Слайд 1
Слово –дело великое . Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова , которое разъединяет людей . Л.Н.Толстой
Слайд 2
Вывод : Повтор при параллельной связи усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, его основную мысль.
Слайд 3
На картине мы видим красивую, светлую веранду . В центре веранды стоит небольшой столик с осенним букетом. По периметру веранды стоят скамейки , которые очень сочетаются с самой верандой.
Слайд 4
Неоправданное использование повтора приводит к однообразию и монотонности речи. В этом случае повтор считается речевым недочётом Возьмите на заметку!
Слайд 5
Тема урока: Как исправить текст с неудачным повтором
Слайд 6
Цель: что я жду от сегодняшнего урока Хочу узнать, для чего нужны повторы в тексте Хочу вспомнить, что такое текст Хочу научиться видеть в тексте повторы- ошибки Хочу научиться правильно формулировать свои мысли Хочу составить памятку, чтобы избежать повторов-ошибок в будущем Хочу вспомнить, что такое синонимы Хочу узнать, как исправить неоправданный повтор Хочу отдохнуть
Слайд 7
Проверьте себя! 1) Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов. 1) Художник использует синий, зеленый, красный и много других цветов . 2) Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен. 2) Большой ярко-красный шар вырвался из моих рук и полетел. Скоро он стал еле заметен. 3) Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его . 3) Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять, играю, кормлю и купаю его .
Слайд 8
Чтобы устранить повтор-недочёт, в отдельных случаях Следует перестроить предложения таким образом : объединить несколько предложений в одно с однородными членами; объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание; исключить лишнее слово. Возьмите на заметку!
Слайд 9
1. В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся. 2. Тропинка привела к обрыву. Под кручей шумела река. 3. Первый снег… Сколько радости дарит нам это белое чудо! 4. Ольга бежала навстречу ветру . Она была счастлива.
Слайд 10
Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде . 2. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека. 3. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился. Оправдан ли повтор слов в данных предложениях?
Слайд 11
1.На песчаном берегу можно строить песчаные замки. 2. На картине А. Пластова « Первый снег» мы видим, как дети смотрят на первый белоснежный снег. 3. Художник показывает нам уходящую зиму и приближающуюся радостную весеннюю весну.
Слайд 12
повторение того же самого другими словами , не уточняющими смысла смысла Тавтология
Слайд 13
Исправьте ошибки: Птенцы падают вниз на землю. Начало представления в 19 часов вечера. Не задирайте нос кверху! Ошибки чтеца неприятно резали слух. Вода была мокрая.
Памятка. Как устранить повтор-недочет.
Что сделать
Устранить лишнее слово
Объединить в одно предложение с однородными членами.
Объединить предложения, превратив одно в словосочетание.
Заменить повторяющееся слово местоимением.
Заменить повторяющееся слово синонимом
Текст
Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой пришел Котька. («Находчивость»)
Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице. И поехали мы под землей. («Метро»)
Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх. («На горке»)
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти. («Ступеньки»)
Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина пошла играть с подругами.
(«Федина задача»)
1. Как исправить текст с неудачным повтором
2. Возьмите на заметку!
• Неоправданное использование
повтора приводит к однообразию и
монотонности речи.
• В этом случае повтор считается
речевым недочётом
3. Перепишите тексты, устраняя в них неоправданный повтор.
1) Художник использует
цвета: синий, зеленый,
красный – и много других
цветов.
Устранить лишнее слово.
2) Шар вырвался из моих Объединить предложения,
рук и полетел. Шар был
превратив одно из них в
большой, ярко-красный.
словосочетание.
Скоро он стал еле заметен.
3) Я очень люблю своего
щенка. Я хожу с ним
гулять. Я играю с ним. Я
кормлю его. Я купаю его .
Объединить в
предложение с
однородными членами.
4. Возьмите на заметку!
• Неудачный повтор можно устранить,
заменив повторяющееся слово,
местоимением или синонимом
5. Памятка. Как устранить повтор-недочет.
• Текст
Мы с Вовкой сидели дома, за то, что
разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с
Вовкой пришел Котька.
(«Находчивость»)
Пришли мы на станцию. Спустились мы
по лестнице. И поехали мы под землей.
(«Метро»)
Схватил Котька фанерку и покатил к
дворницкой. Там — ящик с песком. Он и
стал песок на горку таскать. Песок был
мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и
так взобрался на самый верх. («На
горке»)
• Что сделать
Устранить лишнее слово
Объединить в одно предложение с
однородными членами.
Объединить предложения,
превратив одно в словосочетание.
Однажды Петя возвращался из детского
сада. В этот день Петя научился считать
до десяти.
(«Ступеньки»)
Заменить повторяющееся слово
местоимением.
Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с
катка. Дома никого не было. Младшая
сестра Рина, уже успела сделать уроки, и
поэтому Рина пошла играть с подругами.
(«Федина задача»)
Заменить повторяющееся слово
синонимом
6. Устраните неудачный повтор, используя синонимы. Запишите в тетрадь
• Недавно мне подарили
маленького щенка. Глазки
у него маленькие, тёмнокоричневые.
7. Найдите и выпишите из отрывка рассказа Эдуарда Шима «Кто копает грядки» синонимы и слова с дополнительным значением
«маленький».
На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто
маленькие грядки. Можно вообразить, что сюда
приходят лилипуты. И когда нет людей, они
копают свои маленькие грядки. И сажают на
них свои крошечные деревья. Потому что на
каждой кучке растёт берёзка ростом со спичку.
Или сосенка с тремя зелёными иголочками,
похожими на паутинки. Но я теперь знаю, кто
здесь копает землю. Сам видел. Ну, конечно, это
крот.
8. Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант.
1. Когда мы гладили себя по животу,
мы веселились.
2. Во время физминутки нам было
весело веселиться.
3. Мы гладили живот, мы стучали по
голове, мы смеялись.
4. Нам было весело, когда мы
смотрели на одноклассников.
9. Тавтология
• повторение того же
самого другими словами,
не уточняющее смысла
10. Где она, тавтология? Запиши предложение правильно
• Птенцы падают вниз на землю.
• Начало представления в 19 часов
вечера.
• Не задирайте нос кверху!
• Ошибки чтеца неприятно резали
слух.
• Вода была мокрая.
11. Запиши текст, исправляя его
Рассказы Носов начал писать незадолго до войны
(первая публикация – 1938 год). Но самые
знаменитые, самые светлые и запоминающиеся
писались в самые страшные годы. С года сорок
первого по год сорок пятый. Тогда Носов снимал
дакуминтальные фильмы для фронта. А в
свободнои время, когда не снимал дакуминтальные
фильмы, для душы, писал те самые истории –
«мишкина каша», «Дружок», «Огородники»….
Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук»,
была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у
начинающего писателя вышла первая книжка сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у
героев – детей только мамы, и мужских персанажей
мало. В историях представлены носовым варенье с
хлебом в качестве лакомства… Но все-таки войны
там нет. Потому что это – для детей
Цель урока:
- учить учащихся видеть в тексте различные
средства связи, формировать умение
редактировать тексты с неудачным повтором; - развивать умение анализировать текст с
экспрессивным повтором и тексты с
повторами-недочетами; - воспитывать чувство ответственности за
произнесенные слова, умение работать в группе
Ход урока
I. Беседа с учащимися.
Какое слово вы считаете ключевым в
названии темы урока? (Слово КАК)
Какова цель нашего урока исходя из
темы? (Найти способы исправления текста с
неудачным повтором)
Какова роль повтора в тексте? (Подчеркнуть
самое важное в высказывании, основную мысль
текста, которая может располагаться в начале или
в конце текста)
II. Познакомимся с текстом Д. Родари.
Что вы знаете о Д. Родари? Какие его
произведения вам известны? (Итальянский
писатель, автор таких произведений, как
“Путешествие Голубой Стрелы”, “Джельсомино в
Стране Лжецов”, “Приключения Чиполлино”,
“Сказки по телефону”)
Учащиеся читают текст “Солгать…”,
доказывают, что это текст, опираясь на памятку
“Что такое текст”.
“Солгать – это значит сказать не то,
что есть на самом деле. Люди, которые лгут,
почему-то думают, что ложь, принесет им пользу. Но
всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь,
не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз,
и другой, и третий, скоро прослывает лгунишкой, и
никто больше не будет верить даже тогда, когда он
скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый
искусный лжец непременно попадется, потому что
правду невозможно скрыть. Она всегда становится
известной, потому что она сильнее любой лжи”.
Памятка “Что такое текст”
Текст – это два и более предложений,
объединенных
по смыслу
грамматически:
Тема
Заголовок
Основная мысль
Однотематическая лексика
Порядок предложений
Синонимы
Антонимы
Повторы
Трехчленная структура
Цепная, параллельная связь
Интонация
III. Какую роль играет повтор слов в
данном тексте?
(Повтор при параллельной связи
усиливает, подчеркивает самое важное в
высказывании, его основную мысль).
Какие средства связи, кроме повтора,
вам известны? (Синонимы, заменяющие имена
существительные местоимения)
Учитель предлагает учащимся
определить, работая в группах, лексические и
морфологические средства связи предложений, их
роль в данных предложениях:
- Самое прекрасное, самое дорогое для человека –
это его жизнь. А жизнь поддерживается
разносторонним, неустанным трудом. Стоит
замереть труду человека – начинает замирать и
его жизнь. - В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и
никого не боялся. - Тропинка привела к обрыву. Под кручей шумела
река. - В начале лета в лесу появилось много цветов.
На березовых опушках зацвела иван-да-марья,
показались лиловые колокольчики, высоко
поднялся иван-чай. В густой траве на лесных
полянах мы находим душистые ночные фиалки. А у
глухого ручья, на берегу реки, любовались
голубыми незабудками. (И.Соколов-Микитов)
5. Первый снег… Сколько радости дарит
нам это белое чудо!6. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье. (С.Я.Маршак)
IV. Оправдан ли повтор слов в данных
предложениях? Если необходимо, отредактируйте
текст. Ответ обоснуйте.
- Начался разлив. Разлив – тяжелое время для
зверей и птиц, живущих на речных островах. - Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок
плавно скользнул по воде. - Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров.
Зубры прижились и перестали бояться человека. - В клетку к лебедям подселили длинноногого
фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно,
но потом освоился.
Вывод: к чему приводит неоправданное
использование повтора? (К однообразию,
монотонности речи).
Что необходимо предпринять, чтобы
избежать неоправданного повтора слов? Учащиеся
читают текст Эдуарда Шима, отвечают на вопрос
“Как удалось автору избежать повторения слов?”
Сначала мы ехали на поезде, потом в
лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю
в окно. Все жду, когда наша деревня покажется.
(Учащиеся находят такие приемы, как
пропуск слова, использование однородных членов,
которые помогают избежать неоправданного
повтора слов)
V. На основании данных в учебнике
текстов составить памятку “Как устранить
повтор-недочет” (групповая работа)
Художник использует цвета: |
Устранить лишнее слово |
Шар вырвался из моих рук и |
Объединить предложения, |
Я очень люблю своего щенка. Я |
Объединить в предложение с |
В результате групповой работы
учащиеся создают памятки, коллективно
обсуждается результат проведенной работы, итог
на доске в виде памятки:
КАК УСТРАНИТЬ
ПОВТОР-НЕДОЧЕТ
- Объединить несколько предложений в одно с
однородными членами. - Объединить предложения, превратив одно из них в
словосочетание. - Исключить лишнее слово.
- Заменить повторяющееся слово местоимением.
- Заменить повторяющееся слово синонимом.
Используя памятку, учащиеся выполняют
упражнения учебника (§60), заменяя повтор одним из
способов.
Вывод по этапу урока: Какие способы
использовали учащиеся для устранения
неоправданного повтора?
VI. С целью самопроверки по изученному
материалу проводится тест.
Критерии оценки записаны на доске:
“5” – 6 правильных ответов
“4” – 5 правильных ответа
“3” – 4 правильных ответа
I вариант
1. Напишите способ связи предложений в
тексте:
Где-то за лугом раздавались голоса. Они
становились то ближе, то удалялись, превращаясь
в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.
2. Напишите способ связи предложений в
тексте:
Прямо над дверью в избушке висел пук
длинной сухой травы. Она издавала сладкий запах с
привкусом мяты. Считается, что эта трава отгоняет
от: жилища злых духов.
3. Закончите предложение:
В тексте могут быть использованы
различные средства связи: повторяющиеся слова,
заменяющие их _______________________
4. Напишите средство связи предложений:
Мама подошла к мальчику. Малыш
продолжал громко плакать.
5. Напишите средство связи предложений:
Ольга бежала навстречу ветру. Она была
счастлива.
6. Что нужно сделать, чтобы исправить
в следующем тексте неоправданный повтор?
Я каждый день просыпаюсь в семь часов
утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель.
а) Заменить повторяющееся слово на
местоимение.
б) Объединить в предложение с
однородными членами.
в) Здесь нет неоправданного повтора.
II вариант
1. Напишите способ связи предложений в тексте:
Далеко был слышен стук колес
проезжавшего поезда. Стук этот затихал по мере
того, как поезд подъезжал к станции. Затем он
снова набирал силу.
2. Напишите способ связи предложений в тексте:
В деревне шел сильный дождь. Он пришел
как спасение среди сухого жаркого лета. Такого
лета старожилы не помнили.
3. Закончите предложение:
В тексте могут быть использованы
различные средства связи:
_______________________________________________________________, синонимы.
4. Напишите средство связи предложений:
Картина была огромная. Она занимала
почти всю стену гостиной комнаты.
5. Напишите средство связи предложений:
Цветы — великолепное создание
природы. Цветы украшают нашу жизнь.
6. Найдите текст с параллельным строением.
а) Создание рукописных книг было
делом сложным и долгим. На изготовление каждой из
них уходил не один год, а иногда от пяти до семи
лет.
б) Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понес… (О.Григорьев)
в) Однажды днем в лугах ко мне
прилетела ласточка. Она кружилась около меня,
задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво.
Она летела за мной, не отставая, два часа, и, в
конце концов мне стало не по себе.
(По К.Паустовскому)
Анализ проведенной работы, самооценка.
VII. Подведение итога урока.
Какие средства связи между предложениями
используются в тексте?
Всегда ли уместен повтор?
Какие способы устранения повтора-недочета вы
узнали?
Какие трудности возникли? На что необходимо
обратить внимание при выполнении домашнего
задания?
VIII. Домашнее задание.
Найти в предложенных текстах
упражнения №647 повторы-недочеты, устранить их,
используя способы правки или продолжить
текст, используя слова и выражения, близкие по
значению слову маленький, тему текста и
конкретные предметы определить самостоятельно: Все
здесь было как настоящее, только очень маленькое.
Конспект и презентация к уроку русского языка «Как исправить текст с неудачным повтором».
Аннотация:
Урок развития речи, составленный по программе М.М.Разумовской к учебнику «Русский язык. 6 класс». Тип урока – комбинированный. В разработке урока применяются разнообразные методы: наблюдение и сопоставление, знакомство с новым теоретическим материалом, который учащиеся применяют во время практической деятельности. Данный урок способствует развитию умения анализировать тексты с неудачным повтором и редактировать их. Урок апробирован на учащихся 6-х классов.
Автор: Белкина Н.В.. МАОУ «Уватская СОШ»
Целевая аудитория: для 6 класса
Автор: Белкина Надежда Владимировна
Место работы: МАОУ «Уватская СОШ»
Добавил: nvbelkina
Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!
Всего комментариев: 1
Порядок вывода комментариев:
Физкультминутки
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены