Как исправить положение в классе

Рекомендации
психолога            
Ребенок-изгой в классе

В
каждом детском коллективе есть 
популярные
дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних
устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения,
но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в
центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом
вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы
поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом
насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята —
явление, к сожалению, частое и трудноисправимое
.

Иногда
отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них
находятся защитники. А другим везет меньше — их не любят активно. Они
становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Травля
наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация
травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться
безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое
под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться
на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.
Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами
можно управлять окружающими.​​​​​​​О классе, в котором происходит травля,
нельзя говорить как о коллективе.

 Самое
главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового
возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек
— на все 100. 
Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с
одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок
ей нравится, что у него что-то (неважно что
, хоть
с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен )

В младшем
возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже
авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить
формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка».                                                                                  Классу
к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос
учителя — совещательный
. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают
реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Задача
педагога — просто подать правильный сигнал.

Бывает, что учителя неволь­но
усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложив­шуюся в классе. А
иногда своим поведением провоцируют по­явление насмешек. Никогда не провоцировать
детей на насмешки друг над другом .

Многие
педагоги, застав детей дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто первый начал, от
перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты». Это здравый подход,
когда речь идет о стычке на равных.             Но если в классе систематически
обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину
преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует
себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход
развращает 
ребенка-преследователя, и он очень скоро научится
доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и
пушистым». Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в
следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть — ведь поймет, что
рассчитывать может только на себя.

Если
травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому
относитесь. 
Не
бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их
качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем
классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите,
что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены.
Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты).
На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и
найти для него комфортное место в классном коллективе. 

Поговорите
с ребенком, выступающим в роли жертвы. 
Во-первых, объясните ему, что вы не
сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку
не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого
не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к
рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше
себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого
процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда
жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть
над ней. Если же бывшая жертва отвечает сама весело и технично, к ней перестают
приставать. 

Следует с самого первого дня
пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.

Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень
красиво, кто-то из одноклассников злорадно комментирует происшедшее, стараясь
обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необхо­димо обговорить с
ребятами, что если у кого-то что-то не полу­чается, то в этом нет ничего
смешного, все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует
сделать строгое за­мечание.

Также необходимо пресекать любые
пренебрежительные за­мечания в адрес одноклассников. Важно помочь непопулярным
детям показать свою полез­ность для коллектива (один прекрасно рисует, другой
хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.)

Если по
каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность
показать себя в выгодном свете.

Важно
помочь непопулярным детям показать свою полез­ность для коллектива (один
прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о
космосе и т.д.).

 Следует
избегать обсуждения и оценивания личностных ка­честв ребенка перед всем классом
.
Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности
надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником,
уличенном во лжи или воровстве.

 В
противном слу­чае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полез­но и
разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребен­ка, на примерах из жизни
или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.

Помогают
объединить класс совместные мероприятия, поезд­ки, постановки спектаклей,
выпуск стенгазет и т.д. Даже в моем безнадежном классе все становились терпимее
друг к другу во время «Зарниц» и подготовок к смотру строя и песни.

Необходимо
дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и
самоутвердиться за счет соб­ственных способностей.

Необходимо
избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже
оценки за контрольные рабо­ты не объявляют публично, а выставляют в дневники. А
уж раз­бор ошибок необходимо делать либо не называя тех, кто их до­пустил, либо
индивидуально.

Иногда
учитель может стать инициатором появления у учени­ка обидного прозвища, исказив
его фамилию при перекличке. Даже одна неправильно прочитанная буква в фамилии
способна надолго испортить жизнь ребенка. В этом случае исправить по­ложение
можно, если сразу извиниться перед «пострадавшим» и сказать, например: «Какая
редкая и интересная фамилия. А что она означает?» Но еще лучше заранее изучить
список фамилий, проконсультировавшись у коллег и выяснив, как правильно про­износить
сложные.

Учителям
лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными
или отвергнутыми одноклассникам. 

Можно
собрать свой класс в отсутствие  изгоя и обсудить с ними, почему они все
ополчились про­тив него. Обратить их внимание на его положительные качества.

Попросить
ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь И?»

Часто 
большинство ребят ничего не имеют против  И, а пристают к нему по привычке.
После разговора они стали терпимее. Да и сам  Изгой, почувство­вав перемены,
стал вести себя более адекватно.

Как
показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения,
избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не
допустить возникновения ситуации отвержения, но и способствовать преодолению
стереотипа от­ношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от колле­ги.

 Надо
объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними — пусть
поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих,
находить ком­промиссы.

В
разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим
родителям, детям, учителям.

Как
противостоять

Чаще
всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны
сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической
расправы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства). Обзывание
является наиболее частой причиной обид и драк

Если
ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о
том, как можно и нужно реагировать на обзывание.

Никак
не реагировать
 (проигнорировать, не обращать
внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно.
Например: «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится
по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются.                                 Сказать:
«Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»

Отреагировать
нестандартно
.                    Обзывающий ребенок всегда ожидает
получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное
поведение жертвы способно пресечь агрессию. Посмеяться вместе: «Да, такая у нас
фамилия, так дразнили и моего прадедушку». Кстати, родители могут дома с
ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга,
перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Можно вспомнить, как в свое
время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить,
кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку
будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

Объясниться. Можно
спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать»,
«Почему ты хочешь меня обидеть?». «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой
дружить». Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.

Не
поддаваться на провокацию
. За учеником пятого
класса гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на
них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику
было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда
охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с
кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте
мне отдохнуть».

Не
позволять собой манипулировать
. Очень часто дети
стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать.
Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что
он не делает чего-то, потому что «трус», «размазня» и т.д., ставя его таким
образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто
нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и
останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом».

Ответить. Иногда
полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком
на равных.

Когда
в шестом классе произошла очередная драка и завуч спросила: «Ну почему вы
деретесь?!» — один из драчунов ответил: «А он меня дразнит. Обзывает «береза
лысая»! У мальчика была фамилия Березин, а у его противника — сложно выговариваемая
грузинская фамилия, звали его Коба. И завуч в сердцах воскликнула: «Ну и ты его
дразни, говори — «Коба лохматая»! Зачем драться-то?!»Может быть, учить этому и
не педагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не
оскорблением, а специальной отговоркой (Сам такой)

Эта проблема знакома всем учителям. И с каждым годом становится все острее. От этой ситуации страдают все: ученики класса, учителя, родители. Почему таких детей становится все больше? Какие есть способы решения этой проблемы? Как вести себя учителю?
 

Ситуация появления в классе неуправляемого и даже агрессивного ученика – настолько болезненная, что подчас вынуждает родителей остальных учеников идти на крайние меры. Например, в Туле около 20 учеников одного класса перешли на домашнее обучение, а в Москве родители устроили забастовку и оставили своих детей дома на несколько дней.

Среди пользователей Педсовета много опытных, высокопрофессиональных педагогов, которые могут дать квалифицированный совет практически в любой ситуации. Мы просим вас в комментариях поделиться своими рекомендациями, как поступать учителю, в классе которого есть неуправляемый ученик.

Пока же мы поговорили с детским психологом Татьяной Марковной Ильиной об этой ситуации.

— Татьяна Марковна, верно ли утверждение, что неуправляемые агрессивные дети в школьных коллективах стали появляться только в последние годы, раньше эта проблема не была настолько острой?

— Да, это так. В советские годы в школах уделялось повышенное внимание дисциплине и послушанию, с первого класса детей приучали неукоснительно выполнять все требования администрации и учителя. Поэтому внутренняя агрессия, которая была в некоторых детях, находила выход, как правило, вне школьных стен. Часты были драки, вплоть до стенка на стенку. В последние годы гуманизация школьного образования привела к тому, что правила поведения в школах стали не такие жесткие, отношение к детям изменилось.  Многим детям это пошло на пользу, но зато дети с внутренней агрессией стали выплескивать ее на уроках и на переменах.

— А в чем причина такого поведения некоторых детей? Мы часто читаем учительские рассказы о том, что какой-то ребенок изо дня в день срывает уроки, не выполняет заданий, не слышит учителя, пристает к другим детям. Почему это происходит?

— Причина чаще всего психологическая. Современные дети, как и взрослые, живут в стрессогенной обстановке, в состоянии повышенной нервозности. Агрессия – это вид защиты от стресса, способ снять внутреннее напряжение.  Конечно, не надо забывать и о неврологических проблемах, которые тоже могут быть причиной такого поведения. В более редких случаях встречаются и психиатрические отклонения.

— И что делать? Как системно можно решить эту проблему?

— У меня нет готового решения, в эффективности которого я уверена, но считаю, что грамотная психологическая диагностика при поступлении в школу необходима всем детям. Психолог может увидеть детей, которым нужна консультация невролога или психиатра, он может дать рекомендации родителям показать ребенка психолого-медико-педагогической комиссии… В любом случае, учителю, в класс которого пришли незнакомые ему дети, помогут в работе результаты такой диагностики и рекомендации психолога о том, как работать с тем или иным ребенком.

— Но сейчас этого нет. И вряд ли появится в ближайшем будущем. А что сегодня делать учителю, в классе которого есть такой ученик или ученики?

— Решить эту проблему учитель в одиночку не сможет. Здесь необходимо сотрудничество учителя, администрации и родителей. В моей практике встречались дети с такими проблемами, параллельно работе с ребенком я рекомендовала родителям какое-то время походить с ребенком в школу, посидеть рядом с ним на уроках. Во-первых, это помогало родителям увидеть своего ребенка в непривычной им, школьной обстановке, во-вторых, помогало учителю проводить уроки, не отвлекаясь на урезонивание неуправляемого ребенка (этим занимался родитель), а в третьих, это приучало ребенка вести себя спокойнее, усваивать правила поведения на уроке и на перемене.

Это мнение психолога. А что скажут учителя?

Уважаемые педагоги! Мы просим вас поделиться своими рецептами решения этой непростой проблемы.

Советы педагогов:

Анна Назаретян: «Давайте начнём с того, что дети с агрессивным поведением как правило сами по себе такими не становятся. Скорее всего это проблемы сна или восприимчивости к раздражителям. В наше время усугубляемые постоянным включением в сеть. С родителями таких детей тяжело, так как как правило их мнение — это расхожее мнение большинства, удобное им для переваривания. Они или обвинят школу и учителя в непрофессионализме или действительно скажут, что и сами не знают что делать. Поэтому работу с такой семьёй надо проводить с того, что убедить их, что вы полностью на стороне их ребёнка, а потом начинать задавать вопросы. Люди будут рады показать свою эрудицию. Начните с простого, сколько надо часов сна человеку, знакомы ли они с фазами сна и бодроствования. Пусть сами расскажут как и сколько спит их ребёнок. Ну и все в таком роде. Относительно самого ребёнка, то такие дети должны чувствовать защиту, а защиту они могут почувствовать только прочувствовав силу учителя. Это и есть профессиональная подготовка. Учитель, увы, морально должен быть всегда готов к встрече с таким ребёнком и его выходкам. Отпор учителя всегда должен быть, он хозяин в классе. В классе с таким ребёнком не место демократии в нашем однобоком понимании. Любое, самое малозаметное замешательство хуже простого спокойного молчания. Покажите ребёнку что вы осмысливаете его поступок, а затем ясно и точно охарактеризуйте его как неприемлемый. Не угрожайте, тем более если не сможете выполнить свою угрозу. Но у вас в руках такое оружие, как предмет. Дайте задание и поставьте объективную оценку. Включение в работу и требование её выполнения — мощный инструмент. Но не перегибайте. У ребёнка должен быть шанс справится на удовлетворительно. Получая одну и ту же предсказуемую реакцию, ребёнок вскоре прекратит провокации на уроке. Давайте точные и развернутые характеристики, почему и за что была выставлена оценка по предмету».

Фатима Кудзиева: » Выход один-на правовой основе заставить родителей следить за ментальным здоровьем своего ребенка…»

Диляра Казыханова: «В школах должна быть служба профилактики, например психолог +социальный педагог, которые бы занимались постоянно с такими детьми, а сейчас всё скинули на учителя, и он один должен разорваться. Разве нельзя оптимизировать систему образования так, чтобы было больше людей непосредственно работающих с детьми, а не с документами. Сократить те же отделы образования и т. п».

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка». Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя — совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача — просто подать правильный сигнал.

Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого «общественность». Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания «паршивой овцы». Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое. Надеюсь, ни вы, ни возмущенные родители не хотите, чтобы впоследствии подросший и доведенный до крайней степени озлобления ребенок встретил их собственных «нормальных» детей где-нибудь в темном углу.

Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты». Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и пушистым». Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть — ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.

Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе. 

Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же бывшая жертва отвечает сама весело и технично, к ней перестают приставать. 

Дети-изгои   (информация для родителей)

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям.

Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы сможете стать великим».

                                                           Марк Твен

Взрослые, отдавая ребенка в детский коллектив, мечтают, чтобы он был дружелюбно принят, комфортно себя чувствовал, успешно развивался и рос. Ребенок, также хочет быть «своим» в группе сверстников, стремится к признанию и позитивной оценке.

Материал поможет лучше понять особенности отношений в детской группе и школьные переживания детей, найдут подсказки, как помочь ребенку быть смелым, не бояться быть не таким, как все.

  1. Дети — изгои: психологическая работа с проблемой.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить.Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше — их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?

Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им, по каким-либо причинам, не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести за что-либо.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, «обиженные жизнью». Согласно Альфреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т.п.» Иногда зачинщиками становятся и вполне благополучные ребята. Они настолько уверены в своем превосходстве, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать, чем-то не угодивших им, сверстников. Такая позиция детей во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. Эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы проливает), но и активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жертвы, которая сама виновата.

Существует излюбленный миф, в который порой верят и взрослые, и дети: пострадавшие сами провоцируют недоброжелательное к себе отношение, но так ли это.

Кого устраивает такая ситуация? Если в основе любого преследования лежит стремление самоутвердиться и выделиться и тем самым завоевать авторитет в группе сверстников, то главные провокаторы ситуации  –  это инициаторы и преследователи жертвы, а не сама жертва. Инициаторы и преследователи жертвы  — это часто дети, пережившие в прошлом физическое или эмоциональное насилие, а возможно и в настоящем подвергающиеся насилию в своей семье, а на одноклассниках, которые не могут за себя постоять, они просто отыгрываются. Нередко такому поведению преследователь учится у своих родителей или у других членов своей семьи.  В таких семьях часто принято обговаривать, осуждать, нелестно высказываться об окружающих (знакомых, соседях, родственниках, друзьях), и ребенок просто копирует поведение взрослых, привнося в школьный коллектив такие же нелестные разговоры о ком-то из одноклассников. Ведь в подростковом возрасте так легко завоевать авторитет, унижая и оскорбляя того, кто не может тебе ответить.

Инициаторами травли могут стать:

— активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

— агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

— дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

— дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

— эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

— максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).

Зачинщиков отличает высокая самооценка, высокий уровень притязаний и стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания, или же стремление добиться справедливости:

«Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебниками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обидные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно — случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя. Похожий тип поборника справедливости описан в повести В.К. Железникова  «Чучело». Это, не знающая пощады и снисхождения — Железная Кнопка».

Преследователи.

Как уже отмечалось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые, по отношению к своим близким, дети становятся тиранами для, не сделавшего ничего плохого лично им, сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей, таким образом, само утверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. «Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется».

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

— они — несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.

— конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

— не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).

— часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).

— эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого, не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).

— неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

— трусливы и озлоблены.

Жертвы.

Есть много подходов, мнений по поводу того, кто может стать ребенком-изгоем. Большинство исследователей сходятся в одном – любой ребенок сегодня может стать изгоем в детском коллективе. Некоторые дети в одном коллективе могут быть лидерами или принятыми, а, попав в другой  — становятся изгоями. Так, например, девочка три года ежедневно подвергалась травле одноклассников лишь потому, что у нее не было мобильного телефона.

 Кто и почему становится изгоем? Изгоем в классе, в коллективе, в обществе?

Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, особенных… «Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос»… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости  — масса!

Возьмем самое распространенное, что может не понравиться или

семь причин стать изгоем:

1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки и т.д.)

2. Проявления энуреза, энкопреза (недержание) и др..

3. Тихость и бесконфликтность, не умение за себя постоять.

4. Чрезмерная опека ребёнка со стороны взрослых, демонстрируемая на глазах других.

5. Частые пропуски занятий в  школе (здесь уже дети следуют за взрослым-учителем, который «беспокоится» о должном уровне посещаемости в классе).

6. В начальной школе — ребёнок слабо успевающий, в среднем звене и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник».

7. Ябеда, стукач.

Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и зарекомендовать себя в новом коллективе.

Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».

Согласно многим психологическим исследованиям, в первую очередь детей привлекает или отталкивает внешность сверстника. На популярность среди сверстников могут также влиять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом, «не принимаемые» дети не всегда необщительны и недружелюбны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Плохое к ним отношение постепенно становится причиной соответствующего их поведения: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необдуманно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят «выскочек» — тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.

Интересно, что причиной травли может стать все, что угодно. Только в одном случае истиной причиной насмешек будет желание показать свое превосходство, а в другом — причиной травли станет зависть.

Нередко дети, ставшие предметом травли и насмешек, растут  во вполне благополучных семьях,  где им с раннего детства внушается мысль о том, что к людям нужно относиться так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Оскорблять и унижать других нельзя, потому что так себя ведут только недостойные и плохие люди. Драка и кулаки – это не способ решения проблемы,   нужно все решать мирным путем, объясняя людям их неправоту.  Дети, выросшие на таких, казалось бы, общечеловеческих ценностях, часто не могут дать отпор преследователям и зачинщикам: не могут ответить грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление, хамством на хамство, не могут дать сдачи, если к ним применено физическое насилие.  Ребенку-изгою трудно преодолеть, внушенные с раннего детства, стереотипы и дать отпор преследователям. Хотя именно этому, их нужно учить. Такие дети долгое время (годы) могут регулярно подвергаться эмоциональному и физическому насилию сверстников. Нередко учителя  могут занять позицию сверстников и учувствовать в травле  такого ребенка, полагая, что он сам виноват в том, что к нему так относятся. Если ребенок не получит поддержку ни от учителей, ни в своей семье, ситуация для ребенка-изгоя может закончиться  суицидом  (таких случаев известно немало).    

Ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе — любое дитя уникально и обладает своими достоинствами.

Но ребенку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания.

2. Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.

3. Радуется, если заболел.

4. Не знает или не желает никому позвонить, чтобы узнать домашние задания.

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости.

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения.

7. Приходит из школы взвинченным, нервным.

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает».

9. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.

Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во что бы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда. Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой. Обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле. Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…

В 85% случаев становятся изгоями в классе дети тех родителей, которые сами не смогли в свое время решить аналогичную проблему. И вроде бы неуверенность наследоваться не может, но способы реагирования на проблемы бессознательно копируются нашими детьми с нашего поведения, хотим мы того или нет.

А значит, если мы не в состоянии адекватно помочь ребенку, возможно, сможет помочь другой человек: родной дядя, психолог, двоюродный брат… Надо использовать любые возможности. И не пускать дело на самотек.

Как помочь ребенку, ставшему изгоем?

1. Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у того что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

2. Если среди одноклассников найдется защитник жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно, если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

3. Если помочь ребенку-изгою выработать новые стереотипы  поведения. Ребенку следует объяснить, что его молчание на издевательства одноклассников только  усиливает их желание оскорблять его еще больше. Нужно научить ребенка правильно реагировать на ситуацию, «давать сдачи обидчикам» как в словесной форме, так и физически.  Если ребенка избивают (желательно устроить ребенка в спортивную секцию, где его научат приемам самообороны). Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации травли нельзя молчать, плакать, убегать, а следует спокойно указать обидчикам на имеющиеся у них недостатки. Так же можно воспользоваться замечательным советом  Владимира Набокова: «Лучшая реакция на вражескую критику – улыбнуться и забыть». Этот совет больше подойдет сильным личностям, которые могут быть выше любой агрессии и хамства. Те, кто умеют держать удар и вовремя  давать отпор нападающим не могут быть предметом травли.

4. Учитель должен в обязательном порядке присекать травлю кого-бы то ни было в детском коллективе. Именно при попустительстве или прямом участии в траве учителя, дети-изгои подвергаются травле. Учитель должен объяснить детям, что в каждом человеке есть и достоинтства, и недостатки. Те, кто способен в другом разглядеть положительные черты, тот умен и мудр, а те, кто способен видеть в окружающих только их  недостатки  — поверхностны и глупы. Так же следует объяснить детям, что люди всегда становятся такими, какими их хотят видят окружающие. Учителю следует отдельно проработать ситуацию и разобраться с  зачинщиками и преследователями жертвы, при необходимости вызвать их родителей в школу, и совместными усилиями объяснить детям, что такое надменное и оскорбительное поведение в коллективе недопустимо.    

5. Детей-изгоев, обладающих ярко выраженными способностями (например, к музыке, живописи, математическими способностями и др.) следует отдать в школу, где такие способности будут оценены по достоинству – например, отдать ребенка в музыкальную, художественную, физико-математическую школу. Возможно ребенок, как в сказке “Гадкийутенок” просто попал не в свой круг. Общаясь с детьми с аналогичными способностями, он обретет надежных друзей и поддержку учителя.

6. Родителям следует разобраться, что стало причиной непопулярности их ребенка и попытаться ее устранить. Может, ребенок выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Следует заинтересовать  каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалиста. Недооценивает себя? Необходимо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Родители должны подчеркивать достоинства своего ребенка при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывать, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.

Условно к детям-изгоям можно отнести  детей, которые мало общаются в коллективе, у них мало друзей, они  не любят участвовать в общественной жизни класса (школы), часто не принимают участия в коллективных играх, но это не значит, что их не принимают сверстники, нет, это их собственный выбор. Такие дети редко бывают предметом травли одноклассников, которых они легко могут поставить на место, но у них могут  возникать серьезные конфликты с учителями. Они самодостаточны и мудры не по годам  …- это дети-индиго.

Наиболее характерные признаки детей-индиго:

— С детства не общителен, почти не имеет друзей.

— Имеет яркие врожденные способности к точным наукам — математике, программированию, а также — к музыке.

— Не чувствует кровного родства и часто конфликтует с членами семьи.

— Противопоставляет себя другим людям, уверен, что он — избранный.

— У него высокий уровень интеллекта, нестандартное мышление (он часто находит лучший путь решения поставленной задачи).

— У него очень развита интуиция, он остро чувствует фальшь.

— Обладает экстрасенсорными способностями.

Дети-индиго предпочитают общаться только с себе подобными. Для них не существует авторитетов. В школе они могут сильно преуспеть в предметах, которые им нравятся, а на остальные предметы вообще не обращать никакого внимания.  Такие дети часто не подчиняются общим правилам, и делают только то, что считают нужным. Они не считаются с мнением коллектива, у них на все свое собственное мнение. Такой ребенок может легко уйти с классного часа, полагая, что не должен тратить свое драгоценное время на выслушивание пустых и бессмысленных разговоров классной, чем может вызвать глубокое негодование учителя. Ребенок-индиго, если его оскорбит учитель, может легко поставить учителя в очень глупое и нелепое положение, высмеяв при всем классе не высокий интеллект учителя или другие негативные стороны его личности, которые действительно ему присущи.

Лучшее, что могут сделать родители для детей-индиго – это отдать их в школу для одаренных детей, или в школу, где уделяется большое внимание тем предметам, которые нравятся ребенку. Учителям следует быть внимательными к таким детям, не оскорблять и не унижать их, а спокойно и аргументировано объяснять свою позицию. Этим детям очень важно понимать, почему они должны что-то делать, зачем и кому это нужно.  Без глубокого осознания: зачем и почему — дети-индиго могут отказываться от какой-то деятельности в школе,  и особенно если это касается каких-то внешкольных мероприятий. Не стоит заставлять их участвовать в коллективных мероприятиях против их желания, пытаться вовлечь их в коллективную деятельность,  игру, все равно ничего не получится.

Следует помнить, что детей-индиго рождается не более 3% и  именно из них вырастают настоящие профессионалы своего дела, которые в будущем будут выкладываться на работе на все 150%. Именно они способны решить сложнейшие проблемы, которые существуют в современном обществе.

2. Буллинг — троллинг и травля в соцсетях  

Буллинг (англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности и т. д.

Развитие современных средств связи, интернета, социальных сетей привело к тому, что травля школьников стала активно проявляться с использованием современных технологий. Ребенку-изгою начинают в большом количестве приходить сообщения на мобильный телефон, на электронную почту, на его страничку в социальных сетях с оскорблениями, угрозами. Используя программы “Фото-шоп” преследователи могут изуродовать фотографию ребенка-изгоя и разместить ее в социальных сетях, дать объявления от имени ребенка, оскорбляющее его и др. Нередко ребенка-изгоя избивают, снимая это на мобильный телефон, а потом выкладывают эту запись в социальных сетях. На основании таких видеосюжетов уже заведено не одно уголовное дело.

Родителям нужно быть внимательными к своему ребенку. Интересоваться у ребенка не приходят ли к нему сообщения на мобильный телефон, электронную почту, оскорбительного содержания или с угрозами. Такие урозы и издевательства могут сильно ранить ребенка, запугать его.Вычислить таких преследователей для правоохранительных органов сегодня не составляет большого труда, и порой следует  к ним обратиться.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОСЮЖЕТ “БУЛЛИНГ — ТРОЛЛИНГ И ТРАВЛЯ В СОЦСЕТЯХ»  (5 МИН 32 СЕК) ПО ССЫЛКЕ  HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=WOJKVHHDGOE ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ И ОБСУДИТЬ ЕГО. ЕСЛИ ПОСЛЕ ОБСУЖДЕНИЯ У ВАС ВОЗНИКНУТ ПОДОЗРЕНИЯ, ЧТО КОМУ-ТО ИЗ ДЕТЕЙ ПРИХОДЯТ УГРОЗЫ И ОСКОРБЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО  РАЗОБРАТЬСЯ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ, ПОСТАВИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ИЗВЕСТНОСТЬ, ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ РЕБЕНКУ.

Рекомендуемая литература:

  1. Статьи Л.Петрановской  «Детки в клетке» (1-5 части) можно читать и скачать по ссылке http://ludmilapsyholog.livejournal.com/tag/эмоциональное%20насилие.

2. Статью «Педагогическая помощь детям-изгоям» можно скачать по ссылке http://festival.1september.ru/articles/594229/.

3. Книгу М.М.Кравцовой «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» можно скачать по ссылке http://www.phantastike.com/link/age_psychology/deti_izgoi.zip.

4. СО СТАТЬЕЙ «РЕБЕНОК-ИЗГОЙ В КЛАССЕ (СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ)» МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ ПО ССЫЛКЕ HTTP://WWW.PSYCHOLOGOS.RU/ARTICLES/VIEW/REBENOK-IZGOY_V_KLASSE_SOVETY_UCHITELYAM_I_RODITELYAM.

  • На данном сайте можно так же познакомиться со статьями: Дети-изгои – последствия травли.
  • Дети-изгои: психологическая работа с проблемой.
  • Типы отвергаемых детей.
  • Травля ребенка – жертвы.
  • Травля ребенка – зачинщики.
  • Травля ребенка – истоки неприязни.
  • Травля ребенка – клички и дразнилки.
  • Травля ребенка – моральное насилие.
  • Травля ребенка – преследователи.
  • Травля ребенка – учимся противостоять.

5. Со статьей «Дети-индиго! Кто они такие?» можнопознакомиться по ссылке

 http://forum-kharkov.com/content.php?r=237-deti-indigo-kto-oni-takie.

6. О детях-индиго читайте по ссылке http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/deti-indigo-kto-oni-indigo/

Видео по теме:

  1. «Как школьнику не стать изгоем в новом классе? Советы родителям» (8 мин 46 сек)смотрите по ссылкеhttp://www.1tv.ru/news/other/67594.

2. «МНОГООБРАЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ: РЕБЕНОК ПОДРАЛСЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, СТАЛ ИЗГОЕМ»  (10 МИН 17 СЕК) СМОТРИТЕ ПО ССЫЛКЕ HTTP://WWW.1TV.RU/NEWS/OTHER/68800.

3. «Насилие в школах. Буллинг в Беларуси» (38 мин 30 сек) Буллинг в Беларуси: история от жертвы буллинга в студии ток-шоу «Такова судьба» на СТВ смотрите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=xn7opR3FNb0.

4. Психолог Стрелкина Ольга рассказывает, что делать, если ваш ребенок стал белой вороной «Белая ворона» Часть 1 (6 мин 40 сек) смотрите по ссылке «http://www.youtube.com/watch?v=zoq7HjWgk30. «Белая ворона» Часть 2 (11 мин 26 сек) смотрите по ссылке   http://www.youtube.com/watch?v=vOeWQ21H2l8

5.ЧТО КАСАЕТСЯ ШКОЛЫ, ТО ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ СВЕРСТНИКАМИ ЗАДАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОТНОШЕНИЕМ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ. О РЕБЕНКУ СТРАДАЮЩЕМ СИНДРОМОМ ТУРЕТТА (4 МИН 40 СЕК)

HTTP://WWW.PSYCHOLOGOS.RU/ARTICLES/VIEW/CHTO_DELATZPT_ESLI_TVOEGO_REBENKA_OBIZHAYUT_DRUGIE_DETI.

6. «ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА В ШКОЛЕ. КАК Я ВСЕХ ПОБЕДИЛА» (20 МИН 22 СЕК) ИСПОВЕДЬ ШКОЛЬНИЦЫ СМОТРИТЕ ПО ССЫЛКЕ HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=CXAZNRLAM1C.

Предлагаемые материалы можно использовать в работе СППС детских интернатных учреждений, а так же клубов усыновителей, приемных родителей, родителей-воспитателей,  куда могут быть так же приглашены педагоги-психологи социально-педагогических учреждений и детских садов, учителя и школьные психологи.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

методичка для практики.doc

Скачиваний:

63

Добавлен:

21.03.2016

Размер:

713.73 Кб

Скачать

(заполняется
по результатам наблюдения за учащимся
и беседы с классным руководителем)

  1. Пользуется
    безусловным авторитетом практически
    среди всех одноклассников: его уважают,
    считаются с его мнением, доверяют
    ответственные дела.

  2. Пользуется
    авторитетом среди большинства
    одноклассников.

  3. Пользуется
    авторитетом только у какой-то группы
    одноклассников (только среди мальчиков
    или среди девочек).

  4. Пользуется
    авторитетом у отдельных учащихся.

  5. В
    классе авторитетом не пользуется.

  6. В
    классе ребята относятся к нему с
    симпатией.

  7. Пользуется
    симпатией только у части одноклассников.

  8. Пользуется
    симпатией у отдельных ребят.

  9. В
    классе его не любят, друзей среди
    одноклассников нет.

III. Проявление личностных качеств в поведении

(заполняется
практиканом на основе наблюдения за
учащимся на уроках и при помощи дополнений
классного руководителя)

ТРУДОЛЮБИЕ:

  1. Любую
    работу ученик всегда выполняет охотно,
    ищет работу сам и старается сделать
    ее хорошо.

  2. Как
    правило, охотно берется за работу,
    стараясь выполнить ее хорошо. Случаи
    противоположного характера редки.

  3. Редко
    охотно берется за работу.

  4. Чаще
    всего старается уклониться от любой
    работы.

  5. Всегда
    уклоняется от выполнения любого дела.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  1. Всегда
    хорошо и в назначенный срок выполняет
    любое порученное ему дело.

  2. В
    большинстве случаев хорошо и в срок
    выполняет порученную ему работу.

  3. Часто
    не выполняет в срок (или выполняет
    плохо) порученное ему дело.

  4. Очень
    редко выполняет порученное ему дело.

  5. Никогда
    не выполняет до конца порученное ему
    дело.

IV. Отношение к себе. Самооценка

(заполняется
по результатам наблюдения и личной
беседы; может быть дополнен характеристиками
классного руководителя или психолога
школы)

СКРОМНОСТЬ:

  1. Никогда
    не выставляет напоказ своих заслуг.

  2. Иногда
    по просьбе товарищей рассказывает о
    своих действительных достижениях,
    достоинствах.

  3. Сам
    рассказывает товарищам о всех своих
    действительных достижениях, достоинствах.

  4. Часто
    хвастается еще не сделанным или тем,
    в чем он принимал очень малое участие,
    к чему имеет мало отношения.

  5. Хвастается
    даже незначительными достижениями,
    преувеличенными достоинствами.

УВЕРЕННОСТЬ
В СЕБЕ:

  1. Никогда
    не советуется с другими, не ищет помощи
    даже тогда, когда это следовало бы
    сделать.

  2. Все
    задания, поручения выполняет без помощи
    других. Обращается за помощью только
    в случае действительной необходимости.

  3. Порой,
    выполняя трудную задачу, обращается
    за помощью, хотя мог бы справиться сам.

  4. Часто
    при выполнении заданий, поручений
    просит помощи, поддержки других, даже
    если сам может справиться.

  5. Постоянно,
    даже в простых делах, нуждается в
    ободрении и помощи других.

САМОКРИТИЧНОСТЬ:

  1. Всегда
    с вниманием выслушивает справедливую
    критику и настойчив в исправлении
    своих недостатков.

  2. В
    большинстве случаев правильно реагирует
    на справедливую критику, прислушивается
    к добрым советам.

  3. Порой
    прислушивается к справедливым
    замечаниям, старается их учитывать.

  4. К
    критическим замечаниям, советам
    относится невнимательно, но старается
    исправлять недостатки.

  5. Отвергает
    любую критику. Отказывается признать
    свои очевидные промахи, ничего не
    делает для их исправления.

УМЕНИЕ
РАССЧИТЫВАТЬ СВОИ СИЛЫ:

  1. Всегда
    трезво оценивает свои собственные
    силы, выбирая задачи и дела «по плечу»,
    — не слишком легкие и не слишком
    трудные.

  2. Как
    правило,  уверенно соизмеряет свои
    силы и трудности задания.

  3. Иногда
    бывают случаи, когда ученик плохо
    соразмеряет свои силы и трудности
    порученного дела.

  4. В
    большинстве случаев не умеет соизмерять
    свои силы и трудности дела.

  5. Почти
    никогда не умеет правильно соизмерять
    свои силы и трудности задания, дела.

СТРЕМЛЕНИЕ
К УСПЕХУ, ПЕРВЕНСТВУ:

  1. Всегда
    и во всем стремится быть первым (в
    ученье, спорте и т. д.), настойчиво этого
    добивается.

  2. Стремится
    быть в числе первых во многих областях,
    но особое внимание уделяет достижениям
    в какой-либо одной области.

  3. Стремится
    в чем-то одном, особо его интересующем,
    добиться признания, успеха.

  4. Очень
    редко стремится к успеху в какой-либо
    деятельности, легко довольствуется
    положением «середняка».

  5. Никогда
    не стремится в чем-либо быть первым,
    получает удовлетворение от самой
    деятельности.

САМОКОНТРОЛЬ:

  1. Всегда
    тщательно взвешивает свои слова и
    поступки.

  2. Не
    всегда тщательно контролирует свои
    слова и поступки.

  3. Большей
    частью поступает необдуманно,
    рассчитывает на «везение».

  4. Почти
    всегда поступает необдуманно;
    недостаточно тщательно контролирует
    себя.

  5. Постоянно
    поступает необдуманно, в расчете «на
    везение».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обучение новым способам поведения взамен старым, неприемлемым

Что делать, когда ученики не слушаются и неподобающе себя ведут

О дисциплине детей в целом написано очень много психологами, педагогами, родителями. Пересказывать здесь их содержание едва ли целесообразно. Остановимся на нескольких главных аспектах «плохого» поведения детей, прежде чем более подробно обсудим, что делать с непослушанием учителю в ситуации урока.

1. Вслед за многими другими психологами, мы не рекомендуем использовать термин «плохое поведение», даже в диалоге с самим собой или с коллегами. Определение «плохое» не очень уместно для описания поведения, и вот почему. Любое действие, которое совершает человек, направлено на то, чтобы достичь какой-то цели. В этом смысле говорить о плохом или неплохом поведении просто бессмысленно – оно может быть эффективным с точки зрения того, что цель будет достигнута, или же нет. Если ученик на уроке постоянно вертится, тычет карандашом в спину впереди сидящего, качается на стуле, пока не упадет и т.д., возможно (хотя и не обязательно), его цель – привлечение внимания одноклассников (а может быть, и учителя). Если одноклассники забыли о теме урока, а учитель вышел из себя и кричит, значит, цель достигнута. Можно ли называть такое поведение плохим? С точки зрения достижения цели – очень даже хорошее, подходящее поведение.

Есть еще один аспект слова «плохое», в связи с которым его лучше избегать. Плохой – это, однозначно, негативная оценка, и, используя ее часто, определяя поведение ребенка, мы невольно начинаем переносить эту оценку и на самого ребенка, который так себя ведет. То есть плохим в наших глазах становится уже сам ученик. Это – в корне неверная позиция для учителя и любого, кто сталкивается с необходимостью детей воспитывать (в широком смысле слова). Если мы называем (или просто считаем его таковым про себя) ребенка плохим, то тем самым отказываем ему в возможности измениться. О каком вообще воспитании тогда может идти речь, если изменения невозможны?

Более эффективная позиция заключается в том, чтобы изначально считать всех учеников хорошими, а вот их поведение – приемлемым или неприемлемым для каждой конкретной ситуации. И с неприемлемым поведением взрослый (в том числе, учитель, помогает ребенку бороться).

2. Важно, чтобы при этом взрослый (в первую очередь, для себя самого) смотрел на свои отношения с ребенком с точки зрения сотрудничества: моя задача сейчас вместе с Петей или Аленой справиться с некоторыми аспектами их поведения, которые неприемлемы для нахождения в классе. Позиция взрослого при этом – «по одну сторону баррикады» с ребенком, против проблемы – неприемлемого поведения – которая находится по другую. Эту метафору предложила известный отечественный психолог-практик Л.В. Петрановская, и мы с радостью используем ее вслед за ней. Позиция сотрудничества взрослого с ребенком помогает избежать множества конфликтов и стычек в ходе воспитательного процесса.

3. То, что мы часто называем «плохим» (или как уже выше договорились называть «неприемлемым») поведением, для ребенка далеко не всегда специальная попытка сделать что-то взрослому назло. Очень часто ребенок ведет себя так, а не иначе, потому что иные способы поведения ему просто не знакомы. Очень ярко этот феномен проявляется в поведении детей с тяжелой жизненной историей, оказавшихся в приемной семье. Каждый ребенок очень зависим от внимания взрослого, и до определенного возраста в физическом смысле не может без него выжить (подробнее об этом можно почитать в статьях о таком явлении, как «госпитализм»). Если воспитанием и развитием ребенка не занимались, то часто он не умеет многого, положенного в его возрасте, не может порадовать новых родителей хорошими оценками, спортивными достижениями или примерным поведением. Нередко в таком случае он будет вести себя нарочито, напоказ плохо – из своей старой жизни он уяснил, что в таком случае внимание взрослого обеспечено – он накричит или даже ударит, но – главное — не останется равнодушным. Нам трудно в это поверить, но даже негативное внимание для ребенка лучше, чем полное его отсутствие. И, значит, добиваться он его будет любыми способами, которые ему доступны. Взрослому в таком случае приходится обучать ребенка новым способам поведения, новым поведенческим навыкам, которых у него пока что нет. И в этом смысле борьба даже с самыми «страшными» по мнению большинства взрослых «грехами» — например, воровством, принципиально не отличается от научения держать правильно карандаш в руках.

4. У каждого поведения есть цель, есть мотив, есть причина, заставляющая вести себя ребенка именно так. И если взрослый старается помогать ребенку справляться с неприемлемым поведением, первое, с чего он должен начать – это, как раз, понять причину. В зависимости от того, какова она, выбирается дальнейшая стратегия поведения. Более подробно об этом можно почитать в книгах Л.В. Петрановской, которую мы уже упоминали выше («Если с ребенком трудно», «Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения» и т.д.).

Когда речь заходит о неприемлемом поведении учеников на уроке, всегда возникает очень много вопросов относительно того, как учителю себя правильно вести. Что стоит делать: игнорировать его? Делать выговор? Наказывать? Отстранять от занятий (если это вообще возможно)? Привлекать к работе коллег?

Важная (а может быть, и главная цель) учительского вмешательства в поведение учеников с целью его коррекции – научить в итоге детей регулировать свое поведение самостоятельно. Способность к произвольному поведению, адекватному ситуации, а также к саморегуляции (регуляции своего психического состояния) – характеристики взрослого человека. Таким образом, работа учителя с трудным поведением учеников в классе – важная поддержка их развития, взросления, социализации.

Поэтому в вопросах поддержания дисциплины важнее меры профилактики, главная из которых – максимальная вовлеченность учеников в происходящее на уроке, достигаемая за счет того, что им интересно и не скучно. Если дети включены в процесс, нарушений дисциплины гораздо меньше. Роль учителя в таком случае – помогать ученикам оставаться сфокусированными (некоторые приемы мы уже обсудили в предыдущем разделе), и по возможности интересно преподносить материал.

Если же нарушения дисциплины имеют место, меры, которые принимает учитель, должны зависеть от тяжести нарушения, то есть нельзя сказать, что есть один универсальный способ добиться в классе идеального поведения.

Может быть, такой универсальный способ все же приходит кому-то из читателей сейчас в голову. Они представляют себе грозного, сурового преподавателя, который наводит на учеников страх одним своим видом. Про таких говорят, что ученики у них «пикнуть боятся», и в классе слышно, как пролетает маленькая муха.

Действительно, среди учителей есть те, при ком дети боятся вести себя плохо. Правда, при этом они вообще боятся хоть как-то себя проявлять, стараясь максимально «слиться с партой», чтобы возможный страшный гнев их минул. С точки зрения дисциплины класс выглядит прекрасно. Но есть проблема. Дети приходят в школу, чтобы получать знания. Многолетние исследования биологов, психологов, врачей, убедительно показывают, что в ситуации сильного стресса (к которому относится постоянный страх), ребенок (да и любой человек) нормально учиться и усваивать информацию и не может. Все ресурсы нервной системы уходят на отслеживание угрозы и принятие решения о том, как «спастись» от нее, если что.

Таким образом, держать класс в страхе – не вариант.

Какие же есть еще способы? Давайте обсудим.

Для того, чтобы эффективно работать с трудным поведением учеников и нарушениями дисциплины в классе, учителю нужно создать собственный личный план, которому он будет следовать в таких ситуациях. Составить его помогут ответы на следующие вопросы:

1. Что лично для вас значит «хорошее поведение»?

2. Почему в классе происходит трудное поведение?

3. Что лично для Вас значит «приемлемое» и «неприемлемое» поведение в классе?

4. Почему вообще учитель должен вмешиваться, когда ученики ведут себя неприемлемо? 5. Кто должен быть ответственен за неправильное поведение в классе?

6. Должны ли учителя вмешиваться во все ситуации неправильного поведения в классе?

7. Учительские вмешательства в случае неприемлемого поведения могут быть ничуть не менее раздражающими и нарушающими процесс учения, чем само это поведение. Что может учитель сделать для того, чтобы уменьшить негативные эффекты своего вмешательства?

8. Учительские вмешательства должны восприниматься учениками как справедливые, только в этом случае они будут им следовать. Что может учитель сделать для этого?

Зачем нужен персональный план? Он помогает учителю:

А. Действовать рационально, выбирая для каждого из типов проблемного поведения адекватный способ воздействия. В противном случае учителю гораздо проще выйти из равновесия, и, поддавшись эмоциям, стихийно отреагировать на действия детей, что может поставить под угрозу его авторитет, а улучшению дисциплины не поспособствует;

Б. Действовать последовательно, то есть применять для одних и тех же нарушений дисциплины всегда и для любого ученика одинаковые санкции. Постоянство дисциплинарных мер – не менее важная составляющая их эффективности, чем и их одинаковость для каждого ученика! На первый взгляд, это правило может показаться очень простым, но на деле это не так. У каждого из учителей есть те дети, к которым они относятся с большим теплом, и им готовы простить большее, в случае чего. Но такой подход играет с учителем злую шутку: другие дети, видя, что кому-то дозволено больше, начинают намеренно игнорировать правила, а «любимчик» может стать объектом нападок и травли с их стороны. Возможно и обратное – часто инициаторами агрессии и травли по отношению к другим детям становятся те, кому «можно больше».

Все стратегии, которыми учитель может использовать в случае проблемного поведения учеников, условно можно расположить по мере усиления воздействия:

         Уровень 1                    Уровень 2                               Уровень 3                 Уровень 4        

Уровень 1.

Учитель принимает решение, что данное поведение, хотя не соответствует текущим задачам урока, можно считать приемлемым. Причины могут быть разными: оно длится не долго, не наносит ущерба другим ученикам, если же будет продолжаться, с ним можно будет справиться какими-то невербальными воздействиями (см. уровень 2). Учитель не вмешивается.

Здесь возможно 2 основных формы: разрешить или запастись терпением. В первом случае речь идет о том, что порой ошибки в поведении детей – следствие их незнания правил ситуации и маленького возраста (например, первоклассник может встать и прогуляться по классу посредине урока), и для начала учителю стоит просто объяснять суть правил нахождения в школе, но не вводить никаких санкций (что придется сделать, если поведение с течением времени не будет меняться).

Запастись терпением приходится в ситуациях, когда, например, простуженный ребенок на уроке кашляет или чихает: в данном случае учитель мало что может сделать, кроме того, чтобы следить за тем, чтобы он пользовался носовым платком.

Уровень 2.

Учитель вмешивается в неприемлемое поведение ученика без слов. Намеренное игнорирование (например, поведения, направленного на получение внимания) также относится к этому уровню. Все ситуации, когда учитель использует мимику, жесты, прикосновения (например, к руке ученика), относятся к этому уровню.

Возможные формы поведения учителя для этого уровня:

— намеренное игнорирование

Применяется учителем в тех случаях, когда поведение ребенка не сильно мешает другим, а вмешательство учителя могло бы послужить подкреплением, потому что когда учитель вмешивается, ребенок получает его внимание (и внимание класса, так или иначе)

— вмешательство при помощи сигнала

Часто учителю достаточно бывает выразительно посмотреть на ребенка или покачать головой. Любые жесты делаются при четком взгляде именно на ребенка, который неверно себя ведет.

— вмешательство при помощи пространственного приближения

Если условные жесты не сработали, учитель подходит к парте ребенка, сокращая пространственную дистанцию. При этом продолжает вести урок как обычно. Это должно перенаправить внимание ребенка в правильное русло, не отвлекая при этом весь остальной класс.

— вмешательство при помощи физического прикосновения

Любой неагрессивный физический контакт, демонстрирующий неодобрение учителя: начиная от легкого прикосновения к плечу ребенка до сопровождения его на свое место, если он его покинул.

В чем преимущества невербального вмешательства?

— оно в наименьшей степени отвлекает остальных учеников;

— неправильное поведение ученика на уроке не осталось без вмешательства, при этом урок продолжается;

— можно вмешаться, не привлекая к этому весь остальной класс;

— проблемный ученик не называется вслух, поэтому он может избежать смущения;

— гораздо меньше риск того, что ученик будет враждебно протестовать;

— у ученика есть возможность попробовать отрегулировать свое поведение самостоятельно (помните, наша конечная цель – чтобы дети научились саморегуляции!).

Уровень 3.

Учитель вмешивается при помощи слов. Одно из самых несильных воздействий со стороны учителя – использование юмора (не обидного!) для того, чтобы ученик обратил внимание на то, как он себя ведет. Степень вмешательства зависит от серьезности происходящего: если дети в течение урока систематически отвлекаются на какой-то посторонний объект, учитель говорит им о том, что такое поведение на уроке не приемлемо, и забирает эту вещь. Если же дети пытаются причинить физический вред себе или другим, вполне адекватен громкий окрик и физическое сдерживание. Конкретные стратегии включают в себя следующие:

обратить внимание на учеников, которые ведут себя в этот момент так, как хотелось бы учителю (нарушителю спокойствия в классе при этом не говорить ничего). Обычно, это лучше работает в начальной школе (когда для детей еще очень высока ценность учительского одобрения), по мере взросления детей – все хуже и хуже;

лично обратиться к ученику, который проблемно себя ведет. Можно задать ему вопрос по теме того, о чем сейчас на уроке идет речь, спросить его мнения и т.д. При этом не рекомендуется просто давать команды типа «Ваня, будь внимательней», потому что они часто вызывают со стороны детей сильное сопротивление.

использование юмора для снятия напряжения: особенно хорошо в тех ситуациях, когда ученики проверяют границы дозволенного. Если учитель явно вступает в конфронтацию, атмосфера становится враждебной. Применяя шутки, впрочем, нужно помнить, что

А. необходимо избегать сарказма;

Б. смешно должно быть всем (и ни для кого не обидно);

В. не должно быть считано детьми как легкомысленное отношение к своей работе (у учителя);

Г. не должно выходить из-под контроля, отвлекая внимание детей от основных задач урока

— задавание вопросов. Иногда дети просто не понимают, как их поведение может мешать другим, и тогда спокойно заданный учителем вопрос на эту тему может помочь им перестроить свое поведение.

просьбы и требования. Например:

  • Я-высказывание: «Когда ты так кричишь с места, другие не могут расслышать меня, и я тоже чувствую себя плохо от такого уровня громкости»;
  • Прямое обращение к ребенку: «Пожалуйста, веди себя хорошо и убери ноги со стола». Подходит учителям, которые чувствуют себя достаточно уверенно в этом классе;
  • Позитивные последствия хорошего поведения: «Если будешь сидеть как следует и поднимать руку, если хочешь ответить, доверю тебе раздать всему классу книги и собрать их после урока». Это хороший способ давать ученикам ответственность за поведение;
  • Утверждение «Это.. не для этого…»: «Книги не для того, чтобы в них рисовать, они для чтения». Имеет ограниченные возможности использования, может ставить учеников в неловкое положение перед классом, если они были замечены в каком-то поведении, которое не хотели демонстрировать окружающим.
  • Напоминание о правилах: «Выходить из класса без разрешения – против правил». Надо быть готовыми к тому, что если ученик не слушает, должны быть применены логические последствия, иначе все правила становятся бессмысленными, а учитель теряет авторитет;
  • Испорченный телефон:

«-Ваня, я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас, как и все остальные.

— Я это делал минуту назад!

— Это не играет роли. Я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас.

— Там у полки с книгами столпилось много людей, я через минутку возьму книгу.

— Это не играет роли. Я хочу, чтобы ты взял книгу и читал сейчас.

— Да, хорошо».

Учитель при использовании этой техники должен смотреть ученику в глаза. Если трех повторов недостаточно, учитель переходит к введению логических последствий.

Правила любого словесного вмешательства

  • Всегда стоит попробовать невербальные вмешательства сначала
  • Постарайтесь сделать разговор с ребенком максимально приватным, насколько это возможно
  • Избегайте длительных разговоров и словесных баталий с учениками
  • Делайте вмешательства так, чтобы ученик при этом не терял лицо
  • Старайтесь говорить кратко, подкрепляйте свои слова тоном голоса и жестами
  • Никогда не навешивайте ярлыков на студентов, потому что (см. выше) неприемлемым или «плохим» может быть только поведение, но никак не человек;
  • Никогда не делайте саркастических комментариев
  • Старайтесь контролировать свои эмоции, даже (особенно!) если вас провоцируют;
  • До того, как прибегнете к уровню логических последствий, постарайтесь исчерпать все предшествующие способы (именно они учат ребенка самодисциплине).

Уровень 4.

Учитель вводит последствия поведения учеников. Это — самое серьезное из возможных вмешательств, оно подчеркивает серьезность проступка и показывает другим, что в школе так себя вести нельзя. Это значит, что все предыдущие способы учителем уже были испробованы, и не имели эффекта. Ученик принял решение не менять свое поведение, и, значит, должен столкнуться с его последствиями.

В отличие от наказаний, они являются следствием действий и принятого учеником решения не слушаться учителя. Они логически связаны с проблемным поведением ученика. Очень важно, что они эмоционально нейтральны – учитель не демонстрирует ученику гнева или неудовольствия, и последствия наступают не из-за того, что ребенок разгневал учителя, но потому, что он нарушил правила.

Три основных типа последствий:

  • Естественные последствия – результат конкретного поведения ученика. Они наступают сами по себе, если никакое вмешательство их не останавливает (ученик качался на стуле – не отреагировал на взгляды учителя, его слова, и, в итоге, упал);
  • Логические последствия, в отличие от естественных, заранее спланированы учителем. Им же они претворяются в жизнь (ученик не выполнял задание на уроке – остался после занятий делать его);
  • Произвольные последствия – вводятся учителями, напрямую с поведением не связаны (мешал писать самостоятельную работу одноклассникам разговорами вслух – остался после урока технологии убирать класс за всеми).

Как можно и нельзя вводить логические последствия

Учитель должен объяснить последствия ученику и убедиться, что он понял;

Ученику должен быть дан шанс выполнить то, что от него требуют, и исправиться;

Учитель должен избегать того, чтобы демонстрировать ученику, что это наказание или проявление его власти;

Ученикам постоянно стоит напоминать о том, что любое плохое поведение имеет свои последствия, и если не учиться контролировать себя, они будут наступать вновь и вновь;

Учителю стоит заранее подумать о возможных последствиях для разных ситуаций, которые внезапно могут наступить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Краткое пособие как составить
  • Старлайн а92 как найти сервисную кнопку
  • Discord как найти игру
  • Как найти бухгалтера через интернет
  • Как составить бытовую характеристику пример