Как исправить почерк у ребенка 8 лет упражнения дома

По целому ряду причин ребенок может иметь неаккуратный и неразборчивый почерк.

В действующей школьной программе, к сожалению, отсутствует предмет, знакомый всем выпускникам советских школ – каллиграфия. В стремительно развивающемся мире цифровых технологий практически любые операции можно выполнить без применения письма от руки. Детей это, конечно же, тоже коснулось. Такая ситуация негативно сказывается на почерке большинства учеников начальной школы. Но не стоит винить только лишь технологии – причин плохого почерка может быть масса.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЛОХОГО ПОЧЕРКА

По целому ряду причин ребенок может иметь неаккуратный и неразборчивый почерк. Ознакомимся с основными.

• Неправильная посадка и некорректный захват ручки
Возможно, высота стола плохо отрегулирована под рост ребенка, необходимо создать комфортные условия для малыша, чтобы долгое сидение не вызывало негативных эмоций. Почерк и его стиль закладываются именно в начальной школе, поэтому учителю важно объяснить каждому ученику верное положение руки и правильный захват ручки или карандаша. Родителям при подготовке домашнего задания также следует следить за выполнением этих условий.

• Некоторые особенности головного мозга
Некоторые дети имеют врожденные дефекты работы мозга. К ним можно отнести зеркальное письмо, дисграфию, и дислексию. Это совсем не значит, что ребенок в умственном развитии уступает своим сверстникам. Просто развитие у него идет по собственному пути. Но во всех этих случаях необходима работа со специалистом-дефектологом, чтобы помочь ребенку быстрее и правильней освоить письмо.

• Неусидчивость и отсутствие старания
При такой манере поведения родителям и учителям следует вовлечь ребенка в процесс. Подвижному ребенку сложнее даются задания, требующие усидчивости, поэтому важно сделать задание интересней. Необходимо попытаться донести до малыша важность хорошего почерка и хвалить за правильно выполненные задания.

• Нарушения мелкой моторики
Все качества моторики развиваются еще в дошкольном возрасте. Если с ребенком недостаточно занимались соответствующими играми и рисованием, то в школе такой малыш может заметно отставать. Ситуация хоть и с трудом, но подвергается корректировке. Необходимы постоянные упражнения с педагогом.

• Неразвитое пространственное воображение
В появлении этой причины плохого письма нельзя винить родителей или педагогов, так как качество является врожденным. Есть ряд специальных тестов на пространственное восприятие, которые помогут выявить проблему. Помочь ребенку смогут специальные игры, которые необходимы на постоянной основе.

• Психологические аспекты
К ним можно отнести все ситуации в школе и дома, вызывающие психологический дискомфорт у ребенка. Плохая атмосфера дома, ссоры и скандалы, несомненно, плохо сказываются на самооценке малыша, он начинает бояться неудач и предпочитает вообще не выполнять задание. То же самое можно сказать и о буллинге от одноклассников. Помочь ребенку может только работа с психологом и создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Какие бы ни были предпосылки у возникновения плохого почерка, важно своевременно их выявить и приложить все возможные усилия для скорейшего разрешения возникшей ситуации.

ИСПРАВЛЕНИЯ ПОЧЕРКА У ДЕТЕЙ 1-2 КЛАССОВ

В первые годы обучения закладывается основа, которая будет служить началом восприятия всего последующего материала. Детям первых лет обучения важно привить любовь к письму. Процесс не должен вызывать негативных эмоций. Если у малыша более активна левая рука, то ни в коем случае нельзя его переучивать.

Прежде всего, необходимо позаботиться о правильном рабочем месте и освещении. Лучше на личном примере несколько раз показать ребенку, как правильно держать ручку. Важно учитывать, что карандаш или ручка должны удобно ложиться в руку, быть легкими и не иметь мажущего эффекта.

Раньше для обучения использовались механические приемы переписывания одних и тех же слогов и слов. Сейчас обучение письму и чтению проходит параллельно, поэтому дети понимают, что они пишут. Это важный фактор, который следует использовать для мотивации.

Кроме письма в прописях и тетрадях следует также практиковать упражнения, в которых требуется повторить написание символов несколько раз. Сделать занятие интереснее помогут цветные ручки или карандаши.

Не стоит забывать о поощрениях малыша. Нужно дать ему понять, что красиво написанная работа не только понравится учителю и принесет хорошую оценку, но и порадует родителей. Так у ребенка улучшается отношения к самому себе и к учебному процессу.

В более раннем школьном возрасте исправление почерка проходит легче. Детям постарше приходиться приложить чуть больше усилий. Рассмотрим методы корректировки в разных возрастах подробнее.

КАК ИСПРАВИТЬ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА 9 ЛЕТ: ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В этом возрасте ребенок уже полностью умеет читать и писать. Нужно проанализировать, в чем именно выражается его плохой почерк: разная высота букв, неравномерные промежутки между словами, неверный наклон или неправильные соединения символов. Подбирать упражнения для корректировки следует в соответствии с актуальными проблемами.

• Графические упражнения
Для выполнения потребуются альбомы для рисования и карандаши разных цветов. Для образца учитель или родитель должен изобразить несколько линий различного характера – зигзаги, прямые, волнистые и прочие. Перед ребенком ставится задача несколько раз повторить образец в разных цветовых вариантах. Когда этот этап будет у ребенка получаться хорошо, можно переходить к более сложным символам и узорам. Упражнение помогает мелкой моторике развиваться лучше, при этом улучшается пространственное восприятие.

• Массаж рук
В перерывах рекомендуется не забывать дать детским рукам расслабиться. Подойдут различные стишки, сопровождаемые определенными движениями пальцев. Можно также использовать игольчатый мячик, перекатывая его в ладонях. Массаж можно делать даже при помощи обычного карандаша, энергично перекатывая его в зажатых ладонях. Такие техники позволят руке отдохнуть и сделают мышцы руки более выносливыми.

• Упражнения со штриховкой
Вниманию ребенка следует предложить очертания фигурок животных или предметов с образцом штриховки, которую требуется нанести. Штриховка должна быть различных направлений и цветов. Это упражнение нравится многим детям. Несмотря на кажущуюся простоту, штриховка улучшает моторику, учит выполнять символы определенной величины и позволяет повысить пространственное ориентирование. В ходе исследований было замечено, что упражнения на штриховку способствуют формированию усидчивости.

Это только малая часть упражнений, благоприятно влияющих на почерк ребенка. Самое главное в процессе улучшения письма – систематичность и регулярность занятий.

КАК ИСПРАВИТЬ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА 10 ЛЕТ – ВОЗРАСТ, ТРЕБУЮЩИЙ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

В возрасте 10 лет ребенок уже выработал свой определенный стиль письма. Исправление недочетов дается сложнее, чем в более раннем возрасте.

Есть большое количество упражнений, которые помогут исправить положение. У ребенка уже достаточно знаний, чтобы использовать более сложные игры.

• Слепое письмо
Ребенку предлагается написать слова, не глядя на них. Начинать можно с простых слогов, далее прописывать целые слова и словосочетания. Такой метод улучшает пространственное понимание и развивает работу обоих полушарий мозга.

• Таблицы Шульте
Методика была разработана для тренировки внимания и вовлечения в процесс обоих полушарий мозга. Суть метода заключается в том, что необходимо назвать цифры по порядку, не отводя взгляда от центра таблицы. Для еще более продуктивной работы с таблицей рекомендованы к использованию цифры разных цветов. Это упражнение поможет скорректировать восприятие высоты букв при письме, даст возможность делать равные промежутки между словами.

• Художественная лепка
Обычный пластилин поможет улучшить почерк любого ребенка. Нужно ставить задачу вылепить животное или предмет наиболее точно, со всеми мелкими деталями. Также можно практиковать лепку на плоскости. Такие занятия активизируют работу обеих рук, научат соизмерять величины.

• Письмо на скорость
В среднем, ученик 10 лет должен писать от 7 до 12 слов в минуту. Если этот показатель ниже, то поможет выполнение письма на скорость. Пусть даже почерк при этом будет оставлять желать лучшего, но прописывая буквы таким способом постоянно, ребенок лучше сможет координировать свои движения в тетради. Способ в дальнейшем способствует выработке одинаковой высоты и наклона символов.

Все упражнения, выбранные для работы, следует делать регулярно, не реже 3 раз в неделю.

КОРРЕКТИРОВКА КАЛЛИГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

У подростков изменить почерк достаточно сложно. Здесь большую роль играет отношение к учебе в целом. Поэтому важно выяснить, нет ли у ребенка психологических проблем, которые в конечном итоге могли повлиять и на стиль письма.

Подростки неохотно занимаются с преподавателями или родителями. Поэтому можно предоставить такому ребенку свободу выбора – иметь красивый почерк или нет. Можно посоветовать использовать методики улучшения письма или подарить сертификат на курсы каллиграфии. Важно донести до ребенка важность красивого почерка. И дело не только в том, что окружающим легче буде читать написанное, но и при качественном письме происходит своеобразная тренировка полушарий мозга. А от их работы зависит творческое мышление и потенциал.

В работе с трудным почерком следует придерживаться определенной системы и графика проводимых занятий. Только терпение педагога и родителей помогут ребенку значительно повысить качество своего письма.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Ещё 20 лет назад ужасным почерком отличались 1–2 неуспевающих ученика в классе. Сейчас письмо даётся с огромным трудом каждому третьему ребёнку. Это связано со здоровьем и образом жизни школьников. Современные дети меньше двигаются и больше учатся. Хорошая новость: всё поправимо! Как улучшить почерк и сколько времени это займёт — рассказываем в статье.

Зачем писать красиво

В младших классах

В начальной школе плохой почерк служит симптомом разных проблем: нехватки внимания, слабости мышц, функциональной незрелости мозга. Если с ребёнком работает нейропсихолог или логопед, улучшение почерка говорит об эффективности занятий. Например, после развития координации школьник крепче держит ручку и увереннее выводит линии. Тренировка фонематического слуха помогает избавиться от написания «а» вместо «о» или «п» вместо «б».

Часто к логопеду приходят школьники, которые знают правила, но не могут применить их на письме. Эта досадная проблема — признак дисграфии, которой страдают около трети учеников. Диагностируют дисграфию только во 2-3 классе, а коррекции нарушение поддаётся в любом возрасте.

В средней и старшей школе

Возможно, школьный учитель привык распознавать каракули отличников. Но выпускникам 9-х и 11-х классов предстоит сдавать экзамены. На ОГЭ и ЕГЭ плохой почерк будет помехой, ведь часть тестов проверяет компьютер, а часть — эксперты. Машина сравнивает буквы с эталоном, и в случае существенного отклонения от него, снижает баллы. Письменные комментарии в ОГЭ и ЕГЭ читают учителя. Им приходится проверять сотни работ, и они легко могут принять неразборчивое написание за ошибку.

Как улучшить почерк и избавиться от ошибок

Развивать моторику 

Важна и мелкая, и крупная моторика. Поэтому логопеды рекомендуют школьникам ездить на велосипеде, заниматься плаванием или скалолазанием. В таких видах спорта мозгу приходится координировать движения правой и левой частей тела. За счёт этого укрепляются межполушарные связи, развивается ловкость и точность движений. Помимо этого тренировки укрепляют мышцы спины — осанка улучшается, ребёнок начинает удерживать правильную позу при письме.

Другая важная задача — развивать мелкую моторику. Для этого необходимо научиться завязывать шнурки и регулярно заниматься шитьём, бисероплетением, или другим похожим творчеством. Увлекательная работа с мелкими деталями тренирует внимательность и усидчивость.

Заниматься со специалистом

Профессиональный логопед работает с причиной проблемы и помогает ребёнку развить несколько навыков. Каждое занятие включает практику письма, упражнения на крупную моторику, гимнастику для мозга и тренировку фонематического слуха в игровой форме. Например, ученику предлагают повторить движения рук в определённом ритме. Другое полезное упражнение — называть слова, в которых определённый звук встречается то в середине, то в начале, то в конце: «кабан», «банка», «лоб».   

Поддерживать ребёнка

В начальных классах поддержка родителей особенно важна, ведь ребёнку трудно контролировать себя. Логопед видит ученика дважды в неделю по 40 минут, а в остальное время ребёнок нуждается в помощи взрослых. Нужно следить, чтобы школьник правильно держал не только ручку, но и кисточку, и цветной карандаш, и столовый прибор.

Чтобы работа над почерком не превратилась в изнурительный труд, полезно играть с ребёнком в словесные игры, которые вам интересны. Если кто-то в семье увлекается вышивкой или вязанием, попробуйте приобщить к рукоделию ребёнка. Главное, чтобы занятия были в радость.

Что нужно для онлайн-занятий с логопедом

«Чтобы увлечь ребёнка работой в режиме онлайн, несколько занятий я провожу полностью в игре, используя методы коррекции. Мотивированный ребёнок — залог отличного и быстрого результата», — Оксана Владимировна Кодолова, логопед Тетрики. 

Гаджет и интернет

Ребёнку понадобится компьютер или планшет и стабильный доступ в интернет. Работать с телефона сложнее, поскольку изображения на экране получаются мелкими.

Рабочее место

Ученику нужны стол и стул, соответствующие росту. Пригодится рабочая тетрадь в мелкую сетку, карандаш и ручка. Стоит позаботиться об освещении: естественный свет для правши должен падать слева.

Свободное пространство

Чтобы выполнять упражнения на координацию и равновесие, нужно место. Ребёнку предстоит прыгать, ходить по ровной линии, стоять на одной ноге и размахивать руками.

Принтер и бумага

Логопед высылает индивидуальные задания, рабочие листы, тренировочные упражнения для занятий. Если принтера под рукой нет, материалы можно печатать заранее.

Когда ждать результатов

Даже при оптимальных условиях улучшение почерка занимает несколько недель. Помимо еженедельных занятий со специалистом, нужно, чтобы родители помогали ребёнку правильно держать осанку и ручку. Минимальный срок для заметных успехов — 2 месяца, или 16 занятий.

Чтобы быстрее поставить руку в режиме онлайн, родители младших школьников могут участвовать в первых 2–3 занятиях. В дальнейшем ребёнок будет понимать словесные инструкции и правильно захватывать ручку при напоминании логопеда.

Срок зависит от цели и состояния здоровья ученика. Получить читаемый почерк с минимальным количеством ошибок можно за несколько месяцев, а чтобы стать выдающимся каллиграфом — потребуются годы. Чем меньше у ребёнка неврологических нарушений, тем быстрее появится результат.

«Моему сыну 8 лет. Дома говорим по-русски, а в школе другой язык. После 12 занятий с логопедом Тетрики ребёнок выучил русские прописные буквы, стал отлично писать, и это отразилось на правописании латинского алфавита!

Я приятно удивлена, что учителя нашли подход именно в онлайне. Думала, что без очного контакта ребёнок такого маленького возраста заниматься не сможет. Мне нравится, что занятия происходят дома, никуда не надо ездить. Здорово, что преподаватели умеют эффективно обучать детей младшего возраста на расстоянии», — Анна Старикова, мама Марка.

Хотите, чтобы ребёнок писал красиво и грамотно — запишитесь на бесплатное занятие с логопедом Тетрики!

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!

Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание:

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?

Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.

Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.

Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.

Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?

Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте (опираемся о край стола),

Правая рука на месте (опираемся о край стола):

Можно начинать писать!

И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?

Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.

Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.

Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.

Какой именно должна быть ручка для школьника?

Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.

Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.

Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.

А если ребенок уже привык держать ее неправильно?

Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.

Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.

Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.

Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.

Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.

Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.

Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.

«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.

Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.

Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.

Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

Что нужно для такой игры в театр теней?

Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.

«Бабочка»

«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».

«Лебедь или гусь»

«Собачка»

Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!

Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.

Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.

Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.

Или игра «Капризный фотограф». Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.

Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.

Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.

Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.

Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.

И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.

Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.

Занятия, которые помогут вашему ребёнку обучаться весело, быстро и продуктивно

Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!

Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»

Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:

  • развить память и улучшить концентрацию;
  • расширить собственное мышление;
  • развить креативность, творчество и нестандартность;
  • подготовиться к экзаменам, ЗНО;
  • изучить иностранный язык;
  • обрести уверенность в себе;
  • обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
  • прекратить «зазубривать» материал.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.

Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой

Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:

  • повышение скорости чтения в два-три раза;
  • экономию времени, финансов и сил;
  • развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
  • 4 способа скорочтения.

Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!

Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»

Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:

  • запомнить 500 цифр из числа ПИ;
  • выучить 100 иностранных слов за час;
  • запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
  • запомнить 50 дат за 5 минут;
  • с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
  • запомнить текст в 100 слов за 5 минут.

Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!

Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!

С уважением

Елена Калачикова

Вашего ребенка ругают за неразборчивый почерк? Буквы упрямо скачут со строчки на строчку, постоянно путаются, несмотря на регулярные занятия и монотонную работу в прописях? Прежде чем ругать школьника, разберитесь в причинах его проблемы. Плохой почерк — не всегда следствие небрежности или лени ученика. В основе могут лежать особенности психических процессов, недостаточная сформированность высших психических функций. Их можно скорректировать особыми упражнениями, а зачастую необходимо прибегнуть к помощи нейропсихолога.

Почему важно исправить почерк?

В детском возрасте мало кому удается идеально выводить буквы. Нередко ребенок приносит тетрадь, где красным цветом подчеркнуты буквенные соединения, слова. За неразборчивые закорючки часто снижают оценки, даже если ошибок нет. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает мотивация учиться, ведь его усилия, знания не оцениваются по достоинству. Со временем проблема только усугубляется. Объемы текстов постоянно растут, в классе ученик не успевает за темпом диктовки, ему приходится чаще других отдыхать. Результат — недописанные диктанты и контрольные, плохие оценки. Так, даже самый смышленый и способный школьник может превратиться в двоечника.

В начальной школе постановка письма только зарождается. По мере развития и совершенствования мелкой и крупной моторики буквы должны получаться все более красивыми, ровными. Но если почерк у детей среднего или старшего возраста остается корявым и неаккуратным, это может свидетельствовать о психологических проблемах. Например, указывать на плохие отношения со сверстниками, родителями или даже быть следствием дисграфии. В таком случае исправление почерка у школьника будет одним из шагов на пути к восстановлению ментального здоровья, становлению ребенка как личности.

Причины плохого почерка

Спутанные буквы, неправильные соединения, неразборчивое написание — не всегда эстетическая проблема или отражение неуспеваемости школьника.

Повлиять на становление почерка могут такие факторы, как:

  • Неправильно обустроенное рабочее место — недостаточное освещение, неудобный стул, слишком высокий или низкий стол. Как следствие — нарушается осанка, страдает почерк.
  • Неправильное расположение тетради на письменном столе, отсутствие наклона, неправильный выбор авторучки и т. д.
  • Недостаточность развития у школьника мелкой моторики рук.

В некоторых случаях причиной некрасивого почерка может быть дисграфия — нарушение работы головного мозга, а именно — недостаточная сформированность высших психических функций. Но это состояние хорошо поддается коррекции, пусть и не так быстро, как того хотелось бы.

Виды дисграфии

Что такое дисграфия? Это специфическое нарушение способности писать, которое не связано с интеллектуальными способностями человека и не является признаком умственной отсталости. Принято выделять три вида дисграфии — моторную, оптическую, акустическую.

Моторная

При моторной дисграфии человек испытывает трудности при выполнении акта движения, поэтому рука быстро устает.

Частые ошибки:

  • замена букв на схожие по написанию;
  • постоянные исправления;
  • повторение элементов слов — слогов, букв, соединений;
  • неровные и дрожащие линии;
  • неверное написание букв, их пропуск.

Оптическая

В этом случае человек не способен разграничивать графемы, поэтому у него возникают трудности со зрительным формированием слов.

Частые ошибки:

  • написание слов в обратном порядке (справа налево, встречается у левшей);
  • пропуски отдельных элементов букв или добавление лишних;
  • ошибочное написание: вместо «в» — «д», вместо «л» — «и» и т.д.

Акустическая

Данное расстройство письма связано с несовершенным фонематическим восприятием. При этом произношение звуков не страдает и остается в пределах нормы.

Частые ошибки:

  • перестановка слогов;
  • недописывание элементов слова;
  • замена букв;
  • неверное определение шипящих, парных и т.д.

Исправить почерк у детей с диграфией без помощи специалиста невозможно. После диагностики специалист-нейропсихолог выявит причину трудностей, составит коррекционную программу. Если потребуется, он порекомендует обратиться к сторонним специалистам для лечебного массажа или поддерживающей медикаментозной терапии.

Как улучшить почерк?

Рекомендации по улучшению детского почерка зависят от возраста. В начальной школе еще рано говорить о дисграфии. Начать нужно с самых простых шагов — найти причину, мешающую писать нормально, и устранить ее.

Что нужно сделать:

  • Посмотрите, как сидит школьник, какое расстояние от глаз до письменных принадлежностей, соответствует ли высота мебели росту ребенка.
  • Проверьте ручку, которой пишет ребенок, на предмет удобства. Дети выбирают канцелярию по внешнему виду, не задумываясь о комфорте.
  • Посмотрите, как расположена тетрадь на столе: сохраняется ли нужный наклон, хорошо ли в ней пропечатаны линии.
  • Проследите за тем, как школьник держит ручку: правильный ли у него захват, подходит ли толщина, не слишком ли ручка тяжелая.

Как только вы убедитесь, что детское место организовано правильно, можно приступать к работе над качеством, скоростью письма. Классический вариант постановки — прописи. Существуют обучающие материалы для детей разных возрастов и даже для левшей. Не торопите и не критикуйте ребенка, психологи рекомендуют применять «метод пряника». На постановку может уйти несколько месяцев или даже год. Все зависит от частоты занятий, усидчивости школьника. Главное, что вы сформируете базовые навыки, которые никогда не забудутся, а будут с годами только совершенствоваться.

Упражнения, тренировки на постановку почерка

Любое занятие, направленное на постановку руки и подготовку к письму, нужно начинать с пальчиковой гимнастики, которую делают в младших классах школы. Разомните кисти, сделайте сжимающие и разжимающие движения пальцами, растяните кисти наружу и внутрь. Чтобы добиться стойкого результата, заниматься нужно регулярно. Рекомендуется уделять письму до одного часа в день.

1. Раскраски

Сделать первые шаги навстречу хорошему почерку помогут раскраски. Они развивают моторику, мышцы кисти, учат удерживать пальчиками предмет, регулировать силу нажатия. Используйте для раскрашивания карандаши, фломастеры, краски, мелки.

2. Штриховка

Задача ребенка — провести ровные линии внутри рисунка так, чтобы они не вышли за контур. Штрихи могут иметь разную направленность, быть ровными, наклонными, волнистыми, пунктирными. При выполнении простейшего задания ребенок получает базовые навыки, которые необходимы для обучения письму, исправления почерка.

3. Срисовка

Сначала можно использовать копировальную бумагу. Ребенку нужно будет перевести уже существующий рисунок на альбомный лист. В дальнейшем можно усложнить задачу. Например, попросить повторить изображение самостоятельно.

4. Вырезание

Для занятий лучше брать ножницы с закругленными краями, чтобы обезопасить ребенка. Предложите маленькому школьнику начать с самых простых фигур — треугольника, квадрата, прямоугольника, круга. Постепенно усложняйте задачу, переходите к аппликациям, давая на пальчики большую нагрузку.

5. Рисунок по клеткам

Повторяя рисунок, изображенный на обычном тетрадном листе в клетку, школьник тренирует пространственное восприятие, внимание, старается аккуратно вести линии, вовремя переходить на новый уровень, делать ровные углы.

Для тренировки хорошего почерка не обойтись без прописей. Подбирайте уровень сложности, соответствующий возрасту школьника. Начинайте с обычных линий, постепенно переходите к узорам, усложняйте задания, следите за наклоном, направлением элементов.

Советы и рекомендации для родителей

Первая и самая важная рекомендация для родителей — перед глазами школьника должен постоянно находиться пример красивого письма, за который его похвалили. Это будет мотивировать ученика к новым достижениям.

Что рекомендуют психологи:

  1. Не гонитесь за быстрыми результатами. Все мы были детьми и помним, как сложно отказаться от увлекательной игры, прогулки с друзьями и сесть за занятия.
  2. Не заставляйте писать сразу слишком много. Из-за чрезмерной нагрузки у маленького школьника могут появиться боль в кисти, ощущение скованности. Если не хотите, чтобы только при одном взгляде на прописи или тетрадь в голове у ребенка возникали негативные ассоциации, выработайте комфортный график занятий.
  3. Пусть ваш школьник сам выберет в отделе канцелярии ручку, тетради, материалы для творчества. Будьте рядом, чтобы скорректировать его выбор, объяснить, на что нужно обращать внимание.
  4. Дайте понять ребенку, что вы пытаетесь ему помочь, не стыдитесь его почерка. Психологическая составляющая в данном вопросе играет важную роль.

Есть один нестандартный совет, который неожиданно дает хорошие результаты — купите чернила и перо. Писать пером достаточно сложно, тем более ребенку, который усердно работает над исправлением почерка. Чтобы что-нибудь написать пером, не оставляя кляксы или царапины на бумаге, нужно найти нужный наклон, нажим, выработать правильное положение руки. Во время увлекательных занятий каллиграфией ребенок может почувствовать себя Гарри Поттером, мысленно переместиться в Хогвардс. Если занятия, приложенные усилия не приносят ожидаемого эффекта, рекомендуем обратиться к детскому психологу, чтобы исключить возможные нарушения.

Смотрите также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти среднюю линейную квадратическую регрессию
  • Как найти площадь сектора круга огэ
  • Как найти удельный вес участка
  • Как найти видео в социальная сеть
  • Как составить идентификатор can