Как исправить нежелание учиться

Отвращение к домашним заданиям и нежелание идти в школу — не редкость для семей, где воспитывают школьников. Если заставлять ребенка учиться приходится постоянно, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов.

Фото: Университет «Сириус»

Вполне поправимой такую ситуацию считает педагог-психолог БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Вологда) Юлия Силинская. Необходимо найти нужную мотивацию. О том, как поддержать школьника и правильно замотивировать, сообщает портал Растимдетей.рф.

Почему ребенок не хочет учиться

Для начала необходимо выявить причины нежелания ребенка идти в школу. Обычно плохая успеваемость имеет объективные причины – продолжительная болезнь и отставание по программе, профессиональные занятия спортом, множество кружков, из-за которых мало времени остается на выполнение уроков. Другой причиной может быть равнодушие родителей к школьным делам сына или дочери, отсутствие помощи с их стороны или от учителей. Нередко взрослые лишь ограничиваются вопросами «Как дела?» или «Ты поел?».

Низкая мотивация может быть обусловлена также отсутствием у ребенка ограничений. При полной свободе дети не умеют преодолевать трудности и справляться с задачами. Довольно частой такая ситуация бывает у младших школьников, которых с дошкольного возраста не приучили к дисциплине.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Причиной нежелания учиться может стать протест. Тогда ребенок заявляет родителям: «Пока не купите мне игрушку (планшет, новый телефон), я в школу не пойду».

Одной из самых «незаметных», но важных причин низкой мотивации к учебе является простое неумение учиться. Зачастую взрослые убеждены, что научить этому детей должны в школе. Но это не совсем верно. Никакой учитель не может полностью контролировать усвоение знаний всех своих учеников. Таким контролем нужно заниматься родителям.

Какие способы повышения учебной мотивации существуют

Одним из наиболее действенных способов повысить учебную мотивацию является помощь ребенку в овладении учебной деятельностью. Родителям младших школьников нужно не только проверять результат работы, но и процесс ее выполнения.

Если они видят ошибку, не следует торопиться тут же ее исправлять. Стоит спросить у ребенка, как именно он получил такой результат. Если видно, что ребенок не усвоил материал, нужно вместе его изучить и исправить ошибку. На это требуются время и усилия. Однако при таком подходе дальше ребенок сможет учиться сам, следуя привычному алгоритму.

Другой способ повысить мотивацию к учебе — обеспечить ребенка рабочим местом для домашних заданий. Это дисциплинирует, ребенок привыкает к обязательности выполнения уроков. У него должны быть свой стол и полка для учебников и тетрадей. Не следует разрешать делать уроки на кухне или перед телевизором, на полу.

К тому же, уроки важно делать в определенное время – так школьник быстрее будет погружаться в работу. Лучше выполнять задания днем, не откладывая их на поздний вечер. Также полезно выработать привычку обязательно и систематически делать уроки. Школьнику важно понимать: что бы ни случилось, домашнее задание должно быть выполнено хорошо, что учеба по своей важности равнозначна самым серьезным взрослым делам.

Не стоит отвлекать ребенка от домашних заданий. Учеба должна представляться как ценность и большой труд, нужно постараться привить уважение к умственному труду.

Фото: пресс-служба Министерства просвещения

Еще одним эффективным способом мотивации считают организацию совместной деятельности членов семьи. Это особенно важно подросткам, когда родителям предстоит завоевать доверие и отрегулировать общение. В процессе формирования доверия проявляются причины отрицательного отношения ребенка к учебе. Полезно вместе отдыхать, поддерживать семейные традиции (праздничный обед, посещение родственников, благотворительность и т. д.).

Обязательное условие мотивации — похвала

Хвалить важно даже за кажущиеся незначительными успехи. Стоит сравнивать сегодняшние результаты с предыдущими. Это значительно повышает самооценку ребенка, он становится уверенным в себе и собственных силах, понимает значимость учебы.

Иногда помогают смена класса или школы. Эффективность возможна лишь при наличии серьезных проблем с одноклассниками либо учителем, когда другие способы безнадежны. Повышает мотивацию к учебе и освобождение ребенка от дополнительных занятий и кружков. Этот способ действует, когда главной причиной нежелания учиться выступает физическая усталость.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Не менее действенно заинтересовать ребенка в учебе на личном примере. Он эффективен, если родители своими действиями демонстрируют положительный пример (учатся новому, посещают выставки и театры, читают), а не просто рассказывают о том, что «в твоем возрасте я отлично учился и много читал». Если вы помогаете ребенку в учебе, важно не делать задания за него, нужно помочь ему разобраться в материале.

Еще один способ повысить мотивацию — обратиться к специалисту (психологу или профильному врачу). Это необходимо сделать, если у ребенка есть какое-то заболевание либо он пережил стресс.

Способы мотивации, которые не работают

Бесполезно убеждать ребенка в необходимости и важности учения («Много будешь зарабатывать», «В хороший вуз поступишь» и т.п.). Отложенный результат, которого можно ждать даже через несколько дней, а уж тем более лет, совсем не привлекает. Поведение школьника определяется короткой мотивацией и близким результатом.

Вознаграждать материально за успехи – не слишком эффективно. В таком случае ситуация может оказаться перевернутой: «Нет поощрения — не буду учиться». Также не нужно лишать ребенка удовольствий за промахи в учебе. Если после наказания двойка и будет исправлена, то исключительно от страха. Неуспех в учебе – не повод к наказанию, он сигнализирует о необходимости помочь ребенку усвоить какую-то тему.

Просить учителя заинтересовать ребенка учебой — также бесполезно. Педагог не в состоянии одновременно сделать отличниками 25 ребят. Он лишь контролирует результат выполнения определенных заданий, а не то, каким образом школьник их выполняет.

Учеба в школе — это нелегкий труд.  Задача взрослых — сделать ее увлекательной и познавательной, создать условия, при которых ребенок сам стремится узнать что-то новое потому, что ему интересно, а не за подарок или из страха.

«Для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели».

Мотивационная сфера личности

Определимся, какие понятия входят в мотивационную сферу личности. Прежде всего, это потребности — то, в чем нуждается человек. Затем мотивы — движущая сила — они проявляются в поведении и приводят к цели. В психологии мотив — это главный двигатель, главная причина, побуждающая нас к действию.

По Теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мотив — это «опредмеченная потребность», потребность — желание устранить дискомфорт (не всегда осознаваемое), а цель — результат сознательного выбора, целеполагания. Простой пример: жажда — это потребность, питье воды — это мотив, а стакан с водой — это цель.

Если пить воду не для того чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает.

Всем знакома пирамида потребностей Маслоу. Познание находится в верхней части, а значит, без закрытия базовых физиологических потребностей у ребенка не открывается тяга к знаниям.

«Невозможно и совершенно не нужно заставлять каждого ребенка обожать учебу». 

Если раннее обучение, которое сейчас так модно, не было слишком интенсивным для дошкольника, то он не потеряет тягу к учебе в школе.

Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и живет, если это занятие связано с потребностями человека; если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты; если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе; и, наконец, если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей.

Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ребенок искренне хотел учиться?

«Игра — ведущая деятельность маленького ребенка. И даже обучение проходит легче, если облечь его в игровую оболочку». 

По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться. Так в чем же причина? Виноваты ли в таком спаде детской активности учителя и родители? Увы, но чаще всего вклад в эту негативную статистику вносят взрослые с обеих сторон.

Что делать, чтобы избежать этого? Во-первых, на этапе предшкольной подготовки очень важно формировать позитивную мотивацию достижения, познания. Во-вторых, ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается.

Совет родителям маленьких детей: почитайте публикации Марьяны Михайловны Безруких — директора института возрастной физиологии, психолога, нейрофизиолога.

«Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию!»

Когда страдает формирование учебной мотивации?

Мотивация притупляется или вовсе исчезает в нескольких случаях.

Первый. Не учитываются возрастные особенности развития детей. Например, чтобы было хорошее внимание, у ребенка должны быть сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности. Эти механизмы полностью формируются к 9 годам. Поэтому необходимо не заставлять, а организовать процесс так, чтобы эффективно использовать те минуты, когда ребенок может сконцентрироваться.

Второй. Интенсивность подачи материала слишком высока, темп деятельности непосильно быстрый. Все дети с разной скоростью осваивают учебу. И это абсолютно нормально. Привыкайте к тому темпу, в котором первокласснику комфортно работать. В конце концов, сорта яблок тоже разные — одни созревают к середине лета, а другие — к ноябрю.

Третий. Не учитывается возрастная необходимость многократного повторения материала. Не бойтесь повторять пройденное вместе с ребенком — такая практика однозначно пойдет на пользу.

Четвертый. Ребенок работает на пределе своих возможностей. Включайте щадящий режим. Лучше чуть-чуть НЕДО-, чем ПЕРЕгрузить.

«Не может или не хочет?» — на этот вопрос поможет ответить психолог. 

Сдвиг мотива на цель

Автор методики – А. Н. Леонтьев.

Детям не всегда интересна учеба. А многое попросту дается с трудом: чтение, письмо, счет. Но изначальный мотив может измениться в ходе выполнения действия, когда деятельность, которая нам не нравится в самом начале, постепенно начинает наполняться особым смыслом, и в результате мы уже хотим заниматься этой деятельностью!

Пример. Изначально ученик читает книгу, потому что есть четкая цель: он должен завтра ответить. Предмет не нравится ученику, но он внимательно читает. Действие чтения не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое, и если урок отменят, он сразу же перестанет читать. Но если по ходу чтения и подготовки возник интерес, новость об отмене урока не остановит ученика. Произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Мотив ответа и получения отметки сдвигается на мотив чтения интересного текста.

Упражнение

Чтобы понимать, как у ребенка работает механизм сдвига мотива на цель, проследите, когда такое происходило в вашей жизни.

1. Приведите пример из личной жизни, когда произошел сдвиг мотива на цель.
2. Проследите путь трансформации цели в мотив: как менялись чувства, когда
появился интерес?
3. Какие условия способствовали переходу?

«Наша задача — создать условия, чтобы у ребенка появились первые успехи. А дальше дела будут налаживаться».

Повышаем мотивацию младшего школьника

Вместе ставим вполне конкретные цели:

  • исправить двойку по русскому языку;
  • полностью делать домашние задания;
  • не выкрикивать, а поднимать руку на уроке и т.д.

При формировании целей обязательно учитывайте реально действующие, актуальные мотивы ребенка. Например, качественно выполнять домашнее задание ему может быть нужно, чтобы:

  • получить хорошую отметку,
  • получить похвалу учителя или мамы,
  • быть лучшим учеником,
  • хорошо знать предмет,
  • чтобы его не ругали дома, не наказали,
  • не исключили из спортивной секции,
  • купили велосипед и т. д.

На первом этапе важно подключить именно актуальные мотивы самого ребенка, а уже потом реально действующие мотивы могут выйти на более высокий уровень. Например, ученик сначала привыкает вовремя делать уроки, чтобы успеть поиграть, а потом, когда вследствие этого у него улучшается успеваемость, он начинает лучше разбираться в предмете, ребенку становится все интереснее учиться! Мотив постепенно меняется, переходит на цель — учебу, познание.

Приемы, помогающие идти к успеху

  1. «Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых
  2. ребёнок получает возможность получить хороший результат.
  3. «Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности. Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника.
  4. «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности.
  5. Ошибка — это возможность! Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения.
  6. Умение видеть маленькие результаты. Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.

Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)

Инструкция: выберите ответ «да» или «нет». Ответ, который первый приходит в голову, часто является наиболее точным.

  1. Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
  6. трудности.
  7. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  8. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  9. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
  10. внешнего контроля.
  11. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
  12. моей деятельности ухудшается.
  13. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  14. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  15. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  16. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  17. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
  18. чем нереально высокие.
  19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  20. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  21. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  22. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается,
  23. даже если задание достаточно трудное.
  24. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  25. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех.

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12-13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

«Стремясь к успеху, будьте реалистами. Неудачи — это тоже часть жизни».

А. Н. Леонтьев отмечал, что в подростковом возрасте становится актуальной задача сопоставления мотивов, поиск смысла:

  • Что для меня важнее всего ?
  • Что всего важнее для другого?
  • Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?
  • Почему я делаю это так, а не иначе?

Начинает складываться осознанная система, иерархия мотивов. Ведущая деятельность подростка — не учеба, а общение!

Возрастные физиологические особенности подростка

У многих подростков с 5 класса наблюдается период подростковой лени, которая обусловлена еще и физиологическими особенностями.

Причины нежелания учиться

Ощущение себя взрослым. На первый план выходят общение, личные переживания, дружба и любовь.

Скука. По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов.

Неуспеваемость. Непонимание предмета, накопление пробелов приводят к чувству безысходности

Страх перед предстоящими экзаменами. «Как ты будешь сдавать ОГЭ/ЕГЭ?»

Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка в школе и на дополнительных занятиях сильно возрастает. 59% школьников сталкиваются с дефицитом времени.

Неблагоприятные отношения в семье. Плохо влияют на учёбу подростка: скандалы, агрессия, попустительство, аморальное поведение родителей, отсутствие личного пространства и другие факторы.

Серьезные нарушения оптимального режима. Многие испытывают недосыпание, зависают в интернете, нерационально питаются, мало бывают на свежем воздухе.

Проблемы с здоровьем. Подростки с ОВЗ, хроническими заболеваниями, СДВГ, неврологическими проблемами, как правило, менее успешны.

Конфликты с учителями. В возникающих конфликтах необходимо своевременно разбираться, привлекая психологов.

Неудовлетворительные отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени. При конфликтах с одноклассниками страдает не только учёба, но и психологическое состояние подростка в целом. В этом, как и во многих других случая, рекомендована работа с психологом.

Депрессивные реакции. На фоне психического неблагополучия резко падает интерес к учебе, появляется апатия, отсутствие каких-либо желаний. Рекомендовано обратиться к психологу, а возможно, и к психотерапевту, психиатру.

Как мотивировать подростка?

Для начала поймите причину нежелания учиться. Но, возможно, подросток и сам о ней не знает. Помогите ребенку осознать ценность обучения и понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребенок готов вас слушать. Если подросток увлекается чем-то — покажите, как его увлечение связано со школьными предметами.

Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Успешность в чем-то одном
может мотивировать на приложение усилий в другой. Дайте подростку возможность поделиться с окружающими своим увлечением (проекты, выступления, волонтерство…).

Давайте материал для сравнения, приводите жизненные примеры людей, которые не сразу, а через преодоление и труд пришли к хорошим результатам. Помогите искать правильные ориентиры.

В приоритете — сохранение и укрепление хороших человеческих отношений. Принимайте личность каждого ученика в целом, опирайтесь на его сильные стороны, не критикуйте действия, поведение, отдельные результаты. Проявляйте терпение и подходите с оптимистической гипотезой и к своему подростку, и к себе!

Что мешает мотивации старших школьников?

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
  • желание самому выбирать для изучения только те предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ;
  • предэкзаменационный стресс, разнообразные страхи; депрессивные состояния;
  • неудовлетворенность формой учебных занятий, некоторые ощущают недостаток творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя и родителей;
  • чувство взрослости и ценность отношений;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

Наметив вместе со своим ребенком будущую профессию по его выбору (как дальнюю цель), можно прийти к ближайшей цели — успешному окончанию средней школы (получению аттестата, высоким баллам на ЕГЭ, получению качественных знаний).

«Помощь в профессиональном самоопределении — важнейший инструмент мотивации!»

Найти мотивацию к учебе не так просто даже взрослым людям. С детьми еще сложнее: уроки могут надоедать, казаться скучными и бесполезными. Рассказываем, как зажечь искру в ребенке и мотивировать его учиться

Об эксперте: Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» «Учи.ру».

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не хочет учиться. Дети, особенно младшего возраста, не умеют самостоятельно работать с мотивацией. Для многих учеба становится скучной обязанностью, в которой они не видят большого смысла. У ребенка падает интерес, стремление заниматься, и ухудшаются оценки. Ему интереснее сидеть в телефоне, смотреть смешные видео и проводить время с друзьями. Первая мысль, которая может прийти в голову родителя — заставить.

Но принуждение — не самый действенный способ: ребенок может начать еще больше сопротивляться. Чтобы справиться с проблемой, стоит сначала поискать не способы ее решения, а корни. Отсутствие мотивации, например, может быть связано со взаимоотношениями учителя и ученика. Неосторожные слова педагога, брошенные во время урока, могут привить неприязнь к предмету и повлиять на желание учиться. Среди других возможных причин — плохие отношения с одноклассниками, буллинг, низкая самооценка и чрезмерная загруженность.

Если ребенок чувствует себя неуверенно, подвергается давлению со стороны учителя или других учеников, то схожее отношение со стороны родителя только загонит его в угол. Первое, что нужно сделать, если ребенок потерял мотивацию учиться, — попробовать с ним поговорить и сделать это в максимально дружественной форме. Спросить об отношениях с учителями, одноклассниками, узнать, не устает ли он и что можно сделать, чтобы он чувствовал себя лучше. Сказать, что вы его понимаете, так как сами проходили через школьные годы и знаете, как это сложно. Ребенок должен видеть, что у него есть поддержка со стороны родителя и ему есть к кому обратиться за помощью. В случаях, когда ребенок замыкается и не хочет идти на контакт, можно подключить детского психолога, который поможет справиться с ситуацией.

Фото:Sharon McCutcheon / Unsplash

Главное — помнить, что отсутствие интереса к учебе не говорит о том, что с ребенком что-то не так. Нежелание учиться можно сравнить с нежеланием взрослого человека работать. Оно часто возникает при проблемах с коллективом, грубых начальниках, монотонных задачах и переработках. Как только человек находит любимую работу, где к нему хорошо относятся, поддерживают и предлагают задачи, схожие с его интересами, его мотивация растет и он начинает трудиться с удовольствием. То же происходит с ребенком. Если изменить подход к обучению, у него появится интерес, а все проблемы уйдут в прошлое. Важно знать, где искать проблемные точки.

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

  • Ребенок не ладит с учителем

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя. Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету.

  • Слишком много заданий

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

  • Ребенку сложно учить предмет

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

Фото:Pixabay

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

  • Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

  • Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики. К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Фото:Kelly Sikkema / Unsplash

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

  • Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

  • Ребенок бросает факультативы

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

Ребенок постоянно играет с гаджетами

Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.

Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.

Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.

Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.

Что почитать по теме

  • Статья «Мела» об игровых моделях в школьном образовании;
  • Материал «Хабра» о том, как вовлеченность детей влияет на достижение поставленных целей и удовольствие от образования;
  • Подборка воспоминаний успешных ныне ИТ-специалистов о своих школьных годах на vc.ru.

Материалы РБК Трендов:

  • О том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии;
  • Как привить ребенку любовь к иностранным языкам;
  • Отдельно — как привить ребенку любовь к чтению в целом;
  • Почему цифровые технологии — это будущее школьного образования.

Содержание

  1. Отсутствие мотивации
  2. Проблемы во взаимоотношениях «учитель — ученик»
  3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг
  4. Неблагоприятная семейная обстановка
  5. Родительский сверхконтроль
  6. Низкая самооценка, неуверенность в себе
  7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы
  8. Хвалить за успехи, даже за самые незначительные
  9. Указывать на позитивные изменения
  10. Делать акцент на хороших качествах ребёнка
  11. Не требовать многого
  12. Разделять переживания
  13. Не сравнивать ребёнка с другими детьми
  14. Не ругать за плохие оценки
  15. Договариваться
  16. Подавать пример
  17. Учитывать желания и стремления ребёнка
  18. Нанять репетитора
  19. Рассказать о настоящих выгодах учёбы
  20. Прививать полезные привычки

«Нет слова „не хочу“, есть слово „надо“» — распространённое выражение, которым пользуются родители, чьи дети отказываются делать что-то, чего они не хотят. Например, учиться. Это и ещё десяток других демотивационных выражений начинают использовать, когда дипломатичный подход уже не помогает. В ход идёт старый добрый «кнут», но уже без пряника. И сначала может показаться, что метод работает и приносит результаты, ведь от такого жёсткого контроля оценки действительно становятся лучше. Но, к сожалению, продолжается это недолго. 

В итоге ребёнок лишь учится обманывать и хитрить, параллельно начиная ненавидеть всё, что связано с образованием. Чтобы этого не случилось, следует перефразировать выражение, заменив слово «надо» на «хочу».

На запрос «как заставить ребёнка учиться» поисковик выдаёт более двух миллионов результатов. О некоторых причинах мы подробнее рассказали в этом видео:

Очевидно, что с этой проблемой сталкивается огромное количество родителей. Причин, почему дети отказываются учиться, много. Первое, на что следует обратить внимание, — насколько хорошо у ребёнка развиты психические процессы: память, внимание, логика. Ведь благодаря им дети лучше понимают и запоминают прочитанное, легко фокусируются на задачах и начинают заниматься самостоятельно.

Кроме того, современная система образования выстроена таким образом, чтобы дать детям максимальное количество знаний и на выходе получить подготовленных специалистов. Но мало кто задумывается о том, как правильно эти знания преподносить. У детей нет никаких алгоритмов и технологий самообучения, чтобы каждое действие ребёнок выполнял легко, осмысленно и понимая, зачем и какой результат он получит.

Например, онлайн-курс «Учись Учиться» предлагает методики усвоения знаний, помогает повысить эффективность учёбы, развить логику, память и аналитические способности. Курс помогает школьникам понять, что учёба может быть лёгкой и весёлой, а полученные навыки помогут стать ответственным, самодостаточным и образованным.

Теперь рассмотрим другие, более очевидные причины плохой учёбы.

Отсутствие мотивации

Порой даже взрослому человек трудно заставить себя пойти утром на работу, притом что он понимает, для чего ему это. А теперь представьте ребёнка, которому непонятно, зачем ему каждый день ходить на занятия, если за это даже не платят. Дело в том, что дети, особенно в младших классах, не понимают важности и нужности процесса обучения. Из-за этого им становится скучно и неинтересно слушать учителя и тем более тратить время на домашние задания. Важно не заставлять ребёнка учиться «через не хочу», а спокойно объяснять, для чего ему образование. Показывайте, рассказывайте на примере известных инфлюенсеров, используйте школьные знания в жизни и обязательно хвалите за все действия ребёнка. Положительные подкрепления — важная составляющая в построении мотивации.

Негативная мотивация (страх, боль, долг, стыд) травмирует ребёнка, сковывает его интеллектуальную активность и рушит доверие к родителям. Есть много позитивных инструментов. Например, система поощрений. Ребёнок неделю делал домашнее задание самостоятельно? Это повод сходить в любимое кафе-мороженое или заказать пиццу.

На бесплатном марафоне «Мотивации и обучения детей» мы расскажем, как замотивировать ребёнка на учёбу в школе, чтобы он начал учиться самостоятельно, перестал мучиться с домашним заданием и мучить вас.

Проблемы во взаимоотношениях «учитель — ученик» 

Может случиться так, что учитель не согласен с позицией ученика по какому-то вопросу, и это негативно влияет на оценки по предмету. Может быть, что ученик сам спровоцировал конфликт своим поведением, на что учитель отреагировал двойкой в дневнике. Или проблема возникла из-за неосторожной критики в адрес ученика. Ситуации бывают разные, но они могут отбить у школьника желание учиться. В этом случае следует поговорить с ребёнком, узнать, что его беспокоит. После чего также поговорить и с учителем, чтобы понять, в чём кроется причина конфликта, и постараться устранить его.

Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на ребёнка со стороны другого ребёнка или группы детей. С травлей сталкиваются практически все ученики: кто-то непосредственно участвует в ней, кто-то становится жертвой, а кто-то наблюдает за происходящим. Буллинг становится причиной тому, что ребёнок начинает прогуливать, не хочет учиться и закрывается в себе. Это очень серьёзная проблема, которая может негативно повлиять на личность ребёнка. Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, предложите ему поговорить. Чем раньше вы узнаете о проблеме, тем легче с ней будет справиться.

Неблагоприятная семейная обстановка

Если в семье родители постоянно ссорятся, выясняют взаимоотношения, делая это на глазах у ребёнка, ему становится трудно фокусироваться на учёбе. Как можно думать о решении задачи по математике, когда вокруг крик и шум? 

Родительский сверхконтроль

Иногда родителям очень важно контролировать всё, что происходит с родными в семье и за её пределами. Сюда же попадает и школьная жизнь ребёнка. Речь идёт не просто об оценках, а даже оформлении рабочих тетрадей, дневника или подготовке подарка однокласснику на день рождения. Ни о какой мотивации и речи быть не может, ведь мама или папа всё решит.

В итоге родителям приходится заставлять ребёнка учиться. Но делать это категорически не стоит. Почему? Рассказываем в этом видео: 

Получить комплексное решение проблемы образования ребёнка можно на нашем бесплатном онлайн-занятии «Как мотивировать ребёнка учиться самостоятельно».

Низкая самооценка, неуверенность в себе

Проявлять себя в школьной жизни неуверенным детям сложно. Задать вопрос учителю, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание — целая проблема. Если при этом ещё и дома родные предъявляют к ребёнку завышенные требования, жёстко критикуют за малейшую провинность, называют ленивым, то рано или поздно он закроется в себе и пойдёт по пути наименьшего сопротивления: начнёт прогуливать уроки, перестанет выполнять домашнее задание и будет приносить плохие оценки. Зачем стараться, если старания не будут оценены.

Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. Например, в понедельник, среду и пятницу — английский язык и бассейн, по вторникам — баскетбол, а в четверг — художественная школа. Но в результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Школьник становится ленивым и начинает откладывать выполнение уроков. Преследуя даже самые благие цели, родители забывают, что ребёнок не робот и отдых ему необходим так же, как и взрослому человеку.

13 советов для родителей, как замотивировать ребёнка на учёбу 

Хвалить за успехи, даже за самые незначительные

Не надо ждать от ребёнка стопроцентного успеха, чтобы похвалить его. Важно замечать любой прогресс. Причём возраст ученика не имеет значения. Подростки, как и ученики младших классов, тоже нуждаются в поддержке и похвале. 

Указывать на позитивные изменения

Если ребёнку что-то даётся сложно, всё равно поддерживайте его каждый раз. Можно говорить: «Ничего себе! Посмотри, насколько ты стал лучше это делать! Если будешь продолжать в том же духе, то сделаешь вообще на отлично!» Но никогда не говорите что-то вроде: «Ещё немного постараться, и тогда будет нормально». Такими фразами вы обесцениваете маленькие достижения. 

Делать акцент на хороших качествах ребёнка

Важно понимать, что жизнь ребёнка не крутится только вокруг школы. Родителям следует всегда подмечать хорошие качества своего чада, даже если это такие далёкие от учёбы характеристики. Например, если ребёнок умеет помогать другим, обладает харизмой, отличным чувством юмора, обаянием или превосходно умеет договариваться — указывайте ему на эти качества. Такой акцент поможет в создании адекватной самооценки, которая, в свою очередь, создаст уверенность в своих силах.

Не требовать многого

От переутомления и выгорания не защищён никто, даже школьник. Просто представьте, какую нагрузку испытывает ребёнок, который учится в школе, потом идёт на несколько кружков, а затем приходит домой и садится за домашнее задание. Не требуйте от ребёнка, чтобы он был идеальным. Нормально, что какие-то предметы даются ему сложнее и школьнику требуется больше времени, чтобы понять их.

Разделять переживания

Если ребёнок говорит вам, что не любит какой-то предмет, не ругайте его, а разделите с ним переживания. К примеру, можно сказать: «Да, я понимаю, ты так не любишь физику, но её нужно изучать. Ты всегда можешь поделиться со мной своими мыслями, чтобы мы обсудили то, что ты чувствуешь». 

Не сравнивать ребёнка с другими детьми

Сравнения всегда только провоцируют обиду и практически не влияют на мотивацию. Успехи «сына маминой подруги» никак не помогут ребёнку исправить оценки и начать учиться самостоятельно, а лишь вызовут нежелание учиться по принципу «всё равно у меня ничего не получится».

Чтобы помочь ребёнку делать то, что нужно и важно, следует «собрать» универсальную мотивацию. На наших бесплатных уроках курса по мотивации детей мы расскажем о причинах демотивации и что с этим делать, почему нельзя заставлять ребёнка хорошо учиться, а также как изменить поведение ребёнка и вернуть доверие и открытость в детско-родительские отношения.

А в этом видео мы рассказываем о том, как изменится поведение детей, если вы перестанете заставлять их учиться:

Не ругать за плохие оценки

Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Плохая оценка только показывает, что надо больше стараться, чтобы улучшить результат. Если наказывать школьника за плохую оценку всевозможными ограничениями, его мотивация будет негативной. А она формирует либо страх, либо нигилизм. 

Договариваться

Договор — это один из самых надёжных и действенных инструментов при работе с детской мотивацией. Сразу стоит отметить, что договор должен быть выгоден не только вам, но и ребёнку. Нельзя требовать от школьника пятёрок, не предлагая ничего взамен. Например, вы можете сказать: «Если ты неделю будешь самостоятельно выполнять домашние задания, на выходных мы с тобой сходим в кино». Или: «Если ты хорошо напишешь контрольную работу, можешь пригласить друзей и поиграть с ними в приставку на выходных».  

Мотивация — это целое искусство. Чтобы ребёнок захотел самостоятельно заниматься, необходимо найти верный подход. На практическом онлайн-курсе для родителей мы расскажем, как настраивать родительский авторитет и правильно договариваться с ребёнком, чтобы он не подводил вас и не срывал соглашения. 

Подавать пример

Бессмысленно пытаться приучить ребёнка делать уроки, пока вы листаете TikTok или смотрите сериал, например. Дети любят копировать родителей. Так что если цель — привить ребёнку любовь к чтению, отложите смартфон и почитайте интересную книгу.

Учитывать желания и стремления ребёнка

Чтобы мотивировать детей, надо учитывать их интересы. Спросите ребёнка, какое занятие ему по душе. Если он интересуется кино, стоит придумать, как связать сценарное мастерство с желанием учиться. Можно придумать интересные задания: например, предложить начать писать увлекательный сценарий про школу, чтобы учёба начала казаться более интересной.

Нанять репетитора

Если какой-то из предметов даётся ребёнку особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора. О том, как правильно выбрать специалиста, читайте в нашей статье.

Рассказать о настоящих выгодах учёбы

Детям непонятно, зачем родители каждое утро рано встают и едут на работу, зачем повышают квалификацию, стремятся к повышению. Именно поэтому не стоит начинать разговор о том, что пятёрки означают безбедное будущее. Лучше рассказать о реальных выгодах учёбы, например о том, что она сделает его более свободным, даст возможность попробовать себя в разных сферах, понять, что ему действительно по душе, и выбрать подходящую профессию.

Прививать полезные привычки

Любознательность подпитывается привычкой узнавать что-то новое. А это одно из лучших качеств, которое мотивирует человека развивать интеллект на протяжении всей жизни. Прививать полезные привычки вроде чтения важно, но главное — сочетать их с интересами самого ребёнка. Например, если он ненавидит математику — перестаньте покупать ему развивающие книги. Лучше начните вместе решать логические задачки, рисовать или учить английский язык. Прививайте те привычки, которые мозг не будет отторгать.

Как заставить ребёнка заниматься? Никак. А вот замотивировать с помощью наших советов и рекомендаций вполне реально.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Хорошая успеваемость в школе — это важное и необходимое условие для достижения успеха в жизни. Столкнувшись с упорным нежеланием учиться со стороны младшего школьника, мамы и папы начинают нервничать, бросаться в крайности. В ход идет наказание, запугивание или обязательные подарки за пятерки. Эти действия, зачастую, не только не помогают, но и усугубляют ситуацию. Как научить ребенка учиться с желанием — далее в статье.

Причины плохой успеваемости

Прежде чем бороться с нежеланием ребенка учиться, нужно выяснить причины его поведения. Их может быть несколько:

  • Ребенок психологически не готов к занятиям. 7 лет — оптимальный возраст для начала обучения. Даже если малыш хорошо развит, а вам кажется, что еще год в детском саду — лишняя трата времени, не торопитесь отправлять его в школу. Ведь шестилетке, в силу своего возраста, будет тяжело сидеть длительное время без движения на уроках или подчиняться определенным правилам.
  • Недостаточная подготовка к школе. Требования к нынешним первоклассникам кардинально отличаются от тех, которые предъявлялись ранее. Дети, поступающие в школу, должны уметь считать, читать, иметь подготовленную к письму руку. Если он не посещал ДОУ, а родители не смогли привить этих навыков, малышу будет сложно угнаться за сверстниками. Отсюда — разочарование, снижение самооценки и, как следствие, нежелание посещать школу.
  • Завышенные требования. Взрослые хотят, чтобы школьники проводили время только с пользой. Родители стараются записать их в самую лучшую, специализированную школу, одновременно — в музыкальную, спортивную, хореографическую, художественную. Часто при этом детское желание не учитывается. В результате малыш вынужден учиться на пределе своих сил, заниматься тем, что ему не интересно. Подумайте, может вы чересчур много требуете?
  • Конфликт с учителем. Он не обязательно имеет открытую форму. Многие впечатлительные дети, случайно услышав нелестный отзыв о себе от учителя, начинают испытывать к педагогу неприязнь, теряют желание ходить в школу.
  • «Токсичное» окружение. Скандалы в семье или унижение, насмешки со стороны одноклассников, вынуждают ребенка замыкаться в себе, ведут к задержке нервно-психического развития. О желании учиться в такой обстановке не может быть и речи.
  • Скучные уроки. Для учеников младших классов важно, чтобы обучение проходило в активной игровой форме. Преобладание на уроках самостоятельного изучения материала по учебнику или переписывание упражнений, снижают интерес к предмету. Если же они слышат или видят что-то интересное, чувствуют, как учитель сам увлечен, начинают с радостью ожидать уроков.

Это лишь несколько очевидных причин, по которым дети теряют интерес к учебе и переходят в разряд «хронически неуспевающих». Чтобы устранить такие проблемы, нужно наладить доверительные отношения с ребенком, почаще бывать в школе, разговаривать с учителем, другими родителями, приглашать в свой дом одноклассников, активно интересоваться их школьной жизнью.

Если малыш пошел в школу подготовленным, отношения с окружающими — дружеские, нагрузка — по силам, педагог — профессионал, то стоит задуматься о еще одной важной причине нежелания учиться — отсутствия мотивации.

Что такое мотивация

Мотивация — это некая совокупность факторов, побуждающих человека совершать определенные действия для удовлетворения своих потребностей, достижения целей и решения задач. Мотивы для успешного обучения делятся на внешние и внутренние.

  1. Внешние

К этому виду относятся награды и наказания. Многие родители отдают предпочтение именно такой мотивации. Однако психологи уверены, что метод «кнута и пряника» не прививает желание учиться, а заставляет находить простые способы получить обещанную награду или избежать наказания. Отсюда — желание списать, обмануть, переложить выполнение домашних заданий, а также ответственность за их правильность на родителей, сокрытие плохих оценок или замечаний учителя.

  1. Внутренние

Примером такого вида мотивации может служить осознание ребенком того, что хорошая успеваемость в школе позволит сдать экзамены, поступить в институт, получить интересную специальность, стать уважаемым человеком. Такие стимулы подойдут для старшеклассников. Увлечь тех, кто только пришел в школу, далекими, призрачными целями невозможно. Здесь важны мотивы:

  • Познавательные. Дети любопытны от природы и, как правило, пытаются больше узнать. Интерес вызывает как конечный результат, так и сам процесс обучения.
  • Коммуникативные. Стать двоечнику членом команды и принять участие в интересной интеллектуальной игре нереально. Многие дети, пытаясь расширить круг общения, стать «своим» в определенной группе, изо всех сил пытаются повышать свой уровень знаний.
  • Развитие своих способностей. Дети любят заниматься тем, что им нравится. Имея ярко выраженные склонности к точным наукам или гуманитарным, ученики стремятся их развивать. Учеба начинает приносить им удовольствие.  
  • Эмоциональные. Чувствовать себя уверенно на любом уроке, гордиться своими достижениями — важные стимулы для учебы.

Мотивация может меняться в зависимости от возраста ребенка, а задача родителей — помочь ее сформировать и укрепить.
Как повысить мотивацию к учебе
Мотивация к обучению формируется не за один день, подумать об этом нужно задолго до того, как ребенок пойдет в школу.  Развивать любознательность, самостоятельность, целеполагание, упорство, внимание и усидчивость нужно еще в дошкольном возрасте. Для занятий подойдут специальные игрушки, побуждающие к размышлению, вызывающие интерес к познанию неизвестного. К примеру:

  • бизиборды;
  • конструкторы;
  • шнуровки;
  • сортеры;
  • лабиринты;
  • пазлы, мозаика.

Игра — это важный инструмент педагогического воздействия не только на дошкольников, но и детей постарше. Если ребенок не хочет что-то учить или не понимает пройденного урока, всегда можно придумать полезное обучающее развлечение с игрушечным счетным материалом, бизибордами-часиками, шнуровками-бусами с алфавитом, лото, домино и т.д. Помните, что настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, но не с давлением или принуждением.

Отвечая на вопрос, что делать, если у ребенка нет желания учиться, детские психологи дают несколько советов:

  • Создайте настрой. У школьника должно быть свое место для занятий. Если нет возможности выделить отдельную комнату, оборудуйте уголок со столом, стулом, настольной лампой, полками для книг, тетрадей. Второе важное условие — приступать к домашним заданиям после того, как ребенок отдохнул от уроков.
  • Поощряйте увлечения детей. Не запрещайте заниматься любимым хобби. Включитесь в процесс вместе с ребенком. Есть интерес к чтению или поэзии — посетите творческие вечера, организуйте поход в дом-музей известного писателя. Ребенок увлекся астрономией — сводите его в планетарий, купите энциклопедию, телескоп. Покажите, что вам также интересно узнавать новое и учиться вместе с ним.
  • Изучайте биографии великих людей. Практически все известные личности, добившиеся успеха, имели огромную внутреннюю мотивацию. Рассказывайте детям как Илон Маск с нуля освоил ракетостроение, а Джек Ма (первый китайский бизнесмен) учил английский, общаясь с иностранными туристами. Такие истории не оставят детей равнодушными, заставят задуматься, почему люди смогли добиться желаемого.
  • Отвечайте на вопросы. Не отмахивайтесь от проблемы, волнующей ребенка. Предложите вместе поискать информацию, обсуждайте прочитанное, спрашивайте его мнение. Такое поведение взрослых вызовет желание у ребенка анализировать, сомневаться, критически мыслить, а значит — учиться.
  • Правильно хвалите. Надо видеть и отмечать малейшее достижение ребенка. Не пытайтесь оценивать его самого, говоря что он умный или упорный. Так вы наверняка выработаете зависимость от чужого мнения. Лучше отмечать эмоции, возникающие в связи с успехом, к примеру: «Я рада, что ты справился», «Что ты чувствуешь, усвоив такую сложную тему?».
  • Не зацикливайтесь на оценках. Спрашивайте не что получил ребенок, а что он узнал нового, что понравилось, какая информация показалась неинтересной. Не каждый ученик обязан быть отличником, а если он расстроился из-за оценки — не ругайте, а поддержите.
  • Научите справляться со стрессами. Расскажите, какие трудности пришлось пережить вам в школьные годы, как вы справились со страхами. Ребенок должен быть уверен, что его услышат, поддержат, помогут преодолеть неприятности.

Дети любят узнавать новое и испытывают потребность в развитии. Задача взрослых — не отбить это желание, а если оно исчезло, принять меры для восстановления интеллектуального интереса. Надеемся, что статья вам в этом поможет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить кроссворд в квадрате
  • Как составить диаграмму idef0
  • Как найти фото красавицы
  • Как найти мастера боевых искусств
  • Средства просмотра фотографий не может отображать изображения как исправить ошибку