Как исправить проблему безработицы

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие безработицы

Определение 1

Безработица – это такое состояние рынка труда, при котором часть экономически активного населения находится в поиске работы, но не может ее найти.

Международная организация, занимающаяся проблемами трудовой деятельности, признает человека безработным в период проведения статистического исследования населения, если в этот период индивид не был трудоустроен, находился в поисках работы, или был готов начать трудовую деятельность. Каждая страна самостоятельно устанавливает верхнюю и нижнюю границу возраста для трудоспособного населения.

Показателем, характеризующим безработицу, является уровень безработицы. Это количественный параметр, с помощью которого можно сопоставить данные по населению разной численности, либо для разных периодов времени. Расчетная формула уровня безработицы выражает отношение безработных к количеству трудоспособного населения. Показатель может рассчитываться для отдельных социальных групп, например, женщин, молодежи, сельского населения. Он выражается в процентах.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

В экономической теории существует понятие естественной безработицы. Этот термин определяет состояние рынка труда, при котором существует трудоспособное население, находящееся в поисках рабочего места по следующим причинам:

  1. Недостаток информации.
  2. Барьеры мобильности.
  3. Демографические изменения и другое.

Из-за несовершенства рыночной структуры полная ликвидация безработицы невозможна. Изменения вносятся через инструменты структурной и регуляторной политики. Примером может послужить внедрение новых технологий, облегающих поиск работы, установление минимального уровня оплаты труда, организация профессиональных союзов, отстаивающих права наемного персонала. Естественный уровень безработицы существует при полной занятости. То есть, уровень безработицы не равен нулю.

Проблемы безработицы

Считается, что естественный уровень безработицы – это норма для рыночной экономики. Одной из задач государственной политики в области обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, является установление «полной занятости». Последствия безработицы могут быть разрушительны для всей национальной экономики. Проблемы, которые возникают по причине безработицы, могут быть следующими:

«Пути решения проблемы безработицы в современных условиях» 👇

  1. Объем производства будет меньше запланированного, что приведет к отклонению фактического показателя ВВП от потенциального. Чем выше уровень безработицы, тем сильнее это отклонение.
  2. Уменьшение налоговых поступлений в государственный бюджет из-за снижения выручки, а также уменьшения доходов нетрудоустроенных граждан.
  3. Снижение уровня жизни безработных и их семей.
  4. Увеличение социальных расходов бюджета.
  5. Переизбыток специалистов в отдельных отраслях.
  6. Обострение социальной и политической обстановки в обществе.
  7. Увеличение теневого сектора экономики.

Нехватка трудовых ресурсов приводит к потере производственного времени, а значит, к уменьшению доходов в будущем. Потерянное время восполнить невозможно. Снижение качества жизни нетрудоустроенных граждан и их семей ведет к уменьшению совокупного спроса. Домашние хозяйства тратят последние сбережения, часть из них может уйти в теневую экономику. Разрастание неформального сектора национального хозяйства дестабилизирует доходы и расходы государства и экономики в целом. Кроме того, безработица негативным образом сказывается на уровне заработной платы. Спрос на труд насыщен, а предложение превышает потребность. Вследствие этого происходит снижение среднего уровня заработной платы.

Замечание 1

Безработица, помимо негативных последствий, создает конкуренцию среди трудоспособного населения. Она поощряет стремление к труду, обучению, получению дополнительного опыта и навыков.

Пути решения проблемы безработицы

Преодоление последствий безработицы начинается с планирования и реализации государственных программ поддержки населения, обеспечения граждан рабочими местами. В случае, если уровень безработицы продолжает расти, принимаются специальные меры регулирования. Государственное управление вопросами безработицы способствует решению общеэкономических задач:

  • Повышение качества жизни населения.
  • Увеличение доходов населения.
  • Вложение в человеческий капитал.

В зависимости от вида безработицы применяются соответствующие инструменты ее преодоления. Фрикционная безработица связана с затратами времени на поиск нового места работы. Человек может искать работу после увольнения, при добровольном желании сменить место работы, либо вследствие окончания сезонных работ. Одним из инструментов борьбы с фрикционной безработицей является работа по снижению мобильности населения. Это могут быть программы помощи для приобретения жилья. Чтобы уменьшить время на поиск нового места работы улучшается информационное обеспечение рынка.

Структурная безработица проявляется при изменениях в технологическом процессе производства, а также под влиянием структурных преобразований в спросе. Трудоспособное население оказывается безработным потому, что спрос на их профессию падает. Инструментом преодоления структурной безработицы является проведение курсов, а также внедрение программ профессиональной переподготовки. Самой сложной формой безработицы является циклическая. Чтобы снизить ее влияние необходимо провести мероприятия экономической политики, направленные на увеличение потребительского спроса, сдерживание роста инфляции, снижение предложения на рынке труда. Так же программа государственной поддержки должна быть направлена на создание благоприятных условий для самозанятых и молодых предпринимателей.

Замечание 2

Преодоление последствий безработицы представляет собой комплекс мероприятий в рамках экономической политики государства. Обеспечение трудоспособного населения рабочими местами способствует не только решению социальных вопросов, но и увеличению экономического дохода всего национального хозяйства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Социальная политика:

 Выплата пособия по безработице признанным безработными,

 Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

 Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

 Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

 Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
 

Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения — это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

 Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

 Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

 Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

 Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

 Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

По итогам третей главы необходимо отметить, что ситуацией в сфере труда и занятости, которая возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Формирование национальных рынков труда проходит по-разному в каждом из независимых государств, образованных на месте бывших союзных республик. Не является исключением и рынок труда, формирующийся в Приднестровской Молдавской республике. Его особенностями, как показал наш анализ, являются:

устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения;

сокращение абсолютной численности занятых, как в целом по республике, так и по отдельным отраслям и административно-территориальным единицам;

перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе;

незначительный уровень официальной безработицы (в пределах естественных величин) и рост скрытой безработицы;

профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке;

непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий,

низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда, что ведет к оттоку населения и особенно «молодых умов».

Особенности регионального рынка труда накладывают отпечаток на профессиональную адаптацию выпускников вузов, требуют ее изучения, что обусловливает необходимость разработки и внедрения рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Однако на практике существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов усложнившимся условиям современного рынка труда. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, что и предопределяет актуальность избранной темы.

Методы борьбы с различными типами безработицы.

Общие для всех типов безработицы меры:

создание новых рабочих мест

· создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

  Численность
рабочей
силы,
тыс. человек
В том числе Уровень, в %
занятые безра-
ботные
участия в рабочей силе заня-
тости
безра-
ботицы
 Российская Федерация 75639,2 72151,9 3487,2 62,5 59,6 4,6
 Центральный
федеральный округ
21403,6 20779,3 624,3 64,3 62,4 2,9
 Белгородская область 827,1 795,2 31,8 63,5 61,1 3,9
 Брянская область 586,4 566,5 19,9 57,9 55,9 3,4
 Владимирская область 726,7 695,6 31,1 62,7 60,0 4,3
 Воронежская область 1180,8 1132,2 48,7 59,5 57,0 4,1
 Ивановская область 517,2 499,0 18,2 60,6 58,5 3,5
 Калужская область 538,6 517,8 20,8 63,3 60,9 3,9
 Костромская область 301,2 289,5 11,6 56,9 54,7 3,9
 Курская область 566,3 543,9 22,4 60,5 58,1 4,0
 Липецкая область 599,2 577,3 21,9 62,2 60,0 3,7
 Московская область 4245,6 4134,8 110,7 67,7 65,9 2,6
 Орловская область 343,0 323,3 19,6 54,5 51,4 5,7
 Рязанская область 552,1 527,7 24,4 58,0 55,5 4,4
 Смоленская область 467,8 444,8 23,1 58,0 55,1 4,9
 Тамбовская область 502,4 483,4 19,0 57,0 54,8 3,8
 Тверская область 654,7 627,8 26,9 60,9 58,4 4,1
 Тульская область 798,2 767,3 30,9 62,5 60,1 3,9
 Ярославская область 644,4 613,9 30,5 61,0 58,1 4,7
 г.Москва 7352,0 7239,2 112,8 68,4 67,4 1,5
 Северо-Западный
федеральный округ
7492,9 7216,8 276,1 64,0 61,6 3,7
 Республика Карелия 303,1 280,7 22,4 59,1 54,7 7,4
 Республика Коми 428,8 395,3 33,4 63,3 58,4 7,8
 Архангельская область 565,1 530,0 35,1 59,8 56,1 6,2
   в том числе
Ненецкий авт.округ
22,1 20,3 1,8 65,6 60,3 8,0
    Архангельская область
без авт.округа
543,0 509,6 33,3 59,6 55,9 6,1
 Вологодская область 554,4 529,3 25,1 57,8 55,2 4,5
 Калининградская область 550,8 528,2 22,6 66,4 63,6 4,1
 Ленинградская область 974,8 939,9 34,9 62,5 60,2 3,6
 Мурманская область 422,2 396,3 25,9 68,2 64,0 6,1
 Новгородская область 299,5 285,7 13,7 59,5 56,8 4,6
 Псковская область 300,6 284,4 16,2 56,2 53,2 5,4
 г.Санкт-Петербург 3093,8 3046,9 46,8 67,7 66,7 1,5
 Южный
федеральный округ
8186,2 7756,7 429,5 60,1 56,9 5,2
 Республика Адыгея 200,9 184,4 16,5 54,3 49,9 8,2
 Республика Калмыкия 131,2 119,9 11,3 60,3 55,1 8,6
 Республика Крым 924,0 871,5 52,5 58,3 55,0 5,7
 Краснодарский край 2835,3 2697,9 137,4 61,4 58,4 4,8
 Астраханская область 501,4 464,8 36,6 61,2 56,7 7,3
 Волгоградская область 1248,3 1178,2 70,1 59,2 55,9 5,6
 Ростовская область 2124,9 2027,7 97,2 60,1 57,3 4,6
 г.Севастополь 220,2 212,2 8,0 59,9 57,7 3,6
 Северо-Кавказский
федеральный округ
4653,5 4128,5 525,0 61,4 54,5 11,3
 Республика Дагестан 1430,8 1237,7 193,1 61,7 53,3 13,5
 Республика Ингушетия 259,8 191,4 68,4 72,6 53,5 26,3
 Кабардино-Балкарская
Республика
441,7 392,4 49,4 64,2 57,0 11,2
 Карачаево-Черкесская
Республика
210,1 186,2 24,0 56,0 49,6 11,4
 Республика Северная
Осетия – Алания
304,6 263,2 41,4 54,3 46,9 13,6
 Чеченская Республика 635,5 549,6 85,9 64,9 56,2 13,5
 Ставропольский край 1370,9 1308,0 62,9 59,6 56,9 4,6
 Приволжский
федеральный округ
14790,8 14172,9 617,9 60,9 58,3 4,2
 Республика Башкортостан 1925,6 1834,9 90,7 58,8 56,0 4,7
 Республика Марий Эл 342,9 328,7 14,2 61,9 59,4 4,1
 Республика Мордовия 435,2 414,8 20,4 63,4 60,4 4,7
 Республика Татарстан 2035,5 1969,6 65,9 64,0 62,0 3,2
 Удмуртская Республика 783,2 750,8 32,4 64,4 61,7 4,1
 Чувашская Республика 601,3 574,0 27,4 59,8 57,1 4,5
 Пермский край 1212,0 1147,5 64,5 57,3 54,3 5,3
 Кировская область 632,2 604,2 28,0 59,7 57,0 4,4
 Нижегородская область 1748,6 1677,2 71,4 64,5 61,9 4,1
 Оренбургская область 932,0 891,5 40,6 58,4 55,8 4,4
 Пензенская область 654,0 628,1 25,9 58,0 55,7 4,0
 Самарская область 1674,0 1612,4 61,6 62,8 60,5 3,7
 Саратовская область 1203,4 1153,3 50,1 58,2 55,8 4,2
 Ульяновская область 611,0 586,0 25,0 58,2 55,8 4,1
Уральский
федеральный округ
6351,0 6084,3 266,7 63,8 61,1 4,2
 Курганская область 372,2 339,7 32,5 54,2 49,4 8,7
 Свердловская область 2155,9 2069,4 86,5 61,2 58,8 4,0
 Тюменская область 1951,8 1895,8 56,0 67,2 65,2 2,9
   в том числе:
Ханты-Мансийский
авт.округ — Югра
910,2 889,3 20,8 70,4 68,8 2,3
    Ямало-Ненецкий
авт.округ
314,0 308,2 5,8 75,4 74,0 1,8
    Тюменская область
без авт.округов
727,6 698,2 29,4 60,8 58,4 4,0
 Челябинская область 1871,1 1779,4 91,7 65,8 62,5 4,9
 Сибирский
федеральный округ
8553,1 8059,6 493,5 61,4 57,9 5,8
 Республика Алтай 95,9 83,6 12,3 60,0 52,3 12,9
 Республика Тыва 121,4 107,1 14,3 56,1 49,5 11,8
 Республика Хакасия 242,0 222,6 19,4 56,9 52,4 8,0
 Алтайский край 1144,1 1081,5 62,7 59,5 56,3 5,5
 Красноярский край 1492,7 1430,0 62,7 63,9 61,2 4,2
 Иркутская область 1185,4 1102,6 82,8 62,2 57,9 7,0
 Кемеровская область 1291,7 1227,1 64,6 59,0 56,1 5,0
 Новосибирская область 1426,1 1347,4 78,7 62,2 58,7 5,5
 Омская область 1009,1 939,1 70,0 63,4 59,0 6,9
 Томская область 544,6 518,6 26,0 61,7 58,7 4,8
 Дальневосточный
федеральный округ
4208,1 3953,8 254,3 63,8 59,9 6,0
 Республика Бурятия 436,3 395,2 41,0 57,8 52,4 9,4
 Республика Саха (Якутия) 501,8 464,5 37,2 67,9 62,9 7,4
 Забайкальский край 524,4 476,3 48,2 62,5 56,7 9,2
 Камчатский край 181,2 173,9 7,3 69,9 67,1 4,0
 Приморский край 1000,0 948,8 51,1 63,0 59,7 5,1
 Хабаровский край 695,4 671,1 24,3 63,9 61,7 3,5
 Амурская область 405,9 384,9 20,9 63,1 59,9 5,2
 Магаданская область 85,0 81,1 3,9 72,2 68,9 4,6
 Сахалинская область 274,2 260,1 14,1 68,7 65,1 5,1
 Еврейская авт.область 73,0 68,4 4,6 56,5 52,9 6,3
 Чукотский авт.округ 30,8 29,4 1,4 79,6 75,9 4,6
В целях повышения представительности данных показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

В условиях нового кризиса России нужен механизм субсидирования предприятий, который позволит сохранить уровень занятости

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Кризисная ситуация заставляет искать новые решения традиционных экономических и социальных проблем, таких, например, как безработица. И здесь может пригодиться опыт, казалось бы, совсем другой исторической эпохи.

Заводы стоят

В 1994 году в России в условиях перехода к рыночным отношениям сложилась напряженная ситуация с занятостью. Заводы останавливались из-за неплатежей и падения спроса, и многим угрожала потеря работы. По сравнению с 1993 годом число граждан, поставленных на учет как безработные, выросло на 60%. Из них почти две трети имели опыт работы и уволились из-за остановки предприятия.

Официальная статистика того времени фиксировала, что 25% работников предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, науки и научного обслуживания были отправлены в вынужденные административные отпуска (естественно, без оплаты), а 16% были переведены на режим неполного рабочего времени. Общая численность работающих неполное рабочее время или находившихся в административных отпусках составляла 4,8 млн человек.

Безработица, по данным Росстата, достигла 5,1 млн человек (6,8% от занятого населения), а численность официально зарегистрированных безработных — 1,5 млн человек (2% занятых). Службы занятости не справлялись с задачей трудоустройства: только 30,3% обратившихся за помощью получали новые рабочие места. А поток рос и рос. В некотором смысле «помогала» демография: меньше становилось тех, кто вступал в трудоспособный возраст. Влияла на статистику и известная особенность российского рынка труда — невыплаты заработной платы. К концу 1994 года они достигали 4,5–5 трлн руб. По оценкам экспертов того времени, проблема напрямую касалась примерно 1,5 млн человек. Вынужденные отпуска, увольнения по собственному желанию и отсутствие сведений о заработной плате (из-за задолженности) позволяли в соответствии с законодательством не ставить граждан на учет как безработных.

Полностью был задействован и ресурс вторичной занятости — совместительство и подработки в других секторах экономики. До 1,5 млн человек спасались челночным бизнесом или мелкой торговлей.

Ситуация грозила стать неуправляемой. Массовая безработица могла привести к социальному взрыву, а ведь еще свежа была память о трагических событиях октября 1993 года в Москве. Но ресурсов у правительства практически не было. Доходная часть федерального бюджета составляла 124,4 трлн руб., а расходная — 194,4 трлн руб., дефицит достигал 36% от расходов.

Надо было действовать нетривиально. Еще в 1993 году специалисты Минтруда предложили изменить правила использования средств Фонда содействия занятости населения. Фонд, в который работодатели отчисляли 2% от зарплат, был рассчитан на традиционные подходы: регистрация в статусе безработного и получение помощи только в этом качестве. Понятно, что это была практика, взятая у благополучных стран, которые давно не сталкивались с такими социально-экономическими катаклизмами, какие испытала в 1990-е годы Россия. После долгих споров (сторонники свободы рынка считали, что помогать не надо, рынок сам все расставит по местам) правительство согласилось применить чисто российскую новацию — предоставление действующим предприятиям специальных субсидий для сохранения персонала.

Субсидии предоставлялись после заявления организации о невозможности по экономическим причинам платить зарплату работникам. Проверив эту информацию, служба занятости начинала по сути дотировать рабочие места. Работодатели получали временную передышку и возможность направить временно освободившихся от основных трудовых обязанностей сотрудников на общественные работы в пределах предприятия. Это и ремонт и наладка оборудования, уборка и облагораживания заводских территорий, повышение квалификации и т.п. Работники оставались при деле, получая хоть и небольшой, но все же доход. Социально-психологический эффект тоже был: государство реально помогало в трудной ситуации.

Только в 1994 году по программе содействия занятости получили компенсационные выплаты примерно 970 тыс. работников, находившихся в простое или отправленных в отпуска без содержания. Это сработало. Фонд сыграл роль финансового резерва, с помощью которого можно было принимать превентивные меры против роста безработицы.

Исторические параллели

В наше время такой структуры нет, хотя ситуация на рынке труда не менее сложная. В чем-то она напоминает период 1994–1995 годов. Во-первых, практика административных отпусков, создающая реальную угрозу потери дохода работников. Во-вторых, высокая занятость в бюджетных отраслях (это имеет свои негативные стороны, но обеспечивает стабильные рабочие места и доходы). В-третьих, отсутствие у служб занятости возможности трудоустроить большое количество безработных. Заявленные ранее вакансии на глазах становятся неактуальными.

Но гораздо больше отличий. Немалая доля занятости сосредоточена в сервисных отраслях и в малых компаниях. Предприятия уже не несут расходы по содержанию находящихся на их балансе жилых домов. В 1990-е это была распространенная практика, которая позволяла лишившимся доходов работникам хотя бы не платить коммунальные платежи. Теперь это невозможно, большинство граждан приватизировали свои квартиры и должны кроме «коммуналки» платить налоги и вносить отчисления на капремонт. Нет возможности и начать челночный бизнес: он умер с началом капитализма в стране.

Вдобавок граждане, которых сократили по соглашению сторон, уволившиеся по собственному желанию, работавшие в серой зоне (по оценке Росстата, это до 14,5 млн человек) по действующим законам не имеют права на пособия.

С другой стороны, у правительства сейчас есть немалые финансовые ресурсы в виде Фонда национального благосостояния.

Что можно сделать? Учитывая опыт предыдущих лет, надо создавать механизм субсидирования предприятий. Субсидии могут выделяться при условии сохранения занятости и организации переобучения на рабочих местах, совершенствования производственного процесса. Объем субсидии должен быть не менее одного МРОТ в месяц в расчете на одного работника. Это намного лучше, чем допустить увольнения без денег и в будущем спровоцировать волну неплатежей по ЖКХ и личных банкротств.

Имеет смысл и предоставлять таким работникам рассрочки по выплатам кредитов. Банкам же нужно дать возможность получить бесплатные кредиты от ЦБ под «замороженные» потребительские и предпринимательские кредиты и снизить требования к нормативам, как это делают в США и в Европе. Это поможет стабилизировать финансовый сектор.

А вот финансировать создание безработными своих собственных предприятий надо очень осторожно, поскольку вероятность их удачного старта крайне мала — это подтверждает практика 1990-х.

Самое главное — не паниковать и делать расчетливые и точные шаги, опираясь на ранее приобретенный опыт.

Пути решения проблемы безработицы в современных условиях - характер, измерение, понятие и проблемы

Содержание:

Одной из важных и актуальных проблем современной экономики не только в России, но и в других странах является проблема безработицы. Это сложный и противоречивый макроэкономический феномен экономической жизни.

Официально безработица в нашей стране была признана только в начале 1990-х годов. В то время количество безработных росло очень быстро, а уровень безработицы превышал социально приемлемый уровень.

В настоящее время безработица все больше становится неотъемлемым элементом российской жизни, что существенно влияет не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она продолжает оставаться в центре внимания популярных и академических кругов.

Большое внимание уделяется и другому аспекту проблемы — увеличению мест занятости рабочей силы. В первую очередь, инвестиции государства и частных предпринимателей должны рассматриваться как их источник. В некотором смысле, это традиционный путь, который должен органично сочетаться с развитием самостоятельной занятости, малого бизнеса и многих других форм создания рабочих мест.

Сочетание государственных и народных инициатив является необходимым условием обеспечения полного и эффективного использования трудовой власти, практического обеспечения конституционного права граждан России на труд как основополагающего института эффективного функционирования общества и государства, обеспечения достойной жизни российских граждан.

Безработица: ее характер и измерение

В практике изучения безработицы в России существует три основных подхода к пониманию этого явления.

Определенная группа экономистов рассматривает безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в социальном производстве. В данном случае рассматривается ситуация в экономике, когда часть экономически активного населения становится относительно избыточной по отношению к спросу на рабочую силу, т.е. резервной армии рабочих

  1. для других исследователей безработица — это ситуация, когда гражданин не может найти работу по независящим от него обстоятельствам
  2. другие видят безработицу как следствие экономического механизма, характеризующегося внутренними противоречиями рыночной экономики
  3. У всех этих подходов есть свой смысл. Каждый из них раскрывает подход автора к сути этого явления.

Мы будем учитывать, что безработица вызвана всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Это фиксированный элемент, «продукт» развития производства. В определенном смысле можно сказать, что она (производство) порождает безработицу, которая действует как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны.

Для изучения причин безработицы используются различные понятия: неоклассическое, кейнсианское, монетарное, экономика предположений и рациональных ожиданий. Они отражают свою эпоху, определенный этап развития рыночной экономики и, соответственно, соответствующие особенности обстоятельств, вызывающих безработицу. Рассмотрим эти понятия в неразрывной ретроспективной связи и взаимозависимости как некое обобщение развития явления. Это открывает более широкие возможности для анализа причин безработицы.

В то же время, следует обратить внимание на то, что понятия, объясняющие безработицу, анализируют общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия находится на этапе формирования рыночной экономики, перехода от административной к рыночной экономике. Особенности ситуации в Российской Федерации обусловлены различными социально-экономическими условиями, предшествовавшими рыночной экономике.

Оценивая нынешнюю экономическую ситуацию в России, не следует забывать, что подавляющее большинство экономически активного населения в предперестроечный период готовилось в качестве рабочих. И в этих условиях деятельность людей в сельской местности была связана в основном с материальным и материальным производством. В то время проблем с занятостью практически не было. В обществе преобладал принцип всеобщего и обязательного труда, но в то же время в экономике ощущалась постоянная нехватка рабочей силы. В результате трудящиеся имели определенные возможности диктовать руководству свои условия труда и заработную плату. Другими словами, в экономике был работник, который привык работать долгое время в одной компании и на одной должности, в одной профессии, и не заботился о расширении своих профессиональных навыков. Такой работник оказался малополезен в условиях рыночной экономики, где его основными характеристиками должны быть мобильность, профессионализм, готовность менять место работы и приобретать новые знания. Следовательно, сегодня цель должна заключаться в формировании независимого агента рыночной экономики. Однако, когда возникла необходимость в таких работниках, выяснилось, что значительное количество советских граждан неплатежеспособны.

Понятие безработицы

Безработица — это состояние на рынке труда, когда часть экономически активного населения ищет, но не находит работу.

Международное бюро труда признает лицо безработным в ходе статистического обследования населения, если в течение этого периода оно не было трудоустроено, не искало работу или не было доступно для работы. Каждая страна самостоятельно устанавливает верхний и нижний возрастные ограничения для населения трудоспособного возраста.

Уровень безработицы является показателем безработицы. Это количественный параметр, который может быть использован для сравнения данных о населении разного размера или за разные периоды времени. Формула для расчета уровня безработицы представляет собой отношение числа безработных к численности населения трудоспособного возраста. Показатель может быть рассчитан для конкретных социальных групп, например, женщин, молодежи, сельского населения. Он выражается в процентах.

В экономической теории существует понятие естественной безработицы. Этот термин определяет состояние рынка труда, на котором есть население трудоспособного возраста, ищущее работу по следующим причинам:

  • Недостаток информации.
  • Препятствия для мобильности.
  • Демографические и другие изменения.

Из-за несовершенной структуры рынка полная ликвидация безработицы невозможна. Изменения вносятся структурными и нормативными документами. Примером может служить внедрение новых технологий, облегчающих поиск работы, введение минимальной заработной платы, организация профсоюзов, защита прав наемных работников. Естественный уровень безработицы — это когда есть полная занятость. То есть, уровень безработицы не равен нулю.

Пути решения проблемы безработицы

Преодоление последствий безработицы начинается с планирования и реализации государственных программ по поддержке населения, обеспечению граждан рабочими местами. Если безработица будет продолжать расти, то будут приняты специальные меры регулирования. Государственное управление безработицей способствует решению макроэкономических задач:

  1. Улучшение качества жизни населения.
  2. Повышение доходов населения.
  3. Инвестиции в человеческий капитал.

В зависимости от типа безработицы для ее преодоления используются соответствующие инструменты. Под фрикционной безработицей понимается время, потраченное на поиск новой работы. Человек может искать новую работу после увольнения, когда он добровольно хочет сменить место работы или в связи с окончанием сезонной работы. Одним из инструментов борьбы с фрикционной безработицей является работа по снижению мобильности населения. Это может быть в форме программ жилищной помощи. Для сокращения времени, необходимого для поиска новой работы, улучшается предоставление рыночной информации.

Структурная безработица возникает при изменении технологического процесса производства, а также под влиянием структурных изменений спроса. Трудоспособное население оказывается безработным, потому что спрос на их профессию уменьшается. Инструментом преодоления структурной безработицы являются курсы, а также внедрение программ переподготовки. Самая сложная форма безработицы — цикличная. Для снижения его воздействия необходимо принять меры экономической политики, направленные на повышение потребительского спроса, сдерживание инфляции и сокращение предложения на рынке труда. Программа государственной поддержки также должна быть направлена на создание благоприятных условий для самозанятых и молодых предпринимателей.

Преодоление последствий безработицы — это комплекс мер в рамках государственной экономической политики. Обеспечение трудоспособного населения рабочими местами способствует не только решению социальных проблем, но и повышению экономических доходов всей национальной экономики.

Проблемы безработицы

Естественный уровень безработицы считается нормой для рыночной экономики. Одной из целей государственной политики в области обеспечения занятости трудоспособного населения является обеспечение «полной занятости». Последствия безработицы могут быть разрушительными для экономики в целом. Проблемы, возникающие в связи с безработицей, могут быть следующими:

  • Объем производства будет ниже запланированного, в результате чего фактический ВВП будет отличаться от потенциального. Чем выше уровень безработицы, тем больше отклонение.
  • Снижение налоговых поступлений в государственный бюджет в связи с уменьшением доходов, а также доходов безработных граждан.
  • Снижение уровня жизни безработных и их семей.
  • Увеличение социальных расходов бюджета.
  • Переизбыток кадров в некоторых отраслях.
  • Ухудшение социально-политической ситуации в обществе.
  • Увеличение теневого сектора экономики.

Нехватка трудовых ресурсов приводит к потере времени производства и, как следствие, к снижению доходов в будущем. Потерянное время не может быть компенсировано. Снижение качества жизни безработных граждан и их семей приводит к снижению совокупного спроса. Домашние хозяйства тратят последние сбережения, часть которых может пойти в неформальный сектор экономики. Расширение неформального сектора экономики дестабилизирует доходы и расходы государства и экономики в целом. Кроме того, безработица негативно влияет на уровень заработной платы. Спрос на рабочую силу насыщен, а предложение превышает спрос. В результате средний уровень заработной платы снижается.

Безработица, помимо ее негативных последствий, создает конкуренцию среди населения трудоспособного возраста. Она поощряет желание работать, учиться, приобретать дополнительный опыт и навыки.

  • Стабилизационная и структурная политика — борьба, концепция и основные направления
  • Методы институциональной экономики — понятие, виды, суть и особенности
  • Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательской деятельности — понятие, характер и распространение
  • Страны с аграрной экономикой — особенности, проблемы и характеристики
  • Принципы экономической интеграции — концепция и сущность
  • Международная торговля — концепция, особенности и факторы
  • История появления термина «экономика» — этапы, появление и развитие
  • Госдолг: формы, влияние на функционирование экономики — концепция, последствия и характер

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ваз 2115 ошибка 0300 8 клапанов как исправить
  • Как составить сборник научных статей
  • Как найти череп животного
  • Как найти бабушку целительницу в новосибирске
  • Как найти предыдущую резервную копию айфон