19.01.2023
Можно ли исправить почерк у старшеклассников? Рост количества таких запросов в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе традиционно увеличивается в январе-феврале каждого года. Это объясняется приближением экзаменов, когда школа открыто заявляет, что просто не примет письменные работы учеников с крайне неразборчивым и неаккуратным почерком.
На приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе и онлайн-диагностику родители всё чаще записывают своих детей, которые доучились до 10-11 классов, но так и не решили своих проблем с письмом, чтением и даже пониманием информации.
Но основной всё-таки запрос от родителей старшеклассников – это коррекция почерка в короткие сроки, потому что скоро предстоит сдача экзаменов.
Как проявляется проблемный почерк?
Результаты онлайн-диагностики очень часто показывают, что у старшеклассников одной из основных причин трудностей с обучением как раз является их проблемный почерк. А если говорить точнее, то несформированный навык письма от руки.
Почерк многих старшеклассников можно сравнить с наскальной живописью, так как он содержит в себе все признаки этого доисторического вида «искусства»:
- абстрактность и неразборчивость написанного текста;
- неправильная манера письма, когда буквы и цифры пишутся снизу вверх и справа налево. Это яркий признак того, что у ребёнка НЕ сформирована правильная нейродинамика чтения и письма;
- недописывание окончаний слов, отдельных букв. Может создаваться впечатление, что текст написан обрывками и фрагментами;
- наличие множества зачёркиваний, многократного обвода некоторых букв, визуальное выделение запятых и точек за счёт увеличения их «жирности».
По такому почерку старшеклассников видно, что у них есть психоэмоциональная неустойчивость, ребёнок сильно нервничает, когда пишет. Более того, очевидно, что сам процесс письма раздражает школьника, при этом неважно, выполняет ли он письменную работу дома или на уроке в школе.
И коррекция такого почерка у школьников просто невозможна без решения психоэмоциональных проблем ребёнка!
Но почему за 9 или 10 лет обучения в школе ребёнок так и не научился нормально писать?
Неразборчивый и неаккуратный почерк старшеклассника нельзя объяснить только отсутствием желания прикладывать усилия и дополнительно напрягаться для его улучшения.
Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, который подкрепляется анализом результатов биометрических исследований и видеокомпьютерных психодиагностик (ВКП) по методу профессора Ануашвили, показывает, что современные школьники испытывают проблемы с почерком из-за следующих причин:
1. Рассогласованность в работе полушарий мозга. Например, по результатам ВКП видно в процентах, какое полушарие мозга у ребёнка преобладает и как это сказывается на его обучении. Отметим, что для успешной учёбы в школе нужно, чтобы у ребёнка доминировало левое полушарие, даже если он очень творческая личность.
2. Компьютерная зависимость. Современные школьники часами просиживают за играми и в социальных сетях. Доказано, что «зависание в гаджетах» негативно сказывается не только на психоэмоциональном состоянии ребёнка, но и его умственных способностях. Естественно, что детям, которые по 3-4 часа каждый день просиживают за компьютером, требуется постановка и коррекция почерка! Поэтому неслучайно на всех программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе одно из требований – обязательный отказ от гаджетов. Более того, после программ дети сами добровольно отказываются от использования смартфонов, потому что понимают, что они им мешают учиться.
3. Неправильный захват ручки с одновременной низкой подвижностью лучезапястного сустава. Из-за этого ребёнок просто физически не способен аккуратно, бегло и ровно писать.
4. Низкий уровень развития зрительно-моторной координации.
5. Слабая нервная система и наличие различных психоэмоциональных проблем.
6. Нарушение координации тела, которая проявляется в виде моторной неловкости.
7. Синдром ускоренного мышления, при котором рука просто не успевает за работой мозга, из-за чего возникают проблемы не только с почерком, но и в целом с обучением.
Как быстро исправить почерк у старшеклассников?
Традиционно считается, что для коррекции почерка нужно заниматься в прописях, а сам процесс требует очень много времени – вплоть до нескольких лет.
Коррекция почерка без прописей возможна за 10 дней!
ДА, это уже много раз доказано практикой учеников Татьяны Гогуадзе.
Но зная секреты и особенности работы мозга, коррекция почерка у школьников любых классов возможна в короткие сроки – всего за 10 дней! И для этого не потребуется работа в прописях, потому что нужно развивать руки и менять установки работа мозга! В этом и заключается уникальность и особенность метода Татьяны Гогуадзе по оказанию помощи детям с трудностями в обучении, в том числе старшеклассникам с проблемным почерком.
Секрет быстрого исправления почерка кроется в том, что нужно сосредоточиться на выполнении специальных психофизических упражнений и графокоррекции, которые вместе в итоге и дают желаемый результат. Но обязательное условие – уделять упражнениям не менее 3 часов в день.
Какие упражнения делать, чтобы старшекласснику исправить почерк?
Все предлагаемые ниже упражнения – универсальны и подходят детям любого возраста, в том числе ученикам младших классов.
Итак:
- Упражнение на переключаемость и повышение иннервации пальцев рук «Тучка – Солнышко».
Это базовое упражнения для всех детей и взрослых с проблемным почерком, так как оно повышает иннервацию пальцев, делает запястье более подвижным, а пальцы чувствительными. Одновременно оно обеспечивает правильную стимуляцию мозга и способствует формированию нейродинамики чтения и письма.
Для его выполнения нужно поочередно сжимать и разжимать кисти рук. Обязательное условие – во время упражнения нужно дышать животом, чтобы ещё параллельно развивать речевое дыхание, которое прямым образом влияет на качество почерка.
- Графокоррекция. Этому упражнению нужно уделять 60-90 минут каждый день. Именно графокоррекция в короткие сроки формирует правильную нейродинамику и отлично тренирует выносливость к монотонному труду, помогает преодолеть многие психоэмоциональные проблемы, положительно влияет на почерк и даже уровень грамотности.
- Упражнения на координацию тела и растяжку.
Для оказания самостоятельной помощи ребёнку мы рекомендуем познакомиться с вебинарами Татьяны Гогуадзе, которые позволят освоить эффективные упражнения для коррекции почерка у старшеклассников и применять их самостоятельно в домашних условиях:
- Мини-практикум «Исправление почерка без прописей».
- Онлайн-курс «Графокоррекция».
Профессиональная помощь в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе помогает старшеклассникам не только решить свои проблемы с почерком, но и в целом улучшить ситуацию с обучением.
Потому что программы коррекции Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе направлены на стабилизацию психоэмоционального состояния ребёнка, придание ему уверенности в собственных силах и повышение уровня его мотивации к учёбе.
А комплекс упражнений позволяет активизировать высокий нейродинамический ресурс в работе мозга, что особенно актуально для старшеклассников и студентов перед экзаменами и зачётами.
Поэтому мы специально в конце учебного года (то есть перед экзаменами) и в начале школьного года проводим программу «Mind-ретрит», которая помогает активизировать работу мозга и лучше подготовиться к предстоящим учебным испытаниям.
Если у старшеклассника неразборчивый почерк, можно ли это исправить? Или это уже не так важно? Понятно, что вплотную почерком занимаются в начальной школе — все помнят палочки, крючочки, тетради в узкую линейку, прописи.
Уже с пятого класса почерк начинает становиться неразборчивым, каждая буковка старательно не выводится. Учителя возмущаются, иногда снижают за это оценки, которые вообще-то ставятся за знания, а не за каллиграфическое написание. Но у преподавателя в данном случае много возможностей доказать свою правоту. Как это можно сделать? Например, если в слове «мосты» (орфограмма «проверяемая гласная в корне слова») буквы «о» и «с» неправильно соединены, четко не видно, написана буква «о» или «а». Учитель понимает, что написано правильно, однако может в воспитательных целях посчитать за неправильное написание. Вот вам и ошибка.
Особенно сильно это давит психологически, если преподаватель действительно не совсем благоволит к несчастному ученику, придирается к нему. Скажете, что такого не бывает? Сколько угодно, только пока что, возможно, не коснулось вашего чада. Поэтому лучше не зарекайтесь (на всякий случай).
Если в начальной школе еще есть возможность добиваться красивого написания, четкого, по правилам соединения букв, то начиная с пятого класса сделать это намного труднее. И не только потому, что начинает проявляться характер ребенка. Просто насыщенность урока информацией резко повышается. Они пишут в несколько раз больше, чем ранее, вынуждены делать это быстрее, а в результате страдает почерк. Степень неразборчивости написания слов и предложений может быть разная: ребенок понимает, что написал, и окружающие все-таки тоже; он понимает, другие уже нет; и сам не понимает и те, кто читает.
Лучше мамам и папам сразу обратить внимание на эту сторону обучения. В противном случае ребенку будут ставить оценки все ниже и ниже, начнут писать в тетрадях и дневниках замечания, чтобы вы приняли какие-то меры, вызывать вас в школу. Вот такая безрадостная перспектива у вас и вашего ребенка из-за почерка.
Естественно, писать так, как в начальной школе, ребенок не будет, но нужно добиться понятности, разборчивости написанного. Что имеется в виду? Одинаковая приемлемая высота букв, наклон их в одну сторону — направо. Следить, чтобы все буквы в слове были соединены правильно, то есть не допускали разночтения (например, не нужно было бы гадать, что же написано: «мосты» или «масты»). В то же время между словами необходимо оставлять достаточное пустое место. Скажете, что последнее требование — ерунда. Ошибаетесь. Во-первых, это помогает понять смысл написанного (четко определены границы слов). Во-вторых, много орфограмм как раз касаются слитного и раздельного написания слов, например, «не нарисовал». Учитель действительно не должен, не обязан угадывать или решать на свое усмотрение, что же написал его воспитанник.
Пробуйте устранить именно причины, побуждающие любимое чадо писать как курица лапой. Сейчас будете смеяться, но первое, на что стоит обратить самое пристальное внимание, — режим дня. Если ребенок не высыпается, недостаточно отдыхает, переутомляется, некачественно и нерегулярно питается, постоянно находится в стрессовом состоянии, то о каком красивом (читать «разборчивом») почерке можно мечтать? Постарайтесь сделать так, чтобы дома была теплая, доверительная атмосфера, чтобы у ребенка было место, где его любят всякого: и с пятерками, и с двойками, замечаниями и вызовами в школу. Наладьте режим дня.
Внушайте ему, что совершенно непонятный почерк, зачеркивания, исправления — это неприлично, все равно как одеть мятый, очевидно не первой свежести костюм. Это неуважение к себе и к тому, кто будет читать написанное. Конечно, слова не сразу окажут воздействие на любимое чадо. Но вода и камень точит. Результат все-таки скажется через какое-то время. Наберитесь терпения. Ребенку не так-то и просто понять мудрость вашего совета, а затем постараться исправить почерк.
Подскажите ему и способы коррекции письма. Чем можно помочь старшекласснику? Нравоучениями не поможешь, за прописи не посадишь, листы из школьной тетради не вырвешь и не заставишь заново, но красиво и аккуратно переписать текст. Такие методы могут привести к затяжным конфликтам, потере доверия, отказом от учебы вообще.
Существуют специальные курсы, где желающих быстро учат четкому, правильному письму.
Можно повесить перед рабочим столом ребенка образец красивого, разборчивого написания небольшого текста. Вырежьте его, к примеру, из тех же старых прописей, напечатайте из интернета.
Пропишите вместе с ребенком несколько самых важных моментов написания слов, предложений, на которые необходимо обращать внимание в первую очередь, и повесьте этот лист перед его рабочим столом. Таких правил немного. Например, правильное соединение букв «а» и «о» с последующими буквами (можно в том же тексте-образце подчеркнуть или выделить цветным маркером места таких соединений, чтобы всегда бросалось в глаза), одинаковый приемлемый размер букв и небольшой наклон их вправо. Писать на проведенных линиях, а не между ними, не взлетать в конце строки (говорят, это свойственно оптимистам) или не уходить вниз, на нижестоящую (возможно, ребенок пессимист); не заползать на поля — они для учителя или для ваших пометок. Между словами соблюдать расстояние. Буквы же в слове имеют элементы соединений. Ребенок должен видеть, что от него не требуют чего-то сверхъестественного, только соблюдать элементарные правила приличия.
Ребенок может сказать, что вот даже врачи — представители всегда уважаемой профессии — пишут так, что и сами не всегда понимают, что написали. Причем во всем мире. Даже появился анекдот: «Если рецепт написан разборчивым почерком, проверьте, действительно ли это был врач?» Да, необходимость писать очень быстро и очень много катастрофически портит почерк. Но с этим борются. Теперь они все записи заносят в компьютер и распечатывают.
Графологи говорят, что изменения в почерке говорят о происходящих изменениях в характере ребенка. По установившемуся почерку можно многое сказать о нем. Так, если ваше чадо пишет очень крупными буквами, можно предположить, что он ранимый, доверчивый, мягкий человек, часто довольно непрактичный. Маленькие, сжатые буквы — расчетливый, осторожный, благоразумный. Обратите внимание на почерк своего ребенка и узнаете много нового о его характере.
Прежде чем приступить к коррекции письма, подумайте, нужно ли это делать, в какой степени стоит нажимать на ребенка и каких результатов следует достичь. Ведь изменение почерка — это и нивелирование черт характера. Кстати, утверждают, что в старших классах безукоризненный почерк, выведенные буковок, идеальная высота их и т.д. говорят о том, что ребенок безынициативный, легко попадающий под влияние более сильных личностей, слабохарактерный, подвержен чужому мнению.
Если ребенок хочет изменить себя, свой характер, жизнь, начинать следует в том числе и с изменения почерка. Существует даже такое направление — графотерапия.
А вы довольны достигнутым, наполненностью своей жизни? Может и вам стоит поработать над своим почерком, тем самым в чем-то изменить себя и на своем примере доказать ребенку важность разборчивого, понятного письма?
Likes(2)Dislikes(0)
Несмотря на наступление цифровой эпохи, хороший почерк по-прежнему играет решающую роль в системе образования. Большинство экзаменов требует, чтобы учащиеся писали, а не печатали. Если почерк плохой, экзаменаторам сложно понять содержание, что, в свою очередь, может повлиять на оценки учащихся. С другой стороны, хороший почерк может положительно повлиять на оценки.
Если вы один из многих родителей, обеспокоенных паршивым почерком вашего подростка, и хотите, чтобы они его улучшили, этот пост поможет вам разобраться в основной причине плохого почерка вашего подростка и поможет улучшить его с помощью некоторых полезных советов.
Причины Плохого Почерка
Понимание причины плохого почерка вашего подростка поможет вам понять, как с этим бороться. Вот несколько вероятных причин, которые могут пролить свет на то, почему у вашего подростка плохой почерк.
1. Неправильный захват
Правильный захват карандаша играет огромную роль в развитии хорошего почерка. Большой, указательный и средний пальцы вместе образуют динамическую рукоятку штатива, что является правильным способом удержания карандаша. Неправильный захват может привести к более быстрому утомлению мышц рук по сравнению с правильным хватом. Это может вызвать у детей проблемы с почерком.
2. Отсутствие руководства
Развитие навыков разборчивого письма требует надлежащего руководства и поддержки со стороны учителей и родителей. Детей нужно учить писать правильно и разборчиво в классе и дома. К сожалению, в наш век технологий этот навык часто считается неважным и им пренебрегают. Часто учителя и родители не обучены обучать детей навыкам разборчивого письма и, следовательно, не могут правильно их направлять. В результате у детей развивается неправильный захват и плохой стиль письма, что приводит к плохому почерку.
3. Неадекватная практика
Чтобы почерк получился аккуратным и разборчивым, требуется последовательная практика. Дети должны потратить время на изучение букв алфавита, а затем перейти к написанию слов, фраз и предложений. Это нужно делать регулярно под соответствующим руководством.
4. Написание на книгах с одинарными линиями или без линий
Детей следует побуждать с самого начала научиться писать на трехстрочных листах для рукописного ввода. Эти листы имеют верхнюю и нижнюю линии и пунктирную среднюю линию, чтобы помочь детям понять, где начинать и заканчивать любую букву. Использование одинарной, двойной линии или пустого листа может затруднить их написание прямой линией.
5. Приобретение вредных привычек и приемов
Дети склонны перенимать многие вредные привычки от своих сверстников. Эти привычки, если повторять их неоднократно, вырастают вместе с ними во взрослую жизнь. Если дети видят, что их сверстники сутулились, держат голову на столе во время письма или держат карандаш, обхватив его большим пальцем, они могут перенять эти привычки.
Иногда вас рано учат неправильным вещам, что впоследствии вызывает проблемы. Например, большинство детей учат писать буквы от нижней строки до верхней строки на линованной странице. Однако это приводит к тому, что буквы из верхней строки связываются с буквами из нижней строки, из-за чего почерк выглядит неопрятным.
6. Дисграфия
Дисграфия — это нарушение обучаемости, которое влияет на мелкую моторику и способность писать. Это также влияет на орфографию, разборчивость, экспрессию, интервал между словами и размер во время письма. Детям с дисграфией трудно формулировать мысли на бумаге, формировать буквы и оставаться в рамках. Это неврологическое заболевание может быть основной причиной неряшливого почерка вашего ребенка (1) .
7. Диспраксия
Диспраксия , также известная как расстройство координации развития (DCD), представляет собой неврологическое расстройство, которое влияет на мелкую и крупную моторику , восприятие, память, внимание и социальные навыки (2) . У детей, страдающих этим заболеванием, плохой почерк (3) . Они также сталкиваются с проблемами при копировании с доски.
8. Дислексия
Дислексия — это нарушение обучаемости, которое влияет на области мозга, обрабатывающие язык. Дети учатся читать, связывая слова на листе со звуками, которые эти слова производят. Затем они восстанавливают буквенные узоры в словах во время письма. Однако людям с дислексией трудно расшифровать эти закономерности и установить связи. Таким образом, им может быть трудно уловить ритмический поток или движение во время письма, что вызывает трудности с почерком (4) (5) .
9. Синдром гипермобильности суставов
Синдром гипермобильности суставов — это состояние, при котором суставы обладают повышенной гибкостью и могут выходить за пределы нормы. Суставы у таких людей имеют слабую опору, и поэтому для сохранения положения требуется больше усилий. Это может вызвать у них мышечную усталость и боль, а также нарушение координации и равновесия. Эта боль может стать причиной проблем с почерком у пострадавших (6) . Дети с этим заболеванием также могут столкнуться с проблемами при захвате карандаша / ручки, что влияет на их почерк.
Примечание. Если у вашего ребенка есть какое-либо из перечисленных выше состояний, помогите ему учиться в своем собственном темпе и не сравнивайте его успехи с успехами других детей.
Советы По Улучшению Почерка
Теперь, когда вы поняли причины плохого почерка у подростков, вот несколько советов, которые могут помочь вашему подростку улучшить этот жизненно важный навык.
1. Определите проблемы
Прежде чем предпринимать шаги по улучшению почерка, очень важно понять точную причину плохого почерка вашего подростка. Таким образом, ваш подросток сможет прилагать постоянные усилия в правильном направлении. Чтобы разобраться в проблемах, попросите их записать свои мысли или скопировать отрывок из любой книги. Проверьте написание объективно. Буквы слишком наклонные? Буквы сливаются так, что их трудно различить? Почерк слишком большой или слишком мелкий? Расстояние между буквами или словами слишком мало или слишком много? Оценка всего этого даст вам понимание основных проблем в почерке вашего подростка. Затем вы можете направить их к его улучшению.
2. Проверьте захват
Часто сцепление — ключевая причина плохого почерка вашего подростка. Убедитесь, что ваш подросток держит ручку или карандаш в предлагаемой рукоятке штатива, то есть большим, средним и указательным пальцами. Большой палец должен быть слегка согнут, указательный палец должен быть на передней части карандаша, а средний палец — на стороне. Иногда подростки, как правило, слишком крепко держат ручку / карандаш, что утомляет руку и приводит к плохому почерку.
Итак, убедитесь, что захват крепкий, но не слишком тугой. Еще одна проблема, из-за которой может быть грязный почерк, — это слишком сильное давление на бумагу. Следите за давлением, которое ваш подросток оказывает во время письма, и попросите его ослабить давление, когда это кажется более чем необходимым.
3. Обратите внимание на их позу
Правильная осанка может значительно улучшить почерк. Проверяйте осанку подростка, когда он пишет. Их спина должна быть прямой; ступни должны иметь хорошую опору; бедра, колени и лодыжки должны быть наклонены под углом 90 градусов; стол должен быть на уровне талии, на градус или два выше, чем высота их согнутых локтей.
Кроме того, бумага должна быть закреплена не доминирующей рукой и слегка наклонена в сторону доминирующей руки. Правильная осанка помогает равномерно распределять мышечное напряжение по телу и предотвращает усталость и боль в суставах.
4. Выберите правильный пишущий инструмент
Выбор наиболее подходящего инструмента для письма имеет решающее значение для хорошего почерка. Подросткам, как правило, приходится писать ручками. Выберите перо, проверив захват, ширину, кончик и гладкость. Вы можете найти множество ручек со специальной резиновой ручкой, которая помогает снизить давление. Отметьте несколько перьев и выберите тот, который вам удобнее всего писать.
5. Используйте листы для рукописного ввода и линованные бумаги
Рукописный ввод можно значительно улучшить, используя письменные листы с курсивом . Они легко доступны и могут использоваться для регулярной тренировки рукописного ввода. Использование этих листов укрепит их уверенность в себе, улучшит их почерк и поможет им писать разборчиво.
Еще один полезный инструмент — это линованная бумага. Лайновая бумага помогает поддерживать одинаковый размер букв и гарантирует, что ваш ребенок будет писать ровно. Поля по бокам помогают писать аккуратно. Лайновую бумагу можно использовать в качестве ориентира даже при письме на чистом листе. Держите линованную бумагу под чистым листом и используйте видимые линии для точного письма.
6. Убедитесь, что они знают правила написания курсива
Иногда подростки плохо понимают правила рукописного письма в школе и пишут беспорядочно. Это приводит к непоследовательному стилю письма, которое выглядит неаккуратно. Помогите своему ребенку понять основные правила скорописного письма и побудите его практиковаться. Знакомство подростка с рукописными рабочими тетрадями может помочь им выучить стиль быстрее. Затем они могут попрактиковаться, переписывая короткие отрывки курсивом и постепенно переходя к более крупным отрывкам.
7. Укрепляйте мышцы рук
Во время письма мы задействуем мышцы рук, пальцев, ладони и запястья. Укрепление этих мышц повысит выносливость к письму и предотвратит быстрое утомление мышц. Поощряйте их развивать мелкую моторику. Простые занятия, такие как шитье, вязание, раскрашивание, настольные игры для координации рук и глаз, нанизывание бус, замешивание или игра с тестом, могут улучшить их мелкую моторику.
Некоторые инструменты, такие как ножницы или отвертки, также помогают улучшить маневренность пальцев. Укрепление верхней части тела, особенно плеч и предплечий, также играет ключевую роль в развитии хорошего почерка. Итак, убедите своих подростков принять участие в таких занятиях, как плавание и скалолазание.
8. Поощряйте их писать медленно и целенаправленно
Когда вы пишете быстро, все ваше внимание сосредоточено на скорости, что заставляет вас пренебрегать почерком. Медленное письмо поможет подростку обращать внимание на хватку и движение рук и осознанно писать каждую букву. Как только они начнут писать аккуратно, научите их постепенно увеличивать скорость, не влияя на качество почерка. Со временем и практикой ваш ребенок сможет писать в значительном темпе.
Это занятие можно сделать более увлекательным, позволив им писать на темы по своему выбору, подарив им подходящие принадлежности для письма и побудив их разгадывать кроссворды или анаграммы.
9. Заставляйте их практиковаться каждый день
Поговорка «Практика делает совершенным» особенно актуальна для улучшения почерка. Научите своего подростка каждый день уделять время чтению рукописного ввода. Сядьте с ними и помогите им понять проблемы письма, над которыми им нужно работать.
Вы также можете мотивировать своего ребенка , подарив ему дневник. Поощряйте своего подростка регулярно и целенаправленно записывать в этот дневник свои мысли и действия, следя за тем, чтобы они использовали курсивные правила. Это сделало бы путешествие по улучшению почерка увлекательным.
10. Приложить усилия и поддержать их настроение
Улучшение почерка требует значительных усилий и времени. Иногда это может повлиять на моральное состояние вашего подростка. Следовательно, очень важно быть нежным и ценить их усилия. Делайте им комплименты, когда они показывают улучшения, и мягко указывайте на проблемы.
Если ругать подростка или оказывать на него постоянное давление, это может вызвать у него чрезмерное напряжение и негативно повлиять на его успехи. Для ускорения обучения важно поддерживать позитивную среду. Если подростку скучно или он устал, сделайте небольшой перерыв. Эти перерывы омолодят их и помогут вернуться к занятиям с большим энтузиазмом.
Когда ваши подростки станут старше, хороший почерк поможет им произвести хорошее впечатление. Это еще больше повысит их уверенность в себе и поможет им добиться успеха в жизни. Воспользуйтесь этими советами и помогите своему подростку улучшить почерк и прогресс в жизни. Окажите им свою полную поддержку и время в этом познавательном путешествии.
Использованная Литература:
Статьи о здоровье Mentalar написаны после анализа различных научных отчетов и утверждений авторов-экспертов и организаций. Наши ссылки (цитаты) состоят из ресурсов, созданных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем, в нашей редакционной политике .
1. О дисграфии ; МГИЭП ЮНЕСКО
2. Краткий обзор диспраксии… ; Фонд диснпраксии
3. Почерк ; Фонд диспраксии
4. Как я могу содержать своего ребенка? — почерк ; Британская ассоциация дислексии
5. Майкл Хеберт и др .; Почему дети с дислексией борются с письмом и как им помочь ; Службы языка, речи и слуха в школах (2018 г.).
6. Lauren Frohlich и др .; Влияние неопреновой шины на запястье / кисть на почерк для студентов с синдромом гипермобильности суставов: исследование дизайна единой системы ; Физическая и производственная терапия в педиатрии (2012).
Приобретение навыков письма — непростой и трудоемкий процесс. Проблемы, возникающие у детей как при обучении письму, так и при дальнейшей коррекции каллиграфических навыков, стали в современной школе распространенными. За последние годы увеличилось количество обучающихся с нарушением почерка. Такие нарушения отмечены у 18-20% детей речевых школ, в том числе у детей с ЗПР, у 6-7% детей общеобразовательных школ1.
_______________
1 А.Н.Корнев «Нарушение чтения и письма у детей»
В толковых словарях (В.И.Даля, С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, Т.Ф.Ефремовой) мы найдем такое понимание слова «письмо»: «умение, способность писать», «внешний вид написанного, почерк», «умение писать», «письмена, азбука, буква, грамота».
Почерк — система движений, базирующаяся на письменно-двигательном и графическом навыке пишущего, «манера писать, характер начертания букв в письме»2. Каллиграфия — «искусство четкого и красивого письма»3. Писать каллиграфически красиво дано не каждому, и в школе, чаще всего, предъявляются требования к понятности написанного.
_______________
2, 3 С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»
Что возможно считать «плохим почерком»:
- нечеткость и неразборчивость письма (искажение графического облика, в результате чего невозможно отличить друг от друга буквы «м, т, ш», «п, н, и, к» и др);
- несоблюдение строк и полей в тетради;
- различное написание букв по ширине и высоте;
- несоблюдение наклона букв;
- неправильное соединение элементов при написании букв;
- непропорциональное расстояние между словами;
- неодинаковая высота букв и др.
И, как результат, в поведении ребенка возникают учебные и психологические проблемы, а именно:
- страх демонстрировать свои тетради;
- нежелание выходить к доске;
- медленная скорость письма;
- часто ребенок не в состоянии прочитать то, что он сам написал;
- отсутствие мотивации в учебе, снижение успеваемости;
- появление усталости, апатии;
- низкая самооценка.
Общими причинами каллиграфических ошибок может служить следующее:
- неправильное обучение письму в начальной школе;
- отсутствие внимания со стороны учителей и родителей к почерку пятиклассников.
К более узким причинам можно отнести следующее:
- серьезные неврологические проблемы — ДЦП, эпилепсия и пр;
- ребенок является левшой;
- у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи.
Можно ли помочь подростку исправить «плохой почерк»? Да, можно. Как это сделать?
Способы и методы работы над формированием каллиграфических умений при нарушении почерка у подростков практически не отличаются от тех, которые используются в начальной школе. Во-первых, следует убедить своего подопечного в том, что графическое начертание букв напрямую связано с орфографией, что из-за «плохого почерка» могут возникнуть проблемы при выполнении письменного экзамена (заинтересовать ребенка можно также стимулирующей оценкой). Во-вторых, родителям (законным представителям) подростка привести доводы, объясняющие необходимость коррекции почерка. В-третьих, обратиться к узким специалистам (психологу, логопеду). Почерк формируется в начальной школе, поэтому начинать коррекцию нужно как можно раньше.
В процессе работы над формированием каллиграфического навыка подросток должен усвоить правила:
Во время учебных занятий сохранять правильную рабочую позу, которая наименее утомительна4:
- нельзя опираться грудью о край парты (стола), поэтому при размещении обучающегося за партой стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь;
- руки должны быть расположены свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой;
- обе ноги всей ступней должны находиться на полу;
- во время письма опираться о спинку стула поясницей.
_______________
4 «Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся». Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10.
Рекомендуется в школе и дома поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы учащийся всегда имел ее перед глазами.
2. Как правильно держать ручку?5:
_______________
5 «Безруких М.М. Как научить ребенка писать. Пособие для учителей и родителей».
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Оптимальная длина ручки — 15 см.
3. Обучение письму — это выработка графического навыка, а навык — это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля»6, поэтому задания учителя по исправлению почерка ребенок должен выполнять ежедневно по 10-15 минут. С этой целью можно использовать пособия Л.Е.Тарасовой:
- «Чистописание — словарные слова — орфография. 5 класс. 1-2 часть» (есть пособия для 6-7 классов);
- «Тренажер по исправлению почерка на основе росчерков и скорописи. Ступень 1,2,3. Тетрадь для старшеклассников».
_______________
6 «Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов».
Практика показала, что подростки увлеченно выполняют задания в рабочих тетрадях. Их привлекает сам процесс выведения овалов и полуовалов. На первоначальном этапе коррекции почерка рука ребенка дрожит, линии получаются кривыми. В ходе дальнейшей работы (примерно через 2-3 недели) овалы и полуовалы становятся более ровными. Подросток видит результат своего труда и искренне радуется этому. Нужно отметить, что учитель должен постоянно (ежедневно) находиться во взаимодействии с подростком (анализировать, оценивать, поддерживать эмоционально).
Кроме вышеназванного с детьми проводится дополнительная работа:
- Учитель прописывает образцы букв в тетрадях индивидуально для каждого ребенка, проверяет написанное учеником, исправляет неточности, выносит примеры правильного написания на поля. Система работы по формированию каллиграфического навыка проводится на протяжении того времени, пока подросток не выработает навык разборчивого письма.
- Примерно 1-2 раза в четверть проводятся уроки грамотного письма. Первое. Учащимся предлагается рукописный текст с заданием: «Постарайся списать также красиво. Напиши и сверь. Оцени, что у тебя получилось и что не получилось». Такие задания дают хороший результат, если их использовать неоднократно, уменьшая время, отведенное на задание.Второе — это списывание с печатного текста с заданием: «Спиши без ошибок, проверь каллиграфию». Можно предложить обмен тетрадями с заданием: «Найди каллиграфические ошибки у одноклассника».
- Один раз в неделю (в моем классе — это понедельник) проводится работа над ошибками. Практика показывает, что большинство учащихся не анализирует свои ошибки (дети не пролистывают страницы своей тетради, не читают слова, в которых допустили ошибки…). Данный вид работы предполагает выполнение следующих заданий: во-первых, выписать слово с допущенной ошибкой, графически выделить орфограмму; во-вторых, прописать каллиграфически правильно буквы, указанные на полях.
- В классах компенсирующего обучения (5-6 класс) используется метод тактирования. Движение «на себя» сопровождается счетом «раз, два, три», соединительные движения «от себя» производятся на счет «и». Произношение звука «и» зависит от длительности движения. Письмо под счет содействует развитию плавности и ускорению темпов письма, способствует проявлению четкости и решительности движений, необходимых для красивого почерка. Тактирование «оживляет» работу класса и дисциплинирует его. Этот вспомогательный прием лучше использовать при выполнении несложных упражнений. Можно, например, записать дату, часть темы урока, либо отдельные буквы, символы, уже хорошо знакомые детям. Учащиеся (ОВЗ) с большим удовольствием вместе с учителем вслух считают и пишут. После выполнения упражнения желательно проанализировать у детей качество письма.
Учителю важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развивать в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме.
ОБРАЗЦЫ детских работ см. в Приложении