Консультация учителя-логопеда для родителей.
Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)
Что такое зеркальное письмо?
Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении.
На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.
Причины возникновения зеркального письма/написания.
Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае сканирование пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.
Но если у ребенка такое письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры:
— Для начала можно обратиться к психологу: возможно причина зеркального письма вашего малыша в ведущем правом полушарии головного мозга. В таком случае не стоит слишком беспокоиться, можно помочь ребенку справиться с этой проблемой.
— Затем стоит обратиться к логопеду. Бывает, что причина зеркального письма является признаком дисграфии — нарушение письменной речи ребенка.
— Если у ребенка одновременно с неправильным письмом замечены нарушения речи или работы опорно-двигательного аппарата, придется проконсультироваться у невропатолога. Возможно, понадобится пройти курс медикаментозного лечения, которое может назначить только специалист.
Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой. То есть родившись левшами — сейчас являются правшами. Взрослые могли даже и не знать, что ребенок — левша от рождения!
Левшество— это характеристика мозга, с которой ребенок уже родился.
Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно-временных представлений .
В возрасте 5-7 лет наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе.
Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений- залог будущего грамотного письма, математических успехов и вклад в развитие высших психических функций!
Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Добивайтесь уменьшения частоты неправильного написания. Возможно, полностью избавиться от зеркальности до школы не получится. Не отчаивайтесь, продолжайте работу в школьный период.
Специалисты считают, что в силу особенностей развития мозга ребенок имеет право путать лево-право до 6-7 лет!
Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?
Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. В русском языке есть буквы и цифры, которые невозможно написать зеркально (например, А, О, Н, П, М, цифры 8, 0).
Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Например, несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально).
Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз).
Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.
Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать).
Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.
И пусть ребенок при Вас (!) медленно (!) обводит буквы. Контролируйте движения! Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам!
Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.
Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью.
Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один(!) правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.
На начальном этапе не произносите мало говорящие слова «право-лево».
Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.
Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается.
Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.
Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке.
— нарисуйте букву на бумаге и пусть ребенок обведет ее клеем-карандашом. Сразу после этого можно приклеить гречку и ощупывать пальцем объемную букву (цифру).
— рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине(как вариант — на ладони, на столе)
— купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия.
— попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.
Не забывайте, что работа должна быть комплексной.
Поэтому вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как…, а после того как…; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.?
Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения («найди букву») есть в Интернете или сами нарисуйте.
Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д.
Ориентирование на плоскости — копирование простых рисунков, копирование точек, рисование с поворотом (нарисовать картинку, как будто она легла спать).
Работайте над листом — где верх листа, где низ?
Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.
Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась.
Использованные источники:
- https://mother-and-baby.ru/zerkalnoe-pismo.html
- http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2014/09/blog-post.html
- http://razvitie.mya5.ru/poleznaya-informaciya/esli-rebenok-pishet-zerkalno/
Зеркальное письмо у детей. Проблемы и коррекция.
В последнее время родители все чаще стали обращаться с
вопросом: «Что делать, если дети пишут буквы и цифры зеркально?»
Такие проблемы часто выявляются у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в
школе.
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической
дисграфии (нарушения письма), в основе которой лежит недостаточная
сформированность:
— зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о
форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к
себе и друг к другу);
— зрительного анализа и синтеза;
— буквенного гнозиса.
Если ребёнок дошкольного возраста до момента начала обучения грамоте не
приобрёл умения сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в
пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу
(путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении
предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет
сложно усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за
свойств зеркальности:
Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ (элементы прописываются справа)
З, Л, У, Ч, Э, Я (элементы прописываются слева)
Особое внимание следует уделить детям, у которых ведущей является левая
рука. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в
направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры
в направлении снизу вверх.
Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по
нескольким направлениям:
1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе
бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения
серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года,
дни недели).
2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев,
игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая
работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали»
на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
4. Расширение поля зрения ребенка.
5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из
элементов букв, реконструирования букв.
Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника,
проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в
пространстве, на себе и на листе бумаги. Начинать здесь следует с воспитания
четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая
левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают
умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую
щеку и т. д.
Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с
точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все
те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от
него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются
вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от
тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно
отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов
по отношению друг к другу(н-р: тетрадь справа от книги
(а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п.).
И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного
расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от
вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в
букве «Б» и т.д.
Для коррекции зеркального письма дети должны четко усвоить
понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для этого можно провести ряд игр и упражнений:
—
воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
—
сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма;
—
обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым
ориентиром (проговариванием);
— написание
графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка
вниз, одна клетка влево и т.д.);
—
совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе
бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения
серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года,
дни недели);
— развитие
мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с
пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином;
— развитие
тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по
предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине,
на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь по контуру или
написанных шрифтом Брайля и т. д.);
—
расширение поля зрения ребенка;
— развитие
конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов
букв, реконструирования букв ( н-р: из буквы П можно сделать букву Н,
передвинув одну палочку; определение букв, которые можно выложить из трех (И,
А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К); конструирование букв из
элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена
буква) ;
— определение букв, написанных на карточках, где
представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы;
— нахождение недостающих элементов букв , дописывание
букв;
— обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками,
семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на
стекле, на песке;
— демонстрация букв в разном положении;
— предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные,
стилизованные;
— поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв;
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
1. Очень полезно письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в
неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки,
например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д.
Перед записью каждой буквы ученик должен сказать, из каких элементов она
состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
2. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к
письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить
как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за
способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой
стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не
довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв.
В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку
отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок переходят к записи
предложений.
Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной
работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы, своевременно
выполняя работу над
ошибками.
В современном мире принято считать нормой написание буквенного и цифрового рядов слева направо. Однако, некоторые дети пишут буквы и цифры справа налево. Зачастую это отклонение от нормы называют «почерком Леонардо», так как большинство научных работ Леонардо да Винчи были написаны именно таким способом. Но чаще всего родители и специалисты в области детского развития говорят о так званом «зеркальном» почерке. Данная статья расскажет, как в домашних условиях избавиться от обратного написания букв и цифр у ребенка с помощью специальных занятий.
Чаще всего такое отклонение встречается у детей младше семи лет. Такой способ письма является удобным ребенку, он так воспринимает пространство и зрительные характеристики предметов. Логопеды отмечают, что почерк Леонардо не всегда свидетельствует о наличии дислексии (неспособность обучиться чтению) или дисграфии (нарушение письменной речи вследствие несформированных высших психических функций) у ребенка.
В основном данный феномен является временным и проходит без специальной коррекции. Но бывает, что зеркальное письмо превращается в сформированную привычку. Исправить это помогут специальные упражнения, а в тяжелых случаях – занятия со специалистами по психологии, неврологии и логопедии.
ПРИЧИНЫ ЗЕРКАЛЬНОГО ПОЧЕРКА У ДЕТЕЙ
Зеркальное написание графических знаков у детей вписывается в пределы нормы, если оно наблюдается у дошкольника. Если же этот дефект сохраняется до возраста семи-восьми лет, то необходимо пространственное и зрительное восприятие ребенка нуждается в коррекции. Родители должны понимать, что с возрастом проблема будет усугубляться, а методы ее решения будут трудными. Чтобы зеркальное письмо не стало причиной низкой успеваемости в школе, исправить его нужно до поступления в первый класс.
Выявить данную проблему можно во время рисования, когда кроха изображает палочки, кружочки, зигзаги и т.д. Если родители не замечали отклонений, то можно провести тест на палочках. В норме, чтобы написать палочку ребенок ставит ручку в верхней части строки и ведет к низу. Если же кроха действует в обратном направлении, то есть проводит палочку снизу вверх, то у него есть склонность к зеркальному письму. Зачастую, помимо этого симптома, у ребенка наблюдается плохая ориентация в пространстве, путаница в построении приложения, трудности во время сравнивания формы и очертания предметов.
Зеркальный почерк не является генетическим отклонением, а является приобретенным навыком, сформированным под влиянием некоторых факторов. Перед началом занятий по коррекции данного дефекта, необходимо определить точную причину его появления. Специалисты к ним относят следующее:
— леворукость. Чаще всего дети, пишущие зеркально, обладают доминирующей левой рукой или являются переученными левшами. Помимо зеркального почерка у ребенка могут быть и другие нарушения, например, написание всех слов слитно в одну строку;
— слабо развитые пространственное и временное восприятия. Эти качества напрямую влияют на математическое мышление и грамотную речь. Если пространственно-временные представления недоразвиты, то ребенку сложно ориентироваться в пространстве, ощущать время, сравнивать характеристики предметов, их воспринимать названия и местоположение. Все это негативно сказывается на запоминании и написании букв и цифр;
— раннее обучение письму. Многие родители начинают обучать детей навыкам письма с трех-четырех лет. Изучив названия букв, ребята пытаются найти знакомые знаки в текстах. Такое увлечение учебой радует взрослых, но мало кто знает, что в младшем дошкольном возрасте ребенок воспринимает графические символы, как рисунок и не обращают внимание на то, в какую сторону направлены буквы и цифры. Участки головного мозга, отвечающие за письмо, развиваются к возрасту 7-8 лет. Недоразвитость мозговых отделов может вызвать зеркальный почерк, плохое качество чтения и низкую успеваемость в школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Чтобы отучить ребенка зеркально писать, необходимо скорректировать режим дня своего чада и ввести систематические коррекционные занятия. Они должны быть максимально интересными и проходить в игровой форме. Перед началом занятий взрослый должен убедиться, что ребенок четко понимает, где левая рука, а где правая и не путает их.
Первоочередная задача коррекционных заданий – научить ребенка правильно определять местоположение предметов в пространстве, например, диван расположен слева от ребенка. На следующем этапе кроху учат определять расположение предметов относительно друг друга, например, стол расположен справа от двери. Ежедневные занятия помогут закрепить новые навыки и знания, а также дадут возможность перейти к дальнейшему этапу обучения правильному письму.
Чтобы обучение было интересным, можно сделать соответствующую обстановку в комнате малыша, например, развесить разноцветные плакаты с азбукой и цифрами, или музыкальный алфавит, который вешается на стену. Рассматривая обычные плакаты или играя с музыкальным алфавитом ребенок со временем запомнит, как выглядят графические знаки.
Запомнить правильное написание букв можно не только во время чтения и письма. Ребенку понравится графические знаки рисовать через трафарет, лепить их из пластилина, выкладывать из счетных палочек, конструировать из макарон и других подручных предметов. Главное, чтобы крохе было нескучно на занятии по исправлению зеркального письма.
ПИСЬМЕННЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Детям сложно воспринимать много информации за раз, поэтому эффективнее будет исправление за одно занятие двух букв и одной цифры. Коррекционные упражнения должны быть последовательными от простого к сложному. Не стоит сразу предлагать малышу слоги или предложения. На начальных этапах достаточно проработать 33 буквы алфавита и 10 цифр. Стоит отметить, что у ребенка могут быть зеркальными не все графические знаки. Специалисты выделяют три группы буквенного и цифрового рядов:
— симметричные буквы, которые не возможно написать зеркально — А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш, а также симметричные цифры – 0 и 8. Эту группу графических знаков можно исключить из коррекционных занятий или использовать их в качестве дополнительного материала, для отработки навыков письма;
— буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я). Буквы именно этой группы чаще всего пишут зеркально. Ребенку нужно заучить их написание и усовершенствовать этот навык до автоматизма;
— буквы развернутые в правую сторону (Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ) – взрослый должен поэлементно рассказать ребенку, как правильно написать этот буквенный ряд. Эффективным будет использование прописей – кроха будет обводить контур букв и параллельно запоминать, в какую сторону пишется тот или иной элемент буквенного знака.
Что касается цифр, то зеркальность в их написании проявляется так же часто, как и в буквах. Занятия по написанию букв необходимо проводить с тетрадями в клетку, при этому ребенок должен отсчитывать нужное количество клеток по бокам. На первых занятиях необходимо тренировать написание отдельных элементов цифр, например, палочек, косых линий, кружочков. После их освоения можно переходить к написанию цифр.
Задача взрослого не только давать упражнения на коррекцию зеркального письма, но и указывать на ошибки и помогать их исправлять. Также нужно контролировать работы своего чада даже после того, как он научится писать правильно. Спустя некоторое время привычка писать не в ту сторону может вернуться.
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
Помимо упражнений по письму, перестать «зеркалить» ребенок может с помощью игр на пространственное представление. Это поможет крохе лучше ориентироваться в пространстве и определять пространственные характеристики предметов.
Во время написания букв можно ребенку создать ассоциацию, на что они похожи. Можно придумывать своеобразные правила написания буквенных знаков, например, буквы ЗУЧЭЯ смотрят влево, а все остальные – вправо.
Важно сравнивать буквы, особенно если они похожи. Пусть ребенок найдет в них похожие элементы, а также отличия.
Эффективными видами работы при коррекции зеркального почерка являются следующие:
— использование кубиков, трафаретов и карточек с изображением эталонных букв;
— во время письма сопровождать букву движением пальчика;
— рисование буквы пальцем в воздухе, при этом произнести звук, который она обозначает;
— графические диктанты, например, точка, три клетки влево, одна клетка вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх;
— игры на развитие мелкой моторики пальцев. Для этого можно использовать шнуровки, перебирание мелких предметов, сортировка круп, работа с ножницами и т.д;
— массаж пальцев, а также самомассаж с помощью подручных предметов, например, с помощью мягкого мячика с пупырышками.
Явление обратного написания букв и цифр достаточно часто встречается у детей дошкольного возраста. В норме этот феномен проходит к моменту поступления ребенка в первый класс. Но иногда зеркальное письмо входит в привычку и негативно влияет на интеллектуальные способности, а, следовательно, и на успеваемость малыша в школе. Исправить ситуацию можно благодаря коррекционным занятиям, которые проводит специалист или один из родителей. Важно при выявлении ошибок в направлении написания буквенного или цифрового рядов вовремя исправлять их, а не оставлять без внимания и надеяться, что пройдет само по себе.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
«Мой ребенок пишет зеркально. Подскажите, что с этим делать? Можно ли исправить зеркальное письмо, не обращаясь к специалистам?», – наболевший вопрос родителей, столкнувшихся с проблемой оптической дисграфии у своих детей.
⠀
Исправить можно. Но для начала нужно разобраться в причинах возникновения этого нарушения, а затем уже принимать меры.
Зеркальное письмо и причины его возникновения у детей
Прежде чем рассказать о причинах оптической дисграфии, остановимся на возрасте. Сколько вашему ребенку сейчас лет? Если от 5 до 7, то причин для паники нет. Дело в том, что у детей дошкольного возраста еще формируются психические функции, отвечающие за чтение и письмо. У дошкольников ведущим является правое полушарие мозга, поэтому чаще они воспринимают пространство справа налево, и поэтому при чтении и письме возникает путаница.
⠀
Все что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. А когда он пойдет в первый класс и его мозг созреет, все начнет получаться само собой.
⠀
Но, а если ваш ребенок уже учится в школе и ему более 7 лет, то, скорее всего, зеркальное письмо – уже устоявшееся нарушение и нужно срочно принимать меры.
⠀
Давайте разбираться в причинах.
Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении?
Как правило, дисграфия чаще встречается у детей с дислексией. Это нарушение, которое влияет на способность ребенка к обучению чтению. Как можно выявить дислексию рассказываем в статье: Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей. Лучше прочтите сразу, чтобы прояснить для себя многие вопросы, потом возвращайтесь к этому материалу.
⠀
Чаще всего «зеркалят» левши. Зеркальное письмо у левши – это, по сути, отражение действий правой руки. При этом сам ребенок без труда читает свою написанную «абракадабру» и недоумевает, почему ее не понимают другие.
⠀
Следующая причина зеркального письма – плохо развитый фонематический слух, который отвечает за успех ребенка в обучении чтению и письму. Этой теме у нас также посвящена целая статья: Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо. Игры и упражнения для развития фонематического слуха. Читайте и применяйте советы на практике.
⠀
Как понять, что дело в фонематическом слухе? Выполните с ребенком простое упражнение. Отойдите от него на метр и проверьте, как он различает звуки на слух. Используйте слоги с парными согласными: жа-ша, ба-па, га-ка. Если ребенок отвечает правильно, то ищите другую причину.
⠀
Еще специалисты отмечают такие причины, как недостаточная сформированность буквенного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Проще говоря, ребенок искаженно воспринимает и воспроизводит буквы и их элементы. В этом случае нужно работать над тренировкой зрительно-пространственного представления.
⠀
Но главное, какова бы ни была причина зеркального письма у вашего ребенка, над этим нужно начинать работать быстрее и делать это каждый день, пока не будет улучшения.
Как научиться писать правильно?
Лайфхаки и упражнения для коррекции зеркального письма
Разделяем лево и право
Начинайте коррекцию зеркального письма с тренировки ориентации в пространстве. Ребенок должен четко чувствовать и понимать, где у него левая рука, а где правая и уметь правильно показывать что с какой стороны от него находится.
Если ребенку с ходу сложно понять, где право и лево, нарисуйте красным фломастером галочку на правой руке, а зеленым – на левой руке. Для девочек можно использовать лак для ногтей и накрасить по одному ногтю на каждой руке разными лаками.
⠀
Благодаря данному упражнению ребенок вскоре привыкает, где какая сторона и ему становится легче ориентироваться.
⠀
Далее усложняйте задачу. Начинайте спрашивать ребенка, с какой стороны относительно него находятся предметы. Сначала тренируйтесь дома, а потом и на улице.
⠀
Когда закрепление восприятия предметов по сторонам относительно ребенка прошло успешно, приступайте к следующему этапу. Возьмите книгу и ручку. Положите на стол. Спросите ребенка, с какой стороны относительно книги находится ручка. Затем поменяйте предметы местами и спросите снова.
⠀
Занимайтесь каждый день, пока навык «лево-право» не станет автоматическим.
Учимся дорисовывать недостающие элементы
Для этих занятий купите раскраски, где необходимо самостоятельно дорисовывать недостающие элементы. Важно, чтобы в процессе рисования ребенок вел линию куда нужно, а не вверх, вниз или вбок. Помогайте своей рукой, если у него не получается.
⠀
Это упражнение тренирует зрительно-пространственное восприятие, благодаря чему ребенку становится легче писать.
Палец-ручка
Для упражнения подойдет букварь с прописным алфавитом и пропись. Желательно, чтобы буквы были большого размера. Положите перед ребенком книгу и попросите его несколько раз провести пальцем по букве. Особое внимание уделяйте тем буквам, которые ребенок пишет зеркально. Затем возьмите пропись и скажите, чтобы ребенок правильно дорисовал букву. В конце упражнения он должен написать букву сам.
⠀
Это занятие помогает отработать и закрепить правильное написание букв.
Составляем буквы из палочек
Вам понадобятся пластиковые палочки для счета или спички. Предложите ребенку собрать из палочек букву и трансформировать ее в другую букву. Например, из буквы «Т» можно сделать «Г». Также можно собрать несколько букв, состоящих из одинакового количества палочек, например трех (И, А, П, Н).
⠀
Это упражнение помогает освоить написание печатных букв, благодаря чему ребенку легче перестраиваться на прописные.
Обводим прописные буквы
Тут вам нужно будет сделать несколько ксерокопий прописного алфавита. Возьмите одну копию и попросите ребенка обвести несколько букв. Затем, чтобы был эффект, так же как и в упражнении «Палец-ручка», попросите ребенка написать отработанные буквы самостоятельно. Чем больше раз ребенок будет обводить одну букву, тем быстрее научится писать ее правильно.
⠀
Постепенно отрабатывайте весь алфавит и вскоре увидите положительные результаты.
Шпаргалка под обложку
Возьмите прописной алфавит и обведите разными цветами буквы, которые смотрят влево (З, У, Ч, Я) и буквы, у которых есть «хвостики» (Ц, Щ). Также выделите буквы, которые вызывают у ребенка больше затруднений. Распишите внизу, что и каким цветом вы выделили и положите ребенку под обложку тетради или прописи.
⠀
Шпаргалка, которая всегда перед глазами поможет ему допускать меньше ошибок при письме.
⠀
Если вы все же чувствуете, что не справляетесь, и ребенок продолжает зеркально писать, тогда лучше обратитесь к специалистам. Может вашему ребенку понадобится слаженная работа учителя, логопеда и невролога. Главное, не пускайте проблему на самотек, и все будет хорошо. На всех наших курсах используются упражнения, которые направлены на коррекцию данных проблем. Записаться на пробное бесплатное занятие можно здесь.
⠀
Успехов вам и приятного обучения!
⠀
Читайте также:
Один неверный шаг и можно навсегда отбить желание учиться!
RUСБУКА — скачай, распечатай, играй
6 причин обучать ребенка в онлайн-школе
Содержание
- Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки
- Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции
- Письменные упражнения
- Выводы
Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.
Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки
Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.
Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.
Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:
- Специфические ошибки и свойственные зеркальному письму искажения отмечаются у родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Такие детки очень часто удивляют родителей. Они могут писать сверху вниз, зеркалят цифры и буквы, не делят слова и пишут в одну строчку.
- Недоразвитость пространственно-временных представлений — еще одна причина зеркальных искажений при письме. Именно от этих представлений зависит грамотность и математические успехи в будущем. Если у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.
Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.
Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно. Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.
Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.
Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции
Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.
Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.
Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.
На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.
Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.
Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.
Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.
Письменные упражнения
Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.
Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:
- Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
- Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
- Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.
С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).
Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.
Выводы
В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.