Как исправить рассеянность внимания

Как избавиться от рассеянности

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 16 ноября, 2021

Неспособность сосредоточиться, рассеянность, потеря внимания и забывчивость негативно сказываются на работе, личной и повседневной жизни. Человек постоянно чувствует неуверенность, беспокоится, а не забыл ли что-либо важное. Случается – и забывает.

Единичные такие случаи безопасны. Если приобретают систематический характер, то нужно искать причины, почему человек рассеянный и забывчивый: такое состояние не просто неприятно и мешает развиваться, добиваться целей во всех сферах жизни.

Содержание статьи:

  • 1 Типы нарушений концентрации внимания
  • 2 Причины развития рассеянности
  • 3 Диагностика
  • 4 Лечение
  • 5 Самостоятельное лечение и профилактика
  • 6 Список использованной литературы

Типы нарушений концентрации внимания

Потеря собранности – распространенный симптом. Он может возникать как признак переутомления или не совсем здорового образа жизни [1]. И также – как симптом неврологического заболевания.

Как только вы замечаете, что стали очень рассеянным или забывчивым, невнимательным, то перед тем, как решить, что делать и что попить, важно выяснить конкретную причину возникновения подобного состояния.

Рассеянная память – явление, возникающее не только у пожилых людей, но и в молодом, юном возрасте. Прогрессирующая на таком фоне невнимательность – часто патология, требующая уточнения и внимания.

Медики, проблемы с запоминанием и концентрацией, разделяют по признакам. Каждый из вариантов обладает своими признаками и последствиями.

Усталая рассеянная женщина ошиблась

Рассеянное состояние может быть нескольких типов.

  1. Истинное снижение внимания. Человек отвлекается от реального течения времени и дел, не может сконцентрироваться ни на чем. Периодически впадает в состояние, похожее на транс. Часто такое происходит после монотонной работы, обработки однообразной информации, длительного управления транспортным средством в спокойном трафике. Внешне, состояние похоже на дрему с открытыми глазами.
  1. Мнимая рассеянность. В таком случае человек не способен сконцентрироваться на задачах, так как параллельно занят обдумыванием глубинной проблемы или погружен в творческий процесс. К подобному состоянию склонны люди, занимающиеся тяжелым интеллектуальным трудом. Сконцентрировавшись на поиске решения задачи, они словно выпадают из реальности [2].
  1. Старческая деградация памяти. Теряется способность сконцентрироваться на определенном деле или переориентировать внимание на другую задачу. Рассеянность приобретает постоянство и выражается в усиливающейся забывчивости. Подобные симптомы говорят о дегенеративных процессах в коре головного мозга. Как правило, возникают у пожилых людей. Однако не исключено формирование заболевания и в молодом, даже юном, возрасте.

Студент рассеянно смотрит в окно

  1. Академическая, ученическая невнимательность. Встречается не только у школьников, со временем переходит в студенческую жизнь. Проявляется у детей, страдающих СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). У взрослых может стать признаком зарождающиеся психопатии.

Разобраться с тем, как не быть рассеянным, подобрать действенные меры терапии и профилактики можно. Для этого устанавливают тип отклонения, с которым пришлось столкнуться.

Причины развития рассеянности

Если у вас появилась внезапная рассеянность или возникли постоянные проблемы с памятью, это далеко не всегда признак чего-то опасного. Тем не менее, отвергать подобную возможность нельзя.

Ослабление внимательности – распространенный синдром. Может говорить как о незначительном отклонении в здоровье, так и о развитии тяжелого поражения коры головного мозга. Крайне важно как можно быстрее выяснить причину плохого самочувствия и начать лечение.

Причинами потери концентрации внимания и расстройства памяти, становятся такие заболевания и отклонения:

  1. синдром отмены некоторых медикаментов;
  2. период избавления от зависимости от курения или алкоголя (абстиненция);
  3. тревожные расстройства, требующие коррекции у специалиста;
  4. психопатология, шизофрения;
  5. хронический недостаток сна;

Юноша бросает пить, рассеян

  1. регулярные эпизоды переутомления, усталость;
  2. дегенеративные заболевания головного мозга (Паркинсон, Альцгеймер);
  3. травмы головы с вовлечением головного мозга [3];
  4. монотонная, рутинная работа;
  5. у женщин – период беременности или наступление климакса (гормональная перестройка бывает и у мужчин);
  6. интоксикация организма солями тяжелых металлов, ядами, продуктами обмена веществ, в частности – при грубой патологии печени;
  7. нежелание заниматься определенным видом деятельности;
  8. отвлекающие факторы в окружении;
  9. особенности развития нервной системы, СДВГ;
  10. увлеченность одной проблемой, не дающая сфокусироваться на внешних задачах.

Точно установить, что же вызвало рассеянность внимания в вашем случае, сможет врач по итогам специализированных тестов, исследований и анализов.

Диагностика

Как только вы понимаете, что начали возникать регулярные проблемы с памятью, нужно задуматься, как вылечить рассеянность и забывчивость. Это симптомы ухудшения когнитивных функций, которые выступают поводом посетить специализированную клинику и пройти полноценное обследование.

Мужчина с рассеянностью пришел в клинику

Из-за большого количества возможных вариантов заболеваний, имеющих этот симптом, пускать все на самотек и пытаться заниматься самолечением опасно.

Обратитесь за помощью в специализированную клинику.

Пациентам с подобной проблемой проводится тщательная диагностика. Диагностический алгоритм, в зависимости от сопутствующих признаков, включает в себя:

  • Беседа с пациентом. Признаки невнимательности определяются уже при первичном опросе. Врач ориентируется на то, насколько человек контактен, поддерживает нить разговора, как часто сбивается на беспокоящие его факторы. Часто в ходе разговора, пытаясь удержать внимание пациента, применяет специальные методики: постоянно называет имя пациента, меняет тон и громкость разговора, проявляет особую строгость в формулировках.
  • Наблюдение за поведением человека во время осмотра. О проблеме задумываются, когда пациент постоянно отвлекается. На посторонние шумы за дверью, теряет нить разговора, концентрируется на второстепенных вещах. Его привлекает вид из окна, а не вопросы врача. Или не может найти нужный кабинет без посторонней помощи. Видя такие признаки, доктор сможет сделать обоснованные выводы о тяжести состояния посетителя.
  • Специализированные тесты. Патопсихологические исследования позволяют оценить степень развития симптомов, их направленность. Проводя их, врач определяет, с каким конкретно типом внимания у пациента возникают проблемы, насколько сильна забывчивость.
  • Лабораторные и аппаратные исследования проводятся, когда возникает подозрение на развитие органического поражения мозга. В зависимости от предполагаемого диагноза, назначаются исследования уровня гормонов, МРТ головного мозга и УЗИ сосудов шейного отдела позвоночника. Информативна ЭЭГ – электроэнцефалография, запись ритмов мозга [4].

Аппарат для ЭЭГ

Получив результаты исследований, врач сможет определить, из-за чего вы стали более забывчивым. Также расскажет, как стать менее рассеянным в короткие сроки.

Лечение

Сталкиваясь с регулярной несобранностью, рассеянностью внимания, забывчивостью у взрослого, необходимо сразу разбираться, как с этим бороться и лечить, ведь причины банальной невнимательности и небольшого ухудшения памяти могут быть более чем серьезными.

От своевременности принятых мер может зависеть продолжительность жизни и ее качество, психическое и телесное здоровье. Вовремя обратившись в специализированную клинику, вы не только избавитесь от проблемы. Но и сможете улучшить интеллектуальное здоровье, повысить когнитивные способности. Комплексные методы терапии положительно влияют на все функции мозга.

В зависимости от причин рассеянного внимания у взрослых мужчин и женщин, врач определяется, что делать, и назначает лечение. Как правило, в курс включаются:

  • Медикаментозная терапия. Лекарства назначаются в случае органического поражения коры головного мозга или при психиатрической составляющей симптоматики. Препараты, помогающие избавиться от депрессии или нервозности, нередко прописывают одновременно с ноотропами. Такой комплекс улучшает питание тканей мозга, стимулирует повышение когнитивных функций.

БОС процедура лечения рассеянного склероза

  • Физиотерапевтические процедуры. Специализированная клиника подбирает процедуры, улучшающие работу мозга конкретного человека. Применяются токи, лазер, магнитное поле. Результат показывает биологическая обратная связь – БОС-тренинг. Сеансы тренируют самоорганизацию внимания, параллельно с изучением активности мозга в ход решения поставленных задач.
  • Организация распорядка дня и образа жизни. Порой, улучшить состояние возможно, сменив некоторые аспекты жизни. Ведение списка дел на день, исключение отвлекающих факторов на рабочем месте, внесение изменений в распорядок дня. Нередко, этого хватает, чтоб если не полностью избавиться от проблемы, то уменьшить ее проявления.
  • Психокоррекционные тренинги. Занятия со специалистами, самостоятельное выполнение упражнений улучшают концентрацию внимания. Человек приобретает навыки удерживать в поле зрения сразу несколько задач.

Единого рецепта, как побороть повышенную рассеянность на работе, невнимательность у взрослого человека не существует, лечение ухудшения памяти всегда индивидуально.

Определить действенный метод улучшить внимание и память, увеличить интеллектуальные способности, сможет только врач. Опытный доктор в специализированной клинике.

В отдельных случаях для поиска путей избавления от проблемы, проводятся консилиумы с привлечением медиков разных специальностей.

Врачи ищут причину рассеянности

Самостоятельное лечение и профилактика

Сильная рассеянность – это не только очень плохая память, но и постоянные бытовые и рабочие неудобства, поэтому забывчивость и невнимательность у любого взрослого человека, мужчины или женщины, требуют изучения и лечения. С обращением внимания на причины возникновения феномена.

Когда проблема вызвана не заболеванием, а психологическими или бытовыми факторами, возможно избавиться от нее самостоятельно.

Перечислим методы, которые помогут избежать развития забывчивости, выступая в качестве профилактики:

  • выровняйте режим сна и отдыха;
  • не забывайте о регулярных физических упражнениях, как способе переключить внимание;
  • избегайте тяжелых психологических нагрузок и переутомления;
  • следите за питанием и достаточным количеством витаминов и полезных веществ в рационе;
  • регулярно выполняйте упражнения для улучшения памяти и концентрации внимания;
  • практикуйте релаксационные техники в случае нервного или интеллектуального перенапряжения, например, медитируйте [5].

Тренировки для улучшения концентрации

Указанные методы помогут бороться с проявлениями плохой памяти без лекарств, но что конкретно делать, как лечить рассеянность и забывчивость, чтобы избавиться от появившихся симптомов, расскажет только врач после тщательной диагностики.

Подобную проблему нельзя пускать на самотек и оставлять без профессионального внимания.

Обязательно нужно уточнить причину состояния. И, если опасности для здоровья нет – развивать свои способности. Здесь поможет специализированный комплекс NeuroHack.

Список использованной литературы

  1. ^ Killeen, Peter R. “Absent without leave; a neuroenergetic theory of mind wandering.” Frontiers in psychology 4 373. 1 Jul. 2013.
  2. ^ Stiles, C W. “ABSENT-MINDEDNESS AS A FACTOR IN PROFESSIONAL ETHICS.” Science (New York, N.Y.) 71,1830 (1930): 100-1.
  3. ^ Jang, Sung Ho, and Jeong Pyo Seo. “Absent-mindedness and injury of the ascending reticular activating system in a patient with mild traumatic brain injury: A case report.” Medicine 96,51 (2017): e9289.
  4. ^ van Diepen, Rosanne M et al. “The Role of Alpha Activity in Spatial and Feature-Based Attention.” eNeuro 3,5 ENEURO.0204-16.2016. 5 Oct. 2016.
  5. ^ Burger, Kathleen G, and Joan Such Lockhart. “Meditation’s Effect on Attentional Efficiency, Stress, and Mindfulness Characteristics of Nursing Students.” The Journal of nursing education 56,7 (2017): 430-434. doi:10.3928/01484834-20170619-08.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Рассеянность

Рассеянность – это органическое или функциональное снижение способности к совершению сосредоточенной целенаправленной деятельности. В узком смысле под рассеянностью понимают нарушение концентрации внимания. Она проявляется как забывчивость, невнимательность, несобранность. Может быть чертой характера, симптомом болезни или временным состоянием утомления. Диагностика рассеянности проводится методами патопсихологии: используются пробы для исследования аттентивно-мнестической сферы, работоспособности. В контексте симптоматического лечения проводится психокоррекция, БОС-тренинги, назначаются лекарственные препараты (ноотропы, антидепрессанты).

Общая характеристика

Основа рассеянности – нарушение способности концентрировать внимание на определенных действиях или объектах. В норме внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической активности. Эти свойства понимаются как умение человека углубиться в деятельность, отвлечься от посторонних сигналов. Противоположным состоянию сосредоточенности является рассеянность – неспособность удерживать концентрацию на выбранном объекте: на теме беседы, физической или умственной работе.

По механизму расстройства внимания выделяют несколько видов рассеянности. Истинная может ощущаться как сонливость или отупение, проявляется неясным и смутным восприятием, снижением интеллектуальных функций, бесцельной фиксацией взора в пустоту. Мнимая рассеянность возникает при интенсивной концентрации на каком-то одном объекте, невозможности распределения внимания на другие. Например, рассеянным выглядит ученый, постоянно обдумывающий новую теорию.

Ученическая форма рассеянности обусловлена чрезмерной переключаемостью и подвижностью мыслительных процессов. Такое расстройство характерно для детей, связано не с отсутствием концентрации, а с неспособностью удерживать ее длительное время. Причины старческой забывчивости – плохая переключаемость, недостаточная концентрация. Поэтому в беседе пожилые люди иногда «застревают» на одной теме: не развивают ее, долго рассуждают о несущественных деталях, не могут быстро начать разговор о другом.

Как виды рассеянности рассматриваются направленное, избирательное и мотивационно-обусловленное невнимание. Когда человек сознательно игнорирует определенные мысли, воспоминания, ощущения, речь идет о направленном невнимании. Так, женщина, недавно пережившая развод, может казаться рассеянной при обсуждении причины расставания. Привычное невнимание – игнорирование ежедневных повторяющихся сигналов: тиканья часов, лая собак, храпа. Понятие мотивационно-обусловленного невнимания введено З. Фрейдом. Оно подразумевает забывчивость при посещении определенных мест, случайной встрече некоторых людей.

Причины рассеянности

Субъективно рассеянность переживается как состояние смутности и расплывчатости сознания, недостаточной подвижности мыслительного процесса, необъяснимой забывчивости. Эмоционально-волевой компонент представлен неустойчивостью интереса, безразличием, отсутствием напряженности усилий, пассивностью. Причины рассеянности разнообразны – состояние усталости, монотония, физическое недомогание, некоторые болезни.

Физиологическая рассеянность

Большинство людей рассеянны не постоянно, а лишь в определенное время – после заболевания, к концу рабочего дня, при переживании неблагоприятных событий жизни. Их забывчивость, несобранность обусловлены физиологическими факторами, в основе которых лежит истощение ресурсов организма, естественные колебания гормонального фона. Восстановление прежней внимательности и работоспособности происходит сразу после устранения причины. Физиологической основой рассеянности может стать:

  • Недостаток сна. Недосып вследствие инсомнии или внешних причин является наиболее распространенной причиной невнимательности. Дефицит сна негативно сказывается на работе мозга, провоцирует замедление всех процессов – внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевых актов. Невыспавшийся человек рассеян, заторможен, хуже выполняет привычные дела.
  • Усталость. Активность, целенаправленность интеллектуальной деятельности естественно снижается после периода нагрузок. Усталость, по сути, является истощением. Рассеянность, забывчивость появляются в результате долгой работы без перерывов на отдых.
  • Монотонная работа. Монотонией называется негативное психическое состояние, причиной которого становится однообразная деятельность и отсутствие перерывов для отдыха. Оно характеризуется понижением скорости психических процессов, ухудшением способности переключать внимание. Развивается задолго до истинного утомления.
  • Беременность, климакс. Периоды вынашивания ребенка и климакса сопровождаются гормональным дисбалансом. Избыток либо недостаток гормонов приводит к изменениям в функционировании мозга. Это отражается на эмоциональной сфере, работоспособности: женщины становятся впечатлительными, раздражительными, забывчивыми.
  • Период после болезни. Тяжелые заболевания истощают организм, выводят человека из привычной социальной среды. Поэтому после острого периода требуется некоторое время для восстановления сил, адаптации к нормальному распорядку дня и нагрузкам. Рассеянность и забывчивость обычно проходят в течение 1-2 недель, возвращение к прежнему уровню активности свидетельствует о полном выздоровлении.
  • Опьянение. Состояние опьянения (интоксикации) развивается вследствие приема алкоголя, наркотиков. Психоактивное действие веществ проявляется рассеянностью, замедлением реакции, нарушением координации движений. Легкое снижение концентрации в сочетании с повышенным настроением наблюдается на начальной стадии опьянения. По мере нарастания интоксикации формируются расстройства речи, утрачивается ориентировка в пространстве.

Психологические факторы рассеянности

Иногда рассеянность является результатом отношения человека к выполняемой деятельности, окружающим объектам. В интересных, личностно важных ситуациях люди становятся собранными, в малозначимых, неприятных – наоборот. Неспособность концентрировать и удерживать внимание связана с эмоционально-волевыми качествами, личными увлечениями и предпочтениями, общими правилами функционирования психики. Распространенные психологические причины рассеянности:

  • Увлеченность одним объектом. Состояние характерно для людей, сильно увлеченных каким-либо объектом – другим человеком, научными разработками, интересным хобби. Их внимание сужено, не распределяется на иные ситуации и людей, поэтому при попытке отвлечения возникает растерянность. Примеры таких людей – ученые, занимающиеся новыми исследованиями, художники в периоды творческого подъема.
  • Интенсивные отвлекающие факторы. Концентрация и устойчивость – функции произвольного внимания. Когда в ситуации присутствует много посторонних интенсивных стимулов – шум, яркий свет, голоса – происходит непроизвольное переключение. Внимание становится рассеянным между множеством объектов. Поэтому, например, многим сложно читать книгу во время поездки на общественном транспорте.
  • Ограниченность оперативной памяти. По данным экспериментальных психологических исследований, люди способны одновременно удерживать в сознании от 5 до 9 объектов (точное количество индивидуально). Когда информации больше, появляется забывчивость, поскольку наименее значимые стимулы перестают привлекать внимание.
  • Нежелание совершать деятельность. Состояние отмечается при выполнении задач, которые воспринимаются как неинтересные, кажутся бессмысленными или вызывают личную неприязнь. В подобных случаях человеку приходится прилагать большие волевые усилия, чтобы организовать собственную целенаправленную активность.
  • Особенности характера. Иногда у забывчивости и несобранности нет особой причины, эти качества являются частью характера. Людей описывают как мечтательных, своеобразных, творческих, иногда – инфантильных. Часто в основе этого лежит отсутствие потребности или опыта целенаправленной организованной деятельности.

Рассеянность как симптом болезни

Рассеянность не является специфическим проявлением какого-либо одного заболевания. При расстройствах невротического типа она в большей степени обусловлена изменением эмоционально-волевого и мотивационного компонента: больным трудно сконцентрироваться вследствие подавленности, отсутствия интереса к происходящему или сфокусированности на личной проблеме. У пациентов с неврологическими патологиями наблюдается снижение всех познавательных функций: памяти, интеллекта, мышления, внимания. Наиболее распространенные причины рассеянности:

  • Невротические расстройства. У людей с депрессией заторможены все познавательные процессы, отсутствует вовлеченность в окружающие события, снижена мотивация к деятельности, поэтому они выглядят забывчивыми, несобранными. При тревожных расстройствах больные чрезмерно сконцентрированы на беспокоящих их мыслях, неспособны фокусироваться на чем-то другом. В повседневных делах проявляют растерянность, часто ошибаются, медленно включаются в новую деятельность.
  • Шизофрения. При данном заболевании происходят биохимические изменения в головном мозге, которые проявляются изменением эмоций, личностных качеств, интеллектуальных процессов. Причины рассеянности пациентов на начальных этапах болезни – уменьшение потребности в общении, тяга к одиночеству. Больные подолгу пребывают в своих фантазиях и мыслях, а при общении с другими становятся растерянными. При длительном течении шизофренического процесса возникает нейрокогнитивный дефицит, рассеянность усиливается на фоне общего снижения интеллектуальных способностей.
  • Органические поражения мозга. Данная группа включает большое количество патологий, протекающих с дистрофическими изменениями нервной ткани, нарушением работы нейронов, гибелью нервных клеток. Примеры: черепно-мозговые травмы, болезнь Альцгеймера, сосудистые патологии, опухоли мозга. Для пациентов характерны трудности переключения с объекта на объект, снижение работоспособности, повышенная отвлекаемость на второстепенные малозначимые стимулы, забывчивость. По этой причине часто рассеянны люди пожилого и старческого возраста.
  • Эндокринные болезни. Эмоциональное состояние изменяется при нарушениях функций гипоталамо-гипофизарной системы, яичников, надпочечников, щитовидной железы. Характерно повышение раздражительности и плаксивости, появление депрессии, быстрая утомляемость. Причины рассеянности – избыток или недостаток гормонов, воздействующих на области головного мозга, которые отвечают за эмоции, самоконтроль, когнитивные процессы.
  • Синдром отмены медикаментов. Резкое прекращение приема некоторых лекарственных препаратов сопровождается развитием синдрома отмены – реакцией организма на недостаток поступавших ранее соединений с возобновлением симптомов болезни. Рассеянность становится сильнее после резкого прекращения терапии ноотропами, седативными средствами. Другие проявления – головная боль, головокружения, заторможенность, бессонница. Для предупреждения такого состояния препараты следует отменять постепенно.
  • Никотиновый абстинентный синдром. После отказа от курения на протяжении первых 2-5 суток происходит резкое понижение уровня сахара в крови. Этот процесс сопровождается различными недомоганиями, самые частые из которых – рассеянность, забывчивость, головокружения. Плохое самочувствие нередко становится причиной возвращения к табакокурению.

Обследование

Выявление нарушений внимания выполняется при диагностике психических патологий и неврологических заболеваний, а также в рамках медико-психологической экспертизы при устройстве на некоторые типы работ. Обследование проводят врачи-психиатры, клинические психологи, психотерапевты. Результаты позволяют диагностировать рассеянность, определить, чем вызвана забывчивость. Основными методами исследования являются:

  • Беседа. Признаки рассеянности обнаруживаются при первичном опросе пациента: он с трудом удерживает тему разговора, переспрашивает, часто отвлекается на волнующую его проблему (физическую боль, психотравмирующее событие, невротические переживания). В тяжелых случаях получение необходимой клинической информации в процессе опроса возможно только при организующей помощи врача, то есть при специальном удерживании внимания больного громким голосом, строгой интонацией, частым обращением по имени.
  • Наблюдение. Поведение пациентов отличается сниженной целенаправленностью. Они часто без причины отвлекаются на внешние второстепенные сигналы – шаги за дверью, шум за окном, разговоры других людей. Могут подолгу искать очки в сумке, забывают взять нужные врачу медицинские документы. Если приходят на прием без сопровождения родственника, блуждают в поисках нужного кабинета.
  • Пробы на внимание. Количественная оценка активности внимания производится при помощи специальных патопсихологических тестов. Распространенные методики: отыскивание чисел по таблицам Шульте, корректурная проба, прямое/обратное отсчитывание. По результатам определяется темп сенсомоторных реакций, переключаемость умственных процессов, колебания работоспособности, утомляемость. О рассеянности свидетельствует снижение концентрации и стойкости аттенционных функций.

Для определения причины состояния рассеянности у больных с симптомами невротических или иных психических расстройств проводится комплексное исследование познавательной сферы, эмоционально-личностных особенностей. Если жалобы пациента указывают на наличие эндокринного или неврологического заболевания, его направляют на консультацию к соответствующим специалистам.

Лечение

При физиологической рассеянности медицинское вмешательство не требуется, необходимы мероприятия, способные восстановить работоспособность – полноценный сон, чередование работы с отдыхом, уменьшение нагрузок в период беременности и реабилитации после тяжелого заболевания. Если отвлекаемость и забывчивость связаны с психологическими причинами, психическими или соматическими заболеваниями, наряду с основным лечением необходима специальная терапия. Применяются психокоррекционные методы, тренинг БОС, лекарственная терапия.

Психокоррекция направлена на повышение концентрации внимания

Психокоррекция направлена на повышение концентрации внимания

Психокоррекционные занятия

Занятия с психологом направлены на развитие произвольности мыслительной сферы. Используются упражнения, требующие концентрации, умения переключаться с одного объекта на другой, удерживать сразу несколько условий или задач. При выраженной рассеянности практикуется последовательный пересказ событий прошлого дня, поиск окружающих предметов с общим признаком (например, цветом). При умеренных и легких нарушениях тренировка происходит с помощью таблиц Шульте, черно-красных числовых таблиц, корректурной пробы.

БОС-тренинг

Аппаратный БОС-аутотренинг – метод обучения саморегуляции психических и физиологических функций, в ходе которого используется специальная компьютерная программа. Для повышения функций внимания эффективен ЭЭГ-БОС, фиксирующий биоэлектрическую активность мозга. Пациент способен управлять качеством картинки на мониторе, звуковым сопровождением, активностью персонажей игры, прилагая волевое усилие для поддержания активного внимания. При нарастании рассеянности качество обратной связи снижается.

Медикаментозная терапия

При рассеянности на основе эмоционального нарушения пациентам может быть назначено медикаментозное лечение (антидепрессанты, противотревожные препараты). Устранение симптомов депрессии, тревоги, страха нередко сопровождается восстановлением работоспособности и навыка концентрации, исчезновением забывчивости. Применение ноотропов может оказаться эффективным при органических поражениях мозга. Лекарства этой группы улучшают питание нервных тканей, усиливают приток кислорода к мозгу, благодаря чему происходит симуляция умственной деятельности, улучшается концентрация, память.

Организация времени, пространства

Бороться с рассеянностью помогает составление плана дня или какой-либо деятельности. Стоит продумать основные задачи, способы их выполнения, количество времени для работы и отдыха. Важно чтобы интеллектуальные нагрузки чередовались с физическими. Выполняя задачу, нужно приложить усилие и сконцентрироваться на основной деятельности. Для этого рекомендуется правильно подготовить рабочее место – убрать все лишние предметы, такие как телефон, журналы, декоративные элементы интерьера, то есть, заранее устранить все потенциальные причины отвлекаемости.

Нарушение концентрации внимания
причины, способы диагностики и лечения

Рассеянность внимания — нарушение способности концентрировать внимание на какой-либо задаче, теме разговора или предмете. При нарушении человек постоянно отвлекается на посторонние раздражители, не может заниматься одной задачей, проявляет забывчивость, опаздывает на работу, не может организовать рабочий график. Эти проблемы сопровождаются импульсивностью и другими проблемами эмоциональной сферы — постоянными сменами настроения, гиперактивностью, нервным возбуждением и постоянной усталостью.

Игнорировать перечисленные симптомы нельзя, длительное нарушение концентрации вредит здоровью и плохо сказывается на эмоционально-психологическом состоянии. Чтобы не допустить осложнений, важно своевременно обратиться к врачу и пройти лечение.

изображение

Причины нарушения концентрации внимания

Чаще всего проблемы с вниманием возникают на фоне синдрома дефицита внимания — проблемы, которая возникает не только у детей, но и взрослых. Неврологи рассматривают синдром как хроническое нарушение, для которого нет эффективного лечения. Считается, что часть детей перерастает гиперактивность и забывчивость и приспосабливается к этим проявлениям во взрослом возрасте.

  • депрессии и депрессивные состояния;
  • гипопрозексии, гиперпрозексии и парапрозексии;
  • эпилепсии.

Иногда импульсивность и невозможность долго концентрироваться становятся следствием перенесённых травм головы. Чаще всего это происходит у детей, когда кости черепа еще развиваются и больше подвержены повреждениям.

Статью проверил

img

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 21 Января 2023 года

Содержание статьи

Типы нарушения концентрации внимания

Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.

Истинная рассеянность

При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает. Состояние часто возникает после бессонницы, головной боли, длительной однообразной и скучной работы. В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты. Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом. К этой группе нарушений относятся:
  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов. При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой. Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

Что происходит при нарушении концентрации внимания

  • Вам сложно сфокусироваться на какой-либо задаче, вы постоянно отвлекаетесь на незначительные раздражители или переключаетесь на другие дела;
  • не можете сфокусироваться при чтении книги, во время разговора с другими людьми;
  • чрезмерно концентрируетесь на чем-то одном, например, во время чтения или просмотра фильма не замечаете ничего вокруг;
  • испытываете трудности с самоорганизацией, постоянно откладываете рабочие дела, опаздываете, плохо ориентируетесь во времени, часто теряете вещи;
  • страдаете от проблем в эмоциональной сфере, в том числе частых перемен настроения, нервного возбуждения, гиперактивности или чувства усталости, разбитости.

Методы диагностики

Чтобы диагностировать проблемы с концентрацией внимания, в клинике ЦМРТ проводят комплексную диагностику, в которой участвуют невролог, психолог, а при необходимости — психиатр. Врачи записывают жалобы пациента или родителей, если на приём приводят ребёнка, проводят опрос, тестирования и используют другие методы определения состояния пациента.

К какому врачу обратиться

Если вы не можете сконцентрироваться, постоянно отвлекаетесь и испытываете проблемы с самоорганизацией, запишитесь на приём к терапевту ЦМРТ. Врач проведёт первичный осмотр и для уточнения диагноза привлечёт других профильных специалистов — невролога, эндокринолога или психотерапевта.

Как лечить нарушение концентрации внимания

Единого эффективного лечения проблем с концентрацией и синдрома дефицита внимания не существует. Чтобы улучшить состояние ребёнка, в клинике ЦМРТ индивидуально подбирают врачебные и реабилитационные мероприятия, составляют рекомендации по нормализации режима дня и питания.

У взрослых проблему корректируют, в зависимости от причин её возникновения. Например, при тревожных и депрессивных расстройствах назначают препараты-антидепрессанты, при органических поражениях головного мозга — ноотропные лекарства.

Последствия

Если человек постоянно отвлекается, это негативно снижается на его способности к обучению и работоспособности. При невозможности сконцентрироваться на выполняемой задаче возникает раздражительность, ухудшается психо-эмоциональное состояние. При этом у части детей с расстройством внимания проблема проходит сама по себе или во взрослом возрасте человек приспосабливается к ней и не испытывает проблем.

Профилактика нарушений концентрации внимания

У детей.> Следите за распорядком дня ребёнка, приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время, организуйте дневной сон. По возможности запрещайте подвижные и эмоциональные игры перед сном. Добавьте в рацион ребёнка больше свежих овощей и фруктов, обратитесь к педиатру, который назначит витаминную добавку.

У взрослых.> Откажитесь от вредных привычек, нормализуйте режим дня, старайтесь придерживаться здорового образа жизни. По возможности избегайте стрессовых ситуаций и переутомлений на работе, регулярно устраивайте небольшие перерывы, занимайтесь релаксацией.


Статью проверил

img

Публикуем только проверенную информацию

Размещенные на сайте материалы написаны авторами с медицинским образованием и специалистами компании ЦМРТ

Подробнее

изображение

Понравилась статья?

Подпишитесь, чтобы не пропустить следующую и получить уникальный подарок от ЦМРТ.

Нажимая на кнопку, я принимаю соглашение на обработку моих данных.

Записаться в ЦМРТ

Нужна предварительная консультация? Оставьте свои данные, мы вам перезвоним и ответим на все
вопросы

изображение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ), о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь. Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, бессонница.
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания (сосудистая патология головного мозга, органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами нарушения памяти и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих эпилепсией, гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений (атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность и др.);
  2. Опухолевые процессы, гидроцефалия;
  3. Болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция;
  4. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  5. Головные боли различного происхождения (мигрень, артериальная гипертензия, вегето-сосудистая дистония, анемии);
  6. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  7. Гипоксия;
  8. Генетический фактор;
  9. Нарушение метаболических процессов (сахарный диабет);
  10. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ (церебрастеническая форма, неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью, как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

{banner_banstat10}

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность, которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)

Кроме этого, для диагностики СДВГ применяется широкий спектр лабораторных и инструментальных методов исследования:

  • Биохимический анализ крови (сахар, микроэлементы – железо, магний и свинец – в обязательном порядке), изучение обмена дофамина;
  • Генетический анализ;
  • УЗИ сосудов головы с допплером;
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Главное в лечении – доброе отношение

К лечению СДВГ подходят комплексно, включая в программу:

  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы.  Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты, скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь, если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны. Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, ноотропы и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Отсутствие концентрации – это невозможность сосредоточиться на каком-либо предмете или задаче. С подобной патологией сталкиваются не только дети, но и взрослые. При отсутствии грамотного лечения рассеянность накапливается, что становится причиной развития неврологических и психических отклонений. Важно своевременно обнаружить причину появления патологии, чтобы пройти терапевтический курс и избежать осложнений.

Определение болезни

Рассеянность – это распространённый симптом, который, зачастую, развивается как признак переутомления или нездорового образа жизни. Также отсутствие концентрации внимания может сигнализировать о развитии неврологической патологии. С проблемой сталкиваются не только пожилые люди, но и дети. При развитии отклонения человеку сложно сосредоточить внимание на чем-либо, он постоянно отвлекается на сторонние раздражители, не может организовать собственный график, регулярно опаздывает на работу и т.д. 

Зачастую рассеянность сопровождается отклонениями в эмоциональной сфере. Больной ощущает упадок сил, гиперактивность, перевозбуждение. Ослабление внимания приводит к проблемам во всех сферах жизни и осложняет процесс адаптации к окружающей среде. Выявить точную закономерность возникновения и распространения рассеянности очень сложно, поскольку временная и легкая симптоматика периодически проявляются у каждого индивида при переутомлении или развитии соматических недугов. Умеренные и относительно устойчивые признаки расстройства диагностируют у детей школьного и дошкольного возраста, а также у пенсионеров.

Симптомы

К основным симптомам отсутствия концентрации специалисты относят:

  1. Невозможность сфокусировать внимание на одном предмете. Сопровождается «зависанием» человека. Возникают трудности с концентрацией внимания на отдельных деталях. Например, человек может несколько раз перечитать статью в газете, но и так и не поймет, что там написано.
  2. Неусидчивость. Больному сложно усидеть на одном месте, он хочет постоянно куда-то бежать. 
  3. Импульсивность. Объясняется склонностью пациента к бессознательным действиям. Чаще всего такой симптом проявляется у эмоциональных личностей. 
  4. Суетливость. Еще один важный признак рассеянности. Человек спешит как можно быстрее завершить любое дело, т.к. бесполезно тратит свое время и в результате упускает множество важных нюансов. 
  5. Утомление. Больной постоянно испытывает упадок сил. 
  6. Повышенная раздражительность. 
  7. Нервная возбудимость. Объясняется нарушением в работе ЦНС. Человек быстро реагирует на любые внешние раздражители, но при этом отвлекается от основной деятельности.

Причины появления болезни

Основная причина рассеянности – развитие синдрома дефицита внимания. С подобной проблемой могут столкнуться как взрослые, так и дети. Неврологи считают такое отклонение хроническим заболеванием, от которого нет эффективного лечения. Иногда невозможность в течение долгого времени сконцентрироваться на определенном предмете является последствием перенесенной черепно-мозговой травмы. 

Если вы заметили у себя ослабление внимания, то нужно понимать, что причины этого явления могут быть разнообразными. Стресс, недосып, накопленная усталость, работа в режиме нон-стоп, постоянное чувство ответственности – все это истощает ресурсы организма. Для восстановления сил с каждым разом требуется все больше времени. Поскольку зачастую человек не может полностью отключиться от работы, усталость накапливается еще больше. В результате он испытывает трудности с построением грамотных предложений и с логическими рассуждениями. Переутомление приводит к забывчивости и снижению внимательности к деталям.

Еще одной причиной рассеянности является возраст. После 55-60 лет люди начинают жаловаться на трудности с концентрацией внимания и на ослабление памяти. Патологическое состояние развивается не за один день, но чаще всего пациенты обращаются за медицинской помощью, когда оно сильно запущено. С возрастом у людей снижается количество нейронов, ослабевает связь между нервными клетками, что и приводит к полному отсутствию концентрации внимания. 

Разнообразные болезни тоже могут стать причиной развития отклонения. Психиатрические, эндокринные и неврологические недуги зачастую провоцируют нарушение памяти. Рассеянность может проявиться после перенесенного вирусного заболевания. С нарушениями памяти часто сталкиваются те, кто страдает от алкогольной зависимости.

Также к основным факторам, провоцирующим развитие патологии относят:

  • неправильную диету;
  • родовую травму;
  • дисфункцию мозга;
  • гормональный сбой;
  • сложное детство;
  • выполнение рутинной работы в течение долгого времени;
  • интоксикацию тяжелыми металлами или ядами; 
  • наследственность;
  • чрезмерное беспокойство.

В основе патогенеза рассеянности лежит задержка формирования биологических ритмов в коре мозга. Патология может быть модально-неспецифической, когда идет сбой во всех видах внимания, и модально-специфической, в этом случае отклонения проявляются только в одной области, например, зрительной или тактильной. При модально-неспецифическом типе отклонения может быть три варианта патогенеза:

  1. Поражение или нарушение функциональности участков продолговатого и среднего мозга. При этом наблюдается стремительная истощаемость, резкое падение количества воспринимаемой информации и ослабление внимания.
  2. Нарушение функциональности диэнцефальных структур и лимбической системы. В этом случае симптоматика патологии будет сильной, концентрация и сосредоточенность нестабильные.
  3. Повреждение медиобазальных областей лобных и височных участков. Падает качество произвольного внимания, у непроизвольного наблюдается патологическое обострение, т.е. человек легко отвлекается.

При развитии специфических отклонений появляются сложности с восприятием и осознанием стимулов единой модальности при двойном предъявлении, например, два звука. Слуховое, тактильное и зрительное невнимание основывается на сбое в функциональности отдельных корковых анализаторных систем головного мозга. В исключительных случаях причиной патологии является нарушение работы подкорковых отделов мозга.

Классификация

Классификация патологии основывается на симптоматике, механизме развития и возрастной категории, для которой характерно развитие расстройства. Специалисты выделяют несколько основных типов рассеянности:

  1. Истинная рассеянность. Человек отвлекается от всего, что его окружает. Иными словами, он не может ни на чем сконцентрироваться. Его внимание блуждающее и не задерживается ни на одном из окружающих объектов. Подобное отклонение развивается после мигрени, бессонных ночей, однообразной работы. Такое состояние повышает риск попадания в опасные ситуации, например, если человек управляет автомобилем и не может сосредоточиться на дороге.
  2. Мнимое снижение внимания. Отклонение развивается при сложностях в распределении концентрации. Человеку проблематично сосредоточиться на каком-то предмете, он все время отвлекается на другие вещи. Врачи считают, что корни такой проблемы лежат в глубокой внутренней концентрации. Человек полностью погружается в размышления о какой-то проблеме и уже не может сосредоточиться на чем-то другом.
  3. Ученическая рассеянность внимания. Отсутствие концентрации внимания у детей — это распространённое явление. Проблему чаще всего диагностируют у школьников, реже патология встречается у студентов. При развитии отклонения ребенок становится слишком подвижным, его внимание постоянно перескакивает с одной вещи на другую. Чаще всего отклонение диагностируют при развитии дефицита внимания, который легко который корректируется грамотной терапией.
  4. Старческая невнимательность. При развитии патологии пожилым людям сложно концентрироваться на какой-то вещи и переключаться с одной задачи на другую. Отклонение проявляется в результате естественных процессов старения: уменьшается количество нейронов и ослабевают связи между ними. В результате люди преклонного возраста тяжелее усваивают информацию и не могут долго концентрироваться на определённой теме. Патология требует медицинской помощи только в том случае, если симптоматика сильно выражена и мешает вести привычный образ жизни.

Осложнения болезни

К последствиям отсутствия концентрации относят снижение способности человека выполнять сложные задания, связанные с интеллектуальными и физическими нагрузками, с планированием и составлением прогноза. Незначительные отклонения отрицательно влияют на решение профессиональных вопросов, страдает уровень обучаемости детей. При сильных расстройствах больной теряет навык ведения диалога, перестает ориентироваться в пространстве. 

Пациент дезадаптируется в социальной и бытовой сфере, ему постоянно требуется помощь со стороны членов семьи. Также к осложнениям при рассеянности относят:

  • риск получения травмы;
  • низкая успеваемость в учебе;
  • эмоциональные проблемы (снижение самооценки, тревожность, депрессия);
  • увеличение восприимчивости к ПАВ;
  • социальные проблемы (отсутствие близких друзей).

Своевременное обнаружение патологии и грамотная терапия позволят избежать развития серьезных осложнений и улучшить процесс адаптации больного.

При обнаружении у себя тревожной симптоматики необходимо обратиться к неврологу. Врач выяснит причину развития отклонения и подберет эффективную терапию. Чем дольше человек откладывает посещение клиники, тем сложней будет устранить патологию. 

Рассеянность сложно поддается обследованию, требуется детальная диагностика головного мозга. В клиниках используют инновационную аппаратуру, которая позволяет максимально быстро и точно подобрать схему лечения. Врач составляет оздоровительную и реабилитационную программу, отталкиваясь от индивидуальных особенностей пациента. Даже если сомневаетесь, что рассеянность переросла в опасную патологию, лучше пройти комплексное обследование. 

От своевременности принятых мер напрямую зависит продолжительность жизни и ее качество, а также психическое и физическое здоровье. Если не откладывать посещение клиники, а сразу обратиться за помощью, можно не только быстро избавиться от проблемы, но и улучшить когнитивные способности. 

Диагностика

При подозрении на развитие патологии проводится тщательное обследование. Диагностика рассеянности включает в себя несколько этапов:

  1. Беседа с больным. Симптомы отсутствия концентрации можно заметить уже при первом общении с пациентом. Специалист ориентируется на то, насколько легко человек идет на контакт, поддерживает ли он беседу и как часто сбивается на посторонние факторы. Иногда в процессе общения с больным врачи используют специальные методики, чтобы удержать его внимание, например, постоянно называют его имя или периодически меняют громкость голоса.
  2. Наблюдение за поведением. О наличии отклонения врач задумывается, если человек регулярно отвлекается или постоянно теряет нить беседы. Также он может сосредотачиваться на посторонних вещах, например, его больше интересует пейзаж за окном, чем вопросы специалиста. Заподозрить отклонение врач может и в том случае, если пациент не сумел найти нужный кабинет без посторонней помощи.
  3. Специализированные тесты. Патопсихологическое обследование дает возможность оценить выраженность и глубину симптомов. После проведения тестов врач понимает, с каким типом внимания у человека возникли проблемы и насколько сильна забывчивость.
  4. Лабораторные и аппаратные диагностики. Такие обследования назначают в том случае, если врачи подозревают органическое поражение головного мозга. В зависимости от предварительного диагноза проводят анализ уровня гормонов, МРТ, УЗИ, ЭЭГ.  

Лечение

Терапевтическая схема подбирается в зависимости от основной патологии, которая привела к ухудшению концентрации. Зачастую врачам удается полностью восстановить функцию после устранения этиологического фактора. Как правило, используются следующие виды лечения расстройства:

  1. Медикаментозное. Для устранения отклонения обычно используются ноотропы. Данная группа медикаментов направлена на нормализацию обмена веществ в нервных клетках, восстановление направления и темпа нейропередачи. В некоторых случаях позитивная динамика появляется при употреблении препаратов, оказывающих стимулирующее воздействие на ЦНС (психостимуляторы, растительные лекарства). При ярко-выраженном отклонении с ослаблением всех типов внимательности назначают антидепрессанты. 
  2. Психокоррекция. Посещение психолога и коррекционных педагогов рекомендовано для детей. В этом возрасте у них идет становление познавательной сферы. Также психокоррекция назначается тем, у кого проблемы с концентрацией появились в период реабилитации после инсульта или черепно-мозговой травмы. Используются развивающие задания и игры, которые направлены на повышение концентрации внимания и его распределение. 
  3. Физиотерапия. Для терапии когнитивных отклонений используют электростимуляцию постоянными и переменными токами низкой частотности. Воздействие направлено на кору больших полушарий и подкорковые системы головного мозга. Процедура пользуется спросом из-за своей безболезненности и минимального риска развития побочных эффектов. Если ослабление внимания произошло на фоне неврастенического синдрома, то назначают массаж, лечебную физкультуру и бальнеотерапию.

phone

Профилактика

Врачи выделяют несколько основных методов, которые помогут избежать развития патологии, выступая в качестве профилактики рассеянности:

  • выровнять режим сна и отдыха;
  • регулярно заниматься спортом для переключения внимания;
  • отказаться от вредных привычек;
  • избегать сильных психологических нагрузок и переутомления;
  • следить за питанием и ввести в рацион полезные элементы, витамины;
  • ежедневно делать упражнения, направленные на улучшение памяти;
  • отказаться от алкоголя и табака;
  • выпивать в день минимум 1,5 л чистой негазированной воды;
  • использовать релаксационные методики, например, медитацию. 

Если работа связан со стрессом, то необходимо найти способы, чтобы отвлечься и перезагрузиться. Это может быть простой перерыв, например, разминка или прогулка, либо разные виды активности.

Литература:

  1. Комарова Т.К. Психология внимания. Учебно-методическое пособие – 2002.
  2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога — 1998.
  3. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь – 1998.
  4. Сычёва М.А., Сергеева И.Г., Тулупов А.А. Органические поражения головного мозга. Учебное пособие. – 2015.
  5. Малинина Е.В., Колмогорова В.В., Луговых Н.А., Забозлаева И.В. Расстройства памяти, внимания и интеллекта: учебное пособие – 2016.
  6. Пережигина Н.В. Онтогенез внимания: Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста – 2002.
  7. Самохвалов В.П. Психиатрия: учебник. – 2002.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в вайбере найти сообщество своего города
  • Как составить квадратное уравнение по его корням онлайн
  • Как найти купленный билет на самолет победа
  • Как найти работу студенту дизайнеру
  • Как найти в массиве целые числа