Как исправить угол колес


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Правильное выставление угла колес очень важно для адекватной реакции рулевого колеса и для продления срока эксплуатации шин. Если ваш автомобиль демонстрирует неравномерный или неестественно быстрый износ шин, его тянет в одну сторону или наличествуют посторонние вибрации во время езды, либо если руль никак не хочет вставать прямо, существует большой шанс того, что углы выравнивания колес находятся за пределами допустимых параметров.[1]
Применяя следующие шаги, вы сможете диагностировать общие проблемы регулировки вашего автомобиля и исправить наиболее распространенные из них, таких как регулировка углов передних-задних колес, в домашних условиях.

  1. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 1

    1

    Проверьте давление в шинах. Перед началом действий, шины автомобиля должны быть накачаны равномерно и надлежащим образом.

    • Спущенные шины на самом деле могут быть причиной ваших проблем с управляемостью, так что в первую очередь проверьте именно их. В таком случае вам не понадобится больше ничего делать.
    • Кроме того, накачка шин должным образом имеет важное значение для получения точности измерений, производимых вами в дальнейшем.
  2. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 2

    2

    Изучите руководство по эксплуатации. Обратитесь к руководству вашего автомобиля за более подробной информацией о правильной настройке углов. Вы должны найти числа, отображающие идеальные углы схождения, развала и, возможно, кастора автомобиля.

    • Выпишите себе эти числа. Пока что вы можете не догадываться о том, что означают эти цифры, но не волнуйтесь, это будет разъяснено в части 2 и 3 этой статьи. Для начала просто убедитесь, что вы выписали их дословно
  3. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 3

    3

    Проверьте наконечник передней подвески. Если подвеска ходит свободно или какие-либо ее части изношены, это также может быть причиной ваших проблем. Так же как и вопрос давления в шинах, проблемы с подвеской могут повлиять на ваши последующие измерения, поэтому важно позаботиться о любых ее проблемах в первую очередь.

    • Остановите машину на ровной поверхности, поддомкратьте переднюю подвеску и выставьте авто на опоры.
    • Самый простой способ проверить подвеску на поднятом автомобиле – это ухватиться за каждое колесо и попытаться расшатать его по горизонтали и по вертикали. Если вы не чувствуете каких либо свободных движений колеса, вероятнее всего ваш подвеска находится в хорошем состоянии. Если же чувствуется большой люфт — это может оказаться источником проблем.[2]
    • Если подвеска разболтана, необходимо заменить изношенные детали. Это может включать в себя замену изношенных шаровых шарниров, стоек, втулок, коробки передач, рулевых тяг, рулевых колодок.
    • Если у вас нет опыта ремонта подвески, вам, вероятно, нужно отдать автомобиль в руки профессионального механика.

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 4

    1

    Определите правильный угол схождения. Схождение должно быть равнозначным на ближней части колеса (схождение внутреннее) либо дальней (схождение наружное) по их передней кромке, в отличие от их задних кромок, как видно на рисунке выше.[3]
    В зависимости от вашего автомобиля, руководство по эксплуатации может рекомендовать установку нулевого схождения (равное расстояние между передней и задней частью колеса), либо небольшого схождения, повышающего устойчивость.[4]

    • Схождение является наиболее распространенной проблемой выравнивания углов, которую вы сможете устранить самостоятельно.[5]
  2. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 5

    2

    Нарисуйте линию. На автомобиле, установленном на домкрат, держите карманный нож, тонкий кусок мела, или белый карандаш напротив центра протектора шины. Держите руку неподвижно, и попросите помощника провернуть колесо на один полный оборот, таким образом создавая линию по его окружности. Проделайте ту же операцию с колесом с противоположной стороны автомобиля.

    • Если на шине нет плоского участка, на котором возможно начертить линию, вам потребуется закрепить маркировочный инструмент на клипсах или при помощи подходящего стабилизатора.[6]
  3. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 6

    3

    Опустите автомобиль. После того как вы опустите автомобиль на землю, качните его с каждой стороны колеса несколько раз, что позволит всем деталям подвески встать на свои места.

  4. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 7

    4

    Катите автомобиль. Протолкните машину вперед минимум на 3 метра с разблокированным рулевым колесом, чтобы убедиться, что колеса встали на одну прямую.

  5. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 8

    5

    Натяните шнур. При помощи напарника, возьмите шнур или проволоку и натяните его параллельно полу по передней части шин, лучше по их оси, и замерьте это расстояние. Повторите этот процесс и на задней части каждой шины.

    • Если вы используете шнур или проволоку, которая не будет растягиваться, то сможете получить очень точный замер.[7]
  6. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 9

    6

    Вычислите разницу. Вы получили внутреннее схождение, если расстояние по передней стороне меньше, чем по задней. Если же расстояние меньше по задней стороне – значит схождение внешнее. Если они идентичны – значит вы получили нулевое схождение.[8]

    • Заднее схождение также важно для контроля устойчивости и срока службы шин. Также возможно, что передние и задние колеса выровнены относительно друг друга (например, параллельны).[9]
      Схождение задних колес вы можете измерить точно так же, как и передних. Если схождение задних колес находятся за пределами допустимых параметров, вам, возможно, потребуются услуги профессионального механика. Заднее схождение должно быть скорректировано до того, как вы начнете корректировку переднего, так что если вы столкнулись с данной проблемой заднего схождения, не тратьте время на самостоятельную настройку переднего.[10]

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 10

    1

    Определите правильный угол развала. Развалом называется угол наклона колес по вертикали, если смотреть на переднюю часть автомобиля.[11]
    Если верхняя часть колес расположена ближе между собой относительно нижней части, то такой развал называется «отрицательным», если же колеса ближе друг к другу в нижней части – то развал «положительный».[12]
    В зависимости от вашего автомобиля, руководство по эксплуатации может рекомендовать наличие небольшого отрицательного развала, так как это увеличивает устойчивость на дороге.

  2. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 11

    2

    Вырежьте измерительный треугольник. Возьмите кусок твердого картона или дерева и вырежьте из него фигуру прямоугольного треугольника (один из углов должен быть 90 градусов), равного по высоте вашим колесам.

  3. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 12

    3

    Разместите треугольник. Начиная от передней части автомобиля, приложите основание треугольника к земле перпендикулярно машине, а другую сторону угла 90 градусов к центру одного из колес.[13]

  4. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 13

    4

    Сделайте замеры. Между измерительным устройством и вашим колесом возникнет некоторый зазор, вероятно, в самом верху шины. Замерьте это расстояние с помощью линейки или штангенциркуля. Это величина вашего развала.[14]

    • Повторите те же замеры с другим передним колесом автомобиля. Угол обоих колес должен быть примерно одинаков, и выставлен в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации. Если же нет – то возможно потребуется корректировка развала. Повторите тот же процесс с задними колесами.
    • Если вы считаете, что у вас нулевой развал, катните автомобиль вперед-назад на расстояние равное половите окружности колеса, а затем попробуйте повторить измерения.[15]
    • Неправильный развал передних или задних колес может повлечь за собой проблемы с управляемостью автомобиля.[16]
      . В то же время, если ваш автомобиль не участвовал в серьезной аварии, то проблемы с развалом очень маловероятны.[17]
      Если развал нуждается в корректировке, то это должно быть сделано перед регулировкой схождения.[18]
    • Как правило, развал не может быть откорректирован правильно в домашних условиях при помощи подручных инструментов.[19]
      И это действительно так, для некоторых автомобилей он не может быть откорректирован без рихтовки или замены основных частей подвески.[20]
      Не пытайтесь отрегулировать его самостоятельно, если у вас нет опыта автомобильного ремонта и профессиональных инструментов.

    Реклама

  1. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 14

    1

    Выявите расположение наконечников рулевых тяг. Рулевая тяга соединяет между собой механизм рулевого управления и колеса автомобиля.[21]
    Рулевая тяга имеет L-образную форму ближе к внутренней части колеса.

    • Посмотреть внешний вид рулевой тяги вы можете в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля и / или на некоторых фотографиях в Интернете, если вы все еще не сделали этого раньше.
  2. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 15

    2

    Ослабьте контргайки. Между тягой и наконечником рулевой тяги расположена гайка, которая удерживает наконечник на месте. Вы должны будете ослабить эту гайку с помощью гаечного ключа.

    • Помните, что на некоторых автомобилях гайка наконечника со стороны водителя может быть с резьбой против часовой стрелки, в то время как со стороны пассажира с резьбой по часовой стрелке.[22]
    • В зависимости от механизма рулевого управления, на нем может быть расположен также хомут, фиксирующий пыльник рулевой рейки, который должен быть удален, чтобы пыльник не удерживал внутреннюю часть тяги.[23]
      За деталями обратитесь к руководству по эксплуатации.
    • Если с момента предыдущей регулировки прошло долгое время, резьбовые соединения могут закиснуть и потребуют некоторой смазки для восстановления подвижности, например WD40.[24]
  3. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 16

    3

    Сделайте регулировку. В зависимости от типа механизма рулевого управления существует два различных способа, с помощью которых вы можете отрегулировать схождение.

    • Если рулевое управление осуществляется при помощи рейки, вы должны подтянуть тягу по отношению к рулевому наконечнику. Вращая тягу, вы подтягиваете или отпускаете рулевой наконечник.[25]
    • Если на авто установлено управление при помощи рулевой трапеции, вам нужно будет регулировать втулки, при помощи которых можно подтягивать наконечник. В результате регулировки эти втулки могут быть повреждены, так что производите регулировку осторожно. Существуют специальные инструменты для регулировки тяг, которые могут предотвратить повреждение.[26]
    • Какой бы механизм управления ни был установлен на вашем авто, имейте ввиду, что внесение изменений в настройку наконечников затронет регулировку обоих колес. Каждый рулевой наконечник должен быть вкручен примерно на 1/2 от общей длины резьбы вовнутрь или наружу рулевой тяги.
  4. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 17

    4

    Еще раз проверьте схождение. Затяните гайки (и хомуты, если они предусмотрены) обратно. Затем еще раз проверьте схождение, используя те же процедуры, которые были проведены в части 2. Отрегулируйте при необходимости.

    • Так как вы до этого никогда не занимались регулировкой, у вас может уйти на это некоторое время и определенное количество проб и ошибок.
  5. Изображение с названием Fix the Alignment on a Car Step 18

    5

    Тест-драйв автомобиля. Прокатитесь на автомобиле, чтобы убедиться, что все очевидные проблемы центрирования были исправлены (например, что машина больше не тянет в одну из сторон и не наблюдаются чрезмерные вибрации руля).

    • Если проблемы по-прежнему остались, возможно, у вас более серьезный случай, который требует вмешательства профессионального механика.

    Реклама

Советы

  • В дополнение к развалу и схождению, существует третья регулируемая величина, называемая углом кастора. Кастор – это угол продольного наклона оси, если смотреть с боку автомобиля.[27]
    Угол кастора очень трудно замерить без специализированных инструментов и невозможно настроить в домашних условиях.[28]
    В большинстве автомобилях кастор вообще не регулируется без установки подходящей для этого подвески. Если коррекция схождения не решила ваши проблемы, тогда возможно вам требуется регулировка кастора. Механик сможет рассказать вам о том, необходимо ли это и возможно ли в принципе.
  • Существуют недорогие специализированные устройства, которые могут быть использованы для измерения развала. Если у вас возникли проблемы с измерениями развала при помощи описанного выше метода, одно из таких устройств может оказаться более понятным для вас в использовании.[29]

Реклама

Предупреждения

  • После поддомкрачивания автомобиля, убедитесь, что он стабильно устойчив, особенно перед началом расшатывания колеса во время проверки подвески. Если автомобиль упадет с домкрата, это может привести к серьезной травме или даже к смерти.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 11 766 раз.

Была ли эта статья полезной?

Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.

Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.

В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.

Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс и как от них зависит поведение машины на дороге?

Развал-схождение – что это такое?

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).

Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.

У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.

Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.

Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.

В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.

Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.

Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками

Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.

Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:

Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля).
Давление в шинах.
Загрузка машины.
Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента :)

В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.

Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.

Регулировка угла развала колес

Регулировка углов развала выполняется в следующем порядке (напоминаем, что в нашем случае действия описаны для автомобиля ВАЗ 2109):

Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.
На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.

Регулировка угла схождения колес

Для регулировки угла схождения замеры удобнее всего производить специальной телескопической линейкой со шкалой (смотрите на фото выше). Работать удобнее на яме. Руль должен находиться в положении прямолинейного движения.

Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
Проверьте показания.
Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.

Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.
Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.

После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.

Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто «домиком», при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно «сходясь навстречу» друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение). 

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, «смотрит вперёд». 

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой. 

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта. 

Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Как регулируются углы установки колес? 

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

Однако так было не всегда — на той же «восьмерке», с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может «гулять» в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти «плюсовых» минут имеет законное право «уходить в минус».

Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника
​
Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон

Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек). 

Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб

Продольные растяжки подвески ВАЗ-2108 спереди крепятся к кронштейнам, сзади – к поперечным рычагам. Именно поэтому они влияют на кастер

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу
Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям. 

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы? 

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).

Свои углы» могут выглядеть примерно так
Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10′ на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

Регулировка схождения на Самаре – процесс довольно хлопотный (особенно со стороны водителя), поэтому некоторые развальщики даже самостоятельно (!) изготавливают подобный специнструмент

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле. 

Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)

Перед регулировкой схождения руль нужно выставить строго горизонтально и зафиксировать, для чего на СТО используются специальные приспособления

Что будет, если их не делать?

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение. 

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно. 

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда регулировка углов установки колес не помогает?

Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.

Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.

Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»

Опрос

Давно делали «развал-схождение»?

Российские дороги — суровое испытание даже для самых крепких автомобилей. Провалы в размытом асфальте, колдобины, открытые люки и прочие сюрпризы — все это сильно нагружает «ходовку» и приводит к частой замене деталей, павших в неравном бою с ямами. Другое следствие разбитых дорог — периодический «уход» углов установки колёс за рамки заводских допусков. Процедура их регулировки в народе известна как «сход-развал» или «развал-схождение». Разберемся, для чего она нужна и как правильно ее проводить.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

Что такое развал и схождение

Углы установки колёс (УУК) рассчитываются инженерами индивидуально для каждой модели автомобиля, чтобы обеспечить наилучшую управляемость и плавность хода. Колёса могут регулироваться в нескольких плоскостях.

Развал — это угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Говоря проще, именно развал определяет, наклонено ли колесо в какую-то сторону или стоит на дороге ровно. Наружу колесо отклоняется при положительном развале, а внутрь — при отрицательном.

Идеального развала не существует: для разных типов машин оптимальный развал колес отличается. Так, для гоночных автомобилей обычно выставляют отрицательный развал (добиваясь повышенной устойчивости при вхождении в повороты, правда, ценой быстрого износа протектора), а на тяжелых грузовиках — положительный развал, который после загрузки кузова за счет дополнительной массы становится нулевым.

При регулировке развала обычных легковых машин стремятся достичь нулевого положения — перпендикулярности колёс плоскости земли, без отклонений в стороны. Такая регулировка позволяет сбалансировать комфорт, управляемость и безопасность автомобиля, а также добиться минимального и равномерного износа покрышек.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

Виды развала. Отрицательный и положительный углы наклона колёс приведут к неравномерному износу протектора. Для повседневной езды рекомендуется нулевой развал.

Схождение — не менее важный параметр, который характеризует угол между плоскостью вращения колес и направлением движения. Иначе говоря, параллельность колес друг другу, если смотреть на них сверху. Колеса обладают положительным схождением, если повернуты внутрь. При развернутых наружу колесах схождение называют отрицательным (иногда встречается термин «расхождение»). Как и в случае с развалом, схождение называют нулевым, если плоскости колес параллельны.

Плюсом положительного схождения является повышенная стабильность на высоких скоростях, однако поворачиваемость автомобиля становится недостаточной (то есть машина неохотно входит в повороты, стремясь уйти с траектории наружу). Отрицательное схождение повышает отзывчивость колес на поворот руля, но усиливает рысканье машины.

Неправильное схождение колес сильно отражается на поведении автомобиля. Кроме неравномерного износа протектора, о сбитом схождении могут сигнализировать следующие признаки:

  • увод автомобиля с прямой траектории (необходимо постоянно подруливать);
  • нестабильное поведение при смене дорожного покрытия и на неровностях;
  • рысканье при разгоне и торможении;
  • сопротивление входу в поворот (недостаточная поворачиваемость).

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

Виды схождения. Как и в случае с развалом, отрицательный и положительный углы приведут к неравномерному износу протектора. Для повседневной езды оптимально нулевое схождение.

Для регулировки схождения на обычном легковом автомобиле при стандартной городской эксплуатации следует руководствоваться рекомендациями производителя. Как правило, допустимым считается отклонение от продольной оси не более чем на 0°30′ (тридцать минут). Приведение колес к нулевому схождению позволит уверенно и безопасно управлять автомобилем в большинстве ситуаций.

Еще один важный параметр геометрии колёс — кастор, угол между вертикалью и осью поворота колеса. Подавляющее большинство легковых автомобилей имеют положительный кастор, т. е. ось поворота наклонена назад. И наоборот, кастор является отрицательным, если ось поворота вынесена вперед относительно центра колеса. При совпадении оси поворота с вертикалью кастор называют нулевым.

Положительный кастор позволяет колёсам самостоятельно выравниваться на выходе из поворота при отпущенном руле, что повышает стабильность и безопасность движения. На серийных автомобилях изменение кастора зачастую не предусмотрено, поэтому на стенде «развала-схождения» его не регулируют.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

Положительный кастор: ось поворота колеса наклонена назад, к центру автомобиля. Именно такое положение обеспечивает самовыравнивание колес при движении.

Как часто делать «сход-развал»

Регулировать углы установки колёс следует при первых признаках неправильного развала или схождения, описанных выше. Рекомендуется проверять «сход-развал» и при сезонной смене шин, особенно если старый и новый комплекты отличаются размером и степенью износа.

Также регулировка углов установки колёс обязательна, если:

  • автомобиль побывал в ДТП (особенно с повреждениями ходовой части);
  • был совершен наезд на препятствие с сильным ударом по колесу или ходовой части;
  • проводились технические работы по ремонту или замене элементов подвески и автошин.

Последний пункт заслуживает отдельного внимания. Регулировка УУК обязательна при замене многих элементов подвески, влияющих на её геометрию:

  • шаровых опор;
  • сайлентблоков;
  • шарниров равных угловых скоростей (ШРУС);
  • рулевых наконечников;
  • рычагов подвески.

Необходимость регулировки УУК при замене амортизаторов и пружин не очевидна, и остаётся на усмотрение автовладельца. Но если речь идёт не о простом амортизаторе, а об амортизационной стойке в подвеске типа «МакФерсон», то регулировать развал и схождение нужно обязательно.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

Подготовка машины к регулировке УУК

Перед регулировкой углов установки колёс стоит проверить состояние ходовой части автомобиля:

  • убедиться в отсутствии люфтов ступичных подшипников;
  • осмотреть рулевые наконечники, тяги, рычаги подвески, колесные диски на предмет механических повреждений и деформаций;
  • оценить состояние сайлентблоков и пружин подвески;
  • проверить свободный ход рулевого колеса.

Выше упоминалась особенность регулировки развала у грузовых автомобилей: на них выставляют положительный развал, который за счет последующей загрузки кузова приводится к оптимальному нулевому положению. Для легковых автомобилей вопрос груза в багажнике тоже актуален: набитая битком машина может ощутимо просесть, что обернется некорректной регулировкой УУК. Поэтому перед заездом на стенд автомобиль необходимо избавить от лишней поклажи.

Перед регулировкой также следует проверить давление в шинах и при необходимости привести его в норму. Читайте в отдельной статье, как сделать это правильно.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

Оборудование для регулировки УУК. Компьютерные стенды Hunter

Самостоятельно сделать сход-развал возможно (при наличии знаний и измерительных инструментов), но точность такой процедуры все же уступает работе, выполненной на профессиональном оборудовании.

Основным инструментом для регулировки УУК в современном автосервисе является стенд — комплекс, состоящий из компьютерной «базы» и навесных приборов, прикрепляемых к колёсам автомобиля.

По принципу работы стенды делятся на несколько типов:

  1. Оптические. Пионеры среди своих собратьев, оптические стенды применялись еще несколько десятилетий назад. В основе их работы — использование специальных трубок с направленными световыми лучами, которые проецируются на измерительную плоскость. Положение световой точки позволяет определить угол наклона колес. Такие стенды обладают низкой точностью измерений и сегодня почти не используются.
  2. Лазерные. Потомки оптического стенда, эти аппарат используют уже не световой, а лазерный луч, который направляется на измерительную плоскость и возвращается обратно. При нулевых углах установки колёс луч должен вернуться в ту же точку, из которой вышел. На данный момент лазерные стенды постепенно сдают позиции: несмотря на доступную цену, сложность использования и большая погрешность измерений заставляют автосервисы отказываться от данного оборудования.
  3. Компьютерные: наиболее популярные стенды на текущий момент. В зависимости от технологии отличаются ценой, стоимостью и сложностью обслуживания, скоростью и точностью измерения. В качестве передающих датчиков могут использовать корды (кордовые стенды) или инфракрасные излучатели (ИК-стенды), однако самым точным и универсальным стендом, способным измерять все возможные углы колёс и геометрию кузова, является 3D-стенд. Отличие данного типа в том, что он строит трехмерную проекцию автомобиля с помощью камер и специальных фотоэлементов. Единственным минусом 3D-стенда является его высокая стоимость, которая, однако, перекрывается многофункциональностью, простотой использования, высокой точностью и скоростью измерений.

Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес

В автосервисах «Гиперавто» регулировка УУК выполняется на одном из самых современных 3D-стендов Hunter HawkEye Elite американской компании Hunter Engineering. На сегодня HawkEye Elite является самой продвинутой разработкой компании, занятой в автомобильной промышленности с 1930 года. Официальное программное обеспечение WinAlign, база по автомобилям всех рынков (включая внутренний японский), регулярная поверка и калибровка приборов и технологичность оборудования — все это позволяет максимально быстро проверить углы установки колёс и отрегулировать их с высочайшей точностью.

Содержание

  1. Зачем нужен развал колес и какой угол лучше
  2. На что влияет схождение
  3. Почему важен кастор
  4. Поперечный угол наклона оси поворота (SAI)
  5. Регулировка углов установки колес
  6. Заключение

Когда вы стоите на небольшом расстоянии лицом к вашему автомобилю, хорошо заметна позиция колес – иногда они стоят ровно, иногда занимают бойцовскую стойку с упором на нижнюю часть – «да кто ты вообще, чтобы мной управлять» или наоборот, их стойка сужена книзу, вверху расставлены уши – «о чем это он/она говорит». Вполне возможно, от постановки колес автомобиля зависит комфортное движение вашего автомобиля. На языке специалистов углы установки колес на осях называются:

  • развал, измеряется в градусах. Это отклонение колеса в сторону от вертикали, если смотреть на автомобиль спереди.
  • кастор (продольный угол наклона оси поворота): наклон относительно линии поворота колес, проходящей через верхнюю и нижнюю точки поворота, если смотреть на автомобиль сбоку.
  • схождение: разница расстояний между передними краями шин двух колес оси и их задними краями.

Текстовое  описание сразу становится понятным при взгляде на картинку ниже:

Сход и развал колес относительно осей автомобиля

Какое положение колес наиболее оптимально для выполнения задач автомобиля – сохраняет заданную долговечность эксплуатации автошины, динамику ходовой части, и насколько эти параметры зависят от постановки колес относительно осей и дорожного полотна, рассмотрим сегодня в нашей статье о развале сходе, угле установки колес.

Зачем нужен развал колес и какой угол лучше

Производители предусматривают различные углы установки колес для марок автомобилей, с расчетом на получение заданных параметров управления. Угол развала (camber) обозначает угол между вертикалью и наклоном колеса к дорожному покрытию.

Зачем нужен развал?

В положении с нулевым развалом колеса показывают хорошую курсовую устойчивость, отличные эксплуатационные качества на ровной прямой дороге. Но так как ездить только по прямым и ровным дорогам приходится нечасто, конструкторы проектируют подвеску ближе к реальным нагрузкам. Долгое время предпочтение отдавалось положительному развалу.

от 3 000 до 5 000 руб.

30.82%

от 5 000 до 8 000 руб.

24.64%

от 8 000 до 13 000 руб.

14.64%

от 13 000 до 20 000 руб.

7.85%

Проголосовало: 2930

При положительном развале верхняя часть колес наклонена наружу (угол наклона имеет положительное значение).

Есть версия, что таким образом компенсируется смещение колес под нагрузкой, когда угол развала уменьшается. Чтобы сохранить сцепление колеса с дорожным покрытием и не увеличивать износ шины, угол установки колес разваливали в положительную сторону. Кроме того, дорожное покрытие априори является выпуклой конструкцией, поэтому колесу придают небольшой угол развала для сохранения вертикального положения.

При отрицательном развале, наоборот, нижняя часть колес расположена шире, чем верхняя (отрицательный угол наклона).

Это улучшает управляемость автомобиля, придает ему устойчивость в прохождении поворотов. Отрицательный развал усиливает сцепление с поверхностью благодаря широкому пятну контакта. Это явление давно известно и эффективно применяется в автогоночном спорте – мы видим отрицательные развалы на всех болидах. Однако цели создания спортивных автомобилей отличаются от серийных, выполняющих утилитарные задачи. При отрицательном развале уменьшается пятно контакта, теряется показатель разгона и торможения.

Сход и развал колес относительно осей автомобиля

Чтобы найти оптимальный угол развала для максимального количества режимов движения, конструкторам необходимо учесть смещения частей ходовой и смоделировать адекватную реакцию подвески, создающую комфорт движения и обеспечивающую техническую надежность транспортного средства.

На что влияет схождение

Ориентация колес относительно продольной оси автомобиля (toe) состоит из суммы углов двух колес, поэтому схождение может быть индивидуальным или суммарным. Схождение измеряется в градусах углов, или в миллиметрах расстояния между ободами колес в их центральном сечении. Если плоскости вращения колес пересекаются впереди автомобиля, схождение положительное, если сзади – отрицательное.

Читайте также: Разные шины на разные оси

Необходимость схождения вызвана несколькими факторами, влияющими на динамические свойства колеса:

Свободное качение колеса встречает силу продольного сопротивления, для ее компенсации необходимое противодействие оказывает схождение колес, установленное под рассчитанным углом. Если колесо управляется дополнительной силой (имеется в виду, посредством руля), возникает разворачивающий момент, сила которого зависит от расположения оси поворота, и опосредованно влияет на изменение схождения колеса в движении. В зависимости от плеча обкатки, разворачивающий момент может либо усиливать расхождение колес, либо противодействовать ему.

Без учета крутящего момента, выставив колеса на нейтральное схождение, получим в динамике расходящееся схождение, что влечет за собой  неуверенную управляемость, пилообразный износ шины, повышенный расход топлива. Для уменьшения таких последствий используют положительное схождение – как компенсирующее усилие отрицательного схождения. Но и в нем есть свои плюсы – руль становится более чувствительным, реагирует на малейшее движение водителя.

Оптимальное схождение находится практическим путем в балансе между положительным и отрицательным, в сочетании с углами развала.

Почему важен кастор

Продольный угол наклона оси (castor) – угол между осью поворота и вертикальной осью при наблюдении автомобиля сбоку. Кастор положительный, если линия наклона направлена к кабине автомобиля, отрицательный – если к кузову.

Основная задача кастора – стабилизация колес автомобиля, находящегося в движении.

Под стабилизацией понимается управляемость колес в разных положениях при движении на скорости и возможность возврата к первоначальному положению после их завершения.

Правильно выполненная стабилизация делает участие водителя в управлении колесами минимальным, автомобиль может держать курс даже с отпущенным рулем управления. Если автомобиль входит в поворот, водителю приходится преодолевать сопротивление колес, тогда как на выходе из поворота стабилизация способствует выходу, и возвращает колеса в нейтральное положение. В результате водитель получает информацию о проведении маневра, называемое водителями и специалистами «чувство управления рулем». Благодаря положительному кастору, попадая в боковой порыв ветра, автомобиль плавно уходит под ветер.

В современных автомобилях угол положительного кастора находится в диапазоне от 0о до 10о.

Кастор устраняет возможность изменения траектории движения под влиянием боковой силы, увеличивая продольный угол наклона в положительную сторону. При этом увеличиваются нагрузки на усилитель и детали механизма рулевого управления. Особенностью воздействия кастора является его возможность стабилизировать положение автомобиля на высоких скоростях, тогда как при маневрировании влияние кастора является столь незначительным, что его показателем можно пренебречь.

Во времена, когда усиление руля не применялось в системе управления, было актуальным отрицательное значение кастора. В технологии управления автомобилем стабилизирующий момент создавался с помощью диагональной конструкции шины (которые в настоящее время мало используются). В целом кастор не оказывает влияния на эксплуатационные характеристики шины.

Поперечный угол наклона оси поворота (SAI)

На малых скоростях роль стабилизирующего фактора выполняет воздействие веса автомобиля на управляемое колесо. Стабилизация с помощью веса работает постоянно, через поперечную ось автомобиля при крене на повороте. На низких скоростях весовой стабилизации достаточно, с увеличением скорости движения происходит автоматическое подключение в работу кастора.

Поперечный угол наклона оси поворота (Steering Axis Inclination) – угол между осью и вертикалью при фронтальном наблюдении – зависит от угла развала.

Отклонение параметров SAI от нормы может означать смещение координат подвески, которые задают положение оси поворота, его причины следует искать в параметрах подвески передних колес, развале и сходе.

Поперечный угол связан с величиной плеча обкатки – положение пятна контакта по отношению к оси поворота. Плечо обкатки положительное, если ось попадает на внутреннюю часть протектора, и отрицательное, если на внешнюю.

Плечо обкатки регулирует динамику автомобиля при боковом движении, если  ее не удается отрегулировать с помощью кастора и развала.

Регулировка углов установки колес

Для некоторых автовладельцев становится открытием, что регулировку углов установки колес необходимо проводить регулярно, и поводов для этого больше, чем покупка нового колеса. Это делают после каждых 30 000 км пробега, после каждого попадания в яму, любого другого дорожного происшествия, связанного с работой подвески, при замене рулевой рейки, рулевых тяг или наконечников, передних амортизаторов, поворотных кулаков, если они влияют на сход-развал. Обязательно, если руль стоит криво при прямолинейном движении.

Из-за неправильного схода-развала снижается управляемость, автомобиль становится нервным, удерживать его устойчивый курс сложно.

Это приводит к преждевременному износу резины и повышенному расходу топлива. Но прежде чем отправляться на СТО для регулировки углов развала схождения, сделайте диагностику и замените изношенные детали подвески.

Самостоятельная регулировка схода-развала и кастора часто выполняется с непониманием их взаимозависимости, влияния на динамические характеристики ходовой, долговечность покрышек и экономику автомобиля. По этой причине производители стараются установить допустимые диапазоны регулирования углов установки колес, при которых движение данной модели автомобиля будет оптимальным. Таким образом, исключается необходимость инженерных расчетов для сервисного персонала СТО.


Опустили цены ниже нижнего


Получите дополнительную скидку 3%
по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу

Изменение углов установки колес пока не описывается математическими формулами или компьютерными программами. Заложенные исходные данные конструкции автомобиля, среди которых:

  • расположение привода,
  • максимальная снаряженная масса,
  • максимальная и обычная скорость автомобиля,
  • скорость разгона,
  • длина торможения и другие —

не дают возможности рассчитать оптимальные значения величины схождения, развала, кастора из-за изменений параметров движения в разных режимах эксплуатации. Выбор критерия их оптимизации также является вопросом обсуждения, в зависимости от назначения и поставленных задач для определенного типа автомобиля.

Оптимизация углов установки колес рассчитывается проектировщиками в ходе повторяемой последовательности действий. Начинают с расчета положения колес в различных условиях движения, анализа изменения технических параметров при изменениях ориентации колес, доводкой показателей на практике, в ходе тестов и испытаний. Порядок оптимизации примерно следующий:

1.Математический расчет простой конструкции подвески

2.Расчет многозвенной конструкции с помощью алгоритма

3.Анализ изменений технических характеристик автомобиля (устойчивости, управляемости, скорости, износа шин и т.п.) в зависимости от углов установки колес.

4.Тестирование полученных результатов на практике в специальных режимах движения (по прямой, по кругу, в повороте и т.п.), фиксация показателей (скорость, температура протектора, усилия в разных точках подвески, руля и осей)

5.Выбор оптимальных параметров подвески для модели автомобиля и передача расчетных параметров проекта в производство.

На основании  этих сложных расчетов, испытаний и множества целевых проверок  автомобиль становится безопасным и эффективным средством для перевозок грузов и передвижения людей.

Заключение

В попытке разобраться в зависимостях углов развала и схождения, влиянии поперечных осей и продольных усилий на выполнение поворотов при разных скоростях бокового ветра и автомобиля, мы поняли, насколько сложна работа инженеров, конструкторов деталей машин – на них ответственность за проектирование моделей, за нашу безопасность и комфорт в автотранспорте, будь это легковой автомобиль или мощный грузовик.

Итак, развал, схождение, кастор и другие углы установки колес важны для автомобиля, потому что регулируют управляемость автомобиля.

Регулировкой углов схождения и развала можно устранить следующие проблемы движения:

  • автомобиль уходит в сторону на прямой ровной дороге,
  • рулевое колесо не возвращается самостоятельно в околонулевое положение,
  • рулевое колесо остается повернутым при движении автомобиля по прямой,
  • при входе в поворот на большой скорости автомобиль заносит,

Делают это на испытательном стенде обслуживания автомобилей. СТО используют базу данных всех углов наклона по всем существующим маркам и моделям автомобилей, выполняют регулировку с большой точностью и в соответствии с требованиями производителя. В результате автомобиль приобретает уверенную управляемость на любых дорожных покрытиях.

Более того, оптимизация схода, развала и правильного угла кастора:

  • не только стремятся к максимальному комфорту водителя и пассажиров, но и минимизируют износ автомобиля;
  • сохраняют рабочие характеристики шин, уменьшают их износ, увеличивают срок службы;
  • экономят топливо в результате оптимизации траектории движения автомобиля;
  • устраняют проблемы с управляемостью и устойчивостью, а значит, улучшают безопасность автомобиля.

Регулярный контроль схода-развала, техническое соответствие параметров ходовой части с подвеской и показателями экономики автомобиля – те действия, благодаря которым водитель, автовладелец и конструктор становятся одной командой, работающей над красотой, комфортом и безопасностью современных моделей автомобилей. От идеи до расчета, от испытаний до эксплуатации, пусть каждое действие команды ведет к гармоничному результату!

Как часто необходимо проверять сход и развал колес на автомобиле?

Рекомендуется проверять сход и развал колес на автомобиле каждые 10 000 километров пробега или один раз в год.

Какие признаки указывают на необходимость проведения регулировки сход-развала колес на автомобиле?

Признаки проблем с сходом-развалом колес могут включать неравномерный износ шин, неправильную реакцию рулевого управления, затрудненную устойчивость автомобиля на дороге и шум, идущий от колес.

Какие опасности могут возникнуть, если не обращать внимание на сход-развал колес на автомобиле?

Если не обратить внимание на сход-развал колес, то это может привести к неудобствам в управлении автомобилем, ухудшению устойчивости на дороге, снижению сцепления шин с дорогой и дополнительному износу шин. Это также может повлечь за собой повышенный расход топлива и более высокую степень износа подвески.

Как длительность эксплуатации автомобиля влияет на сход-развал колес?

Длительность эксплуатации автомобиля может привести к изменению схода и развала колес, поскольку детали подвески могут изнашиваться или растягиваться со временем. Поэтому рекомендуется периодически проверять сход-развал колес на автомобиле.

Какие типы ремонта необходимо проводить при выявлении проблем с сходом и развалом колес на автомобиле?

При выявлении проблем с сходом и развалом колес на автомобиле, может потребоваться регулировка схода и развала, а также замена деталей подвески, которые могут быть повреждены или изношены.

Какая цена на регулировку сход-развала колес на автомобиле считается разумной?

Цена на регулировку схода и развала колес на автомобиле может варьироваться в зависимости от региона и типа автомобиля. В среднем, стоимость такой процедуры варьируется от 1500 до 5000 рублей.

Каковы преимущества регулярной проверки схода и развала колес на автомобиле?

Регулярная проверка схода и развала колес на автомобиле позволяет сохранить корректную геометрию подвески, что обеспечивает устойчивость и лучшую управляемость автомобиля, а также повышает безопасность на дороге.

Какие факторы могут повлиять на сход-развал колес на автомобиле?

Факторы, которые могут повлиять на сход-развал колес на автомобиле, включают неправильное использование автомобиля, плохое качество дорожного покрытия, наезд на бордюры или ямы на дороге, а также аварии.

Как можно самостоятельно проверить сход-развал колес на автомобиле?

Самостоятельная проверка схода и развала колес на автомобиле возможна, но требует некоторых знаний и опыта. Можно, например, проверить наличие различий в износе шин, визуально оценить положение колес и подвески, а также провести проверку на специальном оборудовании в автосервисе.

Можно ли производить регулировку схода и развала колес на автомобиле самостоятельно?

Регулировку схода и развала колес на автомобиле не рекомендуется производить самостоятельно, поскольку это требует специального оборудования и опыта в автосервисе. Лучше доверить данную процедуру профессионалам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти драйвер для установки интернета
  • Как найти плотность ch4
  • Как найти силу тока в колебательном контуре
  • Как найти хонор без гугл аккаунта
  • Как составить условие задачи на деление