Как исправить упрямство ребенка

Как правило, каждый взрослый вкладывает в понятие «упрямство» своё понимание. В нём как будто уже содержится некоторый отрицательный оттенок, недовольство поведением детей, которых называем упрямыми. Довольно часто мы смешиваем понятие настойчивости (целеустремленности) и упрямства. И в этом случае своими действиями, реакциями мы можем затруднять развитие самостоятельности, инициативности ребёнка, а эти качества важны для будущего наших детей.

У каждого индивида свой запас терпения и спокойствия, поэтому одинаковое поведение детей для одних может быть невыносимым, а для других — просто доставляющим мелкие неудобства. И, конечно, упрямство может и раздражать, и утомлять, й обижать, и злить, и огорчать. Особенно вероятно возникновение такого рода чувств, когда дети в своей настойчивости и «упёртости» не считаются ни с интересами, ни с возможностями взрослых, ни с требованиями ситуации (например, на улице холодно, а ребёнок категорически не хочет надевать шапку).

Таким образом, степень упорства ребёнка в настаивании на своем может быть разной; взрослые в силу своего состояния (усталый и раздражительный или доброжелательный, довольный, отдохнувший) могут по-разному воспринимать поведение детей; требования ситуации могут различаться, однако можно выделить общие характеристики, соответствующие упрямству. Упрямому поведению свойственны категоричность, нежелание слышать и понимать другого человека, считаться с интересами, возможностями, желаниями других людей и требованиями ситуации.

В психологии существуют представления о причинах упрямства и возрастных периодах, когда дети упрямятся особенно активно. Что же стоит за проявлением упрямства?

В развитии детей существуют возрастные периоды, когда желание настаивать на своем, делать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано, прежде всего, с так называемым кризисом трех лет и подростковым возрастом. В это время желание делать многое, если не все, по-своему, самостоятельно столь сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие ему, вызывают реакции протеста. Поведение ребенка определяет девиз «Я сам». Несмотря на то, что все дети проходят через периоды возрастных кризисов, у одних они протекают в мягкой форме и довольно быстро, другие же переживают их остро, бурно, с сильным обострением отношений с родителями, причем процесс этот может затянуться на долгое время. Как будет протекать кризис, зависит не только от особенностей самовыражения ребенка, но и от поведения взрослого. Как показывают исследования, мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребенка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы тебе интересно?», «А как считаешь ты?» и т. д., а также где ребенку время от времени предоставляют возможность выбора.

Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям.

В этом случае оно выступает средством мести, когда ребенок поступает вопреки («назло») взрослым. Такое поведение может свидетельствовать об имеющемся в настоящее время кризисе в отношениях между родителями и ребенком, о каком-то конфликте в общении.

Упрямство — это доступная для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Осознавать свои желания и выражать их в понятной для окружающих форме — непростая задача для ребенка.

Ситуации проявления детского упрямства сложны еще и потому, что в них есть нечто, что вызывает у взрослых очень сильную -эмоциональную реакцию. Часто мы бываем столь сильно вовлечены эмоционально в ситуации, где проявляется упрямство детей, что уже не можем спокойно проанализировать их, найти какое-либо здравое, разумное решение. Что делает эти ситуации столь сложными для взрослых и особенно для родителей? Возможно, дело в том, что в детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности воспитателя, угрозу своему авторитету в глазах ребенка. И именно это обстоятельство подогревает наше желание бороться с упрямством. Когда все силы направлены на борьбу, очень трудно разобраться в причинах того, почему ребенок ведет себя подобным образом. В этом случае появляется опасность потерять из виду самого ребенка, потому что все внимание сосредотачивается на целях, которые взрослый ставит перед собой. Цели могут быть самыми разными, например: «Я должен заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться», «Я докажу, что я сильнее» (умнее, старше и т. д.). Цели разные, но в них есть общая черта: ребенок становится средством их достижения. Когда взрослые, стремясь доказать свою компетентность, упорно настаивают на своем, то в этом пресловутое упрямство проявляется не меньше, чем у детей. Таким образом, получается замкнутый круг, где упрямое поведение одного человека порождает и поддерживает подобные реакции у другого.

Какие чувства могут возникать у взрослых, когда упрямятся дети, нам более или менее понятно, а что может чувствовать ребенок, когда его заставляют делать что-то, чего он не хочет, борются с его упрямством?

Вспомните свою детскую ситуацию, когда вы упрямились, но взрослые не считались с вашим «не хочу». Это может быть какая-то конкретная ситуация, возникшая всего раз в жизни или раз за разом повторяющаяся. Вспомните, где это происходило, сколько вам было лет. Оживите в памяти, как взрослые заставляли делать что-то так, как они считали нужным, что они говорили при этом. Как вы себя чувствовали в этой ситуации? Что вам хотелось сделать?

А теперь вернитесь в настоящее время. Через призму своих воспоминаний бывает легче понять и разглядеть собственного ребенка. Часто дети воспринимают борьбу с их упрямым поведением как борьбу с ними самими, они могут чувствовать беспомощность, ненависть, грусть, жалость к себе, обиду, злость, страх. У ребенка в этот момент могут возникать разные желания: пошалить еще, ударить родителя, сломать что-либо, убежать и спрятаться, плакать, кричать.

Как перейти от противостояния к взаимопониманию:

• Если ребенок упорствует в своем нежелании делать что- либо, имеет смысл уточнить, расспросить, чего именно он не хочет. Доброжелательные вопросы со стороны взрослых дают ребенку возможность почувствовать, что его хотят понять, а это не что иное, как первый шаг к диалогу.

• Чаще всего за детским «не хочу» прячутся либо какие-то опасения, страхи, либо определённые желания ребенка. Если это опасения, то он, прежде всего, нуждается в поддержке и, получив ее, вероятно, сможет с помощью родителей преодолеть свое «не хочу», которое в этом случае скорее означает «не могу».

• Если за нежеланием делать что-то стоят какие-то другие желания, то надо понять, чего же хочет ребенок. Это непростая задача, поскольку, как уже упоминалось выше, детям сложно осознать свои желания, они часто ощущают их как неопределенное беспокойство, неудовлетворенность. Если ему сложно, предложите несколько вариантов ответов на выбор, но не в утвердительной, а в вопросительной форме: «Маша, ты сейчас хочешь послушать сказку, порисовать со мной, полепить из пластилина или что-то еще?»

Обратите внимание на следующие моменты:

— Набор предлагаемых вариантов формулируется в виде вопроса, а не утверждения или предложения.

— Используется слово «сейчас», которое фокусирует внимание на желаниях, возникающих «здесь и теперь».

— Родитель не предлагает исчерпывающий список возможных желаний, а интересуется мнением ребенка («Что-то ещё?»).

— Прояснение желаний — это не допрос с пристрастием, самый важный результат заключается в ощущении ребенка, что им интересуются, его хотят понять.

Если ребенок настаивает на своём желании (часто вопреки разумным доводам со стороны родителей), то первый шаг заключается в прояснении, чего же он хочет, в выяснении конкретных подробностей.

Когда становится понятно, чего же хочет ребенок, не торопитесь выполнять его желание или, напротив, отговаривать его (такой соблазн тем сильнее, чем более нереалистично желание ребенка, а желания могут быть разные, вплоть до абсолютно фантастических).

Следующий шаг — признание права ребенка на его желание. Обратите внимание, что признание права ребенка хотеть того, чего ему хочется, и соглашение выполнять это желание — совершенно различные действия с совершенно различными последствиями.

Когда мы чувствуем, что кто-то признает наше право на то или иное желание, то на первый план выступает состояние радости, легкости, а также возникает или усиливается расположенность к диалогу, сотрудничеству. Опираясь на свой опыт, нам, взрослым, бывает легче понять ценность принятия, признания права на желание для ребенка.

Когда желание ребенка обозначено, конкретизировано, когда родитель обозначил свое принятие этого желания и права ребенка на него, становится возможным конструктивное обсуждение его реализации.

Иногда желание ребенка вполне реалистично, но выполнить его можно не сразу, а только через некоторое время. В этом случае надо поговорить о том, когда это будет возможно, обсуждая не абстрактное «потом, когда-нибудь», а вполне конкретное «когда». Важно, чтобы, определяя конкретное «когда», взрослые учитывали свой реальный потенциал, так как нарушение договоренности с вашей стороны может привести к возникновению (или усилению) недоверия со стороны ребенка к вашим словам. Конечно, существуют невозможные желания (сложно превратить зиму в лето, достать луну с неба). Не все подвластно нам в реальности, но мы все можем делать в стране фантазий. Предложить ребенку помечтать о его желании, эмоционально прожить его, представить, как бы это могло быть, — иногда более действенный способ удовлетворения, чем реализация желания в действительности.

Что значит «быть чувствительным к миру ребенка»? Это означает давать работу глазам и ушам, то есть видеть ребенка, слышать, что и как он говорит. При всей банальности и очевидности этой фразы в реальном взаимодействии с нашими детьми у нас значительно расширяются возможности для того, чтобы строить отношения с ними на основе взаимопонимания.

Как вести себя с ребенком, который упрямится

• Упрямство возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты в семье, непоследовательное воспитание ребенка, а также перестановка семейных ролей (например, когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины или воспитанием ребенка занимается бабушка).

• Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки запретов (желательно, чтобы их было немного — лишь самые основные) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

• Не фиксируйте внимание на упрямстве, «не помните зла».

• Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.

• Не относитесь к ребенку предвзято. Предъявляйте разумные требования, соответствующие его возрасту.

• Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас «отстал».

• Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте: а не проявляете ли упрямство вы сами? Часто упрямство ребенка становится реакцией защиты на чрезмерное упрямство родителей. Не будьте слишком властны по отношению к ребенку!

• Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой — таким образом вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпало с его желанием.

• Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его глазами».

• Предоставьте ребенку право выбора. Например, вы собрались идти на прогулку, не следует спрашивать его хочет ли он гулять, если вы знаете заранее его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду.

• Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.

• Играйте вместе с ребенком — это улучшает взаимоотношения.

• Не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства — таким образом вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности, ожесточите его.

Как не надо вести себя родителям с маленьким упрямцем

➣ Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.

➣ He ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.

➣ Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, касающихся особенно неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон и т. д.). Помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться вам, а, невольно поддерживая упрямство, вы создаете почву для неврозов.

➣ Если ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша (при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Упрямство ребенка – одна из наиболее эмоциональных тем в воспитании детей. Возможно, что в детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности воспитателя, угрозу своему авторитету в глазах ребенка. Именно это обстоятельство вызывает желание взрослых бороться с упрямством, не разбираясь в причинах того, почему ребенок ведет себя подобным образом, не пытаясь понять, что в собственном поведении может провоцировать противостояние ребенка. Упорно стремясь доказать свою компетентность, настаивая на своем, взрослые проявляют то же самое упрямство. Получается замкнутый круг, где упрямое поведение одного человека порождает такое же поведение у другого. Не следует путать настойчивость и упрямство.  Настойчивость проявляется, когда ребенок хочет получить что-то и добивается этого. Упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему очень этого хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Он не может отказаться от своего первоначального решения даже при изменившихся обстоятельствах. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, вызывающего стресс. Они бросаются на пол, брыкают ногами, размахивают руками. Или кричат, пока у них не перехватит дыхание, а, отдышавшись, продолжают все по новому кругу. Или могут насуплено молчать. Если приступ упрямства протекает особенно бурно, тогда дети бьются головой о стену или пол. Во время приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они полностью не владеют собой. Обычно приступ упрямства продолжается несколько минут. В тяжелой форме он может продолжаться до часа. Во время приступа ребенок расходует почти все свои силы, а после чувствует себя опустошенным.

Причины упрямства

До 7 лет ребенок чрезвычайно подвержен внезапным переменам в его жизни: поездка к родственнику, выходные у бабушки. Если взрослые не подготавливают ребенка, то он может быть напуган, ошеломлен и подавлен внезапными событиями. Ребенок может переживать и испытывать боль от потери привычного образа жизни, окружения, питания. Накопив опыт подобных ситуаций, ребенок начинает сопротивляться любым переменам и новшествам. На каждое новое предложение он отвечает «нет».

Еще одним источником упрямства является эксплуатация взрослыми талантов и способностей ребенка. Заметив хороший слух, умение рисовать или другие способности, родители или воспитатели начинают сверхактивно развивать их, превращая из удовольствия в работу. Ребенок утрачивает удовольствие, испытываемое от своих способностей, и порой навсегда отказывается от них и препятствует их проявлению, говоря «нет».

Развитию упрямства служит авторитарность и жесткий контроль родителей. Если родители категоричны, излишне требовательны, нетерпеливы, делают постоянные замечания, бурно реагируют, если их требования немедленно не исполняются, постоянно угрожают и наказывают, то ребенку остается мало пространства для инициативы и самостоятельных решений. Ребенок вынужден делать то и так, как сказал взрослый, он лишен права выбора, права голоса. Однако он инстинктивно понимает, что право выбора имеет очень большое значение для развития его личности. Когда в этом выборе ему отказывают, ребенок оказывает сопротивление покушению на свою личность. Упрямство может быть единственным способом отстоять свои права. Подрастая, ребенок не доверяет любым авторитетам и открыто бунтует при попытке указать ему, что ему делать.

Дети, с которыми нянчатся, балуют их, потакают всем капризам и желаниям, часто упрямятся, когда что-то идет не так, как они привыкли. Им кажется, что родители всегда должны делать то, что они хотят, сделать что-либо для себя сами они не умеют. Такой ребенок не умеет самостоятельно принимать решения, справляться с новой ситуацией, новыми проблемами, выражать свои чувства приемлемым образом, считаться с возможностями и желаниями другими.

Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям. В этом случае упрямство выступает как средство мести, когда ребенок поступает вопреки, назло взрослым. Чаще всего так проявляются глубокие проблемы в детско-родительских отношениях.

Рекомендации:

  1. В общении с упрямцами взрослым нужно, прежде всего, отказаться от противостояния. Нельзя требовать уважения к себе и не уважать других. Оставляйте за ребенком право на ошибку. Пусть он сам сможет прочувствовать неприятные последствия своего упрямства. Совершение ошибок и их исправление – не худший путь личностного развития, а помощь стоит лишь предлагать, а не навязывать.
  2. Уступить не значит проявить слабость. Тот, кто уступает, проявляет дальновидность, заботится о том, кого любит, и показывает маленькому упрямцу образец другого поведения. Это не касается принципиальных моментов, где возражений быть не может, например: переходить дорогу только за руку с мамой, ложиться спать с девяти до десяти, утром завтракать и т.д. Но в других случаях нужно уступать ребенку, тогда он будет чувствовать равноправие, свою значимость и независимость.
  3. Прежде чем навязать ребенку готовое решение, спросите у него, чем бы он хотел заняться. Предложите ребенку самостоятельно сделать выбор, пусть сам примет решение. Если ребенок почувствует себя способным что-либо сделать или принять решение без вас, он испытает огромное удовлетворение. В будущем вера в свои силы поможет ребенку преодолевать жизненные преграды, он станет целеустремленным и настойчивым.
  4. Старайтесь избегать таких ситуаций, которые вызывают упрямство, чтобы не закрепить в памяти ребенка, что таким поведением он может добиться желаемого. Ставьте вопросы так, чтобы на них невозможно было ответить отрицательно. Не задавайте ребенку вопрос, на который у вас уже есть ответ и готовое решение, а он может ответить иначе, например: «Хочешь обедать?» Даже если ребенок ответит «нет», вы же все равно заставите его есть. В этом случае лучше сказать: «Пора обедать».
  5. Не балуйте детей, не разрешайте все, не потакайте всем капризам, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Дети должны понимать, что события не всегда могут идти так, как им хочется, но надо уметь справляться с этим. Старайтесь быть гибким родителем, подавайте ребенку пример гибкого реагирования на различные обстоятельства и ситуации. Развитие гибкости поведения происходит через развитие гибкости тела. Пусть ребенок будет подвижным, активным, ловким. Используйте телесный контакт, поглаживания для снятия мышечных зажимов, которые формируются при реакциях упрямства и напряжении.

педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мазуркевич Мария Юрьевна

Кто из нас хоть раз в жизни не попадал в такую ситуацию: ребенок вдруг начинает сопротивляться совершенно нормальным, на наш взгляд, просьбам или требованиям, мы тут же раздражаемся, кричим, ругаемся и можем даже шлепнуть строптивца… А потом мысль о том, какие же мы плохие родители, раз не можем справиться с ребенком, не дает нам покоя. И становится стыдно, ведь нельзя кричать на малыша и уж тем более применять физические наказания. Что ж, давайте попробуем вместе разобраться, что же такое детское упрямство, откуда оно берется и как нужно вести себя с упрямым Фомой.

О пользе упрямства

Неуправляемый, вредный, капризный, злой, непонимающий, опасный, чужой — вот какими эпитетами, бывает, награждают своих строптивцев родители. А почему бы им не посмотреть на упрямство с другой стороны? Со стороны своего строптивого малыша…

По мере того как ребенок взрослеет, у него возникает потребность чувствовать себя самостоятельным, он требует уважения к себе и своей точке зрения со стороны окружающих, хочет, чтобы с ним считались. Что делаем мы, взрослые? Мы запрещаем, говоря «ты еще маленький», «тебя никто не спрашивает», «замолчи». Мы требуем беспрекословного повиновения. И как же должен вести себя ребенок, который стремится к самостоятельности, но ему все время мешают? Очевидно, что упрямство сына или дочки есть не что иное проявление протеста. «Ага, запрещаете? Не уважаете? — словно говорят дети родителям. — Тогда я начну упрямиться, и мы еще посмотрим, кто кого». Так что упрямыми наши дети не рождаются, это мы сами своими неправильными действиями воспитываем в них строптивость и желание делать все наперекор. А если задуматься, какое качество необходимо нам для достижения цели? Да-да, именно упрямство, потому что без здорового напора трудно чего-то добиться в жизни. И на самом деле проявление детьми упрямства — это залог того, что они вырастут настойчивыми, уверенными в себе, смогут отстаивать свою точку зрения и вообще будут самодостаточными людьми.

Опрос родителей детей от 5 до 10 лет показал, что только 12% из них знают, как справиться с ребенком, когда он упрямится. Только 35% родителей из числа опрошенных считают, что у такого детского поведения есть веские причины.

Как справиться с упрямым ребенком?

Как показывает опыт, у детского упрямства есть несколько кульминационных моментов. И совпадают они с так называемыми возрастными кризисами. Первый кризис приходится на год-полтора, когда обескураженные родители наблюдают, как их ребенок плачет «до посинения», выбрасывает игрушки и переворачивает тарелку с манной кашей. Затем приблизительно в три года (этот период так и называют — «возраст упрямства») мамы и папы снова хватаются за голову. Но и в шесть-семь лет родителей также ожидают сюрпризы. Для того чтобы разобраться с причинами упрямства и научиться корректировать такое поведение, разберем несколько ситуаций, которые знакомы всем без исключения родителям.

13 принципов укрощения маленьких строптивцев

«Не хочу выключать телевизор!»

Время идти спать, и вы начинаете свое ежевечернее выступление: «Маша! Когда же ты выключишь телевизор и отправишься в постель?» — «Сейчас!» — отвечает Маша и продолжает смотреть мультики до тех пор, пока вы сами не выключите телевизор. Если такое поведение уже вошло у ребенка в привычку, то, скорее всего, причина непослушания кроется именно в вас. А ребенок только ведет себя так, как вы ему позволили.

Почему так происходит? Потому что вместо конкретной просьбы ребенок слышит от вас расплывчатый вопрос, который позволяет не сразу выполнить просьбу мамы. И даже если вы настаиваете на том, чтобы ребенок сейчас же отправился спать, все-таки позволяете ему посмотреть телевизор еще 5-10-30 минут («Ладно, посмотри еще 10 минут и потом сразу же иди мыться и спать!»). Тем самым вы даете ребенку понять, что ваше родительское слово ничего не значит.

Что надо делать?

  • Обращаться к ребенку в краткой и четкой форме. К примеру: «Сейчас уже девять часов. Ты должен принять душ и лечь спать».
  • Выработать вместе с ребенком правила игры: оговорить время, которое он может проводить у экрана телевизора. За нарушение правил можно придумать штрафные санкции, например, отлучение от телевизора на пару дней.
  • Придумать замену, которая отвлечет ребенка от мультиков без применения «тяжелой артиллерии» в виде угроз и наказаний. Например, прогулка перед сном или семейное чаепитие. Тогда малыш без усилий оторвется от телевизора.

«Не буду ложиться спать!»

Помните стихотворение «Не спать!» Сергея Михалкова? Там как раз малыш безумно хочет спать, прямо-таки со стула падает, но продолжает заниматься чем угодно, лишь бы не лечь в постель: «Как хорошо иметь права Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять! А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!) — Всю ночь совсем не спать!» Вот и вы говорите ребенку: «Почему ты еще не в постели?» — и рассчитываете, что он мгновенно туда отправится. А упрямец начинает сопротивляться: «Я не хочу спать! Я уже взрослый, почему мне нужно ложиться спать, как маленькому?» или «А почему это вы с папой ложитесь тогда, когда захотите, а мне нужно в девять часов уже спать?» Как вы реагируете на подобные заявления? «Ну, как хочешь, можешь и вообще не ложиться», — скажете вы.

Или уложите строптивца с угрозой: «Если сейчас же не ляжешь спать, завтра в кино не пойдешь!»

Что надо делать?

  • Нужно сделать таи, чтобы ребенок воспринимал наши просьбы как свои собственные. Для этого не подходят те формулировки, которыми мы привыкли пользоваться. Агрессивные побуждающие предложения как раз и вызывают агрессию у ребенка, заставляют его вести себя как строптивый ослик. Вам нужно свою просьбу переформулировать так, чтобы она давала ребенку право выбора, к примеру: «Ты можешь сначала выпить чай, а потом принять душ или сделать наоборот. Только потом ты сразу должен лечь спать».
  • Иногда причиной отказа отправиться спать является повышенная тревожность: ребенок попросту не хочет идти в темную комнату и оставаться там в одиночестве. В этом случае вам нужно посидеть рядом с малышом некоторое время и не гасить ночник в детской.
  • Помните, что время, когда ребенок ложится спать, много значит для него. И по мере того как ваш малыш взрослеет, можно увеличивать время бодрствования хотя бы на десять минут со словами: «Теперь ты стал взрослее и можешь ложиться спать немного позже».

По мере того как ребенок взрослеет, у него возникает потребность чувствовать себя самостоятельным, он требует уважения к себе и своей точке зрения со стороны окружающих, хочет, чтобы с ним считались. Что делаем мы, взрослые? Мы запрещаем, говоря «ты еще маленький», «тебя никто не спрашивает», «замолчи». Мы требуем беспрекословного повиновения. И как же должен вести себя ребенок, который стремится к самостоятельности, но ему все время мешают? Очевидно, что упрямство сына или дочки есть не что иное проявление протеста. «Ага, запрещаете? Не уважаете? — словно говорят дети родителям. — Тогда я начну упрямиться, и мы еще посмотрим, кто кого». Так что упрямыми наши дети не рождаются, это мы сами своими неправильными действиями воспитываем в них строптивость и желание делать все наперекор. А если задуматься, какое качество необходимо нам для достижения цели? Да-да, именно упрямство, потому что без здорового напора трудно чего-то добиться в жизни. И на самом деле проявление детьми упрямства — это залог того, что они вырастут настойчивыми, уверенными в себе, смогут отстаивать свою точку зрения и вообще будут самодостаточными людьми.

Инструкция для родителей

  1. Для начала осознайте тот факт, что упрямство ребенка не каприз, а протест против ущемления его желаний и интересов.
  2. Поймите, что ребенок сам не в состоянии справиться с ситуацией и нуждается в вашей помощи.
  3. Признайте право ребенка на собственные желания и нежелания.
  4. Решили применить силовые методы для подавления упрямства? Тогда ответьте себе честно: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос несамостоятельным и неуверенным в себе человеком?
  5. Если вы намерены чего-то добиться от ребенка, объясните ему свои требования, и тогда он не станет протестовать против новых правил.
  6. Пересмотрите свои требования к ребенку. Возможно, от некоторых из них стоит отказаться. А вот то, что вы все-таки требуете от ребенка, должно быть взвешено и разумно.
  7. Высказывайте свои просьбы и требования к ребенку вежливо и корректно.
  8. Не забывайте интересоваться мнением ребенка, например: «Как ты думаешь?» или «Что бы ты сделал?».
  9. Не называйте ребенка «упрямец», «упрямый как осел». Не навешивайте на него ярлыки!
  10. Задумайтесь: не упрямы ли вы сами? Возможно, ребенок просто копирует вашу модель поведения.
  11. Если ребенок упрямится постоянно, проанализируйте его поведение в последнее время: что может его беспокоить, что заставляет его вести себя именно так? А выяснив причину, постарайтесь исправить ситуацию.
  12. Вспомните себя в детстве, особенно когда вы упрямились. Возможно, здесь вы и найдете ключик к решению проблемы своего малыша.
  13. Ребенок не обязан подчиняться вам во всем. Ваш метод воспитания — убеждение, создание доверительных отношений, а не боевые действия.

Старайтесь придерживаться золотой середины в воспитании маленького упрямца, ведь слишком жесткий или слишком мягкий подход в этой ситуации одинаково нехороши.

«Не стану убирать свои игрушки!»

А вот это чистой воды манипуляция — ребенок словно испытывает взрослого на прочность: «Что же ты сейчас станешь делать, если я все-таки не уберу свои игрушки?» И вы обычно сами убираете игрушки? Заставляете ребенка их убрать? Или спокойно выходите из комнаты, мол, пусть игрушки валяются, в конце концов малышу это надоест и он уберет их сам? Как правило, родители выбирают первый вариант поведения либо пытаются добиться нужного результата криком и шлепками.

Что надо делать?

  • Для начала разделите ответственность вместе с ребенком. Ведь малышу сложно бывает убрать сразу все игрушки, поэтому страх перед большим объемом работы и подталкивает его к ответу «Не хочу, не буду».
  • С этой ситуацией вы легко справитесь, если предложите ребенку посоревноваться, кто из вас сможет быстрее собрать игрушки. Или придумаете игру, в которой обязательно нужно собрать все игрушки и спрятать в ту коробку или эту корзинку, чтобы они не достались какому-нибудь сказочному злому Серому Волку.
  • А можете назначить ребенка своим самым главным помощником и предложить вместе убрать у него в комнате, а потом дружно переместиться на кухню или в гостиную.

По мере того как ребенок взрослеет, у него возникает потребность чувствовать себя самостоятельным, он требует уважения к себе и своей точке зрения со стороны окружающих, хочет, чтобы с ним считались. Что делаем мы, взрослые? Мы запрещаем, говоря «ты еще маленький», «тебя никто не спрашивает», «замолчи». Мы требуем беспрекословного повиновения. И как же должен вести себя ребенок, который стремится к самостоятельности, но ему все время мешают? Очевидно, что упрямство сына или дочки есть не что иное проявление протеста. «Ага, запрещаете? Не уважаете? — словно говорят дети родителям. — Тогда я начну упрямиться, и мы еще посмотрим, кто кого». Так что упрямыми наши дети не рождаются, это мы сами своими неправильными действиями воспитываем в них строптивость и желание делать все наперекор. А если задуматься, какое качество необходимо нам для достижения цели? Да-да, именно упрямство, потому что без здорового напора трудно чего-то добиться в жизни. И на самом деле проявление детьми упрямства — это залог того, что они вырастут настойчивыми, уверенными в себе, смогут отстаивать свою точку зрения и вообще будут самодостаточными людьми.

Исследования психологов показали, что дети слишком жестких родителей, которые сильно опекают своих детей, излишне требовательны и мелочны, упрямятся гораздо чаще тех детей, чьи родители разумны в своих педагогических воздействиях.

«Сейчас же купи мне эту игрушку»

Дети, требующие с рыданиями в магазине купить «вон ту куклу» или «вот эту машинку», не редкость. И объяснять их плохое поведение только тем, что родители неверно воспитывают сына или дочку, было бы слишком просто. На самом деле такое упрямство возникает не только из-за возрастного кризиса или ошибок в воспитании. Иногда дурное влияние на малыша оказывает массированная реклама: и тут уж ему никак не удержаться, чтобы не потребовать от родителя еще одну игрушку.

А как вы поступаете, когда ваш ребенок скандалит по поводу очередной куклы или компьютерной игрушки? Сдаетесь и покупаете, лишь бы не позорил вас на весь магазин? Скажете, что такому плохому мальчику или девочке вообще не покупают игрушки, тем более такие дорогие и красивые? Постараетесь переключить внимание малыша на что-то другое?

Что надо делать?

  • Если вы понимаете, что ребенок пока не в состоянии контролировать себя в магазине игрушек и обязательно затеет скандал, не берите его с собой.
  • Если вы все же решили заняться шопингом вместе, заранее объясните сыну или дочке, сколько денег берете с собой и что сможете на эту сумму купить. Спокойно скажите, что если он (она) будет скандалить, то «нам придется уйти из магазина, а игрушку мы не купим».
  • Игнорировать детские мечты и желания все-таки не стоит. И поскольку вы знаете, о чем спит и видит ваш малыш, то сделайте так, чтобы его мечты иногда сбывались.

«Не хочу идти в школу!»

Вот тут причины упрямства могут быть самые разные. Например, одна моя знакомая девочка не хотела ходить в школу, потому что с ней там грубо разговаривала одна учительница, что, в свою очередь, вызывало насмешки одноклассников. Ребенок просто отказывался идти туда, где его обижают. Этот случай доказывает: детское упрямство не всегда означает, что ребенок хочет нам досадить.

Нежелание идти в школу или в детский сад также может быть продиктовано стремлением побыть с папой или мамой, которых ребенок мало видит. Страх перед контрольной работой, волнение от того, что ребенок боится отвечать у доски, сложные взаимоотношения с одноклассниками или учителями, чувство неуверенности — все эти факторы также могут быть истинными причинами детского упрямства.

Что надо делать?

  • Нельзя игнорировать нежелание ребенка идти в школу или в детский сад. Такое поведение говорит о том, что у него есть определенная проблема и ему нужно помочь ее решить.
  • Постарайтесь разобраться в причинах нежелания идти в школу. Для этого посидите на уроках, пообщайтесь с одноклассниками, учителями. Часто такое заинтересованное отношение родителей к проблеме заставляет учителя перестроить свое поведение и вести себя корректно по отношению к ребенку.
  • А если вы испробовали все способы, но ваше чадо все же не хочет идти в школу? Попробуйте перевести ребенка в другой класс или школу. Возможно, это единственный способ решения проблемы. И не нужно этого бояться.

Упрямство ребенка. Что с ним делать?

01 декабря 2020

Нет, наверное, ни одного родителя, который бы избежал борьбы с упрямством собственных детей.

«Только гениальные родители используют упрямство себе на пользу и в интересах своих детей».

Гениальных родителей можно сравнить с борцами дзюдо, когда сила соперника используется себе во благо. Для того, чтобы справиться с этим качеством, нужно знать, как оно возникает и что из себя представляет. Для начала определим, какие виды упрямства бывают.


Ситуативное упрямство

Оно бывает у всех детей

Вдруг ни с того, ни с сего ребенок начинает упрямиться. Всегда пил на ночь кефир и вдруг перестал. Что делать в этом случае?

Во-первых, нужно разобраться, что изменилось, что могло стать причиной. Это мог быть и скандал, и переезд на новое место, и отъезд одного из родителей, или такое банальное предположение, что никто из его друзей не пьет на ночь кефир, или, возможно, попался испорченный, невкусный продукт.

Во-вторых, необходимо попытаться объяснить и показать, что многие взрослые пьют на ночь кефир, и чтобы быть похожим на них, нужно обязательно его выпить (и тут же самому выпить полчашки).

Можно также поддержать ребенка, сказав: «Я и сам в детстве не любил пить кефир».

Следующий момент – от противного: «Я сейчас выйду на минуту, а ты ни в коем случае не пей без меня». Если это ситуативное упрямство, то он без Вас быстро его выпьет.

Можно включить в игру кукол, зверей. Все зависит от Вашего воображения и способности стереть старую информацию, заменив ее новой.

Это всегда лучше, чем кричать, топать ногами или угрожать: «Если ты сейчас не выпьешь, то я отдам тебя дяде-милиционеру…»


Возрастное упрямство

Развитие ребенка имеет различные стадии, и одна из них – «упрямый негативизм», когда ребенок противоречит не только матери, но и себе.

Этот возраст обычно наступает в 2,5 – 3 года, когда ребенок хочет делать так, как он решил сейчас, хотя, возможно, потом и передумает.

Со стороны может показаться, что ребенок бунтует против самого себя, как будто он хочет сбросить ярмо «старого себя», хотя в это время ничего на него и не давит. В это время у ребенка начинает возникать стремление все делать самостоятельно, но, так как он еще многого не умеет, появляется внутреннее напряжение.

Следующий возраст – 6-9 лет, когда ребенок уже полностью хочет выйти из-под родительской опеки и полностью берет на себя ответственность за свое поведение, а также выражает неудовольствие и упрямство, когда родители его поправляют или на чем-то настаивают.

При проявлении упрямства необходимо помнить, что ребенок, как и взрослый, имеет право на собственную точку зрения, привычки и мнение об окружающих, а также сердиться и быть не в настроении, распоряжаться своими вещами и игрушками.

Он имеет право поддерживать свою комнату в том состоянии, которое его устраивает: клеить на стены картинки, слушать музыку, которая ему нравится и спать с куклой или с мишкой. Никто не может заставить его есть то, что он не любит, проводить свое время так, как ему не хочется.

Обычно упрямство как черта характера развивается на основе врожденного упрямства как защитная реакция на чрезмерную опеку и авторитарность родителей, как попытка защитить свою самостоятельность, независимость, свое право на собственную жизнь. И это вполне нормально. Не надо ломать характер ребенка, любой ценой избавляясь от упрямства. Ведь часто – это признак взросления, в дальнейшем это качество преобразуется в упорство и целеустремленность. Добиться неукоснительного послушания – не самое главное в процессе воспитания, есть куда более важные вещи, которые можно погубить, борясь с упрямством.


Материал подготовлен педагогом-психологом ППО-2 Седовой Н.В.

Наблюдая за детьми с нервно-психическими отклонениями, можно прийти к выводу, что у них нарушена воля и волевой баланс. У застенчивых, робких невротиков воля часто подавлена; а у гиперактивных, конфликтных (этим отличаются также и психопаты) происходит противодействие личной воли с волей других людей. Также встречается сочетание, когда неестественная механическая покорность вдруг непредсказуемо меняется на «бурные взбрыки» в самые неожиданные моменты (этим страдают шизофреники). К этим моментам нередко присоединяются невротические симптомы: заикания, тики, подергивания, энурез. Создается впечатление, что воля ребенка перемещается на речевой аппарат у заики (аппарат речи упрямится отдельно от ребенка); при тиках своевольничают и упрямятся глаза, рот; при подергиваниях — плечи и конечности. Ребенок, хотя сам слушается, не может контролировать их. Его подавленная центровая воля теперь хозяйничает на периферии тела.

Если разобраться с мотивами упрямства, а они очень разные (неуемная жажда лидерства, боязнь неудачи и наказания, самолюбие и страх перед общением с другими детьми, мучительная ревность) и начать работать над гармонизацией личности ребенка, то постепенно исчезают тики, заикание, энурез, а воля укрепляется. У ребенка появляется усидчивость, терпение, собранность, целеустремленность, ему легче дается школьная программа.

Конечно, лучше обратиться к специалисту-психологу, особенно, если упрямство и негативизм переходит все границы.

Ребенок кажется агрессивным, чудовищно избалованным, жаждущим лидерства. Он непоколебим в своем упрямстве, может легко подвести других. На самом деле, за поведением такого ребенка стоит непростая семейная ситуация, на которую еще наложился стресс, и поведением ребенка, в основном, руководит страх. Здесь нужен психолог. Ориентиром для обращения служит постоянное патологическое упрямство.

В случаях, когда ребенок ведет себя адекватно, но вдруг резко начинает упрямиться, родители, поразмыслив, и сами могут найти причину и устранить ее. Например, перемена в поведении ребенка произошла после рождения брата или сестры. Мама переключилась на новорожденного, и если он еще родится слабеньким, с проблемами со здоровьем, то времени на старшего почти не остается. Старший ребенок переживает, особенно сильно, если он невротик, ранимый и эгоцентричный. Своим поведением он мстит матери и пытается добиться ее внимания. Гнев и переживание матери служит ему доказательством ее неравнодушия к нему. Если мама начнет уделять ребенку внимание и показывать свою любовь, а также включит в круг забот о новорожденном, ситуация исправится. Чувство ответственности очень важно для старшего. Ведь им удовлетворяется самолюбие ревнивца.

Но в большинстве случаев, упрямство является реакцией на подавление воли и слишком жесткий прессинг.

Само по себе оно бывает у детей с недоразвитым интеллектом или у малышей около 4-х лет. В этих случаях полезны сценки с любимой игрушкой – собачкой, кошкой, лошадкой, обезьянкой и т.д. Такие представления показывают, какие неприятности происходят из-за упрямства. Например:

  • На прогулке обезьянка не захотела идти туда, куда ее вел хозяин, она заупрямилась и пошла другой дорогой, попала в грязь и вся измазалась. А там, куда она отказалась идти, был парк с веселыми аттракционами. Хозяин хотел покататься на них вместе с ней.
  • В другой раз она пошла в парк с хозяином, а там был конкурс на самого ловкого. Обезьянка легко бы его выиграла, но заупрямилась и не стала участвовать. А в конкурсе победила собака, не такая ловкая как она. Собаку наградили чудесным призом (надо перечислить то, о чем мечтает ребенок), а еще дали медаль.
  • Хозяин с обезьянкой собрались в кино. Стояли и ждали зеленый сигнал светофора, чтобы перейти дорогу. Но обезьянка не хотела ждать. Хозяин ей объяснял, что нельзя, а она упрямилась. Не дождавшись, побежала и чуть не попала под машину. А хозяина оштрафовал полицейский. Деньгами, предназначенными для кино, заплатили штраф. Хозяин еще хотел купить обезьянке сладкую вату и попкорн, но штраф был большой, и они вернулись домой ни с чем.

Разные дети упрямы по-разному, иногда спокойные, покладистые дети становятся упрямыми осликами. В этом случае надо разбираться с упрямством и уважать его как хрупкое стремление к независимости. Устраняя и сглаживая причины, породившие этот недостаток, надо перековывать его в такие качества как упорное стремление к цели, упорное доведение дела до конца, упорная работа над собой. Ведь упорство – полезное качество для жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека после великой отечественной войны
  • Как правильно составить экскурсионный маршрут
  • Как составить проект по машинке
  • Как найти медиану если ряд нечетный
  • Врожденное косоглазие у детей как исправить