В статье рассказывается:
- Основные причины образования пробок на дорогах российских городов
- Мировой опыт борьбы с пробками
- Методы борьбы с пробками на государственном и частном уровнях
- 8 способов справиться с пробками на дорогах России
- 7 необычных способов борьбы с пробками в городах мира
- 6 технологичных способов справиться с пробками на дорогах
Практически все страны волнует, как справиться с пробками. Проблема, ставшая настоящим бичом больших городов во всем мире, продолжает свое победное шествие. В крупных мегаполисах с ней справляются с переменным успехом. Где-то вводимые меры дают результат, где-то оказываются провальными. В России самым проблемным регионом, как не сложно догадаться, является Москва.
Несмотря на то, что пробки не исчезают, некоторые методы борьбы с ними оказываются довольно эффективными. Из нашего материала вы узнаете, как с ними пытаются справиться в России, западных и восточных городах-миллионниках.
Основные причины образования пробок на дорогах российских городов
Ситуация с увеличением дорожных заторов наблюдается не только в крупных городах России. Пробки теперь возможны и в населенных пунктах, где количество жителей не превышает 500 тысяч человек. Но там пока удается выдерживать баланс. Однако столица не выносит напора: в Москве становится все хуже и хуже. Она уже не первый год находится в рейтинге десяти городов с самым загруженным дорожным трафиком. В прошлом году Москва была в топ-5 такого рейтинга, но в этом — уступила позиции двум индийским городам и Маниле, столице Филиппин.
Статистика 2019 года показывает, что дороги Москвы перегружены на 59 %, а это значит, что водители тратят на каждую поездку на 59 % больше времени из-за наличия пробок. Вечером цифра растет: показатель приравнивается к 115 %. Если посчитать, сколько времени владельцы автомобилей провели в столичных пробках в прошлом году, то окажется, что эта сумма даже больше недели, около 9,5 суток.
Для крупных городов заторы — часть жизни, обыденный ее элемент. Можно ли внести какие-то изменения в эту ситуацию? Как справиться с пробками?
Каковы причины возникновения заторов? Одна из главных — недостаточное число дорог. Люди покупают больше машин, но количество дорожного полотна в стране не увеличивается. Из-за его нехватки даже такой незначительный по меркам Европы объем автомобилей оказывается заключенным в пробках. Двигаться беспрепятственно, свободно получается только в ночное время.
Давайте сравним два мегаполиса — Москву и Токио.
И тот, и другой город примерно одинаковы по своим размерам: Москва (до МКАДа) — 870 км2, Токио — 615 км2. Количество людей, проживающих в столицах, и объем автомобилей примерно сопоставимы. Но дорог в Токио (с учетом скоростных трасс Express Way) больше в 7 раз, чем в российской столице. Поэтому жители Токио почти не наблюдают пробок, тогда как москвичи считают их уже привычной частью города.
Еще одна постоянная причина заторов — аварийные ситуации. Даже незначительное ДТП останавливает движение. Вместо того чтобы эвакуировать авто с проезжей части своими силами, владельцы машин вынуждены долго ждать сотрудников дорожно-патрульной службы.
Ремонтные работы — еще одна причина возникновения пробок. Наверное, вы наблюдали, как в активные часы службы начинают устранять недостатки дорожного полотна. Если при этом у ремонтников нет нужной техники или материалов, все это затягивается. Ну а когда начинаются капитальные работы, то становится совсем плохо.
Мы назвали три основные, злободневные причины появления заторов. Есть еще и другие, например, проблемы с организацией движения дорог. Возьмем населенные пункты, между которыми расположились только радиальные дороги. Имея такие магистрали, жители одного района не могут беспрепятственно попасть в другой. По этому же принципу затрудняют перемещение и ж/д пути.
Дорожно-транспортная структура нашей страны двумерна. На территории России отдельно расположены ж/д дороги, отдельно запущены магистрали. А как настроить их пересечение — вопрос открытый. Итог такого построения – огромные перепробеги, возмущения участников движения, отчужденность районов, находящихся вблизи искусственных препятствий.
Так как справиться с пробками? И можно ли это сделать? Если захотеть — конечно. Но одного намерения недостаточно, это потребует и финансовых вложений.
Мировой опыт борьбы с пробками
В рейтинге стран, победивших пробки, первое место занимает Япония. Как уже писали выше, Токио близок по своим размерам и количеству проживающих в нем людей к Москве. Но при этом пробок там почти не наблюдается. Ответ, почему так происходит, прост. Здесь выстроена дорожная сеть, представляющая собой большое количество уровней. Нижние этажи ее занимают районные дороги, следом идут межрайонные, магистрали проложены сверху. Сама длина дорожного полотна токийских дорог в 7 раз больше, чем московских. Конечно, это решение очень эффективно, но мы понимаем, что не все населенные пункты могут позволить себе это.
Лондон решил проблему пробок иначе: он ввел плату за въезд в некоторые районы города на личном автомобиле. Благодаря этому решению казна получила большие поступления, а загруженность дорог упала в несколько раз. Правда, вместе с ней сократилось и количество финансов в кошельках англичан.
Власти Франции решили проблему за счет сокращения полос для личных авто в пользу общественного транспорта. Поэтому проехать на последнем сейчас гораздо быстрее. Правда, пробки на дорогах для владельцев машин увеличились. Напомним, что во Франции актуально и метро, оно активно используется жителями. Станции там расположены в 500 метрах друг от друга. Такая схема — хорошая альтернатива проезду на собственной машине.
В Китае власти предлагают жителям пересесть с автомобилей на велосипеды. Около каждой точки метро есть стоянки, где вы можете взять велосипед. Да и развитию метро в Китае уделяется много внимания.
Финны нашли другой выход из ситуации – ездить на своем автомобиле там слишком дорого. В США для тех, кто находится в пути не один, созданы скоростные полосы. Испания предложила жителям подземные шоссе и паркинги.
Методы борьбы с пробками на государственном и частном уровнях
1. Что предпринимает государство для борьбы с пробками
Меры, вводимые на государственном уровне, можно разделить на две составляющие:
- Реконструктивные.
- Ограничительные.
К первым относятся возведение нового дорожного полотна, восстановительные работы в отношении старых дорог, мостов, магистралей. В пул задач также входит пересмотр организации движения в тех точках, где часто возникают пробки. Государство решает вопрос о качестве пешеходных переходов: они должны стать подземными и надземными. В планах заменить некоторые светофоры на развязки.
Ко вторым мерам относят продвижение поездок на общественном транспорте. Например, для этого некоторые страны выставляют ограничения на количество машин, принадлежащих одной семье. Власти городов делают платными въезды в населенные пункты, размещают парковки, требующие вноса оплаты, выставляют ограничения выезда машин по определенным дням (четным и нечетным датам).
Сюда же входит и расширение маршрутов общественного транспорта, введение в пользование удобных и комфортабельных автобусов, маршрутов, вагонов метро, понижение цены проезда. Это поможет убедить владельцев авто отказаться от своих машин.
Некоторые из перечисленных мер уже задействованы в столице. Нельзя сказать, что их применение дало большие плоды, но эффект все-таки есть. Пробки в несколько километров постепенно остаются пережитком прошлого. Центр города становится более свободным: заторы на прежних местах исчезают.
2. Что проводится на частном уровне для борьбы с пробками
Вступить в борьбу с длительными заторами должен каждый автовладелец. Как справиться с пробками? Во-первых, быть вежливым на дороге. Да, речь идет о культуре поведения. Например, проезжая нерегулируемый перекресток, следует использовать метод «елочка»: каждый автомобиль, едущий по главной дороге, должен пропускать другую машину, выходящую со второстепенной.
Во-вторых, стоит перестать ездить по обочинам, а также полосам движения, которые рассчитаны на повороты. Автовладельцы, встраивающиеся в ряд сбоку, автоматически тормозят всю колонну. Да и вообще, торможение в пробке или в «густом» автопотоке стоит производить плавно.
Водители, которые видят перед собой загорающийся красный свет, нажимают на тормоз резко. Такое поведение приводит к тому, что все машины, находящиеся сзади, также интенсивно оставляются.
В-третьих, самым эффективным способом отказа от пробок является использование личного авто только тогда, когда это действительно нужно. Естественно, что на дачу, находящуюся за городом, вы пешком не пойдете. Но вот на работу, которая расположена в 2 станциях метро от дома, или в магазин в нескольких минутах от квартиры можно проложить маршрут пешком или на автобусе.
8 способов справиться с пробками на дорогах России
Способ №1: Постройка в крупных городах многоуровневой дорожной структуры
Этот метод практикуют в Японии. На верхних уровнях располагаются магистрали, ниже — межрайонные дороги, замыкают сети районные дороги. Конечно, система потребует немалых финансовых вложений, и не все города смогут себе это позволить. Но чтобы обеспечить безопасность дорог, поддержать экономический и экологический уровень жизни населения, денежные средства нужно направлять на решение именно этих задач.
Способ №2: Организация связанных дорог
Многоуровневые дорожные сети — неплохое решение, но и они не всегда помогают улучшить ситуацию в городе. Их необходимо размещать в определенных местах. На других территориях следует задуматься о строительстве связанных дорог. Это позволит автовладельцам оперативно добраться до нужной точки. При такой дорожной структуре машины будут равномерно располагаться по магистралям, в результате движение улучшится.
Для решения этой задачи подойдет строительство мостов, возведение эстакад, а железнодорожные пути сообщения лучше вынести на другой уровень. Конечно, это требует немалых средств.
Строительство парковок также способствует избавлению от пробок. Машины, которые адекватно запаркованы, не создают помех на дороге.
Способ №3: Обдуманная застройка
Если вы проанализируете, где чаще всего появляются пробки, то увидите, что они возникают не только в точках пересечения районных дорог и магистралей, но и там, где выстроены торговые центры, офисы, а также размещены жилые многоэтажки.
Для того чтобы решить проблемы заторов, нужно обдуманно подходить к теме застройки. Просчитанная с политика строительства, равномерное размещение точек притяжения авто (офисов, торговых центров) позволят минимизировать транспортную нагрузку в этих пиковых местах.
Однако в мегаполисах мы наблюдаем противоположную картину. В центре города, как правило, размещено почти 100 % бизнес-центров и торговых площадей, люди едут туда именно на собственных автомобилях.
Способ №4: Оперативное устранение аварий на дороге
Здесь решение простое. Во-первых, участники дорожного движения должны понимать, что нужно убрать пострадавшее авто с проезжей части как можно быстрее. Если же авария в более серьезных масштабах, то городские службы, инспекторы должны среагировать оперативно, не допуская возникновения пробок. Кажется, что это звучит легко, но водители обычно долго ждут ДПС, да и сами службы не стремятся оказаться в нужном месте быстро.
Для общественного транспорта созданы особые выделенные полосы для быстрого движения автобусов.
Способ №5: Проведение работ в часы наименьшей загруженности дорог
Напомним, что одной из причин возникновения пробок являются ремонтные работы на дорогах. Чтобы этого не происходило, они должны производиться подобно спецоперациям: быстро и бесшумно. Конечно, это не касается масштабных трансформаций дорожной структуры. Но ремонт ям, очищение дорожного полотна, нанесение разметочных линий должны осуществляться оперативно и не в момент повышенного движения. Опять же, это будет возможно, когда исполнительные службы примут данную информацию. Пока они с регулярностью выполняют все ремонтные операции именно в час пик.
Способ №6: Популяризация общественного транспорта
Конечно, ни один автобус, троллейбус и другой вид общественного транспорта не встанет по своему удобству и комфортабельности на один уровень с личной машиной. Но если власти усовершенствуют общественный транспорт, график его движения будет точным, то многие водители безболезненно согласятся стать пассажирами.
Способ №7: Размещение парковок
Если у владельцев авто появится возможность оставлять свою машину на перехватывающей парковке и продолжать путь на общественном транспорте, то желающих ехать в центр города на личной машине будет меньше. Но для организации парковочных мест нужна площадь. К сожалению, власти отдают такие территории под застройку офисов, торговых площадей. В результате нагрузка на дорогу увеличивается еще больше. Но на парковки, за которые нужно платить, государство денег не жалеет.
Способ №8: Создание реверсивных дорожных полос
Кажется, что реверсивные полосы не особо повлияют на дорожный трафик. Но если мы говорим о часе пик, то они будут действенным решением, особенно в тех зонах, где расширить улицу не представляется возможным. Опираясь на время (день, вечер, ночь), часть дороги с помощью этого решения (реверсивных дорожных полос) изменяет направление потока авто. Это помогает основным полосам пропускать огромное количество машин.
Некоторые города, используя эту практику, в утренние часы размещают на реверсивных дорогах необходимые заграждения, которые отделяют полосы. Вечером преграды перемещаются. Такие действия создают безопасные условия для движения автомобилистов.
7 необычных способов борьбы с пробками в городах мира
Как справиться с пробками? Есть классические методы — расширить дорогу, улучшить качество общественного транспорта, увеличить количество платных дорог. Но некоторые страны придумывают свои необычные решения.
-
- Плюс один пассажир в Индонезии
7 необычных способов борьбы с пробками в городах мира В Джакарте, столице Индонезии, борясь с частыми пробками, власти разработали закон, который разрешал заезжать в центр на машине только в том случае – если в ней находилось не меньше трех персон. Это нововведение работало в будни днем. Меру ввели в 1992 году, правда, в 2016 с ней попрощались. Чиновники предполагали, что автомобилисты будут объединяться и совершать совместные поездки, в результате число машин уменьшится.
Однако идея не сработала. Водители не стали этого делать, зато появились так называемые «жокеи» — люди, которые за небольшое вознаграждение становились дополнительными пассажирами. В основном, такими были женщины с детьми.
- Полиция на роликахВласти Джакарты не остановились на одном необычном нововведении. В 2008 году они создали отряд полиции, которая перемещалась на самокатах и роликовых коньках. Пробки в городе чаще всего возникали из-за аварий, даже сами полицейские службы не могли добраться до места происшествия из-за невероятных заторов. Тогда власти и решили предложить им ролики, чтобы те оперативно могли оказаться в нужной точке.Но эта идея не оказалась прорывной. Ролики — не самый стремительный вид перемещения, особенно когда в городе живет 12 миллионов человек. Так, Джакарта перешла на более традиционные способы решения проблем с пробками.
- Четные и нечетные греческие номера автомобилей и заезд в определенные дни
Четные и нечетные греческие номера автомобилей Власти придумали неординарное правило для водителей: те, у кого машины имеют номера, заканчивающиеся на четные числа, выезжают на дороги только по четным датам месяца, следовательно, авто с нечетными номерами – только в нечетные дни. Нововведения распространяются на будни, нарушителям грозит штраф в 72 евро. Греческие чиновники решили проблему заторов, предположив, что это сократит количество авто на дорогах вдвое.
Правда, решение сыграло злую шутку. Жители Афин начали покупать еще больше машин. Добавилась и другая проблема. На территории города нет ограничений на выбросы, поэтому греки приобретали и подержанные авто. Итог: пробки не исчезли, экология в разы ухудшилась.
- Введение квот на автомобили в Сингапуре В Сингапуре проблему пробок решили иначе: власти ввели квоту на приобретение авто, около 13 000 разрешений в месяц. Такие допуски разыгрывали на аукционе, и стоит это от 8 до 10 тысяч американских долларов. Правда, власти решили, что и этой цены будет мало, добавив к стоимости еще и оформление авто, постановку его на учет, налоги на импорт и другие параметры. В результате содержание авто обошлось жителям очень дорого, почти в 4 раза больше чем европейцам или жителям США. Далеко не новая обычная модель автомобиля с начальной стоимостью в 20 000 долларов в Сингапуре теперь выходит во все 70 000. Покупка авто премиального класса имеет «поднебесную» цену.Здесь машина в прямом смысле становится роскошью и богатством. Хочешь передвигаться на личном транспорте — зарабатывай очень много либо выбирай другое место жительства.
- Ограничения на въезд в исторический центр Рима
Ограничения на въезд в исторический центр Рима Зона ограничений для въезда автомобилей в Риме установлена с 1994 года. Посетить на машине исторический центр старого города просто так нельзя. Территория закрыта на въезд в будни с 6:30 до 18:00, а также в субботу с 14 до 18.00. Получить разрешение на проезд могут только те люди, которые там живут. Другие же, работающие в этом районе, должны предоставить документы, подтверждающие необходимость своего нахождения на этой территории, и внести пошлину в размере от 55 до 600 евро за разрешение и паркинг. Если кто-то самовольно заедет в это место, то заплатит 78 евро в качестве штрафа.
Меры подействовали. Интенсивность дорожного движения упала на 20 %, правда, и использование общественного транспорта возросло на 6 %. Власти пока довольны нововведением, да и сами жители исторического центра не высказывают недовольство по поводу работы такой системы. Правда, эта электронная технология пропусков иногда дает сбой. Некоторые водители сообщали, что они получают за 6 минутный проезд по этой территории штраф целых 6 раз.
- Плюс один пассажир в Индонезии
- Сервис попутчиков в Лос-АнджелесеВ Лос-Анджелесе вы можете найти себе попутчика в онлайн-сервисе Carpool. Он работает с 1970 года. Идея возникла внезапно: жители города просто стали давать объявления в прессе о том, что хотят найти компанию для путешествий, чтобы снизить дорожные сборы и затраты на топливо. Популярным это решение стало в США и Австралии, где расстояния были наиболее длительными. Интернет внес в это предложение свои коррективы и новую волну. Власти США нашли в сервисе и другую, положительную для них сторону – возможность регулировать дорожный трафик. Они предлагают соседям, людям, которые работают вместе, объединяться и преодолевать расстояния на одном автомобиле.Для машин с вместимостью больше одной персоны созданы отдельные полосы. Они позволяют обходить пробки в напряженные дорожные часы. Правда, компании на такие перемещения собираются тяжело и, к сожалению, также быстро распадаются. Но все равно способ передвижения не теряет своей актуальности и постепенно набирает обороты.
- World carfree day
World carfree day С 1996 года в мире существует необычный праздник — день без авто, или World Carfree Day. Это направление зародилось еще в 70е года во время нефтяного кризиса. Позже в трех европейских городах, один из которых столица Исландии, образовались даже акции «зеленых». Через некоторое время появился и проект Евросоюза «Город без моего автомобиля», переросший в целую неделю мобильности.
22 сентября многие города запускают это мероприятие. Власти активно поддерживают эту дату. Для празднования они используют разные способы: закрывают улицы, запускают демонстрации только на велосипедах, ограничивают движение автомобилей на территории всего города или его отдельной части, предлагают в качестве альтернативы прокат велосипедов, роликовых коньков, проезд на автобусах и других видах общественного транспорта.
На закрытых территориях проводят масштабные фестивали, яркие концерты. Задача таких мероприятий – продемонстрировать людям, насколько спокойнее и живописнее может быть город без машин.
Это движение все больше набирает популярность. Конечно, ведущим двигателем являются зеленые муниципалитеты и власти города. Именно они видят в таком нововведении возможность пересадить людей с личных авто на общественный транспорт. Правда, те, кто не поддерживает движение, очень злятся и негодуют. А закрытие улиц во время мероприятия приводит к жутким пробкам.
6 технологичных способов справиться с пробками на дорогах
- Транспортные средства с автопилотом
Транспортные средства с автопилотом Порой виновники заторов — сами владельцы авто. К пробкам приводит их неправильное поведение на дороге. Например, они двигаются с медленной скоростью по полосам, где нужно ехать быстро, из-за этого вся колонна машин замедляется. Также водители нарушают ПДД, перестраиваясь и не включая поворотники. Многие забывают про культуру поведения: не уступают друг другу, водят слишком интенсивно и с агрессией.
Если машины с автоматическим вождением станут популярны в городах, то пропускная способность на дорогах увеличится. Все-таки электронный разум не будет нарушать правила дорожного движения, перестроение будет плавное, а резкие остановки исчезнут. Машина с автопилотом не будет демонстрировать индивидуальный стиль вождения, все маневры окажутся предсказуемыми, по правилам.
Конечно, при таком развитии событий исчезает человеческий фактор. Безопасность увеличится, аварии сократятся. Ученые также смогут выставить настройки автопилота с учетом данных датчиков, которые собирают информацию о дорожном трафике. Они позволят оптимально и грамотно эксплуатировать машины, не создавая заторов.
Дорожные пробки возникают из-за малого количества дорог, часть из которых в принципе не приспособлена к большому числу машин. В заторах автовладельцы, стремясь быстро преодолеть эти затруднения на дороге, нарушают правила. В результате, они не только не проезжают быстрее, но и затрудняют ход другим участникам движения.
Но прежде чем машины с автопилотами станут обыденным явлением, придется устранить много юридических вопросов. Например, установить ответственность, если возникнет ДТП. К тому же, если такие автомобили будут пользоваться спросом, то многие люди потеряют работу.
Но рано или поздно наши дороги всё-таки будут заполнены машинами с автопилотами, и дорожный трафик значительно разгрузится.
- Системы, осуществляющие синхронизацию авто на дорогах
Системы, осуществляющие синхронизацию авто на дорогах В авто с установленными системами интеграций с другими машинами настроено оборудование, сообщающее информацию другим автовладельцам и передающее ее в центральный пульт управления. Технология позволяет собрать данные о скорости, расстоянии до другого автомобильного средства.
Она также может рассказать водителю о событиях на дороге, к которым он приближается.
Принцип работы такой: автомобили с помощью определенной программы выстраивают коннект друг с другом. Водители заранее узнают ситуацию, информация о которой перемещается из машины в машину. Тем самым, человек, зная эти данные, может снизить скорость, чтобы пересечь аварийный участок беспроблемно. Также машины с таким оборудованием связаны с центром управления движения. Если авто начинает снижать скорость из-за ДТП, то центр также получает информацию о проблеме.
Автомобили с такой системой дают возможность гораздо быстрее двигаться по дороге, находясь ближе друг к другу, без рисков создать аварию.
Кроме того, технология слежения за авто позволяет стремительно реагировать на любые дорожные проблемы в крупных населенных пунктах.
С этой системой может быть соединена вся транспортная структура. Например, интегрированы светофоры. Если на них есть кнопки для пешеходов, при нажатии на них человеком автомобилисты получат сигнал о необходимом снижении скоростных характеристик.
Так движение на дорогах станет понятным и контролируемым.
- Отслеживание дорожного трафика
Отслеживание дорожного трафика/figcaption> Перемещаясь по дороге в большом населенном пункте, вы попадаете под наблюдение интеллектуальной системы управления движением. Она осуществляет эту функцию при помощи датчиков. Безусловно, технология не отслеживает каждое конкретное авто, а просто наблюдает за скоростью потока. Основываясь на этих данных, в частности, на средней скорости движения, светофоры выстраивают режим работы на перекрестках. Это позволяет эффективно настраивать пропускную способность на дорогах.
Отметим, что эта технология, также собирая данные, позволяет отправлять водителям специальные сообщения о ситуациях на дороге, отображая их на установленных экранах. Особенно актуальна информация в часы пик, утром и вечером. Технология передает данные о заторах, необходимой скорости и других показателях.
Автовладельцы, зная это, решают, как объехать напряженные участки дороги впереди. В целом, это уменьшит возможную нагрузку на дорожное полотно.
Система также может сообщить водителю о приближении к месту ДТП. Это снизит риск повторного попадания в аварию.
- Нанесение интеллектуальной дорожной разметкиЭта система пока продолжает разрабатываться учеными и, возможно, вскоре она выйдет в свет и найдет применение на дорогах России и других стран. Отметим, что технологию придумала компания Razmetkus, основанная в России. Интерактивная дорожная разметка сигнализирует водителю об опасных ситуациях. Сначала происходит сбор данных, а потом они отправляются каждому водителю на дороге. Технология передает информацию об авариях, приближающихся поворотах, знаках дорожного движения и многом другом. Если в авто установлена функция проецирования картинки на лобовое стекло, то водитель увидит данные, поступающие от системы, прямо перед собой.
- Умная GPS/Глонасс навигацияGPS навигация постоянно совершенствуется. Оборудование информирует водителей о заторах на дороге, выстраивает альтернативный маршрут. Это вселяет надежду, что в скором времени системы навигации будут давать автовладельцам еще больше данных..
- Координация светофоров
Координация светофоров Настройка светофоров больше всего необходима там, где есть одностороннее движение с маленьким количеством перекрестков. Такая система уже установлена во многих российских городах и городах мира. Светофоры обеспечивают так называемую «зеленую» волну движения. Кроме того, по всей длине улицы расставлены датчики движения, которые собирают данные о скорости проходящих по ней авто. Светофоры фиксируют эту информацию, корректируют свой режим работы, опираясь на интенсивность потока движения. Синхронизация происходит и со светофорами, размещенными на улице, идущей параллельно. Это сделано для того, чтобы пробки не возникали.
Статистика показывает, что такая настройка светофоров увеличивает уровень скорости в среднем на 20 %, а время, затраченное на передвижение, сокращается от 20 до 30 %.
Принятие мер против заторов — цель властей многих стран. Правда, каждое государство определяет свои пути решения. Некоторые бросают силы на реконструкцию дорожной структуры, кто-то вводит ограничения на владение личным авто, кто-то популяризует общественный транспорт, велосипеды и ролики. Резюмируя скажем, что методы борьбы с пробками есть, но все же к решению задачи нужно подходить под полноценно и системно, затрачивая на это много сил и денежных средств.
Главными причинами пробок являются рост автопарка и устаревшая дорожная инфраструктура. Также на появление заторов влияют дорожные происшествия, ремонтные работы, стоянки автомобилей прямо на дороге вне специальных карманов и многое другое.
Постоянные пробки вызывают стресс у водителей, сопровождаются шумом, препятствуют оперативной работе экстренных служб, приводят к увеличению расхода топлива и выбросу дополнительных вредных веществ в атмосферу. Еще одним опасным последствием пробок являются систематические опоздания жителей крупных городов на работу, что влечет существенные экономические потери. В частности, Лондон ежедневно теряет на опозданиях свыше 1 миллиона фунтов стерлингов.
С неуемным ростом автомобильного транспорта, постоянные пробки для большинства крупных городов во всем мире стали обыденностью. Борьба с заторами становится важнейшим направлением политики властей. С постоянными пробками сталкиваются в разных странах, каждая из которых выбирает свои методы борьбы с загруженностью дорог.
Содержание
- Способы борьбы с пробками в мире
- Проблема пробок в России
- Способы решения проблемы в России
Способы борьбы с пробками в мире
В деле борьбы с пробками наиболее передовым государством является Япония. Столица этой страны – Токио, сравнима по площади и населению с Москвой, однако пробок там практически не бывает. Причина кроется в том, что в Японии создана многоуровневая дорожная сеть. На нижних уровнях располагаются районные дороги, выше – межрайонные, а на самом верху – магистрали. Протяженность дорог в Токио в 7 раз больше, чем в российской столице. Такой способ организации дорожного движения крайне эффективен, но далеко не каждый город может себе это позволить.
В британском Лондоне для снижения загруженности дорог решили ввести плату за въезд в некоторые районы города на личном транспорте. Это привело к большим поступлениям в бюджет и некоторому снижению загруженности дорог, однако проблема с пробками не решена окончательно, зато такая мера сильно ударила по кошелькам англичан.
Во Франции было решено расширять коридоры для общественного транспорта, забирая полосы у автомобилей. В результате поездка на общественном транспорте сейчас проходит достаточно быстро, а вот среди автомобилей пробки только увеличились. Также во Франции хорошо развито метро, причем в Париже сеть станций гораздо гуще, чем в Москве. Во французском метро станции располагаются на расстоянии 500 метров друг от друга, что создает отличную альтернативу личному автомобилю.
Китайское правительство в свою очередь, агитирует граждан пересаживаться на велосипеды. Возле каждой станции метро созданы велосипедные стоянки, поэтому в Китае очень удобно добираться до метро на двухколесных конях. Кстати, развитию системы метрополитена в Китае также уделяется большое внимание.
В Финляндии проблема пробок решается дороговизной содержания личного транспорта. А в Соединенных Штатах Америки тем, кто едет в машине не один, предоставляется возможность ехать по скоростным полосам. В испанском же Мадриде предпочитают строить подземные шоссе и парковки.
Проблема пробок в России
Глобальная проблема нарастающих дорожных пробок не обходит стороной и нашу страну. Заторы появляются уже в городах с населением меньше 500 тысяч человек, однако там ситуацию еще удается поддерживать в сбалансированном состоянии. Наихудшая ситуация с пробками в России наблюдается в столице. Москва уже несколько лет входит в десятку городов в мире с самыми загруженными дорогами Еще год назад российская столица входила в ТОП-5 этого рейтинга, однако к нынешнему году пропустила вперед два индийских города и столицу Филиппин.
За 2019 год зафиксирован уровень перегрузки московских дорог на уровне 59%, что означает, московские водители тратят на каждую поездку на 59% больше времени из-за пробок. Причем в вечернее время этот показатель достигает 115%. В среднем за прошедший год каждый автомобилист из столицы провел в пробках около 9,5 суток.
Способы решения проблемы в России
Поскольку наиболее серьезная ситуация с заторами наблюдается в Москве, рассмотрим именно столичные методы борьбы с пробками. В Москве уже многие годы успешно функционирует Центр Организации Дорожного Движения. На данную организацию возложены широкие полномочия с целью организации безопасного и эффективного дорожного движения в городе. Центр помогает оперативно решать возникшие затруднения на дорогах, а также ведет работу по предотвращению пробок в долгосрочной перспективе.
На данный момент Москва в числе многих других столиц, не может позволить себе кардинально перестраивать дороги и создавать многоуровневые развязки. Для борьбы с пробками в Москве широко организуют платные парковки, реконструируются улицы, появляются новые трассы. Также власти обращают пристальное внимание на развитие сети общественного транспорта и организации велосипедных дорожек.
Борьба с пробками является важной задачей властей всех крупных городов мира. Каждое государство выбирает свой способ решения этой проблемы. Кто-то развивает дорожную систему, строит новые дороги и развязки. А кто-то наоборот стремится сократить количество личных автомобилей и агитирует граждан пересаживаться на велосипеды и общественный транспорт. Так или иначе, безусловно, эффективные методы борьбы с заторами существуют, однако к этому вопросу необходимо подходить системно и готовиться к большим финансовым затратам.
Избегайте езды в часы пик
Это кажется банальным, но простое планирование может существенно уменьшить время в пути. По статистике сервиса «Яндекс.Пробки», резкий рост загруженности дорог в Москве начинается в 7 утра и достигает пика к 8:00, после чего начинает медленно спадать. После 10 утра на дорогах становится спокойнее, а начиная с 11:00 загруженность очень плавно возрастает с небольшим скачком в обеденное время после 14:00. Вечерняя активность начинается с 16:00, а пиковых значений пробки достигают между 18 и 19 часами, причем загруженность дорог в это время выше, чем в утренние часы пик. После 20:00 дороги, особенно в центре, заметно разгружаются.
Не пользуйтесь встроенными навигаторами
Фирменные навигаторы в головных устройствах автомобилей чаще всего не отображают пробки и прокладывают маршруты без учета актуального трафика. Приложения для смартфонов, умеющие загружать пробки, предлагают более быстрые маршруты с объездом заторов. Однако выбирать маршрут стоит, полагаясь на личный опыт — иногда прямой путь с большим затором на самом деле оказывается более быстрым, чем объездной с множеством перекрестков и тесных дворов.
Следите за авариями и ремонтами
Те же приложения для смартфонов умеют отображать местоположение аварий и дорожных работ, что также помогает планировать путь. Кроме того, на интерактивных картах можно найти информацию о неработающих светофорах. Очевидно, что в месте, где только что произошло ДТП или сломался светофор, пробка будет только расти. А в местах дорожных работ стоит ждать сужений проезжей части, неудобных объездов и движения габаритной строительной техники.
Учитывайте дачный сезон
Вечер пятницы, когда дачники устремляются за город — самое тяжелое время для автомобилистов. Начиная с 16:00 в сторону области плотно встают вылетные магистрали, сложная ситуация складывается на МКАД, пробки скапливаются на первых километрах загородных шоссе, особенно там, где они проходят через населенные пункты. Затруднения в обратном направлении происходят вечером в воскресенье и утром в понедельник, когда дачники массово возвращаются в город.
Используйте перехватывающие парковки
В центр Москвы, где расположена плотная сеть станций метро, нет смысла ехать на автомобиле — почти наверняка там ждут плотные пробки и проблемы с парковкой. Сеть крупных перехватывающих парковок в городе так и не появилась, но, планируя поездку, почти всегда можно найти вариант бесплатно оставить автомобиль недалеко от станции метро за пределами ТТК и быстро добраться в центр на подземке.
Комбинируйте маршруты
Метро — лишь один из вариантов общественного транспорта. В Москве есть большая автобусная сеть, такси и больше десяти операторов каршеринга. Свои маршруты можно спланировать так, чтобы использовать разные виды транспорта в разных частях города. Например, каршеринг можно оставить в любом удобном месте, в том числе на платной парковке, а такси удобнее там, где требуется быстро проехать по полосе для общественного транспорта.
Слушайте аудиокниги
Если совсем избежать пробок не удается, время в машине можно провести с пользой. Стоя на месте можно, например, совершить нужные звонки, прибраться в салоне или послушать аудиокниги. Последние — идеальный вариант времяпровождения в ситуациях, когда хотя бы время от времени нужно концентрироваться на дороге. Помимо художественной литературы можно слушать образовательные лекции или учить языки.
Пробки — это одна из самых раздражающих отличительных черт больших городов, а иногда и маленьких. В пробках можно простоять несколько часов в день, постоянно слушая гудение, шум двигателей и вдыхая выхлопной газ. При этом нужно постоянно быть сосредоточенным на дороге, чтобы не пропустить момента, когда поток сдвинется хотя бы на пару метров, иначе ушлые водители могут попытаться тут же вклиниться перед тобой.
Но почему города стоят в пробках? Давай рассмотрим это явление подробнее, почему оно возникает, и как решить эту проблему.
Слишком много машин
Тут всё просто: чем больше машин, тем выше количество неадекватных водителей или тех, кто купил права, и тем сильнее вероятность возникновения ДТП и нелепых ситуаций на дорогах. Причём всё более растущий автопарк занимает всё те же улицы, которые создавались из расчёта намного меньшего потока. И если ещё 30 лет назад даже в мегаполисах люди могли спокойно проехать из одной точки в другую, постояв только на светофорах, сегодня, двигаясь по тем же улицам, они будут застревать в бутылочных горлышках там, где раньше было пусто.
Водители не поддерживают постоянную скорость
Одна из главных проблем в том, что все мы отличаемся. Кто-то реагирует очень быстро, другой, наоборот, медлит. В итоге на дороге возникает каша из машин, двигающихся беспорядочно, и такое явление как средняя скорость потока просто пропадает. Причём в условиях плотного трафика даже опытные водители из-за постоянного замедления и ускорения перестают осознавать, что их движение стало дёрганным и несвоевременным.
В этом случае достаточно хотя бы одного человека, движущегося вначале потока и замедлившего ход, чтобы все едущие за ним автомобили тоже сбавили темп. Это приводит к сокращению дистанции между автомобилями, и, как следствие, к практически отсутствующей возможности маневрировать.
Стабильному движению мешают препятствия
Чем крупнее город, тем больше в нём машин, и выше вероятность ДТП, в которых участники нередко целиком перекрывают полосу или даже всю дорогу. Кроме того, препятствием становятся дорожные работы, сужения, пешеходные переходы, пересечения трамвайных путей и тому подобные вещи. Если совместить препятствие с нестабильной скоростью потока, получится своеобразное бутылочное горлышко, в которое будут пытаться протиснуться все за один раз, что повышает риск ДТП и полной остановки потока.
Водители неправильно оценивают возможность ускорения
Пробки не возникают моментально, а начинаются с небольшого затора. Когда водитель останавливается за другим автомобилем и отвлекается на что-то, увидев, что поток впереди начал движение, он чрезмерно ускоряется, чтобы не допустить перестроения машин из соседних рядов. В то же время на самом краю затора другие водители мыслят также и начинают резкое ускорение. Те, что находятся за предыдущей стоп-линией, ошибочно думают, что полосы впереди свободны, делая такой логический вывод из средней скорости потока.
В итоге немало автомобилей вылезает на перекрёсток, не успевая завершить его проезд на светофор, и перекрывают путь уже тем участникам движения, что движутся перпендикулярно. В этот момент возникает своеобразный замок, где автомобили с четырёх сторон блокируют друг другу движение.
Водители обезличивают других участников движения и проявляют эгоизм
Когда едешь за рулём и кто-то тебя подрезает, как ты обычно называешь этого человека? Любыми оскорбительными словами, принижая его до уровня животного. В этом кроется одна из проблем — неуважение друг к другу. Чем больше машин, тем выше уровень стресса и сильнее отчуждение от общества. В этом случае водители начинают возвышать себя над другими участниками движения, считая их серой массой, которая обязана уступить место. И так думает практически каждый. В итоге это выливается во всеобщий эгоизм, где есть только потребности одного человека, а не всего потока, что нередко приводит к неадекватным манёврам, перекрывающим движение.
Водители играют в шашки
Как мы уже сказали выше, стабильность потока нарушают частые дёрганья и ускорения. Но ещё его ломают и так называемые «шашечники», которые, видя, что в соседнем ряду освободилось место, так как один автомобиль ещё не успел догнать другой, тут же перестраиваются туда, чем вносят хаос в поток. Те, что двигаются за ним, начинают ускоряться, видя освободившееся место, и в этот момент другой водитель из соседнего ряда пытается втиснуться на ту полосу, откуда только что выскользнул первый «шашечник». Несколько таких перестроений, и поток уже значительно замедляет скорость движения.
Люди не понимают прелестей общественного транспорта
Общественный транспорт намного более надёжный и безопасный, чем свой автомобиль. Но многие не хотят пользоваться им ввиду разных причин. Мы понимаем, что нередко приходится толкаться в переполненном транспорте, терпеть крики пассажиров, запах пота и другие недостатки такого передвижения, но это проблема не самих автобусов и трамваев, а недостатка количества машин на маршрутах и их качества.
Главное достоинство общественного транспорта в компактной перевозке пассажиров. Даже если каждый автобус оборудован всего 30 местами, это уже минус 30 автомобилей на дороге, а это немалый поток.
Большинство машин движется по дорогам в определённое время
Существует такой термин как «час пик». Суть его в том, что в определённое время все устремляются в одну сторону, а в другое — в обратную. Как правило, утром автомобили двигаются в сторону центра, и час пик происходит с 8 до 9 утра. Вечером он приходится на 6-7 часов. В эти часы на дороги выходит максимальное количество транспорта, что неминуемо приводит к заторам, а затем и к пробкам.
Как решить проблемы пробок
Самое главное, что нужно сделать — это усвоить культуру вождения и понять, что ты не один на дороге, и все водители равнозначны между собой. Именно эгоизм и наплевательство на остальных участников движения зачастую и приводят к неадекватным и опасным манёврам. Усвоив культуру вождения, зная правила дорожного движения и уважая друг друга, мы сделаем движение по дорогам более плавным.
Другой момент — это сокращение количества личного транспорта в угоду общественному. Разумеется, речь идёт не о нынешних автобусах и трамваях, а о комфортабельном транспорте, который будет ходить с как можно более коротким интервалом. В таком случае люди будут охотнее передвигаться на общественном транспорте, зная, что их не зажмёт толпа, и что им не придётся так же, как и остальным участникам дорожного движения, простаивать в пробке.
Что касается расширения дорог и даже строительства городских магистралей — это не выход. Опыт крупных городов, вроде Лос-Анджелеса, где мегаполис пересекает обширная сеть магистралей, показал, что такое решение приводит лишь к увеличению трафика и ещё большему загрязнению и пробкам.
Также в целях разгрузки дорог можно практиковать плавающий график работы, чтобы масса людей не устремлялась в одну сторону в определённый промежуток времени. Все эти действия помогут существенно разгрузить трафик и сделать жизнь в большом городе более приятной.
11 вещей, которые считаются нормальными в маленьком городе и странными в большом
Считается, что скоростные трассы одинаково спасают от заторов автомобилистов всего мира. Однако градостроители говорят, что нет универсального способа борьбы с пробками. Например, Москве подходит один сценарий, европейским городам – другой, а Азии – третий. Так, в Европе почти не строят многоуровневые дороги, а в Азии, наоборот, предпочитают расти ввысь. Какие методы борьбы с пробками используются в разных мегаполисах? Об этом рассказывает программа «Тайны Чапман» с Анной Чапман на РЕН ТВ.
Скоростные магистрали
Проблемой трафика в Токио серьезно озаботились еще в 60-х годах прошлого века. Тогда город задыхался от многокилометровых пробок, а чиновники и дорожные эксперты увидели прямую зависимость развития экономики страны от состояния трафика. В итоге всего за несколько лет японцам удалось сделать из парализованного машинами города один из самых благополучных в плане организации дорожного движения мегаполисов.
Фото: © Global Look Press/Yoshio Tsunoda/AFLO
«Основной маршрут водители проезжают по скоростным дорогам со скоростью 100 км/ч. Если они съезжают в город, то там двигаются уже со скоростью 30-40 км/ч, это совершенно безопасно для пешеходов и тех, кто там живет«, – рассказал архитектор Илья Заливухин.
Планирование города
Помимо Токио система скоростных дорог есть в Париже, Мадриде, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сингапуре, Пекине. И это один из самых действенных способов борьбы с пробками, говорят урбанисты. Но максимальный результат даст комплексное планирование городов.
«Необходимо создавать такие части города, где можно жить, работать и отдыхать в одном месте. Максимально качественные места города, чтобы развивать полицентричность и чтобы люди как можно больше сидели, работали и отдыхали в одном месте«, – пояснил эксперт.
Фото: © Global Look Press/Jeremy Graham
От личного к общественному
В 1992 году в Джакарте приняли закон, согласно которому въезжать в центр по будним дням в дневное время могли только автомобили, в которых находится не менее трех человек. Автомобилисты должны были кооперироваться друг с другом для совместных поездок в центр, снижая таким образом количество машин на переполненных дорогах.
В Лос-Анджелесе, как и в Джакарте, действует правило на минимальное количество людей в салоне автомобиля. Только там еще и поощряют водителей, у которых в салоне есть пассажиры. Для них в час пик работает выделенная полоса. По сути, личное авто приравнивается к общественному транспорту.
«Стоит заметить, что первые проблемы, с которыми столкнулись лос-анджелесские полицейские, это выходцы из России, которые посадили манекен на переднее кресло и возили его, чтобы пользоваться полосами общественного транспорта. Поэтому тут надо учитывать и изобретательность людей и сопутствующие обстоятельства«, – отметил заместитель руководителя Центра организации дорожного движения г. Москвы Александр Евсин.
Въезд по номерам
В Риме в рабочее время запрещено въезжать в центр города на личном автотранспорте всем, кроме тех, кто там живет. В Афинах машины, номера которых заканчиваются четным числом, могут ездить по четным числам месяца, а нечетным – наоборот. Правило действует только в рабочие дни. Это привело к тому, что 44 процента семей владеют двумя автомобилями с разными номерами. Жители признаются, что купили машины именно для того, чтобы избежать ограничений.
Фото: © Global Look Press/Matteo Nardone/Keystone Press Agency
В бразильском Сан-Паулу в час пик понедельника на улицы запрещено выезжать машинам с номерами, заканчивающимися на один и два, по вторникам на три и четыре. Однако полиция не в состоянии контролировать исполнение этого закона.
Увеличение стоимости авто
Дальше остальных в методах борьбы с пробками ушел Сингапур. Местные власти ограничили число продаваемых в стране машин и повысили их стоимость в три раза. Кроме того, за право купить личный автомобиль в Сингапуре нужно бороться на аукционе. Лицензию дают на 10 лет на конкретное авто. Перепродажа лицензии запрещена, равно как запрещена перерегистрация транспортного средства на другого владельца.
Фото: © Global Look Press/imagebroker.com/ Jochen Tack
«Все настолько продумано, что в нашей стране не найдешь лазейку. Конечно, мы понимаем, что это крайние меры, но зато у нас нет пробок. Мы спокойно передвигаемся по дорогам, не теряем время и никогда не опаздываем«, – говорит житель Сингапура Чун Чонг.
Карпулинг
Некоторые планировщики дорожного движения делают ставку на карпулинг – совместное использование автомобилей на определенных маршрутах. Это нечто среднее между вызовом такси и поиском попутки, но с гарантией безопасности и честной оплаты. Работает это так: вы устанавливаете приложение, указываете нужный маршрут, и программа подбирает автомобили, которые могут подхватить вас в качестве попутчиков. Ученые считают, что карпулинг сможет сократить пробки в два раза.
«В России это затруднено по большому количеству причин. Во-первых, у нас степень доверия пока между людьми не настолько высока, чтобы так интенсивно использовать машины без обязательств. Во-вторых, у нас само законодательство препятствует нерегулируемым перевозкам«, – отметил Евсин.
«Зеленая волна»
В Германии и Америке используют систему «Зеленая волна» – когда все автомобили двигаются с одинаковой разрешенной скоростью. Ее рассчитывают так, чтобы при подъезде к светофору на нем загорался зеленый.
Фото: © Global Look Press/imageBROKER/Hans Blossey
«Эта система действительно работает, но только в том случае, если сами водители не начинают создавать пробки. Это же просто – ехать с одной скоростью, когда все светофоры горят зеленым. Но один затормозил, другой прибавил газа, и тогда все ломается«, – объяснил дорожный аналитик Дэвид Монтгомери.
Датчики
В Чикаго система датчиков, скрытых под дорогами, позволяет диспетчерам следить за тем, насколько загружена автострада в данный момент.
«Динамика изменений в движении трафика – невероятно тонкая материя, поэтому такие системы управления весьма полезны. Благодаря этому мы можем понимать, анализировать причины пробки и быстро принимать решение«, – говорит урбанист Джозеф Шофер.
Южнокорейский Сонгдо стал примером «умного» города, где пробок никогда не бывает. Все дело в том, что улицы и здания оборудованы тысячами датчиков. Вся информация стекается в единый аналитический центр. Система меняет электронные дорожные знаки в зависимости от плотности автомобильного и пассажирского потока.
Подземная дорога
В Саудовской Аравии начали строить город в виде прямой линии протяженностью 170 километров от побережья Красного моря до города Табук. В мегаполисе не будет дорог и автомобилей, весь транспорт станет подземным и скоростным. Принимать жителей и туристов планируют уже в 2024 году.
«На постройку мегаполиса потратят 500 миллиардов долларов. Благодаря развитой транспортной системе из конца в конец города можно будет доехать за 20 минут. Энергию город будет получать только из возобновляемых источников«, – рассказал архитектор Азиз Баша.
Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в программе «Тайны Чапман» на РЕН ТВ.