Как исправить речь упражнения

Как улучшить дикцию и четкость речи

28-08-2020

Правильная дикция подразумевает умение человека отчетливо произносить все звуки родного языка, изящно складывая их в слова и фразы. Многие люди могут без труда подготовить грамотный текст, в правильной последовательности изложить мысли, но красиво выступить под силу далеко не каждому.

Умение правильно и четко говорить является составляющей успеха не только публичных личностей, телеведущих или ораторов: даже обычному человеку грамотно поставленная речь поможет во многих жизненных ситуациях. С помощью богатого словарного запаса, выразительной речи, поставленной дикции намного легче находить взаимопонимание с людьми и получать желаемые должности. В этой статье мы подробно рассмотрим упражнения для регулярной тренировки дикции. С их помощью вы в короткий срок значительно улучшите качество речи и сделаете голос более приятным для восприятия.

IMG_0169и

разминка перед выступлением

Упражнения для улучшения дикции и четкости речи

Хорошая дикция образовывается за счет безупречной артикуляции каждого звука и развития умения достаточно широко и свободно открывать рот во время разговора. При слабом открытии рта звуки произносятся невнятно, сквозь зубы. Нарушения дикции могут быть связаны с проблемами речевого аппарата, который определяет качество речи. Произношение звуков также ухудшается в результате заглатывания окончаний и несоблюдения темпа речи.

Для развития речи и дикции у взрослых используются специальные упражнения, которые позволяют решить практически все проблемы с произношением и артикуляцией. Каждая тренировка должна обязательно включать разминку, проговаривание скороговорок с записью голоса на диктофон и произношение трудно выговариваемых сочетаний гласных и согласных звуков. Занимайтесь минимум 4 раза в неделю по 30–50 минут по указанному ниже плану, и вы заметите, как ваша дикция улучшилась, а голос приобрел гипнотическую силу, оказывающую мощное влияние на окружающих.

1-й этап: артикуляционная разминка

Каждое занятие по улучшению дикции и четкости речи начинайте с артикуляционной разминки из 8 простых упражнений. Они сформируют у вас привычку широко открывать рот при разговоре и укрепят мышцы губ и языка, что в дальнейшем позволит без проблем выговаривать наисложнейшие сочетания звуков.

Каждое упражнение нужно делать по восемь-десять раз в три подхода. Старайтесь чувствовать, как работают ваши мышцы губ и языка. Если после тренировки есть крепатура, значит, вы всё сделали правильною

  1. Исходное положение: встаньте перед зеркалом, сомкните губы и зубы. Теперь не спеша опускайте нижнюю челюсть, стараясь открыть рот как можно шире до появления легкого чувства дискомфорта в мышцах. Теперь не спеша закройте рот. Повторите упражнение 10 раз.

  2. Исходное положение: губы и зубы сомкнуты. Двигайте нижнюю челюсть взад-вперед. Делайте движение, не спеша, поочередно выдвигая нижние зубы вперед за верхние, а затем – как можно дальше назад. Упражнение развивает подвижность нижней челюсти, растягивает и укрепляет жевательные мышцы.

  3. Поднимайте вверх верхнюю губу, пока не оголятся верхние зубы. Не морщите лоб и нос – в упражнении принимают участие только мышцы верхней губы. Теперь опускайте вниз нижнюю губу, оголяя нижние зубы. Челюсти должны быть плотно сомкнуты. Пока работает нижняя губа, верхняя остается неподвижной и наоборот. Сделайте 10 подходов. Во время работы вы должны чувствовать, как работают мышцы. Если таких ощущений нет, приложите больше усилий, задерживая губы в верхнем и нижнем положении на три–пять секунд.

  4. Упражнение «Хобот – улыбка». Исходное положение: губы и зубы сомкнуты. Теперь максимально оттяните в стороны уголки губ, будто желаете широко улыбнуться, не оголяя зубы (челюсти и губы продолжают быть сомкнутыми). Задержитесь в улыбке на несколько секунд, пока не почувствуете легкое напряжение в мышцах, а затем вытяните сомкнутые губы вперед как хоботок, будто держите ими соломинку. Задержитесь в этом положении, а затем снова улыбнитесь, не разжимая губы. Повторите цикл «Хобот – улыбка» восемь-десять раз.

  5. Исходное положение: губы сомкнуты и вытянуты в трубочку, как хобот (как в предыдущем упражнении). Теперь по кругу вращайте хоботком, стараясь придать движению как можно большую амплитуду. Сделайте по 10 вращений в каждую сторону.

  6. Широко откройте рот и высуньте вперед язык. По очереди прижимайте кончик языка то к верхним зубам, то к нижним, задерживаясь на три-пять секунд в каждом положении до ощущения дискомфорта. Повторите 10 раз.

  7. Исходное положение: губы и челюсти сомкнуты. Не открывая рта, «проткните» языком левую щеку так, чтобы почувствовать легкую боль. Теперь «проткните» правую щеку. Повторите 10 раз в обе стороны.

  8. Широко откройте рот и высуньте прямой язык далеко вперед, напрягая его как струну. Задержитесь в таком положении на две–три секунды и спрячьте язык, закрыв рот. Повторите упражнение 10 раз.

2-й этап: произношение скороговорок

С помощью ритмичного повторения одних и тех же звуков удается достичь правильной артикуляции. Постоянное использование подобранных скороговорок позволяет сделать речь четкой и правильной. На начальных этапах рекомендуется использовать простые скороговорки, постепенно увеличивая темп произношения. После достижения успеха с простыми предложениями можно приступить и к более сложным заданиям.

Помните: дело не в скорости произношения, а в вашем старании буквально «вылепить» губами каждый звук. Например, при проговаривании звука «а», убедитесь, что вы как можно ниже опускаете нижнюю челюсть, при произнесении «о» максимально вытягивайте губы как хобот, а когда проговариваете звук «и», то старайтесь растянуться в улыбке. В скороговорках со сложным сочетанием согласных тщательно проговаривайте каждый звук, при необходимости повторяя одно и то же слово, пока не получите эффект, который вас удовлетворит. Вот примеры предложений для регулярной тренировки.

  1. Скороговорки на «П-Б»
  • Добыл бобыль бобов.

  • Бдит блин кот – кот бдит блин.

  • Бобр добр до бобра. Добры бобры идут в боры.

  • Бомбардир бомбардировал Брандербург.

  • Пекарь пёк пироги в печи.

  • Под плетень, в тень Топор в пень-дзень.

  • Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

  1. Скороговорки на «Т-Д»

  • Топали да топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги все истопали.

  • Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.

  • Под деревом тетерев тетерева встретил: «Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ: «Мои тетеревята – здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

  • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

  1. Скороговорки на «Г-К»

  • Гоге дога не догнать, и догу Гогу не догнать.

  • Гусеницам грусть: грызун груздь.

  • Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

  • Варит буква К картошку. Для козленка и для кошки. Кошки не едят картошку, дайте кашки ей немножко.

  • Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.

  • Канат у Натки, нитки у Никитки.

3-й этап: упражнения на сочетание гласных звуков и тренировку интонации

Эта группа упражнений улучшит не только вашу артикуляцию, четкость дикции и речи, но и научит управлять интонацией. Всё, что нужно, – это терпеливо и выразительно проговаривать следующие последовательности гласных как единое слово, каждый раз расставляя ударение по-разному. Представьте, будто перед вами не бессмысленная последовательность гласных, а каждое отдельно слово, которое нужно прочитать эмоционально и выразительно, расставляя акцент на той букве, которая выделена верхним регистром. Приступим!

  • Иэаоуы, иЭаоуы, иэАоуы, иэаОуы, иэаоУы, иэаоуЫ.

  • Иэаыея, иЭаыея, иэАыея, иэаЫея, иэаыЕя, иэаыеЯ.

  • иЭаы, эАые, эАые, аЫея, ыЕяи, еЯиэ, яИэа.

4-й этап: упражнения на сочетание звонких и глухих согласных

Проговаривание этих слоговых сочетаний укрепит артикуляционный аппарат и поможет научиться четко выговаривать слова даже с самой непростой последовательностью согласных. Проговаривайте слоги твердо и жестко, максимально открывая рот и двигая губами:

  • пи, пэ, па, по, пу, пы;

  • би, бэ, ба, бо, бу, бы;

  • ди, дэ, да, до, ду, ды;

  • птпи, птпэ, птпа, птпо, птпы;

  • бдби, бдбэ, бдба, бдбо, бдбы;

  • кптпи, кптпэ, кптпа, кптпо, кптпы;

  • гбдби, гбдбэ, гбдба, гбдбо, гбдбы;

  • птпи – бдби; птпэ – бдбэ; птпа – бдба; птпо – бдбо; птпу – бдбу; ктпти – гбдби; кптпэ – гбдбэ; кптпа – гбдба; кптпо – гбдбо; кптпу – гбдбу; кптпы – гбдбы.

5-й этап: прослушайте запись своего голоса

Голос каждого человека звучит иначе, чем кажется во время разговора. Поэтому для развития дикции у взрослых хорошей практикой является запись речи на диктофон. Запишите на аудио, как вы читаете текст вслух. Проанализируйте полученный результат и исправьте все дефекты и ошибки. Повторите упражнение, пока не получите эффект, который вам понравится.

Также настоятельно рекомендуем записывать каждую тренировку по проговариванию скороговорок. Во-первых, по записи вы лучше поймете, какие звуки у вас выходят лучше, а над какими стоит еще поработать. Во-вторых, вы будете наблюдать свой прогресс: ничто не позволяет более объективно оценить эффект от занятий, как сравнение аудиозаписей своего голоса на первой, пятой и десятой тренировках. Отмечайте успехи и наслаждайтесь достижениями.

О важности дыхания животом

Дыхание животом – это естественный навык, но в силу разных причин большинство людей дышит поверхностно, задействуя только грудную клетку. Когда мы не дышим животом, то не добираем нужное количество кислорода, и это отрицательно сказывается на плавности речи. На важных докладах и выступлениях на публике эта проблема становится особенно заметной: при неправильном дыхании сложно проговорить длинное предложение с нужной интонацией, и в итоге мысль неправильно доносится окружающим.

Чтобы приучить себя к дыханию животом, нужно тренировать диафрагму. Быстро достичь этой цели помогут следующие упражнения:

  1. Сделайте полный выдох, освободив живот и грудную клетку от воздуха. Сделайте вдох, а на выдохе затяжно пропойте звук «Аааа». Снова вдохните и повторите то же самое, но со звуком «Оооо», затем – «Уууу», «Ыыыы». Пойте до тех пор, пока из живота и легких не выйдет весь воздух. Проконтролируйте, чтобы вдох/выдох делался с участием живота.

  2. Для этого упражнения вам понадобится воображение и долгий звук «Шшшш». Представьте, будто вы находитесь в красивом осеннем парке, а вокруг полно деревьев, роняющих листву. Вам нужно смести все листья в одну большую кучу, и вы начинаете это делать, воображая, будто в ваших руках метла. Наклонитесь вперед так, как если бы вы действительно подметали. Движением рук имитируйте движение метлы и одновременно с этим проговаривайте звук «Шшшш», словно это шум сухой листвы. Пусть движение вашего тела ритмично настроится с голосом. Делайте паузы в «подметании» на три-пять секунд и одновременно прекращайте «шуршание». Затем снова приступайте к воображаемой работе, сопровождая ее «шумом листвы». Это забавное упражнение научит вас настраивать дыхание животом с речью. Если во время тренировки вы почувствуете головокружение – это нормально. Дыхание брюшной полостью способствует получению дополнительной порции кислорода, которая поступает в мозг, и от отсутствия привычки в первое время может быть легкое головокружение.

Мы рассмотрели 5 основных этапов, из которых должна состоять ваша тренировка для улучшения речи и четкости дикции. Делайте эти упражнения регулярно, внедрите в повседневную жизнь дыхание животом, и вы заметите, как окружающие люди начнут по-другому реагировать на ваш голос, а вы сами наполнитесь чувством глубокой гордости за свои успехи, и это будет оправдано. А для более полного и основательного погружения в основы ораторского искусства и тонкости деловой коммуникации приходите в школу КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Мы научим вас ясно и четко выражать мысли, побеждать в спорах и точно доносить свои идеи до слушателей, вызывая восторг у окружающих.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Рекомендованные статьи

Оставить заявку

Поделиться:

Теги:

  • Дикция

Комментарии

Здравствуйте. Я бы хотел узнать, а актикуляционную гимнастику по вашей методике делать 3 подхода постоянно или же с перерывами, при этом еще и распределяя?

Ответить

упражнения для тренировки и улучшения дикции

Что такое дикция? Дикция – отчетливое произнесение звуков согласно фонетическим нормам языка. Четкая, разборчивая, правильно поставленная речь – один из важных элементов успешности и привлекательности. Любое публичное выступление обречено на провал, если оратор не обладает хорошей дикцией. Не всегда человек с рождения награжден идеальными речевыми данными.

Содержание

  • Компоненты дикции
  • Для чего нужна хорошая дикция
  • Причины плохой дикции
  • Как развить дикцию
  • Упражнения для улучшения дикции и четкости речи
    • Разминка
    • Произношение отдельных звуков
    • Постановка дыхания
    • Скороговорки
    • Тренировка диафрагмы
  • Особенности правильного произношения у взрослых
  • Как улучшить речь ребенка
  • Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
  • Как развить дикцию и четкость произношения с помощью тренинга

Компоненты дикции

Дикция имеет свои компоненты, и даже взрослый человек может и должен с ними работать, тем самым в процессе улучшая свою речь.

Компоненты дикции следующие:

  • Правильная артикуляция – расположение органов артикуляции в необходимом для правильного произношения звуков положении.
  • Отчетливая артикуляция – точное произношение звуков, слогов в составе слова. Отчетливость артикуляции определяет разборчивость речи. Четкое произношение звуков и слогов напрямую зависит от натренированности артикуляционного аппарата.
  • Манера произношения – способ произношения тех или иных слов, присущий отдельному человеку. Особенность растягивать или «проглатывать» некоторые слоги, делать паузы в начале или конце слова, добавлять посторонние звуки между словами, слова-паразиты, темп произношения – все это является манерой произношения.

Улучшайте свою дикцию с нашими упражнениями! Подпишитесь на наш телеграм канал для получения ежедневных советов от преподавателей театральной школы “Бенефис”. Совершенствуйте свою речь и уверенность в себе!

Для чего нужна хорошая дикция

Учитель, воспитатель, телеведущий, актер, певец, оратор – лишь малая часть профессий, где наличие совершенной дикции играет большую роль. А вообще, хорошая дикция нужна любому человеку в обычной жизни. Людям с идеальной дикцией проще:

  • найти работу, друзей;
  • донести свои мысли до слушателей;
  • произвести приятное впечатление во время выступления;
  • привлечь внимание аудитории.

Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. К тому же, присутствие в речи дефектов рождает комплексы, которые сопровождают человека всю жизнь.

Причины плохой дикции

Плохая дикция и нечеткая речь встречается как у детей, так и у взрослых. Логопедия называет несколько причин нарушения дикции:

  • Физиологические. Например, врожденные аномалии (недоразвитость уздечки языка, патология костных тканей, неправильный прикус).
  • Биологические, когда нарушения речи связаны с неблагоприятными факторами, возникшими в детском возрасте (серьезные инфекции, травмы), или с генетической предрасположенностью.
  • Социальные. Расстройство произношения возникает из-за неуверенности в себе, личных комплексов, стеснительности, проблем в общении с окружающими. Такой человек говорит тихо и неразборчиво, глотает звуки.

Тренируем речь. Как развить и повысить дикцию

Как развить дикцию

Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. Это большая работа над собой, ведь для достижения результата необходимо регулярно заниматься. Чтобы улучшить артикуляцию, достаточно тренироваться 15-20 минут в день. Прогресс можно наблюдать уже через 1-2 месяца систематических занятий. Хотите?

Дикционные упражнения. Улучшаем дикцию и четкость речи

1. Разминка

Перед началом упражнений для улучшения характеристик своей речи необходимо провести разминку артикуляционного аппарата.

Пример:

  • Высунуть язык как можно дальше изо рта, вернуть обратно максимально глубоко. 5-7 повторений.
  • Касаться кончиком языка поочередно правой и левой щеки изнутри. По 10 раз для каждой из сторон.
  • С закрытым ртом выполнять круговые движения языком по внутренней поверхности нижних и верхних зубов. По 20 раз в каждую сторону (по часовой стрелке и против).
  • Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против часовой стрелки.
  • Вытянуть губы трубочкой, сохранять это положение 3-5 секунд. Затем растянуть их в улыбку и задержаться на 3-5 сек. 7-10 повторений.
  • Максимально надуть щеки и перекатывать воздух по кругу. Совершить 5-7 кругов в каждую сторону.
  • Провести легкую разминку мимических мышц лица (гримасничать, изображать грустное и веселое лицо, выпучивать глаза и т.п.).

2. Произношение отдельных звуков

  • Произносим поочередно разные парные взрывные согласные буквы: сочетания «б-п», «д-т», «г-к». Проговариваем их сначала отдельно, потом с добавлением мягкого знака, затем присоединяем любой гласный звук.
  • Четкое, «взрывное» произнесение конечных согласных. Ба-ба-бапп, гу-гу-гукк. Чередуем все парные согласные с каждой гласной.
  • Произносим отдельные гласные, следя за правильным положением артикуляционного аппарата, затем в комбинации с любыми другими гласными (о-а, о-у, а-и, у-и, о-ы, э-о и т.д.). Это упражнение удобно выполнять перед зеркалом.
  • Тренируем сложные буквенные комбинации (лрда, лря, шра, чру, лри, мфо и т.п.).
  • Проговариваем различные звуковые ряды (трка-трко-трки-трку-тркэ-тркы и т.п.).

3. Постановка дыхания

  • Открываем рот, вдох и выдох делаем носом. 10 повторений.
  • Кладем руку на живот, делаем спокойный вдох носом. Выдох производим ртом через едва открытые губы. Тут важно почувствовать подвижность живота и ритм. Сделать 5-7 повторений.
  • Зажимаем одну ноздрю пальцем, делаем небольшой вдох и выдох через другую. 5 повторений с каждой ноздрей.
  • Вдыхаем через нос, создав сопротивление воздуху нажатием пальцами на крылья носа.
  • Делаем вдох, а при резком выдохе втягиваем живот.

4. Скороговорки

Существуют два типа скороговорок:

  • для мозга – выговаривать легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы)
  • для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).

Это эффективный метод для улучшения качества произношения. Не старайтесь сразу произносить скороговорки быстро. Начать стоит с медленного и качественного проговаривания, постепенно увеличивая темп. Скороговорки могут быть как на русском, так и иностранных языках. Также полезным упражнением является проговаривание скороговорок с орешками или конфетами за щеками, можно использовать зажатый между зубов карандаш. Максимальная нагрузка на артикуляционные мышцы при выполнении такой работы позволяет быстрее прийти к поставленной цели.

5. Тренировка диафрагмы

Во время публичных выступлений многие люди ощущают нехватку дыхания. Особенно это заметно при использовании длинных и витиеватых фраз. Договорить или допеть фразу до конца позволит натренированная диафрагма. Эффективные упражнения:

  • На выдохе тяните любой гласный звук максимально долго. При регулярных тренировках это время увеличивается до 25-30 сек, когда по началу будет получаться только 5-8 сек.
  • Надувание воздушных шариков, резиновых мячей, кругов, матрасов.

Особенности правильного произношения у взрослых

Особенности правильного произношения у взрослых

Часто встречающимся у взрослых людей недостатком является нечеткая дикция. И это не обязательно связано с врожденными недостатками. В речи взрослого человека нередко можно услышать как звучит «нуканье», протяжное «ээ», проглатывание окончаний или просто неразборчивые слова. Поэтому зачастую основными причинами торопливого и неясного изложения становятся:

  • Плохо развитые артикуляционные мышцы;
  • Проблемы с постановкой голоса;
  • Неправильное владение техникой и темпом речи;

Особенность развития дикции у взрослых заключается в том, что привить правильное произношение намного сложнее, чем детям. Если на протяжении длительного времени некоторые звуки произносились неправильно, то к новому выговору придется привыкать долго. Необходимо постоянно именно контролировать себя, преодолевая психологический барьер.

Актеры, телеведущие, дикторы постоянно совершенствуют свою дикцию, прибегая к определенным упражнениям и тренировкам:

  • Регулярная зарядка речевого аппарат;
  • Чтение книг, текста вслух и проговаривание скороговорок;
  • Систематическое повторение сложных звуковых рядов;
  • Прослушивание записей своей речи на диктофоне.

Как улучшить речь ребенка

Для любого ребенка родители – предмет для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Чтобы развить хорошие речевые навыки у детей, сами родители должны ими обладать. Разговаривать с малышом нужно всегда на уровне, превышающем его собственный. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Таким образом, ребенок будет постоянно совершенствовать свою речь.

Пока ребенок еще маленький, незнакомые ему слова нужно повторять много раз (это может вызвать трудности), чтобы он их запомнил, произнести с четкой артикуляцией. Если к 5-6 годам, у малыша наблюдается нарушение дикции, говорит невнятно, не стоит пренебрегать посещением профессионального врача-логопеда для коррекции речи, он поможет исправить ситуацию. Нужно понять, что улучшить словарный запас возможно только с вашей помощью: читайте книги, стихи и внятно общайтесь с ребенком.

Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?

При очень быстром проговаривании некоторых скороговорок, человек может испытывать затруднения. Зачастую, «затык» происходит в определенном звукосочетании конкретного слова. Не стоит возвращаться в начало и стараться снова ее прочесть быстро. Гораздо лучше и результативнее будет остановиться на сложном для произношения слове, проговорить его несколько раз понятно, медленно и вдумчиво, постепенно увеличивая темп. Попробуйте прочитать скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни. Не менее важно при работе со скороговорками доносить их смысл, расставляя речевые акценты в предложении.

Подобные упражнения на развитие артикуляции займут немало времени, но способны отточить вашу дикцию.

Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга

Великий режиссер и педагог К.С. Станиславский уделял большое внимание развитию дикции. Он точно говорил, что речь должна быть правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой».

Курсы ораторского мастерства помогают в более короткие сроки улучшить дикцию, развить свой голос и получить базовые навыки оратора. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Под руководством специалиста по технике речи вы научитесь говорить чисто, четко и выразительно. Индивидуальный подход и обратная связь поможет максимально глубоко разобраться в этом вопросе. После тренинга вы будете говорить долго и без усталости. Простые, но эффективные упражнения помогут освободить голос от зажимов, с успехом развить артикуляцию, тембр и силу голоса, чувствовать себя свободно на публичных выступлениях.

Приходите в театральную студию Бенефис.

Мы научим вас:

  • Как сделать свой голос сильным и уверенным
  • Как улучшить дикцию и добиться четкого произношения
  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как научиться импровизировать
  • Как работать с камерой
  • Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
  • И многое другое

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий сейчас и начинайте говорить четко и правильно. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Актерское мастерство для взрослых





На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение

13 000 человек прошло курс
Старт занятий: 28 мая

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Основы ораторского мастерства





На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Раскрепощение

Старт занятий: 28 мая

Обучение публичным выступлениям

Курс:

Обучение публичным выступлениям




Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия

Сложность:

Средняя сложность

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Искусство красноречия
  • Риторика

Обучение публичным выступлениям

Курс ораторского мастерства

Курс:

Обучение ораторскому мастерству





Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Раскрепощение
  • Риторика
  • Публичные выступления

13 000 человек прошло курс

Курс ораторского мастерства

Курс риторики

Курс:

Обучение риторике




Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Риторика
  • Ораторское мастерство
  • Публичные выступления
  • Коммуникативные навыки

Курс риторики

Курс художественного чтения

Курс:

Художественное чтение




Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Громко и уверенно говорить
  • Публичные выступления
  • Ораторское мастерство
  • Риторика

Курс художественного чтения

Курс техники речи

Курс:

Обучение техникам речи




Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Красивая речь
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Выступать перед публикой

Курс техники речи

Курс сценической речи

Курс:

Сценическая речь




Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Уверенный голос
  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Риторика

Курс сценической речи

Курсы начинающим актерам

Курс:

Начинающим актерам




Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Курсы начинающим актерам

Курс техника Уты Хаген

Курс:

Техника Уты Хаген




Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише

Курс техника Уты Хаген

Курс метод Стеллы Адлер

Курс:

Метод Стеллы Адлер




Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии

Курс метод Стеллы Адлер

Курс система станиславского

Курс:

Система Станиславского





Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.

Сложность:

Средняя сложность

Курс система станиславского

Курс метод Ли Страсберга

Курс:

Метод Ли Страсберга




Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре

Курс метод Ли Страсберга

Курс:

Для детей и подростков





Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление

Сложность:

Для начинающих

Курс развитие речи

Курс:

Обучение развитию речи




Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Четкость речи
  • Риторика
  • Красивый голос
  • Ораторское мастерство

Курс развитие речи

Упражнения для улучшения дикцииЕсли ситуация, когда даже знакомые с трудом понимают вашу речь, вам близка, то здесь ничего не остается делать, как всерьез заняться дикцией. Особенно это важно, если профессия связана с постоянным общением с другими людьми. Рассказываем, как улучшить произношение.

Артикуляционная зарядка

Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо как следует размять, разогреть речевые органы, а также мышцы, участвующие в произношении звуков. Тогда тренировка окажется более эффективной, и вы быстрее достигнете желаемого результата.

  • Высуньте язык как можно дальше вперед и верните его максимально назад. Повторяйте 5 минут. Не торопитесь.
  • По очереди потрогайте языком стенки щек. Выполняйте 8-10 минут.
  • Закройте рот, сомкните челюсти. Языком «нарисуйте» круг на внутренней поверхности зубов, вращая им, то по часовой стрелке, то против нее. Выполните по 20 раз на каждую сторону.
  • Откройте рот, вытяните вперед язык и вращайте им, десять раз в одну сторону и столько же – в другую.
  • Вытяните губы трубочкой и задержитесь на 5-10 секунд в этом положении. Затем улыбнитесь настолько широко, насколько сможете и опять замрите на 5-10 секунд. Повторяйте упражнение в течение 10 минут.
  • Снова вытяните губы, как в предыдущем упражнении. Представьте, что вы держите ими кисточку. «Нарисуйте» ею круг, потом «мазки» вверх – вниз, вверх-вниз. Повторяйте эти движения в течение 5 минут.
  • Надуйте щеки, набрав как можно больше воздуха. Мышцами лица «перекатывайте» воздух туда-сюда, пока не устанете.
  • Несколько минут потратьте на разогрев мимических мышц: корчите смешные рожи, надувайте и сдувайте щеки, выкатывайте глаза и т. д.

Теперь, когда речевые органы и лицевые мышцы хорошо разогрелись, можно приступать к комплексу упражнений для улучшения дикции.

Читайте также: Где найти опытного дефектолога для ребенка в Москве

Учимся произносить отдельные звуки

Самое главное для улучшения дикции – это отработка согласных звуков. Они несут смыслоразличительную нагрузку, кроме того, механизм их произношения намного сложнее, чем у гласных. Очень важно научиться выговаривать их четко, не проглатывая и не смешивая со звуками, сходными по месту и способу образования.

  • Взрывные согласные — [б] — [п], [т] — [д] и [г] — [к]. Они образуются путем преодоления препятствия воздушным потоком, например, сомкнутых губ, зубов, твердого нёба (кончик языка прижимается к зубам и нёбу).
  • Старайтесь произносить только глухие звуки без гласных, у вас должен получиться чистый взрывной звук: [п], [т], [к]. Затем добавьте к ним гласные и звонкие пары [б], [д], [г]: ПА! БА! ПО! БО! и т. д.
  • Конец слова – слабая позиция для любых согласных, поэтому конечные звуки требуют обязательной тренировки. Мы их будем произносить при обязательном участии голоса, громко, четко. Например, ДА-ДУ-ДАДД, ГА- ГУ- ГАГГ и т. д. В конце вы должны отчетливо ощущать, как возникает звук.

По такому же принципу отрабатываются и остальные группы согласных. Некоторые буквенные сочетания, к примеру, ЛРА, РЛО, ЛРЯ, ШРА, ЛРУ, ЧРА, МФЕ, МФО, ЛРЮ, РЛИ, очень трудны для произношения. Их отрабатывают с помощью, так называемых звуковых рядов, где гласный каждый раз меняется. Например, ЛРА- ЛРО-ЛРУ-ЛРЮ-ЛРЭ –ЛРЫ.

Следите, чтобы сонорные звуки произносились звонко и четко, вы должны ощущать, как вибрируют голосовые связки.

  • Используйте зеркало, чтобы контролировать положение губ. Сначала произнесите звуки по отдельности, затем – их сочетания.

Учимся правильно дышать!

Правильный ритм дыхания – половина успеха. Мы можем говорить только на выдохе, так как все звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей из легких через речевые органы наружу. Нужно научиться дышать так, чтобы вдох целостности фразы. Вам помогут следующие упражнения.

  • Старайтесь дышать только через нос, при этом рот должен находиться в открытом положении. Повторите 10-15 раз.
  • Положите руки на живот и медленно вдохните через нос. Затем выдохните, но через рот. Губы при этом слегка приоткройте. Контролируйте рукой, как поднимается и опускается живот. Повторите 8-10 раз.

Следующие три упражнения выполняют с плотно закрытым ртом.

  • Зажмите одну ноздрю пальцами, сделайте 5-7 вдохов и выдохов. Теперь повторите те же самые действия, закрыв другую ноздрю.
  • Нажмите двумя пальцами на крылья носа так, чтобы получилось препятствие. Вдохните и выдохните несколько раз.
  • Вдохните воздух через нос и резко выдохните, при этом быстрым движением втяните живот. Повторите 5-7 раз.

Читайте также: Чем занять ребенка в 2 года дома: 15 вариантов

Скороговорки в помощь

Скороговорки – хотя и несколько старомодный, но все же, весьма эффективный способ значительно улучшить дикцию. Чем больше скороговорок вы освоите, тем лучше станете выговаривать звуки. Однако с ними тоже нужно уметь работать.

  • Сначала проговорите скороговорку в медленном темпе, стараясь правильно произнести каждое слово и не потерять ни одного слога. Постепенно увеличивайте скорость.
  • Если скороговорка длинная, разбейте ее на части и работайте по отдельности с каждой из них. Так вы быстрее выучите фразу и сможете правильно ее выговаривать.
  • Когда вы освоите скороговорку, начинайте произносить ее медленно и шепотом, при этом следите за чистотой каждого звука. Вы должны чувствовать, как он образуется.
  • Когда вы научитесь говорить шепотом, увеличивайте громкость и скорость произношения.
  • Скороговорка – это законченное предложение, поэтому всегда обращайте внимание на смысл слов и интонацию: к середине фразы тон повышаем, к концу фразы – понижаем.

Всегда увеличивайте нагрузку на речевые мышцы. Для этого набейте рот конфетами или орешками и пытайтесь произнести скороговорку. Поначалу у вас ничего не выйдет, но постепенно станут ясно слышны все звуки.

Помните, что гарантией успеха являются только регулярные упорные занятия! Не бросайте на полпути, дойдите до конца, и ваша речь станет ясной и красивой.

Дата публикации: 19.10.2020. Последнее изменение: 18.07.2022.

журнал

Упражнения по системе Станиславского

развитие дикции у взрослых

Дикция — это четкое и понятное произношение слов, которое достигается с помощью правильной артикуляции. Артикуляция, в свою очередь, зависит от степени тренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Хорошая и правильная дикция — неотъемлемая часть актерского мастерства, залог успеха любого публичного выступления. Именно поэтому К. С. Станиславский уделял пристальное внимание развитию сценической речи, одной из составляющих которой является дикция.

Речевые курсы в Part Academy
Тебя услышат →

Дикция в устной речи — это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильность артикуляции — соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.

  • Отчетливость артикуляции — это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.

  • Манера произнесения — это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.

Станиславский о роли дикции

Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».

Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.

Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.

Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:

  1. Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
  2. Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.

В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию и поставить красивый голос помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.

Тест: есть ли у тебя актерские способности?
Переходи в наш бот в Telegram и узнаешь.

Упражнения для улучшения дикции

Артикуляционная разминка

Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.

Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.

2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.

3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.

6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.

7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

Как сделать речь и дикцию лучше? В part очень сильный речевой факультет, за 1 990 р. можно пройти онлайн курс «33 упражнения по речи и дикции»

Произношение отдельных звуков

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.

ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.

Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.

Упражнения для тренировки дыхания:

1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.

2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.

3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.

4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.

5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.

Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество интересных скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.

Найти скороговорки легче всего в интернете, вот лишь несколько из них:

Интервьюер интервента интервьюировал.

Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.

Прокурор проколол дыроколом протокол.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.

Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:

1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.

2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.

3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.

4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.

5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.

6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.

Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.

Дикцию Станиславский относил к азам актерского искусства, изучение правильного произношения он сравнивал со школьной программой начальных классов. Актеры, которые не преодолевают эту программу, сталкиваются с трудностями на сцене, у них тормозится работа над ролью. Совет К. С. Станиславского « …однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука» остается актуальным для каждого начинающего актера.

Интервью с куратором факультета речи и дикции Егором Архиповым

Простые, понятные, действенные и забавные речевые упражнения для дома и не только.

Ссылка на курс приходит на почту в течение дня!

Пойти на курс:

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

Речь, дикция и сторителлинг

Упражнения для улучшения дикции — это комплекс специальных занятий, которые включают в себя укрепление мускулатуры речевого аппарата, работу над произношением гласных и согласных звуков, развитие скорости воспроизведения отдельных слов и словосочетаний.

Чтобы приобрести приятное звучание голоса, иметь отличную артикуляцию, необходимы регулярные тренировки и постоянная практика. Упражнения для улучшения дикции показаны к выполнению взрослым и детям с признаками дефекта речи, наличием слишком тихого тембра с невнятным звучанием отдельных звуков, слов.

Упражнения для взрослых

Для взрослых мужчин и женщин разработано большое количество эффективных упражнений для улучшения дикции. Все занятия данной категории направлены на всестороннее развитие речевого аппарата, повышение уровня внутренней самооценки, качества дикции и уверенности в себе во время разговора с окружающими людьми.

Артикуляционная зарядка

Данное упражнение направлено на развитие артикуляции, укрепление мышечных тканей речевого аппарата, четкого произношения самых сложных слов и словосочетаний. Артикуляционную зарядку рекомендуется делать 1-2 раза в день.

В таблице ниже представлен пошаговый алгоритм действий по выполнению данного упражнения:

Порядок выполнения зарядки для развития артикуляции Описание тренировочного процесса
Шаг 1. Укрепление мышц корня языка. Необходимо открыть рот, а затем высунуть язык вперед на максимальную длину. После этого язык засовывается внутрь ротовой полости по направлению к тканям твердого неба. Данные действия выполняются в течение 5-7 мин.
Шаг 2. Быстрое перемещение языка внутри ротовой полости. Следует закрыть ротовую полость, а затем кончиком языка поочередно касаться внутренней поверхности правой и левой щеки. Продолжительность тренировки этого вида составляет 6 мин.
Шаг 3. Вращающие движения языком. Необходимо закрыть рот, а затем выполнять вращательные движения языком внутри ротовой полости. В правую и левую сторону следует сделать не менее 20 вращений.
Шаг 4. Тренировка лицевой мускулатуры нижней части лица. Для проведения данной тренировки необходимо вытянуть губы трубочкой. После этого мышечные ткани нижней части лица растягиваются в максимально широкой улыбке, которая сохраняется в течение 10 с. Затем все движения выполняются заново. Продолжительность данного этапа артикуляционной тренировки составляет 10 мин.
Шаг 5. Вращение языка с открытым ртом. Необходимо открыть рот и высунуть язык, а затем вращать его кончиком по часовой и против часовой стрелки. В каждую сторону следует выполнять по 25 повторений.
Шаг 6. Растягивание щек. Для проведения этого этапа артикуляционной тренировки потребуется закрыть рот, а затем наполнить его большим количество воздуха. После этого данный объем воздуха поочередно перемещается от правой к левой щеке. Ориентировочная продолжительность тренировки 5 мин.
Шаг 7. Комплексное укрепление всех лицевых мышц. Этот этап занятия на развитие артикуляции предусматривает выполнение следующих действий:

1. Изображение различных гримас.

2. Выпучивание глаз.

3. Пародирование различных персонажей.

4. Надувание щек.

5. Демонстрация разнообразных эмоций.

Данный этап артикуляционной тренировки проходит в произвольной форме. Главное условие — это создание максимальной нагрузки на все лицевые мышцы, участвующие во время воспроизведения речи.

Артикуляционную зарядку рекомендуется проводить перед началом выполнения всех остальных упражнений, направленных на развитие дикции, постановку голоса и тренировку речевого аппарата.

Произношение взрывных звуков

Во время выполнения этого упражнения проводится отработка более качественного звучания согласных и гласных звуков, за счет которых обеспечивается различительная и смысловая функция отдельных слов.

Дикция: упражнения для улучшения на фото, нужно выполнять их в точности.

В данном случае взрослому человеку необходимо поочередно произносить набор следующих звуков:

  1. П, ПЬ, КЬ, Т, К, ТЬ.
  2. КО, ПУ, ТО, КУ, ТУ.
  3. РО, БУ, РУ, БО, ГО, ДУ, ГУ.
  4. БА-БА, БУ-БУ, БУПП.
  5. АИ, ЭО, ОИ, АУ, УИ.
  6. ЛРА, МФО, МФЕ, ЛРЮ, ЧРА, ДЛДА.
  7. ПТА, ПТКИ, ПТИ, ПТО, ПТКЫ, ПТУ, ПТКЭ.
  8. ЗДРИ, ЗДРЫ, ЗДРЭ, ЗДРО.

Воспроизведение вышеперечисленных звуков должно осуществляться быстро, но при этом с сохранением четкости звучания каждой буквы. Это упражнение позволяет улучшить качество дикции в течение короткого периода времени. Все буквы должны проговариваться на взрыве и звучать звонко. Данное занятие проводится ежедневно с продолжительностью от 10 до 15 мин.

Правильное дыхание

Постановка дыхания — это важный этап в общем процессе развития дикции и улучшения звучания голоса.

Выполнение данного упражнения, направленного на усовершенствование функций речевого аппарата, предусматривает осуществление следующих действий:

  1. Открыть ротовую полость, а затем выполнить 10 вдохов и выдохов через нос.
  2. Положить правую руку на живот в области солнечного сплетения. После этого сделать глубокий вдох через носовые каналы и вдохнуть воздух через маленькое отверстие, сформированное губами. Данное действие повторять 6 раз.
  3. Левую ноздрю закрыть пальцем руки, а затем выполнить 5 короткий вдохов правым носовым каналом. После этого открыть левую ноздрю и выдохнуть воздух. Затем аналогичные действия выполняются в отношении другого носового канала.
  4. В течение 5 мин. дышать исключительно носом, но при этом создавать давление пальцами рук на поверхность гайморовых пазух.
  5. Сделать глубокий вдох носом, подтянуть мышцы живота внутрь брюшной полости, а затем сделать резкий выдох через носовые каналы.

Правильно поставленный процесс выдоха воздуха позволяет развить хорошую координацию фраз во время быстрого разговора, не изменяет тембр голоса, не сбивает интонацию. Все слова звучат четко и ясно. Данное упражнение выполняется ежедневно в течение 10 мин.

Произношение скороговорок

Дикция (упражнения для улучшения дикции должны выполняться регулярно) вырабатывается только при условии постоянной работы над четкостью своей речи. Произношение скороговорок — это классический и один из наиболее эффективных способов постановки хорошей интонации, звонкого звучания голоса и членораздельного произношения каждого слова. Данное упражнение можно выполнять неограниченное количество раз на протяжении всего дня.

Рекомендуется использовать следующие скороговорки:

  1. Линял, линял линолеум.
  2. Вылинял и полиловел.
  3. Интервента интервьюер интервьюировал.
  4. Дыроколом бумажный протокол проколол суровый прокурор.
  5. Резв чешский черношерстный ризеншнауцер, но ретив стаффордширский терьер.
  6. Все скороговорки ты не перескороговоришь и не пытайся перевыскоровоговорить.

Для того, чтобы усложнить выполнение данного упражнения, рекомендуется закладывать за щеки конфеты или орешки. Вначале речь будет неразборчивой, но со временем дикция станет все лучше, произойдет укрепление артикуляционной мускулатуры.

Во время произношения скороговорок рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • каждое слово и слог необходимо проговаривать медленно;
  • по мере улучшения дикции следует ускорять произношение скороговорки;
  • длинные скороговорки лучше разбивать на 2-3 части;
  • сначала проговорить все слова шепотом, а затем громким голосом с выражением;
  • повторять одну и ту же скороговорку с разной интонацией и эмоциональным наполнением.

Чтобы оценить успешность занятий на улучшение дикции, рекомендуется каждые 10 дней непрерывных тренировок проводить запись своего голоса во время разговора, чтения текста или проговаривания скороговорок.

С помощью данного метода можно оценить прогресс по развитию артикуляции, четкости слов и воспроизведения звуков.

Повторение сложных слов

Дикция (упражнения для улучшения дикции подходят людям всех возрастных групп) формируется постепенно, по мере укрепления мускулатуры речевого аппарата.

Занятие под названием «Повторение сложных слов» предусматривает методичное проговаривание следующей информации:

  1. Монстр.
  2. Сверхзвуковой.
  3. Протестантство.
  4. Ответственность.
  5. Философствовать.
  6. Трансплантация.
  7. Пункт взрыва.
  8. Горазд всхрапнуть.
  9. Бодрствовать.
  10. Всклокочен.
  11. Взбудоражить.
  12. Мегагерц.
  13. Контрпрорыв.
  14. Ахабагаламага.
  15. Сверхвстревоженный.
  16. Постскриптум.

В данном случае развитие дикции и артикуляции достигается за счет приобретения навыков быстрого воспроизведения сложного сочетания гласных и согласных звуков. Это упражнение рекомендуется выполнять по 15-20 мин. ежедневно.

Воспроизведение звуков и слов

Принцип выполнения данного упражнения заключается в том, чтобы перед тем, как проговорить каждое слово, человек сначала произносил 2 основных звука, входящих в его состав, а именно:

  1. Выполняющий упражнение, звонко воспроизводит звуки «В», «Ш», а затем четко проговаривает слово «воспользовавшемуся».
  2. «Ч», «Ф», «Р» — «фантасмагорический».
  3. «К» — «мелкокалиберными».
  4. «С», «Ф» — «средств».
  5. «П», «В» — «опубликовывать».
  6. «Р», «Т» — «проиллюстрировала».
  7. «П», «Р», «С» — «территориальная целостность».
  8. «Ч», «В» — «четырехсотдолларового».
  9. «П», «Р» — «опосредованному субсидированию».
  10. «Р», «В» — «ревербератор».
  11. «К», «Ф», «О», «А» — «клаустрофобия фантастическая фобия».

Продолжительность выполнения этого упражнения для развития дикции не ограничена временем, но не должна быть меньше 15 мин. в день. Первый положительный эффект от проведения тренировок данного вида наблюдается спустя 2-3 недели регулярных занятий.

Упражнения для детей

Дикция (упражнения для улучшения дикции подбираются совместно с педагогом или логопедом) — это показатель интеллектуального развития ребенка. Для детей разработаны занятия различной сложности, которые направлены на развитие их речевого аппарата, правильного произношения гласных и согласных звуков.

Артикуляция согласных звуков «Х», «Г» и «К»

Данное упражнение на улучшение дикции и артикуляции подходит к выполнению детям возрастом от 3 лет.

Ребенок должен повторять за педагогом или логопедом следующие слова и фразы, в которых содержится наибольшее количество вышеуказанных согласных звуков:

  1. Качели качаются, а рядом едут газели на газу.
  2. Кость кушает кошка.
  3. В гости пришел гость из города.
  4. Кнут не может быть гнут.
  5. Клумба находится возле клуба.
  6. Кеша кашляет из-за того, что кашу ел холодную.
  7. Геша, Геннадий, Гена.
  8. Косой козел криво идет с козой.
  9. Краб красному крабу сделал грабли.
  10. Греб граблями главный краб гравий.

В процессе выполнения этого упражнения специалист должен следить, чтобы ребенок проговаривал все слова правильно, произносил звуки звонко и на взрыве. Средняя продолжительность занятия составляет 10-15 мин., но в тот же момент учитывается возраст детей, входящих в состав группы, уровень их интеллектуального развития.

Отработка согласных звуков «Ц» и «С»

Для улучшения дикции у детей необходимо регулярно выполнять упражнения, предусматривающие проработку правильного воспроизведения звука «Ц».

Ребенок повторяет за воспитателем следующие слова и фразы:

  1. Цапля цапнула цепкую жабу.
  2. Сабля сверкнула светлым лезвием.
  3. Цок-цок синий каблучок.
  4. Целится в цель целеустремленный целитель.
  5. Цветет цветок цветами синими.
  6. Сель сошла в сельском селении.
  7. Свет светится в светлом саду светом сиреневым.
  8. Цирк царит в царстве смеха.
  9. Сырные палочки состоят из сыра.
  10. Целый день смеялся циркач.
  11. Цапля сохла, цапля чахла.

Средняя продолжительность выполнения данного упражнения составляет от 10 до 15 мин. Каждую фразу ребенок может проговаривать по несколько раз. В случае неправильного воспроизведения отдельных звуков специалист помогает детям развить грамотную речь, улучшить дикцию, артикуляцию.

Произношение сразу нескольких звуков

Чтобы выполнить данное упражнение на улучшение дикции, ребенок должен медленно произносить сочетание следующих звуков:

  1. Тлз, кшто, кжду.
  2. Кшта, джр, кждо.
  3. Кшт, врж, кшту.
  4. Кштэ, мкртч, кст.
  5. Кждо, кпт, кжда.

Проведение этого занятия рекомендовано детям возрастом от 6 лет. Для учеников средней школы можно дополнительно сделать таблички с надписями указанного сочетания звуков, чтобы каждый ребенок не повторял буквы за педагогом, а проговаривал их путем чтения. Средняя продолжительность этого упражнения составляет 10 мин. с регулярным выполнением 1-2 раза в день.

Тренировка по произношению большого количества согласных и гласных звуков

Данное занятие по улучшению дикции и артикуляции может проводиться с детьми возрастом от 3 лет и старше.

Во время выполнения этого упражнения каждый ребенок повторяет за специалистом следующие фразы:

  1. К Кларе крадется Карл.
  2. Кому Костя кланяется.
  3. К горлу подкатил ком.
  4. К гастролям гремят барабаны.
  5. К Гале и к Кате приехали друзья.
  6. К Киеву подъезжает коричневый поезд.
  7. Москва маленькая для москвичей.
  8. В городе нет огорода.
  9. Отдаленное отделение обходить очень долго.
  10. Без шубы холодно зимой.
  11. Разжигать костер надо уметь.
  12. Отдушина одной души.
  13. К концу фильма Климентий красиво уснул.
  14. Восстановить вольную волю.
  15. Оттолкнуть от себя толкающихся.
  16. Ввязаться в великий спор.

Во время проговаривания вышеперечисленных фраз, которые содержат в себе большое сочетание гласных и согласных звуков, сложных по произношению, дети могут задавать воспитателю различные вопросы. Например, касающиеся значения отдельных слов. В данном случае педагог или логопед должен удовлетворять все информационные запросы детей. Это позволит сохранить интерес каждого ребенка к проводимому занятию, а также существенно расширит их кругозор.

Проговаривание похожих слов

Принцип проведения данного занятия заключается в том, что дети методично повторяют фразы, в которых присутствуют слова похожие по произношению, но разные по смысловой нагрузке, а именно:

  1. Верх нарядной одежды. Вверх двигаются скалолазы.
  2. Ведение урока. Введение в курс дел.
  3. Толкнуть снаряд. Оттолкнуть предмет.
  4. Держать ложку. Поддержать друга.
  5. Тащить ведро. Оттащить от огня.
  6. Водный мотоцикл. Вводный инструктаж.
  7. Сорить деньгами. Ссорить друзей.

Во время выполнения этого упражнения дети улучшают дикцию в части произношения сдвоенных звуков. Кроме того, создается эффект дополнительной интеллектуальной нагрузки. Каждый ребенок задумывается о значении каждой фразы, различном смысловом содержании таких похожих слов, отличающихся только одной буквой. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет 15 мин.

Игровое упражнение «Забиваем гвозди»

Занятие на улучшение дикции с применением элементов игры подходит для работы с детьми средней и старшей группы дошкольного учреждения. В выполнении этого упражнения одновременно может принимать участие от 10 до 15 детей.

Игровая тренировка на улучшение дикции и артикуляции проводится следующим образом:

  1. Воспитатель раздает детям пластиковые молоточки и бумажные гвозди, которые раскладываются на поверхность стола.
  2. По команде педагога дети начинают забивать молотками гвозди.
  3. Во время выполнения данных действий все дети повторяют за воспитателем следующее сочетание звуков: гбде, гбду, гбда, гбды, гбдж.
  4. Произношение данных звуков должно совпадать с одновременным ударом молотка по шляпке гвоздей.

Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет от 5 до 10 мин. в зависимости от уровня усидчивости детей. После завершения занятия педагог задает своим воспитанникам вопросы, касающиеся игры. Например, понравилось ли им это упражнение? Кто больше всего забил гвоздей?Также воспитатель разъясняет детям важность правильного выговаривания звуков.

Игровое упражнение «Лошадиный топот»

Данное занятие также предусмотрено к проведению в отношении детей средней и старшей дошкольной группы.

Для выполнения этого упражнения на улучшение дикции и артикуляции необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Воспитатель выстраивает всех детей по центру игрового зала.
  2. Педагог просит их показать, как скачет лошадка, насколько силен ее топот.
  3. Дети начинают дружно шагать и имитировать топот лошади.
  4. В этот момент воспитатель просит детей поддержать свои действия словесным сопровождением в виде воспроизведения звуков: птку, птки, птко, пткэ, птка.

После завершения занятия воспитатель благодарит всех за участие в игре. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет от 5 до 10 мин. Преимуществом использования этой игры является то, что дети учатся произносить сложное сочетание гласных и согласных звуков во время физической нагрузки, учащенного дыхания.

Произношение фраз в разном темпе

Дикция (упражнения для улучшения дикции способствуют развитию всего речевого аппарата) играет важную роль в ежедневном общении детей. Для выполнения этого упражнения ребенку необходимо проговаривать набор фраз с большим количеством сложных сочетаний гласных и согласных звуков. При этом нижеперечисленные слова сначала воспроизводятся шепотом.

Затем эти же фразы повторно проговариваются звонко и с интонацией, а именно:

  1. В тот час здесь громко пел черный дрозд.
  2. В прошлый год тут был белый град.
  3. Дуб был очень стар.
  4. Всем люб и мил был Тимофей.
  5. Вмиг клуб из клубней полон.
  6. Гриб покрыл мох.
  7. Дед взял и стал стар.
  8. Ваш гость подошел и взял черную трость.
  9. Волн плеск — брызг бирюзовый блеск.
  10. Сто верст преодолеть вскачь — одна из сложных задач.
  11. Рододендроны цветущие из дендрария отданы родителям.
  12. Клара клала муку на ларь, Карл крал муку из ларя.
  13. Помыт Костя брат, побрит Клим брат, а брат Глеб бородат.

Вышеперечисленные фразы необходимо повторять ежедневно по несколько раз. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет 10 мин. Упражнения для улучшения дикции — это целый комплекс специальных занятий, во время выполнения которых прорабатывается произношение гласных и согласных звуков, повышается качество артикуляции, тембрального звучания голоса.

Тренировка речевого аппарата показана взрослым и детям всех возрастных групп. Для достижения максимального эффекта все занятия рекомендуется проводить вместе с педагогом или логопедом. Упражнения на улучшение дикции должны выполняться ежедневно на регулярной основе. Для детей лучше всего использовать игровые варианты занятий.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти децильную группу
  • Как найти силу действующую на рамку
  • Как найти свой путь души
  • Как составить смету на проектные работы при капитальном ремонте
  • Как найти директорию steam