Как легко найти падежи

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Padezhi2Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Padezhi1

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5.      Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки) по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Перед учениками начальной школы частенько встает проблема: как выучить падежи, как научиться определять падеж, как запомнить падежные вопросы или поставить нужное падежное окончание? В школе частенько преподают лишь сухую теорию, удержать в голове которую бывает ой как непросто. И здесь приходит на помощь младшему школьнику волшебная палочка: стишки-запоминалки. В этой статье мы приведем самые яркие и интересные, которые легко запомнить. Тогда определить падеж для Вашего ребенка не составит труда!

Содержание

  • 1 Последовательность падежей
  • 2 Падежные вопросы
  • 3 Как научиться определять падеж?
  • 4 Ставим правильные падежные окончания. Склонения имен существительных

Последовательность падежей

Вопрос номер один: как запомнить последовательность и названия падежей? Не поверите, здесь нет ничего сложного. Желательно, конечно, для начала рассказать про каждый падеж, откуда взялось его название.

  • Именительный падеж – называет предметы, поэтому отвечает на вопросы кто? что? Проверочное слово – есть.
  • Родительный падеж показывает принадлежность, часть целого. Например, сын отца, дочь родителей, котенок кошки, ножка стула, поэтому называется родительным и отвечает на вопросы кого? чего? Проверочное слово – нет.
  • Дательный падеж, конечно, самый щедрый, он кому-то что-то все время дает, поэтому так называется и отвечает на вопросы кому? чему? Проверочное слово – дать.
  • Винительный падеж любит кого-то или что-то винить во всех своих бедах, поэтому отвечает на вопросы кого? что? Проверочное слово – виню, вижу.
  • Творительный – самый творческий падеж. Для этого ему нужны помощники – с кем творить и чем творить. Соответственно, падежные вопросы его кем? чем? Проверочные слова – творю, горжусь, предлог с.
  • Предложный вопрос – единственный падеж, имеющий предлоги в своих вопросах. Отсюда его название. А вот вопросы можно запомнить, если рассказать, что он любит мечтать о чём-то или ком-то. Вопросы: о ком? о чём? в ком? в чём? Проверочные слова – говорю о, мечтаю о, живу в.

Если один раз объяснить ребенку характеры падежей, вспомнить их названия будет гораздо легче. Для запоминания же их порядка есть такие запоминалки:

  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
  • Имя Родители Дали бобру, не Винить, а Творить Предложили добро.

Падежные вопросы

Для быстрого запоминания падежных вопросов и вспомогательных слов тоже есть стишки-запоминалки. С ними определить падеж любого существительного не составит труда. Например:

Есть у меня монета,

Нет у меня билета.

Дам я монету кассиру,

Кассир мне протянет билет.

Сяду в автобус с билетом

И буду мечтать я о лете.

Этот стишок мы придумали с учениками. В нем есть вспомогательные слова для падежей и существительные, поставленные в соответствующий падеж.

Еще стих-запоминалка про кота:

Стих про кота на запомнинание падежей

В этом стихотворении нет вопросов, но есть слово «кот», поставленное в разные падежи в правильной последовательности. Если выучить с ребенком стих, можно вместо «кота» подставлять нужное слово.

Как научиться определять падеж?

Здесь мы приведем пошаговый алгоритм, как определить падеж существительного.

  1. Для начала нужно научиться задавать вопросы. Главное – понять от какого слова какому. Например: Кот сидит на дереве. Сидит (на чём?) на дереве.  Потренируйтесь с ребенком задавать правильные вопросы от нужного слова. Чаще всего это будет глагол: не приблизится (к кому?) к коту. Но не всегда: ручка (чего?) двери, нет (чего?) воды.
  2. Вспоминаем второй вопрос. То есть, если было кому? Второй вопрос – чему? Если было на чём? Второй – на ком?  Кого? – здесь второй вопрос может быть что? или чего?                                                                                                                       

    Обязательно, подставьте оба вопроса в предложение, чтобы определить, какой падеж. Нет (кого? чего?)  кота – Родительный падеж. Вижу (кого? что? кота) – Винительный падеж. Та же путаница может быть с Именительным и Винительным падежом. Есть (кто? что?) яблоко. Вижу (кого? что?) яблоко.

  3. Научившись задавать вопросы, думаем, какому падежу они принадлежат. Вспоминаем вспомогательные слова: кому? чему? что делать – дать. Кто? что? что делаетесть. кого? чего? – нет, кого? что? что делаю – виню  и т.д.
  4. У вопросов предложного падежа могут быть другие предлоги, помним об этом. Понимаем, что на ком? на чём? = в ком? в чём? = о ком? о чём?

Ставим правильные падежные окончания. Склонения имен существительных

Не поверите, и здесь нет ничего сложного! Не нужно мучать ребенка, заставляя заучивать таблицу с гласными падежных окончаний. Достаточно объяснить ему, что такое склонение, какие бывают типы склонения, и дать запомнить три контрольных слова, по одному из каждого типа.

Склонения имен существительных русского языка приведены в этой таблице:

склонения имен существительных

А теперь дело за малым. Запоминаем слова: рука (1 склонение), стол (2 склонение) и тень (3 склонение). Например, так:

Рука на стол отбрасывает тень.

Теперь, когда мы не можем определить правильное падежное окончание, определяем склонение трудного слова, подставляем одно из этих трех, в зависимости от склонения (рука, стол или тень) и –  вуаля – мы знаем окончание!

Например: Я пишу в тетрад… Что там Е или И в конце? Думаем так: тетрадь – существительное женского рода, заканчивается на мягкий согласный, значит, это третье склонение. Подставляем слово «тень». «В тени» –  там явно слышится буква И. Следовательно, пишем букву И.

Как видите, падежи и склонения – это не так уж сложно. Желаем успехов в учебе!

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно – ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия – и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Как объяснить ребенку падежи легко и просто

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: “Мама ест каша” или “Папа читает газета”. Ребенок уточнит – почему маму ест каша? Или “почему газета читает папу?” Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно – какое окончание у слова.

Как объяснить падежи

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название – падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный – именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос “кто?” или “что?”. Обычно к этому слову есть действие. Например, “Мама ест.” Мама – это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Далее быстро перечисляем остальные падежи:

  • Родительный,
  • Дательный,
  • Винительный,
  • Творительный,
  • Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный – родил, родитель. И вопрос можно поставить такой “нет кого? чего?” Сейчас пока нет – но “родим, и будет“. Родительный падеж.

Например, “Сегодня у нас будет репетиция оркестра”. Слово “оркестр” здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова “Репетиция” мы можем задать к этому слову вопрос “чего?”

Следующий падеж “Дательный“. От слова “Давать”. От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос “дать кому?” “дать чему?” (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: “Ребенку надо объяснить падежи”. Здесь слово “ребенку” находится в дательном падеже “кому?”. Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении “Туман”.

Падеж “Винительный” – самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос “кого?” или “что?“. Однако есть важная деталь – окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

Курица снесла яйцо” – “яйцо” не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос “что?” Значит, слово “яйцо” стоит в винительном падеже.

“Мама ест кашу” – “что?” кашу – винительный падеж. Это слово имеет окончание “у“, отличное от окончания этого слова в именительном падеже “а“.

Мама положила ложку каши” – а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос “чего”. “Ложку чего?” – “каши”.

Мама увидела девочку” – слово “девочка” стоит в винительном падеже. Винить “кого?” девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос “нет кого?” – характерный для родительного падежа, то и окончание слова “девочка” поменялось бы на “девочки“.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежавинить. Поэтому вспомогательный вопрос “винить кого?” “винить что?“. В родительном падеже вспомогательный вопрос “Нет кого?” “нет чего?“.

Соответственно, вот слово “мышь” в винительном и в родительном падежах:

“мыши” – родительный падеж (нет кого? мыши)

“мышь” – винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово “яблоко” в винительном и в родительном падежах:

“яблока” – родительный падеж (нет чего? – яблока)

“яблоко” – винительный падеж (винить что? – яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий “сделано кем?” “сделано чем?“. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа “сотворено кем?” “сотворено чем?

Примеры:

  • Слово “мама” в творительном падеже “мамой”. Отвечает на вопрос “сделано кем?” мамой.
  • Слово “собака” в творительном падеже “собакой”. Можно задать вопрос “сделано кем?” собакой.
  • Слово “груша” в творительном падеже “грушей”. Можно задать вопрос “сделано чем?” грушей.

И самый последний падеж “Предложный“. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения “предложения” – станет понятным. То есть “предложный” – предлагать и “договариваться о ком? о чем?

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах (“договариваться о чем?” о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. – слово “папе” в предложном падеже: “о ком?” о папе.

padezhi

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним. Еще и поэтому он имеет название “предложный” Например, если мы скажем “Маша рассказала сказку папе” – то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем “Маша рассказала сказку о папе” – то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи – подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

  • кто? – мышь – именительный падеж
  • кого? мыши – родительный падеж
  • кому? мыши – дательный падеж
  • кого? мышь – винительный падеж
  • кем? мышью – творительный падеж
  • о ком? о мыши – предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

И – Имя

Р- Рождения

Д- Дали

В – Винили

Т – Творили

П – Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам – чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

  • Именительный – кто? что?
  • Родительный – нет кого? нет чего?
  • Дательный – “дать кому?” “дать чему?”
  • Винительный – “винить кого?” “винить что?”
  • Творительный – “сделано кем?” “сделано чем?”
  • Предложный – “о ком?” “о чем?” – перед существительным есть предлог.

Уважаемые коллеги!

Я разработала видеоуроки на
тему «Имя существительное». Их вы можете использовать в своей работе, зайдя на
мой Ютуб канал по ссылке
https://www.youtube.com/channel/UCKfvVHP3NCdhoOOWAJc1W5A/

Тема сегодняшнего урока « Как определить падеж имен существительных».

В предыдущем видео https://youtu.be/csGEXwjclPE

мы познакомились с названиями падежей и их
вопросами. Я посоветовала ребятам сделать распечатку таблицы падежей и падежных
вопросов.

Положите перед собой эту таблицу, она
нужна будет для понимания сегодняшней темы «Как определить падеж имени
существительного».

Тем, у кого ее пока нет, поможет вот эта
таблица.

Существует несколько приёмов, которые
помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обращаю
ваше внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По
вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

После концерта зрители остались (в чём?,
хотя хочется задать вопрос где?  П. п.)в зале.

2. Существуют вспомогательные слова,
которые могут помочь при определении падежа

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Вспомогательные
слова или слова-подсказки помогут просклонять имена существительные или
подставить падежный вопрос. Но эти способом не советую пользоваться при
определении падежа существительного в словосочетании или предложении.

3.      Волшебное
слово мама.

Особые
сложности у ребят возникают при разграничении форм винительного и родительного,
винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это
слово можно подставить в предложение. Если вы сомневаетесь в выборе, какой из
этих падежей, подставьте вместо существительного слово мама. Подставили,
смотрим на окончание:  мамА  именительный, мамЫ  родительный падеж; мамУ  винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание
-а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

 Сам погибай, а мамУ (В.
п.) выручай.

 4.       Определить
падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с,
из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через,
в, про,

 Творительный

 над, за, под, с,
перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как
видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без – для 
родительного падежа (без задоринки) по, к  для дательного падежа (по лесу, к дому)о, об, при  для
предложного падежа (о трех головах, при тебе).

5. Если есть предлог, задаем вопрос,
используя предлог. Например, «из дома — из (чего?) дома, Р.п.». Если
есть главное слово и предлог, можно задать вопрос так: «вышел из
дома» — «вышел из (чего?) из дома». Если нет предлога, вопрос
только от главного слова «вижу дом — вижу (что?) дом, В.п.».

6. Чтобы не путать именительный
и винительный падеж у неодушевленных существительных (вопрос «что?»),
напишите большими буквами на памятке с падежными вопросами: «Именительный
падеж — главный герой (подлежащее) без предлогов! 

Для
закрепления нового знания выполните упражнение в тетради.

Поднимите
руку, кто из вас любит бывать на реке?
Вот вам река!https://ykl-res.azureedge.net/2e01b118-0a56-49d8-9242-d09cb0481040/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8%203-w658.png

Прочитай
текст о реке. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Не
забудь делать на паузу.

Почти
каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. .
Начало ……………… называется истоком. То место, где ……………. впадает в море, озеро
или другую ……………., называется устьем.

Слова
для справок
: река,
реки, реку, реке, рекой.

Определи
падеж вставленных существительных любым способом.

Давай
проверим, все ли ты выполнил верно.

Почти
каждая река, (И.п.) начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в реку
(В.п.). Начало реки (Р.п.)называется истоком. То место, где река
(И.п.) впадает в море, озеро или другую реку (В.п.), называется устьем.

Ты
молодец, если у тебя нет ни одной ошибки. Еще ты молодец, если у тебя была одна
ошибка, но ты понял, как надо было сделать правильно.

Если
ошибок несколько, посмотри видео еще раз с начала более внимательно.

Какие
способы определения падежа существительных тебе понравились больше? Ответь,
нажав на паузу.

Для еще
лучшего понимания темы предлагаю поиграть. Я буду медленно читать
стихотворение “Приключения зелёного листа”, а ты будешь
определять любым способом падеж слова лист. Не забывай
ставить на паузу.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу.

Лапой хвать зелёный лист

Дескать поиграем.
“Не хочу,”- парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

Рада за вас, если вы научились определять падеж имени
существительного.

Присоединяйтесь к моим подписчикам, чтобы не пропустить новые
видео на канале «Понятно о школе и не только»

Мне кажется, это один из самых интересных разделов в русском языке для школьников — определять, какой у слова падеж. Для этого достаточно знать, какие вопросы относятся к каждому из шести падежей. Склонять по падежам можно и одушевленные, и неодушевленные имена существительные.

Для примера возьмем два слова — «радугой» и «мороза».

  • именительный падеж (кто? что?) — радуга, мороз;
  • родительный падеж (вспомогательное слово нет — кого? чего?) — радуги, мороза;
  • дательный падеж (дать — кому? чему?) — радуге, морозу;
  • винительный падеж — (винить — кого? что?) — радугу, мороз;
  • творительный падеж (быть довольным — кем? чем?) — радугой, морозом;
  • предложный падеж (говорить — о ком? о чем?) — о радуге, о морозе.

Таким образом, слово «радугой» у нас получается в творительном падеже, а слово «мороза» — в родительном.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

88Sky­Walke­r88
[429K]

7 лет назад 

Чтобы определить падеж существительного, необходимо данному существительному задать вопрос.

Если существительное отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?, то оно стоит в именительном падеже.

Выглянуло солнце. (что? — солнце).

Если на вопрос КОГО? или ЧЕГО?, то это родительный падеж.

Без солнца не было бы жизни. (без чего? — солнца).

Если на вопрос КОМУ? или ЧЕМУ?, то это дательный падеж.

Я рада солнцу и теплу. (рада чему? — солнцу).

Если на вопрос КОГО? или ЧТО?, то это винительный падеж.

Я открыла окно и увидела солнце. (увидела что? — солнце).

Если на вопрос КЕМ? или ЧЕМ?, то это творительный падеж.

Я наслаждаюсь солнечным днем. (наслаждаюсь чем? — днем).

Если на вопрос О КОМ? или О ЧЕМ?, то это предложный падеж.

С тоской вспоминаю о солнечных днях. (вспоминаю о чем? — о днях).

З В Ё Н К А
[823K]

7 лет назад 

Падеж имён существительных — это грамматическая форма слова. Что это означает? То, что при постановке слова в тот или другой падеж, мы наладим его связь с другими словами в предложении. Увидим, действительно ли это существительное, или слово поведёт себя, как другая часть речи. Поэтому уметь определять падежи очень важно.

Делается это так:

  1. Внимательно присмотритесь к слову. Приставка, корень и суффикс нам сейчас совершенно не нужны. Интересует только окончание. Это и есть падеж, условно говоря. Специалисты легко определяют падеж по окончанию, если даже не видят всего предложения. Например: мама (именительный), мамой (творительный) и так далее.
  2. Но мы должны взглянуть на всё предложение целиком. Не на отдельные слова, не на какую-то часть предложения, а охватить его своим сознанием всё, полностью. И задать к нужному слову вопрос. Не спешите. Продумайте, как это сделать, от какого слова задать, чтобы получилось грамотно и звучало не смешно. А дальше мы будем действовать по такой вспомогательной табличке, используя самое лучшее слово на свете — «мама»:
  3. Мама («Мама пошла в магазин»). Кто (пошёл в магазин)? — Мама. Это именительный падеж. Запоминалка: «имя её — мама». Мы не сможем задать другого вопроса, кроме «кто?», не сможем подставить к форме «мама» никакого предлога. В предложении слово является подлежащим. Всё это характерные признаки именительного падежа.
  4. Мамы («Мамы в комнате не было»). Кого (не было в комнате)? — Мамы. Родительный падеж. Запоминалка: «родитель мамы».
  5. Маме («Я подарю маме цветы»). Кому (подарю цветы)? — Маме. Дательный падеж. Запоминалка: «даю маме».
  6. Маму («Я люблю свою маму»). Кого (я люблю)? — маму. Винительный. Запоминалка: «виню маму».
  7. Мамой («Я горжусь своей мамой»). Кем (я горжусь)? — мамой. Творительный. Запоминалка: «сотворённый мамой».
  8. О маме («Я рассказываю о маме»). О ком (я рассказываю)? — о маме. Предложный. Запоминалка: «предложение о маме». Характерно, что предложный падеж совершенно невозможно использовать без предлога. Не получится.
  9. Затруднения могут возникнуть, когда совпадают именительный и винительный падежи или родительный и винительный падежи. В этом случае нам может помочь только внимательный анализ предложения.
  10. Существительные, находящиеся в форме множественного числа, находятся в предложениях под теми же предложными вопросами, что и единственное число. Но слова будут звучать совсем по-другому, конечно. Мамы, мам, мамам, мам, мамами, о (в) мамах.
  11. В русском языке есть огромное множество несклоняемых существительных. Какой бы вопрос в предложении мы к ним не задали, они всё равно будут находиться в неизменном виде, как будто в именительном падеже. Например: Я вешаю пальто (винительный). Я любуюсь шимпанзе (творительный).

Чтобы определить в каком падеже стоит имя существительное, надо определить какой вопрос к нему можно задать. Известно, что каждый падеж отвечает только на свой вопрос, и следовательно окончание у существительных стоящих в разных падежах будет отличаться. Рассмотрим на примере: Вот цепочка склонений по падежам слова Лес — Леса — Лесу — Лес — Лесом — О лесе.

Мы видим, что окончания всех падежей отличаются. Редко когда совпадают окончания именительного и родительного падежей, а в приведенном примере мы видим более частый случай совпадения окончаний у именительного и винительного падежа. Но в этом случае следует помнить, что в предложении существительные в именительном падеже идут без предлогов, а в косвенных с предлогами: Лес стоял красивый — именительный падеж. В лес пришли туристы — винительный падеж.

Ну а вопросы падежей легко запомнить по их названиям:

Именительный — имя — кто? что?

Родительный — родить кого? чего?

Дательный — дать кому? чему?

Винительный — обвинять кого? что?

Творительный — творить кем? чем?

Предложный — составлять предложение о ком? о чем?

Rogne­da
[416K]

9 лет назад 

Чтобы определить падеж имени существительного, для начала нужно выучить эти падежи и вопросы к ним. Например, именительный падеж отвечает на вопрос кто? что? и употребляется всегда без предлога. Существительное в именительном падеже,как правило, это подлежащее в предложении, этим оно отличается от существительного в винительном падеже.

Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего? Можно подставить слово «нет» для точного определения падежа, нет кого? мамы, нет чего ? воды.

Дательный падеж легко определяется ,если добавить к вопросу слово «дать» кому? чему? маме, воде.

Винительный падеж— вижу кого? (для одушевленных предметов), вижу что? ( для неодушевленных существительных) маму, воду.

Творительный падеж правомерно определять со словом » любуюсь» кем? чем? мамой, водой.

Предложный падеж определяем со словом » мечтаю о» ком? чем? о маме, о воде.

Пашен­ька
[189K]

9 лет назад 

Падеж имени существительного определяется по падежным вопросам. Как известно, всего в русском языке шесть падежей. Поставив к слову подходящий вопрос, можно определить его падеж. Например, существительное в

ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже отвечает на вопросы Кто? Что?

Родительный — Кого? Чего?

Дательный — Кому? Чему?

Если существительное отвечает на вопросы

Кого? либо Что?, то это Винительный падеж.

В Творительном падеже — Кем? Чем?

в Предложном — о Ком? о Чем?

Вален­тина МД
[33.2K]

7 лет назад 

Чтобы определить падеж существительного, надо выучить падежи и вопросы, на которые отвечают существительные в данном падеже. Задавать вопрос, на который отвечает существительное в предложение и определять падеж. Падежи и вопросы к ним написаны в ответах выше.

Также надо знать 3 склонения существительных, их окончания в разных падежах и склонение существительных во множественном числе.

Падежи надо выучить. Их последовательность можно запомнить по смешному стишку.

И -Иван (именительный)

Р- родил (родительный)

Д- девчонку (дательный)

В- велел (винительный)

Т- тащить (творительный)

П- пелёнку (предложный)

Анфо-Анфо
[96.7K]

9 лет назад 

Проверочным вопросом.

Именительный падеж — Кто? Что? Человек. Вопрос.

Родительный — Кого? Чего? Человека. Вопроса.

Дательный — Кому? Чему? Человеку. Вопросу.

Винительный — Кого? Что? Человека. Вопрос.

Творительный — Кем? Чем? Человеком. Вопросом.

Предложный — О Ком? О чем? О человеке. О вопросе.

Semic­vetic
[9.4K]

7 лет назад 

Необходимо знать:

  1. Падежи
  2. Вопросы, на которые отвечает имя существительное в соответствующем падеже.

Для быстрого запоминания падежей существует шуточная считалка, первые буквы слов в которой соответствуют первым буквам в падежах:

Иван (Именительный падеж)

Родил (Родительный падеж)

Девчонку (Дательный падеж)

Велел (Винительный падеж)

Тащить (Творительный падеж)

Пеленку (Предложный падеж)

А вот чтобы легче запомнить вопросы, на которые отвечает имя существительное в падежах, нужно научится правильно их задавать, по аналогии с названием падежа:

  1. Именительный падеж — от слова имя. Вопросы Кто? Что? — Мальчик;
  2. Родительный падеж — родить Кого? Чего? — Мальчика;
  3. Дательный падеж — дать Кому? Чему? — Мальчику;
  4. Винительный падеж — винить Кого? Что? — Мальчика;
  5. Творительный падеж — творить Кем? Чем? — Мальчиком;
  6. Предложный падеж — написать предложение О ком? О Чем? — Мальчике.

yuliy­akoty­a
[33.2K]

7 лет назад 

Определить падеж имени существительногоне сложно.Достаточно просто уметь определить вопрос,на который имя существительное отвечает,а потом определить соответствующий падеж.

Можно выучить падежи наизусть,их всего шесть,поэтому сделать это будет несложно.А можно просто воспользоваться подобной таблицей.

Знаете ответ?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти минусовку песни
  • Как найти потерянную дорогую вещь
  • Как найти высоту треугольника через точки
  • Как найти wav файлы
  • Юридическая справка как составить