Как могут найти виновного дтп

Стукнул и уехал: как найти виновника ДТП

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Вашу машину «притерли» во дворе или на парковке и уехали. С этим каждый месяц сталкивается около тысячи человек, по данным ГИБДД. А на деле таких случаев наверняка гораздо больше. Найти виновника сложно. Как это сделать, рассказали юристы. А еще эксперты объяснили, спасет ли от наказания оставленная записка с номером телефона и что считать сокрытием с места ДТП.

«Подхожу к машине, почти села и у правого колеса замечаю осколки пластика. А потом и царапину на двери и крыле», – делится со своими подписчиками в Facebook пользователь lili_shelest. Признается, что сама «притирала» чужие машины во дворе, но хотя бы оставляла номер для связи. Но здесь виновник этого не сделал. О неприятных случаях пишут и другие. Кого-то стукнули на парковке и уехали, других «зацепили» ночью в собственном дворе. Только по официальной статистике ГИБДД, ежемесячно по стране таких ДТП (когда второй участник уезжает) происходит в районе тысячи, а всего за весь 2020 год – 12 590. А случаев, которые не попадают в статистику, наверняка даже больше. Бывает и так, что машину водитель оставляет, а сам уходит. По данным управления, таких ситуаций в прошлом году было 2 628.

Скрылся с места ДТП или нет?

В этих четырех ситуациях водителя не накажут за оставление места ДТП. Если были другие причины, то можно доказать, что скрываться вы на самом деле не хотели. Любовь Сысоева, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


, говорит, что тут может спасти номер телефона на листочке, который вы прикрепили к лобовому стеклу. 

Но даже и без таких записок суд может посчитать, что собственник ТС не хотел скрываться, если он вернулся. 

Андрей Коростелев* оставил место ДТП, но успел вернуться до приезда сотрудников полиции. Обстоятельства аварии сотрудники УМВД установили с его участием, он подписал и схему к протоколу осмотра места ДТП. Но после этого его лишили прав на год и 2 месяца по ч. 2 ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») из-за того, что он уехал с места столкновения. Первая инстанция, а потом апелляция и кассация признали его виновным, дело дошло до ВС, который их поправил. Он сказал, что если водитель сначала уехал, а потом вернулся к моменту оформления аварии, то наказывать его как скрывшегося не имеет смысла. ВС отменил акты нижестоящих инстанций, а производство по делу прекратил (дело № 127-АД16-5).

Другой случай – действительно веские причины уйти. Артем Ананьев* поздно вечером ехал домой на своем «УАЗ Патриот» с двумя детьми и увидел, что въездные ворота к многоэтажке закрыты. Их установила управляющая компания и не всем жильцам раздала ключи. Его дети болели и плохо себя чувствовали, поэтому он протаранил ворота, чтобы заехать. Машину он припарковал во дворе и повел детей домой. Позднее на него составили протокол об административном правонарушении за то, что он оставил место ДТП. Но суд производство по делу прекратил за отсутствием состава. Он решил, что у водителя была причина подняться в квартиру: согласно справке из больницы, дети действительно болели. А скрываться он не хотел, раз припарковал авто рядом со сломанным забором (дело № 5-86/2016).

И совсем другая ситуация, если водитель специально скрылся после столкновения. Тогда отговорки «не знал» и «не заметил» не помогут. Так, Надежда Курачова* пыталась развернуться на своей Mazda, но не рассчитала расстояние и врезалась в припаркованный Renault. Его владелица рассказала, что случилось, и ушла за телефоном, чтобы вызвать сотрудников ГИБДД. Но Курачова дожидаться ее не стала. Сотрудники Госавтоинспекции оформили ДТП, а в отношении виновницы составили протокол об административном нарушении. В суде та утверждала, что не заметила столкновения. Но первая инстанция не поверила. Она учла, что владелица пострадавшей машины рассказала о произошедшем, но водитель все равно покинул место аварии. В итоге Курачову лишили прав на 1 год, решение «засилила» и апелляция (дело № 12-1087/2020).

Как накажут?

Водителя, который стукнул чужую машину и уехал, могут лишить прав на срок от года до полутора лет либо арестовать на 15 суток. Если же в аварии были пострадавшие, то тогда анониму грозит уже уголовная ответственность. Подробнее о том, какое наказание можно получить, если стукнуть чужой автомобиль и уехать, мы писали здесь – «Что грозит за оставление места ДТП».

Мужчину лишили прав на 1 год за то, что он сдавал назад на автомобильной стоянке, зацепил припаркованный автомобиль и уехал. Ч. 2 статьи 12.27 КоАП он хотел признать неконституционной. КС его жалобу рассматривать отказался. Но в своем определении указал, что если такая ситуация не причинила вред пострадавшим и крупный ущерб, то суд может признать правонарушение малозначительным, то есть виновник не будет наказан (определение КС от 07 декабря 2010 года № 1702).

ДТП Суд определил виновника аварии на перекрестке

Сысоева говорит, что, несмотря на разъяснения КС, многие российские суды придерживаются иного мнения. Так, Олег Кумаров* оставил свой автомобиль на подземной парковке ТРЦ и ушел по магазинам, а когда вернулся, увидел, что его кто-то «притер». На паркинге были установлены камеры, поэтому он вызвал сотрудников ГИБДД, а они просмотрели видео и быстро вычислили нарушителя. Виноватым оказался Валерий Лисицин* на «Додже». Он объяснил, что не заметил столкновения, скрываться он не хотел. Но суд ему убедить не удалось. А оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью первая инстанция не нашла. Суд решил, что оставление места ДТП независимо от степени причиненного ущерба грубо нарушает правила дорожного движения. В итоге владельца «Доджа» признали виновным по ч. 2 ст.12.2 КоАП и лишили прав на 1 год и 2 месяца. Решение устояло в апелляции (дело № 7-1178/2021).

Виновник уехал: что делать

Если вас только что «стукнули», то нужно постараться запомнить приметы автомобиля. В первую очередь номер, но пригодится, если вы запомните и цвет, марку, какие-то повреждения или другие характерные признаки. Вячеслав Балдин, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


21место
По выручке



, говорит, что дальше нужно позвонить в ГИБДД, рассказать о случившемся и описать автомобиль виновника. Это нужно, чтобы у сотрудников ГИБДД была возможность установить и задержать скрывшийся автомобиль по горячим следам, объясняет эксперт. 

Ни в коем случае не надо покидать место ДТП, самому становясь нарушителем, предостерегает Аким Ложковой, адвокат АК



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



. Нужно делать все, как и в обычном ДТП: остановиться, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки и ждать инспекторов. Такие же правила, если ДТП произошло во дворе и виновник давно скрылся.

Сысоева рекомендует не терять время, пока едут полицейские, а найти свидетелей происшествия. «Если они не могут дождаться приезда ГИБДД, возьмите их контакты – это поможет в поисках виновного», — продолжает Сысоева. Оксана Мамедова, член Ассоциации юристов России, советует подключать СМИ или соцсети. Возможно, свидетели увидят и откликнутся. Полезно, по словам Сысоевой, будет осмотреть окрестности. Можно найти автомобиль, на котором есть характерные вмятины или царапины (вдруг он ехал по двору и просто не заметил, что задел вашу машину) и посмотреть, где есть ближайшие камеры. Проще всего получить видео с городских видеокамер.

Если поблизости есть только камеры частников, например, на каком-нибудь магазине, то получить их сложнее. Можно самому попробовать их запросить. Кто-то разрешает снять видео с монитора, другие сначала сами отсматривают записи и говорят, есть ли на кадрах момент аварии. Если видео добровольно не предоставляют, то можно попробовать получить запись через ГИБДД, для этого инспектор должен оформить запрос.

Если собственники видеокамер не хранят записи более суток, а дознаватель никуда не спешит, то адвокат с официальным запросом может молниеносно помочь в истребовании видеодоказательств.

Аким Ложковой, адвокат АК



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



Надежда есть и на то, что сами сотрудники ГИБДД установят виновника аварии. Для этого им нужно подробно описать произошедшее, передать всю известную информацию (телефоны свидетелей, если есть) и отследить, чтобы все это отразили в протоколе. А после его оформления нужно проехать в ближайшее отделение ГИБДД, чтобы написать заявление о розыске скрывшегося участника ДТП.

Кто оплатит ущерб?

У сотрудников полиции есть три месяца на то, чтобы найти виновника, выписать постановление об административном правонарушении и вручить ему под роспись. 

Если они не успели, значит, ни лишение прав, ни 15 суток виновнику не грозят, а вот оплатить ремонт автомобиля или компенсировать другой ущерб все равно придется.

Любовь Сысоева, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


Если виновный будет установлен и у него есть действующий полис ОСАГО, то компенсацию возместят как обычно, отмечает Сысоева. Если же водитель, устроивший ДТП, не застрахован, то деньги с него можно взыскать через суд. 

Виновника не нашли? Возместить деньги по ОСАГО не получится, так как это не страховой случай. Можно получить только компенсационную выплату от Российского союза автостраховщиков. До 500 000 руб. заплатят за вред жизни и здоровью потерпевших. Расходы на ремонт эта выплата не покрывает.

Можно «решить» вопрос без ГИБДД?

ДТП оформили, а потом сам пострадавший вышел на водителя, который поцарапал его машину и уехал. Скорее всего, виновник будет предлагать урегулировать вопрос без привлечения полиции. Иначе он рискует временно остаться без прав.

В этом сюжете

  • ДТП при развороте: почему штраф не удалось отменить

    16 марта, 9:28

  • ДТП на каршеринге: что нужно знать

    26 ноября, 9:19

Ложковой хорошо относится к идее «договориться на месте», но подчеркивает: нужно фиксировать все договоренности: составлять документы по компенсации вреда, расписки, обязательства. 

Мамедова предупреждает, что даже после подписания бумаг (о выплате конкретной суммы) могут возникнуть проблемы: вдруг на месте стороны неверно оценили ущерб, а во время ремонта вскрылись дополнительные дефекты. Не всегда получится довзыскать сумму, потраченную на фактический ремонт. Виновник аварии может просто отказаться доплачивать. Пострадавший может после этого обратиться в суд, но Любовь Шебанова, руководитель практики уголовного и административного права



Федеральный рейтинг.


, называет такие споры малоперспективными для потерпевшего. Выиграть дело (при наличии расписки) можно, доказав, что при подписании соглашения потерпевшего ввели в заблуждение относительно суммы. 

Юлия Рамзенкова, член Ассоциации юристов России, считает, что по делу назначат экспертизу, чтобы понять, возникли скрытые повреждения именно из-за ДТП или были и раньше. И если эксперт подтвердит, что неисправности появились после аварии, то суд может и не учесть расписку, полагает Шебанова. Ведь ее подписали люди, которые не имеют специальных технических познаний.

В любом случае Шебанова рекомендует не доводить дело до суда, а сразу при определении размера ущерба авто (и до подписания бумаг) обратиться либо в СТО, либо к независимым экспертам. Они осмотрят ТС и назовут все повреждения. 

Балдина рассказала об еще одной возможной проблеме. Иногда виновники столкновений намеренно хитрят, а потом пишут заявление о том, что в аварии на самом деле виноват другой человек, но с места он скрылся. Есть риск, что виновник получит страховое возмещение, а этого человека привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

Фото с сайта aifudm.net

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев». Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова – оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд. Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

* имена и фамилии изменены редакцией

  • Коллегия ВС по гражданским спорам
  • ДТП, Дела автовладельцев, Суды и судьи
  • Верховный суд РФ, Благовещенский городской суд, Амурский областной суд
  • Административная ответственность, Автомобиль

У автовладельцев бывают дни, когда просто не везет.

Около десяти утра мне позвонили с незнакомого номера. Как потом выяснилось, это был сосед. Он поздоровался, спросил, не моя ли серая Хендай Крета. А потом рассказал, что его машину притерли, а мою ударили в правое крыло.

Было особенно обидно, ведь две недели назад я забрал ее из сервиса после ремонта по каско. А за день до этого я перепарковывал ее два раза, чтобы поставить в более безопасном месте. Получается, ошибся.

В статье я расскажу, как действовал в этой ситуации и какие шаги обязательно стоит предпринять человеку, который в подобную ситуацию попал.

Результат аварии — сильная вмятина на правом крыле и царапина на бампере. У соседа была всего лишь потертость на заднем бампере

Что мне удалось узнать от соседа

Оказалось, что сосед уже провел небольшое расследование: обратился к консьержу и нашел еще одного свидетеля, который видел аварию в окно.

По словам соседа, наши машины задел ПАЗ коммунальных служб с оранжевыми мигалками, который не смог развернуться на повороте. Водитель, видимо, не стал переживать по этому поводу и поехал дальше, но свидетель смог сделать фото и запомнить номер. Еще аварию видел дворник и вроде бы даже снимал ее на телефон.

Мне полегчало. Я прекрасно понимал, что вряд ли кто-то будет сильно стараться, чтобы найти виновника. Но в нашем случае было два свидетеля и шанс, что происшествие попало на камеру видеонаблюдения.

Мы договорились с соседом, что встретимся вечером и вместе вызовем ГИБДД, а он также обратится в городскую систему видеонаблюдения. Но через пару часов сосед снова позвонил и сказал, что, скорее всего, не будет оформлять ДТП в ГИБДД, чтобы оно не отразилось в истории аварий его машины.

Как я обращался в городскую систему видеонаблюдения

Все камеры в Москве объединены в единую систему, развернутую Департаментом информационных технологий города Москвы, ДИТ.

Любой гражданин может обратиться в ДИТ в случае какого-либо происшествия и создать архив записи за нужный период. Тем не менее видеозапись могут получить только сотрудники правоохранительных органов по запросу.

Я позвонил на номер +7 495 587-00-02, представился и рассказал все, о чем меня попросил оператор. Я описал обстоятельства происшествия, рассказал, где и когда оно произошло. Разговор занял примерно десять минут, в конце меня попросили записать номер обращения: его необходимо указать в заявлении в полицию.

Судя по информации на сайте, важно обратиться в ДИТ в течение пяти дней после происшествия. После запроса архив записи будут хранить 30 дней на случай, если заявление где-то затеряется или задержится. В моем случае сотрудники ГИБДД посмотрели записи на третий день после аварии, но если бы они не успели в этот срок, то воспользовались бы архивом.

Что еще мне удалось выяснить

В рассказе соседа я зацепился за номер машины и дворника. Сначала попытался пробить номер машины через бота в «Телеграме». Я попробовал различные вариации номера, менял местами буквы и цифры, но никакого пазика не нашел. Позже выяснилось, что свидетель ошибся в двух цифрах.

С дворником история была интереснее. Я обошел несколько жилищников и нашел ответственного за работу дворников около моего дома. Он позвонил бригадиру дворников, чтобы узнать, кто работал утром около места аварии. Бригадир перезвонил через десять минут: дворник говорит, что видел аварию, но не снимал ее на телефон, потому что был далеко. Номер не запомнил.

По пути домой я подошел к дворникам и нашел среди них свидетеля ДТП. Он не сказал ничего нового, хотя я предлагал ему деньги.

Как я вызывал ГИБДД

Вечером я дождался, когда сосед вернется с работы. Мы познакомились вживую и обсудили ситуацию. Он подтвердил, что не хочет обращаться в ГИБДД: царапины на его бампере исчезнут после полировки, нет смысла тратить время. Позже по просьбе соседа подошел свидетель. Он заново рассказал утреннюю историю и переслал фото пазика.

Все разошлись, а я вызвал ГИБДД. Пока я ждал — а ждал я два часа, — сделал фото на память о том, как не стоит парковаться.

Сотрудники ГИБДД осмотрели место аварии, машину и повреждения. Во время осмотра они почему-то обвинили меня в том, что повреждения старые, ведь на царапинах грязь. Я сказал, что повреждения свежие. Потом спросили про каско. Я был застрахован, поэтому кивнул. Старший группы начал оформлять ДТП.

Мне дали бланк объяснения, где я расписал все, что знал. В итоге получил определение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Мне предстояло явиться в ГИБДД через два месяца, чтобы получить информацию о том, нашли ли виновника. Я не хотел затягивать, поэтому планировал прийти через неделю.

В тот же вечер я позвонил в страховую и заявил о ДТП в рамках каско. Через пару дней я дослал в страховую компанию фото повреждений и фото определения от ГИБДД, тогда меня записали на ремонт машины.

ПАЗ, который повредил мою машину. Номер на фото не прочитать, поэтому сосед попытался его запомнить
Крета с включенными фарами моя, а белая БМВ — соседа: стоят как в момент ДТП. Мы с соседом специально не трогали их весь день. Кажется, что все в порядке, но я так точно больше не припаркуюсь
Качество документа ужасное: второй экземпляр до сих пор делают через копирку

Как я разбирался с ГИБДД

На следующий день после аварии мне позвонил сотрудник ГИБДД. Он уточнил марку машины виновника, примерный номер, точное время и место аварии. Мы решили, что проще найти виновника вместе, поэтому договорились, что завтра я подъеду к девяти утра.

Я был на месте к 08:40, оказался вторым в очереди. Около десяти утра я зашел в кабинет и мы начали искать виновника вместе. У сотрудников прямой доступ в систему городского видеонаблюдения, поэтому уже через пять минут у меня на внешнем диске была запись аварии.

После этого по камерам на перекрестках мы отследили дальнейший путь пазика. На одной из них удалось прочитать номер: так я и понял, что свидетель ошибся в двух цифрах. Фотографию с номером мне тоже скинули и попросили, чтобы я перенес все это на отдельную флешку: так можно будет приложить видеоматериалы к делу.

ПАЗ принадлежал государственному бюджетному учреждению, отвечающему за автомобильные дороги нашего округа, и, к счастью, был застрахован по ОСАГО. В ГИБДД мне сказали, что водителя вызовут на допрос.

От меня потребовали показания свидетеля. На видео с камеры подъезда был пазик и БМВ соседа, но именно моя машина в кадр не попала. Показания свидетеля могли бы подтвердить, что на этом видео ПАЗ ударил именно мою Крету.

Мне дали бланк для показаний, который свидетель должен был заполнить собственноручно и лично передать в ГИБДД. Я позвонил ему, мы договорились вечером встретиться. Вместе с бумагой я передал ему бутылку виски в качестве благодарности. Через два дня он отнес показания сотруднику ГИБДД.

Через полторы недели мою машину отремонтировали на СТО. У меня каско с франшизой 10 000 Р. Не знаю, сколько ремонт стоил для страховой.

Ремонт мне обошелся ровно в стоимость франшизы — в 10 000 Р

В следующий раз я приехал в ГИБДД через два месяца после аварии, как и было написано в определении. Мне нужна была бумага с четко прописанными данными виновника ДТП, чтобы страхования компания вернула мне франшизу. Если ущерб причинен по вине третьих лиц и известно, кто это сделал, я платить франшизу не должен.

Я приехал с флешкой, на которой были все фото и видео. К сожалению, дело никак не продвинулось. Его передали в какой-то кабинет, а там потеряли. Виновник ДТП к ним не приезжал, поэтому мне не могли выдать никакие документы. Примерно через час дело нашли, я передал сотрудникам флешку с видеоматериалами. Договорились, что приеду еще через неделю.

Через неделю мне выдали определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в котором были прописаны обстоятельства аварии и данные виновника. Этой бумаги для страховой было достаточно.

Во время третьего посещения мне сказали, что виновника ДТП все-таки вызовут и будут дожимать его до лишения прав. Я не знаю, чем закончилась эта история для него. Но мне и не особо интересно.

Бумагу сделали, подписали и отдали мне в январе, но дата на ней — 17 ноября 2021 года. В ГИБДД сказали, что я зря ждал два месяца: можно было приехать раньше и не платить франшизу

Что в итоге

Мне во многом повезло: с соседями, с городом, где камеры на каждом углу, с сотрудником ГИБДД, который помог найти номер машины и водителя.

Такие истории редко заканчиваются хорошо, но попытаться все-таки стоит. Вот несколько важных моментов:

  1. Помните про видеонаблюдение. Осмотрите место ДТП и подумайте, на какие камеры оно могло бы попасть. Обращайтесь к собственникам камер максимально быстро, чтобы видео не исчезло с видеорегистратора.
  2. Опросите соседей. Если бы мне не повезло со свидетелями сразу, я бы начал их искать самостоятельно. Ходил бы по квартирам дома и спрашивал, вдруг кто-то видел ДТП.
  3. Стоит поспрашивать работников ЖКХ. Дворник не стал мне помогать, но так далеко не всегда.
  4. В ГИБДД отлично работают по подобным делам, обращаться однозначно стоит. В то же время важно проявить настойчивость и не стесняться приходить раньше, чем написано в бумагах.

Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Адвокат по ДТП. Установление виновника при ДТП


Любой автолюбитель не застрахован от попадания в ДТП, заканчивающееся в зависимости от наступивших последствий и степени причиненного ущерба административным, уголовным или имущественным наказанием. Как показывает юридическая практика, многим гражданам сложно доказать свою невиновность, не прибегая к услугам квалифицированного адвоката по ДТП.

Кто определяет виновника ДТП?

В процессе оформления происшествия сотрудники ГИБДД осматривают место, фиксируют видимые повреждения автомобилей, составляют схему места ДТП. Полученные данные заносятся в протокол, подписываемый всеми участниками ДТП. Каждому из них выдается квитанция и соответствующая справка, на основании которой страховая компания возмещает ущерб, нанесенный транспортному средству. Однако если автомобиль застрахован по ОСАГО, компенсация выплачивается только при установлении виновника ДТП.

При этом инспекторы не могут самостоятельно определять виновность или невиновность водителей, максимум, на что они имеют право – привлечь нарушителя правил движения к административному наказанию на основании действующего КоАП РФ. Только судебные органы устанавливают виновника ДТП, при необходимости запрашивая дополнительные документы и материалы из ГИБДД.

Уголовная ответственность при совершении ДТП

Если ДТП привело к нанесению тяжкого вреда здоровью человека или повлекло его смерть, возбуждается уголовное дело. Помимо инспекторов ГИБДД на место происшествия приглашается следователь для установления объективной картины произошедшего. В этом случае обязательно участие адвоката по ДТП, который:

  • проследит за правильностью составления протокола осмотра места ДТП, чтобы была отражена подробная и точная информация о расположении транспортных средств относительно друг друга, границ проезжей части и разметок, следы торможения и др;
  • установит присутствие или отсутствие очевидцев происшествия, чтобы в дальнейшем исключить появление свидетелей, представляющих другую сторону;
  • осуществит нужные процессуальные действия, чтобы инспекторы ГИБДД провели осмотр поврежденных автомобилей.

Адвокат по ДТП организует проведение необходимых экспертиз, опрос свидетелей происшествия, транспортировку автомобилей на стоянку ГИБДД под ответственное хранение. Таким образом, он подготовит твердую доказательную базу и предотвратит утерю важных фактов, свидетельствующих в пользу его подзащитного. Стоит учесть, что вред, причиненный человеку в ходе ДТП, возмещается владельцем транспортного средства, вне зависимости от степени его виновности.

Гражданская ответственность виновника ДТП

Виновник ДТП устанавливается для привлечения его к имущественной ответственности, взыскания с него или его страховщика денежной суммы для восстановления поврежденного автомобиля. И здесь квалифицированная помощь адвоката совершенно не будет лишней, поскольку для получения компенсации необходимо правильно оформить исковое заявление и обосновать сумму иска. Кроме этого, требуется провести оценку степени поврежденности автомобиля и определить затраты, нужные для его восстановления. Если проведенной экспертизы будет достаточно, суд удовлетворит иск и обязует виновника или его страховщика возместить причиненный ущерб. В ином случае иск останется без рассмотрения, а компенсацию на ремонт автомобиля придется взыскивать в порядке гражданского судопроизводства.

Позвоните, профессиональный адвокат Мурзакова Е.М. оперативно проконсультирует вас по любому ДТП или выедет на место происшествия.

Читайте также:

Помощь автомобилистам в спорах с ГИБДД

Авария произошла под Благовещенском еще в сентябре 2013 года. Некий Прусаков, разворачиваясь на своем автомобиле, не уступил дорогу некоему Ященко, ехавшему в попутном направлении. Но удар произошел уже на встречной полосе. ГИБДД вынесла решение, что Прусаков нарушил правила разворота, а Ященко выехал на встречную полосу. Но виновника ДТП так и не установили. Между тем восстановление автомобиля Ященко обошлось ему более чем в 87 тысяч рублей. При этом у Прусакова не было ОСАГО. Поэтому Ященко обратился в суд в гражданском порядке. И суд сначала встал на его сторону.

Но позже суд кассационной инстанции решил, что экспертиза, на основании которой установлена вина Прусакова, не может служить таким доказательством, и вернул дело на доработку. После чего суд первой инстанции в иске отказал.

Однако Верховный суд посчитал иначе. Он пояснил, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.

Как пояснил «РГ» адвокат Лев Воропаев, в рамках дела об административном правонарушении вопрос вины или невиновности, именно в ДТП, не разрешается. Как многократно указывал Верховный суд, при разрешении дел по главе 12 КоАП РФ вопрос вины в ДТП не выясняется, так как это не входит в предмет доказывания в силу статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Поэтому в рамках КоАП РФ привлекают за сам факт нарушения того или иного пункта ПДД РФ, а не за факт ДТП.

Тот, кто причинил вред, считается виновным до тех пор, пока не докажет отсутствие своей вины

Вопрос же вины в ДТП решается только в гражданском процессе. На момент рассмотрения дела в гражданском порядке в суде первой инстанции доказательством вины в ДТП было исключительно заключение эксперта. Эксперт указал, что виновен второй водитель, разворачивавшийся не из крайнего положения, да еще и в месте остановки маршрутных транспортных средств. Нижестоящие суды, после того как им указал на то президиум облсуда, признали экспертизу необязательным доказательством по делу и отказали в иске первому водителю. Так вот, Верховный суд РФ в данном определении указал, что так как нет иных доказательств вины, то экспертизу суды отвергли неправомерно в качестве доказательства вины второго водителя. И отправил дело на новое рассмотрение.

Компетентно

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:

Даже если виновник аварии не был привлечен к административной ответственности, водитель поврежденной машины имеет право на компенсацию. Ее можно взыскать в рамках гражданского процесса.

В данном случае госавтоинспекция в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности не смогла решить вопрос о виновности конкретного участника ДТП. Ситуация действительно была сложной. Столкновение произошло на встречной для обеих машин полосе. Первая шла на обгон, вторая разворачивалась. Но, как было установлено экспертизой, вторая машина нарушила правила разворота. В таком случае именно водитель разворачивающейся машины должен был убедиться, что не создаст никому помех. Если бы вопрос «кто виноват?» был решен своевременно, то проблем с выплатой компенсации не возникло.

Верховный суд подробно объяснил, какие ошибки были допущены. По сути, Верховный суд встал на сторону истца. Одна из главных ошибок нижестоящих инстанций: они фактически заставили человека доказывать вину того, кто причинил вред. Между тем, как объяснил Верховный суд России, причинитель вреда считается виновным до тех пор, пока не докажет отсутствие своей вины. Таким образом, отказ в иске со ссылкой на недоказанность вины другого водителя не соответствует нормам материального права.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Волковское кладбище как найти могилу по фамилии
  • Как составить протокол явки с повинной
  • Как найти сына в москве
  • Как найти сумку в квартире
  • Не закрывается деревянная дверь в бане как исправить