Трудный подросток – ребенок в стадии полового созревания, демонстрирующий асоциальное поведение. Характерные черты – напускная независимость, непослушание, грубость, жестокость, пренебрежение общественными нормами и правилами. Дети склонны к конфликтам, недисциплинированны, прогуливают школьные занятия, игнорируют домашние обязанности, провоцируют драки, пробуют употреблять алкоголь, курить. Диагностикой нарушений поведения занимаются психиатры, психологи, педагоги. Используется наблюдение, беседа, опросники. Лечение включает работу в психотерапевтических группах, реабилитацию в условиях школы, семьи.
Общие сведения
Понятие «трудный подросток» не имеет четких границ, объединяет детей, значимо различающихся по индивидуальным характеристикам. Отличительными чертами поведения являются отклонение от общепринятых норм и препятствие полноценному воспитанию. Распространенность данного феномена среди учащихся средних и старших классов составляет 14-16%. Достоверно чаще трудновоспитуемыми оказываются подростки мужского пола – мальчики более склонны к выраженному сопротивлению требованиям взрослых, совершению аморальных, противоправных поступков. Существует географическая зависимость эпидемиологии, частота встречаемости «трудного» поведения выше у жителей крупных и средних городах.
Трудный подросток
Причины появления трудных подростков
Отклоняющееся поведение подростков – нормальная реакция на ненормальные (стрессовые, конфликтные) условия среды либо способ взаимодействия с социумом при недоступности эффективных инструментов коммуникации. Трудновоспитуемости свойственна полиэтиологическая природа – отношения, поступки подростка являются результатом воздействия нескольких неблагоприятных факторов. Выделено 5 групп причин:
- Биологические. Существуют анатомические, физиологические особенности организма, затрудняющие социальную адаптацию. К данным факторам относятся особенности темперамента, наследственные болезни, поражения ЦНС пренатального, натального и раннего постнатального периода, длительные соматические заболевания, психические расстройства, особенности внешности.
- Психологические. Определенные особенности эмоционального реагирования, характерологические черты подростка препятствуют установлению продуктивных отношений. Трудными становятся дети с психологическим инфантилизмом, примитивным складом мышления, эгоцентризмом, эмоциональной неустойчивостью, стремлением к доминированию, подчинению.
- Социально-педагогические. Источником отклонений поведения являются дефекты школьного, семейного, общественного воспитания. Недостаточный учет половозрастных и индивидуальных особенностей развития приводит к нарушениям социализации, накоплению негативного опыта общения с взрослыми, стойкой школьной неуспеваемости с отсутствием познавательных интересов.
- Социально-экономические. Плохие материально-бытовые условия, низкое социальное положение семьи как источник негативного отношения окружающих формируют позицию трудного подростка. Основу отклоняющегося поведения составляют неудовлетворенные потребности в уважении, признании, социальной безопасности.
- Морально-этические. Данная группа объединяет факторы, отражающие уровень нравственного развития общества. Поведение трудных детей формируется на базе пропаганды материальных ценностей и пренебрежения духовными. Подкрепление подростки получают благодаря нейтральному, равнодушному отношению общества к различного рода девиациям.
Патогенез
В основе патогенеза лежит социальный опыт и возрастной кризис развития. Основными задачами переходного этапа становятся развитие рефлексивного самовосприятия, сепарация от родителей с сохранением положительных отношений. К 10-12 годам возникает потребность определять себя как личность, действовать согласно представлениям о социальных ролях. Трудные подростки зачастую имеют негативный опыт межличностных взаимодействий, приведший к заниженной самооценке, ощущению собственной малозначимости.
Для решения актуальных задач развития оказывается недостаточно ресурсов. Поведение детей становится импульсивным, доминирует негативизм, упрямство, своеволие. «Трудность» подростков определяется степенью выраженности перечисленных свойств. Непослушание и сопротивление воле взрослых рассматриваются как нормальные проявления подросткового кризиса. Но поведение, препятствующее интеллектуальному и моральному развитию, приносящее вред окружающим является отклоняющимся.
Классификация
Типология трудных подростков опирается на доминирующий этиологический фактор и особенности поведения. Данная классификация широко распространена в практике врачей и педагогов, так как позволяет подобрать наиболее эффективные коррекционно-терапевтические мероприятия, составить прогноз психического развития. Выделяют 4 группы детей:
- С нарушением коммуникативных навыков. Подростки, в опыте которых отсутствует продуктивное общение, сотрудничество, взаимопомощь. Свойственна пессимистичность, критиканство, деспотизм, сопротивление принятым правилам.
- Эмоционально возбудимые. Причиной проблем поведения становятся неврологические патологии, психотравмирующие события. Характерен сниженный аффективный контроль, импульсивность, чрезмерная эмоциональность в стрессовых ситуациях (плач, крик, применение физической силы).
- Со снижением когнитивных функций. Дети и подростки с задержанным, искаженным интеллектуальным развитием имеют трудности школьного обучения. Неспособность выполнять учебную деятельность, низкий познавательный интерес формируют неприязнь к урокам, учителям, школе, проявляющуюся поведенческими проблемами (прогулами, ссорами).
- С неустойчивостью волевой сферы. Мотивы действий подростков определяются эмоциональными переживаниями, близостью и доступностью цели. Периоды интенсивных волевых усилий чередуются с полным безволием, трактуемым как трудновоспитуемость.
Особенности трудных подростков
«Трудность» проявляется непослушанием, недисциплинированностью, пренебрежением принятыми правилами, нормами поведения. Проявления подросткового кризиса максимально выраженные. Подростки стремятся к самостоятельности, демонстрируют независимость, игнорируя требования взрослых. Отношения с родителями напряженные, конфликтные. Ребенок отказывается выполнять обязанности по дому, избегает общества домочадцев, предпочитая встречи с друзьями или уединение. Желание отделиться проявляется уходами из дома – подросток подолгу гуляет, не отвечает на телефонные звонки, возвращается позже обещанного (разрешенного) времени.
Интерес к учебе слабый, неустойчивый. Часто развивается неуспеваемость по нескольким предметам. Неуважительное отношение к учителям провоцирует конфликты. Подростки прогуливают уроки, а затем – учебные дни. Слоняясь без дела, примыкают к уличным группировкам. Часто «за компанию» начинают курить, употреблять наркотики, принимать алкоголь. Возрастает потребность в деньгах, подростки воруют у родителей, детей помладше, случайных прохожих. Эмоциональная возбудимость, отсутствие планирования и контроля действий приводят к участию в драках, грабежах, нападениях. Характер трудновоспитуемых детей отличается импульсивностью, доминированием влечений, базовых потребностей. Система ценностей примитивна, бытовые навыки сформированы недостаточно, кругозор ограничен. Психический инфантилизм проявляется зависимостью, подчиняемостью авторитетам уличной группировки.
Осложнения
При отсутствии поддержки родителей, квалифицированной помощи психологов, педагогов трудные подростки ведут асоциальный образ жизни. Многие с трудом заканчивают 9 класс, не проявляют желания получать образование, не осваивают профессию. Отсутствие мотивации к труду, несформированность полезных навыков закрепляет статус безработных. Повышается риск алкоголизации, наркомании, совершения преступлений с последующим наказанием (колонии для несовершеннолетних, поселения). Заостренные, дезадаптивные черты характера становятся особенностями личности, формируется психопатия. Наиболее распространенные типы – возбудимый, неустойчивый, эпилептоидный.
Диагностика
Исследование особенностей поведения трудновоспитуемых подростков проводится врачом-психиатром, психологом, педагогами. При комплексном подходе определяются причины, основания поступков, мотивация к игре, учению, труду, отношениям со сверстниками и взрослыми, успехи или неуспехи в учебе, творчестве, спорте. Обследование состоит из клинических и психодиагностических методов. Применяются:
- Беседа. Психиатр, психолог проводят опрос родителей, уточняя проявления поведенческих нарушений, их тотальность или избирательность, влияние на воспитание и развитие. Беседа с подростком осуществляется в свободной форме, оценивается продуктивность контакта, адекватность реакций ситуации обследования, критичность к своей личности.
- Наблюдение. Используется «Карта наблюдений Д. Стотта». Исследуется характер дезадаптации ребенка. Методика составлена из фрагментов поведения, наличие или отсутствие которых подтверждает наблюдатель (родитель, педагог).
- Специфические тесты. Определяется сформированность волевого контроля, тенденции к аддиктивному, делинквентному, самоповреждающему поведению, агрессии, насилию. Применяется «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению», «Методика выявления суицидального риска», «Hand-тест», опросник оценки агрессии Ч. Спилберга
- Неспецифические тесты. Набор инструментов подбирается индивидуально, включаются методики исследования эмоционально-личностной сферы. Распространено применение опросника Р. Кеттела, Шмишека, Патохарактерологического диагностического опросника А. Е. Личко, метода цветовых выборов (тест Люшера).
Коррекция поведения трудных подростков
Работа с трудновоспитуемыми подростками направлена на восстановление гармоничных внутрисемейных, внутришкольных отношений, формирование положительной самооценки, вовлечение в интересное дело, позволяющее реализовать сильные стороны. Основные методы – поведенческая психотерапия, семейное консультирование, индивидуализация обучения. Элементами комплексного подхода являются:
- Групповые тренинги. Подростки обучаются контактировать друг с другом, выстраивать отношения, выступать субъектом коммуникации, определяя ее направленность и содержание. В ходе игр, упражнений, творческих заданий отрабатываются навыки общения, сотрудничества, принятия и формулирования критических замечаний, разрешения споров. Элементы тренинга реализуются в рамках спортивных, трудовых детских лагерей.
- Семейная психотерапия. На сеансах обсуждаются особенности течения возрастного кризиса, практикуемые стили воспитания, их эффективность. Апробируются способы взаимодействия через поиск «точек соприкосновения», техники разрешения конфликтов и составления «договоров».
- Коррекция педагогического процесса. Учителя индивидуализируют процесс обучения, корректируют воспитательные методы с учетом особенностей трудного подростка. Усилия педагогов направлены на повышение учебной успеваемости и социальной активности.
Прогноз и профилактика
Прогноз трудновоспитуемости определяется наличием своевременной психолого-педагогической коррекции и гибкостью родительского воспитания. В благополучных семьях дети успешно переходят из подросткового возраста в юношеский – поведение становится социально приемлемым, формируется устойчивая система интересов, ценностей, определяющая деятельность. Профилактика проводится на уровне государства – создаются, внедряются в практику программы предупреждения наркомании, токсикомании, преступности, курируются дети из неблагополучных семей. Родителям стоит демонстрировать доброжелательность, доверие, любовь, не злоупотреблять наказаниями и запретами, стимулировать интерес вовлечением в различные виды деятельности.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Подросткам свойственно испытывать предел своих возможностей — так они пытаются найти свое место в мире. Однако, чтобы трудный подросток не пошел дальше по опасному пути, порой требуется предпринять быстрые и эффективные меры. Прежде всего выясните, с чем он испытывает трудности, чтобы вмешаться и оказать ему помощь. Отведите подростка к психологу, а также расширьте его границы и добавьте упорядоченности в его жизнь. Кроме того, обязательно относитесь с теплом и сопереживанием к трудному подростку, чтобы он знал, что вы на его стороне.
-
1
Выясните, что происходит. Трудные подростки могут бороться с самыми разными проблемами, начиная от алкогольной или наркотической зависимости и заканчивая депрессией. Понаблюдайте за своим подростком некоторое время, чтобы выявить корень зла. Если вы будете иметь представление о том, что происходит, вам будет проще выработать стратегию помощи.[1]
- К распространенным тревожным сигналам относятся падение успеваемости, драки или неприятности в школе, споры с родителями, неприятности с полицией, а также резкое изменение круга общения или изоляция от общества.
-
2
Прямо поговорите со своим подростком. Возможно, он знает, в чем заключается проблема, но просто не уверен, как ее сформулировать. Отведите его в сторону для приватного разговора и поделитесь своими беспокойствами. Попросите его сориентировать вас в том, что происходит, и как вы могли бы помочь.[2]
- Можно сказать: «Я заметил, что твоя успеваемость по всем предметам неуклонно падает. Расскажи мне, что происходит».
- Очень часто подросткам кажется, что они просто должны делать то, что велят им взрослые. Если вы заранее проведете открытый разговор, ваш ребенок с большей вероятностью почувствует, что у него есть право голоса, и, возможно, в дальнейшем он примет вашу помощь.
-
3
Запишите своего подростка на прием к психологу. Если вы примерно представляете, в чем заключается проблема (например, низкая самооценка или тревожность), поищите психолога, специализирующегося в конкретной области.
- Подготовьте к первому сеансу все имеющиеся у вас доказательства о наличии данной проблемы. Это могут быть дисциплинарные замечания от учителей, отчеты об успеваемости или любые другие записи, фиксирующие настроение ребенка или проблемы с его поведением.
- Предоставив психологу как можно больше информации и сведений, вы поможете ему прояснить проблему и использовать верную стратегию действий.
-
4
Поощряйте поведение, способствующее укреплению здоровья. Определенные факторы образа жизни могут усилить стресс и в конечном счете усугубить поведение подростка. Возьмите на себя обязательство поддерживать здоровый образ жизни в семье, например сбалансированно питаться, заниматься спортом и спать по 8 часов (или больше) каждую ночь.[3]
- Ограничьте потребление подростком фастфуда и нездоровой пищи. Лучше устраивайте ему три-четыре сбалансированных приема пищи, включая в них фрукты, овощи, цельные зерна, молочные продукты пониженной жирности и постные источники белка.
- Развитие более позитивного образа жизни поможет облегчить некоторые проблемы, с которыми сталкивается подросток. Например, сбалансированное питание и физические упражнения могут способствовать ослаблению симптомов депрессии или тревожности.
-
5
Вовлеките работников школы. Поговорите с учителем или школьным психологом и сообщите ему о проблемах вашего ребенка, чтобы он помог вам справиться с ними.[4]
- Если вы будете находиться в тесном контакте с представителями школы, они смогут предупредить вас о резких переменах в поведении вашего ребенка, а также будут держать вас в курсе, улучшается ли ситуация или нет.
-
6
Используйте ресурсы местного сообщества. Воспользуйтесь преимуществами общественных и религиозных организаций, молодежных кружков и других служб, которые помогают трудным подросткам в вашем регионе. Такие организации имеют опыт работы с трудными подростками и могут предложить практические рекомендации и поддержку.[5]
Реклама
-
1
Сохраняйте спокойствие. Если вы будете резко и гневно реагировать на истерики подростка, считайте, что сила на его стороне. Лучше сохраните власть у себя, держа себя в руках. Для этого можно глубоко дышать, считать в уме до 10 или отражать выходки ребенка с юмором.[6]
- Делайте все необходимое, чтобы сохранить хладнокровие и собранность. Если вы можете оказать подростку помощь, старайтесь, чтобы он не видел, как вы теряете самообладание.
-
2
На мгновение поставьте себя на его место. Трудные подростки часто подвергаются порицанию, поэтому им иногда кажется, что никто их не понимает. Практикуйте сопереживание и покажите ребенку, что вы понимаете, через что он проходит. Это немного наладит связь между вами.[7]
- Признайте его опыт, сказав что- то вроде: «Я вижу, что это дается тебе нелегко».
- Вспомните и проанализируйте собственный тяжелый опыт из подросткового периода и поделитесь им с ребенком.
-
3
Донесите твердые правила и последствия. В случае трудных подростков очень важно устанавливать четкие и последовательные границы. Дайте ребенку знать, какое поведение от него ожидается, а также объясните последствия от несоблюдения правил.[8]
- Чтобы создать более благоприятную атмосферу для сотрудничества, можно заранее набросать в уме несколько уместных правил, а потом сесть вместе со своим подростком и позволить ему внести свой вклад. Последнее слово будет оставаться за вами, однако ребенок с большей вероятностью подчинится, если примет участие в составлении правил и последствий.
- Даже если у подроста не будет права голоса во всех правилах, можно спросить его: «Какую работу по дому ты бы предпочел выполнять?» — или: «Как думаешь, к какому времени тебе стоит возвращаться домой?» — так он почувствует себя более независимым, и ему не придется подвергать сильному сомнению ваш авторитет.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Клэр Хестон — лицензированный независимый клинический социальный работник из Кливленда, Огайо. Имеет опыт консультирования в образовательных учреждениях и клинической супервизии, получила степень магистра социальной работы в Университете Содружества Виргинии в 1983 году. Также окончила двухгодичный курс повышения квалификации в Кливлендском институте гештальт-терапии и имеет сертификации по семейной терапии, супервизии, медиации и терапии травмы.
Наш специалист согласен: «Вовлекайте своих детей в составление правил и последствий. Они должны знать, что произойдет, если или когда они нарушат правило семьи, а также они должны быть заинтересованы в соблюдении правил и избегании наказания. Это отличный способ убедиться, что каждый чувствует себя частью семьи».
-
4
Организуйте повседневную жизнь. Создайте четкие инструкции того, как все устроено в вашей семье, и требуйте, чтобы все придерживались данного плана. Для всех своих детей установите время для приема пищи, время для выполнения домашних заданий, время для развлечений и время сна.[9]
- Если ваш подросток испытывает трудности в школе, можно ограничить его время на развлечения и отвести больше времени на учебу — по крайней мере до тех пор, пока его успеваемость не повысится.
- Несмотря на возможные протесты подростки нуждаются в организации своей жизни (и на самом деле хотят иметь ее).
-
5
Укрепляйте позитивное поведение. Заметив, что подросток занимается чем-то полезным, например проводит уборку или выполняет домашнее задание, похвалите его усилия. Это увеличит вероятность того, что он сделает это снова в будущем.[10]
- Чтобы позитивно поощрять ребенка, можно также игнорировать негативное или нежелательное поведение и обращать внимание только на выполнение тех действий, которые от него требуются.
- Например, если подросток опоздает домой на несколько минут, можно промолчать. Однако, если он придет намного раньше, можно сказать: «Я очень ценю твою ответственность и то, что ты вернулся вовремя сегодня!»
-
6
Научите подростка справляться с негативными эмоциями. Порой подростки закатывают истерики, потому что не знают, куда направить сильные эмоции, которые они переживают изо дня в день. Упражнения на расслабление, йога, боевые искусства, деревообработка и рисование — все это отличные занятия, которые подросток может использовать для борьбы с неприятными эмоциями.[11]
- Можно сказать: «Почему бы тебе не практиковать медитацию осознанности, вместо того чтобы бить кулаком в стену в порыве ярости? Так ты научишься противодействовать неприятным эмоциям».
Реклама
-
1
Поощряйте полезные увлечения. Если ваш подросток любит заниматься чем-то полезным, поддержите его на 100 процентов. Если ему нравится рисовать, купите ему новый альбом. Посещайте его выступления, чтобы посмотреть, как он играет на барабанах. Хвалите и поддерживайте его всякий раз, когда он пытается совершать добрые поступки.[12]
- Например: «Похоже, тебе действительно нравится рисовать. Как насчет того, чтобы вместе сходить в магазин и выбрать тебе альбом для рисования?»
- Имейте в виду: чем больше времени подросток будет тратить на конструктивную деятельность, тем меньше времени у него будет оставаться на деструктивную.
-
2
Требуйте участия в, как минимум, одной внеклассной деятельности. Сделайте участие в школьной жизни или жизни местного сообщества обязательным для всех детей в вашей семье. Например, они могут играть в музыкальной группе или спортивной команде, посещать кружок по интересам или добровольно участвовать в деле, которое им небезразлично.[13]
- Позвольте подростку самому решить, в какой деятельности он хочет участвовать, однако дайте четко понять, что выбор нужно сделать обязательно.
- Участие во внеклассных мероприятиях поможет подростку сформировать позитивные отношения со сверстниками и не оставит ему времени на делинквентную деятельность (антиобщественное противоправное поведение).
-
3
Сведите его с образцом для подражания, который окажет подростку поддержку. Вам кажется, что ваш подросток отдает предпочтение определенному учителю, тренеру или образцу для подражания в местном сообществе? Если да, спросите этого взрослого, сможет ли он выступить в качестве наставника для вашего ребенка. Это даст подростку несколько источников поддержки, и в его списке появятся еще люди, с которыми он сможет обсудить свои переживания.[14]
- Заранее поговорите с этим образцом для подражания. Убедитесь, что этот человек разделяет ваши ценности и не будет оказывать на ребенка негативного влияния.
-
4
Дайте подростку возможность проявить ответственность. Более сложные обязанности по дому, участие в ремонте или работа на неполный день — все это поможет подростку развить характер и чувство ответственности. Подумайте, чем ему нравится заниматься, и используйте это в качестве отправной точки.[15]
- Например, если ваш подросток любит детей, позвольте ему работать няней после школы и в выходные дни.
- Если он увлекается ремонтом автомобилей, можно записать его на курсы механиков в ближайшем техникуме. Потом поставьте условие, что он сможет посещать курсы только в том случае, если будет хорошо учиться, выполнять свою работу по дому и держаться подальше от неприятностей.
Реклама
-
1
Будьте активным, непредвзятым слушателем. Укрепите сотрудничество и помогите своему подростку почувствовать себя услышанным; для этого используйте навыки активного слушания. Не перебивайте его, пока он говорит. Потом перефразируйте то, что он сказал, чтобы убедиться, что вы правильно поняли его посыл.[16]
- Кроме того, воздержитесь от любых осуждений или критики его слов. Если вы будете говорить фразы вроде: «Это было глупо», — или «ЧТО ты сделал?» — вы можете оборвать нити общения со своим подростком.
- Дайте ему знать, что он может рассказать вам о чем угодно, не беспокоясь о том, что вы не одобрите это или рассердитесь на него. Однако вы должны выполнить это обещание: не набрасывайтесь на подростка и не осуждайте его, если он скажет вам что-то, чего вы не хотели слышать.
-
2
Старайтесь общаться с подростком в позитивном ключе. Имея дело с трудным подростком, можно потратить много времени на чтение нотаций или корректировку неправильного поведения. Балансируйте это с позитивными взаимодействиями, смеясь и болтая с подростком о его интересах.[17]
- Гораздо проще найти подход к трудному подростку, если иметь с ним хорошие отношения. Выделяйте немного времени каждую неделю на общение с ребенком один на один и в кругу семьи.
-
3
Выделяйте его уникальные черты, но не сравнивайте их с другими. У каждого подростка есть что-то, в чем он силен, даже если это не сразу очевидно. Вместо того чтобы стыдить своего ребенка за плохое поведение или сравнивать его с братьями/сестрами или сверстниками, постарайтесь сосредоточиться на том, что у него хорошо получается.[18]
- Например, не говорите: «Почему у тебя нет таких же умственных способностей, как у твоего брата?» Лучше скажите: «Иван, у тебя золотые руки», — или: «Это был очень рассудительный поступок».
-
4
Продолжайте пытаться, даже если подросток вас оттолкнет. Подростки могут возводить вокруг себя стены, не позволяя приближаться к себе, однако на самом деле каждому из них хочется, чтобы близкие люди пробились через это препятствие. Не стоит просто что-то делать вполсилы, а потом опускать руки с мыслями: «Я пытался». Продолжайте попытки. Дайте подростку понять, что вы не остановитесь, пока не сможете установить с ним эффективный контакт.[19]
-
5
Будьте чувствительны к переживаниям своего подростка. Подростки часто закатывают истерики, потому что имеют дело с серьезными вопросами. Возможно, ваш ребенок пытается примириться со своей сексуальностью или гендерной идентичностью, сталкивается с давлением сверстников, борется с проблемами в отношениях или просто испытывает трудности с переходом из детства во взрослую жизнь. Даже если вы не знаете, как помочь ему разобраться с этими вопросами, дайте ему понять, что вы любите его и хотите оказывать ему поддержку по мере своих сил.
-
6
Заботьтесь о себе. Общение с трудным подростком порой бывает утомительным. Чтобы быть способным поддерживать своего подростка, вам нужно заботиться и о себе. Много отдыхайте, опирайтесь на поддержку других людей и регулярно ухаживайте за собой.[20]
- Иногда позаботиться о себе — значит признать, что вы сделали все возможное, и позволить другим, более квалифицированным людям, взять все в свои руки. Не чувствуйте себя виноватым, обращаясь за помощью к членам семьи, работникам школы или представителям местного сообщества.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 8554 раза.
Была ли эта статья полезной?
Что толкает подростка на конфликты с окружающими и как лучше выстроить общение с ним в этом случае
Трудный подросток — так говорят взрослые о детях в возрасте 10–17 лет, чье поведение не соответствует социально принятым нормам. Почему так происходит, пройдет ли это со временем и как вести себя с таким подростком, рассказывают специалисты Центра защиты прав и интересов детей.
Новое поведение: причины и следствия
Во многом противоречивое и даже антисоциальное поведение «трудных» подростков можно объяснить тремя основными причинами: возрастным кризисом полового созревания, врожденным, инстинктивным желанием «отделиться» от родительской семьи и попытками заявить о себе как о личности. Все это вместе порождает новую модель поведения, которая может проявляться по-разному:
- подросток часто спорит, дерзит, грубит и огрызается, становится «колючим» в общении;
- у него возникают резкие перепады настроения, лень, апатия, нервные срывы, слезливость;
- на первое место выходит общение со сверстниками (так называемое клубное поведение), а учеба забрасывается;
- экспериментирует с одеждой и внешностью, часто стремясь эпатировать окружающих;
- становится скрытным, перестает рассказывать о себе и своих переживаниях, запирается в комнате;
- может начать употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества, нарушать закон.
В итоге взрослые находятся в растерянности, не зная, как вести себя с непослушными подростками. «Что происходит с моим ребенком? Я его совсем не узнаю», — говорят родители, видя, как подросток грубо и вызывающе себя ведет, постоянно препирается, бунтует, уходит из дома, прогуливает школу, а иногда идет и на вполне «взрослые» правонарушения.
В пубертатный период, когда усиленно работают все гормональные железы, происходят большие изменения во всем организме подростка как на физическом, так и на психическом уровнях — меняется даже сама структура мозга и характер связей между нейронами. И все эти перемены действительно могут способствовать неадекватному поведению подростка. Причем нередко бывает, что спустя буквально несколько лет, оглядываясь назад, молодые люди сами не понимают, почему вели себя именно так, когда были чуть младше.
Риск возникновения девиантного поведения возрастает, если есть проблемы в детско-родительских отношениях: отсутствует взаимопонимание, предъявляются завышенные требования, при этом взрослые больше интересуются формальными успехами (например, в учебе), но не принимают эмоций ребенка (в том числе и негативных).
Другой спусковой крючок — проблемы во взаимоотношениях между самими родителями: неполная семья или отстраненность супругов друг от друга, разногласия по вопросам воспитания или другим темам. Либо родители, поглощенные зарабатыванием денег, карьерой и собственными межличностными проблемами, просто не успевают уделять достаточно внимания воспитанию детей.
В этом случае они ограничиваются лишь удовлетворением базовых потребностей ребенка (сыт, одет, обут, крыша над головой есть) и не задумываются над его эмоциональными потребностями: в принятии, любви, психологической поддержке, понимании проблем, с которыми он сталкивается. Однако нужно подчеркнуть, что все вышеперечисленное — лишь факторы риска, и начать плохо себя вести может подросток из вполне благополучной семьи.
Меньше запретов, больше внимания эмоциям
Можно попытаться восстановить доверительные отношения, стараясь понять внутренние проблемы ребенка и проводя с ним больше времени вместе. Совместные прогулки и походы, общие увлечения (пусть даже это будут компьютерные игры, если других хобби у подростка нет) помогут вывести отношения на новый уровень и заодно будут способствовать развитию личности ребенка.
Другая задача родителей подростка — помочь ему понять самого себя, свои желания. А заодно информировать о «стоимости» и возможных рисках желаний. Можно вспомнить себя в его возрасте и рассказать о собственном опыте взросления. При этом нужно быть готовыми, что внешне подросток может не проявлять интереса и отмахиваться от таких попыток наладить контакт. Однако это не должно стать препятствием — он все равно сделает для себя выводы из вашего общения.
Также нужно быть готовыми к тому, что ребенок будет подвергать сомнению ваш авторитет, а отношения с вами постепенно отойдут для него на второй план, в то время как все более значимыми фигурами будут становиться сверстники. Самоутверждаясь в группе, подросток может проявлять накопленные негативные эмоции, которые находят выход в антисоциальном поведении. При этом на попытки контроля, запреты или наказания со стороны родителей подросток отвечает протестом или даже бунтом. Ведь для него это выглядит как посягательство на свободу уже взрослого человека.
Главное и при этом самое сложное, что нужно сделать родителям в такой ситуации, — осознать постепенную, но естественную утрату своей власти над подростком, сознательно поменять отношение к нему — уже не как к ребенку, а как к взрослой личности, способной брать на себя ответственность. А затем на основе этого понимания выстраивать отношения заново и постепенно увеличивать степень ответственности, которую может взять на себя подросток.
Необходимо учить ребенка справляться с жизненными трудностями, с личными переживаниями и стрессовыми ситуациями и помогать ему выстраивать правильные жизненные приоритеты. Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноким: у него должна быть уверенность в себе и близких, в том, что ему есть к кому обратиться со своими проблемами и переживаниями. Конечно, подростки крайне неохотно это делают, однако само знание, что «дверь к диалогу открыта», помогает им легче справляться со своими эмоциями.
Опыт успешности как главный стимул развиваться
Вот какие рекомендации дают психологи родителям, которые столкнулись с девиантным поведением подростка и хотят помочь ему пройти через трудный период.
- Помогайте ребенку найти тот вид деятельности, где он сможет реализовать себя и будет успешен. Опыт успеха — пожалуй, главное «противоядие» против девиантного поведения. Пробуйте различные спортивные секции, творческие кружки — словом, постарайтесь направить его интересы и энергию в положительное русло.
- Используйте конструктивные и адекватные меры поощрения и наказания. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами — они лишь вызовут протест. Причины любого запрета или ограничения нужно аргументировать — тогда больше вероятность, что ребенок их примет. Разговаривайте и объясняйтесь с подростком, но не ставьте условий, не требуйте идеального поведения.
- Старайтесь следить за режимом дня и обеспечивать полноценный досуг подростка. Обращайте внимание даже на незначительные изменения в поведении, потому что на первых порах девиантное поведение проявляется эпизодически.
- Замечайте сильные стороны и качества подростка и старайтесь правильно их использовать и развивать. Вера в своего ребенка и поддержка его успешности — важнейшие стимулы к его самосовершенствованию.
- Если самостоятельно найти общий язык с трудным ребенком не удается, не стесняйтесь обратиться к помощи семейного или подросткового психолога. Профессиональная помощь поможет ребенку разобраться в себе и уладить конфликты с окружающими.
Источники:
Вебинар психолога, кандидата социологических наук, аналитика Центра защиты прав и интересов детей Романа Дубровского «Консультирование по вопросам детско-родительских отношений, девиантного поведения несовершеннолетних», 29 апреля 2020 года
Памятка Центра защиты прав и интересов детей «Родителям о психологической безопасности детей и подростков»
Если ваш ребенок врет, хулиганит, агрессивно относится к животным, плохо учится или прогуливает школу, а учителя сердятся на него и «ссылают» на заднюю парту – пора бить тревогу. В подростковом возрасте такие дети проявляют девиантное поведение, что грозит уже гораздо большими проблемами. Но нельзя отворачиваться от трудных подростков, убеждены психотерапевты, и изменить их можно только серьезной работой специалистов, а не наказаниями.
«Наш шестилетний ребенок очень ревнует нас к коту. Стоит мне его погладить, как он начинает бить животное», – жалуется мама мальчика. Родители пристраивают питомца: не уживаются кот и сын в одной семье. Однако, бьют тревогу специалисты, в подобных ситуациях стоит обратить внимание на психологическое состояние ребенка. Если не заниматься этим вопросом, то потом, предупреждают эксперты, мы пожинаем плоды: девиантные подростки совершают порой страшные поступки. Недавние трагические события в российских школах, когда юноши нападали на школьников, тому подтверждение. Психотерапевты отмечают: при этом крайне важно работать с таким поведением ребенка, а не записывать его в преступники с самого детства.
Как отмечает Нина Асанова, кандидат медицинских наук, психиатр, психоаналитик, декан факультета психоанализа Московского института психоанализа, член Международной ассоциации судебной психотерапии, член попечительского совета фонда «Шанс», родители, учителя, общество часто просто не слышат первые звоночки, которые сообщают нам об уже появляющихся проблемах. Антисоциальное поведение ребенка – это жестокость к животным, насилие над более младшими или слабыми сверстниками, воровство, вандализм, порча чужого имущества, мелкое хулиганство, наркотики. Потом начинается более опасное – асоциальное поведение: побеги из дома, ложь, пропуски в школе, вымогательство, ненормативная лексика, ненормативные надписи на стенах. И, наконец, аутодеструктивное поведение: курение, токсикомания, наркомания, вскрытие вен, алкоголизм, суицид.
Но часто родителям некогда, а учителю проще пересадить хулигана на заднюю парту, чтобы не мешал остальным.
Такие дети становятся изгоями для общества. Общество не сочувствует ребенку и не хочет помогать. При этом за рубежом действуют государственные программы помощи таким детям. Там понимают, что выявлять зачатки девиантного поведения нужно уже с раннего возраста, с 7 лет. Причем психоаналитическое лечение ребенка отличается от такой же помощи взрослым.
А потом начинается подростковый возраст, во время которого все обостряется. «Это возраст между детством и взрослостью, и это является нормативной кризисной ситуацией. В подростковом возрасте многие психические процессы «не завершены» в том смысле, что они проходят стадию реорганизации, перепроверки и переосмысления, – подчеркивает Нина Асанова. – Подростковый возраст является «вторым шансом»». И, считает эксперт, развитие может пойти по разным путям. Или эти процессы завершатся позитивно, или же ребенок придет к состоянию хронического расстройства психики, или же, в случаях асоциального поведения, – к формированию диссоциального расстройства личности».
Девиантные подростки – жертвы равнодушия взрослых, считает Гелена Иванова, психоаналитический психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс», девиантолог. Специалист уже несколько лет работает с осужденными подростками. «А ведь 70 процентов из этих детей даже не состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Это были обычные «трудные подростки», как мы их называем. Прогуливали школу, курили, хулиганили… но вот дошло до того, что они пошли на преступления», – замечает специалист. Но у подростков гибкая психика, и с ними можно и нужно работать!
При этом за рубежом, рассказывает Гелена Иванова, с такими подростками работают психотерапевты и психоаналитики. Там ставится цель не наказать ребенка, а помочь ему. «В год наше государство тратит на содержание ребенка в колонии примерно 1 млн рублей, а сопровождение подростка с работой психотерапевта стоит 130 тысяч рублей в год», – замечает эксперт. К примеру, в США человеческий капитал оценивается в 1 млн долларов, то есть если там уберегли подростка от убийства – то не просто спасен этот юноша и спасена потенциальная жертва, но еще и сэкономлен 1 млн долларов бюджета страны. И работа с трудными подростками считается гораздо менее накладной.
Опытом Британии делится Дэвид Миллар, клинический психолог, психотерапевт, профессор Отделения психоаналитических исследований Университета Эссекса, член Международной ассоциации судебной психотерапии. Там стараются избавить ребенка от судебного разбирательства. В стране есть социальные службы, специалисты ведут с девиантным подростком психотерапевтическую работу. Если семья неблагополучная, подросток переходит под опеку приемной семьи. Может быть назначено принудительное психиатрическое лечение. Наконец, за правонарушения могут наложить штраф или назначить обязательные работы. Здесь считают, что лучше хулиган будет мести дворы и работать на благо общества (параллельно с ребенком все равно идет психотерапия), чем сидеть в заключении. Есть также методика медиаторства – правонарушитель встречается с жертвой, а посредники-специалисты стараются наладить диалог, помочь одной стороне простить обидчика, другой – получить такое прощение и отработать его (опять же, штрафы или работы). Ну а если преступление серьезное и предстоит суд, то работает ювенальная юстиция: дело разбирает не один судья, а еще и сотрудники социальных служб и представители местного сообщества. Важно, что подобные разбирательства — закрытые, тайные. До 18 лет вынести приговор подростку нельзя.
В Италии заключение в тюрьму считается совсем уж крайней мерой, когда уже нет альтернативы. С подростком работают специалисты, в ходе этой работы он обязан пройти терапевтическое лечение или детоксикацию, участвовать в воспитательной программе, работать со специалистами. Это рассказывает Бруна Марци, психоаналитик, доктор психологических наук, действующий член Международного микропсихоаналитического общества, судебный эксперт. Юный нарушитель закона может получить испытательный срок , и цель этого наказания – помочь несовершеннолетнему, способствовать его участию в жизни общества, поддержать ребенка в развитии его позитивного поведения. Судьи могут вынести решение о психологическом консультировании.
В США первый суд по делам несовершеннолетних был создан еще 2 июля 1899 года – тогда в стране был замечен сильный рост подростковой преступности. В 1974 году Конгресс принял Закон о правосудии и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в 2002 году этот закон был обновлен. В законе предусмотрена работа по реабилитации несовершеннолетних. Для того чтобы поддерживать усилия по профилактике преступности среди несовершеннолетних на федеральном уровне, уровне штатов и местных органов власти, было учреждено управление «Офис по делам несовершеннолетних и профилактике правонарушений».
Реабилитация является основной целью этой системы правосудия. За некоторыми исключениями в большинстве штатов США правонарушение определяется как совершение преступного деяния ребенком, не достигшим возраста 18 лет. Большинство штатов США также позволяют молодежи оставаться под контролем суда по делам несовершеннолетних до 21 года.
Несмотря на то, что количество детей-заключенных в Штатах снижается, там еще остается 80 тюрем для несовершеннолетних. Но вот в Калифорнии, Техасе, Миссури и в Нью-Йорке такие тюрьмы ушли в прошлое. Там работа концентрируется в местных центрах содержания несовершеннолетних и разрабатываются локальные программы социальной и психологической реабилитации.
В целом в США, поясняют эксперты, развивается электронный мониторинг, сопровождение несовершеннолетних и социальное консультирование. Учебные и психотерапевтические программы предоставляются по месту жительства.
Суды же по делам несовершеннолетних , как и в Европе, закрыты для представителей общественности, и записи часто являются конфиденциальными, что защищает детей от бремени их преступлений в дальнейшей жизни.
Вот опыт штата Флорида. Здесь существует Управление превентивных мер и помощи жертвам, его цель – раннее вмешательство, чтобы снизить вероятность ареста и рецидива среди несовершеннолетних. Программы развиваются самые разные. Например, «Нуждающиеся дети» – для тех, кто еще не совершил правонарушение, «Практический академический обучающий центр для девочек». Все направлено на то, чтобы дети не вступали в контакт с системой правосудия. Управление поддерживает партнерские отношения с общинами, религиозными организациями и добровольцами.
Сопровождающие психотерапевты оценивают риски – можно ли оставить подростка-правонарушителя дома или лучше ему пожить в специальном Центре. Сотрудник по делам несовершеннолетних встречается с подростком и его семьей для оценки риска общественной безопасности. После этого рекомендации передаются прокурору.
Если нужно задержать подростка, он направляется во Временный центр содержания и остается там в зависимости от степени серьезности правонарушения.
А прокурор решает, возбуждать ли дело. Если в итоге прошло расследование, и дело передается в суд, то, если подросток признан невиновным, он находится под общественным наблюдением. Сотрудник по делам несовершеннолетних встречается с юным правонарушителем: они вместе разрабатывают «План успешного поведения в интересах подростка» (план YES). После этого несовершеннолетнего отпускают из Центра содержания.
В случае признания подростка виновным он направляется в специальное закрытое учреждение.
Остающиеся на свободе молодые люди могут заниматься общественными работами или посещать, например, рехабы –реабилитационные центры для тех, кто принимал наркотики.
«Мы считаем, что работать с такими детьми, лечить их должна государственная специализированная служба, как МЧС. Нужны закрытые интернаты, но ими должны руководить не военные, а психотерапевты», – считает Гелена Иванова. А пока такая работа у нас не налажена, потенциально успешные, нормальные подростки, но с психологическими травмами, несоциализированные, будут и дальше без внимания взрослых попадать в беду. Вот, например, мальчик мечтал поступать в военное училище – и поступил бы, но его антисоциальное поведение и психологические проблемы довели юношу до условного срока. Другой подросток в 11 классе за 4 месяца до ЕГЭ сорвался, бросил школу , причина – конфликт с учителем. И снова сломанная психика и судьба, которую надо исправлять, если еще можно.
Пока, тревожатся специалисты, российские семьи не имеют возможности получать нужную помощь. Не каждый подросток готов согласиться на лечение в бесплатной государственной психиатрической клинике – это грозит не только режимом муштры, но и постановкой на учет. В то же время без официального лечения не получить нужных лекарств. Другой вариант – частная психотерапевтическая помощь – комфортна и высокоэффективна, но это не всем по карману. А ведь при этом, напоминает Гелена Иванова, часто ее клиентами становятся девиантные подростки из бедных семей, у которых порой не хватает денег даже на продукты. И это Москва! Что же говорить о регионах, сетует специалист. Очень часто, подчеркивает психотерапевт, девиантное поведение наблюдается у детей из семей со сниженным уровнем дохода, из неполных семей, из семей, где кто-то из родителей страдает алкоголизмом и так далее. У таких семей просто нет денег на платную помощь. Замкнутый круг. Пока в России работают программы благотворительных фондов, которые бесплатны, но на всю страну этих возможностей не хватает. Поэтому, отмечают эксперты, и важно распространить практику психотерапевтической работы с девиантной молодежью на всю Россию на государственном уровне. Этих детей, а значит, и все общество, спасут не колонии для малолетних преступников, а профилактика преступлений среди них. Такому «трудному ребенку» нужна помощь, и оказывать ее нужно вовремя.
Недавно российские эксперты разработали Программу декриминализации подростковой среды в РФ, которая будет представлена профильным ведомствам. Предложения экспертов изучит, кстати, и правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, возглавляет которую зампред правительства РФ Ольга Голодец. Здесь считают, что очень важно учесть мнение профессионалов в этой сфере.
Самый тяжелый возраст для ребенка — период с 12 до 18 лет. На фоне гормональной перестройки организма его поведение, внешность и взгляды на жизнь и желания сильно меняются. Несмотря на то, что каждый родитель проходил через это сам, к моменту взросления собственных детей все забыл. И теперь скачки настроения, неожиданная грубость и юношеские протесты вызывают искреннее негодование. О том, как распознать и чем помочь в кризис подросткового возраста, расскажет специалист семейного центра «Семья» Мария Заходякина.
Многие наши проблемы тянутся из детства. Если родители выбрали неверную воспитательную модель и не смогли выстроить доверительные отношения, то к переходному возрасту их может ждать неприятный сюрприз в виде трудного подростка.
Конечно, не только родитель влияет на формирование личности ребенка, это и другое окружение: воспитатели в саду, учителя в школе, компания, а также какие условия окружали ребенка в раннем детстве. Не волнуйтесь, все еще можно поправить.
Тревожные звоночки:
- у ребенка появились проблемы в учебе;
- он стал плохо питаться;
- когда вы предлагаете свою помощь, он негативно реагирует;
- сторонится ваших прикосновений;
- у него резкие перепады настроения.
Все это может быть сигналами наступления кризисного периода.
Если вы видите, что перечисленные признаки совпадают с поведением вашего ребенка, нужно действовать. Важно вовремя включиться и поддержать подростка. Ведь в этот момент, несмотря на всю кажущуюся отстраненность, ему очень нужна ваша помощь. Проводите больше времени вместе, говорите по душам, не поучайте, а хвалите ребенка, найдите для себя общее хобби. Если этого не сделать, то подростки могут найти поддержку в других вещах или в друзьях, и, к сожалению, нередко они оказываются в плохих компаниях.
Как помочь
Родителям бывает сложно справиться со вспышками гнева, агрессии, но зачастую за всеми эмоциями, которые демонстрирует подросток, скрывается страх, непонимание своего состояния, грусть, с которыми он не может совладать. Помогите своему ребенку принять все негативные чувства, попробуйте объяснить, что испытывать такие эмоции нормально, важно научиться правильно их выражать.
Попытайтесь узнать, нет ли какой-то внешней причины, которая усугубляет его поведение: может, ребенку кажется, что в компании друзей его не уважают, или его тревожит проблема взаимоотношений с противоположным полом?
«Помните, что у каждого подростка должно быть свое пространство, где он сможет прийти в порядок. Не нужно ходить по пятам за своим ребенком, оставьте его подумать, поразмышлять, ведь все разговоры во время вспышек эмоций ни к чему хорошему привести не смогут, а даже, наоборот, усложнят ситуацию», — комментирует Мария Заходякина.
Главное — самим оставаться в спокойствии, ведь вы — родитель, самый главный пример для своего ребенка.
Нужен специалист
Если вы чувствуете, что вам не хватает знаний, навыков и сил справиться самостоятельно, вы можете обратиться за помощью в столичные семейные центры.
Ольга пришла в филиал «Хамовники» семейного центра «Семья»: у ее сына появились явные признаки подросткового кризиса. Ребенок стал замкнутым, после школы приходил домой и полностью погружался в компьютерные игры онлайн.
На мамины вопросы: «Как дела?» «Как в школе?» сын Ольги отвечал сухо: «Все нормально». Егор перестал ужинать вместе с семьей, всегда брал тарелку и уходил есть в процессе игры. Ольга забила тревогу и обратилась в семейный центр.
Поначалу было трудно заслужить доверие у подростка, но в скором времени, Егор начал регулярно приходить на консультации, специалисты поддерживали ребенка, как психологически, так и морально.
Проблема скрывалась в том, что у мальчика упал авторитет среди одноклассников, ему стало сложно отвечать на уроках, общаться с учителями. Единственным выходом для него оказалась онлайн-игра, в которой он занял хороший статус среди геймеров, и «жить» в виртуальном мире ему стало проще, чем в реальном.
Специалисты пригласили Егора посетить подростковый клуб. Он долго отказывался, но когда пришел, был приятно удивлен той дружеской и семейной атмосферой, которая царила в клубе. Там он познакомился с новыми ребятами, стал более раскрепощенным. Дома опять начал ужинать в семейном кругу, а компьютер ему стал верным помощником в учебе.
Если вы почувствовали, что вам необходима помощь психолога, юриста или медиатора, вы можете обратиться в столичные семейные центры или оставить обращение на портале «Мой семейный центр».
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы