Как исправить раму на автомобиле

Рама авто­мо­би­ля явля­ет­ся глав­ной опор­ной струк­ту­рой, к кото­рой при­креп­ля­ют­ся дру­гие компоненты.

Рам­ная кон­струк­ция кузо­ва при­ме­ня­лась прак­ти­че­ски на всех авто­мо­би­лях в мире до нача­ла 1960‑х годов. Пер­вые рамы изго­тав­ли­ва­лись из дере­ва (чаще все­го ясе­ня). В 1930‑х годах на сме­ну дере­вян­ным при­шли сталь­ные рамы. С тече­ни­ем вре­ме­ни, прак­ти­че­ски все пас­са­жир­ские авто­мо­би­ли изме­ни­ли свою кон­струк­цию на «несу­щий кузов» (см. ста­тью “Кон­струк­ция несу­ще­го кузо­ва авто­мо­би­ля”). В наши дни рам­ный кузов при­ме­ня­ет­ся, в основ­ном, для вне­до­рож­ни­ков, гру­зо­ви­ков и авто­бу­сов. Про­доль­ные бал­ки рамы при­ни­ма­ют на себя основ­ные нагруз­ки. Попе­ре­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют сопро­тив­ле­ние боко­вым нагруз­кам и уве­ли­чи­ва­ют тор­си­он­ную жёсткость.

Содер­жа­ние:

  • Типы рам автомобилей
  • Диа­гно­сти­ка рамы
  • Как выпря­мить раму?
  • Как пра­виль­но резать раму?
  • Если трес­ну­ла рама
  • Свар­ка рамы автомобиля
  • Свар­ка рамы из высо­ко­проч­ной стали
  • Уси­ле­ние рамы

Рама с одним сло­ем метал­ла исполь­зу­ет­ся на боль­шин­стве неболь­ших и сред­них транс­порт­ных сред­ствах. Неко­то­рые рамы состо­ят из двух сло­ёв метал­ла, име­ют допол­ни­тель­ную бал­ку внут­ри глав­ной бал­ки. Такой дизайн даёт повы­шен­ную проч­ность без поте­ри гиб­ко­сти. Такая кон­струк­ция может быть на боль­ших гру­зо­ви­ках. Часто двой­ной металл исполь­зу­ет­ся толь­ко на отдель­ных сек­ци­ях рамы. Раз­лич­ные про­из­во­ди­те­ли име­ют свои соб­ствен­ные кон­цеп­ции дизай­на и раз­ра­бот­ки, бла­го­да­ря кото­рым дости­га­ют необ­хо­ди­мых харак­те­ри­стик рамы.

Глав­ные функ­ции рамы на транс­порт­ном средстве:

  • Удер­жи­вать меха­ни­че­ские ком­по­нен­ты и кузов.
  • При­ни­мать на себя ста­ти­че­ские и дина­ми­че­ские нагрузки.
  • Рама долж­на не толь­ко давать хоро­шую под­держ­ку для кузо­ва и его ком­по­нен­тов, но, в тоже вре­мя, обес­пе­чи­вать гиб­кость. Такая гиб­кость необ­хо­ди­ма, так как жёст­кая рама, наи­бо­лее веро­ят­но, трес­нет, чем гиб­кая, кото­рая смо­жет согнуть­ся и воз­вра­тить­ся обрат­но после пре­кра­ще­ния нагруз­ки. Рама с тор­си­он­ной гиб­ко­стью так­же умень­ша­ет нагруз­ку на под­вес­ку при езде по неров­но­стям дорог.

Типы рам автомобилей

frame

Типы рам в зави­си­мо­сти от конструкции:

  • Рама лест­нич­но­го типа (име­ет такое назва­ние из-за сход­ства с лестницей)
  • Рама, сов­па­да­ю­щая с пери­мет­ром кузо­ва авто­мо­би­ля (клас­си­че­ская, подоб­на раме лест­нич­но­го типа)
  • Х‑образная (при­ме­ня­лась в аме­ри­кан­ских авто­мо­би­лях 1950–1960 годах)
  • Про­стран­ствен­ная рама (space frame), трёх­мер­ная кон­струк­ция из труб.

Типич­ный мате­ри­ал, исполь­зу­е­мый для созда­ния рамы авто­мо­би­ля – угле­ро­ди­стая сталь или спла­вы алю­ми­ния (что­бы достичь кон­струк­ции более лёг­ко­го веса).

В слу­чае с отдель­ной рамой, она сде­ла­на из струк­тур­ных эле­мен­тов, назы­ва­е­мых бал­ка­ми. Это про­стые кон­струк­ции из сталь­ных про­фи­лей раз­но­го сечения.

  • Сек­ции рамы могут быть изго­тов­ле­ны из С‑образного про­фи­ля (наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный тип балок).
  • Короб­ча­то­го про­фи­ля (квад­рат­ной трубы)
  • труб­ча­тых сек­ций (тру­ба круг­ло­го сечения).

Рамы могут иметь закруг­лён­ные арки. Таким обра­зом, вме­сто того, что­бы воз­вы­шать­ся над полу­ося­ми, рама с арка­ми рас­по­ла­га­ет­ся ниже, при­мер­но вро­вень с полу­ося­ми и оги­ба­ет их.

Диагностика рамы

  • Если есть подо­зре­ния искрив­ле­ния рамы, то нуж­но сде­лать диа­го­наль­ные заме­ры меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми (см. “Изме­ре­ние гео­мет­рии кузо­ва”), что­бы точ­но опре­де­лить, куда про­изо­шло смещение.
  • Для длин­но­мер­ных рам­ных транс­порт­ных средств есть несколь­ко мето­дов изме­ре­ния рамы для опре­де­ле­ния иска­же­ния. Все мето­ды исполь­зу­ют пря­мую линию как исход­ную коор­ди­на­ту и срав­ни­ва­ют раму с этой лини­ей, что­бы опре­де­лить пря­мо­ли­ней­ность рамы. Мето­ды опре­де­ле­ния пря­мой исход­ной линии вклю­ча­ют исполь­зо­ва­ние лазер­но­го луча, натя­ги­ва­ние шнура.
  • Исполь­зо­ва­ние лазе­ра явля­ет­ся точ­ным мето­дом. Лазер настра­и­ва­ет­ся на один конец рамы, при­мер­но 5 см от края рамы и направ­ля­ет­ся вдоль рамы на дру­гой конец, на то же рас­сто­я­ние от края рамы. Часть плос­ко­го мате­ри­а­ла, тако­го как кар­тон, удер­жи­ва­ет­ся у рамы. Это дела­ет­ся в несколь­ких точ­ках вдоль рамы. Изме­ре­ния запи­сы­ва­ют­ся и, в иде­а­ле, долж­ны сов­па­дать на всех точ­ках. Откло­не­ние будет озна­чать искрив­ле­ние рамы. Так­же мож­но про­ве­рять высо­ту. Если она откло­ня­ет­ся вверх или вниз, то это озна­ча­ет изгиб в раме.
  • Метод со шну­ром явля­ет­ся подоб­ным мето­дом, как и лазер, кро­ме того, что лазер заме­ня­ет­ся шнуром.
  • Тест отве­сом не тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния и под­хо­дит, если слиш­ком мно­го пре­град вдоль рамы, меша­ю­щих изме­ре­нию и слож­ных в демон­та­же. Метод исполь­зу­ет отвес, что­бы поме­тить точ­ки на полу мастер­ской, и шнур, что­бы соеди­нить эти точ­ки. Сим­мет­рич­ные точ­ки выби­ра­ют­ся на ниж­ней части балок рамы. Отвес опус­ка­ет­ся от внеш­ней сто­ро­ны сим­мет­рич­ных точек, что­бы сде­лать помет­ки мелом на полу. Точ­ки соеди­ня­ют­ся. Все диа­го­на­ли долж­ны пере­се­кать цен­траль­ную линию, если рама ров­ная. Допуск для каж­дой про­вер­ки зави­сит от раз­ме­ра рамы, но 6 мм обыч­но 6 мм откло­не­ния счи­та­ет­ся максимумом.

Как выпрямить раму?

Боль­шая часть энер­гии во вре­мя ава­рии погло­ща­ет­ся рамой.

В зави­си­мо­сти от при­ро­ды ава­рий, могут воз­ник­нуть дефек­ты сле­ду­ю­щих видов:

  • Сме­ще­ние в гори­зон­таль­ной и/или вер­ти­каль­ной плоскости
  • Скру­чи­ва­ние рамы
  • Искрив­ле­ние рамы
  • Искрив­ле­ние поперечин

Часто, при ава­рии, воз­ни­ка­ют несколь­ко видов повре­жде­ний одно­вре­мен­но.  Часть рамы может сдви­нуть­ся как в бок, так и одно­вре­мен­но вниз.

При незна­чи­тель­ном повре­жде­нии раму мож­но выпра­вить. Если повре­жде­ние слиш­ком серьёз­ное, что­бы его мож­но было устра­нить, то выре­за­ет­ся повре­ждён­ный металл и при­ва­ри­ва­ет­ся новый, с учё­том раз­ме­ров рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми. Сва­роч­ные соеди­не­ния уси­ли­ва­ют­ся спе­ци­аль­ны­ми наклад­ка­ми. Как пра­виль­но резать сва­ри­вать и уси­ли­вать раму мы рас­смот­рим в этой ста­тье ниже.

Повре­ждён­ная рама может быть при­чи­ной накло­на кузо­ва на одну сто­ро­ну, повы­шен­но­го изно­са эле­мен­тов под­вес­ки и покры­шек. Два наи­бо­лее частых повре­жде­ния рамы – скру­чи­ва­ние и сги­ба­ние вниз (ино­гда одно­вре­мен­но в бок). Отли­чие этих двух повре­жде­ний едва раз­ли­чи­мое, но важ­ное с точ­ки зре­ния ремон­та. К сожа­ле­нию, ремонт изги­ба как скру­чи­ва­ния или наобо­рот может вызвать допол­ни­тель­ные повре­жде­ния, кото­рые будет слож­но или невоз­мож­но устранить.

Скру­чи­ва­ние рамы может про­изой­ти, если авто­мо­биль с раз­го­на попал в тран­шею. Один из глав­ных симп­то­мов скру­чен­ной рамы – авто­мо­биль накло­ня­ет­ся вниз с одной из сто­рон. На фото ниже мож­но уви­деть силь­ное скру­чи­ва­ние рамы, гля­дя с зад­ней части авто­мо­би­ля. Одна сто­ро­на рамы сме­ща­ет­ся вниз, а дру­гая вверх. При таком повре­жде­нии авто­мо­биль может вести себя неста­биль­но, осо­бен­но на пово­ро­тах и на высо­кой ско­ро­сти. Скру­чи­ва­ние рамы обыч­но быва­ет толь­ко в её цен­траль­ной сек­ции. При этом повре­жде­ние может про­яв­лять­ся по все­му кузо­ву. После ремон­та края рамы вста­нут на место, так как скру­чен­ная цен­траль­ная сек­ция их дер­жа­ла в непра­виль­ном рас­по­ло­же­нии. Если не пра­виль­но диа­гно­сти­ро­вать скру­чи­ва­ние рамы и пра­вить её непра­виль­но рас­по­ло­жен­ные отдель­ные части, то мож­но толь­ко усу­гу­бить повреждение.

На пика­пе заме­тен наклон одной части кузо­ва из-за изме­не­ния гео­мет­рии рамы.

Дру­гой вид дефор­ма­ции, когда одна из про­доль­ных балок сме­ще­на, то это вли­я­ет и на цен­траль­ную сек­цию. Рама при­ни­ма­ет фор­му парал­ле­ло­грам­ма. Такое повре­жде­ние может вли­ять на под­вес­ку и, при дви­же­нии, маши­на будет ехать под углом (перед­няя ось может не на одной линии с задней).

frame_damage

Пере­кос рамы может изме­нить поло­же­ние подвески

Изме­ре­ние «гео­мет­рии» рамы долж­ны выявить сте­пень её повре­жде­ния. После пони­ма­ния направ­ле­ния и сте­пе­ни сме­ще­ния эле­мен­тов рамы, рама закреп­ля­ет­ся и при­ме­ня­ет­ся спе­ци­аль­ное вытя­ги­ва­ю­щее обо­ру­до­ва­ние для воз­вра­ще­ния пер­во­на­чаль­ной фор­мы. Исполь­зу­ют­ся гид­рав­ли­ка и цепи.  Нуж­но избе­гать кон­цен­три­ро­ван­но­го воз­дей­ствия в одно точ­ку, под­кла­ды­вая дере­вян­ные бло­ки, что­бы рас­пре­де­лить уси­лие на боль­шую площадь.

Рама име­ет так назы­ва­е­мую память. Металл стре­мить­ся воз­вра­тить­ся в пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние. Важ­но пра­виль­но «помочь» ему при­нять ори­ги­наль­ную фор­му и поло­же­ние при помо­щи вытя­ги­ва­ю­щих устройств. Непра­виль­ные дей­ствия при ремон­те ста­но­вят­ся при­чи­ной допол­ни­тель­ной дефор­ма­ции рамы и услож­не­ния ремонта.

Глав­ное пра­ви­ло при вытя­ги­ва­нии в кузов­ном ремон­те, кото­рое отно­сит­ся и к раме – вытя­ги­вать в про­ти­во­по­лож­ном уда­ру направ­ле­нию и после­до­ва­тель­но­сти. Вытя­ги­вать дефор­ма­цию нуж­но посте­пен­но, с про­ме­жу­точ­ны­ми изме­ре­ни­я­ми рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми. После­до­ва­тель­ность такая: вытя­ги­вать, удер­жи­вать в натя­ну­том состо­я­нии и про­дол­жать вытя­ги­ва­ние сно­ва. Делай­те пере­тяж­ку немно­го даль­ше ори­ги­наль­ных пара­мет­ров, так как металл немно­го воз­вра­ща­ет­ся обрат­но после ослаб­ле­ния вытя­ги­ва­ю­ще­го усилия.

Если рама не под­вер­га­лась тер­ми­че­ской обра­бот­ки на заво­де, то воз­мож­но нагреть повре­жден­ный эле­мент для облег­че­ния про­цес­са выправ­ле­ния. При исполь­зо­ва­нии нагре­ва металл дол­жен осты­вать есте­ствен­ным путём.

Как правильно резать раму?

32

Не делай­те сре­зы и не сва­ри­вай­те попе­рёк нагрузки
  • Не делай­те сре­зов попе­рёк балок. Так, после свар­ки, не созда­ёт­ся зон с кон­цен­тра­ци­ей напря­же­ния. Срез мож­но делать под углом 45 или 30 гра­ду­сов, либо в виде «Z». Это даст боль­ше пло­ща­ди для свар­ки. Так нагруз­ка будет рас­пре­де­лять­ся на более мас­штаб­ный шов.
  • Нуж­но пред­ва­ри­тель­но отме­тить линии сре­за рамы. Исполь­зуй­те широ­кую маляр­ную лен­ту, что­бы раз­ме­тить все сре­зы. Её мож­но накле­ить и чер­тить будет лег­че на ней.
  • Избе­гай­те резать раму на неров­ных сек­ци­ях, таких как изги­бы, арки, впадины.
  • При­ва­ри­те, зачи­сти­те шов до уров­ня поверх­но­сти и потом при­ва­ри­те уси­ли­ва­ю­щую накладку.

Треснула рама

Все­гда ста­рай­тесь понять и опре­де­лить при­чи­ну воз­ник­шей трещины.

34

Про­свер­ли­те отвер­стие в кон­це тре­щи­ны и рас­то­чи­те тре­щи­ну в виде “V” на 2/3 глу­би­ны метал­ла. После про­ва­ри­ва­ния и зачист­ки нуж­но поверх при­ва­рить уси­ли­ва­ю­щую накладку. 

Частая при­чи­на тре­щин в раме, осо­бен­но гру­зо­ви­ков – уста­лость метал­ла. Так про­ис­хо­дит из-за цик­ли­че­ских погру­зок и раз­гру­зок. Часто тре­щи­ны воз­ни­ка­ют в ниж­ней части балок, так как она часто нахо­дит­ся под наи­боль­шим напряжением.

Уста­лость явля­ет­ся пове­де­ни­ем мате­ри­а­ла, когда под­вер­га­е­мый цик­ли­че­ским нагруз­кам мате­ри­ал может дать тре­щи­ну. Уста­лость – это когда Вы что-то сги­ба­е­те несколь­ко раз, до момен­та, когда мате­ри­ал сло­ма­ет­ся. Каж­дый мате­ри­ал име­ет пре­дел эластичности.

Тре­щи­ны могут быть отре­мон­ти­ро­ва­ны свар­кой, зачист­кой до плос­ко­го состо­я­ния и после­ду­ю­щей при­вар­кой уси­ли­ва­ю­щей пла­сти­ны (см. ниже).

Не при­ва­ри­вай­те запла­ту пря­мо на тре­щи­ну, не зава­рив её по правилам.

Сварка рамы автомобиля

  • Авто­мо­биль содер­жит мно­го элек­трон­ных моду­лей и бло­ков управ­ле­ния. Они чув­стви­тель­ны к элек­три­че­ско­му вме­ша­тель­ству, кото­рое может исхо­дить от сва­роч­но­го аппа­ра­та. Перед свар­кой сни­ми­те мину­со­вую клем­му с акку­му­ля­то­ра. Топ­лив­ные баки и труб­ки вбли­зи сва­роч­ной зоны долж­ны быть демон­ти­ро­ва­ны. Труб­ки и элек­три­че­ские кабе­ли нуж­но защи­тить от брызг и высо­кой тем­пе­ра­ту­ры при свар­ке. С обла­сти свар­ки крас­ка долж­на быть пред­ва­ри­тель­но уда­ле­на. Рама может иметь завод­ское вос­ко­вое покры­тие для защи­ты от кор­ро­зии. Перед нача­лом свар­ки необ­хо­ди­мо уда­лить воск в зоне ремон­та. При­кре­пи­те сва­роч­ную «мас­су» к раме, как мож­но бли­же к месту сварки.
  • Не исполь­зуй­те аце­ти­лен-кис­ло­род­ную (авто­ген­ную) свар­ку при ремон­те рамы.
  • Одно из глав­ных пра­вил при свар­ке рамы – нико­гда не варить попе­рёк к нагруз­ке. Вер­ти­каль­ные швы кон­цен­три­ру­ют нагруз­ку толь­ко в одной сек­ции сва­роч­но­го шва. Когда рама гнёт­ся, сва­роч­ный шов может создать место кон­цен­тра­ции напря­же­ния, кото­рое при­ве­дёт к появ­ле­нию тре­щи­ны. Вер­ти­каль­ные швы все­гда будут ломать­ся, пото­му что нагруз­ка тянет попе­рёк шири­ны шва вме­сто того, что­бы рас­се­и­вать вдоль длины.
  • Для луч­ше­го про­ник­но­ве­ния, сва­ри­ва­е­мые части рамы долж­ны быть при­го­тов­ле­ны двой­ной бук­вой «V» на обе­их сто­ро­нах. На раме с двой­ным сло­ем сва­роч­ное про­ник­но­ве­ние долж­но быть как оди­ноч­ная «V» для каж­до­го слоя. Луч­ше не выре­зать, а выто­чить V‑образную канав­ку. В зави­си­мо­сти от досту­па, при свар­ке, с обрат­ной сто­ро­ны мож­но при­кла­ды­вать охла­жда­ю­щую под­лож­ку (из меди). V‑образная канав­ка с про­ти­во­по­лож­ной ремон­ту сто­ро­ны долж­на быть доста­точ­но глу­бо­кой, что­бы дой­ти до метал­ла, кото­рый обра­зо­вал­ся от свар­ки с дру­гой стороны.
  • После завер­ше­ния сва­ри­ва­ния, весь излиш­ний металл шва дол­жен быть отшли­фо­ван до плос­ко­го состояния.
  • Если при­ва­ри­ва­ет­ся новая сек­ция к раме, нуж­но про­ве­рить рас­сто­я­ние меж­ду кон­троль­ны­ми точками.
  • При свар­ке двух­слой­ной рамы, во вре­мя соеди­не­ния рам­ных балок, оба слоя (внут­рен­ний и внеш­ний) долж­ны быть сва­ре­ны в раз­ных местах, с мини­маль­ным рас­сто­я­ни­ем швов в 30 cм.
  • Уси­ли­ва­ю­щая наклад­ка при­ва­ри­ва­ет­ся при ремон­те тре­щи­ны или при соеди­не­нии двух частей рамы, допол­ни­тель­но к основ­но­му сва­роч­но­му шву (см. «уси­ле­ние рамы» ниже).

Сварка рамы из высокопрочной стали

  • Совре­мен­ные авто­мо­би­ли могут иметь раму из высо­ко­проч­ной ста­ли (high tensile steel).
  • Высо­ко­проч­ная сталь име­ет уве­ли­чен­ную проч­ность, кото­рая дости­га­ет­ся во вре­мя теп­ло­вой закалки.
  • Боль­шин­ство таких рам тре­бу­ют неко­то­ро­го пред­ва­ри­тель­но­го нагре­ва перед свар­кой, так как име­ют тен­ден­цию быть более чув­стви­тель­ной к рас­трес­ки­ва­нию, чем мяг­кая (мало­уг­ле­ро­ди­стая) сталь. Металл дол­жен быть рав­но­мер­но нагрет по всей тол­щине на 8–10 см в обе сто­ро­ны ремон­та до 100 гра­ду­сов по Цель­сию. Это важ­но, так как свар­ка на холод­ном части высо­ко­проч­ной ста­ли ста­нет при­чи­ной слиш­ком быст­ро­го нагре­ва и слиш­ком быст­ро­го осты­ва­ния. Это быст­рое осты­ва­ние явля­ет­ся глав­ной при­чи­ной появ­ле­ния тре­щин. Пред­ва­ри­тель­ный нагрев так­же помо­га­ет сокра­тить уро­вень водо­ро­да и мини­ми­зи­ру­ет водо­род­ную хруп­кость. Пра­виль­ная тем­пе­ра­ту­ра пред­ва­ри­тель­но­го нагре­ва опре­де­ля­ет­ся кон­крет­ной мар­кой ста­ли и её тол­щи­ной. Так­же, свар­щик дол­жен под­дер­жи­вать пра­виль­ную тем­пе­ра­ту­ру меж­ду интер­ва­ла­ми свар­ки. Тем­пе­ра­ту­ру мож­но отсле­жи­вать, исполь­зуя спе­ци­аль­ный тер­мо­ка­ран­даш или кон­такт­ный пиро­метр, в иде­а­ле на обрат­ной сто­роне соеди­не­ния, на 10 см от зоны ремонта.
  • Вари­те высо­ко­проч­ную сталь без попе­реч­ных коле­ба­ний горел­ки. Это огра­ни­чит нагрев метал­ла и не осла­бит его. Не вари­те на сквоз­ня­ке и при низ­кой тем­пе­ра­ту­ре, ина­че рас­плав­лен­ный металл будет охла­ждать­ся слиш­ком быст­ро, вызы­вая появ­ле­ние тре­щин сра­зу после свар­ки или через несколь­ко дней.
  • Как и в любом сва­роч­ном про­цес­се, кон­троль ско­ро­сти дви­же­ния и соблю­де­ние реко­мен­до­ван­ных настро­ек сва­роч­но­го аппа­ра­та мини­ми­зи­ру­ет теп­ло­вую нагруз­ку во вре­мя свар­ки высо­ко­проч­ной стали.

Усиление рамы

После свар­ки шов на раме необ­хо­ди­мо усилить.

Есть два типа уси­ле­ний – встав­ка про­филь­но­го уси­ли­те­ля внутрь (или сна­ру­жи) или укреп­ля­ю­щая наклад­ка. Каж­дый тип уси­ли­те­ля пред­ла­га­ет раз­ную сте­пень проч­но­сти. Выбор мето­да уси­ле­ния дол­жен осу­ществ­лять­ся из того, что луч­ше под­хо­дит для кон­крет­ной рамы и рас­по­ло­же­ния места ремонта.

Все уси­ли­те­ли долж­ны быть сде­ла­ны из одно­го и того же метал­ла, той же тол­щи­ны, что и рама. Если рама из высо­ко­проч­ной ста­ли, то и уси­ли­тель дол­жен быть из высо­ко­проч­ной стали.

reinforcement

Завод­ская уси­ли­ва­ю­щая накладка

Уси­ли­ва­ю­щие наклад­ки исполь­зу­ют­ся на рамах чаще все­го. Они рас­пре­де­ля­ют напря­же­ние (от нагруз­ки) на боль­шую пло­щадь. Нет смыс­ла исполь­зо­вать наклад­ку из более тол­сто­го метал­ла, так как она не будет гнуть­ся так же,  как осталь­ная часть рамы, из-за чего может появить­ся трещина.

На уси­ли­ва­ю­щих наклад­ках и про­филь­ных уси­ли­те­лях не долж­но быть сто­рон, про­хо­дя­щих попе­рёк балок рамы. При при­ва­ри­ва­нии уси­ли­те­ля швы долж­ны про­хо­дить наис­ко­сок и вдоль балок рамы.

При изго­тов­ле­нии уси­ли­ва­ю­щих накла­док, луч­ше сде­лать их фор­му бли­же к оваль­ной или со ско­шен­ны­ми закруг­лён­ны­ми угла­ми. Такая фор­ма поз­во­лит мини­ми­зи­ро­вать появ­ле­ние зон кон­цен­тра­ции напря­же­ния в швах, из-за кото­рых воз­ни­ка­ют тре­щи­ны. Если уси­ли­ва­ю­щая наклад­ка будет иметь ско­шен­ные углы, то не нуж­но при­ва­ри­вать её боко­вые кон­цы пол­но­стью, так как эти места наи­бо­лее под­вер­же­ны к кон­цен­тра­ции напря­же­ния. Луч­ше про­дол­жить шов в про­доль­ном направ­ле­нии в сто­ро­ну от кон­ца при­со­еди­не­ния при­мер­но на 5 см до того, как оста­но­вить шов (см. фото). Это предот­вра­тит появ­ле­ние тре­щин в этих местах. Что­бы под наклад­ку в этот зазор не попа­да­ла вода, нуж­но его зама­зать шов­ным герметиком.

Fish-plate

При­мер уси­ли­ва­ю­щих накла­док, при­ва­рен­ных на зону сва­роч­но­го шва.

Про­свер­ли­ва­ние отвер­стий в наклад­ках поз­во­ля­ет полу­чить допол­ни­тель­ную поверх­ность для сва­ри­ва­ния. Мож­но про­свер­лить одно боль­шое отвер­стие посередине.

Хоро­шее пра­ви­ло для раз­ме­ра уси­ли­ва­ю­щей наклад­ки – дли­на = 2 высо­ты рамы.

chanL

Про­филь­ные уси­ли­те­ли рамы. Раз­рез по сере­дине на рисун­ке сде­лан для визу­а­ли­за­ции струк­ту­ры конструкции.

Базо­вые типы про­филь­ных усилителей:

  • Уси­ли­тель в виде «L» дол­жен быть исполь­зо­ван в местах с мак­си­маль­ной нагруз­кой, в ниж­ней части бал­ки рамы, где изгиб верх­ней части рамы не про­бле­ма. Они могут быть поме­ще­ны внутрь или сна­ру­жи про­доль­ной бал­ки рамы. Это доста­точ­но уни­вер­саль­ный уси­ли­тель. Одна­ко, уста­нов­ка тако­го уси­ли­те­ля может быть огра­ни­че­на кон­фи­гу­ра­ци­ей рамы.
  • Уси­ли­тель в виде пере­вёр­ну­той «L» так­же может быть исполь­зо­ван внут­ри или сна­ру­жи бал­ки рамы. Его уста­нов­ка реко­мен­ду­ет­ся там, где мак­си­маль­ная нагруз­ка пере­да­ёт­ся на верх­нюю часть бал­ки рамы (к при­ме­ру, у само­сва­ла в под­ня­том состо­я­нии). Этот тип уси­ле­ния мож­но уста­нав­ли­вать в местах, где запре­ще­но исполь­зо­вать преды­ду­щий уси­ли­тель в виде «L», где верх­ний фла­нец под­вер­га­ет­ся прогибу.

Каж­дый край про­филь­но­го уси­ли­те­ля дол­жен быть ско­шен на угол 45 гра­ду­сов, что­бы рас­пре­де­лить кон­цен­три­ро­ван­ное напряжение.

Про­филь­ные уси­ли­те­ли могут исполь­зо­вать­ся в пол­ную дли­ну или локаль­но и могут уста­нав­ли­вать­ся внут­ри или сна­ру­жи балок рамы. Два глав­ных недо­стат­ка таких уси­ли­те­лей – доба­воч­ный вес и допол­ни­тель­ное вре­мя для уста­нов­ки. Так­же может быть слож­ным поме­стить такие уси­ли­те­ли внут­ри или поверх суще­ству­ю­щей бал­ки вви­ду про­из­вод­ствен­ных допус­ков, из-за попе­ре­чин или крон­штей­нов на раме.

Печа­тать статью

После разборки и дефектовки автомобиля Вы уже имеете полное представление о его состоянии.
Теперь необходимо тщательно очистить все узлы и детали шасси от наслоений ржавчины и старых красок до металла, не оставляя ржавчину даже в мельчайших порах. Никакие способы химической обработки для этого не подходят, т. к. всё это временные меры, не способные обеспечить должный результат. В дорогих реставрационных мастерских всего мира традиционно отдают предпочтение пескоструйке. Это, без всякого сомнения, надёжный и проверенный метод, однако, возможно, следует обратить более пристальное внимание на современные высокотехнологичные методы ультразвуковой очистки, особенно при работе с не очень крупными деталями.
Начнём с реставрации рамы автомобиля. После пескоструйной обработки выявились все дефекты, в том числе и микротрещины, которые Вам необходимо профессионально и качественно устранить.
Установите раму автомобиля на поверочную плиту (слесарную), а в идеале на стапель для правки аварийных кузовов и проверьте все диагонали на наличие всевозможных деформационных дефектов, таких как продольные и поперечные изгибы, скручивание винтом и т. п. Это делается элементарно. На раме есть множество технологических отверстий, по которым в своё время она собиралась, находясь на специальном сборочном стапеле. Эти отверстия находятся зеркально по правую и левую стороны лонжеронов. Большинство довоенных рам идентифицируются как рамы лонжеронного типа и имеют лонжероны открытого, коробчатого или в редких случаях овального (фасонного) сечения, как на Mercedes-Benz 770 поздней модели.
Для начала проверьте продольные размеры по технологическим отверстиям на правом и левом лонжеронах. Все отверстия зеркальны и должны совпадать с точностью до миллиметра. Если Вы засомневались в точности размеров или видите «невооруженным глазом» дефект одного из лонжеронов, то Вам необходимо изготовить шаблон (из жёсткого картона или фанеры) с противоположного и проверить таким образом соответствие размеров. В том случае, если оба лонжерона дефектны и Вам не с чего снять шаблон, не спешите огорчаться — найдите раму этой модели у кого-нибудь из Ваших знакомых, которые реставрируют аналогичный автомобиль и снимите правильные шаблоны, а также диагональные размеры рам всё по тем же технологическим отверстиям. Размеры должны совпадать, если нет, то Вам необходимо при помощи специального «костоправного» пресса для правки кузовов или с применением обычных домкратов придать раме прежнюю форму.
Чаще всего такая ситуация с испорченными лонжеронами встречается на автомобилях, на которых стояли неоригинальные мосты или другие агрегаты, что у нас в стране является нормальной ситуацией, а также после аварии, перегрузки рамы автомобиля, да и просто от усталости металла. На продольных балках лонжеронов в горизонтальной и вертикальной плоскостях можно произвести проверку поверхностей рамы следующим способом: Вам необходимо выбрать площадки на раме и поставить на эти, определённые Вами места два деревянных бруска, имеющих одинаковую высоту, и над ними туго натянуть кордовую проволоку и то же самое сделать зеркально на противоположной стороне рамы. Нанесите между брусками через каждые сто миллиметров при помощи мела контрольные точки для облегчения измерений. Затем тщательно промерьте все зазоры между рамой и туго натянутой проволокой. Если размеры не совпадают зеркально, то рама имеет изгиб и её необходимо править.
Сегодня существует масса всевозможных стапелей и специальных приспособлений по правке рам и кузовов автомобиля. Описание современных способов — тема отдельного материала, а сейчас мы приведём примеры того, как это делалось в начале прошлого века, лишь в виде исторической справки.
Внимание! Постарайтесь избежать грубой ошибки — при правке такой важной детали, как рама, которая находится постоянно под нагрузкой и работает не только на изгиб, но и на кручение, старайтесь не нагревать её детали, т. к. металл и так уже имеет усталость, и нагрев только дополнительно ослабит его, что впоследствии приведёт к плачевному результату.
Следующей проблемой рам является разболтанность заклёпочных соединений. Сама по себе рама, собранная на заклёпках, гораздо прочнее, нежели сварная, потому как не ослаблена сварными швами, но эта рама имеет свой специфический дефект — ослабление заклёпочных соединений. Проверить качество этих соединений можно двумя способами. Первый — осмотреть, но порой визуально можно определить не все дефекты. Второй способ — старый дедовский — гораздо надёжнее. Простучите раму тяжёлым молотком в местах заклёпочных соединений, и Вы на слух определите, где заклёпки ослабли (они будут дребезжать). Как исправить этот дефект? Только путём замены заклёпок. Аккуратно удалите головку заклёпки, при помощи бородка выбейте старую заклёпку, затем подберите или изготовьте заклёпку несколько большего размера, затем аккуратно рассверлите посадочное отверстие под новую заклёпку, вставьте её в это отверстие, предварительно разогрев докрасна, и при помощи оправок, имеющих вытачки под оригинальную заклёпку (головку), расклепайте её на прежнее место. Визуально эти заклёпки не должны разниться с заводскими.
Частым дефектом рамы являются трещины на ней. Трещины появляются, как правило, от усталости металла. Поэтому, просто заварив раму, проблему решить не удастся, и трещина вскоре появится рядом. Но бороться с трещинами на раме в то же самое время очень просто. Необходимо подкладывать под них в скрытых полостях проставки из металла для усиления, стараясь сделать это максимально «незаметно». Например, если рама имеет открытое сечение, то Вам необходимо сделать из металла копию этого швеллера, который войдёт с натягом во внутреннюю полость. Затем, в идеале, его необходимо оклепать заклёпками снаружи, сделав заклёпки в потай, для того, чтобы скрыть и сам дефект, и следы его устранения. Также можно обварить эту проставку, если нет возможности заклепать. Но проставка должна быть изготовлена без острых углов, желательно, чтобы торцы накладки имели овальную или ромбовидную форму, также желательно присверлить накладку к раме и обварить их между собой в тех местах, где Вы бы поставили заклёпки. А саму трещину — разделать под углом 90о, как при сварке труб высокого давления, и обварить её. Затем аккуратно всё обработайте снаружи и максимально замаскируйте с наружной и внутренней стороны рамы так, чтобы не были видны следы устранения дефекта. После того, как Вы устранили все дефекты, можно спокойно загрунтовать раму и приступить к следующим работам по реставрации шасси автомобиля.
Теперь Вы можете приступить к установке на раму передней и задней подвесок. Все детали должны быть отгрунтованы. Обратите особое внимание — весь крепёж на шасси должен быть одного цвета. В 30-е годы он был чёрным. Сегодня при реставрации часто используется хромированный или анодированный.
Реставрация передней и задней подвесок. Начнём с передней подвески. Необходимо её полностью разобрать и выпрессовать все втулки. Обратите особое внимание — наверняка Вы столкнётесь с износом подшипников в ступицах и на цапфах поворотных кулаков. Шкворни будут иметь выработку на всех посадочных размерах цапф и на фланцевых опорных подшипниках. Такие детали как шкворни поворотного кулака и всевозможные пальцы и втулки, другие трущиеся детали лучше всего отдать для работы над ними специалистам на завод, который может полностью соблюсти технологию изготовления. На такой детали как цапфа поворотного кулака необходимо обязательно тщательно проверить все посадочные места подшипников — наверняка они представляют собой эллипс, и Вам будет необходимо подобрать подшипник, имеющий меньший внутренний диаметр. Если наружный диаметр подшипника немного меньше, то это не проблема — Вы сможете его поставить при помощи изготовленной Вами специальной проставочной обоймы. Под внутренний же диаметр подшипника посадочное место придётся прошлифовать на шлифовальном станке. Если же не удаётся найти подшипник меньшего диаметра, то необходимо напылить специальным способом (как напыляют коленчатые валы) дефектное посадочное место, затем прошлифовать под нужный размер. Все подшипники на передней и задней подвесках надо обязательно заменить. При сборке после того, как Вы запрессуете втулки в переднюю цапфу кулака или головки шкворней, произведите расточку под новый стопорный палец шкворня при помощи координатно-расточного станка. Затем Вы можете собрать переднюю подвеску на раме, предварительно загрунтовав и покрасив детали. Затем приступайте к реставрации задней подвески. Она будет иметь те же самые дефекты. В принципе реставрация передней и задней подвесок отличается лишь реставрацией такого узла трансмиссии как дифференциал заднего моста. Если подшипники дифференциала имеют значительный износ, то их лучше заказать по специальным каталогам. Со сколами зубьев шестерен нужно бороться, заказывая их на специализированных заводах. Если же сателлитные шестерни дифференциалов имеют незначительную выработку, то можно ограничиться их регулировкой, а также заменой всех сальников и сайлент-блоков на задней и передней подвесках.
Центральную систему смазки автомобиля необходимо восстановить полностью по оригинальной схеме. Однако Вы можете сделать её нефункционирующей, потому как от оригинальной системы всегда под автомобилем постоянно появляются лужи масла. Так, например, в Европе такие системы делают не только, чтобы автомобиль точно соответствовал оригиналу, но вклиниваясь в эту систему при помощи тавотниц и шприцевания. Тавотницы нужно встроить в незаметных местах на деталях, которые постоянно нужно смазывать. Так как автомобиль будет эксплуатироваться далеко не каждый день, то прошприцевать его шарнирные соединения будет не так сложно. Зато Вы избавитесь от луж масла в Вашем гараже.
Особое внимание уделите тормозной системе. На довоенных автомобилях все тормоза — барабанного типа. Они имеют, как правило, либо гидравлический, либо механический привод тормозной системы. Для последнего характерен износ тормозных барабанов, износ разжимного кулачка, а также износ фрикционных накладок на тормозных колодках. Для гидравлической системы тормозов также характерен износ тормозных цилиндров. Вы можете изготовить тормозные барабаны заново в заводских условиях, но обязательно проверьте их после изготовления на наличие микротрещин. Если таковые имеются, то необходимо заменить тормозной барабан. Разжимной кулачок также необходимо изготовить по технологии со всеми термообработками. У большинства тормозных цилиндров, как правило, можно отполировать внутреннюю поверхность «до зеркала» при помощи специальных паст. Обязательной замене на новый подлежит тормозной рабочий манжет цилиндра, а также пыльник. Тормозной цилиндр, имеющий сильный износ, Вы можете отреставрировать (но в целях безопасности лучше заменить его на новый, тем более что выбрать есть из чего), предварительно подобрав рабочие манжеты цилиндров большего диаметра, расточить цилиндр под них, изготовив новые тормозные поршни большего диаметра. (Обязательно замените пыльники. И не забудьте отшлифовать тормозной цилиндр до зеркальной поверхности.) Фрикционные накладки Вам необходимо переклепать, установив тормозные колодки и тормозные цилиндры на опорный диск. Затем эксцентрики на опорном диске вывернуть в положение наибольшего сведения накладок. Прикрепите кронштейн к ступице подвески, на торце этого кронштейна должна быть закреплена дрель или бормашина. Так при помощи бора Вы можете обработать фрикционные накладки тормозных колодок под размер, имеющий внутренний диаметр тормозного барабана, путём вращения ступицы вокруг своей оси с установленной на ней дрелью в рабочем режиме. Тормозные трубки проложите по раме и закрепите, как это было при оригинальной конструкции автомобиля, при помощи хомутов, кронштейнов и т. д. Всё должно быть эстетично, нигде не должно быть резких перегибов трубок или трения их о металлические поверхности.
На довоенных автомобилях в основном встречаются три типа рулевых механизмов.
С реечным механизмом, встречающиеся на автомобилях: Адлер, БМВ, ДКВ, Аэро, Шкода, Ганза, Татра и др.
С передачей посредством винта и кривошипа типа «ROSS» (в просторечье червячного рулевого механизма), встречающиеся на автомобилях: Хорьх, Мерседес-Бенц, Майбах, Ауди и др.
А также рулевой механизм типа Джеммер, который встречается на автомобилях: Опель, Вандерер, Хорьх и др.
В силу того, что в одной статье мы не можем описать все три типа рулевых механизмов, мы опишем самый распространённый тип «ROSS» (винт и кривошип). Детали: винт (1) находится в постоянном зацеплении с кривошипом (2), имеющим один палец при установленном кривошипе на двойном коническом роликовом подшипнике. Особенностью этого механизма является переменное угловое передаточное отношение, получаемое за счёт перемещения винта (червяка) с переменным шагом.
Как правило, выработку имеет вал рулевой сошки и его втулки в корпусе механизма. Для того, чтобы отреставрировать вал, необходимо обработать его на шлифовальном станке до полного исчезновения выработки, затем выпрессовать из корпуса рулевого механизма две втулки скольжения. Затем с учётом нового размера вала рулевой сошки выточить новые втулки на токарном станке. Внутренний диаметр втулок должен быть несколько увеличен при помощи оправок, изготовленных одновременно со втулками. Запрессуйте втулки в корпус редуктора на прежние места. Затем при помощи координатно-расточного станка пройдите эти втулки под чистовой размер вала рулевой сошки с учётом зазора под смазку. Далее: замените шариковые подшипники на червяке рулевого механизма, проверьте выработку пальца кривошипа и его конических подшипниках, при необходимости замените их. Внимание! — изготовление пальца кривошипа необходимо производить с соблюдением технологии и только в условиях с использованием соответствующего материала и термообработки.
Затем Вы можете приступить к сборке и регулировке данного механизма.
Рулевой механизм этого типа имеет два вида регулировки. Внимание! Регулировку рулевого механизма нужно производить при снятой продольной рулевой тяге. Первый этап — продольная регулировка винта (червяка) при помощи большой регулировочной гайки, через которую проходит рулевой вал и которая находится на корпусе рулевого механизма. Подтяните эту гайку настолько, чтобы было затруднено вращение рулевого колеса в шариковых подшипниках, затем отпустите регулировочную гайку на 1/6 оборота, затем закрепите стопорным винтом или законтрогайте. Если после этого люфт достаточно большой, то необходимо прибегнуть к дополнительной (второй) регулировке зазора между винтом (червяком) и пальцем кривошипа вала рулевой сошки. Сделать это нужно следующим образом. В крышке рулевого редуктора расконтрогаить регулировочный винт, затем затянуть его до отказа, после чего отпустить его настолько, чтобы рулевое колесо совершенно свободно вращалось, при этом не должно быть заметного люфта на валу рулевой сошки. Затем законтрогайте все винты.
Реставрировать старые амортизаторы не имеет смысла, так как это очень дорого и непрактично. Но есть очень хороший выход — рычажные амортизаторы двустороннего действия от «Победы» или «Волги» абсолютно похожи на амортизаторы фирмы «Comet». Однако лучше подобрать амортизаторы в фирме, специализирующейся на поставке запчастей для олдтаймеров.
Вам нужно будет переточить шестигранные заглушки и изготовить новые рычаги амортизатора под шлицевую посадку на валах амортизаторов 21-й «Волги» или «Победы».

Часто встречающийся дефект рамы на автомобилях, в частности на Horch 830BL, о реставрации которого мы рассказываем в этой серии статей — деформация передней поперечной балки. Диагностировать её достаточно просто. Если Вы не видите явный поперечный изгиб балки и прочие дефекты, такие как усиление этой балки стараниями всевозможных умельцев, уголками, пластинами и т.п., то поставьте сверху на радиаторную площадку балки линейку в районе выштамповки под «кривой стартер». Если линейка стоит так, что между её краями видны просветы, значит балка дефектна. В идеале линейка должна прилегать к балке вплотную и Вам необходимо этого добиться. Этот дефект можно устранить двумя способами.
Первый — для этого балку нужно выровнять при помощи домкратов и усилить путём установки внутренних продольных усилителей. Второй путь более сложный. При помощи всё тех же домкратов выровняйте раму так, чтобы балка встала на её прежнее (штатное) место и затем аккуратно удалите старую дефектную балку, предварительно сняв все размеры и сделав шаблоны лонжеронов рамы и самой балки. Затем изготовьте новую. Такие места как верхняя площадка под переднюю поперечную рессору необходимо при помощи несложного гибочного приспособления выгнуть на прессе (каждый угол отдельно). Затем Вы можете профрезеровать концы балки, переднюю и заднюю — они симметричны. Обязательно сделайте стапель для сварных работ. Обварите все детали, сначала точечно, прихватив со всех сторон, затем проверьте на слесарной плите все размеры балки — не повело ли её. Далее Вы можете обварить все швы, стараясь сохранить их фактуру (рисунок), затем можно устанавливать балку на её прежнее место по тем размерам, которые Вы сняли перед её демонтажем, на штатные места. Прихватив балку к лонжеронам рамы проверочной контактной сваркой, ещё раз убедитесь, что поперечная балка стоит в правильных размерах и если всё в порядке, Вы можете приварить её к лонжеронам рамы окончательно.

Ремонт и восстановление рамного автомобиля при повреждении

Комментарии: 122.10.2021

Многие автомобилисты уже не смогут на деле оценить все преимущества рамных легковых транспортных средств. Такая возможность сохранилась лишь у владельцев некоторых моделей внедорожников. Главное преимущество подобного типа — уникальная ремонтопригодность. Даже после серьезных дорожно-транспортных происшествий можно исправить большое количество дефектов. Рассмотрим, как проводится ремонт автомобилей с рамной конструкцией после аварий.

39af01908e46650b2e51fab87d27691f_w650.jpg

Внедорожник с рамной конструкцией отличается высокой надежностью, но даже здесь рано или поздно возникают различные поломки

Рамный автомобиль обычно отличается большим весом и увеличенным расходом топлива. Однако, он выигрывает у своих прямых конкурентов по показателям прочности и надежности. Кроме того, такие автомобили более безопасны во время эксплуатации — отличаются технической выносливостью и большой грузоподъемностью. Если же рассматривать такие авто с точки зрения ремонта, у них есть большое преимущество — раму можно отделить от кузова и всего навесного оборудования. Это позволяет на 100% восстановить геометрию, полностью разобрать и собрать транспорт заново. Это обеспечивается разъемно-винтовым способом соединения рамы с остальными комплектующими.

Внедорожник с рамной конструкцией отличается высокой надежностью, но даже здесь рано или поздно возникают различные поломки. Как бы ни была прочна основа, во время эксплуатации она не способна противостоять некоторым проблемам — деформация после аварии, из-за удара о препятствие или разрастание коррозии.

bf9398008acd5e529beef3294f5d4526_w650.jpg

Во многих случаях восстановление рамы после ДТП может проводиться без отсоединения ее от кузова

Если владелец транспортного средства изначально обеспечивает качественное обслуживание, третья проблема, в виде образования ржавчины, точно не грозит конструкции. Практика показывает, что владельцы чаще обращаются к ремонту, когда нужно восстановить авто после крупного ДТП. Первый этап, который предстоит пройти — диагностика. Каждый поступивший после крупной аварии транспорт проходит детальное изучение для выявления степени повреждения несущих конструкций. После этого специалисты проводят контрольные измерения и делают вывод — нужно ли отделять раму от кузова для выполнения ремонта или нет. Что касается самой диагностики, мастера измеряют расстояние между контрольными точками, проверяют прямолинейность элементов с применением лазеров, а также просматривают, как расположены колеса и оси.

Во многих случаях восстановление рамы после ДТП может проводиться без отсоединения ее от кузова. Специалисты различают 3 группы дефектов, которые определяют способы восстановления. Если речь идет о незначительных повреждениях, значит удар не оказал влияния на общую геометрию. В таком случае ремонт выполняется без отделения от кузова. Именно так устраняют дефекты передних и задних концевых деталей.

f68af6684f5b410b78f4972c52d1270a_w650.jpg

Многие автомобилисты задаются вопросом — можно ли ремонтировать раму самостоятельно?

При ремонте средней степени выполняется демонтаж рамы. Но в таком случае после ударов не должно меняться положение осей. Как правило, такие работы проводят, когда нужно довести форму короба до первоначального состояния. После серьезных аварий последствия могут быть более серьезными. В таких случаях меняется положение осей, а на раме появляется бугор. Процедура восстановления проводится с применением специального станка — раму крепят к стапелю и начинают вытягивать до нужных параметров.

Многие автомобилисты задаются вопросом — можно ли ремонтировать раму самостоятельно? Даже если есть большой опыт работ в авторемонте, получится устранить только небольшие дефекты конструкции. Если же речь идет о серьезных повреждениях рамы, лучше всего обращаться за помощью профессионалов.

Итог. Автомобили с рамной конструкцией имеют несколько преимуществ. Они более универсальны в плане ремонта, так как раму можно отделать от кузова и всех агрегатов. В процедуре восстановления конструкции есть свои особенности.

оцените материал

  • 👍

    0

  • 😄

    0

  • 😲

    0

  • 😡

    0

  • 😥

    0

как найти car.ru

На чтение 4 мин. Просмотров 39 Опубликовано 11.10.2022

Краткий ответ

  1. Есть несколько способов восстановить раму автомобиля. Один из них — отпескоструить и перекрасить.
  2. Еще один способ – удалить старую краску химическим растворителем, затем отшлифовать и перекрасить.

как восстановить раму автомобиля?

как восстановить раму автомобиля?

Как восстановить ржавую раму автомобиля?

Есть несколько способов восстановить ржавую раму автомобиля. Одним из них является использование химического средства для удаления ржавчины. Другой вариант — пескоструйная обработка рамы, чтобы удалить ржавчину. Наконец, вы также можете покрыть раму краской, препятствующей ржавчине.

Как восстановить раму?

Есть несколько способов восстановить кадр, в зависимости от степени повреждения. Если рама лишь слегка согнута, ее часто можно выпрямить вручную. Если рама сильно повреждена, может потребоваться ее полная замена.

Можете ли вы исправить гниение рамы на автомобиле?

Гнилость рамы – серьезная проблема, которую следует устранить как можно скорее. Если не лечить, рама может стать настолько слабой, что больше не сможет выдерживать вес автомобиля, что приведет к обрушению. Есть несколько способов исправить гниение рамы, в зависимости от серьезности повреждения. В некоторых случаях может потребоваться замена всей рамы; в других может быть достаточно нескольких ремонтов.

Как починить ржавое шасси?

Есть несколько способов починить ржавое шасси. Один из способов — использовать проволочную щетку для удаления ржавчины, а затем использовать грунтовку и краску, чтобы покрыть участок. Другой способ — использовать преобразователь ржавчины, чтобы перевести ржавчину в твердое состояние, а затем покрыть ее герметиком.

Сколько стоит восстановить раму автомобиля?

Восстановление рамы автомобиля может стоить от 500 до 2000 долларов, в зависимости от степени повреждения и типа необходимых восстановительных работ.

Возможно ли WD-40 Удалить ржавчину?

WD-40 — водовытесняющий продукт. Это не средство для удаления ржавчины.

Как починить ржавое шасси?

Есть несколько способов починить ржавое шасси. Один из способов — использовать проволочную щетку для удаления ржавчины, а затем использовать грунтовку и краску, чтобы покрыть участок. Другой способ — использовать преобразователь ржавчины, чтобы перевести ржавчину в твердое состояние, а затем покрыть ее герметиком.

Сколько стоит восстановить раму автомобиля?

Восстановление рамы автомобиля может стоить от 500 до 2000 долларов, в зависимости от степени повреждения и типа необходимых восстановительных работ.

Возможно ли WD-40 Удалить ржавчину?

WD-40 — водовытесняющий продукт. Это не средство для удаления ржавчины.

Стоит ли устранять ржавчину на автомобиле?

Это зависит от степени ржавчины и серьезности повреждений.. Если ржавчина находится только на уровне поверхности, ее часто можно исправить, немного отшлифовав и немного покрасив. Однако, если ржавчина проникла в металл, ее устранение будет намного дороже и займет больше времени. В большинстве случаев не стоит устранять ржавчину на автомобиле, если в целом он не находится в относительно хорошем состоянии.

Сколько стоит устранить ржавчину на раме?

Ржавчина рамы может быть серьезной проблемой, и ее устранение часто может быть дорогостоящим. Стоимость устранения ржавчины на раме будет варьироваться в зависимости от серьезности повреждения и типа требуемого ремонта. В некоторых случаях может потребоваться замена всей рамы, что может быть очень дорогостоящим.

Когда следует беспокоиться о ржавчине рамы?

Однозначного ответа нет, поскольку ржавчина на раме может различаться по степени тяжести и образовываться в разных местах рамы. В целом, однако, вы должны начать беспокоиться, если заметите какое-либо значительное скопление ржавчины, особенно в местах, где рама более подвержена коррозии, например, вблизи сварных швов или вокруг каретки.

Стоит ли устранять ржавчину на автомобиле?

Это зависит от степени ржавчины и серьезности повреждений. Если ржавчина находится только на уровне поверхности, ее часто можно исправить, немного отшлифовав и немного покрасив. Однако, если ржавчина проникла в металл, ее устранение будет намного дороже и займет больше времени. В большинстве случаев не стоит устранять ржавчину на автомобиле, если в целом он не находится в относительно хорошем состоянии.

Сколько стоит устранить ржавчину на раме?

Ржавчина рамы может быть серьезной проблемой, и ее устранение часто может быть дорогостоящим. Стоимость устранения ржавчины на раме будет варьироваться в зависимости от серьезности повреждения и типа требуемого ремонта. В некоторых случаях может потребоваться замена всей рамы, что может быть очень дорогостоящим.

Когда следует беспокоиться о ржавчине рамы?

Однозначного ответа нет, поскольку ржавчина на раме может различаться по степени тяжести и образовываться в разных местах рамы. В целом, однако, вы должны начать беспокоиться, если заметите какое-либо значительное скопление ржавчины, особенно в местах, где рама более подвержена коррозии, например, вблизи сварных швов или вокруг каретки.

Ремонт грузовых рам

Ремонт рамы грузовика своими руками. Особенности сварки

Силовой каркас большегруза несет на себе практически всю конструкцию автомобиля. На него крепятся детали кузова, мотора, коробки передач, приводов и других элементов. При интенсивной эксплуатации автомобиля его рама может сломаться во время движения. Избежать этого помогает регулярный осмотр каркаса и своевременный ремонт грузовых рам.

Этот элемент должен соответствовать серьезным требованиям. Перекос полок не может превышать 0,2 см на каждый метр длины (или 0,7 см — на всю длину). Перпендикулярное положение поперечин и лонжеронов не должно изменяться более, чем на 0,2 см. А сама рама должна сохранять целостность.

Повреждения каркаса встречаются часто и бывают разнообразными — трещины, складки, деформация. Большинство из них можно отремонтировать. Лишь поведенную после тяжелых аварий раму приводить в чувства бессмысленно.

Мы рассмотрим технологии и этапы ремонта рамы. При их соблюдении конструкция и дальше сможет выдерживать огромные нагрузки на кручение.

Диагностика рамы

диагностика рамПеред ремонтом необходима диагностика состояния рамы. Проверить на наличие трещин можно с помощью видеоэндоскопа. За неимением профессионального инструмента Вы можете воспользоваться эндоскопом USB, который сопряжается с ноутбуком, планшетом.

Проверить раму грузовика на искривление можно диагональными замерами между контрольными точками. Так Вы выясните, в какую сторону повело раму. Определить прямолинейность несущей системы на длинномерах можно разными методами. Суть каждого — определить прямую, как исходную координату, и сравнить с ней раму.

  • Лазер. Точный метод, при котором на один конец рамы Вы настраиваете лазер (на расстоянии 5 см от края) и направляете луч на противоположный конец конструкции (также на 5 см от края). Часть плоского материала, например, картона, удерживаете вдоль рамы в нескольких точках. Фиксируйте и сравнивайте все замеры — совпадают ли они на всех точках. Несовпадение данных говорит об искривлении рамы. Аналогичным образом проверьте высоту — при отклонении замеров вверх или вниз можно говорить об изгибе рамы.
  • Шнур. Этот способ — точное повторение описанных выше манипуляций с лазером. Только роль луча выполняет шнур.
  • Отвес и шнур. Замеры отвесом удобно делать, когда вдоль рамы много препятствий. Отвесом Вы намечаете точки на полу, а шнуром эти точки соединяете. На нижней части балок определите симметричные точки, от внешней стороны которых опустите отвес. На полу сделайте пометки мелом. Соедините точки, а потом проведите анализ — если все диагонали пересекают центральную линию, значит она ровная. Максимально допустимое отклонение — 0,6 см.

Правка рамы

Правка рамы грузовикаПри ДТП рама берет на себя большую часть энергии. Поэтому она может сместиться в плоскости, искривиться, скрутиться. Обычно одновременно бывают разные типы деформации.

Выправить геометрию рамы можно, если повреждение не очень серьезное. При существенных дефектах приходится вырезать и заменять на новый проблемный участок металла. При этом требуется сохранить расстояние между контрольными точками. (О сварочных работах — немного ниже).

Как только Вы определили степень и направление смещения деталей рамы, закрепите ее на стапеле и воспользуйтесь гидравлическим оборудованием для восстановления геометрии.

Основное правило при вытягивании рамы — действовать в обратном порядке и в направлении, противоположном удару. Вытягивайте постепенно, контролируя расстояние между обозначенными точками. Металл при ослаблении вытягивающего усилия слегка возвращается обратно, поэтому стоит незначительно перетянуть раму от необходимых параметров.

Что делать, если треснула рама

Трещина рамы При ремонте грузовых рам часто приходится ликвидировать трещины. Представьте, что Вы сгибаете и разгибаете какой-то материал. Рано или поздно он достигает предела своей эластичности и трескается. То же самое происходит с рамой грузового автомобиля, когда он подвергается циклическим загрузкам и разгрузкам. Металл испытывает усталость и дает трещины. Небольшие повреждения завариваются без дополнительного усиления, серьезные — с накладками.

Но прежде чем приступать к сварочным работам, поврежденный участок нужно подготовить.

Этапы при сварочных работах

Подготовка к сварке

Перед ремонтом обеспечьте свободный доступ к поврежденному участку силового каркаса. Если надо, демонтируйте детали, которые стоят на пути. Чтобы минимизировать нагрузку на грузовую раму во время ремонта, стоит также снять все навесное оборудование.

При расхождении трещин сведите их домкратом, замеряя контрольные точки по диагонали. Расхождение не должно быть более 0,5 см. В противном случае потребуется править раму на стапеле.

Основная подготовка к сварке состоит из шагов:

  • Просверлить отверстие на конце ( примерно 1-1,5 см от конца) трещины сверлом 5-6 мм на глубину примерно 0,3 см. Оно необходимо для того, чтобы трещина не пошла дальше по металлу.
  • Разделать кромки примерно под прямым углом на ⅔ толщины детали. Для разделки подойдет болгарка либо плазменный резак.

Как правильно резать раму

Не делайте швов перпендикулярно лонжерону. Иначе после сварки не создадутся зоны с концентрацией напряжения. Это может повлечь за собой новые трещины.

Делать срезы можно под углом 30, 45 градусов, в виде буквы Z. Большая площадь сварки поможет распределить нагрузку на большую поверхность. Так отремонтированная рама прослужит дольше.

Чтобы разметить места реза, удобно использовать малярную ленту — по ней легко чертить.

Процесс сварки

Принципиальный момент — за сварочные работы имеет смысл браться только если есть возможность проварить корень.

Сварочные работы выполняются полуавтоматом. На протяжении всего процесса необходимо контролировать, чтобы металл на месте сварки не перегревался. Останавливайтесь, чтобы он успевал остыть.

Сварочные швы должны быть не более 0,5 см.

Первый проход — проваривание корня. В качестве электродов используется проволока Св09 диаметром 1,2 мм. Ток — 100А. Корню нужно уделить особое внимание — он должен быть проварен строго по всей длине.

Второй, третий проходы. Проволока используется с той же маркировкой. Валики минимальной толщины должны перекрывать друг друга. Ток увеличивается до 110 А.

Четвертый проход. Показатель тока — 120 А.

Обработка шва после сварки

Шов после ремонта рамы грузовых автомобилей необходимо обработать, чтобы сохранить металл в условиях агрессивного воздействия окружающей среды.

  • Зачистить шов заподлицо с основной поверхностью. Это позволит не только повысить эстетику каркаса, но и оценить качество сварки.
  • Покрасить участок. Предварительно его обезжирить и прогрунтовать

Особенности сварки рамы из высокопрочной стали

Повышенная прочность стали на рамах современных грузовиков достигается путем тепловой закалки. Перед сварочными работами такие силовые каркасы необходимо нагреть — на 10 см в каждую сторону ремонта до температуры 100 градусов. Это снизит чувствительность рамы к растрескиванию. В противном случае при ремонте одних трещин, Вы получите новые.

Во время варки нужно избавиться от сквозняков и не выполнять работы при низких температурах.

Усиление рамы

Усиление рамыЕсли лонжерон порвало не до конца, но трещина имеет внушительные размеры, то исправить ситуацию помогут усилительные накладки или профильный усилитель (внутренний или наружный).

Выбор материала и способа усиления зависит от самой рамы — они должны быть выполнены из одного металла и иметь одинаковую толщину. Длина накладки должна быть в 2 раза больше высоты рамы.

Чаще всего используются усилительные накладки, которые привариваются на зачищенный шов.

Накладки можно фиксировать заклепками или приваривать. В зависимости от расположения и типа трещин, накладка может быть треугольная, в форме ромба (для продольных повреждений) либо прямоугольная. Следите за плавностью переходов с основного на дополнительный металл.

Стоимость ремонта

Стоимость ремонта грузовой рамы зависит от различных факторов — места и размеров повреждения, его доступность. Так, необходимость демонтировать кузов требует дополнительного времени и усилий, а потому и повышает стоимость работ.

Влияют на итоговую цифру и накладки либо их отсутствие.

В любом случае. ремонт рамы грузового автомобиля требует щепетильности и наличия опыта сварочных работ. Слишком большая нагрузка и ответственность ложится на усилительный каркас большегрузов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти архив публикаций в инстаграме
  • Чечня как найти друга
  • Как найти деньги на спектакль
  • Как найти человека по месту его рождения
  • Как быстро найти крепость края в майнкрафте