Как исправить сильную восьмерку на велосипеде

Друзья, выкладываем ещё один полезный видеоурок от ВелоСтраны! В нём мы коснулись распространённой проблемы, с которой рано или поздно сталкивается любой велосипедист. Речь идёт о восьмёрке на колесе. В большинстве случаев неполадку можно устранить самостоятельно в домашних условиях. Для этого просто внимательно посмотреть наше видео и воспользоваться этими советами.

Восьмёрка на колесе появляется вследствие искривления конфигурации ободьев. Проще говоря, колесо перестаёт быть идеально круглым. Во время езды этот недостаток проявляется в биении или вилянии на ходу. Незначительные восьмёрки не создают больших проблем при катании, но серьёзные изгибы обода могут спровоцировать опасную ситуацию на дороге.

Из нашего видео Вы узнаете о том, какие инструменты Вам понадобятся, и какую последовательность действий необходимо предпринять для исправления восьмёрки на колесе. Если же самостоятельно Вы не сможете справиться с этой проблемой, то приезжайте в одну из наших ВелоМастерских! Квалифицированные мастера быстро и недорого приведут Ваш байк в полный  порядок! 

Как исправить восьмерку на колесе велосипеда и можно ли ее убрать самостоятельно?

17 сентября 2020 18:10


// Велоремонт

Как исправить восьмерку на колесе велосипеда и можно ли ее убрать самостоятельно?

Чтобы исправить на колесе восьмёрку самостоятельно понадобятся следующие инструменты:

  • маркер;
  • пластиковые монтажки для демонтажа покрышки;
  • спицной ключ.

Устранение:

  • Для начала нужно максимально точно определить проблемное место. Далее следует найти центральную спицу в пораженной зоне.

исправить на колесе восьмёрку самостоятельно

  • После выполнения манипуляции (подтягивать спицу нужно понемногу, примерно на 1/3 оборота) необходимо незамедлительно проверять результат. Далее таким же образом надо подтянуть соседние спицы на противоположной стороне. Количество оборотов ключа для подтягивания соседних спиц должно быть меньшим примерно в два раза, чем подтягивали центральную спицу. По мере отдаления от очага деформации количество оборотов должно постепенно пропорционально уменьшаться.

исправить на колесе восьмёрку самостоятельно

  • Еще одним типом деформации колеса велосипеда является тип яйцо. В данном случае колесо принимает яйцеобразную форму, сплющиваясь по вертикали. Очень часто этот тип деформации сочетается с восьмеркой. Исправить ситуацию можно путем подтягивания спиц с обеих сторон. При выполнении манипуляций нужно следить за тем, чтобы спицы не были слишком ослаблены или перетянуты.

w800 (2).jpg
Чтобы определить точное место деформации необходимо перевернуть велосипед колесами к верху. Далее нужно вращать проблемное колесо, постепенно поднося мелок или маркер к крутящемуся ободу. В местах, где есть восьмерка, мелок или маркер коснется обода. Эти места необходимо отметить. Именно так можно определить проблемное место – очаг восьмерки.


        Итак в результате удара колеса мы получаем «восьмерку». Восьмерка это искривление обода колеса, которое обычно получается при попадании колеса в выбоину, наезде на препятствие или если просто растянулись спицы

        Итак в результате удара колеса мы получаем «восьмерку». Восьмерка это искривление обода колеса, которое обычно получается при попадании колеса в выбоину, наезде на препятствие или если просто растянулись спицы от времени.

        j1.jpg

        Что делать если эта неприятность произошла в пути. Колесо не может нормально вращаться и возможно даже задевает за раму велосипеда. Конечно для исправления восьмерки мастера используют специальное приспособление — станок. Но в пути станка у нас с собой может не оказаться. В таком случае нам нужен как минимум ключ для спиц. Например такой как на картинке.

        j2.jpg

        Ключи могут выглядеть очень по разному, главное чтобы он мог вращать ниппеля спиц не срывая их. Для начала необходимо определить место и направление наибольшего изгиба обода. Для этого применим подручные средства. Нужно любым доступным способом закрепить на раме или вилке например куски картона или бумаги. Мы применили обычные прищепки. Устанавливаем наши картонки в такое положение чтобы они едва касались обода колеса, но не задевали при этом за покрышку. Помимо этого неплохо подойдут пластиковые хомуты-стяжки, небольшие куски мягкой проволоки и т.д.

        j3.jpg

        Да, важный момент! Если на колесе установлены отражатели, то желательно снять их либо сдвинуть в сторону втулки, чтобы они не создавали натяжения в спицах и не мешали работать ключом для спиц.

        j4.jpg

        Помимо эого проверим плотно ли установлено колесо в посадочных местах рамы или вилки. Ослабим эксцентрик и надавим на колесо, после чего эксцентрик затягиваем снова.

        j5.jpg

        Вращаем колесо и смотрим где оно раздвигает наш картонный измерительный прибор. Если это происходит то необходимо немного увеличить расстояние между картонками так, чтобы колесо вращалось задевая за них лишь один раз за оборот колеса.     

        j6.jpg

        Медленно проворачивая колесо, определяем сторону в которую колесо изогнуто сильнее, хотя обычно это видно на глаз. С помощью нашего импровизированного станка находим место наибольшего изгиба обода, там где обод задевает картон. Замечаем место. Его нужно запомнить а лучше пометить.

        j7.jpg

        Теперь нам нужно определить какие спицы натягивать, а какие ослаблять с помощью ключа. Если колесо изогнуто вправо, тогда сперва ослабим спицы, которые идут от места изгиба к правому фланцу втулки. Для этого будем вращать ниппеля этих спиц по часовой стрелке — как бы вкручивая их в обод. (Если спицы прослабли от удара настолько что их можно свободно пошевелить, тогда дополнительного ослабления не требуется) Ослабив правые спицы, начинаем понемногу подтягивать спицы идущие от левого фланца втулки. Тянуть желательно не одну а как минимум две-три спицы, находящиеся вблизи от центра изгиба. Подтягивать спицы следует поочерёдно поворачивая ниппеля на четверть оборота против часовой стрелки, если смотреть на обод со стороны втулки.   

        j8.jpg

        Подтянув левые спицы несколько раз, снова вращаем колесо и проверяем по импровизированному картонному станку на сколько обод теперь отступает от картонки и подвигаем её так чтобы она снова задевала обод при вращении. Повторяем все вышеописанные операции до тех пор пока колесо не примет форму, позволяющую ему свободно вращаться. После этого проходим ключом по всем спицам подтягивая их на четверть оборота. Можно пройти более одного раза, это придаст колесу большую жесткость. Важно следить чтобы в процессе протяжки колесо снова не искривилось и корректировать усилие натяжения отдельных спиц на поврежденном участке обода. Теперь можно проехать на таком колесе ещё много километров и добраться до дома а при случае обратиться за помощью в мастерскую, где колесо смогут довести до идеала уже при помощи стационарного станка.

        Как исправить восьмёрку на колесе велосипеда>

        Такое повреждение, как восьмёрка, преследует всех велосипедистов. Особенно сильно от этого страдают владельцы больших колёс – 28 и 29 дюймов. Исправлять их желательно научиться самому, так как обращаться каждый раз в мастерскую и накладно, и займёт много времени. Для обычного исправления, если у вас не клещевые спортивные, а обычные ободные тормоза, можно обойтись без станка для балансировки или иных приспособлений, достаточно будет спицевого ключа.

        Виды восьмёрок

        В зависимости от характера, можно условно поделить все искривления колёс на два вида – восьмёрка и яйцо.

        • Восьмёрка – это искривление обода колеса, при котором он во время вращения создаёт биение в направлении оси вращения.
        • Яйцо – искривление обода, при котором он будет создавать биение в радиальном направлении, вдоль спиц.

        По степени тяжести можно также выделить несколько групп:

        1. Лёгкие искривления – спицы целы, сам по себе обод находится в хорошем состоянии, необходимо лишь исправить натяжение спиц. Возникает это в результате длительной, но аккуратной езды, когда со временем растягиваются спицы, крепёжные отверстия во втулке. Обычно биение при этом не превышает 3 мм.
        2. Средние искривления – когда геометрия колеса отклонилась от нормального положения более чем на три миллиметра, спицы целы, обод не деформирован. Биение – более 3 мм. Такая ситуация происходит при ударах о бордюр, неаккуратном съезде, столкновении с другим велосипедом, падения с мостика через ручей и т.д.
        3. Сильные искривления — спицы повреждены, обод деформирован, отклонения от нормального положения во время вращения составляет более 3 мм. Это происходит при сильных ударах, столкновении с машиной, падении с большой высоты или столкновениях на скорости с препятствием. Для больших колёс сильные искривления могут наступать в случаях, описанных в п.2 этого списка. 

        В первых двух случаях не потребуется выполнять каких-то дополнительных закупок материала, новых спиц или обода. В последнем случае придётся докупить спицы, выбраковать деформированные, при деформации обода – заменить его. Придётся также полностью переспицовывать колесо вне зависимости от того, целы ли все спицы или нет.

        Инструменты и материалы для работы

        1. Спицевой ключ
        2. Динамометр или безмен
        3. Смазка типа «Солидол» или «Литол 24»
        4. Монтировка для покрышки
        5. Ключи, съёмники и отвёртки для того, чтобы снять колесо и трещотку – они могут быть разными для разных моделей. 
        6. Небольшая отвёртка для ниппелей с прямым шлицем
        7. Спицы нужной длины
        8. Обод
        9. Ступица

        Далеко не все инструменты и материалы являются обязательными. К примеру, если спицы не нуждаются в замене, то исправить восьмёрку можно и без них. Если обод в порядке – новый не понадобится. Если не нужно снимать трещотку или звезду – никаких съёмников не нужно. Если вообще никаких замен не надо, только перетянуть спицы – понадобится один спицевой ключ.

        Как выбрать спицевой ключ

        Этот инструмент – самый важный. От него зависит, сколько восьмёрок выдержат ваши ниппеля и комфорт работы. Существуют ключи двух типов: фрезерованные, в виде круглой штучки с прорезями под различные гайки ниппелей спиц, и штампованные, с одним-двумя пазами под гайку. Выбирать надо фрезерованный. Пусть он стоит и дороже, но и прослужит дольше, и работать с ним удобнее. К тому же им можно спицевать не только колёса обычного велосипеда, но и колёса скутеров, мопедов, мотоциклов, велосипедов для шоссейных гонок с малыми ниппелями, велосипеды для экстремальной езды.

        Техника

        Процесс исправления малой восьмёрки

        Малая восьмёрка – это искривление, которое было описано в п.1 списка о степени тяжести искривлений. Сюда также относится и «яйцо», которое затрудняет езду, но восьмёрки доставляют больше неприятностей – с ними не будут работать ободные тормоза.

        При исправлении осевого биения обода (восьмёрки) выявляется участок обода, на котором биение существует:

        1. Велосипед переворачивают и ставят на руль и седло.
        2. Колесо остаётся в рабочем положении, можно даже не снимать покрышку. К ободу приставляют неострый твёрдый предмет, опирая на заднюю вилку с одной стороны обода. Можно использовать гаечный ключ
        3. Выявляют участок, на котором есть биение. Удобно приставлять ключ с одной и с другой стороны, биения типа «выпуклости» обнаруживать проще – если с одной стороны это впадина, с другой будет выпуклость.
        4. Подсчитывают количество спиц, формирующих участок с биением. 
        5. Спицы с той стороны, от которой обод во время биения отдаляется, подтягивают. С противоположной стороны – ослабляют. Ослабление и натяжку проводят неодинаково для всех спиц – с краёв участка с восьмёркой тянут меньше, в середине восьмёрки – больше. За один проход максимальное натяжение или ослабление – не более четверти оборота ключа.
        6. Проверяют радиальное биение («яйцо»). Если оно есть – исправляют, как будет описано далее. При шинах с глубоким «горным» рисунком их лучше снять – иначе «яйцо» нельзя будет определить. Биение определяют по отклонениям при вращении обода. 
        7. Проверяют результат, при необходимости – повторяют п.1 – п.6
        8. Когда биение достигает минимума, проверяют натяжение спиц. Они должны быть натянуты с усилием по динамометру не более 8 кг и не менее 5. Чем длиннее спицы – тем более одинаково они должны быть отрегулированы. Проверяют так – натягивают динамометром спицу в середине и смотрят, при каком усилии она начнёт видимо отклоняться от положения. 

        При перекрёстной спицовке, если спицы переплетаются друг через друга, настоящее натяжение проверить очень сложно, поэтому такую спицовку применять нежелательно. Никаких преимуществ по прочности она не даёт, а работу затрудняет.

        После натяжения спиц опять проверяют биение, при необходимости исправление повторяют. Когда всё нормально – восьмёрка исправлена.

        Процесс исправления средней восьмёрки

        Отличается от процедуры исправления малой восьмёрки тем, что предварительно ослабляют все спицы до того состояния, когда они начинают «висеть», затем их подтягивают, повторяя те же операции, что и при исправлении малой восьмёрки – пока не достигнут желаемого результата.

        При подтягивании спиц до нужного усилия делают так – в начале подтягивают спицы от ниппеля шины в одном направлении через четыре, затем доходят до начальной и смещаются на одну. После этого также через четыре тянут в другом направлении. Смещаются в том же направлении на одну и дальше тянут через четыре в том направлении, что и в начале, затем ещё раз смещаются и дотягивают остальные в противоположном. Такой способ обеспечит равномерное натяжение и минимум исправлений. Если число спиц отличное от 36 – подтягивают с шагом в 3, 2, 5 спиц или другим подходящим. 

        Большая восьмёрка

        При повреждениях обода и спиц, при сильных искривлениях, затрудняющих езду нужно разбирать колесо полностью. Снимают колесо, покрышку и камеру. Ослабляют все спицы и проверяют, деформировался ли обод. Если деформировался – его заменяют.

        Не пытайтесь исправлять обод. Всё равно не получится – вы только сомнёте его края, и он будет непригоден для использования. Просто купите новый.

        После этого выбраковывают сломанные спицы, проверяют целые, не деформировались ли они. Обращают внимание на состояние изгиба возле ступицы – он должен быть одинаковым на всех спицах. Те, что отличаются – заменяют.

        Проверяют состояние отверстий ступицы. Если имеются растянутые до овала отверстия – ступицу также заменяют на новую

        Спицы смазывают по всей длине, колесо собирают обратно. Сборка колеса – тема отдельной большой статьи. После этого производят подтяжку спиц до нормы, исправляют биение. Смазку со спиц убирают тряпочкой после сборки, иначе на них будет прилипать грязь. Смазка нужна, чтобы спицы не «тормозились» друг об друга и на резьбе, не задевали в отверстиях ступицы.

        Исправление «яйца» 

        «Яйцо» – это искривление колеса в виде овала, при котором нет выраженной восьмёрки. Его исправляют в том же порядке, что и восьмёрку – находят нужный участок, стягивают спицы. В случае яйца необходимо подтягивать спицы равномерно, на восьмую часть оборота ключа, от краёв к середине. Если результат не достигнут – процедуру подтягивания повторяют. 

        Как избежать восьмёрки

        1. Ездить аккуратно
        2. Для больших колёс лучше использовать более дорогие спицы. Они не сильно превосходят дешёвые по механическим свойствам, но более равномерны по этим свойствам и меньше ржавеют. Дорогие спицы делают из нержавеющей стали.
        3. Если восьмёрка постоянно возникает – стоит попробовать поставить двойные обода; когда это не помогает – двойные стальные обода. Хоть они тяжелее и со временем ржавеют, однако комфорт езды и общее «здоровье» велосипеда этого стоят.
        4. Нужно отрегулировать работу механизмов велосипеда так, чтобы колесо не болталось и было надёжно закреплено на оси, чтобы педали также были жёстко закреплены и каретка не болталась в гнезде. Устранение люфтов значительно сокращает вероятность восьмёрки на колесе.

        Учимся быстро и легко исправлять восьмёрку

        Спицевое колесо – самый распространённый тип колес. И у каждого, начиная от новичков и заканчивая профессионалами возникали деформации, ведь в процессе использования на обод постоянно ложатся нагрузки и удары. Как обезопасить себя, и что делать если такая ситуация уже произошла? Давайте разбираться.

        Начнём с того, что вообще такое восьмёрка, и какие другие типы проблем могут возникнуть?

        Восьмёрка

         

        В простонародье так прозвали этот вид деформации из-за его формы. Обод в таком случае изгибается если посмотреть на него, повернув протектором шины к лицу.

         

        Возникающие при этом проблемы во время езды имеют следующие признаки:

        -тормоза типа V-brake трутся об обод в некоторых местах, когда он вращается

        -в зависимости от силы изгиба, испорченное колесо может слегка штормить влево-вправо на прямой дороге.

        — в седло, если это заднее, или руль, если восьмерка на переднем идут цикличные толчки.

        Вообще восьмерка – это самый распространённый тип проблем, возникающих в данной сфере. Иногда достаточно небольшой ямы на большой скорости, чтобы сила кинетической энергии заставила изогнуться обод. Спицы колеса имеют роль некого амортизатора, поглощая часть удара, но порой этого бывает недостаточно.

        Яйцо

        Форма одного из главных изобретений человека при этой болезни напоминает яйцо если смотреть на него в профиль.

         

        Очень неприятная ситуация, если учесть, что такая «травма колеса» влечет за собой очень неприятные ощущения во время езды. Велосипед, как бы лягается, когда неровный участок касается асфальта, что отдалённо напоминает езду на лошади.

        Как правило именно сильный удар под прямым углом создаёт такую форму неровности.

        Если уж говорить про какой-то курьёзный случай, повлекший образование реально сильного импульса энергии в колеса, нарушив их форму, то как правило на ободе можно увидеть одновременно и восьмерку, и яйцо.

        Ознакомиться с тем, как исправить яйцо можно здесь.

        Можно ли ездить с такими нарушениями конфигурации ободьев?

        Безусловно можно, вопрос в том, как долго протянет такое колесо? Будучи уже деформированным, и потеряв свою заводскую форму, устойчивость конструкции к новым ударам будет снижена во много раз! Так же помимо потери прочности, остается вопрос, будет ли вам по-прежнему доставлять удовольствие езда с новыми неприятными ощущениями? Так что рекомендуется не тянуть, и исправить проблему, тем более что на самом деле это достаточно просто и быстро. Начнём!

        Поиск искривления обода

        Если у вас есть подозрение на возможную деформация колес и нужно понять в каком месте она образовалась, то нужно перевернуть велосипед вверх дном, поставив его на седло и руль. Желательно дополнительно зафиксировать его. Сделать это можно просто сев рядом на стул и зажать раму между ног.  Затем нужно сильно раскрутить колесо и визуально оценить где и насколько оно отклоняется от оси вращения. Убедившись, что это за проблема, восьмерка или же яйцо, или сразу два эти дефекта вместе взятые, необходимо найти какой-то пишущий-красящий предмет. Прекрасно подойдет для этого мыло, мел, а может даже маркер по металлу.  Медленно подносите маркий предмет к быстро вращающемуся колесу пока он не чиркнет по ободу. Так называемая вершина найдена. Далее нужно ещё сильнее крутануть круглую составляющею вашего байка и так же поднести предмет для пометки. Дождитесь пока он плавно не пойдет по краю обода, оставляя жирную линию на участке с сильным выступом и тонкую, где колесо имеет заводской вид.  Пол дела сделано, идём дальше!

        Существует первый и достаточно вандальный метод выправить обод. Использовать его рекомендуется только в крайних случаях, когда неприятность произошла где-нибудь в дороге и сильно мешает дальнейшему передвижению до пункта назначения.

        После определения мест неровности, необходимо снять его с велосипеда, покрышку с снимать не обязательно. Поверните колесо выпуклостью к себе и затем взявшись по обе стороны от вершины изгиба не расстоянии примерно в 15-20 см сильно сделайте несколько импульсивных движения на изгиб. Затем визуально осмотрите обод на предмет изменений, поставьте обратно на велосипед и повторите проверку с помощью мела, мыла или маркера.

        Этот метод можно считать достаточно спорным, так как он имеет явные минусы:

        1.      Устранить мелкие изгибы не представляется возможным

        2.      Можно переусердствовать и выгнуть колесо в обратную сторону, так и не решив проблему.

        3.      Нужно приложить достаточно сильное усилие, есть шанс что бод всё-таки не поддастся вам.

        Регулировка спиц

        Как сказано было выше, спицы служат чтобы съедать весомую часть удара за счет своего натяжения, и кончено же держать колесо. Исходя из этого можно догадаться, что в результате воздействия на спицы можно изменить форму колеса. Этим мы и займёмся. Для начала нам понадобится специальный спицной ключ. Он представляет собой круглое изделие с квадратными выемками по всей окружности под разные размеры спиц. Эта вещь достаточно доступная, и более того, обязательная для каждого, кто собирается часто эксплуатировать велосипед.

         

        Важно заметить, крутить спицы можно исключительно специализированным ключом, и не в коем случае не плоскогубцами. Испортить её легко, а вот заменить не очень.

        Вернёмся к нашим баранам. Колесо необходимо снять, как, впрочем, и шины. Без усилия потеребите каждую спицу. Если подавляющая масса спиц болтается или изгибается как струна, это говорит о том, что общее натяжение спиц ослаблено. Это как раз могло послужить причиной искривления вашего обода. Подтяните каждую спицу примерно на 1 оборот, затем еще раз проверьте.

        Если проблем с натяжением не найдено, возьмёмся за дефектную область. Следует определить на сколько спиц она распространяется.

        При восьмерке на три спицы план действий следующий:

         

        • Стрелочки от обода обозначают направление выпуклости, она должна смотреть на нас
        • Спица по центру восьмерки затягивается на 1/4 оборота
        • Боковые спицы ослабляются на 1/8 оборота, то есть в половину силы натяжения по центру

        При восьмерке на 7 спиц, схема действий по принципу не отличается

         

        • Центр натягивается сильнее, чем в предыдущем случае, примерно на 1/2 оборота
        • Следующие по обе стороны от него ослабляются на 1/4 оборота
        • На 1/8 поворота ключа затягиваются 4 и 5
        • А оставшиеся крайние ослабляются на 1/8

        Смысл заключается в том, чтобы поочередное затягивание-ослабление заканчивалось так, чтобы крайние спицы были ослаблены.

        После окончания процедуры лечения вашего байка, нужно повторить процедуру определения кривизны.  Если восьмерка не устранена окончательно повторите все действия, но уже с косметическими подтягиваниями, иначе обод можно просто выгнуть в обратную сторону.  Всё-таки выгнули участок деформации в обратную сторону? Не страшно. Просто повторите все действия в обратную сторону и со значительно меньшими оборотами, затем снова проверьте.

        Как только колесо придёт к идеально круглой форме, можно водрузить его обратно на велосипед.

        С вами была команда Velobuy, и удачи вам на дорогах!

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:
      • Как найти s если известно вид
      • Как исправить флешку которую не видит компьютер
      • Как найти ско excel
      • Как найти склоняемые части речи
      • Как найти рпг игру