Как можно найти сравнение в стихотворении

Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении
двух предметов или состояний.

Узнаем, что такое сравнение в русском языке. Приведём примеры сравнения из художественной литературы.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.

Что такое сравнение

Сравнение является стилистической фигурой речи, как и следующие образные средства:

  • анафора
  • эпифора
  • оксюморон
  • инверсия

и пр.

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Способы создания сравнения

Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:

1. с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):

На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)

Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С.Пушкин)

На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы. (И.С. Тургенев)

2. формой творительного падежа:

Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).

3. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)

4. лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:

Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).

Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).

Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).

Примеры сравнений из художественной литературы

Примеры сравнений в художественной литературе

С помощью сравнения в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

Сравнения широко  применяются в описании природы:

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение «Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую мысль.

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность.

Примеры сравнений из художественной литературы

Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:

  • храбрый как лев;
  • трусливый как заяц;
  • голодный как волк;
  • красив как бог;
  • преданный как собака;
  • умер как герой;
  • хитрый как лиса;
  • крепок как дуб;
  • легкий как пёрышко;
  • мокрый как мышь;
  • красный как рак и т.д.

Видео «Тропы. Сравнение»

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 76

Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.

Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.

Голодный как волк - пример сравнения

Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.

Что такое сравнение

Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Примеры сравнений:

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.

В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.

Сравнение это...

Еще один пример из литературы (поэзии):

Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).

Пушкин

Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.

Способы создания сравнений на примерах

Есть несколько базовых способов для создания сравнений:

  1. с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
  2. с помощью существительных в творительном падеже;
  3. с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
  4. с помощью слов «похожий» и «подобный».

А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.

Сравнительные предлоги

Что такое сравнение

  1. Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
  2. На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
  3. Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
  4. И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
  5. Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)

Существительные в творительном падеже

  1. Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
  2. Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
  3. Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
  4. Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)

Примеры сравнений

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

  1. СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
  2. Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
  3. Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
  4. СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)

Слова «похожий» и подобный»

  1. Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
  2. На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)

Примеры развернутых сравнений

Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.

Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».

Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.

Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.

Илиада

Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…

Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.

Примеры устойчивых сравнений

А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:

  1. Глаза как бездонное озеро;
  2. Красный как рак;
  3. Сладкий как мед;
  4. Как слон в посудной лавке;
  5. Застыл как памятник;
  6. Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
  7. Бежать как на пожар;
  8. Смотрит как баран на новые ворота.

И еще немного примеров:

Примеры устойчивых сравнений

Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.

Текст: Ольга Лапенкова

Хотим мы того или нет, каждый день мы хоть что-нибудь да читаем. Иногда это учебники, романы или статьи, а иногда — рекламные объявления или кассовые чеки. Обнаружив себя перед каким-либо текстом, мы практически не можем его не прочесть — точно так же, как не можем не услышать, например, песню уличного музыканта или не почувствовать ароматы из ближайшей кофейни.

Чтение во многом стало для нас автоматическим, бессознательным процессом; и, конечно, мы редко задумываемся, что любой текст можно отнести к тому или иному стилю.

Стили речи. Средства выразительности

Функциональных стилей, если говорить о письменной речи, выделяют четыре:

  • •художественный стиль;
  • •публицистический стиль;
  • •официально-деловой стиль;
  • •научный стиль.

С официально-деловым стилем всё более-менее понятно: это законы, документы, жалобы в инстанции.

С научным стилем чуть сложнее: это статьи, рефераты, курсовые и дипломные работы, монографии… В общем, всё, что претендует на новизну, важный вклад в ту или иную область знания. Но данная статья не относится к научному стилю, так как цель её автора — кратко и понятно донести до юных читателей «Года Литературы» то, что, в принципе, давным-давно известно. (Насколько у автора получается — судить вам.)

Так или иначе, в текстах официально-делового и научного стиля нет — и быть не может! — средств выразительности. Документы и учёные статьи предельно объективны: они насыщены терминами, устойчивыми оборотами, клише.

А вот тексты художественного стиля («высокая» литература со всеми её вечными проблемами) и публицистического стиля (репортажи, рецензии, интервью, эссе) порой напичканы средствами выразительности, как булочки — изюмом. И делятся эти средства выразительности на четыре категории:

  • лексические (отвечают за смысловую точность текста);
  • синтаксические («расставляют» логические ударения, акценты, привлекают внимание читателя к тому или иному слову либо предложению);
  • фонетические (придают тексту красоту звучания);
  • изобразительно-выразительные, они же тропы (воздействуют на воображение, фантазию читателя).

О-о-очень кратко напомним про каждую из этих категорий.

Лексические средства выразительности — это, в большинстве случаев, всяческие «измы» (архаизмы, историзмы, окказионализмы, неологизмы, диалектизмы). И, конечно, лексический повтор, то есть ситуация, когда одно и то же слово встречается в коротком отрывке несколько раз, и происходит это не случайно, а умышленно: так автор привлекает внимание к конкретному понятию.

Синтаксические средства выразительности — это анафора (повтор одного и того же слова в начале двух предложений или стихотворных строчек), эпифора (то же самое, только в конце), инверсия (нетипичный порядок слов) и много чего ещё, но на ЕГЭ чаще всего встречаются эти.

Фонетические средства выразительности — это ассонанс (когда специально повторяются одни и те же гласные звуки), аллитерация (то же самое, только согласные) и звукопись (совокупность этих приёмов).

А вот изобразительно-выразительные средства — это самая сложная категория, в которую входит множество средств. Начнём со сравнения.

Что такое сравнение

Сравнение как средство художественной выразительности — это обособленный (то есть выделенный с двух сторон запятыми) оборот, который начинается с союзов «как», «будто», «словно», «точно», «подобно», «чем» и т. д. либо со слов «похожий/ая/ое на…» В редких случаях сравнение может быть также построено:

  • •с помощью существительного, стоящего в творительном падеже («птица камнем рухнула на землю» = «рухнула, как камень», «метнуться кабанчиком» = «метнуться, как кабанчик»);
  • •с помощью прилагательного в сравнительной степени («ты на свете всех милее» = «ты милее, чем все»).

ВАЖНО! Если перед вами сложноподчинённое предложение, а зависимая часть начинается с союза «как», сравнением это НЕ считается! (По крайней мере, с точки зрения составителей вариантов ЕГЭ по русскому языку.)

«Её жизнь пронеслась перед нами, как метеор»: это сравнение.

«Её жизнь пронеслась перед нами, как проносятся метеоры по ночному небу»: это НЕ сравнение, так как «метеоры проносятся» — подлежащее и сказуемое (грамматическая основа).

Сравнения в стихотворениях классиков

Ни одно средство выразительности не используется просто так, «чтоб было». Вот и сравнение помогает автору привнести в произведение новые смыслы, а иногда даже — протянуть мост между разными эпохами.

Сравнения у А. С. Пушкина

Одно из самых знаменитых сравнений в отечественной лирике звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»:

К ***

  • Я помню чудное мгновенье:
  • Передо мной явилась ты,
  • Как мимолетное виденье,
  • Как гений чистой красоты…
  • 1825

Строго говоря, тут даже два сравнения. С первым всё более-менее понятно: девушка является лирическому герою, «как мимолётное виденье». Она настолько прекрасна, что в первые секунды молодой человек решает: мне показалось, не бывает на свете такой красоты. Но потом присматривается и понимает: всё-таки бывает.

А вот второе сравнение, на взгляд неподготовленного читателя, звучит странно. Что значит «гений чистой красоты»? Можно быть гением искусства, науки, но быть гением красоты?.. Неужели Пушкин «исказил» русский язык ради рифмы?

Нет. Всё дело в том, что в древнеримской мифологии гений — это потустороннее существо: дух какого-либо предмета, существа, места, понятия. Что-то вроде ангела-хранителя. То есть «гений чистой красоты» — это божество, муза, покровительница всего прекрасного.

Сравнения у М. Ю. Лермонтова

Ещё один интересный пример, как благодаря сравнению преодолевается пропасть длиной в несколько тысячелетий, — стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью…» Процитируем его полностью.

  • Гляжу на будущность с боязнью,
  • Гляжу на прошлое с тоской
  • И, как преступник перед казнью,
  • Ищу кругом души родной;
  • Придёт ли вестник избавленья
  • Открыть мне жизни назначенье,
  • Цель упований и страстей,
  • Поведать — что мне Бог готовил,
  • Зачем так горько прекословил
  • Надеждам юности моей.
  • Земле я отдал дань земную
  • Любви, надежд, добра и зла;
  • Начать готов я жизнь другую,
  • Молчу и жду: пора пришла;
  • Я в мире не оставлю брата,
  • И тьмой и холодом объята
  • Душа усталая моя;
  • Как ранний плод, лишённый сока,
  • Она увяла в бурях рока
  • Под знойным солнцем бытия.
  • 1838

Лирический герой, разочарованный во всём и вся, «глядит на будущность с боязнью» не столько потому, что он боится трудностей (тяжёлой работы, старости, ссор или расставаний с близкими), сколько потому, что понимает: жизнь заканчивается смертью, а после смерти… всё только начинается. Но какой будет «жизнь другая»? Иными словами, что его ждёт за дверью гроба: вечный покой — или мучения («тьма и холод»)?

Лирический герой не уверен, что заслужил спасение. Его душа — «как ранний плод, лишённый сока» — так и не смогла раскрыться, найти смысл и высокое призвание на Земле. Герой вёл себя не очень-то правильно, а если и старался, то не находил сочувствия и благодарности («Я в мире не оставлю брата»). А если люди неблагодарны, решил он в какой-то момент, стоит ли пытаться снова?

И всё-таки лирический герой надеется на лучшую долю. Мы понимаем это, когда обращаем внимание на первое сравнение: «как преступник перед казнью». Это отсылает нас к евангельскому преданию о том, что в день распятия Христа были осуждены ещё два человека, два разбойника — и один из них, раскаявшись, в последние минуты жизни получил от Бога прощение.

Сравнения у О. Э. Мандельштама

Впрочем, сравнения не всегда отсылают к мифологии, религии или философии. Иногда они используются, чтобы «сбавить» градус пафоса. Здесь уместно вспомнить О. Э. Мандельштама «Жил Александр Герцевич…», которое начинается строками:

  • Жил Александр Герцевич,
  • Еврейский музыкант, —
  • Он Шуберта наверчивал,
  • Как чистый бриллиант…
  • 1931

«Наверчивал» Шуберта, «как чистый бриллиант»! Звучит смешно, но вместе с тем по-дружески, по-семейному. Такими словами о Герцевиче могли бы отозваться почитатели из числа соседей или сослуживцев: люди не самые утончённые, но искренне любящие и музыку, и самого исполнителя.

Однако забавное, нарочито неуклюжее начало — это, как говорится, только присказка. С каждой строфой лирический герой «возводит» любимого музыканта всё выше и выше, к облакам, к самой вечности:

  • Жил Александр Герцевич,
  • Еврейский музыкант, —
  • Он Шуберта наверчивал,
  • Как чистый бриллиант.
  • И всласть, с утра до вечера,
  • Заученную вхруст,
  • Одну сонату вечную
  • Играл он наизусть…
  • Что, Александр Герцевич,
  • На улице темно?
  • Брось, Александр Сердцевич, —
  • Чего там? Всё равно!
  • Пускай там итальяночка,
  • Покуда снег хрустит,
  • На узеньких на саночках
  • За Шубертом летит:
  • Нам с музыкой-голубою
  • Не страшно умереть,
  • Там хоть вороньей шубою
  • На вешалке висеть…
  • Всё, Александр Герцевич,
  • Заверчено давно.
  • Брось, Александр Скерцевич.
  • Чего там! Всё равно!
  • 1931

Сравнения у А. А. Вознесенского

Наконец, иногда сравнения не несут глубинного смысла, но помогают передать всю гамму эмоций, которые испытывает лирический герой: от восторга до ужаса (а иногда и то и другое одновременно). Программный пример — стихотворение А. А. Вознесенского:

  • Пожар в Архитектурном!
  • По залам, чертежам,
  • амнистией по тюрьмам —
  • пожар, пожар!
  • По сонному фасаду
  • бесстыже, озорно,
  • гориллой краснозадой
  • взвивается окно!
  • А мы уже дипломники,
  • нам защищать пора.
  • Трещат в шкафу под пломбами
  • мои выговора!
  • Ватман — как подраненный,
  • красный листопад.
  • Горят мои подрамники,
  • города горят.
  • Бутылью керосиновой
  • взвилось пять лет и зим…
  • Кариночка Красильникова,
  • ой! горим!
  • Прощай, архитектура!
  • Пылайте широко,
  • коровники в амурах,
  • райклубы в рококо!<…>
  • 1957

Лирический герой живёт в докомпьютерную эпоху, так что дипломная работа у него в единственном экземпляре: сгорит — придётся переделывать. И вроде бы должно быть жалко долгих месяцев упорного труда. Но почему тогда стихотворение пронизано восторгом перед стихией? Не потому ли, что она — как символ непредсказуемой, опасной, иногда трагичной, зато ослепительно яркой жизни — восстаёт против всего сухого, строгого, формального?..

Содержание материала

  1. Что такое сравнение в литературе?
  2. Видео
  3. Способы создания сравнений на примерах
  4. Сравнительные предлоги
  5. Существительные в творительном падеже
  6. Прилагательные и наречия в сравнительной форме
  7. Слова «похожий» и подобный»
  8. Зачем нужны сравнения в литературе
  9. Примеры сравнений из художественной литературы

Что такое сравнение в литературе?

Сравнение используется как в стихотворениях, так и в прозаических произведениях, с целью противопоставить один предмет другому. В художественной литературе зачастую распространены развернутые сравнения, распространяющиеся на целые фрагменты текста. Например: “Он нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря”.

Это сравнение принадлежит перу В. Г. Белинского о стихотворении А. С. Пушкина.

Рис. 1. Краткое определение литературного термина

Рис. 1. Краткое определение литературного термина сравнение

В любом сравнении есть объект сравнения и средство сравнения. Объект сравнения – предмет, который сравнивают. Средство сравнения – предмет с которым сравнивают. Например в следующем отрывке слово “анчар” является объектом сравнения, а “грозный часовой” – средством сравнения.

Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин)

Видео

Способы создания сравнений на примерах

Есть несколько базовых способов для создания сравнений:

  1. с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
  2. с помощью существительных в творительном падеже;
  3. с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
  4. с помощью слов «похожий» и «подобный».

А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.

Сравнительные предлоги

Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)На Красной п

  1. Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
  2. На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
  3. Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
  4. И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
  5. Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)

Существительные в творительном падеже

Существительные в творительном падеже

  1. Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
  2. Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
  3. Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
  4. Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

  1. СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
  2. Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
  3. Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
  4. СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)

Слова «похожий» и подобный»

  1. Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
  2. На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)

Зачем нужны сравнения в литературе

Разобравшись с вопросом, что такое сравнение в литературе, необходимо понять: а нужны ли они? Для этого следует провести небольшое исследование.

Вот художественный текст, в котором используются сравнения: «Тёмный лес стоял, словно после пожара. Луна пряталась за тучками, как стеснительная девушка укрывает лицо чёрным платком. Ветер будто уснул в кустах».

А вот тот же текст, в котором убрали все сравнения. «Тёмный лес стоял. Луна пряталась за тучками. Ветер». В принципе, сам смысл передан в тексте. Но насколько образнее представлена картина ночного леса в первом варианте, чем во втором!

Примеры сравнений из художественной литературы

С помо­щью срав­не­ния в лите­ра­ту­ре писа­тель р

С помо­щью срав­не­ния в лите­ра­ту­ре писа­тель рас­кры­ва­ет образ героя более ярко и пол­но. Читаем у клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Безумных лет угас­шее веселье Мне тяже­ло, как смут­ное похме­лье. Но, как вино, печаль минув­ших дней В моей душе чем стар­ше, тем сильней.

Сравнения широ­ко  при­ме­ня­ют­ся в опи­са­нии природы:

Внизу, как зер­ка­ло сталь­ное, Синеют озе­ра струи, И с кам­ней, бле­щу­щих на зное, В род­ную глубь спе­шат струи. (Ф. Тютчев)

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастер­ски постро­ил сти­хо­тво­ре­ние «Голос в теле­фоне» на срав­не­нии, что­бы ярко и образ­но создать настро­е­ние это­го про­из­ве­де­ния, более пол­но доне­сти до чита­те­ля свою поэ­ти­че­скую мысль.

Раньше был он звон­кий, точ­но пти­ца, Как род­ник, стру­ил­ся и звенел, Точно весь в сия­нии излиться По сталь­но­му про­во­ду хотел. А потом, как даль­нее рыда­нье, Как про­ща­нье с радо­стью души, Стал зву­чать он, пол­ный покаянья, И про­пал в неве­до­мой глуши.

Яркие, выра­зи­тель­ные срав­не­ния при­да­ют худо­же­ствен­ной речи осо­бую поэтичность.

Однако неко­то­рые срав­не­ния в резуль­та­те част

Однако неко­то­рые срав­не­ния в резуль­та­те часто­го упо­треб­ле­ния при­об­ре­ли опре­де­лён­ную устой­чи­вость и вос­про­из­во­ди­мость, то есть пре­вра­ти­лись во фра­зео­ло­гиз­мы:

  • храб­рый как лев;
  • трус­ли­вый как заяц;
  • голод­ный как волк;
  • кра­сив как бог;
  • пре­дан­ный как соба­ка;
  • умер как герой;
  • хит­рый как лиса;
  • кре­пок как дуб;
  • лег­кий как пёрышко;
  • мок­рый как мышь;
  • крас­ный как рак и т.д.

Узнаем, чем срав­не­ние отли­ча­ет­ся от мета­фо­ры.

Теги

В обычном разговоре мы время от времени применяем сравнения одних вещей с другими. Например, мы говорим «он силён, как бык» или «она красивая, как первая любовь». Эти выражения помогают нам проиллюстрировать свои слова эффектным примером. Так наша речь становится более яркой и интересной.

Было бы странно, если бы подобным приёмом украшения речи не пользовались поэты и писатели. Действительно, художественное сравнение в достаточной мере распространено в литературе. Исследователи относят сравнения к тропам, т. е. к таким оборотам, которые основаны на изменении значения слов и выражений. Этот термин определяется как сопоставление предметов или явлений по какому-либо общему признаку. В структуре сравнения выделяют объект сравнения (т. е. сам предмет, о котором идёт речь), средство сравнения (предмет, с которым сопоставляют объект) и общий признак. В нашем примере объектом будет «он» – некий мужчина, средством – бык, а признаком – сила, присущая и мужчине, и животному.

В речи сравнение оформляется при помощи союзов «будто (бы)», «словно (бы)», «точно», «как», предлогов «подобно», «вроде», прилагательных «похожий (-ая, –ое, –ие)» и других конструкций. На основе применяющейся конструкции выделяют несколько видов сравнений:

  • сравнения в виде сравнительного оборота, выраженного при помощи предлога или союза:

Черноброва, статна, словно сахар бела!..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она – ничего, постояла, прошла,
Оглянулась: за ней как шальной я глядел.

«Огородник», Н. А. Некрасов;

  • сравнения, образованные при помощи употребления существительного в творительном падеже

И ярким золотом и чистым серебром
Змеились облаков прозрачных очертанья

«На Днепре в половодье», А. А. Фет;

  • бессоюзные сравнения, сформулированные в виде предложения с составным именным сказуемым:

Гигантские чудовища –
Тяжёлый сон веков…

«В царстве льдов», К. Д. Бальмонт;

  • отрицающие сравнения («Попытка – не пытка»).

Сравнения стали применяться для обогащения речи достаточно давно. В книге Аристотеля «Риторика» мы находим размышления о том, что уже Сократ приводил сравнения, чтобы иллюстрировать свои тезисы и делать их таким образом понятнее слушателям. Целая глава (глава IV, том III) этого труда посвящена сравнениям и тому, как их следует правильно употреблять в речи. Философ подчёркивает, что этот приём более уместен в стихотворной речи: «Сравнение бывает полезно и в прозе, но в немногих случаях, так как [вообще оно относится] к области поэзии», поскольку делает речь более изящной и удачной.

Нужно сказать, что эта мысль Аристотеля подтверждается многочисленными примерами превосходных сравнений, взятых из лирических произведений, которые действительно придают строкам красоту и выразительность. Вот несколько отрывков из произведений современников Аристотеля, в которых присутствуют сравнения:

Было море в трупах, как небо в звездах:
Ослепшие,
Бездыханные,
Щекотали они волны, бременили берега…

«Персы», Тимофей Милетский, перевод М. Л. Гаспарова.

Ввысь от черной земли в порыве стремительном прянув,
Сын Пелеев взметнулся легко, как ястреб взлетает, –
Вечнотекущий источник забил у него под ногами.

Антимах Колофонтский, перевод О. Цыбенко.

Находим сравнения и в произведениях средневековых авторов:

В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь

И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.

Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.

Словно сокол, вьется в облака,
Увидав Донец издалека.

«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого.

И тут меч, смоченный
   в крови зломерзких,
клинок, как ледышка,
   в руках стал таять –
то было чудо:
   железо плавилось,
подобно льдинам,
   когда оковы
зимы на море
   крушит Создатель.

«Беовульф», перевод В. Тихомирова.

Был Иосиф без пищи, как волки в степи, а на крошки
Со стола сей скупой львы бросаются, будто бы кошки.

«О старости», Низами Гянджеви, перевод К. Липскерова и С. Шервинского.

Нельзя не вспомнить в этой связи творчество деятелей Золотого века русской поэзии. Во многих произведениях обнаруживаются оригинальные и живописные сравнения:

И весь, как сон, прошёл твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость
;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость…

«На смерть князя Мещерского», Г. Р. Державин.

Теперь, едва проснувшейся душой,
Пред матерью, как будто пред Судьбой,
Беспечно он играет в колыбели,
И Радости младые прилетели…

«Государыне Великой княгине Александре Фёдоровне на рождение В. кН. Александра Николаевича. Послание», В. А. Жуковский.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

«Что в имени тебе моём…», А. С Пушкин.

Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, –
Да не поднял глаз молодой боец.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов.

Поэты Серебряного века также часто прибегали к сравнениям, чтобы придать своим строкам образность и глубину:

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.

«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб.

Иль ты, о, женщина, в обличье новом,
Скромна, как тень, и, словно день, нага,
Меня поманишь к ужасам готовым –
В «Подземное жилище» иль в луга?…

«О чём ещё мечтать?», В. Я. Брюсов.

Встречаются сравнения и у советских поэтов.

Ветер поёт и звенит над рекой,
Возле обрыва трещит камышами,
Сосны зелёными машут платками,
Небо надулось, как парус тугой.

«Летний поход», Э. А. Асадов.

И я теперь
вступаю в город, ветра чище…
Я воздух нюхаю, как зверь
На человечьем пепелище.

«Разведчик», О. Ф. Берггольц.

Находим сравнения в произведениях современных русских поэтов:

Открылись дороги зрения
запутанные, как грибницы
,
я достиг изменения,
насколько мог измениться.

«Землетрясение в бухте Цэ», А. М. Парщиков.

И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги,
и тонкие, как певчий слух

«Молитва», Т. Ю. Кибиров.

Рискнём предположить, что сравнение при применении некоторого усердия можно обнаружить в произведениях всех поэтов. Это неудивительно, ведь сравнение помогает вычленить важную черту или свойство некоторого предмета, сосредоточить на ней внимание, наконец, придать строкам детальность и многогранность, воскресив в сознании читателя дополнительные образы. Поэтому-то сравнения остаются востребованным тропом для большинства авторов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить квадратное уравнение с известными корнями
  • Как найти интернет магазины детски
  • Как найти горячие источники тюмени
  • Far cry 5 ошибка granite 2000000 как исправить на пиратке
  • Как найти умную жену