Как исправить произношение буквы р у подростка без логопеда

Картавость или дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения при сохранении слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Не всегда этот дефект необходимо исправлять, а только если он приносит человеку дискомфорт. В детском возрасте, приблизительно до пяти лет, он считается функциональным и легко поддается коррекции на дому и в логопедическом кабинете под руководством специалиста. Перед тем как избавляться от неправильного произношения, необходимо выяснить причину дефекта.

СодержаниеСвернуть

  • Классификация отклонения
  • Этиология возникновения и характерные признаки
  • Диагностика нарушения речи
  • Лечение картавости
  • Профилактика картавости

Многие люди не стесняются своей особенности произношения, называя ее изюминкой. По результатам социального опроса 17% людей считают картавость недостатком, 24% это нравится и 59% придерживаются нейтральной позиции.

Классификация отклонения

Дислалия, занятие с логопедом

Дефект подразделяется на виды в зависимости от группы не выговариваемых звуков − мономорфный и полиморфный тип. Простая форма характеризуется трудностями с одной или несколькими фонемами, относящимися к одной группе «С-З-Ц» или «Ш-Ж-Ч». Сложная, то есть полиморфная может включать звуки разных групп (например, «С-Р-К-Ш»). Кроме того, картавость может быть физиологической, связанной с отклонением в развитии органов речи в детском возрасте. Функциональной ее называют при отсутствии патологий ЦНС и артикуляционного аппарата, в том числе органов слуха. Если присутствует врожденная или приобретенная патология, говорят об органической дислалии. При выявлении расстройства слуха картавость называется сенсорной.

Этиология возникновения и характерные признаки

Причины появления отклонения отличаются в зависимости от его видов. Наиболее часто дефект возникает под влиянием одного из следующих факторов:

  • на фоне длительной хронической инфекции, что приводит к физическому или нервному истощению;
  • в результате недосмотра в детском возрасте, ребенка не научили говорить правильно;
  • в случае смешанных браков, когда мама и папа общаются на разных языках;
  • как подражание близкому человеку;
  • неправильной артикуляции;
  • недоразвития фонематического слуха.

Отдельно рассматриваются причины органической картавости: нарушения прикуса, роста зубов, аномалии языка. Их классифицируют на наследственные и приобретенные.

Картавость имеет разные причины возникновения

Классификация причин ротацизма:

  • механические (неправильный прикус, твердое небо, гипердонтия);
  • акустические (ребенок путает созвучные «р» и «л»);
  • подражательные;
  • наследственные;
  • неврологические (связаны с патологическими процессами в головном мозге);
  • функциональные: недоразвитость мышц аппарата речи и короткая уздечка языка.

Каждый из видов дислалии характеризуется конкретными симптомами. Так, патология может заключаться в трудности произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм и парасигматизм. Это могут быть фонемы [р], [р`], [л], [л`]. Если трудности только с постановкой звука [р], [р`] — это ротацизм и параротацизм. Для патологии заднеязычных звуков [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] существует определение гаммацизм, каппацизм, хитизм и т. д. Одновременно с этими главными признаками человек может заменять звонкие звуки на глухие или смещать их. Аналогичным образом происходит замещение мягкого на твердый или перестановка.

Ротацизм – это отдельный вид картавости, который заключается в нарушении произношения звуков «р» и «рь». Он сложен для воспроизведения, потому что в процессе задействованы разные части языка. Ему не свойственно быть врожденным, поэтому избавление от патологии проводится с помощью регулярных занятий с логопедом.

Ротацизм бывает велярным и сопровождается вибрацией края мягкого неба; увулярным с колебаниями язычка неба. К причинам его появления относятся патологии слухового аппарата, частичный паралич мышц языка, слишком короткая уздечка языка и его слабые мышцы. При таком расстройстве фонема может быть полностью исключена из речевого оборота или искажена горловым («французским»), боковым произношением. Возможна ее замена на звуки л, й, ы, г, в.

Виды ротацизма

Терапия подбирается в соответствии с жалобами пациента. Отличие горлового произношения от нормы можно услышать, попросив ребенка долго произносить этот звук с открытым ртом. Лечение ротацизма направлено на увеличение подвижности органа с помощью комплекса упражнений, укрепление мышц, ответственных за его амплитуду. Как быстро человек будет переставать неправильно произносить звуки, зависит не только от типа нарушения, но и добросовестного выполнения упражнений, подобранных специалистом.

Диагностика нарушения речи

С подобными проблемами обращаются к врачу-логопеду, который после визуального осмотра и оценки моторики, развития речи оценит слух, зрение пациента. Обязательным является исследование подвижности органов. Для этого специалист подберет упражнения подражающего характера.

Логопедическое обследование при картавости выявляет с помощью дидактического материала дефектные звуки, их отсутствие, замещение и искажение. Обязательно проверяют слуховой аппарат при осмотре у отоларинголога. При необходимости может потребоваться консультация смежных специалистов: стоматолога, ортодонта, хирурга. В случае функционального отклонения консультирует детский невролог.

Лечение картавости

Схема терапии определяется видом картавости, перед тем, как ее убирать, устраняют причину образования дефекта. Основными методиками являются: массаж языка и его механическая вибрация, логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, соблюдение тактильного контроля. Разогрев языка начинают с артикуляционной гимнастики. Это поможет уменьшить его напряжение и сделать более податливым. Далее происходит правильная постановка звуков «ш» и «ж», только потом «р». Это одновременно активизирует кончик языка и устранит лишнюю вибрацию неба.

Артикуляционные упражнения со звуком р

Отучаться картавить нужно с помощью специально подобранных упражнений. Делать это нужно каждый день без перерыва в домашних или амбулаторных условиях. Занятия для постановки звука «р»:

  • Открыть широко рот и улыбнуться, обнажив верхний ряд зубов. Языком двигать изнутри ряда из стороны в сторону.
  • Для разрабатывания мышц можно облизывать верхнюю губу на протяжении 5 минут.
  • Открыть рот и положить язык на нижнюю губу.  При этом пытаться произнести букву «ф».

Словарный запас должен пополняться словами с проблемным звуком, он может присутствовать в одном и нескольких слогах. Хорошей тренировкой является произношение скороговорок с буквой «р» или чтение стихотворений.

Как правильно произносить звук «р»:

  • губы должны быть слегка раскрытыми, зубные ряды разомкнуты;
  • положение языка такое, что своим кончиком он касается альвеол за зубами, по бокам он плотно прилегает к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки также включены в процесс и вибрируют;
  • направление воздушной струи должно быть к кончику языка, не в стороны.

При произношении мягкого звука «рь» также поднимается средняя часть спинки языка к нёбу, сам он направлен вперед.

Чтобы закрепить постановку фонемы, упражнения делают перед зеркалом и неоднократно повторяют. Только после доведения навыка до автоматизма, правильное «р» вводят в обиход.

Первое время ребенка необходимо контролировать, иначе он снова начнет картавить. Особенно уязвимыми в этом плане являются подростки возрастом 13-14 лет. Лучше устранить дефект еще в детстве, но и в 15-17 лет это возможно. В этот период дети могут замкнуться в себе, им нужна поддержка близких и уверенность. С терапевтической целью необходимо регулярно посещать стоматолога, ежедневно три раза в день проводить логопедические занятия (лучше перед едой или через час после приема пищи).

Профилактика картавости

С целью предупреждения дефектов произношения отдельных звуков необходимо, начиная с дошкольного возраста, показывать ребенка логопеду. Эта мера поможет вовремя диагностировать анатомические патологии артикуляционного аппарата. Большое значение имеет правильный пример со стороны родителей, при наследственной предрасположенности необходимо сообщить специалисту для подбора адекватной терапии.

Картавость не представляет угрозы физическому здоровью человека. Однако, негативно отражается на самооценке, что может коснуться профессиональной и личной жизни. В некоторых случаях может быть рекомендовано хирургическое лечение. При этом сроки терапии зависят от сложности диагноза, наличия сопутствующих патологий органов речи или нарушения функции центральной нервной системы. У детей картавость устраняется легче, чем в подростковом возрасте, потому что артикуляционный аппарат еще не до конца развит. При ежедневных занятиях положительные изменения отмечаются через неделю, весь курс займет от нескольких месяцев до года.

Надоело картавить? Учимся правильно выговаривать

Надоело картавить? Учимся правильно выговаривать «р»

Один из самых распространенных дефектов речи – это картавость. Половина населения не знает, что значит не выговаривать «р». Но некоторые люди всю жизнь борются с этой проблемой и задаются одним единственным вопросом: как перестать картавить. Только упорный труд над самим собой поможет навсегда забыть об этой проблеме. А мы, в свою очередь, подробно расскажем, как быстро перестать картавить.

Содержание

  • 1 Причины
  • 2 Избавляемся от картавости
  • 3 Легкие упражнения на каждый день
  • 4 Справляемся с картавостью во взрослом возрасте

Причины

Почему люди картавят – это главный вопрос, который интересует картавых людей.

Как перестать картавить

Первым делом нужно разобраться в основных причинах картавости у взрослых и детей:

  • Механическая – это причина, которая появляется вследствие неправильного прикуса, твердого неба у человека или гипердонтии.
  • Акустическая причина возникает вследствие того, что человек путает между собой похожие звуки (например, «Р» и «Л»).
  • Подражательная причина тянется из глубокого детства. Ребенок с самого рождения слышит неправильное произношение звуков, но не понимает этого. Соответственно, он начинает произносить звуки также как и его родители. Например, букву р, как букву л.
  • Невралгическая дислалия возникает в связи с появлением патологий отдельных участков головного мозга. Они отвечают за правильную речь.
  • Функциональная дислалия появляется из-за нарушений речевого аппарата: слабые мышцы и короткая уздечка языка.

Также существует мнение, что картавость передается по наследству. Есть большая вероятность того, что если один из родителей картавит, то и его ребенок также унаследует эту проблему.

Избавляемся от картавости

Картавость – это совершенно не опасная патология. Она не приносит никаких проблем со здоровьем. Однако картавые люди могут столкнуться с рядом проблем при поиске работы. В связи с этим у человека падает самооценка и появляется неуверенность в себе. Для взрослого человека это может стать настоящей проблемой, которая помешает реализоваться в жизни, как на работе, так и в семейном плане. Поэтому, нужно знать, как разучиться картавить.

Как избавиться от картавости

Если вы заметили у своего ребенка проблемы с речью – срочно обращайтесь к врачу. Советы логопеда помогут избавиться от этой проблемы в раннем возрасте и навсегда о ней забыть. Лучше всего обращаться к специалисту в возрасте 5-6 лет. Даже уже в 13-14 лет исправить такой дефект речи будет намного сложнее. Только врач сможет с точностью рассказать, как не картавить и что для этого нужно делать.

Первым делом опытный логопед расскажет вам, какие бывают причины картавости, а также определит, почему именно у вас возникла такая проблема и расскажет, как не картавить. Также он назначит лечение. Это могут быть легкие упражнения для корректировки речи, если у вас не очень запущенный случай. Но, может назначить и оперативное вмешательство для исправления картавости.

Картавый человек должен быть готов к тому, что на исправления картавости нужно будет потратить время. Только несколько месяцев упорного труда помогут забыть об этой проблеме. Конечно же, детям исправление картавости дается намного легче, чем взрослым. Даже для подростка в 14 лет борьба с этой проблемой будет проходить сложнее, чем в 6 лет.

Легкие упражнения на каждый день

Первый ответ на вопрос, как вылечить картавость – это ежедневное выполнение легких и простых упражнений. Всего 2 минуты в день на каждое упражнение и уже через неделю вы заметите существенный прогресс.

Упражнение "Чистим зубки" помогает избавиться от картавости

Первым делом нужно направить все усилия на коррекцию произношения буквы р. Сразу нужно сказать, что это будет не просто, поэтому запаситесь выдержкой и терпением. Какие бывают причины неправильного произношения «Р» вам расскажет логопед. К примеру, самая распространенная причина – это горловое произношения «Р». Для того, чтобы это исправить нужно выполнять ряд следующих упражнений:

  1. Раскрываем широко рот, улыбаемся и пытаемся будто «почистить» верхний ряд зубов с внутренней стороны. Двигайте языков справа налево, и наоборот.
  2. Открываем рот и укладываем на нижнюю губу язык. Непрерывно нужно произносить букву «ф». При этом, струя воздуха должна быть узкой.

Даже с помощью этих двух упражнений вы сможете заставить свой язык принимать правильное положение при произношении буквы р. Дальше дело остается за малым – довести до автоматизации произношение этого сложного звука.

Выполняйте следующие упражнения:

  1. Поднимаем язык вверх и стучим им по бугорку за зубами. При этом нужно постоянно произносить букву «д». Спустя время попробуйте произнести букву р. Для усложнения задачи попробуйте сказать «дыррр» 5 раз. И самый сложный этап – уберите букву «д» и просто скажите «ррр».
  2. Дальше открывайте широко рот и поддерживайте нижнюю челюсть. Языком облизывайте верхнюю губу как можно дольше (минимум 5 минут). Следующий шаг – снова широко открываем рот и выкладываем язык на нижнюю губу. При этом нужно выговаривать букву «ф».
  3. Постоянно произносите слова с буквой р: рысь, рыбак, работа, руль, фара, горы, перо, трактор и другие.
  4. Последнее упражнение – скороговорки от картавости с буквой «р». К счастью, есть огромное количество детских и взрослых скороговорок. Начните с самых простых стишков и постепенно переходите на более сложные варианты.

Можно ли исправить проблемы с речью с помощью таких простых упражнений может сказать только опытный логопед. Он точно знает, по какой причине у вас возникла картавость, и каким образом с ней лучше всего бороться.

Справляемся с картавостью во взрослом возрасте

Среди ваших друзей наверняка есть те, которые не выговаривают букву р. Возможно, со временем вы уже перестали замечать этот дефект речи. Но можете быть уверенными в том, что большинство знакомых постоянно находятся в поисках ответа на вопрос: как отучиться картавить. Если вы видите, что человек картавит и действительно переживает на этот счет, то у вас есть возможность помочь ему и направить его в нужное русло.

Как избавиться от картавости взрослым

Как перестать картавить взрослому человеку – это сложный вопрос. Даже опытные врачи не могут с точностью сказать универсальный способ. Тут понадобится только терпение и время. А все потому, что речевой аппарат взрослого человека существенно отличается от речевого аппарата ребенка. Проще говоря, у взрослого человека он уже окончательно сформирован и вносить какие-либо коррективы будет достаточно сложно. Поэтому, советы как избавиться от картавости для ребенка, взрослому человеку старше 16 лет вряд ли подойдут.

Универсальный рецепт как исправить картавость у человека в возрасте от 20-ти лет – это найти хорошего логопеда. Лучше всего искать врача с хорошими рекомендациями и опытом работы.

Будьте готовы, что заниматься вам нужно будет часто и много. Поэтому, вам необходимо выделить время на посещение клиники. Конечно же, вы можете ознакомиться с информацией, как перестать картавить в домашних условиях. Но, в таком случае вам также нужна будет помощь специалиста. Услуги врача на дому или в офисе стоят в разы дороже.

Как перестать картавить взрослому человеку – вопрос сложный. Очень многое зависит от причины возникновения патологии, логопеда, а также от самого желания пациента.

Поэтому, если вы или ваш ребенок картавит, сразу же изучайте всю информацию, как вылечить картавость. Запаситесь большим количеством терпения, выполняйте упражнения как минимум 3 раза в день и выполняйте все предписания врачей. Тогда вы сможете справиться с этой проблемой, и найти ответ на вопрос, как перестать картавить в домашних условиях и с помощью логопеда.

Добрый день! Три дня назад мне написал молодой человек по имени Ваня.

У Вани небольшой дефект речи: он не произносит звук «р» с раннего детства. Он стесняется, а мама в свое время не смогла отвести его к логопеду. Но это не беда! К логопеду можно обратиться в любом возрасте, а также потренироваться дома самостоятельно.

Поэтому для Вани и всех, у кого такая же проблема, я написала эту статью. В ней даны разные рекомендации по улучшению произношения и упражнения, которые помогут обучиться выговаривать букву Р.

Читайте, выбирайте подходящие упражнения, тренируйтесь и говорите красиво! Надеюсь, что моя статья будет вам полезна, буду рада вашим лайкам, репостам и комментариям.

Важно! В статье собраны советы для самостоятельного обучения, и это вполне реально, но лучше обратиться к профессиональному логопеду и пройти постановку звука «Р» по скайпу, у меня хорошая подруга занималась в центре «Лидер», результаты были замечательные! Впрочем, решать Вам!

  • Учимся выговаривать букву «Р» — различные упражнения
    • Упражнения для подъязычной связки
    • Упражнения для кончика языка
    • Правильное произношение звука «Р»
  • Из личного опыта
    • Все изменилось в 1 день
    • Что же я стала делать
  • Как избавиться от картавости
    • Учимся правильно произносить букву «Р»
    • Автоматизация звука «Р»
  • Обязательно ли хирургическое вмешательство?
  • Подведем итоги
    • Главное — регулярность упражнений, удачи!
    • Похожие статьи:

Учимся выговаривать букву «Р» — различные упражнения

Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной невыговаривания этого звука может быть неправильная артикуляция или физиологические особенности логопедического аппарата.

Если дело только в неправильной технике произношения, исправить это вполне возможно. Для того чтобы научиться выговаривать букву «Р», взрослому человеку потребуется несколько недель времени и регулярные занятия – 2-3 раза в день по 5-10 минут, а также терпение.

Упражнения для подъязычной связки

Часто именно низкая эластичность подъязычной связки становится причиной дефектов дикции. Увеличивают подвижность языка при помощи следующих упражнений:

Упражнения для кончика языка

Для успешного произнесения звука «Р», кончик языка должен вибрировать. Для активизации нужных мышц делают следующее:

Правильное произношение звука «Р»

После того как перечисленные упражнения освоены, можно начинать произносить нужный звук:

  • Вначале звук «Р» произносится в том же положении языка, что и звуки «Т» и «Д», но с вибрацией — нужно прижать кончик языка к нёбу и направить на него струю выдыхаемого воздуха (помочь ему вибрировать можно собственным чистым пальцем или чайной ложкой);
  • Когда вибрация стала получаться самостоятельно, пришло время пробовать произносить сочетания: «трррр», «дрррр»;
  • Далее необходимо подключить гласные, выговаривая слоги: «тру», «тро», «тра», «тре», «дру», «дро», «дра» и «дре»;
  • Затем нужно говорить слова, начинающиеся на «тр» и «др» (друг, трест, драма, тракт и т.д.);
  • Финальная стадия — тренировка при помощи специальных скороговорок.

Все эти упражнения желательно делать перед зеркалом.

Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.

[Источник: http://podskajem.com/]

Из личного опыта

Буква Р была моим наказанием и даром одновременно. Трудно это сейчас, уже в 30 лет объяснить. На протяжении всего своего детства я помню только одно — я училась говорить правильно и красиво. В моем арсенале не хватало очень много букв. В том плане, что я не могла их выговаривать правильно.

как вернуть деньги за покупки в интернете

Наверно, пол алфавита я не говорила так, как надо. Меня понимали только единицы избранных людей. В том числе мама, воспитатель в детском саду и старшая сестра (у нас год разницы, мы погодки). Всем остальным они переводили, что я говорила, потому как понять без переводчика мою быструю и красивую речь было практически невозможно.

Но к школе совместными усилиями моей прекрасной воспитательницы в саду — Валентины Константиновны и моей любимой мамочки я не выговаривала уже только одну букву — злосчастную «Р». Куда только мама не водила меня, кому только не показывала! Мы прошли, наверно, всех логопедов нашего города, которые были на тот момент! Никто ничего не мог со мной поделать. И к окончанию младшей школы на эту мою особенность махнули рукой.

Это было сложно. Быть не как все. Когда все вокруг разговаривают нормально, а одна ты картавишь, это порождает комплексы. Чем старше я становилась, тем более зажатой была. При всем моем артистизме и буйной фантазии я не участвовала в самодеятельности потому что жутко стеснялась того, что не выговариваю букву «Р». Говорю «как маленькая». Надо мной стали смеяться. Чем еще больше увеличивали мою неуверенность в себе.

Но тут эта моя особенность сыграла мне на руку. Мой мозг начал выкручиваться. Я стала стараться говорить без буквы «Р». То есть вообще. Буква «Р» практически исчезла из моего лексикона. Я стала так строить фразы и заменять слова, что смогла обходиться без нее.

Незнакомый человек в разговоре со мной мог и не заметить того, что я не выговариваю какие-то буквы. Это здорово тренирует мозг и повышает словарный запас. Я так мастерски научилась заменять все слова с буквой «Р» на синонимы без «рычания», что перестала делать это осознанно. Оно стало получатся само собой. Было даже интересно.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю что это был очень ценный опыт и, наверно, он был мне нужен. Во первых, я стала лучше разбираться в людях. Во-вторых, жизнь научила меня тому, что те, кто с тобой, когда ты не такой как все — это многое значит! Я училась принимать людей такими, какие они есть. В-третьих, это была хорошая зарядка для моего мозга и, наверно, именно она дала хороший старт будущему образованию.

И шло так за годом год… Я возводила защитную стену и все больше считала, что это мой самой главный недостаток. Что никогда у меня не будет ни мужа, ни детей, ни семьи из-за этого. Сейчас эти выводы кажутся такими смешными, но тогда, в подростковом возрасте, это было очень страшно. Идти к логопеду было уже не по возрасту, да и что нового они мне могли бы сказать? Я готовилась к одинокой старости и судьбе старой девы.

Все изменилось в 1 день

Изменил все один случай. На тот период времени (это 1995-1996 года) не у всех были в наличии магнитофоны. Кассетные. Большие. А еще меньше было человек, у которых эти магнитофоны могли записывать звук. Кажется дико. Особенно сейчас, когда, наверно, в каждом телефоне есть функция записи звука. Но тогда это была суровая реальность постсоветского пространства.

Так вот. Пришли мы однажды в гости к моей однокласснице, а у нее папа только что купил микрофон к их кассетному магнитофону. И стали пробовать записывать наши разговоры и то, как мы пое. Было интересно и местами весело. До тех пор, пока я не услышала на пленке КАК звучит мой голос в целом и буква «Р» в частности. Меня повергло это в шок. Я сидела и не могла успокоиться. Появилась какая-то мысль в мозгу, и я не могла ее ухватить и додумать до конца.

Придя домой, я стала разговаривать вслух и специально вслушиваться в то, как именно я произношу букву «Р». И, как мне казалось, я стала понимать что именно я делаю не так, чтобы она звучала так, как надо. Кажется, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку гораздо труднее чем ребенку. Но на деле оказалось все не так. Я ПОНИМАЛА, что нужно делать и КАКОЙ звук должен быть на выходе и с помощью логики стала подбирать такое положения языка при котором звук получится такой, как надо.

Что же я стала делать

Я стала много разговаривать дома наедине сама с собой, чтобы никого не стесняться. Просто так разговаривать было скучно, и я начала читать в слух книги. Но не просто так читать, а СЛУШАТЬ как я это делаю. Стоило мне прочитать букву «Р» автоматически так, как я говорила до того, как начала заниматься, я останавливалась и перечитывала слово заново, стараясь слушать как звучит звук и стараться произнести так, как он должен звучать.

Я не скажу, что сразу были успехи. Нет. Было сложно, но я упорно искала такое положение языка, чтобы он мог воспроизвести нужный звук. Т.е. детей учат делать язык кверху и там его трясти. Или что-то типа этогоя уже забыла, если честно, как меня учили. Прошло уже более 25 лет. Но я помню как я сама училась в детстве. Я поднимала язык, прижимала его кверху и пробовала добиться дрожания. И это было обречено на неудачу. Потому что невозможно это сделать специально.

А вот СЛУШАТЬ какой идет звук и подбирать варианты звучания можно. Я слышала при каком положении языка мои звуки больше напоминали букву «Р» и старалась повторить это. Со временем то, что я произносила все больше и больше стало становиться похоже на букву «Р», и настал такой момент, когда я смогла хоть недолго, но прорычать прямо вот так «Ррррр». Я еле-еле дождалась маму, что бы продемонстрировать ей что я могу. Это было такое счастье.

С тем пор занятия пошли все более и более успешно. И к своему 16-летию я пришла умея выговаривать эту сложную букву «Р». При чем никакие специалисты, которые колдовали надо мной в детстве не смогли мне помочь, а с помощью простого магнитофона я сама научилась ее выговаривать. Уже в достаточно взрослом возрасте. Чем я очень горжусь.

Практически сразу в моей жизни появился молодой человек, который явно мне симпатизировал. Я стала более уверенная в себе, мне стало проще общаться. Хотя я по прежнему автоматически какое-то время разговаривала исключая эту букву из лексикона . Началась насыщенная общественная жизнь и просто стало жить легко и приятно!

К чему я это все пишу? А к тому, что у каждого у нас в жизни есть та или иная буква «Р». У кого-то в прямом смысле, у кого-то в переносном. Все это дано нам не просто так. Нужно увидеть то хорошее, что нам это дает, а еще можно найти способ сделать так, чтобы справиться с этой задачей на сколько имеется возможность.

[Источник: http://www.ludychehka.ru/]

Как избавиться от картавости

Может ли человек с дефектами речи работать на радио? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не выговариваются, а работать в эфире, ну, очень хочется. В этом случае есть 2 пути: придумать себе авторскую программу, в которой ваша картавость или иной дефект будут изюминкой, вспомните «Шоу Шепелявых», или срочно заниматься с логопедам. Сегодня я расскажу вам эффективные методы борьбы с картавостью.

Основные причины картавости:

  1. укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
  2. слабость мышц языка
  3. неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
  4. нарушения фонематического слуха.

Учимся правильно произносить букву «Р»

Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся.

Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:

  • «Чистим зубы». Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево — вправо.
  • «Гладим небо, то есть нёбо». Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
  • «Воздушный бой». Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
  • «Сладкоежка». Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху — вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
  • «Индюк». Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача — в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.
  • «Барабан». Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».

Автоматизация звука «Р»

Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.
Предлагаю вам следующий комплекс:

Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры

Слова:

ударный слог, начало слова: Раб, розовый, рысь, руль ударный слог, середина слова: Гора, перо, нарыв, кенгуру безударный слог, начало слова: Работа, рыбак, рысак, руно, руда безударный слог, середина слова: фара, мера, пары, горы, папирус, карусель

Автоматизация «Р» в сложных словах:

Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки:

В грозу от груза арбузов развалился кузов. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры. Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

[Источник: http://getonair.ru]

Обязательно ли хирургическое вмешательство?

Такой дефект речи, как картавость не относится к серьезным нарушениям речевой функции, однако она способна изрядно попортить жизнь. Человек, который картавит, априори не может быть хорошим оратором, поскольку картавая речь многими воспринимается как нечто комичное.

Тем, кого с рождения постигла эта неприятность закрыта дорога ко многим видам деятельности, связанным с общением. Существует мнение, что избавиться от картавости в зрелом возрасте нереально, если в детстве этот момент был упущен. Между тем, этот дефект речи поддается коррекции в любом возрасте, даже по окончанию периода полового созревания.

Есть два способа, как научиться выговаривать букву «р» взрослым людям — радикальный, с помощью хирургического вмешательства, и консервативный, с помощью специальных речевых упражнений. Для начала разберемся, что же лежит в корне невосприимчивости речевого аппарата к выговариванию буквы «р».

Итак, причина возникновения картавости — явление под названием анкилоглоссия. Это врожденный порок развития полости рта, который характеризуется малой подвижностью языка из-за слишком малой длины языковой уздечки (полоски ткани, которая соединяет дно ротовой полости с самим языком).

Самый простой и быстрый способ исправить ситуацию — обратиться к хирургу. Подрезание уздечки делается под местной анестезией, ранка заживает через несколько дней, после чего подвижность языка полностью восстанавливается, и впоследствии вопрос как научиться выговаривать букву «р», отпадет сам собой.

Существует и бескровный способ победить анкилоглоссию — растянуть уздечку языка с помощью нехитрых упражнений. Нужно широко открыть рот и постараться высунуть язык как можно дальше, пытаясь достать им до середины подбородка. Еще одно упражнение — слегка запрокинув голову назад, тянитесь языком к верхней губе.

Также полезно энергичное шевеление языком в разные стороны при закрытом рте. Для достижения наибольшей эффективности следует комбинировать эти упражнения с выговариванием скороговорок, содержащих букву «р». Если поначалу скороговорки вам не даются, упростите задачу — проговаривайте вслух отдельные слова, содержащие эту букву.

[Источник: http://setadra.ru/]

Подведем итоги

Проблема произношения «Р» встречается довольно часто. На это бывает множество причин, в основном, идущих из детства.В нашей статье мы расскажем, как можно научиться говорить букву Р, как разобраться в причинах картавости и дадим несколько полезных советов.

Если Вы не выговариваете букву Р, а Вам уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно себя переучить. Конечно, чем Вы старше, тем дольше времени это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда лучше воспринимается, чем с дефективной.

Тем более, если он хочет работать в том месте, где нужно много говорить. Конечно, вернее всего будет сходить на занятия к логопеду, но не у всех бывает время на регулярные визиты. Поэтому существует несколько методик как научиться говорить букву Р дома, не ходя к врачу. Главное — это регулярность. Чем больше времени Вы будете уделять упражнениям, тем быстрее у Вас все получится. Необходимо тратить не менее 15 минут в день.

Главное — регулярность упражнений, удачи!

Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.

А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:

Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше.

Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.

Есть еще и такой способ:

  • В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
  • Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.
  • Теперь нужно проговаривать звуки Дэ Тэ Дэ, причем последнюю Дэ стараемся произносить не как обычно, а как Лэ (похоже на произношение англичан).
  • Потом медленно ДэТэДэ. Пять минут.
  • Теперь ускоряемся, пока не будем слышать Рэ.
  • Теперь, время слов: ДРОТ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОСС, ТРОЛЬ, МЕТРО, БЕДРО, ХРОМ.

И, далее, любые слова с Р, какие вспомните.

Это еще один способ как научиться говорить букву Р. Можно выбрать какой-то один метод, а можно чередовать. Как Вам кажется более эффективным. Еще раз стоит отметить, что практиковаться нужно каждый день, иначе Вы очень долго будете достигать успеха в вопросе «Как научиться выговаривать букву Р»

[Источник: http://www.informi.ru/]

Поделиться статьей с друзьями!

«Наш француз»: чем опасен горловой «Р» и нужно ли его исправлять


Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Далеко не все родители расценивают горловой «р» (разновидность картавости) как нарушение. Детей с таким произношением ласково называют «наш француз»/«наша француженка», не осознавая, что неправильный звук «р» может стать не только «изюминкой», но и причиной многих проблем в будущем. О том, почему возникает это нарушение, чем оно грозит и как его исправить, рассказывает специалист центра Mylogoped Эльвира Торба.

Почему появляется горловой «р»

Последние звуки-соноры — «л» и «р» — ребенок начинает произносить к пяти — пяти с половиной годам. Многие родители считают, что они появятся сами собой, но по ряду причин  с ними чаще всего и возникают логопедические проблемы. Например, «р» превращается в горловой, если:

  • У ребенка слабые артикуляционные мышцы/язык/речевой выдох.
  • У ребенка короткая подъязычная уздечка.
  • Есть нарушения фонематического слуха: малышне слышит различия между горловым и обычным «р». 
  • Родители/бабушки/дедушки часто просят «порычать».
    Это «упражнение» очень вредно: язык ребенка может быть еще не готов к произношению звука «р», и, чтобы выполнить просьбу, малыш задействует горло, закрепляя неправильное произношение. 

Чем горловой «р» опасен 

С этим нарушением к логопеду приходят и дошкольники, и школьники, и взрослые. Исправить его можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. И вот почему:

  • Детей с неправильным произношением часто дразнят.
  • Это мешает карьере.
    Горловой «р»  —  разновидность картавости. С ней придется отказаться от профессии актера, диктора и многих других специальностей, которые связаны с голосом и речью.
  • Это приводит к стойким психологическим проблемам.
    Дети с горловым «р» иногда стараются заменять слова, чтобы избежать сложного для них звука. В моей практике была клиентка, которая сохранила эту привычку во взрослом возрасте и разговаривала, стараясь избегать слов со звуком «р». Поставить правильный звук ей удалось довольно быстро, а вот избавиться от многолетней привычки и перестать бояться слов с «р» оказалось гораздо сложнее.   

Как исправить это нарушение

Избавиться от горлового «р», как правило, не очень сложно. Обычно для этого нужен курс на два-три месяца, с двумя-тремя занятиями в неделю. Иногда  логопед дополнительно направляет ребенка к другим специалистам. Например, к ортодонту в случае с короткой уздечкой или на физиотерапию, массаж. Но в моей практике прибегать к посторонней помощи для постановки «р» почти никогда не приходилось.  

Очень важно, чтобы родители помогали ребенку: делали с ним домашние задания, артикуляционную и дыхательную гимнастику. А самая главная проблема, с которой я сталкиваюсь при работе с родителями  —  неверие в своего ребенка. Побороть это недоверие  —  главная задача логопеда, без этого все прочие усилия не принесут результатов. 

Запишитесь на бесплатное занятие-диагностику в логопедический онлайн-центр «Мой логопед». Специалисты центра подготовят для вас:

— результаты анализа речи ребенка, произношения звуков, артикуляционного аппарата;
— анализ текущих навыков и возможностей ребенка;
— индивидуальные рекомендации и упражнения для работы дома.

Родители, которые запишутся на онлайн-занятие до 1 сентября получат бесплатную дополнительную неделю занятий с логопедом.

Записаться

С какими заблуждениями родителей я чаще всего встречаюсь на своей практике:
 

  • «Это наследственное».
    Картавость наследственная, родителю ее исправить не смогли, поэтому он испытывает вполне объяснимый скепсис к работе логопеда.

    На самом деле определить, наследственное нарушение или нет, очень сложно. Часто ребенок начинает картавить потому, что с пеленок слышит горловое произношение от родителей. В любом случае, даже если наследственность имеет место, это совершенно не значит, что ее нельзя исправить.  

  • «Нам уже поздно».
    Например, ребенку уже девять лет, и родители считают, что поезд ушел.

    Как говорилось выше, это неправда: картавость можно исправить даже у взрослого человека.

  • «Ничего не получается».
    Родители бросают занятия из-за того, что долго (по их мнению) не видят результата. Например, прошло пять уроков, а горловой «р» никуда не делся.

    Нужно быть готовым к тому, что у кого-то звук встает на место быстро, а кому-то потребуется гораздо больше времени. Никаких «правильных», стандартных сроков в работе горловым «р» нет.

  • «Все равно это вернется».
    Часто родители боятся, что после окончания занятий с логопедом картавость проявится снова. 

    Логопед видит, когда звук укреплен, когда происходит автоматизация произношения. Он дает домашние задания для закрепления результата. Если вы не бросите занятия на полпути, вероятность, что горловой «р» вернется, ничтожно мала.

  • «Исправить горловой „р“ онлайн невозможно». 

    Это не так. Есть миф, что, если отвести ребенка к логопеду, он залезет ему в рот палочкой и все там волшебным образом «исправит». Действительно, есть логопедические проблемы, при которых нужно работать с логопедом очно. Но горловой «р» к ним не относится. 


Материалы по теме:

  • 5 неочевидных признаков того, что у ребенка есть нарушения речи
  • Можно ли заниматься с логопедом в онлайне? Памятка для родителей   
  • Чек-лист для родителей дошкольников: готовимся к онлайн-занятию с логопедом 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

1. Короткая подъязычная связка

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

2. Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

3. Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

4. Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

Читайте также 👦👧®️

  • Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики
  • Как научить ребёнка писать
  • Как научить ребёнка считать играючи
  • 20 крутых развивающих игр, приложений и сайтов для детей 6–7 лет
  • Почему ребёнок плачет и что с этим делать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Я хотел найти как ты выглядела
  • Как найти гипотенузу прямоугольного треугольника пример
  • Как найти свое дело с нуля
  • Как найти род у глагола прошедшего времени
  • Как найти неисправность светодиодной лампы