Как можно найти проблему текста

Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из данной статьи.

Важная составляющая успешного сочинения на ЕГЭ — это правильное определение проблемы исходного текста.

При верно найденной проблеме проверяющий эксперт поставит баллы не только по первому критерию, но и по трём последующим.

Как найти проблему в тексте?

Содержание статьи

  • 1 Как определить проблему текста?
    • 1.1 Первый способ определения проблемы текста
    • 1.2 Второй способ определения проблемы текста
  • 2 Как найти проблему в публицистическом тексте
    • 2.1 Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
  • 3 Как найти проблему в художественном тексте
    • 3.1 Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
  • 4 Лайфхаки для определения проблем текста
    • 4.1 Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
    • 4.2 Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
    • 4.3 Использование рецензии для нахождения проблемы
    • 4.4 Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
  • 5 Заключение

Как определить проблему текста?

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.
  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

  • Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
  • Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
  • Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
  • Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

Важно помнить!

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Как найти проблему в публицистическом тексте

Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.

Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.

Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.

А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.

Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.

Проблема в публицистическом тексте выражается:

— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).

При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.

Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте

  1. Найдите и выделите ключевые слова в тексте.
  2. Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.
  3. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.

Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны («видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).

В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:

  1. Проблема участия детей в войне.
  2. Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.

Как найти проблему в художественном тексте

В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.

Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.

Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.

На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет.

— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).

— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).

Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализируйте поведение и речь героев.
  2. Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
  3. Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
  4. Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.

Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.

Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».

В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.

Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.

«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.

И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».

Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:

1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.

ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.

В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.

Лайфхаки для определения проблем текста

На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.

Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:

  • Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
  • Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
  • Использование рецензии для нахождения проблемы.
  • Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Подробное описание каждого приема смотрите ниже.

Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах

Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).

Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.

Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!

Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста

При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.

В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.

Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:

  1. Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
  2. Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
  3. У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
  4. Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
  5. Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.

Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.

Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.

Использование рецензии для нахождения проблемы

Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.

Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:

Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».

Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.

Проверка наличия в тексте вопросительных предложений

Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.

Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.

Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».

Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:

  1. Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
  2. Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?

Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.

Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.

Внимание!

Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.

Заключение

Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.

Как правильно написать формулировку проблемы и избежать ошибок , читайте в соответствующих статьях, также посмотрите всю рубрику «Как писать сочинение»

Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.

Методы определения проблемы сочинения ЕГЭ

Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?

Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.

Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.

Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.

Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.

Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.

Алгоритм определения проблемы в сочинении

Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.

  1. Перед тем как определить проблему сочинения ЕГЭ, стоит найти авторскую позицию. Это нравственное наставление автора, которое может быть написано прямо (в публицистическом тексте) или зашифровано в словах или мыслях героя-рассказчика (в художественном тексте). Чтобы его найти, следует выделить тему и все микротемы в тексте, а потом в их рамках сформулировать нравоучение, то есть авторскую позицию.
  2. От авторской позиции стоит задать специальный вопрос, то есть вопрос, требующий распространенного ответа, а не краткого «да» или «нет». Этот вопрос будет проблемой.
  3. Необходимо найти в тексте два примера, которые иллюстрируют переход от вопроса к авторской позиции, то есть помогают ответить на поставленный вопрос. Это докажет, что такая проблема автором действительно поднимается.

Как определить, какая проблема в сочинении ЕГЭ

Что нужно избегать при формулировке проблемы

Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.

Итак, в сочинении следует избегать:

  • общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
  • лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
  • определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
  • формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).

Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.

На чтение 7 мин Просмотров 35.7к.
Обновлено 13 июля, 2020

Проблема текста: как ее определить с примерами ЕГЭ по русскому языку — об этом наша статья. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку требует от выпускников написания творческой работы по предложенному тексту. Многих пугает этот вид работы, ведь сначала нужно найти проблему текста, затем прокомментировать ее, приведя два примера из прочитанного текста, не забыть написать несколько слов, устанавливающих взаимосвязь этих примеров, а еще найти авторскую позицию. Но, на самом деле, это проще, чем кажется. Главное в этом деле – усвоить несколько простых правил нахождения проблемы, а остальное станет очевидным само собой.

 Для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно уметь определить проблему текста. Она является ключом для успешного выполнения творческого задания. Неверно определенная проблема делает работу неполноценной, а выпускники теряют драгоценные баллы. Поэтому к вопросу нахождения проблемы в тексте нужно подойти крайне серьезно. 

Содержание

  1. Что такое проблема текста?
  2. Разновидности проблем
  3. Нравственные проблемы
  4. Эстетические проблемы
  5. Социальные проблемы
  6. Философские проблемы
  7. Политические проблемы
  8. Экологические проблемы
  9. Как найти проблему текста?
  10. Как сформулировать проблему?
  11. Определим проблему вместе

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника. 

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста. 

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция. 

Разновидности проблем

Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем. 

Нравственные проблемы

Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.

Примеры проблем:

  • Влияние любви на человека.
  • Что делает человека жестоким?
  • Долг и ответственность в жизни человека.
  • Причины одиночества человека.
  • Нуждаются ли старики в заботе?
  • Проблема нравственного выбора.
  • Истоки непонимания между отцами и детьми.

Эстетические проблемы

Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.

  • Роль красоты в жизни человека.
  • Важна ли внешняя красота?
  • Что делает душу красивой?
  • Роль чтения в жизни человека?
  • Эстетический вкус.
  • Нужен ли интернет школьнику?
  • Проблема восприятия искусства.

Социальные проблемы

Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.

Примеры проблем:

  • Социальная несправедливость.
  • Проблема экстремизма.
  • Место человека в обществе.
  • Влияние компьютера на человека.
  • Что может сплотить людей?
  • Толерантное отношение к окружающим.
  • Проблема воспитания.

Философские проблемы

Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.

Примеры проблем:

  • В чем заключается смысл жизни?
  • Роль мечты в жизни человека?
  • Что делает человека счастливым?
  • Что такое доброта?
  • Когда человек чувствует себя любимым?
  • Выбор жизненного пути.
  • Сила веры.

Политические проблемы

Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.

Примеры проблем:

  • Проблема взяточничества.
  • Ущемление человеческих прав.
  • Нужны ли реформы в государстве.
  • К чему может привести недовольство властью.
  • Роль политики в жизни человека.
  • Проблема бюрократизма.
  • Проблема международных конфликтов.
  • Как избежать политических конфликтов?

Экологические проблемы

Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.

Примеры проблем:

  • Нужно ли беречь природу?
  • Что может сделать человек для сохранения природы?
  • Место человека в природе.
  • Может ли природа повлиять на душу человека?
  • Ответственность за братьев наших меньших.
  • К чему может привести небрежное отношение к природе?
  • Природа как источник прекрасного.

Как найти проблему текста?

Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:

  1. Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
  2. Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
  3. Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
  4. Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.

Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три. На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:

  • Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
  • Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
  • Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.

Как сформулировать проблему?

Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац. Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:

  1. Сформулировать самостоятельно. Это можно сделать:
  2. с помощью вопроса (В чем заключается сила любви?);
  3. с помощью одного слова или словосочетания (проблема долга, проблема одинокой старости).
  4. Найти готовую формулировку в тексте. Иногда автор напрямую задает волнующий его вопрос. Если он присутствует в тексте, его можно обозначить следующим образом:
  5. либо процитировать («Почему чтение вытесняется телевидением?» — такой вопрос задает автор текста);
  6. либо указать номер предложения с проблемным вопросом (Проблема, волнующая автора, названа им в предложении 15).

Определим проблему вместе

Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:

  1. В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
  2. Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
  3. Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
  4. Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Ребята, если вы испытываете трудности при определении проблемы текста, который вам задал учитель, обращайтесь к нам. Мы не обещаем вам готовую проблему с комментарием. Но мы поможем разобраться с текстом и найти проблему. Пишите свои вопросы в комментариях, мы обязательно направим вас на верный путь.

Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа. 

Например:  Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние проблемы — это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль. 
Внешние проблемы — это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий? 

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.

1) В проблеме указывают авторскую позицию.  

Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам — МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

— отношение
— взаимоотношение
— воздействие
— взаимодействие
— влияние
— роль
— восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться…?
Как следует относиться…?
Почему важно +глагол…?
Почему нужно +глагол…?
Что такое +существительное…?
Для чего нужно…+глагол?
Для чего нужен (на, ны) …+существительное?
В чем причина…?
Какова роль… в жизни человека?
Что такое…?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо…?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)…?
Что значит …?

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

ГЛАВА 1

Проблема текста

Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме (см. с. 7).

Способы выявления проблемы

Выявление проблемы — это всегда процесс обобщения. Ваша задача — за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Помните о том, что факты, описываемые в тексте, — это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой — о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей — об истончении озонового слоя… Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, не вызывает затруднений.

Типы проблем

Философские

Социальные

Политические

Нравственные

Экологические

Эстетические

Самые общие вопросы развития общества, природы

Устройство и жизнь общества

Деятельность государственной власти

Духовная жизнь человека. взаимоотношения людей

Взаимодействие человека и окружающей среды

Восприятие человеком прекрасного

• смысл жизни

• познание

и самопознание

• свобода

и ответствен-

ность

• человек

и история

• человек

и культура

• социальная

справедливость/

несправедли-

вость

• создание правового государства

• соблюдение прав человека

• прогресс

и общество

• наука

и общество

• политика в жизни общества

• гражданское

общество

• демократия

• международные конфликты

• разоружение

•терроризм

• национализм

• шовинизм

• эгоизм и гуманизм

• доброта и жестокость

• духовность и бездуховность

• честь и бесчестье

• интеллигентность и хамство

• дружба и предательство

• любовь и ревность

• конфликт поколений (отцы и дети)

• взаимосвязь

человека и природы

• глобальная

экологическая

катастрофа

• потребительское отношение к природе

• экология культуры

• экология языка

• восприятие искусства

• воспитание эстетического вкуса

• духовность

в искусстве

• чтение,

роль книги

в жизни

‘человека

• массовая

культура, телевидение, Интернет

Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании личности. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные серым фоном фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину)

Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т. е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую — художественную — картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д., и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.

Предлагаем вам следующий алгоритм выявления проблемы художественного текста (см. с. 9).

Проанализируйте поступки, отношения, речь героев

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в эти поступках, отношениях

Определите, какие абстрактые существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство — равнодушие, чёрствость, эгоизм)

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.

Выявите основную мысль текста

Запишите её в виде законченного предложения

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Выбор одной проблемы из нескольких

Напомним, что вам предлагается сформулировать одну из проблем текста. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? По всей видимости, выбор должен определяться ответами на два вопроса:

Какая проблема находится в центре внимания автора?

К какой проблеме вам проще подобрать весомые обоснования (аргументы)?

Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.

Как сформулировать проблему?

Существует несколько способов формулирования проблемы.

Способы формулирования проблемы

Проблему можно

Способы формулирования проблемы

Проблему можно

сформулировать самостоятельно (своими словами)

В том случае, если проблему можно сформулировать кратко — одним словом или словосочетанием, подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:

Автор поднимает проблему совести.

Автор предлагает нам задуматься над проблемой отцов и детей.

В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений, например:

 Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

 Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?

процитировать

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» — таким вопросом начинает свой текст Д. С. Лихачёв.

указать номера предложений из текста

Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, томожно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

ВНИМАНИЕ!

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Типовые конструкции (клише)

для формулирования проблемы

Проблема (какая?)

сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?)

воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смыс ла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста поднимает проблему…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род.п.) посвящён проблеме…

Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Как [зачем, почему и т. д.)?.. Именно эта проблема привлекла внимание автора.

Что такое долг [честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

ЗАПОМНИТЕ!

• Проблема (чего?) смысла жизни.

• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

«Штампы — это примелькавшиеся, „надоевшие“ выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: „проходит красной нитъю“, „при голосовании поднялся лес рук“, „свет души“, „развернуть широким фронтом», „целиком и полностью»…

Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка»1.

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Анализ сочинений позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на этапе формулирования проблемы текста.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

1. Непонимание проблемы

Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. До-| вольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подогнать» I его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматри-1 вают в тексте такие вопросы, которые отдалённо связаны с проблематикой [ текста, однако находятся за пределами внимания автора.

2. Неумение сформулировать проблему

Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. 1 Попытайтесь использовать приведённые выше алгоритмы выявления про-1 блемы.

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда», «проблема человеческих отношений» и т. п. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора — это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключается 1 в том, что…», «Автор доказывает, что…»

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста!

Рассмотрим типичные ошибки при формулировании проблемы на примере фрагментов сочинений учащихся, написанных по тексту Н. Самвеляна.

История человечества — это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. (По Н. Самвеляну)

Типичные ошибки учащихся и комментарий эксперта к ним

Тип ошибки

Пример из сочинения

Комментарий эксперта

1. Непонимание проблемы

В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов.

Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки — невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.

2. Неумение сформулировать проблему

В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.

Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна), речевая ошибка — нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается проблема), грамматическая ошибка — «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…).

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.

Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохра пять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора.

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Проблема текста в том, что история человечества — это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескулътурным человеком.

Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 балл) ставится, если проблема понята и сформулирована правильно.

Если есть ошибки в понимании текста и, следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов. Обращаем ваше внимание на то, что, получив 0 баллов по критерию К1, вы получаете также О баллов по критериям К2, КЗ, К4.

Критерии оценивания ответа на задание 272

Баллы

1

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1- К4 оценивается 0 баллов

0

ВНИМАНИЕ!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д.Лихачёва поднимается проблема…» или «Д.Лихачёв поднимает проблему…»

НЕ ЗАБУДЬТЕ!

Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель—журналист — публицист — фамилия автора.

Задания

1 . Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1. В чём опасность политики национализма?

2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

3. В чём смысл человеческой жизни?

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?

A. Философская

Б. Политическая

B. Экологическая

Г. Нравственная

Д. Социальная

Ответ: _________________________________

2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)

1) Что такое гармония?

2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3) Каковы границы познания окружающего мира?

4) Каковы перспективы технического прогресса?

3. Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления приписывают советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже. (А. Павловская)

1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных заведениях?

2) Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?

3) Уступает ли российская система образования американской?

4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования?

4. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У нас есть своё место — и оно в России. Слово «уважать» подходит

к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только — не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому — с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём — со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени… (По Ю. Полякову)

1) Проблема отношения человека к своей Родине.

2) Проблема исторической памяти.

3) Проблема взаимоотношений между государствами.

4) Проблема патриотизма.

5. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов, они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)

1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2) Роль книги в формировании личности.

3) Какие книги можно назвать редкими?

4) Проблема отношения человека к книге.

6. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У человека самая яркая пора — детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна — остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В. Солоухин)

1) Какова роль детства в жизни человека?

2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?

3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?

7. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Глубочайшее заблуждение думать, что сначала нужно обеспечить людей необходимыми материальными ценностями, — нужно, без этого человек жить не может, а искусство — это так… для тех, кто уже наелся досыта. Но человечество за всю свою длинную и очень печальную историю никогда ещё не наедалось досыта. Не было такого случая. И тем не менее оно всегда создавало произведения искусства, и для этого выделялись не слабые, ни на что не годные люди — самые талантливые, лучшие, гениальнейшие выделялись. И это необходимо, потому что именно здесь создаётся норма жизни. Это норма жизни. Иначе жизни не будет вообще. Представление, что сначала хлеб, а потом творчество, — одна из распространённых ошибок. Не будет хлеба без творчества. (По Ю. Лотману)

1) Как обеспечить людей необходимыми материальными ценностями?

2) Каковы предпосылки для создания искусства?

3) Как соотносится духовное и материальное в жизни человека и общества?

4) Можно ли утверждать, что искусство создаётся только тогда, когда люди обеспечены материальными ценностями?

8. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики… (По В. Харченко)

1) Проблема дружбы.

2) Проблема отношения к дому, к домашним делам.

3) Проблема отношений между членами семьи.

4) Проблема взаимоотношений между поколениями.

9. Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д. Лихачёву)

1) Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.

2) Как научиться хорошей речи?

3) Употребление жаргонных слов.

4) Проблема богатства и бедности речи человека.

5) Как проявляется интеллигентность в речи человека?

10. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

1) В тексте Ю. Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

4) Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем — проблему межнациональных конфликтов.

5) Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

11. Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.

1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.

2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

3) В тексте поднимается проблема национализма народов.

3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.

4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.

5)Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

12. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

«Если хочешь счастья, не думай о лишениях, учись обходиться без лишнего»,— написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. Теперь этот закон кажется мне выражением настоящей жизненной мудрости. Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать, а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.

Всю жизнь нам грозят лишениями. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом — подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, — есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. «Не хватает?» — «Пускай себе не хватает. Я обойдусь». …Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни — не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать…

Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.

Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живёт и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.

И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение — не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумлённо преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в её переживание. (По И. Ильину)

1) Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека.

2) Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин.

3) Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И. Ильина.

4) В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема — счастье.

5) Автор поднимает проблему жизненных мелочей.

6) Как научиться сохранять душевное равновесие, несмотря на жизненные заботы и лишения?

7) Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И. Ильин.

8) В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин.

9) Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор.

10) Текст И. Ильина посвящён важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей?

13. Отредактируйте формулировки проблем текста И. Ильина, предложенные учащимися.

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1) Автор поднимает проблему о преодолении лишений.

1)

2) Как преодолеть подстерегающие лишения человека?

2)

3) Автор поднимает проблему жизненных трудностей и как к ним относиться.

3)

4) Как получить искусство сносить

4)

лишения?

5) Прочитав текст, возникает проблема, как овладеть «искусством жизни».

5)

14. Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста и позицию автора.

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут— не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

— А мы её… и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика! (И. Тургенев)

Ответ: _________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста и позицию автора.

Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий — человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят… Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю — я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу — «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?.. (Ю. Лотман)

Ответ: _________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Прочитайте два текста — публицистический Ю. Лотмана и художественный Ф. Кривина. Как вы думаете, можно ли сказать, что эти два текста объединяет одна проблема? Какая? Вспомните и запишите название произведений отечественной классики, в которых поднимается аналогичная проблема.

Если астроном стоит лицом к лицу со Вселенной, то гуманитарий стоит лицом к лицу с Историей Человечества, с его главным вопросом о смысле жизни.

Каждое поколение закономерно задаёт этот вопрос, который ценен не ответом, а самим фактом существования. Есть вопросы, на которые культура даёт ответ. Другие же — сохраняет, ставит их заново и заново, меняя лишь формулировки.

В чём смысл жизни? Это должно стоять перед человеком как извечный вопрос, чтобы определить этическую устремлённость его поведения. Тем самым человек отличается от животных. Хотя я думаю, что мы несколько иримитивизируем животных. Они умнее, чем мы полагаем. И наконец, было бы большим несчастьем, если я или кто-то вдруг смог бы ответить на вопрос о смысле жизни. Зачем тогда жить?.. (По Ю. Лотману)

НА ПУТИ К ОКЕАНУ

Маленькая рыбка Анабас живёт далеко от морей, она живёт — даже стыдно сказать — в болоте. Конечно, мало приятного, и рыбка Анабас всё мечтает перебраться в какие-нибудь другие места. В Тихий океан.

Или хотя бы в Атлантический. Ого, рыбка Анабас знает, куда ей лучше всего переселиться. Она назубок знает все океаны, какие только есть на земле. И она твёрдо решила: пусть только придёт время, она обязательно переселится в океан.

И время приходит, болото её начинает высыхать, и теперь не то что в океан, а вообще никуда не поплывёшь — до того сухо становится в этом болоте.

Приходится ползти прямо по суше, но это ничего, это не страшно, если ползёшь в океан! Рыбка Анабас переступает своими плавниками, как самый заправский пешеход, и свободно обходится без воды, как верблюд в пустыне. Целую неделю она обходится без воды… А там попадётся какое-нибудь болото, в котором можно будет устроить привал…

Что за чудесная вещь — привал в болоте! И прохладно, и не слишком глубоко. Освежайся, набирайся сил и энергии. А там — высохнет болото — и можно дальше ползти в океан. Ведь, наверно, можно приползти в океан, если так ползти — от болота к болоту? (Ф. Кривин)

Ответ: _________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 Т. И. Максимович, И. А, Пугачёв. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). — М.: Астрель, 2009. С. 18.

2 См.: www.fipi.ru

13

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти линейную функцию по картинке
  • Ошибка amdkmdag sys как исправить
  • Как исправить свою судьбу карму
  • Как найти обратную матрицу через единичную матрицу
  • Как найти свою девушку по номеру телефона