Как исправить ситуацию в стране

В данной статье хочу поделиться с уважаемыми читателями своими мыслями о российской экономике, бюджете и ситуации с предпринимательством в стране.

Для меня очевидно, что скатывание экономики РФ в монопольный гос. капитализм не приведёт ни к чему хорошему. Только развитие конкуренции, свободного предпринимательства и частной инициативы, способно задать стране новый импульс развития.
В то же время, сейчас всё более актуальным становится проблема наполнения федерального и местных бюджетов, что при сокращении доходов и стагнации в экономике создаёт серьёзные риски исполнения социальных обязательств государства.

Я предлагаю, рассмотрев детально сегодняшние реалии, сократить расходы и увеличить доходы государства. Это возможно. Применяя следующие меры, как мне кажется, возможно не только наполнить бюджет, но и ускорить развитие экономики, предпринимательства и, как следствие, выйти на более качественный уровень жизни.

I. Сокращение расходов.

К сокращению расходов бюджета многие категории граждан относятся болезненно, и их можно понять. Я убеждён в том, что проводя очень аккуратную политику сокращения расходов, можно избежать социальных потрясений, сократив издержки бюджета.

1. Поэтапно увеличить пенсионный возраст.

Совершенно очевидно, что с каждым годом пенсионеров становится всё больше, а работающих граждан – всё меньше. Если мы хотим, чтобы наши старики получали пенсию, а тем более, чтобы эта пенсия росла и могла обеспечить им приемлемый уровень жизни, то пенсионный возраст нужно повышать.

Предлагаю постепенно и поэтапно увеличить общий возраст выхода на пенсию до 58 лет для женщин, и до 62 лет – для мужчин.
Мне кажется, что данное повышение не является столь радикальным, как предлагают многие другие авторы, но позволит сократить дефицит ПФР и более качественно исполнять свои обязательства.

2. Не допускать раннего выхода на пенсию.

В то же время, у нас есть огромное количество категорий граждан, которые уходят на пенсию в относительно молодом возрасте. Это и военные, и сотрудники силовых ведомств, и «северяне».
При всём к ним уважении, мне кажется неправильным, когда какая-то часть населения получает столь значимые преференции. Неужели здоровый мужчина в 45 лет не может работать и сам себя обеспечить, а будет получать пенсию от государства?
Да, я согласен, работа у них сложная и связана с риском. А у комбайнёра в поле во время уборки, когда температура воздуха в кабине +50, лёгкая работа? А у рабочих на металлургических комбинатах работа не связана с риском?

Я считаю, что данные категории должны выходить на пенсию на общих основаниях.
В то же время, для борьбы с безработицей предлагаю запретить работать на руководящей должности в сфере гос. управления пенсионерам, если имеется кандидатура лица в трудоспособном возрасте. Не нужно развивать геронтократию. По примеру многих стран, в том числе нашей, мы видим, что последствии бывают печальными.

3. Отказаться от программы материнского капитала, или скорректировать её.

Я считаю, что есть смысл, если не отказаться от данной программы, то скорректировать её. Так как программа должна стимулировать рождаемость, то предлагаю выдавать обозначенную сумму за рождение не 2-го, а 3-го ребёнка.
С одной стороны, мы сохраним поддержку многодетным семьям и простимулируем рождаемость, а с другой – сократим расходы по этой программе, так как очевидно, что семей с тремя детьми на порядок меньше, чем с двумя.

4. Отказаться от зарубежной экспансии.

Я уверен, что имеет смысл отказаться от бессмысленной и глупой зарубежной экспансии и агрессии: прекратить поддерживать Донбасс, Луганск, Приднестровье, а также прекратить операцию в Сирии.
Государство несёт огромные расходы на военную операцию, на содержание и спонсирование существующих там правящих режимов, при этом несёт значительные репутационные потери, поддерживая сепаратистов и правительства с довольно скверной репутацией. Государство не получает от этого никаких преференций, напротив, рискуя стать очередной мишенью террористов, ухудшает отношения с соседними государствами, получает санкции и международную изоляцию. Стоит ли игра свеч?

Что касается борьбы с терроризмом, то, на мой взгляд, гораздо более действенным будет работа по улучшению безопасности внутри своей страны, а не военная операция в другой стране, которая даже не имеет с РФ общей границы.

5. Сокращение чиновников.

Предлагаю провести массовое сокращение чиновников, а возможно, и целых ведомств и министерств.
Я не понимаю, почему не объединить, например, министерство финансов и министерство экономического развития? Зачем держать два ведомства, дублирующих функции друг друга?

Какой смысл в существовании министерств по делам Северного Кавказа, по делам Крыма, по развитию Дальнего Востока?
Зачем было создавать целый Крымский федеральный округ? Неужели Южный федеральный округ не справится с обслуживанием ещё одного, не самого большого, региона?

Как вы видите даже из поверхностного анализа структуры правительства, сокращать тут можно не только некоторое количество чиновников, но даже целые министерства!
Вы представляете, какие расходы несёт государство на содержание этих ведомств?

6. Взять под особый контроль доходы чиновников и расходы ведомств.

— отменять все не обязательные льготы: как минимум, поездки на отдых за счёт бюджетных средств и средств госкомпаний;
— бороться с сумасшедшими премиями, которые особо любят выписывать сами себе гос. структуры. Предлагаю ограничить размер любой премии: премия не может иметь размер выше среднемесячной зарплаты;
— прописать, что служебный автомобиль для чиновника ЛЮБОГО уровня не должен стоить дороже 1 миллиона рублей. Для госслужащих среднего уровня, муниципальных служащих, полицейских и т.д. – не более 400 т.р;
— ввести прямую зависимость зарплаты чиновников от результатов деятельности их лично, или тех ведомств и подразделений, которыми они руководят.

7. Сократить некоторые ВУЗы и НИИ.

Возможно, есть смысл и подсократить ВУЗы и НИИ. Почему бы и нет? Многие ВУЗы занимаются откровенной профанацией образования и продажей дипломов. Закрыть откровенно слабые ВУЗы, закрыть все эти филиалы бесконечные. Провести прозрачный и не предвзятый аудит с адекватными требованиями: уровень ППС, материально-техническая база, индикаторы качества образования. И не нужно никаких новых законов придумывать — все эти шараги просто не пройдут такой аудит. Если руководство таких вузов и их сотрудники хотят остаться работать в профессии — пусть переформатируются на средне-профессиональное образование, или образовательные центры. Ради Бога. Не нужно всем и каждому получать высшее образование. В центральных ВУЗах количество бюджетных мест тоже можно сократить, но убрать все эти лазейки с инвалидами, целевиками, «кавказцами» и «крымчанами» (Константин, извини :D ), и прочими коррупционными методами поступить на бюджет. Пусть учатся сильнейшие. Лучше меньше, да лучше. Остальные желающие, которые послабее поступивших, могут получить высшее образование, оплатив своё обучение.
То же самое касается и НИИ. Какой смысл содержать НИИ, если у него нет никаких значимых результатов, и в ближайшие годы не будет? Да, есть сильные НИИ, к ним вопросов нет. Но, уверяю вас, есть такие НИИ, в которых работа практически не ведётся, или они потеряли свою актуальность. Например, у нас в крае есть НИИ табака и махорки. Учитывая тот факт, что ни табака, ни махорки, у нас не выращивают уже лет 20, об актуальности работы говорить не приходится. Нужно более рационально расходовать бюджетные деньги, а не разбазаривать их на сомнительные исследования, от которых нет и не будет толку.

Все эти преобразования позволят сэкономить огромное количество денег на зарплатах, стипендиях, пособиях, содержании зданий и прочих расходах. Но, в то же время, сэкономленные средства можно отчасти направить на финансирование действительно сильных учебных заведений, научных школ, поддержку талантливых молодых ребят.

II. Увеличение доходов

Вместе с тем, есть некоторые возможности, реализовав которые можно значительно увеличить доходную часть бюджета.

1. Прогрессивная шкала налогообложения.

Мне кажется, что уже достаточно давно назрел вопрос о дифференцированной шкале налогообложения. Это позволит лучше наполнить бюджет, а также внесёт некоторую социальную справедливость.
Предлагаю достаточно демократичный вариант, который, как мне кажется, не является радикальным и не будет воспринят, как «раскулачивание» :) :

Доходы до 12 000 в месяц — 10%.
Доходы от 12 000 до 60 000 в месяц – 13%.
Доходы от 60 000 до 150 000 в месяц – 15%.
Доходы выше 150 000 в месяц – 17%.

При данной шкале большинство граждан (зарплаты от 12 000 до 60 000 в месяц) не почувствуют никаких изменений, наиболее низкооплачиваемые работники (до 12 000 в месяц) даже получат некоторое облегчение, а наиболее высокооплачиваемы сотрудники будут платить больше, но, как мне кажется, всё равно эти цифры не повлияют значительно на их уровень жизни.

2. Понятный и справедливый транспортный налог.

Мне кажется, что необходимо сделать прозрачным и справедливым транспортный налог. Пусть он состоит из 3-х составляющих, которые будут подробно указаны в налоге, аналогично структуре «платёжки» за услуги ЖКХ.

а) Экологический класс.

Чем выше – тем дешевле. Мы должны стимулировать граждан пересаживаться на более экологичный транспорт и, в то же время, стимулировать покупать новые авто.

б) Место регистрации.

Для крупных городов – дороже, для мелких городов и сёл – дешевле. Отчасти это будет способствовать решению проблемы пробок, и в то же время позволит наполнить региональные бюджеты.
Отдельно отмечу, что необходимо установить минимальный размер транспортного налога, чтобы у отдельных дотационных регионов не было соблазна занижать его практически до нуля (см. Чечня, Дагестан).

в) Оценка автомобиля с точки зрения его вреда для дорожного покрытия.

Очевидно, что от «Дэу Матиз» вред почти нулевой, от «Газели» – выше, от многотонных фур – ещё выше. Пусть каждый платит справедливую цену за дорожное покрытие (кстати, нужно вводить жёсткие штрафы за перегруз).

3. Усилить ФССП.

Единственное ведомство, которое, на мой взгляд, нуждается в усилении, это – федеральная служба судебных приставов.
Многие, кто сталкивался с их работой, знает, что людей там работает недостаточно, из-за чего работа по взысканию налогов, штрафов, и других судебных решений проходит крайне медленно и неэффективно.
Если стоит задача наполнить бюджет, то эту службу нужно усиливать. Иначе, получается, что честные налогоплательщики платят налоги, а разного рода жулики не платят, и при этом чувствуют себя умнее других.

4. Активно развивать безналичный расчёт.

Совершенно очевидно, что прозрачность денежных поступлений на счёт ИП или ООО позволит в полном объёме собирать налоги, позволит бороться с теневыми рынками, сокрытием доходов и т.д.
Предлагаю обязать все розничные предприятия с оборотом от 300 000 рублей в месяц обзавестись устройством по приёму банковских карт (оборудовать эквайринг). Это не стоит дорого для предпринимателей, но собираемость налогов в бюджет увеличит значительно.

5. Односторонняя отмена въездных виз.

Предлагаю в одностороннем порядке отменить визы для европейцев, американцев и, возможно, других развитых стран. Пусть приезжают – привозят валюту в страну и тратят её здесь. Я не думаю, что граждане Германии, США или Венгрии представляют опасность больше граждан, скажем, Таджикистана, с которым у РФ соглашение о безвизовом режиме.
К тому же, более плотное знакомство со страной будет способствовать более тесному развитию бизнеса, науки и других деловых и межличностных контактов.

III. Улучшение инвестиционного климата и развитие предпринимательства

Выделил это в отдельную категорию, так как это является самым важным условием для развития государства.

1. Бороться с монополиями.

Чем вредны монополии? Тем, что монополии, используя своё положение ЕДИНСТВЕННОГО поставщика имеют возможность устанавливать любые цены, которые им покажутся интересными. Конечно, с этим нужно бороться и максимально сокращать число даже так называемых естественных монополий.
Самыми большими монополиями у нас являются «Газпром» и «РЖД». На их примере и рассмотрим борьбу с монополиями.

Почему «Газпром» является монополией? Предлагаю разделит компанию на 2 отдельных компании: компанию по управлению газопроводной системой и компанию по добыче и переработке газа.

При этом подходе монополией будет только компания по управлению трубопроводной и распределительной системой. Её тарифы должны быть понятны и прозрачны, учитывая её статус естественной монополии. Желательно, чтобы её тарифы были привязаны к некой формуле и всегда было понятно, откуда взялась цена на её услуги. При этом данная компания, должна обеспечивать свободный доступ к трубе для ЛЮБЫХ компаний, добывающих газ. И чем больше будет таких компаний, тем лучше. Потребитель получит более справедливую цену, а сама система поставок будет более стабильной и диверсифицированной.

Аналогично предлагаю поступить с «РЖД». Создать две компании: первая будет естественной монополией и будет заниматься обслуживанием и развитием железнодорожной системы, другая её часть сфокусируется на перевозках и будет конкурировать на РАВНЫХ условиях за пассажиров и грузоперевозки с другими компаниями, которые уплатив прозрачные и единые тарифы управляющей компании, получат возможность заниматься перевозками. И чем больше будет компаний по ж/д перевозкам, тем лучше. От конкуренции на рынке потребитель всегда выигрывает и получает более качественную услугу. В то же время, сама конкуренция подстёгивает развитие.

2. Гарантировать иностранным инвесторам неприкосновенность их активов.

Учитывая нынешнюю международную ситуацию предлагаю принять законы, ГАРАНТИРУЮЩИЕ иностранным инвесторам неприкосновенность их активов в России, даже в случае ухудшения международной обстановки. Это будет очень важным знаком для них.

3. Провести массовую декриминализацию в законодательстве.

Предлагаю по максимуму убрать все экономические статьи из уголовного кодекса в административный.
В то же время, необходимо прописать в законе, что все уголовные дела по экономическим делам рассматриваются только открыто. Никаких закрытых дел!

Я считаю, что не нужно держать в тюрьме активного и предприимчивого человека, даже если он где-то набедокурил. Пусть будут очень жёсткие штрафы, но лишать людей свободы за преступления, не опасные для личности или общества, считаю чрезмерным.

4. Налоги, стимулирующие людей созидать.

Налог на собственность для бизнеса должен быть ниже налога на собственность физ. лица. И, на мой взгляд, это правильно. Налоговая политика должна стимулировать людей созидать!

5. Ограничить произвол контролирующих органов.

Разрешить налоговой, пожарным и другим контролирующим органам принимать меры воздействия (предписания об ограничении деятельности, блокировки счёта и т.д.) ТОЛЬКО по решению суда.

6. Создать антикоррупционное ведомство.

Создать специальную службу с горячей линией при ФСБ для обращений предпринимателей. Почему при ФСБ, а не МВД? Потому что глупо жаловаться на произвол одних сотрудников МВД другим сотрудникам МВД :) .

7. Установить контроль над действием чиновников.

Предлагаю создать контроль качества чиновников из налоговой, МВД и других контролирующих ведомств, аналогично тому, какой существует в коммерческих структурах. Не нужно изобретать велосипед. После вашего посещения, скажем, налоговой, вам позвонят из Москвы и спросят о том, были ли с Вами вежливы? Понравилось ли вам обслуживание? Всё ли грамотно Вам рассказали о Ваших правах? Это будет стимулировать сотрудников хорошо работать и поставит заслон коррупции.

Кто виноват в нынешней ситуации в России? Что делать?

Чтобы оценить масштаб экономического и политического кризиса в России, мало оперировать средними цифрами и показателями. Нужно разбираться в самой сути проблемы и только поняв ее существо, можно прикидывать, как ее победить.

История

На момент избрания В.В. Путина Главой государства у нас уже немного устаканились «лихие». Сферы поделили, что можно – прихватизировали, что-то докоммуниздили. Шла тихая спокойная «дойка» как ресурсов, так и населения.

Но вот на политическом небосклоне появился «несменяемый». Как показывает история России, именно такие моменты порождали всплески развития. Примеров сильных духом правителей наша земля знает немало. Подобные ожидания были и в отношении действующего президента, казалось, вот сейчас мы ка-ак встанем с колен.

Но что-то пошло не так…

Ожидания

Ожидания народа крутились вокруг тотального реформирования всей системы. Коммунистическая экономика рухнула, дикий капитализм ничего, кроме расслоения и упадка, не принес, хотелось чего-то среднего. Не такого чопорного и неповоротливого, как плановая экономика, но и не такого дикого и отмороженного, как бандитский капитализм.

Однако на момент становления В.В. Путина это сделать было невозможно. Прикормленный Западом олигархат уже сменил малиновые пиджаки на фраки в западных клубах. Вечно пребывавший «на кочерге» Е.Б.Н. пустил контроль над работой чиновников и силовиков на самотек. Объявить об отмене прихватизации – объявить войну всем олигархам и их западным партнерам, что на тот момент означало крах РФ как государства. Не имея поддержки населения, в глубоком кризисе, с нулевой экономикой, с нулевой армией такой ход был сравни самоубийству.

Реальность

В реальности же В.В. Путин начал лавировать между интересами разных центров сил. Понемногу стал менять «вражеских» олигархов на «своих», реформировать армию, собирать однородную политическую силу в виде «ЕР», разруливать региональные конфликты, постепенно выползая на мировую арен. Скачек цен на нефть подстегнул развитие и, казалось, счастье так близко…

Но практически отлаженная капиталистическая модель фактически рухнула в нашей стране, столкнувшись с азиатским менталитетом.

Дело в том, что на Западе принято пахать с утра до ночи, быть законопослушным, платить все виды налогов и пошлин, но при этом получать достойный уровень оплаты труда и высокий уровень социальных благ; проявлять личную политическую и социальную активность. Чиновничий аппарат запада традиционно несет персональную ответственность за эффективность своей работы.

У нас все строго наоборот. Возможно, только в вопросе «пахать» совпало. Многомиллионная армия чиновников, псевдобизнесменов, депутатов, генералов, родственников тех и других придумали сотни схем как «ничего не делать и получать» из бюджета и «доить лохов», иными словами всех остальных. Близость к правящей партии, дружба с силовиками, безнаказанность взрастили целое поколение раскалывателей и распиливателей, твердо уверенных, что им ничего не будет, – касту «неприкасаемых».

Возможно, В.В. думал, что эта чиновничья армия и станет той основой благосостояния народа, укрепит экономику, власть, культуру, но…

Суровая действительность.

Чтобы взять ситуацию снова под контроль, еще в 2015 году следовало сделать значительный разворот в сторону народа. Отменить приватизацию, объявить национализацию крупных сохранившихся и отжатых заводов, реформировать МВД и Следственный комитет, ФСБ, службу занятости, трудовую инспекцию, ФАС, ЦБ РФ. Провести судебную реформу, законодательную реформу, провести чистки, значительно закрутить гайки чиновникам, депутатам, их родственникам и всем прочим расхитителям, непрерывно вливая средства в развитие сельского хозяйства и производства. Совместно со специалистами различных областей продумать последовательный и четкий поэтапный план оздоровления экономики, свернуть политическую активность на мировой арене, сосредоточившись на внутренних проблемах.

Казалось бы, Путин был близок к этому, власть как никогда крепка, народ носит на руках, на мировой арене уважают, полным ходом идет перевооружение. Но! Момент был упущен. Неприкасаемые уверовали в собственную непогрешимость и богоизбранность.

Сначала тащили помаленьку, оглядываясь и стесняясь, но по мере того как приходило понимание, что за воровство сажают только некоторых, причем риск посадки близок к вероятности выигрыша в спортлото, коррупция и казнокрадство выросли геометрически. Количество выведенных денег из экономики превысило все показатели приличия.

Вот уже «друзья», севшие вместо олигархов, тащат втрое больше чем те, кого они заменили. Многомиллионная армия бездельников, воров, казнокрадов, хапуг, без всякого стеснения грабят людей, продавливают свои интересы, а органы и службы, ответственные за их поимку и посадку, сами отмечаются многомиллиардными взятками, вяло рапортуя о «поимке» тех, кто не делиться или был «слит» своими же, в процессе передела.

А дальше что?

Теперь уже вся чиновничья вакханалия набрала такие обороты, что ни спрятать ее от глаз, ни прекратить, ни даже унять практически невозможно. Остается только возглавить, что собственно В.В. и сделал, оседлав пенсионную и мусорную реформы, НДС и прочее.

Это меры, которые оттягивают неизбежный крах системы, вливают дополнительные потоки в дырявое ведро. Показатели роста доходов банкиров и сырьевых монополистов пока еще прячут пугающие цифры потерь производства и населения, путем выведения «средних» показателей, но это больше похоже на тушение пожара бензином.

В 2018 был второй шанс В.В. изменить ситуацию и возглавить народный бунт, но он предпочел возглавить грабеж, снова пойдя на сделку с чиновничьей ордой. Несомненно, они все клятвенно пообещали, что эти-то деньги уж точно пойдут на благо людей, что они все исправят и снова все будет хорошо, однако настроения большей частью «убегательные», а «реформы» и подарки осчастливливают единиц.

Уровень политической зрелости, уровень профессионализма партии власти, успешно демонстрируют чиновники то тут, то там отмечаясь «высказываниями». Протест был просчитан неверно и второй упущенный шанс окончательно угробил все политические дивиденды президента, поставив его в один ряд с Чубайсом, проект «Единая Россия» провален.

По сути, он спас армию казнокрадов с зарубежным гражданством, пожертвовав собой. Что же его побудило сделать такой шаг? Не думаю что глупость, скорее безвыходность. Больше 15 лет было потрачено на строительство того, что дружно похоронено теми, кого он считал единомышленниками. Однако ответственности с него это не снимает, а история не терпит сослагательного наклонения. Мог бы стать национальным героем, новым русским царем, отцом нации, а стал очередным «нерешившимся и почти получившимся» президентом.

Как ни печально осознавать, но момент, когда нужно было переходить от гибкости к жесткости на грани жестокости, взять на себя ответственность и сломать хребет «доильщикам», давно прошел. Р,ешимости и воли не хватило, а уйти и дать возможность исправить ситуацию – не хватает духа, да и не на кого оставлять, вокруг все те же «друзья».

Однако недовольство на хлеб не намажешь, а коль национальный лидер не способен развернуть ситуацию, придется нам всем навалиться. И речь сейчас не идет о новом путче или какой-нибудь цветной революции. Изъян системы виден невооруженным взглядом. Протестные голосования Хакасии, Якутска, Хабаровского края и результаты работы протестных лидеров говорят сами за себя. Москва потеряла уважение регионов и заботится только о собственном благосостоянии, доходах «друзей» и банкиров.

Однако народная поддержка неравнодушных региональных лидеров, способна постепенно сломить ситуацию без резких потрясений. Возможно, через несколько лет, уже эти самые протестные лидеры, окрепнут, получат опыт и возглавят страну. В противном случае нас ждет очередной виток передела, увенчает который очередной виток «стабильности».

Власть народу, экономика должна быть экономной, вода мокрая, единый народ, средняя ЗП, средняя пенсия, средняя жизнь, больше слов, меньше конкретики – лозунги партии воров и чиновников, спонсоров вымирания и грабежа. Политическая ориентация при этом не имеет значения, у них нет ни родины, ни флага, ни чести, ни совести. Они могут менять партийную принадлежность, цвета, лозунги, но объединяет их одно – никакой конкретики, никакой личной ответственности и тотальный непрофессионализм. Только слова и обещания. Ничего личного, только бизнес.

Кто виноват в нынешней ситуации в России? Что делать?

Глобальное изменение мира продолжается. Не только в политике, экономике, идеологии, но и внутри каждого из нас. Особенно хорошо это видно в многочисленных дискуссиях наших читателей при обсуждении материалов, в которых авторы в том или ином ключе касаются международных отношений.

Это сложный, многогранный, жестокий процесс. Любое разрушение – это чье-то горе. Это крах чьих-то жизненных идеалов. И в то же время это триумф других. Наконец-то сбылось то, о чем они так долго мечтали. Кроме этого, такие изменения страшат. Даже не изменения, а тот итог, который станет известен только через какое-то время.

Я тоже задумываюсь о будущем. Действительно, каким станет мир в будущем? Какую роль будет играть в этом мире Россия? Что должно измениться в наших отношениях с «партнерами» и «конкурентами»? Проще говоря, какова должна быть новая глобальная доктрина развития международных отношений в будущем.

Вопрос достаточно серьезный и требует быстрой выработки каких-то решений. Недаром, по сведениям некоторых СМИ, сразу несколько ведомств готовят свои предложения по изменению деятельности своих сотрудников в новых условиях. В частности, об этом заявили в МИДе России.

Россия должна перейти к глобальной обороне

Вас никогда не смущал тот факт, что мы всегда оправдываемся? Мы все время виноваты. Во всем. Санкции на экспорт зерна и удобрений ввели западные страны, а виноваты в том, что цены на сельхозпродукты в мире скакнули вверх россияне. Украинцы практически уничтожили собственную страну, а в том, что там происходило, опять виноваты мы.

Возникает вопрос о том, нужны ли кому-то наши оправдания? Помните историю с унитазами на арестованных украинских катерах? Когда укропропаганда раскручивала фейк об украденных унитазах? Вроде бы тогда красиво сработала ФСБ, опубликовав видео передачи катеров украинцам с этими самыми унитазами. Однако, поговорите сегодня с украинцами, большинство уверено, что эта история – реальный факт.

Не пора ли прекратить обороняться по мелочам? Не пора ли заявить о своих интересах по всему миру, как это делают американцы или китайцы? Сегодня мы вынуждены принимать меры для купирования польской, прибалтийской, украинской, теперь вот ещё грядущей финской угрозы. Это реально стоит больших денег. И, по моему мнению, изначально обречено на поражение.

Все перечисленные страны – всего лишь инструмент в чужих руках. И мы прекрасно знаем, чьи это руки. Как знаем и то, зачем нам подсовывают эти якобы угрозы. Вашингтон играет глобально. И использует любые, даже самые грязные технологии. Цель американцев понятна – уничтожение нашей страны, а лучше – и нас, как носителей русского менталитета.

Когда в начале 2000-х в прессе появились материалы о том, что фашизм и советский социализм по сути одно и то же, я не воспринял опасность остро. Ну как можно соединить побежденных и победителей? А сегодня это уже чуть ли не ведущая точка зрения на Западе. Сейчас уже и наши сограждане в интернете рассказывают «правдивые истории, рассказанные дедушкой», в которых часто советский солдат выглядит даже хуже немецкого.

Думаю, пора официально назвать врагом недруга! Хватит сюсюкаться. Вашингтон не стесняется нас называть врагами, а мы – добрые, надеемся, что у американцев «проснется совесть». Ну нельзя убрать всех этих микробов у наших границ без объявления открыто врагом тех, кто всем этим руководит! США для России – стратегический враг. Глобальный ворог.

Мы много говорим о безопасности, мы призываем, мы объясняем. И что в итоге? В итоге битва на Украине. Практически война НАТО против России руками украинцев. И я почему-то не могу ответить на вопрос, когда и где она закончится. Украина – всего лишь начало. И хорошо, если не полыхнет ещё где-то.

Может, нам неизвестен другой главарь антироссийского похода – Британия? Почему мы позволяем этому государству издеваться над собой? Почему мы не предпринимаем мер по ослаблению Лондона? Проблем сегодня в Британии вагон и маленькая тележка. Может, стоит помогать тем, кто эти проблемы создает? Почему бы и Британии не указать ее место? Почему Британию нельзя назвать врагом?

Я думаю, уже сегодня наша внешняя политика должна быть направлена на ослабление глобального влияния США и Британии в мире. Может, стоит вспомнить старое «враг моего врага – мой друг»? Мы должны поддерживать врагов Соединенных штатов и Британии по всему миру. Именно поддерживать, что бы ни говорили наши внутренние «борцы за благо народа» о бездарной трате средств.

Это тактика глобальной обороны. СССР не зря тратил свои деньги на поддержку противников США. Да, оборона стоит денег. И рубежи этой обороны совсем не ограничиваются рубежами нашего государства. Наши границы – это всего лишь последний рубеж обороны! Последний!

Как мне кажется, у нас не осталось времени на трусость, на какие-то компромиссы. От нас не отстанут даже в случае, если мы поднимем руки. Извините за жесткое сравнение, но нам будут простреливать ноги и перерезать глотки перед тем, как добить. Хотим мы этого? Сомневаюсь.

Что нам нужно поменять в своем отношении к окружающему миру?

Очень важно поменяться нам самим. Важно уже потому, что мы обнаружили всю ущербность своих идей в отношении наших бывших соседей по Советскому Союзу. Мы увидели, как быстро из «братского народа» можно сделать ярого врага. Как стремительно забывается все хорошее, что было между нами, и всплывает все плохое, придумывается мерзкое. Это касается не только бывших республик СССР, но и бывших стран соцлагеря.

С одной стороны, мы плохие потому, что стали относиться к новым государствам именно как к независимым государствам и требуем платить за все, что экспортируем, как и другие страны. А с другой стороны, нас постоянно упрекают в том, что мы бросили пророссийское население этих стран и не оказываем им необходимой помощи. Так, может, пора объясниться и с этими государствами?

Пора открыто сказать, что у России существуют экономические и политические интересы в соседних государствах. Причем не на уровне посидели-поговорили и забыли, а на уровне заявления президента или премьер-министра. Может, пора законодательно закрепить этот тезис.

Ничего нового я не скажу. Кто-то против того тезиса, что Россия имеет право, и моральное и историческое, на территории бывшей Российской империи? Про советские завоевания я даже писать не хочу. Сомнительно, что таких противников много. Они есть, но в мизерном количестве. Так почему это не закрепить в законе? Что или кто помешает нам это сделать?

Точно так же надо отнестись и к признанию суверенитета. Мне очень нравится наша любовь к закону. Но мне совершенно не понятно, почему мы закон обязаны исполнять, а в отношении нас никто не обязан этого делать. Почему закон имеет векторное действие? Откуда у Прибалтийских государств появились территориальные претензии? Почему не угомонятся японцы? Какое отношение имеют украинцы к нашей Кубани?

Может, пора четко поставить наше отношение к соседям в зависимость от их отношения к России? Хотите реального суверенитета, не разгоняйте волну. Вы – сами по себе, мы – сами по себе, но лишь до того момента, пока кто-то не начнет портить отношения с нами. Это тоже, я так считаю, должно быть закреплено юридически. Суверенитет бывших советских республик должен быть поставлен в зависимость от качества межгосударственных отношений.

Интересно, а почему мы стесняемся таких терминов, как «враг государства» или «государство-враг»? Сколько разговоров сегодня ведется о наших деятелях культуры, которые предали страну в тяжелый период и что? Да ничего. «Нет у вас методов против Кости Сапрыкина»! Захочет кто-то из предателей вернуться и вернется. Законно вернется и будет жить. А со временем и концерты начнет давать.

Я понимаю, что сейчас поднимется вой по поводу свободы слова и прочих химер, но вот вам конкретная ситуация. И конкретные люди. Что с ними делать? Или предательство наказывать не надо? А я ещё раз повторюсь, ситуация достаточно тяжелая, и внутренние враги страшнее внешних.

Вариант с введением понятия «враг государства» вполне приемлем. При этом, как мне кажется, даже не надо вводить какую-то новую статью в УК. Достаточно лишения гражданства и объявления персоной нон грата.

С государствами-противниками ещё проще. Откровенно недружественные страны, типа Польши, Прибалтики и подобные, получают данный статус и автоматически становятся первоочередными целями для российских ВС. Кроме этого, Россия прекращает с ними всякие связи, от экономических до исторических.

Это принесет некоторые неудобства нам, но больно ударит по ним. И не надо прикрываться тем, что какая-то часть населения там «наши». Наши все дома.

Вспоминать или не вспоминать про ЯО

Ещё один вопрос, на который необходимо осветить – это ядерное оружие. Нас часто упрекают в том, что Россия угрожает миру ядерной зимой. Вопрос, конечно, дискуссионный, кто больше угрожает, но спорить не буду. И мы, и Запад частенько упоминаем про свое ядерное оружие.

Из последнего. Заявление Главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина после испытания самой мощной ракеты в мире:

«Один «Сармат» может «снести полберега» того континента, что не понравится России».

Я понимаю, что ЯО – это страшно. ЯО – это фактическое уничтожение целых государств, а, возможно, и континентов. Но посмотрим на нашу военную доктрину. Там все четко сказано, в том числе и про применение ракет с ЯО. Ядерная триада для того и создавалась, чтобы быть последним аргументом в любом противостоянии.

Понятно, что сегодня Запад пытается уменьшить опасность применения ядерного оружия. Не имея средств, которые смогли бы остановить наши новые системы доставки, американцам просто необходимо снять интерес к этой теме. Иначе население опять скатится в 60-е годы прошлого столетия.

Мне кажется, что вопрос о ЯО сегодня более чем актуален. И на самом высоком уровне стоит напомнить миру о нашей военной доктрине. Более того, как я думаю, в ближайшее время следует ожидать «расшифровку» заявления министра Шойгу о формировании новых подразделений в ЗВО. Думаю, там обязательно появится ещё одно ракетное соединение…

Упрекать нас в нагнетании напряженности можно. А как на счет активизации хакеров? Как на счет того, что атаки идут практически ежедневно, в том числе и на СМИ, включая нас. А как быть с наведением с американских спутников украинских пусковых установок?

Как быть с нашими военными и милицией республик, которые практически ежедневно вынуждены осваивать самостоятельно новое оружие и боевую технику? Трофеи, которые просто необходимо использовать против врагов. Как быть с тяжелым вооружением, прибывающим в ВСУ? Это тоже можно?

Трудно, страшно, больно, но обратной дороги нет

Мы живем в военное время. Да, нам пока не объявлена война. Нас пытаются убить экономически, политически, идеологически. Запрещают нашу культуру и спорт. Нас лишают многих привычных вещей. Это грустно. Это обидно. Это несправедливо. Это обидно…

Уже мало кто обращает внимание на сообщения о снижении курса доллара или евро. Просто потому, что на ценах в магазинах это никак не скажется. Все понимают, что государство пока не может тратить средства на социальные нужды. Те программы, которые работали раньше, работают, но новых пока объявлять не будут.

Глобальные изменения в нашей жизни будут. Ломка привычных устоев жизни тоже будет. Это неизбежно. Неизбежно уже потому, что на кону стоит наше существование, наша жизнь… Бояться? А стоит ли? Если боишься – не затевай рискованное дело. А если взялся за гуж…

Главный враг России - нищета

12 октября 2021 года президент РФ Путин В.В., выступая в Москве в Кремле перед депутатами новой Государственной Думы VIII созыва, сказал: «Повторю, что главный наш враг – это низкие доходы наших граждан, миллионов наших людей».

Цепочка взаимосвязанных событий, итоги работы семи предыдущих Дум в России, повлекшая за собой бедность людей такова: системная девальвация рубля (как лёгкий способ наполнения бюджета обесцененными рублями) привела к гибели многие тысячи производственных предприятий, к массовой безработице, а сокращение предприятий (как источников доходов в бюджет) и привело к бедности миллионы людей.

То есть нищета граждан возникла в следствии системы стратегических ошибок в управлении государством и экономикой в следствии «заботы» семи предыдущих Дум. Как говорит пословица: «У семи нянек дитя без глазу». Чем может помочь в данной ситуации «восьмая нянька», какой вклад внесёт восьмая Госдума?

К сожалению, в своей речи В. Путин так и не сказал, как победить главного врага народа – нищету и безработицу.

Как всё-таки исправить ситуацию

Решение данного вопроса осложнено тем, что в России в условиях исключительно   централизованной власти все решения принимаются в «одном центре» (в одной голове), информация распространяется только в одну сторону (сверху вниз), а сигналы в обратную сторону блокируются многочисленными «не проводящими ток диодами».

Большое число бедного населения в России (миллионы людей, чьи доходы после уплаты квартплаты, транспортных расходов и прочих обязательных платежей становятся ниже физически необходимого прожиточного минимума) – действительно является главным тормозом в жизни, развитии общества и страны в целом. Наконец-то это было замечено, и это обнадёживающий признак «света».

Нищие (пенсионеры, безработные) не могут полноценно питаться, должно одеваться, молодые не могут создавать семьи, иметь детей, нет возможности учиться, развиваться. Нищета, безработица, болезни, стрессы – причина вымирания народа. Нищета и безработица убивает также и экономику страны. Нищие не могут приобретать промышленные и сельскохозяйственные товары, не могут пользоваться платными услугами. Экономика, не имея востребованного спроса и не получая платы на свою продукцию и услуги, сокращается и разрушается.

Корни же нищеты находятся в: невежестве, алчности и безнравственности.

Как нищета, безработица, другие беды связаны с нравственными пороками? В период с 1917 по 1991 год в России на лозунгах о свободе и демократии у власти была династия вождей (царей), опиравшихся на «красную» партию, которая была «инструментом» и оружием в их руках.

Самодержавие вождей и их партий – это не есть демократия (не народная власть). Это, условно, «не токопроводящая электрическая система», в которой информационные сигналы (как по нервам в живом организме – от головы к конечностям и от больных органов к голове), идут беспрепятственно в обоих направлениях.

Вожди и их правящая партийная номенклатура жили изолированно от народа, они говорили одно, а делали другое. Информационной связи с народом не было. В конце концов люди перестали верить вождям и их партии, а потому идея строительства государства социальной справедливости (социализма) была провалена – провалена самими же вождями.

Ложь, лицемерие, алчность, невежество, чванство партийной «знати» привело страну к политическому, экономическому кризису, к товарному голоду, а затем к краху. Последний вождь (генеральный секретарь КПСС) сбежал из страны и живёт в Германии, а партия распалась. Народ же потерял результаты своего многолетнего труда, а государство СССР разрушилось. Винить в данном случае следует не только, любивших власть, славу и богатство вождей, но и своё невежество.

С 1993 года и по настоящее время в России (опять же с заявлениями о демократии) к власти пришла новая династия «белых» вождей (царей), опирающихся на всё ту же правящую систему партийного самодержавия, поменявшая цвет, но не поменявшая суть. Что изменилось в системе власти в России? Ничего! Тогда чего ждать от ранее провалившейся не демократической системы?

Что такое капитализм? Безумная алчность накопления капитала низводит сознание людей до уровня животных. Капитализм считает, что товарный рынок накормит народ, которому больше ничего и не надо. Но сказано: «Не хлебом единым жив человек».

Не социализм или капитализм или какой другой “…изм”, не самодержавие партийной системы, а свобода и разум наполняет прилавки в магазинах продуктами труда предпринимателей. Точно так же, как свободный живой и растительный мир, где вообще нет никакой политики, наполняет своим разнообразием огромную природу.

Свободный производитель и предприниматель, которым в России в 1991 году «развязали руки», действительно быстро насытил рынок товарами, но следом этому появилась и новая проблема – нищета и безработица, возникшие по причине насилия правящей идеологии стяжания капитала.

Беспредельное материальное обогащение, нерегулируемое никакими законами – безнравственно. Безумное стяжание капитала (24 олигарха миллиардера в России обладают большим состоянием, чем всё население в стране) является причиной нищеты, безработицы, вымирания народа и разрушения экономики. «Белая» партия, как и предыдущая «красная» повторяет те же самые ошибки.

Что в результате? Невежество, алчность и безнравственность – делают массу людей нищими, безработными, озлобленными, опасными для себя и для окружающих.

Об этих фактах ежедневно пишут российские СМИ, о них говорят на телевидении. Российские школы, учебные заведения, вокзалы и прочие места массового посещения людей превратились в режимные объекты, огороженные железными решетками, электронными замками, рамками металлоискателей, с пропускной системой похожей на тюрьмы, но, несмотря на это, там всё равно происходят массовые убийства. Молодёжь обострённо чувствует лицемерие в обществе, и это вызывает у них неуправляемую ненависть к окружающим. Постоянно и повсеместно в стране происходят зверские преступления. Например: беспричинная агрессия и тяжкие избиения в московском метро, истязания заключенных в Саратовской области, сексуальные извращения и издевательства в «элитных» частях в армии, на почве насилия массовые расстрелы и так без конца…  Каждый может в любой день стать очередной жертвой преступности и насилия. Общество деградирует в условиях отсутствия в СМИ и в обществе правды о причинах происходящего.

Чтобы исправить ситуацию необходима не замена «легиона», стоящих в очередь алчущих власти вождей и их партий, а нужна новая подлинно демократическая система власти. Объединяются в партии не для того, чтобы дать, а чтобы взять власть у народа.

Партии ведут междоусобную борьбу за власть над народом. Нет ни одной партии, которая на словах, заявляя о демократии, на деле готова вернуть власть народу.

Партии собирают в свои ряды «преданных» вождям. В их число попадают: льстецы, лицемеры, алчные коррупционеры, невежды, безнравственные карьеристы и прочие функционеры. Для управления страной и народом нужны: ум, мудрость, честность, порядочность, и другие качества.

Вы спросите, как таких людей выбирать? Теоретическая модель устройства новой системы народовластия (демократии) есть. См. об этом на ссылке материал: «Что такое демократическое государство».

Но 99% людей в мире и в России ничего о ней не знают, так как во многих странах, которые считают себя демократиями, на самом деле нет свободы слова. Там также как и в России правит самодержавие и его партийная власть. Самодержавие всегда против просвещения, так как в знаниях видит угрозу своей власти. Большинство СМИ при партийном самодержавии подавлены, они не служат ни стране, ни народу, ни добродетели.

«Если соль перестанет быть соленой… Она уже ни к чему не пригодна, остаётся выбросить её вон, под ноги прохожим». ((Мф. 5-13).

Если в СМИ говорить правду, то можно правильно, называя корни проблем, иметь возможность исправлять ошибки. Главное «лекарство» от нищеты, безработицы и от многих других бед одно – гласность и правда. Это тот самый путь к победе над нищетой, которые не назвал В. Путин в своём обращении к депутатам.

Ложь убивает людей, а правда свободных СМИ спасает. Если молчать, то нищих, безработных и бед в мире и в России станет ещё больше, жизнь народа ухудшится, будет больше несправедливости, лжи и насилия, и не будет никакой возможности сделать свою жизнь и жизнь людей в стране лучше.

Публикации за 2020 год

Ускоренное развитие Дальнего Востока и зоны Арктики в стратегии пространственного развития России определено как приоритет на весь XXI век. Ключевым условием этого, безусловно, является создание современной транспортной инфраструктуры. Какие именно проекты должны быть реализованы в первую очередь и кто должен этим заниматься – государство или частные компании? Об этом и о многом другом мы беседуем с заместителем Председателя совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации Вячеславом Штыровым.

Цель надо выбрать правильно

– Вячеслав Анатольевич, в прошлом году правитель­ство страны утвердило стратегию пространствен­ного развития России до 2025 года. Появилась на­дежда, что развитие получат Дальний Восток и се­верные территории. Но реально ли это?

– Судя по декларациям правительства России по раз­витию Дальнего Востока, которые звучат в послед­ние годы, там уже должен быть рай земной. Однако люди продолжают его покидать. Причем уезжают даже коренные дальневосточники.

На мой взгляд, во многом этому способствует изна­чально неверно сформулированная цель. Стратеги­ей предполагалась ускоренная интеграция Дальнего Востока в экономику Азиатско-Тихоокеанского ре­гиона. А западная часть России в то же время уско­ренно интегрируется с Европой.

Значит, будет стремительно углубляться уже наме­тившейся разрыв экономических связей между за­падом и востоком страны. При этом станут слабеть социальные, культурные, духовные связи, да и кон­такты между людьми. А дальше что? Политический разрыв?

Из этого следует только один вывод: главная цель, которую мы должны поставить, – это усиление интеграции Дальнего Востока в экономическое пространство Российской Федерации, а вовсе не азиатско-тихоокеанского зарубежья.

Чтобы предотвратить экономический и социальный разрыв внутри страны, в первую очередь должна по­лучить развитие общенациональная инфраструкту­ра, связывающая воедино ее европейскую и азиат­скую части. Надо вплотную заняться сооружением магистральных автодорог, линий электропередачи, трубопроводов. А также реконструкцией Транссиба и БАМа, строительством Севсиба от Урала до Саха­лина и железной дороги на Магадан.

Одновременно с этим нужно выделить и ускоренно развивать отрасли специализации Дальнего Востока в общероссийском разделении труда, которые не просто могут стать локомотивом развития терри­тории, но и позволят занять свою исключительную нишу на рынке товаров в стране. Это рыбная, лес­ная промышленность, машиностроение и др.

При этом надо субсидировать железнодорожные перевозки не сырьевого экспорта, а продукции рос­сийских производителей для нужд дальневосточни­ков. И отправки продукции дальневосточных пред­приятий на запад страны.

Только так – развивая пути сообщения и прорывные отрасли – можно преодолеть наметившийся разрыв между востоком и западом России.

Огромный регион Арктики находится в таком же оторванном от Большой земли положении, как и дальневосточные территории. И здесь в первую очередь нужно заняться строительством Транс­арктической железнодорожной магистрали от Мур­манска до Анадыря, включая Северный широтный ход, развитием Северного морского пути, железно­дорожных линий Белкомур и Баренцкомур, а также воздушного транспорта.

По всем этим направлениям в вялотекущем режиме кое-что делается. Но в целом четкого плана, кон­центрации ресурсов и усилий нет. Вот потому-то и не приходится рассчитывать на ускоренное разви­тие этих территорий, несмотря на все заявления и благие намерения.

И ОСТАНЕТСЯ ДЫРКА ОТ БУБЛИКА

– А как Вы относитесь к созданию территорий опе­режающего развития (ТОР)? Какой эффект они мо­гут дать?

– Я считаю, что механизм территорий опережающе­го развития важен для Дальнего Востока, потому что для предприятий, которые там размещаются, созда­ются хорошие условия. В том числе с точки зрения налогообложения, упрощения всех организацион­ных процедур, а также создания инфраструктуры и возможности получить федеральные средства. Это все привлекательно для бизнеса. Но я не согласен с тем, что в последнее время в ТОРах начали практи­ковать развитие добывающих отраслей. Представь­те себе любое месторождение – золота, угля, нефти, газа. Ведь это невозобновляемые ресурсы – когда мы их извлечем, больше там ничего не останется. За­чем же освобождать от налогов предприятия, кото­рые занимаются добычей? Если добыча природных ресурсов сегодня нерентабельна, пусть они полежат для будущих поколений. Зачем их добывать, не по­лучая от недропользователя никаких доходов и на­логов? Ведь после него останется дырка от бублика, а все деньги окажутся в частном кармане.

Я считаю, что ТОРы должны создаваться только для обрабатывающей и высокотехнологичной промыш­ленности, от которой мы получим готовый продукт. Вот тогда от этого механизма будет реальный толк.

В последнее время ТОРы стали считаться чуть ли не единственным эффективным инструментом раз­вития. Отошли на второй план и недостаточно ис­пользуются механизмы государственно-частного партнерства, комплексного развития террито­рий, отложенных налоговых платежей и др. А ведь они могли бы помочь совершить рывок в развитии инфраструктуры, в том числе железнодорожной.

Хватит бросать деньги на ветер

– Государство делает ставку на частные инвестиции в развитие инфраструктуры. Но можно ли на это рассчитывать в услови­ях кризиса?

– Разговоров на эту тему много, а дел, как всегда, меньше. Но они все же есть. Одним из примеров является строитель­ство компанией «Мечел» за свой счет железной дороги Улак (Амурская область) – Эльга (Якутия) длиной более 300 км. Государственно-частное партнерство развивается и в форме концессии. Таким способом построено несколько платных автомагистралей. Этот механизм начинает применяться и в железнодорожном строительстве. Например, при сооружении линии Лабытнанги – Коротчаево (Северный широтный ход в ЯНАО).

Используется и схема ГЧП в форме взаимных обязательств. В этом случае инфраструктура создается за счет государствен­ных ассигнований, а частные инвесторы обеспечивают ее за­грузку, вкладывая свои средства в промышленные объекты. Пока эта схема не дает однозначно положительных резуль­татов. Но в отдельных, как правило, небольших проектах она довольно успешна. Примером могут служить проекты освое­ния Инаглинского и Денисовского угольных месторождений в Южной Якутии, осуществляемые компанией «Кол- мар» в партнерстве с государством.

Более крупные проекты комплексного развития территорий (КРТ) реализованы либо частично (как «Нижнее Приангарье»), либо приостановлены (как «Урал Промышленный – Урал Полярный» и «Южная Якутия»). Хотя на них уже потрачены не­малые государственные средства.

К примеру, на проектирование железных и автомо­бильных дорог в той же Южной Якутии было израс­ходовано более 7 млрд руб. Однако проект заглох из- за невыполнения своих обязательств компаниями «Алроса», «Росатом», «ЕвразХолдинг».

Причем объективных причин для этого не было, а никакой ответственности они не понесли. Поэтому надо пересмотреть и ужесточить законодательство о государственно-частном партнерстве, иначе день­ги и впредь будут выбрасываться на ветер.

Наиболее крупные инвестиционные и инфраструк­турные проекты сейчас осуществляются в районах Дальнего Востока и Арктической зоны России. Это макро­регионы с особо сложными природно-климатическими и экономико-географическими условиями. Для них требуются иные условия хозяйствования со щадящим налоговым режи­мом, пониженными административными и организационными барьерами.

Все это было предусмотрено подготовленными в свое время в Совете Федерации проектами законов «Об особых условиях развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и «Об Арктической зоне Российской Федерации». Причем речь в них шла не об отдельных территориях опережающего разви­тия, а о макрорегионах в целом. К сожалению, эти законопро­екты остались без движения.

Пора менять источник

Вы были президентом Республики Саха (Якутия), членом Совета Федерации, поэтому хорошо знаете ситуацию в эконо­мике: появились ли у нас в стране институты развития, или по- прежнему все настроено только на экспорт сырья?

– В том, что существующая сырьевая экспортно ориентиро­ванная структура экономики России себя исчерпала, убежде­ны практически все. Но как исправить ситуацию?

В первую очередь надо заменить основной источник само­го существования и развития страны – сырьевую ренту – на интеллектуально-технологическую, снять все инфраструктур – ные ограничения для любых видов хозяйственной деятельнос­ти, оптимизировать системы территориального размещения производительных сил и расселения.

Отрасли и производства, находящиеся на острие научно- технического прогресса, должны получить приоритетную го­сударственную поддержку – не только финансовую, но и орга­низационную.

В развитии инфраструктуры надо отложить разного рода ме­стечковые проекты, являющиеся плодом лоббистских усилий, и сосредоточиться на решении общенациональных вопросов, обеспечивающих экономическое, политическое и мобилиза­ционное единство страны. Речь идет о завершении формиро­вания единых систем энергоснабжения и газоснабжения стра­ны; окончании реконструкции БАМа и Транссиба, строитель­стве Северосибирской, Трансуральской, Трансарктической, Магаданской железнодорожных магистралей, Белкомура, Баренцкомура; прокладке автомобильных дорог на Чукотку и Камчатку; организации логистических центров и транспорт­ных подходов к ним в крупнейших морских портах; восстанов­лении Севморпути; тотальной газификации всех населенных пунктов. Это каркас всей инфраструктурной системы. Все остальное – на второй план.

Необходимо также продолжить работу по созданию особых условий хозяйственной деятельности в де­прессивных макрорегионах, таких как Дальний Вос­ток, Северный Кавказ, Арктическая зона страны. Понятно, что сформулированные в самом общем виде цели разбиваются на отдельные задачи с по­этапным решением. Эти задачи могут меняться во времени и в зависимости от конкретных обстоя­тельств. Поэтому должна быть создана постоян­ная общенациональная система целеполагания с долго- и среднесрочным горизонтом прогнозиро­вания.

Необходим хозяйственный механизм, обеспечиваю­щий достижение целей. Одним из ключевых его эле­ментов должна быть система мобилизации средств и их вложения в приоритетные проекты. При этом должен быть жесткий контроль за целевым исполь­зованием средств: надо остановить отток капитала за рубеж, установить справедливые цены и тари­фы на товары и услуги естественных монополий, отказаться от плоской шкалы налогообложения доходов физи­ческих лиц и т. д.

Это лишь общие наметки, хотя уже есть подробно разрабо­танные программы перехода страны от упадка экономики к развитию. Но, к сожалению, эти идеи не реализуются на практике. Мы продолжаем двигаться по заданной 30 лет на­зад траектории.

Пока река не вышла из берегов

Транспортная стратегия России на период до 2030 года была утверждена в 2008-м. Одним из ее главных пунктов было фор­мирование единого транспортного пространства страны. Прошла половина срока, а его как не было, так и нет. В чем, на Ваш взгляд, причина?

– Если мы заглянем в ежегодные отчеты Министерства транс­порта РФ о реализации транспортной стратегии России на пе­риод до 2030 года, то увидим, что практически все показатели уже выполнены или выполняются.

26 марта 2020 года министр транспорта представил правитель­ству РФ уже новую транспортную стратегию России – до 2035 года. Ее цели и задачи вроде бы хорошие. Но зачем нужна но­вая стратегия, если срок предыдущей еще не подошел к концу? И как можно разрабатывать новый документ, если неясно, на­сколько эффективным оказался первый? Глубокого анализа вы­полнения предыдущей стратегии ведь никто не делал.

Что же происходит на деле? Вы помните, какое ка­тастрофическое наводнение было в прошлом году в Иркутской области? Я хорошо помню наводнение в Ленске 2001 года, сам принимал активное участие в ликвидации последствий стихии.

По центральному телевидению показывали город Тулун. Запомнился такой кадр: стоит женщина воз­ле остатков моста, снесенного потоком воды. Рас­сказывает журналистам, что ехала на машине из Красноярска через Иркутскую область. И вот уже четвертый день не может проехать дальше. Стою, говорит, и думаю: «Велика наша страна, а связи внутри нее никакой нет. Одна река вышла из бере­гов – и страна распалась на две части, на запад и вос­ток. И не может соединиться, потому что другого пути нет».

А теперь сдвинемся немного на запад. Там есть та­кой город – Тайшет, в него приходят две железные дороги с востока (БАМ и Транссиб) и две уходят на запад (Транссиб и Абакан – Тайшет). Этот насе­ленный пункт, по сути дела, объединяет две части страны. Если что-то случится там, ситуация будет еще хуже, чем с Тулуном, потому что этот железно­дорожный узел не объехать.

Транспортные ограничения приводят к ослабева­нию кооперационных связей между макрорегионами страны. Единое экономическое пространство Рос­сии во многом разорвано. Народно-хозяйственный комплекс на востоке сориентирован в большей сте­пени на себя и на ближайших зарубежных соседей. Взять, к примеру, рыбную отрасль. Львиная доля добытых здесь морских биоресурсов в виде сырья уходит за бесценок в Японию, Китай, Южную Ко­рею. А в европейскую часть России завозится уже готовая дорогостоящая продукция из Норвегии и Исландии. Такое положение вещей ведет не только к финансовым потерям, но и к подрыву продоволь­ственной безопасности государства. И подобная ситуация характерна для большинства отраслей на­родного хозяйства.

Такое же положение и в других сферах человече­ской деятельности. Даже в повседневной жизни, во вкусах и привычках дальневосточники и си­биряки стали пока едва заметно, но отличаться от жителей других регионов. Многие никогда не были в Москве или других городах центральных областей России. Жители же европейской части что-то знают о востоке лишь по телевизионным передачам.

Так постепенно, по цепочке, усиливается действие угрожающих единству государства причинно-след- ственных связей: отсутствие общенациональных транспортных магистралей – затухание экономи­ческих связей между макрорегионами – ослабление социальных и человеческих контактов между их жителями – дифференциация ментальности людей разных регионов страны. Следующий шаг – рас­кол государства на части. Конечно, это крайний и с сегодняшних позиций маловероятный сценарий. Но нельзя же ничегонеделанием создавать для него предпосылки. Как нельзя забывать и об оборонном аспекте. Просто немыслимо обеспечить безопас­ность наших северных и восточных рубежей без надежного инфраструктурного тыла. Вспомним,

Крымскую и Русско-японскую войны Россия проиграла преж­де всего из-за логистики

– Но что нужно сделать, чтобы объединить наши необъятные территории?

– Для решения первостепенных задач необходимо создание за Уралом опорного железнодорожного каркаса с тремя широт­ными скоростными магистралями: Транссиб, Севсиб и Трансарктика.

Самая южная из них – Транссибирская – нуждается не только в реконструкции с целью расшивки узких мест, но и в строи­тельстве обхода российско-казахстанской границы на участке от Кургана до Омска.

Основой Северосибирской магистрали станет действующая Байкало-Амурская (БАМ), которая является частью давно задуманного Севсиба. Для полного осуществления проекта необходимо вывести БАМ на Сахалин, построив мост через Татарский пролив.

По поводу деталей маршрута на запад есть разные точки зре­ния, но общая трассировка понятна: от ст. Аена на БАМе до Ивделя и Красновишерска на Урале. Тогда через действующую Северную железную дорогу и будущие Белкомур и Баренцкомур восточные регионы страны получат выход к глубоководным портам Балтики и западно­го сектора Российской Арктики.

Трансарктическая магистраль должна пройти от Мур­манска до Анадыря. Конечно, широтные магистрали должны быть связаны между собой соединительны­ми линиями. Некоторые из них существуют, другие предстоит создать. Одной из важнейших среди них должна стать железная дорога Усть-Кут – Якутск – Магадан. Ее значение определяется и оборонными задачами, и экономическими причинами: началом освоения новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции и очень хорошими перспективами Яно- Колымского металлогенического пояса.

Мост БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

– Вы потратили много сил для того, чтобы в Якутии была по­строена железная дорога. В прошлом году мы вместе с Вами радовались первому пассажирскому поезду, который наконец пришел в Нижний Вестях. Но оказалось, что рельсы дальше пока не пойдут. Что Вы по этому поводу думаете?

– Думаю, сама жизнь заставит тянуть железную дорогу до Ма­гадана. Даже если ее не заводить в Якутск, а создать в Ниж­нем Бестяхе крупный логистический центр, то в будущем все равно надо будет связывать Западную Якутию с Центральной и Якутск с Магаданом. В транспортной стратегии РФ есть до­рога Усть-Кут – Непа – Ленек, ее надо будет продолжить до Якутска, а дальше через реку Лену и на Колыму. Тогда весь северо-восток страны получит выход к общероссийской же­лезнодорожной сети, а запад Якутии будет связан с ее восточ­ной частью.

Железная дорога до Магадана необходима со всех точек зре­ния. Там, в Нагаевской бухте, действует большой морской порт. Поэтому новая линия даст дополнительный выход глу­бинным районам России в Азиатско-Тихоокеанский регион. В последние годы появились хорошие перспективы для тради­ционных отраслей промышленности северо-востока России – горнодобывающей, рыбной, которые можно дополнить нефте­газодобычей и на суше, и на шельфе Охотского моря. Все это требует надежной логистики.

– Как Вы относитесь к недавнему докладу Счетной палаты РФ, которая сделала вывод, что без совмещенного моста через реку Лену близ Якутска деньги, вложенные в железную дорогу, не окупятся?

– Изначально проект железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск предполагал возведение совмещенного автомобильно­железнодорожного моста. В Якутске находится один из самых крупных аэропортов на северо-востоке России, речной порт и автомобильные дороги. Нет только железной дороги. Поэто­му мост завершил бы строительство большого транспортного узла.

Более того, без строительства совмещенного моста трудно го­ворить об экономической целесообразности построенной ма­гистрали. Здесь выводы Счетной палаты РФ верны.

Помнится, в 2008 году в Сочи проходил большой общероссий­ский транспортный форум. В то время Владимир Путин был премьер-министром, а Дмитрий Медведев – президентом. На этом форуме мы представили проект моста, привезли с со­бой материалы, макеты – и главной задачей делегации Якутии было убедить руководство страны, что строить такой мост надо. Тогда будут оправданны затраты на строительство же­лезной дороги. А Якутск превратился бы в транспортный узел общероссийского масштаба: в столицу республики пришла бы железная дорога плюс три федеральные автомобильные доро­ги – «Вилюй», «Лена» и «Колыма», три республиканские автомобильные дороги – «Нам», «Умнас» и «Амга», а еще речной порт и аэропорт. Получился бы гигантский транспортный узел, который решал бы многие проб­лемы не только Якутии, но и всего северо-востока страны.

И прямо там, в Сочи, было решено, что мост будем строить. К 2010 году к этому все было готово. Оста­лись лишь некоторые детали уже согласованного со всеми ведомствами постановления правительства России. Финансирование проекта было заложено в федеральных целевых программах развития транс­порта и Дальнего Востока.

Однако дело не было доведено до конца по чисто субъективным причинам. Сейчас, если нет фи­нансовых возможностей построить совмещенный железнодорожно-автомобильный мост, надо строить автомобильный мост с опорами, рассчитанными и для будущей железной дороги.

– Какой Вам видится в будущем транспортная инфраструкту­ра Республики Саха (Якутия) и всего Дальнего Востока? Что и как нужно развивать? И на кого в этом рассчитывать – на госу­дарство, бизнес или соседний Китай?

– Я уже говорил, что для России развитие транспортной инфра­структуры очень важно. И особенно железнодорожного транспорта. Кое-кто считает, что железные дороги уходят в прошлое, но с появлением новых технологий и материалов появилась возможность строительства высокоскоростных магистралей.

Смотрите, что происходит в Китае. Китайцы разделили всю стра­ну на квадраты и строят семь скоростных железных дорог в ши­ротном направлении и девять – в меридиональном. Они хотят сни­зить транспортные затраты и увеличить скорость передвижения товаров. Там понимают, что без этого Китай неконкурентоспосо­бен. Что делает Трамп в Америке? Он возобновил строительство трансамериканских скоростных железных дорог. В Европе тоже усиленно строят трансъевропейские железные дороги как альтер­нативу автомобильному транспорту.

А почему мы об этом не думаем? Если хотим, чтобы у нас какие- то производства действительно были эффективными, значит надо резко удешевлять транспортные издержки.

Но любые экономические выкладки меркнут перед самой глав­ной задачей – нам необходимо сохранить единство и целост­ность нашей страны. Восток и запад России практически не имеют транспортной связи между собой. Надо сделать все. чтобы люди общались между собой, ездили друг к другу в гости – одним словом, жили полноценной жизнью. Это и есть главная задача государства.

Беседовала Тамара Андреева. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить бизнес идею
  • Эта страница расходовала слишком много памяти поэтому часть контента была удалена как это исправить
  • Как найти обратную величину по модулю
  • Как найти точки нули функции
  • Сталкер как найти источник энергии