Как исправить свой почерк на красивый в 12 лет за 1 день в домашних условиях

Ещё 20 лет назад ужасным почерком отличались 1–2 неуспевающих ученика в классе. Сейчас письмо даётся с огромным трудом каждому третьему ребёнку. Это связано со здоровьем и образом жизни школьников. Современные дети меньше двигаются и больше учатся. Хорошая новость: всё поправимо! Как улучшить почерк и сколько времени это займёт — рассказываем в статье.

Зачем писать красиво

В младших классах

В начальной школе плохой почерк служит симптомом разных проблем: нехватки внимания, слабости мышц, функциональной незрелости мозга. Если с ребёнком работает нейропсихолог или логопед, улучшение почерка говорит об эффективности занятий. Например, после развития координации школьник крепче держит ручку и увереннее выводит линии. Тренировка фонематического слуха помогает избавиться от написания «а» вместо «о» или «п» вместо «б».

Часто к логопеду приходят школьники, которые знают правила, но не могут применить их на письме. Эта досадная проблема — признак дисграфии, которой страдают около трети учеников. Диагностируют дисграфию только во 2-3 классе, а коррекции нарушение поддаётся в любом возрасте.

В средней и старшей школе

Возможно, школьный учитель привык распознавать каракули отличников. Но выпускникам 9-х и 11-х классов предстоит сдавать экзамены. На ОГЭ и ЕГЭ плохой почерк будет помехой, ведь часть тестов проверяет компьютер, а часть — эксперты. Машина сравнивает буквы с эталоном, и в случае существенного отклонения от него, снижает баллы. Письменные комментарии в ОГЭ и ЕГЭ читают учителя. Им приходится проверять сотни работ, и они легко могут принять неразборчивое написание за ошибку.

Как улучшить почерк и избавиться от ошибок

Развивать моторику 

Важна и мелкая, и крупная моторика. Поэтому логопеды рекомендуют школьникам ездить на велосипеде, заниматься плаванием или скалолазанием. В таких видах спорта мозгу приходится координировать движения правой и левой частей тела. За счёт этого укрепляются межполушарные связи, развивается ловкость и точность движений. Помимо этого тренировки укрепляют мышцы спины — осанка улучшается, ребёнок начинает удерживать правильную позу при письме.

Другая важная задача — развивать мелкую моторику. Для этого необходимо научиться завязывать шнурки и регулярно заниматься шитьём, бисероплетением, или другим похожим творчеством. Увлекательная работа с мелкими деталями тренирует внимательность и усидчивость.

Заниматься со специалистом

Профессиональный логопед работает с причиной проблемы и помогает ребёнку развить несколько навыков. Каждое занятие включает практику письма, упражнения на крупную моторику, гимнастику для мозга и тренировку фонематического слуха в игровой форме. Например, ученику предлагают повторить движения рук в определённом ритме. Другое полезное упражнение — называть слова, в которых определённый звук встречается то в середине, то в начале, то в конце: «кабан», «банка», «лоб».   

Поддерживать ребёнка

В начальных классах поддержка родителей особенно важна, ведь ребёнку трудно контролировать себя. Логопед видит ученика дважды в неделю по 40 минут, а в остальное время ребёнок нуждается в помощи взрослых. Нужно следить, чтобы школьник правильно держал не только ручку, но и кисточку, и цветной карандаш, и столовый прибор.

Чтобы работа над почерком не превратилась в изнурительный труд, полезно играть с ребёнком в словесные игры, которые вам интересны. Если кто-то в семье увлекается вышивкой или вязанием, попробуйте приобщить к рукоделию ребёнка. Главное, чтобы занятия были в радость.

Что нужно для онлайн-занятий с логопедом

«Чтобы увлечь ребёнка работой в режиме онлайн, несколько занятий я провожу полностью в игре, используя методы коррекции. Мотивированный ребёнок — залог отличного и быстрого результата», — Оксана Владимировна Кодолова, логопед Тетрики. 

Гаджет и интернет

Ребёнку понадобится компьютер или планшет и стабильный доступ в интернет. Работать с телефона сложнее, поскольку изображения на экране получаются мелкими.

Рабочее место

Ученику нужны стол и стул, соответствующие росту. Пригодится рабочая тетрадь в мелкую сетку, карандаш и ручка. Стоит позаботиться об освещении: естественный свет для правши должен падать слева.

Свободное пространство

Чтобы выполнять упражнения на координацию и равновесие, нужно место. Ребёнку предстоит прыгать, ходить по ровной линии, стоять на одной ноге и размахивать руками.

Принтер и бумага

Логопед высылает индивидуальные задания, рабочие листы, тренировочные упражнения для занятий. Если принтера под рукой нет, материалы можно печатать заранее.

Когда ждать результатов

Даже при оптимальных условиях улучшение почерка занимает несколько недель. Помимо еженедельных занятий со специалистом, нужно, чтобы родители помогали ребёнку правильно держать осанку и ручку. Минимальный срок для заметных успехов — 2 месяца, или 16 занятий.

Чтобы быстрее поставить руку в режиме онлайн, родители младших школьников могут участвовать в первых 2–3 занятиях. В дальнейшем ребёнок будет понимать словесные инструкции и правильно захватывать ручку при напоминании логопеда.

Срок зависит от цели и состояния здоровья ученика. Получить читаемый почерк с минимальным количеством ошибок можно за несколько месяцев, а чтобы стать выдающимся каллиграфом — потребуются годы. Чем меньше у ребёнка неврологических нарушений, тем быстрее появится результат.

«Моему сыну 8 лет. Дома говорим по-русски, а в школе другой язык. После 12 занятий с логопедом Тетрики ребёнок выучил русские прописные буквы, стал отлично писать, и это отразилось на правописании латинского алфавита!

Я приятно удивлена, что учителя нашли подход именно в онлайне. Думала, что без очного контакта ребёнок такого маленького возраста заниматься не сможет. Мне нравится, что занятия происходят дома, никуда не надо ездить. Здорово, что преподаватели умеют эффективно обучать детей младшего возраста на расстоянии», — Анна Старикова, мама Марка.

Хотите, чтобы ребёнок писал красиво и грамотно — запишитесь на бесплатное занятие с логопедом Тетрики!

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

ГлавнаяПреподаватели › Как улучшить почерк ребенка за 1-3 дня, даже если он пишет плохо и медленно

«У нас в школе просто неумные дети, которых невозможно научить красиво писать и быстро читать», — это реальные слова одного учителя. И такое мнение не редкость.

Однако я предлагаю не верить таким учителям. Потому что есть другой подход к каллиграфии, при котором ученики за 1-3 дня проходят первую пропись и начинают писать красиво.

Это подтверждает случай, который произошел со мной лично.

Когда учитель 1-Б класса 5 апреля экстренно переехала в другой город, уже 6 числа я вышла на замену в этот класс. Только-только стартовала III четверть, и к нам добавились 4 новых ученика, которые ВООБЩЕ НЕ УМЕЛИ ПИСАТЬ! Что делать???

Алгоритм обучения

Я решила выдать детям тетради в частую косую линейку, чтобы они начали прописывать буквы с самого начала.

Результаты первого урока:

Они прописывали по 3-5 букв каждый день. Ребята старались, писали снова и снова, если что-то не получалось.

Кстати, в царской России каллиграфия была ежедневным уроком с 1-го по 4-й класс. Но сегодня нужного уровня можно достичь гораздо быстрее.

Смотрите, какие результаты мы увидели уже через 7 дней:

Дальше – больше!

На 20-ый день занятия каллиграфией мы прошли уже 3 прописи. Осталось дописать 8 букв.

Как быстро достичь результатов?

Ряд последовательных шагов помог ребятам ускорить освоение навыка в разы. Я рекомендую сделать их и вам:

  1. Применить речевые формулы из курса «Каллиграфия. Красивый почерк за 20 уроков». Они очень простые, и детям не нужно зазубривать их наизусть.
  2. Соблюдать правило: не переходим к следующему элементу, если текущий элемент или буква прописаны не идеально
  3. Не заставлять прописывать буквы целыми листами. Если буква получилась, прописываем 3 штуки для стабилизации и переходим к написанию следующей буквы.
  4. Как только написали букву, сразу переходим к письму соединений.
  5. Как только прописали соединения и изучили несколько букв, которые можно соединить в слова, сразу переходим к письму слов!
  6. И главное — все задания делаем посильными для детей.

При таком подходе результаты не заставят себя ждать.

А далее отвечу на самые частые вопросы и помогу развеять сомнения в эффективности метода.

Почему на первоначальном этапе нужно писать в тетради в частую косую линейку?

На это есть 2 основные причины: частая косая линейка помогает регулировать наклон и в такой тетради регулируется ширина соединений.

Важно! Детям нужно показать, какая ширина соединения должна быть между всеми буквами.

Что делать, если ребенок пишет красиво, но медленно?

Продолжать работать в тетрадях в частую косую линейку, постепенно наращивая темп.

Сколько времени нужно писать в таких тетрадях?

Первый год точно нужно.

Мы заметили, что второклассники, которые в течение I четверти писали в таких тетрадях, сохранили наклон и пропорции в написании букв, перейдя к работе в тетрадях с широкой линейкой.

Если практики у ребенка пока мало, нельзя переходить к письму в широкую линейку.

Что делать, если в школе все дети уже пишут в широкую линейку?

В таких случаях я звоню учителю и говорю, что ребенок ходит на курсы коррекции почерка, и ему необходимо сейчас писать в специальной тетради в узкую косую линейку. Отказов пока не было. Все учителя шли навстречу.

Чем мотивировать ученика?

Например, я делаю своих учеников тренерами по письму, и они помогают при работе с новой группой. Так те, кто сам недавно плохо писал, теперь могут стать помощником учителя и заработать 20 рублей за проведение одного урока.

Родителям объясняю, что по-настоящему мы учимся тогда, когда сами учим чему-то других. И все согласны!

Попробуйте повторить эти рекомендации. Вполне вероятно, что и в вашем случае они станут мощнейшим прорывом в области обучения каллиграфии. И помогут растить молодое поколение детей, которые хотят писать красиво, быть старательными, терпеливыми и последовательными.

Бесплатный вебинар о запуске летних интенсивов →

Ольга Васильевна Лысенко

Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.

Reader Interactions

По целому ряду причин ребенок может иметь неаккуратный и неразборчивый почерк.

В действующей школьной программе, к сожалению, отсутствует предмет, знакомый всем выпускникам советских школ – каллиграфия. В стремительно развивающемся мире цифровых технологий практически любые операции можно выполнить без применения письма от руки. Детей это, конечно же, тоже коснулось. Такая ситуация негативно сказывается на почерке большинства учеников начальной школы. Но не стоит винить только лишь технологии – причин плохого почерка может быть масса.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЛОХОГО ПОЧЕРКА

По целому ряду причин ребенок может иметь неаккуратный и неразборчивый почерк. Ознакомимся с основными.

• Неправильная посадка и некорректный захват ручки
Возможно, высота стола плохо отрегулирована под рост ребенка, необходимо создать комфортные условия для малыша, чтобы долгое сидение не вызывало негативных эмоций. Почерк и его стиль закладываются именно в начальной школе, поэтому учителю важно объяснить каждому ученику верное положение руки и правильный захват ручки или карандаша. Родителям при подготовке домашнего задания также следует следить за выполнением этих условий.

• Некоторые особенности головного мозга
Некоторые дети имеют врожденные дефекты работы мозга. К ним можно отнести зеркальное письмо, дисграфию, и дислексию. Это совсем не значит, что ребенок в умственном развитии уступает своим сверстникам. Просто развитие у него идет по собственному пути. Но во всех этих случаях необходима работа со специалистом-дефектологом, чтобы помочь ребенку быстрее и правильней освоить письмо.

• Неусидчивость и отсутствие старания
При такой манере поведения родителям и учителям следует вовлечь ребенка в процесс. Подвижному ребенку сложнее даются задания, требующие усидчивости, поэтому важно сделать задание интересней. Необходимо попытаться донести до малыша важность хорошего почерка и хвалить за правильно выполненные задания.

• Нарушения мелкой моторики
Все качества моторики развиваются еще в дошкольном возрасте. Если с ребенком недостаточно занимались соответствующими играми и рисованием, то в школе такой малыш может заметно отставать. Ситуация хоть и с трудом, но подвергается корректировке. Необходимы постоянные упражнения с педагогом.

• Неразвитое пространственное воображение
В появлении этой причины плохого письма нельзя винить родителей или педагогов, так как качество является врожденным. Есть ряд специальных тестов на пространственное восприятие, которые помогут выявить проблему. Помочь ребенку смогут специальные игры, которые необходимы на постоянной основе.

• Психологические аспекты
К ним можно отнести все ситуации в школе и дома, вызывающие психологический дискомфорт у ребенка. Плохая атмосфера дома, ссоры и скандалы, несомненно, плохо сказываются на самооценке малыша, он начинает бояться неудач и предпочитает вообще не выполнять задание. То же самое можно сказать и о буллинге от одноклассников. Помочь ребенку может только работа с психологом и создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Какие бы ни были предпосылки у возникновения плохого почерка, важно своевременно их выявить и приложить все возможные усилия для скорейшего разрешения возникшей ситуации.

ИСПРАВЛЕНИЯ ПОЧЕРКА У ДЕТЕЙ 1-2 КЛАССОВ

В первые годы обучения закладывается основа, которая будет служить началом восприятия всего последующего материала. Детям первых лет обучения важно привить любовь к письму. Процесс не должен вызывать негативных эмоций. Если у малыша более активна левая рука, то ни в коем случае нельзя его переучивать.

Прежде всего, необходимо позаботиться о правильном рабочем месте и освещении. Лучше на личном примере несколько раз показать ребенку, как правильно держать ручку. Важно учитывать, что карандаш или ручка должны удобно ложиться в руку, быть легкими и не иметь мажущего эффекта.

Раньше для обучения использовались механические приемы переписывания одних и тех же слогов и слов. Сейчас обучение письму и чтению проходит параллельно, поэтому дети понимают, что они пишут. Это важный фактор, который следует использовать для мотивации.

Кроме письма в прописях и тетрадях следует также практиковать упражнения, в которых требуется повторить написание символов несколько раз. Сделать занятие интереснее помогут цветные ручки или карандаши.

Не стоит забывать о поощрениях малыша. Нужно дать ему понять, что красиво написанная работа не только понравится учителю и принесет хорошую оценку, но и порадует родителей. Так у ребенка улучшается отношения к самому себе и к учебному процессу.

В более раннем школьном возрасте исправление почерка проходит легче. Детям постарше приходиться приложить чуть больше усилий. Рассмотрим методы корректировки в разных возрастах подробнее.

КАК ИСПРАВИТЬ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА 9 ЛЕТ: ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В этом возрасте ребенок уже полностью умеет читать и писать. Нужно проанализировать, в чем именно выражается его плохой почерк: разная высота букв, неравномерные промежутки между словами, неверный наклон или неправильные соединения символов. Подбирать упражнения для корректировки следует в соответствии с актуальными проблемами.

• Графические упражнения
Для выполнения потребуются альбомы для рисования и карандаши разных цветов. Для образца учитель или родитель должен изобразить несколько линий различного характера – зигзаги, прямые, волнистые и прочие. Перед ребенком ставится задача несколько раз повторить образец в разных цветовых вариантах. Когда этот этап будет у ребенка получаться хорошо, можно переходить к более сложным символам и узорам. Упражнение помогает мелкой моторике развиваться лучше, при этом улучшается пространственное восприятие.

• Массаж рук
В перерывах рекомендуется не забывать дать детским рукам расслабиться. Подойдут различные стишки, сопровождаемые определенными движениями пальцев. Можно также использовать игольчатый мячик, перекатывая его в ладонях. Массаж можно делать даже при помощи обычного карандаша, энергично перекатывая его в зажатых ладонях. Такие техники позволят руке отдохнуть и сделают мышцы руки более выносливыми.

• Упражнения со штриховкой
Вниманию ребенка следует предложить очертания фигурок животных или предметов с образцом штриховки, которую требуется нанести. Штриховка должна быть различных направлений и цветов. Это упражнение нравится многим детям. Несмотря на кажущуюся простоту, штриховка улучшает моторику, учит выполнять символы определенной величины и позволяет повысить пространственное ориентирование. В ходе исследований было замечено, что упражнения на штриховку способствуют формированию усидчивости.

Это только малая часть упражнений, благоприятно влияющих на почерк ребенка. Самое главное в процессе улучшения письма – систематичность и регулярность занятий.

КАК ИСПРАВИТЬ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА 10 ЛЕТ – ВОЗРАСТ, ТРЕБУЮЩИЙ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

В возрасте 10 лет ребенок уже выработал свой определенный стиль письма. Исправление недочетов дается сложнее, чем в более раннем возрасте.

Есть большое количество упражнений, которые помогут исправить положение. У ребенка уже достаточно знаний, чтобы использовать более сложные игры.

• Слепое письмо
Ребенку предлагается написать слова, не глядя на них. Начинать можно с простых слогов, далее прописывать целые слова и словосочетания. Такой метод улучшает пространственное понимание и развивает работу обоих полушарий мозга.

• Таблицы Шульте
Методика была разработана для тренировки внимания и вовлечения в процесс обоих полушарий мозга. Суть метода заключается в том, что необходимо назвать цифры по порядку, не отводя взгляда от центра таблицы. Для еще более продуктивной работы с таблицей рекомендованы к использованию цифры разных цветов. Это упражнение поможет скорректировать восприятие высоты букв при письме, даст возможность делать равные промежутки между словами.

• Художественная лепка
Обычный пластилин поможет улучшить почерк любого ребенка. Нужно ставить задачу вылепить животное или предмет наиболее точно, со всеми мелкими деталями. Также можно практиковать лепку на плоскости. Такие занятия активизируют работу обеих рук, научат соизмерять величины.

• Письмо на скорость
В среднем, ученик 10 лет должен писать от 7 до 12 слов в минуту. Если этот показатель ниже, то поможет выполнение письма на скорость. Пусть даже почерк при этом будет оставлять желать лучшего, но прописывая буквы таким способом постоянно, ребенок лучше сможет координировать свои движения в тетради. Способ в дальнейшем способствует выработке одинаковой высоты и наклона символов.

Все упражнения, выбранные для работы, следует делать регулярно, не реже 3 раз в неделю.

КОРРЕКТИРОВКА КАЛЛИГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

У подростков изменить почерк достаточно сложно. Здесь большую роль играет отношение к учебе в целом. Поэтому важно выяснить, нет ли у ребенка психологических проблем, которые в конечном итоге могли повлиять и на стиль письма.

Подростки неохотно занимаются с преподавателями или родителями. Поэтому можно предоставить такому ребенку свободу выбора – иметь красивый почерк или нет. Можно посоветовать использовать методики улучшения письма или подарить сертификат на курсы каллиграфии. Важно донести до ребенка важность красивого почерка. И дело не только в том, что окружающим легче буде читать написанное, но и при качественном письме происходит своеобразная тренировка полушарий мозга. А от их работы зависит творческое мышление и потенциал.

В работе с трудным почерком следует придерживаться определенной системы и графика проводимых занятий. Только терпение педагога и родителей помогут ребенку значительно повысить качество своего письма.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Исправление почерка взрослогоСовременные технологии постепенно вытесняют ручки с бумагой. Люди привыкли набирать текст на компьютере, смартфоне или планшете. Ввиду отсутствия практики многие потеряли навык каллиграфического письма.

Принято считать, что красивому почерку нас обучают в школе, и пытаться исправить его в будущем бесполезно. На самом деле с нами остается только манера написания и отдельные привычки. Сделать свой почерк более разборчивым и красивым можно в любом возрасте.

Какие ошибки допускают во время письма?

Прежде, чем начать улучшать навык письма, необходимо понять собственные ошибки.

  1. Большие энергозатраты. Наиболее распространенная проблема – чрезмерное напряжение во время письма. Возможно, вы неправильно держите пишущий инструмент, неудобно сидите или неверно поворачиваете листу бумаги. В связи с этим забываете о красоте своего почерка, так как сильно устаете от процесса. Необходимо научиться расслабляться.
  2. Слишком быстрое письмо. Скорее всего, почерк испортился из-за того, что вы пишете слишком быстро и не обращаете внимания на красоту написания. Необходимо тренироваться делать это медленно, четко выводя все символы.
  3. Проблемы в отдельных символах. Иногда ошибки возникают при написании нескольких букв или цифр. Оцените свежим взглядом любой написанный вами текст, и посмотрите, на что нужно обратить внимание.

Что необходимо сделать перед упражнениями?

Перед тем, как начать тренировки, проанализируйте свой почерк. Возьмите любой написанный текст и оцените его по нескольким критериям:

  • расстояние между словами;
  • интервал между буквами;
  • ровность строчек;
  • четкость линий;
  • наклон и размер букв;
  • стиль письма.

Таким образом, вы определите, что конкретно не нравится в собственном почерке, что необходимо исправить и какой стиль выбрать. Также можно изучать почерки других людей и готовые шрифты в интернете.

Читайте также: Как развить дикцию и четкость речи: 9 бесплатных правил

Сколько времени займет процесс?

Исправление почерка взрослого требует регулярности и времени. Для качественного результата необходимо упражняться по 30 минут в день минимум. Исправить почерк можно на специальных занятиях со специалистами в нашем центре.

Советы по исправлению почерка взрослого человека

Эти базовые шаги и регулярные кропотливые занятия обязательно принесут достойный результат. Главное – старание и терпение.

  1. Начните со своего рабочего места. Для формирования красивого почерка важно не только желание, но и правильно организованное пространство: ровный твердый стол, удобный стул с жесткой спинкой, хорошее освещение. На рабочем месте должно быть много места, чтобы сидеть было удобно. В процессе письма плечи и конечности не были напряжены. Подготовьте несколько простых упражнений для того, чтобы размять пальцы в перерыве.
  2. Подберите подходящую ручку. Подойдет как шариковая, так и перьевая, главное, чтобы было комфортно держать ее. Удобнее всего инструмент средней толщины с резиновой насадкой, его комфортно держать, так как пальцы не соскальзывают.
  3. Приобретите качественную бумагу. Листы в узкую линейку помогают привыкнуть к нормальному размеру букв и ровному написанию строчек. Бумажные листы в клетку подойдут для тех, кто хочет уделить внимание расстоянию и форме букв; на них также лучше видны недочеты, которые вы допускаете при письме.
  4. Научитесь правильно держать пишущий инструмент. Его необходимо расположить между большим, указательным и средним пальцами. Конец ручки поместите на ребро ладони или сустав указательного пальца. Держите инструмент на расстоянии в одну треть от пишущего края.
  5. Начните с простых элементов. Попробуйте исписать всю страницу горизонтальными линиями, стараясь сохранять одну длину и параллельность. Затем повторите это же упражнение с вертикальными линиями. Постепенно пишите более трудные символы: зигзаги и фрагменты букв. Можете даже купить прописи, чтобы тренироваться было проще.
  6. Поупражняйтесь в написании всего алфавита по одной букве. Посмотрите в интернете варианты написания той или иной буквы. Затем заполните строчки всеми элементами по очереди. Например, если у вас проблема в наклоне букв, старайтесь выводить их все вертикально.
  7. Не торопитесь. Когда вы учитесь красиво писать, необходимо делать это расслабленно, не спеша. Ускоряйтесь, когда доведете приобретенные навыки до автоматизма.
  8. Используйте разные пишущие инструменты. Когда вы немного потренировались в каллиграфии, поэкспериментируйте и выводите буквы разными ручками: шариковыми, капиллярными, приобретите механический или простой карандаш.

Читайте также: Как научиться правильно писать без ошибок

Дополнительные советы

Постарайтесь внести в свою жизнь больше письменности: чаще используйте блокноты, откажитесь на время от интернет-переписок и печатания на клавиатуре. Начните больше писать в повседневности:

  1. Заведите личный дневник. Каждый вечер записывайте всё, что произошло за день. Это не только позволит потренироваться в письме, но и поможет переосмыслить прошедший день.
  2. Подписывайте поздравительные открытки. Начните поздравлять друзей лично, преподносите им открытки, подписанные от руки.
  3. Пишите список дел на день. Начните записывать все, что вам нужно сделать за сегодня в блокноте или на стикере. Так вы будете ежедневно тренировать письмо, и станете продуктивнее.
  4. Переписывайте небольшие тексты. Записывайте отрывки любимых произведений, стихотворения или тексты песен. Это позволит тренировать не только каллиграфию, но и грамотность.
  5. Пишите письма. Раньше было принято посылать друг другу письма в конвертах. Конечно, сейчас есть интернет, но каждому будет приятно получить написанное послание. К тому же, это отличный способ потренировать каллиграфию.
  6. Старайтесь записывать всю информацию на бумагу. Откажитесь от заметок в телефоне или документа на компьютере.

Помните, что грамотный, разборчивый почерк достигается только с помощью упорных тренировок, требующих усердия и терпения.

Дата публикации: 14.09.2020. Последнее изменение: 21.07.2022.

Вашего ребенка ругают за неразборчивый почерк? Буквы упрямо скачут со строчки на строчку, постоянно путаются, несмотря на регулярные занятия и монотонную работу в прописях? Прежде чем ругать школьника, разберитесь в причинах его проблемы. Плохой почерк — не всегда следствие небрежности или лени ученика. В основе могут лежать особенности психических процессов, недостаточная сформированность высших психических функций. Их можно скорректировать особыми упражнениями, а зачастую необходимо прибегнуть к помощи нейропсихолога.

Почему важно исправить почерк?

В детском возрасте мало кому удается идеально выводить буквы. Нередко ребенок приносит тетрадь, где красным цветом подчеркнуты буквенные соединения, слова. За неразборчивые закорючки часто снижают оценки, даже если ошибок нет. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает мотивация учиться, ведь его усилия, знания не оцениваются по достоинству. Со временем проблема только усугубляется. Объемы текстов постоянно растут, в классе ученик не успевает за темпом диктовки, ему приходится чаще других отдыхать. Результат — недописанные диктанты и контрольные, плохие оценки. Так, даже самый смышленый и способный школьник может превратиться в двоечника.

В начальной школе постановка письма только зарождается. По мере развития и совершенствования мелкой и крупной моторики буквы должны получаться все более красивыми, ровными. Но если почерк у детей среднего или старшего возраста остается корявым и неаккуратным, это может свидетельствовать о психологических проблемах. Например, указывать на плохие отношения со сверстниками, родителями или даже быть следствием дисграфии. В таком случае исправление почерка у школьника будет одним из шагов на пути к восстановлению ментального здоровья, становлению ребенка как личности.

Причины плохого почерка

Спутанные буквы, неправильные соединения, неразборчивое написание — не всегда эстетическая проблема или отражение неуспеваемости школьника.

Повлиять на становление почерка могут такие факторы, как:

  • Неправильно обустроенное рабочее место — недостаточное освещение, неудобный стул, слишком высокий или низкий стол. Как следствие — нарушается осанка, страдает почерк.
  • Неправильное расположение тетради на письменном столе, отсутствие наклона, неправильный выбор авторучки и т. д.
  • Недостаточность развития у школьника мелкой моторики рук.

В некоторых случаях причиной некрасивого почерка может быть дисграфия — нарушение работы головного мозга, а именно — недостаточная сформированность высших психических функций. Но это состояние хорошо поддается коррекции, пусть и не так быстро, как того хотелось бы.

Виды дисграфии

Что такое дисграфия? Это специфическое нарушение способности писать, которое не связано с интеллектуальными способностями человека и не является признаком умственной отсталости. Принято выделять три вида дисграфии — моторную, оптическую, акустическую.

Моторная

При моторной дисграфии человек испытывает трудности при выполнении акта движения, поэтому рука быстро устает.

Частые ошибки:

  • замена букв на схожие по написанию;
  • постоянные исправления;
  • повторение элементов слов — слогов, букв, соединений;
  • неровные и дрожащие линии;
  • неверное написание букв, их пропуск.

Оптическая

В этом случае человек не способен разграничивать графемы, поэтому у него возникают трудности со зрительным формированием слов.

Частые ошибки:

  • написание слов в обратном порядке (справа налево, встречается у левшей);
  • пропуски отдельных элементов букв или добавление лишних;
  • ошибочное написание: вместо «в» — «д», вместо «л» — «и» и т.д.

Акустическая

Данное расстройство письма связано с несовершенным фонематическим восприятием. При этом произношение звуков не страдает и остается в пределах нормы.

Частые ошибки:

  • перестановка слогов;
  • недописывание элементов слова;
  • замена букв;
  • неверное определение шипящих, парных и т.д.

Исправить почерк у детей с диграфией без помощи специалиста невозможно. После диагностики специалист-нейропсихолог выявит причину трудностей, составит коррекционную программу. Если потребуется, он порекомендует обратиться к сторонним специалистам для лечебного массажа или поддерживающей медикаментозной терапии.

Как улучшить почерк?

Рекомендации по улучшению детского почерка зависят от возраста. В начальной школе еще рано говорить о дисграфии. Начать нужно с самых простых шагов — найти причину, мешающую писать нормально, и устранить ее.

Что нужно сделать:

  • Посмотрите, как сидит школьник, какое расстояние от глаз до письменных принадлежностей, соответствует ли высота мебели росту ребенка.
  • Проверьте ручку, которой пишет ребенок, на предмет удобства. Дети выбирают канцелярию по внешнему виду, не задумываясь о комфорте.
  • Посмотрите, как расположена тетрадь на столе: сохраняется ли нужный наклон, хорошо ли в ней пропечатаны линии.
  • Проследите за тем, как школьник держит ручку: правильный ли у него захват, подходит ли толщина, не слишком ли ручка тяжелая.

Как только вы убедитесь, что детское место организовано правильно, можно приступать к работе над качеством, скоростью письма. Классический вариант постановки — прописи. Существуют обучающие материалы для детей разных возрастов и даже для левшей. Не торопите и не критикуйте ребенка, психологи рекомендуют применять «метод пряника». На постановку может уйти несколько месяцев или даже год. Все зависит от частоты занятий, усидчивости школьника. Главное, что вы сформируете базовые навыки, которые никогда не забудутся, а будут с годами только совершенствоваться.

Упражнения, тренировки на постановку почерка

Любое занятие, направленное на постановку руки и подготовку к письму, нужно начинать с пальчиковой гимнастики, которую делают в младших классах школы. Разомните кисти, сделайте сжимающие и разжимающие движения пальцами, растяните кисти наружу и внутрь. Чтобы добиться стойкого результата, заниматься нужно регулярно. Рекомендуется уделять письму до одного часа в день.

1. Раскраски

Сделать первые шаги навстречу хорошему почерку помогут раскраски. Они развивают моторику, мышцы кисти, учат удерживать пальчиками предмет, регулировать силу нажатия. Используйте для раскрашивания карандаши, фломастеры, краски, мелки.

2. Штриховка

Задача ребенка — провести ровные линии внутри рисунка так, чтобы они не вышли за контур. Штрихи могут иметь разную направленность, быть ровными, наклонными, волнистыми, пунктирными. При выполнении простейшего задания ребенок получает базовые навыки, которые необходимы для обучения письму, исправления почерка.

3. Срисовка

Сначала можно использовать копировальную бумагу. Ребенку нужно будет перевести уже существующий рисунок на альбомный лист. В дальнейшем можно усложнить задачу. Например, попросить повторить изображение самостоятельно.

4. Вырезание

Для занятий лучше брать ножницы с закругленными краями, чтобы обезопасить ребенка. Предложите маленькому школьнику начать с самых простых фигур — треугольника, квадрата, прямоугольника, круга. Постепенно усложняйте задачу, переходите к аппликациям, давая на пальчики большую нагрузку.

5. Рисунок по клеткам

Повторяя рисунок, изображенный на обычном тетрадном листе в клетку, школьник тренирует пространственное восприятие, внимание, старается аккуратно вести линии, вовремя переходить на новый уровень, делать ровные углы.

Для тренировки хорошего почерка не обойтись без прописей. Подбирайте уровень сложности, соответствующий возрасту школьника. Начинайте с обычных линий, постепенно переходите к узорам, усложняйте задания, следите за наклоном, направлением элементов.

Советы и рекомендации для родителей

Первая и самая важная рекомендация для родителей — перед глазами школьника должен постоянно находиться пример красивого письма, за который его похвалили. Это будет мотивировать ученика к новым достижениям.

Что рекомендуют психологи:

  1. Не гонитесь за быстрыми результатами. Все мы были детьми и помним, как сложно отказаться от увлекательной игры, прогулки с друзьями и сесть за занятия.
  2. Не заставляйте писать сразу слишком много. Из-за чрезмерной нагрузки у маленького школьника могут появиться боль в кисти, ощущение скованности. Если не хотите, чтобы только при одном взгляде на прописи или тетрадь в голове у ребенка возникали негативные ассоциации, выработайте комфортный график занятий.
  3. Пусть ваш школьник сам выберет в отделе канцелярии ручку, тетради, материалы для творчества. Будьте рядом, чтобы скорректировать его выбор, объяснить, на что нужно обращать внимание.
  4. Дайте понять ребенку, что вы пытаетесь ему помочь, не стыдитесь его почерка. Психологическая составляющая в данном вопросе играет важную роль.

Есть один нестандартный совет, который неожиданно дает хорошие результаты — купите чернила и перо. Писать пером достаточно сложно, тем более ребенку, который усердно работает над исправлением почерка. Чтобы что-нибудь написать пером, не оставляя кляксы или царапины на бумаге, нужно найти нужный наклон, нажим, выработать правильное положение руки. Во время увлекательных занятий каллиграфией ребенок может почувствовать себя Гарри Поттером, мысленно переместиться в Хогвардс. Если занятия, приложенные усилия не приносят ожидаемого эффекта, рекомендуем обратиться к детскому психологу, чтобы исключить возможные нарушения.

Смотрите также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в славгороде алтайского края
  • Метро 2033 как найти хельсинг
  • Как найти угловой коэффициент секущей к графику
  • Как найти среднюю величину времени
  • Составьте для школьников младших классов рассказ рассуждение на тему как определить несъедобный гриб