Как исправить овал на велосипедном колесе

Определение искривлений на колесах

Итак, есть подозрение на возникновение деформации колеса, и осталось точно определить, в каком конкретном месте она образовалась. Переворачиваем велосипед вверх колесами и четко фиксируем его.

Первый метод определения – визуальный, позволяющий найти место расположения крупных и средних дефектов. Колеса необходимо сильно раскрутить, так как на малых скоростях восьмерки, даже самые грубые, проявляются плохо. Заднее колесо можно вообще крутануть педалями.
Искривленные участки уходят от плоскости вращения в сторону. На максимальном отклонении колеса надо быстро схватить в этом месте. Сделать это на высоких скоростях непросто, да и рука может соскользнуть, поэтому лучше прибегнуть к следующему способу.

Второй метод – контактный, заключается в отметке поврежденной области. В качестве индикатора можно взять маркер, а лучше обычный мелок. Крутим колесо и медленно подводим мелок к ободу. Первым делом он чиркнет по краю выпуклости восьмерки. После того, как «вершина» определена, колесо необходимо раскрутить еще сильнее и продолжить приближать мелок. Так определяется вся область искривления. Как только мелок «пробежит» по всему ободу, испытания можно считать законченными. Очаг восьмерки четко выделится жирной линией на фоне бледной полосы по всей окружности.

Так фиксируется искривление обода

Причины и типы дефектов

Распространенными типами дефектов колеса велосипеда является восьмерка и яйцо. Возникновению деформаций способствует активная эксплуатация транспортного средства и интенсивная езда по неровным ухабистым дорогам.

Выявить и исправить такие виды деформации можно самостоятельно, не прибегая к помощи квалифицированного специалиста. Диагностировать наличие дефектов достаточно просто. Для этого необходимо перевернуть велосипед колесами кверху, установив его вертикально.

Далее нужно раскрутить проблемное колесо, вращая его вокруг оси. Как правило, восьмерка видна невооруженным глазом. Если речь идет о незначительной деформации при вращении колеса (если восьмерка не видна, при первом рассмотрении) будет слышен характерный щелкающий звук.

Спицы.

Спицы подбираются под:

  1. вес велосипедиста;
  2. стиль езды / условия использования;
  3. высоту профиля обода и диаметр фланцев втулки (выбираем длину спиц для переднего и заднего колеса).

Также следует определиться с тем, спицы какой форме вы хотите иметь в своем колесе. По форме спицы бывают прямые круглого сечения, батованные круглого сечения, батованные овального сечения, плоские аэродинамические, плоские с батованными конечностями и тому подобное. Напомним только, что от знакопеременных нагрузок спицы ломаются в зонах накопления стресса, которые находятся у конечностей. Чаще всего спица ломается чуть выше головки. Батование позволяет перераспределить нагрузку на большую центральную зону, увеличивает эластичность спицы и продлевает ее жизнь.

Смещение зонтика.

Это – частый случай восьмерки, вызванный ошибкой механика, который пытался исправить восьмерку, но не имел точки отсчета – указателя средней линии. Поэтому обод отклонился от осевой, хотя втулка в дропаутах держится правильно. Бывают такие случаи, когда от внешнего фактора – от действия поперечной силы деформируется НЕ колесо, а нога вилки или перо рамы, вызывает отклонение колеса от вертикальной оси, но такие случаи встречаются крайне редко и возможны только на металлических рамах.

Если переднее колесо потеряло свою симметричность относительно вертикальной осевой, это свидетельствует о существенной разницы в натяжения между обеими сторонами. На переднем колесе зонтики должны быть симметричными. В этом случае следует ослабить спицы на одной стороне и подтянуть на другой. Каждую следующую спицу ослабляет и подтягиваем на 1/8 оборота к положительному результату.

Если заднее колесо на велосипеде, оборудованном Параллелограммный переключателем, приобрело симметричности и в звуковом тесте на противоположных сторонах спицы издают звуки похожей частоты, это можно исправить таким же образом, но теперь спицы на приводной стороне должны быть натянуты вдвое сильнее, чем на противоположной. Рекомендуем воспользоваться тензометром для определения разницы.

Устранение дефектов велосипедного колеса

Когда область искривления колеса найдена, пора приступать к его выпрямлению. Сделать это своими руками под силу каждому владельцу двухколесного транспорта, тем более что подобные проблемы могут возникать с завидной регулярностью. Существует два способа самостоятельного устранения восьмерки:

  1. Силовое выпрямление, или «коленом», как говорят велосипедисты.
  2. Метод подтяжки и ослабления спиц колеса.

Силовое выпрямление

Чтобы убрать изгиб таким способом, потребуется снять колесо с рамы. Покрышку с камерой в этом случае снимать не нужно. Поворачиваем выпуклостью к себе и хватаемся за обод и шину с обеих сторон. При средних деформациях оптимальный захват колеса – положение «10» и «2», то есть по 60 градусов в обе стороны от очага восьмерки. Приставляем колено к самой выпуклой области и с силой давим от себя.

Какое положение колеса позволит лучше всего выровнять обод? Если сил в ноге достаточно, то давить можно и на весу. Альтернативный вариант – поставить колесо вертикально дефектным участком вверх. Здесь понадобится помощь напарника. Он должен крепко прижимать колесо к полу. После выправления колесо надевается на раму и снова проверяется методом вращения.

Назвать этот метод эффективным нельзя по нескольким причинам:

  1. Невозможно выгнуть мелкие изгибы.
  2. Обод может перегнуться в другую сторону.
  3. Неудобно.
  4. Низкая точность.
  5. Не каждый обод так просто может подвергаться простому силовому воздействию.

Относительно неплохо данный способ работает где-нибудь в дороге, когда восьмерка образовалась внезапно из-за наскока на крупное препятствие и ее необходимо срочно выправить, чтобы доехать до пункта назначения.

Регулировка колесных спиц

Переходим ко второму варианту устранения кривизны обода. Регулирование спиц заключается в их поочередном ослаблении и подтягивании. Для работы с ними нам понадобится специальный инструмент – спицевой ключ. Это незатейливое приспособление представляет собой кругляш с квадратными отверстиями сбоку под разные размеры спиц. Купить ключ без проблем можно в любом веломагазине.

Чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда, понадобится терпение, особенно тем, кто делает это в первый раз. Шины необходимо полностью снять.

Сначала следует проверить натяжение всех спиц. Зачастую обод искривляется из-за их общего ослабления. Проверить это просто: когда спицы явно болтаются и «слушаются» пальцев как струны на гитаре, то необходима их подтяжка примерно на 1 оборот по всему колесу. Если такой проблемы не наблюдается, то ничего трогать не надо: так можно только усугубить восьмерку.

Отмечаем дефектную область и приступаем к «центральной» спице – той, которая расположена у выпуклости. Поворот спицы осуществляется в сторону, противоположную направлению выпуклости. Спицы по бокам от нее ослабляются. При восьмерке на три спицы схема выпрямления следующая:

  • Затяжка центральной на четверть оборота ключа.
  • Ослабление крайних спиц на восьмую часть оборота: сила ослабления вдвое меньше силы натяжения по центру.


Устранение маленькой восьмерки

При восьмерке на 7 спиц ремонт колеса делается так:

  • Натягивается центр на пол-оборота.
  • Ослабляются две спицы (вторая и третья) по бокам на ¼ оборота ключа.
  • На 1/8 затягиваются четвертая и пятая спицы.
  • Ослабляются шестая и седьмая (крайние) спицы на 1/8 оборота.


Выпрямление большой восьмерки

Чередование натяжения и растягивания проводится таким образом, чтобы крайние спицы на восьмерке были ослаблены. Для проверки результата колесо вешается на велосипед и тестируется на остаточную кривизну. Если восьмерка выгнулась в обратную сторону, следует убрать все натяжение и усилить момент затяжки на ослабляемых спицах и снова повторить процедуру, но уже с меньшими силами затягивания и ослабления.

Несмотря на то, что придется изрядно повозиться, можно добиться идеального результата – выпрямления колеса до ровного круга. И если в первый раз работа может затянуться слишком долго, то при последующем возникновении восьмерки ремонт пойдет куда быстрее. Теперь при появлении дефекта на колесе можно не откладывать байк в сторону, а быстро подрегулировать спицы самостоятельно и возобновить поездки.

Деформация колеса или почему стало колесо восьмеркой на велосипеде?

Деформация – это потеря производной формы колеса. Деформация бывает обратной и необратимой. Основными видами деформации являются так называемая восьмерка (поперечное отклонение сегмента обода), яйцо (овальность обода), смещение зонтики (когда колесо становится не по центру вилки), поперечная и продольная вмятина обода, и тому подобное. Восьмерка, яйцо и смещение зонтики относятся к обратной деформации, а последняя из них почти всегда является ошибкой механика. Все остальные – это примеры катастрофической поломки, которая требует замены одного из основных компонентов или всего колеса в целом. Они бывают вызваны ударами, сила которых превышает порог упругой деформации материалов, из которого сделано колесо, лопанием спицы и ниппеля, расстыковки шва, концентрическим, продольным или поперечным лопаньем обода, лопаньем фланца втулки, вызванных статическими и / или динамическими нагрузками, и тому подобное.

Иногда деформация колеса вызвана необратимым растяжением спицы (плохое качество). Также из-за длительной действие большого статической нагрузки спица может вырвать окружающую зону вокруг отверстия визуально похоже на кальдеру активного стратовулкана. Этот вид деформации вызванный несоблюдением механиком рекомендаций по натяжения спиц и / или перегрузкой велосипеда туристическим снаряжением (ошибка пользователя).

В рамках этой статьи катастрофические (необратимые) деформации колеса и его компонентов мы рассматривать не будем и сфокусируемся на том, что можно исправить без замены комплектующих.

Устранение яйца

Для начала отыщите сам дефект. Для этих целей вооружитесь мелком, раскрутите колесо. Затем поднесите мелок к наружной части обода колеса. Едва тот начнет касаться обода – моментально вырисовывается дефект в форме яйца.

Чтобы исправить данный дефект спицы необходимо подтягивать со всех сторон. Нарушенная технология может спровоцировать появление восьмерки. А вот спицы, находящиеся ближе к центральной части яйца, надо подтягивать более усердно. Иными словами, если центровая спица была подтянута только в пол оборота, то соседствующую с ней спицу треубуется натянуть лишь на четверть.

Не унывайте, если восьмерка не исчезнет после первой попытки. Ведь здесь потребуется усидчивость. При этом большое значение имеет и опыт. Если райдер часто исправлял восьмерки, то каждый последующий дефект он будет справлять гораздо быстрее.

Исправляем восьмерку и яйцо на колесе

Исправляем восьмерку и яйцо на колесе

Велосипедное колесо при воспринимает во время движения значительные нагрузки во всех направлениях – как в вертикальном (вес велосипедиста), так и в осевом (маневры, повороты, градусы), а также в поперечном (Разгоны и торможения). Причем величины усилий, воспринимаемых колесом, многократно превышают вес самого колеса. Поэтому, даже если вы катаетесь очень аккуратно, на ободе все равно будут образовываться дефекты – то есть нарушения его геометрической формы. Конечно, если колесо собрано правильно и из качественных деталей, то эти дефекты будут небольшими, и их надо будет устранять не чаще одного-двух раз в год (обычно в начале сезона, а также после серьезных уборок). Некачественные обода потребуют больше внимания – на них восьмерки могут образовываться после каждого катания.

Обод без дефектов представляет собой окружность, совершенно плоскую. Он должен располагается точно посередине относительно перьев вилки (а не относительно фланцев втулки!).

На ободе могут образовываться дефекты трех видов:

«Восьмерка» — когда обод перестает быть плоским, или когда часть обода не совпадает с плоскостью вращения. Чаще всего на уже собранных колесах образуются именно «восьмерки»

«Яйцо» — когда обод перестает быть окружностью, то есть какая-то его часть оказывается ближе к центру, чем другие.

«Яйцо» встречается реже восьмерки, обычно после неудачных приземлений.

«Зонт» — когда обод не устанавливается точно посередине между перьями вилки. Дефект этого типа это обычно является результатом неправильной сборки колеса.

Устранение дефектов обода


Желающие научиться исправлять дефекты обода самостоятельно, должны учесть, что правка колеса – это операция, которая требует не столько умения, сколько терпения и усидчивости. Потому что ничего сложного в этом деле, в сущности, нет. Собрать колесо полностью значительно сложнее, и для выполнения этой задачи начинающему велосипедисту лучше обратиться в мастерскую.

Что нужно для того, чтобы научиться править колесо?

  1. Готовое собранное колесо. Не следует начинать практиковаться на старом, убитом колесе, с множественными дефектами. Хотя его, с одной стороны, не жалко. Но с другой стороны, не всегда возможно выправить такое колесо до идеального состояния. Кроме того, устранить одну небольшую восьмерку проще, чем много пересекающихся восьмерок и яиц, особенно для начинающего веломеханика. Лучше начинать учиться на новом или почти новом ободе, пока он не обзавелся десятками восьмерок.
  2. Кусочек мела, чтобы отмечать дефектный участок.
  3. Спицевой ключ.
  4. Некоторое количество свободного времени.
  5. Станочек для правки колес использовать очень удобно, но необязательно. Небольшие восьмерки на колесе можно устранить, не снимая его с велосипеда, достаточно перевернуть велосипед вверх колесами. При этом правильность колеса можно контролировать относительно тормозных колодок или перьев вилки.

Устранение «восьмерки»

Для устранения восьмерки сначала надо найти на ободе место дефекта. Для этого раскручиваем колесо и медленно приближаем к ободу сбоку кусочек мела. Отмечаем мелом место, где обод деформирован, (мел в этом месте начинает задевать обод). Таким образом определяем, в каком месте находится «восьмерка», и в какую сторону деформирован обод.

Для устранения «восьмерки» надо подтягивать спицы с одной стороны обода и ослаблять их натяжение с другой стороны. Причем делать это надо согласованно – иначе на ободе может появиться другой дефект – «яйцо».

1) «Восьмерка» небольшая, дефектное место оказалось между двумя соседними спицами.

Подтягиваем одну спицу, например, на 1/3 оборота, а соседнюю ослабляем тоже на 1/3 оборота.

2) «Восьмерка» небольшая, дефектное место оказалось напротив какой-нибудь спицы.

Подтягиваем эту спицу, например, на 1/4 оборота, а две соседние ослабляем на 1/8 оборота.

3) «Восьмерка» затрагивает несколько соседних спиц. 

Спицы, находящиеся ближе к центру дефекта, подтягиваем или ослабляем сильнее, чем те, которые находятся по краям.

После этого еще раз раскручиваем колесо и смотрим, что изменилось. Если восьмерка стала больше, чем была, то возвращаем все ниппели спиц в исходное положение, и еще раз разбираемся, в какую сторону их надо крутить. Если уменьшилась, но не до конца – значит, мы на правильном пути, но надо еще подкрутить ниппели в том же направлении.

Устранение «яйца»

Для устранения «яйца» тоже сначала надо найти на ободе место дефекта. Для этого раскручиваем колесо (со снятой покрышкой) и медленно приближаем к ободу кусочек мела (не сбоку, а снаружи). Отмечаем мелом место, где обод деформирован, (мел в этом месте начинает задевать обод). Таким образом определяем, в каком месте находится выступающая часть «яйца».

Для устранения «яйца» надо подтягивать спицы с обеих сторон обода.

Причем делать это надо согласованно – иначе на ободе может появиться «восьмерка».

Если подтягиваем одну спицу на половину оборота ключа, то две соседние надо подтянуть на четверть оборота.

Обычно начинающим этот процесс надо повторить несколько раз, прежде чем «восьмерка» или «яйцо» исчезнет. Потом, по мере появления опыта, небольшие дефекты будут исчезать с первой – второй попытки. 

При устранении восьмерок важно запомнить две особенности:

Во-первых, спицы нельзя перетягивать (можно повредить обод или ниппели). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались перетянуты, надо ослабить их вместе с соседними спицами, и повторить регулировку. 

Во-вторых, спицы не должны быть ослаблены (иначе они будут ломаться при езде). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались ослаблены, надо подтянуть их вместе с соседними спицами, после чего повторить регулировку.

Вот и все, как видите устранение восьмерки и/ или яйца на велосипедном колесе вовсе не такое уж трудное дело, немного усилий и терпения и вы сможете спокойно править колеса самостоятельно, не обращаясь к механикам. 

За испорченные вами обода мы ответственности не несем. :)

За статью благодарим неизвестного автора. :)

О горном велосипеде: Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?
Восьмерка на велосипедном колесе – наиболее распространённая деформация. Сегодня при создании велосипедов используются новейшие технологии, но даже у сверхсовременного байка колесо остается весьма консервативным, спицевым. Конструкция в этом случае не представляет из себя ничего сложного: втулка, да обод и спицы, которые их объединяют. В ходе эксплуатации каждый велосипедист сталкивается с деформацией колеса. И появление «восьмерки» на колесе – далеко не редкость. Связано это с нарушением целостности обода и разболтанностью спиц.

И все-таки почему возникает данная деформация? В процессе эксплуатации колесо неизбежно подвергается нагрузке, как только велосипедист занимает свое место на седле. Добавим неровности дороги – ямы, кочки, плохое покрытие или отсутствие такового и вопрос с причинами возникновения «восьмерок» отпадает сам собой. К тому же неопытные велосипедисты часто неправильно распределяют свой вес на байке, а это также увеличивает нагрузку. Резкие торможения, прыжки и прочий экстрим, а также длительная эксплуатация также делают необходимым регулировку колес.

Как видите, в процессе эксплуатации велосипед испытывает нагрузки, которые в наименьшей степени зависят от стиля вашей езды. Со временем изменяется геометрия обода колеса – происходит его деформирование. Скорость его проявления зависит от наличия дефектов обода (восьмерка, смещение «зонта» и «яйцо»). Стоит отметить, что срок эксплуатации колес зачастую также зависит и от материалов, из которых они изготовлены и их качества. Порой недорогие модели могут потребовать ремонта куда раньше, чем те, что изготовлены из дорогих комплектующих (к примеру, высокопрочного обода).
О горном велосипеде: Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?

Как определить, что колесо искривлено?
Когда существует подозрение, что колесо утратило первоначальную форму, следует перевернуть велосипед и начать тщательную проверку.

Для начала нужно осмотреть колесо в месте предполагаемых искривлений. Для этого его раскручивают, при этом в случае с задним можно сделать это при помощи педалей. Визуально очевидно, что искривленные участки во время вращения смещаются в сторону. Теперь осталось схватить его рукой в том месте и остановить, что довольно непросто.

Еще одним, более действенным способом является использование мелка или маркера. Крутя колесо, его нужно подвести к ободу. Первым делом штрих останется на выпуклости «восьмерки». Раскручивая сильнее и приближая мелок к ободу можно определить и границы искривления.

Как исправить «восьмерку»
И вот искривление найдено. Исправить его своими усилиями под силу каждому велосипедисту, а, учитывая, что деформация – явление не редкое, со временем приходит и ценный опыт. Существуют два способа избавления от «недуга»:
• силовое выпрямление;
• подтяжка и ослабление спиц колеса.

Необходимый набор инструментов для устранения деформации:
1) мел для отметки участка с дефектом;
2) спицевой ключ;
3) станок для правки колес (желательно, но не обязательно).
О горном велосипеде: Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?

Восьмерку, небольшую по размеру, можно устранить без демонтажа колеса. Для диагностики проблемы переверните велосипед колесами вверх, чтобы проверить правильность положения колеса относительно тормозных колодок. Этот процесс можно разделить на несколько операций. Сначала нужно выявить деформацию. В процессе вращения колеса прижмите к нему кусочек мела. В местах образовании восьмерки вы увидите соответственный след. Этот простой способ поможет определить точное место деформации обода.

Далее предстоит подтягивание и ослабление спиц, но только с определенной стороны, о котором детально будет рассказано ниже. Если такие манипуляции выполнить с неточностями, можно придать колесу еще большей деформации. Есть несколько способов, при помощи которых ее можно убрать.

Силовое выпрямление
Посчитав возможным такой вариант развития событий, следует снять колесо с рамы. А вот покрышку и камеру снимать не следует. Колесо поворачиваем выпуклостью к себе и беремся за обод и покрышку руками. При этом средняя деформация требует расположения рук, равного 10 и 2 часам на циферблате. Используем колено, приставив его к выпуклой области, и сильно давим от себя.

Если силы достаточно, это делается на весу. А можно расположить колесо вертикально, деформированным участком вверх. В этом случае требуется помощь напарника, который прижмет колесо к полу. После такого экстремального выпрямления колесо вновь возвращается на раму и проходит проверку.
О горном велосипеде: Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?

Но данный метод не всегда является эффективным. Он не точен, не исправляются небольшие деформации. Кроме всего прочего, неумелыми действиями можно спровоцировать и новые изгибы. Да и не каждый обод поддастся воздействию ногой – высокопрочные современные колеса останутся «при своем». Хотя в случае, если колесо подвело вас где-то в пути и «восьмерка» случилась внезапно из-за, к примеру, наезда на крупный камень, «силовое выпрямление» — единственно возможный способ.

Регулировка спиц колеса
От правильности натяжения спиц нередко зависят и ходовые качества велосипеда. Натяжение спиц добавляет прочности и эластичности колесу. Покрышки в данном случае снимаются, тщательно проверяется натяжение каждой спицы. Случается, что обод искривляется и в результате их общего ослабления. В ситуации, когда спицы болтаются как гитарные струны, следует их подтянуть на 1 оборот ключа. В найденной области искривления ищется спица, расположенная в ее центре, то есть у самой выпуклости. Поворот спицы необходимо осуществить в сторону, противоположную направлению выпуклости. При этом спицы, находящиеся по бокам от центральной, ослабляются.
О горном велосипеде: Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?

Если восьмерка находится между двумя ближними спицами, тогда при помощи специального ключа подтягивается первая спица на треть оборота, а спицу, находящуюся рядом, подкручиваем в обратном направлении, ослабляя зажим также на треть. В случае если «восьмерка» имеет размер в три спицы, предпринимаются следующие действия:
• затягивание центральной спицы на четверть оборота ключом;
• легкое ослабление крайних спиц (в два раза меньше натяжения по центру).

Если «восьмерка» имеет размер в семь спиц, алгоритм действий таков:
• центральная спица затягивается на пол-оборота;
• вторая и третья спица должны быть ослаблены на четверть оборота;
• четвертая и пятая затягиваются на одну восьмую;
• шестая и седьмая (то есть крайние) ослабляются на одну восьмую.

То есть чередование натяжения и растягивания спиц должно проводится так, чтобы крайние спицы «восьмерки» были ослаблены. После проведения процедуры колесо устанавливается на свое место и тестируется на возможные искривления. В случае если «восьмерка» выгнута в обратную сторону, ликвидируется все натяжение и усиливается затяжка на ослаблявшихся спицах. После чего все повторяется, но уже в меньшей степени. Результатом долгой операции становится выравнивание колеса до идеально ровного круга. Сначала работа пойдет не так быстро, но с приобретением опыта растет и скорость регулировки спиц.

Меняем спицы
Не все мастера умеют собирать колеса качественно, а потому лучше всего научиться делать это самостоятельно. Осуществляется сборка согласно определенному алгоритму.
О горном велосипеде: Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?

1. Работы по набору спиц:
• необходимо смазать резьбу спицы и обод в местах, где имеется соприкосновение с ниппелями, иначе спица не будет натянута с достаточной жесткостью;
• в ситуации, когда у фланцев втулки присутствует зенковка с единственной стороны, головки спиц находятся на незенкованной, он нужен для изгиба спицы;
• вставляется девять спиц во фланец таким образом, чтобы между ними находилось по незанятому отверстию, и чтобы головки располагались с внешней стороны. В ситуации с задним колесом начинать следует с правой части втулки;
• на ободе среди отверстий, смещенных вправо, следует найти ближайшее от отверстия для ниппеля камеры;
• в данном отверстии крепится первая спица, она считается ключевой;
• от ключевой спицы следует отсчитать четыре отверстия, продвигаясь по часовой стрелке, поставить следующую спицу и завернуть ниппель;
• в результате между спицами должно находиться три незанятых отверстия, самая близкая к вентильному отверстию спица располагается справа от него, а нарезанная часть втулки обращена к мастеру;
• далее закрепляются остальные семь спиц, при этом используется каждое четвертое отверстие обода;
• после переворачивание колеса с ободом соединяются еще девять спиц, вставляемых в левый фланец снаружи;
• десятая спица должна находится справа от ключевой, соседствуя с ней, но при этом не пересекая;
• после монтажа десятой спицы последующие восемь набираются в определенной выше последовательности;
• и вот приводные спицы уже размещены на своих местах и их головки находятся с внешней стороны фланца. При этом ниппеля завернуты лишь на некоторое число оборотов;
• устанавливаются натяжные спицы с головками с внутренней стороны фланца. Продевается спица во фланцевое отверстие и крутится втулка так, чтобы все спицы, находящиеся на местах, получили определенное направление, наиболее близкое к касательной относительно фланца. Первая натяжная спица должна пересечь три стоящих на месте приводных, при этом каждая натяжная должна пройти снаружи от первых двух пересекаемых ею под третью, также пересекаемую;
• остальные спицы добираются по тому же принципу.

2. Натяжение
Перед натяжением спиц, следует завернуть все ниппеля в равной степени. Затем нужно начать процесс, заворачивая каждый ниппель на один оборот. Если в спицах остается «дрожь», усиливается натяжение. Устанавливаем колесо для проверки и убираем все дефекты типа «восьмерки».
О горном велосипеде: Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?

Устраняем радиальное биение
Обод колеса в виде овального «яйца» выглядит так: одна часть обода располагается ближе к центру, чем остальные. Такой изъян колеса появляется после неудачных приземлений. Исправить такую поломку гораздо сложнее, чем обычную восьмерку:
1) снимите покрышку и осмотрите обод;
2) переверните корпус велосипеда, прокрутите колесо, держа сверху какой-либо предмет. Отметьте мелом часть обода, которая будет приподнимать этот предмет;
3) одновременно проследите три направления:
— ослабьте напряжение с центральной спицы;
— натяните соседние спицы на то же количество оборотов, чтобы не было восьмерки;
— спицы в противоположном конце колеса следует натянуть для исключения появления «яйца» в другом месте.

Для устранения такой восьмерки нужен немалый опыт, процесс характеризуется своими сложностями. После исправления «яйца» нужно надавить на спицы всем весом, как в вышеуказанной схеме — для их усадки.

Правка «Зонта»

Велосипедистам знакомо такое понятие, как «зонт». Дефект заключается в следующем: обод колеса смещен в одну сторону и расположен не идеально ровно по отношению к центру втулки. Насколько серьезна ситуация от такого смещения непосредственно для велосипеда, зависит от конструкции рамы и от конфигурации тормозов. Такой вид неисправности часто возникает в случае неправильной сборки колеса. «Зонт» устраняется по аналогии, как и обычная восьмерка. С одной стороны нужно натянуть спицы, а с другой – ослабить. В отличие устранения обычной восьмерки, в процессе правки зонта усилие для каждой следующей спицы не должно быть слабее, а сохранять равномерность по всей окружности.
О горном велосипеде: Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы?

Подведем итоги
Восьмерки появляются на колесах даже самых опытных и подкованных в езде велосипедистов. Для того, чтобы выправить колесо, нужно помнить несколько простых правил. Всегда аккуратно перетягивайте спицы колеса – существует риск повреждения обода. Если во время выправки одна или несколько из спиц окажутся перетянутыми, ослабьте их и ближние спицы. Только затем повторяйте регулировку еще раз.

При езде на велосипеде спицы часто ломаются, пребывая в состоянии ослабления. Если в процессе процедуры протягивания одна или несколько спиц колеса оказались ослаблены, обязательно их подтяните, чтобы после этого заново повторить регулировку. 

Наглядное видео:

В весенне-осенний период велотранспорт является основным средством перемещения большого количества людей. Один едет на дачу, другой, на работу, а третий просто прогуливается. Находясь в движении, колесо подвергается постоянной нагрузке, под воздействием которых происходят некоторые изменения.

Одно из них – восьмёрка. Поговорим о том, как убрать на колесе велосипеда восьмёрку более подробно.

Деформация типа восьмерка, что это

Деформация типа восьмерка – изменение плоскости обода колеса. Проще говоря, поверхность обода теряет первоначальную форму круга.

Наиболее распространённый вариант – отклонение части обода от заданной траектории.

При вращении деформированные области описывают траекторию, напоминающую восьмёрку. Езда на велосипеде с таким дефектом сопровождается существенным биением либо вилянием по сторонам во время движения.

Перемещаться на восьмёрке можно, но это не комфортно.

Также важно понимать, что деформированное колесо больше подвержено нагрузке, которая может вывести его со строя.

Проблема решаема, она может быть устранена как самостоятельно, так и с помощью специалиста. Несомненно, если вы делаете это первый раз, то лучше воспользоваться услугами профессионала, а если есть опыт, то можно сделать самостоятельно.

Определение искривления на колёсах

При подозрении на образование такого дефекта или ощущении биения при движении, можете не сомневаться – колесо восьмёркой. Для того чтобы понять так ли это, следует определить участок, в котором образовалось искривление.

Ставим велосипед на руль, колёсами вверх и выполняем проверку одним из двух способов:

  1. Визуальный. Он может быть применён для определения средних и крупных отклонений. Колесо следует сильно раскрутить руками и выявить повреждённый участок. Если это заднее колесо, то ему можно предать ускорение путём вращения педалей. Участок колеса с искривлением при вращении виляет в сторону. Необходимо подобрать момент и ухватиться рукой за это место. Да, это небезопасно, поэтому лучше использовать описанный ниже способ. Он немного сложнее в выполнении, но полностью безопасный и эффективный.
  2. Контактный. Его суть в нанесении отметки на контактную область. Для индикатора можно использовать обычный маркер или мелок белого цвета. Не спеша подводим мелок к ободу колеса. В том месте, где точка обода колеса велосипеда и мелка соприкоснутся, будет вершина дефекта. Далее придаём колесу ускорение и подводим мелок ещё ближе. Место контакта будет областью искривления. Восьмёрка на колесе будет чётко видна. Её белая полоса значительно толще. Начальная и конечная нанесённого рисунка будут концом и началом изгиба, которые должны учитываться при выполнении регулировки спиц.

Определение мелом

Причины появления дефекта

Во время движения на велосипеде основная нагрузка приходится на колёса. Любой камень или глубокая ямка может деформировать обод и стать причиной образования восьмёрки, которая может повлечь за собой ряд последствий.

Существует два вида нагрузок – постоянные и динамические.

Постоянные нагрузки

Стабильное состояние колеса обеспечивается статической нагрузкой, которая регулируется силой натяжения спиц.

Оно зависит от ряда факторов, среди которых: одинаковый уровень натяжения спиц по всему ободу, целостность и работоспособность фланцев втулки, отсутствие признаков усталости, трещин и деформаций.

Немаловажным показателем является давление в шине. Данный фактор зависит от модели велосипеда и от типа его колёс.

При неравномерном натягивании спиц после накачивания шин обод может погнуться, образовав восьмёрку.

Довольно часто, для исправления сложившейся ситуацию необходимо перетягивать все спицы на колесе.

Динамические нагрузки

Данный вид нагрузок оказывает воздействие на колесо в момент его вращения, что в результате делает его непригодным к использованию. Пример динамических нагрузок:

  • Торможение. Выполнение такого действия вызывает торсионный тип нагрузки, вследствие которого выполняется её перераспределение.
  • Преодоление любого вида препятствий. Радиальный вид нагрузки, под воздействием которого верхняя часть спиц испытывает увеличенную нагрузку, а нижняя ослабляется ещё больше.
  • Вес велосипедиста. В любом случае даже при езде по идеально ровной поверхности возникает усталость металла. Даже при простом сидении на велосипеде две нижние спицы оказываются в повышенном напряжении, а две верхние, наоборот – расслаблены. Чем выше вес ездока, тем больше возникающий дисбаланс.
  • Поперечные нагрузки. Возникают при выполнении манёвров и поворотах. Значительно увеличиваются при торможении с заносом.

Все указанные выше факторы являются причинами образования восьмёрки. С задним колесом следует быть особо внимательным, так как конструкции с параллельным переключателем могут принести ряд неудобств.

Для его правильной установки необходимо разместить систему звёзд в соответствии с существующими нормами и расположить спицы в асимметрическом порядке.

Необходимые инструменты для ремонта

Исправить восьмёрку на колесе велосипеда можно используя ключ для спиц.

Он может быть двух вариантов – штампованный и фрезерованный.

Второй вариант применяется более часто, так как имеет чёткие грани и является более качественным.

Также может быть использована стойка для велосипеда, позволяющая надёжно зафиксировать необходимую для выполнения работы позицию. При её отсутствии достаточно поставить велотранспорт на руль.

Как выправить восьмёрку на колесе

После того как был определён участок искривления, необходимо его выровнять.

Как выпрямить колесо? Нет ничего сложного, решить эту проблему может абсолютно каждый.

Устранение данного дефекта выполняется одним из двух способов:

  1. Путём ослабления и подтяжки спиц.
  2. Силовое выпрямление.

Поговорим о каждом из них подробнее.

Силовое выпрямление

Для того чтобы устранить дефект данным способом, следует демонтировать колесо с рамы.

Камера с покрышкой – не снимается.

Ставим обод выпуклостью к себе.

Руки размещаем на цифры 10 и 14 (относительно часового циферблата) и давим от себя.

Если у вас достаточно сильные ноги, то можно выполнять действие на весу.

Если же нет, то нужно позвать напарника, который зафиксирует поставленное дефектом вверх колесо и прилагая усилие, выровнять обод. Далее нужно монтировать колесо обратно и проверить наличие восьмёрки методом вращения.

Существует ряд причин, по которым этот метод считается неэффективным. К ним относятся:

  • Невозможность устранения небольших дефектов начальной стадии;
  • Возможность перегиба обода на другую сторону.
  • Неудобство и низкий уровень точности (всё делается наугад).
  • Не каждый качественный обод может быть выгнут путём применения ручной силы.

Этот метод больше подходит для нештатных ситуаций, когда восьмёрка образовалась из-за попадания в большую яму или наезда на препятствие, а движение должно быть продолжено до приезда в пункт назначения.

Регулировка колёсных спиц

Регулировка спиц

Применение второго варианта устранения восьмёрки на велосипеде более практично. Процесс регулировки спиц заключается в их попеременном ослаблении и подтягивании. Для выполнения данной работы будет необходим ключ для спиц.

Он представляет собой небольшой железный круг с квадратными отверстиями разного размера для регулировки разного размера спиц. Он продаётся в любом веломагазине.

Для ремонта колеса велосипеда данным способом необходимо снять шины.

Далее следует выполнить проверку натяжения абсолютно всех спиц. Довольно часто восьмёрка образовывается из-за того, что они расслаблены.

Выполнить проверку довольно просто. Нужно взяться пальцами за спицу и пошатать её.

Если она двигается, то нужно выполнить подтягивание на один оборот ключа по всему колесу. Если люфта нет, то можно ничего не делать, чтобы не сделать ещё хуже.

Далее определяем область дефекта и начинаем с центральной спицы относительно начала повреждённой области.

Вращаем её в противоположную от выпуклости сторону. Находящиеся сбоку от неё спицы пока что не трогаем.

При ремонте восьмёрки на колесе в три спицы необходимо выполнить следующий порядок действий:

  • Центральную спицу подтянуть на 1/4 оборота ключа.
  • Соседние единицы ослабить на восьмую часть.

Исправдение мелкой восьмерки
Как исправить восьмёрку на 7 спиц:

  • Натянуть центр на 1/2 оборота.
  • Ослабить 2 и 3 боковые спицы на 1/4 оборота.
  • Пятую и четвёртую затянуть на 1/8 оборота.
  • Ослабить крайние – 6 и 7 на 1/8 оборота.

Исправление восьмерки на 7 спиц

Натяжение и ослабление следует делать так, чтобы по завершении ремонтных работ крайние спицы были ослаблены.

Для проверки полученного результата колесо монтируется на своё место в рабочее положение и проверяется путём вращений вокруг своей оси.

Если восьмёрка появилась с другой стороны, то необходимо повторить вышеуказанную очерёдность, только с применением меньшей силы.

Профилактика

Как-то повлиять на образование восьмёрки на колесе велосипеда невозможно, но оттянуть его до более поздних сроков – реально.

При появлении дефекта не стоит паниковать, важно понимать, что всё ремонтируется, так же как и пробитая покрышка.

Но, несмотря на это, всё равно рекомендуются профилактические меры для минемализации шанса появления восьмёрки, которые подразумевают:

  • Спокойную и аккуратную езду.
  • Спешивание при преодолении таких препятствий, как ступеньки или бордюры.
  • Использование качественных материалов при выполнении спицовки больших колёс.
  • Использование двойного обода.
  • Регулярное выполнение ТО, позволяющее заметить отклонение на ранних стадиях.

Если вы любите агрессивный стиль езды, запрыгиваете на бордюры и съезжаете по ступенькам, то проводите подтяжку спиц как минимум один раз в месяц, а лучше каждые две недели – при регулярном использовании.

В случае, если куда-то врезались, на что-то наехали, то осмотрите колесо сразу же и при необходимости выполните регулировку.

Также важно помнить, что образование восьмёрки на заднем или переднем колесе имеет ряд последствий как для самого велотранспорта, так и для вашего здоровья.

Езда на колёсах с деформированным ободом имеет ряд последствий, среди которых:

  • Поломка тормозов в самый неподходящий момент.
  • Расшатывание втулки колеса, что впоследствии может привести к серьёзным техническим проблемам.
  • При длительной езде может стать причиной поломки всех спиц.

Устранить самостоятельно восьмёрку на велосипеде путём регулировки спиц довольно сложно, так как нужно разобраться, как определить точку обода колеса велосипеда, куда и насколько крутить спицы.

Поэтому, при возникновении такого отклонения следует сходить в мастерскую, где работают квалифицированные специалисты, которые помогут вам и расскажут, как выправить восьмёрку на колесе самостоятельно.

Удаление восьмёрки и яйца на колесе велосипеда

Каждый, кто пользуется велотранспортом продолжительное время, сталкивается с такой распространённой проблемой, как деформация колёс. И проблема здесь не только в качестве вашего транспорта. К деформации обода приводят разные причины. Безусловно, если вы будете ездить бережно, по ровным покрытиям, то вы долго не столкнётесь с этой проблемой. Но, как знают все, велопрогулки — это не только катание в городе, это выезды на природу по грунтовым дорогам, а то и вовсе без них. Поэтому с проблемой различных искривлений вы будете сталкиваться постоянно. И нужно знать, например, как исправить восьмёрку на колесе велосипеда? Если у вас прямые руки, это не составит большого труда.

Инструменты каждый уважающий себя велосипедист возит с собой, а в этой статье мы подробно опишем сам процесс. А также очень часто случается вид искривлений покрышки под названием «яйцо». Это два типа поломок, возникающих при частых велопрогулках и дополнительных нагрузках. Советуем научиться чинить их самостоятельно и возить инструменты с собой. Так можно избежать испорченного отдыха из-за невозможности исправить дефект.

Откуда она взялась?

Изогнутое колесо на велосипеде

Восьмерка на велосипедном колесе

Итак, отчего возникает восьмёрка на колесе велосипеда? Это самый распространённый тип поломки. Она возникает из-за ряда внешних факторов. На велосипед действуют различные типы нагрузок. Основную их часть первыми принимают колёса. Поэтому, если вы резко поворачиваете и выполняете различные трюки, ваш двухколёсный транспорт подвергается дополнительным воздействиям усилий и в этот момент действует осевой вид нагрузки. Вертикальный тип возникает под давлением массы велосипедиста и транспорта. И последний тип — это поперечные нагрузки. Им свойственно проявляться в процессе разгона и резкого торможения.

Берём мелок и спицевой ключ

Если вы уже столкнулись с вопросом, как выправить восьмёрку на колесе велосипеда, то внизу советы для вас.

Итак, восьмёрка — это искривление обода влево или вправо. Чтобы её выявить достаточно поставить ваш велотранспорт вверх ногами на руль и раскрутить колесо. При этом типе дефекта оно будет крутиться неровно, отгибаясь либо влево, либо вправо. И также есть тест с мелком: если поднести его к ободу, то при раскрутке мелок оставит отметины в месте, где есть восьмёрка.

Деформация колеса велосипеда

Искривление обода колеса

Далее, нам понадобятся инструменты. Основной и единственный в большинстве случаев — спицевой ключ. Важно подобрать его точно по размеру, иначе пользоваться им будет невозможно. Есть ещё один инструмент для исправления дефектов — это станок для правки покрышек. Но его применяют в особо сложных случаях, когда подтяжкой ничего нельзя исправить.

Итак, как выровнять восьмёрку на колесе велосипеда? Просто подтянув спицы в месте деформации.
Предположим, что уже вы нашли место изгиба. На нём нужно определить центральную спицу. Она должна находиться по центру дуги. В дальнейшем мы будем подкручивать или ослаблять её и другие ключом для спиц.

  • Если поломка проявилась между двумя спицами, нужно подтянуть одну из них ключом на 1/3, а другую так же ослабить.
  • Если изгиб занял три спицы, то необходимо центральную, которая находится в центре поломки, затянуть на 1/4, а две другие, по краям, отпустить на 1/8.
  • Если искривление заняло несколько секций, то сильнее всего нужно подтянуть центральную, на 1/2, две соседние — ослабить на 1/4. Следующие две подтянуть, но уже на 1/8, и при необходимости соседние с ними — ослабить. Таким образом, чередуя такие действия по всей длине искривления, можно убрать восьмёрку на колесе велосипеда.

Важно

Ремонтируя обод, прокручивайте его после каждой пары манипуляций. Если вы подкрутили основной изгиб и ослабили соседние, то раскрутите покрышку и сделайте тест. Иначе вы рискуете искривить обод в другую сторону.

Ох, уж это яйцо

Теперь можно поговорить и об этой поломке. Этот тип деформаций возникает при прыжках и сильных ударах. Форма обода вытягивается, напоминая яйцо. Ремонт этого вида искривлений также не требует особых умений, но требует усидчивости. Если вы занимаетесь выполнением трюков и прыжков, то должны знать, как убрать яйцо на колесе велосипеда. Набор инструментов нам понадобится тот же. Это спицевой ключ, и в редких случаях — станок.

Итак, берём мелок и начинаем прокручивать покрышку. В месте, где мелок оставил след, будет искривление. Как и в первом случае, нам нужно подкрутить спицы. Если в предыдущем случае мы поочерёдно отпускали и подтягивали их, то здесь нужно подтянуть ту, которая расположилась по центру овала на 1/2 оборота, а соседние с ним на 1/4. Остальные спицы, участвующие в искривлении, затяните на 1/8. Не переживайте, если у вас с первого раза не получилось исправить яйцо на колесе велосипеда. Тщательно проверяйте свои действия. Это кропотливая работа, требующая усидчивости и внимательности. Проявите настойчивость, терпение, и у вас всё получится.

Ремонтируем обод велосипеда

Подкручиваем спицы при деформации колеса

Уход за спицами

Если вы решили ухаживать за своим двухколёсным другом самостоятельно, то уделите время проверке состояния всех спиц. Они не должны свободно болтаться или сильно затягиваться. В противном случае вы рискуете повредить обод или проткнуть камеру. Торчащие из обода можно подпилить напильником.

Спицы колеса велосипеда

Проверка состояния спиц велосипеда

Вот такими несложными действиями можно убрать дефекты, полученные во время катаний. Каждый велосипедист вам скажет, что такое техобслуживание должен уметь делать каждый. Если вы не хотите стать частым гостем на сервисах, то должны знать, как быстро своими силами произвести ремонт восьмёрки на велосипеде или выровнять яйцо. Это сохранит деньги, время, а также поможет вам в трудных ситуациях, когда вы в лесу, сервиса нет и вы понимаете, что следующие 10 км ваш велик поедет на вас.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить финансовую отчетность пример
  • Как найти обороты ротора
  • Как найти платье по картинке в интернете
  • Как найти сервис в excel 2010
  • Как найти потребление основного капитала формула