Как исправить неаккуратность

Рассеянность внимания

Рассеянность внимания

Что такое рассеянность и невнимательность

Рассеянность и невнимательность – это неспособность сконцентрироваться на каком-либо предмете или действии. Эти черты характера доставляют рассеянным и забывчивым людям, обладающим ими, немало проблем. Они страдают сами, поскольку забывают о важных обещаниях и встречах, страдают их близкие и друзья. Случается, что по этой причине их даже увольняют с работы.

Эти люди пытаются сосредоточиться, обещают себе быть внимательными, но у них ничего не получается. Они составляют перечень вещей, которые берут с собой в поездку, записывают дела, которые им нужно сделать, но в результате забывают, куда положили блокнот с записями…

И тогда они начинают задумываться: а может, это не черта характера, а психологическое отклонение? Или, может, один из симптомов какого-то заболевания? Возможно, ситуацию можно исправить, если пропить лекарства, витамины или откорректировать питание?

Впрочем, забывчивость, рассеянность и невнимательность столь распространены, что появился даже термин «синдром дефицита внимания». В какой-то мере забывчивы все люди, ведь, наверно, каждому из нас хоть раз в жизни приходилось забывать в магазине купленный и оплаченный товар. А невыключенный утюг или забытый и сгоревший чайник или кастрюля – это вообще классические примеры рассеянности.

Психологи выделяют три типа невнимательности

1. «Порхающее» внимание

Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге.

2. «Профессорская» рассеянность

При втором типе невнимательности наблюдается высокая концентрация внимания с трудностью переключения, которая свойственна, например, ученым, сосредоточенным на своих мыслях, – так называемая «профессорская» рассеянность. Многие великие люди были рассеянными, так как были сосредоточены на своем творчестве.

Например, Н. Жуковский, которого называют отцом русской авиации, однажды принимал гостей в собственной гостиной. Через несколько часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.

А английский математик и физик Исаак Ньютон однажды, решив сварить яйцо, положил вместо него в воду часы. Доходило и до таких курьезов: астроном Галилей не узнал в супружеской постели свою жену, поскольку забыл, что женился. А историк Моммзен, разыскивая свои очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и спросил, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, папа» — ответила девочка.

Такой же тип невнимательности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, слишком поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.

3. Слабая концентрация внимания

И третий тип невнимательности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она характерна для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. Обычно в этом случае говорят о старческой рассеянности. У здоровых же людей эти процессы снижаются при переутомлении.

Любопытно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, во время эксперимента наблюдали за группой людей и заметили, что у мужчин эти свойства «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.

Причины рассеянности

Чтобы избавиться от рассеянности, нужно знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.

Существует мнение, что рассеянность может возникать:

  • на подсознательном уровне – при нежелании делать то, на чем нужно сосредоточить внимание;
  • при переутомлении, головной боли, усталости и т. п.;
  • во время выполнения автоматических действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами. Например, женщина чистит картофель, и в это время ей звонит подруга, рассказывающая захватывающую историю. Неудивительно, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в мусорное ведро, а очистки – в кастрюлю. Или другая история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает предстоящий развод. Естественно, ошибки в ее работе неизбежны;
  • при попытке делать несколько дел одновременно. О рассеянном человеке в народе говорят, что он считает ворон. То есть его внимание отвлечено от основного занятия посторонними делами;
  • при органических поражениях головного мозга;
  • при некоторых психических заболеваниях (депрессиях, тревожных расстройствах).

Нередко люди, страдающие рассеянностью и забывчивостью, нарекают на свою память, но она тут совсем ни при чем.

Как просто избавиться от рассеянности

Рассеянность – не такое уж безобидное свойство характера, поэтому изучением ее причин занимаются психологи. Ведь невнимательность людей, которые обслуживают, к примеру, опасное оборудование, может стать причиной катастрофы или техногенной аварии.

Рассеянность лечится или корректируется в зависимости от причины ее возникновения. При депрессиях или тревожности психотерапевт подбирает антидепрессанты. Если она вызвана переутомлением, то проблему решит отдых, смена обстановки и пр.

5 шагов

Если же рассеянность становится хронической и прочно поселяется в нашей жизни, можно проанализировать свой образ жизни и предпринять следующие шаги:

  1. Определить приоритеты и сконцентрировать свое внимание на выполнении одной задачи или только на одном объекте. Большинство людей не умеют качественно делать два-три дела одновременно. Например, группе участников психологического эксперимента предложили понаблюдать за спортсменами на волейбольном матче и сосчитать количество мячей, заброшенных в корзину членами команды в синих футболках. Во время матча по полю прошел человек, переодетый в костюм гориллы, но его никто не заметил, поскольку все были заняты наблюдением за игроками и подсчетом заброшенных мячей. После повторного просмотра игры участники эксперимента были сильно удивлены, что не заметили такого явного факта;
  2. Во время работы убрать все предметы, рассеивающие внимание и создающие хаос. Лишние предметы на рабочем столе – книги, журналы, не относящиеся к делу, фотографии, уводящие в мысли об отдыхе, тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, лучше убрать подальше;
  3. Пользоваться визуальными подсказками. Конечно, можно вести ежедневник, куда записывать предстоящие дела. Дополнительно можно воспользоваться каким-то предметом, который напомнит с утра о важном деле. Например, с вечера положить на пол посреди комнаты обычный лист бумаги или книгу. Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память». Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;
  4. Делать паузы, чтобы собраться с мыслями и зафиксировать свое внимание на текущем моменте. Например, выходя из квартиры, думать не о том, успеваем ли мы на автобус, а сосредоточиться на мыслях о ее безопасности: проверить электроприборы, газ, воду и пр.;
  5. Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом. Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Содержание

  1. Как избавиться от неаккуратности
  2. Как преодолеть рассеянность и невнимательность
  3. Признаки проблем с концентрацией внимания
  4. Основные причины невнимательности и рассеянности
  5. 1. Переутомление
  6. Как бороться:
  7. 2. Нежелание действовать
  8. Как бороться:
  9. 3. Сбой «автопилота»
  10. Как бороться:
  11. 4. Избыточное количество задач
  12. Как бороться:
  13. 5. Дефицит внимания
  14. Как бороться:
  15. Что запомнить
  16. Синдром Диогена ( Патологическое накопительство , Синдром старческого убожества )
  17. МКБ-10
  18. Общие сведения
  19. Причины
  20. Патогенез
  21. Симптомы
  22. Осложнения
  23. Диагностика
  24. Лечение синдрома Диогена
  25. Прогноз и профилактика

Как избавиться от неаккуратности

Встречается у пациентов с депрессией, психозами, а также при хронически текущих психических заболеваниях (шизофрения, нарастающее слабоумие).

В современном мире среднестатистическая неряшливость обывателей прогрессирует. Конечно, до средневековья нам далеко, но всё больше и больше людей загруженных повседневными заботами, не следят за своим внешним видом и выглядят неопрятно и не ухоженно. Правда, это всего лишь личные проблемы этих людей, не страдающих ни какими психическими отклонениями. Но если вернуться к нашей тематике, то неряшливость или пренебрежение гигиеной является одним из многих симптомов разнообразных нервных расстройств. Она может наблюдаться при деменции, алкоголизме, наркомании, а так же при ещё довольно большом количестве психотических расстройств человека.

При слабоумии неряшливость возникает совершенно логично, так как при данном нарушении психики человек словно оказывается снова в детстве, а ведь доподлинно известно, что большая часть детей малого возраста не будут соблюдать гигиену, без постоянного надзора родителей, учителей и воспитателей. По сколько деменция возникает у людей старшего возраста из-за возрастных изменений и происходит это постепенно, то опекунство и надзор за больным осуществляется не сразу, а после перехода болезни в более тяжёлые стадии, при которых самостоятельное соблюдение гигиены и чистоплотности становиться затруднительной или даже невыполнимой задачей.

Во время алкоголизма и наркомании, личность неизбежно деградирует и постепенно скатывается на самое дно общества. Когда человек страдает этими заболеваниями ему становиться глубоко, наплевать на свой внешний вид и мнение окружающих. И переставая следить за своим вешним видом и гигиеной, индивид становится неопрятным неряшливым существом, которое ориентированно лишь на удовлетворение своей потребности в новой порции яда, приносящей кратковременное улучшение самочувствия.

Если вы заметили, что ваш друг, знакомый, родственник или коллега изо дня в день пренебрегает гигиеной и неопрятно выглядит, систематически не пытаясь предпринять никаких мер по возвращению себе нормального облика, то, скорее всего, здесь имеют место серьёзные проблемы в его психическом состоянии. Для избавления от неряшливости много не надо, но чтобы убрать данный неприглядный симптом, нужно обратиться к психиатру для устранения основного психического расстройства.

Источник

Как преодолеть рассеянность и невнимательность

Рассказываем, как справиться с забывчивостью, рассеянностью, перестать терять вещи и ошибаться по невнимательности.

Внимание — психическая функция, которая помогает нам замечать детали окружающего мира, концентрироваться на выполнении учебных и других задач, помнить о запланированных делах. Разумеется, все люди могут иногда что-нибудь забыть или перепутать. Проблема появляется, если человек постоянно рассеян и не собран, это мешает и в учёбе, и в быту.

Признаки проблем с концентрацией внимания

  • невозможность надолго сосредоточиться на одном деле;
  • забывчивость (вы забываете о встречах, договорённостях, домашних заданиях, не берёте в школу нужные учебники);
  • потеря вещей (кошельков, ключей, очков);
  • необязательные ошибки в учебных работах (зная материал, вы записываете неправильные цифры, пропускаете важные условия задач, путаете буквы в словах, неверно выполняете вычисления).

Как правило, у хронической рассеянности обязательно есть причина или несколько причин. Достаточно их найти и устранить, чтобы стать более внимательным и собранным.

Основные причины невнимательности и рассеянности

1. Переутомление

К ослаблению внимания часто приводят хронический недостаток сна или большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени. Наверняка вы и сами замечали: если за уроки сесть на свежую голову, помарок и ошибок в задачах возникает намного меньше, а в состоянии усталости и сонливости порой трудно вникнуть в условие задачи.

Как бороться:

  1. Спите не меньше 7–8 часов в сутки даже в самые напряжённые учебные дни. Сделайте спокойный здоровый сон своей привычкой: следите за режимом дня, ложитесь и вставайте примерно в одно и то же время; если не выспались ночью, найдите возможность поспать днём 1-2 часа.
  2. Регулярно проводите время на свежем воздухе. Благодаря прогулкам и спорту на свежем воздухе клетки мозга получают больше кислорода, в результате повышаются активность и работоспособность, улучшаются память и внимание.
  3. Делайте паузы в учебе. Чтобы избежать переутомления во время занятий, применяйте технику 45×15, описанную в книге Яны Франк «Муза и чудовище». Через 45 минут занятий на 15 минут переключайтесь на какую-либо другую деятельность, не связанную с концентрацией внимания: домашние дела, разговор по телефону, зарядку. Повторите цикл 45×15 несколько раз — до полного завершения запланированных на сегодня задач. Отдых и переключение помогают вновь сосредоточиться на умственной деятельности.

2. Нежелание действовать

На степень рассеянности и забывчивости сильно влияет уровень мотивации. Если мы подсознательно не хотим куда-то идти или что-то делать, мозг помогает нам избавиться от неприятной обязанности и как бы «вычеркивает» информацию о ней из памяти. Если вы часто забываете о встречах, договорённостях, обещаниях, записи домашнего задания или сроках выполнения реферата, возможно, проблема не в рассеянности как таковой, а в отсутствии желания.

Как бороться:

  1. Пересмотрите свои дела и задачи с точки зрения приоритетов. Составьте список дел и ситуаций, в которых вы особенно часто проявляете рассеянность, и ответьте на вопрос, почему вам так трудно удерживать внимание на этих задачах, насколько вам необходимо этим заниматься и почему. Не исключено, что по итогам анализа список уменьшится на несколько пунктов, зато про остальные пункты вы забывать перестанете.
  2. Переформулируйте свои планы так, чтобы их хотелось выполнять. Проще всего достигать тех целей, которые сулят нам вознаграждение, моральное или материальное. Чем конкретнее поставлена цель, тем более ясно вы можете представить положительный эффект от неё. Формулируйте свои задачи таким образом, чтобы вам захотелось добиться результата. Например, вместо цели «Хочу выучить иностранный язык» поставьте цель «Научиться общаться на иностранном языке со сверстниками в интернете», и сосредоточиться на ней станет проще.
  3. Убедитесь, что поставленная цель реальна и достижима. Если наш мозг считает, что достичь цели невозможно, он перестаёт выделять энергию на ее достижение и концентрироваться на ней. В результате мы либо постоянно забываем о цели, либо не можем сосредоточиться на выполнении нужных действий. Если цель слишком большая, разбейте её на промежуточные шаги и двигайтесь поэтапно. К примеру, ваша цель — сдать ЕГЭ на 90+ баллов. Запишите все темы, которые нужно для этого освоить, изучайте их последовательно, на каждом этапе проверяйте себя и только после этого двигайтесь дальше.

3. Сбой «автопилота»

Многие бытовые действия мы совершаем автоматически, не задумываясь: уходя, закрываем дверь квартиры, выключаем свет, плиту, собираем учебники в школу. Если в момент совершения автоматического действия нас что-то отвлекает, программа может дать сбой. По этой причине люди часто теряют вещи, забывают выключить утюг, взять с собой нужные документы.

Как бороться:

  1. Хотя бы раз в день делать медитацию осознанности. Техника выполнения медитации: сесть или лечь в удобную позу и сосредоточиться на своем теле, его положении и ощущениях внутри себя, на коже, в мышцах. Не отвлекаться на любые внешние раздражители, не думать ни о чём другом. Продолжительность медитации: 5–10 минут.
  2. Чаще менять алгоритм привычных действий. Ходите в школу другой дорогой, меняйте последовательность утренних ритуалов, по-другому складывайте вещи на столе и на полках. Когда вы меняете алгоритм поведения, мозг отключает «автопилот» и начинает выстраивать новые нейронные связи. Это развивает интеллект и улучшает концентрацию.

4. Избыточное количество задач

Когда нужно выполнять несколько дел одновременно или удерживать в памяти несколько задач, внимание рассеивается, а концентрация снижается. Неудивительно, что про одну или несколько задач можно забыть, а другие выполнить некачественно. Избыток задач негативно сказывается на эффективности работы или учёбы.

Как бороться:

  1. Выбрать одно дело и сосредоточиться на нём. При этом важно по максимуму устранить отвлекающие факторы — убрать лишние предметы с рабочего стола, закрыть ненужные игры и программы на компьютере, отключить звук или уведомления на телефоне, выключить музыку, телевизор, радио, попросить, чтобы вас не отвлекали и не беспокоили домашние.
  2. Разбираться с поступающими задачами сразу, не откладывая на потом. Если делать возникающие новые дела сразу, меньше риск, что из-за обилия задач вы о чем-то забудете. Этот способ лучше всего работает с мелкими учебными и бытовыми делами.
  3. Использовать методики эффективного планирования:
  • Составляйте списки задач (они помогут удерживать нужные дела в памяти).
  • Освойте систему канбан. Запишите дела и задачи на цветные карточки и распределите на специальной доске в графы «Нужно сделать», «Делается» и «Сделано». По мере выполнения задач передвигайте карточки в нужную графу. Таким образом, вы всегда можете следить за процессом и корректировать последовательность действий.
  • Применяйте визуальные подсказки. Кладите записки с напоминанием о важных делах в клавиатуру компьютера или вешайте на видном месте над столом, положите на стол какую-нибудь вещь — ручку, карандаш, книгу — которая сразу же напомнит вам о запланированной задаче.

5. Дефицит внимания

Синдром дефицита внимания встречается у людей любого возраста. При этом синдроме человеку сложно в течение длительного времени концентрироваться на одной и той же задаче.

Как бороться:

Справиться с проблемой помогут упражнения на улучшение концентрации. Делать их нужно регулярно — как минимум раз в день на протяжении 2–3 недель. Вот несколько примеров упражнений.

  • Взгляд на пальцы. Сядьте с прямой спиной на стул или кресло, расправьте плечи. Поднимите правую руку на уровень плеча и отведите её в сторону, поверните голову и сфокусируйте взгляд на пальцах правой руки. Удерживайте взгляд на пальцах в течение 1 минуты, после чего повторите упражнение с левой рукой.
  • Прямая линия. Ведите ручкой по бумаге прямую линию, удерживая внимание только на этом действии. Как только вы заметили, что внимание рассеялось, нарисуйте на линии маленькую зазубрину и продолжайте дальше. Чем меньше получилось зазубрин, тем выше уровень вашей концентрации. Старайтесь не отвлекаться и не уходить в свои мысли хотя бы 2–3 минуты.
  • Секундная стрелка. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и, не отрываясь, следите взглядом за её движением. Удерживайте внимание на стрелке в течение 5 минут, не отвлекаясь и не погружаясь в свои мысли.

Что запомнить

  1. Мы становимся рассеянными, забывчивыми и невнимательными по разным причинам. Правильно определив причину, можно быстро и эффективно вернуть себе концентрацию.
  2. Основные причины невнимательности: переутомление, нежелание выполнять намеченные задачи, сбой «автопилота», избыточное количество задач и дефицит внимания.
  3. Избегайте переутомления: высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе, делайте паузы во время учёбы. Используйте систему 45×15: 45 минут занятий — 15 минут любой другой деятельности.
  4. Разберитесь с мотивацией: расставьте приоритеты, переоцените ваши цели и приведите их в соответствие со своими желаниями, сформулируйте задачи таким образом, чтобы они звучали более привлекательно. Это поможет избавиться от постоянной забывчивости.
  5. Старайтесь не полагаться на «автопилот» в повседневных делах, тренируйте осознанность, замечайте детали окружающего мира, меняйте алгоритмы рутинных действий.
  6. Минимизируйте количество задач, выполняйте их последовательно одну за другой, старайтесь делать мелкие дела сразу, чтобы они не накапливались. Если задач всё равно осталось много, применяйте разные методики эффективного планирования — составляйте списки, визуализируйте задачи.
  7. Работайте над концентрацией внимания с помощью специальных упражнений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Синдром Диогена ( Патологическое накопительство , Синдром старческого убожества )

Синдром Диогена – это психопатологический симптомокомплекс, проявляющийся крайне пренебрежительным отношением к собственной внешности и здоровью, социальной изоляцией, апатией, склонностью к накоплению хлама, отсутствием стыда. Пациенты неряшливы, не соблюдают правила гигиены и распорядок дня, безразличны к оценке окружающих, не заб отятся о чистоте в своем доме, стремятся к обособленному существованию, негативно реагируют на попытки вмешательства в их жизнь. Выявление синдрома проводится в комплексе диагностики основного заболевания, включает клиническую беседу, психологическое тестирование, инструментальные исследования мозга. Лечение медикаментозное.

МКБ-10

Общие сведения

Диоген – древнегреческий философ, сторонник крайнего минимализма, живший в большом глиняном сосуде. Синдром Диогена был выделен в 1966 году и получил свое оригинальное название спустя 9 лет. До этого проявления патологического накопительства и неряшливости у пожилых людей относили к обсессивно-компульсивному расстройству. Синонимы синдрома Диогена – синдром старческого убожества, старческое расстройство, синдром Плюшкина, социальный распад. В Международной классификации болезней 10 пересмотра он не выделен отдельным заболеванием, традиционно рассматривается в рамках органических патологий мозга. Синдром наиболее распространен среди пожилых и старых людей, имевших социальное признание и профессиональный успех.

Причины

В основе синдрома лежит органическое заболевание мозга, однако его содержание определяется не только физиологическими изменениями, но и эмоционально-личностными особенностями, социальными навыками, сформировавшимися в течение жизни. Исследователи выделили ряд факторов, предрасполагающих к развитию синдрома старческого убожества:

  • Травматические поражения мозга. Расстройство развивается в отдаленном периоде ЧМТ. Кроме того, причиной может стать операция на головном мозге.
  • Интоксикации. Формирование старческого расстройства происходит при токсической энцефалопатии. Наиболее распространенный вариант – алкогольная нейроинтоксикация.
  • Нейроинфекции. Выявлены случаи синдрома, возникшего на основе вирусного поражения нервной системы. В группе риска находятся пациенты с энцефалитами.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС. В преклонном возрасте прогрессирующая утрата нейронов становится причиной когнитивного снижения и личностных изменений. Неряшливость, равнодушие к внешности, силлогомания чаще всего наблюдаются при болезни Пика.
  • Склонность к накопительству. У пациентов в преморбидном периоде имелись определенные личностные тенденции, в частности – страсть к коллекционированию и патологическое накопительство.

Патогенез

Экспериментальные исследования подтвердили наличие патофизиологической основы синдрома. У испытуемых с установленным диагнозом наблюдается аномальная активность двух областей коры головного мозга: островковой доли и передней части поясной извилины. Данные участки задействованы в процессе принятия решений, обработки ощущений, формирования отвращения к виду и запаху грязи. Они участвуют в анализе информации о нормах поведения, социальных эмоциональных реакциях. Нарушение функций островка и цингулярной коры проявляется равнодушием к нечистотам, несоблюдением правил поведения. Стремление собирать все подряд и нести в жилище происходит из древней глубинной потребности пополнения запасов. Центры, обеспечивающие такое рудиментарное поведение, находятся в подкорковых отделах. При патологических изменениях в корковых высших структурах нарушается процесс осознавания нужности, полезности вещей.

Симптомы

Основные признаки расстройства – стремление накапливать вещи, агрессивность и негативизм к окружающим, неряшливость, скупость, отсутствие брезгливости и стыда, отшельнический образ жизни, неспособность критически оценить свое состояние. На начальном этапе отмечаются изменения характера: больные становятся эмоционально неустойчивыми, раздражительными, вспыльчивыми. Постепенно степень адекватности поведения все больше снижается, нарастает замкнутость, настороженность, подозрительность.

Из-за коллекционирования старых непригодных вещей полностью захламляется жилище. Комнаты завалены поломанной ветхой мебелью и предметами быта, вышедшей из строя бытовой техникой, одеждой, книгами, газетами и журналами. Для жизни остается небольшая часть комнаты, пациенты спят на полу, организуя постель из попавшихся под руку тряпок. Попытки родственников и друзей привести помещение в порядок провоцируют агрессию, усиливают замкнутость и стремление к изоляции. Уговоры оказываются бесполезными. По мнению больных, все предметы полезны, пригодятся в будущем.

Хлам начинает источать неприятный запах. В доме или квартире заводятся тараканы, крысы, поселяются бездомные коты и собаки. Присутствие животных увеличивает риск заражения инфекциями. Больные полностью отгораживаются от контактов с людьми: не открывают двери посетителям, не отвечают на телефонные звонки. отказываются принимать помощь родственников, способных обустроить быт. Денежные накопления не реализуют и не инвестируют, но постоянно тревожатся о возможной краже, растрате средств. Сохранение и преумножение имущества становится главным занятием.

Не уделяется должное внимание питанию и гигиене. Гипертрофированная бережливость проявляется тем, что больные не покупают качественные продукты, а приобретают просроченную еду или питаются объедками, найденными в мусорных баках. Они не пользуются ванной комнатой: не принимают душ, не умываются, не чистят зубы, не причесываются, не стирают, не меняют белье. Санузел часто оказывается заваленным вещами. К симптомам синдрома Плюшкина относится отсутствие стыда. Пациенты выглядят асоциально: носят испачканную рваную одежду, имеют спутанные грязные волосы, не беспокоятся о неприятном запахе тела, нагнаивающихся ранах, вшах. Могут публично раздеваться, справлять нужду, что становится основанием для ареста полицией за нарушение общественного порядка.

Осложнения

Отсутствие ухода за больными и необходимого лечения при синдроме Диогена приводит к печальным последствиям. Основными причинами осложнений становятся социальная изоляция, пренебрежительное отношение к здоровью и внешности. Питание испорченными продуктами, наличие бездомных животных и их экскрементов, невыполнение гигиенических процедур способствует развитию инфекционных заболеваний (желудочно-кишечных, респираторных, кожных). Патологическая скупость пациентов проявляется экономией на лекарствах и посещениях врачей. Затяжные инфекции и обострения болезней внутренних органов в условиях изоляции заканчиваются летальным исходом.

Диагностика

Обследование пациентов проводится врачом-психиатром, клиническим психологом и неврологом. Задачей диагностического этапа является обнаружение характерных симптомов расстройства и их физиологического субстрата, дифференциация с другими психическими заболеваниями, которые проявляются схожим образом (асоциальным поведением, неряшливостью, накопительством). Основными методами исследования считаются:

  • Беседа. Поскольку пациенты некритичны к собственному заболеванию, обследование проходит в присутствии родственников. Основные жалобы – тяга к собиранию и хранению ненужных вещей, отказ от гигиены, крайняя социальная изолированность, отсутствие чувства стыда. По результатам беседы врач дифференцирует синдром с патологическим накопительством при навязчивом поведении, с шизофренией.
  • Наблюдение. Больные ведут себя настороженно, отказываются отвечать на вопросы, негативно настроены по отношению к врачам и другому медицинскому персоналу. Внешне неопрятны, не удерживают дистанцию при общении, проявляют нетактичность.
  • КТ головного мозга. Инструментальная диагностика позволяет обнаружить изменения специфических участков мозга, определить степень поражения. Компьютерная томография может быть заменена другими исследованиями, например, МРТ.
  • Психодиагностика когнитивной сферы. Исследование познавательных процессов необходимо для выявления деменций и шизофрении. При данных заболеваниях первичным является снижение интеллектуальных способностей или искажение восприятия и мышления, а не эмоционально-личностные отклонения, что характерно для синдрома Диогена.

Лечение синдрома Диогена

Требуется терапия заболевания, спровоцировавшего синдром. На начальных стадиях лечение может проводиться амбулаторно. При стойкой социальной изоляции, возникновении угрозы жизни пациента или окружающих необходима госпитализация в стационар даже при отсутствии добровольного согласия. Комплексная медико-психологическая помощь включает:

  • Фармакотерапию. Используются сосудистые и ноотропные препараты с успокаивающим действием. Лекарства этих групп способствуют восстановлению кровоснабжения и нервной передачи в мозге, смягчают симптомы расстройства. Индивидуально подбираются сочетания нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов. Их прием необходим для восстановления эмоциональной стабильности, купирования поведенческих нарушений (агрессивности).
  • Психологическое консультирование. Помощь психолога может потребоваться родственникам. Специалист рассказывает об особенностях поведения пациентов, ожидаемых результатах медикаментозного лечения, дает рекомендации относительно способов ухода и общения с больным. Основной задачей является убеждение в необходимости совместного проживания, поддержания порядка и личной гигиены.
  • Реабилитацию. Основой восстановления социальной активности является любовь и поддержка близких родственников. Пожилые люди должны чувствовать свою нужность, полезность для общества. Реабилитация начинается с вовлечения в ежедневные семейные дела, торжественные мероприятия. Следует постепенно расширять круг знакомств, позволять больному проявлять самостоятельность.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения синдрома Диогена зависит от характера течения основной болезни и своевременности медицинской помощи. При раннем обращении к психиатру прогноз наиболее благоприятен, улучшения состояния больного удается добиться минимальной медикаментозной коррекцией и усилением контроля со стороны родственников. Специфические профилактические меры не разработаны. Основная задача по предупреждению эмоционально-личностных органических расстройств в пожилом возрасте – вовлечение в семейные обсуждения и бытовые дела, периодическое наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием, обращение к врачу при первых признаках отклонения от нормы.

Источник

Как избавиться от рассеянности

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 16 ноября, 2021

Неспособность сосредоточиться, рассеянность, потеря внимания и забывчивость негативно сказываются на работе, личной и повседневной жизни. Человек постоянно чувствует неуверенность, беспокоится, а не забыл ли что-либо важное. Случается – и забывает.

Единичные такие случаи безопасны. Если приобретают систематический характер, то нужно искать причины, почему человек рассеянный и забывчивый: такое состояние не просто неприятно и мешает развиваться, добиваться целей во всех сферах жизни.

Содержание статьи:

  • 1 Типы нарушений концентрации внимания
  • 2 Причины развития рассеянности
  • 3 Диагностика
  • 4 Лечение
  • 5 Самостоятельное лечение и профилактика
  • 6 Список использованной литературы

Типы нарушений концентрации внимания

Потеря собранности – распространенный симптом. Он может возникать как признак переутомления или не совсем здорового образа жизни [1]. И также – как симптом неврологического заболевания.

Как только вы замечаете, что стали очень рассеянным или забывчивым, невнимательным, то перед тем, как решить, что делать и что попить, важно выяснить конкретную причину возникновения подобного состояния.

Рассеянная память – явление, возникающее не только у пожилых людей, но и в молодом, юном возрасте. Прогрессирующая на таком фоне невнимательность – часто патология, требующая уточнения и внимания.

Медики, проблемы с запоминанием и концентрацией, разделяют по признакам. Каждый из вариантов обладает своими признаками и последствиями.

Усталая рассеянная женщина ошиблась

Рассеянное состояние может быть нескольких типов.

  1. Истинное снижение внимания. Человек отвлекается от реального течения времени и дел, не может сконцентрироваться ни на чем. Периодически впадает в состояние, похожее на транс. Часто такое происходит после монотонной работы, обработки однообразной информации, длительного управления транспортным средством в спокойном трафике. Внешне, состояние похоже на дрему с открытыми глазами.
  1. Мнимая рассеянность. В таком случае человек не способен сконцентрироваться на задачах, так как параллельно занят обдумыванием глубинной проблемы или погружен в творческий процесс. К подобному состоянию склонны люди, занимающиеся тяжелым интеллектуальным трудом. Сконцентрировавшись на поиске решения задачи, они словно выпадают из реальности [2].
  1. Старческая деградация памяти. Теряется способность сконцентрироваться на определенном деле или переориентировать внимание на другую задачу. Рассеянность приобретает постоянство и выражается в усиливающейся забывчивости. Подобные симптомы говорят о дегенеративных процессах в коре головного мозга. Как правило, возникают у пожилых людей. Однако не исключено формирование заболевания и в молодом, даже юном, возрасте.

Студент рассеянно смотрит в окно

  1. Академическая, ученическая невнимательность. Встречается не только у школьников, со временем переходит в студенческую жизнь. Проявляется у детей, страдающих СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). У взрослых может стать признаком зарождающиеся психопатии.

Разобраться с тем, как не быть рассеянным, подобрать действенные меры терапии и профилактики можно. Для этого устанавливают тип отклонения, с которым пришлось столкнуться.

Причины развития рассеянности

Если у вас появилась внезапная рассеянность или возникли постоянные проблемы с памятью, это далеко не всегда признак чего-то опасного. Тем не менее, отвергать подобную возможность нельзя.

Ослабление внимательности – распространенный синдром. Может говорить как о незначительном отклонении в здоровье, так и о развитии тяжелого поражения коры головного мозга. Крайне важно как можно быстрее выяснить причину плохого самочувствия и начать лечение.

Причинами потери концентрации внимания и расстройства памяти, становятся такие заболевания и отклонения:

  1. синдром отмены некоторых медикаментов;
  2. период избавления от зависимости от курения или алкоголя (абстиненция);
  3. тревожные расстройства, требующие коррекции у специалиста;
  4. психопатология, шизофрения;
  5. хронический недостаток сна;

Юноша бросает пить, рассеян

  1. регулярные эпизоды переутомления, усталость;
  2. дегенеративные заболевания головного мозга (Паркинсон, Альцгеймер);
  3. травмы головы с вовлечением головного мозга [3];
  4. монотонная, рутинная работа;
  5. у женщин – период беременности или наступление климакса (гормональная перестройка бывает и у мужчин);
  6. интоксикация организма солями тяжелых металлов, ядами, продуктами обмена веществ, в частности – при грубой патологии печени;
  7. нежелание заниматься определенным видом деятельности;
  8. отвлекающие факторы в окружении;
  9. особенности развития нервной системы, СДВГ;
  10. увлеченность одной проблемой, не дающая сфокусироваться на внешних задачах.

Точно установить, что же вызвало рассеянность внимания в вашем случае, сможет врач по итогам специализированных тестов, исследований и анализов.

Диагностика

Как только вы понимаете, что начали возникать регулярные проблемы с памятью, нужно задуматься, как вылечить рассеянность и забывчивость. Это симптомы ухудшения когнитивных функций, которые выступают поводом посетить специализированную клинику и пройти полноценное обследование.

Мужчина с рассеянностью пришел в клинику

Из-за большого количества возможных вариантов заболеваний, имеющих этот симптом, пускать все на самотек и пытаться заниматься самолечением опасно.

Обратитесь за помощью в специализированную клинику.

Пациентам с подобной проблемой проводится тщательная диагностика. Диагностический алгоритм, в зависимости от сопутствующих признаков, включает в себя:

  • Беседа с пациентом. Признаки невнимательности определяются уже при первичном опросе. Врач ориентируется на то, насколько человек контактен, поддерживает нить разговора, как часто сбивается на беспокоящие его факторы. Часто в ходе разговора, пытаясь удержать внимание пациента, применяет специальные методики: постоянно называет имя пациента, меняет тон и громкость разговора, проявляет особую строгость в формулировках.
  • Наблюдение за поведением человека во время осмотра. О проблеме задумываются, когда пациент постоянно отвлекается. На посторонние шумы за дверью, теряет нить разговора, концентрируется на второстепенных вещах. Его привлекает вид из окна, а не вопросы врача. Или не может найти нужный кабинет без посторонней помощи. Видя такие признаки, доктор сможет сделать обоснованные выводы о тяжести состояния посетителя.
  • Специализированные тесты. Патопсихологические исследования позволяют оценить степень развития симптомов, их направленность. Проводя их, врач определяет, с каким конкретно типом внимания у пациента возникают проблемы, насколько сильна забывчивость.
  • Лабораторные и аппаратные исследования проводятся, когда возникает подозрение на развитие органического поражения мозга. В зависимости от предполагаемого диагноза, назначаются исследования уровня гормонов, МРТ головного мозга и УЗИ сосудов шейного отдела позвоночника. Информативна ЭЭГ – электроэнцефалография, запись ритмов мозга [4].

Аппарат для ЭЭГ

Получив результаты исследований, врач сможет определить, из-за чего вы стали более забывчивым. Также расскажет, как стать менее рассеянным в короткие сроки.

Лечение

Сталкиваясь с регулярной несобранностью, рассеянностью внимания, забывчивостью у взрослого, необходимо сразу разбираться, как с этим бороться и лечить, ведь причины банальной невнимательности и небольшого ухудшения памяти могут быть более чем серьезными.

От своевременности принятых мер может зависеть продолжительность жизни и ее качество, психическое и телесное здоровье. Вовремя обратившись в специализированную клинику, вы не только избавитесь от проблемы. Но и сможете улучшить интеллектуальное здоровье, повысить когнитивные способности. Комплексные методы терапии положительно влияют на все функции мозга.

В зависимости от причин рассеянного внимания у взрослых мужчин и женщин, врач определяется, что делать, и назначает лечение. Как правило, в курс включаются:

  • Медикаментозная терапия. Лекарства назначаются в случае органического поражения коры головного мозга или при психиатрической составляющей симптоматики. Препараты, помогающие избавиться от депрессии или нервозности, нередко прописывают одновременно с ноотропами. Такой комплекс улучшает питание тканей мозга, стимулирует повышение когнитивных функций.

БОС процедура лечения рассеянного склероза

  • Физиотерапевтические процедуры. Специализированная клиника подбирает процедуры, улучшающие работу мозга конкретного человека. Применяются токи, лазер, магнитное поле. Результат показывает биологическая обратная связь – БОС-тренинг. Сеансы тренируют самоорганизацию внимания, параллельно с изучением активности мозга в ход решения поставленных задач.
  • Организация распорядка дня и образа жизни. Порой, улучшить состояние возможно, сменив некоторые аспекты жизни. Ведение списка дел на день, исключение отвлекающих факторов на рабочем месте, внесение изменений в распорядок дня. Нередко, этого хватает, чтоб если не полностью избавиться от проблемы, то уменьшить ее проявления.
  • Психокоррекционные тренинги. Занятия со специалистами, самостоятельное выполнение упражнений улучшают концентрацию внимания. Человек приобретает навыки удерживать в поле зрения сразу несколько задач.

Единого рецепта, как побороть повышенную рассеянность на работе, невнимательность у взрослого человека не существует, лечение ухудшения памяти всегда индивидуально.

Определить действенный метод улучшить внимание и память, увеличить интеллектуальные способности, сможет только врач. Опытный доктор в специализированной клинике.

В отдельных случаях для поиска путей избавления от проблемы, проводятся консилиумы с привлечением медиков разных специальностей.

Врачи ищут причину рассеянности

Самостоятельное лечение и профилактика

Сильная рассеянность – это не только очень плохая память, но и постоянные бытовые и рабочие неудобства, поэтому забывчивость и невнимательность у любого взрослого человека, мужчины или женщины, требуют изучения и лечения. С обращением внимания на причины возникновения феномена.

Когда проблема вызвана не заболеванием, а психологическими или бытовыми факторами, возможно избавиться от нее самостоятельно.

Перечислим методы, которые помогут избежать развития забывчивости, выступая в качестве профилактики:

  • выровняйте режим сна и отдыха;
  • не забывайте о регулярных физических упражнениях, как способе переключить внимание;
  • избегайте тяжелых психологических нагрузок и переутомления;
  • следите за питанием и достаточным количеством витаминов и полезных веществ в рационе;
  • регулярно выполняйте упражнения для улучшения памяти и концентрации внимания;
  • практикуйте релаксационные техники в случае нервного или интеллектуального перенапряжения, например, медитируйте [5].

Тренировки для улучшения концентрации

Указанные методы помогут бороться с проявлениями плохой памяти без лекарств, но что конкретно делать, как лечить рассеянность и забывчивость, чтобы избавиться от появившихся симптомов, расскажет только врач после тщательной диагностики.

Подобную проблему нельзя пускать на самотек и оставлять без профессионального внимания.

Обязательно нужно уточнить причину состояния. И, если опасности для здоровья нет – развивать свои способности. Здесь поможет специализированный комплекс NeuroHack.

Список использованной литературы

  1. ^ Killeen, Peter R. “Absent without leave; a neuroenergetic theory of mind wandering.” Frontiers in psychology 4 373. 1 Jul. 2013.
  2. ^ Stiles, C W. “ABSENT-MINDEDNESS AS A FACTOR IN PROFESSIONAL ETHICS.” Science (New York, N.Y.) 71,1830 (1930): 100-1.
  3. ^ Jang, Sung Ho, and Jeong Pyo Seo. “Absent-mindedness and injury of the ascending reticular activating system in a patient with mild traumatic brain injury: A case report.” Medicine 96,51 (2017): e9289.
  4. ^ van Diepen, Rosanne M et al. “The Role of Alpha Activity in Spatial and Feature-Based Attention.” eNeuro 3,5 ENEURO.0204-16.2016. 5 Oct. 2016.
  5. ^ Burger, Kathleen G, and Joan Such Lockhart. “Meditation’s Effect on Attentional Efficiency, Stress, and Mindfulness Characteristics of Nursing Students.” The Journal of nursing education 56,7 (2017): 430-434. doi:10.3928/01484834-20170619-08.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Небрежность и неряшливость – может быть характерологической чертой личности, которая формируется в период воспитания человека и это качество может моделироваться во взрослых, даже несмотря на все старания родителей приучить ребенка к порядку.

Если один из родителей проявляет небрежность или неряшливость, а другой наоборот, опрятен, то вероятность приобретенной характерологической черты ребенком составит около 50% вероятности. Так как воспитание ребенка происходит не на основе нравоучений, на собственном примере. Ребенок будет подражать тому из родителей, кто для него является более авторитетным в семье.

Неряшливость — это болезнь?

Вы замечали, что неряхи всегда и везде опаздывают. Они забывают важные поручения, никогда не высыпаются, пропускают важные встречи.

Хаос царит не только в их квартирах и на рабочих столах. Хаос царит в их головах.

Неряшливость — бывает признаком депрессии, синдрома дефицита внимания и даже некоторых психоневрологических заболеваний.

Если неряшливость — признак заболевания, то нужно немедленно обращаться к врачам.

Если это признак неорганизованности — можно заняться самолечением.

Причины

1. Вас просто не приучили содержать дом в порядке. Это не психология, а вполне бытовой навык, который родители должны были прививать по науке своим детям.

Скорее всего в большинстве наших семей уборка проводилась по методу «аврала», то есть «Гости идут!», «Выброшу наконец этот хлам!» или «Тебе не стыдно грязью зарастать?!». Это деструктивная подача наведения порядка и лишь единицы знают о существовании техники порядка и чистоты. И еще меньшее число способны методично передать эту технику своим потомкам.

2. Эмоциональная незрелость. Это уже ближе к психологическим проблемам. Что нужно для полноценного физического развития знают многие. Это питание, спорт, солнце и прочие физические факторы. Что нужно, чтобы ребенок развивался эмоционально? Вопрос посложнее! А тем временем, с раннего детства ребенка нужно приучать к мысли, что он полноценный член общества, который способен позаботиться и о себе, и о других. На практике же, зачастую повседневные обязанности, такие как мытье посуды, например, применяется в целях наказания, что формирует негативное отношение к труду. Или напротив, ребенок ограждается от любых бытовых обязанностей в пользу учебы или еще хуже, развлечений: «Успеет еще наработаться». Это верный способ воспитать великовозрастного дитятю, который при любой возможности будет отлынивать от работы.

3. Внимание к своей персоне — первый полноценный признак психологической неполноценности! Или еще один детский способ манипуляции. «Не могу надеть носочки!», «Не могу разогреть обед!», «Я не найду руковички!» — «Ой-ты мой, хороший — давай я надену, разогрею, найду!». А во взрослом возрасте это переходит на большие масштабы: теряются деньги, не оплачиваются счета, прокисает суп на плите. В общем, как угодно нужно показать, что я беспомощный, а потому мне нужна «нянька», которая будет за меня убирать, находить, подавать.

4. Протест — это еще один «привет» из детства. Деструктивные способы приучения к порядку, в которых преобладали жесткость, непоследовательность или агрессия, могут вылиться в подростковый бунт. Нередко этот бунт перекочевывает во взрослую жизнь под лозунгом: «Я уже взрослый, живу как хочу». А «хочу» наперекор родителю, то есть в беспорядке. Таким образом, человек такого склада своим хаосом продолжает доказывать, что он вправе не подчиняться родителям. Разумеется, здесь также имеет место эмоциональная незрелость.

5. Семейный стереотип также может мешать человеку разобраться со своим жилищем. Если в беспорядке жили из поколения в поколения, сохраняя при этом благоприятный эмоциональный климат, человеку необходим такой же бардак, чтобы чувствовать себя как дома.

6. Недостаток собственности (игрушки, одежда, книги) в детстве способствует накопительству во взрослой жизни. Человек испытывает подсознательный страх вновь вернуться в состояние нехватки всего, поэтому не расстается с накопленным, хотя и ненужным.

7. Привязанность к прошлому также мешает человеку расстаться с завалами в доме. Каждая вещь в их жизни, словно добрый приятель, с которым больно расставаться. Боясь потерять связь с прошлым, такие люди часто испытывают страх перед будущим.

8. Неприязнь к жилью блокирует все попытки начать жизнь в чистоте. Нередко состояние съемной квартиры или жизнь у родителей супруга сильно удручает. Не мудрено, редко кому хочется вкладываться в чужую собственность или подстраиваться под стариковские обычаи.

9. Если вас не научили себя уважать — это еще один путь не только к хламу, но и неряшливости во внешнем виде. Главный аргумент, не уважающего себя человека: «Да мне и так пойдет!». Если вы хотя бы иногда используете это фразу, скорее всего вам стоит узнать немного больше о самоуважении, тогда и порядок придет в дом быстрее.

10. Эмоциональные переживания не дают человеку жить в чистоте и уюте. «Я разбрасываю вещи, словно под гипнозом» — признается 30-летняя Аня. «Совершенно не понимаю, как это выходит!». В состоянии эмоционального кризиса у человека происходит смещение приоритетов. Отрицательные мысли и чувства должны иметь свое место — как любой предмет в доме — воспользовался, а потом убрал с глаз долой. Если убрать забыл или не захотел, то как отрицательные переживания, так и беспорядок в доме начинает заполнять нашу жизнь. Таким образом, когда мы перестаем «наводить порядок в голове» — мы перестаем наводить порядок в доме.

11. Депрессия — это уже заболевание, характеризующееся снижением умственной и физической активности. При депрессии человек теряет мотивацию, которая приводит к захламлению дома, а захламление дома, в свою очередь еще больше ввергает в депрессию.

12. Психические проблемы частый спутник неухоженного дома. Например, так называемый «синдром Плюшкина» считается неизлечимым. Человек тащит, преимущественно, с помойки всякий хлам, вплоть до полного заполнения своего жилья. Это самый крайний и пожалуй безнадежный случай.

Как исправить?

1. Систематизация. Если ты не знаешь, куда деваться от количества вещей, срочно придумай систему их хранения. Научись раскладывать вещи в определенном порядке по полочкам, коробкам, шкатулкам и т.п. Принцип простой: подобное с подобным. Ручки с ручками, носки с носками.

2. Не надо разгребать завалы. Если все запущено, то на такую работу можно потратить все выходные. Начинай с малого. Сегодня ты раскладываешь одежду, завтра пересматриваешь бумаги, послезавтра расставляешь книги и т.д. Напиши себе план и действую строго по расписанию. Главное — дальше следовать определенным принципам и складывать вещи правильно.

3. Удобная расстановка мебели. Возможно, ты складываешь в кучу одежду, потому что шкаф стоит неудобно.

Или до тумбочки невозможно добраться. Расставь мебель так, чтобы тебе всегда удобно было ею пользоваться.

4. Избавься от ненужного. Старую одежду, книги и журналы раздай нуждающимся.

Старые открыточки, сувенирчики и мягкие игрушки без сожаления вынеси вон.

Обязательно выброси косметику с истекшим сроком использования.

Женщинам: если муж неряха

Если даму можно хоть как-то устыдить, типа: «Ты же женщина!», то до мужчины достучаться гораздо сложнее. Начнем с того, что большинство мужчин считает, что женщина ОБЯЗАНА убирать за ними грязные носки, закрывать пасту, мыть тарелки, выносить бутылки из-под пива. С таким бороться очень сложно. Если такому поведения его приучали с детства, он проживет с такой уверенности всю жизнь. Можно, конечно, положить ночью ему на подушку брошенные прямо рядом с вашим халатом вонючие носки… Но боюсь, ни к чему хорошему это не приведет. Такой мужчина уверен, что он — царь и Бог, а женщина должна ему прислуживать, еще и благодарить за это.

Итак:

1. Во-первых, конечно, поговорить с самого начала совместной жизни. Понятно, на все время невозможно четко распределить обязанности типа: ты гуляешь с собаками, а я мою посуду. Что ж делать, если у него аврал на работе, и он придет только заполночь? Ждать, пока животинки дома не обделаются?

Поговорить — имеется ввиду не покричать, не начинать вставать в позу и ставить условия. Просто дать понять, что одной (одному — если неряшлива женщина) попросту не справиться. А в грязи вы жить не намерены.

Не помогает? Переходим к боевым действиям.

2. Оставил на столе грязную кружку из-под компота — налей туда же для милого чая, или кефира, смотря что попросит. То же самое и с тарелками.

3. Раскидал вещи по всей комнате — аккуратной кучкой сложите посередине комнаты. Пусть утром полюбуется!

4. Перед стиркой не можете найти парные носки — купите разноцветные, к примеру, бежевые и серые пары. Снова «не сходится»? Так выдайте ему разные, один такого цвета, другой такого. «Извини, милый, не в курсе, на какой люстре и за каким шкафом их пары!»

Для зимы можно купить красные и зеленые. Перед походом в гости дать пару красный+зеленый.

5. Не удосужился даже попросить вечером отгладить на утро рубашку — флаг в руки, шагай в мятой. Я из-за твоей безалаберности не собираюсь опаздывать на работу.

6. На кухонном столе пристроился гаечный ключ — положите свои стринги на приборную панель в машину.

Серьезное примечание: не воспринимайте все советы буквально, они подходят далеко не всем. Такими методами можно исправить неряху, которая искренне стремится к исправлению, просто в силу воспитания не замечает за собой своих «косяков».

И главное нужно помнить, что любой беспорядок в быту ведет к беспорядку в голове. Кроме того, поиски нужных вещей среди завалов отнимают очень много времени.

Поэтому быть неряхой в наше время — непозволительная роскошь!

26.01.2023

Постоянная грязь в тетради, исправление ошибок, зачёркивание букв и целых слов – типичная ситуация при выполнении письменных работ у современных детей. Почему у школьников крайне небрежный и неаккуратный почерк, почему они допускают очень много помарок в тетради? Давайте разбираться.

Причины неаккуратного почерка

Ребёнок пишет так, как себя чувствует! Многие современные дети страдают от эмоционального неблагополучия, что отчётливо проявляется в почерке.

Тесная связь между почерком и эмоциональным состоянием человека, который выполняет письменную деятельность, обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом. А значит, они несут на себе отпечаток всех психических процессов, которые в нём протекают.

Почему в тетрадях школьников грязь и исправления?

Внешне ребёнок может казаться вполне спокойным и никак не проявлять своё психоэмоциональное неблагополучие. Однако качество почерка, наличие исправлений и грязи в тетради говорят сами за себя. Потому что это верный признак внутренней тревоги, нервозности, наличия каких-то других психоэмоциональных проблем.

Как понять по почерку, что у ребёнка есть проблемы в эмоциональном состоянии? 

Обратите внимание на следующие моменты:

  • прыгающие буквы и строчки, которые часто выходят за пределы строки;
  • буквы разного размера;
  • частый обвод букв;
  • исправления, резкие и частые перечёркивания написанного;
  • неразборчивый почерк, который просто невозможно прочитать;
  • грязь и помарки в тетради.

Как показывает опыт консультирования Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе и анализ школьных трудностей у детей, основная причина неустойчивого психоэмоционального состояния – это детско-родительские отношения.

Да! Чаще всего родители сами провоцируют эмоциональное неблагополучие своих детей. Почему так происходит и что делать – ответы в отдельном материале.

Но у детей постоянная грязь в тетрадях не только из-за проблем психоэмоционального характера. Есть ещё ряд других существенных факторов, которые снижают качество почерка.

Моторная неловкость

Под этим термином понимается неточность выполнения целенаправленных движений. Другими словами, ребёнок не может взять под контроль своё тело и управлять своими движениями.

На письме моторная неловкость проявляется как диспраксия письма – это нарушение сферы произвольных движений, несмотря на отсутствие каких-либо патологий мышечного тонуса, параличей и других отклонений. Ребёнок из-за моторной неловкости часто даже не может нормально держать ручку, поэтому вполне естественно, что и почерк у него будет неаккуратным и неразборчивым.

Причина грязи в тетради - моторная неловкость

Важно понимать именно родителям, что моторная неловкость появляется у детей прежде всего из-за проблем в работе нервной системы. То есть опять же мы возвращаемся к теме психоэмоционального неблагополучия ребёнка.

Личностные особенности

Многие родители, да и учителя считают, что у ребёнка грязь в тетради и неаккуратный почерк, потому что он ленится и не старается. Но в действительности такие ситуации, скорее, исключение, чем правило.

У детей неразборчивый почерк и постоянные исправления в тетради не потому, что они ленятся, а потому что они просто не могут нормально писать.

Отсутствие силы воли как причина грязи в тетради

И причинами этого могут быть не только моторные трудности, но и низкий уровень развития:

  • силы воли;
  • концентрации внимания;
  • навыков распределения и переключения внимания;
  • зрительно-моторной координации, когда ребёнок просто не видит, что пишет его рука;
  • ответственности, самодисциплины и самоконтроля;
  • выносливости к монотонной нагрузке.

Процесс письма – это произвольная психическая деятельность

И чтобы почерк был разборчивый, а в тетради не было грязи и исправлений, нужно постоянно преодолевать естественные физиологические трудности, которые сопровождают сам акт письма. Поэтому без волевых усилий, высокого уровня концентрации внимания, выносливости к монотонным действиям, навыка переключаемости сделать это просто невозможно!

Дополнительным фактором, который отрицательно сказывается на качестве почерка, является слабое развитие у детей лучезапястного сустава.

Из-за этого почерк теряет плавность, становится резким и неразборчивым. Вполне вероятно, что ребёнку даже больно писать, так как слабая подвижность запястья не позволяет кисти нормально двигаться по листу бумаги. Естественно, что в таком случае ребёнок не будет задумываться о красоте почерка – ему бы просто быстрее написать, чтобы рука перестала болеть.

Как помочь ребёнку?

Первое, что нужно сделать, – понять истинные причины не только проблем с почерком, но и в целом с эмоциональным отношением ребёнка к учёбе. То есть необходимо узнать и оценить текущее его функциональное состояние, понять, что ему мешает учиться.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для этого есть онлайн-диагностика, которая точно покажет:

  • текущее психологическое состояние ребёнка, в том числе подсознательные причины, почему он не старается и не прикладывает усилия;
  • функциональную доминацию в работе полушарий мозга. Потому что у многих современных школьников именно выраженная рассогласованность в работе полушарий мозга является причиной трудностей в учёбе, в том числе и проблем с почерком.

Онлайн-диагностика предполагает и анализ школьных письменных работ ребёнка с целью выяснения причин грязи в тетради, исправлений, неровного и неаккуратного почерка.

Онлайн-диагностика - ключ к решению проблем с почерком

По итогу консультации родителям предоставляются рекомендации по улучшению детско-родительских отношений, обучению и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Также даются пояснения, какие упражнения нужно делать ребёнку для решения его проблем и от каких видов деятельности желательно отказаться, чтобы быстро исправить ситуацию с учёбой.

Что можно делать самостоятельно?

Но даже без прохождения онлайн-диагностики родители могут самостоятельно начать оказывать помощь своему ребёнку для решения его проблем с обучением, в том числе почерком.

Метод Татьяны Гогуадзе: грязь в тетради уходит за 14 дней

Для этого нужно:

  • изменить свой родительский подходы к воспитанию и обучению ребёнка. Иначе улучшить его психоэмоциональное состояние вряд ли получится, а значит, проблемы с почерком будут сохраняться;
  • регулярно выполнять упражнения, которые одновременно помогают решить психоэмоциональные проблемы, обеспечивают правильную стимуляцию работы мозга и укрепляют физическое тело ребёнка. О пользе и видах психофизических упражнений более подробно написано здесь;
  • развивать подвижность лучезапястного сустава. Для этого рекомендуется выполнять графокоррекцию, использовать специальные массажёры для коррекции почерка, которые укрепляют кисти рук и снимают мышечный тонус.

Решение проблем с почерком, в том числе его улучшение и избавление от грязи в тетради, возможно в любом возрасте. Даже у старшеклассников для коррекции почерка требуется всего 10-14 дней!

Зависимость от гаджетов и качество почерка

Основные техники и упражнения для самостоятельной коррекции почерка вы можете освоить благодаря мини-практикуму «Исправление почерка без прописей», который разработан Татьяной Гогуадзе и рекомендован школьникам всех возрастов.

Ребёнок пишет так, как он себя чувствует

Сегодня именно родителям важно осознать, что неаккуратный почерк, грязь в тетради – это проблемы, которые обязательно нужно решать, ведь они во многом связаны с психоэмоциональной нестабильностью ребёнка. Потому что если их не решать, то психическое здоровье ребёнка будет только ухудшаться, а вместе с ним появляться и всё новые трудности, в том числе в обучении. Рекомендуем начать с онлайн-диагностики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яндекс браузер не отвечает что делать как исправить
  • Как составить конспект например
  • Как найти архив ветеранов вов
  • Как найти gps сигнал на телефоне
  • Как написать в майнкрафте чтобы найти деревню