Как исправить завоздушивание батареи

Стравить воздух из батарей отопления – несложный, но необходимый навык. Воздушные пробки перекрывают поток теплоносителя, снижают температуру в комнатах и укорачивают срок службы радиаторов, поэтому от них надо избавляться. Не менее важна профилактика проблемы – принять меры, предотвращающие завоздушивание, следует еще на этапе монтажа.

Как стравить воздух из батареи отопления

Содержание статьи

  • Почему появляются воздушные пробки
  • Признаки завоздушивания батареи
  • Как спустить воздух через специальные устройства
    • Радиатор с краном Маевского
    • Автоматические стравливатели
    • При наличии крана
  • Батареи в старом доме
  • Спуск через термостат
  • Как спустить воздух с батарей разных типов
    • Алюминиевые и биметаллические радиаторы
    • Стальные или чугунные
  • Как удалить воздушные пробки в отоплении частного дома
  • Как предотвратить завоздушивание теплосистемы

Почему появляются воздушные пробки

Образование воздуха и газов в теплосистеме вызвано разными причинами:

  • наклоном труб в самотечных отопительных коммуникациях менее 5 см на погонный метр – из-за слишком пологой конструкции происходит застой воды, сопровождающийся скоплением воздуха;
  • недостаточным давлением, вызванным погрешностями в монтаже, неправильным подбором насоса и котла;
  • заполнением коммуникаций неподходящим теплоносителем – жидкость и металл реагируют между собой с образованием газообразных веществ;
  • перегревом жидкости в трубах, сопровождающимся ее закипанием и выделением газов;
  • высокой скоростью заполнения теплосистемы, при которой тепловой носитель пузырится и формирует воздушные пробки в трубах, конвекторах и радиаторах.

Чтобы избежать повторного завоздушивания, нужно выяснить его причины и принять профилактические меры.

Признаки завоздушивания батареи

При появлении хотя бы одного из этих признаков нужно выпустить воздух, чтобы восстановить работоспособность системы:

  • неравномерное прогревание радиатора;
  • звонкий звук, появляющийся при постукивании по завоздушенной зоне;
  • шум, гул и бульканье, исходящие от труб и батарей.

Признаки завоздушивания батареи

Как спустить воздух с батарей через специальные устройства

При обнаружении воздуха в радиаторе обратите внимание, установлен ли на нем кран Маевского. Если он есть, процедура будет простой. Гораздо тяжелее придется при отсутствии этого устройства.

Как спустить воздух с батарей через специальные устройства

Радиатор с краном Маевского

В этом случае завоздушивание легко устранимо:

  1. Вставьте в середину крана ключ, который продается в комплекте или воспользуйтесь обычной отверткой.
  2. Подставьте емкость для сбора воды.
  3. Несколько раз поверните ключ или отвертку против часовой стрелки.
  4. После нескольких поворотов начнет выходить воздух, а затем потечет вода.
  5. Дождитесь, когда в ней пропадут пузырьки, и заверните кран.

Как стравить воздух из радиатора с краном Маевского

Автоматические стравливатели

Избавит от воздушных пробок автоматический стравливатель – воздухоотводчик. Устройство накручивается на батарею и служит для отведения воздуха, скопившегося в отопительной системе, и водорода, образовавшегося при контакте теплоносителя с корпусом радиатора.

Автоматические стравливатели для радиаторов

Принцип действия автоматического воздухоудалителя прост – внутри находится поплавок, который в нормальном состоянии опущен вниз. При завоздушенности он поднимается вверх и открывает воздухоотводящий клапан.

Если на радиаторе есть кран

Если вы живете на верхнем этаже, считайте, что повезло – только в этих квартирах старого фонда есть краны для сброса воздуха.

Как спустить воздух из батареи отопления при наличии крана

  1. Возьмите ведро или другую емкость, поставьте его под кран.
  2. Поверните барашек – сначала пойдет воздух, а потом воздушно-водяная смесь.
  3. Дождитесь появления жидкости без примеси пузырьков, слейте примерно ведро и закройте кран.

Если в вашей квартире крана на батарее нет, придется просить спустить воздух жильцов верхнего этажа или заниматься трудоемким процессом стравливания воды без крана.

Батареи в старом доме без крана

Для этого надо открутить заглушку, расположенную с тыльной стороны отопителя. Сделать это сложно – с течением времени резьба прикипает, а на металле накапливается приличный слой краски.

Как выпустить воздух из батареи в старом доме без крана

Приготовьте инструменты и материалы, вам понадобятся:

  • тряпка;
  • пакля;
  • унипак или графитовая смазка;
  • растворитель;
  • разводной ключ;
  • два ведра или большой чан для сбора воды.

Поступите следующим образом:

  1. Возьмите тряпку, смочите ее растворителем и положите на заглушку, чтобы краска размягчилась и не мешала откручиванию.
  2. Перекройте подачу воды в стояк для снижения напора – для этого закройте вентиль в подвале или на чердаке.
  3. Поставьте тазик под батарею и открутите заглушку разводным ключом. Поскольку воды сливается много, работу нужно выполнять вдвоем – кто-то должен оказывать помощь: стоять наготове с пустым ведром. Нужно слить примерно 20–30 л.
  4. Вначале пойдет воздух, затем – воздушно-водяная смесь и в конце – жидкость, не содержащая пузырьков. Когда это произойдет, уберите старую паклю, смажьте смазкой новую, подмотайте ее под резьбу и закрутите заглушку обратно.

Чтобы постоянно не заниматься спусканием, замените старые радиаторы новыми и установите на них автоматические воздухоотводчики. Тогда обслуживание батареи значительно упростится.

Спуск через термостат

Иногда вместо крана Маевского на радиаторах установлены терморегуляторы, которые служат для поддержания оптимальной температуры в комнате.

Как спустить воздух через термостат

Для спуска воды поставьте под такое приспособление ведро и немного ослабьте крепежную гайку. Соблюдайте максимальную осторожность, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Сливайте теплоноситель, пока в нем не перестанут появляться пузырьки. Затем аккуратно закрутите термостат.

Как спустить воздух с батарей разных типов

Процесс удаления воздуха зависит от модели радиатора, запорно-регулировочной арматуры и конструкции теплосистемы.

Алюминиевые и биметаллические радиаторы

Эти два типа современных теплоприборов похожи внешне, но изготовлены из разных материалов:

  • алюминиевые – состоят из сплава алюминия и кремния – силумина;
  • биметаллические имеют комбинированную конструкцию – водопроводящая часть сделана из металла, а корпус – из силуминового сплава.

Современные тепловые приборы уже на этапе установки оснащаются кранами Маевского, через которые их легко развоздушить. Достаточно повернуть ключ или отвертку, спустить воздух и собрать воду в герметичную емкость. У покупателей популярны российские бренды, один из которых – «Теплоприбор». Компания выпускает алюминиевые и биметаллические радиаторы высотой 350 и 500 мм и реализует комплектующие для теплосистем. Отечественные модели лучше приспособлены к российским теплосетям по сравнению с продукцией зоны евро и Китая.

Познакомьтесь с радиаторами теплоприбор

Рекомендованная розничная цена 1 секции

от 4400 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

810 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

930 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

от 4500 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

от 4785 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

от 4845 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

1065 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

1045 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

930 руб.

Рекомендованная розничная цена 1 секции

950 руб.

ТЕПЛОПРИБОР

Преимущества радиаторов ТЕПЛОПРИБОР

Надежные и долговечные

Надежные и долговечные

— функционируют при показателях давления 16–20 атм. и выдерживают скачки до 30 атм. Срок их службы – от 25 лет.

Имеют длительную гарантию

Имеют длительную гарантию

— на алюминиевые модели – 10 лет,
а на биметаллические – 15 лет.

Состоят из российских материалов на 90%

Состоят из российских материалов на 90%

– работаем с сырьем, получаемым напрямую от ведущих плавильных предприятий России, и отечественными составляющими.

Подходят для различных отопительных cистем

Подходят для различных отопительных cистем

– можно устанавливать в однотрубные, двухтрубные, автономные теплосистемы с верхним и нижним подключением.

Легкие и компактные

Легкие и компактные

– предприятие производит радиаторы
с массой одной секции от 1,06 до 1,94 кг. Их размер колеблется от 400х80х90 до 567х80х90 мм.

Мощные

Мощные

– теплоотдача 500-миллиметровых изделий составляет 185 Вт – 191 Вт,
а 350-миллиметровых – 134-138 Вт. По этому показателю они не уступают мировым брендам.

Стальные или чугунные батареи

Слить воду из новых батарей из стали и чугуна не составляет труда, поскольку они оснащены кранами для развоздушивания. Поэтому просто поверните кран Маевского и спустите воздух с небольшим количеством воды в заранее подготовленную емкость.

Как спустить воздух из стальных или чугунных батарей

Способ удаления воздуха из старых моделей зависит от конструкции конкретного теплоприбора:

  • Если на батарее установлен кран, проблем не возникнет – достаточно открутить барашек и спустить воздушную пробку вместе с водой.
  • Если такого крана нет, придется откручивать заглушку с обратной стороны батареи. Для этого нужно перекрыть стояк, размочить растворителем засохшую краску и воспользоваться гаечным ключом.
  • Иногда батарея настолько старая, что даже после применения растворителя открутить заглушку не получается. Тогда придется перекрывать воду, сверлить отверстие в радиаторе, выгонять воду и заделывать это место холодной сваркой. Такие батареи могут пропускать в месте высверливания, поэтому лучше их заменить более современными моделями.
  • На некоторых старых радиаторах есть первая версия крана Маевского – чтобы спустить через него воду, потребуется открутить гайку рожковым ключом-шестеркой.

Как спустить воздух из стальных или чугунных батарей

Удалить воздушные пробки в системе отопления частного дома

В современных частных домах на радиаторах установлена такая же запорно-регулирующая арматура, как в многоквартирных домах. Поэтому, чтобы избавиться от скопившегося воздуха, нужно воспользоваться краном Маевского. Если в системе установлен принудительный циркуляционный насос, во время этой процедуры его нужно выключить.

В частном доме не нужно долго сливать теплоноситель. Достаточно дождаться, когда из крана потечет жидкость без пузырьков.

Избежать появления воздушных пробок поможет установка трехступенчатой антизавоздушивающей защиты:

  1. Сепаратор – устройство для фильтрации воды, внутри которого находится трубка с припаянной к ней металлической сеткой. Устанавливается за котлом. Когда насос начинает прокачивать воду, на решетке генерируются вращательные потоки, которые поднимают мелкие пузырьки воздуха вверх и удаляют их. Одновременно фильтруются грязь, ржавчина и песок.
  2. Автоматические стравливатели, через которые быстро уходят воздух и газы из системы отопления. Монтируются на каждом радиаторе.
  3. Группа безопасности – в нее, кроме воздухоотводчика, входят спускной клапан для сбрасывания воды при избыточном давлении и манометр. Это устройство стравливает воздушные пробки автоматически.

Как правильно стравить воздух в частном доме

Если надежно защитить теплосистему от завоздушивания, вмешиваться в работу отопления частного дома не придется.

Чем опасно завоздушивание теплосистемы и как его предотвратить

Плохой нагрев и посторонние звуки – не самые страшные последствия воздушных пробок. Завоздушивание чревато другими, более серьезными проблемами:

  • газы вступают в реакцию с металлом и вызывают его окисление, происходит разрушение материала, из которого сделан радиатор;
  • ржавчина забивает трубы и нарушает работу отопления;
  • попадание воздуха в насос вызывает порчу подшипников вала.

Поэтому очень важно не допустить образования воздушных пробок:

  • правильно подобрать радиаторы – для городских квартир подходят биметаллические варианты, а для частных домов – алюминиевые и биметалл;
  • оснастить каждый радиатор автоматическим воздухоотводчиком;
  • установить сепаратор и контрольную группу для стравливания воды и воздуха;
  • заливать в систему только подходящий теплоноситель;
  • доливать жидкость аккуратно, без образования пузырей;
  • следить за температурным режимом котла, не допускать чрезмерного нагрева теплоносителя.

Тогда теплосистема будет работать исправно и не придется заниматься ее развоздушиванием.

Не пропустите новые статьи!

Подпишитесь на нашу рассылку

Видео о радиаторах отопления

Вам будет интересно

Как спустить воздух из батарей и труб отопления

Развоздушивание батарей и насоса

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

  • 1 Откуда берется воздух в системе
  • 2 Удаляем воздушную пробку без слива воды
  • 3 Заполняем систему правильно
  • 4 Заключение

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Автоматические воздушники

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Конструкция мембранного бака

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Тепловая фотография радиатора

На теплограмме показана область отопительного прибора, где обычно задерживается воздушный пузырь

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Откручивание винта насоса

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Водяное отопление с открытым баком

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Вентиль для развоздушивания батареи

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Заключение

Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.

На чтение 9 мин. Просмотров 46.8k. Обновлено 17 мая, 2023

Содержание:

  1. Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления
  2. Опасные последствия завоздушенности батарей отопления
  3. Когда нужно стравливать воздух из батарей
  4. Как спустить воздух из батарей отопления в квартире
  5. Спуск воздуха в радиаторах с краном Маевского
  6. Удаление воздуха с помощью автоматического воздухоотводчика
  7. Стравливание воздуха в старых домах с чугунными радиаторами
  8. Спуск воздуха через термостат
  9. Как развоздушить батареи в частном доме
  10. Профилактика появления воздушных пробок
  11. Как спустить воздух из батарей старого образца
  12. Как стравить воздух с батарей разных типов
  13. Алюминиевые
  14. Стальные
  15. Биметаллические
  16. Чугунные
  17. Медные

Знать о том, как спустить воздух из батареи отопления, должен каждый хозяин частного дома или квартиры с водяным отоплением. Всё дело в том, что скопившийся воздух в радиаторе становится непреодолимым препятствием и перекрывает поток теплоносителя.

В результате радиатор обогрева перестаёт полноценно функционировать, то есть вся или часть его поверхности перестаёт нагреваться и отдавать тепло в окружающее пространство.

Фото - Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)
Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)

Чтобы устранить это явление, нужно выпустить воздух из батареи. Как это сделать своевременно и эффективно, об этом пойдёт речь в данной статье. Проведение такой операции не вызывает особых затруднений, если система отопления собрана правильно с учётом всех особенностей водяного обогрева помещений. В течение всего отопительного сезона необходимо время от времени проводить профилактические мероприятия такого характера.

Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления

Появление воздушных пробок внутри радиаторов, прежде всего, связано с запуском системы обогрева в начале отопительного сезона и по окончании её капитального ремонта. Но практика показывает, что завоздушивание может происходить во время интенсивной эксплуатации сети отопления. Тому есть несколько причин:

  • незапланированные ремонтные работы (сборка и разборка) элементов системы отопления;  
  • перегрев теплоносителя, в результате чего выделяются газы, которые будут завоздушивать батареи;
  • использование загрязнённого теплоносителя с воздушными примесями;
  • заливка в систему дополнительного объёма воды;
  • узлы соединений элементов радиаторов и трубопроводов начинают пропускать воду;
  • при монтаже отопительной системы не соблюдена горизонтальность коллекторов радиаторов;
  • отсутствие автоматики стравливания воздуха;
  • засоренность ржавчиной внутренних проходов в радиаторах;
  • низкое давление в трубопроводах с горячей водой.

Признаками завоздушивания могут быть:

  1. Тактильно ощущают холодные участки поверхности батареи;
  2. Падает температура в помещении;
  3. В автономных системах отопления становится заметным повышение расхода топлива;
  4. В радиаторах слышится, как булькает и журчит теплоноситель.

Опасные последствия завоздушенности батарей отопления

Скопления газов в отопительной системе приводит к образованию воздушных пробок. Радиаторы становятся холодными, насос не может продавить теплоноситель через воздушные заторы. Это может привести к тому, что выйдет из строя не только насос, но и сам котёл. Отсутствие нормальной циркуляции воды в системе вызовет их перегрев и в итоге поломку.

Не знаете куда пожаловаться, если в квартире холодные батареи?

В местах мелкого скопления воздуха, который не сильно влияет на нагрев радиаторов, могут возникнуть очаги коррозии. Кислород активно вступает в связь с металлом батареи, что вызывает появление ржавчины и разрушение стенки сегмента отопительного прибора.

Фото - Результат коррозии коллектора батареи
Результат коррозии коллектора батареи от воздушных пробок

Неравномерный прогрев металла вызывает деформационные усилия, которые отрицательно влияют на плотность соединений элементов радиаторов и труб. В результате возникает протечка системы, и горячая вода будет поступать наружу.

Когда нужно стравливать воздух из батарей

Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды.  Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.

Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.

  1. По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
  2. Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
  3. В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь (узнайте, что делать если потек радиатор) в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
  4. За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.

Как спустить воздух из батарей отопления в квартире

Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.

Как удалить воздух из радиатора отопления? Спустить воздух из батареи! Три разных крана Маевского!

Спуск воздуха в радиаторах с краном Маевского

В изделиях последнего поколения, а именно алюминиевых, биметаллических, стальных и чугунных радиаторах для удаления воздушных пробок устанавливают ручные воздухоотводчики – краны Маевского. Прибор представляет собой клапан игольчатого типа.

Как спустить воздух из батарей отопления. Кран Маевского. Многоэтажный дом. Радиатор холодный.

Краны выпускают двух видов, с поворотной ручкой или винтом. В первом случае инструмент не понадобится, а во втором варианте будет нужна отвёртка. Для того, чтобы сбросить пробки, производят действия в определённом порядке.

Фото - Кран Маевского
  1. Приготовить ёмкость (например ведро), отвёртку и разводной ключ.
Фото - Отвёртка для крана Маевского
  1. Разводным ключом поворачивают пластиковую головку крана так, чтобы спускное отверстие заняло бы крайнее нижнее положение.
Фото - Разводной ключ
  1. К нижней части крана Маевского подносят емкость для сбора воды.
  2. Жало отвёртки вставляют в шлицы винта и начинают медленно его поворачивать против часовой стрелки.
Фото - Спуск воздуха
  1. Сначала будет слышен звук выпускаемого воздуха, затем появится прерывистая струя воды.
  2. Нужно дождаться, когда струя станет сплошной и будет стекать равномерно и бесшумно.
  3. Удалять воду из радиатора прекращают, заворачивая винт обратно.
  4. Для профилактики специалисты советуют процесс повторить через 1 – 2 часа.

Удаление воздуха с помощью автоматического воздухоотводчика

Прибор часто называют поплавком из-за принципа его действия. Автомат устанавливают, как в горизонтальном, таки вертикальном положении.

При скоплении воздушных масс поплавок прибора всплывает и давит на клапан. В свою очередь клапан выпускает воздух, и поплавок занимает исходное положение.

Несмотря на удобство, нужно периодически проверять дееспособность отводчика. Автоматический прибор не выдерживает наличие загрязнений в теплоносителе. Поэтому данные приспособления стараются не устанавливать в многоквартирных домах с централизованным отоплением.

Фото - Автоматические устройства

Стравливание воздуха в старых домах с чугунными радиаторами

Чугунные батареи в прошлом для разводушивания оснащались обыкновенными водопроводными кранами. Их вваривали или ввинчивали в заглушки торцов верхних коллекторов. Спуск воздуха осуществлялся открытием крана. Процесс практически похож на способ спуска воздуха с батареи используя кран Маевского.

Встречаются батареи без воздухоотводов. В этом случае воздух спускают, отвинчивая гаечным ключом одну из верхних заглушек чугунного радиатора.

Как удалить воздух из чугунной батареи под давлением, без крана Маевского. Не повторять! Радиатор.

Спуск воздуха через термостат

Бывают такие случаи, когда застройщик не установил на радиаторах устройство для сброса воздушных пробок, а вместо них на каждой батареи были смонтированы терморегуляторы. Можно попытаться выпустить пробки, откручивая крепёжную гайку термостата.

Однако следует помнить о том, что можно повредить уплотнительную прокладку, замена которой потребует слива воды из всей системы.

Фото - Развоздушивание через гайку термостата

Как развоздушить батареи в частном доме

Автономная система отопления частного дома существенно отличается от централизованной сети теплоснабжения. Дело в том, что хозяева своих домов обращаются в специализированные предприятия за монтажом отопительной системы. Профессионалы применяют проектную документацию, которая предусматривает установку расширительного бака.

Фото - Система развоздушивания автономной системы отопления частного дома
Система развоздушивания автономной коммуникации отопления частного дома

Бачок устанавливают в такой точке, которая выше всей отопительной системы. Ёмкости могут быть открытого или закрытого типа. В первом случае завоздушивание системы ликвидирует простым доливом теплоносителя в расширительный бак. Бачок закрытого типа оснащён выпускным клапаном.

Фото - Расширительный бачок закрытого типа
Расширительный бачок закрытого типа

Система смонтирована таким образом, что воздушные пробки выдавливаются из радиаторов и поднимаются в расширительную ёмкость.

При повышении температуры нагрева теплоносителя воздух, собравшийся в бачке, покидает ёмкость через открытый клапан.

Развоздушка системы отопления частного дома.

Профилактика появления воздушных пробок

Профилактика завоздушивания отопительной системы позволяет минимизировать возникновения таких ситуаций, когда нужно постоянно заниматься сбросом воздушных пробок из системы отопления. Для этого осуществляют следующие профилактические мероприятия:

  • установка на всех батареях кранов Маевского или автоматических воздухоотводчиков;
  • вне отопительного сезона нужно проверить правильность навески радиаторов на стены по уровню. Если встретятся нарушения горизонтальности коллекторов отопительных приборов, то нужно откорректировать положение с помощью подкладок под кронштейны;
  • в местах отопительной системы с постоянными воздушными пробками устанавливают поплавковые автоматы сброса воздуха;
  • в автономных системах отопления частных домов желательно врезать в них фильтры для воды. Очищенный теплоноситель не будет провоцировать появление воздушных пробок в радиаторах.

Как спустить воздух из батарей старого образца

До сих пор в жилищном фонде России находятся дома давней постройки с батареями образца МС- 140. В те времена, когда монтировали эти батареи, их для спуска воздуха оснащали обыкновенными водопроводными кранами или простыми болтами, врезанными в заглушки с уплотнителями.

фото - чугунная батарея старого образца

Сброс пробок осуществляется простым открытием этих устройств до появления сплошной струи воды без пузырей. При отсутствии и тех и других устройств удаляют пробки путем отвинчивания заглушек, как об этом было рассказано выше.

Как стравить воздух с батарей разных типов

Приборы обогрева помещений по материалу изготовления подразделяются на ряд видов батарей со своими особенностями стравливания воздуха – это радиаторы:

  • алюминиевые;
  • стальные;
  • биметаллические;
  • чугунные;
  • медные;

Алюминиевые

Приборы отопления из алюминия изготавливают способом экструзии расплавленного металла. То есть, жидкий алюминий вдавливают в опоку. Материал радиаторов достаточно мягкий и при малейшем механическом воздействии деформируется. По это причине алюминиевые батареи рекомендуют устанавливать в частных домах с автономными системами отопления, оснащёнными автоматическими воздухоотводчиками.

Стальные

Батареи из стали обладают большой прочностью. Поэтому они легко переносят установку, как кранов Маевского, так и автоматов. Порой и те и другие заменяют терморегуляторами.

Биметаллические

Радиаторы, которые имеют стальной корпус, покрытый оребрением из алюминиевого сплава, чаще всего оснащают кранами Маевского. Биметаллические приборы монтируют в частных особняках и многоквартирных домах. В зависимости от местных условий отопления батареи снабжают автоматическими устройствами сброса воздуха.

Чугунные

Особенности чугуна, как хрупкого материала, заставляют с осторожностью подходить к выбору устройств для спуска воздушных пробок. В основном, как было сказано выше, используют обычные краны или врезные болтовые клапаны.

Медные

Этот дорогой, но превосходный по своей теплопроводности, металл требует к себе деликатного обращения. Для медных радиаторов применяют специальные устройства, построенные по принципу крана Маевского. Соблюдается условие врезки устройств из того же металла, что и сам радиатор – меди.

Все эти особенности установки устройств для стравливания воздуха с батарей из различных материалов не зависят от их конструкции, будь они секционными, трубчатыми, панельными, пластинчатыми или вакуумными приборами.

В статье использованы источники:

  • ГОСТ Р 58065-2018 Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных
  • Полуян В. А. «Особенности конструирования и монтажа системы напольного и панельного отопления жилых зданий»

Система обогрева дома или квартиры, состоящая из труб и радиаторов, подвержена такому явлению, как завоздушивание. В систему отопления попадает воздух, образующий пробку, и вода не может перемещаться по трубам. Результат — понижение температуры в помещении. Избежать проблем поможет знание того, как действовать в подобной ситуации.

Завоздушивание системы отопления в квартире

Завоздушивание системы – воздушная пробка, образовавшаяся в трубе

Причины образования пробок

Прежде чем устранять проблему, нужно понять, почему завоздушивается система отопления в частном доме или квартире. Причины могут быть разными в зависимости от того, идёт ли речь об индивидуальном или централизованном отоплении.

Факторы, из-за которых происходит завоздушивание центрального отопления:

  • разгерметизация;
  • утечка воды;
  • ошибки в проектировании.

Утечка воды из системы отопления

Система может завоздушиться по причине разгерметизации, которая могла произойти в результате ремонтных работ

Система может разгерметизироваться при проведении планового ремонта, во время замены частей труб и радиаторов. Ещё одна причина, почему воздушит систему отопления, — попадание воздуха в трубы при осушении. Ошибки и погрешности, допущенные на этапе проектирования, приводят к тому, что разводка труб или монтаж батарей выполняются неправильно. В результате трубопровод будет постоянно воздушиться.

Индивидуальные отопительные конструкции завоздушиваются реже. Причина чаще всего кроется в неправильно составленном проекте. Чтобы вода свободно циркулировала в трубах, их делают под определённым наклоном. Соблюдение этого условия предохраняет от возникновения воздушных пробок. Необходимый элемент системы — расширительный бачок. Он нужен, чтобы контролировать уровень воды и при необходимости добавлять её.

Замечено, что образование воздушной пробки характерно для первого запуска отопления. По мере того как в трубы поступает вода, воздух должен удаляться. Для этого в самой верхней точке крепится кран, а к нему подсоединяется шланг. Когда трубы наполнятся водой и воздух перестанет выходить, кран закрывают.

О понятии завоздушивания системы вы увидите в этом видео:

Удаление пробки в автономном отоплении

Простой и эффективный метод, позволяющий быстро вывести воздух из системы, — монтаж автоматического воздухосборника. Конструкция располагается в верхней точке системы. Когда нужно, её открывают, и воздушная пробка удаляется.

Удаление воздушной пробки в автономном отоплении

Самое простое средство развоздушивания – открытие воздухосборника

Другой способ стравливания воздуха — через расширительный бак. Он обычно находится вверху. Для устранения воздуха из труб не требуются дополнительные действия — он сам поднимается и выходит наружу.

Воздух из отопительных батарей спускают с помощью крана, установленного сбоку радиатора. Также можно использовать специальное устройство — кран Маевского.

На окончательный выбор способа развоздушивания влияют особенности проекта. В целом, если соблюдена технология устройства отопления, проблем быть не должно.

Развоздушивание централизованной системы

В многоквартирных домах и частном секторе центральное отопление проектируется с воздухосборниками. Они располагаются в верхней точке. Когда завоздушена система отопления, достаточно открыть кран. При образовании воздушной пробки открытие воздухосборника способствует тому, что воздух поднимается по трубам. Таким образом, вся система заполняется водой, и пробок не остаётся.

Устранение завоздушивания централизованной системы отопления

В квартирах, для развоздушивания системы необходимо просто открыть кран

В квартире или доме удалить пробку можно, спустив воздух в том месте, где он образовался. Для этого батареи оснащаются кранами. Нужно иметь в виду, что недопустимо устанавливать водопроводные элементы. Применяются специальные краны, называемые воздушниками. Если владелец помещения установит вместо воздушника водопроводный кран и по случайности сольёт из системы некоторое количество теплоносителя, ему придётся заплатить штраф.

Воздушник открывается с помощью специального ключа или обычной отвёртки. Нужно соблюдать предельную осторожность, но даже если всё будет сделано правильно, не исключено, что из радиатора не только выйдет воздух, но и вытечет вода.



Кран Маевского и автоматический воздушник

Устранить завоздушенность системы отопления и избежать проблем с законом поможет простое устройство, предназначенное для устранения воздушных пробок. Кран открывается до тех пор, пока не начнёт выходить воздух.

Удаление воздушной пробки в системе отопления через кран Маевского

Через кран Маевского вытечет лишь малое количество воды

В это время может сочиться вода, поэтому нужно заранее приготовить тару. Кран Маевского хорош тем, что у него очень маленькое отверстие, через которое не утечёт много воды. Как только воздух полностью выйдёт, устройство закрывают. Монтаж этого элемента разрешён нормативными актами. Недостаток крана в том, что его приходится вывинчивать и завинчивать вручную.

Когда воздух скапливается в трубах слишком часто, выкручивание крана может стать проблемой: не каждому захочется выполнять это утомительное действие несколько раз в неделю. Поэтому есть смысл рассмотреть другое устройство — автоматический воздухоотводчик (воздушник). Это вспомогательный элемент, представляющий собой корпус из бронзы или нержавеющей стали.

Часто воздухоотводчик устанавливается с отсекающим клапаном. Монтаж выполняют в таком порядке: сначала вкручивают клапан, затем в него ввинчивают воздушник. Принцип работы:

  • воздух поступает в корпус и стравливается;
  • когда начинает течь вода, она поднимает поплавок;
  • поплавок прижимает клапан.

Таким образом, устройство пропускает воздух, но не даёт вытечь теплоносителю. Однако владельцу жилья в любом случае стоит соблюдать осторожность, особенно когда речь идёт о централизованной отопительной системе.

Давление в трубах очень большое, и если часто стравливать воздух, отвинчивая конструкцию или открывая кран, однажды может произойти срыв. При частых проблемах лучше пригласить специалистов. Зачастую только они могут установить истинную причину завоздушивания системы отопления многоквартирного дома и принять необходимые меры.



Сценарий 4: закрытая система отопления одноквартирного дома

В контуре с принудительной циркуляцией, работающем при избыточном давлении, обычно монтируется автоматический воздухоотводчик. Он входит в состав группы безопасности котла и устанавливается на выходе из его теплообменника.

На фото — котел, в корпусе которого смонтированы группа безопасности и расширительный бачок.

Все отопительные приборы, расположенные выше розливов, дополнительно комплектуются собственными автоматическими воздушниками или кранами Маевского.

Одностороннее боковое подключение. Радиатор расположен выше розлива. Воздушник необходим.

Особый случай

Наряду с воздушником в закрытых автономных системах применяется еще один прибор — сепаратор воздуха для отопления. Его функция — отвод мелких пузырьков воздуха, насыщающего теплоноситель и способствующего коррозии стальных труб, эрозии крыльчатки циркуляционного насоса и теплообменника котла.

Отвод воздуха из воздушной камеры сепаратора выполняется нашим старым знакомым — автоматическим воздухоотводчиком.

За сбор воздушных пузырьков могут отвечать:

Так называемые PALL — кольца;

Устройство и принцип работы PALL-колец.

Сетки из нержавеющей стали или меди.

Сепаратор с нержавеющей сеткой.

Цена наиболее доступных сепараторов под диаметр присоединяемого трубопровода 20 мм начинается примерно от 2000 рублей, а приносимая ими польза довольно сомнительна. На мой взгляд, в автономной отопительной системе вполне можно обойтись без этих приборов.

Сепаратор Flamcovent для трубопровода диаметром 1 дюйм. Розничная стоимость — 5550 рублей.

2 Причины завоздушивания

Воздушные пробки в отопительной системе появляются не из-за халатности владельцев жилья. Их образование — естественный процесс, у которого есть несколько причин:

  • выделение воздуха при нагревании воды;
  • неправильный уклон труб;
  • неверно выбранное направление циркуляции;
  • свободное перемещение воздуха по магистралям;
  • проведённые ремонтно-профилактические работы.

Ещё одна причина, по которой в отопительных элементах возникают воздушные пробки, кроется в несоблюдении герметичности стыков. Иногда целостность труб нарушается по причине износа, и это тоже ведёт к подсосу воздуха. В системе падает давление, и пробки образуются ещё интенсивнее. Проблему не всегда удаётся обнаружить сразу, потому что вода, нагретая до состояния кипятка, быстро испаряется, и течь может оставаться не заделанной несколько месяцев.

Почему не продавливает систему отопления циркуляционный насос

Вы здесь: >> Радиаторное отопление своими руками >> Проектирование отопления дома >> Нет циркуляции теплоносителя в системе отопления — в чём причины?

Если нет циркуляции теплоносителя в системе отопления, то ни о каком комфортном житие-бытие в доме зимой и говорить нечего. Потому что, сколь котёл ни «раскочегаривай», а радиаторы всё равно будут холодными.

Однако думать об этом нужно не тогда, когда система «работала, работала и вдруг перестала», а ещё на стадии проектирования, т. е. сейчас.

В этой статье разберёмся с проблемами, приводящими к плохой циркуляции теплоносителя.

Причины плохой циркуляции теплоносителя

Циркуляции теплоносителя в системе отопления может не быть по следующим причинам:

  • недостаточная мощность циркуляционного насоса (или насосов, если их больше, чем один). По этой причине теплоноситель просто не доходит до самых удалённых от котла радиаторов, вот они и холодные (или чуть тёплые, отчего всё равно не легче). О том, как подобрать мощность циркуляционного насоса, есть несколько статей и видео в разделе по расчётам отопления;
  • не установлены обратные клапаны. Обычно их отсутствие «болезненно» для сложных систем с несколькими контурами. Обратные клапаны служат для того, чтобы теплоноситель двигался по нужному контуру и в нужном направлении (подробней читайте дальше);
  • загрязнение системы. Бывает, что трубы забиты по всему диаметру, – какая уж тут циркуляция! Лечится это только одним способом: заменой труб. Это как раз тот случай, когда лучшее лечение – профилактика. И «профилактику» следует проводить ещё на стадии монтажа трубопровода и радиаторов. Во-первых, следить, чтобы внутрь труб не попал мусор. Для этого, убедившись сперва, что внутри ничего нет, торцы труб закрываем до монтажа чем-нибудь. Например, это удобно простыми полиэтиленовыми пакетами. Во-вторых, мусор может быть в радиаторах. Даже в новых! Так что проверяем и избавляемся;
  • диаметр труб слишком мал. Маленький диаметр труб – большое гидравлическое сопротивление – насос не в состоянии «продавить» теплоноситель по всему трубопроводу – нет циркуляции в системе отопления (ну, или она настолько плоха, что всё равно, что её нет). Опять-таки, на этапе проектирования нужно рассчитать гидравлическое сопротивление;
  • скопление воздуха в системе (завоздушивание). Воздух, конечно, не мусор, но воздушные пробки точно так же не дадут теплоносителю свободно циркулировать. Воздушные пробки могут появляться из-за нарушений правил монтажа отопительной системы. Избавиться от воздуха просто – установить автоматический воздухоотводчик в самой высокой точке системы и краны Маевского на радиаторах.

Циркуляция теплоносителя в комбинированной (разветвлённой) системе отопления

Начнём разбор циркуляции теплоносителя со сложной системы – тогда с простыми схемами вы разберётесь без проблем.

Вот схема такой системы отопления:

В ней три контура:

1) котёл – радиаторы — котёл;

2) котёл – коллектор — водяной тёплый пол — котёл;

3) котёл – бойлер косвенного нагрева — котёл.

Во-первых, обязательно наличие циркуляционных насосов (Н) для каждого контура. Но этого мало.

Чтобы система работала, как мы того хотим: бойлер отдельно, радиаторы – отдельно, нужны обратные клапаны (К):

Без обратных клапанов, допустим, мы включили бойлер, однако и радиаторы «ни с того, ни с сего» начали греться (а на дворе лето, нам всего-то нужна была горячая вода в водопроводе).

Причина? Теплоноситель пошёл не только в контур бойлера, который нам сейчас нужен, а и в контуры радиаторов.

А всё потому, что мы сэкономили на обратных клапанах, которые не пропустили бы теплоноситель, куда не надо, а позволили бы каждому контуру работать, независимо от других.

Даже если у нас система без бойлеров и не комбинированная (радиаторы + водяной теплый пол), а «только» разветвлённая с несколькими насосами, то и тогда на каждую ветку ставим обратные клапаны, цена которых однозначно меньше, чем переделка системы.

Фильтр грубой очистки

Как было сказано выше, одной из причин того, что нет циркуляции теплоносителя, может оказаться скопление мусора в трубопроводе. Чтобы этого стопроцентно избежать, опять-таки, не экономим на копейках, а ставим перед каждым устройством фильтр грубой очистки:

С помощью фильтра поймать грязь проще, чем исправлять последствия засорения трубопровода или теплообменников котла.

Чистить фильтр нужно регулярно. И делать это очень просто: закрываем вентили до и после фильтра – откручиваем пробку (1) на фильтре – вынимаем и промываем под краном сеточку – вставляем её на место и закручиваем пробку. Всё. Не то, что трубы менять

Почему в системе отопления появляется воздух?

Причин может быть множество, вот только основные их них:

  • Теплоноситель имеет в своем составе растворенный воздух, который выделяется при нагревании. В большей степени это относиться к системам, где в качестве теплоносителя используется обычная водопроводная вода, содержащая большое количество растворенного кислорода. При нагревании теплоносителя, кислород отделяется, образуя множество мелких пузырьков, которые и создают воздушную пробку;
  • Заполнение отопительного контура теплоносителем осуществлялось слишком быстро, в результате чего не удалось стравить весь воздух. Отопительная система должна заполняться медленно (в среднем 1 этаж – 1 час), особенно если это протяженная система с большим количеством составных элементов;
  • Не были соблюдены необходимые уклоны труб;

Автоматический воздухоотводчик в шахте.

  • Воздушные пробки всегда образуются после проведения ремонтных работ. Ремонт или замена радиаторов, замена фитингов и т.д. — все это приводит в завоздушиванию системы отопления;
  • Низкое давление в системе может привести к увеличению количества сжатого воздуха, который также будет создавать воздушные пробки;
  • Выведен из строя или неисправен воздухоотводчик;
  • Течь в системе отопления также может быть причиной образования пробок;
  • Кислородопроницаемость труб отопления. В большей степени это относиться к полимерным трубам (кроме имеющих антидиффузионное покрытие), стенки которых пропускают в систему кислород.
  • Иногда воздух скапливается в углах трубопровода. Это свидетельствует об ошибке при монтаже: отдельные участки труб были установлены не по уровню. В такой ситуации лучше всего врезать на проблемном участке тройник для установки воздухоотводчика;
  • Некоторые некачественные алюминиевые батареи вступают в реакцию с водой, как результат воздушные пробки будут образовываться постоянно. Порекомендовать в такой ситуации можно одно: использовать только качественные отопительные приборы, а не выбирать что подешевле. Дешевый прибор рекомендуется заменить на новый, более качественный.

Воздухоотводчик с шаровым краном Danfoss на тех.этаже гостиницы.

Примечание! В многоэтажных домах чаще всего воздушные пробки образуются в квартирах на последних этажах, ведь воздух всегда «стремится» в верхние участки отопительной системы.

Причины появления завоздушенности

Пробки из воздуха образуются в отопительных системах по ряду причин:

  1. В результате замены радиаторов в квартире. Ее чаще всего производят летом накануне нового отопительного сезона. После завершения опрессовки стояки наполняют водой, а на осень переносят спуск воздуха из системы отопления.
  2. После проведения на стояках ревизии запорной арматуры, которая нужна для осушения контура.
  3. В результате проверки запорной арматуры в элеваторном узле. Контур следует сбросить полностью.
  4. От протечек теплоносителя через межсекционные соединения батарей, резьбовые соединения, свищи образовавшиеся в трубах и т.д. Если задвижки в элеваторе находятся в исправном состоянии и закрыты, в контуре постепенно начинает падать давление. В данном случае нужно приоткрыть кран Маевского или находящийся на верхнем этаже промывочник. В результате возникшее вверху контура разрежение засасывает воздух.

Какие проблемы имеются у алюминиевых радиаторов

Даже если агрегат очень качественный, материал, из которого он изготовлен, может «конфликтовать» с теплоносителем. В результате выделяется водород.

Процесс может быть как очень быстрым, так и достаточно медленным. Все зависит от уровня рН. Еще один фактор – температура нагрева.

Одна из самых серьезных проблем – коррозия металла

Ее наличие может привести к дополнительным проблемам.

Защитить агрегат можно, покрыв металл изнутри защитной пленкой (толщина слоя зависит от степени поражения). К сожалению, защитный слой не вечен, и металл снова покрывается коррозией.

Выделение водорода может привести к пожару

Еще одна серьезная опасность – быстрота процесса выделения водорода. Скорость может быть очень высокой. Газ при этом не поднимается кверху. Образуются зоны очень высокого давления. Нормальное функционирование системы прекращается.

Результатом является поломка радиаторов и труб. Восстановлению они обычно не подлежат.


Но алюминий не совсем удачный материал для отопления, благодаря его способности вступать в реакцию и выделять водород.

Когда такая батарея завоздушена, решить проблему сброса воздушного излишка поможет кран Маевского. Для того чтобы выгнать водород изнутри, такие батареи покрывают специальной пленкой, однако этого хватает только на некоторое время, а далее удаление газа не происходит.

Биметаллические радиаторы являются еще одним отличным изобретением. Там, где внутренние части касаются воды, используется другой металл, а ребра сделаны из алюминия. В случаях, когда на радиаторе установлен термостат, открывая его вы, сможете прокачать систему и спускать кислород. Развоздушивание таких радиаторов аналогично с другими разновидностями.

Чугунные батареи также развоздушиваются через кран Маевского или автоматический воздухоотводчик, благодаря чему можно убрать в трубах пробки.

Заполнение отопительного контура теплоносителем

Чтобы отопительная система работала правильно, ее следует промывать, а затем заново заполнять водой. Нередко именно на этом этапе в контур просачивается воздух. Это происходит из-за неправильных действий во время заполнения контура. В частности, воздух может быть захвачен слишком стремительным потоком воды, как упоминалось ранее.

Схема расширительного бака открытого отопительного контура позволяет составить представление о порядке заполнения такой системы теплоносителем после промывки

Кроме того, правильное заполнение контура способствует также более быстрому удалению той части воздушных масс, которые растворены в теплоносителе. Для начала имеет смысл рассмотреть пример заполнения открытой отопительной системы, в самой верхней точке которой расположен расширительный бак.

Заполнять теплоносителем такой контур следует, начиная с самой нижней его части. Для этих целей внизу в систему вмонтирован запорный кран, через который осуществляется подача водопроводной воды в систему.

В правильно устроенном расширительном баке имеется специальный патрубок, который защищает его от перелива.

На этот патрубок следует надеть шланг такой длины, чтобы его второй конец был выведен на участок и находился вне дома. Перед началом заполнения системы следует позаботиться об отопительном котле. Его на это время рекомендуется отключить от системы, чтобы не сработали защитные модули этого агрегата.

После того, как эти подготовительные мероприятия выполнены, можно начинать заполнение контура. Кран в нижней части контура, через который поступает водопроводная вода, открывают таким образом, чтобы вода заполняла трубы очень медленно.


Рекомендуемая скорость потока при заполнении должна быть примерно в три раза меньше, чем максимально возможная. Это значит, что кран следует отвернуть не полностью, а только на одну треть просвета трубы

Медленное заполнение продолжают до тех пор, пока вода не потечет через шланг перелива, выведенный наружу. После этого водопроводный кран следует закрыть. Теперь следует пройти по всей системе и на каждом радиаторе открыть кран Маевского, чтобы спустить воздух.

Затем можно снова подключить к отопительной системе котел. Эти краны также рекомендуется открывать очень медленно. В ходе заполнения котла теплоносителем можно услышать шипение, которое издает защитный клапан сброса воздуха.

Это нормальное явление. После этого в систему снова нужно долить воды все в таком же медленном темпе. Расширительный бак должен быть заполнен примерно на 60-70%.

После этого необходимо выполнить проверку работы отопительной системы. Котел включают и прогревают отопительную систему. Затем радиаторы и трубы исследуют, чтобы выявить места, где нагрев отсутствует или является недостаточным.

Недостаточный прогрев свидетельствует о наличии воздуха в батареях отопления, нужно снова провести его стравливание через краны Маевского. Если процедура заполнения отопительного контура теплоносителем прошла успешно, не стоит расслабляться.

Еще как минимум неделю работу системы следует внимательно контролировать, следить за уровнем воды в расширительном баке, а также проверять состояние труб и радиаторов. Это позволит оперативно устранить возникшие проблемы.

Подобным же образом осуществляют заполнение теплоносителем систем закрытого типа. Воду в систему тоже следует подавать с небольшой скоростью через специальный кран.

Выполнить заполнение отопительной системы закрытого типа рабочей жидкостью (теплоносителем) можно своими силами

Важно для этого вооружиться манометром. Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением

Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар

Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением. Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар.

Выполнять обе эти операции в одиночку затруднительно. Поэтому рекомендуется заполнение закрытого контура выполнять вместе с помощником. Пока один спускает воздух из радиаторов, его напарник контролирует уровень давления в системе и сразу же корректирует его. Совместная работа повысит качество выполнения этого типа работ и сократит их сроки.

Система отопления без воздушных пробок

Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:

  • правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
  • использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.

Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой

При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу

Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип. Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.

Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.

Как найти воздушную пробку?

В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.

Потрогайте радиатор — если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель. Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.

Определить место завоздушивания можно и по звуку — в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке .

Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами — в местах скопления воздуха звук заметно звонче.

Избавляемся от воздушной пробки

При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.

Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают. После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок

После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.

Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом :

  1. Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
  2. Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.

Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.

Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан

Спуск воздуха из отопительной сети

Теперь разберемся, как убрать завоздушенность системы отопления. Чтобы можно было спускать воздух из отопительной сети, на этапе монтажа устанавливаются специальные приспособления и краны.

Воздушный сепаратор

Сепаратор предназначен не для спуска воздуха, а для выделения из теплоносителя растворенного кислорода. При нагревании воды кислород образует мелкие пузырьки. Сепаратор можно установить в любой точке сети. При прохождении теплового носителя через это приспособление растворенный кислород преобразуется в мелкие пузырьки, которые собираются и выводятся из контура.

Воздушный сепаратор является составным элементом сепараторного узла. Он монтируется в подвале многоэтажного дома. Усовершенствованные сепараторы выводят из теплоносителя воздух и очищают его от различных примесей и загрязняющих частиц. Эти приспособления чаще устанавливаются в домах с централизованными отопительными сетями.

Кран Маевского

Арматура устанавливается на отопительные приборы специально для развоздушивания контура. Достаточно просто открыть кран и стравить воздух.

Краны Маевского имеют штуцер. При его открывании обеспечивается доступ в отопительные сети. Поскольку пробки собираются в верхней точки сети или радиатора, этот кран устанавливается только на верхний патрубок. В многоэтажках краны Маевского монтируют на приборы, установленные в квартирах на последнем этаже.

Чаще эту разновидность арматуры используют в системах открытого типа с естественной циркуляцией, но и контуры с принудительным током теплоносителя не застрахованы от образования воздушных пробок. Краны защищают от снижения эффективности обогрева многоквартирного дома.

Для использования устройства не нужно привлекать специалистов. Чтобы провести спуск воздуха, под кран на пол подставляют ведро или таз. Вместо этого можно надеть на кран шланг подходящей длины и опустить один его конец в раковину или ванную. Это делают потому, что вместе с воздушными пробками выходит некоторое количество теплового носителя.

Автоматический воздухоотводчик

Эти устройства предназначены для спуска воздуха в автоматическом режиме (без участия человека).

Принцип работы автоматического воздухоотводчика следующий:

  1. Внутри прибора есть специальный поплавок, соединенный со штоком. Последнее устройство поджимается специальной пружиной.
  2. При заполнении корпуса воздухоотводчика теплоносителем поплавок оказывает давление на шток, перекрывающий поступление воздуха в отопительные сети. То есть при прохождении теплоносителем поплавка исключено завоздушивание системы.
  3. Если в корпус попадает воздушная пробка, которая движется по сети вместе с жидкостью, то шток открывает отверстие, и воздух выходит из контура.

Подобный принцип работы используется во всех автоматических воздухоотводчиках. При условии правильного монтажа устройство долго и исправно работает.

Но иногда даже такие простые и надежные конструкции дают сбой в работе:

  • Если в сети циркулирует тепловой носитель низкого качества, то на штоке откладывается солевой налет. Из-за этого устройство неплотно закрывает проход, что вызывает протечки. Для решения проблемы достаточно снять крышку и тщательно очистить шток от налета.
  • Иногда наблюдается подтекание теплоносителя в месте крепления крышки к корпусу. Такое бывает, если резиновая прокладка износилась. Для устранения течи просто замените прокладку.

Теперь вы знаете, как устранить завоздушивание системы отопления с помощью специальных приспособлений. Но иногда бывают такие ситуации, когда выявить место формирования воздушной пробки невозможно.

В этом случае воздух стравливают в процессе эксплуатации сети следующим образом:

  1. Если повысить температуру воды и давление в сети, то воздушные пробки перемещаются к месту, где их проще обнаружить и стравить с помощью специальных приспособлений.
  2. Сантехники с опытом работы могут ударами по трубопроводам выгнать пробку. Но этот способ могут использовать только опытные специалисты, потому что необходимо знать, где и как ударить по трубе. Более того, эта методика не всегда помогает решить проблему.

Если автономный отопительный контур часто завоздушивается, то проблему можно решить установкой автоматического воздухоотводчика. Некоторые разновидности систем нуждаются в обязательном монтаже кранов Маевского на каждый радиатор. Благодаря регулярному стравливанию воздуха отопительная система будет эффективно и бесперебойно работать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти координаты особняка в майнкрафт
  • Сказка как найти дорожку берестов читать
  • Как найти положение уровня ферми
  • Как найти следы в genshin impact
  • Как найти приложение в samsung galaxy