Как можно исправить почерк у ребенка

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Как тренировать у детей красивый почерк? Подготовка рук к письму в школе

ребенок пишет карандашом

В современном обществе такая проблема, как плохой почерк, уже давно не редкость. В советское время этому вопросу уделялось особенное внимание. В начальной школе специально вводился урок каллиграфии, на котором детям вырабатывали красивый, аккуратный и разборчивый почерк. Сейчас этого, к сожалению, нет.

Школьная программа стала гораздо более насыщенной и расширенной. Это привело к тому, что для каллиграфии времени просто не осталось. Вот и получается, что учителя не работают специально над детским почерком. В конце концов имеем то, что имеем: многие дети, и это необходимо признать, пишут «как курица лапой». Проще говоря, неразборчиво, криво и малопонятно.

Почему же так происходит, чем вредит ребёнку, и можно ли улучшить почерк?

Содержание

Причины плохого почерка у детей

Современные учителя отмечают, что проблема плохого, неразборчивого почерка у детей среднего звена приняла пугающие масштабы. Причём, с каждым годом она усугубляется, а не улучшается. Дети пишут неровно, не соблюдают границы строчек, неаккуратно выводят буквы, и в целом текст получается неразборчивым. В чём же причина?

Прежде всего в том, что в начальной школе никто специально не трудится над выработкой аккуратного почерка. Предмет каллиграфия (чистописание) давно вычеркнут из основной школьной программы, и этому вопросу, который давно уже стал насущным, не уделяется никакого внимания.

Большинство программ первого класса требуют как можно быстрее изучить прописные буквы и приступить к более важным темам. Если в СССР и в первые годы Перестройки красивый почерк был в приоритете, и детям приходилось трудиться буквально над каждым элементом, то сейчас такого нет. На написание букв отводится минимум времени, обычно – первые две четверти первого класса, а в некоторых программах и того меньше. Более того, над ним никто специально не работает. Итог можно увидеть, открыв детские тетради.

Ребята пишут так, как могут. Нет никакой системности, а за грязный почерк сейчас не принято снижать оценки. Вот и получается, что в начальной школе не научили писать красиво, а в средней проблема только усугубилась. Во взрослой жизни она не улучшится и не исправится, если только человек сам не захочет поработать над своим почерком.

работа над почерком у ребенка

Однако стоит признать, что отсутствие системности и специального подхода в этом вопросе – основная, но не единственная причина. Есть и другие:

  • Использование гаджетов. Сейчас дети приходят в школу с неразвитой или малоразвитой мелкой моторикой, особенно, если речь идёт о мальчиках и девочках, которые не посещали детский сад. Родителям проще дать ребёнку в руки гаджет, чем сидеть и учить его выводить различные элементы в прописях, обводить буквы, раскрашивать и закрашивать фигуры, выполнять иные полезные упражнения. А что происходит, когда малыш тыкает кнопки или водит по сенсорному экрану? Его увлекает это занятие, однако оно не несёт полезной нагрузки для пальцев. Проще говоря, мелкая моторика практически никак не развивается.
  • Использование ручек и карандашей. Раньше этому вопросу уделялось пристальное внимание. Детей буквально с трёхлетнего возраста учили правильно держать ручку и карандаш, постоянно работая над этим. В старших группах детского садика воспитатели постоянно контролировали данный процесс. Получалось, что в начальной школе у детей уже была поставлена рука, и они уверенно брали канцелярские принадлежности. Сейчас такого практически нет, особенно, если говорить о ребятах, которые не посещали детский сад и не занимались специально.
  • Неготовность высших психических функций. Дело в том, что чистописание – это не просто полезный навык. Строго говоря, оно отражает степень развития таких важнейших функций человеческой психики, как: память, мышление, восприятие, внимание, речь и воображение. Если они ещё не достигли необходимого уровня, ребёнку просто физически не дастся письмо. Даже если он будет стараться, усиленно работать, выводить буквы и элементы, они не получатся такими, какими должны быть. Психологи уверены: красивый почерк – это итог и очень яркий показатель именно психического развития человека. А это значит, что нужно работать не только и не столько над ним, сколько над всеми основными функциями в целом. Причём, обязательно комплексно.
  • Организация рабочего места. Ещё одно причина некрасивого или неправильного почерка кроется именно в этом. Дело в том, что малышу должно быть не просто удобно. Ему необходимо организовать такое рабочее место, которое бы полностью соответствовало всем возрастным требованиям, а также не мешало физическому развитию. Правильно подобранные стол и стул, направленный свет, достаточное пространство. Родители должны уделить всем перечисленным моментам большое внимание. Ведь если сыну или дочери будет дискомфортно, то занятие не принесёт желаемого результата. Более того, может привести к совершенно противоположному итогу. В компании «Приоритет» вы всегда можете купить современную мебель, полностью подходящую всем требованиям.
  • Отсутствие интереса. Наконец, сами занятия. Их нужно организовывать таким образом, чтобы дошкольнику или младшему школьнику было интересно. А это значит, обязательно в игровой форме. Маленькие дети не воспринимают иных способов обучения. Они развиваются только в игровой деятельности. И тут задача педагогов и родителей – оригинально и увлекательно организовать занятие. Если ребёнок не будет заинтересован в том, что он делает, мы опять же не получим желаемого результата. Более того, если малыша заставлять, это вызовет сильнейший эмоциональный дискомфорт и отторжение.

Названные причины, действительно, приводят к формированию у детей неправильного почерка. Это чревато грязью в тетрадях и в целом – соответствующим отношением к учёбе. Ведь аккуратность свидетельствует о собранности, отличной самоорганизации и высокой концентрации. Это важно понимать педагогам и родителям.

В чём секрет красивого почерка?

тренажер для письма для детей

Красивый почерк – это, безусловно, показатель готовности ребёнка к обучению и его нацеленности на высокий результат. Кроме того, он говорит о хорошей самоорганизации и производит очень приятное впечатление.

Многие люди хотели бы писать красиво, но у них это не получается. Выше обозначены причины, лежащие в основе проблемы. Теперь речь пойдёт о секретах красивого почерка.

Прежде всего, он является результатом долгой и серьёзной работы. Если начать тренировать руку ребёнка с маленького возраста, это, несомненно, приведёт к отличным результатам. Психологи рекомендуют заниматься развитием мелкой моторики с младенчества. Пусть для начала это будут игрушки разных размеров. Примерно с трёх месяцев ребёнок начинает активно осваивать свои руки. Родителям целесообразно давать ему различные погремушки, чтобы развивались, в том числе, и тактильные ощущения. Выбрать подходящие игрушки можно на сайте компании «Приоритет». Здесь вы найдете множество товаров для детей от года до двух лет. Например, очень хорошо тренируют мелкую моторику и подготавливают руку, в том числе, к письму шарики для сухого бассейна. Они учат малышей правильно захватывать и удерживать предметы.

Кроме того, в основе красивого почерка часто лежат природные задатки человека. Кому-то написание букв сразу даётся легко и просто, а кому-то – тяжело даже после долгих тренировок. Это нормально. Все люди разные, и от природы каждому даны собственные таланты, умения, способности. Однако даже при таком раскладе не стоит опускать руки. Постоянные тренировки. терпение и выполнение специальных упражнений помогут исправить почерк. Для этого можно приобрести вот такие дидактические игрушки. Они учат ребёнка обводить элементы и активно готовят руку к письму по бумаге.

Наконец, если вы хотите выводить каллиграфически чёткие, красивые и ровные буквы, необходимо регулярно заниматься. Учёными доказано, что даже взрослый человек, если задастся целью, может скорректировать собственный почерк. Помните, что в основе любого впечатляющего результата лежат месяцы, а иногда и годы тренировок. Если заниматься совершенствованием почерка постоянно и осознанно, это обязательно даст хорошие плоды.

Как улучшить почерк ребёнка?

набор тренажеров для письма для детей

Ребёнок всегда открыт к обучению, которое строится на игровой основе. Он легко увлекается новыми, интересными заданиями, старается, выполняет упражнения, полностью отдавшись им. Вот почему не стоит переживать, видя, что у малыша плохо выходят буквы. Это легко корректируется, если правильно подойти к вопросу.

Но для начала поговорим о пропедевтике. Ведь все знают, что профилактика всегда лучше лечения. То же самое касается и такого серьёзного вопроса, как выработка правильного почерка у детей.

Итак, пропедевтика, иными словами, предупреждение проблемы. Она заключается в специальных занятиях и упражнениях, направленных непосредственно на развитие мелкой моторики. Может проводиться с младенческого возраста. Ниже будут предложены различные упражнения, которые понравятся даже грудничкам.

Полезные советы

Итак, первый совет – не затягивать, а начинать развивать мелкую моторику как можно раньше. Ребёнок уже примерно с трёх месяцев начинает тянуться к погремушкам, осваивая свои ручки. Родителям следует всячески поощрять это стремление малыша. Предлагать различные погремушки, отличающиеся не только размерами, но и материалами, фактурой поверхности. Это значительно обогатит сенсорный опыт.

Различные упражнения

По мере вырастания ребёнка меняются и его интересы. Однако задача развития мелкой моторики остаётся приоритетной на протяжении всего дошкольного периода. Дело в том, что научно доказано: если работает рука, то активно развивается и мозг. А это значит: формируются все психические функции, необходимые для дальнейшего успешного обучения. Вот почему так важно проводить следующие упражнения:

  • игры с бизибордами, которые можно найти на сайте «Приоритета» в каталоге;
  • игры с различными тактильными мешочками, дорожками и панелями;
  • игры на ощупывание и определение форм, материалов, размеров предметов;
  • игры на захват, удерживание и манипулирование разными предметами;
  • игры, предполагающие перебор круп и других сыпучих материалов или мелких объектов;
  • лепка из пластилина и глины, рисование, раскрашивание картинок;
  • работа с заданиями в прописях, штриховка и обводка различных фигур.

Одним словом, необходимо как можно больше и активнее тренировать мелкую моторику ребёнка. Для среднего и старшего дошкольного возраста очень хорошо подойдут такие игрушки, как специальные тренажёры для развития письма. Они будут более подробно описаны ниже.

Подбор мебели и канцтоваров

Немаловажен выбор подходящей мебели и письменных принадлежностей. Помните, что ребёнку должно быть удобно за столом, и это – одно из главных условий успеха. Компания «Приоритет» предлагает современную мебель, которая полностью соответствует всем требованиям. Удобная, эргономичная, анатомически правильная, она обязательно понравится мальчикам и девочкам. Столы можно посмотреть и выбрать по ссылке. Большинство моделей относятся к растущим, поэтому их хватит не только на дошкольный, но и на часть школьного периода обучения.

Кроме того, «Приоритет» предлагает и комфортные стульчики, рассчитанные на использование с этими столами. Вместе они организуют удобную рабочую зону. Чтобы заниматься усердно и эффективно, ребёнок должен чувствовать себя хорошо. Такая мебель правильно распределит нагрузку на позвоночник и обеспечит максимальный комфорт вашему сыну или дочери. Она подходит как для индивидуального использования, так и для установки в группах детского сада и других учреждениях.

Канцелярские товары тоже важны. Во-первых, они должны идеально подходить ребёнку. Сейчас производители предлагают даже специальные насадки на ручки, формирующие правильную постановку пальцев. Подобрать такие изделия можно не только правшам, но и левшам. Они значительно облегчают процесс обучения письму. Ведь гораздо проще научить правильно держать ручку сразу, чем потом переучивать.

Во-вторых, малыши охотнее занимаются с тем, что им нравится. Подбирайте яркие, привлекательные карандаши и ручки, но не слишком отвлекающие на дизайн. Ведь это не игрушка, а принадлежность для письма.

На сайте «Приоритета» вы найдёте оригинальные прописи и другие дидактические товары, которые тоже помогут подготовить детскую руку к письму. Все они полностью соответствуют требованиям ФГОС и позволяют решать поставленную задачу в увлекательной для малышей форме.

Веселая гимнастика

занятия с педагогом для улучшения почерка у ребенка

Наконец, занятие не должно ребёнка утомлять – это один из самых важных советов. Как только малыш устал, любая деятельность утрачивает свой смысл.

Здесь следует обратиться к особенностям физиологии. Поймите, ребенку писать – это совсем не то же самое, что и взрослому. Малышам очень трудно долго пребывать в одном и том же положении. Они буквально испытывают неприятные, порой даже болезненные ощущения. Маленький человек так устроен, что должен постоянно двигаться. В этом поможет специальная гимнастика.

В старших группах детского сада и в начальной школе рекомендуется в обязательном порядке разбавлять уроки физминутками. Дети не должны долго сидеть, не разминясь. Для этого существуют различные «пятиминутки», в которых весь коллектив вместе с воспитателем или учителем может выполнять простые упражнения в соответствии с текстом. Например:

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Таких разминок очень много, и всегда можно подобрать именно тот вариант, который идеально подойдёт определённой группе или классу. А при необходимости – даже придумать свой собственный стишок для короткой гимнастики.

Кроме того, существует специальная гимнастика, направленная на непосредственное развитие мелкой моторики. Это так называемые «игры с пальчиками». Их существует огромное множество, от самых простых до достаточно сложных упражнений. Вот только несколько интересных примеров:

  • Мышка

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

  • Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик.

(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут)

Он становится большой.

(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул,

воздух вышел —

(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

Наконец, можно организовывать различные веселые задания, которые будут активно тренировать пальчики малышей. Вариантов подобных упражнений – сотни, вот только несколько из них:

  • Чередовать различные типы движений: сжатие, расслабление, растяжение. Можно ускорять или замедлять темп.
  • Рвать листы бумаги, причём не хаотично, а на полоски разной ширины или какие-либо геометрические фигуры (круг, квадрат и т.д.).
  • Перебирать косточки в чётках или бусины в различных аксессуарах. Можно дать задание самостоятельно собрать украшение.
  • Пришивать пуговицы, причём не просто, а создавая какое-либо простое изображение.
  • Собирать мозаики, в том числе очень популярные сейчас «алмазные» картинки.
  • Вышивать цветные изображения. Очень хорошо, если при этом будут использоваться разные техники работы.
  • Ставить спектакли в пальчиковом театре. Особенно эффективно, если «актёров» для него ребёнок тоже сделает сам. Их можно склеить из бумаги или картона, сшить из ткани или фетра, нарисовать на пластмассовых пробках и т.д. В общем, всё, что позволит фантазия.

Как видите, вариантов полезных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики – огромное множество. Помимо уже предложенных, всегда можно придумать свои собственные, и это будет ещё интереснее.

Тренажёры для улучшения письма

Современные производители не стоят на месте. Они опираются на достижения науки, ориентируются на рекомендации психологов и педагогов, выпуская действительно полезные тренажёры, которые не только эффективно работают, но и увлекают детей. А это, как вы помните, – самое главное, если речь идёт о дошкольнике или младшем школьнике.

Компания «Приоритет» предлагает оригинальные дидактические изделия, с помощью которых вы полноценно подготовите ребёнка к дальнейшему обучению. Психологи рекомендуют: прежде чем начинать писать, малыш должен научиться правильно держать ручку. Именно на это, в первую очередь, рассчитаны описываемые тренажёры. Выбрать подходящий из них можно в разделе тактильных панелей. Каждый выполнен из безопасных материалов, с которыми очень удобно работать. При необходимости тренажёры можно помыть. Они легко очищаются. Стилусы надежно прикреплены к доскам, не оторвутся и не потеряются.

Это интересно! Как ещё можно развивать мелкую моторику у детей читайте в статьях:

  • Игры с прищепками для детей
  • Какие развивающие игрушки купить детям?

Примеры упражнений для почерка

детский тренажер для рук

Сам по себе красивый почерк не выработается, если только у ребёнка нет природной склонности к нему. Но даже и в таком случае придётся работать над постановкой руки и умением выводить ровные, чёткие буквы, соблюдая границы строк и полей в тетрадях. Что уж говорить о тех детях, которые не имеют врожденной предрасположенности к чистописанию. Им эта наука даётся с огромным трудом. Но, как и в любом деле, дошколятам и младшим школьникам всегда можно помочь. Специально для таких целей и разработаны упражнения, тренирующие почерк.

Прежде всего, это разного рода прописи, содержащие графические задания. Причём, это не только обводка букв и их элементов. Сейчас разработано огромное множество более интересных упражнений:

  • штриховка фигур и рисунков в указанных направлениях;
  • написание изображений без отрыва от бумаги;
  • раскрашивание и дорисовка различных картинок;
  • проведение персонажей по лабиринтам и т.д.

Тренировать почерк помогают и другие упражнения. Например, правильное вырезание фигур из бумаги, черчение рисунков палочкой на песке и многое другое. Тут главная задача – натренировать саму руку в соответствующих движениях.

Помимо специальных упражнений, необходимо обращать внимание еще на ряд определённых факторов. Вот основные из них:

  • использование только удобных ручек или карандашей;
  • развитие свободного хвата, не стесняющего положение руки при письме;
  • проведение небольшой разминки или гимнастики перед тем, как писать;
  • использование бумаги в удобном для ребёнка положении;
  • практикование приёмов чистописания в любое свободное время;
  • использование разлинованной бумаги или специальных шаблонов.

Всё это поможет развить у малыша красивый, понятный почерк. Конечно, тут важно запастись терпением, потому что сразу вряд ли получится добиться желаемого. Но если работать планомерно, целенаправленно и постоянно, в соответствии с заранее разработанной схемой, всё будет именно так, как нужно.

Рекомендуем почитать

Какие игрушки нужны детям

Как выбрать правильные игрушки для мальчиков и девочек? Какая игрушка подойдет ребенку от 3 лет? Обзор и рекомендации игр для развития детей. Требования к безопасности и качеству игрушек.

Настольные игры для детей

Виды настольных игры: какие бывают? Какую настольную игру выбрать в зависимости от возраста? Правила выбора и польза настолок для детей. Классификация игр: для всей семьи, для двоих, головоломки, загадки, ходилки-бродилки, стратегии.

Развитие творческих способностей у детей

Виды творческой деятельности для детей. Занятия и игры для развития творческих способностей в детском саду. Диагностика и анализ способностей.

Почерк ребёнка

Качество письма очень важно для школьника. Неразборчивый, неаккуратный почерк становится основной причиной занижения оценок, даже если ученик выполняет все задания правильно. Плохое письмо ухудшает успеваемость, уменьшает мотивацию к обучению у школьников. Хороший, красивый почерк вырабатывается после длительных тренировок и упражнений. Заниматься постановкой письма можно как в младших классах, так и в старшей школе.

Причины некрасивого почерка у детей

Если почерк не нравится родителям, это не значит, что он некрасивый. У каждого ребенка индивидуальная манера письма. Одни дети пишут с наклоном вправо, другие – с наклоном влево, и это нормально. Манера почерка зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Задуматься над качеством письма стоит в том случае, когда учитель делает замечания и снижает оценки. Плохой почерк можно определить по таким признакам:

  • буквы разного размера. Одни слишком узкие, а другие растянуты;
  • разный наклон букв;
  • неправильное расположение текста, когда ребенок пишет в любой части листа;
  • буквы «скачут» вверх или вниз за линию;
  • неправильное соединение;
  • нельзя отличить написание отдельных букв, к примеру, «н» и «п»;
  • неодинаковый нажим при письме;
  • разное расстояние между словами.

Основной причиной плохого неразборчивого почерка у детей и подростков является необходимость быстро и много записывать на уроках. Для школьников 1-2 классов норма письма составляет 4-6 слов в минуту. Не каждый ребенок может писать с такой скоростью, особенно при отсутствии дошкольного образования. С каждым годом норма слов в минуту увеличивается, подросткам приходится быстро записывать на уроках, а в старших классах конспектировать за учителем, поэтому портится качество письма. Причинами плохого почерка могут также быть:

  • неудобная ручка. Почерк может быть неровным, если на ручку приходится давить, она скользит в руках, очень тонкая, толстая, тяжелая;
  • гиперактивность. Слишком подвижные дети не могут усидеть на одном месте, им сложно сконцентрироваться на выполнении уроков, поэтому почерк получается неровным, его сложно исправлять;
  • невнимательность. По этой причине при письме допускаются ошибки, буквы получаются разного размера или пропускаются;
  • отсутствие мотивации. Ребенку просто неинтересно учиться, поэтому он даже не старается красиво писать.

Почерк у ребенка портится, если он от природы левша, а его насильно переучили писать правой рукой. Психологи также считают, что причинами плохого почерка могут быть стресс из-за адаптации к школе, неврологические заболевания, отставание в развитии. Школьники плохо пишут и отстают в учебе из-за семейных проблем, пережитого потрясения. В таком случае рекомендуется консультация детского психолога или невролога.

Как исправить почерк у ребенка

Учителя в школе уделяют внимание качеству почерка только в первом классе. Начиная со второго приоритетом становится скорость письма, поэтому родителям приходится заниматься с детьми самостоятельно или нанимать специалиста, чтобы исправлять почерк. Коррекцией письма нужно заниматься с начальной школы. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать плохой почерк красивым и ровным:

1. Нужно правильно выбирать ручку. Она не должна быть слишком толстой, тяжелой. Кисть у ребенка недостаточно окрепшая, а массивная ручка создает дополнительную нагрузку, что сказывается на почерке. Ребенок быстро устает при письме, поэтому буквы получаются неровными.

Лучше выбрать ручку с фиксирующей резинкой. Она не дает пальцам соскальзывать при письме, не натирает кожу. Рекомендуемая длина ручки – не более 13-15 см. В первую очередь, она должна быть удобной, а не красивой. Если ребенок держит ручку неправильно, можно воспользоваться специальной силиконовой насадкой, которая помогает поставить руку.

Исправить почерк у детей и взрослых поможет письмо перьевой ручкой. Она не требует усилий при письме, дает меньшую нагрузку на руку, чем шариковая. Ученикам младших классов рекомендуется писать именно перьевой ручкой. Это поможет поставить или исправить почерк. С помощью перьевой ручки писать приходится медленно и аккуратно, чтобы не замарать бумагу чернилами. Таким образом буквы получаются ровными, аккуратными.

В школах перьевые ручки обычно запрещают, но можно потренироваться в письме дома. Всего 10-15 минут занятий несколько раз в неделю помогут уже за месяц значительно улучшить почерк. Со временем вырабатывается привычка писать аккуратно, разборчиво простой шариковой ручкой.

2. Правильная посадка за столом. Спина должна быть ровной, а локти лежать на столе. Правильная посадка не только способствует улучшению почерка, но и предотвращает проблемы с осанкой. Если ребенок не может сидеть за столом ровно, рекомендуется выполнять специальные физические упражнения.

Кисть при письме должна отрываться от стола на более, чем на 2-3 мм. Тетрадь нужно расположить под углом примерно 15-20 градусов. Направление наклона зависит от того, правша ребенок или левша.

Столешница должна находиться на уровне живота. Для коррекции плохого письма рекомендуется приобрести стол, столешница на котором расположена под наклоном, как на школьной парте. Свет должен падать не со стороны пишущей руки. Со стола следует убрать все посторонние предметы, которые могут мешать письму или отвлекать ребенка.

3. Лучше отказаться от модных пластиковых обложек и пользоваться полиэтиленовыми. Они фиксируют тетрадь в нужном положении, не позволяют ей скользить по столу.

4. Развитие мелкой моторики. Именно от нее напрямую зависит качество письма. Для развития мелкой моторики можно выполнять разные упражнения, которые подойдут как детям, так и взрослым. Самые простые и эффективные – это сортировка крупы и развешивание белья с прищепками. С помощью таких упражнений развивают моторику в дошкольных учреждениях, когда детей учат рисовать и писать. В перерывах между занятиями можно выполнять пальчиковую гимнастику. Простые упражнения в течение 3-5 минут снимут усталость рук после письма.

Можно потренироваться, рисуя буквы и цифры в воздухе, а затем переносить их на бумагу. Рекомендуется соединять точечные рисунки. Это развивает не только моторику, но и внимательность, что тоже важно для грамотного красивого письма. Чем больше в рисунке точек и линий, тем лучше. Детям такое занятие будет не только интересно, но и полезно.

Развитию моторики способствуют также рисование, разукрашивание. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, гелевыми ручками, красками. Вначале рекомендуется делать изображения, которые содержат прямые вертикальные или горизонтальные линии, и постепенно добавлять ломаные.

Отрабатывать упражнения следует до тех пор, пока границы рисунков не станут ровными. Разукрашивать ребенок должен стараться так, чтобы не выходить за черты изображения карандашом. Полезно также заштриховывать разные фигуры ровными линиями по горизонтали, вертикали, диагонали. Упражнения помогут окрепнуть руке, и почерк станет четким, аккуратным.

Улучшить моторику и исправить письмо помогут шитье, вышивание. Рекомендуется побольше резать ножницами, заняться оригами. Детей младшего возраста можно увлечь сборкой конструктора Лего. Чем меньше будет размер деталей, тем лучше это повлияет на развитие моторики.

5. Прописи. Они способствуют выработке графических навыков. В прописях для младших классов обычно обводят фигуры, линии, затем буквы, слоги и слова. В тренировочных тетрадях можно научиться правильному соединению букв, аккуратному выведению петелек. Есть прописи для взрослых, которые вырабатывают каллиграфические навыки и учат писать разными шрифтами.

6. Занятия с нейропсихологом. Они понадобятся в том случае, если почерк у ребенка нарушен по причине неврологических патологий, неспособности адаптироваться в коллективе, стрессе из-за поступления в школу. Специалист поможет устранить причины плохого письма. После этого можно исправить почерк с помощью специальных упражнений.

Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка переписывать написанный некрасивым почерком один и тот же текст несколько раз. Это приведет к переутомлению, но качество почерка не улучшит. С каждым разом уставший ребенок будет писать только хуже, а многократное переписывание вызовет нежелание учиться.

Почерк у школьника полностью формируется обычно к 5-6 классу, но корректировать письменные навыки рекомендуется начать уже с 6-7 лет. Чем раньше заняться исправлением почерка, тем быстрее ребенок научится писать красиво и разборчиво.

Оглавление:

  1. Зачем исправлять почерк ребенка
  2. Признаки, выдающие плохой почерк
  3. Причины формирования плохого почерка у ребенка
  4. Можно ли исправить почерк ребенку
  5. Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка
  6. Упражнения для развития красивого почерка у детей

В чем проблема? Исправить почерк у ребенка зачастую не так просто, но крайне важно. От чистописания зависит, как человек доносит свои мысли через письмо, а также насколько развит мозг, в частности, мелкая моторика. Если вовремя не уделить этому навыку должного внимания, в дальнейшем, в более зрелом возрасте, его коррекция становится проблематичной.

Как исправить? На выбор педагогам и учителям сегодня предложены упражнения и техники, способные помочь детям улучшить свой почерк. Для их применения следует разобраться в причинах формирования плохого стиля написания, а также научиться выявлять признаки, выдающие те случаи, над которыми следует поработать.

Зачем исправлять почерк ребенка

В настоящее время многие родители задаются вопросом о том, нужно ли исправлять почерк ребенку, ведь сегодня мы чаще всего печатаем текст, а не пишем от руки. Весьма ошибочным считается мнение о том, что с появлением гаджетов чистописание потеряло свою актуальность.

Это совсем не так, ведь в процессе письма взаимодействуют сразу несколько элементов сенсорных систем человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. У ребенка, который усердно занимается письмом, хорошо развиты внимание, мелкая моторика, память, он спокоен и усидчив.

Зачем исправлять почерк ребенка

Не стоит думать, что аккуратные тетради – это просто придирки учителей, ведь, опираясь на стандарты, разработанные Министерством просвещения РФ, можно сказать, что правильное письмо и красивый почерк являются важными критериями в системе оценивания в начальных классах. В связи с этим педагог часто вынужден снижать ребенку отметки, когда возникают трудности с этими навыками.

Но оценки это, к сожалению, лишь часть проблемы в этой ситуации:

  • У учителей, которые преподают другие предметы, тоже появляются вопросы о том, как же все-таки исправить почерк ребенка, потому что им бывает сложно разобрать неаккуратное письмо, что также ведет к снижению успеваемости.
  • Если ребенок медленно пишет, он быстро утомляется. В этом случае отставание от одноклассников становится все более очевидным.
  • Детям с неправильным почерком сложно вести тетради, конспектировать материал на уроках, сдавать вовремя контрольные работы, что опять же приводит к неудовлетворительным оценкам и переживаниям.

Совокупность всех этих тревожных моментов приводит к ухудшению морального состояния ребенка. Неминуемо снижается уверенность в себе и мотивация к обучению, соответственно, существенно страдает качество усвоенного материала. Можно сказать, что неряшливый или сложно читаемый почерк способен сильно усложнить детям всю их школьную жизнь. Родителям стоит задаться вопросом о том, как же помочь ребенку исправить почерк.

Признаки, выдающие плохой почерк

  1. Стоит обратить внимание на написание ребенком таких букв, как «н», «и», «к», «п». Тревожным сигналом служит их практически идентичное написание, при котором сложно понять, какой именно графический знак написан.
  2. Помимо орфографических ошибок, существуют недочеты в самой манере написания. Их легко выявить, достаточно лишь заглянуть в рабочие тетради ребенка. Если буквы «прыгают», вылезая за строчку сверху и снизу, отличаются друг от друга высотой, наклоном, можно говорить о несоответствии почерка общепринятым нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, недопустимое нормами письмо на полях, перескакивание текста на другую страницу, дописывание к буквам дополнительных элементов – яркое подтверждение несоответствия почерка ребенка нормам, которые используются для оценивания оформления работ в учреждениях образования.

Признаки, выдающие плохой почерк

Чтобы помочь ребенку исправить почерк, необходимо сначала выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Причины формирования плохого почерка у ребенка

  • Одной из основных причин, формирующих неправильный почерк у ребенка, является неверное положение тела, рук и ног при письме, нарушение осанки.

Следует обратить особое внимание на частые ошибки ребенка при выполнении письменных заданий. Неправильный наклон букв и их элементов при письме говорит о том, что он неверно сидит, неправильно располагает тетрадь, скорее всего, держит ручку под неестественным углом.

  • Не менее важно правильное расположение тетради на парте. От такого вроде бы несущественного момента зачастую зависит аккуратность почерка. Имеет значение и то, под каким уклоном ребенок держит ручку при письме.
  • Проблема «прыгающих» букв довольно актуальна среди школьников. Если ребенок пишет слова, искажая округлые элементы, а линия, которая должна быть прямой, выглядит как ломаная, значит, есть трудности с развитием мелкой моторики.

Причины формирования плохого почерка у ребенка

  • Еще одной причиной искаженного почерка у детей считается невысокий уровень развития пространственного восприятия. Родители надеются, что это быстро пройдет, заставляя ребенка заново писать один и тот же текст несколько раз. Однако проблема гораздо глубже. В этом случае просто переписывание никак ее не решит, скорее, только создаст школьнику еще больший психологический дискомфорт.

Можно ли исправить почерк ребенку

Конечно, можно выждать время, пока дошкольник или младший школьник не приобретет навыки мелкой моторики. Однако в этом случае есть все шансы упустить время, ведь у ребенка уже сформируется стойкая привычка неправильного письма.

Родители и специалисты, обнаружив проблемы с письмом, обязаны сразу выяснить причину и предпринять необходимые действия, чтобы помочь малышу.

Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка

Аккуратность и правильная манера письма зависят от множества факторов, тесно связанных между собой. Рассмотрим некоторые из них с учетом различных моментов.

Для формирования правильного с точки зрения каллиграфии почерка необходимо соблюдать несколько важных условий:

Ребенок должен правильно сидеть при рисовании и письме

  • Держать ровно спину и плечи.
  • Расстояние от стола до глаз должно быть минимум 30 см.
  • Локоть ведущей руки следует поместить на столе, свободная рука также может располагаться на парте, создавая упор.
  • Тетрадь должна лежать под наклоном.
  • Промежуток между письменным столом и телом должен быть равен ширине ладони.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться карандашом и ручкой при письме

От того, насколько верно дошкольник или младший школьник держит в руке карандаш или ручку, зависит, как быстро он устанет. Чтобы исправить почерк у ребенка самостоятельно, сделайте с ним несколько простых упражнений:

  • Сначала согните указательный и большой пальцы.
  • Далее направьте большой палец в сторону так, чтобы он оказался почти параллельно поверхности стола, но не приникал фалангой к ручке.
  • Теперь проверьте, чтобы ручка легла точно в «ямку» из пальцев, а ее колпачок был направлен строго в плечо.
  • Попробуйте выполнить данные движения с помощью салфетки. Пусть ребенок зажмет ее кусочек мизинцем и безымянным пальцем. Именно таким образом он должен держать ручку или карандаш, чтобы исправить почерк.
  • Затем опустите кисть. Косточка запястья должна касаться поверхности стола, а кисть располагаться ниже рабочей строки.

Развитие и социализация личности ребенка: стадии и особенности

У ребенка должны быть те письменные принадлежности, которые ему нравятся

В настоящее время существует огромное количество ярких и интересных канцелярских товаров, радующих глаз. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша была ручка, которая ему очень нравится. Разве возможно писать красиво, если карандаши, фломастеры или тетрадки совсем не радуют?

Купите ему принадлежности для письма с персонажами любимых мультфильмов. Но во всем нужно соблюдать меру, ведь многие новомодные письменные приспособления зачастую просто не подходят для детской руки или вызывают неудобство при работе с ними.

Как исправить почерк

Ручка для письма должна быть средней толщины – очень тонкой или слишком толстой писать крайне неудобно. Говоря о качестве и составе чернил, стоит отметить, что, например, от гелевых стержней обычно намного больше грязных разводов в тетрадках. Обратите на это внимание, особенно если ваш ребенок пишет левой рукой.

Кстати, для левшей разработаны специальные ручки с чернилами, которые высыхают быстрее и не пачкают тетрадные листы. Использование письменных принадлежностей с очень толстым стержнем также дает предпосылки для неопрятного письма и грязи в тетрадках. Лучше приобретать ручки со специальным прорезиненным корпусом, которые не натирают кожу, рука меньше устает.

По мнению специалистов, идеальная длина ручки – 15 см. Помните – правильно подобранные принадлежности для письма не царапают и не цепляют бумагу.

Тетрадку надо располагать под углом не менее 10–15° относительно ребенка. Рука должна свободно перемещаться вдоль строки. По мере того как страница заполняется, нужно приподнимать тетрадь. В зависимости от того, кто пишет – правша или левша, страница должна быть наклонена влево или вправо соответственно. Выбирая обложки, стоит отдать предпочтение мягким полиэтиленовым вариантам, которые менее подвержены скольжению по столу при письме.

Работа над формированием графических навыков

Ключевой целью данного процесса является аккуратное и быстрое письмо.

Характеристики, демонстрирующие уровень развития умения красиво писать:

  • Графическая грамотность, то есть верный подбор необходимой буквы к определенному звуку, сопоставление печатных и письменных вариантов исполнения графических символов.
  • Каллиграфическая четкость при написании букв и их соединений.
  • Безотрывность письма.

Связанность определяется количеством знаков, написанных в слове за один прием. Безотрывность способствует повышению четкости и скорости письма. Чтобы проверить эти навыки, зачастую применяют особую методику написания вслепую. Так, детям надо записать слово, не глядя на него. Количество остановок при написании покажет, сколько раз рука отрывалась от стола, и, следовательно, позволит определить уровень владения ребенком техникой безотрывного письма.

Работа над формированием графических навыков

Скорость письма

Если ребенок в первом или во втором классах пишет не менее 4–6 слов в минуту – это прекрасный результат. До 12 слов в минуту должны писать ученики третьих и четвертых классов.

Упражнения для развития красивого почерка у детей

Одним из основных показателей готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. Недостаточно развитая подвижность кистей и пальцев малыша непосредственно связана с определенными проблемами при письме. Для того чтобы совершенствовать координацию, снять напряженность мышц, необходимо выполнять комплекс упражнений, который способен помочь ребенку исправить почерк самостоятельно.

Упражнения для развития красивого почерка у детей

Часто в начальной школе перед уроком письма или даже во время занятия учителя проводят с детьми специально разработанную пальчиковую гимнастику. Не все из таких упражнений легко выполняются учениками, многие требуют больших усилий или совсем не получаются у младших школьников. Но не стоит опускать руки при первых неудачах, целенаправленные тренировки обязательно приведут к отличному результату при выполнении письменных заданий.

Таким образом, если в тетрадке ребенка вы обнаружите ошибки, о которых говорилось выше, – выполняйте упражнения на развитие моторики в игровой форме. Приведем примеры некоторых развивающих игр:

«Пальчиковый твистер»

Положите игровое поле на стол. Одной рукой ребенок играет («танцует»), то есть осуществляет какие-либо перемещения по полю, второй – бросает кубики. Для левши и правши ведущей является та рука, которая используется для письма. Ходы в игре выполняются по очереди.

Тот, кто начинает игру, бросает два кубика, которые определяют цвет и палец, обозначенный белым цветом на черной руке. Если выпадает белая ладошка, то участник может сделать перемещение по полю тем пальчиком, каким ему наиболее удобно. Следующий игрок выполняет свое задание, которое получил на основании брошенных им кубиков.

Далее участники продвигаются по игровому полю, не отрывая расставленные на нем пальцы, занимая нужным пальчиком кружочек выпавшего цвета. На поле «танцуют» все игроки сразу, причем сделать это все сложнее. Если один из играющих не смог выполнить задание, он считается проигравшим. Последний оставшийся на поле – победитель.

Театр теней

Театр теней – уникальное времяпрепровождение для детей 1–3 классов, которым требуется исправить почерк. Данная игра дает возможность добиться точных и согласованных движений пальцев и кистей рук, способствует поддержанию интереса к выполнению упражнений, помогает концентрировать внимание, развивает усидчивость и позволяет продолжительное время быть активным на занятиях.

Вас заинтересовала игра? Хотите создать дома театр теней? Это несложно. Понадобится лишь настольная лампа и хорошо развитое воображение. Направьте свет лампы на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии не более 3-4 м от стены, чтобы фигурки получились нужного размера. Для того чтобы малышу было интересно, придумайте увлекательный сюжет. Например, бабочка летает с цветка на цветок, щенок радостно гавкает, глядя на нее, и т. д.

Театр теней

Полет «бабочки» изображают легкими, но довольно резкими движениями запястий с прямыми пальчиками. Затем уставший «мотылек» плавно садится и складывает «крылья». Для детей более старшего возраста можно изобразить зарисовку на тему «Появление бабочки из кокона», когда из сформированного двумя ладошками «кокона» появляется невесомая «бабочка».

Очень полезны для формирования мелкой моторики несложные упражнения, которые подразумевают умения застегнуть и расстегнуть пуговицы, крючки, зашнуровать ботинки, завязать узелки на веревке, нанизать бусы, сплести косички, перебрать крупу, вылепить фигурку из пластилина.

Современные исследования специалистов позволяют сделать вывод о том, что первоклассники на уроке письма испытывают физическое и психическое напряжение, которое сравнимо с ощущениями космонавта в минуты старта.

Теперь вы понимаете, насколько нелегко ребенку изучить эту сложную науку – каллиграфию! Поэтому детям так необходимо понимание и поддержка со стороны педагогов. При помощи описанных техник и рекомендаций у вас обязательно получится исправить почерк ребенка!

Вашего ребенка ругают за неразборчивый почерк? Буквы упрямо скачут со строчки на строчку, постоянно путаются, несмотря на регулярные занятия и монотонную работу в прописях? Прежде чем ругать школьника, разберитесь в причинах его проблемы. Плохой почерк — не всегда следствие небрежности или лени ученика. В основе могут лежать особенности психических процессов, недостаточная сформированность высших психических функций. Их можно скорректировать особыми упражнениями, а зачастую необходимо прибегнуть к помощи нейропсихолога.

Почему важно исправить почерк?

В детском возрасте мало кому удается идеально выводить буквы. Нередко ребенок приносит тетрадь, где красным цветом подчеркнуты буквенные соединения, слова. За неразборчивые закорючки часто снижают оценки, даже если ошибок нет. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает мотивация учиться, ведь его усилия, знания не оцениваются по достоинству. Со временем проблема только усугубляется. Объемы текстов постоянно растут, в классе ученик не успевает за темпом диктовки, ему приходится чаще других отдыхать. Результат — недописанные диктанты и контрольные, плохие оценки. Так, даже самый смышленый и способный школьник может превратиться в двоечника.

В начальной школе постановка письма только зарождается. По мере развития и совершенствования мелкой и крупной моторики буквы должны получаться все более красивыми, ровными. Но если почерк у детей среднего или старшего возраста остается корявым и неаккуратным, это может свидетельствовать о психологических проблемах. Например, указывать на плохие отношения со сверстниками, родителями или даже быть следствием дисграфии. В таком случае исправление почерка у школьника будет одним из шагов на пути к восстановлению ментального здоровья, становлению ребенка как личности.

Причины плохого почерка

Спутанные буквы, неправильные соединения, неразборчивое написание — не всегда эстетическая проблема или отражение неуспеваемости школьника.

Повлиять на становление почерка могут такие факторы, как:

  • Неправильно обустроенное рабочее место — недостаточное освещение, неудобный стул, слишком высокий или низкий стол. Как следствие — нарушается осанка, страдает почерк.
  • Неправильное расположение тетради на письменном столе, отсутствие наклона, неправильный выбор авторучки и т. д.
  • Недостаточность развития у школьника мелкой моторики рук.

В некоторых случаях причиной некрасивого почерка может быть дисграфия — нарушение работы головного мозга, а именно — недостаточная сформированность высших психических функций. Но это состояние хорошо поддается коррекции, пусть и не так быстро, как того хотелось бы.

Виды дисграфии

Что такое дисграфия? Это специфическое нарушение способности писать, которое не связано с интеллектуальными способностями человека и не является признаком умственной отсталости. Принято выделять три вида дисграфии — моторную, оптическую, акустическую.

Моторная

При моторной дисграфии человек испытывает трудности при выполнении акта движения, поэтому рука быстро устает.

Частые ошибки:

  • замена букв на схожие по написанию;
  • постоянные исправления;
  • повторение элементов слов — слогов, букв, соединений;
  • неровные и дрожащие линии;
  • неверное написание букв, их пропуск.

Оптическая

В этом случае человек не способен разграничивать графемы, поэтому у него возникают трудности со зрительным формированием слов.

Частые ошибки:

  • написание слов в обратном порядке (справа налево, встречается у левшей);
  • пропуски отдельных элементов букв или добавление лишних;
  • ошибочное написание: вместо «в» — «д», вместо «л» — «и» и т.д.

Акустическая

Данное расстройство письма связано с несовершенным фонематическим восприятием. При этом произношение звуков не страдает и остается в пределах нормы.

Частые ошибки:

  • перестановка слогов;
  • недописывание элементов слова;
  • замена букв;
  • неверное определение шипящих, парных и т.д.

Исправить почерк у детей с диграфией без помощи специалиста невозможно. После диагностики специалист-нейропсихолог выявит причину трудностей, составит коррекционную программу. Если потребуется, он порекомендует обратиться к сторонним специалистам для лечебного массажа или поддерживающей медикаментозной терапии.

Как улучшить почерк?

Рекомендации по улучшению детского почерка зависят от возраста. В начальной школе еще рано говорить о дисграфии. Начать нужно с самых простых шагов — найти причину, мешающую писать нормально, и устранить ее.

Что нужно сделать:

  • Посмотрите, как сидит школьник, какое расстояние от глаз до письменных принадлежностей, соответствует ли высота мебели росту ребенка.
  • Проверьте ручку, которой пишет ребенок, на предмет удобства. Дети выбирают канцелярию по внешнему виду, не задумываясь о комфорте.
  • Посмотрите, как расположена тетрадь на столе: сохраняется ли нужный наклон, хорошо ли в ней пропечатаны линии.
  • Проследите за тем, как школьник держит ручку: правильный ли у него захват, подходит ли толщина, не слишком ли ручка тяжелая.

Как только вы убедитесь, что детское место организовано правильно, можно приступать к работе над качеством, скоростью письма. Классический вариант постановки — прописи. Существуют обучающие материалы для детей разных возрастов и даже для левшей. Не торопите и не критикуйте ребенка, психологи рекомендуют применять «метод пряника». На постановку может уйти несколько месяцев или даже год. Все зависит от частоты занятий, усидчивости школьника. Главное, что вы сформируете базовые навыки, которые никогда не забудутся, а будут с годами только совершенствоваться.

Упражнения, тренировки на постановку почерка

Любое занятие, направленное на постановку руки и подготовку к письму, нужно начинать с пальчиковой гимнастики, которую делают в младших классах школы. Разомните кисти, сделайте сжимающие и разжимающие движения пальцами, растяните кисти наружу и внутрь. Чтобы добиться стойкого результата, заниматься нужно регулярно. Рекомендуется уделять письму до одного часа в день.

1. Раскраски

Сделать первые шаги навстречу хорошему почерку помогут раскраски. Они развивают моторику, мышцы кисти, учат удерживать пальчиками предмет, регулировать силу нажатия. Используйте для раскрашивания карандаши, фломастеры, краски, мелки.

2. Штриховка

Задача ребенка — провести ровные линии внутри рисунка так, чтобы они не вышли за контур. Штрихи могут иметь разную направленность, быть ровными, наклонными, волнистыми, пунктирными. При выполнении простейшего задания ребенок получает базовые навыки, которые необходимы для обучения письму, исправления почерка.

3. Срисовка

Сначала можно использовать копировальную бумагу. Ребенку нужно будет перевести уже существующий рисунок на альбомный лист. В дальнейшем можно усложнить задачу. Например, попросить повторить изображение самостоятельно.

4. Вырезание

Для занятий лучше брать ножницы с закругленными краями, чтобы обезопасить ребенка. Предложите маленькому школьнику начать с самых простых фигур — треугольника, квадрата, прямоугольника, круга. Постепенно усложняйте задачу, переходите к аппликациям, давая на пальчики большую нагрузку.

5. Рисунок по клеткам

Повторяя рисунок, изображенный на обычном тетрадном листе в клетку, школьник тренирует пространственное восприятие, внимание, старается аккуратно вести линии, вовремя переходить на новый уровень, делать ровные углы.

Для тренировки хорошего почерка не обойтись без прописей. Подбирайте уровень сложности, соответствующий возрасту школьника. Начинайте с обычных линий, постепенно переходите к узорам, усложняйте задания, следите за наклоном, направлением элементов.

Советы и рекомендации для родителей

Первая и самая важная рекомендация для родителей — перед глазами школьника должен постоянно находиться пример красивого письма, за который его похвалили. Это будет мотивировать ученика к новым достижениям.

Что рекомендуют психологи:

  1. Не гонитесь за быстрыми результатами. Все мы были детьми и помним, как сложно отказаться от увлекательной игры, прогулки с друзьями и сесть за занятия.
  2. Не заставляйте писать сразу слишком много. Из-за чрезмерной нагрузки у маленького школьника могут появиться боль в кисти, ощущение скованности. Если не хотите, чтобы только при одном взгляде на прописи или тетрадь в голове у ребенка возникали негативные ассоциации, выработайте комфортный график занятий.
  3. Пусть ваш школьник сам выберет в отделе канцелярии ручку, тетради, материалы для творчества. Будьте рядом, чтобы скорректировать его выбор, объяснить, на что нужно обращать внимание.
  4. Дайте понять ребенку, что вы пытаетесь ему помочь, не стыдитесь его почерка. Психологическая составляющая в данном вопросе играет важную роль.

Есть один нестандартный совет, который неожиданно дает хорошие результаты — купите чернила и перо. Писать пером достаточно сложно, тем более ребенку, который усердно работает над исправлением почерка. Чтобы что-нибудь написать пером, не оставляя кляксы или царапины на бумаге, нужно найти нужный наклон, нажим, выработать правильное положение руки. Во время увлекательных занятий каллиграфией ребенок может почувствовать себя Гарри Поттером, мысленно переместиться в Хогвардс. Если занятия, приложенные усилия не приносят ожидаемого эффекта, рекомендуем обратиться к детскому психологу, чтобы исключить возможные нарушения.

Смотрите также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить мастер класс по вязанию
  • Как исправить поцарапанный экран монитора
  • Как части поэмы взаимосвязаны между собой составьте план поэмы мцыри
  • Как найти кисть в лайтруме
  • Как найти лекарство в гта 5