Как исправить щечное произношение шипящих

Технология коррекции бокового сигматизма шипящих звуков: «ш», «ж» без привлечения физиотерапии

На практике очень часто приходится встречать детей с дизартрическими расстройствами речи, проявлением которого является нарушение звукопроизношения: бокой сигматизм группы шипящих звуков «ш», «ж».

Трудность коррекции бокового сигматизма заключается в отсутствии оказания медикоментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных причин. Одной из которых является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по рекомендации логопеда таких специалистов, как: физиотерапевт, невропатолог — эти врачи вам помогут, составить наиболее эффективную программу лечения, в том числе проверить здоровье. В результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.

Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата [1].

При данном виде нарушения звукопроизношения ребенок не может по речевой инструкции логопеда или по подражанию правильно или приближенно к принятому звуковому эталону произнести коррегируемый звук. Поэтому необходимо выбрать опосредованный путь коррекции бокового сигматизма группы шипящих звуков: «ш», «ж». При этом зачастую дети с дизартрией, на первый взгляд, правильно выполняют такие заданные логопедом артикуляционные уклады, как: «Чашечка», подъем языка, «Грибок», «Лошадка» (цокание языком), «Вкусное варенье», «Парус» и т. д. Но качество выполняемых движений несколько снижено: язык недостаточно широкий при подъеме, боковые края языка не прижимаются к зубам, отмечается тремор, саливация, синкинезии. Принятый артикуляционный уклад ребенок не может удержать во время произнесения шипящих звуков: «ш», «ж».

Так как в симптомокомплекс при дизартрии входит такое нарушение, как некоординированность артикуляционных тонких движений, изменение мышечного тонуса. У некоторых детей при наличии бокового сигматизма развиты навыки правильного произношения группы звуков-соноров: «р», «рь». Однако, при автоматизации звука «ш» даже на уровне слов отмечается пропуск соноров: «р», «рь». Причиной данного явления, на мой взгляд, является: нарушение переключения с одной позиции языка на другую, несформированность целенаправленной воздушной струи. Очень часто вкупе с боковым сигматизмом шипящих звуков нарушенными являются свистящие звуки: «с», «сь», «з», «зь», «ц».

В первую очередь при коррекции звукопроизношения назначается медикоментозная и физиотерапия. Но оказавшись на логопункте при массовом детском саде, столкнулась с трудностью — зачастую родители не находили времени, чтобы обратиться к указанным специалистам.

Поэтому, в подобных случаях прибегала к следующей технологии коррекции звукопроизношения при боковом сигматизме шипящих звуков.

1. Выработка правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики. С детьми отрабатывались следующие положения языка:

Подъем широкого языка, положить на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.

Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.

Аналогичная работа, только язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости. Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую.

2. При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к искаженному варианту произношения. В таких случаях использую логопедические зонды — зонд для постановки шипящих звуков. Несколько приподняв кончик языка с помощью зонда, прошу ребенка произнести звук «т» (как правило, у детей-дизартриков произношение звуков «д», «т» из нижнего положения) и подуть. В данном случае получается утрированное произношение звука «т» похожее на «ш». Используя зонд закрепляем правильное положение языка при произношении шипящего звука «ш». Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая пользоваться зондом. Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук на уровне слогов и слов. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, а не от звука «т», используя логопедический зонд. Таким образом проводим еще пару занятий. За это время ребенок привыкает к новому правильному варианту произношения, в итоге- меньше переживает из-за того, что может не получиться.

3. Следующим этапом в коррекции произношения будет — автоматизация звука без использования зонда на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш», содействуют не только автоматизации произношения, но и развивают фонематический слух. Кроме того, можно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них.

4. Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно ведем работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Не забывать отрабатывать воздушную струю. При произношении изолированного звука и в слогах.

5. Дойдя до автоматизации на уровне слов, переходим к постановке звука «ж». Анализируем положение органов артикуляциии при произношении, развиваем воздушную струю. Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.

6. Отводим достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учим детей предложение анализировать: количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении, деление слов на слоги, определение положения заданного звука в слове. Работа с деформированным текстом и предложением.

Таким образом, вполне возможно поставить нарушенные звуки при дизартрии, не используя медикоментозную и физиотерапию.

Литература:

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-448 с.

Также по теме:

Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 — 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.

Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).

С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.

Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной сигматизм — при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:

  • дыхательной; 
  • голосового аппарата; 
  • артикуляционного аппарата; 
  • физиологического слуха;
  • центральной нервной системы (ЦНС). 

При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.

Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:

  • Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
  • Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
  • Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
  • Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.

При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • Губы слегка округлены.
  • Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
  • Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
  • Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
  • Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
  • Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.

Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.

Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.

Далее переходят к более сложным упражнениям:

  • «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
  • «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
  • «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
  • «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
  • «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.

Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т.д.

Для примера приведем несколько упражнений:

  • «Забей мяч в ворота». На столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики), делают шарики из ваты. Задача ребенка – дуть на шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота. Логопед должен внимательно следить за правильной артикуляцией.
  • «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе.
  • «Листья летят». Это упражнение проводится по той же схеме, т.е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее.

Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.

Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.

Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:

  • От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
  • От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
  • От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный. Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.

Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):

  • Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
  • Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).

Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).

Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.

Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом). Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).

Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:

  • Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
  • Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
  • Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
  • Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.

Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики. Нужно не забывать о том, что на произношение могут влиять чисто физиологические причины (нарушение прикуса), поэтому нужно регулярно посещать стоматолога и ортодонта.

Коррекция щечного сигматизма

Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием частного проявления множественных мышечных зажимов ребенка. Поэтому, прежде всего надо снять эти зажимы. Ребенок, как правило, не способен произвольно расслабиться. Стараясь это сделать, он только еще больше напрягает мышцы: плечи не опускает, а с нажимом оттягивает вниз, глаза не прикрывает, а зажмуривает, и т.д. Поэтому рекомендации логопеда должны быть более образными, например: плечи «отвалились», «тяжелая» голова «упала» на руки и т. д.

Если какие-либо мышцы у ребенка остаются зажатыми, предложите ребенку сначала усилить это напряжение. Как только ребенок почувствует свой «зажим», ему легче будет его сбросить. 

Например:
— У тебя плечи приподняты. Попробуй поднять их еще, еще сильнее. Чувствуешь, как тебе неудобно в таком положении? Урони руки, пусть плечи отдохнут…

Устранить зажимы уголков губ поможет массаж, включающий в себя специальные ИЗОТОНИЧЕСКИЕ упражнения, т.е. упражнения с элементами сопротивления:

1. Губы ребенка не напряжены. Зафиксировав пальцами углы его губ, попросить ребенка с силой улыбнуться. В момент наивысшего напряжения убрать пальцы.

2. Зафиксировать углы губ, улыбающегося ребенка и предложить ему вытянуть губы в «трубочку». Оторвать пальцы от губ в момент наибольшего напряжения.

ПОСТАНОВКУ звука целесообразно проводить на фоне релаксации.
Например, при коррекции звука [С], логопед говорит:
— Ты сидишь, устало «уронив» плечи. Твое лицо «ленивое»… глаза сонно прикрыты. На губах вялая улыбка. Кончик языка прилип к нижним зубам. Спокойный вдох и усталый шумный выдох…

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ ОТ ЩЕЧНОГО СИГМАТИЗМА?

И в том, и в другом случае произнесение звука сопровождается раздуванием щёк.


При БОКОВОМ произношении струя воздуха расходится по спинке языка от средней линии вправо или влево, реже в обе стороны.


1.вариант: Двусторонний боковой сигматизм. Язык своей спинкой смыкается с нёбом, не образуя посредине желобка, при этом боковые края опущены и пропускают воздушную струю, которая обтекает с двух сторон языка и выходит изо рта с неряшливым шумом.

2. вариант: Односторонний боковой сигматизм. Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки языка плотно смыкается с альвеолами. Воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков, в результате
слышится хлюпающий шум. Губы могут принять асимметричное положение.

3. вариант: Односторонний боковой сигматизм. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько правее или левее. Воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый с шипящим оттенком шум. Губы могут быть в асимметричной улыбке.

Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, подставив ко рту ребенка ладонь. На ней вы почувствуете, из какого уголка рта выходит воздух.

При ЩЕЧНОМ произношении язык не принимает участия в артикуляции. Выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и зубами, а между сближенными (иногда сжатыми между собой) зубами и прижатыми к ним с боков уголками рта.

1. вариант: Выдыхаемая воздушная струя бьет в щёки так, что они раздуваются при произнесении шипящих или свистящих, которые издают неряшливый хлюпающий шум.

2. вариант: Выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие между сближенными (иногда сжатыми между собой) зубами и прижатыми к ним с боков уголками рта. Образуется «тупой» шум Произнесение звука сопровождается раздуванием щёк.

3. вариант: Пытаясь самостоятельно улучшить произношение, ребенок прижимает щёки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Получается акустический эффект близкий к норме. Это достигается, в том числе за счет излишне выдвинутых вперед губ.

При произнесении звонких звуков [З] и [Ж] к шуму прибавляется голос.

Сигматизм

Левина Наталья

Содержание:

Специфические виды сигматизма шипящих

Нарушения в произношении свистящих (С, С’, З, З’, Ц) и шипящих (Ш, Щ, Ж, Ч) звуков называется сигматизм. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками – парасигматизм.

Сигматизм – самый частый дефект звукопроизношения. До 4-летнего возраста является естественным, и по мере усвоения ребёнком артикуляционной практики устраняется самостоятельно. Также не говорят о дефектном произношении свистящих и шипящих звуков во время выпадения у детей молочных зубов, особенно резцов. Сигматизм и его вид выявляются при логопедическом обследовании.

Сигматизм у ребенка

Причины сигматизма

Наиболее частыми причинами возникновения сигматизма считаются:

  • анатомические аномалии челюстно-лицевой системы:
  • нарушения прикуса (прогнатия (чрезмерное развитие верхней челюсти), прогения (чрезмерное развитие нижней челюсти), открытый прикус, глубокий прикус),
  • макроглоссия (массивный язык), микроглоссия (маленький узкий язык),
  • расщелины нёба.
  • нарушения иннервации органов артикуляции: нормальная работа органов, обеспечивающих образование звуков, обусловлена передачей нервных импульсов из коры головного мозга в дыхательные, мимические, голосовые и артикуляционные мышцы. Нарушение передачи импульсов провоцирует речевое нарушение. При подобной патологии сигматизм диагностируется в составе тяжёлого нарушения речи – дизартрии.
  • нарушения слуха (тугоухость): при тугоухости практически не улавливаются высокие диапазоны звуковых частот, вследствие чего свистящие звуки воспринимаются как шипящие. Нарушение звукового восприятия провоцирует нарушение звукопроизношения. При подобном нарушении сигматизм диагностируется в рамках акустико-фонематической дислалии.
  • неправильные артикуляционные уклады: слабость мышц губ, языка, верхнего нёба, вызванные, например, частыми соматическими заболеваниями, создают сложность в переходе от уклада одного звука к укладу последующего. Ребёнок может чисто выговаривать свистящий или шипящий звук, но в серии из 2-3 звуков он будет дефектным. Также сигматизм развивается при подражании некорректным образцам произношения (родительский пример).

Сигматизм диагностируется у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при задержке психического развития (ЗПР), задержке речевого развития (ЗРР), при умственной отсталости.

Причины сигматизма

Виды сигматизма

1. Межзубный: при произнесении свистящих и/или шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами, вследствие чего звук приобретает шепелявый оттенок.

Причины: выпадение молочных зубов, прямой открытый прикус, вялость кончика языка.

2. Губно-зубной: свистящие и/или шипящие звуки произносятся подобно звукам Ф и В. Звук образуются губами, язык в артикуляции не участвует. (Кошка и собака звучит как кофка и фабака; змея и жук – вмея и вук).

Причины: аномалии зубно-челюстной системы – прогнатия.

3. Призубный: кончик языка упирается в щель между верхними и нижними резцами, мешая выходу воздушной струи. Вместо свиста раздаётся Т или Д (собака – табака, кошка – котка, зонтик – донтик, цапля – тапля). Этот вид сигматизма можно назвать парасигматизмом. Самый тяжёлый вид сигматизма, поскольку нарушение охватывает все звуки группы, сильно искажает речь, делая её малопонятной; также отражается на письме. Коррекция практически невозможна из-за проблем с фонематическим (на слух) различением звуков.

Причины: аномалии зубно-челюстной системы, тугоухость, ОНР, ЗРР и другие тяжёлые речевые патологии.

4. Шипящий: свистящие и шипящие звучат нечётко. Неправильное положение языка приводит к произношению звуков, похожих на смягчённые Ш и Ж (кошка и собака – кошька и шябака).

Причины: аномалии зубно-челюстной системы, тугоухость.

5. Боковой: неправильное положение языка при артикуляции приводит к выходу воздушной струи по краям (или одному краю) языка. Произносимый звук приобретает хлюпающий оттенок.

Причины: аномалии зубно-челюстной системы, микроглоссия, парез языка (ограничение объёма и силы движений).

6. Носовой: воздушная струя уходит в носовую полость, звук приобретает гнусавый оттенок, похож на Х.

Причина: расщелины нёба, дисфункция (вялость) мягкого нёба.

Специфические виды сигматизма шипящих

  1. Щёчное произношение Ш и Ж: звук произносится с раздуванием щёк.
  2. Свистящий сигматизм шипящих: аналогия с шипящим сигматизмом.
  3. Нижнее произношение Ш и Ж: возможно смягчение звуков; рассматривается как вариант нормы, если не слышится явный дефект произношения.
  4. Заднеязычное произношение Ш и Ж: образует дополнительный шум, как в южнорусских областях.

Какие есть виды сигматизма

Диагностика сигматизма

Диагностика начинается со сбора анамнеза. В ходе изучения медицинской документации и беседы с матерью ребёнка выясняются подробности течения беременности, родов, раннего развития.

Объективное обследование позволяет установить степень развития движений, мелкой моторики, слуха, зрения. Следующий этап – определение уровня развития органов артикуляции и возможные нарушения в их строении; уровень развития фонематического слуха и состояние звукопроизношения (определение вида и степени тяжести сигматизма).

Дополнительно могут потребоваться консультации с последующим лечением у узких специалистов: отоларинголога, стоматолога, ортодонта, хирурга, невролога.

Коррекция сигматизма

Медикаментозное лечение или хирургическое вмешательство осуществляется узкими специалистами.

Логопедическая коррекция заключается в подготовке артикуляционного аппарата к правильному звукопроизношению, постановке и автоматизации звуков.

Последовательность работы над звуками определяется сроками их возникновения в онтогенезе.

Если сигматизм диагностируется в рамках сложного речевого дефекта (дизартрия, ОНР и другие), то коррекционная работа проводится и по коррекции других сторон речи: лексики, грамматики, просодики, дыханием, умением направлять воздушную струю.

Фото: © Depositphotos

30 декабря 2020 13:03 | Отредактировано: 17 сентября 2021 10:43

* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
УСТРАНЕНИЮ СИГМАТИЗМА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время актуальной проблемой
среди нарушений речи является сигматизм шипящих звуков у детей с функциональной
дислалией, которая имеет тенденцию к значительнуму росту. Дислалия – это
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации
речевого аппарата. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, он
правильно строит предложения и согласовывает слова, его речь четкая,
несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, то такое нарушение и
называют дислалией.

Изучением данной проблемы занимались
многие отечественные и зарубежные ученые, которые внесли свой вклад в исследование
этого вопроса. И. Франк применил термин дислалия в общем значении для всех
речевых нарушений; Р. Шультесс, Куссмауль и Гутцман стали выделять к дислалии
только те нарушения произносительной стороны речи, которые имеют анатомический
дефект органов артикуляции; В. Олтушевский выделил две формы нарушения
звукопроизношения: функциональную и механическую; М.Е. Хварцев выделил одну из
форм косноязычия, в которую входили все типы нарушения звукопроизношения.

Функциональная дислалия — это нарушение
произношения звуков, при котором отсутствуют дефекты артикуляционного аппарата.
Другими словами, нет никакой органической основы. Причинами функциональной
дислалии являюся: неправильное воспитание и постановка речи ребенка в семье,
физическая слабость ребенка в результате соматических заболеваний, подражание
малолетним детям, двуязычие в семье, ММД, педагогическая запущенность,
недоразвитие фонематического слуха, замена звуков или в смешение их в словах,
недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней
челюсти), неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро
переходить от одного движения к другому, снижение слуха.

Сигматизм шипящих звуков — это недостатки
в произношении таких звуков как [ш], [щ], [ч], [ж]. [2, с. 110]

Так в произношении шипящих звуков
наблюдается много из тех недостатков, которые встречаются при произношении
свистящих фонем: губно-зубный, межзубный, призубный, боковой, носовой
сигматизм.

Можно выделить другие виды сигматизмов
шипящих звуков:

1. Щечное произношение звуков [ш] и [ж].

Причиной щечного произношения является
неправильно образованная преграда.

В процессе артикуляции язык не участвует,
струя воздуха встречает препятствие между сближенными, а иногда сомкнутыми
зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. В результате чего возникает глухой
шум, а при произношении звонкого [ж] к шуму добавляется голос. К тому же во
время произношения звука сопутствует раздувание щек.

2. Свистящий сигматизм шипящих.

Причиной свистящего сигматизма шипящих
звуков является неправильное положение кончика языка (он преобладает и может
образовывать срединную щель).

3. Нижнее произношение звуков [ш] и [ж].

Причиной нижнего произношения может быть
неправильное место образования щели.

Во время нижнего произношения данных звуков
щель возникает не сближением кончика языка с твердым нёбом, а его передней
частью спинки. Из-за такой работы артикуляционного аппарата шипящие звуки
принимают смягченный оттенок, который напоминает звук [щ], и произносятся
быстро. А также бывают случаи, когда звук может иметь твердый оттенок.

4. Заднеязычное произношение звуков [ш] и
[ж].

Причиной заднеязычного произношения
является неправильное место образование щели. Во время заднеязычного
произношения щель возникает сближением задней части спинки языка с твердым
нёбом. В данном случае, шум возникает как при звуке [х] или же звонком
фрикативном [г].

5. Недостатки произношения звука [щ].

Причиной недостатков произношения звука
[щ] является неправильный артикуляционный уклад. При недостатках произношения звука
[щ] возникает мягкий фрикативный шипящий.

6. Укороченное произношение звука.

Длительность такого звука такая же, как и
при [ш].

7. Замена мягким свистящим звуком [с], а
также произношение [щ] с аффрикатным элементом в завершающей фразе, как
сочетание (щ’ч (ш’ч’ука) за место щука)

8.Недостатки произношения звука [ч].

Причиной нарушения произношения звука [ч]
является неправильный артикуляционный уклад. Замена [ч] мягкой свистящей
аффрикатой [ц’], [т’], [ш’].

Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. выделяют
такие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста как: [5, с.
39]

       I.           
ориентировочный этап (он заключается в
сборе анамнеза, а также установления контакта с ребенком);

    II.           
дифференцировочный этап (заключается в
обследовании когнитивных и сенсорных процессов);

 III.           
основной этап (заключается в обследовании
всех компонентов языковой системы);

IV.           
заключительный этап (заключается в
динамическом наблюдении за ребенком в условиях специального обучения и
воспитания).

Если отсутствуют шипящие звуки, то можно поставить
с помощью метода подражания: показать и объяснить уклад органов артикуляции и
дать правильный образец произношения звука.

Для начала мы используем артикуляционную
гимнастику. Ребенку даем зеркало и просим не спеша выполнить упражнение.
Повторить пять раз: «лопаточка» (высовываем и расслабляем распластанный язык на
нижней губе. Удерживаем в этом положении 10 секунд), «чашечка» (открываем
широко рот. Поднимаем кверху широкий язык. Тянемся кончиком языка и боковыми
краями к верхним резцам, но не соприкасаться с ними), «вкусное варенье» (рот
приоткрыт, высовываем широкий язык и просим ребенка облизать им верхнюю губу и
убрать вглубь рта. Выполнить это упражнение под счет взрослого, не спеша),
«парус» (открываем широко рот. Вверх поднимаем узкий язык и просим коснуться
альвеол за верхними зубами. Удерживаем в этом положении 10 секунд), «маляр»
(просим ребенка провести кончиком языка по «потолку» верхнего неба,
вперед-назад. Делаем не торопясь под счет взрослого), «грибок» (присосать
широкий язык к нёбу. Раскрыть рот очень широко, настолько, насколько это
возможно, чтобы «ножка грибка» натянулась. Удерживаем такое положение 10
секунд), «качели» (рот приоткрываем, высовываем узкий язык. Просим попеременно
потянуться языком то к носу, то к подбородку. При этом рот не смыкать.
Выполнять медленно под счет взрослого), «дудочка» (высовываем широкий язык и
при этом боковые края языка загнуть вверх. Мы получаем дудочку и просим подуть
в нее). [4, с. 76]

Устранение дефектов звуков [ш] и [ж]. [1,
с. 94]

Если у ребенка отсутствует звук [ш], то
его ставим первым, а позже на его базе ставим звук [ж]. Поставить звук [ш]
можно различными приемами: ребенку предлагают повторять слог [са] и постепенно
во время произношения логопед поднимает кончик языка по направлению к альвеолам.
С подъемом языка, соответственно, меняется шум согласного звука. Когда
появляется шипящий шум, который соответствует эффекту акустики нормированного
[ш], учитель-логопед заостряет внимание обследуемого при помощи зеркала в
данной позе. Потом логопед просит ребенка сильно-сильно подуть на кончик языка
и в этот момент присоединить к выдоху звук [а]. Таким образом, мы слышим звук
[ша]. Необходимо, чтобы ребенок произносил слог [са] при верхнем положении
языка. Ребенок должен прислушаться к тому, какой при этом получается звук.

Можно также поставить звук с механической
помощью: просим ребенка произнести несколько раз слог [са] и в этот момент
ввести под язык шпатель или зонд. С его помощью переводим кончик языка в
верхнее положение и регулируем степень его подъема до появления положения,
регулируем степень подъема языка до возникновения нормального звука [ш]. Затем
необходимо зафиксировать зонд в данной позиции, и просим ребенка повторно
произнести тот же слог, внимательно вслушиваясь. После повторных тренировок
произнесения звука [ша] шпателем фиксируем внимание ребенка на положение языка
в нижней позиции.

Можно использовать смешанный способ
постановки звуков, то есть совместное использование механической помощи, и по
подражанию. На данном этапе у ребенка можно выработать новую условную связь.

Если у ребенка не нарушен звук [р], то
можно поставить звук [ш] и [ж] от этого звука. Просим ребенка произнести слог
[ра] и в этот момент шпателем надавливаем на нижнюю поверхность языка так,
чтобы притормозить вибрацию. Например, при произнесении шёпотом [ра] мы можем
услышать слог [ша], а при громком [жа].

Звук [ж] можно поставить от звука [ш],
включив при этом голос, а также можно поставить и от звука [з], как [ш] от [с].

Постановка звука [щ].

Можно поставить звук [щ] по подражанию или
же используя звук [с]. Просим ребенка произносить слог [с’и] или [с’а] с
протяжным элементом свиста. Потом вводим шпатель под язык и просим в этот
момент произносить слоги и слегка приподнимаем его, несколько отодвигая назад.
Этот же акустический эффект получаем не приподнимая язык, а только чуть-чуть
отодвигаем назад шпателем. Если ребенок правильно произносит звук [ч], то от
этого звука можем получить [щ], если протянем завершающий звук [ч]. Как
фрекативный элемент. Мы слышим долгий звук [щ], который отделяется от взрывного
элемента без труда. Этот звук вводим сразу же в слоге, а потом в слова.

Постановка звука [ч].

Звук [ч] можно поставить от мягкого [т’],
если попросим произносить в прямых слогах [ти] или обратном [ат’]. Ребенок
может произносить повторно какой-нибудь из этих слогов, с усилением выдоха на
согласном элементе. В этот момент логопед с помощью зонда немного отодвигает
кончик языка назад (как для артикуляции [щ]). Такой же акустический эффект мы
можем получить при введении зонда. Под язык в этот момент логопед слегка
приподнимает и одновременно немного оттягивает назад язык. Звук [ч] легче всего
получить в обратных слогах.

Для автоматизации поставленных звуков
используем различную систему речевых упражнений, которые направлены на
выработку умения ребенка употреблять поставленные звуки в самостоятельных
высказываниях. [1, с. 35] Очень важно, чтобы лексический материал был
разнообразным и включал произношение звука изолированно, слоговые упражнения со
словами, чтобы установленный звук принимал различную позицию, а также
предложения и тексты. Главным условием является насыщение изучаемым звуком.
Однако нужно помнить, что при этом необходимо исключить дефектно произносимые и
смешиваемые звуки. Затем ребенок должен дифференцировать звуки самостоятельной
речи, но лишь после того, как будут отработаны звуки по каждой из групп,
похожих по артикуляции и звукопроизношению.

Таким образом, изучив литературу по данной
проблеме, мы выяснили, что логопедическую работу по устранению сигматизма при
функциональной дислалии необходимо начинать с определения формы нарушения речи,
выяснить возможные причины ее развития и подобрать оптимальный комплекс
мероприятий для восстановления звукопроизношения (логопедическая гимнастика и
массаж, разные игровые формы обучения правильному звукопроизношению).

Если не обращать внимания на любые
нарушения речи у ребенка в данном возрасте, то в будущем это может повлечь
целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной
речи, что негативно влияет на процесс обучения детей в школе.

Список литературы:

1.     Волкова
Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш.
учебн. заведений: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2012. – 364 с.

2.     Герасимова
А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками: 3-е изд. – М.: Айрис-пресс,
2009. – 224 с.

3.     Жукова
Н.С., Нитылкина Е. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. М.:Эксмо, 2014.
– 120 с.

4.     Косинова
Е.М., ил. Кардашука А.В. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: Эксмо:
ОЛИСС, 2015. – 192 с.

5.     Филичева
Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. – М.: Эксмо,
2015. – 320 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти проводимость проводника
  • Как составить график температур за месяц
  • Как в вацапе найти номер абонента
  • Как найти глютен в составе продуктов
  • Как найти середину интервала значений статистика