Как можно найти позицию автора

Отражение позиции автора исходного текста.

Другие части курса:

Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.

Что такое позиция автора?

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:

Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Средства выражения позиции автора

Как написать сочинение в задании С1? Часть 4

Автор и рассказчик

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда…

— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

Нет. Это не я.

— Кто тогда?

— Не знаю… Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.

— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза…

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен…

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор… (Г. Андреев )

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Типовые конструкции

Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Советы

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

Другие части курса:

На чтение 7 мин Просмотров 5.9к.
Обновлено 16 июля, 2020

В статье мы даем подробный рассказ о том, как найти позицию автора к проблеме (ЕГЭ по русскому языку). Как известно, на ЕГЭ дорог каждый балл, ведь он может приблизить к поступлению в желаемое учебное заведение. Правильно определенная позиция автора принесет один балл выпускнику. Но если ее не указать, или определить неверно, можно лишиться и нескольких баллов. Так что читайте внимательно и делайте заметки.

Содержание

  1. Что такое авторская позиция?
  2. Как выявить авторскую позицию?
  3. Выражена прямо
  4. Выражена косвенно
  5. Средства выражения отношения автора к проблеме
  6. Оценочная лексика
  7. Вводные слова
  8. Средства выразительности
  9. Побудительные предложения
  10. Как автор может относиться к проблеме
  11. Как сформулировать позицию автора
  12. Найдем позицию автора вместе
  13. Текст о рябинке
  14. Текст о кузнеце Василии

Что такое авторская позиция?

Авторская позиция — это его взгляд на поднятую в тексте проблему. Другими словами, это основная мысль текста. Авторская позиция — это ответ на вопросы:

  • Что автор хотел сказать этим текстом?
  • Для чего автор нам  об этом рассказал?
  • О чем мы должны задуматься после прочтения текста?

Как выявить авторскую позицию?

В зависимости от темы текста авторскую позицию бывает сложно определить, а бывает и просто. Однако она есть всегда. Поднимая определенную проблему, автор так или иначе выражает к ней свое отношение. Все тексты на ЕГЭ достаточно просты в понимании. Если после первого прочтения теста позиция автора осталась неясной, перечитайте его еще раз. Возможно, вы просто отвлеклись от сути именно в том месте, где указано авторское отношение к проблемному вопросу.  Позиция автора в тексте может быть выражена двумя способами:

Выражена прямо

В этом случае отношение автора к проблемному вопросу прослеживается на протяжении всего текста и может быть сформулировано в конкретном предложении. С первых строк нам становится понятно, как автор относится к герою или его поступку,  или же в финале текста автор говорит о своем отношении к проблеме. Мы можем увидеть авторское отношение в конкретном предложении.

Выражена косвенно

Иногда авторское отношение трудно определить. Оно может крыться в каких-либо фразах, в отношении к герою других действующих лиц, в лексике автора текста. Если позицию определить трудно, обратите внимание на мелочи. В этом случае от вас потребуется умение видеть скрытый смысл, понимать иронию, расшифровывать сложные метафоры.

Подсказка

Обратите внимание на задание 26, в котором представлена рецензия на текст. Обычно в этом задании указано и отношение автора. Причем здесь же есть и средства, с помощью которых автор выражает свое отношение к проблеме. Эту рецензию можно взять на вооружение при написании авторской позиции. Но здесь нужно быть очень внимательным. Используйте эти сведения лишь в том случае, если вы уверены в правильности ответа на это задание.

Средства выражения отношения автора к проблеме

Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно  с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:

Оценочная лексика

С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.

Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.

Вводные слова

Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.

Средства выразительности

Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы. 

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).

Важно!

Вы должны не просто сказать, хорошо или плохо автор относится к проблеме. Исходя из того, какой была сформулированная проблема, нужно развернуто сказать о том, что думает автор по этому поводу, как бы поступил он, что советует сделать нам. 

Как автор может относиться к проблеме

Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:

  • Положительным – одобрение действий персонажа;
  • Отрицательным – несогласие с мыслями героя;
  • Нейтральным – автор не проявляет эмоций;
  • Скептическим – неверие автора в возможность изменения ситуации;
  • Двойственным – автор не смог определиться, хорошо это или плохо;
  • Ироническим – автор посмеивается над поступками героя;
  • Осуждающим –  автор осуждает героя.

В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.

Как сформулировать позицию автора

Не забывайте о том, что позиция автора – это ответ на вопрос, обозначенный в первом абзаце. Поэтому обязательно проверьте, соответствует ли сформулированная вами позиция автора поставленному вопросу. Если нет, значит вы неверно ее указали.

Используйте речевые шаблоны:

  • «…» — в этой фразе содержится позиция автора относительно затронутой проблемы.
  • Позиция автора выражена достаточно ясно и четко.
  • Автор текста убежден в том, что …
  • Решая актуальную для современного общества проблему, автор приходит к выводу о том, что…
  • Задача автора заключается в том, чтобы убедить читателя в …
  • «…» — это итог авторских размышлений по рассматриваемой проблеме.

Полезный совет

Сначала найдите позицию автора, то есть основную мысль текста, а затем уже формулируйте проблему. Это позволит не отклониться от основной задачи сочинения и удержать мысли в одном направлении. Если вы сначала сформулируете проблему, то потом можете найти авторскую позицию по другой, и записать ее, не задумавшись об уместности этой мысли в работе. Составьте на черновике кластер, содержащий следующие сведения:

Проблема

Примет 1  →   Пример 2

Позиция автора

Такая схема будет полезной при соединении своих мыслей в единое целое.

Найдем позицию автора вместе

Для нахождения авторской позиции предлагаем потренироваться на двух распространенных текстах из открытого банка заданий ЕГЭ.

Текст о рябинке

В тексте Н. Соколовой позиция автора не выражена явно, но все же она понятна. Уже само слово рябинка с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что автор пишет о дереве с участием, состраданием. Оно словно просит помощи у читателя. Финал текста заставляет нас задуматься о том, кто же виноват в гибели беззащитного дерева: «Виноватых нет. И рябинки тоже нет». Становится ясно, что автор хочет донести до читателя мысль о том, что природу нужно беречь. Судьба каждого деревца находится в руках человека. И лишь от человека зависит, будет природа процветать и радовать окружающих, или же будет уничтожена самими людьми. 

Текст о кузнеце Василии

В тексте Е. Чеширко представлен диалог кузнеца Василия и Смерти. Нежданная гостья застала кузнеца врасплох, и он не знал, как себя вести. Чтобы понять авторскую позицию, нужно проанализировать слова главных героев, в частности Смерти. «Это вы сделали меня такой!» — вырывается восклицание из уст Смерти упрек в сторону человека. Все реплики Смерти наполнены психологизмом. Она обвиняет людей в том, что ей приходится быть свидетелем гибели порой ни в чем не повинных существ. Автор хочет сказать, что люди должны задуматься над своим  поступками, перестать быть жестокими. 

Люди должны понять, что они сами виноваты во всех бедах, которые с ними приключаются. Люди должны перестать враждовать друг с другом, должны быть человечнее. Ведь дорога в рай давно заросла травой, потому что по ней давно никто не ходил.

Оказывается, что найти позицию автора не так и сложно. Изучение методических рекомендаций по этому вопросу развеет сомнения и недопонимание выпускников. Если вам была полезна прочитанная статья, оставьте комментарий. Если же вы в чем-то не разобрались, прочитав ее, тоже напишите нам. Удачи в творческом поиске!

В сочинении ЕГЭ в обязательном порядке должна быть сформулирована позиция автора, и сделать это необходимо правильно.

Формулировка авторской позиции — небольшая часть сочинения, но тесно соединена с формулировкой проблемы и комментарием проблемы .

Позиция автора

Из материалов этой статьи вы узнаете, что такое позиция автора, способы выражения авторской позиции, как найти авторскую позицию в текстах разных стилей и как правильно сформулировать позицию автора.

Содержание статьи

  • 1 Что такое позиция автора?
  • 2 Как найти позицию автора?
    • 2.1 1. Дедуктивный способ
    • 2.2 2. Индуктивный способ
  • 3 Способы выражения позиции автора
    • 3.1 В публицистическом тексте
  • 4 Как сформулировать позицию автора публицистического текста?
  • 5 Как сформулировать позицию автора художественного текста?
  • 6 Типовые конструкции для выражения авторской позиции
  • 7 Способы формулирования позиции автора
  • 8 Правила формулирования позиции автора

Что такое позиция автора?

Позицию автора нередко путают с проблемой текста, поэтому очень важно знать их характеристики и уметь отличать их друг от друга.

Основные отличия заключаются в том, что позиция автора является по сути ответом на какой либо вопрос, который автор ставит в своём тексте, а проблема — это один из поставленных автором вопросов (подробнее см. в статье «Что такое проблема текста?» ).

Позиция автора — это авторское отношение к теме или проблеме исходного текста, это мнение и выводы автора по затронутой им проблеме.

В тексте может быть несколько проблем, среди которых имеется основная.

По любой из проблем может быть сформулирована позиция автора.

Важно!

Позиция автора по основной проблеме, как правило, представляет собой основную мысль всего текста, т.е. основной авторский вывод и его отношение к проблеме, которые всегда совпадают с идеей текста.

Отношение автора к описываемой проблеме может быть положительным, отрицательным, осуждающим, неоднозначным, ироничным, двойственным, скептичным, юмористическим и другим. Это видно при внимательном чтении исходного текста во время поиска позиции автора.

Например:

В тексте №4 К.Г. Паустовского «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой… » в 64-м предложении автор пишет: «Он справедливо полагал, что таким путем даёт толчок развитию вашего воображения».

Слово «справедливо» указывает на положительное отношение автора к описанному пути влияния учителя на формирование личности учеников.

А в тексте №16 А.Г. Алексина «Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» осуждающее отношение к поступкам героя написано в 38-39 предложениях: «Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма.

Данные примеры дают понять, что нужно внимательно читать текст, так как нахождение авторской позиции часто представляет сложность для учеников.

Как найти позицию автора?

Для того чтобы правильно найти авторскую позицию, используют следующие вопросы:

  1. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  2. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию поступки героев?

Ответы на эти вопросы и будут авторской позицией.

Чтобы получить эти ответы, важно особенно внимательно прочитать начало и конец экзаменационного текста, так как чаще всего основная мысль текста, а следовательно, и позиция автора находятся либо в вначале, либо в конце исходного текста.

1. Дедуктивный способ

Основная мысль может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.

Например:

В тексте №7 К.Г.Паустовского «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох… » позиция автора по проблеме смены эпох в жизни человечества заявлена в самом начале текста (предложения 1-4): «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле. Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества».

2. Индуктивный способ

Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

Например:

В тексте №4 К.Г.Паустовского «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой… » позиция автора по проблеме роли воображения в жизни человека выражена в конце текста (предложения 66-68): «... человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».

Важно!

Нельзя отождествлять «я» автора исходного текста с «я» рассказчика (героя текста). Герой-рассказчик (персонаж исходного текста) является посредником между миром произведения, автором и читателем.

Он не всегда выражает авторское мнение, более того, его взгляд на мир может резко отличаться от позиции автора исходного текста.

Чтобы не допускать ошибок в определении позиции автора, необходимо знать способы выражения авторской позиции.

Способы выражения позиции автора

В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:

  • прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
  • косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.

Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:

  1. определение типа и стиля речи исходного текста;
  2. выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.

Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности.

Внимание!

Экзаменационный текст может быть либо публицистическим, либо художественным.

В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.

Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).

В публицистическом тексте

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.

В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:

  • название текста (если есть);
  • отдельные предложения в тексте;
  • различные аргументы, факты.

Например:

В тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

Важно!

Бывают публицистические тексты, включённые в экзаменационный материал, где повествование ведётся от третьего лица.

Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.

Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в тексте №15 В. А. Каверина «Почти невозможно было представить себе, что лишь неделю назад он защищал диссертацию…» .

Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.

В художественном тексте

В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.

Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:

  • риторические вопросы;
  • порядок слов в предложении;
  • лексические повторы;
  • оценочная лексика;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

Например:

В тексте №14 Б. Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».

После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.

Как сформулировать позицию автора публицистического текста?

Позиция автора проявляется прежде всего в его отношении к изображаемым им явлениям, событиям, героям и их поступкам.

Авторская позиция в публицистическом тексте обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить.

Внимание!

Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами, так как выпускник должен показать умение анализировать предложенный на экзамене текст, а не пересказывать его.

Поэтому при формулировании позиции автора можно использовать те же способы отсылки к тексту, что и при комментировании проблемы .

Например:

В сочинении по тексту №7 К.Г.Паустовского «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох…» позицию автора по проблеме смены эпох в жизни человечества, исходя из содержания 1-4 предложений исходного текста, где прямо выражена позиция автора, можно сформулировать следующим образом: «По мнению автора, смену эпох определяют великие события, среди которых первый полёт человека в космос (предложения 1-4)».

Как уже говорилось выше, в отличие от публицистического текста в художественном произведении позиция автора может быть не заявлена прямо, поэтому для формулирования авторской позиции в художественном тексте необходим другой подход.

Как сформулировать позицию автора художественного текста?

Для того чтобы грамотно сформулировать авторскую позицию в художественном тексте, нужно сначала обратить внимание на особенности художественного повествования.

Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно при формулировании позиции автора сказать об этом.

Например:

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания.

(Описание позиции автора по тексту №17 К. Г. Паустовского «Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север…» ).

Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, в таких случаях позицию автора определить трудно.

Для определения позиции автора в подобном тексте, можно основываться на размышлениях о том, что представляет собой герой рассказа, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с точки зрения выпускника, неправильно, то, возможно, автор думает точно так же.

Другими словами, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком (персонажем исходного текста).

Например:

«Решая проблему честолюбия маленького человека, А.П.Чехов использует ярко сатирическую характеристику поведения героя. Ему смешно, но и одновременно грустно сознавать, как человек, учитель, не гнушается обмануть людей только ради того, чтобы в их глазах казаться значительнее, чем он есть на самом деле. » (Описание позиции автора по тексту №29 А. П. Чехова «Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым…» ).

Важно!

При формулировании позиции автора выпускник может воспользоваться готовыми типовыми конструкциями.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

В русском языке есть большой набор различных типовых конструкций для выражения позиции автора.

Используя их, выпускник покажет не только умение видеть и формулировать позицию автора по проблеме текста, но и умение использовать в своей речи разнообразие грамматического строя речи (критерий 6 «Точность и выразительность речи» см. в статье «Требования к сочинению ЕГЭ»).

Поэтому при формулировании позиции автора можно использовать следующие словосочетания:

Автор считает, что…

Автор утверждает, что…

Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что …

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Задача автора – убедить читателей в том, что…

Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора очевидна: …

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.

Утверждение автора, что… , бесспорно

Справедливость высказанных автором суждений несомненна

Резкая категоричность автора вызвана тем, что…

Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …

На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.

Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …

Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…

Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.

Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…

Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …

Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…

Автор с сожалением говорит о том, что…

Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения…

При использовании данных типовых конструкций необходимо знать и помнить способы формулирования позиции автора.

Способы формулирования позиции автора

Чтобы получить максимальный балл за верно сформулированную позицию автора по проблеме исходного текста, выпускник может воспользоваться одним из способов формулирования позиции автора.

Важно!

Способы формулирования авторской позиции и способы выражения авторской позиции в исходном тексте — это не одно и то же! И их необходимо уметь отличать друг от друга!

Каждый автор в своем произведении использует наиболее подходящий способ выражения своей позиции, где он прямо или косвенно выражает свою точку зрения по затрагиваемой проблеме.

Выпускник является автором своего сочинения, поэтому он может на свое усмотрение использовать тот или и ной способ формулирования позиции автора исходного текста, представленного ему на ЕГЭ.

Внимание!

Способы формулирования позиции автора похожи на способы отсылки к тексту, и их необходимо уметь различать. (см. статью «Как писать комментарий проблемы текста?»).

Позицию автора в сочинении ЕГЭ можно сформулировать следующими способами:

а) написать её своими словами;

Например:

«Автору важно убедить читателя в том, что люди, изучающие различные науки, для того чтобы стать специалистами своего дела, должны добросовестно изучать нужные предметы, быть ответственными за свои знания». (Описание позиции автора по тексту №36 А. П. Чехова «Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет… » ).

б) кратко пересказать содержание той части текста, в которой авторская позиция выражена прямо;

Например:

«Позиция автора очевидна: книги воспитывают людей. Человек, который не любит книгу, по мнению автора, несчастен, так как, несмотря на полную событиями жизнь, он лишён читательского опыта: сопереживания прочитанному». (Описание позиции автора по тексту №31 Е. А. Евтушенко «Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт… » ).

в) указать номера предложений, где даётся позиция автора;

Например:

«К. И. Чуковский считает, что общественность должна понять: можно и нужно бороться за совершенствование культуры русского языка (предложение 36)» (Описание позиции автора по тексту №26 К. И. Чуковского «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять… » ).

г) процитировать исходный текст.

Например:

«Поэтому я полностью поддерживаю позицию В.В. Быкова: «Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме»». (Описание позиции автора по тексту №34 В. В. Быкова «В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина… » ).

Важно!

Как уже было сказано выше, выпускник может использовать любой способ, главное – соблюдать правила формулирования позиции автора.

Правила формулирования позиции автора

Для грамотного формулирования позиции автора необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. При формулировании авторской позиции желательно избегать сложных синтаксических конструкций и образных выражений.
  2. При цитировании исходного текста нужно подбирать предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно, если это возможно.
  3. Важно обращать внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это средства выражения авторской позиции.
  4. Формулировку позиции автора необходимо выделять отдельным абзацем сочинения

Объём формулировки позиции автора в сочинении ЕГЭ: 1-3 предложения.

После формулирования позиции автора необходимо выразить своё отношение к ней (согласие или несогласие) и обосновать его.
О том, как сформулировать своё мнение по проблеме и отношение к авторской позиции читайте в статье «Собственное мнение выпускника по проблеме текста».

Позиция автора — это вывод, к которому
приходит автор, раздумывая над какой-либо
проблемой.

Если проблема
текста формулируется в виде вопроса,
то позиция автора — это ответ на вопрос,
поставленный в тексте. Для того чтобы
выявить позицию автора, постарайтесь
ответить на следующие вопросы: «Что
хотел сказать своим читателям автор,
создавая текст?», «Как автор оценивает
описываемую конкретную ситуацию,
поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной,
когда в тексте дается прямая оценка
описанных фактов, событий, звучит призыв
к читателю. Но нередко бывает, что позиция
автора прямо не выражена. Тогда ее
выявление требует умения видеть скры­тый
смысл, понимать иронию, раскрывать
слож­ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в
разграничении позиции автора и
героя-рассказчика. Заметим, что если
герой совершает дурные поступки или
высказывает мысли, противоречащие
общепри­знанным нормам морали, то
автор скорее всего не одобряет такого
героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут
ти­повые конструкции:

Позиция
автора такова:…

Автор считает,
что…

Автор стремится
донести до читателя мысль о том, что…

Автор
убеждает нас в том, что…

В
тексте доказывается мысль о том, что…
,

Основная
мысль текста заключается в том, что…

Хотя позиция
автора не выражена явно, ло­гика текста
убеждает читателя в том, что…

Следует
помнить, что в любом случае коммен­тарий
должен осуществляться с опорой на
прочи­танный текст.

Конкретизировать
содержание комментария можно с помощью
следующих вопросов:

  • Как, на каком
    материале автор раскрывает проб­лему?

  • На чем заостряет
    внимание?

  • Какие аспекты
    проблемы рассматриваются в тексте?

  • Какие эмоции
    автора выражены в тексте?

  • Как выражено
    отношение автора к изображае­мому?

  • Какие средства
    выразительности помогают выя­вить
    авторское отношение к проблеме?

  • Комментарий
    представляет собой логический переход
    от формулировки проблемы к изложению
    авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы
отличить комментарий от пересказа,
нуж­но помнить следующее. Пересказывая,
мы говорим о том, что делают герои, а
комментируя, мы гово­рим о том, что
делает автор.

Позиция автора
публицистического текста обычно
выявляется довольно просто. Значительно
труднее определить авторскую точку
зрения художественного текста. И тут
на помощь придёт хорошее знание
изобразительно-выразительных средств
речи, так как именно через их анализ мы
можем определить отношение автора к
своим героям, к заявленной им проблеме.

Можно написать:

«Невозможно
не согласиться с точкой зрения автора
на (указываем проблему)»

Если
ты не согласен с авторской позицией,
выражай своё несогласие очень корректно.
Например так: «При
всём моём уважении к авторской точке
зрения. (или к мыслям
NN
о …), я всё-таки позволю себе высказать
собственное видение этой проблемы (или
я попытаюсь опровергнуть его мнение).»

Комментируя
авторскую позиции, можно воспользоваться
и такими оборотами:

Автор


посвящает свою статью;


полемически заостряет проблему;


эмоционально воздействует на читателя;


делает читателя своим союзником;


образно воссоздаёт картину происходящего
(изображаемого);


раскрывает сущность поставленных
проблем;


точно формулирует мысль;


заставляет читателя задуматься над
проблемой;


показывает злободневность рассматриваемой
им проблемы;


пытается найти причины негативных
(позитивных) явлений;


убеждает читателя в правоте своей
позиции;


пытается найти в читателе единомышленника;


ставит ряд нравственных вопросов,
требующих немедленного разрешения;


пишет интересно и ново о старых проблемах;


говорит с тревогой о наболевших проблемах;


открыто заявляет о своей гражданской
позиции по отношению к …

Соседние файлы в папке pomoshh-po-sochineniyu

  • #
  • #
  • #
  • #

 Способы выявления авторской позиции в текстах ЕГЭ  Подготовила: Большакова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Таттинский лицей имени А.Е.Мординова»

Способы выявления авторской позиции в текстах ЕГЭ

Подготовила:

Большакова Мария Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Таттинский лицей имени А.Е.Мординова»

     27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Формулировка задания 27

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка задания 27

Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст,  сформулировать проблему, поставленную автором текста,  создать развёрнутый комментарий, включив в него два примера- иллюстрации из текста, пояснив значение каждого из них и указав смысловую связь между ними, проанализировать ее выявить авторскую позицию по проблеме исходного текста,  выразить своё отношение к позиции автора и обосновать свою точку зрения (= аргументировать её) Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:  критерии оценивания сочинения-рассуждения (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);  план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению творческого задания.

Что требуется от учеников:

  • проанализировать предложенный текст, 
  • сформулировать проблему, поставленную автором текста, 
  • создать развёрнутый комментарий, включив в него два примера- иллюстрации из текста, пояснив значение каждого из них и указав смысловую связь между ними, проанализировать ее
  • выявить авторскую позицию по проблеме исходного текста, 
  • выразить своё отношение к позиции автора и обосновать свою точку зрения (= аргументировать её)

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

  • критерии оценивания сочинения-рассуждения (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);
  • план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований,

предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению творческого задания.

 Критерии оценивания ответа на задание 27  Содержание сочинения:  К1 Формулировка проблем исходного текста К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К3 Отражение позиции автора исходного текста К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения К6 Точность и выразительность речи К7 Соблюдение орфографических норм К8 Соблюдение пунктуационных норм К9 Соблюдение грамматических норм К10 Соблюдение речевых норм К11 Соблюдение этических норм К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) - 25

Критерии оценивания ответа на задание 27

Содержание сочинения:

К1 Формулировка проблем исходного текста

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

К3 Отражение позиции автора исходного текста

К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

К6 Точность и выразительность речи

К7 Соблюдение орфографических норм

К8 Соблюдение пунктуационных норм

К9 Соблюдение грамматических норм

К10 Соблюдение речевых норм

К11 Соблюдение этических норм

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) — 25

ЗА ЧТО МОЖНО ПОТЕРЯТЬ БАЛЛЫ ПО КРИТЕРИЯМ если  не приведены  примеры- иллюстрации из текста; если пояснение дано  только к одному аргументу (или вообще нет пояснений) ; если  проанализирована, но не указана  (или указана неверно) смысловая связь между аргументами; если  указана, но не проанализирована  смысловая связь между аргументами; если есть фактические ошибки в понимании текста; если  позиция автора  исходного текста сформулирована неверно; если отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста  не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме. если допущены ошибки в речевом оформлении; если допущены орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; если не соблюдены этические нормы.

ЗА ЧТО МОЖНО ПОТЕРЯТЬ БАЛЛЫ ПО КРИТЕРИЯМ

  • если  не приведены  примеры- иллюстрации из текста;
  • если пояснение дано  только к одному аргументу (или вообще нет пояснений) ;
  • если  проанализирована, но не указана  (или указана неверно) смысловая связь между аргументами;
  • если  указана, но не проанализирована  смысловая связь между аргументами;
  • если есть фактические ошибки в понимании текста;
  • если  позиция автора  исходного текста сформулирована неверно;
  • если отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста  не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме.
  • если допущены ошибки в речевом оформлении;
  • если допущены орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • если не соблюдены этические нормы.

Критерий 3. Авторская позиция Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. Авторская позиция - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор. Проблема и позиция автора тесно связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Критерий 3. Авторская позиция

  • Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
  • Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.
  • Проблема и позиция автора тесно связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Определение позиции автора – это этап работы с текстом, который является смысловым центром и основой всего сочинения. Понимание выраженной в тексте основной идеи –это главный результат осмысления речи. Ключ к сочинению-позиция автора .  Типовые конструкции для выражения авторской позиции «Позиция автора такова: …» «Автор приходит к следующему выводу: …» «Позиция автора заключается в том, что …» «Автор подводит читателя к выводу о том, что …» «Автор убеждает нас в том, что….» Формулируя позицию автора, не забывайте о её связи с проблемой: Позиция автора = проблема + авторская оценка

Определение позиции автора – это этап работы с текстом, который является смысловым центром и основой всего сочинения. Понимание выраженной в тексте основной идеи –это главный результат осмысления речи. Ключ к сочинению-позиция автора .

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

«Позиция автора такова: …»

«Автор приходит к следующему выводу: …»

«Позиция автора заключается в том, что …»

«Автор подводит читателя к выводу о том, что …»

«Автор убеждает нас в том, что….»

Формулируя позицию автора, не забывайте о её связи с проблемой:

Позиция автора = проблема + авторская оценка

Авторская позиция и способы её выражения Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Авторская позиция проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Читая текст нужно обратить внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения. Прямая (в отдельных предложениях, обращениях к читателю) Косвенная (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств) Способы выражения косвенной авторской позиции  Ключевые слова Средства выразительности текста Художественная деталь

Авторская позиция и способы её выражения

  • Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Авторская позиция проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Читая текст нужно обратить внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

Прямая (в отдельных предложениях, обращениях к читателю)

Косвенная (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств)

Способы выражения косвенной авторской позиции

Ключевые слова

Средства выразительности текста

Художественная деталь

Что требуется от учеников : адекватно воспринять позицию автора, что возможно только в том случае, если вы верно поняли проблему. Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на этот вопрос и будет позицией автора. Позиция автора – это его отношение к поставленной им же проблеме.  Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же. Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенным образом.

Что требуется от учеников :

  • адекватно воспринять позицию автора, что возможно только в том случае, если вы верно поняли проблему.
  • Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на этот вопрос и будет позицией автора.
  • Позиция автора – это его отношение к поставленной им же проблеме.
  • Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.
  • Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенным образом.

Сформулируйте авторскую позицию, подчеркнув ключевые слова (9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. (25)Разве не добром согревается наш мир? (14) В нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям… (17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. (26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? 27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!

Сформулируйте авторскую позицию, подчеркнув ключевые слова

(9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь.

(25)Разве не добром согревается наш мир?

(14) В нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям…

(17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви.

(26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца?

27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!

Отношение автора к поднятой им проблеме Позитивным (положительным) Негативным (отрицательным) Нейтральным Двойственным

Отношение автора к поднятой им проблеме

  • Позитивным (положительным)
  • Негативным (отрицательным)
  • Нейтральным
  • Двойственным

Настроение автора Ироничным Саркастичным Грустным Радостным Пессимистичным Оптимистичным

Настроение автора

  • Ироничным
  • Саркастичным
  • Грустным
  • Радостным
  • Пессимистичным
  • Оптимистичным

Средства выразительности Особые группы слов синонимы антонимы архаизмы неологизмы

Средства выразительности

Особые группы слов

  • синонимы
  • антонимы
  • архаизмы
  • неологизмы

Средства выразительности Тропы  (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимия, метафора, аллегория, символ, ирония, гипербола, литота, олицетворение, овеществление, метафора) Стилистические фигуры ( риторические вопросы, обращения, восклицания, рефрен, анафора, эпифора, градация, антитеза, эллиптические предложения, инвектива, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, синтаксический параллелизм, инверсия)

Средства выразительности

  • Тропы (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимия, метафора, аллегория, символ, ирония, гипербола, литота, олицетворение, овеществление, метафора)
  • Стилистические фигуры ( риторические вопросы, обращения, восклицания, рефрен, анафора, эпифора, градация, антитеза, эллиптические предложения, инвектива, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, синтаксический параллелизм, инверсия)

Анализ текста (Л.Н. Толстой «Война и мир» т.II, ч.3, гл.1 эпизод «Дуб») Вопросы: Сформулируйте тему эпизода Выделите микротемы Найдите ключевые слова текста, определите смысловые отношения 2-х групп слов Какие выразительные средства использованы автором при описании дуба? Какими выразительными средствами передано эмоциональное пространство текста? Какой прием в раскрытии характера князя Андрея использует Л.Н.Толстой? Почему? Как вы бы определили проблему, поднятую автором? Какова позиция автора и каковы способы выражения авторской позиции?

Анализ текста (Л.Н. Толстой «Война и мир» т.II, ч.3, гл.1 эпизод «Дуб»)

Вопросы:

  • Сформулируйте тему эпизода
  • Выделите микротемы
  • Найдите ключевые слова текста, определите смысловые отношения 2-х групп слов
  • Какие выразительные средства использованы автором при описании дуба?
  • Какими выразительными средствами передано эмоциональное пространство текста?
  • Какой прием в раскрытии характера князя Андрея использует Л.Н.Толстой? Почему?
  • Как вы бы определили проблему, поднятую автором?
  • Какова позиция автора и каковы способы выражения авторской позиции?

Модель ответа Тема- старый дуб Микротемы (описание старого дуба, «монолог дуба», размышления князя Андрея) Ключевые слова: весна, любовь, счастье  и  обман, жизнь . Слова 2-х групп- контекстуальные антонимы, определяющие разное смысловое наполнение жизни человека Сравнение дуба с «уродом», которое дополнено эпитетами «старым, сердитым и презрительным», метафора «старые болячки», олицетворение «корявые руки и пальцы», «стоял, хмурясь», «не хотел подчиняться обаянию весны», аллегория; антитеза весенних образов и дуба Эмоциональное пространство наполнено интонацией иронии и разочарования в жизни, которую передают восклицательные предложения ( носят характер риторических восклицаний) Психологический параллелизм Проблема преждевременной старости души. Как человеку, испытавшему потери, найти вдохновение и счастье для жизни? Авторская позиция однозначна: если душа пуста, то человек мертв. Позиция автора косвенная, передана аллегорично через яркий образ уродливого дуба

Модель ответа

  • Тема- старый дуб
  • Микротемы (описание старого дуба, «монолог дуба», размышления князя Андрея)
  • Ключевые слова: весна, любовь, счастье и обман, жизнь . Слова 2-х групп- контекстуальные антонимы, определяющие разное смысловое наполнение жизни человека
  • Сравнение дуба с «уродом», которое дополнено эпитетами «старым, сердитым и презрительным», метафора «старые болячки», олицетворение «корявые руки и пальцы», «стоял, хмурясь», «не хотел подчиняться обаянию весны», аллегория; антитеза весенних образов и дуба
  • Эмоциональное пространство наполнено интонацией иронии и разочарования в жизни, которую передают восклицательные предложения ( носят характер риторических восклицаний)
  • Психологический параллелизм
  • Проблема преждевременной старости души. Как человеку, испытавшему потери, найти вдохновение и счастье для жизни?
  • Авторская позиция однозначна: если душа пуста, то человек мертв. Позиция автора косвенная, передана аллегорично через яркий образ уродливого дуба

Авторская позиция в художественном тексте В художественном тексте позиция автора не выражена прямо. Читая художественные тексты необходимо обратить внимание на речь, портрет и на поступки героя. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы: Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя? Как относятся к герою окружающие его персонажи? Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения? Согласен автор с героем или нет? Автор осуждает или одобряет поведение героя? Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Авторская позиция в художественном тексте

В художественном тексте позиция автора не выражена прямо. Читая художественные тексты необходимо обратить внимание на речь, портрет и на поступки героя. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

  • Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
  • Как относятся к герою окружающие его персонажи?
  • Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения?
  • Согласен автор с героем или нет?
  • Автор осуждает или одобряет поведение героя?
  • Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Анализ текста ЕГЭ (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

  • (1)Вошедший в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (2)Все было залито светом… (3) Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. (4)Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдумнно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге.(5)Другой род мужчин состовляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. (6)Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зеленого стола для висты. (7)Лица у них были полные и круглые, ..волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «черт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. (8) Это были почтенные чиновники в городе. (9) Увы! толстые умеют лучше обделывать дела свои, нежели тоненькие. (10)Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, врздушно и надежно. (11)Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надежно, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. (12)Наружного блеска они не любят; у них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благадать Божия. (13) У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя дены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. (14)Наконец толстый, прослуживший Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, переберается и делается помещиком, славным русским барином, хлебослом, и живет, и хорошо живет. (15)А после него опять тоненькие наследники спускаются, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. (16) Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствие этого было то, что он наконец присоединился к толстым .

Модель ответа Вопросы: Просим детей описать чиновников.  Как, на ваш взгляд, автор относится к ним?  Как вы определили авторскую оценку? Ученики видят противопоставление двух типов чиновников, но не сразу замечают равно ироничного отношения к ним автора, представленное читателю через сатирически изображенного героя. Некоторые ученики поддаются отождествить оценки автора и персонажа — Чичикова. Учениками выявляют отношения автора и характеристик, которые дает главный герой поэмы: «тонкие» чиновники несерьезны, а вот «толстые» надежны и основательны. Чичикову ближе вторые, поскольку они добились заметных результатов на ниве приобретения и приращения земных благ. Но если не заметить авторской иронии, то ученик так и не определит основной мысли представленного для анализа фрагмента: автор сатирически высмеивает низменность стремлений и низкость целей российских чиновников, с горькой усмешкой говорит об их карьере и судьбе.

Модель ответа

Вопросы:

Просим детей описать чиновников.

Как, на ваш взгляд, автор относится к ним?

Как вы определили авторскую оценку?

Ученики видят противопоставление двух типов чиновников, но не сразу замечают равно ироничного отношения к ним автора, представленное читателю через сатирически изображенного героя. Некоторые ученики поддаются отождествить оценки автора и персонажа — Чичикова. Учениками выявляют отношения автора и характеристик, которые дает главный герой поэмы: «тонкие» чиновники несерьезны, а вот «толстые» надежны и основательны. Чичикову ближе вторые, поскольку они добились заметных результатов на ниве приобретения и приращения земных благ. Но если не заметить авторской иронии, то ученик так и не определит основной мысли представленного для анализа фрагмента: автор сатирически высмеивает низменность стремлений и низкость целей российских чиновников, с горькой усмешкой говорит об их карьере и судьбе.

Анализ текста В.П.Аксенова «Мы учились с ним…»

(1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далёком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвёртом классе в 43-м году. (3)Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и тёмно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4)Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5)Всё же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат. (6)Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня её. (9)Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса.

(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12)Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо. (13)Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.

(14)Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.

(15) – Давай, – говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.

(16) – Давай, – говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак.

(17)Я приходил домой, и мы с младшей сестрёнкой ждали тётю. (18)Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19)Иногда она ничего не приносила. (20)Однажды она сказала мне:

– Нина приносит завтраки, а ты нет. (21)Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.

(22)Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи? (25)Насекомыми, червяками, воздухом? (26)Им хорошо. (27)А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?

( 30)Всю ночь тётя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.

(32)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

(34) – На, смелей, кусни!

(35)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.

Модель ответа

История о ежедневном отстаивании мальчиком в голодное военное время своих булочек от посягательств хулиганов — это не повествование о необходимости сохранения частной собственности, а размышление о самоуважении, о защите своего достоинства в любых обстоятельствах.

На первом этапе работы ученикам предлагается установить время действия, сущность происходящих событий. На втором этапе ученики раскрывают отношение автора к событиям и персонажам . Необходимо установить — повествование ведется от лица персонажа, выражающего авторский взгляд. На третьем этапе рассмотрены стилистические средства , позволяющие понять текст. Это прежде всего череда антитез, противопоставляющих а) главного персонажа его врагам, б) его же тем, кто не сдается, а сопротивляется, в) состояние мальчика «до» и «после» принятого решения отстаивать свою самостоятельность. Значима также метафора , позволяющая включить ситуацию в контекст времени: Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками. Все, как могли, воевали. Тетя приходила с работы поздно: Всю ночь тётя стирала. Ей было трудно, но она стирала, чтобы члены ее семьи ходили в чистом, сохраняя человеческое достоинство. И это тоже вклад в победу. Существенен также эпизод, в котором мальчик проводит параллель между человеком и животными, что, наряду с другими факторами, подталкивает героя к принятию решения изменить жизнь.

Текст В.П.Астафьева «На закате дня»

(1)На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. (2)На одной со мною скамье вольно расположились три девицы , бравшие впереди меня билеты. (3)Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

(4)Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. (5)Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. (6)Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.

(7)По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.

(8)Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. (9)Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. (10)Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. (11)Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.

( 12)Одна девица домучила мороженое , скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая , лениво потянулась , забросив руки за спинку скамьи. (13)Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?

(14)Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

(15)— Тетенька подметает, а вы сорите. (16)Как нехорошо!

(17)—  Ой, дурак! Дурак!  — тыча в него пальцами, оживились девицы .

(18)Лицо мальчика дрогнуло. (19)Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

(20)Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. (21) Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

(22)— Девушки! (23)Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

(24)— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

(25)— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. — ( 26)И безбожно засластил пилюлю: — (27)По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

(28)— А-а! — согласились девицы и обмякли . ( 29)Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах . (30)Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:

(31)— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — (32)Если выпили, так не вяжитесь к людям! (33)Пошли отсюда, девочки! — (34)И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз : — ( 35)Бр-родят тут всякие! (36)З-заразы!..

(37)Я сидел, обняв чехол с удочками. (38)На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. (39)Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

Анализ текста Вопросы: Каков стиль прочитанного текста? Какова проблема исходного текста? Можем ли мы найти в тексте прямое указание на позицию автора к поднятой им проблеме? Какую тональность выбирает писатель при описании «девиц»? Какими средствами это достигается? Как меняется тон писателя, когда он говорит о женщине с мальчиком? Каков, на ваш взгляд, смысл противопоставления героев рассказа «На закате дня» с точки зрения оценки автора?  Как, на ваш взгляд, помогает понять отношение автора к изображаемому диалог рассказчика с «девицами»?

Анализ текста

Вопросы:

  • Каков стиль прочитанного текста?
  • Какова проблема исходного текста?
  • Можем ли мы найти в тексте прямое указание на позицию автора к поднятой им проблеме?
  • Какую тональность выбирает писатель при описании «девиц»? Какими средствами это достигается?
  • Как меняется тон писателя, когда он говорит о женщине с мальчиком?
  • Каков, на ваш взгляд, смысл противопоставления героев рассказа «На закате дня» с точки зрения оценки автора?
  • Как, на ваш взгляд, помогает понять отношение автора к изображаемому диалог рассказчика с «девицами»?

Модель ответа

Для того чтобы определить позицию автора, идею текста, посмотрим, как она нашла воплощение в тексте, рассмотрим портретную, поведенческую характеристику героев рассказа, заполнив таблицу.

Детали, характеризующие «девиц»

Детали, характеризующие женщину, убирающие на пристани, и мальчика

Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили.

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина…

… всем улыбающийся опрятный мальчик…

Они неторопливо…нехотя потребляли мороженое.

Одна девица домучила мороженое её под ноги, скомкала обёртку, небрежно швырнула…, лениво потянулась…

Мальчик, судя по всему когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери…

… старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку.

Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая…, …чего ещё выкушать?

Тыча в него пальцами, оживились девицы.

Женщина… что-то ему тихо выговаривала…, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.

… Мальчик…укоризненно сказал…

Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу…

— Гражданин! – зыкнула она ломающимся басом.

Женщина…ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой – перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни.

И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз.

  • Художественный.
  • Отношение общества к людям умственно и физически неполноценным;

3.проблема милосердия, толерантности.

4. Позиция автора выражена косвенно

5. В.П.Астафьев описывает героинь с иронией, это выражается в том, что он называет их «девицами».

— Он подбирает оценочные эпитеты: « вальяжной томностью», « тяжёлый взгляд сытых глаз».

— Через поведение, внешние проявления показывает бездушие героинь.

— В их поведении подчеркивает душевную пустоту.

— Даже в выборе глаголов, характеризующих действия девиц, чувствуется скептическое отношение автора к девушкам: мороженое «потребляли», «домучила»; «скуксились»; «зыкнула», «обрушила».

6. Его чувства к женщине и мальчику контрастно по отношению к девушкам.

В.П.Астафьев абсолютно серьёзен в описании женщины с мальчиком. Чувствуется его бережное, сочувственное, трогательное отношение к душевно больному ребенку. В изображении героев этого рассказа писатель использует антитезу: в описании девушек мы считываем осуждение их бесчувственности, грубости, в описании же женщины и мальчика – грустное сопереживание, уважение.

7. В.П.Астафьев таким образом выражает свое отношение к героям, осуждая поведение «трех девиц» по отношению к мальчику, который вызывает явную симпатию писателя, несмотря на свою душевное нездоровье. «Девицы» в своей бездуховности кажутся, благодаря авторской оценке, более ущербными, нежели больной ребёнок, подкупающий своим добродушием.

8. После того как предположение рассказчика о том, что девушки приезжали поступать в педучилище, оказалось верным, в его словах звучит саркастическая насмешка: «По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги».

-После этой остроты наигранное «благодушие» слетело с девиц, вылилось в неприкрытую грубость.

— Автор, как мне кажется, опечален тем, что встреченные им на пристани невоспитанные, бестактные, хамоватые девушки — будущие педагоги, ведь подобное поведение противоречит самой идее педагогики, одной из самых гуманных областей человеческой деятельности.

Типичные ошибки при формулировании авторской позиции  Ошибка Что нужно знать Авторская позиция не сформулирована В этом случае в вашем сочинении будет отсутствовать аргументационная часть. Авторская позиция «размыта», неточна Авторская позиция – это ответ на поставленный автором вопрос. Необходимо ещё раз вдуматься в смысл сформулированной проблемы. Позиция автора заменена цитатой Формулировать позицию автора лучше своими словами : не во всяком тексте можно найти чётко сформулированную позицию автора. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении В начале сочинения ученик формулирует одну проблему, позиция автора связана с другой.

Типичные ошибки при формулировании авторской позиции

Ошибка

Что нужно знать

Авторская позиция не сформулирована

В этом случае в вашем сочинении будет отсутствовать аргументационная часть.

Авторская позиция «размыта», неточна

Авторская позиция – это ответ на поставленный автором вопрос. Необходимо ещё раз вдуматься в смысл сформулированной проблемы.

Позиция автора заменена цитатой

Формулировать позицию автора лучше своими словами : не во всяком тексте можно найти чётко сформулированную позицию автора.

Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении

В начале сочинения ученик формулирует одну проблему, позиция автора связана с другой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить декларацию за 2018 год
  • Как найти черную кобру
  • Как найти расценки по электромонтажным
  • Колин ферт как она нашла меня
  • Как найти предлог в предложении примеры