  • отказаться от вредных привычек (алкоголя и курения);
  • правильно питаться (снизить употребление жирной, копчёной и солёной пищи, добавить в рацион крупы, растительное масло, овощи и фрукты в свежем и приготовленном виде) [9][10].

Хорошее самочувствие и жизненное благополучие возможно лишь тогда, когда удовлетворены потребности во всех сферах жизни: физической, психологической и социальной. Поэтому при лечении ЛКР важно не только устранить симптомы болезни, но и улучшить качество жизни

Расстройство мышления - ЛетоМышление — это одна из форм высшей психической деятельности человека. С помощью различных органов чувств мы получаем определенную информацию об окружающей обстановке, но именно мыслительные процессы позволяют оценить и проанализировать ее, построить планы на ближайшее будущее, поставить определенные жизненные цели. Расстройства мышления — один из первых и ключевых симптомов множества психических заболеваний, именно из-за этого человек постепенно утрачивает работоспособность, а иногда — возможность выполнять даже простые повседневные навыки. Поэтому тактику лечения таких нарушений доктора центра психического здоровья «Лето» определяют с учетом их первопричины.

Этиология

Мышление — единый процесс, в котором участвую оба полушария. В левом находится речевой центр, оно обеспечивает логический анализ предметов и явлений на основании сигналов, полученных от органов чувств. Благодаря этому, у человека формируется определенное мнение о той или иной ситуации. Правое полушарие ответственно за возникновение эмоционально-чувственных образов. Их не всегда получается выразить вербально, иногда их описывают, как интуицию, подсознание и т.д.

Поэтому практически любые неврологические заболевания так или иначе влияют на процессы восприятия. К наиболее распространенным причинам расстройств мышления относят:

  • эпилепсию;
  • острые и хронические инфекции, протекающие с осложнениями на центральную нервную систему (энцефалит, менингит, сифилис, не диагностированную или декомпенсированную форму ВИЧ/СПИД), паразитарные инвазии;
  • новообразования в головном мозге: кисты, сосудистые аневризмы, доброкачественные или злокачественные опухоли;
  • перенесенные инсульты;
  • дисциркуляторную энцефалопатию;
  • поражение головного мозга из-за нарушений функции печени;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • дефицит витаминов группы В, фолиевой кислоты, тяжелые нарушения метаболизма.

Иногда синдром связан с генетическими дефектами выработки основных нейромедиаторов и формирования нейрональных связей. В таких случаях симптомы недуга проявляются или в раннем возрасте задержками речи, проблемами с формированием логических ассоциаций, или у взрослых в сочетании с грубыми нарушениями психики.

Расстройства мышления характерны для:Расстройство мышления характерны для шизофрении - Лето

  • шизофрении;
  • практически всех форм психопатий;
  • деменции;
  • болезни Альцгеймера;
  • аутизма;
  • олигофрении;
  • острых и хронических психозов.

Синдром может также сопутствовать депрессии и другим аффективным нарушениям, тревожному и фобическому неврозу. В таких случаях патология носит приобретенный характер. Подобные изменения возникают под влиянием стрессовых и психотравмирующих факторов.

Клинические особенности

В зарубежной психиатрии нет единой классификации расстройств мышления, так как они рассматриваются в структуре других заболеваний. Отечественные специалисты предпочитают работать с достаточно простой, но точно отражающей все особенности синдрома, классификацией. В соответствии с ней выделяют такие формы недуга:

  • динамическую: изменение темпа мышления;
  • структурную, связанную с нарушением логической последовательности мыслей, способностей к выполнению последовательных, запланированных действий;
  • патологии суждений, при которых пациент не может адекватно оценивать происходящее вокруг.

Динамические расстройства мышления

В эту группу относят:Заторможенность - Лето

  • Заторможенность. Сопровождается замедлением хода мыслей, и как следствие, речи. Больной предпочитает простые, односложные предложения, как будто постоянно подбирает слова. Снижается скорость реакции, ухудшается или полностью отсутствует способность к систематизации информации.
  • Ускорение мыслительных процессов. Темп мышления многократно усиливается, но вместе с тем человек не в состоянии ни на чем сосредоточиться, постоянно «перепрыгивает» с одного дела на другое, но ничего не доводит до логического завершения.
  • «Скачка» мыслей. В голове больного мысли сменяются настолько быстро, что напоминают калейдоскоп, он даже не успевает их озвучить, из-за чего его речи нередко называют «словесной окрошкой».

Такие формы синдрома характерны для маний, шизофрении, депрессии.

Структурные расстройства мышления

Включают такие синдромы:

  • Диссоциация. Характерно отсутствие логической связи между отдельными суждениями при сохранении сознания.
  • Инкогеренция. Человек полностью дезориентирован, не способен ни на чем сфокусироваться, речь бессмысленна, иногда представляет собой просто набор звуков. Обычно является симптомом серьезных органических поражений головного мозга.
  • Обстоятельность. Отмечают склонность к зацикленности на определенных деталях. На любой вопрос пациент отвечает подробно и обстоятельно, останавливаясь на совершенно ненужных и неинтересных подробностях. Речь многословна, изобилует афоризмами, метафорами, сравнениями.
  • Персеверация. Больной постоянно сосредоточен на одной и той же мысли, поэтому не способен формировать новые логические ассоциации. Этот патологический процесс отражается и в речи: пациент подолгу повторяет одно и то же слово или фразу.
  • Резонерство. Отсутствует фокусировка на каком-либо объекте. Обращают внимание на склонность к бесплодным и бессмысленным рассуждениям, философствованию.
  • Символизм. Типично стремление предавать любым предметам особое значение (как правило, негативное или устрашающее), что определяет и манеру поведения. Например, синий цвет ассоциируется с несчастьем, срезанный цветок — со смертью и т.д.
  • Аутизм. Характеризуется отсутствием связи мышления с окружающей действительностью. У пациента формируются только одному ему понятные образы и логические цепочки умозаключений.

Такие разновидности расстройств мышления характерны для тяжелых психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, шизоаффективного синдрома.

Патология суждений

Обычно развивается на фоне обострения патологий психоэмоциональной сферы или при психозе, вызванном употреблением алкоголя или наркотиков. Такой вариант недуга может проявляться:Навязчивые идеи - Лето

  • Навязчивыми идеями. Это неотступные мысли, которые появляются помимо воли больного. Человек понимает их абсурдность и неуместность, но не может от них отделаться. Подобный синдром не сопровождается нарушением интеллекта, но вызывают сильную тревогу и беспокойство, что не лучшим образом сказывается на продуктивности мышления и работоспособности.
  • Сверхценными идеями. Представляют собой сформировавшиеся на основе реальных событий суждения, но их значение для пациента явно не соответствует ситуации. Ярким примером людей со сверхценными идеями являются религиозные фанатики, которые оценивают и свои, и чужие поступки с точки зрения греховности и раскаяния.
  • Бредом. Это ложное, искаженное, обычно нелепое умозаключение, не имеющее ничего общего с реальностью. Фабула бреда различна: от идей ревности и преследования до любовных переживаний.

Лечение и диагностика расстройств мышления

Рентгеновское сканирование - ЛетоПеред назначением лечения доктора медицинского центра «Лето» исключает возможные функциональные патологии ЦНС с помощью рентгеновского или томографического сканирования, исследования церебральных сосудов, клинических и лабораторных анализов крови.

Если синдром вызван неврологическими причинами, для консультации приглашают узкопрофильного специалиста. При отсутствии органических поражений головного мозга проводят психосоциальное тестирование для определения конкретного вида психического заболевания и его тяжести.

Лечение напрямую зависит от поставленного диагноза. Так, при шизофрении и психопатиях назначают нейролептики и транквилизаторы, а психотерапия носит лишь вспомогательный характер и показана вне периода обострения. Психозы требуют госпитализации и интенсивного медикаментозного лечения. Неврозы и депрессии хорошо «отвечают» на когнитивно-поведенческую терапию.

Расстройства мышления являются строгим показанием для обращения к врачу, и чем раньше начато лечение, тем выше вероятность благоприятного прогноза и длительной ремиссии. Чтобы проконсультироваться с врачом, необходимо или записаться на прием, или оформить вызов специалиста на дом у наших операторов по телефону 8(969)060-93-93.

Когнитивное расстройство

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 12 января, 2022

Легкие нарушения когнитивной сферы – это ухудшение функций мозга, снижение умственных способностей, что не всегда видно со стороны, но остро ощущается человеком, такая проблема требует лечения.

Знакомо, когда начинаете быстро утомляться от привычного труда? Постоянно забываете детали событий и ситуации, хуже усваиваете новую информацию? Как правило, такое снижение интеллектуального потенциала временное, компенсируется приемом средств из категории ноотропов. Если ситуация затягивается или лекарства не оказывают результата, нужно обращаться в клинику для уточнения причины и лечения расстройства [1].

Содержание статьи:

  • 1 Виды когнитивных нарушений
  • 2 Причины
    • 2.1 Опасные факторы
    • 2.2 Условно патогенные факторы
  • 3 Симптомы и возможные осложнения
  • 4 Диагностика
  • 5 Лечение
  • 6 Профилактика
  • 7 Что касается детей
  • 8 Список использованной литературы

Виды когнитивных нарушений

Когда проявляется когнитивная недостаточность, для решения проблемы важно определить, что это за отклонения, какие симптомы еще заметны. Тогда результат лечения будет заметным и стойким.

Чтобы быть сильным, гибким, выносливым, мышцы человека нужно регулярно тренировать. Этот же принцип применим и к мозгу. Без регулярных тренировок, интеллектуальные способности человека постепенно угасают. Правда, здесь есть нюанс: перегрузка интеллектуальных ресурсов тоже к хорошему не приводит.

Тренировка когнитивных навыков

Негативно на ум может повлиять возраст или заболевания, внешние негативные факторы. И, вероятно, каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с ощущением, что его мыслительные процессы уже не те, что раньше.

Негативные факторы влияют по-своему, что означает, что виды когнитивных нарушений памяти будут разными по тяжести:

  1. Легкие отклонения. У человека случаются небольшие провалы в памяти, слабеет способность к концентрации внимания. Запомнить и проанализировать информацию становится сложнее, новые навыки осваиваются с трудом. Сложно ориентироваться в новом пространстве или ситуации, в процессе разговора периодически забываются слова. Отдых или переключение рода деятельности возвращают исходную работоспособность.
  1. Умеренные расстройства. Человек сам замечает, что его способности снизились, но оценивает такие изменения как малозначимые в силу снижения критичности мышления. Возникает периодическая забывчивость, сложнее дается изучение и осмысление новой информации. Как правило, исправить ситуацию помогает отдых и прием витаминных комплексов и поддерживающих препаратов.

Человек забывает слова

  1. Выраженные нарушения. Потеря памяти начинает мешать повседневной жизни. Стираются не только события, но и обыденная информация, например, домашний адрес или свой номер телефона. Постепенно утрачивается способность воспринимать текстовую информацию, резко снижается качество речи, уменьшается словарный запас.

Такие нарушения характерны для пожилого возраста, однако сталкиваются с ними и в юности, и в годы зрелости.

После обращения в клинику и прохождения специальных тестов, можно определить какой конкретно это тип когнитивных нарушений развития мозга [2]. Затем – подобрать соответствующие лечение, способное остановить деградацию и повысить интеллектуальные способности человека.

Причины

С клинической точки зрения, легкая форма расстройств является промежуточным этапом между нормой и серьезной патологией. Поэтому, прежде чем определить, как лечить это умеренно выраженное угнетение функций и способностей, нужно понять, что значит легкое когнитивное нарушение, а значит, найти его причины.

Проблемы с мышлением могут быть симптомом серьезного заболевания. Но также, их причиняют и внешние негативные факторы, влияющие на организм каждый день.

Опасные факторы

Распространенные причины легких когнитивных расстройств:

  1. Черепно-мозговые травмы. Даже легкий удар по голове способен привести к серьезным повреждениям коры. После получения травм такого типа, период полного восстановления длителен. Негативные последствия в виде рассеянности, забывчивости и головной боли могут наблюдаться спустя месяцы после инцидента.

Удар по голове причина когнитивных нарушений

  1. Сосудистые патологии головного мозга. Недостаточное поступление крови и питание нейронов отрицательно сказываются на их функции. Возникшие из-за этого поражения коры приводят к когнитивному дефициту, который в этом случае служит симптомом другой патологии.
  1. Начальные стадии нейродегенеративных заболеваний. При этом постепенное снижение когнитивных навыков предшествует проявлению серьезных симптомов деменции, болезни Альцгеймера или Паркинсона [3]. Выявив заболевание на ранней стадии, по снижению памяти, возможно задержать его прогрессирование.
  1. Нейроинфекции вирусные и бактериальные. Так как кора воспалена и угнетается вирусом, то результативность ее работы значительно снижается.
  1. Опухоли головного мозга. Отрицательно скажутся новообразования любого типа: и доброкачественные, и злокачественные. Растущий узел давит на кору, угнетая функции, за которые отвечает конкретный участок мозга.

Условно патогенные факторы

Кроме серьезного заболевания, вызвать легкие проблемы с памятью и вниманием могут и более обыденные вещи:

Причина когнитивного расстройства лень

  • Прекращение умственной работы на длительный период времени. Такое бывает после отпуска, больничного. У детей – после каникул.
  • Малоподвижный образ жизни, злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотиками. Каждый из этих аспектов негативно влияет на функцию клеток мозга, что в итоге приводит к ухудшению памяти.
  • Психоэмоциональные расстройства. В таком случае негативный эффект может длиться как короткое время, так и до тех пор, пока раздражающий фактор не устранить.

Чтобы точно определить, чем вызваны когнитивно-мнестические нарушения и снижение функций мозга, что это такое: расстройство или неправильный образ жизни – нужно обратиться к специалистам.

Симптомы и возможные осложнения

Легкие и умеренные расстройства когнитивных функций часто выражены в поведенческой сфере, что значит изменения в социальной стороне жизни человека. Окружающие, коллеги и семья, чувствуют, как меняется у него характер. Человек начинает употреблять не свойственные ему словоформы, регулярно забывает места и события. Больше времени тратит на выполнение своих обязанностей и не всегда выполняет их на прежнем уровне.

Часто сам больной не замечает или отказывается признавать проблему, но ее видят близкие. Подобные расстройства могут проявляться самостоятельно или сочетаются с другим признаками спровоцировавших их заболеваний.

  1. ухудшение концентрации внимания;
  1. повышена тревожность;
  1. выполнять интеллектуальный труд сложнее;
  1. регулярные слабость и головокружение;

Человек забывает события

  1. утрата воспоминаний о важных событиях прошлого;
  1. неспособность усвоить новый материал, проанализировать данные;
  1. рассеянность, мелкая забывчивость, страдает кратковременная память;
  1. сокращение словарного запаса, регулярно забываются слова, профессиональные термины;
  1. вспышки раздражительности и дурного настроения из-за неудач, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Чтобы понять, что такое для мозга легкое органическое когнитивное расстройство, что это за диагноз конкретно, нужно пройти диагностику [4]. В специализированной клинике, по симптоматике и результатам обследований, квалифицированный доктор выявит причину проблемы. Затем составит индивидуальный план коррекции нарушений.

Диагностика

Выявить, что плохое самочувствие пациента – это синдром когнитивных расстройств внимания, сможет только специализированный врач. Тот, который изучает особенности нейрофизиологии и функций мозга.

Обращение в клинику гарантирует, что диагностика будет быстрой и полной. Позволит определить не только тяжесть состояния, но и причину его возникновения.

Чтоб оценить, что происходит с человеком, в клинике используются такие диагностические подходы:

Опрос женщины с когнитивным расстройством

  • Беседа, сбор анамнеза и жалоб пациента. Врач захочет поговорить и с близкими человека, чтобы выявить спектр отклонений, которые сам больной может не замечать.
  • Специализированные нейрофункциональные тесты, которые дадут оценку уровню когнитивных функций человека.
  • Лабораторные анализы и аппаратные исследования проводятся при подозрении на органическое поражение головного мозга. Подтверждают или опровергают присутствие опухоли, нейродегенеративных процессов, сосудистых аномалий.

Определив точное состояние человека, узнав, что это легкое снижение когнитивных функций мозга, специалист сможет подобрать действенные методы лечения, позволяющие восстановиться и даже улучшить первоначальные показатели [5].

Лечение

Выявив, что плохое состояние пациента – это выраженный нейросенсорный когнитивный дефицит различного генеза, врач может назначить такое лечение:

  • Медикаментозная терапия. Используются лекарства, действующие на причину нарушений и корректирующие интеллектуальную деятельность.
  • Процедуры психокоррекции. Работа с консультантами, обучение и выполнение специальных упражнений.
  • Физиотерапевтические методики, направленные на восстановление функциональной активности нейронов. Неотъемлемая часть комплекса процедур NeuroHack.
  • Нормализация питания, режима дня, физической активности пациента.

Женщина тренирует когнитивные навыки

При обращении с легкими когнитивными расстройствами, прогноз чаще положительный. Врачам удается полностью восстановить пациента.

При обнаружении запущенной энцефалопатии или нейродегенеративных проблем, терапия может полностью не скомпенсировать поврежденные навыки. При выявлении опухолей и сосудистых нарушений, нужны консультации смежных врачей, оперативные вмешательства.

Профилактика

Если уровень личности когнитивно снижен – это чаще, неприятная, мешающая жить, особенность нервной деятельности человека. Чтобы избежать подобного в жизни или замедлить прогрессивное ухудшение состояния, важно регулярно проводить профилактику [6]:

  • тренируйте память и другие функции мозга, ежедневное давайте нагрузку на интеллект;
  • следите за здоровьем сосудов;
  • ведите подвижный образ жизни, включающий в себя адекватные физические нагрузки;
  • откажитесь от алкоголя и курения, негативно влияющих на состояние головного мозга;
  • нормализуйте питание, меньше сладкой и жирной пищи, замените ее на овощи, фрукты, крупы.

Что касается детей

Неврологические заболевания с когнитивными нарушениями детского возраста, как правило, являются следствием родовых травм или нарушений беременности. Формируются с первых лет жизни ребенка, но заметны только профессиональному доктору.

Диагностика когнитивного расстройства у ребенка

Ярко проявляются в первые годы учебы в школе, когда вырастает интеллектуальная нагрузка и появляется возможность сравнить успехи ребенка с достижениями сверстников.

Важно вовремя заметить проблему, посетить специалиста, способного определить нюансы состояния маленького пациента. И подобрать способы развить память у ребенка.

Список использованной литературы

  1. ^ Holden, Heather M et al. “Impact of Mild Cognitive Impairment on Quality of Life in Young and Typical Onset Parkinson’s Disease.” Movement disorders clinical practice 9,1 69-75. 16 Oct. 2021.
  2. ^ Nikolai, Tomas et al. “Reducing misclassification of mild cognitive impairment based on base rate information from the uniform data set.” Neuropsychology, development, and cognition. Section B, Aging, neuropsychology and cognition, 1-20. 10 Jan. 2022.
  3. ^ Kocagoncu, Ece et al. “Neurophysiological and Brain Structural Markers of Cognitive Frailty Differ from Alzheimer’s Disease.” The Journal of neuroscience: the official journal of the Society for Neuroscience, JN-RM-0697-21. 10 Jan. 2022.
  4. ^ Zhang, Jiahao et al. “Classification of Cognitive Impairment and Healthy Controls Based on Transcranial Magnetic Stimulation Evoked Potentials.” Frontiers in aging neuroscience 13 804384. 24 Dec. 2021.
  5. ^ Jongsiriyanyong et al. “Mild Cognitive Impairment in Clinical Practice: A Review Article.” American journal of Alzheimer’s disease and other dementias 33,8 (2018): 500-507.
  6. ^Vega, Jennifer N, and Paul A Newhouse. “Mild cognitive impairment: diagnosis, longitudinal course, and emerging treatments.” Current psychiatry reports 16,10 (2014): 490.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Что такое нарушение памяти и мышления. Характеристики и методики обследования при психологических расстройствах данного спектра. Организация помощи пациентам.

В Брейн Клиник проводится профессиональное обследование нервной системы ведущими специалистами Российских и Европейских исследовательских институтов головного мозга с участием кандидатов биологических и медицинских наук.

Нарушение памяти и мышления поддаётся лечению в большинстве случаев, но требует особенного, индивидуального подхода к проблеме при постоянном контроле врача-психотерапевта и невролога.

Нарушение памяти и мышленияПодобные нарушения часто квалифицируют как проявление агнозии. Агнозия — затрудненность узнавания предметов, звуков, восприятия.

Роль измененного личностного компонента в восприятии при патопсихологическом обследовании можно выявить разными путями:

а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;

б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.

Нарушение памяти

На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:

  • проблема строения мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;
  • вопрос о динамике мнестического процесса;
  • вопрос о мотивационном компоненте памяти.

Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).

Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.

Нарушение мнестической деятельности

Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.

В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.

Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.

Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.

Нарушение опосредованной памяти

Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.

Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.

Нарушение мышления

Нарушение мышления является одним из наиболее часто встречающихся симптомов при различных психических и неврологических заболеваниях. Патопсихологическим обследованием выявляются чрезвычайно многообразные клинические варианты расстройства мышления. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни.

Выделяют следующие три вида патологии мышления:

1) нарушение операционной стороны мышления,

2) нарушение динамики мышления,

3) нарушение личностного компонента мышления.

Нарушение оперативного мышления

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний.

Патопсихологическое обследование мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Нарушение процесса мышления, обозначенное как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом снижения уровня обобщения.

Нарушение личностного компонента мышления

В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.

Нарушение динамики мыслительной деятельности

Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. Об этом писал еще И. М. Сеченов, указывая, что мысль имеет определенное начало, течение и конец.

Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым.

Инертность мышления. Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.

Нарушение процесса саморегуляции

Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий.

Результаты применения методик патопсихологического обследования, направленных на выявление тех или иных характеристик целеобразования психических больных, показывают, что в условиях развертывания процессуальной регуляции мышления наблюдаются специфические особенности его функционирования. Эти особенности являются динамическими.

Во-первых, их проявление зависит от общей иерархии целей при решении задач.

Во-вторых, они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.

Значение обследований для заключения врача

Разрешая практические задачи в области психоневрологии, данные патопсихологических обследований могут оказаться полезными и при разрешении теоретических вопросов психиатрии. Данные патопсихологических обследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру. Агнозия, часто трудно распознаваемое психическое состояние.

Клиника лечения расстройств нервной системы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти реквизиты в сбербанк банкомат
  • Как найти связь с умершим
  • Как составить программу тренировок в домашних условиях для женщин для похудения
  • Телевизор самсунг не воспроизводит avi как исправить
  • Как найти готовую курсовую работу бесплатно