КАК ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ В СТАРЫХ ДЕКЛАРАЦИЯХ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО
Распечатать
Строкова Е.В.
Если вы обнаружили ошибку при исчислении налога на имущество за предыдущие годы, будьте внимательны. Возможно, внесением исправлений только в декларацию по этому налогу дело не обойдется. Придется корректировать и данные «прибыльной» декларации. Как правильно сделать корректировки: подать уточненки или учесть все в декларациях текущего года?
Какие могут быть ошибки при расчете налога на имущество
База по налогу на имущество определяется по остаточной стоимости основных средств (далее — ОС) <1>, которые отражаются на счетах бухучета <2>:
— 01 «Основные средства»;
— 03 «Доходные вложения в материальные ценности» <3>.
Основные ошибки, допускаемые при этом, такие.
ОШИБКА 1. Стоимость какого-либо имущества не включена (или, наоборот, ошибочно включена) в базу.
Например, в базу включена стоимость имущества, которое не является вашим ОС и учитывается на забалансовых счетах (арендуемое или полученное в безвозмездное пользование имущество) <4>. Или, к примеру, включена в расчет остаточная стоимость проданной и переданной покупателю недвижимости, право собственности на которую не зарегистрировано.
А может, по ошибке не включена в базу стоимость:
— ОС, законсервированного на срок более чем 3 месяца, по аналогии с налоговым учетом. Ведь для целей налогообложения прибыли такое имущество не амортизируется <5>;
— ОС, не используемого из-за приостановления деятельности <6>;
— недвижимости, числящейся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», право собственности на которую не зарегистрировано <7>.
ОШИБКА 2. Неправильно определена остаточная стоимость ОС из-за того, что неправильно начислена амортизация по ОС.
В принципе, могут быть допущены и обычные арифметические погрешности, к примеру, просто неправильно заполнен расчет по авансовым платежам или декларация по налогу на имущество <8>.
Как исправить «имущественную» ошибку
Период совершения ошибки в расчете налога на имущество, очевидно, установить будет нетрудно. Но имейте в виду следующее.
Если вы выявили ошибку, приведшую к переплате налога, а со дня его уплаты прошло 3 года <9> (или же прошло более 3 лет с момента представления декларации при переплате авансовых платежей <10>), то от исправления этой ошибки вы не получите желаемого результата. Даже если вы подадите уточненку, в приеме которой налоговики не вправе отказать, то зачет или возврат переплаты налоговая инспекция не сделает <11>. И тогда право на возврат (зачет) этой переплаты вам придется отстаивать в суде. Причем суд может вас и не поддержать.
Примечание. О том, как можно использовать просроченную налоговую переплату, вы можете узнать: 2011, N 18, с. 73
Что касается остальных ошибок, давайте смотреть, как же их исправлять.
В «имущественной» декларации
Независимо от того, занижен или завышен был налог на имущество за предыдущий период, результаты пересчета все равно придется отражать в уточненках. Исправить ошибки, даже те, которые привели к переплате этого налога, текущим периодом не получится <12>. Ведь и в расчете по авансовым платежам, и в декларации по налогу на имущество отражается остаточная стоимость ОС на конкретную дату. И, если вы сделаете корректировку, изменив ее, вы исказите текущую отчетность.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОРОКИН АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ — Начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
«Нормы, установленные ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ, не содержат исключения для возможности исправления ошибок по налогу на имущество организаций текущим периодом. Однако в отношении налога на имущество есть особенности.
Например, в декларации по налогу на имущество за 2010 г. по состоянию на 01.11.2010 была отражена остаточная стоимость ОС в большей сумме. В результате этого в декларации за 2010 г. налог на имущество, подлежащий уплате, был завышен. Ошибка выявлена в декабре 2011 г. Если эту ошибку 2010 г. исправлять 2011 г., то в декларации за 2011 г. по состоянию на 31.12.2011 остаточная стоимость ОС будет указана в меньшей сумме, чем остаточная стоимость, сформированная по правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, как того требует абз. 2 п. 1 ст. 375 НК РФ.
Поэтому когда из-за ошибки по налогу на имущество за предыдущий налоговый (отчетный) период этот налог завышен, то результаты пересчета все равно надо отражать в уточненных декларациях (расчете по авансовым платежам).
При этом ошибки в расчете налога на имущество, приведшие к завышению суммы налога, неизбежно повлияют на сумму налога на прибыль в сторону занижения, что потребует представления уточненных деклараций и по этому налогу (применительно к описанному случаю за 2010 г.). В противном случае это может выявиться при налоговой проверке».
В случае ошибок, в результате которых занижен налог, не забудьте до подачи уточненки доплатить налог и заплатить пени, иначе налоговики могут наложить на вас штраф за неуплату налога <13>.
Внимание! Уточненку нужно сдавать по той же форме, по которой была сдана первоначальная декларация <14>.
А вот сдавать или нет уточненки по ошибкам, которые привели к переплате, решать вам. Но учтите, если вы не подадите уточненку, налоговики не занесут в карточку расчетов с бюджетом по налогу на имущество возникшую переплату. И, соответственно, ее не учтут и не вернут (или не зачтут).
В «прибыльной» декларации
Если вы начислили налог на имущество в меньшей, чем нужно, сумме, то вы тем самым завысили налог на прибыль за тот же период. Тогда корректировки можно учесть в «прибыльной» декларации текущего периода <12>. Доначисленную сумму налога на имущество можно отразить по строкам 040 и 041 приложения N 2 к листу 02 декларации <15>.
Но могут возникнуть ошибки, которые одновременно приводят как к занижению, так и к завышению налога на прибыль. Например, стоимость одного ОС завышена, а другого — занижена. И тогда налог на прибыль одновременно будет занижен из-за одной ошибки и завышен из-за другой. Тогда вам нужно подать уточненные декларации за прошлые периоды, отразив в них исправление обеих ошибок. Так вы минимизируете сумму доплачиваемого налога и пени.
Кроме того, невозможно исправить прошлые ошибки в текущем периоде, если:
— в периоде совершения ошибки был получен убыток. Ведь такая ошибка не привела к переплате налога <12>;
— в настоящее время вы не являетесь плательщиком налога на прибыль (сменили режим налогообложения с общего на какой-то другой (упрощенка, вмененка)).
* * *
Имейте в виду: налоговики предупредили, что если налогоплательщик сдает уточненку по налогу на имущество с меньшей суммой, чем ранее заявленная, то нужно представить уточненку и по налогу на прибыль <16>, а за неисполнение такого требования они пригрозили оштрафовать руководителя организации на сумму от 2000 до 4000 руб. <17>. Однако права требовать уточненку у них нет, поэтому этот штраф будет незаконен.
———————————
<1> п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 4 ст. 376 НК РФ
<2> пп. 4, 5 ПБУ 6/01
<3> Письмо Минфина от 24.02.2010 N 03-05-05-01/03
<4> Письмо Минфина от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101; Постановления ФАС ВВО от 16.12.2008 N А82-2813/2008-20; ФАС СКО от 28.10.2008 N Ф08-6105/2008
<5> п. 3 ст. 256 НК РФ
<6> Постановление ФАС ДВО от 13.10.2010 N Ф03-6525/2010
<7> п. 52 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н; Письмо Минфина от 22.03.2011 N 07-02-10/20
<8> утв. Приказом Минфина от 20.02.2008 N 27н
<9> п. 7 ст. 78 НК РФ
<10> Постановление Президиума ВАС от 25.02.2009 N 12882/08
<11> Письма ФНС от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@; УФНС по г. Москве от 22.03.2010 N 16-15/029270@
<12> п. 1 ст. 54 НК РФ
<13> статьи 81, 122 НК РФ
<14> п. 5 ст. 81 НК РФ
<15> п. 7.1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@
<16> Письмо ФНС от 08.12.2011 N АС-4-2/20776
<17> ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» 2012, N 4
В каких случаях подается уточненная декларация
^К началу страницы
Уточнённая налоговая декларация подается в следующих случаях:
При обнаружении ошибок или недостоверных сведений в представленной в налоговый орган налоговой декларации, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести соответствующие изменения путём представления уточнённой декларации (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).
При обнаружении ошибок или недостоверных сведений в представленной в налоговый орган налоговой декларации, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести соответствующие изменения путём представления уточнённой декларации (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
Порядок подачи уточненных деклараций
^К началу страницы
Уточнённая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Существует три случая представления уточненной декларации:
- Уточненная налоговая декларация представлена в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации.
Такая декларация считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
- Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога.
Налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточнённая налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
- Уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.
Налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
- представления уточнённой налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения, или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
- представления уточнённой налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Раздел 3 декларации по налогу на имущество российским компаниям заполнять не нужно. Если организация представила декларацию за 2022 год с этим разделом, можно сдать уточненку без него.
ФНС напомнила, что раздел 3 имущественной декларации заполняется только иностранными организациями в отношении «кадастровой» недвижимости.
Российские организации представляют декларацию только в отношении имущества, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости.
Поэтому, если в 2022 году у российской организации имелась только «кадастровая» недвижимость, но декларацию по налогу на имущество фирма все равно представила, следует сдать уточненку с разделами 1 и 2, в которых будут нулевые показатели.
Источник: Письмо ФНС от 30.03.2023 № БС-3-21/4430@
В мае налоговики традиционно начинают информировать налогоплательщиков — юридических лиц об исчисленных суммах имущественных налогов за прошедший год. В этом году сообщают о налогах за 2022 год.
Сообщение об имущественных налогах за 2022 год: что изменилось, что сверить и как поступать при выявлении расхождений (Часть 1)
Сверка сведений
В полученном сообщении организации следует внимательно проверить все включенные в него сведения.
Например, по транспортному налогу нужно проверить регистрационные знаки (номера) транспортных средств и налоговую базу (НБ). По транспортному налогу в отношении автомобилей налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). В технической документации на транспортное средство мощность двигателя может быть указана в метрических единицах мощности (кВт). Тогда она пересчитывается во внесистемные единицы мощности (л. с.). Для этого мощность двигателя в кВт умножается на переводной коэффициент (1 кВт = 1,35962). О тонкостях определения мощности гибридного автомобиля (с несколькими двигателями) в целях исчисления транспортного налога мы писали подробно.
Важно помнить, что при исчислении транспортного налога налоговики учитывают мощность двигателя, указанную в регистрационных документах на авто. Фактическая мощность может от нее отличаться, но для исчисления налога это значения не имеет.
Стоит проверить, все ли транспортные средства, подлежащие регистрации в органах ГИБДД, Гостехнадзора и др., включены в налоговую базу. Особенно это касается самоходных машин и других видов техники. Например, государственную регистрацию погрузчиков осуществляют органы Гостехнадзора (ч. 2, 4 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2021 № 297-ФЗ). Даже если организация использует погрузчик на своей производственной территории (без передвижения по дорогам общего пользования) или, скажем на складе, регистрация погрузчика обязательна. При этом обязанность по уплате налога не ставится в зависимость от желания лица (организации) осуществить регистрацию принадлежащего ему объекта налогообложения. Уклонение от постановки на учет транспорта не освобождает собственников от уплаты транспортного налога (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11, определение ВС РФ от 31.05.2018 № 308-КГ18-6424 по делу № А53-2888/2017).
Если в организации есть дорогостоящие легковые автомобили, рекомендуем проверить применение повышающих коэффициентов в налогообложении. С расчета транспортного налога за 2022 год в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. и от 5 до 10 млн руб. повышающие коэффициенты 1,1 и 2 отменены (п. 16 ст. 1 и п. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ). Ежегодно формируемый Минпромторгом России перечень дорогостоящих автомобилей применялся в 2022 году при расчете транспортного налога (с коэффициентом 3) только в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. Такое же правило действует и в 2023 году. На сайте ведомства в настоящее время размещен применяемый при исчислении транспортного налога в 2023 году дополненный перечень легковых авто со средней стоимостью от 10 млн руб.
Для правильного исчисления земельного налога важную роль играет фактическое использование земельного участка. Порядок исчисления налога, определенный НК РФ (ст. 396), не предусматривает представление в налоговую инспекцию в качестве основания для исчисления налога сведений органа местного самоуправления о фактическом использовании земельного участка. Но налоговики могут использовать документированные результаты контрольных мероприятий, проведенных органами муниципального земельного контроля. В ходе таких мероприятий контролеры могли выявить, например, что предназначенный для сельхозпроизводства земельный участок фактически не использовался. Или землю, выделенную для жилищного строительства организация использовала в предпринимательской деятельности. Это значит, что земельный участок использовался не по целевому назначению. Неиспользование или использование не по целевому назначению земельных участков (сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом или предоставленных для жилищного строительства, для ведения ЛПХ, ограниченных в обороте) является основанием для исчисления суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) по налоговой ставке 1,5 %, а не по пониженной ставке 0,3 %. Но при этом должны одновременно выполняться два условия:
- земельный участок должен быть отнесен к определенной категории или виду разрешенного использования;
- налогоплательщик фактически использовал этот земельный участок не по целевому назначению.
Если условия не выполняются, у налогоплательщика есть шанс отстоять применение пониженной ставки при исчислении налога (постановление Тринадцатого ААС от 01.11.2022 № 13АП-29648/2022 по делу № А56-117827/2021).
Территориальные контрольные органы обязаны (п. 18 ст. 396 НК РФ) сообщать налоговикам сведения о выявленных нарушениях землепользования и фактах их устранения. Такая информация передается налоговикам ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются такие сведения. С 01.01.2023 сведения передаются по форме и в порядке, которыеутверждены приказом ФНС России от 12.01.2022 № ЕД-7-21/6@.
Руководство налоговой службы ежегодно поручает региональным УФНС запрашивать у контрольных органов сведения о вынесенных ими и не отменных предписаниях об устранении выявленных нарушений. Эти сведения используются для настройки АИС «Налог-3» в целях корректировки налоговых ставок по земельному налогу в отношении соответствующих земельных участков (письмо ФНС России от 18.02.2022 № БС-4-21/1989@).
С налогового периода 2022 года установлен следующий порядок исчисления земельного налога (авансового платежа по налогу) в таких ситуациях. Налог исчислят по налоговой ставке 1,5%, начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений (подп. 1 и 2 п. 18 ст. 396 НК РФ), либо со дня обнаружения таких нарушений (в случае, когда у контрольного органа отсутствует информация о дне совершения таких нарушений) и до 1-го числа месяца, в котором будет фактически подтверждено устранение нарушений (п. 7.2 ст. 396 НК РФ).
С 2022 года начал действовать проактивный (бездекларационный) порядок налогообложения «кадастрового» имущества. Если в 2022 году у организации были только объекты недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, декларацию по налогу на имущество она не подавала. Эти объекты и исчисленный по ним налог ИФНС укажет в сообщении.
Установленный законодательством порядок применения кадастровой стоимости, не предусматривает возможность использования для целей, предусмотренных законодательством РФ (в т. ч. для целей налогообложения), скорректированной кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН. При оспаривании кадастровая стоимость объекта недвижимости по решению комиссии (или суда) может быть установлена в размере его рыночной стоимости. Эта стоимость сначала отражается в ЕГРН и только после этого используется для целей налогообложения (письмо Минфина России от 25.01.2023 № 03-05-05-01/5296). При этом сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, должны быть учтены при определении налоговой базы для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания. Говоря иначе, рыночная стоимость, внесенная в ЕГРН, действует начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 27.04.2022 № 5-КАД22-7-К2).
Если налогоплательщик не согласен с кадастровой стоимостью, которую ИФНС применила при определении налоговой обязанности по «кадастровому» имуществу, у него есть право опровергнуть представленный в сообщении ИФНС расчет налога. Налогоплательщик вправе обосновать необходимость исчисления налога исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости (постановление Девятого ААС от 03.03.2021 № 09АП-52085/2018 по делу № А40-65285/2018).
В случае выявления технической ошибки, допущенной в кадастровой стоимости, дата начала применения сведений, внесенных в ЕГРН, определяется в соответствии с НК РФ (п. 3 и 5 ч. 2 ст. 18). Как правило дата определяется по документу, на основании которого в ЕГРН вносятся сведения о кадастровой стоимости. Если в таком документе нет сведений о дате, дата начала применения указывается органом регистрации прав.
С учетом исправления технической ошибки у налогоплательщика может образоваться долг по налогу на имущество (авансовым платежам по нему) со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости. Если техническая ошибка образовалась не по вине налогоплательщика, и он сможет доказать добросовестность своих действий, исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН не является основанием для доначисления налогоплательщику сумм соответствующих пеней (постановление КС РФ от 02.07.2013 № 17-П). Разъяснения на этот счет даны в письмо Минфина России от 24.05.2022 № 03-02-06/49086. ФНС довела это письмо до подведомственных территориальных налоговых органов письмом от 27.05.2022 № БС-4-21/6551.
Вкратце о нововведениях по ставкам. В текущем году следует учитывать, что с 01.01.2023 в НК РФ (п. 2 ст. 380) допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости. Например, в Республике Удмуртия законом от 26.10.2021 № 117-РЗ установлены ставки налога на «кадастровое» имущество в размере:
- 1 % — для объектов площадью не более 1000 кв. м, расположенных в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 3000 человек;
- 1,2 % — для объектов, расположенных (находящихся) в МКД, общежитиях, в т. ч. во встроенных и (или) пристроенных к этим объектам помещениях;
- 1,5 % — для иных объектов площадью не более 1000 кв. м.
Это позволит налоговикам разграничить налоговые ставки и налоговые льготы, устанавливаемые региональными законами, и улучшить администрирование налога.
Справочная информация о ставках имущественных налогов и льготах в соответствующем регионе размещена в онлайн-сервисе ФНС.
Временная «заморозка» и долгосрочные перспективы
Попутно отметим, что в 2023 году действует временная «заморозка» кадастровой стоимости для расчета налога на «кадастровое» имущество. Налог на имущество (авансовые платежи по налогу) по таким объектам налогоплательщики платят по кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2022 (п. 2 ст. 375 НК РФ). При этом нужно учитывать особенности, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ в отношении «кадастрового» имущества. «Заморозка» действует, если кадастровая стоимость таких объектов недвижимости, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 01.01.2023, превышает кадастровую стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 01.01.2022. Но это правило не действует, если кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик.
Разъясняя особенность действия «заморозки», налоговая служба отметила следующее. ЕГРН является сводом достоверных сведений об учтенном недвижимом имуществе (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Согласно порядку ведения реестра (утв. приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241), в ЕГРН вносится дата начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, определяемая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки. Поэтому в целях налогообложения значение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, подлежащей применению с 01.01.2022, определяется на основе сведений ЕГРН о кадастровой стоимости, применяющейся на эту дату (за исключением случая увеличения кадастровой стоимости из-за изменения характеристик объекта).
Минфин рассматривает возможность ввести долгосрочное ограничение на рост налога на имущество организаций. Но поскольку это региональный налог, вопрос должен решаться с привлечением регионов. Требует анализа и экономически обоснованный уровень такого ограничения. Как вариант предлагается соотносить фиксацию предельного роста налога с уровнем инфляции. В долгосрочной перспективе финансовое ведомство рассматривает возможность перехода на обложение всех объектов недвижимого имущества по кадастровой стоимости. Но до этого должно быть установлено четкое разграничение между движимым и недвижимым имуществом. В планах финансистов упростить администрирование налога на имущество за счет автоматизации процедуры его исчисления налоговой службой.