Как исправить психологическую травму у ребенка

Большинство людей сталкиваются с различными травматическими жизненными ситуациями: потеря близкого человека, смерть, тяжелые болезни, аварии, операции. Серьезные психологические травмы нам могут своим поведением оставлять и другие люди. Например, жертвами насилия, травли часто становятся маленькие, беззащитные дети, которые не в силах за себя постоять и, как правило, боятся обратиться за помощью. Как помочь ребенку пережить болезненный опыт, разобраться, что такое психологическая травма и какие последствия она несет, рассказывает психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алёхина.

Психологическая травма (сильный эмоциональный стресс) — реакция человека на определенное событие, которое нанесло вред его психическому здоровью.

Травма формируется в момент, когда внешние события в жизни человека становятся настолько сильными, что начинают превышать его адаптивные возможности. «Ребенок начинает чувствовать сильнейший страх за свою жизнь, беспомощность. Теряется чувство безопасности и контроля. Те события, которые затрагивают значимые стороны жизни малыша и сопровождаются интенсивными переживаниями, приводят к психологической травме, часто ее классифицируют как шоковую», — отмечает психолог.

Замороженные чувства

В сильной стрессовой ситуации из-за выброса гормонов — адреналина, норадреналина и кортизола у человека естественным образом возникает желание выплеснуть сильную внутреннюю энергию. Это происходит через активные действия — бег, прыжки, драку или через проявление чувств агрессии, гнева, недовольства.

Если в стрессовой ситуации ребенок подавляет свои естественные реакции, он препятствует высвобождению энергии, которая блокируется и остается внутри. Незавершенное событие, подавленные чувства и замороженная в моменте энергия порождают психологическую травму.

Осторожней с критикой!

Для детей даже незначительные на первый взгляд события могут стать травмирующими — к примеру, угроза, сказанная в шутку или в воспитательных целях. Проявление насилия по отношению к ребенку или другим людям, насмешки, издевки могут причинить сильную боль и травмировать уязвимую личность.

Возрастных ограничений для формирования травмы нет. Она может произойти в три года, в школьный период или в подростковом возрасте. Если ребенку не будет хватать собственных сил это преодолеть и ему не помогут преодолеть это состояние близкие, произойдет болезненная фиксация на травме.

Неприятные последствия

Последствия шоковых травм бывают очень серьезными. Они могут вызвать нарушения в психике, что, в свою очередь, провоцирует развитие психических расстройств. «У одного психологическая травма может вызвать временное чувство дискомфорта, с которым человек постепенно самостоятельно справится. А у другого она станет пусковым механизмом к устойчивому состоянию страха с наличием фрустрации, которое будет сильно ослаблять иммунитет, работоспособность. Может привести к замкнутости, уходу от соблюдения социальных норм, неврозам и реактивным состояниям», — отмечает Светлана.

Зафиксированная травма в дальнейшем мешает человеку управлять своей личностью. Она подрывает веру в себя, собственные силы, вызывая чувство беспомощности. Коварство заключается в том, что при повторении стрессовой ситуации человек проваливается в тот возраст и те состояния, когда произошла травма. Так образуется замкнутый круг из стресса, тревоги, подавленных чувств, эмоций и невозможности проявить себя. В итоге человек привыкает к тяжелой и угнетенной жизни, ведь он не знает, как может быть иначе. Постепенно будет снижаться уровень и качество жизни. «Не проработав травму, повзрослевший ребенок во взрослом возрасте будет на бессознательном уровне притягивать к себе людей и события, которые предоставят ему привычную гамму негативных эмоций и ощущений в виде унижений и хронического стресса. Прямые последствия фиксированных травм во взрослом возрасте — хронические депрессии, алкогольная, наркотическая и игровая зависимость», — рассказывает специалист.

Как выявить травму в детском возрасте

Все дети по-разному проживают психологическую травму. Это зависит от множества критериев — возраста ребенка, его психического развития и влияния, которое оказало данное событие. Предпринимать меры стоит, если вы заметили:

  • Зацикленность— повторяющиеся действия, где ребенок пытается заново проживать стрессовые события. Они могут проявляться в игре, рисунках. Или вызывать пристальное внимание при просмотре фильмов, телепередач или чтении книг, комиксов.
  • Уход в себя— проявляется в виде нежелания выходить на контакт, в потере или стойкости интересов, длительном негативном настроении, инфантильном поведении.
  • Тревожные состояния— проявляются как излишняя раздражительность, повышенная возбудимость, боязливость, плаксивость, повышенная настороженность. Могут возникать проблемы с концентрацией внимания, нарушения сна с повторяющимися кошмарами.
  • Физиологические симптомы — возможны изменения кожных покровов: излишняя бледность или покраснения, высыпания. Обильное потоотделение ладоней, ступней. Мышечное перенапряжение, невозможность расслабиться. Головные боли, боли в животе. Быстрая утомляемость. Частые простудные и иммунные заболевания. Задержки реакций.
  • Реакция избегания— ребенок может достаточно резко отказаться посещать определенные места или встречаться с определенными людьми. Всячески будет увиливать от волнующей темы, связанной с болезненными чувствами и переживаниями.

Как помочь ребенку

  • В первую очередь необходимо создать теплые, доверительные отношения и безопасную атмосферу, где ребенок сможет чувствовать себя в комфорте, безопасности, будет ощущать искреннее принятие, любовь, поддержку и заботу. Для этого может потребоваться некоторое время. Не торопите события.
  • Уделяйте ребенку дополнительное время и внимание. Проявляйте искренний интерес к его жизни, настроению, занятиям, самочувствию. Спросите ребенка, есть ли что-то, что его тревожит. Возможно, он будет готов поделиться.
  • Ориентируйтесь на переживания ребенка, а не следуйте за своими чувствами и желаниями.
  • Если ребенок продолжает быть закрытым, можно аккуратно и тактично поделиться своими наблюдениями. Вы можете сказать, что заметили некие изменения в его поведении, спросить, не случилось ли чего неприятного. В этот момент важно быть открытым, не проявлять агрессии, недовольства и не форсировать события. Ребенок очень быстро может почувствовать фальшь, давление и закроется еще сильнее.
  • Поговорите с ребенком о том, что произошло. Подготовьтесь заранее к диалогу так, чтобы вы могли ответить на самые разные вопросы. Старайтесь ничего не скрывать, а поясняйте в доступной для ребенка форме.
  • Предложите обсудить проблему в кругу семьи, где ребенок сможет почувствовать поддержку и принятие со стороны близких.
  • Убедитесь, что ребенок не испытывает чувства вины. Иногда дети независимо от контекста ситуации чувствуют себя виноватыми, хотя их действие или присутствие никак бы не повлияло на исход событий.
  • Расскажите ребенку о чувствах, реакциях, которые могут испытывать люди на подобного рода события. Донесите мысль о том, что испытывать такие чувства в данный момент нормально и естественно. А со временем это постепенно пройдет, и будет гораздо лучше.
  • Работайте над своими страхами и травмами. Родитель является примером для ребенка и во многом подает ему пример. То, как вы справляетесь с трудными ситуациями и стрессом, ваше поведение и реакции будут иметь основное влияние на способность ребенка к преодолению и проживанию травмирующих событий. Если вы чувствуете, что сами морально истощены и у вас нет ресурсов оказывать помощь ребенку, попробуйте обратиться за помощью к психологу. Порой для ребенка травматичным является реакция родителя на определенное событие.
  • Постарайтесь организовать комфортный и стабильный распорядок дня. В слаженной системе, где все структурированно и понятно, гораздо легче восстанавливать ресурсы организма.
  • Если события были очень сильными, предоставьте ребенку возможность некоторое время побыть дома, отдохнуть и набраться сил. Детский сад, школу, дополнительные кружки на время можно ограничить.
  • Старайтесь не слишком сильно оберегать ребенка и не потакайте всем его прихотям. Важно соблюдать баланс: с одной стороны, давать заботу и поддержку — и одновременно предоставлять возможность ребенку самостоятельно переживать травматичные события.
  • Помните: страхи боятся смеха. Создание позитивной, доброй атмосферы в доме будет лучшей профилактикой тревоги.

Детская психика очень гибкая. С помощью поддержки родителей, их внимания они могут легко справиться с психологической травмой. Страшно, когда взрослые остаются равнодушными к проблемам детей или вымещают на них свою агрессию.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ МОЩНОГО НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, СИЛА КОТОРОГО ОКАЗАЛАСЬ ДЛЯ ПСИХИКИ ЧРЕЗМЕРНОЙ.

Последствием подобной травмы может стать депрессия, глубокое ухудшение общего эмоционального фона, повышенная раздражительность или, напротив, появление безразличия к внешним событиям, появление или усиление страхов, фобий… Все это ведет к искажению нормального поведения, затруднению процессов общения, временной утрате работоспособности.

Словом, психологическая травма аналогична любой другой: это всегда боль, которая стремится подчинить себе всего человека, его настроение, поведение, желания и стремления.

При этом следует понимать, что психологическая травма, особенно детская, — явление сугубо субъективное. Причиной подобной травмы у детей и подростков может стать почти любая неприятность, неудача, негативное событие, не говоря о различных несчастных происшествиях, внезапных утратах, горе. Станет ли то или иное событие действительно травматичным и насколько глубокой окажется травма, как быстро сумеет ребенок преодолеть ее последствия, — все это зависит от множества факторов.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРАВМ У ДЕТЕЙ?

Во-первых, это страхи. Очень часто психологические травмы развиваются на фоне страхов. Чем сильнее страх, тем болезненнее переживает ребенок реализацию его сценария. В качестве примера можно привести провал на экзамене: для ребенка он может означать настоящий крах всего плана будущей жизни, построенного на надеждах на успех. Именно этого он больше всего боялся, и травма от такого события может остаться на всю жизнь. Столь же разрушительные последствия может иметь и «отвержение» ребенка неким коллективом (в школе, в компании).

К психологической травме могут привести резкие изменения привычного окружения и хода вещей: переезд на новое место жительства, переход в другую школу, появление в семье нового ребенка, вынужденный отрыв от семьи (госпитализация или поездка в детский лагерь). Подобные события могут потребовать от ребенка, в частности, кардинально изменить привычную для него модель поведения, — задача не каждому по силам.

Очень травматичными для детей оказываются конфликты с близкими или между близкими. Любой конфликт потенциально несет в себе травму, но особенно сильно воздействуют именно конфликты с близкими и любимыми людьми. Зачастую они могут привести к ситуации, в которой ребенок вынужден делать выбор между одинаково дорогими ему мамой и папой или родителями, с одной стороны, и бабушкой и дедушкой, с другой. В любом случае необходимость подобного выбора между равноценными объектами очень тяжело переживается детьми.

Огромный вред детской психике может нанести развод родителей. Для ребенка такое событие означает не просто «неприятный» или даже болезненный «эпизод», но крушение целого привычного и безопасного мира.

Безусловно, источником психологических травм является насилие, в том числе, в семье, в школе, в детских коллективах, где оно может приобретать форму травли.

Наконец, следует упомянуть и такую причину, как физическая боль, испытанная, например, в ходе посещения зубного врача.

В отличие от физических травм, психологическая травма далеко не всегда явна, ее бывает сложно вовремя заметить.

Ее эмоциональные симптомы включают в себя:

  • повышенную тревожность, пугливость, суетливость,
  • тики или навязчивые действия,
  • частые смены настроения,
  • подавленность, замкнутость,
  • ярость, раздражительность,
  • снижение концентрации внимания.

К физическим симптомам относятся:

  • нарушения сна (трудности засыпания, кошмары),
  • энурез, энкопрез,
  • потеря аппетита или, наоборот, переедание,
  • психосоматические явления (например, постоянные жалобы на боли в животе, головные боли),
  • повышенная утомляемость,
  • мышечное напряжение.

КАК МОГУТ РОДИТЕЛИ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ПЕРЕЖИВАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ?

Первое, что абсолютно необходимо – это понять, что произошло. А для этого нужно иметь постоянный и доверительный контакт с ребенком. Внимание, любовь, искреннее желание понять и посочувствовать, — вот главные рецепты. Дарите своим детям уверенность в своих силах, учите их справляться с неприятностями, невзгодами и неизбежными потрясениями.

Но в суете повседневной жизни родителям бывает непросто заметить появление перечисленных выше или каких-то иных изменений в состоянии и поведении ребенка. Внимание на это обращают и начинают бить тревогу, как правило, когда ситуация зашла далеко. Но даже поняв, в чем проблема, далеко не всегда взрослые, вечно занятые своими неотложными делами, знают, чем и как помочь.

Поэтому настойчиво рекомендуем вам проконсультироваться со специалистами – детскими психологами. Современные методики диагностики и коррекции позволяют быстро и максимально эффективно выявлять и преодолевать психологические травмы у детей, снимая риски развития долгосрочных негативных последствий.

— Давайте определимся с ключевыми понятиями — что вообще такое детская психотравма?

— Психологической травмой называют пугающее, опасное, угрожающее жизни или эмоциональному благополучию событие. Соответственно, детские травмы происходят в детском возрасте — до 18 лет.

Прежде всего важно разобраться, чем травма отличается от стресса. Эмоциональное или психологическое напряжение, вызванное повседневными ситуациями, принято называть стрессом. Ребенка невозможно вырастить без стресса. Любой ребенок в любой ситуации сталкивается с жизненными вызовами: это и выход на детскую площадку, и встречи с другими детьми, и различные ограничения — например, нельзя питаться только сладостями. Всё это стресс. Конечно, ситуации стресса для ребенка дискомфортны, но он в состоянии с ними справиться, приложив некоторые усилия.

Психологическая травма — это сильное негативное воздействие, справиться с которым ребенку не удается в силу возрастных особенностей. Это случается, когда событие превосходит способности ребенка к адаптации. Травму может спровоцировать одно событие — допустим, автомобильная авария. Второй вариант: травма может быть вызвана регулярным повторением одной и той же сложной ситуации — например, буллинг или жестокое обращение с ребенком в семье.

— Где проходит граница между стрессом и травмами, с которыми ребенок не может справиться?

— Травма прежде всего связана с переживанием угрозы, опасности для себя самого или окружающих. Кажется, всё очевидно: не купили очередную игрушку — это стресс, а столкновение с хулиганом в темном переулке — травма. На деле всё не так просто.

Представим бабушку, которая всё время рассказывает ребенку, что он бестолковый. Ко мне приходила заниматься десятилетняя девочка, ее забирала бабушка и каждый раз говорила: «А как сегодня наша бестолковая девочка?» Я боролась с этим и отвечала ей: «Не знаю, кого вы имеете в виду, ко мне ходят только толковые девочки». Представьте, что девочка слышит подобное каждый день. Когда тебя один раз назвали бестолковым, это может остаться стрессом. Когда такое происходит регулярно, то вполне может привести к травме.

Важно понимать: ситуацию не всегда можно объективно охарактеризовать как травму. Ребенок может оценить ситуацию как травмирующую или как нормативную — восприятие во многом будет определяться индивидуальными особенностями ребенка и реакцией окружающих его взрослых. Что для одного человека станет психотравмой, другой воспримет спокойно.

— Как понять, что ребенок получил травму?

— Реакции ребенка на травму могут быть краткосрочными и отсроченными. Краткосрочные — это эмоциональные и поведенческие изменения. В эмоциональном плане ребенок может стать капризным, плаксивым, возбудимым, агрессивным. У него будет эмоционально неустойчивый фон. В поведенческом плане дети, которые переживают травму, могут давать широкий спектр реакций. Кто-то становится пассивным и заторможенным — ребенок может воспринимать происходящее вокруг как опасное и стараться избегать неприятных ситуаций. С другой стороны, ребенок может, наоборот, демонстрировать излишнюю поведенческую активность — становиться агрессивным, непослушным, трудно управляемым.

Порой складывается впечатление, что ребенок легко и быстро справляется с травмой. Здесь важно не торопиться и помнить, что последствия могут проявиться позднее.

В долгосрочной перспективе психологическая травма накладывает отпечаток на всё личностное развитие и может сказаться по-разному: кто-то будет стремиться к излишнему контролю, чтобы избежать непредсказуемых ситуаций, а кто-то — избегать близких отношений, ведь «меня всё равно не полюбят, зачем к кому-то привязываться».

— Какие дети находятся в группе риска?

— Поскольку психологические травмы не ограничиваются происходящим в семье, то однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Любой ребенок может столкнуться с природным катаклизмом или пожаром, а это вполне себе травма.

Если же сфокусироваться на травмах, полученных в семье, прежде всего это дети из дисфункциональных семей, в которых родители демонстрируют асоциальное или антисоциальное поведение. Большое внимание стоит уделять детям из семей, в которых родители разводятся.

Есть такая шутка: если у вас есть мама и папа — у вас уже два повода ходить на психотерапию.

Нужно понимать: мы не можем предугадать, что именно для ребенка окажется травмой. Внешне в семье всё может выглядеть благополучно — и родители любящие, и все поддерживают друг друга. А что на самом деле там происходит и как ребенок это воспринимает — большой вопрос.

— Как правильно вести себя родителям, чтобы минимизировать риск травмы?

— Часто первое и вполне понятное желание родителей — защитить ребенка от любых негативных воздействий. Однако в результате ребенок не учится справляться с жизненными вызовами, и малейшая неприятность может казаться ему непреодолимой.

Например, я сейчас занимаюсь с семилетним мальчиком из полной и очень любящей семьи. Он пошел в школу, впервые оказался в детском коллективе и любое разногласие между детьми воспринимает как опасность.

Подстелить соломку не получится, но можно заложить фундамент, благодаря которому многие стрессовые ситуации не превратятся в травмирующие.

Детско-родительские отношения — то, насколько родители помогают ребенку почувствовать себя любимым и принятым, — это основа, на которой складывается способность справляться с жизненными сложностями.

Важна профилактика травмы — ощущение безусловной любви и безусловной поддержки.

Когда ребенок знает, что его любят и никакие его действия не могут стать поводом лишиться этой любви, он будет лучше справляться со стрессовыми ситуациями.

Кроме того, надо развивать у ребенка способности справляться с жизненными вызовами. Здесь я бы хотела подчеркнуть два момента — умение переживать негативные эмоции и умение искать альтернативные выходы из ситуации.

Во-первых, не надо бояться того, что ребенок испытает негативные чувства, будет расстроен, обижен или рассержен. Это неотъемлемая часть его развития и взросления. Не нужно защищать его от подобных переживаний, но и утешать и обесценивать не стоит. Вместо фраз типа «Ну что ты так расстроился, это всего лишь игра» лучше сказать «Да, это и правда обидно».

Во-вторых, важно учить ребенка искать выходы из трудных ситуаций. Необходимо не решать проблему за ребенка, а помогать ему найти ресурсы, чтобы справиться с ней. Мы говорим: «Да, это неприятно, но что можно сделать в этой ситуации? Как ты считаешь? Как можно поступить, какие есть варианты поведения?» С одной стороны, мы всегда поддержим и поможем. С другой — мы верим в его возможности справляться с возрастными стрессовыми ситуациями самому.

«Я знаю, что справлюсь. В меня верят, меня любят, и я могу справиться» — вот это очень важно.

Психологическая травма может быть связана с завышенными ожиданиями от ребенка со стороны взрослых. Когда мы ждем от ребенка, что он заговорит по-английски раньше, чем начнет ходить. И, если говорить о профилактике травмы, серьезное внимание стоит уделить тому, какой уровень ожиданий мы предъявляем ребенку и как реагируем на его неудачи. Важно дать ребенку почувствовать, что ошибка и неудача — это не страшно, а нормально.

— Что делать, если ребенок буквально на наших глазах попал в травмирующую ситуацию? Как помочь?

— Прежде всего, необходимо обеспечить ребенку ощущение защищенности, максимальной стабильности и предсказуемости. Будьте рядом, найдите способ поддержания физического контакта — обнимайте ребенка или держите за руку. Изменения привычного образа жизни лучше отложить на будущее.

Часто дети много спрашивают про травмирующее событие. Важно дать им ответы на все вопросы, с учетом возраста, ситуации и индивидуальных особенностей.

Ситуация травмы связана с сильными переживаниями, и важно дать ребенку возможность эти переживания проговаривать. Не утверждать, что ничего в этой ситуации страшного нет. Наоборот — да, это страшно, ты очень испугался, но я рядом, я тебя поддержу.

Когда первая реакция на острую травму пройдет, можно искать способы, как справиться с последствиями. Если ситуация очень сложная и решения вы не видите, стоит обратиться к психологу.

— Как на переживание травм влияют гендерные стереотипы и установки?

— Мужчины «должны быть» сильными, им нельзя проявлять чувства, поэтому они чаще реагируют путем подавления и сверхконтроля. Мальчики зачастую выбирают вариант не чувствовать, подавить, заблокировать для себя возможность эмоционального реагирования.

Женщинам социум разрешает эмоционально реагировать и не требует от них быть сильными, поэтому они чаще выбирают вариант зависимого поведения и беспомощности. Но это именно результат социальных норм.

Воспитание в семье алкоголиков будет травматично для всех — и для мальчиков, и для девочек. Вопрос в том, что из этого извлекает ребенок.

Психолог Альфред Адлер считал, что на нас влияют не события как таковые, а тот смысл, который мы им придаем. Вот ребенок вырос в дисфункциональной семье и сформировал ощущение «Я ничего не могу, я беспомощен, я не могу ни на что влиять». Хорошая новость в том, что здесь очень многое связано с детскими выводами, поэтому в процессе психотерапии можно разобраться и сформировать устойчивую внутреннюю позицию с более конструктивными для себя, работающими выводами и научиться на нее опираться.

Что бы ни произошло, что бы ни случилось с нами в детстве, это не повод сказать: «Я ничего не могу сделать, потому что мои родители развелись». Это повод сказать: «Мои родители развелись, я придал этой ситуации такое-то значение и вот так с этим живу. Я могу попробовать отнестись к этому по-другому сейчас, когда я взрослый и у меня есть больше жизненного опыта».

— Как сформировать для себя эти новые устойчивые позиции?

— Психологи работают в нескольких разных моделях, и некоторые стратегии могут отличаться. В своей практике я стараюсь сначала обеспечить безопасность — атмосферу принятия, в которой человек сможет выражать любые свои переживания. Важно, чтобы ему было безопасно и комфортно со мной работать. На следующем этапе мы будем прорабатывать и вытаскивать, что именно произошло в детстве, анализировать истории. Попробуем реконструировать выводы, к которым клиент пришел в детстве, и найти пути к освобождению от травмы.

На всех этапах я работаю над тем, чтобы усилить у человека ощущение взрослости. Это очень важно. Я стараюсь поддерживать у клиента чувство, что он хорошо справляется. Так у него появится уверенность в собственной состоятельности. Когда мы начинаем обсуждать, как можно изменить устойчивые реакции, которые сложились из-за травмы, это ощущение помогает найти альтернативные стратегии поведения.

— Какие способы можно использовать, чтобы помочь себе без обращения к психологу?

— Если есть негативный детский опыт, с ним порой можно справиться самостоятельно, анализируя историю своего развития и пробуя новые модели поведения. Если же речь идет именно о травме, ощущении угрозы и сверхсильном воздействии, самому справиться довольно сложно — без помощи психолога вряд ли обойтись.

Несмотря на это, помочь себе можно. Важно признать, что вы переживаете последствия травмы. Часто взрослые могут вытеснять, направленно забывать историю своего взросления или обесценивать ее. Так, одна моя клиентка долго не могла вспомнить ни одного события, произошедшего с ней до пятнадцати лет, настолько успешно она вытеснила из памяти физическое и эмоциональное насилие в своей семье.

Травма всегда сопряжена с сильными переживаниями. Легализуйте свои чувства — разрешите себе чувствовать то, что чувствуете.

Понимание, что именно происходит внутри вас, очень важно. Ведь частая реакция на травму — блокирование этих эмоциональных проявлений.

Связанное с травмой переживание угрозы и невозможности с ней справиться нередко приводит к ощущению собственной несостоятельности. Поэтому забота о себе — важнейший навык для переживающих последствия детской травмы. Стоит уважать свои интересы, осознавать свои потребности и стремиться их удовлетворять. Это не значит, что вы должны в любой ситуации ставить себя на первое место. Но умение позаботиться о себе и держать в фокусе собственные переживания — очень важная составляющая в преодолении травм.

Ну и наконец, важно найти для себя новую историю. Если вы столкнулись с травматической историей, попробуйте разобраться, какой багаж из нее вы для себя вынесли. Попробуйте проанализировать себя, посмотреть, есть ли ситуации, в которых ваше поведение обусловлено детским опытом. Периодически напоминайте себе, что ваши детские выводы — не объективная реальность, а реакция на то, что когда-то с вами случилось. И начните искать новые варианты поведения, которые мог бы выбрать взрослый и уверенный человек.

— Теперь понятно, что можно сделать для себя. А что можно сделать для другого? Допустим, вы начинаете жить с человеком и оказывается, что у него есть детская травма, которая омрачает совместную жизнь.

— Ключевой момент — партнер не может быть психотерапевтом. Вы можете помочь близкому человеку понять, что происходит, и поддержать его в намерении получить квалифицированную помощь. А вот вылечить его у вас не получится. Разобраться со своей травмой и вылезти из нее человек может только самостоятельно. От вас необходимо просто безусловное принятие и ощущение безопасности. Очень ценно иметь возможность откровенно разговаривать.

— То есть главное — не становиться в позу спасателя или спасителя?

— Да, лучший вариант — создать и поддерживать атмосферу, в которой станет возможным делиться переживаниями. Важно не нападать на человека и не обесценивать произошедшее с ним. Иногда можно встретить мнение: «Ну и что такого особенного с ним произошло? У меня тоже был папа-алкоголик, и что?» Но такая обесценивающая позиция никому еще по-настоящему не помогла.


Этот текст мы подготовили вместе с образовательным комплексом «Точка будущего». Там особое внимание уделяют психологическому развитию детей — не только преподают предметы школьной программы, но и учат справляться с жизненными вызовами. В центре вместе обучаются дети из полных семей и дети-сироты, которые живут с профессиональными родителями в поселке при центре. Больше об этом проекте вы можете прочесть в нашем репортаже из «Точки будущего».

Специальный проект Образовательного комлекса «Точка» и журнала «Нож»

Считается, что дети наиболее уязвимы в отношении психических травм, поскольку их психика является еще не до конца сформированной. У них отсутствуют зрелые защитные механизмы, называемые копинг-стратегиями. Психическая травматизация в детском возрасте, в то же время, является наиболее опасной в плане последствий. Возникающие в результате травмы нарушения при отсутствии должной коррекции зачастую сохраняются на протяжении всей жизни и вызывают дезадаптацию во взрослом возрасте.

Причины психических травм у детей

Под психической травмой специалисты понимают состояние, вызванное стрессовыми событиями, которые выходят за рамки нормального опыта и могут причинить страдание практически любому человеку. При этом психическая травма всегда обусловлена индивидуальными особенностями. То, что станет травмой для одного человека, для другого может остаться вовсе незамеченным. Само травмирующее событие может представлять как реальную опасность для жизни и здоровья, так и быть, на первый взгляд, абсолютно безобидным, но тем не менее оказывать на ребенка существенное стрессовое воздействие.

Но все-таки, какие события потенциально могут вызвать у ребенка психическую травму? В первую очередь, это:

  • жестокое обращение, насилие как физическое (в том числе сексуальное), так и эмоциональное;
  • несчастные случаи, природные бедствия, техногенные катастрофы;
  • болезненные медицинские процедуры, хирургическое вмешательство;
  • госпитализация в медицинское учреждение (в особенности в возрасте до 7 лет и без сопровождения родителя);
  • непосредственная угроза жизни и здоровью;
  • ситуации, когда ребенок становится свидетелем домашнего насилия над другими членами семьи (чаще всего над матерями);
  • утрата или болезнь близких;
  • интенсивные семейные конфликты;
  • развод родителей;
  • переезд;
  • смена образовательного учреждения;
  • смерть или болезнь домашних питомцев;
  • конфликтные отношения в школе или детском саду, буллинг;
  • проблемы экономического характера в семье.

Исследования показывают, что больше и чаще всего ребенка, как правило, травмируют деструктивные семейные взаимоотношения и жестокие методы воспитания. Высокий риск психической травматизации наблюдается в асоциальных семьях с родителями, имеющими алкогольную, наркотическую или иные виды зависимостей, а также криминальное прошлое (или настоящее). С другой стороны, психические травмы у детей нередко отмечаются и в семьях с инфантильными родителями, безразличными к ребенку и его судьбе, отвергающими его и пренебрегающими его потребностями.

Проявления психической травмы у детей

На то, что ребенок перенес психическую травму, указывают следующие проявления:

  • «внезапно» появившиеся страхи, тревожность, пугливость;
  • тики или навязчивые действия;
  • быстрые перемены настроения;
  • вспыльчивость, когда даже незначительные мелочи вдруг вызывают ярость;
  • подавленность, замкнутость;
  • резкое снижение когнитивных функций (плохая концентрация внимания, сложности с запоминанием учебного материала, снижение скорости мыслительных операций);
  • нарушения сна (кошмары, трудности с засыпанием);
  • возникновение энуреза или энкопреза;
  • потеря аппетита или, напротив, развитие склонности к перееданию;
  • психосоматические симптомы (частая заболеваемость простудой, жалобы на боли в животе или голове при отсутствии органических нарушений);
  • быстрая утомляемость;
  • постоянное мышечное напряжение.

Последствия психической травмы для ребенка

Психические травмы, в большинстве своем, не проходят бесследно. Чаще всего они влекут за собой как кратковременные, так и отсроченные во времени последствия, вызывая у ребенка хронические психические нарушения. Все это отражается на различных сферах жизни: на здоровье и эмоциональном самочувствии малыша, на его самооценке и социализации, на учебе и поведении.

Так, после переживания травмирующей ситуации у ребенка может развиться посттравматическое стрессовое расстройство, проявляющееся в:

  • депрессивных и невротических состояниях;
  • нарушении поведенческой и эмоциональной регуляции;
  • низкой самооценке;
  • социальной изоляции;
  • нарушениях сна и пищевого поведения;
  • потере интереса к жизни и других симптомах.

В случае, когда травматический опыт не был своевременно проработан, его проявления могут возобновляться и негативно отражаться на дальнейших этапах развития ребенка, делая его чрезмерно чувствительным к любым стрессовым нагрузкам. Таким образом, ребенок формирует паттерн поведения, который приводит к нарушению саморегуляции и, в целом, к дезадаптации. Травматизация, происходящая повторно, приводит к тому, что психобиологические ресурсы ребенка истощаются. В результате развиваются невротические заболевания и расстройства личности.

Как помочь ребенку, перенесшему психическую травму?

Психические травмы, перенесенные в детском возрасте, требуют обязательной проработки. И доверить эту работу лучше всего профессиональному психологу. Обычно коррекция психотравмы у детей предполагает использование таких методов, как:

  • арт-терапия (рисование, лепка, сказкотерапия и т.п.);
  • песочная терапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • групповая терапия.

Два последних варианта работы больше подходят для подростков, тогда как арт-терапия и песочная терапия пригодны для детей всех возрастов.

Вместе с тем, родители являются самыми близкими для ребенка людьми. Поэтому они первее всех могут заметить, что с их чадом что-то происходит. И именно от них во многом зависит то, как будет впоследствии чувствовать себя ребенок, перенесший психическую травму. Чтобы помочь малышу справиться с тяжелым событием, в первую очередь, рекомендуется смягчить стратегию воспитания, создать для него максимально комфортную обстановку, в которой он не будет ощущать тревоги и страха, а будет чувствовать, что его любят, поддерживают и принимают.

Психологическая травма является специфическим повреждением нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Формирование психотравмы может быть обусловлено многими причинами и факторами, сопровождаемыми стрессами и переживаниями: неприятными событиями в жизни, горем утраты близких людей, предательством друзей и близких, последствиями серьезных заболеваний и т.д.

Психологическая травма может быть связана также с насилием, подавлением воли, шантажом, угрозами, унижением человеческого достоинства и другими событиями, обстоятельствами и действиями, вынуждающими человека испытывать депрессию, подавленность и долговременный страх.

Виды психологических травм и их характеристики

Психологическая травма это в психологии давно известное и досконально изученное понятие. Существует определенная классификация, которая помогает понять, какие бывают психологические травмы:

  • острыми;
  • шоковыми;
  • хроническими.

Первые две формы характеризуются кратковременностью и спонтанностью. Признаки психологической травмы третьей, хронической формы гораздо более сложные. Хронические психологические травмы отличаются затяжным и долговременным характером. Им свойственно постоянное воздействие на психику человека, вынужденному подвергаться давлению, которое причиняет непоправимый вред его здоровью. Это может наблюдаться при неудачном браке, неблагополучной семье, постоянном шантаже и т.д.

Бессилие перед обстоятельствами и осознание своей беспомощности также могут быть причинами душевной травмы. Кроме того, психотравма может быть обусловлена ощущением постоянного страха за жизнь близких людей, невозможностью контролировать ситуацию и направить её в необходимое русло.

Психологи отмечают, что психологическое травмирование имеет сходство со стрессовыми ситуациями. При этом отмечается, что ранее уравновешенный и спокойный человек становится ранимым, нервным и уязвимым.

Во многом это зависит от личностного и личного восприятия трагических событий и стрессов. Основополагающим в данном случае является именно отношение к событию, а также физическое и эмоциональное здоровье человека.

На однотипные происшествия разные люди могут реагировать по-разному: одни воспринимают ситуацию достаточно травматично, другие не видят в ней особого трагизма и считают негативный жизненный факт лишь досадным недоразумением.

Психологическая травма: симптомы

Разные типы психотравм свидетельствуют о наличии внутриличностного конфликта. В зависимости от типа психологической проблемы подбирается соответствующая помощь, для достижения эффективности которой человеку необходимо осознать проблемную ситуацию. Данная помощь не принесет результата, если он не признает разрушительный конфликт в самом себе.

Детская психотравма: симптомы

Детская психологическая травма является наиболее распространенной и разрушительной для психики человека. Накладывая неизгладимый отпечаток на человеческое сознание, она оказывает негативное влияние на всю дальнейшую жизнь. Человек с детской психотравмой всю жизнь ищет подтверждение собственной важности и нужности, совершает бессознательные поступки и мучается неосознанными переживаниями. Он постоянно ждет предательства и непонимания со стороны близкого окружения. Чаще всего детская психотравма наносится родителями, родственниками, первым социальным окружением. Для снижения разрушительного действия травмы ребенку нужно проговаривать вслух о своих чувствах, ни в коем случае не замалчивая их.

Потеря близкого человека

Потеря близких людей является сильнейшим потрясением для каждого человека. Причем не всегда потеря означает смерть близкого, иногда это могут быть прерванные отношения или долгая разлука, в результате чего человек становится замкнутым, недоверчивым, с настороженностью относится к новым знакомствам. Последствия психотравмы, сформированной вследствие потери близких, дают о себе знать достаточно длительный период времени.

Катастрофы

В жизни каждого человека могут случиться события, которые ему неподвластны. Речь идет о стихийных бедствиях, катастрофах, обладающих мощным разрушительным воздействием на организм. Внезапные всепоглощающие переживания приводят к истощению нервной системы, появлению многочисленных страхов и сомнений. Следствием любых катастроф являются психологическая травма. Уменьшению разрушительного действия способствует эмпатийное слушание человека, пережившего катастрофу, сопереживание и помощь в решении его проблемы.

Как исправить психологическую травму

Симптомы после полученной психотравмы могут наблюдаться несколько последующих месяцев. В некоторых случаях по прошествии времени они исчезают, однако при напоминании о произошедшем высока вероятность их повторного появления, что обусловлено эмоциональной памятью, которая может заставлять человека переживать события снова.

Больным, которые не могут справиться со своими эмоциями и испытывают явные симптомы психических расстройств, необходима специальная терапия.

Лечение при психологических травмах показано в тех случаях, когда человек не может справиться с последствиями негативных обстоятельств своими силами.

В первую очередь, необходима консультация квалифицированного психолога. Кроме того, назначается прием снотворных и седативных препаратов, антидепрессантов и успокаивающих средств. Отменяют применение лекарственных средств после того, как у пациента нормализуется сон и улучшится общее эмоциональное состояние. Психологи регулярно беседуют с больными, детально разъясняют правила самопомощи.

Важно, чтобы человек научился справляться со своими эмоциями и мыслями самостоятельно, искал в жизни максимум положительных моментов, не зацикливался на негативных событиях, избегал стрессов, занимался спортом, не замыкался в себе, окружал себя позитивными людьми, планировал режим дня и уделял внимание своему питанию.

С помощью правильной тактики практически во всех случаях удается вылечить заболевание, однако в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход.

Основная задача психолога заключается в оказании помощи пострадавшему в эмоциональном и психологическом плане.

Своевременная проработка психотравмы избавит человека от лишних страданий и последствий в будущем. Лечением психотравмы занимаются профессиональные психологи и психотерапевты, однако поддержка близких людей в такие моменты является необходимой частью выздоровления и исцеления. Помощь человеку при психотравме заключается в следующих пунктах:

  • проявление сопереживания. В такие моменты человеку особенно необходимо слышать слова поддержки. Для начала следовало бы поднять тревожащую тему, обсудить, дать возможность пострадавшему высказаться. Ни в коем случае не следует отрицать существующую проблему, пытаться обвинить человека в случившемся, либо же насмехаться над ним. Проявление сочувствия и поддержки являются крайне важной частью реабилитации;
  • проявление терпения. В случаях, когда индивидуум тяжело воспринял произошедшее травматическое событие, необходимо дать ему возможность все обдумать и проанализировать. Это может занять достаточно большое количество времени, так как темпы выздоровления у каждого человека индивидуальны;
  • большое количество позитивных эмоций. Дайте возможность пострадавшему отдохнуть, заняться любимым делом, радуйте его приятными мелочами. Пускай не сразу, но со временем это определенно даст результат;
  • спокойно отнеситесь к смене поведения. Зачастую жертвы психологических травм могут поменяться в общении – стать более раздражительными, агрессивными, вспыльчивыми, либо же наоборот – молчаливыми и замкнутыми. Отнеситесь к этому с понимаем и не воспринимайте оскорбления на свой счет – вероятнее всего, человек сделал это не со зла, а вследствие рефлекторной самозащиты.

Ведущий многопрофильный центр Москвы – Юсуповская больница предлагает услуги по диагностике и лечению различных заболеваний любой степени сложности. Благодаря современным методикам и применению современных технологий, оснащению клиники новейшим медицинским оборудованием, а также мультидисциплинарному подходу достигаются высокие результаты лечения и реабилитации пациентов.

Записаться на прием к специалисту и узнать стоимость медицинских услуг можно, обратившись к врачу-координатору по телефону Юсуповской больницы или через форму обратной связи на нашем сайте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой обмен веществ
  • Как найти минус в проводке автомобиля
  • Как найти три кубических корня
  • Уровень обеспеченности как найти
  • Водопады на голубых озерах как найти