Как можно исправить деепричастный оборот

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

вернуться на стр.  «Причастие и деепричастие в табл.«, «Морфологический разбор причастия и деепричастия»

Заменить деепричастный оборот придаточным

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.         Шляпа подъезжала и слетела???       Когда я подъезжал домой, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь домой, шел дождь.                                               Дождь возвращался и шел???            Когда я возвращался домой, шел дождь.

Открывая дверь, она громко скрипнула.                                  Дверь (сама себя) открывала и скрипнула???                                                       Когда я открывала дверь, она громко скрипнула.

Катаясь на санках, у меня заболела голова.                             Голова каталась и заболела???          Когда я каталась на санках, у меня заболела голова.

Читая книги, жизнь становилась разнообразнее..                 Жизнь читала и становилась???        Когда я читала книги, жизнь становилась разнообразнее..

Если нарушено правило «у действий, выраженных в одном и том же предложении сказуемым и деепричастной формой, предполагается один и тот же деятель», нужно заменить деепричастный оборот придаточным.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Деепричастный оборот

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр.  «Причастие и деепричастие в табл.«, «Морфологический разбор причастия и деепричастия«

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Здравствуйте,
уважаемая редакция!
Пишет вам учитель из Дубны (Московская область)
Охлопкова Марина Юрьевна. Я работаю в старших
классах средней общеобразовательной школы № 4
и на подготовительных курсах при Международном
университете природы, общества и человека
«Дубна». Приходится много анализировать и
письменных работ старшеклассников, и тестов
абитуриентов. Хотелось бы рассказать об одном
виде речевых ошибок и о том, как я вместе с
ребятами работаю над тем, чтобы их не было.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
школа № 4,
г. Дубна,
Московская обл.


Об одной распространенной ошибке –
неправильном употреблении деепричастных
оборотов

Где можно допустить такую ошибку?

1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре
речи).

Для начала нужно ошибку «осознать»,
т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю
это следующим образом. Разберем пример (см.
схему).

Пояснения к схеме

Деепричастие – это особая форма
глагола, которая обозначает добавочное действие.
А если есть добавочное действие – значит, должно
быть слово, которое обозначает основное
действие. Чаще всего таким словом оказывается
сказуемое. Кроме того, подлежащее должно
называть производителя двух действий – и
основного, и добавочного. Если это требование не
соблюдается, то получается ошибочное выражение.

Разберем основные типы ошибок при
употреблении деепричастных оборотов.

1. *Подходя к этой комнате, за
дверью раздались странные звуки.

Основное действие совершают звуки (звуки
раздались)
. Добавочное действие совершает
другой субъект (например, он или я).
Значит, ошибочность предложения в том, что у двух
действий (основного и добавочного) разные
производители. Исправить можно приблизительно
так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал,
что за дверью раздались странные звуки
.

2. *Выйдя на улицу, мне стало
холодно
.

Данное предложение безличное, в нем не
может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта
действия (на субъект действия указывает
дополнение мне). В таких предложениях нельзя
употреблять деепричастный оборот. Исправить
можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало
холодно.

  • В безличных предложениях можно
    употребить деепричастный оборот в том случае,
    если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь
    на ночлег, следует выбрать место посуше
    . В
    данном предложении подлежащего нет. Но у
    основного и добавочного действий («выбрать» и
    «устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы
    выбираете» и «вы устраиваетесь»).

3. *Приехав в Москву, машина будет
разгружена
.

Данное предложение – страдательная
конструкция. Значит, производитель действия,
выраженного сказуемым, и производитель действия,
выраженного деепричастием, не совпадают.
Подлежащее называет объект основного
действия и субъект действия, названного
деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву
машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама
себя. Исправить можно так: Когда машина приедет
в Москву, она будет разгружена
.

Деепричастный оборот чаще всего
относится к сказуемому. Но иногда может также
относиться и к другим членам предложения,
выраженным инфинитивом, причастием или другим
деепричастием. Главное условие правильности
построения предложений все то же: основное
действие и дополнительное действие должны иметь
все тот же субъект.

Она просила договориться о встрече,
предварительно позвонив Андрею
.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она
просила,– одно и то же лицо.)

Лежа на диване, широко раскинув руки,
он тихонько напевал
.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)

Говорившая все это время, не повышая
голоса, она вдруг начинала курить
.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложение,
выбрав правильное продолжение. Объясните свой
выбор
.

А. Сдав экзамены, …

1) …нас направили сразу же на практику.
2) …нам сразу стало легко.
3) …мы уехали отдыхать.

Б. Увидев этого страшного зверя так
близко, …

1) …мне стало страшно.
2) …я испугался.
3) …раздался ее пронзительный крик.

(Задания подобного типа можно найти в
сборниках для подготовки к ЕГЭ, например:
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
Единому государственному экзамену. Русский язык
/ В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)

Задание 2. Выберите из данных
предложений те, в которых допущены ошибки в
употреблении деепричастных оборотов. Объясните,
почему так нельзя сказать
.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но,
побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором,
работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил,
что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от
мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат
был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую
физическую подготовку, проблем с поступлением в
вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных
условиях, не имея в течение долгих недель ни
одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее
появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору
показалось, что она нуждается в серьезной
доработке.

Задание 3. Отредактируйте данные
предложения
.

1. Познакомившись со стихотворением, в
моем сердце осталась печаль, но в то же время и
надежда.

2. В настоящее время, читая стихи
современных поэтов, в каждом из них есть свой
лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли:
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах, нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев
разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем
вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно
было время, чтобы заново привыкнуть к реальному
миру.

Ответы к заданию 3

1. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия, выраженного деепричастием
(печаль и надежда не знакомились со
стихотворением).

Это стихотворение оставило в моем
сердце печаль, но в то же время и надежду.

2. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия (лирический герой не читал
стихи современных поэтов). Кроме того,
предложение неудачное, даже если деепричастный
оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в
каждом стихотворении есть свой лирический
герой», и так очевидно.

3. Известно, что от расстановки знаков
препинания зависит смысл предложения
(классический пример: Казнить нельзя
помиловать
). В данном случае с точки зрения
пунктуации все знаки препинания стоят правильно,
но именно такая расстановка знаков приводит к
речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен
в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку,
достаточно по-другому расставить знаки:

Самое главное, ребята поняли,
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах: нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры
.

4. У основного и добавочного действий
разные субъекты.

Она еще не успела разобраться в своем
избраннике, как лавина чувств захватила ее
.

5. То же самое, что и в предложении № 4.

Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают
чувства к ней.

6. Деепричастный оборот в безличном
предложении не употребляется.

Нужно было время, чтобы он вернулся
из мира стихов в реальность
.

Помощь в отработке данной темы могут
оказать следующие книги:

1. Голуб И.Б. Упражнения по
стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.

2. Миловидова И. Проверяем свою
грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры
ошибочных предложений, их исправленные варианты,
краткое объяснение.)

3. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и
ответов. Русский язык: Учебное пособие для
поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет»,
1999. (Даны примеры ошибочных предложений,
комментарий к ним.)

Глядя на то, что происходит, у меня опускаются руки.
Подскажите, пожалуйста, как можно исправить предложение с нарушенным деепричастным оборотом?

Римма Михайлова's user avatar

Римма Михайлова

39.9k12 золотых знаков48 серебряных знаков130 бронзовых знаков

задан 17 янв 2021 в 10:31

Елизавета's user avatar

Глядя на то, что происходит, у меня опускаются руки.
Никаких ошибок в самом деепричастном обороте («глядя на то, что происходит») нет.

Разбираем предложение: руки опускаются (основное действие) и глядят (добавочное).
Имеется синтаксическая ошибка в предложении с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (классический пример: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март»).

Возможная правка (с сохранением деепричастного оборота):
Глядя на то, что происходит, я опускаю руки.

Деепричастный оборот: как не ошибиться
Опустить руки — стать бездеятельным вследствие отсутствия энергии, надежды.

ответ дан 17 янв 2021 в 11:30

Римма Михайлова's user avatar

Римма МихайловаРимма Михайлова

39.9k12 золотых знаков48 серебряных знаков130 бронзовых знаков

Прежде всего надо бы исправить заголовок. В предложении, вероятно, нарушена грамматика, то есть правила использования деепричастного оборота. А не сам оборот.

По сути же вопроса могу предложить
Когда я гляжу на то, что происходит, у меня опускаются руки.

Вообще переделка в придаточное — это универсальный прием исправления подобных ошибок. Важно только не переусердствовать — и не потерять при такой правке смысл, подменив нечаянно объект действия. Но это отдельный разговор, в вашем примере все прозрачно: «Я гляжу» — «у меня опускаются».

ответ дан 17 янв 2021 в 11:23

behemothus's user avatar

behemothusbehemothus

77.3k22 золотых знака71 серебряный знак160 бронзовых знаков

Еще один возможный вариант:

При виде того, что происходит, у меня опускаются руки.

Устойчивый оборот «у меня опускаются руки» желательно сохранить, а без деепричастия можно обойтись.

Самый близкий вариант с деепричастием: Глядя на то, что происходит, можно опустить руки.

Наличие инфинитива позволяет использовать деепричастный оборот, отнесенный к безличному предложению.

Розенталь: §212. Деепричастные обороты http://www.evartist.narod.ru/text1/69.htm

  1. в безличном предложении при инфинитиве, например: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня для отдыха.

ответ дан 17 янв 2021 в 11:50

Sharon's user avatar

SharonSharon

131k33 золотых знака90 серебряных знаков194 бронзовых знака

2

Простой вариант без лишних грамматических витьеватостей, аka деепричастий:

Смотрю на то, что происходит, и у меня опускаются руки.

ответ дан 17 янв 2021 в 18:26

user190920's user avatar

user190920user190920

1,81911 серебряных знаков18 бронзовых знаков

У глагола-сказуемого и связанного с ним деепричастного оборота в русском языке общий производитель действия, поэтому вышло, что руки не только опускаются, но ещё и «поглядывают». Отсюда — два пути исправления: (1) убрать деепричастный оборот или (2) привести сказуемое в соответствие с имеющимся оборотом.

(1) При взгляде на происходящее у меня опускаются руки.

(2) Глядя на то, что происходит, я теряю желание что-либо делать.

ответ дан 18 янв 2021 в 8:25

Alex_ander's user avatar

Alex_anderAlex_ander

43.5k2 золотых знака13 серебряных знаков27 бронзовых знаков

Всем привет, на связи Юлия, главный редактор «Миратекст».

Оказавшись в магистратуре высшего учебного заведения, на одном занятии для филологов (с высшим образованием!) я удивилась: даже там люди попросту не видят этой ужасной, грубой ошибки. А почему? Потому что в школе на обучение составлению деепричастного оборота выделяется 1 урок. И… всё.

Посмотрите на эти предложения:

  • Войдя в комнату, зажегся свет.
  • Подъезжая на парковку, приглянувшееся место уже было занято.
  • Переключая каналы, по телевизору показывали только рекламу.
  • Сидя на подоконнике, коту было интересно.
  • Приехав в аэропорт, обнаружилось, что паспорт остался дома.
  • Рассматривая фотографии в альбоме, мне на глаза попалось старое фото.

Все они составлены некорректно. Во всех грубое нарушение синтаксических норм.

А теперь о том, как правильно.

Даже если вы сейчас не хотите вникать в правила — сохраните страницу в закладки и возвращайтесь каждый раз, когда вам нужна помощь с деепричастиями.

Деепричастие обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы “что делая”, “что сделав”. Деепричастие всегда относится в глаголу — основному действию.

Основные правила употребления деепричастия

Кратко и просто

Основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному объекту — подлежащему.

Примеры:

Пример Пояснение
Находясь дома, я решил посмотреть фильм Я находился дома, я решил посмотреть фильм
Хорошо выпить чая, закусывая конфетой Я пью чай, я закусываю его конфетой
Подъезжая на парковку, водитель включил правый поворотник Подъезжал водитель, поворотник включил тоже водитель

В этих примерах видно, что действие и добавочное действие выполняет одно лицо.

Подробнее и сложнее

Можно употреблять деепричастие:

  • Если основное и добавочное действие относятся к одному лицу/предмету.
Пример Пояснение
Испугавшись шума в подвале, Васька бросился прочь Васька испугался, и Васька бросился прочь — одно действующее лицо
Набирая номер поликлиники, я надеялась на быструю запись к врачу Я набирала номер, и я надеялась — одно действующее лицо

  • В односоставном определенно-личном предложении, а также при глаголе повелительного наклонения (где подлежащее подразумевается и легко восстанавливается).
Пример Пояснение
Читая книгу, узнал для себя много нового По смыслу легко восстанавливается подлежащее я: я читал книгу, и я узнал
Находясь в кресле, пристегните ремни! Вы находитесь в кресле, вы должны пристегнуть ремни

  • В безличном предложении, только если в нем есть глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос “что делать?”, “что сделать?”).
Пример Пояснение
Как хорошо утром нежиться в кровати, решая, что пить на завтрак: чай или кофе Нежится в кровати и решает один человек
Устанавливая палатку, нужно выбрать место посуше Подразумевается, что вы устанавливаете палатку и вы выбираете место для нее

Нельзя употреблять деепричастие

  • Если действие и добавочное действие относятся к разным объектам
Примеры с ошибкой Почему неправильно
Выбирая любой товар, важным фактором часто является стоимость Добавочное действие совершает покупатель (выбирает товар), а основное действие относится к стоимости
Заваривая кофе, у него треснула чашка Кофе заваривал человек, а не чашка
  • В безличном предложении, если глагола в инфинитиве нет.

В таком предложении не может быть подлежащего. Действие происходит “само по себе”.

Примеры с ошибкой Почему неправильно
Рассматривая фотографии в альбоме, мне на глаза попалось старое фото Рассматривал фотографии я, а глагол “попалось” относится к фото. Разные объекты действия: я и фото
Выйдя на улицу, мне стало жарко В предложении нет подлежащего, на объект действия только указывает местоимение “мне”.
  • Нельзя использовать деепричастие, если оно относится к страдательным причастиям, т.е. объект действия и добавочного действия не совпадают.
Примеры с ошибкой Почему неправильно
Сбежав из дома, собака скоро была найдена Сбегает собака, а находят ее другие люди
Приехав на склад, газель будет разгружена Приедет газель, но разгружаться она будет не сама — ее разгрузят другие люди

Алгоритм проверки себя

Чтобы увериться, что вы не допустили ошибки в предложении с деепричастным оборотом:

  1. Найдите существительное — подлежащее (отвечает на вопрос кто/что?).
  2. Если предложение безличное (нельзя определить, кто выполняет действие), убедитесь, что глагол находится в инфинитиве (что делать/что сделать?)
  3. Если предложение определенно-личное, найдите глагол — сказуемое (что делает?).
  4. Найдите деепричастный оборот (что делая/что сделав?).
  5. Убедитесь, что глагол и деепричастие относятся к одному лицу/объекту.
  6. Если действие и добавочное действие выполняют разные объекты, а в безличном предложении глагол использован не в форме инфинитива, перепишите.

Примеры исправления ошибок смотрите в таблице.

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Приехав в аэропорт, обнаружилось, что паспорт остался дома Когда мы приехали в аэропорт, то обнаружили, что паспорт остался дома
Подъезжая на парковку, приглянувшееся место уже было занято Когда водитель подъезжал на парковку, приглянувшееся место уже было занято
Сидя на подоконнике, коту было интересно Сидя на подоконнике, кот был заинтересован
Начиная научную работу, у нас завязался спор Когда мы начали научную работу, у нас завязался спор
Выпив кофе на ночь, мне не спалось Мне не спалось, потому что я выпил кофе на ночь

Здесь можно проверить себя и убедиться, что вы умеете работать с деепричастными оборотами.

Хорошие новости: достаточно один раз вникнуть в правила и понять их — и вы больше не будете ошибаться!

Из хороших новостей еще: до весны осталось меньше месяца. Трудимся и ждем 🙂

Почему взрослые делают ошибки в деепричастных оборотах

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить оценку по географии 6 класс
  • Как найти работу в новочебоксарске
  • Как найти хорду окружности зная длину окружности
  • Как найти хорошего адвоката по уголовным делам
  • Как найти расчетную точку