Как исправить звук р взрослому при горловом произношении

Добрый день! Три дня назад мне написал молодой человек по имени Ваня.

У Вани небольшой дефект речи: он не произносит звук «р» с раннего детства. Он стесняется, а мама в свое время не смогла отвести его к логопеду. Но это не беда! К логопеду можно обратиться в любом возрасте, а также потренироваться дома самостоятельно.

Поэтому для Вани и всех, у кого такая же проблема, я написала эту статью. В ней даны разные рекомендации по улучшению произношения и упражнения, которые помогут обучиться выговаривать букву Р.

Читайте, выбирайте подходящие упражнения, тренируйтесь и говорите красиво! Надеюсь, что моя статья будет вам полезна, буду рада вашим лайкам, репостам и комментариям.

Важно! В статье собраны советы для самостоятельного обучения, и это вполне реально, но лучше обратиться к профессиональному логопеду и пройти постановку звука «Р» по скайпу, у меня хорошая подруга занималась в центре «Лидер», результаты были замечательные! Впрочем, решать Вам!

  • Учимся выговаривать букву «Р» — различные упражнения
    • Упражнения для подъязычной связки
    • Упражнения для кончика языка
    • Правильное произношение звука «Р»
  • Из личного опыта
    • Все изменилось в 1 день
    • Что же я стала делать
  • Как избавиться от картавости
    • Учимся правильно произносить букву «Р»
    • Автоматизация звука «Р»
  • Обязательно ли хирургическое вмешательство?
  • Подведем итоги
    • Главное — регулярность упражнений, удачи!
    • Похожие статьи:

Учимся выговаривать букву «Р» — различные упражнения

Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной невыговаривания этого звука может быть неправильная артикуляция или физиологические особенности логопедического аппарата.

Если дело только в неправильной технике произношения, исправить это вполне возможно. Для того чтобы научиться выговаривать букву «Р», взрослому человеку потребуется несколько недель времени и регулярные занятия – 2-3 раза в день по 5-10 минут, а также терпение.

Упражнения для подъязычной связки

Часто именно низкая эластичность подъязычной связки становится причиной дефектов дикции. Увеличивают подвижность языка при помощи следующих упражнений:

Упражнения для кончика языка

Для успешного произнесения звука «Р», кончик языка должен вибрировать. Для активизации нужных мышц делают следующее:

Правильное произношение звука «Р»

После того как перечисленные упражнения освоены, можно начинать произносить нужный звук:

  • Вначале звук «Р» произносится в том же положении языка, что и звуки «Т» и «Д», но с вибрацией — нужно прижать кончик языка к нёбу и направить на него струю выдыхаемого воздуха (помочь ему вибрировать можно собственным чистым пальцем или чайной ложкой);
  • Когда вибрация стала получаться самостоятельно, пришло время пробовать произносить сочетания: «трррр», «дрррр»;
  • Далее необходимо подключить гласные, выговаривая слоги: «тру», «тро», «тра», «тре», «дру», «дро», «дра» и «дре»;
  • Затем нужно говорить слова, начинающиеся на «тр» и «др» (друг, трест, драма, тракт и т.д.);
  • Финальная стадия — тренировка при помощи специальных скороговорок.

Все эти упражнения желательно делать перед зеркалом.

Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.

[Источник: http://podskajem.com/]

Из личного опыта

Буква Р была моим наказанием и даром одновременно. Трудно это сейчас, уже в 30 лет объяснить. На протяжении всего своего детства я помню только одно — я училась говорить правильно и красиво. В моем арсенале не хватало очень много букв. В том плане, что я не могла их выговаривать правильно.

как вернуть деньги за покупки в интернете

Наверно, пол алфавита я не говорила так, как надо. Меня понимали только единицы избранных людей. В том числе мама, воспитатель в детском саду и старшая сестра (у нас год разницы, мы погодки). Всем остальным они переводили, что я говорила, потому как понять без переводчика мою быструю и красивую речь было практически невозможно.

Но к школе совместными усилиями моей прекрасной воспитательницы в саду — Валентины Константиновны и моей любимой мамочки я не выговаривала уже только одну букву — злосчастную «Р». Куда только мама не водила меня, кому только не показывала! Мы прошли, наверно, всех логопедов нашего города, которые были на тот момент! Никто ничего не мог со мной поделать. И к окончанию младшей школы на эту мою особенность махнули рукой.

Это было сложно. Быть не как все. Когда все вокруг разговаривают нормально, а одна ты картавишь, это порождает комплексы. Чем старше я становилась, тем более зажатой была. При всем моем артистизме и буйной фантазии я не участвовала в самодеятельности потому что жутко стеснялась того, что не выговариваю букву «Р». Говорю «как маленькая». Надо мной стали смеяться. Чем еще больше увеличивали мою неуверенность в себе.

Но тут эта моя особенность сыграла мне на руку. Мой мозг начал выкручиваться. Я стала стараться говорить без буквы «Р». То есть вообще. Буква «Р» практически исчезла из моего лексикона. Я стала так строить фразы и заменять слова, что смогла обходиться без нее.

Незнакомый человек в разговоре со мной мог и не заметить того, что я не выговариваю какие-то буквы. Это здорово тренирует мозг и повышает словарный запас. Я так мастерски научилась заменять все слова с буквой «Р» на синонимы без «рычания», что перестала делать это осознанно. Оно стало получатся само собой. Было даже интересно.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю что это был очень ценный опыт и, наверно, он был мне нужен. Во первых, я стала лучше разбираться в людях. Во-вторых, жизнь научила меня тому, что те, кто с тобой, когда ты не такой как все — это многое значит! Я училась принимать людей такими, какие они есть. В-третьих, это была хорошая зарядка для моего мозга и, наверно, именно она дала хороший старт будущему образованию.

И шло так за годом год… Я возводила защитную стену и все больше считала, что это мой самой главный недостаток. Что никогда у меня не будет ни мужа, ни детей, ни семьи из-за этого. Сейчас эти выводы кажутся такими смешными, но тогда, в подростковом возрасте, это было очень страшно. Идти к логопеду было уже не по возрасту, да и что нового они мне могли бы сказать? Я готовилась к одинокой старости и судьбе старой девы.

Все изменилось в 1 день

Изменил все один случай. На тот период времени (это 1995-1996 года) не у всех были в наличии магнитофоны. Кассетные. Большие. А еще меньше было человек, у которых эти магнитофоны могли записывать звук. Кажется дико. Особенно сейчас, когда, наверно, в каждом телефоне есть функция записи звука. Но тогда это была суровая реальность постсоветского пространства.

Так вот. Пришли мы однажды в гости к моей однокласснице, а у нее папа только что купил микрофон к их кассетному магнитофону. И стали пробовать записывать наши разговоры и то, как мы пое. Было интересно и местами весело. До тех пор, пока я не услышала на пленке КАК звучит мой голос в целом и буква «Р» в частности. Меня повергло это в шок. Я сидела и не могла успокоиться. Появилась какая-то мысль в мозгу, и я не могла ее ухватить и додумать до конца.

Придя домой, я стала разговаривать вслух и специально вслушиваться в то, как именно я произношу букву «Р». И, как мне казалось, я стала понимать что именно я делаю не так, чтобы она звучала так, как надо. Кажется, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку гораздо труднее чем ребенку. Но на деле оказалось все не так. Я ПОНИМАЛА, что нужно делать и КАКОЙ звук должен быть на выходе и с помощью логики стала подбирать такое положения языка при котором звук получится такой, как надо.

Что же я стала делать

Я стала много разговаривать дома наедине сама с собой, чтобы никого не стесняться. Просто так разговаривать было скучно, и я начала читать в слух книги. Но не просто так читать, а СЛУШАТЬ как я это делаю. Стоило мне прочитать букву «Р» автоматически так, как я говорила до того, как начала заниматься, я останавливалась и перечитывала слово заново, стараясь слушать как звучит звук и стараться произнести так, как он должен звучать.

Я не скажу, что сразу были успехи. Нет. Было сложно, но я упорно искала такое положение языка, чтобы он мог воспроизвести нужный звук. Т.е. детей учат делать язык кверху и там его трясти. Или что-то типа этогоя уже забыла, если честно, как меня учили. Прошло уже более 25 лет. Но я помню как я сама училась в детстве. Я поднимала язык, прижимала его кверху и пробовала добиться дрожания. И это было обречено на неудачу. Потому что невозможно это сделать специально.

А вот СЛУШАТЬ какой идет звук и подбирать варианты звучания можно. Я слышала при каком положении языка мои звуки больше напоминали букву «Р» и старалась повторить это. Со временем то, что я произносила все больше и больше стало становиться похоже на букву «Р», и настал такой момент, когда я смогла хоть недолго, но прорычать прямо вот так «Ррррр». Я еле-еле дождалась маму, что бы продемонстрировать ей что я могу. Это было такое счастье.

С тем пор занятия пошли все более и более успешно. И к своему 16-летию я пришла умея выговаривать эту сложную букву «Р». При чем никакие специалисты, которые колдовали надо мной в детстве не смогли мне помочь, а с помощью простого магнитофона я сама научилась ее выговаривать. Уже в достаточно взрослом возрасте. Чем я очень горжусь.

Практически сразу в моей жизни появился молодой человек, который явно мне симпатизировал. Я стала более уверенная в себе, мне стало проще общаться. Хотя я по прежнему автоматически какое-то время разговаривала исключая эту букву из лексикона . Началась насыщенная общественная жизнь и просто стало жить легко и приятно!

К чему я это все пишу? А к тому, что у каждого у нас в жизни есть та или иная буква «Р». У кого-то в прямом смысле, у кого-то в переносном. Все это дано нам не просто так. Нужно увидеть то хорошее, что нам это дает, а еще можно найти способ сделать так, чтобы справиться с этой задачей на сколько имеется возможность.

[Источник: http://www.ludychehka.ru/]

Как избавиться от картавости

Может ли человек с дефектами речи работать на радио? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не выговариваются, а работать в эфире, ну, очень хочется. В этом случае есть 2 пути: придумать себе авторскую программу, в которой ваша картавость или иной дефект будут изюминкой, вспомните «Шоу Шепелявых», или срочно заниматься с логопедам. Сегодня я расскажу вам эффективные методы борьбы с картавостью.

Основные причины картавости:

  1. укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
  2. слабость мышц языка
  3. неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
  4. нарушения фонематического слуха.

Учимся правильно произносить букву «Р»

Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся.

Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:

  • «Чистим зубы». Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево — вправо.
  • «Гладим небо, то есть нёбо». Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
  • «Воздушный бой». Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
  • «Сладкоежка». Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху — вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
  • «Индюк». Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача — в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.
  • «Барабан». Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».

Автоматизация звука «Р»

Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.
Предлагаю вам следующий комплекс:

Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры

Слова:

ударный слог, начало слова: Раб, розовый, рысь, руль ударный слог, середина слова: Гора, перо, нарыв, кенгуру безударный слог, начало слова: Работа, рыбак, рысак, руно, руда безударный слог, середина слова: фара, мера, пары, горы, папирус, карусель

Автоматизация «Р» в сложных словах:

Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки:

В грозу от груза арбузов развалился кузов. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры. Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

[Источник: http://getonair.ru]

Обязательно ли хирургическое вмешательство?

Такой дефект речи, как картавость не относится к серьезным нарушениям речевой функции, однако она способна изрядно попортить жизнь. Человек, который картавит, априори не может быть хорошим оратором, поскольку картавая речь многими воспринимается как нечто комичное.

Тем, кого с рождения постигла эта неприятность закрыта дорога ко многим видам деятельности, связанным с общением. Существует мнение, что избавиться от картавости в зрелом возрасте нереально, если в детстве этот момент был упущен. Между тем, этот дефект речи поддается коррекции в любом возрасте, даже по окончанию периода полового созревания.

Есть два способа, как научиться выговаривать букву «р» взрослым людям — радикальный, с помощью хирургического вмешательства, и консервативный, с помощью специальных речевых упражнений. Для начала разберемся, что же лежит в корне невосприимчивости речевого аппарата к выговариванию буквы «р».

Итак, причина возникновения картавости — явление под названием анкилоглоссия. Это врожденный порок развития полости рта, который характеризуется малой подвижностью языка из-за слишком малой длины языковой уздечки (полоски ткани, которая соединяет дно ротовой полости с самим языком).

Самый простой и быстрый способ исправить ситуацию — обратиться к хирургу. Подрезание уздечки делается под местной анестезией, ранка заживает через несколько дней, после чего подвижность языка полностью восстанавливается, и впоследствии вопрос как научиться выговаривать букву «р», отпадет сам собой.

Существует и бескровный способ победить анкилоглоссию — растянуть уздечку языка с помощью нехитрых упражнений. Нужно широко открыть рот и постараться высунуть язык как можно дальше, пытаясь достать им до середины подбородка. Еще одно упражнение — слегка запрокинув голову назад, тянитесь языком к верхней губе.

Также полезно энергичное шевеление языком в разные стороны при закрытом рте. Для достижения наибольшей эффективности следует комбинировать эти упражнения с выговариванием скороговорок, содержащих букву «р». Если поначалу скороговорки вам не даются, упростите задачу — проговаривайте вслух отдельные слова, содержащие эту букву.

[Источник: http://setadra.ru/]

Подведем итоги

Проблема произношения «Р» встречается довольно часто. На это бывает множество причин, в основном, идущих из детства.В нашей статье мы расскажем, как можно научиться говорить букву Р, как разобраться в причинах картавости и дадим несколько полезных советов.

Если Вы не выговариваете букву Р, а Вам уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно себя переучить. Конечно, чем Вы старше, тем дольше времени это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда лучше воспринимается, чем с дефективной.

Тем более, если он хочет работать в том месте, где нужно много говорить. Конечно, вернее всего будет сходить на занятия к логопеду, но не у всех бывает время на регулярные визиты. Поэтому существует несколько методик как научиться говорить букву Р дома, не ходя к врачу. Главное — это регулярность. Чем больше времени Вы будете уделять упражнениям, тем быстрее у Вас все получится. Необходимо тратить не менее 15 минут в день.

Главное — регулярность упражнений, удачи!

Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.

А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:

Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше.

Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.

Есть еще и такой способ:

  • В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
  • Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.
  • Теперь нужно проговаривать звуки Дэ Тэ Дэ, причем последнюю Дэ стараемся произносить не как обычно, а как Лэ (похоже на произношение англичан).
  • Потом медленно ДэТэДэ. Пять минут.
  • Теперь ускоряемся, пока не будем слышать Рэ.
  • Теперь, время слов: ДРОТ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОСС, ТРОЛЬ, МЕТРО, БЕДРО, ХРОМ.

И, далее, любые слова с Р, какие вспомните.

Это еще один способ как научиться говорить букву Р. Можно выбрать какой-то один метод, а можно чередовать. Как Вам кажется более эффективным. Еще раз стоит отметить, что практиковаться нужно каждый день, иначе Вы очень долго будете достигать успеха в вопросе «Как научиться выговаривать букву Р»

[Источник: http://www.informi.ru/]

Поделиться статьей с друзьями!

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

СодержаниеСвернуть

  • Общая информация
  • Важные моменты
  • Подготовительный этап
  • Дыхательная гимнастика
  • Слуховое восприятие
  • Способы вызывания звука
  • Введение в речь

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Общая информация

Нормальное и увулярное (горловое) произношение звука р

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Важные моменты

Нарушение произношения звука р называют ротацизмом

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Артикуляционная гимнастика, упражнение "часики" и "качели"

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Упражнения на дыхание

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Постановочные зонды для звука р

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Содержание

  1. Устранение горлового произношения звука «Р»: пошаговая работа
  2. Общая информация
  3. Важные моменты
  4. Подготовительный этап
  5. Дыхательная гимнастика
  6. Слуховое восприятие
  7. Способы вызывания звука
  8. Введение в речь
  9. Постановка звука «р»: с чего начать
  10. Причины некорректного произношения
  11. Этап 1: подготовка к коррекционной работе
  12. Этап 2: постановка звука «р»
  13. Этап 3: автоматизация вибранта
  14. Этап 4: введение вибранта в речь
  15. Составление коррекционной программы
  16. Техника «Подражание» для простых случаев
  17. Гимнастика для губ
  18. Гимнастика для языка
  19. «Блины»
  20. «Чьи зубки чище?»
  21. «Кошка»
  22. «Маляр»
  23. «Качели»
  24. «Лошадка»
  25. «Грибок»
  26. «Пулемет»
  27. «Гул самолета»
  28. Три способа постановки
  29. Домашние коррекционные занятия
  30. От звука «д»
  31. Способ постановки от звука «ж»
  32. Метод постановки от звука «с»
  33. Введение вибранта в речь
  34. Почему занятия не помогают?
  35. Выводы

Устранение горлового произношения звука «Р»: пошаговая работа

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Общая информация

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Важные моменты

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Источник

Постановка звука «р»: с чего начать

Время чтения — 17 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

  1. «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
  2. «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
  3. «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Чьи зубки чище?»

Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Маляр»

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!

Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».

Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.

Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.

Метод постановки от звука «с»

Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.

Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:

  • сначала малыш проговаривает его в слогах;
  • затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
  • подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.

В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.

В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.

В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.

Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.

Выводы

Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.

Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.

В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.

Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Источник

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются неэффективными. 

В данной статье вы найдёте 12 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике. 


1 способ постановки звука [Р]

Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед (в стерильных перчатках) большим и указательным пальцами прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик), ребенок с силой дует на язык и, если правильно проведен подготовительный этап, то сразу же появляется вибрация! 

2 способ постановки звука [Р]

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук  «ж» (слышится что-то cреднее между звуками: [з] и [ж]) или многократно проговаривать звук [д] (язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] нечеткий). При произнесении звуков ребёнок должен совершать кончиком языка движения вперёд-назад по альвеолам. 

3 способ постановки звука [Р]

Наденьте обработанную пустышку на указательный палец ребёнка или на шпатель. Попросите ребёнка поставить язык за верхние зубы к альвеолам. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. 

Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». 

Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. 

Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. 

4 способ постановки звука [Р]

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. 

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами в перчатке плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др). 

Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). 

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. И ещё поработать над подготовительным этапом. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. 

После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. 

На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится 
раскатистый [Р] с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. 

Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день и несколько раз в день. Начав постановку [Р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе. 

5 способ постановки звука [Р] 

Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

Все дело в анкилоглоссии

Часто причиной того, что не удается выговаривать четко букву «р», является врожденная особенность анатомического строения речевого аппарата. Уздечка языка чересчур короткая. В результате несколько букв или только одна «р» выпадают при произношении ряда слов.

Такая погрешность в физиологии у ребенка исправляется легко.

Его органы только формируются, и строение их нетрудно откорректировать. А вот взрослому избавиться от дефекта сложновато. Ведь речевой аппарат у него полностью сформирован. Так как научиться выговаривать «р» взрослому?

Для решения этой проблемы есть 2 пути. В первом случае можно обратиться к хирургу. Он сделает легкий надрез уздечки. Конечно, придется немного потерпеть дискомфорт, пока ранка под языком будет заживать. Но зато человека ожидает приятный сюрприз: звук «р», который никак не удавалось произнести, становится четким и без изъянов.

Второй путь менее болезненный, но более трудный. Необходимо самостоятельно или с логопедом «осваивать» правильное произношение звука.

Все упражнения, которые придется делать, направлены на то, чтобы естественным способом растянуть максимально уздечку языка.

Например, одно из них: по нескольку раз в день стараться дотянуться языком до подбородка или до кончика носа. Таким образом, разрабатывается пластичность уздечки. Через несколько месяцев в совокупности с речевыми тренингами удастся добиться положительных результатов.

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Многие детки, начиная разговаривать, плохо произносят букву «р», но через какое-то время дефект сам собой проходит. При этом редко, но бывают случаи, что человек в более взрослом возрасте страдает от подобной проблемы. Многих интересует, можно ли взрослому научиться выговаривать букву «р», так вот эта задача вполне посильная, главное, регулярно выполнять эффективные упражнения.

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Подобный дефект речи становится причиной появления разных комплексов и других сопутствующих проблем. Для начала стоит разобраться, почему люди не выговаривают букву «р», так вот причина возникновения подобного дефекта может быть связана с особенностями физиологии или же человек попросту не давал необходимые в детстве нагрузки. Если короткая подъязычная связка, то ему потребуется простая операция, при которой уздечку просто немного подрезают. Другие причины убираются при помощи простых упражнений, которые лучше всего выполнять каждый день.

Как взрослому научиться выговаривать букву «р»:

  1. Старайтесь как можно чаще использовать в своей речи слова, которые содержат букву «р». Чтобы контролировать правильность произношения, рекомендуется записать все на диктофон.
  2. Чтобы растянуть подъязычную связку, важно уметь расслаблять мышцы языка, когда он находится в подтянутом состоянии. Для этого широко раскройте рот, высуньте язык и закройте рот, прижимая его зубами. Еще один важный момент – спину прогните вперед. Задержитесь в таком положении на 10 сек.
  3. Выясняя, как быстро научиться выговаривать букву «р», стоит упомянуть упражнение, цель которого заключается в том, чтобы язык дрожал под действием мощного воздушного потока. Высуньте язык и прижмите к нему обе губы. Постарайтесь выдохнуть сильную струю, что должно заставить кончик языка дрожать.
  4. Для того чтобы исправить дефект, важно активировать мышцы, находящиеся на кончике языка. Улыбнитесь, а затем, начните прикусывать кончик языка.
  5. Разбираясь в теме – как выговаривать взрослому букву «р», стоит привести в пример упражнение, которое позволяет растянуть подъязычную связку языка. Задача заключается в том, чтобы плотно прижать кончик языка к небу, а затем, начать пощелкивать им, то в медленном, то в быстром темпе.
  6. Для тренировки координации языка необходимо в быстром темпе менять его положение. Раскройте широко рот, кончик языка поместите на верхние бугры, расположенные за зубами, а затем, опустите его на нижние зубы.

Упражнения для тренировки

Так как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку нелегко, следует начинать с самого простого. Освоить методику можно самостоятельно.

Чтобы четко выговаривать звук «р», требуется много терпения и постоянные тренировки. С логопедом или без необходимо освоить ряд упражнений. При целенаправленном подходе с каждым днем они получаются все лучше.

  1. Следует ежедневно по нескольку раз в день произносить слова, в которых имеется буква «р».
  2. Для правильности произношения звука нужно тренироваться и некоторое время проговаривать «т» и «д». При этом следует добиваться наибольшей отчетливости. Таким образом вырабатывается умение держать язык в правильном положении для произношения четкого «р».
  3. Чтобы добиться четкости произношения, стоит записывать свою речь на диктофон. Прослушивая запись, необходимо учитывать допускаемые неточности.
  4. Можно воспроизводить звуки, напоминающие урчание кошки. Чем чаще делается такое упражнение, тем быстрее удается произнести желаемое «р».
  5. Чтобы научиться говорить раскатисто, следует прижимать кончик языка к верхнему небу и стараться воспроизводить несколько минут подряд цоканье.

Как научиться выговаривать букву «р»

  1. Хорошо помогут скороговорки, в которых часто повторяется звук «р», по несколько минут повторяйте их каждый день.
  1. Можно также подобрать и произносить набор слов, в которых есть буква «р». Например: трактор, работа, пророк, стрекоза, приговор и т.д.
  1. Делайте своеобразную гимнастику для языка. Попытайтесь изо всех сил кончиком языка дотянуться до носа, а затем до подбородка, задержите язык в напряженном состоянии на несколько секунд.
  1. Откройте рот настолько широко, насколько сможете, челюсти должны быть в напряжении. В таком положении постарайтесь достать кончиком языка до неба. Зафиксируйте это положение в течение 10 секунд.
  1. Как ни странно, хорошо помогает изучение разговорного английского языка. Специфическое произношение английского звука «р» невольно заставляет ставить язык в нужное положение и незаметно растягивает «уздечку». Так что займитесь изучением английского – убьете сразу двух зайцев.
  1. Запишите на диктофон свои упражнения в первый день, а потом через неделю и сравните. Так будет понятно, есть ли динамика процесса. Если через месяц занятий не будет заметного эффекта, то не стесняйтесь обратиться к специалисту. Грамотный логопед точно знает, как научиться выговаривать эту букву и подберет для вас индивидуальное лечение, ведь каждый пациент уникален.

Не отчаивайтесь, если природа наградила вас этой маленькой неприятностью. Ее довольно легко исправить. Немого упорства и терпения, и перед вами откроются те двери, которые раньше были закрыты.

Дополнительные методики

Когда произнести звук уже выходит, но он слышится недостаточно отчетливо, следует прибегать к постоянным тренировкам: повторять фразы и слова с «р».

Положительного результата на этом этапе удается добиться благодаря произнесению специальных скороговорок. Чем отчетливее слышится «р», тем быстрее необходимо стараться их произносить. Наконец, нужно научиться очень быстро и правильно говорить целые предложения.

Упражнения-скороговорки нужно сочетать с попытками произносить трудные для произношения слова. Когда удастся добиться некоторой отчетливости при произношении «р», задачу следует усложнить.

Можно класть в рот маленькие пуговки, бусинки или другие предметы, которые должны мешать говорить. При этом добиваться отчетливости речи. Также следует стараться как можно четче говорить и одновременно дуть.

Благодаря таким тренировкам удается развить речевой аппарат, приобрести необходимый навык и добиться четкого произношения трудного звука. И если самостоятельно не выходит добиться желаемого результата — не беда.

Достаточно обратиться к хорошему логопеду. Он подскажет правильное расположение языка при произнесении звука «р», научит многим упражнениям.

После такой помощи речь будет безупречной, безо всяких изъянов. Умение быстро и отчетливо произносить «р» благодаря общим со специалистом стараниям за последнее время стало достижением многих людей.

Как самостоятельно, без логопеда, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку?

Здравствуйте!

Ваш вопрос можно разделить на два: 1) можно ли самостоятельно научиться выговаривать звук [Р] (именно звук, т.к произносим мы звуки, а буквы только пишем)? 2) если да, то как?

Давайте разбираться:

  1. Однозначного ответа на первый вопрос нет. Всё зависит от причины возникновения такого дефекта речи, как ротацизм («картавость» во всех её проявлениях). Если вы проанализируете свою речь и поймёте, что неправильно произносите только этот звук и других проблем с речью нет, то, скорее всего, речь идет о таком речевом нарушении, как дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (проводимости нервных импульсов) речевого аппарата, то бишь рта). Если вы замечаете за своим языком частые «заплетания», быструю утомляемость, то можно говорить о таком нарушении речи, как дизартрия (нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата). Проверить, есть ли у вас дизартрия, или нет, можно самым простым образом: положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, не придерживайте язык ни зубами, ни губами, рот должен быть открыт. Держим под счет до 10-15. Если вы заметили, что ваш язык «трясется», не может удержать данное положение на протяжении всего времени, знайте — вы столкнулись с тремором (та самая «тряска» языка) и у вас дизартрия. В целом, наиболее частотными являются именно эти два речевых нарушения, при которых люди обращаются к логопеду за помощью в исправлении ротацизма. Поэтому их мы и рассмотрели.
  2. Ответ на второй вопрос будет отталкиваться от первого. Если у вас дислалия, то вам нужно делать артикуляционную гимнастику (гимнастику для языка), поставить звук и его автоматизировать (ввести звук в речь). Если же у вас все-таки дизартрия, то придётся делать логопедический массаж языка, артикуляционную гимнастику, ставить звук и опять-таки его автоматизировать.

Артикуляционная гимнастика на звук [Р] предусматривает следующие упражнения:

-«Заборчик» (широкая открытая улыбка (с зубами))

-«Хоботок» (вытянуть губы трубочкой вперёд, как хобот слона)

-«Иголочка» (вытянуть вперёд острый язычок)

-«Качели» (поднимать кончик языка вверх (за передние верхние зубы) и опускать его вниз (ставить за передние нижние зубы))

-«Парус» (поставить язык на бугорки за передними верхними зубами)

-«Лошадка» (цокать, как лошадь)

-«Грибочек» (это упражнение представляет собой первую часть выполнения «Лошадки». Язык приклеивается/присасывается к небу и не отпускается)

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Длительность выполнения 15-20 минут
  • Желательно выполнять два раза в день
  • Длительность выполнения каждого упражнения не меньше 1 минуты
  • Следить за четкостью выполняемого действия

Как вы поняли, артикуляционная гимнастика для взрослых ничем не отличается от таковой же для детей.

Постановка звука [Р] выполняется несколькими способами:

  • По подражанию: упражнение «Грибок»+резко дуем на него (должно получиться что-то вроде тррр); форсированно произносить ДДДД и дуть на язык (получаем дррр); быстро произносим ТД-ТД-ТД и дуем на язык (тррр)
  • Механически: произносим Д-Д-Д… и приводим кончик языка в движение при помощи ванной палочки (под язык ставим наконечник палочки и двигаем рукой быстро вправо-влево). Если не получается поставить палочку под сам кончик языка, двигайте связку, что находится под языком (быстро, но аккуратно!); ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ… и опять-таки двигаем язык палочкой. Если нет ванной палочки, можно использовать ваш собственный (ЧИСТЫЙ!) палец.

После того, как язык понял, что такое вибрация, можно переходить к автоматизации звука. Обычно её начинают с работы над открытыми слогами типа «РА-РО-РУ-РЫ-РЭ» и т.д

Повторяйте их до тех пор, пока они не станут получаться так, как вы бы этого хотели. На первых парах можно помогать себе призвуком и произносить ТРА-ТРО-….

Как только прямые слоги получаются на отлично, переходим к обратным типа АР-ОР-УР-ЫР-….

Далее следуют слоги со стечением (два-три согласных звука рядом) типа ДРА, МРА…

Когда работа над слогами пройдена, переходим к словам с нужным нам звуком. Отрабатываем их до совершенства.

После слов, конечно же, идут словосочетания. А за ними предложения.

В интернете советую найти чистоговорки и скороговорки на звук [Р]. Также можно заучивать специальные логопедические рассказы, насыщенные этим звуком (фонетические рассказы).

Что касается массажа при дизартрии, если у вас таковая имеется, то материала в интернете (лучше посмотрите видео) достаточно. Главное — разминать язык, т.к это мышца. Делать это можно руками, зубной щеткой, соской, надетой на шпатель (медицинский).

Более доступный картинный материал к артикуляционной гимнастике можете найти в книге Косиновой «Гимнастика для развития речи».

Узнаем как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо? Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?

Как научиться выговаривать букву Р взрослому человеку

Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной уздечке языка. Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.

Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение речевого аппарата довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.

Как говорить букву Р

Схема его выполнения проста:

  • первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
  • второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
  • третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву – «Д»;
  • во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
  • язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
  • четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
  • выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
  • после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.

Слова на букву Р

Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».

Другая легкая, удобная и просто хорошая методика – это повторение многократно сложных для вас слов. В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как князю дмитрию ивановичу удалось укрепить свою власть в северо восточной руси составьте 4 тезисов
  • Как найти сертификаты в яндекс браузере
  • Как найти url потока
  • Как найти людей whatsapp
  • Как найти владельца бота в телеграм