Как можно составить легенду

Pishem Legendu 1

В статье представлены картины польского сюрреалиста Томаша Ален Копера

Пишем легенду

А в далеком далеке

Мячик плавает в реке…

(«Мой 20 век»)

Содержание:

1. Что такое «легенда»

2. Отличие легенды от сказки и мифа

3. Виды (типы) легенд и их основные темы

4. Особенности построения и языка легенды

1. Что такое «легенда»?

Легенда… Какой автор не мечтает написать легенду? Почти все. Но вот что удивительно – мечтать мечтают, а пишут, в итоге, единицы.

Перелопатив наш архив, я нашел совсем немного произведений, в названиях которых есть слово «легенда»: «Легенды о Хаанстальге», Алекс-Джейн Коул; Эрхэ – легенды о безумном некроманте, о Звездном Мастере, о Гильдии Палачей, «Mondengel. Легенда о Ночном Хищнике», Darkflight, прямой отсыл к легенде имеет рассказ Демонио «Любовь после гроба»… У большинства авторов легенда чаще всего является «не своей», собственно, тоже написана по фендому.

Почему так? Знаний не хватает, или же фантазии?

Я попытался разобраться, что же такое «легенда»? Чем она отличается от других произведений? И для начала, естественно, полез в словари. Полез и… один за другим откладывал в сторону БЭС, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, другие словари – Ожегова, Ушакова… даже Википедия не оставила меня удовлетворенным.

Во всех словарях я нашел самые простые определения, в принципе, не дающие писателям необходимые ориентиры.

Все они, конечно, упоминали о переводе слова «легенда» с латинского как «то, что нужно читать»; все они говорили о многозначности слова, о его широком и узком смысле; о поэтичности сказаний, о многообразии жанров, о… В общем, в узком понимании все в словарях сводится к пониманию легенды в ее историческо-литературном развитии, а в широком, что легенда – это «недостоверное повествование о фактах реальной действительности».

Ни на один из своих вопросов я так и не получил ответа. А вопросы эти, я уверен, волнуют любого писателя:

1. Что же такое легенда и каковы ее основные признаки?

2. Чем легенда отличается от сказки, а, тем более, от мифа?

3. Каковы основные жанры и темы легенд?

4. Какие виды и типы легенд бывают?

5. Что же такое – современная легенда?

6. Есть ли отличия строения, формы легенды, ее языка от других произведений?

Поэтому мне пришлось просмотреть кучу книг, в результате я получил кое-какие ответы и, не претендуя на ученость, хочу поделиться с вами тем, что мне показалось интересным, а главное – проливающим свет на темноту незнания.

Итак, возьмем любое словарное определение и будем от него отталкиваться:

Легенда [легенда] ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание. 3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. 4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 5) перен. Надпись на монете. 6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)

Вот уж действительно, что только не называют легендой! Это и:

Апокриф
Байки
Благочестивые сказания
Бывальщины
Былички
Городские легенды
Духовный стих
Жития
Жития святых
Криминальные истории
Мифы
Назидательная повесть
Поверье
Поучения
Предания
Сказания
Сказания о чудесах
Сказки
Христианская повесть
Церковные сказания
и т.д.

Самое большое сходство у легенды и, конечно, предания. Главное отличие: историческая достоверность в предании больше, чем в легенде. Чаще же авторы путаются – а что же перед ними: сказка, миф или легенда?

Pishem Legendu 2

2. Отличие легенды от сказки и мифа

У сказки и легенды много общего: волшебство и волшебные превращения, чудеса и чудо; помощь третьих сверхъестественных или божественных сил; повторяющиеся сюжеты, темы; даже языковые приемы и средства – образность, гиперболизация, могут быть похожими слова зачина и концовки, хотя в легенде они не закреплены, – но есть и принципиальные различия. Давайте на них посмотрим:

Сказка Легенда
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. Основа легенды – реальность. Даже если вся легенда – чистая фантазия – это как бы то, что могло бы быть в реальности.
В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный подтекст, который формирует мораль, правила «общежития». Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея.
Сюжет сказки строится по выработанным веками устойчивым законам. Самый простой: зачин, испытание с троекратным повтором (скажем, огонь, вода и медные трубы), счастливая концовка с победой добра над злом. Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу события в реальности.
Сказка легко классифицируется по жанру: волшебная, бытовая, о животных. Легенда настолько разножанровая, что ее классифицируют по содержанию, то есть по той теме, которую она раскрывает: топонимическая, христианская, социально-утопическая и т.д.
Сказка может носить развлекательный характер, быть своеобразной забавой, потехой. Легенда развлечением бывает редко, чаще она рассказывает о серьезном, о том, что «следует прочитать» и сделать выводы.

Еще более тонка грань между легендой и мифом. Многие ученые не разделяют эти понятия. Однако мне удалось все же выделить в их трудах некоторые различия между мифом и легендой:

Миф Легенда
Главное в мифе – это отражение представлений человека об устройстве мира, причем при наличии третьей силы (к примеру, божественной), которая властвует над человеком и миром. В легенде это тоже есть в виде символического обобщения, но все же не является главным.
Цепь событий в мифах протекает, как правило, в большом временном промежутке, охватывает значительный хронологический период (к примеру, повествование о 12 подвигах Геракла). Легенда, как правило, рассказывает об одном событии, она эпизодична, поэтому ее часто называют «приуроченной», ученые говорят о том, что легенда – это произведение, в котором осуществлен переход от мифического времени к историческому.
Важная тема мифов – противопоставление бессмертности богов и смертности человека. Мифы сакральны. Герои легенд, как правило, смертны (даже в легендах о святых, или если герои получают покровительство каких-то сил). Легенда менее сакральна.
Мифы могут говорить о мире и людях вообще, обобщенно. Легенды чаще принадлежат культуре какого-то народа.
Мифы – сами по себе своего рода канон, ритуальная система, культовая. Легенда же, опираясь на канон, имея его в виду, при этом может быть неканоничной и претендовать на большую истину. Потому ученые часто называют легенду «перекодировкой» представлений, а еще говорят о ее маргинальном характере, то есть о «пограничности», не связанной непосредственно с культом.

Pishem Legendu 3

3. Виды (типы) легенд и их основные темы

Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд, но единой классификации нет, тут ученые основываются на каких-то аспектах, традициях, специфике, времени и прочем.

Я попробовал «собрать» виды легенд, основываясь на тех темах, которые в них воплощаются. Конечно, я это все собирал без привязки ко времени, далеко не все темы назвал (так что везде можно ставить «и т.д.»), наверняка упустил многое, но, надеюсь, что все-таки какое общее видение сложилось и вам пригодится.

Вид (тип)  Основные темы 
Мифологические легенды

– устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях, которые со временем утратили свою мировоззренческую основу и приобрели чисто символические художественные значения.

Антропоморфичные легенды: с очеловечиванием предметов или явлений – солнца, ветра, воды, духов леса, реки, болезней, судьбы и т.д. Помощь или вред одухотворенных сил природы человеку.
Явление болезни и избавление от нее.
Взаимоотношения человека и судьбы.
Зооморфичные легенды: о превращении человека в животное и наоборот. Легенды про оборотней.
Легенды про мудрых животных.
Тема пленения человека животным (к примеру, жертвоприношение девы дракону).
Тема обретения настоящей судьбы (к примеру, в Царевне-лягушке).
Тема наказания человека превращением в животное.
Тема избавления человека от тяжкой судьбы путем превращения.
Тератоморфные легенды: о чудовищах и человеке. Легенды о вампирах.
Легенды о драконах или многоглавых змеях.
Этиологические легенды: повествующие о происхождении природных явлений, флоры и фауны (более не божественного, как в мифах, начала, а человеческого). Тема о фантастическо-реальном происхождении озера, горы, неба, молнии и т.д.
Тема наказания или награды за любовь, ухода от людей (переход в природное состояние, к примеру, легенда о цветке Иван-да-марья).
Тема воплощения человеческих эмоций в природное состояние.
Тема материнской любви (или жены), ее пролитых слез по детям, мужу.
Тема перехода в природное состояние с возможностью приносить помощь или вредить.
Демонологические легенды: об отношениях человека с силами зла. Тема о лютой смерти.
Тема о возвращении мертвых к живым.
Темы о русалках (об упырях).
Тема о нанесении вреда живым за нарушение традиций и ритуалов.
Тема о мести духов за какую-то вину живых.
Тема о людях, которые наделены сверхъестественными качествами: о колдунах, чернокнижниках, знахарях, ведьмах, ворожеях, провидцах и т.д.
Легенды о загробной жизни: о жизни человека после смерти. Тема о помощи духов мертвых.
Темы о домовых, о защите дома.
Темы об охране мертвыми каких-то объектов (о духах-хозяевах).
Тема передачи мудрости, знания от духов живым.
Апокрифические легенды

– прозаические произведения церковно-религиозного содержания, созданные на основе мотивов и образов библейской и апокрифической литературы при наличии языческих представлений и фантазии народа.

Ветхозаветные
Космогонические легенды Происхождение вселенной, мира.
Темы о дуальности (добром и злом начале) высших сил.
Темы борьбы Бога и Сатаны.
Антропогенические легенды Темы о создании мужчины и женщины.
Темы о вмешательстве Сатаны в создание человека.
Антропологические легенды Жизнь первых людей.
Темы о рае.
Темы и мировом дереве (древе жизни).
Темы о первородном грехе.
Темы об изгнании из рая.
Темы об отношении человека с Богом и Сатаной.
Темы о потопе.
Темы о змееборстве и т.д.
Ономатологические легенды Темы происхождения имен.
Темы происхождения названий.
Этногенические легенды Темы происхождения народов, наций (Сыновья Ноя, Вавилонская башня, история сыновей Иакова и  12 колен и т.д.).
Новозаветные
Христианские Темы о предательстве веры.
Темы о потопе, Ное и переосмысление их в новой концепции спасения.
Темы о суде Соломона.
О Моисее и т.д.
Христологичные Все темы о Христе.
О Христе и Богородице.
Агиографические легенды Темы о жизни и делах святых.
О чудесных деяниях святых.
Темы о днях памяти, о ритуалах.
Геортологические легенды Темы о происхождении праздников.
О работе и отдыхе людей.
Эсхатологические легенды Темы о конце мира.
Темы о борьбе добра и зла.
Темы страшного суда и т.д.
Исторически-героические легенды

– это легенды, связанные с реальными событиями истории.

Топонимические легенды (этимологические, ономатологические) Темы о происхождении названий, имен географических объектов и предметов: расселенных племен, об огне, городов, поселений, названий местности и прочего.
Топографические легенды Темы о происхождении морей, рек, озер, скал, гор, перевалов, дорог, какой-то местности и т.д.
Героические Темы о героях и их деяниях.
О богатырях.
О битвах, о доблести в бою.
О пленении и выходе из плена.
О героях со сверхъестественной силой.
Социально-утопические легенды

– легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего.

Эсхатологические Темы о будущем, связанные с верой.
О Фаусте.
О переустройстве мира.
Утопические Темы о счастливой стране или счастливом месте (Эльдорадо).
О потерянных странах (Атлантида).
Об утопическом богатстве, благополучии.
О герое-освободителе.
О справедливом царе.
Социальные Темы избавления от страданий.
О справедливости.
О соблюдении или нарушении традиций, ритуалов.
О конце света.
О культурном герое.
Семейные легенды Темы об отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры, свекрови и невестки, тещи и зятя и прочее.
О Казанове, Дон Жуане и т.д.
Сатирические легенды Темы о богатых и бедных.
О бытовых проблемах.
О равенстве и неравенстве, свободе и несвободе и т.д.
Современные легенды

– еще не устоявшееся, но уже обладающее определенными чертами понятие, легенды о современной жизни, вместе с тем и «возвращающие» старые темы в современной обработке.

Исторически-героические легенды – переосмысляющие прошлое Темы переосмысления исторических событий и действий героев, к примеру, легенды о Суворове, Чапае, о случаях во время ВОВ и т.д.
Исторически-социальные легенды О жизни в прошлом, например, в СССР.
Об освоении новых территорий, земель.
О появлении новых городов.
О бедных и богатых.
О заговорах и тайных обществах.
О социальных экспериментах.
О страхах общества.
О власти и простом человеке и т.д.
Современные сказки О чудесных происшествиях с человеком.
О Фениксе, о Синей птице.
Про Золушку и принца на белом коне.
О нахождении неожиданных подарков судьбы.
Темы о современных приметах и суевериях.
О спрятанных и найденных кладах.
О вампирах, домовых, барабашках и прочем…
Бывальщины, былички Рыбацкие или охотничьи легенды.
Темы о флоре и фауне в ее современном состоянии.
Легенды по типу «это было с кем-то».
Криминальные истории О похищении людей.
О противостоянии групп.
Об успешных и неуспешных преступниках.
О маньяках.
Темы предупреждения об опасности и прочее.
«Индустриальные» легенды Темы о секретных технологиях, технике.
Темы о влиянии техники и технологий на людей.
Темы возвращения к природе.
Темы роботехники и захвата мира роботами.
Экологические темы и т.д.
«Уфологические» и тератоморфные легенды Легенды о пришельцах, о тарелочках.
О Бермудском треугольнике.
О необъяснимой пропаже людей и предметов.
О необъяснимых событиях, явлениях.
О таинственном влиянии какого-то места на человека.
О Несси или Чужом и прочее…
«Разрушающие» легенды К ним относятся рассказы, пытающиеся разрушить прежние мифы и легенды
Городская (урбанистическая) легенда Все темы современных легенд могут воплощаться в городской легенде, но есть и специфические темы:
О подземных городах, лабиринтах и бункерах,
Легенды о происхождении улицы, площади, памятника,
О городских героях (или негероях),
О пропаже или нахождении людей,
О таинственных домах и лифтах,
О каких-то необычных местах в городе,
О таинственных автобусах и автомобилях,
О жизни разных слоев населения, об известных людях («утки»),
О волшебных магазинчиках,
Об экстрасенсах, гадалках, цыганках и прочее…

Pishem Legendu 4

4. Особенности построения и языка легенды

Форма легенды неустойчива, свободна. Отчасти это потому, что пересказ легенды допускал импровизацию, а сказки или мифа – нет. Сохраняя древние сюжеты, темы, легенда «рассказывала» их с точки зрения того времени, в котором она возникала.

Легенда – прозаический эпический жанр, повествование о прошлых событиях (хотя есть и исключения, например, духовный стих). Однако чаще всего – это небольшой рассказ или маленькая повесть.

И все же у нее есть сложившиеся веками правила построения.

Зачин легенды может быть вполне сказочным, построенным по сказочным формулам:

«Жили-были…»,

«В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.

Но чаще рассказчик сразу упоминает о прошлом:

«Давным-давно это было…»,

«Дело было в старину…»,

«Когда-то в одном городе…»,

«Когда деревья были большими…» и прочее.

Иногда рассказчик обращается к авторитетным лицам, которые якобы подтверждают достоверность сказанного, и ведет повествование как бы «по чужим словам»:

«Один старик мне рассказывал…»,

«Было это с одним моим приятелем (знакомым, ученым)…»,

«Умные люди поговаривают, что…».

Особенно это характерно для современных легенд, которые рассказывают о недалеком прошлом. Буквально – о «вчера». Гораздо реже рассказчик начинает легенду словами:

«Я сам это видел…»,

«Я тому свидетель…», хотя и такой зачин может быть.

Интересен зачин в форме вопроса:

«Знаешь ли ты о Литейном переулке?»,

«Вы были на Синем озере?»,

«Почему есть черные лебеди?»,

«Вы слышали о…?» и т.д.

Основная часть легенды, как правило, либо малоэпизодна, а чаще – одноэпизодна.

Если это небольшая цепь эпизодов, показывающих развитие действия, они не имеют четкой обязательной последовательности, как в сказке, а лишь служат для показа события. В небольшом рассказе – в центре один эпизод, вокруг которого все и складывается.

Автор старается убедить в достоверности происходящего, даже если это очевидная фантастика, сам верит в то, что говорит. При этом в отличие от сказки, используется феномен «чуда», а не «чудес, волшебства».

Развязка может быть

ожидаемой (например, в легендах, рассказывающих о деяниях героев, великих людей, о подвигах, битвах);

«переломной», меняющей все: «С тех пор Иван стал совсем другим…», «С того дня…»;

– вовсе неожиданной: «А все не так вышло…», «Вдруг смотрит…!»

Концовка легенды тоже неустойчива.

Иногда она представляет собой результат действий, событий: «Вот так все и случилось…», «Люди сохранили это в памяти…», «Жизнь с тех пор изменилась…», «С тех пор лебеди черные…» и т.д.

Она может быть и в виде закрепления какого-то правила: «Больше туда они не ходили…», «Правильно сделал…», «Всем урок…».

Мораль, нравоучение могут быть в контексте – как некий вывод, который должен сделать слушатель, читатель, но могут быть и открытыми, прямыми: «А не нужно было лезть…», «Грех это…» и т.д.

Современная легенда тоже сохраняет древнейшие особенности построения, меняются события, герои и, конечно, язык, но основы – остаются.

Для языка легенды характерны:

смена повествования, стиль речи (от простого, до высокого);

олицетворение;

антитеза (в том числе, социальная);

фантазия и юмор;

гипербола (воспринимается как реальность)

символизм образов (в том числе элементы древних «табу», запретов, правил, ритуалов, традиций);

антропорфичность (все о человеке)));

анимизм (вера в душу одушевленность всего и вся);

инициация (переход на какой-то новый уровень мышления, развития, статуса, способностей и прочего);

метаморфоза (превращение, перевоплощение)

На мой взгляд, легенда – самое «народное» произведение, своеобразное зеркало времени, людского понимания и объяснения реальности. Она бессмертна. И я уверен, что все важные события века прошедшего и века будущего отразятся в легендах.

Пишите легенды. Удачи вам.

Что стоит почитать:

Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.

Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.

Драгоманов М.И. Малорусские народные предания и рассказы.

Веселовский А.Н., Опыты по истории развития христианской легенды.

Пропп В.Я., Фольклор и действительность.

Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.

Pishem Legendu 5

Как придумать легенду

В отличие от сказки, легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно проецируются на реальность. Это фантастическое событие реального события или явления. Она может быть как самостоятельным литературным произведением, так и основой для театрализации или ролевой игры. Довольно часто легенда становится составляющей частью образа жизнеописания несуществующей личности.

Как придумать легенду

Инструкция

Найдите привязку к реальности. Это может быть интересный природный объект, необычный бытовой предмет, старая книга и многое другое. Вообще-то основой для легенды может стать абсолютно все. Ведь даже простой алюминиевой ложкой мог пользоваться человек, совершивший какой-нибудь подвиг.

Подумайте, вокруг чего будет разворачиваться ваша легенда. Это может быть, например, событие. Вы должны выбрать для него очевидца. Это должен быть достаточно известный и авторитетный для ваших будущих читателей или слушателей человек. Таким авторитетом может быть правитель, известный исследователь, знаменитый путешественник или кто-то из их ближайшего окружения. Например, «однажды царь Петр Алексеевич проезжал по берегу моря и увидел падающий с неба камень». После того, как камень упал, в земле образовался котлован, который со временем превратился в поросшую травой ложбину. При этом желательно знать характер предполагаемого очевидца. Он должен был обратить внимание на подобное явление.

У события может быть предыстория — цепь других событий, достаточно ярких для того, чтобы запомниться. Это может быть вражеское нашествие, голодный год, приезд известного человека и т.п. Например, однажды в голодный год шаман принес в дар богам дохлого оленя. Боги разгневались и превратили шамана в скалу, а оленя — в болото, откуда и происходит его название — Оленье болото, и местные жители туда не ходят. Легенда, основанная на событии, обычно им и заканчивается. Она достаточно короткая и не содержит подробностей.

Можно придумать героя легенды. Он должен быть средоточием многих положительных качеств. Но для остроты сюжета можно добавить к его образу некоторые недостатки. Это может быть великий могучий воин, у которого есть некоторые слабости. Или писаная красавица, не отличающаяся сообразительностью.

Подумайте, какие силы могли противостоять вашему герою. Любая легенда строится на противоборстве таких сил. Победа доброго начала над злым в легенде никогда не бывает полной и окончательной. Спорный момент, до конца не разрешенный легендой, в конечном итоге превращается во вневременной памятник или артефакт. Это может быть созвездие на небе, река, северное сияние или другое природное явление.

Введите компонент посредника. В этой роли могут выступать боги, волшебники, чудища. Они договариваются с героем о цене его успеха. Посредником может быть неодушевленный предмет, в том числе сам артефакт легенды. Он выполняет просьбу героя, но просит что-то взамен — часть тела, черту характера, самое дорогое или то, чего герой у себя дома не знает. При этом отнятое тоже может стать частью легенды, превратившись в ручей или звезду в небе.

Составьте сюжетную линию. Сюжет легенды выглядит как короткое и понятное действие. Это может быть битва героя с чудовищем, похищение красавицы, попытка добыть сокровище. Результат должен быть неоднозначен. За победу приходится платить серьезную цену, за приобретенный артефакт — что-то потерять. Главные герои не обязательно остаются в живых. При этом потеря может опять же материализоваться в природный объект, явление или артефакт, которые и демонстрируют зрителям как еще одно доказательство существования легенды. Таким образом осуществляется круговой принцип, когда повод к повествованию является одновременно доказательством его реальности.

Обратите внимание

Вы должны сразу принять условие, что легенда не является объектом авторского права и может многократно изменяться и дополняться другими людьми. В этом реализуется фольклорный принцип ее существования и передачи во времени.

Источники:

  • придумайте легенду

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Опубликовано: 29.01.2017

Как создать настоящую фэнтези-легенду

Использовано изображение с сайта http://sf.co.ua/

Легенды – казалось бы это просто истории, которые люди передают друг другу, иногда на протяжении поколений. Некоторые из них правдивы, некоторые немного приукрашены подробностями, а некоторые вполне рядовые события преподносят так, что совершенно искажают их смысл. Однако, в фэнтези к легендам относятся более трепетно. Если путь героя – это загадка, то где искать подсказки как не в легендах?

На самом деле, мы итак используем легенды довольно часто. «Меч предназначения лежит в гробнице Короля Гробнара, скрытой в толще Ястребиной горы», «достичь Острова Мертвых можно с помощью компаса капитана Летучего Голландца» — все это не кажется нам чем-то необычным. С другой стороны, «легенды» в таком духе, настоящими легендами (строго говоря) не являются вовсе. Это руководство к действию – пойди, найди, используй. Ничуть не сложнее, чем «дойдете до остановки, слева будет красное здание, обогните его справа и вы на месте».

Настоящая, хорошая легенда, строится по немного другому принципу. Она состоит будто из трех «слоев» или уровней восприятия, каждый из которых имеет свои особенности:

Содержание

  • 1 Базовый уровень «Ну, это просто сказки» (вы слышите легенду).
  • 2 Порог: «Хм, это довольно странно..» (вы исследуете легенду).
  • 3 Развязка: «Они существуют!» (вы понимаете, что здесь правда, а что вымысел).
  • 4 Легенда о золотом короле (Пример)
    • 4.1 Базовый уровень
    • 4.2 Порог
    • 4.3 Развязка
  • 5 Заключительное слово

Базовый уровень «Ну, это просто сказки» (вы слышите легенду).

На этом этапе легенда вообще не отличается от баек и сказок слышимых в дороге. Это, и есть «байка», где правда скрыта под толстым слоем выдумок. Особенности этого этапа:

  • В легенде довольно пространно рассказывается о необычном явлении
  • Легенда дает направление поисков и туманные подсказки
  • Легенда включает ряд удивительных подробностей, которые «цепляют» и не позволяют вам с уверенностью сказать, что все это просто небылица.
  • Тем не менее, выглядит легенда так фантастично, что вы не можете просто взять и принять её за истину.
  • Легенда – цельный рассказ, не требующий каких-то особых уточнений. Но, только на первый взгляд.

Для большей части людей, на этом этапе легенда кончается. Рассказ интересный, занятный, с моралью. Все в нем понятно и задумываться об его содеражнии не стоит. Можно пересказывать дальше.

Порог: «Хм, это довольно странно..» (вы исследуете легенду).

Второй этап открывается только тем, кто всерьез заинтересовался легендой и решил немного больше узнать о ней. Такой слушатель будто бы переступает невидимый порог и новые открытия уже не позволяют ему относится к легенде как к очередной басенке.

  • Какие-то вещи, казавшиеся ранее чистой выдумкой, вдруг обретают новый смысл.
  • Подсказки (вновь открывшиеся или уже знакомые) указывают на то, что существуют другие, более важные подсказки.
  • При уточнении косвенных подробностей легенды, они вдруг оказываются вполне правдивыми.

Развязка: «Они существуют!» (вы понимаете, что здесь правда, а что вымысел).

Собрав достаточно «улик» вы, наконец, можете посмотреть на ситуацию со всех сторон и четко разложить легенду на правду и вымысел. Вновь переступая «порог», вы видите картину такой, какая она есть на самом деле.

  • Вы получаете не подсказки, а ответы на вопросы.
  • Вы с большой долей вероятности можете сказать что здесь правда, а что нет.

Легенда о золотом короле (Пример)

В давние времена, было на земле одно царство, где правил очень жадный, алчный и гордый король. Царство это было могущественным и торговало с соседями мехами и рыбой – благо столица стояла на большой реке, а кругом до самых дальних гор, были сплошные леса. Всего у жителей царства было в избытке, а денег — ух, денег там крутилось столько, что даже крыши царского дворца были из чистого золота и сияли в солнечный день так, что видно было за много верст. Но богатство короля его и сгубило – однажды сияние золота заметил свирепый дракон, прилетел и сжег все без остатка.

Хотел дракон завладеть сокровищами, да уж больно перестарался – от жара дыхания, золото потекло с крыш ручьями и король, не желая расставаться с нажитым непосильным трудом богатством, встал прямо под раскаленный поток металла… Дракон улетел, царства не стало, выжившие люди королевства разбрелись кто куда. Осталось только пепелище и руины, а в центре – золотая фигура царя с поднятыми вверх руками, как напоминание потомкам о том, до чего может довести людская жадность.

Базовый уровень

Такая вот назидательная байка. На первый взгляд, в ней нет ничего правдивого, все что мы имеем это:

  • Сияющие крыши из золота.
  • Дракон.
  • Богатый торговый город на берегу большой реки.
  • Жадный царь и его посмертная золотая статуя в полный рост.

Если немного расспросить о легенде, то выяснится:

  • Легенду рассказал старик проходивший через городок, по виду – обычный странник.
  • Про сияющие крыши народ слышал и ранее, но не от местных, а от людей с запада.
  • Единственная крупная река в окрестностях расположена не так уж и близко, в двух днях пути на запад.

В конечном итоге, сказка пока остается сказкой, хотя не все элементы совсем уж сказочные – некоторые факты вроде бы подтверждаются другими рассказами.

Порог

Заинтересовавшись историей, герои отправляются в архив, библиотеку или муниципалитет. Выясняется, что:

  • Примерно лет 50 назад здесь появились переселенцы, оставившие родину (их город назывался Капаран, или Самарам. Они ещё говорили «светлый») то ли из-за войны, то ли из-за каких-то страшных бедствий. Про дракона никто и ничего не говорил, да и вообще, таких тварей отродясь не видали.
  • Как вариант, в их руки попадает старая карта, на которой обозначен город на реке неподалеку, о котором никто из них не слышал. Он называется Сиятельный Карадан.
  • Как вариант: они находят того самого рассказчика и тот расскажет им примерно тоже, что и выше, только город назовет правильно, а вот на присутствии дракона будет настаивать однозначно.

Далее можно наведаться к переселенцам (ту же самую функцию может выполнить визит к кому-то из местных мудрецов или магов), которые расскажут, что знают:

  • Их предки раньше жили в торговом городе, который в один прекрасный день был охвачен пожаром. Уточнить они ничего не могут – то ли напали враги, то ли в городе случился бунт. Результат был одинаково печальным. В общих чертах они могут описать как добраться до тех мест (никто из них там не был, все со слов родителей).
  • Место это было благодатным и богатым.

Итак, герои собираются в путешествие и через два дня оказываются в дикой местности, примерно в тех местах, где и должен располагаться загадочный город. После блужданий туда-сюда в течение некоторого времени (возможно несколько столкновений с обитателями дикой местности), им удается отыскать старую дорогу, давно заросшую травой. Следуя по ней, они продвигаются вперед и натыкаются на избушку отшельника. Древний старец уже готов отдать богу душу, но перед смертью удовлетворяет любопытство путешественников:

  • Сам он – последний оставшийся в живых житель Сиятельного Карадана.
  • Городом в свое время управлял мудрый царь, который, однако же, с течением времени спятил и стал жадным до неприличия. Все доходы он запирал под замок, подданных обложил непомерными податями. Однажды в городе вспыхнул бунт и царь, к тому времени, совершенно обезумевший, своими руками поджог дворец. Пламя разгорелось и перекинулось на другие постройки. Многие погибли в огне, а оставшиеся собрали нехитрые пожитки и разбрелись кто куда.
  • Царь был не только жадным, но и гордым и любил пускать пыль в глаза. Поэтому крыши всех заметных строений в городе были покрыты… начищенной медью, а не золотом, а один из царских слуг все время трудился в поте лица, чтобы поддерживать их блеск и вызывать завистливые взгляды прохожих путников.

Куда же делось золото и было ли оно? Теперь, когда герои знают, что легенда основана на реальных событиях им остается сделать только шаг, чтоб распутать клубок.

Развязка

Теперь, герои легко находят руины Сиятельного Карадана: за прошедшее время они основательно заросли травой и лесом и если не знать точно, куда идти, ни за что их не найдешь. Отыскав среди руин обвалившиеся руины царского дворца, герои находят полу-заваленный камнями лаз, ведущий внутрь. Как следует пошарившись по руинам, отыскав пару безделушек (возможно сразившись с гигантской летучей мышью или крысой), герои наконец попадают в то место, что когда-то было тронным залом и видят ужасную картину:
Посреди серых камней и покрытых сажей плит, лежит сверкая боками статуя Молоха – восточного бога возбуждающего в людях жадность и гордость. Она сделана из чистого золота, источником которого, вероятно, послужила казна Сиятельного Карадана и деньги его жителей. Сверху на статуе, будто жадно обнимая её мертвыми руками, лежит ветхий скелет – по всей видимости это всё, что осталось от царя, собственными руками, а вернее, собственной жадностью приведший вотчину в полное запустение.

В ту же секунду глаза скелета вспыхивают адским огнем – злой дух овладевший им при жизни, не оставил тело даже после смерти. Вперед, герои!

Заключительное слово

Вот так простая легенда, по мере «раскручивания» превратилась в настоящее приключение. Вообще, на месте легенды могла оказаться любая история и даже любимые мной слухи. Фактически, все что требуется на начальном этапе – внести в историю побольше интересных фантастических «наворотов». Дальше история будет раскручиваться сама. Тот же дракон – заявив его в самом начале, я оставил для себя удобную лазейку. Я могу его использовать… а могу и не использовать. Это моя запасная карта в рукаве – она «не сыграет» до самого «Порога», а за это время, посмотрев на то, что думают игроки, как они реагируют на подробности, заинтересованы ли они в «жёстком» столкновении, я могу решить по какому сценарию будет разворачиваться раскрутка легенды.

Если вместо того, чтоб сказать «город был уничтожен огнем дракона», я сказал бы «город был уничтожен огнем дракона сражавшегося с гигантской человекообразной обезьяной», это нисколько не испортило бы основной легенды, а все что осталось бы у меня – не одна, а две карты в рукаве.

В одном очень далеком от Москвы городе учился в одной очень обычной школе мальчик Вова, который все знал. Он знал действительно все или почти все. Учителя не знали чему еще учить умного мальчика, он отвечал на любой вопрос, даже тот, который учитель еще не успевал задать.

Однажды в этой школе должна была состояться олимпиада по всем областям знаний и на нее собиралась приехать команда из Басурмании во главе которой стоял маленький Басурман. Про него также ходили легенды, что он знает все и потому все ученики и учителя заранее предвкушали незабываемую битву двух юных гениев.

И вот в одно прекрасное утро команда гостей прибыла. Олимпиада проходила в школьном актовом зале и весь зал был забит болельщиками.

Юный Басурман был маленьким мальчиком, даже еще меньше чем умный Вова, но держался очень самоуверенно. И действительно сразу стало ясно, что он ни в чем не уступает Вове. Он также быстро отвечал на все вопросы, даже самые сложные и коварные. И через час все еще была ничья. Никто не мог победить.

Умный Вова стал уставать и пот градом катился по его лицу. Юный Басурман выглядел так, словно не было этого часа напряженной борьбы. Все такой же собранный и спокойный.

Но тут ведущий решил сделать небольшой перерыв и задать участникам самый простой и немного смешной вопрос, просто для того, чтобы разрядить обстановку. Он спросил участников кто остался сидеть на трубе и Вова улыбнувшись махнул рукой, давая возможность Юному Басурману ответить первым. И тут случилось неожиданное. Юный Басурман вдруг напрягся, стал гудеть и раскачиваться и вдруг брызнул искрами.

Все остолбенели , а умный Вова все сразу понял:

-Обман! — завопил он. — Никакой это не человек. Это же робот!

С позором уехала команда Басурмании, которая пыталась мухлевать на Олимпиадах используя человекоподобного робота, а поединок Вовы с роботом стал легендой, с каждым годом обрастая все новыми невероятными подробностями.

В отличие от сказки, легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно проецируются на реальность. Это фантастическое событие реального события или явления. Она может быть как самостоятельным литературным произведением, так и основой для театрализации или ролевой игры. Довольно часто легенда становится составляющей частью образа жизнеописания несуществующей личности.
Как придумать легенду

  • Как придумать легенду
  • Как написать предание
  • Какие есть мифы

Как рисовать мангу для начинающихВам будет интересно:Как рисовать мангу для начинающих

Вопрос «помогите найти книгу » — 1 ответ

Инструкция

Найдите привязку к реальности. Это может быть интересный природный объект, необычный бытовой предмет, старая книга и многое другое. Вообще-то основой для легенды может стать абсолютно все. Ведь даже простой алюминиевой ложкой мог пользоваться человек, совершивший какой-нибудь подвиг.

Подумайте, вокруг чего будет разворачиваться ваша легенда. Это может быть, например, событие. Вы должны выбрать для него очевидца. Это должен быть достаточно известный и авторитетный для ваших будущих читателей или слушателей человек. Таким авторитетом может быть правитель, известный исследователь, знаменитый путешественник или кто-то из их ближайшего окружения. Например, «однажды царь Петр Алексеевич проезжал по берегу моря и увидел падающий с неба камень». После того, как камень упал, в земле образовался котлован, который со временем превратился в поросшую травой ложбину. При этом желательно знать характер предполагаемого очевидца. Он должен был обратить внимание на подобное явление.

У события может быть предыстория — цепь других событий, достаточно ярких для того, чтобы запомниться. Это может быть вражеское нашествие, голодный год, приезд известного человека и т.п. Например, однажды в голодный год шаман принес в дар богам дохлого оленя. Боги разгневались и превратили шамана в скалу, а оленя — в болото, откуда и происходит его название — Оленье болото, и местные жители туда не ходят. Легенда, основанная на событии, обычно им и заканчивается. Она достаточно короткая и не содержит подробностей.

Можно придумать героя легенды. Он должен быть средоточием многих положительных качеств. Но для остроты сюжета можно добавить к его образу некоторые недостатки. Это может быть великий могучий воин, у которого есть некоторые слабости. Или писаная красавица, не отличающаяся сообразительностью.

Подумайте, какие силы могли противостоять вашему герою. Любая легенда строится на противоборстве таких сил. Победа доброго начала над злым в легенде никогда не бывает полной и окончательной. Спорный момент, до конца не разрешенный легендой, в конечном итоге превращается во вневременной памятник или артефакт. Это может быть созвездие на небе, река, северное сияние или другое природное явление.

Введите компонент посредника. В этой роли могут выступать боги, волшебники, чудища. Они договариваются с героем о цене его успеха. Посредником может быть неодушевленный предмет, в том числе сам артефакт легенды. Он выполняет просьбу героя, но просит что-то взамен — часть тела, черту характера, самое дорогое или то, чего герой у себя дома не знает. При этом отнятое тоже может стать частью легенды, превратившись в ручей или звезду в небе.

Составьте сюжетную линию. Сюжет легенды выглядит как короткое и понятное действие. Это может быть битва героя с чудовищем, похищение красавицы, попытка добыть сокровище. Результат должен быть неоднозначен. За победу приходится платить серьезную цену, за приобретенный артефакт — что-то потерять. Главные герои не обязательно остаются в живых. При этом потеря может опять же материализоваться в природный объект, явление или артефакт, которые и демонстрируют зрителям как еще одно доказательство существования легенды. Таким образом осуществляется круговой принцип, когда повод к повествованию является одновременно доказательством его реальности.

Обратите внимание Вы должны сразу принять условие, что легенда не является объектом авторского права и может многократно изменяться и дополняться другими людьми. В этом реализуется фольклорный принцип ее существования и передачи во времени.

Источник

Марта Радецкая

Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти файл index php
  • Как составить программу по линейной структуре
  • Как найти геолокацию айфона по номеру телефона
  • Код ошибки 0x800736b3 windows 10 как исправить
  • Как найти налоговый номер на госуслугах