Как исправить последствия ротового дыхания

Ротовое дыхание

Ротовое дыхание

Ротовое дыхание – это патологический тип дыхания, при котором в любых условиях вдох и выдох совершается через приоткрытый рот. Губы и зубы при этом разомкнуты, нижняя челюсть опущена, язык лежит межзубно или на дне полости рта, дыхание шумное. Дыхание ртом приводит к нарушениям развития ЧЛО, речи, лицевой эстетики. Диагностируется с помощью осмотра и специальных проб, для выяснения причин проводится стоматологическое и ЛОР-обследование. Коррекция включает восстановление проходимости носа, ношение вестибулярных пластинок, миофункциональную и дыхательную гимнастику.

Общие сведения

Существует три типа дыхания: ротовое, носовое и смешанное. Физиологичным и оптимальным для человека считается носовой тип дыхания, а привычное ротовое дыхание рассматривается как нарушение дыхательной функции, негативно влияющее на окклюзию, формирование лицевого скелета и детское здоровье в целом. Ротовое дыхание выявляется примерно у трети детей с зубочелюстными аномалиями. Данная проблема актуальна для детской оториноларингологии, ортодонтии, логопедии.

Ротовое дыхание

Ротовое дыхание

Причины

Ротовое или смешанное дыхание в норме возникает в период активной физической нагрузки, спортивных занятий. В остальных случаях привычка дышать через рот является патологической, она может быть обусловлена затруднением носового дыхания, миофункциональными нарушениями, дизокклюзией, связанными со следующими состояниями:

  • ЛОР-заболевания. Наиболее часто ребенок или взрослый дышит ртом вследствие хронической инфекции (ринит, синусит, аденоидит), образований назофарингеальной области (полипы, аденоиды), других заболеваний назальной полости (гипертрофии носовых раковин, искривление перегородки носа, вазомоторный и аллергический ринит). Во всех перечисленных случаях носовое дыхание становится невозможным, что вынуждает человека постоянно дышать ртом.
  • Стоматологические патологии. Причиной ротового дыхания может являться укороченная подъязычная уздечка, нарушенный прикус (открытый резцовый, дистальный, мезиальный) и другие зубочелюстные аномалии, которые обусловливают слабость круговой мышцы рта и препятствуют смыканию губ в покое.
  • Неправильный стереотип дыхания. Как патологическая привычка (при отсутствии органических причин) ротовое дыхание формируется вследствие заложенности носа при частых ОРВИ, неправильной позы во время сна и бодрствования (привычка спать с запрокинутой головой, сутулиться), привычного межзубного положения языка. Аномальный дыхательный стереотип часто сохраняется у детей, перенесших операцию по удалению аденоидов.
  • Дисфункция внешнего дыхания. При хронических заболеваниях бронхолегочной системы (трахеобронхит, бронхиолит, астма, бронхоэктатическая болезнь) ротовое дыхание становится приспособительным механизмом, позволяющим увеличить дыхательный объем и компенсировать сопутствующую дыхательную недостаточность.

Факторы риска

Ротовой тип дыхания чаще встречается у детей, имеющих в анамнезе следующие патологические факторы:

  • вредные оральные привычки (длительное сосание пустышки, сосание губы, пальца, других посторонних предметов);
  • миофункциональные нарушения (инфантильное глотание, слабость жевательных мышц при длительном кормлении жидкой пищей);
  • неврологические патологии (парез артикуляционной и мимической мускулатуры при ДЦП).

Патогенез

Физиологической нормой для человека является носовое дыхание. При прохождении через носовые ходы происходит согревание, увлажнение и очищение воздуха от посторонних механических частиц, вирусов и бактерий. Дыхание через нос помогает обеспечить нормальную терморегуляцию. Постоянное ротовое дыхание делает человека более восприимчивым к инфекциям дыхательных путей.

Возникающее в полости носа сопротивление воздушному потоку создает градиент между отрицательным давлением в грудной полости и положительным в брюшной полости, необходимый для адекватного крово- и лимфообращения, увеличения площади альвеол и поддержания нормального газообмена. При ротовом дыхании легочная вентиляция падает на 25–30%, что приводит к изменению КОС крови, ухудшению церебральной оксигенации.

При носовом дыхании замедляется ЧДД и ЧСС, снижается АД, Дыхание ртом и связанная с ним гипервентиляция вызывают сужение сосудов и дыхательных путей, повышение ВЧД, усугубляют течение артериальной гипертензии, бронхиальной астмы, способствуют гипертрофии правых отделов сердца.

В закрытой ротовой полости язык занимает верхнее положение, прижимаясь к твердому небу. Благодаря этому стимулируется правильное развитие альвеолярных отростков, зубов, лицевого черепа. При ротовом дыхании язык лежит на дне ротовой полости, в результате чего верхняя зубная дуга сужается и выдвигается вперед, формируется готическое небо. На узкой верхней челюсти не хватает места для постоянных зубов, что обусловливает их скученность. При регулярно открытом рте зубы недостаточно омываются слюной, вследствие чего нарушаются процессы минерализации эмали, во рту легко размножаются кариесогенные бактерии.

В случае гипертрофии глоточной миндалины для облегчения дыхания нижняя челюсть смещается назад (дистальный прикус). Увеличение язычной или небных миндалин влечет за собой смещение нижней челюсти вперед, способствующее размыканию корня языка и надгортанника (мезиальный прикус). При ротовом дыхании нарушается строение лицевого скелета: череп вытягивается, уплощается.

Ротовое дыхание

Ротовое дыхание

Последствия ротового дыхания

Дети, страдающие привычным дыханием через рот, имеют характерный аденоидный тип лица: рот приоткрыт (верхняя губа приподнята, нижняя челюсть отвисает, образуется второй подбородок), носогубные складки сглажены, мимика не выражена. В 2-3 раза чаще у них формируются зубочелюстные аномалии (прогнатия, открытый прикус, скученность зубов), ранний кариес. Межзубное прокладывание языка препятствует нормальному прорезыванию фронтальных зубов. Сухость слизистых приводит к появлению трещин на красной кайме губ, развитию хейлита.

Недоразвитие нижней челюсти способствует неправильному положению головы относительно оси позвоночника (голова наклонена и выдвинута вперед), как следствие ‒ нарушению осанки, недоразвитию грудной клетки, уменьшению ЖЁЛ. Результатом хронически испытываемой гипоксии становится ослаблении памяти, снижение концентрации внимания, рассеянность, снижение толерантности к физическим и умственным нагрузкам, плохая школьная успеваемость. Дети могут быть как гипоактивны, так и гиперактивны, расторможены. Возможна задержка психосоматического развития ребенка.

При пережевывании пищи происходят кратковременные остановки дыхания. Ротовое дыхание в ночное время сопровождается храпом, апноэ во сне. Вследствие непроходимости носа отмечается назализация голоса, нечеткое произношение звуков, страдает просодия и внятность речи. Затрудняется фонематический анализ, что становится причиной акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.

Диагностика

С целью выяснения причин и последствий ротового дыхания необходим комплексный осмотр ребенка детским оториноларингологом, ортодонтом, логопедом. Внимательно изучаются жалобы родителей, тщательно собирается анамнез, проводится общеклинический осмотр. Объективные методы исследования включают:

  • Исследование функции носа. Для уточнения проходимости носа проводят пробу Воячека: одну ноздрю зажимают, ко второй подносят вату (нитку из марли, полоску бумаги) – по ее колебаниям судят о наличии и характере носового дыхания. При проведении пробы с удержанием воды в полости рта пациенты, дышащие ртом, вынуждены быстро ее проглатывать. Из инструментальных методов используют переднюю эндоскопию носоглотки, риноманометрию, акустическую ринометрию, рентген носоглотки и ППН.
  • Стоматологическое обследование. На приеме у ортодонта изучают лицевой профиль, проводят осмотр полости рта, альвеолярных отростков и зубных рядов. Для оценки прикуса выполняют ТРГ с цефалометрическим анализом, снятие оттисков, анализ гипсовых моделей челюстей. Состояние мышечной функции анализируют по данным электромиографии.

Ортодонтическая коррекция

Ортодонтическая коррекция

Лечение

Устранение причины ротового дыхания

Если непроходимость носа и ротовое дыхание вызваны органическими причинами, на начальном этапе рекомендуется радикальное устранение этиологического фактора. Характер оперативного вмешательства зависит от выявленной патологии, может подразумевать выполнение аденотомии, полипотомии носа, тонзиллэктомии, септопластики, пластики подъязычной связки. Лечение аллергического ринита требует назначения интраназальных ГКС, антигистаминных средств, деконгестантов, проведения АСИТ.

Формирование носового дыхания

Поскольку даже после устранения ЛОР-патологии привычка дышать ртом часто остается, параллельно с основным лечением назначается комплекс мероприятий поформированию физиологического дыхания через нос. Работа по коррекции ротового дыхания включает:

  • Использование миофункциональных аппаратов: вестибулярных пластинок, трейнеров;
  • Специальные упражнения: миогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика, ЛФК;
  • Логопедические занятия: упражнения на развитии фонематического слуха, просодики, логопедический массаж;
  • Ортодонтическая коррекция неправильного прикуса: съемные аппараты, брекеты.

Прогноз и профилактика

Сохранение неправильного стереотипа ротового дыхания неизбежно влечет за собой формирование патологической окклюзии, скелетных аномалий, нарушений в функционировании ЦНС и ССС. Восстановление назальной проходимости и устранение дыхания через рот способствуют улучшению морфофункционального состояния зубочелюстной системы, формированию гармоничных черт лица, повышению функциональных резервов организма. Такое лечение требует высокого уровня дисциплины и комплаентности от родителей и самого ребенка.

Профилактикой ротового дыхания необходимо начинать заниматься с самого рождения малыша, соблюдая рекомендации педиатра по кормлению ребенка, использованию пустышки. Необходимо своевременно лечить патологии ЛОР-органов, регулярно проходить стоматологические осмотры.

Литература

1. К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка?/ Архипова Е.Ф.// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017.

2. Состояние носового дыхания у детей с миофункциональными нарушениями. Диссертация /Рамазанова Г.А. – 2018.

3. Роль ротового дыхания в развитии патологии челюстно-лицевой области в детском возрасте/ Дистель В.А., Скрипкина Г.И., Романова Ю.Г., Манин И.А., Карницкий А.В.// Институт Стоматологии. — 2019. — №1(82).

4. Роль ротового дыхания в возникновении зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций, нарушении сроков формирования соматического и психического развития ортодонтических пациентов/ Аблязов А.Р., Сысоев Н.П., Зубкова Л.П.// Таврический медико-биологический вестник. – 2011. – Т. 14, №4.

Код МКБ-10

R06.5

Ротовое дыхание — лечение в Москве

Мало кто из нас задумывается о сложном акте дыхания, как он происходит, а между тем это крайне важно. Известно, что ротовое дыхание может стать причиной целого ряда болезней, некоторые из них могут быть крайне опасными и будут требовать серьезного лечения. О причинах и последствиях дыхания через рот, о тревожных симптомах и лечении, которое предлагают врачи, расскажет MedAboutMe.

Дыхание через рот: причины

Иногда ротовое дыхание является следствием некоторых болезней, например, простуды, как только ее симптомы исчезнут, наступит выздоровление, и представится возможность дышать носом. К числу болезней и состояний, которые могут стать причиной ротового дыхания, можно отнести:

  • аллергию, особенно сезонную на пыльцу растений;
  • бронхиальную астму;
  • искривление носовой перегородки;
  • аденоидные вегетации;
  • полипы в носу;
  • аномалии развития, размера языка;
  • неправильный прикус;
  • пороки и аномалии развития челюстно-лицевой области, например, расщелина губы и неба и др.

Врачи говорят о том, что ротовой тип дыхания можно рассматривать как вредную привычку, которая формируется еще в детстве. Предпосылками для ее формирования может быть привычка сосания пальца.

Появление нежелательных симптомов

Длительно существующее ротовое дыхание может стать причиной формирования аденоидного типа лица еще в самом детстве. При этом человек кажется несколько удивленным и немного потерянным, характерно формирование темных кругов под глазами.

Если такой тип дыхания начинает преобладать у взрослых, то могут формироваться и другие неприятные симптомы и даже болезни. К их числу можно отнести галитоз — неприятный запах изо рта. Длительно существующий ротовой тип дыхания связан с ксеростомией — сухостью полости рта. Как известно, в условиях недостаточной выработки слюны активируются бактерии, которые в ходе своей жизнедеятельности выделяют летучие соединения, «окрашивающие» дыхание. Кроме того, это одна из причин формирования воспалительных заболеваний десен и кариеса.

Привычка дышать ртом в детстве может стать причиной патологий прикуса, что уже во взрослом возрасте может спровоцировать бруксизм и дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. Некоторые патологии прикуса можно рассматривать как причину формирования дефектов речи. Согласно данным, нередко причиной ротового типа дыхания может стать неправильное прикрепление уздечки языка — в 28%. При этом пациенты не способны полноценно произносить некоторые звуки, что будет требовать хирургической коррекции, а также длительной логопедической коррекции.

Все вышеописанные изменения будут характерны лишь при длительном существовании ротового дыхания.

Какие болезни угрожают?

Хроническое ротовое дыхание связано с некоторыми рисками. Врачи говорят о том, что можно выделить целый ряд болезней, которые могут угрожать пациентам с таким типом дыхания. К их числу можно отнести:

  • болезни полости рта. Ксеростомия, патологии прикуса и, как следствие, бруксизм, могут повлечь за собой ряд других патологий. Например, значительно повышаются риски развития воспалительных заболеваний десен, а также кариес;
  • синдром ночного апноэ. Стоит напомнить, что это крайне опасное состояние, которое представляет угрозу не только для здоровья, но и жизни пациента;
  • дисфункции височно-нижнечелюстного сустава;
  • ухудшение состояния и усиление симптомов астмы.

Когда нужна консультация врача?

Когда нужна консультация врача?

Ротовое дыхание — симптом, который в большинстве случаев требует медицинской помощи и консультации врача. Особенно важно проконсультироваться со специалистом при появлении таких симптомов как неприятный запах изо рта, усиление храпа.

На приеме врач постарается выяснить, что именно стало причиной формирования такого типа дыхания, какие последствия уже появились. Для достижения поставленных целей врач будет анализировать жалобы пациента, данные объективного осмотра и некоторых дополнительных методов исследования.

Как проходит диагностика?

Главная задача — выяснить причину хронического ротового типа дыхания. И первое, с чего начинается процесс диагностики, опрос пациента: когда впервые было отмечено преобладание дыхания через рот, что этому предшествовало, что ухудшает состояние, были ли какие-либо травмы и какие хронические болезни диагностированы.

Обычно анализ полученной информации уже помогает врачу найти предварительную причину и составить план дальнейшего осмотра и исследования. Обязательна консультация ЛОРа и стоматолога.

Для подтверждения догадок и исключения осложнений врач назначает рентгенологическое исследование, ряд лабораторных анализов, а также тестов.

При диагностировании синдрома ночного апноэ пациенты могут быть направлены в центры изучения сна с целью выяснения, когда и как часто пациент перестает дышать во сне.

Какое лечение предлагают врачи?

Какое лечение предлагают врачи?

Тактика лечения определяется основной причиной. Если говорить о детской практике, то чаще всего причиной ротового дыхания будут именно аденоидные вегетации, которые рекомендовано удалять, но лишь после консультации ЛОРа.

Также отоларинголог поможет исправить искривление носовой перегородки, в большинстве случаев будет требоваться хирургическое вмешательства. Кроме того, ЛОР совместно со стоматологом разрабатывает лечебно-профилактические мероприятия, которые помогут купировать уже имеющиеся последствия и не допускать новых.

После исследования пациентам могут назначаться ряд лекарственных препаратов, которые помогут справиться с хроническим насморком и заложенностью носа. Все рекомендации строго индивидуальны.

В некоторых случаях врач не может найти объективную причину ротового типа дыхания, так как она стала вредной привычкой. Порой довольно сложно научить пациента заново дышать носом, на это понадобится время и работа нескольких специалистов. Но все же успех полностью зависит от стараний пациента. Врачи могут рекомендовать следовать методу Бутейко, Папуорта и некоторые упражнения из йоги.

Прогноз

Пациенты должны понимать, что ротовой тип дыхания — мощный предрасполагающий фактор для многих болезней и состояний, которые гораздо легче предупредить, чем лечить. Врачи настоятельно рекомендуют своевременно обращаться за помощью. Чем быстрее пациент избавится от ротового дыхания, тем меньше риски формирования опасных последствий, особенно, если речь идет о детях и подростках. Но это не говорит о том, что взрослые не должны следить за своим дыханием.

Ротовое дыхание у детей: что это, чем опасно, и как с этим быть?

Ротовое дыхание у детей: что это, чем опасно, и как с этим быть?

Содержание:

  1. 1. Почему ребёнок дышит ртом?
  2. 2. Чем опасно ротовое дыхание у ребёнка?
  3. 3. На что важно обращать внимание?
  4. 4. Как лечится ротовое дыхание у детей?

Носовое дыхание — это физиологически оптимальный тип дыхания, который обеспечивает насыщение крови кислородом, стимулирует правильную работу лёгких и защищает организм от инфекций. Нос и носовые пути «подготавливают» воздух к попаданию в лёгкие. Поэтому дыхание через рот по определению вреднее носового, в особенности если речь идёт о маленьких детях.

Рассказываем, что такое ротовое дыхание у детей, почему оно возникает и как с ним быть.

Почему ребёнок дышит ртом?

Почему дышат ртом взрослые? В основном потому, что их носовые пути перегорожены, и других вариантов просто нет. Некоторые дети, впрочем, дышат ртом даже в случае, если могут дышать носом. Причина — в неправильном прикусе, который формируется по разным причинам:

  • вредные привычки: сосание пальцев, пустышки, бутылочки, кусание карандашей;
  • продолжительные инфекционные заболевания, ЛОР-болезни, воспаление аденоидов;
  • длительное питание жидкими продуктами без задействования жевательных мышц;
  • внутриутробные факторы: аномалии строения матки, повышенный тонус, многоплодная беременность;
  • травматичные роды, приведшие к образованию у малыша родовых травм;
  • слишком ранняя потеря молочных зубов.

Это приводит к формированию «аденоидного» типа лица — вытянутого узкого лица с «готическим» сводом нёба и отсутствием достаточного пространства для языка. Из-за сужения челюсти зубы становятся скученными, что приводит к формированию неправильного физиологического прикуса.

Положение языка меняется, оставаясь в межзубном или нижнем. Из-за этого при глотании язык упирается не в свод нёба, а толкается в зубы, что приводит к деформации прикуса. Каждая попытка сглотнуть приводит к напряжению тех мышц языка, которые в принципе не должны напрягаться. Это становится своего рода порочным циклом: из-за неверного прикуса язык не может занять правильное положение во рту, что приводит к дальнейшей деформации прикуса.

Чем опасно ротовое дыхание у ребёнка?

Дыхание ртом опасно само по себе, потому что увеличивает риск инфекций. Дышащие ртом дети чаще болеют, у них случаются рецидивы ОРВИ, им тяжелее привыкнуть к детскому саду или школе. Их иммунитет значительно слабее, чем иммунитет детей, дышащих физиологически правильно — носом. Со временем из-за недостаточности питания мозга начинает болеть голова, ребёнок становится вялым и расфокусированным.

Другая опасность заключается в тех изменениях во всём организме, к которым приводит неправильный прикус, а именно:

  • испорченная осанка, вызванная расположением языка: чтобы он не перекрывал дыхательные пути, ребёнок подаётся вперёд, слегка приподнимая подбородок, что со временем приводит к деформации грудного отдела;
  • истощённые внутренние органы в результате анатомического изменения положения подъязычной кости, шейных позвонков, хрящей и мягких тканей шеи, пищевода, а также сосудов, через которых происходит питание головного мозга.

Несерьёзная на первый взгляд проблема приводит к неприятным последствиям. Например, искривлённая осанка, постоянные головные боли, невнимательность на уроках, мигрени, тошнота, апатичность — всё это может произрастать из проблемы ротового дыхания, вызванного неправильным прикусом.

Именно поэтому так важно следить за формированием правильного носового дыхания при смене зубов.

На что важно обращать внимание?

Прикус — это взаимоотношение нижнего и верхнего зубных рядов при плотном смыкании челюстей. Физиологически правильный прикус не препятствует жеванию, позволяет ребёнку правильно выговаривать звуки, не заставляет мышцы лица напрягаться. Противопоставленные жевательные зубы хорошо смыкаются между собой, за счёт чего ребёнок может качественно пережёвывать пищу, а если мысленно провести по центру лица вертикальную линию, она разделит челюсти на две равные части. Вот это и называется правильным прикусом.

В норме расслабленный язык находится за верхними резцами, не касаясь их, а при глотании прижимается к верхнему нёбу. Правильное положение языка при глотании возможно только в ситуации, если человек дышит носом.

Родители до определённых пор вряд ли могут понять, всё ли у ребёнка в порядке с прикусом, но могут проследить, нет ли у него проблем с носовым дыханием. Следующие признаки — повод всерьёз обеспокоиться:

  • ребёнок дышит ртом, даже если не простужен, и его нос не заложен;
  • во время глотания у него сильно напрягаются мимические мышцы;
  • к 4–5 годам между зубами не остаётся характерных промежутков.

Молочные зубы мелкие, поэтому с возрастом между ними появляются промежутки. Это естественный процесс, а вот отсутствие зазоров может говорить о скученности зубов, что приведёт к проблемам при смене зубов на коренные.

Как лечится ротовое дыхание у детей?

Подход к лечению ротового дыхания должен быть комплексным — то есть, это не может быть исключительно исправление неправильного прикуса усилиями ортодонта. В идеале комплекс мер должен быть направлен на:

  • исправление положения языка во рту;
  • формирование грамотного рефлекса жевания и глотания;
  • выработку корректной осанки.

В противном случае всё вернется к тому, с чего началось. Очень важно решать проблему всеобъемлюще, добираясь и устраняя причины её появления. Только после того, как ребёнок снова начинает дышать носом, имеет смысл формировать нормальный прикус при помощи трейнеров или скоб.

Если говорить об остеопатии, то врачи-остеопаты используют миофункциональный подход — терапию, основывающуюся на лечебной гимнастике и буквальном «переучивании» мышц лица или создании корректных паттернов движения. Кроме того, определённые воздействие оказывается и непосредственно на сеансах, а именно:

  • воздействие на костные структуры, которые формируют полости рта и носа;
  • снятие избыточного напряжения с мышц шеи, лица, головы, дна рта, или же напротив — укрепление ослабленных участков, восстановление тонуса;
  • освобождение изначально сдавленного подъязычного нерва, из-за которого произошла двигательная иннервация языка.

Приёмы у остеопата вместе с лечебной гимнастикой и — впоследствии — исправлением прикуса усилиями ортодонта позволят ребёнку приобрести физиологически правильный прикус и избавиться от многих проблем, в том числе в будущем.

Невозможно описать словами, насколько тесно прикус связан с осанкой, с состоянием опорно-двигательного аппарата, а также с питанием внутренних органов и в особенности — головного мозга.

Почебут Галина Николаевна

Почебут Галина Николаевна

Врач-остеопат, ортопед. Специализация: проблемы опорно-двигательного аппарата у детей, головные боли, неврозы у детей, лечение заикания.

Уточняйте время приема специалиста

Записаться на приемЗадать вопрос


Читайте также:

Синдром дефицита внимания

В последнее время от родителей первоклассников — да и детей постарше — часто можно услышать слова: «Какой же он невнимательный и рассеянный! Постоянно всё забывает!». И не поспоришь: проблема дефицита…

Нарушение памяти у детей

Память – это сложнейший психический процесс, включающий в себя восприятие, запечатление, обработку, сохранение и воспроизведение информации. Развитие памяти — неотъемлемая часть развития личности….

Новые статьи

Когда остеопатия поможет исправить асимметрию черепа?Когда остеопатия поможет исправить асимметрию черепа?

Плагиоцефалия — собирательный термин, обозначающий деформацию черепа с приобретением им асимметричной или косой формы. Доктор-остеопат Андрей Геннадьевич Малютин рассказывает о трёх видах плагиоцефалии, а также о том, при каком из них поможет остеопатия.

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

Image

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания — они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаясь поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

Image

Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.

Привычное отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.

Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка, которые ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь.

Image

Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков — достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Трейнер обеспечивает более комплексное воздействие — специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти. Регулярные занятия не менее часа днём плюс ночное применение обеспечивают значительное улучшение тонуса круговой мышцы рта уже через 2-3 недели, носовое дыхание у ребенка постепенно восстанавливается, и свободная вентиляция носовых ходов способствует прекращению аденоидных разрастаний. Исследования показали, что при регулярной дыхательной гимнастике с использованием вестибулярной пластинки или трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей в возрасте 3-6 лет и за 3 месяца у 83% детей 6-12 лет. При этом, у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание при лечении по этой методике восстанавливается даже без операционного вмешательства.

Image

В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.

Применение миофункционального трейнера или вестибулярной пластинки гораздо эффективней обычных дыхательных упражнений – в контрольной группе, где дети занимались исключительно лишь дыхательными упражнениями без применения каких-либо аппаратов, дыхание через 6 месяцев восстановилось всего у 32% детей в возрасте 3-6 лет, и лишь у 12% детей в 6-12 лет.

Image

Регулярное использование трейнера в возрасте 3-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба, и даже носовой перегородки – дно полости носа опускается и нёбо приобретает нормальную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс – располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, поэтому на сегодняшний день разработана модель трейнеров и для молочного прикуса. Его использование не занимает времени — ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть. Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: (495) 933-73-73

Запись на консультацию к ортодонту: (495) 784-71-35

Замечаете, что ребенок смотрит мультики с открытым ртом, храпит, скрежещет зубами ночью, часто устает, невнимательный? Вероятно, у него нарушен прикус. Эта проблема может сопровождаться частыми простудами, аденоидами, отитами, аллергическим ринитом.

По статистике у 40% людей есть миофункциональные нарушения (МФН) зубочелюстной системы, то есть как минимум у каждого 3-го человека. Это означает, что вы или кто-то из ваших знакомых, скорее всего, живете с МФН, даже не подозревая об этом. И с каждым годом нарушения прикуса встречаются все чаще. 

О проблеме рассказали 103.BY ортодонт Анна Богданец и логопед Дарья Сенькова.

Что это такое — миофункциональные расстройства?

Анна Андреевна Богданец 
врач-стоматолог, ординатор на кафедре ортодонтии БГМУ:

— Миофункциональные расстройства (МФР) — это нарушение работы  внутриротовых мышц и мышц лица (языка, мышц щек, круговой мышцы рта), которые приводят к аномальному развитию челюстей и формированию неправильного прикуса, а также к ухудшению качества жизни.

К каким проблемам может привести неправильный прикус?

— Много к каким! Давайте разбираться.

С помощью мышц наша зубочелюстная система выполняет такие функции как:

  1. сосание;
  2. глотание;
  3. жевание;
  4. речь;
  5. дыхание.

Если выполнение хоть одной функции будет нарушено, это приведет к дисгармонии всей зубочелюстной системы.

Возьмем для примера глотание. В норме у ребенка после 3 лет должен быть соматический глоток, то есть в процессе глотания язык прижимается всей своей поверхностью к нёбу, создавая вакуум в полости рта, и при этом слюна продвигается в глотку. В этот момент на нёбо оказывается колоссальное давление, стимулируется рост верхней челюсти.

Но представим, что у ребенка короткая уздечка языка и он не может даже достать до нёба. В такой ситуации язык остается лежать внизу и при глотании будет либо упираться в передние зубы, либо прокладываться между ними, что приведет к выталкиванию зубов вперед. При этом слюна будет вытекать в преддверие полости рта. И чтобы ее проглотить, ребенку придется сократить мышцы щек и губ, как бы подсосать слюну обратно в полость рта, а затем завершить акт глотания. И так он будет делать каждый раз, когда ему потребуется проглотить слюну или пищевой комок.

В такой ситуации увеличивается тонус щек — и мы наблюдаем щекастеньких деток после 3 лет. Нам кажется это милым, но это один из признаков нарушения функций у ребенка.

На этом все не заканчивается. Раскаченные щеки становятся настолько сильными, что теперь они оказывают давление на верхнюю челюсть, тем самым как бы схлопывая ее. В результате верхняя челюсть отстает в развитии, не создается должный объем кости для размещения всех зубов.

Мы разобрали, как можно получить неправильное положение зубов на примере нарушения одной функции, но это только один вариант развития патологии, а их множество.

Как понять, что у ребенка нарушен прикус?

— Признаков достаточно много.

Ортодонтические проблемы:

  • неправильное расположение зубов;
  • неправильный прикус;
  • ортодонтический рецидив (например, зубы смещаются назад после брекетов);
  • дисфункция височно-нижнечелюстного сустава (например, боль в челюсти, затрудненное жевание, щелканье или запирание челюсти).

Проблемы с речью:

  • шепелявость;
  • трудности с произношением других звуков;
  • неточная или невнятная речь.

Дети, которым сложно произносить звуки правильно, часто сталкиваются с трудностями, когда начинают учиться читать и писать.

Проблемы с приемом пищи:

  • ограничительная диета (часто с предпочтением мягких, обработанных пищевых продуктов);
  • трудности с грудным вскармливанием;
  • слюнотечение во время еды или питья;
  • грязный или шумный прием пищи;
  • чавканье, пережевывание пищи с открытым ртом.

Проблемы со сном и дыханием:

  • храп (явление это частое, но не нормальное в любом возрасте — человек должен проконсультироваться с врачом-отоларингологом);
  • апноэ во сне;
  • плохое качество сна (это может привести к проблемам с вниманием, поведением и повлиять на успеваемость в школе или на работе);
  • частое дыхание ртом, а не носом;
  • аллергии.

Почему дыхание через рот — это патология?

Дарья Петровна Сенькова
миологопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria:

— В носу у нас есть волоски-фильтры, которые очищают воздух и способствует согреванию воздуха. Человек с рождения должен дышать через нос. А вот рот нужен нам, чтобы жевать и глотать. Дышать ртом так же неестественно, как есть носом.

Предлагаю родителям понаблюдать за дыханием ребенка:

  • ночью поднесите к носу и рту ребенка зеркало или мокрый палец, чтобы понять, чем дышит ребенок;
  • днем сделайте это, когда ребенок смотрит мультики или играет.

Могут быть разные причины того, что ребенок дышит через рот.

1. Он родился преждевременно или роды были осложненными — в его носовые ходы и рот могли быть вставлены трубки. Если купол нёба ребенка становится высоким и узким (в силу любых причин), это уменьшает размер носовых ходов и затрудняет носовое дыхание. 

2. Искривление носовой перегородки, частые воспалительные заболевания полости носа, аденоиды, полипы, отек слизистой оболочки полости носа, инородные тела в полости носа и др.

3. Открыл рот во время болезни — привык.

4. Вредные привычки — сосание пальца.

5. Бутылочное вскармливание и пустышка также могут быть виноваты в  формировании высокого и узкого купола нёба — из-за неправильной формы соски бутылочки, а также задействованных движений и сил, совершенно отличных от тех, что вовлечены в процесс грудного вскармливания. 

При кормлении грудью ребенок захватывает сосок материнской груди, и «выдаивает» молоко, прижимая язык плотно к нёбу, что помогает правильному формированию его свода. 

Кроме того, в состоянии покоя при сомкнутых губах язык располагается в куполе нёба, что позволяет поддерживать и сохранять его правильную форму. 

6. Нижняя позиция языка. В норме язык находится вверху, на нёбе.

7. Слабые губы.

Какие последствия могут быть у ротового дыхания?

Ребенок/взрослый дышит ртом → теряет кислород снижена сатурация → изменение химического состава крови.

Нарушения дыхания ведут к плохому кровоснабжению организма. Мозг получает недостаточно кислорода, поэтому такие дети плохо высыпаются, становятся гиперактивными, плохо учатся.

Если ребенок привык дышать ртом, его язык всегда находится внизу, а не прижат к нёбу. В этом случае мышцы языка слабые. Во сне язык еще больше расслабляется и западает назад, блокируя дыхательные пути.

Также при нижнем положении языка верхняя челюсть хуже развивается, сужается. А значит, сужаются и носовые ходы — становится еще труднее дышать носом. 

Когда ребенок спит с закрытым ртом и прижимает язык к верхней челюсти, это стимулирует правильное челюстно-лицевое развитие. Расширяется челюсть и носовые ходы, улучшается тонус языка, ровные зубы.

Внимание! Во сне ребенок должен дышать носом, а губы должны быть сомкнуты. Ротовое дыхание вредно для здоровья. Если вы замечаете, что иногда ребенок несколько секунд не дышит или храпит, это симптомы серьезного нарушения — обструктивного апноэ сна.

Желтоватый налет на зубах, много кариеса — это признаки ротового дыхания.

Как глотание связано с прикусом?

— Если вы видите, что ребенок во время питья берет стакан зубами, при глотании жидкости и еды делает кивок головой, запрокидывает голову, вытягивает шею, надувает щеки, это ненормально.

Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. До 2 лет, пока сохраняется сосательный рефлекс, во время глотка язык совершает движение вперед назад, упирается в губы. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребенка перестраивается на соматический — когда язык расположен в передней трети твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

При правильном глотании язык находится на нёбе, делает движение волны. Очень важно для правильного глотка положение языка в покое. Точка покоя находится вверху за передними зубами — примерно там, где мы говорим звук Н. От точки покоя начинается соматический глоток.

У многих детей язык не в точке покоя, а лежит внизу — сохраняются инфантильный и смешанный типы глотания, при которых во время глотка участвуют мышцы шеи и лица. А они должны быть неподвижны во время глотания.

Почему может сохраняться инфантильный тип глотания?

— Бывают разные причины.

  1. Отсутствие активного жевания с 6 месяцев: сосательный рефлекс не замещается жевательным, жевательные мышцы плохо работают, что приводит к открытому рту.
  2. Сосание пустышки, пальца.
  3. Ротовое дыхание: язык лежит внизу, соматический глоток не формируется.
  4. Короткая уздечка языка — ограничивает подъем языка вверх.
  5. Соматические причины. Заболевания ребенка приводят к ослабленности — в таком случае не до правильных рефлексов.

Не норма, когда при глотании напрягаются мышцы челюсти, видны зубы, язык, надуваются щеки перед глотком. Также ребенок не должен во время глотка помогать себе глотать щеками, запрокидывать голову, во время питья брать стакан зубами.

Повышенный рвотный рефлекс в 5 лет — это сигнал о нарушении глотания.

Как глотать? Взять небольшую порцию воды в рот, сомкнуть губы и зубы, поднять язык на нёбо, проглотить. Внимание! Мышцы лица не участвуют в глотании. Двигается только «подъязычная косточка».

Как ребенок должен жевать?

— Можно заподозрить нарушения, если ребенок долго ест; запивает еду водой; отказывается от твердой пищи: не любит яблоко, морковь, мясо (отбивные, шашлык, просит порезать на кусочки); долго держит еду во рту; глотает не до конца пережеванную пищу.

Обратите внимание: может, у ребенка вовсе отсутствуют перетирающие движения челюстью во время еды.

  • Чтобы не допустить таких проблем, в 6 месяцев нужно вводить ребенку прикорм (отварные овощи).
  • В 1 год он уже должен жевать комочки, даже если нет зубов — жевать деснами. Давление на челюсти, массаж десен поможет прорезаться зубам.
  • Ребенку до 2 лет можно простимулировать жевание — предлагать твердые продукты. Отсутствие твердой пищи провоцирует замедление роста челюстей и неправильное формирование расположения зубов.
  • После 2 лет чаще всего приходится обучать жеванию, стимуляции недостаточно. В норме жевание ритмично, губы сомкнуты, дышит нос.

Жевание имеет большое значение в развитии челюсти и прикуса. Рекомендуется использовать боковые движения в этом процессе.

Эти функции — дыхание, жевание, глотание — определяют форму челюстей и прикус.

Итак, еще раз:

  1. дышать правильно носом;
  2. глотать — без участия губ, щек, шеи, головы, с языком в куполе нёба;
  3. жевать правильно твердую пищу на обеих сторонах с участием языка и перетирающих движений.

Если у вас или вашего ребенка наблюдаются какие-то нарушения в этих процессах, подумайте о консультации со специалистом.

Какие врачи работают с миофункциональными нарушениями?

Анна Андреевна Богданец 
врач-стоматолог, ординатор на кафедре ортодонтии БГМУ:

Консультант по грудному вскармливанию может помочь с трудностями кормления грудью, в том числе вызванными короткой уздечкой языка.

Ортодонты, стоматологи-хирурги и ЛОР-врачи могут диагностировать, корректировать прикус и выполнять операции по освобождению уздечки языка. ЛОР также может помочь со всеми проблемами дыхательных путей, включая закупорку дыхательных путей и нарушения дыхания во сне (например, храп).

Полезная ссылка Ортодонтия в Минске Выбрать медицинский центр и врача

Логопеды и миофункциональные терапевты могут лечить поведенческие проблемы, связанные с орофациальными миофункциональными расстройствами, тренируя носовое дыхание, оптимальные модели жевания и глотания, помогая избавиться от оральных привычек и обеспечивая до- и послеоперационный уход за людьми после коррекции уздечки языка.

Логопеды также могут работать над проблемами речи, вызванными МФР.

Полезная ссылка Логопед в Минске, дефектолог Консультация специалиста, диагностика

Очень важно, чтобы специалист, к которому вы идете, прошел обучение по орофациальным миофункциональным расстройствам. Это все еще зарождающаяся дисциплина в медицине, так что многие врачи не обучены диагностике и лечению МФР, а некоторые могут даже не знать о них. Поэтому не бойтесь спрашивать специалиста об обучении в этой области. 

И помните, что ранняя диагностика — залог успеха любого лечения, в том числе миофункциональных нарушений.

Следите за 103.BY в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Viber, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти наименьшее неравенства на отрезке
  • Как найти сумму двух рядов
  • Как найти exe chrome
  • Проблемы при сканировании частоты 11766 как исправить
  • Как найти формулу углеводорода по объему