Как исправить ошибки косвенной речи

Неправильное построение предложения с косвенной речью


Неправильное построение предложения с косвенной речью

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 180.

Обновлено 31 Августа, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 180.

Обновлено 31 Августа, 2022

Слова персонажа в повествовании чаще всего произносит сам персонаж. Это прямая речь. Монологи, реплики, диалоги героев дают автору возможность полнее воссоздать образ героя (речевая характеристика). Но если такой задачи нет, а важно только содержание высказывания, автор прибегает к косвенной речи. Особенно охотно делают это школьники в своих сочинениях. При этом важно избежать ошибок при трансформации прямой речи в косвенную.

Что такое косвенная речь

Косвенная речь — это передача чужой речи в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. В справочной сообщили, что поезд отправляется в 6 утра. Вера объяснила, что вернулась только из-за мамы.

В части предложения, передающей смысл чужого высказывания, используются только местоимения 3 лица. Ведь говорит о персонаже не он сам, говорит автор, и речь персонажа сливается с авторской, грамматически приспосабливаясь к ней. Особенности речевой манеры героя в косвенной речи не воспроизводятся, передаётся лишь её основное содержание, поэтому в косвенной речи нет места междометиям, эмоционально окрашенным частицам и обращениям.

В некоторых источниках утверждается, что косвенную речь можно передать в простом предложении. Но по правилам русского языка косвенная речь является только придаточным предложением.

Структура предложения с косвенной речью

Придаточное, содержащее косвенную речь, стоит после главной части или разрывает его. Света спросила, когда он будет дома. Света спросила, когда он будет дома, и, получив ответ, нахмурилась.

Косвенная речь присоединяется союзами что, как, будто, чтобы. Он уверял, будто всё видел своими глазами. Директор распорядился, чтобы в кабинет поставили новую мебель.

Если косвенная речь передаёт заданный персонажем вопрос, в её начале стоит то же вопросительное слово, что и в вопросе. Мать спросила, что произошло и где сейчас дед.

В главной части сложноподчинённого предложения может быть указательное слово (местоимение или наречие).

Сестра жаловалась на то, что они редко видятся, что встречи их коротки и случайны.

Нарушения в построении предложения с косвенной речью. Примеры

Неправильное построение предложения с косвенной речью выражается в допущении следующих ошибок.

  • Употребление местоимений и глаголов 1 и 2 лица вместо 3-го. Ошибка: Мальчик сказал, что я хочу спать. Правильно: Мальчик сказал, что он хочет спать;
  • Употребление обращений и глаголов повелительного наклонения. Ошибка: Андрей предложил, что пойдите, ребята, за водой к колодцу. Правильно: Андрей предложил, чтобы ребята принесли воды из колодца;
  • Неуместное использование указательного слова. Ошибка: Инструктор сказал то, что нужно поставить палатки. Правильно: Инструктор сказал, чтобы ставили палатки. Или: Инструктор сказал, что нужно поставить палатки;
  • Ошибки в постановке знаков препинания, пропуск союза. Ошибка: Фёдор ответил, он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: что он не сможет ничем помочь. Правильно: Фёдор ответил, что он не сможет ничем помочь.

Союз чтобы уместен там, где речь идёт о просьбе, приказе, побуждении к действию. Примеры: Он велел, чтобы отчёт был готов к вечеру. Бабушка просила, чтобы её оставили в покое. Союз будто используется, когда есть сомнения в точности информации. Павел клялся, будто сам помогал тушить пожар.

Заключение

Что мы узнали?

Косвенная речь выражается в форме придаточного предложения, присоединяется к главному подчинительными союзами и союзными словами. В косвенной речи используются местоимения и глаголы 3 лица. В ней недопустимы обращения, междометия, глаголы в форме повелительного наклонения. Нужно следить за уместным использованием союзов и указательных слов. Между частями сложноподчинённого предложения ставится только запятая. Неправильно построенное предложение с косвенной речью считается грамматической ошибкой.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 180.


А какая ваша оценка?

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Неправильное построение предложения с косвенной

речью.

 Что такое косвенная речь, каковы её особенности? Какие бывают ошибки в предложениях с косвенной речью, как их найти? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи.

Особенности косвенной речи.

  • Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение, которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП.
  • Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они — в разных падежах)
  • Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи, поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи.
  • Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл.
  • В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы.
  • Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. (Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)
  • Если прямая речь – повествовательное предложение, то в придаточной части косвенной речи используются союзы:

—  что, если говорящий уверен в передаваемой информации(Они сказали, что собрание перенесли на понедельник);

будто, как будто, если говорящий сомневается в достоверности информации (Они сказали, будто собрание перенесли на понедельник).

  • Если прямая речь- побудительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется союз чтобы.
  • Если прямая речь- вопросительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется то же союзное слово, которое было в прямой речи ( как, когда, где и др.)

Разберём примеры.

Пример № 1 ( повествовательное предложение).

Прямая речь.

Светлана сказала: «Если бы ты знал, как мне многое нужно повторить, чтобы успешно сдать экзамен».

Косвенная речь.

Светлана сказала о том, что ей многое нужно повторить, чтобы сдать экзамен.

Пример № 2 (побудительное предложение).

Прямая речь.

Учитель объявил: «Ребята, сегодня после уроков вы должны прийти в актовый зал на встречу с преподавателями вузов»

Косвенная речь.

Учитель объявил о том, чтобы ребята после уроков пришли в актовый зал на встречу с преподавателями вузов.

          Пример № 3 (вопросительное предложение).

Прямая речь.

Олег спросил: «Что нам задали по литературе?»

Косвенная речь.

Олег спросил о том, что им задали по литературе.

Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью.

  • Употребление местоимения в форме 1-го или 2-го лица, а не в форме 3-его лица.

Пример.

Неверно.

Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.

Верно

Путник решил, что он лучше переждёт дождь в селении.

  • Неверно построенное сложное предложение с косвенной речью.

Пример.

Неверно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону, это о нашем предстоящем путешествии и о том, что необходимо для него подготовить.

Верно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону ,- это наше предстоящее путешествие, отметив, что необходимо для него подготовить.

  • Неправильное употребление союза в предложении, передающем побуждение к действию.

Пример

Неверно.

Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.

Верно.

Учитель предложил посадить несколько деревьев в школьном саду. (Можно передать косвенную речь и в форме простого предложения).

ИЛИ

Учитель предложил, чтобы все вместе посадили несколько деревьев в школьном саду.

Вывод.

На ЕГЭ чаще встречаются три ошибки в построении предложений с косвенной речью:

  • Неверное использование личного местоимения
  • Неверное использование средств связи (союзов) в СПП.
  • Неверное построение предложения с косвенной речью с синтаксической точки зрения.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с косвенной речью.

  • Найдите предложение с косвенной речью.
  • Посмотрите, в какой форме употреблены в придаточном предложении личные местоимения. Если в форме 3-го лица, то нет ошибки. Если в форме 1-го и 2-го лица, то есть ошибка.
  • Посмотрите, правильные ли союзы и союзные слова использованы для присоединения придаточного к главному. Помните, что для каждого типа предложения по цели высказывания есть свои союзы и союзные слова.
  • Наконец, посмотрите, правильно ли построено сложное предложение, если неверно, то такое предложение «не звучит».
  • Помните, что в предложенных вариантах ответов может быть ДВА предложения с косвенной речью. Одно- верное, другое нет. Поэтому читаете все примеры до конца, не записывайте сразу в ответе номер первого предложения с косвенной речью, оно может быть правильным.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с неверным употреблением косвенной речи.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

Неправильное построение предложения с косвенной речью – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять прямую и косвенную речь в предложении и не смешивать их.

Неправильное построение предложения с косвенной речью: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Неправильное построение предложения с косвенной речью», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.

В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант:

Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.

Пример 2

Предложение:

Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант 1:

Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

Пример 3

Предложение:

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.

В предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант 1:

Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Очень часто при
построении предложений с прямой или
косвенной речью допускаются грамматические
ошибки. Рассмотрим основные.

1. Самой распространенной
ошибкой при построении предложений с
косвенной речью является использование
в придаточной части местоимений 1 и 2
лица. Это допустимо только при передаче
прямой речи.

Неверный вариант

Правильные варианты

Осуждая своих
современников, М.Ю.Лермонтов пишет,
что «печально я гляжу на наше поколенье».

Осуждая своих
современников, М.Ю.Лермонтов пишет:
«Печально я гляжу на наше поколенье».

2. Также одной из
распространенных ошибок является
употребление союза «что» в придаточной
части при наличии «ли».

Неверный вариант

Правильные варианты

Я не заметил, что
находится ли он в комнате.

Я не заметил, находится
ли он в комнате.

3. Нельзя оформлять
предложение, которое начинается с
вводной конструкции, как прямую речь.

Неверный вариант

Правильный вариант

Как сказал А.П.Чехов:
«В человеке должно быть все прекрасно».

Как сказал А.П.Чехов,
«в человеке должно быть все прекрасно».

4. Ошибочным является
использование большой буквы в цитате
при передачи косвенной речи.

Неверный вариант

Правильный вариант

Сенат же постановил,
что «Челобитчик лишился сына по тому
одному, что положился на уверение
ответчика сделать его сына счастливым…».

Сенат же постановил,
что «челобитчик лишился сына по тому
одному, что положился на уверение
ответчика сделать его сына счастливым…».

Список использованной
литературы

1. Бельчиков, Ю.
А. Практическая стилистика современного
русского языка: нормы употребления
слов, фразеол. выражений, граммат. форм
и синтакс. конструкций / Ю. А. Бельчиков.
– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 422 с.

2. Зализняк, А. А.
Грамматический словарь русского языка:
словоизменение : ок. 110000 слов / А. А.
Зализняк. – [Изд. 6-е, стер.]. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2009. – 795 с.

3. Приорова, И. В.
Несклоняемые имена в языке и речи : учеб.
пособие / И. В. Приорова. – М.: Флинта;
Наука, 2008. – 87 с.

4. Рацибурская, Л.
В. Словарь уникальных морфем современного
русского языка / Л. В. Рацибурская. – М.
: Флинта : Наука, 2009. – 155 с.

5. Русский язык и
культура речи : учеб. пособие для вузов
/ И. Б. Голуб. — М. : Логос, 2007. — 431 с.

6. Русский язык и
культура речи : учебник / под ред. В. И.
Максимова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.
: Гардарики, 2008. — 402 с.

7. Сазонова, И. К.
Толково-грамматический словарь русских
причастий : 2500 глаголов, 7500 причастий :
образование и употребление причастий
/ И. К. Сазонова. – Изд. 3-е, перераб. – М.
: АСТ-Пресс Книга, 2008. – 647 с

8. Справочно-информационный
портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для
всех — http://www.gramota.ru/.

9. Сайт «Культура
письменной речи» – http://gramma.ru/.

4.4 Тест для самопроверки

1. Правила
образования и употребления производных
слов изучают:

а) орфоэпические
нормы

б) морфологические
нормы

в) словообразовательные
нормы

г) синтаксические
нормы

2. Правила
образования грамматических форм слов
изучают:

а) морфологические
нормы

б) синтаксические
нормы

в) словообразовательные
нормы

г) пунктуационные
нормы

3. В каком ряду
все слова относятся к мужскому роду?

а) шампунь, тюль,
бемоль

б) антресоль, тюль,
чучело

в) тапочки, туфли,
босоножки

г) повидло, зал,
плацкарта

4. Слово грязнуля
относится:

а) к женскому роду

б) к мужскому роду

в) к среднему роду

г) к общему роду

5. Несклоняемы
неодушевленные существительные
относятся:

а) к мужскому роду

б) к среднему роду

в) к женскому роду

г) к общему роду

6. В какой строчке
все слова мужского рода?

а) ВАК, МИД, вуз

б) МГУ, ООН, АТС

в) ТАСС, ФСБ, УдГУ

г) роно, ГИБДД,
ИжГСХА

7. Правила
построения словосочетаний и предложений
изучают:

а) морфологические
нормы

б) синтаксические
нормы

в) словообразовательные
нормы

г) пунктуационные
нормы

8. Сочетание двух
или нескольких самостоятельных слов,
связанных друг с другом слов, называется:

а) словом

б) словосочетанием

в) предложением

г) высказыванием

9. Расположение
цепочкой одинаковых падежных форм −
это:

а) нанизывание
падежей

б) градация

в) эллипсис

г) употребление
именительным представления

10. Правильно
построено предложение:

а) Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет:
«Печально я гляжу на наше поколенье».

б) Я не заметил,
что находится ли он в комнате.

в) Как сказал
А.П.Чехов: «В человеке должно быть все
прекрасно».

г) Сенат же
постановил, что «Челобитчик лишился
сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».

Глава 5.
Орфографические нормы

Знать:
основные орфографические правила.

Уметь:
применять орфографические правила на
письме, пользоваться словарями.

5.1 Принцип русской
орфографии

Ведущий принцип
русской орфографии — морфологический
принцип
,
сущность которого состоит в том, что
общие для родственных слов морфемы
сохраняют единое начертание на письме,
а в речи они могут изменяться в зависимости
от фонетических условий. Этот принцип
применяется для всех морфем: корней,
приставок, суффиксов и окончаний. Также
на основе морфологического принципа
оформляется единообразное написание
слов, относящихся к определенной
грамматической форме. Например, ь (мягкий
знак) формальный признак инфинитива.

Вторым принципом
русской орфографии является фонетическое
написание
,
т.е. слова пишутся так же, как слышатся.
Примером может служить правописание
приставок на з-с (бездарный — беспокойный)
или изменение в корне начальной и на ы
после приставок, оканчивающихся на
согласную (разыграть).

Существует также
дифференцирующее написание (ср.: ожог
(сущ.) — ожёг (глаг.) и традиционное
написание (буква и после букв ж, ш, ц —
жить, шить).

Орфограмма – это
случай выбора, когда возможны 1, 2 или
более различных написаний. Это также
написание, соответствующее правилам
орфографии.

Орфографическое
правило

это правило правописания русского
языка, того, какое написание надо выбрать
в зависимости от языковых условий.

Употребление
прописной и строчной буквы

Прописная
буква

Строчная
буква

Пишется в начале
прямой речи, предложения, абзаца,
текста

Пишется в середине
и в конце слова
,в середине
предложения
, если слово не представляет
собой имя собственное или какое-нибудь
название (Он приехал поздно ночью)

Имена, отчества,
фамилии, прозвища, псевдонимы, клички
животных,индивидуальные названия,
относящиеся к мифологии и религии,имена действующих лицв некоторых
произведениях художественной литературы
(Всеволод Большое Гнездо, Иисус Христос,
Аллах, Пегас, Синяя Борода, собака
Жучка)

Названия титулов
и должностей в зарубежных странах
и в международных организациях,
например: император Японии, королева
Нидерландов, президент Франции

Географические
названия, названия государств,
административно-территориальных
единиц
зарубежных государств,достопримечательных мест,железнодорожных станций, вокзалов,
аэропортов
, за исключением служебных
слов и родовых понятий (остров Новая
Земля, графство Суссекс, улица адмирала
Макарова, Большой Кремлевский дворец,
Казанский вокзал)

Названия
чинов, звания(лейтенант Попов)

В названиях групп
государств
с прописной буквы пишетсяпервое слово(и все имена
собственные): Скандинавские страны,
Союз Государств Центральной Африки

Наименования других
(не высших) должностей и званий
,
например: министр просвещения РФ,
маршал авиации

Прописная
буква

Строчная
буква

В образных названиях
государств
первое словоили
слово, подчеркивающее характерный
признак называемого объекта, пишется
с прописной буквы: Страна утренней
свежести (Корея), остров Свободы (Куба)

Слова товарищ,
гражданин господин, мистер
и т.д.
(мистер Браун, гражданин Петров)

В названиях станций
метро, заключенных в кавычки
,все
слова
пишутся с прописной буквы:
станция «Александровский Сад»

Астрономические
названия
, кроме родовых названий и
порядковых обозначений светил (Большая
Медведица)

Названия высших
органов власти, центральных организаций,
учреждений
и т.п.,все слова,
кроме служебных, пишутся с прописной
буквы: Федеральное Собрание Российской
Федерации

Первое слово
все имена собственные) пишутся с
прописной вназваниях государственных
учреждений, общественных, профессиональных
организаций, в исторических названиях
высших представительных органов
стран, в названияхполитических
партий и движений,
в официальныхназваниях учреждений местного
значения
, вназваниях научных
учреждений и учебных заведений

все имена собственные), вназваниях
зрелищных мероприятий, учреждений
культуры, промышленных, торговых
предприятий и финансовых
организаций
(
Верховный суд Российской Федерации,
Временное правительство, Коммунистическая
партия Советского Союза, Московская
городская дума, Российская академия
наук, Московский театр оперетты)

Названия исторических
эпох и событий первое слово
(и все
имена собственные), например, эпоха
Возрождения

Наименования высших
должностей и высших почетных званий
в России и в бывшем Советском Союзе,
например: Президент Российской
Федерации, Вице-Президент РФ

Официальные названия
конгрессов, съездов, конференций,
первое слово и все имена собственные
(
Всероссийский съезд учителей)

Правописание
гласных в корне

Если в корне гласная
стоит в слабой (безударной) позиции, то
на письме возникает проблема выбора,
какую букву надо писать.

Если можно подобрать
родственное слово или изменить слово
так, чтобы эта гласная была под ударением,
то такая гласная называется проверяемой.
Например, столбы — сто’лб; примирять
(друзей)- ми’р.

Если безударную
гласную нельзя проверить ударением, то
такие гласные называются непроверяемыми,
и правописание слов с такими гласными
надо запоминать или проверять по
орфографическому словарю (карто’фель,
эликси’р).

В русском языке
есть ряд корней с чередующимися гласными.
Как правило, под ударением пишется та
гласная, которая слышится; выбор
буквы в безударной позиции зависит от
определенных условий:

от ударения:

— гар- гор-:
под ударением пишется а (загар, разгар),
без ударения — о (загорелый, пригорать),
исключения: выгарки, изгарь, пригарь;

— зар- зор-:
без ударения пишется а (зарница, озарить),
под ударением — что слышится (зорька,
зарево), исключение: зоревать;

— клан- клон-:
без ударения пишется о (преклонение,
поклониться), под ударением — что слышится
(кланяться, поклон);

твар-
твор-:
без
ударения пишется о (творить, творение),
под ударением — что слышится (творчество,
тварь), исключение: утварь.

От последующих
букв или сочетаний букв:

— кас- кос-:
если за корнем следует согласная н, то
пишется о (коснуться, прикосновение), в
остальных случаях пишется а (касательная,
касаться);

— лаг- лож-:
перед г пишется а (прилагать, прилагательное),
перед ж пишется о (приложение, предложить),
исключения: полог;

— раст- (-ращ-) –
рос-:
перед
ст и щ пишется а (расти, наращивать),
перед с пишется о (заросль, выросший),
исключения: отрасль, росток, выросток,
ростовщик, Ростов;

— скак- скоч-:
перед к пишется а (скакать), перед ч
пишется о (выскочить), исключения: скачок,
скачу.

От наличия или
отсутствия после корня суффикса -а-:

— вер- вир-, -дер-
дир, -мер- мир, -пер- пир, -тер- тир, -блест-
блист, -жег- жиг, -стел- стил, -чет- чит-:

перед суффиксом -а- пишется и (собирать,
зажигать, настилать), в остальных случаях
пишется е (блестеть, зажечь), исключения;
сочетать, сочетание;

— корни с чередованием
а (я) — им (ин):
перед суффиксом -а- пишется им (ин)
(заминать, зажимать), в остальных случаях
пишется а(я) (замять, зажать);

от значения:

— мак — мок-:
-мак- используется в значении «погружать
в жидкость, делать мокрым» (макать хлеб
в молоко), -мок — в значении «пропускать
жидкость» (ботинки промокают);

-равн- ровн-:
-равн- используется в значении «равный,
одинаковый, наравне» (поравняться),
-ровн — в значении «ровный, прямой,
гладкий» (уровень, заровнять);

-плав- плов- плыв-:
о пишется только в словах пловец и
пловчиха, ы — только в слове плывуны, во
всех остальных случаях пишется я
(плавучесть, поплавок).

Выбор гласных
й, е или э

В иноязычных словах
обычно пишется е (адекватный); исключения:
мэр, пэр, сэр и их производные.

Если корень
начинается с буквы э, то она сохраняется
и после приставок или перед первой
частью сложного слова (сэкономить,
трехэтажный).

После гласной и
пишется е (реквием), после остальных
гласных — э (маэстро).

Буква й пишется в
начале иноязычных слов (йод, йога).

Правописание
гласных после шипящих и ц

После шипящих
согласных ж, ч, ш, щ пишутся гласные а,
у, и, никогда не пишутся гласные я, ю, ы
(чаща, жирный). Данное правило не
распространяется на слова иноязычного
происхождения (парашют) и на сложносокращенные
слова, в которых возможны любые сочетания
букв (Межюрбюро).

Под ударением
после шипящих пишется ё,
если можно подобрать родственные слова
или другую форму этого слова, где пишется
е (жёлтый — желтизна); если это условие
не выполняется, то пишется о (чокаться,
шорох).

Необходимо различать
существительное ожог и его родственные
слова от глагола в прошедшем времени
ожёг и его родственных слов.

Правописание
гласных после ц

В корне после ц
пишется и

(цивилизация, циновка); исключения:
цыган, на цыпочках, цыц, цыпленок и их
однокоренные слова.

Буквы я,
ю пишутся после ц только в именах
собственных нерусского происхождения
(Цюрих).

Под ударением
после ц
пишется о

(цокот).

Правописание
согласных в корне

Для того чтобы
проверить сомнительные звонкие и глухие
согласные, нужно подобрать такую форму
или родственное слово, чтобы эти согласные
стояли в сильной позиции (перед гласным
или сонорным (л, м, и р) звуком: сказка —
сказать.

Если сомнительную
согласную нельзя проверить, то её
написание нужно запомнить или узнать
в орфографическом словаре.

Двойные согласные
пишутся:

на стыке морфем:
приставки и корня (
рассказать), корня
и суффикса (длинный)

на стыке двух частей
сложносокращенных слов
(роддом)

в словах, которые
нужно запомнить или определить по
орфографическому словарю
(вожжи,
дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник
и однокоренные им слова; слова
иноязычного происхождения (например,
группа, класс) и производные от них
(групповой, классный)

Для того чтобы
проверить написание слов с непроизносимыми
согласными, имеющих сочетание букв
ветв, здн, ндск, нтск, стл, стн и т.п.,
необходимо подобрать такое однокоренное
слово или так изменить форму слова,
чтобы после первой или второй coгласной
стояла гласная (грустный — грустить,
свистнуть -свистеть); исключения: блеснуть
(хотя блестеть),
лестница
(хотя лесенка),
плеснуть
(хотя плескать),
склянка (хотя
стекло).

Правописание
приставок

Правописание
некоторых приставок надо запомнить,
они не изменяются ни при каких условиях
(донести, отнести, занести и т.д.). К этим
же приставкам относится и приставка
с-, которая в речи перед звонкими
согласными озвончается, а на письме не
изменяется (сбежать, сделать).

В приставках на
з-с (без- —
бес-, воз (вз) — — вос-(вс-), из- — ис-, низ- —
нис-, раз- (роз-) – рас — (рос-), через-
(чрез-) — черес- (чрес-)

пишется з перед звонкими согласными
или гласными (безводный, разгораться),
а перед глухими согласными пишется с
(беспредельный, восстать).

Особую трудность
представляет написание приставок пре
и
при -.
В
основном их различие строится на их
лексическом значении.

Приставка пре-

Приставка при-

высокой степени
качества (
её можно заменить словами
«очень», «весьма»): преувеличенный (=
«весьма увеличенный»), преинтересный
(= «очень интересный»);

пространственной
близости
(пригородный, приграничный);

«через», «по-иному»
(
это значение близко значению
приставки пере-): преступать (=
«переступать).

приближения,
присоединения
(приблизиться,
приплыть);

неполноты действия
(прикрыть, приостановиться);

доведения действия
до конца
(прибить, пристукнуть);

совершения действия
в чьих-либо интересах (
припрятать).

В некоторых словах
приставки пре- и при- не выделяются и
правописание таких слов надо запомнить:
пребывать (в знач. «быть в каком-то месте
или состоянии»), презирать (в знач.
«ненавидеть»), пренебрегать, президент
(слово иноязычного происхождения);
прибор, приказ, призрение (в знач.
«забота») и т.д.

Если приставка
заканчивается на
согласную
,
а корень
начинается с гласной
и
, то вместо
и пишется ы
(предыюньский, разыграть); исключения:
взимать, сложносокращенные слова

(пединститут), слово «двухимпульсный»
и т.п. приставки
меж- и сверх-

(межинститутский, сверхинтересный),
иноязычные приставки дез-,
контр-, пост-, супер-, транс-, пан
-(контригра,
субиндекс).

Правописание
разделительных Ъ и Ь

Разделительный
ъ (твердый знак)

Разделительный
ь (мягкий знак)

пишется
перед гласными е, ё, ю, я:

после приставки,
оканчивающейся на согласную
: подъезд,
объезд

внутри слова перед
гласными е, ё, ю, я:
крестьянин, вьюга;

в словах иноязычного
происхождения после приставок,
оканчивающихся на согласную (аб-, ад-,
диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-,
пер-,транс-) или после составной частицы
пан-:
адъютант, трансъевропейский

в некоторых словах
иноязычного происхождения перед
буквой о:
медальон, шампиньон.

в
сложных словах, первая часть которых
— числительные двух-, трёх,
четырёх-:
двухъярусный, трехэтажный

Исключение:
сложносокращенные слова (детясли).

Правописание
гласных после шипящих и ц в суффиксах
и окончаниях

1. В
окончаниях и суффиксах существительных
,
прилагательных и суффиксах наречий под
ударением после шипящих и ц пишется о
,
без ударения
— е
(ножо’м,
большо’го, книжо’нка, концо’м, окольцо’вы-вать;
НО экипа’жем, п’ищей, ры’жего, торго’вцев,
окольцева’ть).

В современном русском, английском и во всех других языках существует косвенная и прямая речь. Грамотное владение ими позволяет правильно передать на письме сказанное кем-то. Поэтому для носителей языка и изучающих его чрезвычайно важно разбираться в понятиях прямой и косвенной речи и правильно применять их непосредственно на практике. Важно еще то, что в русском языке достаточно сложные правила пунктуации, и, в зависимости от темы, пунктуационные знаки расставляются по-разному.

К сожалению, огромное количество людей, изучающих русский язык, допускают неправильное построение предложений с косвенной речью.

неправильное построение предложения с косвенной речью

Определения

Итак, начнем с определений. Что же такое косвенная или прямая речь? Прямая речь — это текст, который дословно передается от лица говорящего без видоизменений.

Косвенная речь — это способ включить чужие слова в собственный текст, сохранив их первоначальный смысл. Можно сказать понятым языком, что это некий пересказ слов, принадлежавших третьему лицу.

Прямую речь от косвенной на письме отличает наличие слов автора и собственно самой прямой речи. Слова автора указывают на лицо, которому и принадлежит приведенное высказывание. Важно отметить, что и носители русского языка часто допускают ошибки в построении предложения с косвенной речью. И особенно тяжело данная тема дается иностранцам, изучающим русский.

Далее мы подробно рассмотрим правила применения обоих видов речи — и прямой, и косвенной. Обратим внимание на знаки препинания и на особенности построения предложений с названными конструкциями.

Правила употребления косвенной речи

Чтобы составить предложения с косвенной речью, нужно изучить правила постановки знаков препинания в таких ситуациях. Стоит отметить, что косвенная речь в сложноподчиненном предложении, как правило, выступает в роли придаточной части. Придаточная часть, которая содержит косвенную речь, может присоединяться к главной с помощью некоторых союзов и союзных слов:

  • чтобы;
  • который;
  • будто;
  • якобы;
  • когда;
  • что;
  • откуда;
  • какой;
  • где;
  • куда и др.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью

Союз и соответствующие слова для косвенной речи

Союз «что» применяется в речи, чтобы заменить повествовательное предложение и выражает уверенность говорящего в том, что информация является достоверной:

  • Он ответил, что не хочет идти в университет, потому что ненавидит его всем сердцем.

Или, например, такие союзы, как: «будто» и «как будто», могут указывать на то, что говорящий в некотором роде сомневается в достоверности информации, которую он излагает:

  • Дедушка сказал, будто он позавчера был во Франции на выставке.

Что касается таких относительных слов, как: «который», «что», «какой», «где», «куда» и тому подобные, они применяются в тех ситуациях, когда происходит замена прямой речи без всяких изменений на предложения с косвенной речью. Примеры:

  • Дина сказала, что любит Никиту всем ее сердцем, но то, что он поступает неподобающе по отношению к Алине, ее очень огорчает и заставляет задуматься.
  • Дедушка, проходящий мимо меня на бульваре, остановился и спросил, где расположена ближайшая аптека.

Составить предложения с косвенной речью

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью: правила

Перечислим некоторые правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.

Важно отметить, что иногда в косвенной речи можно встретить дословные выражения из речи другого человека. Они на письме выделяются кавычками.

Если прямая речь содержит побудительное предложение, то применяется союз «чтобы» при использовании предложений с косвенной речью. Примеры:

  • Он сказал, чтобы я принес воды дедушке, потому что на улице ужаснейшая жара.
  • Мама приказала горничной, чтобы та немедленно помыла полы в нашем доме.

Если в прямой речи нет вопросительных местоимений и наречий, то, как правило, при использовании косвенной речи применяется союз-частица «ли». Например:

  • Бабушка спросила, знаю ли я, кто такой Иосиф Виссарионович Сталин, и я, конечно же, ответила ей.

А вот если прямая речь содержит вопросительные местоимения и наречия, то при замене ее на косвенную они трансформируются в союзные слова.

Что касается замены личных местоимений, то при использовании косвенной речи они употребляются в соответствии с тем, кто передает речь другого человека.

Как правило, предложения с косвенной речью расположены после слов автора и на письме должны выделяться при помощи запятой.

Предложения с косвенной речью правила

Правила употребления прямой речи

Чтобы передать прямую речь, следует придерживаться определенных правил. Так, если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней необходимо поставить тире. Например:

  • Лена упала и начала вопить:

— А-я-я-я-й, мне же больно!

Если же прямая речь не начинается с абзаца, а идет в строку, то перед ней нужно поставить двоеточие, а после него — кавычки. Например:

  • Алиса прыгала от счастья и кричала: «Ура, наконец-то я получила диплом!»

Но стоит отметить, что в ситуации с цитатами, которые находятся в придаточной части предложения, двоеточие ставить необходимости нет. Например:

  • Психолог Дэвид Даннинг писал, что «у некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам».

Схемы предложений с косвенной речью и прямой

Условными обозначениями для составления схем предложений с прямой речью являются заглавные буквы «А» и «П». Буква «А» указывает на слова автора, а буква «П» — на непосредственно прямую речь. Например:

  • Даша сказала: «Выйди вон из этой комнаты!»

Схематически это будет выглядеть примерно так: А: «П!»

Что касается предложений с косвенной речью, то, как правило, их схемы выглядят как схемы обычных простых и сложных предложений.

ошибки в построении предложения с косвенной речью

Синтаксический разбор предложений

Синтаксический разбор предложения с косвенной речью и прямой проводится для того, чтобы быть уверенным на сто процентов в правильности расставленных знаков препинания. То есть синтаксический разбор помогает глубже ориентироваться в теме и правильно употреблять предложения с прямой и косвенной речью.

Названный разбор выполняется в следующей последовательности:

  1. Необходимо определить, где слова автора, а где прямая речь.
  2. Сделать синтаксический разбор слов автора.
  3. Объяснить постановку знаков пунктуации.

Пунктуация при прямой речи: правила

В ситуации, когда прямая речь стоит в середине конструкции и разрывается словами автора, перед ними и после ставится тире:

  • «Я хочу с тобой, — шептал Николай, — отправиться хоть на край света!»

Если слова автора расположены на стыке двух предложений, то перед словами автора ставится сначала запятая, а потом тире. После слов автора необходимо поставить точку и еще одно тире:

  • «Нина, что ты творишь? — спросил Андрей. — Ты сошла с ума!»

синтаксический разбор предложения с косвенной речью

Распространенные ошибки при употреблении косвенной и прямой речи

Неправильное построение предложений с косвенной речью встречается все чаще и чаще. С этим, несомненно, необходимо бороться. Но как? Ответ прост: нужно периодически повторять те элементарные правила, которые учителя давали нам еще в далеком пятом классе.

Ведь если даже носители русского языка делают грубые и глупые ошибки, то что можно говорить о тех, кто изучает русский язык как иностранный?! Они стараются больше общаться с носителями языка, чтобы лучше ориентироваться в нем. Но чему иностранцы научатся, если сами носители порой делают непростительные ошибки в своей речи?!

От ошибок нужно немедленно избавляться. Даже Б. Шоу в своем произведении «Пигмалион» жестко критиковал людей с отвратительной речью. Он говорил, что непростительно и отвратительно для образованных людей говорить подобным образом.

Часто допускаемые ошибки в построении предложений с косвенной и прямой речью

Итак, ниже будут приведены самые распространенные ошибки и неправильное построение предложений с косвенной речью и прямой. Ошибки часто еще совершают, когда используют слишком громоздкие конструкции.

  • Слишком много придаточных частей:

Я взяла одеяло, которое мне подарила бабушка Галя, и увидела на нем огромную дыру, которую, вероятно, оставил мой кот, которого мне презентовал мой отец в честь дня рождения, когда я отмечала его в аквапарке.

Правильно было бы разделить эту конструкцию на несколько предложений:

Я взяла одеяло, которое мне подарила бабушка Галя, и увидела на нем огромную дыру. Ее, вероятно, оставил мой кот, подаренный мне на день рождения моим отцом. День рождения в тот раз я отмечала в аквапарке.

  • Использование идентичный синтаксических конструкций:

Лена говорила, что не любит сладкое, а Лена купила кучу невкусных кислых фруктов, а потом она шла с ними по дороге, а фрукты рассыпались и разбились об асфальт, и Лена начала вопить, она же так хотела поесть эти фрукты.

Чтобы это предложение звучало приятно и красиво, его нужно разделить на несколько конструкций:

Лена говорила, что не любит сладкое, и накупила кучу невкусных кислых фруктов. Но, когда она шла с ними по дороге, фрукты рассыпались на асфальт и разбились. Лена начала вопить, потому что хотела поесть их.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью может выразиться еще в таком явлении, как смещение конструкции в сложных предложениях:

Последнее, о чем она сказала, это о нашем предстощем разводе, о наших проблемах и о том, как она меня ненавидит.

Для контраста приведем это предложение в правильном варианте:

Последнее, о чем она сказала, — это наш предстощий развод и наши проблемы, а еще, как сильно она меня ненавидит.

схемы предложений с косвенной речью

Важность правильного употребления предложений с косвенной и прямой речью

Интересным фактом является то, что у каждого человека есть своя собственная манера построения предложений. Например, кто-то предпочитает часто использовать придаточные части, кто-то применяет простейшие конструкции, кто-то нагромождают свою речь вводными словами и т. д. Однако нужно всегда отдавать себе отчет в том, как вы говорите. Возможно, вы предпочитаете ту манеру, которая является совершенно неправильной. Поэтому так важно знать правила и совмещать их со своими предпочтениями в речи.

Недаром говорил великий древнегреческий философ Аристотель, что «речь должна отвечать законам логики».

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.  Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».      
Исправление: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье».
Употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли». Я не заметил, что находится ли он в комнате.
Исправление: Я не заметил, находится ли он в комнате.
Оформление предложения, которое начинается с вводной конструкции, как с прямой речью.     Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».            
Исправление: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
Использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.       Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».                        
Исправление: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:
Я спросил у прохожего: «Как мне пройти на Дерибасовскую?»
Я спросил у прохожего, как мне пройти на Дерибасовскую.
Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:
Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
Я спросил, будет ли он доедать борщ.
При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего, вопросительный знак не ставится. Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.
Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли».
Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему Способы передачи чужой речи

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти музыку которую скачал на айфон
  • Где в айфоне загрузки как найти
  • Как найти по номеру ордена вов
  • Как можно найти способ
  • Как найти окно сервис