Как исправить свою жизнь духовно

Как быть христианином в самых обычных повседневных
ситуациях? На этот раз мы выбрали из нашей почты вопросы
об отношении человека к самому себе и к ближним и задали
их Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.



Владыка, для любого человека важно общение с другими
людьми. Можно сказать, что в общении — и с
близкими нам людьми, и с не очень близкими и приятными
— мы учимся христианству на практике. В почте
нашей рубрики «Вопрос священнику» есть
вопрос, который достаточно характерен для многих из
тех, кто только входит в Церковь или пока
«присматривается» к ней. Вопрос такой:
«В Евангелии сказано, что нужно любить ближнего
как самого себя. А в другом месте, что надо
отвергнуться себя. Так надо ли себя любить и как надо
это делать? Заботиться о своем здоровье, о хорошем
отдыхе, о разных удовольствиях — это любовь к
себе? Ведь только довольный жизнью и собой человек
может нести добро другим, а злой и дерганый приносит
одни неприятности. Мария».

— Действительно очень хороший вопрос — в том
смысле, что в нем, как в капле воды, отражается
мировосприятие современного человека, пока не близкого
Церкви и христианству. Да, в Писании сказано: возлюби
ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Эта мысль
раскрывается и в других евангельских словах: во всем, как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними (Мф. 7, 12). Эти слова — золотое правило
человеческой нравственности. Для христианина —
главный принцип его взаимоотношений с другими людьми. А
вот в другом месте Господь Иисус Христос говорит: если кто
хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой,
и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Здесь речь идет совсем о
другом — о следовании человека за Богом,
утверждается иерархичность ценностей в жизни христианина.

Любовь к себе — естественное человеческое чувство.
Поэтому и о любви к ближним Господь говорит просто и ясно,
так, чтобы всем было понятно: вот как ты любишь самого
себя, так полюби и человека, который находится рядом.
Хочешь благополучия? Желай благополучия и другому
человеку. Хочешь достатка и счастья? Пожелай их и другому
и помоги ему этого достигнуть. Здесь речь идет об обычных
земных вещах.

Но тот, кто хочет в прямом смысле идти за Господом, должен
отвергнуться себя, то есть перестать ставить собственные
интересы на первое место, отодвинуть их в сторону, взять
свой крест (все то, что уготовано человеку в этой жизни
— и доброе, и неприятное) и терпеливо идти вслед за
Христом. Поэтому два евангельских отрывка, приведенных в
вопросе, говорят о разных вещах.

Заботиться о своем здоровье, хорошем отдыхе, разных
удовольствиях — может быть, это не столько любовь к
себе, сколько себялюбие. Между этими понятиями есть
разница. Я не хочу сказать, что это вещи постыдные,
греховные, ненужные — нет, конечно. И об отдыхе надо
заботиться, и о здоровье. Относительно удовольствий
— нужно отнестись с рассуждением. Да, есть
удовольствия не предосудительные, но очень часто бывает,
что изобилие разных удовольствий просто стирает в человеке
все человеческое. В подобной заботе о себе — только
часть любви к себе, причем незначительная, простейшая. Для
христианина любовь к себе — это стремление ко
спасению, к жизни с Богом, устремленность к высшим
идеалам. Не просто к тому, чтобы хорошо поесть, попить,
поспать и получить удовольствие, а к тому, чтобы стать
настоящим человеком. Один советский автор написал очень
известную в свое время книгу, где есть слова, которые и
христианину полезно помнить: «Жить надо так, чтобы
потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы». В человеке должно быть стремление к высшему,
к тому, что после его смерти останется в вечности. Это и
есть настоящая любовь к себе.

С моей точки зрения, совершенно чудовищно звучит
утверждение, что только довольный собой человек может
нести добро другим. Это абсолютно неверно. Человек,
довольный собой и своей жизнью, — страшное
существо, которое лучше обходить за километр. Для того,
чтобы это понять, достаточно почитать классическую
литературу, где все самодовольные люди — антигерои.

Если же человек злой и дерганый — да, это
действительно плохие качества, и они говорят о том, что он
не привык и даже никогда не пытался научиться переносить с
терпением какие-то испытания в своей жизни. Не бывает ведь
беспроблемной жизни, иначе не вешались и не стрелялись бы
люди богатые и знаменитые, не уходили бы они столь
страшным образом от своего богатства. Человеческая душа
— бездна. Ее не заполнить всеми богатствами и
наслаждениями мира, потому что она создана Богом и для
Бога, и только в Боге может успокоиться.

Человек, по-настоящему состоявшийся, — это
тот, кто научился с благодарностью Богу и с терпением
преодолевать все тяжелое и неприятное, кто живет с
упованием на Бога, с любовью к Нему и к окружающим людям.
С таким человеком действительно хочется находиться рядом.



А как быть, если у человека изначально тяжелый
характер? У нас есть такой вопрос: «Скажите,
пожалуйста, почему одному человеку от рождения Бог дает
характер смирный, добрый, кроткий, а другому, наоборот,
горделивый, злой, раздражительный? Получается, что
добрым людям легче быть добродетельными, легче
спасаться. И земная их жизнь складывается успешнее, чем
у тех, кто имеет тяжелый характер. А это бывает,
например, из-за того, что в своей семье в свое время
они не получили любви и должного воспитания. Почему
такая несправедливость? Или я в чем-то
неправа?»

— Да, уважаемый автор вопроса и права, и неправа.
Все люди разные по своему характеру, но я не соглашусь с
тем, что они рождаются со столь резкими различиями. Очень
многое зависит от воспитания, от того, что человек получил
в семье. Напомню, что в книге аввы Дорофея
«Душеполезные поучения», в главе «О том,
чтобы не судить ближнего» есть замечательный пример.
На невольничьем рынке были проданы две девочки. Одну
купила благочестивая женщина, сделала ее членом своей
семьи, воспитала добродетельной. А другую купила блудница
и вырастила соответствующим образом. И авва Дорофей
спрашивает: когда эти девочки вырастут, если они согрешат
одним и тем же грехом, разве будет Господь судить их
одинаковым судом? Конечно, нет. Это надо иметь в виду.
Господь будет оценивать поступки человека, учитывая те
обстоятельства жизни, в которых он воспитывался.

Вообще, это сложный вопрос, из числа тех, что всегда
приходили людям в голову (их еще называют
«проклятыми»). Вспомним, что на подобные
вопросы преподобного Антония Великого («Господи,
почему одни люди живут долго, а другие мало? Почему добрые
страдают, а злые благоденствуют?.. ») Богом был дан
ответ: «Антоний, то судьбы Божии, а ты внимай себе и
спасешься». Есть вещи, на которые мы получим ответ в
вечности. Но нам самим нужно исправляться —
стараться быть добрыми, никогда никого не осуждать. Если
видишь, что у тебя что-то не получилось в юности, в
молодости, нужно себя перевоспитывать. Это сложно, но, с
Божией помощью, возможно. Собственно говоря, христианство
— это и есть длительный, до самой смерти процесс
воспитания человеком самого себя.

— По традиции, у нас много вопросов о грехе,
в котором почти всем нам приходится каяться на каждой
исповеди. «Всегда что-то находится: и в разговоре с
близкими узнаешь что-то о ком-то не по своей воле, и сама
делишься, если что-то неприятное на работе
произошло»,— замечает наша читательница и
спрашивает: как отличить осуждение от констатации факта и
как «проглотить» неприятное, что говорят о
тебе или делают в отношении тебя другие люди?

— То, что мы называем здесь констатацией факта,
скорее всего, тоже осуждение. Нельзя закрывать глаза на
какие-то очевидные несправедливости или неправильности. Их
нужно сознавать, но совсем не обязательно выслушивать об
этом от других или самому кому-то рассказывать. В таком
случае это осуждение чистейшей воды, и никаких других
определений для этого явления не существует.

Для того чтобы не осуждать других, человек должен очень
честно и внимательно относиться к самому себе. Когда он
отдает себе отчет в собственном состоянии — а оно у
нас у всех очень неважное, — тогда ему в
голову не придет осуждать окружающих. Нужно постоянно
прикладывать усилия к тому, чтобы не осуждать, это
главное. Тогда начнет что-то получаться. На самом деле
все, что касается духовной жизни, требует постоянных
усилий: Царство Небесное силою берется, и употребляющие
усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Что касается того, как «проглотить неприятное»
— здесь тоже необходим навык. Но какой? Опять же у
аввы Дорофея есть хороший пример. Он рассказывает об одном
монахе, которого постоянно ругали, а он, казалось,
относился к этому совершенно спокойно. Удивляясь такому
устроению, авва Дорофей спросил: брат, скажи, как ты
достиг бесстрастия? Тот ответил презрительно: «Мне
ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них
обиды как от людей? Это — лающие псы». И авва
Дорофей здесь со скорбной иронией замечает: «Нашел
путь брат сей…». Такой путь ни в коем случае
избирать нельзя. Нужно суметь настроить себя на то, чтобы
видеть свои недостатки. Видите, опять мы вернулись к
этому. Тогда ничто, сказанное о нас другими людьми, не
будет казаться нам совсем уж неправильным.
«Достойное по делам своим принимаю» —
вот это нормальное отношение.

Нужно воспитывать в себе смирение. По слову одного из
оптинских старцев, смирение ни на кого не гневается и
никого не прогневляет (вот об этом очень часто забывают!).
Ни на кого не гневаться — это первый этап, очень
сложный, он может занять у человека годы. Второй —
никого не прогневлять… Тут просто за голову
схватишься и скажешь: «Нужна еще одна жизнь для
того, чтобы этого достичь». Но нужно стараться.

— Как же научиться ладить с людьми?
«Как научиться чувству такта и дипломатии? Из­за
этого иногда отталкиваю людей и не могу строить
гармоничные отношения. Есть ли для этого духовные
методы?» — спрашивает наша
читательница.

— Видите ли, в чем дело: не существует
«духовных методов» для того, чтобы добиться в
самовоспитании каких-то отдельно взятых положительных
результатов. Человек должен жить хрис­тианской жизнью
во всей ее полноте — стремиться к Богу, стараться
выполнять заповеди Божии, быть внимательным к себе и к
окружающим. И если благодаря этому он
«переформатируется» во внутренне собранного,
внимательного к собственным движениям души, к поступкам, к
словам — тогда он обретает и умение налаживать свои
отношения с людьми. Это не такт и дипломатия — в
духовной жизни это называется по-другому. Тогда человек
становится и помощником, и приятным собеседником, вообще
тем, на кого можно положиться в жизни. Христианин —
это целостная личность, в которой нельзя выделить какие-то
отдельные добродетели. Поэтому надо воспитывать в себе
христианина, пересматривать свою жизнь, полностью
перенастраивать ее в соответствии с Евангелием —
тогда все будет получаться. А иначе — аутотренинги.
Конечно, усилием воли можно себя заставить быть
дипломатичным или просто научиться хорошим манерам. Но,
видите ли, когда нет религиозной мотивации и настоящей
внутренней перестройки, все это очень ненадежно и
некрепко. Поэтому, я думаю, нужно просто менять всю свою
жизнь.

Подготовила Наталья Горенок

Вашим последним письмом вы сделали мне настоящий праздник. Как светлеет ваша голова и решения сердца вашего принимают верное и спасительное направление!

Итак, вы решились все сделать как должно. Благослови, Господи! Хороши все ваши замыслы о будущих новых порядках жизни. Но чтобы с жару вы не покривили сего дела, хоть это было бы и надесно7, спешу кое-что сказать вам в руководство.

Смотрите, перестраивая все, обращайте более внимания на внутреннее, чем на внешнее. Внешнее пока можно оставить как оно есть, исключая то, что по самому существу своему вредно действует на сердце: осуечает, разбивает мысли, набивает лишние желания и подобное. Перестройка, конечно, должна коснуться и внешних порядков, но не столько в их форме, сколько в духе, с которым это делать надо. Если сделать так, то внешнее останется будто то же, за малыми исключениями, но дух будет во всем другой. Выгода от не слишком резкого ломания внешних порядков та, что перемена ваша никому не будет бросаться в глаза.

Второе, что нужно иметь в мысли, вы уже имеете, именно: не думать, что загаданное легко придет в исполнение. Сколько помех и совне и совнутрь! И вы хорошо делаете, что готовитесь вступить не на цветистый путь, а на борьбу. Так, так! Бороться готовьтесь и все просите Господа, чтобы даровал вам силы все выносить, что встретите неприязненного и мешающего. На себя не надейтесь. Все упование возложите на Господа – и помощь Его всегда будет с вами.

Но, готовясь бороться, не думайте, что всегда будете торжествовать. Часто придется только оттерпливаться, неся одну тяготу. Часто придется видеть, что при всем желании быть исправною прокрадываются и прорываются промахи. Ведайте наперед, что все это в порядке вещей. Встретится – не ужасайтесь. Теперь заранее то предвидя, и не ожидайте впереди иного течения жизни, как среди всяких противлений, волнений и неудач.

Одним только запасайтесь – крепким мужеством ни на что не смотря стоять в начатом деле. Это одно теперь на всю жизнь должно быть положено и запечатлено обетом и твердой решимостью. А как пойдет жизнь, какие будут успехи и промахи, как встретят то другие – это все отдайте на волю Божию.

Из опытов, замеченных в житиях святых, видно, что Господь разно ведет к совершенству тех, которые прилепляются к Нему теплою любовию и Ему посвящают жизнь свою. Попускает Он и врагу действовать неприязненно, не отдаляя, однако ж, при этом и Своей помогающей десницы. Все – Бог. Но пути Его дивны и, главное, сокровенны. Даже сам руководимый узревает их уже после, озираясь вспять. Как уместна потому всегдашняя молитва: «Имиже веси судьбами, спаси мя!» А с молитвою и предание себя в руки Божии – всецелое, безвозвратное.

И враг не будет дремать. Святые Божии заметили, что он на начинающих действует двояко: одним совсем не мешает и никакого противодействия не оказывает. Те, не встречая препон ни внутри, ни вовне и видя, что все идет так гладко, начинают мечтать, что вот-де мы как: вдруг всех врагов разогнали – и показаться не смеют. Как только эти мысли западут, тотчас и враг подоспеет и начнет развивать мечты тщеславные, от коих родится самоуверенность и Божией помощи забвение, неискание и за то – лишение. Как только дело дойдет до сего, враг начнет уже тирански действовать: возбуждать недоброе внутри и сильные противления совне – и бедный самоуверенник падает. Эти случаи нередки. И извольте принять сие на вид теперь же, когда соображаете, как устроиться в жизни, чтобы, когда начнете новую жизнь и пойдет все гладко, не возмечтать о себе, но увидеть в этом вражескую засаду – самую опасную – и усугублять опасливость и внимание к делу. Совершенство, мало-мальски видное, приходит после трудов и трудов, после годов и годов, а не с первых начатков и не с первых дней.

На других, напротив, враг с первых же дней нападает со всей силою и стремительностью, так что начавший теряется. Куда ни обратится, все против: и в мыслях, и в чувствах, и вовне видится только одно такое, что идет поперек добрым намерениям, и ничего благоприятного. Делает это враг затем, чтобы устрашить новичка с первого раза и заставить его бросить свои благие намерения и возвратиться вспять – к жизни беспечной и невнимательной. Коль же скоро заметит, что новичок не поддается, а стоит на своем, тотчас сам отступает. Ибо мужественное стояние против врага заслуживает венцы труженикам, а он не хочет доставлять их. Так это имейте в виду, чтобы в случае сильного напора противностей сразу не сробеть, зная, что это уловка врага, которую он тотчас и бросит, как только заметит стойкость.

Вы очень хорошо делаете, что впереди не видите цветов. Это настоящее воззрение на дело. И готовьтесь к стойкости. Однако же спасайтесь. Еще надлежит сказать вам кое-что, но это до другого раза.

* * *

7

Уклонение может быть на десную страну и на шуюю (направо и налево). Первое есть ревность не по разуму, второе – леность.

Источник: Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? : письма / свт. Феофан Затворник. — Москва : Отчий дом, 2012. — 301 с. ISBN 5-87301-120-6

Комментарии для сайта Cackle

У каждого из нас есть незримые духовные наставники (Ангелы-Хранители). Они охраняют нас и направляют в этой жизни. И когда Вы запутаетесь, когда зайдете в тупик и Вам будет нужен совет, просто попросите духовных наставников Вам помочь. Спросите их как Вам поступить, что Вы делаете неправильно? Просто четко и громко произнесите Ваш вопрос. Например:

«Духовные наставники помогите мне понять, почему в моей жизни произошла такая-то ситуация. Что я делаю не так? В чем мои ошибки?».

Свой вопрос можно произносить постоянно. До тех пор пока не получите ответа. Естественно, Ваш вопрос должен идти от сердца. Вы должны искренне хотеть понять свои ошибки и исправиться, а не просто надеяться, что все проблемы решат за Вас и все рассосется само собой.

Много интересного в нашей группе на ОК

В течении ближайшего времени к Вам начнут приходить различные идеи и мысли о том, что Вам необходимо предпринять и изменить в себе. Это духовные наставники начнут «вкладывать» в Ваше сознание свои подсказки. Будьте внимательны и прислушивайтесь к себе.

Начинайте исправлять свои ошибки и вскоре ситуация изменится к лучшему. Вы сможете преодолеть свой жизненный кризис благодаря советам духовных наставников.

Упражнение «Духовное решение земных проблем»

Если вы переживаете из-за каких-то проблем и забот, значит, надо напомнить себе, что вашему Духу известны наилучшие решения и выходы, причем с помощью Духа эти проблемы могут быть решены легко.

Взгляните на ситуацию глазами Духа. Вспомните, что вы проходите на Земле важные уроки, и ваша проблема – часть этого необходимого вам опыта. Главный урок состоит как раз в том, чтобы вспомнить о своей Божественной природе и найти Божественные, духовные решения всех проблем.

Напоминание о том, что нужно доверять Богу

Отождествитесь со своей Божественной сутью, и представьте, как бы вы – ангел – увидели происходящее. Ангел полон любви, ангел точно знает, что ему невозможно причинить вред, ангел уверен в своих силах, потому что он располагает Божественной энергией, а она всесильна, кроме того, ангел с восторгом и энтузиазмом воспринимает свою временную роль человека на Земле и получает удовольствие от каждого своего шага в этой роли. Он рвется жить, действовать, проявлять себя!

Представьте себя таким ангелом, проникнитесь его настроем и быстро дайте себе ответ:

«Что я должен сейчас сделать, чтобы быстро, легко и радостно найти наилучший выход из этой ситуации (или наилучшим образом справится с этой задачей)?»

Вам обязательно придут в голову хотя бы два-три новых варианта действий, о которых вы раньше не задумывались. Выберите самое изящное, самое приятное для вас решение и осуществите его так, как сделал бы это ангел!

Упражнение «Важно – неважно»

Как только заметите, что из-за чего-то переживаете, тревожитесь, беспокоитесь – а часто бывает, что расстраиваемся мы даже из-за пустяков, – сразу вспоминайте о своей вечной и бессмертной Божественной сути и говорите:

«Это неважно. Это пустяк. Это временно. Это пройдет. Это ничего не значит».

Представьте, как отбрасываете от себя эту проблему, словно мячик, она отскакивает от вас и улетает куда-то далеко, за пределы видимости.

Если речь идет о проблемах посложнее, можете добавить:

«Я с этим справлюсь. Я это решу».

И сосредоточьтесь на ощущении своего Божественного Я. Подумайте о том, что поистине важным является ваша Божественная суть и ее Божественное могущество.

По материалам книги Тамары Шмидт — «Крайон. Желание сбудется, я помогу! Послания Нового Времени»

Человек, который долгое время живет церковной жизнью, иногда сталкивается с духовным выгоранием: например, утрачивает эмоции, осмысленность в духовной жизни, начинает реже ходить в храм, не имеет прежнего рвения, интереса, начинает оправдывать свое состояние, раздражается из-за него или чувствует вину. Это лень, усталость или разочарование? О причинах духовного выгорания и том, как его пережить, «Правмир» поговорил с православным психологом Наталией Скуратовской.

Наталия Скуратовская

Сначала все свято, а потом начинается жизнь

— Духовное выгорание — часто люди понимают его по-разному. Кто-то перестает испытывать эмоции в духовной жизни, кто-то внезапно сталкивается с несовершенствами людей в Церкви и не может их вынести. Одни чувствуют, что ни на что нет сил, другие будто бы пресытились церковной жизнью, стало неинтересно. Что вы думаете как психолог об этом явлении?

— Для меня здесь соединяются два понятия. Первое — эмоциональное выгорание в религиозной жизни, оно сродни аналогичным состояниям в любой деятельности, в которую мы вложили много эмоциональных усилий и которая для нас в какой-то момент была значима, но либо нас истощила, либо не принесла того результата, на который мы рассчитывали.

Второе понятие — духовный кризис, который является закономерной частью нашей духовной жизни и по большому счету представляет собой исчерпание прежних смыслов и порой — состояние богооставленности, которое надо пройти как испытание для обретения большей зрелости и смирения в отношениях с Богом. 

Поэтому духовное выгорание я бы определила так: есть два явления, иногда они происходят одновременно, иногда одно из них. Для начала нужно разобраться, какой именно случился сбой, от этого зависят наши дальнейшие действия.

— А может, у человека не духовное выгорание, а в целом неудовлетворенность жизнью. Как понять?

— Разочаровался в жизни ­— это третья история, экзистенциальный кризис. Здесь могут быть разные толкования. Все имеют право на частное богословское мнение, мое такое: духовное выгорание прежде всего относится к нашим отношениям с Богом. Это может проявляться в сложностях, например, с молитвенной практикой или вообще с соблюдением обрядовой стороны церковной жизни, которая, по сути, не главное — это средство, и средство именно для приближения к Богу. И как раз, когда мы говорим о выгорании, мы недовольны прежде всего этим, в других сферах жизни у нас может быть все и неплохо.

А в целом неудовлетворенность жизнью — это когда не оправдались наши ожидания.

Мы понимаем, что какие-то наши желания не сбудутся уже никогда. Например, никогда не будет какой-то профессии, семьи, детей, какого-то ощущения смысла от собственной деятельности или от каждого прожитого дня. 

Но иногда человеку кажется, что чего-то не будет, а оно потом появляется. Смысл — вещь, которая может быть найдена в любой ситуации. Поэтому, когда человек чувствует, что все его достало, надо остановиться и начинать конкретизировать. А что именно достало? Если это вас не устраивает, каким оно должно быть?

— Насколько выгорание вообще связано с внешним контекстом, в котором мы живем? Священник снял с себя сан, прихожане — раз, и разочаровались, выгорели. Или это не связано?

— Внешняя сторона, иначе говоря, объективная реальность, безусловно, влияет. Иногда причиной духовного кризиса становится какое-то событие. Это некий импульс, но никогда он не является основной причиной. 

И если мы говорим о церковной жизни, то обычно есть некий цикл. Изначально бывает много идеализации. Неофит приходит в Церковь, все в ней свято, для него открываются новые смыслы. По аналогии с отношениями — это как период яркой влюбленности, когда достоинства преувеличивают стократно, а недостатки не замечают.

Ну а потом начинается жизнь и через какое-то время происходит крушение иллюзий. Не обязательно всех и в полном объеме, но становится понятно, что какие-то вещи, которые мы считали незыблемыми, на самом деле отсутствуют или они совсем не таковы, какими мы их считали. Внутренние противоречия накапливаются, а еще и идеализация работает — человек же, если что-то не так, ищет причину в себе, и у него возрастает чувство вины. Выгорание не случается мгновенно, это не короткое замыкание в электрической сети, а процесс.

— Как тогда почувствовать, что процесс пошел? Какие сигналы?

— Первую стадию выгорания обычно проскакивают незамеченной, потому что она выглядит так: мотивации меньше, а человек старается прикладывать усилия и «жмет на газ». Вроде бы он становится даже более активным, деятельным, ревностным, но чем дальше, тем больше результаты достигаются усилием воли и стиснутыми зубами. 

И в какой-то момент происходит откат назад. Человек чувствует раздражение, апатию, желание поменьше контактировать с людьми или не делать те дела, которые спровоцировали это выгорание. В общем, спрятаться в домике, чтобы туда никто не мог попасть.

— А если мы упустили момент? Вот это все нарастало как лавина, и человек вдруг почувствовал, что уже не справляется. Наступил кризис. Что дальше?

— Дальше начинается депрессия и физическая неспособность что-то делать. Психика поочередно включает один защитный механизм за другим. Может произойти обесценивание — как психологическая защита. Если обесценить все, что мы идеализировали, мы вроде бы от этого дистанцировались. 

Потом, если процесс не застопорится на этой фазе, качели качнутся в обратную сторону, и будет принятие. 

Это более взрослая позиция: да, мир не идеален, Церковь не идеальна, люди не идеальны, но в этом есть то, что мне дорого.

Собственно говоря, человек уже не ожидает, что ему кто-то сделает идеально.

На этом переломе, когда старые модели не работают, а новые пока не созданы, у человека возникает ощущение полной беспомощности, потери контроля над происходящим и главное — над собственным эмоциональным состоянием. 

А потом, если человек не поддался отчаянию и продолжает искать, он переосмысливает прежний опыт и приходит в состояние созидания. Появляется новое понимание, виден выход из тупика, какой-то новый образ действий. В этом и смысл духовного кризиса, человек совершает качественный скачок.

Когда превращаешься в религиозный автоответчик 

— Все мы работаем, учимся, у нас есть друзья, увлечения, соцсети, есть график, в котором не умещается все, что хотелось бы успеть. А еще есть храм с циклом богослужений, строгим порядком и подготовкой к Таинствам. Каждое из правил приоритетно рекомендовано, но любой человек всегда, конечно, исполняет меньше и знает, что всего не исполнить, а субботний вечер с друзьями в баре никогда не будет уважительной причиной не прийти на службу. Влияет ли на духовное выгорание эта раздвоенность жизни?  

— Влияет и это, потому что в любой сфере — профессиональной, религиозной или же в личных отношениях — все успеть невозможно, это абсолютно здравая позиция. 

Здесь, с одной стороны, есть объективные сложности, потому что наша Церковь, приняв Типикон за ориентир, по сути, предлагает мирянам жить по монастырскому уставу. И за последние 30 лет возник мейнстрим относиться к мирянам как к таким недомонахам. Естественно, происходят послабления. Либо человек по собственной воле принимает решение, либо он это согласует с духовником, если таковой имеется: «Это я делаю, это я не делаю. Два раза в месяц я хожу на всенощную, а два раза — в кафе с друзьями, в спортзал или в театр». Потому что у большинства людей два выходных, и добросовестный прихожанин как минимум половину воскресений тратит на храм.

А кто-то пытается объять необъятное. Это предсказуемо не получается, и человек терзается чувством вины. Ну опять же, первый вариант предполагает достаточно зрелую позицию: человек готов принять ответственность за то, что может ошибиться. Но если духовная жизнь для него важна, он методом проб и ошибок попытается что-то изменить. 

Потому что аскетика — это как спорт. Предлагаются разнообразные комплексы упражнений, мы выбираем себе по силам. Например, вот вы, изящная девушка, не пойдете поднимать штангу в 200 килограммов, даже если вам захочется стать сильной. А Типикон для мирянина — это такая же штанга.

— Но меня может взять азарт, и тогда я буду заниматься спортом ради того, чтобы эту штангу поднять. И то же самое, допустим, с постом или молитвой, это превращается в самоцель: прочитать ради того, чтобы прочитать…

В психологии есть такое понятие — сдвиг мотива на цель. Когда что-то, что являлось средством, приобрело отдельную значимость, а целью стало как раз доскональное выполнение действий.

Все затевалось для того, чтобы в нашей жизни было присутствие Божие, но потом вдруг нам стало важнее, насколько в ней присутствует обрядовая сторона.

Отчасти этим объясняется неизбывное чувство вины, притом зачастую от имени Церкви.

Священники предлагают чувствовать себя виноватыми, такое встречается во многих публикациях: «Это все лень, потакание своим слабостям, это все от развращенности. А вот в древности-то люди…» Мифические люди древности — они, конечно, делали абсолютно все и абсолютно идеально. Но это тоже признаки религиозного невроза, которым заражают друг друга опытные профессиональные верующие или священнослужители, придерживающиеся этой позиции.

— Но мы часто слышим, что каждое слово в Церкви, каждая традиция — это огромное духовное богатство. Отказался от поста — ты себя сам лишил радости, не помолился — ты просто не любишь Бога, не общаешься с Ним. Так ли обедняют себя люди, когда отказываются от исполнения каких-то церковных правил и норм? Ведь на их место может прийти не только праздность, но и спорт, увлечения, учеба…

— Да, «ты не молишься, правила не вычитываешь, богослужения прогуливаешь, себя обедняешь». Понимаете, здесь тоже скрывается невротический механизм, потому что человеку предписывают должные и недолжные эмоции: ты выполняешь это действие, ты должен чувствовать себя счастливым. Человек это добросовестно проделывает, но счастливым себя не чувствует. Или сначала по неофитству чувствовал, а потом это куда-то испарилось, осталось только ощущение мучительного самопринуждения.

Возникает ощущение потери смысла. Любой человек, который год за годом вычитывает молитвенное правило, нарабатывает автоматизм. 

Я через это проходила, у меня кризис добросовестного следования практикам «читаем правила из молитвослова» случился, когда я была в Церкви уже лет десять. Я непреложно соблюдала все предписанное. Нет, я не испытывала разочарования. Просто поймала себя на том, что читаю абсолютно на автомате и параллельно думаю о своих рабочих делах и хозяйственных вопросах. При этом я произношу все положенные слова, с должной отработанной за десять лет интонацией. Я могла бы с ней читать и на клиросе, никто бы ничего не заметил.

— Как вы от этого избавились?

— Когда превратилась в «религиозный автоответчик», я серьезно обеспокоилась своим состоянием. Для начала купила себе монастырский молитвослов на церковнославянском. Не сработало. Потому что я же все знаю наизусть! Читаю первое слово — и все, автоответчик включился. Думаю, ладно. Попробовала составить другое молитвенное правило на свой вкус, а потом пошла посоветоваться с одним дружественным иеромонахом. «Ну как вообще, это нормально? Потому что иначе я вообще молиться не могу».

Фото: Михаил Масленников

Признаюсь, ожидала, что он меня начнет отговаривать и рассказывать про мою гордыню, но нет. Оказалось, многие так делают и в монастыре, и в миру. «Хорошо, что ты сама придумала, я бы тебе то же самое посоветовал». Более того, он сказал, что, когда молитва совсем не идет, можно, например, главу из Евангелия почитать, Псалтырь или Иисусову молитву. Главное, чтобы из этого не уходило внутреннее содержание, обращенное к Богу. Отличный метод, до сих пор пользуюсь.

«Я хороший, потому что у меня все плохо»

— А как влияет на качество нашей духовной жизни понятие греха и вины? Почему люди в Церкви часто зациклены именно на том, чтобы найти в себе какие-то недостатки, проблемы? Нас так научили? Или это сами люди «находят себя» в Церкви, где есть почва для самобичевания?

— Понимаете, тут опять же два измерения. У нас есть церковная традиция, в которой понятие греха и вины занимают ключевое место. Грех в переводе означает «промах», «ошибка», а между виной и ошибкой есть разница. Осознание своей ошибки порождает желание ее исправить. Покаяние — это перемена ума, его смысл — осознать, что я сделал что-то, отлучающее меня от Бога. 

И тогда про грех и про вину мы можем говорить как про силу, побуждающую нас меняться.

Но на практике получается, что человек получает невротическое чувство вины, когда «я виноват во всем». И здесь стоит напомнить, что Покаянный канон или вечернее правило, в котором много покаянных мотивов и самообвинения, написаны из ощущения безусловной Божьей любви. А люди приходят в церковь, встречают там товарища по несчастью, и им действительно легчает, потому что они наконец-то попали в среду, где так относиться к себе кажется одобряемым поведением: да, я чувствую себя хуже всех, но здесь это называется смирение, этому надо учиться. А есть люди самонадеянные (с адекватной устойчивой самооценкой) — они плохие, они не смиренные.

— То есть я хороший, потому что у меня все плохо, я страдаю, и это правильно. Такая логика?

— «И это правильно, именно поэтому меня Бог спасет», — думает человек. Научиться гордиться тем, от чего страдал до Церкви — это тоже выход. 

В психиатрии это называется копинговая стратегия сдерживания симптома. Человек теряет шанс на исцеление, потому что все, что исходит от Церкви, воспринимается людьми такого склада как сакральное: что это сам Бог дал нам в руки молитвослов, написал все правила, чинопоследование литургии, всенощной, к тому же на церковнославянском языке, и отступать от этого — все равно что бунтовать против Бога. И дальше можно отключить голову и снять с себя ответственность, а чувство ответственности — оно вообще очень мучительно и для многих непосильно.

— А если мы от этих правил отходим? Если человек спокойно решает есть сыр в пост или сам устанавливает себе график, сколько он будет раз ходить в церковь, и вообще ведет себя самостоятельно и при этом живет во Христе и со Христом. У него не будет выгорания?

— Выгорание может случиться всегда. И если иметь в виду выгорание как утомление в своей религиозной жизни, как раз на этом пути нас тут же подстерегает опасность. С одной стороны, мы включаем здравый смысл, а с другой — у нас все равно есть соблазны. Или нам просто удобнее на данном этапе жизни остаться без Бога, поэтому мы впадаем в самообман. Ну собственно, аскетика об этом тоже предупреждает.

Но некое регулярное духовное усилие, направленное к Богу, необязательно в строго регламентированных формах, должно присутствовать. Наша жизнь ритмична. У нас есть суточный цикл, годовой цикл, то же самое в церковной жизни — есть суточный круг, годовой круг. Если мы делаем что-то регулярно, нам это, во-первых, легче, во-вторых, некоторые вещи дают накопительный эффект.

— Человек говорит: «Не поеду на службу один раз: устала за неделю, в субботу еще нужно приготовить, постирать, отдохнуть». Но потом один раз не поехала, два, месяц, полгода. Чем больше пропустил, тем труднее вернуться. Духовное выгорание часто называют духовной ленью. В чем отличия?

— Да, именно поэтому я говорила, что какая-то регулярность важна. То есть не обязательно действовать по принципу «пойди и умри в любом состоянии». Есть, например, каноническая позиция по этому вопросу. Нам задана минимальная периодичность посещения храма — раз в три недели. Для многих воцерковленных людей это непозволительно редко, но по крайней мере это дает некий ориентир для тех, кто испытывает потребность в определенности.

Но, понятно, у живых людей случается острый духовный кризис, когда возникает потребность на какое-то время отойти в сторону просто для переоценки ценностей, для обретения утраченных смыслов. Я считаю, что иногда полезно несколько месяцев не ходить в храм, если это превратилось в насилие над собой. Иначе так мы только будем себя отвращать, а не помогать своей духовной жизни. 

— А как понять, это все-таки кризис или лень? 

— Это понятно только в каком-то периоде. Допустим, мы для себя решили ходить в храм каждое третье воскресенье, а дальше смотрим. Нам это органично? Или хочется все равно сказать: «А ну его, да вообще не буду»? Мы должны исходить из предположения, что наше нежелание — оно как минимум не просто так.

Если это именно духовная леность или соблазн, проверка очень простая: превозмочь себя и все-таки дойти до храма.

Если после вдруг мгновенно полегчало и все как рукой сняло — значит, то была леность.

Если по-прежнему внутреннее давление ощущается — значит, причина либо психологическая, либо даже в какой-то мере психиатрическая, либо действительно эмоциональное выгорание.

— А если мы собирались причащаться, но не вычитали три канона, не были на всенощной, не прочитали последование. Скажут, что без этого причащаться нельзя. Как тогда быть?

— Не прочитать человек мог не только от лени. Есть миллион других причин, в том числе и психологических, когда для него это непосильно. То, что я сейчас скажу, многие православные сочтут крамолой, но, например, возможно причащаться без исповеди. Вообще-то в большинстве поместных Церквей исповедь и Причастие — это два совершенно отдельных Таинства, между которыми нет жесткой причинно-следственной связи. Но поскольку у нас это не принято, для собственного успокоения можно поговорить со священником, взять благословение.

Я работала с женщиной, у которой были сложности с исповедью. Следовательно, причащаться она не могла, чувство вины усиливалось. Все это превратилось в такой груз, с которым жить ей было тяжело. На первой же консультации обнаруживается, что у нее обсессивно-компульсивное расстройство. В такой ситуации надо разорвать цепочку событий. Я говорю: «А если бы вам не нужно было исповедоваться, с одобрения священника, вы бы могли причащаться?» — «Да, конечно, я очень страдаю без Причастия». Что и было сделано с согласия священника. И месяца не прошло, как ситуация улучшилась.

Человек развивается через кризис 

— Многие воспринимают духовную жизнь в контексте «поощрений и наказаний»: я так много делаю, Бог меня за это должен вознаградить. А когда видят, что так не работает, разочаровываются. Почему человеку так удобнее? 

— Это называется магическое мышление, и к нашей христианской вере оно не имеет никакого отношения. Магическая ситуация предполагает, что мы совершаем ритуал и получаем предсказуемый результат. И магического мышления в нашей религиозной жизни очень много. Для кого-то соблюдение всей обрядово-ритуальной части является элементом такой, по большому счету, православной магии.

И речь здесь не только о том, какому святому свечку поставить, чтобы исполнилось мое желание, это действительно серьезная работа. Вычитываем правила, чтобы в жизни все было хорошо, детей всех обязательно крестим, причащаем, чтобы здоровенькими были. Но христианство нам вообще-то никакого благополучия в земной жизни не обещает. Поэтому, если человек приходит с ложным ожиданием, разочарование неизбежно.

— А человек не знает, как строить отношения с Богом вне этой системы. Как выйти за рамки подобного мышления?

— Есть такое слово «совесть». К ней часто обращаются в религиозном контексте и даже называют ее голосом Бога. Но она в человеке развивается, мы с ней не рождаемся. Есть этапы нравственного развития, и один из ранних этапов, примерно соответствующий дошкольному возрасту, — когда мы учимся разграничивать: хорошо то, за что меня награждают, плохо то, за что меня ругают. Если взрослый человек всерьез в это верит, это означает, что его нравственное развитие застопорилось где-то на шестилетнем возрасте, он остался на уровне дошкольника.

Возможно, он жил в таком мире, в такой семье, в таком социальном окружении, где все так рассуждают. Человеку даже не то что удобнее так рассуждать, он в этом находит ощущение безопасности. Большинству людей нужна предсказуемость. В схеме «я стараюсь, Бог меня награждает, а тех, кто не старается, Бог наказывает» чувствуется уверенность в завтрашнем дне и минимум ответственности. 

А когда происходит разочарование, то вообще-то это здорово, потому что это как раз шанс пережить кризис взросления и прийти к новому пониманию, которое ближе к духовной реальности и даже к нашей эмпирической житейской реальности.

Я знаю нескольких церковных людей, которые действительно на каком-то этапе старались соблюдать все правила и которым потом диагностировали психическое расстройство. Можно ли сказать, что у них все началось с выгорания?

— Выгорание может быть первоначальным этапом, но, когда дошло до психиатрической больницы, это уже действительно вопрос медицины. Я неоднократно работала с монахами, у которых были панические атаки, — опять же, триггерами являлись те или иные случаи религиозной жизни. Но это тоже психическое расстройство, не выгорание. Выгорание — процесс естественный, а если оно запущено, то включаются деструктивные процессы.

— Надо ли лечить духовное выгорание, или само пройдет?

— Знаете, тут вопрос про «лечить», наверное, не стоит. Это нужно пережить. Выгорание — это естественный механизм нашей психики, предохраняющий нас от запредельных, слишком сильных для нас эмоциональных перегрузок, то есть это как стоп-кран в поезде.

Человек вообще развивается через кризис. В возрастной психологии есть понятие, например, нормативных кризисов — рождения, трех лет, подростковый кризис. 

Если бы не кризисы, мы бы не менялись, у нас не было бы шансов стать качественно другими. 

То же самое происходит и в нашей духовной жизни, и в аскетике это описано, равно как и описаны способы переживания такого периода, которое напоминает пустыню. Преодолеть пустыню и перейти в новое качество — это такая метафора, которая есть и в Евангелии, и у святых отцов. Кризис — это хорошо вообще-то, хотя болезненно и тяжело.

— Что, на ваш взгляд, сегодня может разочаровывать человека, который уже много лет в Церкви?

— В первую очередь, несоответствие декларируемого и реального. У нас есть некий евангельский идеал и есть эмпирический опыт церковной жизни, который по очень многим параметрам этому идеалу не соответствует. Можно сказать, так было всегда. Отцы и II, и IV, и VI веков говорили, что наша Церковь больна и нет в ней ни единого здорового члена.  

Многие темы среди прихожан обсуждать просто не принято. Ну то есть вопросы либо блокируются, либо провоцируют обвинения в бездуховности, в гордыне, самонадеянности, и в принципе это норма поведения. В любой корпоративной культуре существуют нормы явно выраженные и негласные. Человеку могут напрямую даже не говорить, но иногда достаточно фразы: «У нас не принято об этом говорить». Например, о том, что не все священники идеальны, что не каждое их благословение — это откровение свыше. «Верующий человек о таком даже не думает. Это тебя бесы соблазняют». 

Многие обещают, что, если будешь делать все правильно, Бог тебе поможет и ты почувствуешь радость. И человек начинает «редактировать» свои эмоции. Например, гнев — это грех, поэтому я не гневаюсь, говорит себе он, покрываясь красными пятнами и стискивая челюсти. Предсказуемо, так человек разрывает контакт между разумом и своей эмоциональной сферой. Он уже никаких эмоций на самом деле не испытывает, и это тоже не выгорание, это невроз.

— Но сознаться себе в этом — значит признать, что способ-то был неправильный. А если это сказал какой-то авторитетный человек или он где-то об этом прочитал? 

— От этого рухнет его картина мира. Перспектива духовного кризиса — она вообще-то мучительна, внутренние противоречия накапливаются, но интуитивно человек чувствует, что если начать додумывать эту мысль до конца, потом еще другую, то все посыплется, как карточный домик. Поэтому включается самоцензура, мысли пресекаются в зародыше, пока не накапливается критическая масса.

Еще разочарования приносит не всегда корректное духовное руководство и то, что в церковной жизни много разных «субкультур». На самом деле есть несколько очень практически не совместимых даже деноминаций, а вообще разных религий. Поэтому сторонники, к примеру, евхаристического богословия по Шмеману и сторонники коллекционирования «святынек» — не найдут точек пересечения, кроме формального причастия у одной Чаши. Такая разрозненность взглядов — тоже одна из причин, которые вызывают у людей отторжение и вместо четких ориентиров напускают густой туман. Но, видимо, есть высший смысл в том, чтобы оставаться у одной Чаши и научиться не просто терпеть друг друга, но — понять и полюбить «иных и непохожих».

— Что бы вы посоветовали человеку, который столкнулся с выгоранием?

— Выгорание побуждает нас обратиться внутрь себя, чтобы восстановить внутренние ресурсы, но человек так устроен, что бесцельно ресурсы нам не даются, мы — существа «энергосберегающие». Поэтому первый шаг к выходу из этого кризиса связан с тем, чтобы понять, как мы хотели бы выстроить свою жизнь, когда силы вернутся — и вдохновиться этим. 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Духовное развитие должно быть постоянным. Если вы хотите, чтобы ваша жизнь становилась лучше, вам тоже необходимо работать над собой. В этом вам помогут несколько полезных способов.

Есть много причин, по которым люди теряются в жизни. Отсутствие духовного роста — одна из них. Если вам кажется, что вы проживаете не свою жизнь, и вы не можете определиться со своим местом в мире, это значит, что пора взять на вооружение один из способов духовного развития, описанных ниже.

Будьте благодарны за все, что имеете

Это довольно непросто для современного человека, которому вечно всего мало. Люди стали жадными и ненасытными, что очень сильно тормозит наше духовное развитие. Научитесь благодарить Вселенную и людей даже за неприятный опыт, ведь он является неотъемлемой частью мудрости.

Медитируйте

Ранее эксперты сайта dailyhoro.ru рассказывали о том, как научиться медитировать. Это несложно, но результат будет поистине удивительным. Медитируя, мы очищаемся от негативных мыслей, погружаемся внутрь своего сознания и изучаем себя изнутри, выявляя огрехи и проблемы. Эти простые и действенные практики открывают путь к самопознанию и пониманию своего места в мире.

Чаще бывайте на природе

Это очень важный пункт, так как, выбираясь на природу, человек становится ближе к естественной среде, не загрязненной, чистой, сильной. Природа питает нас энергией и помогает развиваться духовно. Именно поэтому в те моменты, когда вы созерцаете красоту леса, реки или моря, вы духовно пробуждаетесь.

Бывайте в одиночестве

Многие люди боятся оставаться одни, но это неправильно. Важно иногда побыть в уединении и ни с кем не общаться — ни вживую, ни в социальных сетях. Нужно отбросить все свои желания, связанные с окружающими нас людьми. В такие моменты полезно заниматься чем-то творческим или просто отдыхать, думать о прошлом и будущем.

Почаще занимайтесь хобби

Когда человек занимается тем, что любит, это наполняет его позитивной энергией. Связь с душой укрепляется, духовная составляющая растет. Мы становимся лучше, успешнее, оптимистичнее, высвобождаем наш потенциал.

Следите за здоровьем

Занимайтесь спортом, лечите недуги и боритесь с вредными привычками. В совокупности это позволит вам стать лучше. Здоровое тело всегда приводит к здоровому духу. Именно поэтому важно заботиться о нем каждый день. Да, тело — это лишь временная физическая оболочка для нашего духа, но если мы чувствуем себя плохо, духовный рост замедляется.

Любите

Влюбляйтесь, не бойтесь разочаровываться. Любовь помогает нам чувствовать себя лучше физически и эмоционально. Когда человек любит, он переходит на новый уровень развития души. Пребывая рядом с кем-то долгое время, мы становимся единым целым. Энергетический и информационный обмен становится очень мощным. Это помогает развиваться во всех направлениях, в том числе и духовно.

Абстрагируйтесь от чужого мнения о вас

Это очень полезно для каждого из нас. Когда мы тратим нервы и время на то, чтобы соответствовать чужим критериям, мы становимся несчастными. Это замедляет духовный рост. Делайте то, что считаете нужным, и не принимайте за истину чужое мнение о вас.

Изучайте чужие биографии

Есть множество великих людей, которые прославились за счет талантов или удачи, напористости или чего-то еще. Знакомьтесь с их биографией, потому что их жизни могут вас научить чему-то важному. Вы сможете узнать, как они преодолевали трудные этапы жизни, как они справлялись с утратами, неудачами, проблемами. Это очень важно.

Эксперты в области биоэнергетики напоминают о том, что есть также множество ловушек, которые существенно замедляют духовный рост. Многие из нас попадают в них каждый день, но ознакомившись с ними, вы сможете изменить все к лучшему, начав движение к духовному росту и познанию мира с новой силой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вероятность легкие задачи
  • Как найти периметр многоугольника если стороны неизвестны
  • Код ошибки 0хс004с003 как исправить
  • Как найти свой логотип
  • Как исправить поющий кран