Как исправить невнятность речи

Невнятность речи

Невнятность речи – это плохо разборчивая речевая продукция, обусловленная нечеткой артикуляцией. Может возникать при алкогольном опьянении, церебральных опухолях, нейродегенеративных процессах, дизартрии, ринолалии, тугоухости, использовании неподходящих зубных протезов, вывихе челюсти. Для диагностики этиофакторов невнятной речи проводится неврологическое, логопедическое, отоларингологическое, стоматологическое, обследование. С целью восстановления речевой функции осуществляется этиотропное и патогенетическое лечение ведущей патологии, проводятся коррекционные логопедические занятия.

Причины невнятной речи

Дизартрия

Сам термин «дизартрия» переводится как «расстройство членораздельного произношения». Невнятность речи отмечается при большинстве видов дизартрических нарушений: псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Причиной расстройства речевой моторики выступает поражение черепно-мозговых нервов, иннервирующих артикуляционный аппарат. Дизартрия может развиваться при следующих нозологиях:

  • детском церебральном параличе;
  • болезни Паркинсона;
  • инсультах;
  • черепно-мозговых травмах;
  • нейроинфекциях;
  • опухолях головного мозга;
  • печеночной энцефалопатии и др.

Из-за неточной артикуляции, малоразборчивости для окружающих устная речь дизартрика характеризуется метафорой «каша во рту». Существенно искажается произношение практически всех групп звуков: как гласных, так и согласных. Вследствие гиперсаливации появляются характерные хлюпающие призвуки, снижающие внятность произношения.

Наряду с фонетикой страдает речевая просодика. Голос слабый, иссякающий, прерывистый, сиплый с назальным оттенком. Речь монотонная, медленная, отсутствует интонационная выразительность и эмоциональная окраска высказывания. Дыхание поверхностное, аритмичное, речевой выдох ослаблен. Все это делает речевое высказывание плохо понятным.

Качество речевой продукции ухудшается пропорционально тяжести и распространенности парезов и параличей оральной, голосовой, дыхательной мускулатуры. С учетом степени иннервационной недостаточности невнятность речи может варьироваться от легкой «смазанности» при стертой дизартрии до нечленораздельной речи и даже полного ее отсутствия – анартрии – при тяжелых формах.

Ринолалия

При открытой ринолалии устная речь отличается крайней невнятностью. Это связано с тотальным искажением звукового образа слова. Губы практически не участвуют в артикуляции, язык оттягивается вглубь полости рта, кончик языка не может осуществить полноценную смычку с резцами и альвеолами. К звукам речи примешиваются храпящие, щелкающие, шипящие, свистящие шумы.

В момент фонации отмечается избыточное напряжение лицевой мускулатуры. Голос сдавленный, немодулированный. Вследствие утечки воздуха через нос возникает гиперназальный оттенок. Произношение приобретает невнятность, неразборчивость.

Вывих нижней челюсти

При переднем вывихе ВНЧС рот больного приоткрыт, подбородок выдвинут вперед. Попытки смыкания челюстей резко болезненны. Отмечается слюнотечение. Речь пациента затруднена или невозможна, из-за чего он пытается объясниться с помощью жестов.

При заднем вывихе нижней челюсти, напротив, ограничено открывание рта. Подбородок смещается кзади, язык выдвигается вглубь рта, контакт между зубами-антагонистами отсутствует. Ввиду невозможности движения челюстями отмечается невнятность речи.

Адентия

Причиной артикуляционных расстройств может служить отсутствие нескольких или всех зубов. В первую очередь нарушается четкость произнесения переднеязычных звуков. При адентии речь становится шепелявой, невнятной. Наиболее сильно дикция страдает при отсутствии зубов на обеих челюстях.

Адентия

Адентия

Состояние после зубопротезирования

Дефектность, нечеткость речи может отмечаться у стоматологических пациентов на этапе адаптации к зубным протезам: мостовидным, съемным, с опорой на импланты. В норме этот временной отрезок занимает от 10 до 30 дней, его индивидуальная длительность коррелирует с физиологическими и психологическими особенностями пациента, качеством изготовленных ортопедических конструкций.

Для этапа адаптации характерно ощущение протеза как инородного тела, повышенная саливация, снижение эффективности жевания, рвотные позывы, напряжение артикуляционных мышц. Возникают нарушения дикции, дополнительные призвуки (причмокивания, свист), общая невнятность и неразборчивость речи.

Тугоухость

Тяжелыми расстройствами речи страдают глухие от рождения и рано оглохшие пациенты. При тугоухости нарушается как понимание речи, так и ее произносительная сторона. Структура слова искажается за счет выпадения звуков и целых слогов, приблизительности артикуляции, невозможности осуществления слухового контроля. Невнятность речи выражается в ее монотонности, глухости, недоговаривании слов, большом количестве аграмматизмов.

Паратонзиллярный абсцесс

Больные с флегмонозной ангиной в абсцедирующей стадии жалуются на повышенную температуру, мучительные боли при сглатывании слюны, приеме воды и пищи, трудности открывания рта, слюнотечение. Воспалительная опухоль распространяется на мягкое небо, небные дужки и язычок, в результате чего нарушается подвижность артикуляционных органов. Вследствие выраженного отека в полости рта и тризма челюстей речь становится невнятной, а голос гнусавым. Все симптомы постепенно регрессируют после вскрытия гнойника.

Алкогольное опьянение

Нечленораздельность, невнятность речи характерна для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. При легкой степени опьянения больше нарушается смысловая сторона высказывания – речь становится бессодержательной, примитивной, сбивчивой.

При выраженной алкогольной интоксикации затрудняется артикуляция губных и переднеязычных звуков. Человек искажает слова, неправильно ставит ударения, «проглатывает» звуки и слоги. Темп речи замедляется, появляются запинки, повторы слов. Невнятность речи исчезает по мере вытрезвления.

Диагностика

Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемой причин невнятности речи. Алгоритм складывается из медицинского и педагогического аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй ‒ установить ведущий механизм и степень расстройства речевой функции:

  • Неврологическая диагностика. Показана пациентам с дизартрическими расстройствами. Для визуализации очаговых поражений головного мозга проводится церебральная МРТ. С целью оценки тяжести параличей и парезов артикуляционных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ.
  • Стоматологическое обследование. Требуется лицам с адентией, вывихом челюсти, некачественным протезированием. Диагностика может включать рентгенографию ВНЧС, ортопантомографию, КТ челюстей. Для изготовления протезов выполняются слепки, отливаются диагностические модели.
  • Сурдологическое обследование. Если невнятность речи обусловлена снижением слуха, проводится аудиограмма, отоакустическая эмиссия, регистрация слуховых ВП. С результатами исследований пациента консультирует врач-сурдолог.
  • Осмотр глотки. Во время фарингоскопии паратонзиллярный абсцесс визуализируется в виде шаровидного флюктуирующего образования. Слизистая гиперемировна, сквозь нее в месте наибольшего выбухания может просвечивать гной. Иногда с дифференциальной целью выполняется пробная пункция абсцесса.
  • Логопедическое обследование. Оценка состояние устной речи необходима при дизартрии, ринолалии. Логопед выявляет артикуляционные трудности, дефекты звукопроизношения (замены, искажения, пропуски), аграмматизмы, определяет связность и внятность речи.

Логопедические занятия

Логопедические занятия

Лечение

Медицинский этап

Содержание медицинской помощи зависит от основной патологии, повлекшей за собой невнятность речи. Применяются как терапевтические, так и хирургические подходы, реабилитационно-восстановительные мероприятия:

  • Неврологическое лечение. Нейрохирургические вмешательства требуются пациентам с церебральными опухолями, гематомами, переломами костей черепа. При сосудистых и нейродегенеративных патологиях проводится длительная (нередко пожизненная) медикаментозная терапия. По показаниям осуществляется нейропсихологическая коррекция.
  • Стоматологическое лечение. Показано при челюстно-лицевых дефектах, ортопедических проблемах. Выполняется первичное зубопротезирование или подгонка ранее установленных протезов, дентальная имплантация. При травматическом смещении суставных поверхностей производится вправление вывиха ВНЧС. Детям с лицевыми расщелинами осуществляется оперативное лечение – хейлопластика, уранопластика.
  • Сурдологическое лечение. После установления вида и степени тугоухости выбирается оптимальный метод слухопротезирования. При нейросенсорной тугоухости ребенок нуждается в подборе слухового аппарата, в случае значительного снижения слуха (тугоухости IV степени, глухоте) ‒ в проведении кохлеарной имплантации.
  • Лечение ЛОР-патологии. При флегмонозной ангине назначается антибиотикотерапия, полоскание горла антисептиками, физиопроцедуры на подчелюстную область. При созревании паратонзиллярного абсцесса производится его хирургическое вскрытие.
  • Медицинская реабилитация. Является важнейшей составной частью комплексной терапии. Включает занятия лечебной физкультурой, механотерапию, кинезитерапию, массаж. В ряде случаев больным требуется сенсорная психостимуляция, подбор индивидуальных ортопедических средств, медико-социальное сопровождение.

Логопедический этап

Содержание логопедических занятий и используемые методы различаются в зависимости от структуры речевого дефекта. Однако во всех случаях для преодоления невнятности речи необходимо развивать артикуляционную моторику, совершенствовать произносительные навыки. С этой целью в логопедической практике используются следующие методы:

  • дыхательная и артикуляционная гимнастика;
  • логопедический массаж;
  • миофункциональная коррекция;
  • логопедическое тейпирование;
  • нейромышечная стимуляция на аппарате VocaStim.

В рамках речевой реабилитации после слухопротезирования показаны занятия с сурдопедагогом. Лицам с зубными протезами в период адаптации рекомендуется больше разговаривать, медленно читать и считать вслух, отрабатывать произношение «трудных» звуков и звукосочетаний. При систематических занятиях невнятность речи постепенно уменьшается, во многих случаях достигается четкое, разборчивое произношение.

Как исправить дефекты речи

19-01-2021

IMG_0890

отработка упражнений красивого произношения

Содержание:

  1. Какие бывают нарушения
  2. С чего начать работу над речевым аппаратом
  3. Постановка звука
  4. Как сделать речь разборчивее

Качественная дикция зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Если слова произносятся не четко, речь звучит не понятно, то специалисты говорят о дефектах речи. Их можно устранить корректировкой положения органов артикуляции, работой над произношением и исключением индивидуального привычного выговора, который не соответствует норме.

Красивая, хорошо поставленная речь важна не только для актера или ведущего. Любой предприниматель, руководитель, человек, желающий добиться успеха, заинтересован в том, чтобы его речь была убедительной. Мы говорим не просто о способности произносить слова или подбирать подходящую аргументацию и интересный материал. Да, содержание речи важно, тут не поспоришь. Но эффект от качественного текста может быть смазан плохой дикцией и неправильным произношением. Рассмотрим, какие упражнения помогут добиться красивого произношения.

Какие бывают нарушения

Шепелявость, картавость, «проглатывание» окончаний. Иногда они становятся изюминкой, особой манерой, по которой узнают известную личность. Красавица Рившана Куркова говорит, не разжимая зубов, что дополняет ее уникальность и придает шарм. Станислав Садальский, известный актер, сыграл яркие роли, которые запомнились зрителю, в том числе, благодаря его выраженной шепелявости.

Но чаще дефекты речи создают препятствия между мыслью говорящего и тем, до кого он ее хочет донести. Слушатели все время спотыкаются об эти нарушения, теряют суть.

Даже если серьезными дефектами речь не страдает, проблемы с проговариванием морфем или звукосочетаний присутствуют почти у каждого человека. Для правильной дикции потребуется тренировка мышц речевого аппарата. Занятия по 10–15 минут ежедневно способны устранить многие недостатки (неорганического характера), улучшить произношение.

С чего начать работу над речевым аппаратом

Некоторые отклонения от нормы в обычной жизни мало заметны. Лишь когда человеку приходится произносить длинные монологи, окружающие и он сам замечают проблемы. Дадим советы, как самостоятельно определить дефекты и поделимся несколькими упражнениями для улучшения дикции.

Определяем проблему

Выявление и осознание проблемы будет первым шагом.

  1. Для того чтобы определить «болевые точки», можно сделать самое простое – записать на диктофон несколько минут непрерывного монолога. Попробуйте вслух прочитать отрывок из книги или стихотворение. Лучше взять классические произведения. Например, для проверки умения сохранять звучание согласных, почитайте Владимира Маяковского:

В смокинг вштопорен,

Побрит что надо,

По гранд по опере

Гуляю грандом.

Смотрю в антракте –

Красавка на красавице,

Размяк характер –

Все мне нравится.

Анализ записи своей речи поможет определить, где вы останавливаетесь и нарушаете правило выговора.

  1. Правильная дикция зависит и от подвижности языка, губ и мышц лица. Проведите экспресс-тест для оценки подвижности частей вашего артикуляционного аппарата.
  • Попробуйте по очереди произносить гласные и согласные перед зеркалом. Губы должны занимать разное положение при произношении разных звуков. Если их подвижность мало развита, то позиция будет практически одинаковой, когда вы говорите «а» или «э».
  • Проверить, насколько хорошо развиты мышцы языка можно при помощи нехитрого упражнения: высуньте язык, попытайтесь свернуть его трубочкой. Если не получается, то мышцы нужно укреплять.
  • Подвижность нижней челюсти проверяется так: если между верхними и нижними передними зубами легко помещаются четыре пальца, то челюсть достаточно подвижна.

Есть еще много других упражнений, которые помогут выявить дефекты речи. О них мы рассказываем в других наших материалах. Также провести тестирование можно вместе со специалистом.

Тренируем дыхание

Нарушения дикции часто возникают из-за нехватки дыхания. Поэтому дыхательная гимнастика – важная часть работы над красивой речью. Для тренировки диафрагмы можно просто надувать воздушные шарики или выполнять специальные практики, например, гимнастику по Стрельниковой, основанную на самопроизвольном выдохе.

  • Встаньте прямо. Сделайте быстрый резкий вдох, напрягая диафрагму (надувая живот). Чтобы проконтролировать движение диафрагмы, положите ладони рук на ребра, пальцами касаясь подвздошной области. Вы почувствуете, как поднимается живот. Также при вдохе должно происходить схлопывание ноздрей.
  • Выдох должен происходить самопроизвольно, когда диафрагма расслабляется (живот втягивается), поэтому все усилия направлены на энергичный вдох.
  • Сделайте таких вдохов и выдохов 16 раз.
  • После отработки техники, попробуйте варианты ее исполнения. Можно делать вдох в момент поворота головы влево, выдох – по центру, следующий вдох – с поворотом головы вправо. Или делать вдох в момент наклона головы к левому плечу, выдох – с возвращением в исходное положение, второй вдох – при наклоне головы к правому плечу. Важно не совершать неконтролируемых поворотов, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника.

Разминаем мышцы

Некоторые простые упражнения для мышц, задействованных в проговаривании звуков, могут быть очень эффективны.

Ежедневно проводите разминку для мышц речевого аппарата. Кстати, она поможет подготовиться и перед публичным выступлением.

Начинать нужно с языка:

  • выполните 20 вращений языком (с закрытым ртом) сначала по часовой стрелке, потом против;
  • теперь то же самое только с открытым ртом, язык высунут как можно дальше;
  • подвигайте языком по вертикали/горизонтали, дотрагиваясь до правой и левой щеки, до верхнего и нижнего неба.

Теперь очередь за упражнениями для губ и щек:

  • в течение 7–10 минут попеременно вытягивайте губы в трубочку, а затем растягивайте в улыбке (каждое положение фиксируется на несколько секунд);
  • надуйте щеки и перекатывайте воздух от одной щеки к другой (длительность выполнения – около пяти минут);
  • губы вытяните в трубочку и в таком положении вращайте ими.

IMG_2702

отработка техники дыхания

Постановка звука

На подготовительном этапе вы выяснили (сами или с помощью специалиста), произношение каких гласных и согласных у вас далеко от идеала, научились правильно дышать. Пора переходить к конкретике – правильному произношению отдельных звуков. Если дефект серьезный, то необходима консультация логопеда.

Тренируемся произносить «л»

Если «лампа» – какая-то «ампа».

Чтобы говорить «л» четко, нужно чтобы язык занимал правильное положение. Поможет упражнение «Ветерок»:

  • поднесите ко рту полоску бумаги;
  • закусите кончик языка между зубами, он должен принять форму, напоминающую гамак;
  • выдыхая, пускайте воздух по двум сторонам языка, края бумажной полоски должны шевелиться от выдыхаемого воздушного потока.

Найти правильное положение при выговаривании «л» поможет упражнение «Индюшка»:

  • приоткройте рот и приложите загнутый язык к верхней губе;
  • быстро выдыхайте воздух, одновременно перемещая язык вниз-вверх по губе.

Теперь произнесите звук «л-л-л-л-л» на длинном выдохе. Должно получиться нечто похожее на звук парохода.

После этого тренируйтесь в произношении «л», присоединяя к нему поочередно все гласные.

Избавляемся от картавости

Если «адуга» вместо «радуга» или вы говорите будто на французском.

Проработать более четкое произношение «р» можно при помощи упражнения «Барабанщик». Нужно широко открыть рот и произносить «д», как бы постукивая кончиком языка по верхнему небу (за передними резцами).

Правильное выговаривание «р» предполагает вибрацию кончика языка. «Научить» язык вибрировать можно при помощи таких манипуляций:

  • произносить «д» и «т» с усилием, широко открыв рот;
  • высунуть язык и на выдохе прижать его к губам так, чтобы выдыхаемый воздух создавал вибрацию;
  • пощелкать языком.

Теперь переходите к проговариванию звука «р» в сочетании с согласными и гласными: «тррр», «дрррр», «трррра-тррре-трррру» и т. д.

Чтобы закрепить результат, потренируйтесь в произношении скороговорок с большим количеством «р» и «л».

Примеры:

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.

Главное правило при произнесении фраз – четкие красивые звуки с правильным положением голосового аппарата.

Работаем над красивым звучанием шипящих

Если «ш» подсвистывает.

Правильной постановке шипящих (ж, ш, щ, ч) поможет обыкновенный карандаш. Его нужно зажать между зубов под языком, а затем пошипеть или пожужжать. Карандаш нужен, чтобы язык не поднимался к небу – это будет неправильное положение, при котором появляется характерный присвист.

А теперь потренируйтесь без карандаша: произносите шипящие, стараясь сохранить вертикальное положение губ, не растягивая рот по горизонтали.

Чтобы закрепить результат, проговаривайте чистоговорки, где много «ш» и «щ», «ч» и «ж».

Примеры:

Высшие эшелоны шествовали.

Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.

Испекла Иришка куклам по коврижке, нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Шушера шушере шуршала, что шурша шушере шуршать мешала.

Произносить скороговорки нужно медленно, стараясь выговаривать шипящие.

Учимся выговаривать свистящие

Если «с» и «з» шумят или свистят.

Дополнительные шумы при произнесении свистящих (с, з, ц) появляются, когда язык занимает положение не за нижними зубами, как положено, а поднимается выше. Исправит ситуацию упражнение с зубочисткой:

  • зубочистку надо зажать передними зубами так, чтобы она удерживала язык по центру;
  • губы растянуть в легкой улыбке;
  • на вдохе развести руки в стороны;
  • на выдохе постепенно сводить руки вместе, одновременно произнося свистящий согласный;
  • присоединить гласный, когда ладони соприкоснуться.

Чтобы закрепить результат, попробуйте произносить скороговорки с большим количеством «с», «з», «ц».

Примеры:

Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льется. Белая цапля в корытце не может водицы напиться.

На носу овцы целый слой пыльцы.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас.

У лесного болотца цапля весело смеется.

Не старайтесь произнести фразы максимально быстро, сосредоточьтесь на четкости.

Как сделать речь разборчивее

Речевые недостатки могут быть не связаны с затруднением или нарушением выговаривания некоторых звуков. Дефектом также называется неразборчивая речь, «проглатывание» окончаний, когда слово как будто бросили на середине, «проглатывание» начала слова, звуки-паразиты.

Часть из них появляется, когда говорящий слишком зажимает нижнюю челюсть, она у него малоподвижна. Исправят эту ситуацию тренировки. Вот несколько подходящих.

«Ириска» или всем нам знакомое цоканье: язык прижать к небу, слегка им прищелкнуть, смещая к гортани.

«Медуза»: губами нужно как бы причесывать зубы, интенсивно водить ими; можно выполнять отдельно на верхнюю губу и верхние зубы, отдельно на нижнюю.

«Открытая пасть»: широко открыть рот, досчитать до трех, после растянуть губы в оскале.

Такие практики – это минимум, который устранит небольшие отклонения от правильного, точного произношения. Но нужна ежедневная, регулярная, кропотливая работа. Представьте, вы произносили какой-то гласный или согласный неверно всю жизнь. Нужно время и упорство, чтобы все (в нашем случае голосовой аппарат) встало на свои места.

Некоторую работу по устранению речевых недостатков можно провести самостоятельно. Но определить разновидность, характер дефектов, выявить их причину и подобрать способы устранения может только специалист. Приходите на занятия в школу ораторского искусства «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!». Команда профессиональных педагогов школы поможет исправить искажения и сделать речь красивой.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Рекомендованные статьи

Оставить заявку

Поделиться:

Теги:

  • Дикция

Комментарии

не занимаюсь 2013* годом и 2016* годом, ОПРФ, ОНФ, ЗАКОНАМИ ОБ ИНВАЛИДАХ, ОТСУТСТВИЕМ ВЛАСТИ*, НО ВЛАСТИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЬКОВ, ВЫБОРАМИ* КАК ОТСУТСТВИЕМ ВЫБОРА, алмазами, кочевниками, степняками, медью, драг камнями, полудраг камнями, нянями, усатыми нянями, бородой, укращением строптивых, да вы не отчаивайтесь ходите чаще, русскими печами, грудным молоком, плесенью, грибком, грибами, колёсами, мангалами, шашлыками, гмо, пальмавым маслом, икрой, галошами, валенками, пиявками, кизяком, мазолями, сектами, криптовалютой, курганами, рябиной, арабами в израиле, веселящим газом, игровыми автоматами, аптеками*, ппс, союзмультфилмом, табуретками, чемоданами, царь пушками колоколами, брусчаткой, стерилизацией бездомных животных, фотокружками, правительством в целом*, минтрансом*, патриаршими прудами, самалётами, метро, электротранспортом, маршрутками, автобусами, мотоциклами, велосипедами, роликовыми коньками, лодками, лыжами, коньками, перестройкой*, андроповкой*, диссидентами, пацифистами, импотентами, гостиницами, теплицами, реками, салом, зеркалами, шампанским, лимонами, мороженным, сельпо, автолавками, стеклотарой, шинами, биноклями, трофеями, пенсионными фондами, авиакатастрофами, модой модельерами, вундеркиндами, ветхим и аварийным жильём, счётной палатой, улитками, кашей, статус кво, хаосом, экономией для энергозависимых стран, семеноводством, пещерами, пиками гор, табакеркой, анклавами и независимостью от испании до великобритании, террактами, логопедами муму. начальник сигаретки не будет, я не курю ты же знаешь, не знаешь лошади курят. Я ЗНАЮ ЕСТЬ РОДИНА И ЕСТЬ УРОДИНА ТАКОЕ БЫВАЕТ. это по поводу совета примирения, гоу фак ю. ну вот и всё медведю надо готовиться к спячке сибирская зима уже близко.
ПОСЛЕ БОИНГА И МОЙ НОУТБУК СГОРЕЛ, НОЯБРЬ 2013 ГОД, ТЕПЕРЬ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЗДЕСЬ КЛУБОК ОТ ТОВАРИЩЕЙ СИМИТОВ, КОТОРЫЕ ЗАХВАТИЛИ ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТЫ ПРИ ЕЛЬЦИНЕ ВАССАЛЕ США ДО КОРРУПЦИИ. И СЛЕДУЮЩИЙ НОУТБУК ПОЯВИЛСЯ ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ 2014 ГОДА. КЛЮЧЕВОЙ ЦЕЛЫЙ ГОД НА КОГО СПИСЫВАТЬ НА ИНОПЛАНЕТЯН. А так же ни когда не занимался видео связью и не собираюсь этого делать. Я поклонник старой классической школы и телефонов Nokia без интернета как телефон, а не как корманный шпион. А так же и телевизор всегда без интернета. И не интересуюсь социальными сетями. За их отсутствием вы собрали на себя целое досье как доказательную базу. А КТО ВАМ СКАЗАЛ, ЧТО Я БОЛЕН? Я ИМ ТАК ЖЕ ПРЕДЛОГАЛ ПРИЗНАТЬ СЕБЯ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ, НО ОНИ ВСЕ УМЕРЛИ КТО В АМЕРИКЕ КТО В ГЕРМАНИИ ИЛИ ЛЕЖАТ В ДУРКЕ. И ВОТ УЖЕ С 2012 ГОДА КРЕМЛЁВСКИЕ ЭЛИТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ МОГУТ МЕНЯ СДЕЛАТЬ ТАКОВЫМ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СЛОВ, ГЛОБАЛЬНЫЙ СГОВОР ЭЛИТ ПРОТИВ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА. ПОЗОР! А ПОЧЕМУ ВЫ ГОВОРИТЕ ЧТО МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ? ВОТ КОГДА МЕНЯ ПРИГЛАСЯТ В ЕВРОСОЮЗ И УДОСТОЯТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ЗА ПРОЗУ, ВОТ ТОГДА ОНА СБУДЕТСЯ С ДЕТСВА МЕЧТАЛ, А МЕЧТАТЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО.
И НЕ НАДО ПРИМЕРЯТЬ НА МЕНЯ ВАШ САРАФАНЧИК, ВАШИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ДЕТСКИХ ТРАГЕДИЙ И ФАНТАЗИЙ. НОСИТЕ ЕГО САМИ ЭТО ВАША ЖИЗНЬ. ИЗ ВАС ТАКИЕ ЖЕ ПСИХОЛОГИ*, ПСИХИАТОРЫ*, ЭКСТРОСЕНСЫ* И АНАЛИТИКИ*, КАК ИЗ МЕНЯ ХОЗЯИН БЕЛОГО ДОМА.
ВЫ КАК ВСЕГДА ПРАВЫ ВСЕ ПОБЕДЫ РОССИИ И ЗАСЛУГИ В ВОЙНАХ ОТ ГОРЯ, ЕСЛИ БЫ ОНА ЛЕЖАЛА НА ДИВАНЕ, А НЕ ЗАЩИЩАЛА СЕБЯ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ОТ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЗАКОНА, ПРАВИТЕЛЬСТВА И СЕМЕЙНОГО РОДСТВА. НЕ ЗАНИМАЮСЬ БОИНГАМИ, ФАЛЬКОНАМИ, СНЕГОУБРЩИКАМИ, КОЛЕСАМИ ОБОЗРЕНИЯ, ЭСТРОСЕНСАМИ, ВОДОПАДАМИ. ФАКЕЛАМИ, ВЕЧНЫМИ ОНГЯМИ, САЛЮТАМИ, ПАМЯТНИКАМИ, СКУЛЬПТУРАМИ, КИНОСТУДИЯМИ, СМАЙЛИКАМИ, АКТЁРСКИМ МАСТЕРСТОВОМ, МИМИКОЙ, ЖЕСТАМИ, ЛЕСАМИ, БОЛОТАМИ, ПОЖАРАМИ, БОРТНИКАМИ, МУЗЕЯМИ, МАРШАМИ, ВИНОМ, СЫРОМ, БЫКАМИ, ПАПАХАМИ, ШАПКАМИ , ОЧКАМИ, ПРАНКЕРАМИ, ТАТУ, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, КРАБАМИ, РЫБОЙ, МИНОБРАЗОВАНИЕМ ТЕСТАМИ ЕГЭ, ШКОЛЬНЫМИ ФОТО, ВОЖДЯМИ, ВЕТЕРАНАМИ, НЕ ЗАНИМАЮСЬ ПРОСВЕЩЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ЛОТЕРЕЯМИ, ЗЕЛЁНЫМИ, ПИРСАМИ, МОРЯМИ, ГИГИЕНОЙ, ПЛЯЖАМИ, САМОСУДОМ, ШАШКАМИ, ШАХМАТАМИ, КАРТАМИ, ДОМИНО, ЛОТО, ГИМНАМИ И ПРОЧИМ РЕПЕРТУАРОМ, ЦАРЯМИ ИХ ДЕТЬМИ, МИТРОПОЛИТАМИ, ПАТРИАРХАМИ, ДУМСКОЙ ЭТИКОЙ И ДЕПУТАТСКИМ ИММУНИТЕТОМ. ЭТО ВСЁ ВАШ ДАР И ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ПРАВИЕТЕЛЬСТВО КАК СОЛНЫШКО СВЕТИТ ВСЕМ ОДИНАКОВО, А НЕ ЗАВИСИМОМУ ОТ КЛАНОВ БИЗНЕСУ. НЕ ЗАНИМЮСЬ СУДАМИ И СУДЬЯМИ. СПАСИБО ВАМ, ЧТО НАУЧИЛИ МЕНЯ МЫСЛИТЬ, ДУМАТЬ, БОРОТЬСЯ И ИЗЛОГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, НЕ ТАК КАК ВСЕХ И КАК БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ. ВОТ ВИДИТЕ ЕСЛИ БЫ ВЫ ТАК ВСЕХ УЧИЛИ СКОЛЬКО БЫ В РОССИИ БЫЛО УМНЫХ И ПИСАТЕЛЕЙ, НО Я ДУМАЮ ВАМ НУЖНО СОВСЕМ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО. и если вы уж говорите, что все так живут от зависти, то начните с президента и правительства или они вам не по зубам. желаю вам успеть на гаваи к обеду, минуте молчания и тихому часу. ХОТЕЛ ВАС КАК МОЖНО ГЛУБЖЕ ЗАТЯНУТЬ ИДИОТОВ В ОМУТ. не собираюсь ни кого удивлять и прокладывать колею для идиотов и это ваш дар. НЕ ИМЕЛ ДОХОДОВ* КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ЕСЛИ ВЫ УМЕЕТЕ СЧИТАТЬ, НО Я ТЕБЯ ПОТОМ НАУЧУ ЭКОНОМИТЬ НА ЕДЕ, ОДЕЖДЕ И ЗДОРОВЬЕ. НЕ ПОЛУЧАЛ ПЕРЕВОДОВ, ПОСЫЛОК, ПОДАРКОВ, ПИСЕМ И.Т.Д. ЕСЛИ РАБОТАЕТ КРЕМЛЁВСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ МОГ ЛИ КТО ВЗЯТЬ У МЕНЯ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ПРИСЛАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПЕРЕВОД. КОНЕЧНО НЕТ, ЭТО ВСЁ ФИЛЬКИНА ГРАМОТА И ЗУБ СПЕЦСЛУЖБ НИ УМА НИ ЧЕСТИ НИ СОВЕСТИ КУМОВСКОЕ БОЛОТО. И РАЗ УЖ У МЕНЯ НИ ЧЕГО НЕТ КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, ТО И ДАРИТЬ Я НИ ЧЕГО НЕ МОГ, И БЫТЬ СПОНСОРОМ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ, НЕТ ДЕЛА ИДИТЕ НА ХУЙ С ОНЛАЙН!

Ответить

Теги

  • Уверенная речь(24)
  • Учимся у других(19)
  • Голос(17)
  • Дикция(14)
  • Практические упражнения(24)
  • Навыки общения(23)
  • Деловая коммуникация(25)
  • Публичные выступления(45)
  • Словарный запас(7)

Популярные статьи

Есть вопросы?

Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.

Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.

Популярные курсы

Ирина Сардовская

Ирина Сардовская

Очный курс

Ораторское искусство

Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!

с 28 мая

4 недели

22 900

5 Рейтинг

17 отзывов

Юлия Рябцева

Юлия Рябцева

Онлайн-курс

Ораторское искусство

Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!

с 30 мая

4 недели

11 900

5 Рейтинг

13 отзывов

Юлия Рябцева

Юлия Рябцева

Онлайн-курс

Онлайн-курс по Технике речи

Вы научитесь владеть своим голосом на 100% и поставите четкую дикцию!

с 20 июня

4 недели

от 9 900

4.9 Рейтинг

9 отзывов

Дизартрия – это одна из форм речевой дисфункции, возникающая в результате органического поражения центральной и периферической нервной системы. Данное расстройство характеризуется нарушением артикуляции, фонации, интонационной окраски и темпо-ритмической организации речи.

Общими клиническими признаками дизартрии являются смазанность и невнятность речи. Пациент произносит слова нечетко и нечленораздельно, будто у него «каша во рту».

Причины

Причины образования дизартрии напрямую связаны с заболеваниями, нарушающими задние отделы участков лобной зоны и других частей головного мозга.

В раннем возрасте болезнь диагностируется из-за перенесенного гнойного отита, менингита, отравлений тяжелой формы, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, а также из-за черепно-мозговых травм. У взрослых дизартрия становится следствием:

  • Опухоли головного мозга или мозжечка;
  • Нарушения мозгового кровообращения;
  • Демиелинизирующего заболевания (болезнь головного мозга);
  • Перенесённого инсульта;
  • Сифилитического поражения спинного или головного мозга;
  • Черепно-мозговых травм;
  • Абсцесса (гнойного воспаления) мозжечка;
  • Тяжёлых отравлений ядами;
  • Болезни Паркинсона (дрожательный паралич);
  • Рассеянного склероза;
  • Тяжёлых инфекционных патологий;
  • Кровоизлияния в головной мозг;
  • Серьёзных нарушений нервной системы;
  • Аутоиммунного нервно-мышечного заболевания;
  • Болезни сосудов головного мозга;
  • Синдрома Фацио-Лонде (юношеский паралич);
  • Умственной отсталости (олигофрения).

Во взрослом и пожилом возрасте болезнь чаще всего возникает внезапно из-за длительного пребывания в бессознательном состоянии (кома после черепно-мозговой травмы или обширного инсульта).

Болезнь имеет приобретенный характер, генетической предрасположенности она, как правило, не имеет. По наследству могут передаваться только патологии развития головного мозга, которые способствуют возникновению дизартрии.

Классификация

Неврологи и логопеды все еще активно ведут обсуждения по поводу общепринятой классификации дизартрии, но консенсус пока не достигнут.

Классификация дизартрии, которая основана на локализации патологического очага, включает следующие виды:

  • Бульбарную дизартрию – связанная с вовлечением в патологический процесс ядер черепно-мозговых нервов, которые локализованы в продолговатом мозге;
  • Псевдобульбарную дизартрию – при которой патология касается проводящих путей, соединяющих моторные центры коры с ядрами бульбарных нервов;
  • Подкорковую дизартрию – при которой поражаются подкорковые ядра мозга;
  • Дизартрию мозжечковую – патология мозжечка и его путей проведения;
  • Корковую дизартрию – очаговая патология собственно коры головного мозга.
  • экстрапирамидной (подкорковой) – поражены подкорковые ядра головного мозга;
  • афферентной корковой;
  • эфферентной корковой;
  • стертой – если дизартрические расстройства у больного выражены в легкой степени.

Классификация дизартрии по степени выраженности разделяет ее на стертую, дизартрию легкой степени, среднюю и тяжелую.

Особенности стертой дизартрии

Стертая дизартрия – патология, при которой наблюдаются негрубые нарушения нервной проводимости органов артикуляции. У пациентов есть легкие нарушения звуковоспроизведения и дефекты постановки ударения.

В зависимости от локализации очага отличаются и клинические проявления. При стертой корковой дизартрии нарушается только фонетика, с сохранностью фонематики и правильностью ударения, так как затрагивается только участок коркового центра.

В случае поражения ядер и ганглиев, наблюдаются выраженные нарушения ударения, а вот расстройства восприятия и произведение звуков практически сохранены, либо нарушены незначительно.

Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному нарушению всех компонентов речи, так как поражаются пути проведения от коры к бульбарным ядрам.

Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов произношения и ударения и достаточно часто остается не замеченной. Но при тщательном обследовании специалистом патология устанавливается.

Особенности легкой степени дизартрии

При легкой степени дизартрии отсутствуют грубые нарушения. При первой степени дизартрии артикуляционная моторика не точная и замедленная. Речь понятна, но все-таки заметен некий дефект. Из-за него нарушается коммуникация.

У детей, функция речи которых только начинает формироваться, диагноз легкая дизартрия должен немедленно подвергаться лечению, чтобы предотвратить общее недоразвитие речевой функции в перспективе. Нелеченая дизартрия в будущем приведет к нарушению письменной речи.

Грубых дефектов жевания и глотания нет, но иногда наблюдаются поперхивания и покашливания. Мимика пациента, как правило, не нарушена.

Особенности средней степени дизартрии

Средняя степень тяжести дизартрии уже характеризуется грубыми дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится нечленораздельной, смазанной, непонятной.

Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники спустя определенное время привыкают и начинают понимать речь пациента. Мимика со средней степенью дизартрии скудная. 

Особенности тяжелой степени дизартрии

Дизартрия тяжелой степени характеризуется отсутствием речевой функции, маскообразным выражением лица, слюнотечением, грубыми нарушениями жевания и глотания. Рот пациентов открыт постоянно, язык не двигается. Дети обучаются в специальных школах, где по индивидуальной программе осваивают общеобразовательные предметы.

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного происхождения, которые связаны с очаговым поражением коры головного мозга. Терапия расстройств речевой функции проводится на фоне устранения причины и механизмов развития той патологии, которая стала причиной развития корковой дизартрии:

  • Инсульта;
  • Посттравматических нарушений;
  • Новообразования;
  • Энцефалита;
  • Перинатальной энцефалопатии.

.Восстановительная терапия включает следующие методы:

  1. Фармакотерапию. Медикаментозную поддержку осуществляют с целью активации метаболических процессов в центральной нервной системе для восстановления утраченных функций. Неврологи назначают нейрометаболиты, ноотропные препараты, лекарственные средства, улучшающие мозговое кровообращение. По показаниям проводят медикаментозную коррекцию психологического равновесия антидепрессантами, седативными средствами;
  2. Логопедические занятия. Работу по коррекции корковой дизартрии в Юсуповской больнице начинают в ранние сроки. Она сопровождается развитием мотивации пациента. Основными методами являются логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизаци;
  3. Общую реабилитацию. Специалисты клиники реабилитации используют общий массаж, кинезиотерапию, рефлексотерапию. Проводят массаж, механотерапию и лечебную физкультуру для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация пациента, которая включает психологическое консультирование, релаксационные методики, арт-терапию, групповые тренинги.

Степень восстановления речи зависит от причины поражения, выраженности речевых нарушений, психологического состояния и возраста пациента.

Симптомы

Симптоматика достаточно обширна, подразделяется на речевую и неречевую, а также различается в зависимости от разновидности патологического процесса. Нарушение артикуляции проявляется в чрезмерном напряжении, гипотонусе (ослаблении) или непроизвольном сокращении мышц.

Кроме этих проявлений существует симптоматика, характерная для определенного вида дизартрии:

  • Бульбарная. Отмечается потеря звонкости голоса, нечленораздельная речь, а также нарушение зрительных функций, нервной системы, речевого дыхания и мышечного тонуса. При бульбарной дизартрии пациентам сложно зажмуривать глаза и сдвигать брови. Звонкие звуки, как правило, отсутствуют, а глухие преобладают. Если поражение одностороннее, возможно появление асимметрии овала лица. На начальной стадии прием жидкости затрудняется тем, что при глотании она может попадать в носовую полость. По мере развития патологического процесса возникают проблемы с приемом пищи. Нередко пациенты жалуются на головные боли, головокружение, тошноту и вялость.
  • Псевдобульбарная. Речь пациента становится заторможенной, нечленораздельной, обрывистой. Произношение звуков «ш», «ц», «ч», «щ» и «р» значительно затрудняется. Из-за чрезмерно высокого тонуса мышц языка смягчаются шипящие звуки, а буквы «и», «е», «ы» искажаются и становятся более «жесткими». Плотное сжатие губ практически невозможно, поэтому отмечается вытекание слюны из уголков рта. У малышей грудного возраста нарушаются сосательные рефлексы и возникают проблемы с глотанием.
  • Корковая. Характерная симптоматика — затруднение в произношении согласных звуков, растягивание слов или фраз, голос становится гнусавым, будто человек говорит «в нос». Из-за поражения кончика языка сложно произносить переднеязычные звуки — «т», «д», «с», «з», «л». У детей нарушается концентрация внимания, письменная речь и чтение. У взрослых часто наблюдается депрессивное состояние из-за ухудшения речевых способностей.
  • Экстрапирамидная. Из симптомов при экстрапирамидной дизартрии отмечается нарушения психоэмоционального состояния, невнятные фразы, повторы некоторых звуков. Часто пациент произносит звуки, похожие на слоги «гы» и «кы». Непроизвольное сокращение мышц приводит к насильственной улыбке и открытию рта. При этом присутствует повышенное слюноотделение и скопление слюны в уголках губ. Речь имеет свойство меняться. Она то ускоряется, то, наоборот, замедляется.
  • Мозжечковая. Проявляется болезнь расстройством плавности и ритмичности проговаривания слов, а также отсутствием ударений. Во время произношения протяжных гласных голос пациента дрожит. Часто возникает непостоянство силы голоса. Речь, как правило, затруднена, человек находится в напряженном состоянии из-за невозможности произношения определенных звуков. Появляется гипергидроз (чрезмерное потоотделение). В большинстве случаев нарушается координация движений, а пережевывание твердой пищи затруднено.

Маленькие дети переносят нарушение тяжелее, чем взрослые. Объясняется это невозможностью правильно разговаривать. Часто заболевший ребенок теряет чувство уверенности и становится замкнутым.

Диагностика

Тщательное обследование и дальнейшая терапия производится врачом-неврологом и логопедом. В некоторых случаях могут потребоваться консультации других узкопрофильных специалистов.

Если голос пациента гнусавый, то для исключения опасных патологий в полости носа назначается осмотр отоларинголога. После тщательного визуального обследования назначается ряд диагностических мероприятий:

  • Электромиография (ЭНМГ) — диагностический метод, при помощи которого проверяется активность мышц, функциональность нерва, иннервирующего поврежденную мышцу, область поражения, степень тяжести повреждения нервов и мускулатуры.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — методика основывается на активизации клеток головного мозга. Проводится обследование при помощи специального аппарата с переменной магнитной волной. Процедура помогает определить возбудимость корковых нейронов, функциональность коры и взаимодействие определенных отделов мозга друг с другом. На основании полученных результатов врач делает выводы о работе речевых центров, а также зрительного аппарата, когнитивных функций (восприятие информации) и прочего.
  • Компьютерная томография (КТ) — исследование, позволяющее детально рассмотреть внутренние органы, костную ткань и сосудистую систему в разных проекциях. Процедура занимает всего 10—15 минут для каждого обследуемого органа, после чего врач получает послойное рентгеновское изображение, по которому ставит диагноз.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование жизнедеятельности головного мозга путем регистрации импульсов, которые исходят от его отдельных областей. Методика позволяет выявить патологические процессы, происходящие в головном мозге, а также оценить характер и степень тяжести нарушения.
  • Магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ) — сканирование органов с помощью магнитных волн, позволяющих получить высококачественное изображение. Диагностика рассчитана в первую очередь на выявление аномалий головного мозга и тщательное исследование сосудистой системы. Кроме этого, с помощью МРТ проверяются межпозвоночные диски, желчевыводящие пути и другие органы человека.

Диагностика — важнейший этап, позволяющий поставить достоверный диагноз и сделать правильное назначение. Это грозит тем, что выписанные медикаменты не принесут нужного результата, а болезнь будет прогрессировать.

Лечение

Основные цели терапевтических мероприятий — коррекция речи, нормализация речевого дыхания и устранение нарушений голоса.

Основой ортофонического метода постановки голоса при дизартрии является создание функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Логопеды составляют индивидуальный курс занятий, который состоит из шести этапов:

  • Рациональной психотерапии;
  • Коррекции физиологического и фонационного дыхания;
  • Тренировки кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
  • Автоматизации правильной фонации вокальными упражнениями;
  • Коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции;
  • Полной автоматизации новых навыков.

После предварительной психотерапевтической подготовки логопед направляет усилия на то, чтобы максимально увеличить подвижность сохранных зон голосового и речевого аппарата, развивать двигательную функцию голосовых складок.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты подбираются врачом в зависимости от вида патологии. Чаще всего назначаются следующие фармакологические группы:

  • Ноотропы — препараты, предназначенные для повышения умственных способностей и улучшение памяти. К таким лекарствам относится «Энцефабол», «Пантокальцин», «Пикамилон»;
  • Седативные (успокаивающие) — медикаменты, снимающие нервное перенапряжение, обладающие противотревожным воздействием. Наиболее популярные — «Персен» и «Ново-пассит»;
  • Блокаторы кальциевых каналов — нормализуют мозговое кровообращение, работу сосудистой системы, снижают риск развития кислородного голодания клеток головного мозга. Результативными препаратами считаются «Циннаризин», «Глиатилин» и «Инстенон»;
  • Метаболики — коррекция функций дыхательных функций, улучшение обмена веществ, нормализация мозгового кровообращения. Применяются при различных черепно-мозговых травмах, гипоксии и прочих патологических состояниях. Чаще всего назначают — «Церебролизат» или «Актовегин».

Лекарственные препараты группы ноотропов положительно влияют на высшие мозговые функции:

  • Улучшают память и умственную деятельность;
  • Стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки;
  • Облегчают процесс обучения.

Препараты энцефабол, фенибут, ноотропил, кортексин вводят внутривенно или внутримышечно, дают принять внутрь.

Занятия с логопедом

Индивидуальные методики разрабатывает логопед в зависимости от патологического состояния. В комплекс упражнений, как правило, входят:

  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения, развивающие голос (ортофония);
  • Дыхательная гимнастика;
  • Коррекция выразительности речи;
  • Лечение и коррекция нарушений письменной речи;
  • Восстановление читательских способностей.

Лечебная гимнастика

Одна из важных методик при дизартрии любой степени. Упражнения выполняются в домашних условиях на постоянной основе. Это могут быть повороты туловища, наклоны вперёд и прочее. При выполнении любых комплексных упражнений важно правильно дышать.

Глубокий вдох делается через рот, а медленный выдох через нос. Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение.

Массаж

Логопедический массаж при дизартрии нужно делать аккуратно, чтобы не причинить пациенту боль. Индивидуальный комплекс мероприятий разрабатывает логопед. Для улучшения артикуляционных способностей специалисты рекомендуют несколько техник массажных упражнений:

Область массирования 

Методика 

Язык 

Каждое упражнение выполняется не менее 5—7 раз. Для начала необходимо погладить язык указательным пальцем. Движение — спиралевидное. При этом нужно слегка надавливать, не злоупотребляя силой давления. Второй комплекс упражнений — умеренные пощипывания и поглаживания. Производятся от кончика языка до его середины.

Губы 

Массаж делается двумя пальцами. Движения — спиралевидные и волнообразные. Сначала аккуратно массируется верхняя губа, затем нижняя и уголки губ. Завершающий этап — поглаживания, лёгкие пощипывания и похлопывания.

Нёбо 

Сначала производятся поглаживания языком по направлению от клыков до середины нёба. Затем делаются похлопывания в том же направлении. Завершение — поглаживания нёба языком волнообразными движениями.

При условии регулярного выполнения логопедический массаж позволяет в достаточно короткие сроки достигнуть следующих позитивных сдвигов в лечении дизартрии:

  • уменьшение количества патологий артикуляционного аппарата;
  • нормализация функции мышц, ранее не задействованных;
  • улучшение дикции;
  • увеличение количества артикуляционных движений;
  • нормализация тонуса мышц лица.

Благодаря этому каждому пациенту оказывается квалифицированная помощь и подбирается самая результативная индивидуальная методика для лечения дизартрии.

Зондовый логопедический массаж

Логопедический массаж языка при дизартрии, выполняемый при помощи зондов, является уникальным методом коррекции нарушений речи, который способствует:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • улучшению состояния голоса;
  • постановке правильного произношения звуков;
  • улучшению эмоционального и психологического состояния;
  • нормализации речевого дыхания.

Зондовый массаж при дизартрии языка проводят по методике Е. Новиковой. Перед началом массажа выполняют гимнастические упражнения для языка:

  1. «Качели». Высунутый язык двигается от одного уголка рта к другому. Рот при этом открыт;
  2. «Дутьё». Пациент складывает губы в улыбку, язык укладывает на нижние губы и с усилием дует;
  3. «Лошадка». Необходимо «цокать» языком, обращая внимание на то, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Массаж лица

Для симуляции мышц пациентам, страдающим дизартрией, используются следующие приёмы:

  • Поглаживание и разминание лба. Логопед становится справа от массируемого и зигзагообразно движет разминающую правую руку поперек лба от носа до начала волос. Левую руку легким поглаживающим движением продвигает вдоль лба от лобных бугров до виска;
  • Разминание носа. Логопед ладонной поверхностью концевых фаланг большого и указательного пальцев правой руки производит слегка вибрирующее зигзагообразное движение от конца носа к его основанию и в стороны по крыльям носа, а левой рукой в это время поддерживает затылок;
  • Разминание скуловой области. Логопед двигает слабо сжатой рукой поперек лица, массируемого от средней линии наружу и одновременно вверх от нижней челюсти к скуловым костям до нижнего века. Если прием выполняется на правой стороне лица, логопед находится справа от пациента.

Чтобы выполнить разглаживание лобных мышц, логопед становится сзади, производит поглаживание указательными и средними пальцами обеих рук поперек лба от средней его линии до височной области. Вибрация лица выполняется согласно алгоритму:

  • логопед становится сзади;
  • четыре пальца обеих рук, кроме больших, располагает между скуловыми костями и нижней челюстью;
  • делает частые колебательные движения вперед и назад;
  • после нескольких таких движений на одной части лица переносит руки на другую часть.

Точечный массаж

Для восстановления речевой функции у пациентов с дизартрией рефлексотерапевты применяют точечный массаж.

Для лечения дизартрии и контрактуры мышц языка рефлексотерапевты используют тонизирующую методику точечного массажа. Воздействуют на следующие точки:

  • Сопряжения заднесрединного и наружного пяточного меридиана – находится на границе роста волос в мягкой части затылочного углубления;
  • Сопряжения переднесрединного меридиана и внутреннего поддерживающего меридиана» – находится под подбородком, на возвышении выступа гортани, под основанием языка (на верхнем крае щитовидного хряща;
  • Располагающуюся в углублении между сухожилиями локтевого сгибателя запястья и сгибателя пальцев (чтобы определить локализацию этой точки пациенту предлагают сжать кисть в кулак и пригнуть его к предплечью).

Точечный массаж пациент может также выполнять самостоятельно. Первые сеансы следует проводить под контролем рефлексотерапевта.

Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц

Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения следует проводить интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания.

Массажные движения делают 6–8 раз, 2–3 раза в день. Следующее упражнение выполняют вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. 6-8 раз дважды в день производят разминающие движения.

Психологическая поддержка при дизартрии

Постинсультное состояние является тяжелым стрессом для лиц, перенесших мозговую атаку, а, как известно, стрессы существенно усугубляют проблемы. В данный период больному, как никогда необходимы покой и забота окружающих, однако при этом они не должны демонстрировать его неполноценность, физическое и психическое нездоровье.

Восстановлением речевой функции больных после инсультов в Юсуповской больнице занимаются не только основные наблюдающие специалисты – неврологи, но и логопеды, физиотерапевты, психологи.

Реабилитационные мероприятия проводятся с использованием новейших медицинских методик, доказавших свою эффективность в мировой практике.

Профилактика

Чтобы избежать возникновения болезни, рекомендовано:

  1. Своевременно лечить абсцессы, инфекционные заболевания и прочие патологии.
  2. Избегать черепно-мозговых, спинномозговых травм и тяжёлых стрессов, нарушающих работу нервной системы.
  3. При работе с вредными веществами соблюдать меры безопасности, чтобы пары ядов не попадали в организм.
  4. Укреплять организм витаминными комплексами (по согласованию с врачом). Это поможет избежать кислородного голодания и нарушения мозгового кровообращения.
  5. Регулярно контролировать уровень кровяного давления, чтобы исключить нарушение кровообращения и сосудистой системы.

Прогноз

Прогноз напрямую зависит от степени тяжести заболевания и от того как быстро были начаты терапевтические мероприятия. При соблюдении всех рекомендаций специалиста полное восстановление речи при стертой дизартрии возможно, но лечение требует серьезного подхода. Нельзя пропускать занятия с логопедом и прием назначенных лекарств.

Обратите внимание. Болезнь легче предупредить, чем потом устранять ее негативные последствия. Поэтому меры профилактики дизартрии имеют важную роль в жизни человека.

Прохождение лечения в нашей больнице

Индивидуальный подход к каждому пациенту гарантирует благоприятную атмосферу на протяжении всего курса лечения и реабилитации. Основные направления клиники:

  • Лечение сложных невралгических патологий — рассеянный склероз, обширный инсульт и другие опасные болезни, вызывающие гибель определённых групп клеток головного мозга.
  • Помощь пациентам с онкологическими болезнями — химиотерапия, терапия, устраняющая болевые синдромы и болезненную симптоматику.
  • Лечение прогрессирующих заболеваний головного мозга — болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, болезнь Пика и другие редкие формы деменций.
  • Реабилитация пациентов после тяжёлых операций, химиотерапии, черепно-мозговых и спинномозговых травм, перенесённого обширного инсульта и лучевой терапии.
  • Эффективное лечение и коррекция речевых расстройств. В комплекс мероприятий входит постоянный контроль специалистов, физиотерапевтические мероприятия, лечебная гимнастика и занятия с логопедом, имеющим богатый опыт по успешному лечению дизартрии.

Обратившись в Юсуповскую больницу, пациент получает гарантию скорейшего выздоровления и максимально благоприятного исхода. Запись на консультацию к специалистам производится по телефону.

Заведующий отделением неврологии, врач-невролог, к.м.н.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Профильные специалисты

Консультация заведующего отделением неврологии, первичная 6 050 руб.

Консультация заведующего отделением неврологии, повторная 5 170 руб.

Консультация ведущего специалиста отделения неврологии, первичная 5 500 руб.

Консультация ведущего специалиста отделения неврологии, повторная 4 620 руб.

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Классификация

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.

Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.

Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.

  • У нас в печурочке серебряные чурочки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Нарушения речи у взрослых

Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.

Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:

  • плохой подвижностью языка;
  • неправильно сформированным прикусом;
  • повреждением ротовой полости;
  • плохим слухом;
  • пережитой стрессовой ситуацией.

Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:

  • Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
  • Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
  • Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
  • Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.

Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.

Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.

Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.

  • Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
  • Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
  • Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
  • Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
  • Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.

Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.

Для лечения ринолалии рекомендуется выполнение упражнений по укреплению артикуляционного аппарата и в частности мышц языка.

Необходимый результат дают следующие упражнения:

  • Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
  • Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
  • Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
  • Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.

Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.

Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. 

Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

  • Из чего состоит дикция речи
  • Как улучшить взрослому и подростку
  • Работа над дикцией и произношением
  • Упражнения для дикции и голоса
  • Упражнения для дикции и артикуляции
  • Скороговорки для развития дикции

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
    При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
    произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
    «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
    языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
    неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
    «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
    носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
    резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
    мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
    дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
    нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
    теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти щуку на зимнем водоеме
  • Как найти свой аккаунт на ноутбуке
  • Как исправить замечания в ворде
  • Как в коде страницы найти логин
  • Как найти номинальный ток вторичной обмотки