Как исправить почерк ученика 3 класса

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!

Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание:

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?

Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.

Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.

Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.

Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?

Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте (опираемся о край стола),

Правая рука на месте (опираемся о край стола):

Можно начинать писать!

И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?

Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.

Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.

Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.

Какой именно должна быть ручка для школьника?

Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.

Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.

Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.

А если ребенок уже привык держать ее неправильно?

Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.

Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.

Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.

Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.

Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.

Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.

Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.

«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.

Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.

Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.

Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

Что нужно для такой игры в театр теней?

Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.

«Бабочка»

«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».

«Лебедь или гусь»

«Собачка»

Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!

Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.

Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.

Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.

Или игра «Капризный фотограф». Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.

Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.

Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.

Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.

Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.

И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.

Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.

Занятия, которые помогут вашему ребёнку обучаться весело, быстро и продуктивно

Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!

Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»

Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:

  • развить память и улучшить концентрацию;
  • расширить собственное мышление;
  • развить креативность, творчество и нестандартность;
  • подготовиться к экзаменам, ЗНО;
  • изучить иностранный язык;
  • обрести уверенность в себе;
  • обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
  • прекратить «зазубривать» материал.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.

Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой

Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:

  • повышение скорости чтения в два-три раза;
  • экономию времени, финансов и сил;
  • развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
  • 4 способа скорочтения.

Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!

Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»

Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:

  • запомнить 500 цифр из числа ПИ;
  • выучить 100 иностранных слов за час;
  • запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
  • запомнить 50 дат за 5 минут;
  • с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
  • запомнить текст в 100 слов за 5 минут.

Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!

Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!

С уважением

Елена Калачикова

Советы учителям и родителям младших школьников по коррекции почерка

Проблема с почерком — самая распространенная в начальной школе. Обучение письму — сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Что принято считать плохим почерком?

— когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять — какую из них имел в виду пишущий;

— когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы;

— когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней;

— когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;

— когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради.

Когда Вы видите приведенные выше примеры в тетради своего малыша или ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать более глубокую причину, которая чаще всего от родителей скрыта. Нередко бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, заставляют ребенка переписывать текст несколько раз.

Но результат – потерянные нервы у родителя, педагога и у ребенка!

Важно определить причину, назначить и провести грамотное лечение, а затем заниматься чистописанием и всем вместе радоваться его появлению в тетради у ребенка!

Помните, что почерк — это продукт высшей нервной деятельности человека. Заниматься коррекцией почерка имеет смысл если он нечитаем или неудобочитаем.

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?

• Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков.

Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел.

• Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ — нарушение

пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».

• У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке. Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает. Потом приз победителю!

Самое интересное, что обучение проходит весело и без раздражения. Без криков и надрыва!

• Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например,после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи.

Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как

улучшались отношения с родителями.

Таким образом, почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния и его психологического благополучия или неблагополучия! Кстати, в переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования безупречного почерка у ребенка сопровождался краткосрочным или долгосрочным консультированием у нейропсихолога или семейного психолога – всей семье на пользу!

Укрепляем руку

Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки. Проблема плохого почерка, например, у первоклассника состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.

Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:

— техники рисования,

— штриховка,

— рисование фигуры по точкам,

— лепка,

— игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).

Правильный выбор ручки

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но то, насколько легко пишет ручка, особенно в еще не очень умелых детских пальчиках, серьезно влияет на качество почерка.

Поэтому возьмите за правило: покупать школьные ручки стоит обязательно с маленьким школьником. В отделе канцтоваров не стесняйтесь, давайте ребенку пробовать писать всеми ручками, которые ему понравились, пусть выберет ту, с которой, как ему кажется, буквы пишутся легче.

Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу, если учитель не против, купите гелевую, если ребенку ей удобнее писать. Ученика 4-5 класса уже вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро как перьевая ручка. Стильный атрибут подарит ребенку ощущение собственной уникальности, статусности, ведь если пишешь такой ручкой, уже не хочется торопиться, меняется само отношение к процессу написания букв, делая почерк красивее и ровнее.

Поза во время письма

Три самые распространенные неверные позы во время письма:

— ребёнок сильно наклоняет голову вперёд;

— ребёнок опускает вниз (прячет под столом) свободную руку;

— ребёнок не держит тетрадь свободной рукой.

Правильная поза: Два локтя лежат на столе, больший упор на свободную руку.

Расстояние от глаз до тетради не менее 30 см. Регулируем угол наклона тетради (разный для правши и левши). Наклонность почерка создаётся за счет поворота тетради.

Постановка руки

Постановкой руки нужно заниматься в 5-6 лет.

Чтобы писать правильно и красиво нужно отрегулировать положение пальцев, положение ручки и положение самой руки.

Правильное положение: ручка лежит на тыльной стороне среднего пальца, указательный палец и большой палец прижимают её сверху. Пальцы должны быть согнуты и немного разведены в стороны. Косточка запястья и косточка мизинца должны касаться бумаги. Не пишущий край ручки «смотрит» в сторону плеча. Ручку зажимаем не сильно (Проба: «Свободно, легко постучи указательным пальцем по ручке»). Не прижимать пальцы друг к другу. Указательный и большой палец согнуты. Безымянный палец и мизинец прижаты

внутри кисти (можно дать ватку или небольшую салфетку и прижать её внутри кисти безымянным пальцем и мизинцем). Руку держим ниже строки на которой пишем.

Время и количество занятий

Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка и количество

тренировочных упражнений должно быть дозированным. Не стоит ожидать от ребенка позитивных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.

15-20 минут занятий в день вполне достаточно, к тому же ученик 1-3 класса вряд ли будет способен более длительное время концентрировать на занятии свое внимание, чтобы качественно выполнить поставленную задачу.

Пишите тексты объемом не более 4-6 строк и обращайте внимание на суть того, что переписывает ребенок. Если содержание будет интересным, красиво написать такой текст ребенку поможет эмоциональная составляющая процесса.

Увлекаться количеством переписанного текста не стоит, из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки у ребенка может возникнуть боль в кисти, плече и шее.

Виды упражнений для коррекции почерка

1. Рисуем «заборы» на нелинованной бумаге. «Забор» стараемся рисовать без отрыва руки, равномерной высоты на протяжении всего листа и по возможности не «съезжать» вниз и вверх.

2. Рисуем «гармоничные кривые» или «восьмёрки» горизонтально и вертикально, а такжеразличные спирали и петельки.

3. Двуручное рисование. Рисуем узоры, спирали, восьмёрки двумя руками одновременно.

4. Рисуем узоры в нотной тетради.

5. Письмо под копирку. Под лист с рукописным текстом, написанным каллиграфическим подчерком, подложить лист копировальной бумаги и чистый лист. Карандашом пишемтекст (обводим буквы) с проговариванием. По окончании упражнения анализируем результат, получившийся на чистом листе.

6. Письмо пером для чернил (лучше старинным, у которого носик при надавливании раздваивается).

7. Письмо в тетрадях с косыми линиями.

Если у вашего школьника не очень красивый почерк, однако, он хорошо запоминает, правильно логически мыслит, пишет без ошибок и приносит хорошие оценки, возможно, к такому положению дел стоит относиться спокойнее.

Не всегда важно, насколько красиво написаны буквы или цифры, главное, чтобы в них были смысл и логика.

http://doospc.dop.obrazovanie33.ru/

Оглавление:

  1. Зачем исправлять почерк ребенка
  2. Признаки, выдающие плохой почерк
  3. Причины формирования плохого почерка у ребенка
  4. Можно ли исправить почерк ребенку
  5. Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка
  6. Упражнения для развития красивого почерка у детей

В чем проблема? Исправить почерк у ребенка зачастую не так просто, но крайне важно. От чистописания зависит, как человек доносит свои мысли через письмо, а также насколько развит мозг, в частности, мелкая моторика. Если вовремя не уделить этому навыку должного внимания, в дальнейшем, в более зрелом возрасте, его коррекция становится проблематичной.

Как исправить? На выбор педагогам и учителям сегодня предложены упражнения и техники, способные помочь детям улучшить свой почерк. Для их применения следует разобраться в причинах формирования плохого стиля написания, а также научиться выявлять признаки, выдающие те случаи, над которыми следует поработать.

Зачем исправлять почерк ребенка

В настоящее время многие родители задаются вопросом о том, нужно ли исправлять почерк ребенку, ведь сегодня мы чаще всего печатаем текст, а не пишем от руки. Весьма ошибочным считается мнение о том, что с появлением гаджетов чистописание потеряло свою актуальность.

Это совсем не так, ведь в процессе письма взаимодействуют сразу несколько элементов сенсорных систем человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. У ребенка, который усердно занимается письмом, хорошо развиты внимание, мелкая моторика, память, он спокоен и усидчив.

Зачем исправлять почерк ребенка

Не стоит думать, что аккуратные тетради – это просто придирки учителей, ведь, опираясь на стандарты, разработанные Министерством просвещения РФ, можно сказать, что правильное письмо и красивый почерк являются важными критериями в системе оценивания в начальных классах. В связи с этим педагог часто вынужден снижать ребенку отметки, когда возникают трудности с этими навыками.

Но оценки это, к сожалению, лишь часть проблемы в этой ситуации:

  • У учителей, которые преподают другие предметы, тоже появляются вопросы о том, как же все-таки исправить почерк ребенка, потому что им бывает сложно разобрать неаккуратное письмо, что также ведет к снижению успеваемости.
  • Если ребенок медленно пишет, он быстро утомляется. В этом случае отставание от одноклассников становится все более очевидным.
  • Детям с неправильным почерком сложно вести тетради, конспектировать материал на уроках, сдавать вовремя контрольные работы, что опять же приводит к неудовлетворительным оценкам и переживаниям.

Совокупность всех этих тревожных моментов приводит к ухудшению морального состояния ребенка. Неминуемо снижается уверенность в себе и мотивация к обучению, соответственно, существенно страдает качество усвоенного материала. Можно сказать, что неряшливый или сложно читаемый почерк способен сильно усложнить детям всю их школьную жизнь. Родителям стоит задаться вопросом о том, как же помочь ребенку исправить почерк.

Признаки, выдающие плохой почерк

  1. Стоит обратить внимание на написание ребенком таких букв, как «н», «и», «к», «п». Тревожным сигналом служит их практически идентичное написание, при котором сложно понять, какой именно графический знак написан.
  2. Помимо орфографических ошибок, существуют недочеты в самой манере написания. Их легко выявить, достаточно лишь заглянуть в рабочие тетради ребенка. Если буквы «прыгают», вылезая за строчку сверху и снизу, отличаются друг от друга высотой, наклоном, можно говорить о несоответствии почерка общепринятым нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, недопустимое нормами письмо на полях, перескакивание текста на другую страницу, дописывание к буквам дополнительных элементов – яркое подтверждение несоответствия почерка ребенка нормам, которые используются для оценивания оформления работ в учреждениях образования.

Признаки, выдающие плохой почерк

Чтобы помочь ребенку исправить почерк, необходимо сначала выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Причины формирования плохого почерка у ребенка

  • Одной из основных причин, формирующих неправильный почерк у ребенка, является неверное положение тела, рук и ног при письме, нарушение осанки.

Следует обратить особое внимание на частые ошибки ребенка при выполнении письменных заданий. Неправильный наклон букв и их элементов при письме говорит о том, что он неверно сидит, неправильно располагает тетрадь, скорее всего, держит ручку под неестественным углом.

  • Не менее важно правильное расположение тетради на парте. От такого вроде бы несущественного момента зачастую зависит аккуратность почерка. Имеет значение и то, под каким уклоном ребенок держит ручку при письме.
  • Проблема «прыгающих» букв довольно актуальна среди школьников. Если ребенок пишет слова, искажая округлые элементы, а линия, которая должна быть прямой, выглядит как ломаная, значит, есть трудности с развитием мелкой моторики.

Причины формирования плохого почерка у ребенка

  • Еще одной причиной искаженного почерка у детей считается невысокий уровень развития пространственного восприятия. Родители надеются, что это быстро пройдет, заставляя ребенка заново писать один и тот же текст несколько раз. Однако проблема гораздо глубже. В этом случае просто переписывание никак ее не решит, скорее, только создаст школьнику еще больший психологический дискомфорт.

Можно ли исправить почерк ребенку

Конечно, можно выждать время, пока дошкольник или младший школьник не приобретет навыки мелкой моторики. Однако в этом случае есть все шансы упустить время, ведь у ребенка уже сформируется стойкая привычка неправильного письма.

Родители и специалисты, обнаружив проблемы с письмом, обязаны сразу выяснить причину и предпринять необходимые действия, чтобы помочь малышу.

Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка

Аккуратность и правильная манера письма зависят от множества факторов, тесно связанных между собой. Рассмотрим некоторые из них с учетом различных моментов.

Для формирования правильного с точки зрения каллиграфии почерка необходимо соблюдать несколько важных условий:

Ребенок должен правильно сидеть при рисовании и письме

  • Держать ровно спину и плечи.
  • Расстояние от стола до глаз должно быть минимум 30 см.
  • Локоть ведущей руки следует поместить на столе, свободная рука также может располагаться на парте, создавая упор.
  • Тетрадь должна лежать под наклоном.
  • Промежуток между письменным столом и телом должен быть равен ширине ладони.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться карандашом и ручкой при письме

От того, насколько верно дошкольник или младший школьник держит в руке карандаш или ручку, зависит, как быстро он устанет. Чтобы исправить почерк у ребенка самостоятельно, сделайте с ним несколько простых упражнений:

  • Сначала согните указательный и большой пальцы.
  • Далее направьте большой палец в сторону так, чтобы он оказался почти параллельно поверхности стола, но не приникал фалангой к ручке.
  • Теперь проверьте, чтобы ручка легла точно в «ямку» из пальцев, а ее колпачок был направлен строго в плечо.
  • Попробуйте выполнить данные движения с помощью салфетки. Пусть ребенок зажмет ее кусочек мизинцем и безымянным пальцем. Именно таким образом он должен держать ручку или карандаш, чтобы исправить почерк.
  • Затем опустите кисть. Косточка запястья должна касаться поверхности стола, а кисть располагаться ниже рабочей строки.

Развитие и социализация личности ребенка: стадии и особенности

У ребенка должны быть те письменные принадлежности, которые ему нравятся

В настоящее время существует огромное количество ярких и интересных канцелярских товаров, радующих глаз. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша была ручка, которая ему очень нравится. Разве возможно писать красиво, если карандаши, фломастеры или тетрадки совсем не радуют?

Купите ему принадлежности для письма с персонажами любимых мультфильмов. Но во всем нужно соблюдать меру, ведь многие новомодные письменные приспособления зачастую просто не подходят для детской руки или вызывают неудобство при работе с ними.

Как исправить почерк

Ручка для письма должна быть средней толщины – очень тонкой или слишком толстой писать крайне неудобно. Говоря о качестве и составе чернил, стоит отметить, что, например, от гелевых стержней обычно намного больше грязных разводов в тетрадках. Обратите на это внимание, особенно если ваш ребенок пишет левой рукой.

Кстати, для левшей разработаны специальные ручки с чернилами, которые высыхают быстрее и не пачкают тетрадные листы. Использование письменных принадлежностей с очень толстым стержнем также дает предпосылки для неопрятного письма и грязи в тетрадках. Лучше приобретать ручки со специальным прорезиненным корпусом, которые не натирают кожу, рука меньше устает.

По мнению специалистов, идеальная длина ручки – 15 см. Помните – правильно подобранные принадлежности для письма не царапают и не цепляют бумагу.

Тетрадку надо располагать под углом не менее 10–15° относительно ребенка. Рука должна свободно перемещаться вдоль строки. По мере того как страница заполняется, нужно приподнимать тетрадь. В зависимости от того, кто пишет – правша или левша, страница должна быть наклонена влево или вправо соответственно. Выбирая обложки, стоит отдать предпочтение мягким полиэтиленовым вариантам, которые менее подвержены скольжению по столу при письме.

Работа над формированием графических навыков

Ключевой целью данного процесса является аккуратное и быстрое письмо.

Характеристики, демонстрирующие уровень развития умения красиво писать:

  • Графическая грамотность, то есть верный подбор необходимой буквы к определенному звуку, сопоставление печатных и письменных вариантов исполнения графических символов.
  • Каллиграфическая четкость при написании букв и их соединений.
  • Безотрывность письма.

Связанность определяется количеством знаков, написанных в слове за один прием. Безотрывность способствует повышению четкости и скорости письма. Чтобы проверить эти навыки, зачастую применяют особую методику написания вслепую. Так, детям надо записать слово, не глядя на него. Количество остановок при написании покажет, сколько раз рука отрывалась от стола, и, следовательно, позволит определить уровень владения ребенком техникой безотрывного письма.

Работа над формированием графических навыков

Скорость письма

Если ребенок в первом или во втором классах пишет не менее 4–6 слов в минуту – это прекрасный результат. До 12 слов в минуту должны писать ученики третьих и четвертых классов.

Упражнения для развития красивого почерка у детей

Одним из основных показателей готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. Недостаточно развитая подвижность кистей и пальцев малыша непосредственно связана с определенными проблемами при письме. Для того чтобы совершенствовать координацию, снять напряженность мышц, необходимо выполнять комплекс упражнений, который способен помочь ребенку исправить почерк самостоятельно.

Упражнения для развития красивого почерка у детей

Часто в начальной школе перед уроком письма или даже во время занятия учителя проводят с детьми специально разработанную пальчиковую гимнастику. Не все из таких упражнений легко выполняются учениками, многие требуют больших усилий или совсем не получаются у младших школьников. Но не стоит опускать руки при первых неудачах, целенаправленные тренировки обязательно приведут к отличному результату при выполнении письменных заданий.

Таким образом, если в тетрадке ребенка вы обнаружите ошибки, о которых говорилось выше, – выполняйте упражнения на развитие моторики в игровой форме. Приведем примеры некоторых развивающих игр:

«Пальчиковый твистер»

Положите игровое поле на стол. Одной рукой ребенок играет («танцует»), то есть осуществляет какие-либо перемещения по полю, второй – бросает кубики. Для левши и правши ведущей является та рука, которая используется для письма. Ходы в игре выполняются по очереди.

Тот, кто начинает игру, бросает два кубика, которые определяют цвет и палец, обозначенный белым цветом на черной руке. Если выпадает белая ладошка, то участник может сделать перемещение по полю тем пальчиком, каким ему наиболее удобно. Следующий игрок выполняет свое задание, которое получил на основании брошенных им кубиков.

Далее участники продвигаются по игровому полю, не отрывая расставленные на нем пальцы, занимая нужным пальчиком кружочек выпавшего цвета. На поле «танцуют» все игроки сразу, причем сделать это все сложнее. Если один из играющих не смог выполнить задание, он считается проигравшим. Последний оставшийся на поле – победитель.

Театр теней

Театр теней – уникальное времяпрепровождение для детей 1–3 классов, которым требуется исправить почерк. Данная игра дает возможность добиться точных и согласованных движений пальцев и кистей рук, способствует поддержанию интереса к выполнению упражнений, помогает концентрировать внимание, развивает усидчивость и позволяет продолжительное время быть активным на занятиях.

Вас заинтересовала игра? Хотите создать дома театр теней? Это несложно. Понадобится лишь настольная лампа и хорошо развитое воображение. Направьте свет лампы на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии не более 3-4 м от стены, чтобы фигурки получились нужного размера. Для того чтобы малышу было интересно, придумайте увлекательный сюжет. Например, бабочка летает с цветка на цветок, щенок радостно гавкает, глядя на нее, и т. д.

Театр теней

Полет «бабочки» изображают легкими, но довольно резкими движениями запястий с прямыми пальчиками. Затем уставший «мотылек» плавно садится и складывает «крылья». Для детей более старшего возраста можно изобразить зарисовку на тему «Появление бабочки из кокона», когда из сформированного двумя ладошками «кокона» появляется невесомая «бабочка».

Очень полезны для формирования мелкой моторики несложные упражнения, которые подразумевают умения застегнуть и расстегнуть пуговицы, крючки, зашнуровать ботинки, завязать узелки на веревке, нанизать бусы, сплести косички, перебрать крупу, вылепить фигурку из пластилина.

Современные исследования специалистов позволяют сделать вывод о том, что первоклассники на уроке письма испытывают физическое и психическое напряжение, которое сравнимо с ощущениями космонавта в минуты старта.

Теперь вы понимаете, насколько нелегко ребенку изучить эту сложную науку – каллиграфию! Поэтому детям так необходимо понимание и поддержка со стороны педагогов. При помощи описанных техник и рекомендаций у вас обязательно получится исправить почерк ребенка!

Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии — а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.

У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.

Проблемы с почерком.jpg

Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы

Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие — писать еще неаккуратнее.

Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».

Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей…расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму — от расстройства, и начнет врать.

— Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал…

Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.

— Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!

— Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу…

— Не придумывай и быстро за уроки.

Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, — с плохим почерком.

Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя

  1. Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.

  2. Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.

  3. Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.

  4. Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние — страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.

Причины проблем с почерком у детей

Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?

Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.

Прописи будущего первоклассника. Пособие для детей 5-7 лет

Прописи будущего первоклассника. Пособие для детей 5-7 лет

Работа по прописям позволит подготовить руку ребенка к письму, развить мелкую моторику, привить усидчивость и внимание. Прописи могут быть использованы при обучении грамоте (обучение письму) в 1 классе как тренировочные упражнения для закрепления письма рукописных букв. Пособия адресованы родителям, но также могут быть рекомендованы для работы педагогам и воспитателям ДОО. Издание соответствуют ФГОС дошкольного образования.

Купить

Моторика рук

Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы — все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.

Дисграфия

Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.

Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.

Как улучшить почерк?

Если речь не идет о серьезных проблемах с моторикой или пространственным восприятием, у большинства детей или даже подростков проблемы с почерком могут быть разрешены настолько, чтобы домашняя работа перестала быть «наказанием» и проблемой. В достижении этой цели вам помогут прописи «Мой алфавит» к линии УМК Обучение грамоте. Климанова Л.Ф. (Перспектива). 

Создаем необходимые условия для улучшения почерка

1. Выполняя упражнения для улучшения почерка — с помощью специальных прописей или просто в тетрадке — попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки — помарку всегда можно будет стереть.

2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы — и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.

3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель — сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.

4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи — заглавные.

5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками — так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.

6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу — не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще — почерк не страдает, а осанка — эта беда современных и не только школьников — не портится.

Упражнения на улучшение почерка.jpg

Упражнения на улучшение почерка

Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.

Упражнение 1. Играем в буквы

Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.

Что можно сделать в этом случае?

Первый вариант: самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом — все буквы с двумя прямыми палочками, потом — буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» — прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры — «игра в путаницу».

— Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?

— Да я их и так всегда путаю…

— И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно — ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить

— Это что же за буквы такие?

— Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?

Второй вариант: купите для ребенка буквы с неровной поверхностью — объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.

Третий вариант: купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная — вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя».

Упражнение 2. Закрепить в памяти

Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?

Вариант первый: мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:

— Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?

— В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?

— Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

— Сколько букв «И» в слове «ириска»?

— Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?

Вариант второй: описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.

— Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.

— Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!

— Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!

Вариант третий: обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.

— Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.

— Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!

Упражнение 3. Пятиминутка письма

Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк — плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).

Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить — помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.

Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.

Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.

Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компьютер загружается через f1 как исправить windows 7
  • Как составить кроссворд по готовым словам
  • Как составить расписания образцы
  • Как исправить все проблемы с жестким диском
  • Воротник отстает от шеи как исправить