Как исправить ошибки воспитания в 7 лет

Из-за болезненных воспоминаний, связанных с воспитанием, многие родители живут с постоянным чувством вины. Бывает, ребёнок уже вырастает, а маму в течение долгих лет преследуют угрызения совести и перед сном в слезах вспоминается всё «плохое», что сделано по отношению к малышу.

Если вы устали от таких переживаний, считаете себя «плохими родителями» и хотите исправить ошибки воспитания, допущенные в прошлом – эта статья вам обязательно поможет.

  • Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

Как исправить ошибки воспитания: 10 подсказок для родителей

Содержание

Чувство вины и его влияние на нас и нашего ребёнка

Что такое чувство вины, и как часто мы его испытываем? Почему оно порой отравляет нам жизнь и не позволяет двигаться дальше? А иногда происходит самое страшное: это чувство лишает нас надежды на перемены к лучшему, истончает ресурсы организма и погружает в депрессивное состояние.

Давайте постараемся разобраться в том, что же такое чувство вины и какова его связь с ошибками прошлого, а также обсудим как мы можем уменьшить влияние этого чувства на нашу жизнь и на взаимоотношения с детьми.

Часто мы забываем, что живем в настоящем моменте, а прошлого и будущего по сути не существует. У нас есть только «сейчас», в котором мы можем менять себя и отношения с окружающими посредством общения с ними. Мы можем постараться воздействовать на настоящий момент и даже изменить его, но не в силах изменить прошлое или со 100% вероятностью предсказать будущее.

Однако не стоит забывать, что между прошлым, настоящим и будущим существует связующее звено – чувство вины. Когда мы начинаем его испытывать — это показатель того, что мы не совсем правильно поступили в прошлом, были несправедливы и, возможно, причинили другому человеку боль и страдание. Мы совершили неверный поступок согласно нашему внутреннему пониманию того, что такое хорошо и что такое плохо.

Насколько полезно чувство вины?

С этой точки зрения чувство вины – не бесполезное чувство. Оно имеет позитивную сторону и помогает нам понять и осознать прошлые ошибки.

Именно наличие этого чувства говорит о ваших высоких ценностях, как родителя и, о том, что вы очень хорошая мама, для которой важно оставаться любящей, доброй и справедливой к своему ребенку.

Основной плюс чувства вины заключаются в том, что с его помощью мы можем задуматься о своем поведении, оценить себя со стороны и осознать, что в чем-то были неправы. Оно носит в себе функцию компаса: помогает определить, в каком направлении мы идем и правильное ли это направление.

В то же время очень важно понимать, что у чувства вины есть и обратная сторона: оно может быть токсичным в случае, если мы слишком глубоко в него погружаемся и зацикливаемся на нём. Если мы будем снова и снова прокручивать неприятные, досадные, болезненные ситуации и повторно испытывать негативные чувства и эмоции, то не сможем изменить их и повернуть ход событий в другую сторону.

Да, мы сознательно отправим себя из настоящего в прошлое, сознательно воссоздадим неприятное событие, вновь всё переживем вплоть до возникновения сердцебиения или слез, но ничего изменить не сможем.

Как исцелить чувство вины?

Не стоит казнить себя и культивировать чувство вины, если вы кого-то обидели. Саму ситуацию уже не изменить, но у вас есть настоящий момент, в котором вы можете постараться исправить ошибки прошлого. Вы можете встретиться лично, позвонить или написать этому человеку, извиниться и сказать, что были неправы, объяснить свои мотивы и попросить прощения.

Если же у вас нет доступа к этому человеку или он уже ушел из жизни, а чувство вины очень сильное и не покидает вас, можно написать письмо и мысленно попросить прощения. Всегда пытайтесь выстроить отношения именно сегодня – это в ваших руках.

Процесс исцеления вины и исправления ошибок воспитания заключается в том, чтобы начать задавать себе вопросы:

– Что я могу сделать СЕГОДНЯ, чтобы исправить ситуацию, которая произошла раньше?
– Как я могу исправить то, из-за чего виню себя?
– Что в моих силах сделать СЕЙЧАС: извиниться, поговорить?
– Как я могу реагировать, отвечать и действовать по-другому?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

  1. Найти грамотную и квалифицированную информацию;
  2. Извиниться перед ребенком;
  3. Не бояться быть не идеальными родителями и признавать свои ошибки.

Давайте разберем все их по-порядку.

Найдите авторитетную информацию

Это информация о том, как лучше и правильнее вести себя в подобных непростых обстоятельствах и как научиться себя прощать. Обратитесь к психологу для поиска наилучшего варианта выхода из сложившейся ситуации.

Извинитесь перед ребёнком

Признайте свою неправоту. Скажите себе: «Да, я поступила неверно, но поступила именно так потому, что не знала, как иначе. Я действовала исходя из наилучших побуждений. Сегодня я бы уже так не поступила».

Защитная функция нашей психики заключается в том, чтобы забыть неприятные моменты, которые произошли за день. В период когда мы спим, негатив уходит глубоко в подсознание, и болезненные для нас моменты забываются. Именно поэтому важно как можно быстрее проработать с ребёнком ситуацию психологического и физического насилия и научиться себя прощать.

Не бойтесь быть не идеальными родителями и признавать ошибки

Родители часто думают, что, если извиниться перед ребёнком, то он увидит, что они были неправы и тогда они потеряют авторитет.

Часто родственники и близкие люди усугубляют наше чувство вины. Они начинают говорить: «У тебя ничего не получается», «Ты все делаешь не так». Старайтесь пресекать такие разговоры и не забывайте напоминать себе, что вы – «достаточно хорошая мама».

Не бойтесь показать своё несовершенство! На самом деле ребёнку не нужны идеальные мама и папа – ему нужны родители, которые умеют признавать ошибки и объяснять причины их возникновения. Важно сказать ребёнку: «Я не справился, я не нашел правильные слова, я был неправ».

Не бойтесь показать своё несовершенство

Извиняясь, не переносите чувство вины на ребёнка

Мы, как родители, должны быть способны брать ответственность за свои негативные чувства. Зачастую у ребёнка нет задачи специально нас рассердить или разозлить, поэтому не нужно делать его ответственным за наши чувства.

На любое поведение ребенка могут возникать разные реакции: сочувствие, сопереживание, раздражение, злость и т.п. Но можно ведь и посмеяться над ситуацией, присоединиться к ребёнку и помочь ему преодолеть возникшие обстоятельства.

Не говорите: «Ты разозлил меня», а скажите из Я-позиции: «Я разозлилась на тебя». Когда извиняетесь перед ребенком, скажите: «Прости, что я разозлилась. Знаю, что тебе это было неприятно».

Задача состоит не в том, чтобы объяснить ребёнку в чем он был неправ, а извиниться перед ним за ту форму, за те слова и за тот тон, с которым мы говорили. Не забывайте – дети любят подражать. Ребенок учится у вас и, в случае, если почувствует себя неправым, он также сможет подойти с извинениями.

Если ситуация произошла давно

Стоит отметить, что, если неприятное событие произошло давно, а вы никак не можете её забыть – действуйте в соответствии с возрастом ребёнка и его возможным отношением к этому. На любом этапе можно наладить отношения и, по мере возникновения теплой связи между вами, чувство вины будет уменьшаться.

Если ребенок довольно взрослый (8-10 лет), чтобы поучаствовать в серьёзном диалоге с вами, спокойно напомните ему о ситуации, о которой сожалеете. Расскажите о том, что произошло и как вы отреагировали, насколько вы понимаете, как ему это было неприятно. Не обесценивайте его чувства.

Но помните, что, если сама ситуация для ребёнка была унизительна и болезненна, то он до сих пор может испытывать сильное чувство стыда, поэтому, возможно, не надо напоминать ему о неприятных чувствах и эмоциях.

Помните , что не ребёнок должен стараться понять взрослого, а, наоборот, взрослый должен понять ребёнка.

Выстраивайте общение с ребёнком

В первую очередь, чувство вины возникает в тот момент, когда мы начинаем эмоционально отдаляться от ребёнка. Поэтому важно выстроить общение с ним как с другом – без нотаций.

Порой, испытывая сильное неприятное чувство вины перед ребёнком, мы начинаем задабривать его. В качестве компенсации за наше «неправильное поведение», покупаем ему что-то или разрешаем то, что обычно запрещаем.

В итоге получаются «качели»: то мама «супер-злая», то мама «супер-добрая». Но так задабривая ребенка, мы оказываем ему «медвежью услугу», поскольку мешаем ему усвоить установленные правила – он начинает понимать, что чувство вины родителей можно использовать в своих целях.

Важно быть последовательными в ограничениях и правилах, не смотря на то, какое настроение и какие обстоятельства возникли в настоящий момент.

Важно выстроить теплое общение с ребёнком

Стремитесь к личностному росту

Мы сталкиваемся с неприятными ситуациями для того, чтобы учиться и становиться лучше.

Важно сказать себе: «Я прощаю себя за те ошибки, которые допустила в прошлом. Я люблю своего ребёнка и желаю ему самого лучшего. Я сделала то, за что сейчас переживаю, из благих побуждений. В тот момент я просто не знала, как поступить лучше или по-другому. Сейчас я работаю над собой и нахожу возможные способы меняться».

Для любого человека важно ощущение того, что он предпринимает действия для разрешения возникшей проблемной ситуации и меняется к лучшему в ходе ее решения. Не бойтесь и не зацикливайтесь на чувстве вины – действуйте. Движение – это жизнь!

Что такое «достаточно хорошая мама»?

В психологии есть такое понятие как «достаточно хорошая мама». Его впервые ввёл в обиход детский психоаналитик и британский педиатр Дональд Вудс Винникотт. Он говорил о том, что достаточно быть «достаточно хорошей мамой»: не идеальной, не безупречной, а именно «достаточно хорошей».

Такая мама делает все, что в ее силах, но при этом оставляет за собой право на ошибку. Она верит в то, что нет раз и навсегда установленного свода правил, согласно которому можно правильно воспитывать ребёнка.

Мама учится быть внимательной к себе, слушать свою интуицию, задумываться о том, что чувствует, а также учитывать нужды и потребности своего ребёнка. Она всегда находит на это время и дорожит отношениями с ним больше, чем чьим бы то ни было мнением. Точка зрения советчиков для нее второстепенна. Важно слушать себя и свою интуицию.

В течение первых лет жизни ребёнка «достаточно хорошая мама» обеспечивает поддержку и защиту, благодаря чему ребёнок осознает, что мир вокруг безопасен и ему можно доверять.

В дальнейшем «достаточно хорошая мама» постепенно начинает отпускать его от себя, давая возможность самому, шаг за шагом, обретать самостоятельность и автономность. Таким образом, ребёнок учится брать ответственность за те или иные поступки.

Что такое «плохая мама» и «идеальная мама»?

В отличие от «достаточно хорошей мамы» существуют также «плохая мама» и «идеальная мама».

«Плохая мама» – это мама, которая совершенно не слушает и не пытается себя понять, не прислушивается к ребёнку и не находит время на то, чтобы попытаться его лучше узнать.

В противовес этому понятию «идеальная мама» – это мама, которая, как курица-наседка, постоянно рядом с ребёнком, подстраховывает и гиперопекает, не давая ему научиться быть самостоятельным.

Помните – вы заслуживаете того, чтобы быть «достаточно хорошей мамой» и жить без постоянной самокритики и сожалений. Вкладывайте силы и время в отношения с вашим ребёнком. Укрепляйте и делайте их более близкими, тёплыми, доверительными. Разрешите себе быть «достаточно хорошей мамой»!

Лао-Цзы: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага»

Мы часто ищем в себе недочеты и занимаемся самокритикой и самоедством. Однако нужно научиться видеть не только на свои минусы, но и отмечать свои плюсы и шаги навстречу ребёнку.

Наша цель заключается не в том, чтобы всё и всегда делать правильно и никогда не ошибаться, а в том, чтобы быть осознанными. Ведь находясь постоянно в прошлом, вы лишаете себя источника энергии и вдохновения в настоящем.

Поэтому возьмите в привычку вспоминать перед сном положительные моменты, произошедшие за день: как вы с ребенком гуляли, в какие игры играли, чему научили, что ласкового сказали. Фокусируйте внимание на том, что было сделано правильно. Вам должно быть легко и спокойно на душе от достигнутых результатов.

Вспоминайте перед сном положительные моменты, произошедшие за день

Если почувствуете, что уделили недостаточно внимания ребенку, то вместо того, чтобы усиливать и «смаковать» чувство вины, запланируйте новый день с «чистого листа» и поставьте себе конкретные цели.

Например, скажите себе: «Завтра в течение дня я буду стараться не кричать на ребенка» или «Сегодня я проведу с ребенком как минимум 20 минут, не отвлекаясь на другие дела и делая то, что ему нравится и интересно».

Не ждите мгновенных результатов – дайте себе время. Отнеситесь к себе с заботой, терпением и разрешите ошибаться. Продвигайтесь к этой цели маленькими шажками и помните, что в какой-то момент обязательно случатся откаты. Не забывайте, что должно пройти время для того, чтобы укоренились новые привычки и вы смогли бы естественно вести себя в другой реальности.

Ну и напоследок, не забывайте, что взрослые – это большие дети и сказанное выше может быть применимо и к ним.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – в нём вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

Все без исключения родители стараются воспитывать своих детей в любви и заботе. Однако даже в этом случае они часто сталкиваются с такой ситуацией, когда дети обижаются на родителей, и в последующем это становится для них непереносимой травмой. Возникает недопонимание и конфликты между мамами, папами и их детьми. Реально ли исправить такие ошибки в воспитании, и что можно сделать с уже взрослым человеком.

Типичные педагогические ошибки родителей

Если говорить о типичных педагогических ошибках родителей, то в подобном случае можно отметить следующее:

  • унижение;
  • демонстративная холодность;
  • физическое воздействие;
  • многочисленные запреты;
  • непостоянство воспитания;
  • избалованность ребенка.

У маленького ребенка могут быть различные желания, через которые он познает мир. Многочисленные запреты грозят тем, что, в конечном счете, человек вырастает неуверенным в себе и будет мучатся от повышенной тревожности. Конечно, какие-либо ограничения все же должны быть, но они выбираются индивидуально и обязательно оговариваются с ребенком.

Страшной ошибкой взрослых в отношении детей является их постоянное унижение. Как результат, вырастает неуверенный в себе человек, который подвержен постоянным перепадам настроения.

Также часто отмечается непостоянство родителей, которые сегодня, казалось бы, разрешают ребенку все, а завтра он и шагу не может ступить без запретов. В подобном случае ребенок живет в растерянности, а в последующем такой человек не уверен в себе и не может взять ответственность за свою жизнь.

Ошибки воспитания детей в разном возрасте

С детьми дошкольного возраста чаще всего отмечается непостоянство родителей, а также их многочисленные запреты. В итоге, вырастает неуверенный ребенок, которому в последующем крайне сложно правильно себя вести, когда он пойдет в школу.

Во взаимоотношениях с ребенком школьного возраста родители часто совершают типичные ошибки, которые, идут от желания сделать лучше своему малышу. В первую очередь такому ребенку могут начать помогать без нужды, когда он об этом даже не просит. Также типичная ошибка — это освобождение школьника от любых домашних дел, что приводит к лени и эгоистичности.

В подростковом возрасте дети вступают в фазу интенсивного роста. У них могут отмечаться перепады настроения и изменяется гормональный фон. Родителям сложно не наделать серьезных ошибок при воспитании подростка. Следует быть в первую очередь примером для ребенка, что позволит вырастить успешного человека.

Гиперопека детей

Одной из самых распространенных ошибок при воспитании детей является их гиперопека. Многие любящие мамы и папы стараются защитить своих детей от различных сложностей, в том числе от окружающего мира. В итоге, из такого ребенка вырастает взрослый человек, который практически не подготовлен к реальной жизни. Он хочет, чтобы все проблемы решали за него, при этом не может принять какое-либо важное решение самостоятельно. Это своеобразный инфантилизм, причина которого именно такая гиперопека.

Справиться с последствиями такой гиперопеки крайне сложно. Чаще всего требуется обращаться к психологу и с ним искать выход из ситуации. В первую очередь человек должен понять, что он, а не кто-либо другой, ответственен за его жизнь. Нужно учиться принимать правильные решения, не советуясь при этом с родителями или супругами, а используя лишь свой опыт в жизни. Шаг за шагом можно обрести свою самостоятельность, что улучшает жизнь человека, который наконец-то может добиться успеха. При этом нужно устанавливать реалистичные ожидания, чтобы результат своих трудов был виден как можно быстрее.

Идеальная мама и ошибки воспитания ребенка

Каждая мама хотела бы быть по-настоящему идеальной и стать настоящим другом для своего ребенка. В итоге, она потакает во всем своему сыну или дочке, прощает им любые провинности, при этом отмечается выраженная гиперопека. Стоит ли говорить, что такие ошибки в воспитании сказываются в последующем на жизни уже взрослого человека. Он вырастает неуверенным в себе, часто страдая от нарциссизма и эгоизма. Такой человек будет иметь плохие отношения с родителями и близкими, а жить с ним в семье часто бывает попросту невыносимо. При этом он не считает, что ведет себя неправильно, полагая, что все вокруг должны подстраиваться под его видение окружающего мира.

К чему приводят такие ошибки в воспитании

Ошибки в воспитании сказываются уже на взрослых людях, которые часто бывают несамостоятельными и отличаются инфантильным поведением. Подобное характерно для тех случаев, когда родители чрезмерно опекали детей, защищая их от окружающего мира и решая за них все сложности.

Если ребенок жил в условиях постоянных запретов, то такой человек просто не умеет наслаждаться своей жизнью. Это пессимист, который не уверен в себе и своих силах, он не может добиться успеха в работе, ему сложно завести отношения, а в семье такие люди редко когда бывают счастливыми.

Если родители практиковали неустойчивый стиль воспитания, когда строгость сменялась либеральностью, то такой человек вырастает настоящим тираном и деспотом, который к тому же имеет проблемы с психикой. У него будут часто отмечаться перепады в настроении, когда гнев сменяется апатией и неуверенностью в себе.

Можно ли исправить ошибки воспитания

Единого мнения у психологов по этому вопросу на сегодняшний день нет. Отдельные черты характера, которые закладываются еще в детстве и на которые влияют ошибки в воспитании, на них действительно можно повлиять и полностью избавиться от них. Однако от эгоизма, инфантильного подхода к жизни и невозможности взять ответственность за свои решения избавиться зачастую бывает невозможно.

Исправить такие ошибки в воспитании можно лишь долгой совместной работой, как взрослого человека, так и его родителей. Необходимо будет обращаться к психологу и длительное время прорабатывать те или иные проблемы в жизни человека. В подобном случае не стоит ждать сиюминутного результата, не редкость, когда на исправление ошибок уходят годы, но это позволяет существенно улучшить жизнь, избавившись от имеющихся проблем.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

                           
Период 6-7 лет — возраст перемен: ребенок находится на границе между старшим дошкольником и младшим школьником. Его поведение заметно меняется, ребенок уже четко усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои агрессивные побуждения, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре.

Отношения с ровесниками

Всё большее значение для ребенка приобретают взаимоотношения со сверстниками. Для малыша очень важно иметь свой круг общения с постоянными друзьями. Старайтесь поддерживать его в этом стремлении. Договаривайтесь с родителями его друзей о совместных прогулках, приглашайте этих детей к себе в гости.

В случае возникновения затруднительных ситуаций с друзьями, помогите ребенку разобраться в том, что произошло, и найти оптимальный выход.  

В этом возрасте появляется интерес к противоположному полу, тщательно скрываемый за показным пренебрежением или, наоборот, проявляющийся в виде искренних и непосредственных «ухаживаниях».

Расскажите в доступной форме своему ребенку о предназначении и взаимоотношениях мужчин и женщин.
 

Общение с родителями

Малыш начинает больше играть со своими сверстниками и несколько отдаляется от родителей. Это вполне закономерно, и этому ни в коем случае нельзя препятствовать, руководствуясь родительской ревностью. Помните, что все равно вы остаетесь для своего ребенка самыми значимыми людьми в его жизни и самыми главными учителями.

Старайтесь, чтобы ребенку было интересно с вами. Делитесь с ним своими знаниями (теперь он способен воспринимать довольно сложную информацию), посещайте вместе интересные выставки и музеи.

Мастерите вместе с ребенком, учите его обращаться с различными инструментами и орудиями труда.

Обсуждайте события вашей общей жизни и то, что волнует ребенка. Побуждайте его задумываться над различными вопросами.

Со вниманием относитесь ко всем его выдумкам или рассуждениям.

И помните, если ребенок будет знать, что он всегда может рассчитывать на вас, ему будет легче общаться с другими людьми.

Развитие ребенка и подготовка к школе

Психологическое развитие ребенка претерпевает прогрессивные изменения, его физические возможности  еще больше укрепляются, а умственные способности расширяются. И в скором времени  ведущим видом деятельности малыша станет интеллектуальное обучение.

Не за горами тот день, когда малыш переступит порог школы. Тогда ему придётся довольно много времени заниматься тем, что требует от него взрослый, а не тем, чем хочется в данный момент. Желательно, уже теперь понемногу приучать ребенка к новым для него видам деятельности, развивать усидчивость и внимание. Но, конечно же, у малыша должно оставаться много времени на дела, которые интересны лично ему, ведь он по-прежнему испытывает большую потребность в игре. А занятия под руководством взрослого должны носить целенаправленный, но в тоже время игровой и занимательный характер. Таким образом, в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость поведением.

Готовность ребенка к школе влияет на успешность его дальнейшего обучения. Под готовностью к школе педагоги понимают не знание цифр и букв, а прежде всего мотивационную готовность, то есть наличие у ребенка желания учиться и интерес к получению знаний (познавательная мотивация). Как этого добиться? У каждого нормально развивающегося ребенка уже есть заложенный от природы огромный потенциал способности к обучению; он жаждет получать  новые знания и умения, он желает покорять новые вершины. Поэтому более правомерен вопрос: как это не потерять?
 

Многие родители в последний год перед школой особенно усиленно занимаются с ребенком. Старайтесь, чтобы ваши занятия никогда не превращались в нудную обязанность и всегда носили характер игры, творчества, чтобы во время них ребенок почаще совершал свои, собственные открытия.

Если вы решили водить малыша на специальные занятия по подготовке к школе, выберите для него яркого педагога, с которым ребенку будет интересно. Помните, что лучше никак не заниматься, чем привить малышу отвращение к учебе скучными заданиями (ведь скука для ребенка так же тяжела, как наказание). Самое главное – не отбить у ребенка желания учиться!

Рассказывайте ребенку о школе, о том, как вы в ней учились, чем занимались на уроках, что делали на переменах, какие оценки получали, что вам дало обучение в школе и т.д. Это поможет малышу психологически настроится на новую школьную жизнь, снимет некоторую боязнь перед неизведанным, так как многие дети, мечтая поскорее стать школьниками, все-таки побаиваются идти в школу.
 

С точки зрения психолога

Ниже мы приведем интересные на наш взгляд выводы нескольких ведущих отечественных детских психологов:

Венгер Л. А. считал, что «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Л.И. Божович и А.И.Запорожец считают, что «…Готовность к школе складывается из определенного уровня развития мышления, познавательных интересов, волевой регуляции поведения, принятия ребенком позиции школьника».

На что же ещё следует обратить внимание, определяя уровень подготовленности ребенка к школе?

Согласно классификации детского психолога Леонида Александровича Венгера существует ряд основных психологических отклонений у ребенка дошкольного возраста:

•     связанные с умственным развитием (к ним относятся проблемы с памятью, вниманием, трудности в освоении новых знаний, умений и навыков);

•     связанные с поведением детей 5 — 7 лет (это: недисциплинированность, агрессивное поведение, грубость, неуправляемость, лживость);

•    связанные с эмоциональным фоном (депрессии, усиленная возбудимость, тревожность, эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, сниженное настроение);

•    связанные с коммуникативностью детей (необщительность, неадекватное стремление к лидерству, заносчивость, обидчивость, проблемы в общении);

•    связанные с неврологией (к ним относят утомляемость, головные боли, бессонницу).
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает какие-либо из вышеперечисленных трудностей, обратитесь к хорошему детскому психологу или невропатологу, который поможет их вовремя преодолеть или существенно снизить.
 

Воспитание ответственности

Завершается пора дошкольного детства, на этом этапе желательно особое внимание обратить на развитие таких качеств как ответственность, чувство долга и добросовестность.

— Предварительное знание. В семье по соглашению всех членов семьи заранее должны быть установлены правила: например, компьютер включаем только с разрешения родителя, игрушки и вещи не разбрасываем (причём, последнее относится ко всем членам семьи).

— Домашние обязанности. В этом возрасте ребенок уже должен иметь свои домашние обязанности, пусть пока не сложные: помочь убрать со стола после ужина, полить цветы, помыть пол в ванной. Подключайте его к повседневной домашней работе (даже если у вас есть домработница).

— Результат работы. Хвалите и благодарите малыша за сделанную работу, но заслуженно. Приучайте его к добросовестному отношению к делу. Для этого выделяйте ребенку собственный участок работы, когда он помогает вам что-то делать, чтобы он мог легко увидеть и оценить качество собственной работы (например, при мытье пола, выделите ему свой «участок»). Учите малыша этому и терпеливо приучайте исправлять некачественно сделанную работу.

— Возможность выбора. У ребенка должна быть возможность выбирать не только действия, но и последствия своих поступков. Например, или мы сейчас вместе убираемся и пораньше идём гулять, или ты ждёшь, пока я уберусь, но тогда у нас на прогулку останется намного меньше времени.


— Ваша реакция на плохое поведение ребенка должна быть недолгой.
Если ребенок сделал что-то не так, вы должны один раз ему коротко объяснить непозволительность подобных действий, помочь устранить последствия его «оплошности» и больше не напоминать о проступке. Бывает, мамы, чтобы побольнее наказать ребенка, лишают его самого дорогого – общения с мамой — и могут по 2-3 дня не разговаривать с собственным чадом. Это непозволительная ошибка.

Автор: Дарья Колдина

Иногда родители делают то, что книги по педагогике и психологии не советуют и даже запрещают. Увы, ошибки в таком сложном деле, как воспитание ребенка, почти неизбежны. Главное — вовремя их исправить!

11 июля 2021

Светлана Иевлева

Характер, взгляды на жизнь, отношение к окружающим (в том числе к собственным родителям) — все это формируется еще в раннем возрасте под влиянием близких людей. И точно так же и тогда же закладываются психологические проблемы. Но… мы слишком эмоциональны, чтобы всегда поступать правильно и обдуманно, а потому ошибки бывают даже у самых любящих и ответственных родителей. К тому же в значительной степени мы «копируем» стиль воспитания, который применялся когда-то к нам. В детстве думали: «Никогда не буду ругать своего ребенка при посторонних людях» — а вот сейчас делаете именно так. Потому что, испытав на себе, бессознательно усвоили, что в некоторых ситуациях действует только это.

Нет, все это не оправдание. Считать себя вправе ошибаться сколько угодно мы все равно не должны. И уже сделанные ошибки нужно исправлять. Как именно? А это смотря по тому, что вы сделали не так.

Не выполнили обещание?

Дети настойчивы, и иногда проще сказать «да», чем продолжать объяснять свой отказ. «Да, конечно, купим (сходим, сделаем). Как-нибудь…» — говорят родители в надежде, что через пару дней ребенок забудет о своей просьбе. Иногда так бывает. Например, если речь идет об игрушках — ведь желаний в этой области у детей слишком много, чтобы они были постоянными. Но бывают просьбы другие, касающиеся отношений — и вот их дети помнят очень хорошо. И очень расстраиваются, если взрослые их не выполняют.

Пообещали забрать из садика в обед, а пришли вечером. Что уж такого страшного? Ему же там весело с детьми. Это мы так думаем. А ребенок уже с утра о таком событии всем рассказал, уже после прогулки стал собираться и в назначенный час сел у окна, представляя, как сейчас он вместе с мамой пойдет домой. И каково же было ему отправиться спать, когда воспитательница сказала, что у мамы, наверное, срочные дела.

Обещания, касающиеся отношений, для детей очень важны. Они являются доказательством любви и собственной значимости. Если ребенок что-то очень просит, то это неспроста. Есть какая-то психологическая потребность, и она должна быть удовлетворена. К тому же именно так, через обещания и выполнения, формируется сейчас его доверие к вам. Если вы не выполнили обещание, у вас должна быть очень веская причина, и о ней нужно рассказать доступным языком. Обязательно скажите, что вы тоже очень расстроены и что все это время очень переживали. А в следующий раз тщательно планируйте свои дела и не давайте обещаний, которые заведомо невыполнимы. Даже отказ (особенно, если вы его объяснили) детьми принимается лучше, чем систематический обман.

Накричали на ребенка?

Многие родители повышение голоса (и даже с грубыми выражениями) за ошибку не считают. «А как иначе? Дети иногда по-другому не понимают. Можно десять раз сказать спокойно — и никакого результата. Только криком можно убедить». Но проблема в том, что человек способен ко всему адаптироваться — в том числе и к крику. Если резкость и повышение голоса вы используете часто, то со временем вам придется кричать все громче и громче. А чуть позже придется привыкать к тому, что ребенок и с вами будет разговаривать точно так же. С теми же интонациями, с теми же словами. Потому что для него это — норма общения.

Воспитатели детских садов всегда знают, как родители общаются дома с ребенком, — по тому, как дети играют и что они при этом говорят. Крик может быть полезен, если он в вашей воспитательной практике случается крайне редко. И если, отругав и накричав, вы в ближайшие же часы (возможно, даже минуты) ситуацию исправите.

Вы не сможете объяснить, что кричать и ругаться позволительно только вам, а ему стоит быть вежливым, спокойным и уравновешенным. Поведение усваивается комплексно — даже с характерными жестами и выражениями. Для начала постойте несколько минут у окна и посмотрите вдаль. Рассмотрите людей, спешащих по своим делам, или плывущие по небу облака, или окна соседнего дома. Такие элементарные действия помогают быстро выйти из ситуации, отвлечься от мыслей о том, что произошло, и успокоиться.

После этого подойдите к ребенку и что-нибудь скажите. Что-то ласковое и приятное, такое, чтобы ребенок понял: вы так и остались самой лучшей мамой на свете, а то, что вы сказали (вернее, прокричали), было просто недоразумением. И вот уже после этого расскажите, почему люди иногда ведут себя именно так — кричат и ругаются. О том, что такое «трудные дни» на работе, о том, как в эти дни на взрослых действует непослушание детей. Это будет вашим извинением и заодно — маленьким жизненным уроком. Ведь столкнуться с раздражением взрослых ребенок может не только дома.

А вот эта ошибка считается серьезной. Родители иногда годами помнят свой неблаговидный поступок и испытывают чувство вины. И — совершенно напрасно. Здесь, конечно, стоит сделать оговорку. Под словами «бить» понимается шлепок по попе, а не настоящее и систематическое рукоприкладство. Правда, родителям все равно бывает не по себе. «Как я могла? Он такой маленький, а я подняла на него руку. Наверное, сидит сейчас и плачет от обиды и страха и думает, как ему с мамой не повезло». На самом деле отшлепанный ребенок чувствует себя гораздо лучше, чем тот, на которого накричали. Он довел вас «до ручки» − вы ему это показали. Но своим шлепком и вы его довели. Теперь он имеет право громко плакать и на вас злиться. Эта ситуация является для него эмоциональной разрядкой. Именно поэтому такие случаи забываются быстрее, чем, например, обидные слова, и сам ребенок не воспринимает их драматически.

«Когда дочери было 4 года, она вдруг стала плеваться. Объяснения, замечания, уговоры — ничто не помогало. Однажды я пригрозила, что ударю ее по губам, когда она стала плеваться в магазине. Она не послушалась — и я ударила. Дочь плакала на весь магазин, люди останавливались и смотрели на нас, и я еле-еле увела ее домой. Она и дома продолжала плакать, и я, конечно, долго жалела о том, что сделала. Спустя много лет, когда дочь была уже подростком, у нас зашел разговор о детских обидах — помнят ли их дети. „Конечно, помнят, — сказала дочь, — я никогда не забуду, как ты мне вместо синего платья надела желтое. Я его терпеть не могла, к тому же оно кололось. И как вы с папой уехали однажды отдыхать прямо на Новый год, а меня с бабушкой оставили“. Надо же — а я думала, что у нее был повод обидеться только один раз. Тогда, в магазине…»

Как правило, после такого инцидента ребенок сам начинает мириться. Он выходит из своей комнаты и подходит ближе, или садится на руки с намерением приласкаться, или начинает играть в непосредственной близости от вас. Ваш ответный шаг и полная готовность к миру — вот что будет завершающим этапом неприятного инцидента. Ситуацию можно и не обсуждать. Она и так будет ему понятна.

Незаслуженно обвинили?

Другого варианта — «заслуженно обвинили» — быть не может. Что бы ни сделал маленький ребенок, он не может быть в этом виноват. Дети не могут строить свое поведение сами, не могут отвечать за последствия и именно поэтому нуждаются в здравом взрослом контроле. Пятилетняя девочка может очень любить годовалого брата и даже просить у мамы за ним поухаживать. Но это не гарантирует того, что она будет действительно внимательна и заботлива все время. Можно ли ее обвинять в недосмотре? Конечно, нет — это вина взрослых. Но дело в том, что сама девочка этого еще не понимает. Если ей скажут, что брат упал и поцарапался из-за нее, она поверит. И будет испытывать чувство вины и стыда.

Дети и так, сами по себе, часто делают вывод, что они в чем-то виноваты. В силу детской эгоцентричности им кажется, что весь мир крутится вокруг них, и поэтому если происходит что-то плохое, то, значит, «все из-за меня». Если же родители эти догадки подтверждают («Ты не слушался бабушку, вот видишь, как она сейчас болеет»), то и уверенность «я плохой» крепнет. Это очень опасно для личностного развития и для отношений с окружающими. Чувство вины отрицательно действует на самооценку, человек в любом общении ждет осуждения, обвинения, того, что и здесь от него отвернутся. Он как бы перед всеми заслуживает прощения.

Если уж так произошло, то вам стоит приложить все силы для того, чтобы разубедить ребенка в его вине. Приведите какие-то примеры, убеждающие, что иногда события случаются просто так, без видимой причины, и никто в них не виноват. Расскажите о том, что у взрослых есть свои мотивы ссориться, расставаться, переживать. И, главное, скажите, что любите его всегда, во всех ситуациях, что бы ни случилось.

Не похвалили?

Конечно, хвалить результаты деятельности постоянно, без учета реальных успехов, не стоит. У ребенка должен быть комплекс неполноценности, чтобы стремиться к достижениям. Но здесь важно не переборщить. «Ты совершенно не можешь запомнить. Ты хуже всех выступил на утреннике. Ты половину слов перепутал». После таких оценок ребенку обычно вообще ничего не хочется. Что толку чем-то заниматься, если все равно не получится? Со временем у ребенка формируется так называемая приобретенная беспомощность — когда стремление, активность утрачиваются практически полностью. Главным мотивом деятельности будет избегание неудач («Лишь бы не поругали»), а не стремление к успеху. Второй вариант развития событий — не лучше. Чуть подросший (в 7–8 лет) ребенок стремится доказать, что он способен, во что бы то ни стало. Результат такой сверхкомпенсации — нервное напряжение, утомление, усталость.

Если понимаешь, что кто-то рисует лучше тебя, то тоже хочется научиться. Если видишь, как нравится родителям слушать пение старшей сестры, как они ею гордятся, тоже хочется достичь успеха. Но этот самый комплекс неполноценности должен быть очень небольшим. Иначе из стимула он превратится в препятствие.

Если у вас никогда нет желания похвалить ребенка просто так, то в ваших семейных отношениях что-то не так. Может быть, не хватает любви, может быть, в глубине души вы вообще недовольны семейным положением и своей жизнью. Подумайте, чего вы на самом деле хотите, как видите свою жизнь, чего вам не хватает. Хвалить ребенка вынужденно не стоит — дети чувствуют фальшь. Предлагайте дела, в которых он сможет проявить себя достойно. Скажите, как вам было приятно получить в подарок бумажный цветок и услышать стихотворение. Оцените его рисунок или пластилиновый бюст лисы как «чудесно, замечательно, великолепно» и поставьте на самое видное место. Можете даже попросить научить вас делать такие удивительные произведения искусства. Иногда в таком деле, как похвала, можно слегка и преувеличить.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Ошибки в воспитании ребёнка и как их исправить

17 октября 2017 13:31

А.С.Макаренко писал: «Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви — часто искалеченные люди».

Наша проблема заключалась в том, что у пятилетней дочери после рождения младшей на протяжении года был энурез. Она писалась в кровать только у нас дома, а у бабушки, в саду и на даче нет. Мы пошли к психологу. После первого же посещения энуреза не стало.

Основная методика, которая помогла мне наладить отношения с дочерью, чтобы избавиться от энуреза, заключается в следующем:
1. Использование метода словесно-речевого и эмоционального воздействия матери на ребенка, который способствует восстановлению необходимых для ребенка взаимоотношений с матерью.

Каждый день ребёнку нужно говорить эти фразы и не переставлять местами слова:

1. Я тебя очень-очень сильно люблю.
2. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
3. Ты моя родная частичка, родная кровинушка (если ребёнок родной).
4. Я без тебя не могу жить (по желанию мамы).
5.Мы все тебя очень сильно любим.

2. Ребёнок как сосуд. Чем его наполняете, то и получаете. 75% этот сосуд наполнен любовью матери, а 25% любовью отца, бабушек, дедушек, вместе взятых. Если любви матери ему не хватает (мама работает, уехала), то любовь отца и родственников не компенсирует отсутствие любви матери, она остается 25%, и в сосуде образуются пустоты. От этого ребёнок сильно страдает.

Ребёнку каждый день нужно не менее 32 прикосновений и объятий. Только тогда он будет чувствовать себя любимым. Гормональная система работает так, чтобы человек получал эмоции- отрицательные или положительные. Прикоснулись ласково к ребёнку — и у него вырабатывается гормон радости, гормональная система заработала. Не будете прикасаться, сколько ребёнку нужно, гормональная система все равно будет работать, только уже в другом направлении. Ребёнок начнёт капризничать, провоцировать вас на эмоции, вы ударите по его руке, он начнёт плакать, кричать. И снова заработала его гормональная система, только вырабатываются другие гормоны, гормоны стресса. Так как выработка гормонов необходима, лучше для родителей создавать условия для выработки гормонов радости и удовольствия, чем гормонов стресса. Так жить всем будет спокойнее.

3. В процессе работы с ребенком имеет значение и то, как складываются отношения между родителями. Важно, чтобы у родителей был единый подход к проблемам ребенка. Чтобы они не переносили на него проблемы своих, возможно непростых, взаимоотношений. Даже в полных семьях, где все хорошо, все благополучно, возможны какие-то трудности.

К сожалению, в реальной жизни люди не соблюдают эти правила и занимаются поиском лучших вариантов: расходятся, заводят другие семьи и т.д. Нужно помнить, что когда на этом фоне создаются новые семейные отношения (речь идет не только о зарегистрированных браках), родители несут на себе комплекс вины. И этот комплекс постоянно где-то исподволь их точит, мешает созданию нормальных отношений в новых парах. Для детей это всегда оборачивается очень большими трудностями. А ведь эмоциональное состояние родителей, и, прежде всего, матери имеет для ребенка огромное значение. Если мама нервная, обозленная, разочарованная в жизни — плохо дело этого ребенка.
Ребенок, которому не хватает материнской любви и ласки, вырастает холодным, черствым, отчужденным человеком. Нужно учить маму любить ребенка таким, какой он есть. За его внешность, какой бы она не была, за его поведение, как бы он себя не вел. Если ребенка любят таким, какой он есть, он вырастет человеком, уверенным в своих силах, а значит, человеком счастливым. Он сумеет себя реализовать. Если же родители не принимают ребенка таким, какой он есть, с его недостатками, он растет с постоянным ощущением того, что у него не все в порядке и вырастает человеком, не уверенным в своих силах.

4. НИКОГДА не говорите ребёнку — ты плохой, ты безрукий, ты неряха и т.д. Внутри себя каждый ребёнок (да и взрослый) живет с пониманием — Я ХОРОШИЙ! Взрослые могут себя за что-то похвалить, какой я молодец, переделал столько дел, а ребёнок нет. Ему нужны эти слова от родителей. Как можно чаще хвалите его, и тогда он станет тем, кем вы его называете. Ты умный, ты добрый, ты ласковый, ты честный. Но нельзя употреблять слова негативные с частичкой не — ты не жадный, ты не лживый. Только положительные прилагательные. Если ребёнку говорить — ты эгоист, то 100% он таким и будет.

5. Если ребёнок что-то натворил плохое, никогда не говорите ему — ТЫ плохой. Со словом ТЫ используйте только положительные прилагательные. Начинайте со слов — МНЕ, У МЕНЯ и т.п. Говорите — МНЕ не нравится, что ты сделал (можете топать ногами, повышать голос), и потом добавляйте — ТЫ же у меня хороший (добрый, умный, аккуратный и т.п.). Ребёнок сразу же побежит исправлять то, что натворил. Он же у вас хороший).

6. Психика всегда управляет физиологией. От внутреннего душевного состояния зависит физическое здоровье. Если ребёнок долгое время чувствует обиду, непонимание, страх, душевную боль, то это всегда скажется на его здоровье, на том органе, который у него самый слабый. У одних детей это уши (отит), у других лёгкие (кашель), у третьих мочевой пузырь (энурез). Если на ребёнка накричать, он может описаться сразу, а может и ночью. Ночной энурез — невыплаканные днём слезы.

7. Первый пункт — слова, которые мы повторяем всем детям. Второй блок — это слова для детей с отклонениями в физическом здоровье. После слов из первого блока мы говорим ребёнку ещё фразы:

1. Ты сильный, здоровый, красивый ребенок
2. Ты хорошо кушаешь, поэтому быстро растешь и развиваешься
3. У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик
4. Ты легко и красиво двигаешься (вся гамма двигательных расстройств)
5. Ты закаленный ребенок, легко и редко болеешь.

Третий блок – нервно-психические расстройства:

1. У тебя хорошие, крепкие, здоровые нервы (сюда могут войти все астенические, церебрастенические, церебропатические, вегетативные и пр. расстройства)
2. У тебя хорошо развиваются головка и ум (сюда входят задержки развития, школьная неуспеваемость и т.д.)
3. У тебя всегда хорошее настроение. Ты любишь улыбаться (вся гамма аффективной патологии)
4. Ты очень хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Ты видишь только хорошие добрые сны. Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.
5. У тебя хорошо и быстро развивается речь (здесь – задержки речевого развития и вся гамма речевых расстройств, в том числе и заикание)

Вся программа обязательно заканчивается фразой:
Я тебя очень-очень сильно люблю!

P.S. Следующий пост будет о роли отца в жизни девочки. О чем рассказал нам психолог. Я раньше много читала об этом, но даже мои знания оказались неполными.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти авиан starbound
  • Как найти сотовую вышку по номеру
  • Как найти группы в вацапе на телефоне
  • Как найти работу без агентства в москве
  • Как найти покупателя для картин