Как исправить осанку в хореографии

             «Исправление дефектов осанки на занятиях
хореографией.

                                   
Профилактика травматизма
»

                                                                     
                  Подготовила Левада Н.Е.

                                                         
                              Педагог дополнительного образования  МАОУ СОШ №21

Как показывает практика и большое  количество 
эмпирических исследований, физическое состояние младших школьников находится в
большинстве случаев в неудовлетворительном состоянии. Еще в дошкольном возрасте
многие из детей уже имеют плоскостопие, вальгусное или варусное искривление
ног, различные нарушения осанки, отставание в развитие мышечного корсета — так
называемые  отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. Изменение
режима дня, увеличение физической нагрузки, психологическое напряжение, все эти
составляющие приводят к ухудшению физического состояния школьников младших
классов.

Одним из важнейших показателей  состояния здоровья
человека, и особенно ребенка,  как развивающегося организма,  является осанка.
Общеизвестно, насколько важно правильное  положение позвоночника в
жизнедеятельности  дошкольника  и  школьника младших классов. Именно на  этих
возрастных этапах закладываются основы функциональных возможностей организма.
Поэтому для педагогов-хореографов, родителей, медицинских работников актуальной
является задача формирования правильной осанки детей, поиска эффективных
средств и методов для её решения.

Основная задача осанки — предохранение
опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального
выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильном выравнивании
сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых
проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.

Осанка является не только соматическим показателем.
Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано
влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей
осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих

Можно с уверенностью сказать, что осанка это язык
тела,  это поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к
другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция,
признак профессии  и  социального происхождения. Это его визитная карточка,
позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.

В осанке находит своё отражение состояние позвоночного
столба, что во многом определяет возможности нормального функционирования 
внутренних органов человеческого организма.  В некоторых исследованиях
последних лет, проведенных различными специалистами, было отмечено, что
нарушения осанки, кроме влияния на внутренние органы, часто приводят к
формированию стойких деформаций других компонентов опорно двигательного
аппарата.

Выделяют несколько этапов развития нарушений осанки:

 неблагоприятный фон – этап наличия биологических
дефектов или неблагоприятных условий, способствующих нарушению осанки (при
отсутствии динамических и статических отклонений);

 предболезнь – этап нефиксированных изменений опорно
двигательного аппарата. Имеются начальные проявления функциональной
недостаточности систем обеспечения нормальной осанки, определяются симптомы
нарушения осанки, отмечается ухудшение показателей физического развития.
Изменения обратимы при нормализации процесса физического воспитания или
направленной кинезитерапии;

 болезнь – этап статических деформаций опорно
двигательного аппарата соответствует наличию необратимых или трудно обратимых
нарушений осанки.

Чаще  всего  дети, имеющие нарушения осанки в младшем
школьном возрасти  находятся   на  первом  и  втором  этапе, что  позволяет 
корректировать их состояние методами не только физкультуры, ЛФК, но и
хореографии.

Педагогу-хореографу необходимо разбираться в 
возрастных особенностях  физиологического состояния  детей младшего школьного
возраста, в строении  опорно-двигательного аппарата,  в возможных  отклонениях
и нарушениях его развития. В этой связи необходимо рассмотреть разновидности
нарушений осанки:

На рис.1 представлена  правильная  осанка человека.  В норме
должны иметься четыре физиологических изгиба — шейный лордоз, грудной кифоз,
поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. Физиологический лордоз
формируется в шейном и поясничном отделах позвоночника на первом году жизни,
обеспечивая компенсацию физиологического кифоза.

Патологический лордоз и кифоз, искривления в
сагиттальной плоскости,  могут быть как врожденными так  и приобретенными.

   рис.2

На рис.2 представлены варианты нарушения осанки у
ребенка:

 Нормальное положение

 Сутулое — патологический грудной кифоз

 Плоское — уплощение грудного кифоза

 Плоско-вогнутое — патологический поясничный лордоз 
при уплощении грудного кифоза

 Кругло-вогнутое — патологический грудной кифоз при
патологическом поясничном лордозе.

   рис.3

Искривление позвоночника во фронтальной плоскости (см.
рис 3) —  сколиоз, в отличие от искривлений в сагиттальной плоскости (кифоза,
лордоза)  всегда является  патологическим.

Вследствие  сколиоза  формируется  асимметрия 
мышечных тканей. Это, в свою очередь, приводит к их неравномерному объему, а
также оказывает отрицательное влияние на внутренние парные органы.

Неструктурные или функциональные сколиозы возникают
после рождения. При этом деформация позвоночника не сопровождается грубыми
анатомическими  изменениями  позвонков  и  позвоночника  в целом  и поддается
неплохой коррекции.

 Правильное
владение
мышцами спины,
ощущение стержня, умение длительное время выдерживать одну позу позволяют
сделать вывод, что учащийся имеет правильно поставленный корпус- основу любого
движения.

Позвоночный столб
образует четыре кривизны: шейную- с выпуклостью вперёд (шейный лордоз), грудную
– с выпуклостью сзади (грудной кифоз), поясничную- с выпуклостью впереди
(поясничный лордоз) и крестцово-копчиковую – с выпуклостью сзади, на уровне
четвёртого крестцового позвонка.

Для устойчивости
корпуса важнее всего поясница, примерно в области пятого позвонка, вокруг
которого постепенно разрабатываются небольшие, но сильные мышцы. Именно эта
часть спины, при свободно опущенных вниз плечах и лопатках, должна ощущаться
как бы подтянутой вверх.Хорошо поставленная спина помогает при отдаче от пола в
прыжках и мягком, сдержанном приземлении после прыжков, а также при всех
вращениях на полу и в воздухе.

В формировании
балетной осанки участвуют корпус, нижние и верхние конечности и голова.

Для правильной осанки
важное значение имеет положение корпуса относительно ног: таз находится точно в
центре сагиттальной и фронтальной плоскостей тела, нельзя отклоняться ни
вперёд, ни назад, ни в стороны. Ключицы расправлены, шейно-плечевые линии
симметричны, лопатки прилегают к спине, их углы слегка оттянуты вниз и не
выступают. Голова держится прямо, шея не напряжена. У учащихся-хореографов
наиболее частыми нарушениями балетной осанки являются:плоская спина, круглая и
сутулая спина, (кифоз), седлообразная спина (лордоз), сочетания различных
отклонений осанки, асимметричное расположение лопаток и плечевого пояса,
Х-образные и 0-образные строение ног.

Педагог на занятиях
обязан постоянно контролировать правильность осанки и обращать особое внимание
на учащихся, у которых имеются отклонения. Работа над постановкой осанки с
такими учащимися проводится первоначально при не неполной выворотности ног.

.

Значительная часть мероприятий по оздоровлению детей в
стенах школы находится в ведении  педагога по физическому воспитанию. Однако 
зачастую занятия по физкультуре  приносят гораздо меньше пользы, чем  хотелось 
бы этого ожидать. Так же  традиционным средством формирования правильной осанки
принято считать лечебную физическую культуру (ЛФК). При этом, и на занятиях физкультурой, 
и на ЛФК, проводимых в  медицинских  учреждениях, наблюдается снижение интереса
у детей к двигательной деятельности   в связи с её однообразием.

Данные обстоятельства заставляют определять такие
средства физического воспитания, которые, действуя на
мотивационно-эмоциональную сферу, создают у детей стойкий интерес к
двигательной деятельности и положительно влияют на формирование осанки. К таким
средствам целесообразно отнести танцевально-хореографические упражнения,
которые имеют достаточно широкий спектр воздействия на личность ребёнка в
целом.

Цель данной статьи: подобрать комплекс упражнений,
предназначенный для  коррекции  нарушений осанки  детей младшего школьного
возраста.

Задачи:

 рассмотреть понятие «осанка», виды   её
нарушений;

 рассмотреть алгоритм выявления данных нарушений у
учеников педагогом-хореографом;

 обозначить требования к  осанке в классической
хореографии;

 выявить методы  коррекции осанки в классической
хореографии;

 составить комплекс упражнений  в партерной
гимнастике на занятии  хореографией  для  коррекции нарушений осанки;

 проработать рекомендации по использованию
составленного комплекса упражнений.

Надо сказать, что в обычной практике занятий
хореографией, педагоги не уделяют специального внимания  определению нарушений
со стороны опорно-двигательного аппарата каждого  ученика. Предполагается, что
наличие допуска от врача гарантирует ортопедическое здоровье ребенка. Однако исходя
из опыта реальность бывает очень далека от ожидаемого.  Даже на первый взгляд 
только  небольшой процент детей не имеет отклонений со стороны положений
ступней  и обладает  действительно  правильной осанкой.

В начале года целесообразно проводить обследование
педагогом-хореографом детей на предмет отклонений со стороны опорно-двигательного
аппарата, а в конце каждого учебного  года для  фиксации   возможных 
улучшений.  Обследование проводится в следующем порядке:

Осмотр в фас. Положение — руки вдоль туловища. Определяются форма
ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии
(треугольник талии — это просвет треугольной формы между внутренней
поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме
треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

Осмотр сбоку. Положение — руки вдоль туловища. Определяются форма
грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.

Осмотр со спины. Положение — руки вдоль туловища. Определяются
симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная,
варусная, нормальная).

В конце обследования ребенку предлагается сделать
несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.

В процессе проводимого осмотра заполняется карта
динамики развития физических данных учащихся, где наряду с показателями
«растяжка», «супинация» (выворотность), «прыжок»,
«гибкость» вводится показатель «осанка». В  графе
«осанка»  дается  оценка  выявленных  нарушений, например:

 нормальная осанка;

 сутулость (чрезмерное отставание лопаток,
выпячивание живота) — проявления патологического грудного кифоза;

 прогиб в пояснице (чрезмерное выпячивание ягодиц) —
проявления патологического поясничного лордоза;

 искривления в фронтальной области (плечи, лопатки,
бедра установлены несимметрично, неравенство треугольников талии) — проявления
сколиоза.

В  начале учебного года выявляются дети, имеющие 
недостаточные  для занятий хореографией физические данные. Наряду с
необходимостью развития выворотности, подъема стопы, гибкости, прыжка,
определяется  необходимость  коррекции  осанки. По результатам,  как
подсказывает практика, требуется дифференцированный подход по развитию данных и
коррегирующая гимнастика по исправлению физических недостатков.

Известно, что  классический  танец  является  основой 
хореографии.  Все новые танцевальные  направления  берут  свое начало из танцев
прошлых столетий. Так классика  впитала  в  себя  все  самые  изящные движения
из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции
рук и ног,  положения  головы  и  тела.  Поэтому каким бы видом хореографии не
занимался педагог с детьми, постановка  корпуса  классического танца должна
быть основой основ дальнейших занятий.

В классическом танце предъявляются четкие требования к
положению тела, головы, ног танцоров. При этом  осанке  придается первостепенное
значение.

Ещё в 1830 году знаменитый итальянский артист,
балетмейстер и педагог Карло Блазис указывал: «Красивая походка и красивая
осанка первое достоинство хорошего танцовщика.»

Осанка ученика в классической хореографии формируется
в особом режиме (в «выворотном» положении ног) и поэтому несколько
отличается от «нормальной» (правильной) осанки человека. Правильное
положение ученика, осваивающего основы классического танца, следующее:  голова
чуть приподнята, плечи опущены и развернуты, не допускается 
«торчание» лопаток и выпячивания нижней части ребер вперед,  прогиб в
пояснице минимален, ягодицы подтянуты, при этом мышцы живота подтянуты также,
бедра находятся строго над ногами, все тело «стремится» кверху.

Такое положение корпуса  не только обеспечивает 
приобретение учеником правильной  осанки, но и формирует устойчивость, 
облегчает  развитие  выворотности  ног,  гибкости  и  выразительности   
движений.

Однако  в  большинстве случае ученики с трудом
осваивают  подобное положение корпуса, что связанно как с нарушениями 
опорно-двигатльного аппарата, так и с трудностью в координировании.

Коррекция осанки учеников на занятиях хореографией
начинается с требования строго правильного положения корпуса при исполнении
классического экзерсиса  и/или  танцевальных композиций. Далее  работа над
правильной осанкой продолжается   с помощью  упражнений   партерной 
гимнастики, являющейся   вспомогательным средством развития необходимых 
танцевальных  данных.

Партерная гимнастика — упражнения на полу в разных
позах, сидя, лёжа на животе и спине, направленные не только на формирования 
здоровой спины ученика, но и  на растяжку всех  мышц тела, их укрепления, на
развитие гибкости в суставах.

Приходя  на занятия хореографией  ребёнок  младшего
школьного возраста  старается отвлечься от учёбы и стремиться к игровой
деятельности. При проведении всего занятия, и  партерной гимнастики в
частности, целесообразно использовать методический прием — прием игры. 
Поэтому, для учеников данного возраста при любых видах упражнений  на ковриках 
следует использовать образные названия для упражнений, например,
«корзиночка», «бабочка», «сфинкс»,
«мостик» и т.д. При этом показ  должен быть очень точным и четким,
так как дети нередко просто копируют педагога и могут повторить его ошибки.

Целью корригирующей партерной гимнастики является
формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже
есть.

Задачи:

 формирование мышечного корсета;

 выработка силовой и общей выносливости мышц
туловища;

 тренировка равновесия, улучшение координации
движений;

 нормализация эмоционального тонуса;

 обучение зрительному восприятию правильной осанки и
поддержанию ее во всех исходных положениях;

Упражнения сидя на полу:

1. Упражнения   для  укрепления мышц шеи,  плеч,  рук
возможно проводить в положении  «сидя ноги выпрямлены вперёд» по  VI
позиции. Основное правило, спина при выполнении этих упражнений находится  в 
положении  правильной  осанки (плечи опущены, развернуты, поясница подтянута).
Если руки не участвуют в упражнении, то они немного разведены в стороны, пальцы
чуть касаются пола.

В этом же положении возможно выполнение упражнений для
стоп     (сокращение, вытягивание, «солнышко», «улыбка»).
При кажущейся легкости, подобное положение спины в положении сидя довольно
сложно для выполнения. Поэтому необходимо его чередование с расслаблением
корпуса или с переменой  напряжения, например с  наклонами   корпуса вперед к
ногам.

2. И.п. тоже. Руки за спину: правая (левая) сверху над
лопатками, левая (правая) снизу под лопатками, соединить кисти.

3. Все упражнения в положении «буратино»
(сидя ноги разведены в стороны) делаются  так  же  с  правильной  осанкой 
спины.

4. То же самое в положении «бабочка» (сидя 
колени согнуты, ступни вместе). Наклоны к ступням производятся с прямой спиной,
насколько это возможно, грудью вперед.

Упражнения лёжа на спине:

1. Напрягая мышцы  живота, прижать поясницу к полу,
шея вытянута, руки свободно вдоль туловища. Медленно поднять руки через
сто­роны вверх — вдох, опустить вниз — выдох.

2. Лежа на спине, руки в стороны, ладони прижаты к
полу. Поднять грудную клетку, опираясь руками о пол.

3. Руки свободно вдоль туловища. Быстро сесть,
поднимать руки вверх и сделать два маха руками назад. Медленно вернуться в и.
п. с постепенным выдохом, на пол опускается сначала поясница, потом грудная
клетка, плечи и голова.

4. Из положения лежа движение «В мост».

5. «Берёзка» — ноги лежат на полу, стопы натянуты,
руки вдоль корпуса.

Упражнений лёжа на животе:

1. «Сфинкс» маленький (или
«Змейка»)  — руки согнуты  перед головой, подбородок на тыльной
стороне кистей. Поднять плечевой пояс, прогнуться в лопатках.
«Сфинкс» большой — то же И.П., но кисти рук располагаются у грудной
клетки, прогиб в пояснице, бедра прижаты к полу.

2. «Полурыбка» — то же И.П. Оторвать от пола
правую руку и левую ногу как можно выше, два раза сделать мах назад, вернуться
в и.п. Повторить несколько раз. То же ле­вой рукой и правой ногой.

3. «Окошечко» — И.П.: ноги натянуты, пятки
вместе, руки вдоль корпуса.

       Руки сгибаются в локтях и ставятся возле
грудной клетки, затем руки открываются в III классическую позицию, после руки
раскрываются в стороны (открываются во II классическую позицию), на «4» —
пауза. Затем возвращаемся в исходное положение.

4. «Колечко» — И.П.: ноги натянуты, пятки
вместе, руки вдоль корпуса.

      Руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной
клетки,  плечевой пояс подаётся назад,  ноги сгибаются в коленях, пальцы ног
стремятся достать до затылка,  — пауза. Следить за неотрывностью бедер во время
исполнения перегиба плечевого пояса.

5. «Самолётик» — И.П.: ноги в натянутом
положении, пятки вместе, руки  лежат под подбородком. Затем  выпрямляются и
раскрываются по сторонам, при этом плечевой пояс также отрывается от пола,
натянутые ноги поднимаются на 25 и выше градусов, на ширину больше ширины плеч.

6. «Корзинка» — И.П.: ноги в натянутом
положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком. Кисти рук обхватывают
голеностопные суставы обеих ног и вытягиваются наверх.

7. «Кошечка» — И.П.: Стоя на коленях прогибы
спины вниз и вверх

Упражнений стоя на коленях:

1. Наклоны назад, касаясь руками пяток, наклоны
вправо(влево),доставая правой(левой) рукой пятку левой (правой) ноги.

2. Приседать направо и налево на коврик.

3. Руки на поясе, наклон назад, прогибаясь.

4. Сидя на коленях, ягодицы на пятках, головой
нагнуться к полу,  руки вперед,  спина круглая, максимально растянута и
расслаблена.

При использованию данного комплекса упражнений для
коррекции осанки учеников необходимо использовать следующие рекомендации:

1. Упражнения для коррекции осанки должны чередоваться
с упражнениями для укрепления всех групп мышц, на растяжку связок, гибкость
суставов;

2. При работе с партерной гимнастикой необходимо
учитывать возрастные особенности детей;

3. Всякое движение можно и должно компенсироваться
контр движением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять
путем растягивания и расслабления. Все упражнения основаны на чередовании
напряжения и расслабления мышц;

4. Позвоночник должен растягиваться в различных
направлениях, чтобы не стать скованным;

5. Не следует выполнять несколько упражнений подряд на
сходные группы мышц;

6. В каждой группе занимаются не более 10 учеников;

7. Время проведения партерной гимнастики –20-25 минут;

8. Применение игровых методик, положительный
эмоциональный фон, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными

9. Все упражнения выполняются под соответствующую
четкую музыку. 

Данный комплекс коррегирующей партерной гимнастики
призван в  укрепить «мышечный корсет» спин учеников, увеличить
гибкость.

Процесс коррекции нарушений осанки у детей младшего
школьного возраста средствами хореографии необходимо разделить на три периода —
адаптационный, тренировочно-корригирующий, стабилизационный  период.

Во время  адаптационного  периода детям
объясняется, какой осанки необходимо придерживаться на занятиях хореографией.
Как следует правильно выполнять  те или иные упражнения и танцевальные
движения, сохраняя правильное положение спины. Основными средствами коррекции
нарушенной осанки являются:  показ,  словесное объяснение и коррекция 
положения спины ребенка педагогом. В следующих периодах необходимо постоянно
напоминать ученикам о правильной осанке,  о положении  отдельных частей   спины
при исполнении любых движений.

Во время тренировочно-корригирующего периода
активно используются комплекс партерной гимнастики, содержащий, как было
сказано выше,   упражнения для выработки мышечного корсета,  упражнения для
формирования и закрепления навыка правильной осанки.

 Темп
движения при выполнении корригирующий гимнастики должен быть медленным или
средним. Начинать гимнастику следует с более лёгких упражнений, общую нагрузку
на организм увеличивать постепенно. Упражнение, способствующие исправлению
отклонений в осанке, следует включать в каждое занятие, с каждым уроком
увеличивая их количество и сложность

В стабилизационном периоде, т.е. на протяжении 
всех лет пребывания ученика на занятиях хореографией, продолжается  комплекс
гимнастических упражнений и  не ослабевают требования педагога  к  сохранению 
правильной осанки во время каждого тренажа   и  исполнения хореографических
номеров .

Таким образом, можно
заключить, что танцевально-хореографические упражнения с успехом могут использоваться,
как средство коррекции осанки детей младшего школьного возраста.

 Исправление осанки у
учащихся  хореографической специализации – процесс сложный и трудоёмкий. Только
исправив природные недостатки учащегося, можно добиться правильной постановки
корпуса при выполнении движений классического экзерсиса.

Правильно подобранные
комплексы корригирующей гимнастики проводимые регулярно под руководством
педагога, помогают учащимся избавиться от нарушений в осанке и сформировать
балетную осанку.

На отделение
хореографии зачастую отбираются учащиеся со средними
профессиональными данными, ранее не занимавшиеся
классическим и народным тренажом , но имеющие хорошее строение тела и
артистизм.

Вместе с тем принятые
на отделение хореографии учащиеся должны быть физически здоровы, иметь хорошие
функциональные возможности. Регулярные занятия хореографическими дисциплинами,
тщательное изучение основ классического танца, выполнение вспомогательных и
корригирующих упражнений, занятия партерной гимнастикой, дыхательными
упражнениями, тщательный разогрев перед тренажом позволят учащимся добиться
хороших результатов и предотвратить травмы в заболевания опорно-двигательного
аппарата.

 Наиболее
распространёнными травмами являются: повреждения и заболевания стопы, голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов, реже –таза и бедра, позвоночного столба и
верхних конечностей.

В хореографии
основная  нагрузка приходится на передний отдел стопы и пальцы. В связи с тем,
что многие учащиеся имеют среднюю  выворотность при исполнении ряда движений,
ими допускается навал на большой палец. Необходимо следить за этим и
распределять тяжесть тела равномерно на всю стопу.

При появлении
признаков плоскостопия укрепляются рессорные функции мышечно-связочного
аппарата стоп. Рекомендуются хождение поочередно на полупальцах, пятках и на
наружных сторонах стоп, вращение стопами, лежа на полу, а также упражнения,
связанные с сокращением и вытягиванием стоя.

При резко выраженном
плоскостопии следует: катать деревянный шар или палку стопой продольно и
поперечно; для укрепления сводов стопы собирать пальцами мелкие предметы,
подтягивать ими к себе и от себя грубое  махровое полотенце. Кроме того,
хорошим профилактическим средством являются самомассаж стопы, тёплые ванночки с
морской солью, хвойным экстрактами и другими добавками. При появлении
омозолелостей необходимо смягчать их тёплыми ванными с питьевой содой, затем
отшелушивать пемзой и смазывать детским кремом. Потёртости на коже стопы
следует смазывать настойкой йода, бриллиантовой зеленью или одеколоном.

Наиболее
распространенным повреждением стопы у учащихся является её ушиб в результате
тяжёлой физической нагрузки, удара о станок или о партнёра. Первая помощь при
ушибе стопы заключается в применение холода.

 Важную роль в
профилактике травм и заболеваний стопы играет постепенное увеличение нагрузки
при проучивании движений.

Чаще всего у учащихся
наблюдаются повреждения связок лёгкой степени. В таком случае необходимо
наложить фиксирующую повязку или эластичный бинт на весь срок лечения.
Учащимся, предрасположенным к такого вида травмам, следует во время занятий
пользоваться эластичным бинтом.

После травмы педагог
обязан следить, чтобы ученик приступал к занятиям только после полного
выздоровления.

Травмы происходят по
многим причинам, которые разделяются на три группы: организационно-
технические, педагогические и медико-санитарные.

Организационно-технические:

неровности полового покрытия и отсутствие
жесткости;

— некачественная
обувь для занятий хореографией;

— отсутствие вентиляции;

— завышенный
количественный состав групп.

Педагогические:

частая смена преподавателей;

— нарушение принципа
индивидуального подхода к учащимся;

— чрезмерная
продолжительность занятий и репетиций;

— недостаточный
контроль за проведением разогрева перед занятиями, репетициями,

  выступлениями.

— нерегулярность
занятий;

— опоздание на
занятия как учащихся, так и преподавателя.

Медико –
санитарные:

отсутствие контроля за физическим состоянием
учащихся;

преждевременный допуск к занятиям после травм;

— отсутствие занятий
по профилактике травматизма.

В связи с этим
хочется отметить,  что на учителя возлагается высокая ответственность за
здоровье его учеников.

 Специфика
хореографии такова, что, с одной стороны, физическая нагрузка оказывает на
организм учащихся оздоровительное влияние, а с другой- при неграмотном её
использовании  существует риск травматизма.

Правильное-
организованный учебный процесс – как  единая система, направленная на
укрепление здоровья и всестороннее развитие ребёнка, поможет сохранить
учащемуся  это здоровье.

Ведущая роль в
формировании Человека как  гормонически  развитой личности принадлежит таким
учебным заведениям как детские школы искусств.

 Будущее России,
несомненно, за молодым поколением, а новые успехи предопределены тем
воспитанием и теми знаниями, которые дети получают в стенах учебных заведений.

Углубленное изучение
целого комплекса дисциплин эстетического цикла нацелено на формирование у
ребенка нравственных и духовных основ, развитие интеллекта, физическое
совершенствование.

И ни  для кого не
секрет, что приоритетным направлением деятельности всего общества является
охрана здоровья подрастающего поколения. Только здоровый человек, с хороший
самочувствием , оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и
физической работоспособностью, способен активно жить, успешно преодолевать
профессиональные и бытовые трудности.

                                               
 Литература:

1.    
Баднин И.А. Охрана труда и
здоровья артистов балета. Учебное пособие. –М.: Медицина, 1987.

2.    
Ваганова А.Я. Основы
классического танца. –Л., 1934

3.    
Васильева Т.И. Балетная
осанка: Методическое пособие. М.: Высшая школа изящных искусства. –ЛТД, 1993.

4.    
Калинина Н.Ф. Возрастные
изменения моторных и вегетативных функций при профессиональном обучении
хореографическому искусству: 1970.

5.    
Гафт А.М. Профилактика
травматизма.Самомассаж.  Методическое пособие. Х-М 2001

Еще в дошкольном возрасте многие из детей уже имеют плоскостопие, вальгусное или варусное искривление ног, различные нарушения осанки, отставание в развитие мышечного корсета — так называемые отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. Изменение режима дня, увеличение физической нагрузки, психологическое напряжение, все эти составляющие приводят к ухудшению физического состояния школьников младших классов.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья человека, и особенно ребенка, как развивающегося организма, является осанка. Общеизвестно, насколько важно правильное положение позвоночника в жизнедеятельности дошкольника и школьника младших классов. Именно на этих возрастных этапах закладываются основы функциональных возможностей организма. Поэтому для педагогов-хореографов, родителей, медицинских работников актуальной является задача формирования правильной осанки детей, поиска эффективных средств и методов для её решения.

Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.

Правильное владение мышцами спины, ощущение стержня, умение длительное время выдерживать одну позу позволяют сделать вывод, что учащийся имеет правильно поставленный корпус- основу любого движения.

В формировании балетной осанки участвуют корпус, нижние и верхние конечности и голова. Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног: таз находится точно в центре сагиттальной и фронтальной плоскостей тела, нельзя отклоняться ни вперёд, ни назад, ни в стороны. Ключицы расправлены, шейно-плечевые линии симметричны, лопатки прилегают к спине, их углы слегка оттянуты вниз и не выступают. Голова держится прямо, шея не напряжена. У учащихся-хореографов наиболее частыми нарушениями балетной осанки являются: плоская спина, круглая и сутулая спина, (кифоз), седлообразная спина (лордоз), сочетания различных отклонений осанки, асимметричное расположение лопаток и плечевого пояса, Х-образные и 0-образные строение ног.

Педагог на занятиях  постоянно контролирует  правильность осанки и обращать особое внимание на учащихся, у которых имеются отклонения. Работа над постановкой осанки с такими учащимися проводится первоначально при не неполной выворотности ног.

Ещё в 1830 году знаменитый итальянский артист, балетмейстер и педагог Карло Блазис указывал: «Красивая походка и красивая осанка первое достоинство хорошего танцовщика.»

Осанка ученика в классической хореографии формируется в особом режиме (в «выворотном» положении ног) и поэтому несколько отличается от «нормальной» (правильной) осанки человека. Правильное положение ученика, осваивающего основы классического танца, следующее: голова чуть приподнята, плечи опущены и развернуты, не допускается «торчание» лопаток и выпячивания нижней части ребер вперед, прогиб в пояснице минимален, ягодицы подтянуты, при этом мышцы живота подтянуты также, бедра находятся строго над ногами, все тело «стремится» кверху.

Такое положение корпуса не только обеспечивает приобретение учеником правильной осанки, но и формирует устойчивость, облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности движений. Однако в большинстве случае ученики с трудом осваивают подобное положение корпуса, что связанно как с нарушениями опорно-двигатльного аппарата, так и с трудностью в координировании. Коррекция осанки учеников на занятиях хореографией начинается с требования строго правильного положения корпуса при исполнении  классического экзерсиса или танцевальных композиций.

 Далее работа над правильной осанкой продолжается с помощью упражнений партерной гимнастики, являющейся вспомогательным средством развития необходимых танцевальных данных. Исправление осанки у учащихся хореографической специализации – процесс сложный и трудоёмкий. Только исправив природные недостатки учащегося, можно добиться правильной постановки корпуса при выполнении движений классического экзерсиса. Правильно подобранные комплексы корригирующей гимнастики проводимые регулярно под руководством педагога, помогают учащимся избавиться от нарушений в осанке и сформировать балетную осанку.

На отделение хореографии зачастую отбираются учащиеся со средними профессиональными данными, ранее не занимавшиеся классическим и народным тренажом , но имеющие хорошее строение тела и артистизм.

Вместе с тем принятые на отделение хореографии учащиеся должны быть физически здоровы, иметь хорошие функциональные возможности. Регулярные занятия хореографическими дисциплинами, тщательное изучение основ классического танца, выполнение вспомогательных и корригирующих упражнений, занятия партерной гимнастикой, дыхательными упражнениями, тщательный разогрев перед тренажом позволят учащимся добиться хороших результатов и предотвратить травмы в заболевания опорно-двигательного аппарата.

Правильное- организованный учебный процесс – как единая система, направленная на укрепление здоровья и всестороннее развитие ребёнка, поможет сохранить учащемуся это здоровье. Ведущая роль в формировании Человека как гармонически развитой личности принадлежит таким учебным заведениям где существует профессиональное хореографическое отделение.

Формирование правильной осанки посредством занятий хореографией

Идеальная осанка — козырь танцевальных занятий!

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки, осознанием в России как важной государственной задачи.

На сегодняшний день актуальным является изучение возможностей применения средств хореографии для формирования правильной осанки у обучающихся младшего школьного возраста. Мышцы в этом возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки.

Наиболее частыми нарушениями осанки являются кифоз лордоз и сколиоз. Сколиоз – это искривление позвоночника вбок, кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед.

При проведении специальных комплексов хореографических, физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка.

Австралийские учёные выяснили, что занятия танцами способствуют улучшению работы практически всех органов и систем человеческого организма. Танцевальная нагрузка приводит мышцы тела в тонус, делая их выносливыми и упругими.

Танцоров всегда отличает идеальная осанка, заметная окружающим при первом взгляде. Танцы и осанка взаимосвязаны, и чем больше ребенок танцует, тем заметнее это влияет на всю его опорно-двигательную систему.

Основная цель занятий любым видом танцев – всестороннее развитие обучающегося. На занятиях хореографией при постановке корпуса, постановке рук и ног, при исполнении упражнений для развития подвижности позвоночника, упражнений на растяжку и расслабление мышц у обучающихся формируется устойчивый навык правильного положения тела в пространстве, т.е. формируется правильная осанка.

Особенно хорошо регулярные танцы влияют на мышцы спины и шеи. У обучающихся вырабатывается привычка держать голову приподнято, плечи слегка опущено и прямо, а спину ровно. Так мышцы запоминают правильное положение, и обучающиеся начинают без труда держать осанку.

Достичь качественного и прямого корпуса возможно при повседневных тренировках, характерных для обучающихся, занимающихся танцевальным направлением. При этом хорошая осанка традиционно рассматривается, как основа способности красиво двигаться под музыку. Чтобы круг зависимости «танцы – осанка» не замкнулся, а вывел на новый виток спирали развития, нужно следовать простым правилам и грамотно выбирать танцевальные упражнения для коррекции осанки.

Безусловно, выпрямляют осанку любой вид танца, любые ритмичные движения в определённой мере оказывают влияние на позвоночник, если они вдумчивы и систематизированы. Представить себе сутулого танцора крайне сложно, в каком бы конкретном направлении он ни работал. Среди большого разнообразия танцев, можно выделить танцы, которые помогут улучшить осанку наиболее быстро и эффективно.

Пожалуй, пальма первенства тут принадлежит фламенко. Специфика танцевальных движений в нём помогает обрести красивую осанку и сильный и гибкий позвоночник. Именно поэтому испанки – первые танцовщицы фламенко – всегда изображаются с гордо приподнятыми головами, прекрасной линией плеч и идеально ровными спинами.

Здоровый позвоночник также помогут приобрести кельтские танцы и степ (или чечётка). «Построение» их таково, что задействованными оказываются все его отделы и едва ли не каждый позвонок в частности.

Прекрасно выпрямляют «сутулую» спину любые бальные танцы – осанка заметно выравнивается уже через несколько месяцев занятий.

Знойное аргентинское танго, основанное на импровизации, способствует укреплению мышц спины. А бальный вариант этого танца ещё и хорошо оздоровляет позвоночник.

Чуть менее быстрый, но зато не менее качественный результат дадут занятия классической хореографией и работа в направлении джаз-модерн. Оба вида танца обеспечивают силу мышц спины, «точёный» плечевой пояс, гибкий позвоночный столб.

Кроме того, занятия в любом из перечисленных танцевальных направлений помогают стать стройнее и поддержать отличную физическую форму, обучают плавности движений, способствуют прекрасной координации. В конечном итоге, всё указанное не может не повлиять благотворно на здоровье позвоночника.

Основные требования к упражнениям по формированию правильной осанки обучающегося

Следует подбирать посильные для каждого обучающегося упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре).

При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается напряжения. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки.

Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки — регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений.

Организм обучающихся медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.

Правила выполнения физических упражнений для формирования осанки обучающегося

Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев).

Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности обучающегося.

Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило — достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы.

Также для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота.

Правильная ровная осанка — это не только красиво, но и важно для здоровья всего организма. От правильного положения тела зависит здоровье позвоночника, работа внутренних органов, кровообращение. Однако увидеть красивую осанку можно нечасто. Большинство современных людей еще во время учебы в школе приобретают привычку горбиться и сутулиться, положение усугубляет сидячая работа и малоподвижный образ жизни.

Лучший способ приобрести красивую правильную осанку — занятия танцами. Танцоров учат держать спинку, а упражнения в хореографии направлены на укрепление мышц корпуса и позвоночника.

Когда начинать заниматься танцами для формирования правильной осанки

Оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься танцами — 5-6 лет. В это время дети психологически готовы к тому, чтобы выполнять указания тренера и полноценно заниматься на тренировках.

Однако нужного результата вполне реально достичь, если начать тренировки в школьном возрасте, и даже взрослые люди могут приобрести красивую осанку, если будут регулярно заниматься танцами.

Согласно исследованиям врачей, танцы позволяют не только предупредить проблемы с позвоночником, но и скорректировать такие распространенные заболевания, как сколиоз, кифоз или лордоз.

Как танцы помогают сформировать осанку

Тренер учит своих учеников правильной осанке с первого занятия, ведь положение тела очень важно для любого танца. Апломб (так называют в хореографии постановку корпуса) отвечает за равновесие, за правильное выполнение движений, за пластику и зрелищность.

Танцоров ставят в третью позицию: одна стопы впереди другой, при этом ставится таким образом, чтобы упираться в середину опорной стопы, носки разведены в стороны. От точки между пятками мысленно проводят линию вверх, затем мысленно отмечают на теле две точки: кончик носа и копчик. Эти точки должны следовать линии. Если занятия проходят с маленькими танцорами, то им рекомендуют дотронуться до этих точек, чтобы было легче скорректировать положение в пространстве. Для начала нужно просто несколько секунд постоять в этом положении, чтобы мышцы привыкли. Как правило, с такого упражнения тренер начинает каждое занятие для новичков. Очень скоро тело привыкает к новому положению, вырабатывается правильная осанка.

Какие упражнения можно делать самостоятельно для формирования осанки

В принципе, все упражнения, которые приходиться выполнять на танцевальных тренировках, направлены в том числе и на укрепление осанки. Сделать спину сильной и ровной помогают упражнения на растяжку, такие гимнастические элементы, как «ласточка», «березка», «мостик» и другие.

Дополнительно можно порекомендовать следующий комплекс для домашнего выполнения:

  1. Разминка. Можно выполнять танцевальные прыжки или бег на месте.

  2. «Бабочка». Исходная позиция: сидя на полу. Спина находится в правильном положении, плечи развернуты и не напряжены. Колени согнуты, стопы соединены вместе. Опускайте и поднимайте колени так, словно бабочка машет крылышками. Это упражнение также хорошо для растяжки.
  3. «Мост». Лягте на спину, поднимайтесь в «мостик», задержитесь на 30 секунд и опускайтесь. Повторите упражнение 10 раз.
  4. «Березка». Лягте на пол, руки вдоль корпуса, ноги вытянуты. Поднимите ноги вверх, руками удерживайте корпус под лопатками. Задержитесь в этом положении на 1 минуту. Сделайте 3 повтора.

  5. «Сфинкс». Лежа на животе, заведите руки за голову и поднимите плечевой пояс, прогнитесь в лопатках. Задержитесь в этом положении на 20 секунд, повторите 10 раз.
  6. «Колечко». Лежа на животе, согните руки в локтях и поставьте рядом с грудной клеткой. Одновременно поднимайте корпус вверх и сгибайте колени, пытаясь достать носками до головы сзади.

  7. «Кошка выгибает спину». Встаньте на колени, прогибайте позвоночник вверх и вниз, потягиваясь, как кошка.
  8. «Парашютист». Лежа на животе, разведите в стороны руки, ноги на ширине плеч. Одновременно отрывайте от пола грудную клетку и ноги. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  9. Стоя на коленях, присаживайтесь бедрами поочередно направо и налево. Повторите упражнение по 20 раз в каждую сторону.
  10. Встаньте на колени, затем из этого положения опустите таз на вытянутые мыски. Вытяните руки вверх, затем нагибайте корпус за руками, стараясь не отрывать таз. Наклоняйтесь как можно ниже, пытаясь достать руками пол. Зафиксируйте корпус в этом положении и постарайтесь еще немного потянуться.

Завершите комплекс дыхательными упражнениями, позволяющими расслабиться и сбросить напряжение с мышц.

Не стоит выполнять упражнения «через силу». Если у вас что-то не получается в полной амплитуде, делайте так, как выходит, стараясь соблюдать технику. Со временем мышцы растянутся, повысится гибкость, и вы сможете легко выполнять казавшиеся сложными движения.

Главное – регулярность!

Занятия танцами дают быстрый результат. Три-четыре месяца тренировок, и даже у взрослого человека будут заметны улучшения: мышцы шеи и спины «запоминают» правильное положение, танцор привыкает держать спину ровно, голову – слегка приподнятой, а плечи – расправленными и слегка развернутыми. Но, если вы прекратите тренировки, все достижения могут быстро сойти на нет. Лишь с помощью регулярных занятий вы сможете поддерживать внешний вид и состояние здоровье. Нашим мышцам необходима постоянная нагрузка, чтобы быть в тонусе.

Какой дополнительный эффект оказывают танцы на осанку и на физическое здоровье

Танцы обеспечивают гармоничное развитие тела. В процессе занятий укрепляется мышечный корсет, повышается сила и выносливость. Танцорам необходимо работать над растяжкой, чувством равновесия, пластичностью. Все это оказывает следующее воздействие на организм:

  • укрепляются мышцы (в том числе, мышцы спины);
  • укрепляются суставы и связки;
  • устраняются мышечные зажимы;
  • улучшается кровообращение (в том числе, в тканях позвоночника).

При регулярных тренировках даже у взрослых формируется здоровая осанка, занятия оказывают самое благотворное влияние: повышается иммунитет, укрепляется нервная система, улучшается эмоциональный фон.

Какие направления танцев стоит выбрать для улучшения осанки

Получить красивую осанку вам помогут занятия любыми видами танцев. Все ритмичные движения оказывают влияние на позвоночник. Кроме того, вам обеспечена такая дополнительная нагрузка, как гимнастика, упражнения на гибкость, растяжку и выносливость. А за вашей осанкой всегда будет следить тренер-хореограф.

Если речь идет о детях, то можно порекомендовать занятия классической хореографией и спортивными бальными танцами. Тренировки дадут полноценную нагрузку, необходимую юному организму, и точно обеспечат красивую осанку.

Взрослым начинающим танцорам можно посоветовать записаться на аргентинское танго, сальсу или бачату. Для любителей современных направлений можно выбрать хип-хоп или вог. Вы сможете не только оздоровить позвоночник и привести тело в желаемую физическую форму (похудеть, укрепить мышцы и т.д.), но и получите огромное удовольствие от зажигательной музыки, грациозных движений и возможности импровизировать.

Идеальная осанка так и останется недостижимой мечтой, если вы игнорируете занятия спортом. Какие же упражнения помогут добиться результата быстро и ценой минимальных усилий?

 4 632

Стройная шея, подтянутое тело, грациозная и легкая походка — это лишь одни из многих преимуществ правильной осанки для внешней красоты. Но намного важнее ее роль для здоровья и молодости организма в целом. Вместе со специалистами федеральной сети клиник экспертной онкологии «Евроонко» составили комплекс упражнений, которые приблизят вас к осанке, как у профессиональных спортсменок.

Что такое осанка, и почему с ней часто возникают проблемы?

Осанка — это привычное вертикальное положение тела человека, и зависит она от сформировавшейся двигательной памяти. Мы привыкли думать, что проблемы с позвоночником приводят к головным болям, давлению, перепадам настроения. На самом деле, все наоборот — чаще всего именно эти «последствия», связанные с нервной системой человека, приводят к неправильной осанке, а не наоборот (читайте также: «Держи ровно: как позвоночник связан с нашим здоровьем и эмоциями»).

«Дети рождаются с ровным позвоночником, и у них еще отсутствует сформированный двигательный стереотип. И только постепенно, благодаря развитию нервной системы, ребенок учится выполнять простейшие движения, включая подъем головы, ползание, ходьбу и др. Ведь, чтобы сделать малейший шаг, мышцы должны получить импульс от мозга на выполнение этого движения. Так и формируется двигательный стереотип, а с ним мышечные изгибы и начинает образовываться осанка. И именно последовательные изменения структур нервной системы, развитие костей и управление мышечным тонусом ведут к появлению той или иной осанки», — поясняет врач-невролог, д.м.н. Станислав Николаевич Янишевский.

Очень важно следить за состоянием нервной системы и мышечного корсета с раннего детства и поддерживать полезные привычки на протяжении всей жизни. Идеальная осанка — это следующее положение тела: глаза на горизонтали, смотрят прямо, симметричные надплечья и ключицы, одинаковые по длине руки и ноги, углы лопаток на одной линии.

Простыми словами, при нормальной осанке макушка направлена в потолок, шея длинная, плечи расправлены, поясница находится в естественном изгибе, живот подтянут. Такая осанка способствует снижению нагрузки на суставы и мышцы, улучшению кровообращения, повышению работоспособности. В общем, в ней одни плюсы. Как же получить такую осанку во взрослом возрасте, если нет возможности посещать балетные классы?

«Существует огромное разнообразие упражнений для работы над осанкой. Мы перечислим топ-8, которые задействуют все основные мышцы для красивой осанки — пресс, спину, шейный и грудной отдел. Они подойдут каждому — вне зависимости от возраста и физической подготовки. Однако, если у вас есть серьезные нарушения осанки и сопутствующие им проблемы, обязательно обратитесь к специалисту — он составит для вас персональный комплекс и покажет правильную технику», — рекомендует инструктор ЛФК Сергей Сергеевич Попов.

Стойка у стены

Самое простое и эффективное упражнение для здоровой осанки. Снимите обувь и встаньте к стене спиной. Тело должно быть как одна прямая линия, разведите плечи, сведите лопатки, грудь вперед, живот втянут. Затылок, пятки, ягодицы и лопатки должны плотно прилегать к стене. Мысленно тянитесь головой вверх, а поясницей — вниз. Удерживайте позицию максимально долго, хотя бы 20-30 секунд, после чего отойдите от стены, стараясь сохранить и запомнить это положение.

Сразу после выполнения этого упражнения оно может показаться вам очень легким, так как тело будет помнить правильную позицию, но через некоторое время позвоночник будет стараться вернуться в привычное положение. Поэтому для большей эффективности и развития мышечной памяти выполняйте это упражнение несколько раз в день.

Комплекс с гимнастической палкой

Упражнения из этого комплекса отлично помогают избавиться от эффекта «круглой спины». Попробуйте, и даже после десятиминутной разминки вы почувствуете нужный эффект — разогретое тело и растянутые мышцы.

Гимнастическую палку можно купить в любом спортивном магазине, но, если вы хотите приступить к занятиям здесь и сейчас, можно использовать полотенце (просто сделайте из него длинный жгут). Каждое упражнение повторяйте 10-12 раз.

  • Держите палку в руках, на вдохе отведите руки назад за голову, на выдохе верните их в изначальное положение. После 8-10 повторений увеличивайте амплитуду и старайтесь увести палку уже за плечи.

  • Возьмите палку почти за концы, при этом руки держите опущенными за спиной. Наклоняйтесь вниз (слегка пружинясь), а руки с палкой отводите вверх. Не сутультесь, поясница должна быть прогнута.

  • Встаньте перед зеркалом, палку заведите за лопатки (как будто несете коромысло с ведрами), и делайте наклоны вперед. При этом взгляд направлен перед собой в зеркало, чтобы также работала шея, находясь в правильном положении.

Циркуль

Ложитесь на спину, руки вдоль тела ладонями к потолку. На вдохе ведите руки к голове, не отрывая тыльную сторону ладони от пола (имитация движения циркуля). Лопатки сведены, плечи развернуты.

Лодочка

Всем знакомое упражнение еще с детского сада помогает расслабить плечи и растянуть грудные мышцы. Лежа на животе одновременно поднимайте вытянутые вперед руки и ноги, прогибаясь в пояснице.

После этого переходите к более сложному варианту — при подъеме корпуса согните руки в локтях и как можно сильнее соедините лопатки, имитируя плавание. Ноги также продолжайте поднимать наверх одновременно с руками.

Вытяжение позвоночника

Еще одно эффективное упражнение для растягивания мышц спины. Ложитесь на живот, руки вверх перед собой. Тянитесь правой рукой и правой ногой, растягивая тело. На вдохе — тянем себя рукой вверх, а ногой — вниз, на выдохе расслабляемся. Повторяем то же самое с левой рукой и левой ногой по 4 раза. После этого меняем движение (делаем по диагонали) — одновременно тянемся правой рукой и левой ногой, и после — левой рукой и правой ногой.

Наклон с опорой на стену

Завершите растяжку очень приятным, расслабляющим упражнением, которое помогает раскрыть плечевые суставы после постоянного нахождения за компьютером. Встаньте к стене на расстоянии нескольких шагов, ноги на ширине плеч. Сделайте наклон к стене, упритесь ладонями, растяните спину. Вы должны чувствовать натяжение мышц. Ноги выпрямлены, а угол между ногами и корпусом — 90 градусов. Удерживайте такое положении на протяжении 1 минуты.

Помните, что нервная система и мозг человека не сразу примут изменения в вашей осанке. Если вы всю жизнь сохраняли одно положение, мозг привык к нему, как к естественному и комфортному состоянию. Поэтому от вас потребуются регулярные занятия минимум в течение 2-3 недель, чтобы организм перестроился и подготовился к новой осанке и красивому телу.

Станислав Николаевич Янишевский

Сергей Сергеевич Попов

Инструктор ЛФК, специалист клиники «Евроонко».

Личный сайт

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номер телефона пенсионного фонда
  • Как найти площадь трапеции если известна периметр
  • Как найти оптовика для продажи ему
  • Как найти имена существительные в винительном падеже
  • Как составить заявление на перерасчет за электроэнергию