Как исправить психику ребенка 13 лет

Screenshot_1-4-300x179Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь  происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья  малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.  

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать  предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет 

Доктора данного направления

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста  и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными  в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство  таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра. 

Синдром дефицита внимания  с гиперактивностью

Такому ребенку присущи  импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает  планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все  понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной  сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими  специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае  ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у  дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции   дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали; 
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также  оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша. 

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании  смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед»  г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Вы всегда можете узнать цены на диагностику и лечение, обратиться за консультацией к нашим специалистам предварительно записавшись на прием по телефонам  +7 (495) 541-76-30, +7 (498) 547-29-20

В КЛИНИКАХ «ПРЕЗИДЕНТ-МЕД» ВЫ МОЖЕТЕ

  • пройти обследование и лечение по более чем 30 медицинским специализациям, реабилитацию после инсультов, операций, травм,
  • сдать различные виды анализов (более 5000 видов анализов и лабораторных исследований),
  • пройти функциональную диагностику (УЗИ, эндоскопия: гастроскопия), ЭКГ, установка и расшифровка СМАД и Холтер-ЭКГ и другие,
  • пройти медицинскую комиссию за один день, пройти профосмотр (как для организаций, так и для частных лиц),
  • получить всевозможные справки – справки в ГИБДД и для допуска к занятиям спортом, для приобретения оружия, в санаторий, 
  • при наличии показаний – оформить лист временной нетрудоспособности,
  • оформить и получить другие виды медицинской документации,
  • сделать любые инъекции,
  • воспользоваться услугами хирургии одного дня или дневного стационара.

Невроз в подростковом возрасте – что это

У подростков неврозы часто возникают вследствие продолжительных психотравмирующих ситуаций. Дети при этом испытывают эмоциональные, физические страдания. При острой психосоматике нередко появляются сильные боли.

Психическое расстройство данного вида в подростковом возрасте довольно поверхностно. При своевременном начале лечения, благоприятных условиях болезнь можно устранить полностью.

Особенности подростковых неврозов

Подростковые неврозы во многом схожи с расстройствами во взрослом возрасте. Они имеют такие же формы, но отличаются особенностями психогенных факторов, психогенезом. У подростков более отчетливая связь некоторых форм болезни с конкретными типами особенностей характера, нервной системы. Ребенок:

  • Слишком эмоционален, чувствителен, активно реагирует на события;
  • Чувствует себя беспомощным, не может отстоять собственные интересы;
  • Испытывает постоянную тревожность, склонен к беспокойству. Страхам;
  • Обладает повышенной впечатлительностью, надолго запоминает неприятные ситуации, обиды;
  • Имеет завышенную потребность в самоутверждении.

Подростковый невроз возникает и по причине того, что ребенок держит в себе, не делится с окружающими своими переживаниями, эмоциональными ощущениями, противоречиями. Нервная система в этом возрасте довольно слабая, а психоэмоциональные нагрузки слишком высокие.

невроз у подростков

Симптомы заболевания

Близкие не всегда могут вовремя обратить внимание на возникновение подросткового невроза. Ребенок в таком возрасте часто скрывает свои душевные проблемы. Считая себя уже взрослым, подросток старается решить вопрос самостоятельно.

Невроз у подростков может проявляться по-разному. Но родителей должно насторожить, если ребенок:

  • Часто возбужден, быстро утомляется;
  • Постоянно жалуется на беспричинные головные боли;
  • Плохо спит, рано встает, долго не может заснуть;
  • Не может сконцентрировать внимание, становится неусидчивым;
  • Испытывает беспокойство, тревогу, необоснованные страхи;
  • Нередко находится в плаксивом или раздражительном состоянии, настроение часто меняется;
  • Испытывает проблемы в школе, не может справиться даже с простыми заданиями;
  • Совершает навязчивые действия.

Периодически у подростка возникает тахикардия, которая может сопровождаться одышкой. Он устраивает истерики без повода. Ребенок быстро теряет интерес к какой-либо деятельности. У него также может появиться ночной энурез, повышенная метеочувствительность, заикание. В школе снижается успеваемость. У подростка занижена самооценка, он испытывает неуверенность в себе. Заметив такие изменения в поведении, настроении подростка, родителям стоит незамедлительно обратиться за помощью к врачу. 

Первая помощь при неврозе подростку

  1. Скажите ребенку, что он не виноват в случившемся;
  2. Осознайте, насколько сложным периодом является расстройство вашего ребенка;
  3. По возможности узнайте о неврозе у подростков;
  4. Спросите прямо как ребенок себя чувствует;
  5. По возможности пусть ребенок поддерживает социальные контакты;
  6. Напомните себе, что все может измениться, и убедите ребенка в возможности выздоровления;

Подростку, столкнувшемуся с депрессией следует показаться специалисту. Своевременное обращение к специалисту снижает риск осложнения заболевания.

Причины возникновения невроза 

Причинами появления подросткового невроза специалисты считают неблагоприятные внутрисемейные отношения. Но это также могут быть плохой контакт с учителями, сверстниками. К факторам, провоцирующим расстройство, можно отнести:

  • Психолого-социальные – эмоциональная отчужденность подростка, непоследовательное воспитание, неблагоприятная семейная атмосфера.
  • Культурно-социальные – проживание в крупном городе, ускоренный ритм жизни, который не подходит характеру подростка, проблемы со школой.
  • Экономико-социальные – плохие условия проживания ребенка, неполная семья, ранняя разлука с родителями.
  • Биологические – осложнения во время вынашивания ребенка, родов, наследственность, проблемы со здоровьем.

Также причинами возникновения неврозов могут стать бессонница, постоянная усталость, серьезные учебные нагрузки, стрессовые ситуации.

причины невроза

Виды подростковой патологии 

Заболевание в подростковом возрасте может принимать различные формы, которые отличаются симптоматикой. К ним относят:

  • Неврастению;
  • Истерический невроз;
  • Неврозы навязчивых состояний;
  • Депрессивное нарушение;
  • Малосимптомные формы болезни.

Неврастения

Обычно возникает у детей, отличающихся робостью, застенчивостью. Нарушения иногда обнаруживаются, если ребенок перенес инфекцию, постоянно испытывает стресс, переутомляется. Признаками патологии являются:

  • Расстройства сна;
  • Разнообразные страхи;
  • Тревожность;
  • Чувствительность к громкому шуму, яркому свету;
  • Боли в голове, сердце;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом. 

Истерическое расстройство 

Такая форма заболевания присуща инфантильным подросткам. В детском возрасте ребенок может испытывать проблемы с речью, отказываться вступать в диалог. В подростковом периоде патология проявляется в яркой истеричности. Дети ведут себя театрально, громко выражают рыдания, крики, у них могут возникать судороги.

К психическим симптомам относятся страхи, проявления ипохондрического типа, потеря воспоминаний. Также моторными признаками истерического невроза являются нарушения в походке, движениях, парез, мутизм, гиперкинез. Встречаются расстройства сексуального характера, нарушения в функционировании дыхательной, сердечной системы, ЖКТ. 

Неврозы навязчивых состояний

Характерны для подростков с повышенными моральными принципами. Это сопровождается дотошностью, педантичным подходом ко всему. Но ребенка преследуют фобии – страх разлуки с близкими, смерти, боязнь темноты и другое. 

Депрессивное нарушение 

Неврозы на фоне депрессии провоцируются психотравмирующими событиями. Подросток замыкается в себе, мало общается с посторонними, становится малоактивным. У него нарушается сон, пропадает аппетит. 

Малосимптомные формы заболевания

Патология проявляется в виде нервных тиков, подергиваний конечностей, мышц, туловища. У подростка может возникнуть энкопрез, энурез, судороги речевой мускулатуры. 

Как невроз влияет на организм. Осложнения

Заболевание у подростков может давать серьезные осложнения. Оно провоцирует аффективные расстройства, депрессию, анорексию, часто ведет к возникновению суицидальных мыслей, попыткам совершения самоубийства. Если вовремя не заняться лечением ребенка, то возможны проблемы с его социальной адаптацией, созданием семьи.

Родители должны осознавать, что находясь в тревожном состоянии, не справляясь со стрессом, они сами становятся причиной заболевания подростка. Ребенок не чувствует себя в безопасности, быстро перенимает отрицательное поведение близких.

осложнения невроза у подростков

Диагностика невроза

Большую часть эмоциональных приступов подростка могут контролировать сами родители. Но если такие приступы сопровождаются самоповреждениями, физическими нарушениями, потерей сознания, то необходимо обратиться к специалисту. Это может быть педиатр, невролог, психолог или психиатр.

Для правильной постановки диагноза врач применяет следующие методы:

  • В ходе беседы с пациентом проводится сбор анамнеза. У родителей выясняют, когда начались истерики, сколько они длятся, бывают ли судорожные, обморочные состояния, нарушения сна, расстройства пищеварения. Специалист выясняет условия жизни подростка, стиль его воспитания.
  • Специалист наблюдает за пациентом, определяя его поведение, выясняя реакцию на внешние факторы.
  • Если симптомы невроза выражены ярко, то проводится дифференциальное диагностирование, которое может исключить нарушения в деятельности нервной системы, приводящие к потере сознания, судорогам. При необходимости выполняется УЗДГ сосудов головы, МРТ головного мозга.

Подростковый невроз может сопровождаться сопутствующими патологиями. Здесь потребуется консультация других специалистов – кардиолога, гастроэнтеролога, невролога. 

Варианты лечения РПП у подростков в клинике Госпитальная

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Лечение заболевания 

Подростковые неврозы лечат аналогично другим заболеваниям этого направления. Для этого применяют:

  • Консервативную терапию;
  • Психотерапию;
  • Физиотерапию. 

Консервативное лечение

Лечить подростка можно в домашних условиях. Госпитализация требуется только в особо тяжелых случаях. Для достижения ремиссии необходимо исключить из жизни ребенка факторы, которые спровоцировали расстройство психики. Для этого подросток должен полноценно питаться, иметь налаженный режим деятельности и отдыха. На начальном этапе проведения терапии рекомендуется освобождение ребенка от школьных занятий.

При необходимости врач назначает медикаментозное лечение. Здесь применяются следующие препараты:

  • Седативные лекарства на основе растительных компонентов;
  • Небензодиазепиновые транквилизаторы;
  • Галоперидол;
  • Ноотропы, содержащие аминофенилмасляную кислоту;
  • Психостимуляторы (группа метилфенидата);
  • Поливитаминные комплексы.

Психотерапия

С целью повышения самооценки подростка проводятся сеансы психотерапии. На них специалист учит пациента чувствовать собственную полноценность, снижает его тревожность. Терапия проводится в индивидуальном порядке, на групповых и семейных сеансах. В последнем случае корректируется психотравмирующий семейный фактор.

Физиотерапия

Использование физиотерапии направлено на снижение медикаментозной нагрузки. В комплекс лечебных процедур, назначаемых врачом, входит:

  • ЛФК;
  • Душ Шарко;
  • Электрофорез;
  • Ножные, хвойные ванны;
  • Массаж шеи, спины, конечностей и многое другое.

Подростковые приступы истерии достаточно кратковременное явление. Когда кризис проходит, они постепенно исчезают. Но родителям стоит и дальше посещать с ребенком психолога. Врач научит, как корректировать приступы, порекомендует способы правильной организации досуга подростка.

невроз подросток

Профилактика подростковых неврозов

В подростковом возрасте важно предпринимать профилактические меры по предотвращению возникновения неврозов. Особая роль в этом отводится родителям. Специалисты рекомендуют следующее:

  • Подростку следует максимально четко сформировать режим дня. Это стабилизирует неуравновешенную нервную систему.
  • Необходимо тщательно контролировать нагрузку на ребенка. При первых симптомах неврологического расстройства нужно обратиться к врачу для назначения поддерживающего лечения. С учителями стоит обсудить вопрос снижения ежедневной учебной нагрузки.
  • Желательно приучать ребенка к посильным занятиям спортом, выполнению простых физических упражнений. Это способствует быстрому снятию психологического напряжения.
  • При возникновении в семье психологических проблем стоит посетить семейного психолога.
  • Необходимо подобрать различные варианты снятия стресса для подростка.

Дома можно использовать подручные средства релаксации, например, занятия йогой. Она способствует расслаблению ребенка, снятию нервного напряжения.

Подростковые неврозы – это обратимые процессы. При своевременном лечении прогноз на полное выздоровление вполне благоприятен. Специалисты рекомендуют пациентам соблюдать режим бодрствования, сна, умеренно нагружать себя эмоционально и физически соответственно собственным возможностям, темпераменту. Особо важно поддерживать в семье благоприятную для подростка атмосферу, правильно расставлять приоритеты и распределять роли в отношениях.

Шевченко Ольга Юрьевна

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

СДВГ у подростков

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 9 августа, 2019

Обновлено: 24 марта, 2023

Подросток с СДВГ задумывается о трудностях

СДВГ – один из самых распространенных синдромов нарушения поведения у детей. В мире, им страдают от 8 до 10 %. Распространено мнение, что это исключительно детская болезнь, якобы, к 12-13 годам ребенок ее перерастает. Однако это не так.

СДВГ обусловлен изменениями в строении головного мозга, поэтому избавиться раз и навсегда от симптомов, без постоянной работы над собой, не получится.

Гормональный взрыв, случающийся в подростковом возрасте, на фоне дефицита йода, усиливает основные симптомы СДВГ: тревожность, сложности с концентрацией внимания. При этом заболевание проявляет новые признаки, незамеченные ранее.

Содержание статьи:

  • 1 Признаки СДВГ у подростков
    • 1.1 Причины СДВГ у подростков
      • 1.1.1 Лечение СДВГ у подростков
  • 2 Список использованной литературы

Признаки СДВГ у подростков

У подростков условно выделяют два вида СДВГ в зависимости от симптомов: синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности, со своими симптомами у каждого.

При этом признаки каждого вида проявляются в большом количестве.

Подростки с СДВГ не слушают урок

Нельзя поставить диагноз только по одному или двум симптомам. Врачи считают, что необходимо выявить минимум 6 признаков, для того, чтобы утверждать, что ребенок не здоров.

Признаки гиперактивности у подростка:

  • Забывчивость.
  • Рассеянность. Из-за этого такие дети часто теряют важные мелочи: ключи, очки, сменную обувь или вещи в школе, телефоны.
  • Легко отвлекаются от важной задачи.
  • Невнимательность к деталям, небрежность, из-за которой допускается множество ошибок.
  • Сложности с концентрацией внимания на условиях игры или задании, особенно командного.
  • Не завершают начатое.
  • Постоянно меняющиеся увлечения. При этом ни в одном нет значимых достижений.
  • Неорганизованность.

Подросток отвлекается от учебного процесса

  • Постоянные опоздания.
  • Стараются избегать сложных задач, требующих продолжительного сосредоточения. Не любят выполнять большие творческие задания, составлять графики и таблицы.

Уклоняются от любой деятельности, которая требует сосредоточения и продуманности. Потому что такими навыками не владеют, освоить их трудно.

Вторая разновидность заболевания – гиперактивность, подростки неконтролируемо много двигаются, импульсивны, грубы.

Этот диагноз можно ставить, если у ребенка есть минимум 6 признаков из следующего списка:

  • Постоянные движения рук и ног, даже в моменты относительного покоя (например, дергает ногой во время урока или выполнения домашнего задания).
  • Непоседливость, желание вскакивать и менять место дислокации в неподходящий момент.
  • Тяжело заниматься работой, требующей усидчивости. Это касается как интеллектуального труда, так и физического.
  • Чрезмерная болтливость. Подростку сложно молчать даже в неподходящей для разговоров ситуации.
  • Привычка высказываться, не дослушав собеседника. Например, отвечать на вопрос учителя, не дослушав его до конца.
  • Часто перебивает собеседников. Не слушает и не запоминает обращенную к нему информацию.
  • Встревает в чужие разговоры и игры.
  • Импульсивность, переходящая в обидчивость и даже агрессивность.

Эти симптомы значительно осложняют жизнь подростка, мешают ему интегрироваться в социум, достигать успехов в делах и учебе.

Интеллект у больных ребят, как правило, средний или выше среднего. Но учатся они плохо и постоянно конфликтуют с одноклассниками.  Им гораздо труднее дается то, что считается простым для сверстников, им приходится постоянно контролировать свои действия, чтобы выстраивать отношения с другими людьми.

Подросток с СВДГ скандалит и спорит

Часто следствием гиперактивности в подростковом возрасте становится депрессия.

Причины СДВГ у подростков

Причиной возникновения СДВГ у детей и в подростковом возрасте является изменения объемов некоторых отделов головного мозга. Базальные ядра и префронтальная кора у таких ребят занимают меньший объем, чем у среднестатистических. Эта аномалия проявляется из-за:

  • Генетической предрасположенности. Изменения в строении мозга передаются по наследству от близких родственников.
  • Образа жизни матери во время беременности. Если женщина пьет алкогольные напитки, курит, часто нервничает и питается неправильно, вынашивая плод, то шанс рождения ребенка с СДВГ резко увеличивается.

Травмы при рождении или в раннем детстве, перенесенные в первые месяцы жизни инфекции, также влияют на развитие структуры головного мозга впоследствии.

В редких случаях симптомы заболевания остаются незамеченными в детстве, активизируясь в подростковом возрасте, после полового созревания.

Кроме того, у детей с подобными изменениями, часто бывают сопутствующие проблемы, мешающие вести нормальную жизнь:

  • Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта. Часто сопровождается повышенным беспокойством и истеричностью.

Отклонения психики у подростка с СДВГ

  • Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
  • У трети детей наблюдается оппозиционно-вызывающее или кондуктивное расстройство.
  • Каждому пятому ставят еще какое-либо серьезное расстройство нервной системы или психики. Чаще всего это депрессия или биполярное расстройство.

Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.

Лечение СДВГ у подростков

Многие оставляют синдром дефицита внимания без необходимого лечения, надеясь, что с возрастом ребенок перерастёт проявления и станет «нормальным».

С годами действительно, большинство научатся контролировать проявления синдрома, однако это не значит, что симптомы пропадают. Лечение и коррекционная работа необходима ребенку для того, чтобы вписаться в социум, стать его полноценной частью.

Если у подростка наблюдаются симптомы СДВГ, врач решит, как именно лечить проблему, какие методы коррекции использовать.

Большинство медиков считает эффективным комплексный подход, сочетающий медикаментозные, психологические и воспитательно-коррекционные меры.

  • Препараты, стимуляторы и не стимулирующие средства, позволяющие активировать работу мозга, помогающие лучше держать под контролем порывы, улучшающие внимательность и память. Подобрать идеально подходящий препарат сложно. Они назначаются в зависимости от возраста, пола, веса, особенностей гормонального фона человека. Многие обладают пролонгированным действием, принимать их допускается реже, что облегчает терапию. Не доверяйте подростку самому принимать лекарства, так как из-за особенностей заболевания, он будет забывать это делать вовремя.
  • Диета усиливает внимание, а также снижает нервозность. Составьте рацион так, чтобы давать больше богатой белком, сложными углеводами и полезными жирами, еды. Исключите вредные продукты, искусственного и химического происхождения.

Психотерапия – наиболее полезная часть лечения, так как хороший психотерапевт поможет ребенку разобраться с тем, что с ним происходит, понять особенности своего организма, научит с ними жить.

  • Контролируйте жизнь ребенка, составьте график со списком дел и отведенным на это временем на каждый день. Приучите жить по расписанию, не откладывать дела на потом.
  • Дополнительные спортивные занятия помогут обрести покой и избавиться от лишней энергии.

Работа психолога с подростком с СДВГ

Подросток с СДВГ не виноват в особенностях своего характера и поведения, но он должен понимать, что они отличаются от нормы и стараться контролировать себя, работать над собой. Только так получится преодолеть проблемы, интегрироваться в общество, избежать проблем в взрослом возрасте.

Список использованной литературы

  1. Post hoc analyses of response rates to pharmacological treatments in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivitydisorder. Coghill DR, Newcorn JH, Chen J, Werner-Kiechle T, Banaschewski T. J Psychopharmacol. 2020 Feb 11:269881120904949. doi: 10.1177/0269881120904949.
  2. Комлач И.Л. Новые подходы к диагностике и терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, профилактика ранних форм девиантного поведения // Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24-27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. С. 176.
  3. Norvilitis J.M., Fang P. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // J. Atten. 2005. Vol. 9, № 2. Р. 413-424.
  4. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000. 240 с.
  5. Cognitive correlates of attention-deficithyperactivity disorder in children and adolescents with high intellectual ability. Cadenas M, Hartman, Faraone S, Antshel K, Borges Á, Hoogeveen L, Rommelse N. J Neurodev Disord. 2020 Feb 10;12(1):6. doi: 10.1186/s11689-020-9307-8.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Злая девочкаПсихическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

  1. Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, Психический срывнапример, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
  2. Проблемы с социальной приспособленностью.
  3. Нарушение межличностных отношений.
  4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
  5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.

Детский психоз

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:Мальчик псих

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

  • депрессивные;
  • маниакальные;
  • шизоаффективные;
  • органические.

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, раздражительность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Агрессия у ребенка

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Мальчик аутист

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Девочке страшноПсихические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, тревога;
  • агрессивность, конфликтность;
  • негативизм, противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

  • попытках суицида или само повреждения;
  • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;Девочка грустит
  • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
  • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
  • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
  • неспособности к усидчивости;
  • принятии наркотиков или алкоголя;
  • постоянных перепадах настроения;
  • плохом поведении.

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • лор;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

  • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;рексетин
  • консультации профильных специалистов;
  • семейную терапию;
  • групповую и индивидуальную психотерапию;
  • внимание и любовь родителей.

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

Пасивный негативизмВ большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Рекомендации родителям

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;Любовь в семье
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Переходный возраст – настоящее испытание для детей и родителей. Часто к перепадам настроение, замкнутости присоединяется агрессивное поведение. Родителям нужно знать причины появления подростковой агрессии, методы борьбы и профилактики. Это поможет избежать серьезных проблем, уберечь неустойчивую психику ребенка от саморазрушения.

Агрессия – действия, неправленые на объект, цель которых нанести физический, моральный вред. Дословно это слово переводится, как нападение. Это своеобразная реакция на стресс, фрустрацию, психологический или физический дискомфорт.

Особенности агрессивного поведения:

  • действия носят деструктивный характер, противоречат законам, нормам поведения;

  • есть четкий мотив проявления агрессии;

  • дополнительные признаки – гнев, вспыльчивость, враждебность, склонность к физическому, психологическому насилию.

Существует здоровая форма агрессии – здоровое упрямство, целеустремленность. Она помогает достичь целей, необходима для адаптации, защиты своих прав и личных границ.

Причины подростковой агрессии

Ежегодно дети становятся все более агрессивными, это отмечают учителя, психологи. Пик приходится на 11-17 лет, на период переходного возраста. У девочек пиковые проявления наблюдаются до 13 лет. У мальчиков – в 14-16.

Почему подростки становятся агрессивными:

  1. Пример для подражания. Как бы родители не пытались уберечь ребенка от негативной информации, дети все равно видят сцены насилия, агрессивного поведения. И часто делают выводы, что злость, агрессия – верный путь стать лидером.

  2. Механизм защиты. Подросток постоянно испытывает стресс, тревожность. Учеба, отношения с учителями, сверстниками, противоположным полом, родителями, неуверенность в себе. Все эти факторы расшатывают и без того неустойчивую психику. Ребенок становится агрессивным, потому что не знает других методов защиты.

  3. Способ самоутверждения. В 13-15 лет ребенку важно признание сверстников. Подростки часто начинают совершать необдуманные поступки, чтобы его заметили друзья и одноклассники. Или стремятся подражать тому, кого считают своим кумиром.

  4. Крайности в воспитании. Для ребенка одинаково опасно гиперопека и недостаток внимания.

  5. Желание привлечь внимание родителей.

  6. Социальный статус семьи. Негативно повлиять на поведение ребенка может бедность или чрезмерная обеспеченность родителей.

  7. Ревность. Появление в семье младшего ребенка, новые отношения у родителей – частые провокаторы агрессии у подростков.

  8. Биологические аспекты. Юношеский максимализм, поиск себя, гормональная перестройка,

Агрессия порождает агрессию. Часто родители начинают кричать на ребенка по любому поводу. Что приводит к ответной реакции в виде крика, подросток начинает крушить все вокруг себя, начинает вести себя еще более вызывающе. Любой промах родных людей может стать спусковым крючком для подростковой агрессии.

Основные черты агрессивных подростков – завышенная самооценка или неуверенность в себе, примитивность мышления, отсутствие интересов, ценностей. Агрессивные дети бедны духовно, у них низкий уровень интеллекта, они склоны к подражательству, внушаемы, грубы и озлоблены. Агрессия нередко развивается на фоне чувства вины, повышенной обидчивости, пессимизма и недоверия к людям.

Формы подростковой агрессии

При классификации агрессивного поведения учитывают мотивы, вид воздействия, активность, направленность на объект.

Виды агрессии у подростков:

  1. Физическая. Проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах. Часто направлена на людей, животных.

  2. Вербальная. Словесное нападение, угрозы, оскорбления.

  3. Косвенная. Сплетни, сарказм, обсуждение за спиной человека.

  4. Прямая. Различные приемы применяются непосредственно в адрес конкретного человека.

  5. Агрессия-защита. Реакция на деструктивное поведение другого человека, группы людей.

  6. Агрессия-провокация. Нанесение удара первым с целью получить определенную реакцию.

  7. Экспрессивная форма. Нервные жесты, удары по предметам, гримасы и недовольное выражение лица, крик, ненормативная лексика.

  8. Скрытая. Ребенок выглядит спокойным, но при этом игнорирует замечания и просьбы.

Опасна и аутоагрессия – агрессия направленная внутрь себя. У таких подростков часто наблюдается склонность к суициду, депрессии, они рано начинают курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества.

Девочки чаще проявляют агрессию косвенно, вербально. Для мальчиков характерна физическая, открытая, прямая агрессия.

Что делать родителям

Даже взрослому человеку, любящему родителю сложно не сорваться в конфликтной ситуации. Если уровень раздражения высок, хочется закричать, для начала нужно посчитать про себя до 10, несколько раз сжать и раздать кулак. Это поможет немного успокоиться, не отвечать агрессией на агрессивное поведение подростка.

Но и постоянно терпеть хамство не следует. Родителям нужно говорить ребенку о том, что его поведение и тон огорчают, сердят, растаивают. Необходимо отказаться продолжить разговор, если подросток не снижает тон.

Рекомендации для родителей подростков:

  1. Постараться выяснить причину агрессивного поведения. Подростки способны одинаково бурно реагировать на серьезные проблемы, и различные мелочи. Нельзя говорить, что его проблема незначительная, ерундовая. Ребенок решит, что мама или папа его не понимают, безразлично относятся к его жизни. И еще больше замкнется.

  2. Стараться решать проблемы вместе. Чтобы не случилось, ребенок всегда должен знать, что родители на его стороне. Что он всегда может поделиться неприятностями, получить совет и помощь. Родитель-друг – лучшая манера поведения матери, отца.

  3. Проявлять больше внимания и любви. Но без фанатизма. Излишняя опека никому еще не пошла на пользу.

  4. Объяснить последствия агрессивного поведения. Штрафы для родителей, учет в детской комнате.

  5. Разговаривать на равных, как со взрослым человеком. Не обманывать, сдерживать обещания, или объяснять спокойно, почему сейчас, или вообще, сделать что-то невозможно.

  6. Найти занятие для души. Спортивные секции, творческие студии, конкурсы, олимпиады. Все, что действительно может заинтересовать подростка, помоет ему самовыражаться, или выплескивать негативные эмоции без ущерба для окружающих.

Если подросток внезапно стал молчаливым, замкнутым, нелюдимым – велика вероятность того, что он стал объектом чужой агрессии, буллинга.

Если уровень агрессии достиг критического уровня, самостоятельные попытки привести ребенка в чувства не приносят результата, нужно обратиться к психологу. Ошибочно полагать, что подростковая агрессия пройдет по мере взросления. Этого не будет. Если игнорировать ситуацию, она только усугубится. Следствие – алкоголизм, наркомания, уголовная ответственность, самоубийство.

Чего делать не нужно

При появлении подростковой агрессии у многих родителей наступает ступор, они начинают совершать ошибки одну за другой. Что только усиливает агрессивное поведение.

Запрещенные приемы:

  • вторгаться в личное пространство;

  • усугублять конфликты криком, ссорами;

  • критиковать, негативно отзываться о действиях, чертах характера ребенка;

  • обсуждать с посторонними людьми плохое поведение подростка;

  • высмеивать физические недостатки;

  • постоянно акцентировать внимание на достоинствах других детей, занижать, недооценивать таланты собственного трудного подростка.

Да, родителям бывает сложно вовремя остановиться в споре. Но осознанное родительство – это постоянная работа над собой, своими ошибками.

Методы профилактики

Чтобы уберечь ребенка от агрессивного поведения, родителям нужно начать с себя. Быть терпимее, спокойнее, не опекать излишне.

Как предупредить агрессию у подростков:

  1. Научить правильно решать конфликтные ситуации. Часто родители учат ребенка, обидели – нужно дать сдачу. Такой подход в подростковом возрасте выливается в агрессивное, неадекватное поведение.

  2. Усиливать собственное «я» ребенка. Чаще интересоваться его мнением, не принимать за него решения. Это поможет в будущем избежать подражания кумиру.

  3. Родители должны следить за своим поведением. Дети всегда перенимают манеру поведения людей, которые их окружают.

  4. Никогда не прибегать к физическому наказанию.

  5. Развивать положительные стороны агрессивности, препятствовать развитию негативных черт. Позитивные аспекты – упорство, активность, инициативность. Отрицательные – замкнутость, враждебность.

  6. Ограничить просмотр фильмов, видео, компьютерных игр, в которых присутствуют сцены насилия.

  7. Сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми. Ранние проявления агрессии – бормотание под нос, недоброжелательные взгляды, осуждение.

  8. Учить ребенка проявлять и контролировать эмоции. Гнев, обида, ярость – это нормально. Но нужно выплескивать эмоции без вреда для окружающих.

Направить энергию ребенка в правильное русло. Спорт, танцы, языковые школы. Чем больше занят ребенок, тем меньше времени у него остается на всякие глупости.

Подростковая агрессия – своеобразная просьба о помощи. В силу возрастных особенностей ребенок еще не умеет выражать ее иначе. Спокойствие, терпение, личный пример помогут пережить родителям непростой период взросления детей. Начинать борьбу с агрессией нужно еще до наступления пубертатного периода. Если ребенок всегда чувствует себя любимым, полноценным членом семьи, для него агрессивное поведение будет просто неприемлемым.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти видео как установить мод
  • Как найти на компе плагин
  • Как найти общий вид частного решения
  • Как найти хорошую кухню
  • Мужчина как исправить свою фигуру